Регги стиль в одежде – Стиль регги в танцевальной культуре Интернет-издание «Стихия танца»

Раста | Энциклопедия моды

Раста фотоРаста, растаманский стиль – характерная одежда для любителей растаманской культуры, представляющей собой синтез религиозных воззрений, музыки регги и жизненных ценностей.

Слово «раста» — сокращение от Рас Тафари (рас – принц, глава, князь в переводе с ахмарского языка), полное имя которого звучит как Тафари (Тэфэри) Макконнен. Его второе имя – Хайле Силассие («Власть Троицы) I. Он стал первым чернокожим императором Эфиопии и еще при жизни был причислен к лику святых в растафарианской религии.

С точки зрения внешнего вида современный растаманский стиль больше всего похож на хиппи и этно, включает в себя элементы экологического стиля, но при этом отпечаток африканской культуры наиболее заметен.

 

Раста культура

Раста фото

Сложно представить себе течение, которое было бы столь радикальным и даже националистически-окрашенным вначале, а в конце превратившееся в одно из самых аполитичных, пассивных и, можно даже сказать, любвеобильных (в хорошем смысле этого слова).

Растафарианство как религия зародилась на Ямайке, но более поздние свои метаморфозы претерпела в Африке. По миру ее и вовсе разнесли чернокожие латиноамериканцы и афроамериканцы. Она представляет собой монотеистический афрохристианский культ, взявший за основу Библию, но весьма оригинально интерпретированную. Согласно ей, Иисус, Моисей и другие ключевые фигуры были чернокожими, а сама Библия была в свое время переписана.

После восшествия на престол в 1930 году Тафари, мир растафарианства обрел своего повелителя. Согласно предсказаниям проповедника Маркуса Гарви, иммигрировавшего из США в 1927 году на Ямайку, эра благоденствия для этнических африканцев должна была начаться с появления в Эфиопии чернокожего короля. Предсказаниям этим суждено было сбыться в кратчайший срок.

Растафарианство вырастало из разрозненных сект, из ритмов черного континента и особых песнопений, которые в конце концов превратились в солнечную музыку регги. Королем ее стал известный ямайский исполнитель Боб Марли, благодаря которому регги окончательно стало культовой и почитаемой музыкой не только среди чернокожего населения, но и для многих белых людей.

Тесно сплелись в раста-культуре мистические представления африканских племен, элементы иудаизма, «черный» ислам, христианство. Накладывала свой отпечаток и традиция курения марихуаны – не для удовольствия, а для просветления.

Фотографии раста Фотографии раста

«Когда ты куришь траву, это открывает тебе твою собственную суть. Все твои недостойные поступки открываются тебе травкой. Это твоя совесть, и она дает тебе честную картину самого себя. Травка заставляет тебя предаться созерцательному размышлению…» —

это слова великого Боба Марли.

Увы, пагубное пристрастие к марихуане сделало культуре раста куда большую рекламу, нежели прочие ее добрые составляющие. К примеру, пропагандируемое в культуре вегетарианство менее распространено среди растаманов не религиозного, а субкультурного толка, нежели курение травы. То же самое относится к воздержанию от табакокурения и алкоголя.

Одежда раста

Одеваться, подобно растаманам – значит носить то, что удобно и доступно кошельку. По крайней мере, так было в начале, когда растафарианство было религией чернокожих. Сегодня стиль приобрел очень много искусственных черт, подчеркивающих его родство с африканской культурой, а также особенностей, роднящей раста-стиль с хиппи.

Для того чтобы выглядеть настоящим растаманом, нужно всего лишь надеть простую футболку яркого цвета, на которой может быть изображен либо красно-желто-зеленый раста флаг Эфиопии, либо одна из культовых фигур субкультуры: Боб Марли, Хайле Силассие и др. В странах, где легализованы легкие наркотики, допустимо ношение рисунков, изображающих лист конопли. В России с недавних пор введен запрет на подобную символику, признанную пропагандирующей курение марихуаны.

Фотографии растаФото в стиле раста Фото в стиле раста

Кроме футболок, допускается ношение толстовок, худи, олимпиек ярких цветов. Сочетание красного, желтого и зеленого в стиле раста преобладает.

С футболкой раста и толстовкой можно надевать джинсы, шорты, спортивные брюки.

Обувь в стиле раста – это кеды, кроссовки и шлепанцы в жаркие летние месяцы.

Прически

Дредлоки (от англ. dreadlocks, дословно «ужасные патлы»), сокращенно дреды – самая любимая прическа растаманов. По сути своей дреды – это специально начесанные колтуны, процедура заплетения которых варьируется по продолжительности от нескольких часов до нескольких десятков. Ее главный минус – дреды почти невозможно расплести, только отстричь и начать отращивать волосы заново.

Фото в стиле раста Раста фото Раста фото

Раста фото

В последнее время многие поклонники стиля раста заплетают себе так называемые «безопасные» дреды. Суть метода заключается в том, что из канекалона (искусственных волос) плетется дред, в которые потом вдевается прядь волос с головы. Когда прическа надоедает, безопасные дреды можно просто снять.

Из дредов их владельцы нередко делают другие оригинальные прически, собирая их в хвост, плетя их них раста косички и красиво укладывая вокруг головы.

Аксессуары

Аксессуары раста-стиля – это банданы и кулоны, напульсники и фенечки, бусы и браслеты. Но самое главное – это традиционные раста шапки, трехцветные (красно-желто-зеленые, нередко также с примесью черного) и очень объемные. Они вяжутся специально для того, чтобы их можно было без проблем надевать на дреды. Те же, кто не может похвастаться типичной раста-прической, носят такие

раста шапки наподобие обычных беретов.

Раста фото Фото в стиле раста Стиль раста фото

 

По сути, любой аксессуар можно отнести к стилю раста, если он имеет характерное трехцветное сочетание или содержит символику стиля.

Как создать образ в стиле раста?

Стиль раста появился благодаря существованию одноименной субкультуры. Однако в наши дни многие девушки и юноши носят характерные для этого стиля вещи, не являясь при этом ортодоксальными раста. Просто им нравится быть разными.

Одежда

Стиль раста фотоЕсли вы собираетесь создать образ в стиле раста, то должны запомнить главное правило – раста-стиль – это в первую очередь сочетание зеленого, желтого и красного цветов, в том порядке, в котором они расположены на флаге Эфиопии.

Самым простым вариантом станет приобретение футболки, либо полностью выполненной в раста цветах, либо с принтом флага Эфиопии на груди. Довольно часто в центре флага бывает размещено изображение Боба Марли.

Для стиля раста характерен свободный крой одежды, поэтому выбирая вещи, старайтесь избегать обтягивающих моделей. Самым привычным для раста-стиля предметом одежды является футболка, но вы также можете надеть спортивную кофту на молнии или толстовку. Желательно, чтобы и эти вещи были украшены триколором.

Большинство последователей стиля раста носят джинсы, в летнее время шорты, но девушки могут надеть и юбку. Это должна быть или короткая джинсовая юбка, или длинная в пол юбка из хлопка, наподобие тех, что носят женщины в Африке.

Обувь

Никаких строгих требований к обуви последователи растафариантсва не предъявляют. Это просто должна быть максимально удобная обувь на плоской подошве. Подойдут практически любые кеды или кроссовки. Ни в коем случае не надевайте обувь на каблуке или тяжелые армейские ботинки в стиле Доктора Мартинса.

Аксессуары

Современный стиль раста подразумевает ношение большого количества всевозможных аксессуаров, особенно это касается браслетов. Плетенные браслеты (фенечки раста) и резиновые браслеты с названием любимых регги-команд стали своего рода фетишем среди молодых раста. Девушки раста могут также надеть серьги с характерной расцветкой, мужчинам рекомендуется носить амулеты на шнурке.

Прическа

Главным признаком того, что вы относитесь к раста-культуре является ношение дредов. Однако если вы не готовы заплести себе настоящие дреды, то можете обратиться к мастеру, который за несколько часов сделает вам роскошные искусственные дреды, от которых вы в любой момент сможете легко избавиться.

 

Стиль «регги»

стиль регги

Мода, а соответственно и разные стили в одежде, формируются под влиянием исторических событий, технического прогресса, политики, музыки и других факторов, влияющих на образ жизни в целом. Многие яркие стили в одежде возникли под влиянием музыки: рок, панк, диско, рокабилли, регги и другие.

Основные элементы стиля «регги»

Одним из наиболее ярких и популярных является «регги» — броский, вызывающий стиль одежды, в котором используются атрибуты движения растафари (растаманов), субкультуры, возникшей на Ямайке и имеющей Африканские корни. На мировую популярность этого стиля в одежде повлияла музыка Боба Марли. В своей музыке растаманы несут миру добро, свободу, веселое настроение, поэтому одежда в стиле регги – это комфорт, яркие цвета и позитив. Характерные черты одежды регги — цвета флага Эфиопии — желтый, красный, зеленый, изображения символичного для представителей этого движения растения или портрета Боба Марли, косички-дреды в прическе.

Образ в стиле «регги»

Если вам по душе образ растамана, давайте рассмотрим несколько вариантов, как одеться в стиле «регги».

Один из самых популярных атрибутов стиля — шапка регги – объемный вязаный головной убор традиционных цветов. Шапки, кепки, шляпы с атрибутикой регги различных фасонов могут стать одним из элементов образа в стиле регги, а шапки с дредами – прекрасный выбор для тематической вечеринки. Кроме того, уместной будет бандана или яркий платок символикой.

Не обязательно использовать в одном наряде все элементы регги, можно взять лишь его мотивы. Например, майка или футболка с портретом Боба Марли или шорты и рубашка с растаманской расцветкой прекрасно сочетаются с любой джинсовой одеждой.

Поклонники стиля предпочитают носить широкие штаны регги в спортивном стиле из трикотажа или брюки свободного кроя из натуральных тканей. Обувь регги – высокие кроссовки с контрастными вставками, кеды с яркими цветными шнурками или узорами.

Завершат образ стильные украшения (бусы, браслеты, амулеты), шарфы, плетеные пояса из натуральных материалов, объемные сумки или рюкзаки с символикой раста.

Стиль «регги» позволит одеться не только ярко и комфортно, но еще и за небольшие деньги.

Жизнерадостный, яркий и энергичный стиль «регги» и в музыке, и в одежде создаст позитивное настроение не только вам, но и всем окружающим.

 

Свобода и раскрепощенность стиля раста

Лето, море, музыка… Свобода и раскрепощенность… Это составляющие стиля «регги» или, иначе именуемого, «растафари».

Растаманство в чем-то сродни хиппи 60-х годов: яркая свободная одежда, множество недорогой бижутерии, склонность покуривать травку. Однако, если хиппи появились как протест против буржуазного мира массового потребления, то растафарианство имеет более глубокие исторические корни. Идеология раста уходит корнями во времена работорговли, когда чернокожих невольников массово завозили в Америку с Африканского континента. Память о вольной жизни на родине передавалась из поколения в поколение. Мечты о свободе легли в основ растафарианства. Неслучайно в качестве символики, последователи этого направления, выбрали традиционную расцветку флага Эфиопии, единственной страны, отстоявшей свою независимость среди колоний Черного континента.

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 1

Всемирную известность растафарианство получило благодаря музыке Боба Марли. Стиль регги — это комфорт, яркие цвета и позитив. Характерные черты: черный, желтый, красный, зеленый цвета; изображение листка канабиса, фигуры льва или портрета Боба Марли, косички-дреды в прическе.

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 2

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 3
Один из самых популярных атрибутов стиля — шапка регги — объемный вязаный головной убор традиционных цветов. Кроме того, уместной будет бандана или яркий платок символикой.

Поклонники стиля предпочитают носить широкие штаны регги в спортивном стиле из трикотажа или брюки свободного кроя из натуральных тканей. Обувь регги — высокие кроссовки с контрастными вставками, кеды с яркими цветными шнурками или узорами.

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 4

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 5

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 6

Завершат образ стильные украшения (бусы, браслеты, амулеты), шарфы, плетеные пояса из натуральных материалов, объемные сумки или рюкзаки с символикой раста.

Стиль «регги» позволит одеться не только ярко и комфортно, но еще и за небольшие деньги.

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 7

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 8

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 9

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 10

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 11

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 12

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 13

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 14

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 15

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 16

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 17

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 18

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 19Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 20

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 21

Свобода и раскрепощенность стиля раста, фото № 22

Растаманы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Растама́ны — молодёжная субкультура, распространённая на постсоветском пространстве, связанная с музыкальным стилем регги и ассоциированными с ним взглядами и образом жизни.

Зародилось в начале 1990-х годов, самоназвание связано с растафарианством — религиозным течением, приверженцами которого были ключевые исполнители ямайского регги. При этом носители субкультуры как правило не являлись истинными приверженцами оригинальной религиозно-политической доктрины, а лишь использовали соответствующую атрибутику — слушали Боба Марли и музыку регги, носили одежду с комбинацией цветов «зелёный-жёлтый-красный», некоторые носили дреды. На выбор самоназвания, в числе прочего, повлияло распространение записей русскоязычных регги-коллективов[1] и рэперов.

Одним из пионеров растаманского движения в России является работающая в стиле регги музыкальная группа «Джа Дивижн», появившаяся в 1989 году. Стиль растамана, популяризованный регги и сопутствующий веселью, был принят русскоязычным населением, возникла и развилась сцена так называемого русского регги. Музыкально-поэтический фактор в стране, недавно отгороженной железным занавесом от существенной части мировой культуры, сыграл весомую роль, оказывая существенное влияние на русскоязычную молодёжь 1990-х годов.

По состоянию на 2010-е годы в Москве, Петербурге и других городах существуют большие растаманские сообщества, которые проводят культурные мероприятия (обычно концерты или фестивали)[2], поддерживают сайты, издают медиаматериалы. Растаманами считают себя почти все российские регги-коллективы — по меньшей мере они используют характерную символику и почитают Боба Марли. Лидер «Джа Дивижн» Герберт Моралес эвристически указывает на параллель курения конопли с «оружием Джа»[3]. Принадлежность к «философии Раста» декларировал известный российский рэп-исполнитель Децл[4]. Некоторые ортодоксальные растаманы негативно относятся к музыке регги из-за её коммерциализованности, некоторые слушают и играют фанк, даб и хип-хоп.

Обычно растаманы выступают за легализацию марихуаны, что находит отражение в творчестве, атрибутике (в очень большом количестве сувенирных лавок мира имеются товары с растаманской символикой), политических декларациях (например, участие в ежегодном «Конопляном марше») и жизни.

Общей идеей у постсоветских растаманов и растафарианцев также является позитивное отношение к Джа и негативное отношение к прагматической социально-политической системе, основанной на западной материальной культуре (так называемому «Вавилону»).

Многие растаманы также негативно относятся к приёму опиатов, амфетаминов, психоделиков, алкоголя и лекарственных средств в немедицинских целях, что вовсе не роднит их с субкультурой хиппи, как принято считать, а даже наоборот отталкивает[источник?].

Субкультура постсоветских растаманов породила особый фольклор, развитию которого способствует чувство юмора и просветление — под их воздействием возрастает тяга к рассуждениям, фантазии и творчеству. Достаточно широкую известность приобрёл лингвист и литератор Дмитрий Гайдук, который в первой половине 1990-х стал собирать и обрабатывать устное творчество украинских и российских растаманов, и в 1995 году создал проект «Растаманские народные сказки». Работы Гайдука неоднократно издавались, выходили аудиокассеты и диски, сейчас он часто ездит по разным городам и читает сказки перед аудиторией в рамках различных субкультурных мероприятий. По предположению Гайдука, численность приверженцев растаманской идеологии в современной России может составлять до 4—5 % населения[5].

О субкультуре «растаманов» стран СНГ на постсоветской территории периодически упоминают в своём творчестве многие современные деятели русскоязычной культуры — музыканты, писатели, создатели фильмов. Например, широко известна песня «Растаманы из глубинки»[6]Бориса Гребенщикова.

Растаманы — обзор субкультуры, фото, видео

История возникновения

Субкультура растаманов – это не только знаменитый эфиопский триколор, каннабис и регги, смысл субкультуры куда глубже, а появилась она вообще из религиозных верований. Растаманами называют представителей культуры Растафари, сформировавшуюся примерно в 1920-х годах на Ямайке. Базой для субкультуры послужили африканские национально-религиозные движения или секты, в этом многообразии наиболее яркими фигурами были эфиопский император Хайле Селассие и ямаец Маркус Мосайя Гарви. Растафарианство перенеслось с Ямайки в Эфиопию благодаря дипломатии того самого Хайле Селласие, который обозначил это движение, как «рай для чернокожих – не на небе, а на земле африканской библейской страны Эфиопии». После 60-х растафарианство появилось в Америке и странах Карибского бассейна.

Субкультура растаманы

Субкультура растаманов вышла из религии растафарианства, в которой присутствует культ употребления конопли с целью легкого вхождения в транс для молитвы или обрядов. Однако, растаманами часто становятся просто, чтобы носить дреды и курить траву, причем это касается как Эфиопии, так и России. У настоящих растаманов есть своя философия, у них запрещено пить алкоголь, курить табак, носить чужие вещи, есть свинину и рыбу, пить молоко. В целом, растаманы, как и хиппи, выступают за мир во всем мире, взаимопомощь и любовь к ближнему, бесконечное познание себя и личную свободу.

Субкультура растаманы

Внешний вид растамана

Внешний вид растамана на фоне российских городских пейзажей трудно не заметить. Обычно они носят майки с изображение конопли, вязанные шапки и сумки, штаны-алладины и тонны феничек. Конечно, натуральные дреды – самый лучший признак растаманы, их украшают лентами, кольцами, банданами. В почете носить одежду из натуральных тканей, к примеру, изо льна или конопли, обычно она производится в Индии, Камбожде, Эфиопии.

Музыкальные предпочтения

К любой субкультуре прилагается музыка, так и у растаманов есть свое излюбленное направление – регги. Идол регги, конечно, ямайский музыкант Боб Марли. Первыми основателями этого жанра в России были и остаются Jah Division. Также в России есть и свои кумиры регги, например, Борис Гребенщиков, Alai Oli, АКИМАМА, Рома В. П. Р., лингвист и литератор Дмитрий Гайдук, который создал книги «Растаманские народные сказки». Песни про избавление от Вавилона (белой культуры) и позитивные вибрации звучали еще 400 лет назад: они были призывом к свободе и любви. Обычно те, кто исполняет регги, считают себя представителями субкультуры растаманов. По всему миру устраиваются фестивали регги, проводятся лекции, творческие встречи, мастер-классы по плетению дредов, феничек.

 

Растафарианство — Википедия

В 1930 году Рас (принц) Тафари под именем Хайле Селассие I был коронован императором Эфиопии

Растафариа́нство — религиозное движение, сторонников которого называют растаманами.

Растафарианство — слабо организованная религия, большинство растаманов не требуют участия в каких-либо богослужениях и мероприятиях, чтобы таким образом поддерживать друг друга, найти веру и вдохновение в себе, хотя некоторые из них определены в одну из «Обителей Растафари»; три наиболее известных из них — это «Ньябинги», «Бобо Ашанти» и «Двенадцать колен Израилевых».

Название «Растафари» происходит от имени последнего императора Эфиопии Хайле Селассие I, до коронации известного как Рас Тафари Маконнен (Тэфэри Мэконнын). Растафари считают, что Хайле Селассие I является воплощением Бога, которого растаманы называют Джа.

Основа растафарианства — любовь к ближнему и отказ от образа жизни западного общества, которое растаманы называют «Вавилон». Они провозглашают Святую Землю — африканский аналог Сиона, располагающуюся либо в Эфиопии, либо во всей Африке — в качестве первоначальной родины[1]. Растафарианство включает в себя различные афроцентрические социальные и политические задачи, к примеру социально-политические взгляды и учения ямайского публициста и организатора Маркуса Гарви, который также часто рассматривается как пророк.

В растафарианстве распространено употребление каннабиса. По убеждению последователей растафарианства, употребление каннабиса благотворно влияет на здоровье человека: повышает общий тонус организма, даёт возможность очищения от ненужного понимания мира; «ибо другими путями это не излечить».

К 1997 году насчитывалось около 1 млн растафари во всем мире, сегодня растафарианство распространилось в большинстве стран мира в основном за счёт регги, наиболее ярким примером является ямайский певец Боб Марли (1945—1981) и его дети.

Растафарианские конфессии достаточно разрозненны, их учения часто друг другу не соответствуют.

Одной из известных сторон растафарианства является христианская ветвь (влияние Эфиопской православной церкви) и пророчества ямайского лидера движения «Назад в Африку» Маркуса Гарви. В одной из речей в Единой негритянской ассоциации по улучшению (United Negro Improvement Association) Маркус Гарви сказал, что нужно ожидать знамения: пришествия и коронации «чёрного» царя в Африке. Многие решили, что предсказание свершилось, когда в 1930 году Рас (принц) Тафари, взявший имя Хайле Селассие I, был коронован императором Эфиопии. Последователи растафари на Ямайке верят, что Селассие является потомком библейского царя Соломона и царицы Савской (легенда о происхождении «Соломоновой династии» содержится в книге «Кебра Нагаст»), и почитают его как Бога (Бога-Отца) — царя царей и мессию.

Согласно христианскому толкованию растафарианской интерпретации Библии, чернокожие, подобно израильтянам, были отданы Яхве (Джа) в рабство белым (европейцам и их потомкам, колонизировавшим Африку) в наказание за грехи и должны жить под гнётом Вавилона, современной социально-политической системы, основанной на западных ценностях, в ожидании пришествия Джа, который освободит их и уведёт в «рай на земле» — Эфиопию.

Отличительным свойством религии растафарианство является то, что её сторонники не занимаются обращением в свою веру, так как человек должен открыть в себе Джа самостоятельно. В ожидании Исхода растаман (последователь растафари) должен культивировать «африканскую» самобытность, стремясь отличаться от «слуг Вавилона» как внешне, так и внутренне. Их этическая система основывается на принципах братской любви, доброжелательности ко всем людям и неприятии западного образа жизни.

Основа доктрины — прото-растафарианский текст «Холи Пиби[en]», написанный ангильцем Робертом Этли Роджерсом[en].

Идеи растафари распространились в 1970-х годах благодаря музыкальному стилю регги, возникшему на Ямайке и особенно популярному в США, Великобритании и Африке. Один из примеров — песня Реки вавилонские, ставшая хитом в исполнении Бони М. Основой регги является калипсо и национальная ямайская музыка (основанная на ритме барабанов Найабинги). Появившийся в 1960-х годах стиль ска стал основой, на которой возникло регги — музыка, построенная на тех же принципах, что и ска, но с более медленным, размеренным темпом, укороченной басовой линией и жёстким ритмом (вместо 2/4, используемых в ска, музыканты стиля регги использует ритм 4/4).

Одна из вариаций стиля — это даб, инструментальная версия с множеством эффектов. Позже, в 1980-х, на основе регги появились дансхолл — музыка ямайских танцплощадок, рагамаффин и реггейшн — музыка диджеев, более танцевальная и ритмичная. Тексты песен регги, проповедующие христианство, со временем становились всё более и более политизированными, направленными против социальной и экономической несправедливости, превратившись в голос угнетённых и в то же время не унывающих, тогда как когда в раннем дансхолле царили пошлость и вульгарность. Ключевого представителя жанра регги — Боба Марли — некоторые последователи растафарианства считают пророком[2].

В связи с регги на постсоветском пространстве зародилась молодёжная субкультура растаманов, в большей степени связанная с музыкальным стилем и ассоциированным с ней образом жизни, но использовавшая некоторые элементы растафарианства, без религиозной и этнорасовой составляющих.

На русском языке
  • Казарина Е. Ю. Растафарианство // Энциклопедия «Кругосвет».
  • Растафарианство / Костылев П. Н. // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 241—242. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
  • Сосновский Н. А. Критика идеологии растафаризма и африканское студенчество // Культурные процессы в развивавшихся странах. Тезисы международной конференции в Институте востоковедения АН СССР. — М., 1986. — Т. II. — С. 114—115.
  • Сосновский Н. А. Синтез как гомеостазис культуры // V Всесоюзная конференция африканистов ‘Новое мышление и Африка’… Тезисы докладов и научных сообщений. М. Вып. 4, ч. 2. — М., 1989.
  • Сосновский Н. А. „Культура растафари“ в зарубежной литературе: панафриканизм, Ветхий Завет и рок-музыка // Культурное наследие: преемственность и перемены. Вып. 3 / Под ред. В. А. Бейлиса. — М.: ИНИОН АН СССР, 1991. — С. 130—198.
  • Сосновский Н. А. Отражение идеологии культурного национализма в молодёжной субкультуре африканской диаспоры («Культура растафари») / автореферат дис. … кандидата истор. наук : 07.00.03 / Рос. АН Ин-т Африки. — М., 1992a. — 24 с.
  • Сосновский Н. А. Теология свободы: искушение истматом // «Восток». — 1992b. — № 1. — С. 80—89.
  • Сосновский Н. А. На полпути к себе: „Движение растафари“: Религия? Идеология? Мода? // «Восток». — 1992c. — № 6. — С. 55—65.
  • Сосновский Н. А. Хайле Селассие, песенки рэгги и мифы исторического сознания // Иностранная литература. — 1992d. — № 8.
  • Сосновский Н. А. Культура растафари. — М.: Институт Африки РАН, 2016. — 300 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-91298-172-2.
  • Социология молодёжи. Энциклопедический словарь / Отв. Ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. — М.: Academia, 2008. — 608с.
  • Сульженко М. В. Нет dreadlocks — нет веры: к вопросу изучения антропологии растафарианства // Научно-теоретический журнал «Религиоведение». — 2010. — № 3. — С. 56—61. Архивировано 29 августа 2014 года.
На других языках
  • Banton M.[en] (1989), «Are Rastafarians an Ethnic Group?», Journal of Ethnic and Migration Studies[en] Т. 16 (1): 153—157, DOI 10.1080/1369183X.1989.9976167 
  • Barrett, Leonard E. (1997), The Rastafarians, Boston: Beacon Press[en], ISBN 9780807010396 
  • Benard, Akeia A. (2007), «The Material Roots of Rastafarian Marijuana Symbolism», History and Anthropology[en] Т. 18 (1): 89—99, DOI 10.1080/02757200701234764 
  • Barnett, Michael (2002), «Rastafari Dialectism: The Epistemological Individualism and Conectivism of Rastafari», Caribbean Quarterly Т. 48 (4): 54—61 
  • Barnett, Michael (2005), «The Many Faces of Rasta: Doctrinal Diversity within the Rastafari Movement», Caribbean Quarterly Т. 51 (2): 67–78 
  • Barnett, Michael (2006), «Differences and Similarities Between the Rastafari Movement and the Nation of Islam», Journal of Black Studies[en] Т. 36 (6): 873—893 
  • Barnett, Michael (2017), The Rastafari Movement: A North American and Caribbean Perspective, Routledge, ISBN 978-1138682153 
  • Bedasse, Monique (2010), «Rasta Evolution: The Theology of the Twelve Tribes of Israel», Journal of Black Studies[en] Т. 40 (5): 960—973 
  • Bedasse, Monique (2013), «»To Set-Up Jah Kingdom» Joshua Mkhululi, Rastafarian Repatriation, and the Black Radical Network in Tanzania», Journal of Africana Religions Т. 1 (3): 293—323 
  • Bonacci, Giulia (2013), «The Ethiopian World Federation: A Pan-African Organisation among the Rastafari in Jamaica», Caribbean Quarterly Т. 59 (2): 73—95, DOI 10.1080/00086495.2013.11672484 
  • Bonacci, Giulia (2015), Exodus! Heirs and Pioneers, Rastafari Return to Ethiopia, University of West Indies Press, ISBN 978-9766405038 
  • Cashmore E. E.[en] (1981), «After the Rastas», Journal of Ethnic and Migration Studies[en] Т. 9 (2): 173—181, DOI 10.1080/1369183X.1981.9975679 
  • Cashmore E. E.[en] (1983), Rastaman: The Rastafarian Movement in England (second ed.), London: Counterpoint, ISBN 0-04-301164-0 
  • Cashmore E. E.[en] (1984), «The Decline of the Rastas?», Religion Today[en] Т. 1 (1): 3—4, DOI 10.1080/13537908408580533 
  • Cashmore E. E.[en] (1989), «The Dawkins Case: Official Ethnic Status for Rastas», Journal of Ethnic and Migration Studies[en] Т. 16 (1): 158—160, DOI 10.1080/1369183X.1989.9976168 
  • Chevannes B.[de] (1994), Rastafari: Roots and Ideology, Utopianism and Communitarianism Series, Syracuse, New York: Syracuse University Press, ISBN 978-0815602965 
  • Clarke P. B.[en] (1986), Black Paradise: The Rastafarian Movement, New Religious Movements Series, Wellingborough: The Aquarian Press, ISBN 0-85030-428-8 
  • Campbell H.[en] (1980), «The Rastafarians in the Eastern Caribbean», Caribbean Quarterly Т. 26 (4): 42—61 
  • Campbell H.[en] (1988), «Rastafari as Pan Africanism in the Caribbean and Africa», African Journal of Political Economy / Revue Africaine d’Economie Politique[en] Т. 2 (1): 75—88 
  • Campbell H.[en] (2007), Rasta and Resistance: From Marcus Garvey to Walter Rodney (fourth ed.), Hansib Publications[en], ISBN 978-1906190002 
  • Chawane, Midas H. (2014), «The Rastafarian Movement in South Africa: A Religion or Way of Life?», Journal for the Study of Religion[en] Т. 27 (2): 214–237 
  • Edmonds, Ennis B. (2008), Rastafari: From Outcasts to Cultural Bearers, Oxford University Press, ISBN 978-0195340488 
  • Edmonds, Ennis B. (2012), Rastafari: A Very Short Introduction, Oxford University Press, ISBN 978-0199584529 
  • Francis, Wigmoore (2013), «Towards a Pre-History of Rastafari», Caribbean Quarterly: A Journal of Caribbean Culture Т. 59 (2): 51–72, DOI 10.1080/00086495.2013.11672483 
  • King, Stephen A. (2002), Reggae, Rastafari, and the Rhetoric of Social Control, Jackson: University Press of Mississippi[en], ISBN 978-1604730036 
  • Kitzinger S.[en] (1966), «The Rastafarian Brethren of Jamaica», Comparative Studies in Society and History[en] Т. 9 (1): 33—39 
  • Lake, Obiagele (1998), Rastafari Women: Subordination in the Midst of Liberation Theology, Carolina Academic Press[en], ISBN 978-0890898369 
  • Lee H.[en] (2004), First Rasta: Leonard Howell and the Rise of Rastafarianism, Chicago, ISBN 978-1556525582 
  • MacLeod, Erin C. (2014), Visions of Zion: Ethiopians and Rastafari in the Search for the Promised Land, New York University Press[en], ISBN 978-1479882243 
  • Merritt, Anthony (2017), «How Can We Sing King Alpha’s Song in a Strange Land?: The Sacred Music of the Boboshanti Rastafari», Journal of Africana Religion Т. 5 (2): 282—291 
  • Middleton, Darren J. N. (2006), «As it is in Zion: Seeking the Rastafari in Ghana, West Africa», Black Theology: An International Journal Т. 4 (2): 151–172, DOI 10.1558/blth.2006.4.2.151 
  • Pollard V.[en] (2000), Dread Talk: The Language of the Rastafari (revised ed.), McGill-Queen’s University Press[en], ISBN 978-0773520301 
  • Price, Charles (2009), Becoming Rasta: Origins of Rastafari Identity in Jamaica, New York University Press[en], ISBN 978-0814767474 
  • Salter, Richard C. (2005), «Sources and Chronology in Rastafari Origins: A Case of Dreads in Rastafari», Nova Religio: The Journal of Alternative and Emergent Religions Т. 9 (1): 5—31 
  • Sibanda, Fortune (2016), «One Love, or Chanting Down Same-Sex Relations? Queering Rastafari Perspectives on Homosexuality», in Adriaan van Klinken and Ezra Chitando (eds.), Public Religion and the Politics of Homosexuality in Africa, Abingdon and New York: Routledge, с. 180–196, ISBN 978-1317073420 
  • Smith M. G.[en], Augier R., Nettleford R.[en] (1967), «The Rastafari Movement in Kingston, Jamaica: Part 1», Caribbean Quarterly Т. 13 (3): 3—29 
  • Soumahoro, Maboula (2007), «Christianity on Trial: The Nation of Islam and the Rastafari, 1930–1950», in Theodore Louis Trost (ed.), The African Diaspora and the Study of Religion, New York: Palgrave Macmillan, с. 35–48, ISBN 978-1403977861 
  • Turner, Terisa E. (1991), «Women, Rastafari and the New Society: Caribbean and East African Roots of a Popular Movement against Structural Adjustment», Labour, Capital and Society/Travail, capital et société Т. 24 (1): 66—89 
  • Tafari, I. Jabulani (1980), «The Rastafari — Successors of Marcus Garvey», Caribbean Quarterly Т. 26 (4): 1—12 
  • van Dijk, Frank Jan (1988), «The Twelve Tribes of Israel: Rasta and the Middle Class», Nieuwe West-Indische Gids/New West Indian Guide[en] Т. 62 (1): 1—26 
  • van Dijk, Frank Jan (1995), «Sociological Means: Colonial Reactions to the Radicalization of Rastafari in Jamaica, 1956-1959», Nieuwe West-Indische Gids/New West Indian Guide[en] Т. 69 (1): 67—101 
  • Warner, Keith Q. (1988), «Calypso, Reggae, and Rastafarianism: Authentic Caribbean Voices», Popular Music and Society Т. 12 (1): 53—62, DOI 10.1080/03007768808591306 
  • Warner-Lewis, Maureen (1993), «African Continuities in the Rastafari Belief System», Caribbean Quarterly Т. 39 (3): 108—123 
  • Watson, G. Llewellyn (1973), «Social Structure and Social Movements: The Black Muslims in the U. S. A. and the Ras-Tafarians in Jamaica», The British Journal of Sociology[en] Т. 24 (2): 188—204 
  • Watson, G. Llewellyn (1974), «Patterns of Black Protest in Jamaica: The Case of the Ras-Tafarians», Journal of Black Studies[en] Т. 4 (3): 329—343 
  • Williams, Quentin (2017), «Bark, Smoke and Pray: Multilingual Rastafarian-Herb Sellers in a Busy Subway», Social Semiotics Т. 27 (4): 474—494, DOI 10.1080/10350330.2017.1334397 
  • Wittmann, Frank (2011), «The Global–Local Nexus: Popular Music Studies and the Case of Rastafari Culture in West Africa», Critical Arts[en] Т. 25 (2): 150—174, DOI 10.1080/02560046.2011.569058 
  • White, Carmen M. (2010), «Rastafarian Repatriates and the Negotiation of Place in Ghana», Ethnology[en] Т. 49 (4): 303—320 

Регги — Википедия

Регги
Bob-Marley-in-Concert Zurich 05-30-80.jpg
Направление Регги
Истоки Ска, Рокстеди, Ритм-энд-блюз, Джаз, Менто, Кумбия, Калипсо
Место и время возникновения Bob-Marley-in-Concert Zurich 05-30-80.jpg Ямайка, особенно Кингстон, 1960-е годы
Годы расцвета Bob-Marley-in-Concert Zurich 05-30-80.jpg Ямайка, Bob-Marley-in-Concert Zurich 05-30-80.jpg Великобритания 1969—1972
Даб, Рагга, Дансхолл, Скинхэд-регги
Реггетон, 2 Tone Евро-регги
Хип-хоп, Трип-хоп, Драм-энд-бэйс, Дабстеп, Техно
Ямайская саунд-система, Риддим
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Регги (рэгги, реггей[1][2]; англ. reggae) — направление современной музыки, сформировавшееся на Ямайке в конце 1960-х и получившее широкое распространение с начала 1970-х годов[1].

Регги может быть одновременно и танцевальной, и релаксационной, и протестной музыкой, что следует из традиций африканской культуры, в которой ритм, танец и музыка сосуществуют с прочими явлениями и событиями[1]. Используемый состав — электрогитара, бас-гитара, ударные, электроорган, иногда — группа духовых инструментов. Главной особенностью регги является ведущая роль ритмических элементов, преимущественно бас-гитары, рисунок которой составляет основу композиции как ритмически, так и мелодически (партии остальных инструментов строятся вокруг партии баса). Также в регги отмечается: умеренный (может быть и быстрый, но не агрессивный) темп, размер — 4/4, акценты в аккомпанементе на 2-й и 4-й доле, брейки на высоких тонах или тимбалах.[3] Признанным королём регги является певец и автор песен Боб Марли. Большую популярность получили песни регги, построенные на растафарианской идеологии и насыщенные символикой этого религиозно-философского течения, но не менее популярны среди исполнителей стиля также песни о любви, бытовых проблемах, политические, протестные песни.[1]

В 2018 году внесён в список культурного наследия ЮНЕСКО[4][5].

Происхождение термина «реггей» объясняют по-разному. По одной из версий его связывают с английским словосочетанием «рэггид-ритм» (англ. ragged rhythm — рваный, истрёпанный ритм), по другой — с жаргонным названием уличной женщины в Кингстоне (столице Ямайки) — «стреггей» (streggae). Упоминается также «регга» — негритянское племя, говорящее на одном из языков банту. В музыкальном обиходе слово «реггей» впервые появилось в 1968 году в связи с группой «Maytals», диск которой так и назывался — «Do the Reggae»[3].

В первой половине XX века наиболее распространённым музыкальным жанром на Ямайке было менто (mento). Это были песни, исполнявшиеся бродячими музыкантами, представлявшие собой сплав из религиозных гимнов спиричуэлс, рабочих песен, стиля калипсо и всего разнообразия традиций Карибского бассейна. Менто была народной музыкой, аналогичной американскому сельскому блюзу[1].

После Второй мировой войны на остров проникло множество новой музыки, в основном из США. Связано это было в основном с тем, что в массовое употребление вошли радиоприёмники и, реже, проигрыватели. Ямайцам были особенно близки записи исполнителей в стиле ритм-н-блюз — Бо Дидли (Bo Didley), Фэтс Домино, Луис Джордан (Louis Jordan), Джеймс Браун, а затем и рок-н-ролл (rock-n-roll) — Чак Берри, Литтл Ричард (Little Richard) и др[1].

В 1950-х на Ямайке возник феномен, который назвали «Ямайской саунд-системой». Большинство населения острова, жившее в крайней бедности, не могло позволить себе иметь проигрыватель. Отдельные предприимчивые и изобретательные ямайцы покупали или собственноручно конструировали достаточно мощные звуковые системы, состоявшие из проигрывателя и усилительной аппаратуры. Они помещали получившийся комплект на тележку и возили её по городу и сельской местности, устраивая импровизированные дискотеки на площади, углу улицы и т.д[1].

В конце 1950-х некоторые предприниматели или известные владельцы «звуковых систем» стали открывать частные музыкальные студии, в которых записывались местныe артисты и выпускались их пластинки. С этого и начала развиваться собственно ямайская музыкальная индустрия, центром которой оказалась столица страны — Кингстон. На первых пластинках, выпущенных на Ямайке, были записи местных «звёзд» ритм-н-блюза: Деррика Моргана (Derrick Morgan), Оуэна Грэя (Owen Gray), Джеки Эдвардса (Jackie Edwards) и др[1].

Приспосабливая американский ритм-н-блюз к особенностям карибской ритмики, ямайские музыканты изобрели новый стиль. Новому стилю, получившему название ска (ska), было свойственно то же покачивание и акцентирование слабой доли, которое позже перешло и в рэгги. Мелодическую линию вела главным образом духовая секция. Наибольшую популярность приобрели коллективы: «Скаталайтс» (Skatalites), «Ска Кингс» (Ska Kings) и «Соул Вендорз» (Soul Vendors). Распространение также получили вокальные группы («Соулеттс»/Soulettes, «Блу Бастерз»/Blue Busters) и отдельные певцы, выступавшие при поддержке инструментальных коллективов (Джимми Клифф/Jimmy Cliff, Стрэйнджер Коул/Stranger Cole). В середине 1960-х несколько записей со «Скаталайтс» сделал и Боб Марли[1].

Во время проигрывания на дискотеках ска-песен владельцы «звуковых систем» нередко сопровождали их своими комментариями, произнося фразы поверх звучавшей музыки. Так возник жанр тостинга (toasting), немало повлиявший на становление хип-хопа[1].

Приспосабливая виниловые пластинки к потребностям дискотек, исполнители старались всячески видоизменить их оригинальное звучание. Они выводили на первый план одни инструменты и приглушали другие. Таким образом возникло новое направление ямайской музыки — даб (dub). Среди самых первых экспериментаторов в дабе были Кинг Табби (King Tubby) и Ли «Скрэтч» Перри (Lee «Scratch» Perry)[1].

Во второй половине 1960-х соединение ска с госпел и музыкой соул (soul) дало новый стиль рок-стэди (rock steady), который является непосредственной предтечей рэгги. В нём проявились практически все основные черты рэгги, за исключением того, что он был быстрее рэгги по темпу. Основной аудиторией стиля рок-стэди была бедная молодёжь городских кварталов Ямайки[1].

Во второй половине 1960-х верхние строчки ямайских хит-парадов занимали такие группы, как «Антачеблз» (Untouchables), «Мэйтолз» (Maytals), «Мэйтонз» (Maytones), «Сликерз» (Slickers) и «Хептонз» (Heptones). Среди исполнителей — Десмонд Деккер (Desmond Dekker), Делрой Уилсон (Delroy Wilson) и Элтон Эллис (Alton Ellis). С этого времени ямайская музыка начала проникать в США и Европу. Характерным примером служит песня «Битлз» Об-Ла-Ди Об-Ла-Да, 1968, которая представляет собой имитацию рок-стэди. В конце 1960-х темп рок-стэди стал более медленным и неспешным. Так постепенно оформился стиль, который получил название рэгги[1].

Commons-logo.svg

Обострение борьбы чёрного населения США за свои права, время «Чёрной революции» и расцвета движения «Чёрная власть» (Black Power) отразилось и на ямайской музыке. Песни протеста, написанные в конце 1960-х, содержали призывы вернуться к корням и сопротивляться системе, подавляющей чёрного человека. Песни регги вместо безобидной лирики всё больше наполнялись растафарианской символикой и библейскими образами и сюжетами[1].

Наиболее известными рэгги-группами рубежа 1960—1970-х были «Апсеттерз» (The Upsetters), «Бёрнин Спиир» (Burning Spear), «Уэйлерз» (The Wailers) и «Эбиссинианс» (The Abyssinians)[1].

В начале 1970-х на первый план выдвигается группа Боба Марли «The Wailers», третий студийный альбом которой стал мировой сенсацией[1].

С середины 1970-х стиль рэгги стал общемировым культурным феноменом, а Боб Марли — символом этого явления. Элементы рэгги проникают в различные музыкальные стили, а его ритмика привлекает множество слушателей и музыкантов.[1]

Commons-logo.svg

С регги тесно связаны направления ска (ska) и toasting, предшествовавший хип-хопу. Тостинг — произнесение своих комментариев к песне поверх звучащей музыки во время импровизированных уличных дискотек, которые на Ямайке устраивали владельцы звуковых систем[1].

  • Ранний регги (Early reggae). Время появления: 1968 год. Исполнители: The Maytals, The Pioneers, Desmond Dekker, Jimmy Cliff и другие. Его впоследствии стали иногда называть Skinhead reggae. Связано это с тем, что в Британии раннее регги было популярно в субкультуре традиционных скинхэдов. Исполнители: Laurel Aitken, Judge Dread, Symarip и другие.
  • Рутс-регги (Roots reggae) — стиль, возникший на основе раннего регги и ритмики барабанов Наябинги, (обрядовые барабанные сессии, названные в честь мифологической принцессы Наябинги), основной ритм — «уан-дроп» (one drop), позже стали использоваться «халф-дроп» (half drop) и «рокерс» (rockers), но «уан-дроп» всё равно доминирует. Тематика текстов — религиозная, растафарианская. Время возникновения: конец 1960-х. Исполнители: Альфа Блонди, The Abyssinians, Burning Spear, Culture, Ли «Скрэтч» Перри, Боб Марли, Steel Pulse и другие.
  • Даб (Dub) — инструментальное переложение музыки реггей, где на передний план выходит ритм-секция, а все остальные инструменты и, иногда, вокал вступают периодически. Для последних характерно использование различных звуковых спецэффектов (эха, реверберации, фазера, частотных фильтров), что придаёт музыке мистический, медитативный и психоделический характер. Основные герои даб-музыки не исполнители, а звукорежиссёры. Именно опыты с миксованием треков и привели к появлению нового стиля. Исполнители: Ли «Скрэтч» Перри, Scientist, Кинг Табби и другие. В дальнейшем стиль приобретает свои ответвления, иногда никак не связанные с регги, отходя от первоначальных экспериментов ямайских звукорежиссёров по приданию произведениям регги нового звучания, становясь отдельным направлением, сближающимся с электронной музыкой. Происхождение даба связано с упомянутыми выше уличными дискотеками, для целей которых обрабатывалась музыка[1].
  • Дансхолл (Dancehall) — танцевальное направление, возникшее в начале 1980-х.
  • Евро-регги (Euro Reggae) — стиль, возникший в результате эволюции из регги-фьюжн в начале 1990-х и непосредственно связанный с евродэнс-музыкой этого периода. Жанр наиболее известен благодаря всемирному хиту «All That She Wants» шведской евродэнс-группы Ace of Base. Многие исполнители (например, DJ BoBo, E-Rotic, Fun Factory, Mr. President, Rollergirl, Yaki-Da) использовали в своей музыке элементы евро-регги и регги-попа.

Рэгги на Ямайке в большинстве случаев связано с растафарианством, религиозным течением, распространившемся в XX веке на острове и представляющем своеобразное смешение христианства с иудаизмом, причём, что немаловажно, с определённым расовым уклоном. В характерной манере новых африкано-американских религиозных течений, во множестве появлявшихся в первой половине XX века, растафарианство настаивает на том, что Иисус Христос и все библейские герои были темнокожими, избранный народ иудейский — негроидная раса, а Земля Обетованная — это Эфиопия. Под Вавилоном, в котором вынуждены пребывать пленённые растафарианцы (и из которого ожидается Исход), подразумевается весь Западный мир, порабощённый капиталистической системой. Представителем Бога Джа (Jah — сокращение от Иеговы) на Земле считался эфиопский император Хайле Селассие I, до воцарения на троне в 1930 именовавшийся Рас Тэфэри Мэконнын (то есть князь Тэфэри Мэконнын) — отсюда и термин «растафарианство»[1].

  • Менто (англ. mento) — ямайский народный музыкальный стиль, предшественник ска и регги. В менто обычно используются акустические инструменты: акустическая гитара, банджо, ручной барабан и маримбула — инструмент в форме коробки, на котором можно сидеть во время игры. Менто часто путают с калипсо, музыкальным стилем из Тринидада и Тобаго. У обоих стилей много общего, однако отличаются по форме. Менто сочетает традиционные африканские мотивы и влияние европейской музыки. В текстах менто юмористически поётся о жизни бедного человека. Менто был наиболее развит в 1950-х годах, в 1960-х перешёл в ска, хотя до сих пор играется на Ямайке, особенно в туристических районах.
  • Калипсо — афрокарибский музыкальный стиль, образовавшийся на Тринидаде и Тобаго в XX веке, произошёл от западноафриканского кайсо, был популярен в 1950-х годах. Корни калипсо возникли в XIX веке у африканских рабов на сахарных плантациях. Исполнитель калипсо Роринг де Леон[en] («Рычащий лев») в своей книге «Калипсо из Франции в Тринидад, 800 лет истории» (англ. Calypso from France to Trinidad, 800 Years of History) говорит, что калипсо произошло от музыки средневековых французских трубадуров. Восходит в своих истоках к традиционным африканским жанрам «иронического» пения (тексты калипсо, как правило, носят сатирический, моралистический или даже социально-критический характер, комментируют актуальные, новостные, злободневные темы, часто посвящены тяжелой доле негров, жителей Тринидада). Исполнители калипсо расширили границы свободы слова, тексты их песен передавали все новости о жизни на острове, включая политические. Когда английская власть на острове усилилась, цензура стала тщательно отслеживать слова песен, но калипсо продолжало быть источником новостей. Для калипсо характерны вопросо-ответная форма пения (запевалы и хора), использование полиметрии и полиритмии, нарочито ускоренное произнесение текста. Первые записи калипсо сделанные «Lovey’s String Band» появились в 1912 году. Первые звёзды появились в конце 1930-х годов: это Аттила ДеХун, Роринг де Леон и Лорд Инвадер под руководством Лорда Китшенера записывались вплоть до 2000 года. Элементы калипсо также внедрились в джаз, что наблюдается в таком стиле как калипсо-джаз.
  • Роксте́ди («rock steady», «rocksteady») — музыкальный стиль, существовавший на Ямайке и в Англии в 1960-е. Основа стиля — карибские ритмы на 4/4, с повышенным вниманием к клавишным и гитарам. Рокстеди появилась на Ямайке в конце первой волны ска. Рокстеди был более медленным и плавным, чем ска, рисунки бас-гитары стали более ярко-выраженными и мелодичными (в отличие от преимущественно «шагающего» баса в ска), а гитара только чётные. Использовались барабаны новой формы, а роль духовых была уменьшена (вероятно, в связи с дороговизной инструментов). Есть легенда, что лето 1966 года выдалось слишком жарким, и посетители танцзалов не могли танцевать быстро, как этого требовало ска. Другим главным отличием рокстеди от ска стали тексты. Они были несколько морализаторскими, воспевали нравственные ценности (любовь, дружбу, труд) на понятном простым людям (например, люмпенизированным кингстонским руд-боям) языке. Эта нравоучительность была унаследована регги. Известными исполнителями рокстеди были Боб Марли, Деррик Морган, Филлис Диллон и другие. Одной из самых популярных песен была композиция «Rocksteady» Элтона Эллиса. В конце 1960-х исполнители рокстеди стали посещать с гастрольными турами Англию, где, особенно в портовых городах, была сильна ямайская диаспора. Вскоре рокстеди стали слушать и белые рабочие. С возникновением субкультуры скинхедов ритмы рокстеди проникли в скинхед-регги.
  • Ска (англ. Ska) — музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х гг. Для стиля характерен раскачивающийся ритм 2/4, когда гитара играет на четные удары барабанов, а контрабас или бас-гитара подчеркивает нечетные. Мелодия исполняется духовыми инструментами, такими, как труба, тромбон и саксофон. Среди мелодий ска можно встретить джазовые мелодии. В 1964 году в рамках Всемирной выставки в Нью-Йорке в качестве музыкального символа Ямайки были представлены исполнители ска. Если первоначально ска было под большим влиянием американского ритм-энд-блюза и рок-н-ролла, то с середины 60-х ска стало вбирать элементы соул, что привело к трансформированию ска в рокстеди (1966—1968) — музыку с другим, более медленным ритмом
  • Ра́гга, раггама́ффин (англ. raggamuffin — «оборванец») — ошибочное название цифрового дэнсхолла 80-х, стиля танцевальной музыки, первоначально ямайской, представляющий собой вариацию регги, и отличающийся речитативным вокалом, преимущественно звучащим под аккомпанемент электронных инструментов. Название приобрело популярность среди туристической среды в 70-80 гг. «Раггой» туристы называли все возможные направления ямайской музыки. Изначально «raggamuffin» — оборванец, житель гетто. Казус вызван, видимо, тем фактом, что для жителя Ямайки регги и есть «ragga» — т.е. музыка бедных, музыка из Гетто
  • Реггето́н (исп. reggaetón, англ. reggaeton) — музыкальный стиль и танец, возникший в Панаме и Пуэрто-Рико под влиянием регги, дэнсхолла и хип-хопа, и получивший широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также среди латиноамериканцев, проживающих в США. Реггетон возник в начале 1990-х годов, вобрав в себя влияние ямайской музыки регги, техно-музыки, рэпа, а также традиционных стилей пуэрто-риканской музыки — бомбы и плены. Сходен с североамериканским хип-хопом: ритмичная музыка в сочетании с рэп-речитативом; последний обычно читается на испанском языке. В середине 90-х стиль проникает в среду латиноамериканцев, живущих в США, при этом местная молодёжь воспринимает это направление музыки с большим энтузиазмом — отчасти благодаря современному звучанию, а отчасти благодаря его латиноамериканскому происхождению. Хотя реггетон испытал большое влияние хип-хопа, было бы неправильным считать его просто «испанизированной» версией этого стиля, поскольку реггетон имеет несколько иной ритм. Реггетон с лёгкостью сочетает в себе несколько различных стилей. От регги в нём есть немногое, несмотря на то, что причастные к нему утверждают, что его ритм является новой ступенью в эволюции ритма регги. Второй составляющей реггетона является собственно рэп или речовка (fraseo) которую в городе Колон (Панама) называют «el ton» (тон).
  • «Reggae» (1970) — документальный
  • «Тернистый путь» (англ. The Harder They Come) (1972) — художественный
  • «Рокеры» (англ. Rockers) (1978) — художественный
  • «Вавилон» (англ. Babylon) (1980) — художественный
  • «Кантримэн» (англ. Countryman) (1982) — художественный
  • «Reggae — The Story of Jamaican Music» (2002) — документальный
  • «Радуга» (2005) — документальный
  • «Made in Jamaica» (2006) — документальный
  • «Roots Time» (2006) — художественный
  • «Марли» (2012) — документальный
На русском
  • Горбут А. В. Ямайский Патуа и сила языка в музыке Регги //Сумма философии. Вып. 7. — 2007.
  • Рахманина М. Популярные молодежные субкультуры конца XX-начала XXI вв //Редколлегия. — С. 128.
  • Сосновский Н. Хайле Селассие, песенки рэгги и мифы исторического сознания //Иностранная литература. — 1992. — №. 8-9. — С. 281—288.
На прочих языках
  • Stephen Davis and Peter Simon, Reggae International (1982)
  • Stephen Davis and Peter Simon, Reggae Bloodlines, rev. ed. (1979, reissued 1992)
  • Malika Lee Whitney and Dermott Hussey, Bob Marley: Reggae King of the World, 2nd ed. (1994)
  • Kevin O’Brien Chang and Wayne Chen, Reggae Routes (1998)
  • Chuck Foster, Roots, Rock, Reggae: An Oral History of Reggae Music from Ska to Dancehall (1999)
  • Lloyd Bradley, Prince Buster. This Is Reggae Music: The Story of Jamaica’s Music. Grove Press (2001)
  • Steve Barrow, Peter Dalton. The Rough Guide to Reggae. Rough Guides; 2nd edition (2001)
  • Dave Thompson, Reggae & Caribbean Music (2002)
  • Jonathan Runge. Rum & Reggae’s French Caribbean. (Rum & Reggae series). Rum & Reggae Guidebooks Inc (2003)
  • Lou Gooden. Reggae Heritage: Jamaica’s Music History, Culture & Politic. 1stBooks Library (2003)
  • Steve Barrow and Peter Dalton, The Rough Guide to Reggae, 3rd ed., rev. and expanded (2004)
  • Peter Manuel with Kenneth Bilby and Michael Largey, Caribbean Currents: Caribbean Music from Rumba to Reggae, rev. and expanded (2006)