История любви в картинах, или Пикантные истории из жизни сюрреалиста Рене Магритта
Бельгийский художник Рене Магритт — один из немногих талантливых людей, биография которого не насыщена любовными кипящими страстями и скандальными выходками, а компактно уложилась в простую житейскую формулу: «родился, учился, женился, трудился и умер…». Его жизнь была настолько спокойной и размеренной, что её вполне можно было бы считать весьма скучной и заурядной. Однако и на солнце бывают пятна. Поэтому биографам художника не составило особого труда найти несколько пикантных историй, связанных с частной жизнью сюрреалиста.
Первая любовь
Из всех глубоких чувств и переживаний, которые дано пережить человеку, первую любовь принято считать самой романтичной. Именно в ней есть некий «крючок», который цепляет человека, заставляет его идеализировать это чувство и всю взрослую жизнь помнить о ней, как самом светлом и чистом моменте. В этом отношении бельгийскому художнику сюрреалисту Рене Магритту несказанно повезло. Он, встретив свою первую любовь в 15-ть, а в 22-ва повстречав вновь, женился и прожил со своей суженой в законном браке почти полвека, как говорят — душа в душу, пока смерть не разлучила их.
Юность. (1924 год). 50.5х41 см. Художник: Рене Магритт.
Это была явная «рука судьбы», когда Рене, гуляя по ботаническому саду, в 1920 году, вновь повстречал Жоржетту Бергер, с которой был еще знаком в ранней юности. Впервые он увидел её в далеком 1914-м на карусели на ярмарке в Шарлеруа. Ему было 15-ть, ей — едва исполнилось 13-ть. Мог ли тогда застенчивый юнец предположить, что он сам станет известным художником, а она будет не только единственной моделью для его картин, но и станет его единственной любовью на всю жизнь? Разумеется, что нет.
Хотя обоюдная влюбленность уже тогда вскружила головы и Рене, и Жоржетте. Подростки часто встречались, прогуливались по околицам городка. Как-то во время одной из таких прогулок пара забрела на кладбище, где совершенно неожиданно натолкнулась на художника с мольбертом, писавшем этюд на пленэре. Это зрелище настолько заворожило юного Рене, что именно в тот момент он решил стать только художником. Эту встречу он всю жизнь будет считать знаком свыше.
Рене Магритт. Первая картина из серии «Влюблённые», 1928
Беззаботные встречи юных влюбленных продолжались в течение года, пока их не разлучили события Первой мировой. Родители девочки перебрались в Брюссель, а Магритт лишь в 1916-м отправился в бельгийскую столицу, чтобы осуществить свою мечту. И, поступив в Королевскую Академию изящных искусств, он стал постигать азы изобразительного искусства.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Загадка таинственных вуалей на картинах Рене Магритта «Влюбленные».
Судьбоносная встреча
Рене Магритт и Жоржетта в молодые годы.
Второй раз Рене всерьёз задумался о провидении судьбы, когда та свела их с Жоржеттой вновь спустя семь лет после разлуки. Молодые люди случайно встретились в брюссельском ботаническом саду. Девушка в то время уже училась в Академии искусств. Она изучала модернизм. Утонченная, невероятно красивая, со светлыми вдумчивыми глазами и шикарными вьющимися волосами. Впечатлительный Магритт не сможет никогда забыть того грандиозного впечатления, от мистического стечения обстоятельств которыми была овеяна их случайная встреча уже во взрослой жизни.
Вскоре Рене и Жоржетта по-настоящему увлеклись и прочувствовали друга друг. Искра первой любви между ними вспыхнула с новой силой. Впоследствии в своей автобиографии художник часто будет отмечать тот факт, что он сразу же ощутил, что эта женщина послана ему судьбой — настолько Жоржетта гармонично сумела войти в его жизнь — настоящую, прошедшую и будущую, что стала частью этой жизни.
Рене Магритт. Вторая картина из серии «Влюблённые», 1928.
Навеки вместе
Пройдет еще почти два года, прежде чем Рене и Жоржетта смогут сочетаться узами законного брака. Молодому художнику пришлось отслужить целый год в бельгийской армии в пехотных войсках, а девушке — верно ждать своего суженого. Летом 1922 года они сыграли свадьбу и прожили вместе до смерти Магритта в 1967 году. Эта женщина почти на полвека стала для Магритта самым близким человеком, а еще музой, другом и единомышленником.
Супруги Магритт с любимицей Лулу.
Ну, а пока художник не стал известным и не начал зарабатывать на своей живописи, его молодая жена приносила основной доход в семью, подрабатывая в семейном магазине, торгующем принадлежностями для рисования. Самому Рене в период своего становления приходилось трудиться обычным художником на обойной фабрике, а также подрабатывать графическим дизайнером. В свободное время Рене писал картины. В 1926 году, заключив контракт с брюссельской галереей Le Centaure, художник организовал первую персональную выставку. Однако консервативные критики в пух и прах разнесли сюрреалистическую экспозицию молодого художника.
В 1927 году после неудачного дебюта супруги Магритт решили попытать счастья в Париже, где на тот момент у публики было больше почтения к сюрреализму. Рене тут же вступил в общество современных сюрреалистов под предводительством А. Бретона. Молодой художник вплотную общался и перенимал у них опыт, но при этом старался сохранить свою индивидуальность, свой узнаваемый фирменный почерк и всячески открещивался от какого бы то ни было влияния на его творчество веяний сюра, настаивая на том, что он пишет картины в стиле «магического реализма».
И действительно, его картины, больше напоминающие ребусы, заставляли зрителя думать, размышлять, разгадывать хитросплетения мыслей автора. И Рене Магритт вскоре стал востребованным живописцем, которым восхищалась публика Западной Европы. Именно в это время он создает свой знаменитый цикл картин «Влюблённые».
Рене Магритт. Третья картина из серии «Влюблённые», 1928 год.
Да и вообще, некоторые биографы художника предполагают, что если бы Рене Магритт не выбрал для себя стезю художника, он наверняка стал бы фокусником. Ведь все его творчество – сплошная череда трюков и иллюзий, подмен и загадок, перевоплощений и тайных смыслов.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Какие загадки зашифровал в своих картинах Рене Магритт, и сможет ли человечество их разгадать
Честь любимой — дороже карьеры
Однако не прошло и пяти лет, как все в жизни супругов Магриттов кардинально изменилось. Париж в одночасье стал для них неприветливым и чужим. А виной всему стал обычный крестик. Как-то на приеме у господина Бретона, влиятельного друга семьи Магриттов произошел казус из-за крестика на шее Жоржетты. Бретон, встречая приглашенных гостей, как бы невзначай отметил, что украшения в виде религиозных символов — это моветон. От обидного замечания Жоржетте стало не по себе, а Рене это настолько задело, что он тут же попытался отстоять честь супруги. После непродолжительной дискуссии с хозяином дома на тему религии, Магритты незаметно покинули званый ужин. Так были безнадежно испорчены отношения бельгийского художника с парижскими сюрреалистами и их предводителем. И вскоре после этого инцидента Магритты покинули Париж. Художник посчитал честь жены дороже своей карьеры.
Рене Магритт. Четвёртая картина из серии «Влюблённые», 1928 год.
Вернувшись в Брюссель, Рене снова пришлось трудиться обычным дизайнером в рекламном агентстве. Но и о творчестве он не забывал — годы проведенные во Франции и приобретенный опыт не пропали даром. И уже 1936 году прошла первая персональная выставка Магритта в Нью-Йорке, а спустя два года — в Лондонской галерее.
Обоюдная измена и прощение
После успешной выставки в 1937 году художника пригласил в Лондон британский покровитель сюрреалистов Эдвард Джеймс, сделав выгодный заказ. Магритт должен был написать три работы для бального зала в его доме.
Супруги Магритт.
Эта злополучная командировка стала роковой для счастливого брака Магриттов. Сначала искушение настигло Рене. В Лондоне художник ни то затосковал по женской ласке, ни то просто потянулся к новы ощущениям. Такое настроение художника привело к интрижке с местной 25-летней сюрреалисткой Шейлой Легг. Отношения их были недолгими, так как художник провел в Лондоне немногим более месяца.
Учитель. 90х65 см, (1954 год). / Вечернее платье (1954 год). Художник: Рене Магритт.
В свою очередь в Брюсселе Жоржетта также завела роман, причем с легкой руки самого Рене. Тот опрометчиво попросил перед отъездом своего друга, поэта Поля Колине присмотреть за его супругой, то есть скрасить её одиночество в его отсутствие. Ну, и Поль, видимо, несколько перестарался: Жоржетта не на шутку увлеклась им и даже заговорила с мужем о разводе. Вернувшись домой Рене всячески старался обходить острые углы их взаимоотношений. Даже некоторое время жил в Париже без своей Жоржетты, объясняя отсутствие супруги надуманной её болезнью.
Супруги Магритт.
Однако спустя пару лет продолжительный кризис их отношений сошел на нет, и Магриттам все-таки удалось сохранить свой брак, и они прожили вместе еще много лет. Правда, детьми так и не обзавелась, а всю заботу они посвятили домашней питомице Лулу — собаке породы померанский шпиц.
Семейную идиллию Магриттов прервала смертельная болезнь Рене: в 1967 году он умер от рака поджелудочной железы. Жоржетта пережила его на 20 лет и была похоронена рядом с ним на кладбище в Схарбеке.
Единственная муза художника
Невежественная фея. 50х65 см, (1950 год). Художник: Рене Магритт.
При жизни художник сам признавался, что все женские образы на его полотнах написаны с его жены. И, действительно, всю его творческую карьеру Жоржетта оставалась неизменной его моделью. Каждый раз придавая жене новый облик, Рене изображал ее то наполовину женщиной и наполовину небом — как на полотне «Черная магия», а то блистательной, как в «Невежественной фее», где в ее присутствии свеча вместо света горит тенью.
Портрет Жоржетты. Художник: Рене Магритт.
Жоржетта была художнику не только незаменимой моделью, но и самым важным критиком. Именно ей первой он показывал свои картины, и оба долго их обсуждали.
Маленький человек, творивший великие вещи
Рене Магритт за работой в своей столовой.
Практически всю свою жизнь Рене Магритт прожил так, чтобы не выбиваться из образа заурядного человека. Он носил неприметную одежду и совершенно не выглядел как художник. Свои картины писал обычно в костюме. Он был настолько аккуратен, что ухитрялся работать в собственной столовой, даже не пачкая пол краской. Когда подавали обед, художник откладывал кисти и палитру в сторону и брал ложку. «Рене, ты действительно художник?» — откровенно посмеивались над его поведением друзья. «Вас удивляет, что у меня дома чисто? А вам известно, что краска должна попадать на полотно, а не на ковер?»— невозмутимо отвечал Магритт.
Перед тем, как начать работу, художник часто прибегал к помощи фотографий, чтобы сделать предварительный эскиз, и на таких снимках для него также позировала Жоржетта.
Жоржетта за пианино. (1923 год). 44 х 36.5 см. Художник: Рене Магритт.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Интеллектуальная провокация Рене Магритта, или Поиски смыслов картины «Сын человеческий».
P.S.
В бывшем доме семейной пары Магриттов был создан музей художника. В 2009 году два вооруженных грабителя похитили из него картину «Олимпия» (1947) с изображением обнаженной женщины с ракушкой на животе. Моделью ля этой работы также была супруга художника. Но спустя три года картина была возращена в музей. Известность картины не позволила злоумышленникам ее перепродать.
Олимпия. (1947 год). Художник: Рене Магритт.
И в заключение хотелось бы отметить, что произведения знаменитого бельгийца сегодня переживают новую волну популярности. Поэтому на мировых аукционных торгах стоят колоссальных денег.
О любовных романах, не принесших Эдварду Мунку, одному из самых дорогих художников мира, ни покоя, ни радости, а лишь душевную боль и страдание, читайте в нашей публикации: Роковая любовь, страхи и фобии Эдварда Мунка.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Почему Рене Магритт был помешан на шляпах
Какая деталь в картинах Рене Магритта особо выделяется, кочуя из одного полотна в другое? Правильно, это – шляпа-котелок. Великий сюрреалист не просто так выбрал эту деталь – за котелком стоит любопытное переплетение исторического времени с воображением бельгийского художника.
За свою жизнь Магритт нарисовал около 2000 картин, в 50-ти из которых появляется шляпа. Художник рисовал ее в промежутке между 1926 и 1966 годами, и она стала отличительной чертой творчества Рене.
Раньше шляпу-котелок носили обычные представители буржуазии, которые не особо желали выделяться из толпы. «Котелок… не удивляет», – сказал Магритт в 1966 году. «Это – головной убор, который не оригинален. Человек с котелком – это просто человек среднего класса, [спрятанный] в своей анонимности. Я тоже его ношу. Я не стремлюсь к тому, чтобы выделяться».
Рене Магритт.
Шляпы-котелки были введены в моду специально для британского среднего класса, во второй половине 19 века. В начале 20 века котелок стал одной из самых популярных шляп. Головной убор считался неформальным и практичным одновременно, что делало его обязательной частью мужского гардероба.
Правда, в 1920-е годы тоже были эпизоды, когда аксессуар фигурировал в карьере Магритта. В те времена художник оставил свою работу в качестве иллюстратора для модного каталога. Ранние картины содержат в себе отсылки к поп-культуре, которая тогда ассоциировалась со шляпой-котелком. Магритт, который был страстным любителем криминальной литературы, работал над картиной «Убийца в опасности», где два детектива в котелках готовятся войти в комнату, где было совершено убийство.
Убийца в опасности. 1927 год
Затем художник отказался от «шляпного» мотива, не используя его несколько десятилетий. Шляпы вновь изобразились на холсте в пятидесятые-шестидесятые годы, став важной частью поздней карьеры Рене.
К тому времени ассоциации с человеком в шляпе кардинально изменились: от четкой отсылки к профессии (к детективам, в основном), до символа среднего класса.Но, как и положено в творчестве Магритта – все не так, как нам кажется. «Он играет с этим чувством: “Мы думаем, что мы знаем, кто этот человек, но знаем ли мы?” – говорит Кайтлин Хаскелл, организатор выставки Рене Магритта в Сан-Франциско. –Тут есть чувство интриги, не смотря на то, что сама фигура – стереотипно-буржуазна и не представляет особого интереса»
Шедевр, или тайны горизонта. 1955 год
«Если вы возьмете гениальность Магритта и должны будете рассказать о ней в одном предложении: “Почему Магритт так важен? Почему его образы являются неотъемлемой частью общественного воображения и сознания?” Все потому, что он создает невероятно понятные и четкие картины, в которых нет четкого смысла», – говорит Энн Умланд, куратор картин и скульптур Нью-Йоркского музея современного искусства. «Шляпа-котелок работает именно таким образом».
Существует теория, что шляпа функционировала в качестве «анонимайзера» для самого Рене. Примерно в те времена, когда на картинах вновь появились головные уборы, Магритт стал надевать шляпу для фотосессий. Вполне возможно, что галантные господа из картин – это автопортреты самого Рене.
Это проиллюстрировано в картине под названием «Сын Человеческий», которая выступает в качестве автопортрета художника. Рене рисует себе шляпу-котелок и крупное яблоко, плавающее перед его лицом, затмевающее его настоящую личность.
Сын человеческий. 1964 год
Тем не менее, в 50-е годы улицы города перестали изобиловать шляпами-котелками. Аксессуар стал старомодным, и следящим за трендами горожанам пришлось от него отказаться. Тогда шляпы Магритта, нарисованные в реалистичном стиле (в разгар абстрактного экспрессионизма), стали символом анонимности. В картинах Рене они выступили на первый план, вместо того, чтобы исчезнуть в безликой толпе.
По сути, шляпы-котелки стали иконографической подписью Магритта. Получается забавная ирония: художник выбрал деталь, которая обеспечит неузнаваемость, но все сработало наоборот. Теперь шляпа-котелок – один из главных объектов творчества легендарного Рене Магритта.
Декалькомания. 1966 год
Счастливый даритель. 1966 год
Голконда. 1953 год
Пилигрим. 1966 год
Ящик пандоры. 1951 год
Смотрите также:
- За 125 лет миллионы людей видели эту картину, но никто не догадывался, что на самом деле изобразил Ван Гог
- Сальвадор Дали и 15 невероятных фактов из его жизни
- Странные привычки Канта, Ницше, Гегеля, Батая и других философов
- 20 самых странных картин в мировой живописи
- Современные римейки на 20 классических картин
Телеграм
Картины Рене Магритта
Самые известные сюрреалисты, одним из которых был Рене Магритт, создают интригующие произведения, сочетающие в себе высочайшее техническое мастерство и глубокое содержание своей работы работал коммерческим художником, где он производил рекламу и литературу за символическую зарплату.
На этом этапе он не ожидал, что поднимется до высот, которые он сделал несколько десятилетий спустя.Картины Эль Греко
Пожалуйста, включите JavaScript
Картины Эль Греко
Есть много примеров известных артистов, которые заработали бы себе нашивки на «нормальной» работе в начале своей карьеры. Такие люди, как Рой Лихтенштейн, Густав Климт и Альфонс Муха, постепенно завоевывают репутацию благодаря своим иллюстрациям. Американский художник Нормал Роквелл также пошел по тому же пути.
Работа Магритта в рекламном дизайне помогла ему понять методы, необходимые для того, чтобы его работа производила впечатление, и некоторые из лучших картин Рене Магритта, такие как «Сын человеческий» и «Фальшивое зеркало», демонстрируют это очень ясно.
Этот художник хотел сохранить относительную простоту своих художественных приемов, а также предпочитал повторение своего символического содержания. Многие другие сюрреалисты в то время бесконечно экспериментировали с различными средствами и стилями, но Магритт предпочитал, чтобы его послание было ясным и понятным.
Иллюстративный стиль бельгийца сохранился повсюду, и хотя другие связанные с ним сюрреалисты, возможно, недолюбливали его, его наследие остается сильным и сегодня. Его образ жизни был особенно сдержанным и беззастенчиво средним классом, о чем свидетельствует его фирменный символ — котелок, который постоянно возвращается на протяжении всего его творчества.
Одним из примечательных аспектов его работы было объединение текста и изображений вместе, что вдохновит будущих художников, а также подчеркнет меняющиеся стили искусства в 20-м веке. В настоящее время типографика признана важным элементом дизайна, и этот знаменитый бельгиец был одним из первых, кто объединил иллюстрацию и шрифт. Это также, опять же, помогло ему оставить ясное сообщение своим последователям.
Магритт не сразу пошел по сюрреалистическому пути, которым он сейчас наиболее известен. Первоначально его картины в течение нескольких лет были импрессионистскими, а затем по цвету развивались в сторону чего-то более похожего на фовизм. Примерно через восемь лет после того, как он учился в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, начали появляться его сюрреалистические работы.
Художник столкнулся со значительными трудностями в создании уважаемой репутации благодаря своему очень современному стилю, и только в 1960-х годах он начал чувствовать себя комфортно в финансовом отношении как художник, работающий полный рабочий день, и смог полностью сосредоточиться на своей работе.
Сын Человека
Стояние изображений
Les Amants
Golconde
Империя Light
0002
Временная трансфиксация
Неверное зеркало
Условия человека
Нельзя воспроизвести
Убийство.
Портрет
На пороге свободы
Избирательные привязанности
Пустая маска
Personal Values
The Difficult Crossing
The Voice of Space
The Castle of the Pyrenees
Popular Panorama
The Enchanted Pose
Memory of a Путешествие
Домен Арнхейма
Попытка невозможного
Телескоп
Память о путешествии
Битва за Аргонн
Красная модель
Молодая девушка, ест птицу (удовольствие)
Человек в шляпе боулера
.
Провальная подпись. Счастливый донор
Шестнадцатое сентября
Мышцы неба
Ясновидение (Автопортрет)
Это не яблоко
Hegel’s Holiday
Неожиданный ответ
Друг Ордена
ФИЛОСОФЕРА.
Гробница борцов
Значение ночи
Пилигрим
Изобретение жизни
Black Magic
Collective Invention
The Return of the Flame
Discovery
Homage to Mack Sennett
Homesickness
Meditation
Natural Encounters
The Central Story
Oasis
Окрашенная гипсовая маска
Rape
Ready Made Bouquet
Seducer
The Annunciation
The Art of Living
The Banquet
The Birth of the Idol
The Blood of the World
Культивирование идей
Пустая рамка для картины
Прекрасная пленница
Стеклянный дом
The Gradation of Fire
The Human Condition II
The Hunters at the Edge of Night
The Large Family
The Lost Jockey
Les Amants I
Поэтический мир
Шесть элементов
Дни Титаника
Чудеса природы
Балкон
1
0002
Убийца, которому угрожают
Терапевт
Белая страница
Известно, что работы Магритта вдохновляли таких художников, как поп, концептуальное искусство и минимализм. Известные имена из этих художественных движений включают Энди Уорхола, Дэвида Хокни, Роберта Раушенберга и Джаспера Джонса.
Трубки и яблоки постоянно присутствуют на протяжении всего его сюрреалистического периода, но художник всегда стремился подчеркнуть, что эти реалистичные изображения были именно тем, что было, а не самим объектом. Его использование формулировки закрепило бы его сообщение. Ceci n’est pas une pipe («Это не трубка») написано в «Вероломстве образов» как один из примеров этого.
Еще одной нитью его лука будет репродукция известных картин других художников, только с примесью его собственного сюрреалистического стиля. Это была общая тема в 20-м веке, с известными версиями сюрреалистов, также созданными Сальвадором Дали.
Сам Магритт в начале своей карьеры зарабатывал на жизнь продажей репродукций и оригинальных работ других, просто чтобы держать голову над водой. По крайней мере, эта новая техника была более честной и к тому же сочетала в себе творческий потенциал с его несомненными техническими способностями.
Как купить… Рене Магритт
Магритт — «самый религиозный, аисторический, аполитичный художник почти из всех художников. В его работу легко проникнуться, и она очень соблазнительна». Так говорит международный директор и соруководитель отдела импрессионистов и современного искусства Christie’s Оливье Камю о всемирной привлекательности бельгийского сюрреалиста Рене Магритта (1898–1967). Такие факторы в сочетании с его плодотворной работой — он создал более 1000 картин, гуашей, рисунков и скульптур — и повторяющимися образами, такими как яблоко и котелок, являются кошачьей мятой на арт-рынке.
Родившийся в Лессине в Бельгии, его детство было омрачено самоубийством его матери, что, возможно, способствовало темной нити, проходящей через его сказочные сцены. Он учился в Королевской академии изящных искусств в Брюсселе во время Первой мировой войны, изучая кубизм, а затем сюрреализм. Затем последовало плодотворное пребывание в Париже в бурные 1920-е годы, прежде чем он вернулся в Бельгию, став ведущей фигурой бельгийского сюрреалистического движения.
В 1930 году Магритт вместе со своим братом основал рекламное агентство Studio Dongo. Как говорит Томас Бойд-Боумен, директор отдела импрессионизма и современного искусства Sotheby’s: «Магритт был художником протосовременности, очень хорошо осознававшим свой образ». Действительно, почти невозможно отделить Магритта от его личности, но он больше, чем просто котелки и приятная для глаз эстетика, говорит Камю: «Он был очень гордым интеллектуальным художником, всегда пытавшимся решить, как он скажем так, проблема реальности».
Магритт добился коммерческого успеха при жизни благодаря нескольким крупным дилерам. В 2018 году Люксембург и Даян провели выставку, посвященную часто упускаемым из виду работам Магритта в Париже между 1927 и 1930 годами — плодотворному периоду, когда Магритт «жил в сообществе художников, среди которых были Жоан Миро и Жан Арп, и ему платили ежемесячная стипендия Galerie L’Epoque», — говорит Альма Люксембург. Также важной была выставка Магритта Word vs Image с Сидни Дженис в Нью-Йорке в 1919 году. 54. «Это было важно для многих американских художников — такие люди, как Джаспер Джонс, ходили на это смотреть». Затем был Александр Иолас, яркий греческий торговец произведениями искусства, который экспортировал Магритта в США, продавая его многим коллекционерам, в первую очередь Джону и Доминику де Менил, основателям коллекции Менил в Хьюстоне.
Продажа содержимого мастерской Магритта привела к всплеску продаж работ в 1987 году. График Кэтрин Харди, данные Art Market Research
ЦеныАукционные цены Магритта росли в течение последних 30 лет, и толчком к этому стала продажа коллекции юриста и писателя Гарри Торчинера из 25 работ на аукционе Christie’s в Нью-Йорке в 1998 году. В ходе этой продажи рекорд художника был побит на три раз, увенчанный Les Valeurs Personnelles (1952), продан за 7,1 миллиона долларов (все цены с комиссией) Музею современного искусства Сан-Франциско. В 2002 году экземпляра L’empire des Lumières (1952) были проданы на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 12,6 млн долларов. Этот рекорд продержался до 2017 года, когда La Corde Sensible (1960) продан на аукционе Christie’s в Лондоне за 14,4 миллиона фунтов стерлингов. В следующем году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке портрет покровителя сюрреалистов Эдварда Джеймса Le Principe du Plaisir (1937) был продан за рекордную для текущего времени сумму — 26,8 млн фунтов стерлингов. Но некоторые работы были проданы в частном порядке дороже, говорит дилер Эммануэль Ди Донна, указывая на «пару [проданных] в диапазоне от 30 до 40 миллионов долларов».
Рынок работ Магритта «значительно вырос за последние два года в связи с ростом спроса на сюрреализм в целом», — говорит Эмма Уорд из лондонского дилера Dickinson. «Если учесть важность сюрреализма в истории искусства 20-го века, удивительно, что цены остались такими же низкими. Рекорд Магритта по-прежнему меньше 30 миллионов долларов — сравните это с Пикассо, чей рекорд составляет 179 долларов.м.”
Наибольшим спросом пользуются работы 1950-х и 60-х годов, содержащие фирменные мотивы Магритта — человек в котелке, яблоко, луна и т. д. Некоторые коллекционеры заказывали Магритту писать работы с такими мотивами, хотя Камю говорит: «Он бы всегда вводите какие-то вариации». Возглавляет иерархию Магритта тревожная серия L’Empire des Lumières , на которой изображен дом, освещенный уличным фонарем, но под дневным небом.
Менее популярны — иногда высмеиваются — псевдоимпрессионистские работы Ренуара (1943-47) и последующий период Ваче (1948), рассматриваемый как предшественник движения «Плохая живопись». Но Бойд-Боуман считает, что даже они набирают популярность: «Традиционно на эти работы не хватало интереса. Но в последнее время популярность Магритта такова, что даже работы эпохи Ренуара или Ваша могут хорошо продаваться по правильной цене».
Выставка в Музее современного искусства Магритт: Тайна обыденности, 1926-1938, в 2014 году возродила интерес к его экспериментальным ранним работам, говорит Люксембург, отмечая «большой сдвиг в последние два года в сторону переоценки более ранних работ». указывая на рекордный портрет Эдварда Джеймса, написанный в 1937. Ди Донна считает, что «еще есть куда расти по сравнению с периодом до 1935 года, а его скульптуры и объекты недооценены».
Рене Магритт и Ле Барбэр (1938 г.) Фото: Heritage Image Partnership Ltd / Alamy Stock Photo
Коллекционеры и подводные камни оплотом покупателей из Европы и США, растет интерес покупателей из Азии — A la Rencontre du Plaisir (Towards Pleasure, 1962), который появится на аукционе Christie’s The Art of the Surreal Evening Sale 5 февраля с эстимейтом от 8 до 12 миллионов долларов, посетил Гонконг и Тайвань.«В середине 2000-х в России был большой интерес к сюрреализму, — говорит Ди Донна, — но сейчас он сошёл на нет. Сегодня, хотя небольшое ядро из десяти человек собирает обширные коллекции работ художника, вокруг него вращается гораздо большая группа коллекционеров, ищущих только одного архетипического Магритта.
Около 1700 работ перечислены в каталоге-резоне, который был написан Дэвидом Сильвестром и Сарой Уитфилд в течение 23 лет и финансировался Menil Foundation.