«Влюбленные»: тайные смыслы самой загадочной картины Рене Магритта
«Влюбленные», Рене Магритт
Искусствовед и создательница Школы популярного искусства @op_pop_art Анастасия Постригай рассказывает, какие тайные смыслы можно найти в картине, и объясняет, почему в случае с Магриттом ничему нельзя верить.
Любовь слепа?
Это первое, что приходит на ум, когда видишь «Влюбленных». Но для художника-сюрреалиста Рене Магритта иллюстрировать народную мудрость было бы слишком простой задачей. Так может, это и не совсем влюбленные, а любовники, которые скрываются от чужих глаз? И опять — мимо. В личной жизни Магритта все было ясно и просто: со своей женой Жоржеттой он познакомился еще в детстве и до самой смерти с ней не расставался, прилюдно называя своей единственной музой. Так что версия, что художник мог вложить в картину личные амурные переживания, проверку на прочность не проходит.
Card Второй вариант картины «Влюбленные» Рене Магритта
Намек на семейную трагедию
В отличие от другого известного художника XX века Сальвадора Дали, Магритт не размахивал перед публикой детскими травмами. Однако историкам искусства удалось выяснить, что подростком Рене пережил смерть матери — она прыгнула с моста и утонула. А когда ее тело выловили из реки, голова была обмотана сорочкой. Это может объяснить пристрастие художника к закрытым лицам. Взять хотя бы самую известную магриттовскую работу — «Сын человеческий», где парящее яблоко почти полностью загораживает от нас лицо мужчины в котелке. Да и женщина с обмотанной головой много раз появлялась на картинах Магритта — например, на полотне «Суть дела» (1927). Сам художник не просто не афишировал трагедию — он даже скрывал эту историю от собственной жены.
Card «Суть дела», Рене Магритт
Хичкок, подвинься!
Магритт обожал кино и особенно старые фильмы о неуловимом злодее Фантомасе. Взяв в руки кисть и краски, художник и сам научился пугать. Он не выворачивал наизнанку подсознание, как другие сюрреалисты. Магритт нагонял напряжение, неожиданно сочетая непохожие друг на друга вещи. Например, мог усадить гроб на кушетку, как на картине «Перспектива мадам Рекамье», или нарядить настоящих головорезов, как скромных бухгалтеров, как на картине «Убийца в опасности».
В этом свете «Влюбленные» уже не кажутся милыми голубками, бегущими от толпы. А что, если это не простыни, а саван? И в следующую минуту их ждет не разоблачение, а смерть?Card «Перспектива мадам Рекамье», Рене Магритт
Последняя любовь на Земле
У «Влюбленных» есть две версии. В первой пара застыла в поцелуе, а во второй мужчина и женщина лицами обращены к зрителю. В фильме Дэвида Маккензи «Последняя любовь на Земле» с Евой Грин и Юэном Макгрегором цитируются оба полотна. По сюжету, на мир обрушилась загадочная эпидемия. Заболевшие постепенно лишаются чувств — зрения, слуха, обоняния, испытывают сильнейшую депрессию и неконтролируемые вспышки гнева. Параллельно с ужасными симптомами главные герои проживают свою историю любви, для которой, как оказалось, ни слепота, ни глухота не помеха. Сложно удержаться от соблазна и не увидеть в картинах Магритта что-то вроде пророчества для рода человеческого. Как знать, вдруг художник намекал, что даже лишившись зрения и возможности свободно дышать, люди сохраняют способность любить?
Кадр из фильма «Последняя любовь на Земле»
Ребус без разгадки
«Не ищите правильного ответа — его нет», — говорил сам Рене Магритт о своих работах.
Он сопровождал картины пространными и зачастую очень сложными комментариями, которые еще больше запутывали зрителя. Тем не менее, о «Влюбленных» (1928) Магритт не оставил ни строчки, но коллективный разум, как водится, все додумал за художника. Но как бы мы ни хотели, ни одна из ниточек, торчащих из ткани на головах мужчины и женщины, не приведет нас к правильному ответу. Потому что во вселенной Магритта правильных ответов не бывает.
Рене Магритт, 1938 год
Фото: Кинопоиск, Getty Images, artchive.ru
Marie Claire Editorial
Влюбленные II — Рене Магритт
Картины и художники · 01. April 2021
Картина Рене Магритта «Любовники II» (1928) сразу «цепляет» оригинальностью образа и, как это вообще свойственно творчеству бельгийца, задает гораздо больше вопросов, чем предлагает ответов.
Так или иначе, перед нами «классика» сюрреалистического жанра от Магритта: предельно упрощенный стиль, являющий собой нечто среднее между иллюстрациями к книгам для подростоков от 13 до 15 лет и рекламными плакатами, отсутствие каких-либо второстепенных деталей, чтобы зритель не занимался «ерундой», отвлекаясь на то, что не является существенно важным — и явное ощущение тревоги, исходящей от холста.
Хорошо это или плохо — разумеется, дело вкуса. Лично мне в работах Магритта всегда не хватает сумбурного множенства мелких, восхитительно написанных деталей, которыми любил радовать зрителя Сальвадор Дали — но, повторюсь, кому-то они покажутся лишними.
У Магритта ничего лишнего нет. Комната, удивляющая унылостью и несочетаемостью интерьера — задняя стена серо-голубого оттенка, кирпично-красная боковая, белый потолок с потолочным плинтусом, присутствующим на красной стене — и отсутствующем на серо-голубой.
И — мужчина и женщина в окутывающих их головы целиком белых покровах, которые так и хочется назвать саванами. Мужчина и женщина, предающиеся такому важному в любви занятию, как поцелуй — не имея при этом возможности напрямую видеть и осязать друг друга. В этих белых покрывалах и сокрыта вся суть картины. Ты видишь перед собой вполне понятную сцену, участником которой и сам бывал множество раз — и все, вроде бы, ясно, яснее некуда — если бы не эти белые покрывала.
Мы не имеем возможности видеть лица влюбленных, точно так же, как самую, может быть. важную важную по выразительности часть человеческого тела — руки. Магритт усложняет нам задачу, и потому остается догадываться о истинной сути происходящего по позам «влюбленных» и их одеяниям.
Мужчина в этой паре, безусловно — доминантный партнер. Развернутые не без пафоса плечи, поднятая кверху голова — так, что невидимый нам нос плотно обтянут белой тканью… Женщина, подавшаяся всем телом навстречу мужчине и даже привставшая, это очевидно, на цыпочки, чтобы дотянуться до губ «доминирующего самца» — выполняет роль подчиняющейся стороны.
В этом смысле картина Магритта очень напоминает «расстановку» сил в еще одной знаменитой работе: картине Густава Климта «Поцелуй». Однако у Климта «покорная» женщина сдается, уступая безудержному натиску сметающего все на своем пути кавалера — в то время как у Магритта женщина целует сама. О том, что подчиненность ее может быть вызвана любовной страстью, свидетельствует красный цвет ее платья или сарафана.
Красный, как известно, символизирует страсть, а черный, напротив, принято ассоциировать со смертью — что лишь подтверждает правильность наших предположений. Женщина любит, мужчина позволяет себя любить, и, похоже, не намерен воспринимать отношения с любящей его женщиной всерьез.
Таким образом, белые покрывала на головах занятых поцелуем «влюбленных» — символ невозможности между ними той самой любви, одним из проявлений которой они заняты.
Для Магритта это вполне в порядке вещей — он любил играть со значениями слов применительно к визуальным образом и к действительности, подчеркивая, что в этой триаде: слово, образ, действительный объект — ни один элемент не тождественен другому.
Поэтому, формально изобразив сцену поцелуя и назвав картину «Влюбленные», Магритт, введя в картину «маленькую, но крайне существенную деталь» — покрывала на горовах персонажей — во-первых, горько поиронизировал, а во-вторых, изобразил фактическую невозможность любви.
По большому счету, картина должна была называться «Обреченная любовь», или «Неспособные любить» — но тогда исчезло бы дополнительное воздействие на зрителя, возникающее из противоречия между названием и изображением. Контраст всегда усиливает восприятие — и Магритт, как никто другой, был прекрасно осведомлен об этом.
САЛЬВАДОР ДАЛИ
ТОП-12 ЭКСКУРСИЙ В БАРСЕЛОНЕ
В поисках шедевра: «Влюбленные» Магритта
На этой неделе редакция KAZoART решила поближе познакомиться с очень загадочным произведением искусства: культовым произведением Рене Магритта «Влюбленные»! Это конкретное произведение окутано тайной и всегда интриговало как любителей случайного искусства, так и критиков. Магритт безжалостно оставил нас без реального объективного объяснения смысла этого сюрреалистического Шедевра, без реального способа расшифровать его более глубокое значение! Мы любим вызовы, здесь, в KAZoART, и сегодня мы влезаем в шкуру художника, чтобы раскрыть секреты, скрытые под поверхностью этой загадочной работы!
Художники, вдохновленные Магриттом на KAZoART
Рене Магритт в нескольких словах
Родившийся в 1898 году и умерший в 1967 году, Рене Магритт был бельгийским художником-сюрреалистом . В детстве Магритт увлекался комиксами и кино . К сожалению, его невинность и детское удивление были прерваны после того, как его мать покончила жизнь самоубийством , когда ему было всего 14 лет.
В 1915 году Магритт обращает свой взор к живописи: он бросает учебу и поселяется в Брюсселе, недалеко от 9 городских0003 Королевская академия изящных искусств . Он планировал пройти там курсы и изначально рисовал в стиле импрессионизма. С самого начала Магритт принял довольно презрительный и анархический темперамент .
Портрет Рене Магритта © Bridgeman ImagesВ Академии он открыл новую любовь к кубизму и футуризму , а затем в начале 1920-х годов к движению дадаизм . Но именно в 1926 году Магритт создал «Пропавший жокей» 9.0034 , картина считается самой первой из его сюрреалистических работ !
Примерно в то же время он присоединился к недавно созданной группе бельгийских сюрреалистов . Тем не менее, Магритт в конце концов принял решение уехать из Бельгии в Париж . Там, в 1927 году, он встретил группу сюрреалистов, таких как Андре Бретон , Сальвадор Дали , Поль Элюар , Жоан Миро и Ив Танги .
Рене Магритт, Пропавший жокей , 1926 © MoMAИз всего своего сюрреалистического окружения Магритт, безусловно, единственный, кто не придерживался концепции психического автоматизма , отстаиваемой его современником Андре Бретоном. Его больше интересовали символы, загадочные и метафорические , иногда даже юмористические образы.
Эти работы, часто очень загадочные, подчеркивают наше отсутствие различения между реальностью и ментальными образами, создаваемыми нашим разумом. Его картины часто требуют второго уровня анализа и состоят из нескольких слоев изображений, как бы наложенных друг на друга.
Загадочное искусство на КАЗОАРТ
«Влюбленные» : 3 Детали подобраны КАЗОАРТ 1 . На самом деле это первая из четырех картинБольшинство людей не знают, что картина Магритта «Влюбленные» на самом деле является частью серии из четырех картин, каждая из которых была создана в течение одного года, год 1928 . Три картины имеют одинаковое название, за каждой из которых следует римская цифра , чтобы различать их.
Рене Магритт, Влюбленные , 1928, MoMA NYТот, о котором мы говорим сегодня, первый в серии . В настоящее время он хранится в коллекции Richard S. Zeisler в MoMA в Нью-Йорке.
Как и в первой части серии, на картине Магритта «Влюбленные 2» изображена пара, лица которой покрыты белой простыней . На этот раз они не целуются, а просто стоят рядом. Кажется, они позируют, как будто ждут, когда будет сделана их фотография !
Рене Магритт, Влюбленные II , 1928, Национальная галерея Австралии, КанберраВлюбленные III снова иллюстрирует пару, но на этот раз Магритт показывает нам лица двух своих персонажей. Но сразу что-то не так. Мужчина , изображенный рядом с молодой женщиной , кажется, не имеет тела . Кажется, что его голова парит над плечом женщины! Результат особенно тревожный и довольно тревожный…
Рене Магритт, Влюбленные III , 1928, Частная коллекцияНаконец, последний в серии, Влюбленные IV , показывает ту же пару: но на этот раз это уже не портрет крупным планом . На этот раз молодая женщина, кажется, довольно удобно сидит на камне, скрестив руки, заключенная в страстных объятиях с мужчиной, который снова, еще не имеет тела — только с плавающей головкой .
Рене Магритт, Влюбленные IV , 1928 год, Частная коллекцияВесьма загадочная серия , которая только добавляет еще больше мистики самой оригинальной картине, которая и без того пропитана тайнами!
Художники, вдохновленные парами на KAZoART
2. Почти кинематографический стиль кадрирования
На своей картине «Влюбленные» Рене Магритт изображает влюбленную пару, целующуюся сквозь белые простыни над их головами, закрывая их черты . Пол каждого субъекта можно различить только по их одежде . Женщина одета в красное платье, а мужчина, которого она целует, одет в черный костюм.
В этой работе Магритт решил дать нам очень мало информации об обстановке , в которой происходит поцелуй. Это отсутствие информации в основном связано с почти кинематографическим кадрированием и крупным планом на головах двух субъектов.
Рене Магритт, Влюбленные , 1928, MoMA NYНа этот кинематографический стиль кадрирования, несомненно, повлияла любовь Магритта к кино , страсть, которую он испытывал с детства! Пара занимает почти всю поверхность холста, очень интимно, как будто это кадр прямо из любовной сцены, которую можно увидеть в романтическом фильме!
Лишь несколько архитектурных подсказок позволяют предположить, где происходит действие. Может быть, в углу гостиной? Может быть, открытая дверь с назревающим вдалеке грозовым небом? В любом случае неопределенность места в сочетании с уникальным обрамлением произведения позволяют Магритту сосредоточить внимание зрителя на этой загадочной паре!
3. Простыня — символ слепой, скрытой или бессознательной любви?Рене Магритт часто использует в своих работах много метафорических образов и символизма. Он изменяет значение предметов и других, создает игры слов и загадок в каждом произведении для создания загадочных полотен. Здесь самым интригующим элементом, очевидно, является 9.0003 толстые белые листы , закрывающие лица обоих субъектов.
Эти белые листы придают работам Магритта весь смысл. Их значение первостепенно, потому что без них произведение теряет всю свою оригинальность и интригу. Именно эти листы привлекают наше внимание к произведению, привлекая внимание зрителей своей врожденной загадочностью .
Многие искусствоведы на протяжении многих лет проводили параллели с вуалью, найденной на лице его матери после ее самоубийства в результате утопления. Но мы должны отложил это увлечение психоанализом , ошибочно неотделимым от сюрреализма, поклонником которого он не был и которого совсем не придерживался.
Рене Магритт, Влюбленные , 1928, MoMA NY (пристальный взгляд)Тогда, возможно, было бы более уместно интерпретировать его работу как ребус , загадку , как это часто можно сделать с остальными его знаковые произведения. Таким образом, белые простыни, лишающие двух влюбленных зрения и чувственного телесного контакта, могли вызвать у обоих слепая и сдержанная любовь , но также совершенно бессознательное и несколько бессмысленное желание , которое еще больше сближает их.
Возможно, Магритт пытается намекнуть на то, что любовь слепа, что двум людям не обязательно физически видеть друг друга, любить друг друга . Листы могут также означать объект желания этих двух влюбленных друг к другу.
Таким образом, эти два закрытых лица могут породить массу предположений и множество различные интерпретации . По словам Магритта, если бы он объяснил истинный смысл своей работы, это разрушило бы тайну, стоящую за ней, и убрало бы главную привлекательность, привлекающую внимание зрителей. Художник-сюрреалист добровольно культивирует этот вкус к тайне и позволяет нам выбирать то значение, которое нам ближе всего!
Слово от художника…«Искусство пробуждает тайну, без которой не было бы мира»
Рене Магритт
Художники, вдохновленные Магриттом на KAZoART
Поцелуй (Le Baiser) | Все работы
Перейти к основному содержанию
© C. Herscovici / Общество защиты прав художников (ARS), Нью-Йорк
Раскрыть в избранное
Художник René Magritte Belgian, 1898–1967
Culturebelgian
Названия
- Поцелуй (Le Baiser)
Date1951
Placefrance
Midailoil On Canvas
Dames24.
LineGift кредита анонимного донора
Объект №91.1997
Текущее местоположение
Nancy and Rich Kinder Build
Тип объекта
- ЖИВОПИСЬ
ОписаниеБельгийский сюрреалист Рене Магритт сказал
его работы «Люди, которые ищут символические
значения не в состоянии понять присущую поэзию
и загадочность образа. Без сомнения, они
чувствуют эту тайну, но хотят избавиться
этого. Они боятся. Спрашивая «что делает
это значит?» они выражают пожелание, чтобы все было понятно. Но если не
отвергнуть тайну, у человека совсем другое
отклик. Человек спрашивает о другом».
История выставки «Эль Мундо Невидимый Де Рене Магритт», Музей Дворца изящных искусств, Мехико, 11 марта – 11 июля 2010 г.
«Рене Магритт: Принцип удовольствия», Тейт Ливерпуль, 24 июня – 16 октября 2011 г. ; Альбертина, Вена, 9 ноября 2011 г. – 28 февраля 2012 г.
«Рене Магритт: Пятый сезон», Художественный музей Сан-Франциско, 19 мая – 28 октября 2018 г.
Маркировка на оборотной стороне холста вверху справа: «LE BAISER 1951» (см. фотокопии надписи перед повторной подкладкой)
Данные каталога могут измениться в результате дальнейших исследований.
Если у вас есть вопросы об этом произведении искусства или онлайн-коллекции MFAH, пожалуйста, свяжитесь с нами.
- Узнать больше
Эжен Делакруа
Женщины Алжира
c. 1832–34
Холст, масло
2019.274
Рут Торн-Тхомсен
Niobe, «Виды с береговой линии», N.M.
1987
Желатин-серебряный принцип
2002.2450
René Magritte
La Leçon de Musiqu Bell)
1968
травление и акватинт в цветах на Японской бумаге Nacre, издание 122/150
92.