Рене художник – «Сын человеческий» Магритта — История одного шедевра

Магритт, Рене — Википедия

Рене́ Франсуа́ Гиле́н Магри́тт (фр. René François Ghislain Magritte; 21 ноября 1898, Лессин — 15 августа 1967, Брюссель) — бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин.

Биография

Рене Магритт (стоит, крайний слева) и Жоржетта Бергер (сидит, крайняя слева) среди группы бельгийских художников. 1922.

Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине. Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. Жизнь была тяжёлой.

В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре, что, видимо, оказало большое влияние на бывшего тогда ещё подростком будущего художника, однако, вопреки расхожему мнению, не стоит переоценивать влияние этого события на творчество автора. Магритт вынес из детства ряд других, не столь трагичных, но не менее загадочных воспоминаний, про которые сам говорил, что они нашли отражение в его творчестве (лекция 1938 года).

Два года Магритт проучился в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе, которую покинул в 1918 году. В это время он познакомился с Жоржеттой Бергер, на которой женился в 1922 году и с которой прожил до самой смерти в 1967.

Магритт работал художником плакатов и рекламы на фабрике бумажной продукции вплоть до 1926 года, когда контракт с брюссельской галереей Сенто позволил ему полностью посвятить себя живописи.

В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. В 1927 году устраивает свою первую выставку. Критики признают её неудачной, и Магритт с Жоржеттой уезжают в Париж, где знакомятся с Андре Бретоном и вступают в его кружок сюрреалистов. В этом кружке Магритт не потерял свою индивидуальность, но вступление в него помогло Магритту обрести тот фирменный своеобразный стиль, по которому узнаются его картины. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве. Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики.

После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход. Во время германской оккупации Бельгии во время Второй мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду.

Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Перерабатывая и совершенствуя их, он окончательно формирует свой странный стиль и добивается широкого признания.

Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей картины «Империя света». Похоронен на Схарбекском кладбище.

Художник изображён на бельгийской почтовой марке 1993 года.

Философия и стиль

Для картин Магритта характерен отстранённый, как бы невозмутимый стиль. На них изображаются обычные предметы, которые у Магритта, в отличие от других крупных сюрреалистов (Дали, Эрнст), почти никогда не теряют своей «предметности»: они не растекаются, не превращаются в собственные тени. Однако само странное сочетание этих предметов поражает и заставляет задуматься. Невозмутимость стиля только усугубляет это удивление и погружает зрителя в некое поэтическое оцепенение, вызванное самой тайной вещей.

Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. Из-за этого картины художника часто напоминают ребусы, которые полностью разгадать невозможно, так как они ставят вопросы о самой сути бытия: Магритт всё время говорит об обманчивости видимого, о его скрытой таинственности, которую мы обычно не замечаем. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета — не сам предмет.

Вообще названия картин играют у Магритта особую роль. Они почти всегда поэтичны и никак, на первый взгляд, не связаны с самим изображением. И именно в этом видел их значимость сам художник: он считал, что скрытая поэтическая связь названия и картины способствуют тому магическому удивлению, которое Магритт видел предназначением искусства. «Я взял себе <…> ориентир <…> — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком» (лекция 1938 года).

Автограф Магритта, которым он подписывал свои картины.

Именно борьба за это магическое, борьба против обманчивой самоочевидности обыденного создала, например, такой характерный образ творчества художника, как мужчину в котелке. Помещая эту, казалось бы, квинтэссенцию обезличенной обыденности в разные странные ситуации («Голконда», «Месяц сбора винограда», «Тайна горизонта») художник ставит под вопрос простоту этого образа и простоту само́й видимой обыденности.

Мастер стремился решить в своём творчестве проблему соответствия восприятия реальному миру, осмыслить разницу или тождественность между изображением и действительностью. Поэтому Магритт нередко использовал образы картины в картине, зеркала, окна, глаза, сцены или занавеса.

Мировоззрение и взгляды

Магритт придерживался социалистических взглядов, поскольку левое крыло, по его мнению, выражало в политике идеи свободы, близкие сюрреализму. Предположительно, он дважды вступал в Коммунистическую партию Бельгии до войны: в 1932 и в 1936 годах, и дважды покидал ее, из-за разногласий с товарищами во взглядах на роль искусства в пропаганде идей социализма. Так, члены партии раскритиковали его работу «Красная модель» (Le Modele Rouge[[:en:fr:Le Modèle rouge|[en]]]) за неверное отображение коммунистов. Не были приняты и несколько проектов плакатов, которые Магритт подготовил для  центра работников бельгийской текстильной промышленности. В 1945 он стал членом Компартии в третий раз (по словам Жоржетты Магритт, на волне благодарности русским), и в том же году написал конфиденциальное «Разъяснение» коммунистам-интеллектуалам. В нем он высказал озабоченность тем фактом, что роль искусства сводилась к пропаганде идей и побед марксизма, с использованием понятных стилей и предметов. Магритт приравнивал такой утилитарный подход к искусству к нацистским методам пропаганды

[4].

В идеях коммунизма Магритт, прежде всего, видел доступность «интеллектуальной роскоши» для всех слоев общества:

Классовое сознание необходимо, но это не означает, что рабочие должны обречь себя на хлеб и воду и не хотеть курицы и шампанского. Люди идут в коммунисты именно потому, что стремятся к лучшей, достойной человека жизни. <…>

Художник-коммунист видит смысл своего творчества в создании картин, которые будут интеллектуальной роскошью, роскошью коммунистического общества, несомненно отличающейся от бесполезной, показушной и дурновкусной роскоши нынешних эксплуататорских классов.

Оригинальный текст (англ.)

Class consciousness is a basic necessity, but this does not mean that the workers have to be condemned to bread and water and that it is wrong to wish for chicken and champagne. They are Communists precisely because they aspire to a higher life, worthy of man. <…> The Communist painter justifies his artistic activity by creating pictures that are an intellectual luxury, a luxury for a Communist society, differing — it goes without saying — from the useless, ostentatious and bad-taste luxury of the present exploitative classes.

В религии Магритт придерживался агностических взглядов, говоря: «Слово «бог» не имеет для меня значения, но за ним я вижу не пустоту, а тайну»[4].

Музей Магритта

Музей Магритта (фр. Musée Magritte) в Брюсселе входит в комплекс Королевских музеев изящных искусств и был открыт в 2009 г. в здании отеля Антенлох[5]. На площади в 2500 м2 размещены более 230 работ художника: картин, набросков и скульптур, попавших туда, главным образом, из коллекций вдовы художника Жоржетты и поэтессы Ирэн Хамоа[6], входившей в круг бельгийских сюрреалистов и дружившей с Магриттом.

Влияние и отражение в культуре

В изобразительном искусстве

Магритт оказал значительное влияние на художников второй половины XX века, главным образом, на концептуалистов и представителей поп-арта[7]. Многие молодые художники, среди которых Энди Уорхол, Роберт Раушенберг и Джаспер Джонс, впервые увидели работы Магритта на экспозиции 1954 г. в нью-йоркской галерее Sidney Janis[8]. Раушенберг и Джонс впоследствии приобрели работы Магритта[9]: так, в частной коллекции Раушенберга до 2016 г. находился один из вариантов картины «Шехерезада», написанный в 1947 г.

[10][11].

Стоит отметить, что, несмотря на единодушие критиков в оценке влияния Магритта на поп-арт, сам Рене открещивался от титула «отца поп-арта», называя этот стиль очередным «бесконечно менее дерзновенным» вариантом дадаизма (интересно, что именно к нео-дадаизму относят некоторые работы Раушенберга и Джонса, которые, как было сказано выше, были большими поклонниками Магритта). Он называл направление «не слишком серьезным, и, возможно, не искусством вовсе», отводя ему место в мире моды и уличной рекламы. [12] В свою очередь, многие из представителей поп-арта, не отрицая косвенного влияния Магритта на свои произведения, подчеркивали отсутствие прямолинейных отсылок[8]. Например, Эд Рушей, лично знакомый с художником, указывал на то, что искать прямую связь между творчеством Магритта и его собственным было бы слишком просто и прямолинейно. По его словам, речь скорее шла о «художественной симпатии», нежели об «источнике вдохновения»

[13]. Отрицал прямую взаимосвязь и Раушенберг[8]. Курировавший выставку Магритта художник-концептуалист и один из деятелей поп-арта Джон Балдессари, рассуждая о связи Магритта и поп-арта, говорил, что художник, скорее, повлиял на восприятие искусства массами, «сделав сюрреализм удобоваримым для широкой аудитории»[14].

В кино

Образ «Сына человеческого» был многократно[15] использован в кинематографе. В фильме «Афера Томаса Крауна» главный герой одевается в характерные костюм и котелок для финального ограбления музея. Картина «Империя Света» послужила прообразом знаменитой сцены фильма «Изгоняющий Дьявола», в которой Отец Феррин стоит перед домом МакНилов в освещении уличных фонарей. Она же вдохновила авторов постера к фильму[16][17]. Считается[18][19], что сцена уползающего червя в первом полнометражном фильме Дэвида Линча «Голова-ластик», была вдохновлена картиной «Медитация».

В музыке

Многие музыканты используют работы Магритта для оформления обложек своих альбомов. Например, конверт пластинки Джеффа Бека «Beck Ola» практически воспроизводит картину «Комната для подслушивания», обложка альбома «Late for the Sky» Джексона Брауна отсылает к «Империи Света», а альбома Джона Фокса и Луиса Гордона «The Pleasures of Electricity»  – к «Принципам удовольствия». Магритт упоминается и в текстах песен. В частности, Пол Саймон посвятил художнику и его жене целую песню «Rene And Georgette Magritte With Their Dog After The War» на альбоме Hearts and Bones, а на альбоме Hobosapiens Джона Кейла есть песня «Magritte». Пол МакКартни, большой почитатель творчества Магритта и владелец нескольких его произведений и личных предметов[20], вспоминает, как картина Au Revoir определила название и логотип фирмы Apple Corps:

Я всегда любил работы г-на Магритта и восхищался им с 1960-х, когда я впервые узнал о его работе. <…>. Однажды он [Роберт Фрейзер, лондонский арт-дилер] принес ко мне домой одну картину. На ней была только лишь надпись “Au Revoir”на красивом зеленом яблоке. <…>. Это большое зеленое яблоко, которое я до сих пор храню у себя, и вдохновило нас на логотип.

Оригинальный текст (англ.)

I’ve always loved Mr Magritte’s work and have admired him since the 1960s when I first became aware of his work. One day he brought this painting to my house. <…> It just had written across it ‘Au revoir,’ on this beautiful green apple. <…>. This big green apple, which I still have now, became the inspiration for the logo.

Картины художника

Документальные фильмы

  • 2016 — Магритт. Человек в шляпе / Rene Magritte, Man in the Hat (реж. Майкл Бёрк / Michael Burke)

Литература

Примечания

  1. 1 2 data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 René Magritte
  3. 1 2 Benezit Dictionary of Artists — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3
  4. 1 2 Magritte, René, 1898-1967,. René Magritte : selected writings. — Minneapolis. — 1 online resource (xxiii, 286 pages .) с. — ISBN 9781452954912, 1452954917.
  5. ↑ Origin – Magritte Museum (англ.). www.musee-magritte-museum.be. Проверено 2 октября 2018.
  6. ↑ Artworks – Magritte Museum (англ.). www.musee-magritte-museum.be. Проверено 2 октября 2018.
  7. ↑ Biography — Matteson Art. www.mattesonart.com. Проверено 27 сентября 2018.
  8. 1 2 3 Cath Pound. Magritte and the subversive power of his pipe (англ.). Проверено 30 сентября 2018.
  9. El, Eugen. Magritte and contemporary art (en-us), SCHIRN KUNSTHALLE FRANKFURT (22 февраля 2017). Проверено 30 сентября 2018.
  10. ↑ Sotheby’s: Rene Magritte. Sheherezade.
  11. Alexander Adler. Rauschenberg’s Treasures (англ.). Huffington Post (18 ноября 2011). Проверено 30 сентября 2018.
  12. Magritte, René, 1898-1967. Magritte, ideas and images. — New York: H.N. Abrams, 1977. — 277 pages с. — ISBN 0810913003, 9780810913004.
  13. ↑ Magritte Q&A | LACMA (англ.). www.lacma.org. Проверено 30 сентября 2018.
  14. Finkel, Jori. Ceci N’est Pas Magritte, but His Outlook Is Compatibly Surreal (англ.). Проверено 30 сентября 2018.
  15. ↑ Biography — Matteson Art. www.mattesonart.com. Проверено 27 сентября 2018.
  16. ↑ 25 Fascinating Facts About The Exorcist — Listverse (англ.), Listverse (30 октября 2009). Проверено 27 сентября 2018.
  17. ↑ 20 Fascinating Facts About The Exorcist (англ.) (26 December 2017). Проверено 27 сентября 2018.
  18. Sharf, Zack. David Lynch and the Iconic Paintings That Inspire His Visual Style — Watch (англ.), IndieWire (5 июля 2017). Проверено 27 сентября 2018.
  19. VoorDeFilm. The Art of David Lynch (28 июня 2017). Проверено 27 сентября 2018.
  20. Michael Odell. Percy Thrillington, Magritte & Paul McCartney (англ.). the Guardian (29 November 2008). Проверено 27 сентября 2018.
  21. ↑ New Feature: Paintings On The Wall — René Magritte (1898 — 1967), PaulMcCartney.com (13 марта 2015). Проверено 27 сентября 2018.
  22. Silver, Craig. How A Magritte Painting Led to Apple Computer (англ.), Forbes. Проверено 27 сентября 2018.

Ссылки

Модные рисунки художника иллюстратора Рене Грюо

В парижском Grand Palais проходит выставка, посвященная аромату от Кристиан Диор — Miss Dior. Свое почтение аромату демонстрируют 15 современных художниц, живущих в разных странах и работающих в разной технике. Каждая из них выражает свое почтение аромату собственным путем. А с чего все начиналось, кто первый художник, послуживший Miss Dior?


духи Miss Dior

Первым художником, разделившим с Miss Dior частичку славы и прибыли, был художник — иллюстратор французской моды Рене Грюо (Rene Gruau). Давайте узнаем о нем немного больше, его жизнь прекрасный пример.

Рене Грюо – величайший иллюстратор французской моды, гений лаконизма, создавший прекрасные образы рекламных компаний Dior, Balenciaga, Yves Saint Laurent и других модных Домов. Модные иллюстрации Рене Грюо, не просто рисунки, а произведения искусства, верх элегантности в модной иллюстрации и настоящий гимн женщине.

Сегодня рисунки Рене Грюо продаются на аукционах, по цене 2000, 5000, 10.000 английских фунтов и иногда дороже.


Художник-иллюстратор французской моды Рене Грюо

Биография и творчество художника-иллюстратора Рене Грюо

Его настоящее имя весьма сложно для запоминания русскоязычного читателя, полное имя художника звучало так — Ренато де Дзавальи Риччарделли Каминате граф Делла Каминате.

Грюо – фамилия его матери Мари. Именно этой фамилией подписывался художник на тысячах листах с рисунками и эскизами, изящно исполненными черной тушью и красной гуашью, рядом с нарисованными им гламурными светскими львицами и джентльменами в смокингах, которые рекламировали модные товары и роскошный образ жизни. Рисунки Рене Грюо дышали дорогими кварталами и гламуром, от его героинь в вечерних платьях и шикарных костюмах веяло успехом и богатством.

Художник родился в семье итальянского аристократа и французской графини, поэтому детство у него было счастливое и беззаботное, но потом его счастье омрачил развод родителей. А когда Рене Грюо исполнилось 15 лет, он вместе с матерью приехал в Париж и сразу влюбился в этот город. Ему было комфортно в атмосфере, где тон задавали Дома моды. В двадцать лет он уже работал модельером, а затем решил посвятить себя модной иллюстрации, где весьма быстро добился успехов.


Модные рисунки Рене Грюо

Журнал L’Officiel первым опубликовал модные рисунки Рене Грюо, и с этого момента у него не было недостатка в заказах. Но настоящий успех пришел к художнику после предложения великого Кристиана Диора, который доверил ему создание модных иллюстраций для рекламной компании Miss Dior.

Данный контракт принес художнику еще больше известности и весомый доход. Отныне духи Miss Dior символизировал лебедь с двумя жемчужными ожерельями на длинной шее и веер в руке, обтянутой перчаткой… Тогда же рекламный плакат помады Rouge Baiser поразил свет незабываемой улыбкой женщины в маске…


духи Miss Dior
[media=https://www.youtube.com/watch?v=tAr9hl6hqBU]

История аромата Miss Dior на видео


духи Miss Dior

В тот период ни одна фотография не могла быть такой символичной, как рисунки Рене Грюо. Его моделями были красивейшие женщины мира – бархатные глаза Одри Хепберн выразительно смотрели с рекламы непромокаемого плаща Blizzand. Художник играл на ассоциациях и намеках. Остроносая туфелька, заглядывая в приоткрытую дверь, намекала на облегающий костюм Dior, черная юбка на красной лестнице подразумевала белье Scandale… На его живых рисунках взлетали оборки, дрожали складки, трепетали волосы…


Модные рисунки Рене Грюо

Созданные Грюо девушки носили модные перчатки и широкополые шляпы, бросавшие на глаза таинственную тень. Этим дамам очень шли наряды от Пьера Бальмена, Юбера де Живанши, Кристиана Диора, Жака Фата и других успешных кутюрье.

Стиль Грюо складывался в жестких условиях, которые диктует художнику рекламная иллюстрация мира моды — строгость, простота, образное решение, поэтому природе нет места в его композициях. Можно даже сказать – что природа полностью отсутствует в его рисунках, там не увидишь ни одного дерева, ни одного куста, ни даже ручейка. Лишь цветы, но цветы непростые, его цветы «цветут» только на модных тканях.

В своих работах художник стремится к графической простоте — гибкость линии, плюс определенный набор используемых цветов — белый, красный, черный, золотисто-желтый иногда зеленый цвет.


Модные рисунки Рене Грюо

Благодаря особенности рисунков, где практически полностью отсутствует природа и интерьер, за исключением некоторых деталей (полуоткрытая дверь, спинка кресла, подлокотник, блеск зеркала), художнику удавалось выдвигать на первый план человека или рекламируемый объект.

Погрузившись в любимое дело художник работал в Париже до того момента, когда в 1960-е годы Европу охватило движение хиппи. Последователи субкультуры отвергали гламур, элегантность и даже красоту! В этот момент Рене Грюо решает покинуть Париж и перебирается в Италию, где начинает работать с дизайнером Валентино, известным своей любовью к красоте и роскоши.

В 1970—1980-е годы модные иллюстрации Рене Грюо вновь на пике популярности. Художник плодотворно работает для знаменитых Домов моды, ювелирных и парфюмерных компаний. Попутно Рене Грюо активно сотрудничает с американским издательством и не забывает глянцевые журналы — Vogue, L’Officiel, Marie Claire, International Textiles.


Модная иллюстрация Рене Грюо

Вот так в течение всей жизни Рене Грюо занимался любимым делом, творил красоту и гламур посредством своих модных иллюстраций, но в последние годы, мода перестала его вдохновлять. Вернее сказать, ему не нравилась мода последних лет. Художник печалился и говорил – «И зачем женщины так себя уродуют?».

В этот момент он нашел утешение в живописи и расписал замок Laura Biagiotti, с которой он дружил более тридцати лет.

Вскоре после этого, в возрасте 95 лет Рене Грюо умер. Согласно последнему желанию художника, о его смерти объявили лишь после погребения.


«Сын человеческий» Магритта — История одного шедевра

Сюжет

Мужчина неопределимого возраста в ладно скроенном, но ничем не примечательном костюме и котелке, стоит у низкой ограды. За его спиной — водная гладь. Вместо лица — яблоко. В этом сюрреалистическом ребусе Рене Магритт зашифровал несколько тем, которые проходят через все его творчество.

1 Сын человеческий (1964).jpg

«Сын человеческий», 1964. (wikipedia.org)

Инкогнито в котелке — образ, созданный на противоречивом сочетании магриттовских страстей. С одной стороны, он придерживался правил классического буржуа, предпочитал выглядеть незаметным, быть, как все. С другой, — обожал детективные истории, приключенческие фильмы, особенно про Фантомаса. История о преступнике, который принимал облик жертв, устраивал мистификации, обманывал полицию и всегда скрывался от преследования, будоражила фантазию Магритта.

На стыке тяги к порядку и беспорядку и родился этот мужчина, который кажется добропорядочным, но за чьей личиной таятся секреты, неизвестные даже ему. Тот самый тихий омут с его чертями.

В том же контексте можно рассматривать и аллюзию на историю грехопадения. Адам не за то был изгнан из рая, что согласился съесть плод с запретного дерева, но за то, что не вынес ответственности за совершенный проступок, а значит, не оправдал имя человека как божественного творения.

10.jpg

Рене Магритт со своим шедевром. (pinterest.com)

Еще один мотив, который, так или иначе, звучит во многих работах, — воспоминания о матери, покончившей с собой, когда Рене было 14 лет. Она утонула в реке, и когда спустя некоторое время тело ее достали из воды, то голова была опутана ночной сорочкой. И хотя Магритт говорил позднее, что это событие никоим образом не повлияло на него, верится этому с трудом. Во-первых, чтобы в 14 лет остаться равнодушным к суициду матери, нужно быть с атрофированной душой (чего точно не скажешь о Магритте). Во-вторых, образы либо воды, либо удушающей драпировки, либо женщины, соединенной с водной стихией, появляются на картинах очень часто. Вот и в «Сыне человеческом» за спиной героя — вода, а барьер, отделяющий от нее, крайне низкий. Конец неизбежен, а приход его непредсказуем.

7 Голконда 1967.jpg

«Голконда», 1967. (wikipedia.org)

Контекст

По определению Магритта, он творил магический реализм: используя знакомые предметы, создавал незнакомые комбинации, которые заставляли зрителя беспокоиться. Названия для большинства картин — все эти загадочные, окутывающие формулировки — придуманы не самим художником, а его друзьями. Закончив очередную работу, Магритт приглашал их и предлагал устроить мозговой штурм. Сам же художник оставил довольно подробное описание философии своего искусства и восприятия мира, его понимания взаимоотношений между объектом, его изображением и словом.

2 Репродуцирование запрещено.jpg

«Репродуцирование запрещено», 1937. (wikipedia.org)

Один из хрестоматийных примеров — картина 1948 года «Вероломство образов». На ней изображена знакомая всем курительная трубка, сама по себе не вызывающая никаких волнений в тонко организованной душе артистической натуры. Если бы не подпись: «Это не трубка». «Как это не трубка, — возникал вопрос у зрителей, — когда прекрасно видно, что ничем, кроме как трубкой, это быть не может». Магритт парировал: «Вы можете набить ее табаком? Нет, это ведь всего лишь изображение, не так ли? Так что, если бы я написал под картиной «Это трубка», я бы солгал!»

5 Вероломство образов 1928-1929..jpg

«Вероломство образов», 1928−1929 гг. (wikipedia.org)

В каждом произведении Магритта есть своя логика. Это не череда ночных кошмаров и снов, а система связей. Художник вообще скептически относился к тому, с каким рвением сюрреалисты штудировали Фрейда и, едва пробудившись, старались как можно подробнее запечатлеть увиденное во сне.

У художника есть цикл работ — «перспектив», на которых герои картин именитых мастеров умирают. То есть Магритт осмысливает изображенных на полотнах как живых людей, которых ждет смерть рано или поздно. Например, Магритт взял портреты мадам Рекамье кисти Давида и Франсуа Жерара и на их основе написал две перспективы. И ведь не поспоришь: как бы ни была прекрасна светская львица, но и ее ждала та же участь, что и последнюю замухрышку.

8 Жак-Луи Давид Портрет мадам Рекамье.jpg

Жак-Луи Давид «Портрет мадам Рекамье», 1800. (wikipedia.org)


9 Перспектива мадам Рекамье.jpg

«Перспектива мадам Рекамье Давида», 1951. (wikipedia.org)


12 Франсуа Жерар Портрет мадам Рекамье 1802..jpg

Франсуа Жерар «Портрет мадам Рекамье», 1802. (wikipedia.org)


11.jpg

«Перспектива мадам Рекамье Жерара», 1950. (wikipedia.org)

То же Магритт проделал с «Балконом» Эдуарда Мане, на котором заменил людей гробами. Кто-то воспринимает цикл «перспектив» как арт-богохульство, кто-то как шутку, но если призадуматься, то это лишь трезвый взгляд на вещи.

Судьба художника

Рене Магритт родился в бельгийской глуши. В семье было трое детей, приходилось нелегко. На следующий год после смерти матери Рене познакомился с Жоржеттой Бергер. Спустя 9 лет они встретятся вновь и уже не расстанутся никогда.

6 Жоржетта 1937.jpg

«Жоржетта», 1937. (wikipedia.org)

После школы и курса в Королевской академии искусств Магритт отправился рисовать розы на обоях — устроился художником на фабрику. Затем занялся рекламными постерами. После женитьбы на Жоржетт Магритт все больше времени уделял искусству. (Хотя периодически ему приходилось возвращаться к коммерческим заказам — денег не хватало, Жоржетт приходилось время от времени работать, что крайне угнетало Рене — он, как правильный буржуа, считал, что женщина не должна работать вовсе.) Вместе они отправились в Париж, где познакомились с дадаистами и сюрреалистами, в частности, Андре Бретоном и Сальвадором Дали.

4 1936.jpg

Рекламный плакат, созданный Магриттом в 1936-м. (wikipedia.org)

Вернувшись на родину в 1930-х, Магритт остался верен своему аскетическому по меркам художников образу жизни. В его доме не было мастерской — он писал прямо в своей комнате. Никаких разнузданных пьянок, сексуальных скандалов, богемной распущенности. Рене Магритт вел жизнь неприметного клерка. Детей у них не было — только собачка.

Постепенно он становится все известнее в Европе и США, его приглашают в Британию и Штаты с выставками и лекциями. Неприметный буржуа вынужден покинуть свой тихий уголок.

3.jpg

Магритт работает. (pinterest.com)

В годы войны, желая приободрить сограждан оккупированного отечества, Магритт обращается к импрессионизму. Используя за образец Ренуара, он выбирает краски ярче. По окончании войны он вернется к привычной для себя манере. Кроме того, он начнет эксперименты в кино: купив в 1950-х камеру, Магритт увлеченно снимает короткометражные фильмы с участием жены и друзей.

В 1967 году Магритт скончался от рака поджелудочной железы. Осталось несколько незавершенных проектов, над которыми художник работал до последних дней.

Рене Грюо — Мода. Роскошь. Аристократизм.

РЕНЕ ГРЮО

На самом деле его звали Завальи Риччарделли, граф Делла Каминате.

Но все свои многочисленные работы он подписывал Рене Грюо. Вполне возможно это была маленькая месть отцу за то, что он оставил их с матерью, а может быть в богемных кругах было модно иметь короткое запоминающееся имя… Тем не менее он взял фамилию матери — Грюо.

После развода родителей, пятнадцатилетний Рене переехал жить в Париж. Думается, что мать его была светской львицей, поскольку все работы художника дышат жизнью аристократов, великолепными духами, дорогими автомобилями, красивыми женщинами в нарядах от кутюр.

К двадцати годам он уже работал модельером, но, по его словам, костюм его увлекал, до тех пор, пока он был на бумаге. Поэтому настоящей его страстью стала иллюстрация.

Одним из первых Рене Грюо рассмотрел Кристиан Диор, который доверил ему рекламу своих духов.

Не правда, ли в этом рисунке можно разглядеть целую историю интриги, страсти и любви.

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 1

А об этом рисунке можно было бы написать роман в стиле «Унесенных ветром»

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 2

Далее последовал взрыв его популярности и обвал заказов.

Реклама шампанского…

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 3

Рекламный плакат помады Rouge Baiser поразил свет незабываемым образом женщины в маске…

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 4

Отныне духи Miss Dior символизировал лебедь с двумя жемчужными рядами на длинной шее или рука на лапе хищника

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 5

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 6

Ни одна фотография не могла сравниться с работами Рене. Его художественный стиль стал узнаваем.

Он играл на ассоциациях, намёках. Его моделями были красивейшие женщины мира. Но рисовал он всегда образ матери. «Я всегда видел перед глазами очень элегантную женщину, которая показывала мне, как дама должна сидеть, изящно скрестив ноги, как она должна опускать руки на бедра. Это была моя мать —первоя модель, которая позировала мне для рисунков. И много лет спустя я продолжал узнавать в своих работах именно ее образ». Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 7

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 8

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 9

Выразительность, динамизм, способность уловить мельчайшее движение — на рисунках Грюо, как и у Лотрека, колышутся воланы на платьях, дрожат перья на шляпах и воротниках, трепещет прижатая мужской рукой талия в танцевальном движении.

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 10

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 11

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 12

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 13

Сюжеты и композиции, построенные на ассоциациях, намеках, парадоксах, юморе.

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 14

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 15

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 16

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 17

1950-1970-е. Иллюстрации для плакатов, буклетов, приглашений и афиш модных домов Elsa Schiaparelli, Givenchy, Balmain, Jacques Fath, Balenciaga, Valentino, Yves Saint Laurent, Guy Laroche. Дружба с модельерами. Рекламные плакаты для фильмов Феллини, балетов Ролана Пети, спектаклей кабаре Moulin Rouge, Lido и Casino de Paris, часов Omega, авиакомпании Air France, шампанского Martini, аперитива Cinzano.

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 18

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 19

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 20

2004-й год. Смерть в Риме, похороны в Римини. О кончине объявлено уже после погребения, по воле самого Грюо. Посмертная слава. Добрая память и уважение современников, отразившаяся в их воспоминаниях. Наследие — более 80 тысяч рисунков, иллюстраций, плакатов и афиш.

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 21

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 22

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 23

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 24

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 25

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 26

Хрестоматийный узнаваемый рисунок Рене Грюо стал символом самого духа моды.

Рене Грюо - Мода. Роскошь. Аристократизм., фото № 27.

РЕНЕ ГРЮО — Катя Лисич — LiveJournal

Первый художник, послуживший Miss Dior

Удивительно, но почему-то именно этот художник прошел мимо меня. И вот только недавно я узнала о прекрасных линиях Рене Грюо 🙂 За это отдельное спасибо книге «100 лет в иллюстрации», которую я получила в подарок вместе с альбомом VOGUE ПЛАТЬЯ. Про книгу, кстати, сделаю отдельный пост.


Немного справки
Рене Грюо — величайший иллюстратор французской моды, гений лаконизма, создавший прекрасные образы рекламных компаний Dior, Balenciaga, Yves Saint Laurent и других модных Домов. Модные иллюстрации Рене Грюо, не просто рисунки, а произведения искусства, верх элегантности в модной иллюстрации и настоящий гимн женщине.
Сегодня рисунки Рене Грюо продаются на аукционах, по цене 2000, 5000, 10.000 английских фунтов и иногда дороже.
Его настоящее имя весьма сложно для запоминания русскоязычного читателя, полное имя художника звучало так — Ренато де Дзавальи Риччарделли Каминате граф Делла Каминате.

Грюо – фамилия его матери Мари. Именно этой фамилией подписывался художник на тысячах листах с рисунками и эскизами, изящно исполненными черной тушью и красной гуашью, рядом с нарисованными им гламурными светскими львицами и джентльменами в смокингах, которые рекламировали модные товары и роскошный образ жизни.


Художник родился в семье итальянского аристократа и французской графини, поэтому детство у него было счастливое и беззаботное, но потом его счастье омрачил развод родителей. А когда Рене Грюо исполнилось 15 лет, он вместе с матерью приехал в Париж и сразу влюбился в этот город. Ему было комфортно в атмосфере, где тон задавали Дома моды. В двадцать лет он уже работал модельером, а затем решил посвятить себя модной иллюстрации, где весьма быстро добился успехов.

Журнал L’Officiel первым опубликовал модные рисунки Рене Грюо, и с этого момента у него не было недостатка в заказах. Но настоящий успех пришел к художнику после предложения великого Кристиана Диора, который доверил ему создание модных иллюстраций для рекламной компании Miss Dior.


В течение всей жизни Рене Грюо занимался любимым делом, творил красоту и гламур посредством своих модных иллюстраций, но в последние годы, мода перестала его вдохновлять. Вернее сказать, ему не нравилась мода последних лет. Художник печалился и говорил – «И зачем женщины так себя уродуют?».

В этот момент он нашел утешение в живописи и расписал замок Laura Biagiotti, с которой он дружил более тридцати лет.

Вскоре после этого, в возрасте 95 лет Рене Грюо умер. Согласно последнему желанию художника, о его смерти объявили лишь после погребения.

Дальше большая подборка работ Грюо. Решила не разбивать всю эту красоту на два поста. Просто не пожалейте времени и просмотрите все, уделив внимание каждой работе 🙂


 

Художник-иллюстратор Рене Грюо: pepelnaya — LiveJournal

После вчерашнего вдохновляющего похода на выставку Диора  хочется немного продолжить тему.  На экспозиции можно было увидеть рисунки и эскизы художника-иллюстратора Рене Грюо.

Его работы очень изысканы, женствены, тонки и чувственны. И этой красотой можно наслаждаться очень долго.

Биографию Рене я нашла в блоге у l_a_n_d_a

Рене Грюо (Ренато де Дзавальи Риччарделли Каминате, родился 4 февраля 1909 г.) — самый знаменитый в мире художник-иллюстратор, график моды. Родился он в Италии, в Римини, и мечтал стать архитектором. Но господин Случай распорядился по-своему. В 14 лет юноша был вынужден искать работу, и показал свои рисунки редактору крупного итальянского еженедельника, который посоветовал Рене заняться графикой моды. В 1924 г. художник приезжает в Париж и занимается иллюстрацией моды, взяв в качестве псевдонима фамилию своей матери-француженки. Первый эскиз Грюо был опубликован в 1929-м. Журнал L’Officiel одним из первых напечатал эскизы талантливого юноши, после чего его рисунки регулярно начали публиковать итальянские, французские и немецкие журналы мод.

Сейчас трудно себе представить, что именно Господин Случай ввел в мир моды художника, чей рисунок впоследствии стал символом самого духа моды «Haute couture». Жизнь Грюо будет отныне нерасторжимо связана с жизнью и творчеством знаменитых кутюрье. И все они — кто в большей, кто в меньшей степени — станут его друзьями. Это и Баленсиага, обожаемый друг: «Самый великий. Очаровательный, красивый и таинственный, как испанский собор». Это и Живанши, с которым Грюо познакомился, когда тому было всего 17 лет, и чье творчество он так ценит. И, разумеется, Ив Сен Лоран. Художник дружил и с Кастилло, и с Бальменом. Но самыми близкими его друзьями стали Диор и Фат, причем задолго до того, как приобрели мировую славу.

В послевоенные годы об этой троице Грюо, Диоре и Фате — заговорили как о новой «золотой молодежи». Это были годы, полные всеобщего восторга и энтузиазма. Они стали вехой в истории моды, возродили и перестроили Haute couture, открыли новые таланты и имена, Все трое живут в это время в Париже, встречаются почти каждый день. И не случайно они поселяются в одном квартале, ходят в гости к одним и тем же людям в одни и те же дома .
Введите содержимое врезкиУже в ту пору творческую жизнь Грюо в огромной мере питала светская жизнь: с одинаковым пылом и энтузиазмом он ходил в гости и работал. «Разве дело в развлечениях? Эти празднества были для меня постоянным источником вдохновения». Грюо посещал салоны самых элегантных женщин Парижа, а вскоре и Нью-Йорка, Голливуда. O некоторых из них он вспоминает, «выстреливая» короткими фразами: «…Шанель, такая блистательная, когда хотела этого и старалась», «Одри Хепберн, вот кто никогда не шутил с модой» (а это, с его стороны, очень, большой комплимент). Еще он скажет, что Скиапарелли была сама фантазия… Прекрасные женщины. Всю жизнь они вдохновляли художника, являясь одновременно и его музами, и помощницами в работе…
Грюо увлеченно работал не только для домов моды, но и для театра: афиши, эскизы костюмов для балетов известного Ролана Пети, Мулен Руж, Лидо.

Стиль Грюо складывался в жестких условиях, которые предъявляет художнику рекламная графика: строгость, простота, образное решение. Его дебютом в рекламе стал «запуск» первых духов Диора.
Грюо, городской до мозга костей человек, не любит фольклора. И природе нет места в его композициях. Можно даже сказать — что природа поразительно и блестяще отсутствует в его работах: ни одного дерева, ни одного куста, ни даже ручейка. Цветы — да, и даже в большом количестве, но эти цветы «цветут» только на лацканах, на шляпах и в вырезе декольте

В своих работах Грюо стремится к графической простоте: гибкость линии, раз и навсегда определенный выбор используемых цветов: белый, красный, Черный, золотисто-желтый иногда зеленый — и все!), потрясающая, дивная композиция…

та необычайная способность обходиться без интерьера (иногда все же присутствующего, почти намеками — полуоткрытая дверь, спинка кресла, подлокотник, блеск зеркала) и выдвигать на первый план человека. И только однажды Грюо, в порядке исключения поставил на первый план маленький стул в стиле Людовика XVI (столь любимого Диором). На стул он бросил пару перчаток и длинную шаль из тюля. И обессмертил этот образ в рекламе духов «Диорама».Утверждая и развивая цельность как одну из отличительных черт его таланта, рекламная графика подарила Грюо свободу, в отличие от графики моды, не передавать формы и цвета, придуманные другими.

1960-е, когда Европу охватило движение хиппи, отвергавших элегантность, художник, движимый «священным негодованием», покидает Париж и много работает в Италии с модельером Валентино. В 1970—1980-е годы стиль Грюо вновь на пике славы. Он плодотворно работает для знаменитых домов моды: «Диор», «Бьяджотти», «Тарлацци», ювелирных и парфюмерных фирм. Художник активно сотрудничает с американским издательством «Серкл оф файн Арт Корпорейшнл», с журналами Vogue, L’Officiel, L’Album du Figaro, Marie Claire, International Textiles.

Мода последних лет его совсем не вдохновляла. На улице он ничего не мог с собой поделать и не удерживался от замечания, если видел кого-то безвкусно одетым: «Да что же вы в таком виде на улицу вышли?!»
Умер Грюо, 31 марта 2004 году на руках своего приемного сына. Похоронили его в Римини и согласно последней воле, о смерти объявили только после погребения.
Этот удивительный художник посвятил всю свою жизнь женщинам и их красоте, а в сердце он хранил образ своей матери женщин 50-х годов, которая до последних дней продолжала вдохновлять его.

И работы Рене Грюо:

 

 

Сын человеческий (картина) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 ноября 2018; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 ноября 2018; проверки требуют 2 правки.
Magritte TheSonOfMan.jpg
Рене Магритт
Сын человеческий. 1964
фр. Le fils de l’homme
Холст, масло. 116 × 89 см
Частная коллекция

«Сын человеческий» (фр. Le fils de l’homme) — картина бельгийского сюрреалиста Рене Магритта. Возможно, самая известная из его работ.

Магритт писал эту картину как автопортрет. На ней изображен мужчина в пальто и шляпе-котелке, стоящий около невысокой стены, за которой видно море и пасмурное небо или дым. Лицо человека практически полностью закрыто парящим перед ним зелёным яблоком. Своим названием картина, как полагают, обязана образу современного мужчины — этакого бизнесмена, строго одетого, высокоэффективного, но всё равно остающегося сыном библейского Адама и подвергающегося искушению тем же яблоком.

Магритт сказал о картине:

По крайней мере, она отчасти хорошо скрывает лицо, поэтому у вас есть очевидное лицо, яблоко, скрывающее видимое, но скрытое лицо человека. Это то, что происходит постоянно. Все, что мы видим, скрывает что-то другое, мы всегда хотим видеть то, что скрыто тем, что мы видим. Существует интерес к тому, что скрыто и что видимое нам не показывает. Этот интерес может принимать форму довольно интенсивного чувства, своего рода конфликта, можно сказать, между видимым, которое скрыто, и видимым, которое представлено.