История любви: Сальвадор Дали и Гала
Елена Дьяконова, более известна миру как просто Гала, была женой французского поэта Поля Элюара и любовницей немецкого художника Макса Эрнста. Но прославилась она благодаря отношениям с испанцем Сальвадором Дали, которому она стала второй женой, моделью и музой. В день рождения Галы, 7 сентября, вспоминаем великую историю любви между ней и легендарным сюрреалистом.
Сальвадор Дали и Гала в Кадакесе, начало 1930-х
«Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной».
Это первые строчки книги «Дневник одного гения» Сальвадора Дали, опубликованной в Париже в 1964 году, когда художнику было 60 лет, а его жене – 70. Таких строчек Дали напишет немало – в своих книгах, на картинах, каждый раз изощряясь в эпитетах. О самой знаменитой паре в истории искусства 20 века (наряду с Диего Риверой и Фридой) сказано много, но дневник Дали и его автобиография «Тайная жизнь Сальвадора Дали», написанные пышно и сочно – один из немногих источников более-менее достоверной информации о том, что представляли собой их отношения.
Гала на съемке для американского Vogue, 1943
Дали и Гала познакомились в 1929 году в Кадакесе. Гале было 35, Дали – 25. Дали только приехал из Парижа, где вместе с Бунюэлем закончил монтаж фильма «Андалузский пес» и пригласил к себе домой две богемные пары – художника Рене Магритта с женой и поэта Поля Элюара с супругой. Ею была Гала – девушка русского происхождения, которая в 17 лет переехала из Москвы в Швейцарию. Гала и Дали заинтересовали друг друга с первого взгляда. Свои впечатления Дали описывает в «Тайной жизни» очень смешно.
«Ее удивила стройность моих рассуждений, и тут же, под плантаном, она призналась, что приняла меня за противного и невыносимого типа из-за моих лакированных волос, которые придавали мне вид профессионального танцора аргентинского танго. В самом деле, от мадридского периода у меня осталось пристрастие к фатовству. У себя в комнате я всегда ходил нагишом, но если надо было отправиться в селение, я целый час приводил себя в порядок, нафабривал волосы и брился с маникальной тщательностью.
Я носил безукоризненно белые брюки, фантастические сандалеты, шелковые рубашки, колье из фальшивого жемчуга и браслет на запястье. По вечерам я надевал расписанные мною шелковые рубашки с очень открытым воротом и пышными рукавами, что делало меня похожим на женщину».Сохранилось очень много фотографий Галы. Она была худая, стильная и строгая, а ее биографы любят писать о страстном темпераменте девушки и о том, что у нее всегда было множество любовников, в том числе и во время замужества с Дали, в том числе и намного младше самой Галы. «Тело у нее было нежное, как у ребенка, – пишет Дали в своих дневниках. – Линия плеч –почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным. Грациозное сочетание стройного, энергичного торса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной».
Вообще, как бы ни старались многочиленные биографы Галы, лучшие тексты о ней написал Сальвадор Дали. «Сегодня воскресенье, и я наконец раскрыл тайну цвета глаз Галы, они у нее подводно-ореховые. Этот цвет, так же как и цвет морских олив, весь день не давал мне покоя».
Один из первых портретов Галы, написанных Дали
Роман Сальвадора Дали и Галы начался почти мгновенно. Гала ушла не только от Поля Элюара –она оставила и 11-летнюю на тот момент дочь Сесиль, с которой в первые годы брака почти не общалась («Дети меня не очень-то интересовали» – знаменитая фраза Дали). Первое время Дали и Гала жили очень бедно в маленьком рыбацком доме в Порт-Лигате – Дали поссорился с отцом и тот лишил его материальной помощи. Потом уехали в Париж – Дали писал картины, а Гала букально оббивала пороги галерей и колекционеров, рекламируя мужа. Гала никогда не была простой музой: в 1930-е в Париже она усвоила профессию продюсера и агента, представляя права мужа и сделав его коммерчески успешным художником. Например, благодаря ей в Париже возникло меценатское общество «Зодиак», которое платило Дали гонорар и поддерживало его.
«Галарина», 1945
Почти на всю жизнь Гала станет единственной женщиной-моделью Дали, кроме его старшей сестры. Десятки картин Дали посвящены Гале – «Мадонна из Порт-Лигата», «Галарина» «Атомная Леда». На всех она изображена с гордой осанкой, строгим взглядом и легкой полуулыбкой. Часто дали пишет Галу в центре религиозных мотивов, что искусствоведы трактуют как фанатичное отношение художника к жене как к Деве Марии. При этом очевидно, что Гала была не просто музой или агентом художника, но и сама имела неординарный художественный талант. В 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке Дали представил большую инсталляцию «Сон Венеры». Это был сложный, эффектный проект: вход в зале был выполнен в виде стройных женских ног, а внутри картины Дали соседстовали с моделями, которые изображали сюжеты полотен. Есть много сохранившихся документов, в которых зафиксировано, что Гала была соавтором работы.
Дали и Гала были вместе больше 50 лет. «У нас с Гала словно медовый месяц, – пишет Дали. – У нас такие идиллические отношения, каких не было никогда прежде. Чувствую, как ко мне приближается мужество, которого мне все еще не хватало, чтобы окончательно превратить свою жизнь в шедевр героизма. Чтобы добиться этого, мне придется ежеминутно совершать деяния, достойные героя».
Замок в Пуболе
И ждать не пришлось долго. В 1969 году Дали, щедрый на красивые жесты, подарил своей жене средневековый замок. Замок Пуболь или замок Галы – готический дворец в небольшой деревне в каталонской провинции Жирона, который был построен в 11 веке. К 70-м годам 20-го века он прошел много испытаний и был в плачевном состоянии, но Дали его трещины только вдохновляли. Художник провел тщательную реставрацию замка, собственноручно расписал стены и подарил его жене. «Гала взяла меня за руку и вдруг сказала: «Еще раз спасибо тебе за всё. Я принимаю замок Пуболь, но при одном условии: без моего письменного приглашения ты здесь появляться не будешь». Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг.
К слову, звали Галу на самом деле Елена Дьяконова. Галой (с ударением на втором слоге) ее назвал Поль Элюар – с французского это слово переводилось как «праздник». Символично.
искусство История любви
За что Дали полюбил Галу, и за что – она его: dombusin — LiveJournal
У Дали были сложные отношения с женщинами – вернее, сказать, до совсем взрослого возраста не было никаких. К своему двадцатипятилетию он оставался девственником, женщины его пугали.
И одновременно – он был в плену своей еще подростковой фантазии о женщине, которая предназначена ему судьбой. Он утверждал, что задолго до встречи с женой поэта Поля Элюара знал, что эту женщину будут звать Гала.
Что это было, совпадение или художественный вымысел, а Дали и Гала оба были теми еще мистификаторами – сказать трудно. Но русскую эмигрантку Елену Дьяконову, покинувшую родину в юном возрасте, в эмиграции все знали исключительно как Галу.
Дали и Гала в Кадекасе, 1930-й год
Гала – и на французском, и на испанском означает примерно одно: праздник. Разница в ударении: французы говорят, ударяя на второй слог, а испанцы на первый, смягчая вторую «а», так что это слово звучит почти как «галя».
Галей, Галиной звала дочку мать Елены, почему-то настоящее имя дочери ей не нравилось. И Галой, с ударением на второй слог, стал сразу же после знакомства называть Дьяконову будущий большой французский поэт и ее первый муж, Поль Элюар. Она и правда стала для него «женщиной-праздником», они прожили вместе пятнадцать лет, до встречи Галы с молодым Сальвадором Дали.
Сальвадор Дали, Гала, Поль и Нуш Элюар (вторая жена поэта), 1931 год
А Дали писал в мемуарах про свои юношеские фантазии о девочке, а потом женщине, хрупкой, красивой, в роскошных одеждах, которую он называл в мечтах Гала, Галарина. Очень вероятно, конечно, что это не мистическое совпадение, а подгонка под факты и сочинение мифа, на такое Дали был большим мастером.
Дали не полюбил Галу с первого взгляда, но полюбил со второго, причем это был взгляд на сидящую к нему спиной на пляже женщину. Вот как он описывает жену друга Поля, приехавшего к Дали в гости: «Я сразу узнал ее обнаженную спину. Ее тело еще хранило юношеские очертания. Разлет плечей, крепкие мускулы спины таили некую атлетическую напряженность, но хрупкость силуэта, нежная линия бедер, тонкая талия делали ее крайне желанной… Как же это могло случиться? Ведь вчера я говорил с ней целый час, но так и не узнал ее.»
Картина Сальвадора Дали «Обнаженная Гала смотрит в невидимое зеркало», 1960 г.
Галу часто описывают как невероятно обаятельную женщину, искрометную, спонтанную, живую. Женщину, в которую влюблялись слету. Но на самом деле большинству знакомых она не нравилась, а многим – не нравилась очень, как и Лилю Брик и Меган Маркл ее считали выскочкой, хищницей и самозванкой. «Гала-чума» — так звали ее друзья Поля Элюара, недовольные силой ее влияния на мужа.
Но зато если уж она кому нравилась, то на полную мощь. Так случилось и с Дали, который был моложе Галы на 11 лет. Внезапно он разглядел новую знакомую, с которой имел накануне непринужденную беседу, и которая, как женщина, совсем не пугала и не напрягала его, и паззл сложился – это «та самая». «Была ли это Гала? Да, это была именно она», — утверждал он.
А Гала вспоминала, что сразу увидела – перед ней настоящий гений! И эта ее уверенность, сразу же донесенная до Дали, стала контрольным выстрелом в его сердце.
Хотя, если разобраться, умением увидеть в интересующемся ею мужчине великого и гениального Елена-Гала владела с юности, эту же программу восхищения она когда-то откатала также мгновенно влюбившемуся в нее Элюару, а после – и художнику Максу Эрнсту, официальному любовнику при муже.
Сама Гала, жена ставшего уже известным поэта Элюара, была женщиной шикарной, привыкшей к достатку и роскоши. И что же она увидела в молодом испанце, почти нищем и еще совсем неизвестном? Сальвадор Дали как раз перед встречей с Галой серьезно рассорился с отцом и потерял его финансовую поддержку, и все его проекты-задумки еще были впереди.
Возможно, она и правда заметила в нем большой потенциал, задор творца. Но скорее – он просто понравился ей как мужчина, она вообще всегда любила молодых, ярких и немного безумных. И она совершенно спокойно тут же променяла дорогую парижскую квартиру Элюара на нищий пляжный домик Дали – это действительно была смелая спонтанная женщина, которая была уверена, что достойна лучшего, а значит, не пропадет.
Вот так Дали и Гала нашли друг друга, и стали одной из самых ярких и успешных семейных пар 20-го века, вместе до конца.
Друзья, знаете еще семейные пары, которые смогли «раскрутиться» в тандеме, когда один – гений, а второй – менеджер и вдохновитель?
«Знать ее означало ненавидеть ее»
Сегодня, шестьдесят лет назад, произошла одна из наименее вероятных встреч 20-го века, когда испанский художник Сальвадор Дали и его жена Гала получили аудиенцию у Папы Пия XII.
Дали, подстрекаемый своей одержимо-честолюбивой женой, начал наступление с помощью обаяния, чтобы завоевать благосклонность церкви, а также режима Франко в Испании. Первым шагом в его плане стала недавно завершенная картина «Мадонна из Порт-Льигата 9».0008 (на фото выше), который Дали взял с собой для шоу «Покажи и расскажи Святому Отцу». В скромном масштабе полиамурная Гала несколько неуместно изображена в образе Пресвятой Богородицы. Какое уютное трио: художник-сюрреалист, чьи предыдущие работы включали картину «Осквернение воинства » и кощунственное сотрудничество с режиссером Луисом Бунюэлем, и его жена-нимфоманка, гуляющая с Верховным Понтификом. К сожалению, их разговор остался незарегистрированным, хотя Дали сообщил, что Пия забрали с собой Мадонна .
«Я могу вам помочь?»
Тот факт, что Дали, самый известный и наименее ортодоксальный из сюрреалистов, должен был встретиться с Папой, стал последней каплей для Андре Бретона. Человек, чей автократический контроль над движением принес ему титул «папы сюрреализма», требовал апостольской монополии. Хотя бретонский коммунист и все более реакционный Дали никогда не были политическими соратниками, это нарушение радикального антиклерикализма сюрреалистов было слишком большим оскорблением.
Примерно в это же время Бретон назвал Дали пренебрежительной анаграммой Avida Dollars, но на самом деле это был Гала, чья жадность так запятнала репутацию художника.
Историк искусства Джон Ричардсон язвительно пишет о ла Гала в своей книге Священные монстры, Священные мастера . «Знать ее означало ненавидеть ее», — утверждает он, называя ее по-разному «вираго», «женщиной-пауком», «древним харриданом» и «одной из самых отвратительных жен, которых когда-либо оседлал крупный современный художник». Другие были менее добры. (Но была бы Гала так опорочена из-за размаха ее завоеваний, если бы она была мужчиной? Это маловероятно.)
Гала, урожденная Елена Дмитриевна Дьяконова в России в 1894 году, вышла замуж за французского поэта Поля Элюара в 1917 году, хотя она была слишком женщиной для одного мужчины и имела целую вереницу любовников. В конце концов пара договорилась о трехсторонней договоренности с немецким сюрреалистом Максом Эрнстом.
В 1929 году она познакомилась с малоизвестным тогда Сальвадором Дали, и их судьбы — к добру или к худу — навсегда переплелись. Дали, чьи единственные серьезные отношения до сих пор были с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой и его собственной рукой, был загипнотизирован доминирующим русским.
Они поженились на гражданской церемонии в 1934 году (Пий, очевидно, отклонил просьбу Галы о разводе с Элюаром во время их короткой встречи). Казалось, почти все, включая отца Дали и большую часть окружения художника, не одобряли этот союз. Дали увековечил Гала в некоторых из своих самых важных работ, Гала поощрял слабость Дали к унизительным рекламным трюкам.
Сальвадор и Гала Дали перед более поздней версией Мадонны
В более поздние годы, однако, Гала оказала давление на Дали, чтобы он максимизировал доход за счет художественной целостности, и выпустил поток работ, единственным вкладом которых был художник. его подпись. Гала, по словам Ричардсона, нуждалась в деньгах, чтобы содержать своих молодых любовников, ее огромное сексуальное влечение не уменьшилось с возрастом.
Гала умерла в 1982 году, но не, как она хотела, в деревне Пуболь, где для нее и Дали была приготовлена могила. Тот факт, что вместо этого она неудобным образом умерла в Порт-Льигате, привел к последней и соответственно сюрреалистической поездке: ее усадили в машину, как если бы она была еще живой, и отвезли туда.
Дали, опустошенный, несчастно задержался еще на 6 с половиной лет, эксплуатируемый прихлебателями, которые сделали Галу похожей на Флоренс Найтингейл.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Теги: Андре Бретон, Гала Дали, Макс Эрнст, Поль Элюар, Пий XII, Сальвадор Дали 1).
Речь идет о русской женщине, которая стала музой и возлюбленной многих талантливых людей и после 1929 года стала известна миру как Гала Дали.
*
Я продолжил исследование ее биографии. В первую очередь хотелось узнать, как Елена Ивановна Дьяконова стала Галой. Я узнал из РОССИИ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ, что ее первый муж поэт Поль Элюар был вдохновлен ее «пылкостью, решительностью, решительностью и высокой культурой». «Он дал ей прозвище Гала от французского слова, означающего «триумф, праздник».
*
В 1929 году Элюар, Гала и их 11-летняя дочь Сесиль гостили у каталонского художника Сальвадора Дали в его доме в Кадакесе. Некоторые источники говорят, что Гала и Сальвадор, который был моложе его на 10 лет, страстно полюбили друг друга, что она была его возлюбленной, его музой, его единственной женщиной-моделью.
*
Рассмотрим некоторые факты.
*
В 1929 году Сальвадору Дали было 25 лет. В «ДЕМОНОВОЙ НЕВЕСТКЕ ДАЛИ» Джон Ричардсон писал: «Дали был… девственником, когда они встретились, боялся женских половых органов и был в очень близких отношениях с поэтом Федерико Гарсиа Лоркой». Художник уже был наслышан о деятельности Галы, «…но его первый взгляд на нее в купальнике, на священном пляже его детства, очаровал его.
*
На с другой стороны, Гале было 35 лет, она была замужем и имела романы со многими мужчинами. Ричардсон пишет: «… она искала другого мужа-знаменитости. И в 25-летнем Дали она нашла… того, кто разделял ее страсть к деньгам, власти и славе, но также и того, чьи последние картины с их отсылками к Фрейду и Саду и их дотошной вермееровской отделкой были предназначены иметь мгновенный успех de scandale».
*
Гала развелась с Полем Элюаром и с 1929 года всегда была с Сальвадором. В 1934 году они поженились на гражданской церемонии. В 1958 году они снова поженились по католической церемонии.
САЛЬВАДОР И ГАЛА В 1930 ГОДУ. Предоставлено музеем Дали.
*
Из Википедии: «Она была музой Дали, непосредственно вдохновляла и появлялась во многих его работах.
*
В начале 1930-х годов Дали начал подписывать свои картины своим и ее именем, говоря: «В основном твоей кровью, Гала, я пишу свои картины».