Джармуш, Джим — Википедия
Джим Джа́рмуш (англ. Jim Jarmusch; род. 22 января 1953 (1953-01-22), Кайахога-Фолс, Огайо, США) — американский кинорежиссёр, сценарист и музыкант. Один из главных представителей американского независимого кинематографа. Неоднократный призёр Каннского кинофестиваля (1984, 1989, 1993, 2005).
Джеймс Роберт «Джим» Джармуш родился 22 января 1953 года в городе Акрон, штат Огайо. По окончании школы в 1971 году он в течение года обучается журналистике в Чикагском Северо-Западном университете, затем меняет свою специализацию на английскую литературу и отправляется продолжать учёбу в Париж. Находясь в Париже, он оказывается под большим впечатлением от французского кино и активно посещает Французскую синематеку.
Проведя год за границей, Джармуш возвращается на родину. Он переводится в Колумбийский университет, где получает степень бакалавра по английской литературе в 1975 году. Любовь к кино, приобретённая во Франции, приводит Джармуша в киношколу Нью-Йоркского университета (
Свой первый кинематографический опыт Джармуш приобретает на съёмках фильма Николаса Рэя и Вима Вендерса «Молния над водой» (Lightning Over Water, 1980). Документальная лента фиксирует мучительный процесс ухода Рэя из жизни. Параллельно Джармуш начинает работу над своим полнометражным дебютом «Отпуск без конца». Снятая за 15 тысяч долларов на шестнадцатимиллиметровую плёнку, картина выходит в 1980 году и получает высокие оценки критиков.
Второй фильм Джармуша «Более странно, чем в раю» (1984) появляется после окончания съёмок дипломной работы — тридцатиминутной короткометражке о венгерских эмигрантах «Новый мир» (New World). Безусловные художественные достоинства последующего фильма позволяют ему получить приз «Золотая камера» за лучший дебют на Каннском кинофестивале. Несомненно, что «Более странно, чем в раю» — одна из важнейших (и, возможно, лучших) лент американского независимого кино. В схожей манере Джармуш снимает фильмы «Вне закона» (1986) и «Загадочный поезд» (1989). В результате получается своеобразная трилогия; ленты дают неожиданный взгляд на Америку глазами иностранца.
В 1986 году появляется шестиминутный фильм «Кофе и сигареты», в нём Роберто Бениньи и Стивен Райт потребляют означенные продукты и решают, кому из них стоит идти к зубному врачу. Так стартует самый необычный проект Джармуша, завершившийся в 2003 году выходом полнометражной ленты «Кофе и сигареты», содержащей 11 новелл, в которых любимые актёры и музыканты режиссёра курят, пьют кофе и ведут забавные диалоги друг с другом.
Джармуш знаменит своей особенностью объединять в картинах ряд историй. Так, фильм 1991 года «Ночь на Земле» состоит из пяти новелл, связанных общей темой — город, ночь, такси. «Ночь на Земле» — это пять городов мира, пять случайных встреч и непередаваемое сочетание юмора и грусти, знакомое всем поклонникам Джармуша.
Мистический вестерн «Мертвец» (1995) был оценен критикой только через несколько лет после премьеры в Каннах.
Картина «Пёс-призрак: Путь самурая» (1999) пародирует популярный в недавнем прошлом голливудский жанр гангстерского фильма. Одновременно эта лента предвосхищает возникшую в начале XXI века моду на Японию в творчестве американских режиссёров. София Коппола, Квентин Тарантино, Эдвард Цвик и Роб Маршалл снимут свои «японские» фильмы уже после Джармуша. Этот факт ещё раз свидетельствует о том, что именно независимые режиссёры зачастую прокладывают тот путь, по которому затем движется Голливуд.
Фильм Джармуша «Сломанные цветы» (2005) кажется шагом режиссёра в сторону мейнстрима. Вместо привычных маргиналов главным героем картины становится преуспевающий компьютерщик в исполнении Билла Мюррея, отправляющийся в путешествие по следам своих былых любовных приключений. За эту ленту Джармуш получает Гран-при Каннского кинофестиваля.
В 2006 году снимает клип для группы The Raconteurs на песню «Steady, As She Goes».
В 2009 году Джармуш выпускает фильм-притчу «Пределы контроля» под эгидой Focus Features, который получает смешанные отзывы от кинокритиков.
В 2012 году Джим совместно с голландским лютнистом Йозефом ван Виссемом выпустил два минималистических музыкальных альбома: Concerning the Entrance into Eternity и The Mystery of Heaven.
В 2013 году Джармуш снимает фильм «Выживут только любовники», который сам описывает как «криптовампирскую любовную историю»[1].
Режиссёрские работы[править | править код]
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1980 | ф | Отпуск без конца | Permanent Vacation | режиссёр, продюсер, сценарист |
1984 | ф | Более странно, чем в раю | Stranger Than Paradise | режиссёр, сценарист |
1986 | кор | Кофе и сигареты | Coffee and Cigarettes | режиссёр, сценарист |
1986 | ф | Вне закона | Down By Law | режиссёр, сценарист |
1989 | кор | Кофе и сигареты, мемфисская версия | Coffee and Cigarettes, Memphis Version | режиссёр, сценарист |
1989 | ф | Таинственный поезд | Mystery Train | режиссёр, сценарист |
1991 | ф | Ночь на Земле | Night on Earth | режиссёр, продюсер, сценарист |
1992 | док | Ленты Гаража | The Garage Tapes | режиссёр |
1993 | кор | Кофе и сигареты: Где-то в Калифорнии | Coffee and Cigarettes: Somewhere in California | режиссёр, сценарист |
1995 | ф | Мертвец | Dead Man | режиссёр, сценарист |
1997 | док | Год лошади | Year of the Horse: Neil Young and Crazy Horse Live | режиссёр, оператор |
1999 | ф | Пёс-призрак: путь самурая | Ghost Dog: The Way of the Samurai | режиссёр, продюсер, сценарист |
2002 | ф | На десять минут старше: Труба | Ten Minutes Older: The Trumpet | режиссёр, сценарист |
2003 | ф | Кофе и сигареты | Coffee and Cigarettes | режиссёр, сценарист |
2005 | ф | Сломанные цветы | Broken Flowers | режиссёр, сценарист |
2008 | ф | Пределы контроля | The Limits of Control | режиссёр, сценарист |
2013 | ф | Выживут только любовники | Only Lovers Left Alive | режиссёр, сценарист |
2016 | док | Gimme Danger. История Игги и The Stooges | Gimme Danger | режиссёр, сценарист |
2016 | ф | Патерсон | Paterson | режиссёр, сценарист |
2019 | ф | Мёртвые не умирают | The Dead Don’t Die | режиссёр, сценарист |
Роли в кино[править | править код]
В начале 1980-х Джармуш сотрудничал с Dark Day, сайд-проектом клавишника из видной авангардной No Wave-группы DNA (англ.). Некоторое время он был участником ещё одной No Wave-группы, The Del-Byzanteens, выпустившей один студийный альбом, EP и сингл «Draft Riot». В интервью журналу Washington Post, опубликованном в октябрьском номере за 1984 год, режиссёр прокомментировал это так: «В то время в Нью-Йорке у каждого была своя группа. Считалось, что не нужно быть виртуозным музыкантом, чтобы иметь группу: дух, идея были важнее, чем умение хорошо играть; это [представление] оказало влияние и на многих режиссёров»[2]. Режиссёр по сей день продолжает периодически сотрудничать с различными музыкантами: так, в 2005 г. он появился в качестве «гостя» на альбоме-сборнике Wu-Tang Clan «Wu-Tang Meets Indie Culture», в 2006 White Stripes выпустили специальным ограниченным тиражом в 2000 копий сингл, на который вошли ремиксы их песни «Blue Orchid», сделанные Джармушем и Мишелем Гондри
Джармуш является участником рок-группы SQÜRL, которую он основал вместе с Картером Логаном и Шейн Стоунбек. Кавер группы SQÜRL на песню Ванды Джексон 1961 года “Funnel of Love” использована в качестве саундтрека к фильму «Выживут только любовники»[4]
Студийные альбомы[править | править код]
- EP #1 (ATP Recordings, 2013) с группой Sqürl
- EP #2 (ATP Recordings, 2013) с группой Sqürl
- EP #3 (ATP Recordings, 2014) с группой Sqürl
- EP #260 (Sacred Bones Records, 2017) с группой Sqürl — анонсирован выход 27 июля 2017[5]
- SQÜRL Live at Third Man Records (12″ vinyl, A Third Man Records, 2016) (as Sqürl)
Гостевое участие[править | править код]
- Jozef van Wissem – песня «Concerning the Beautiful Human Form After Death» с альбома The Joy That Never Ends (2011)
- Fucked Up – «Year of the Tiger» (2012)
фильмография, фото, биография. Актер, Режиссер, Продюсер, Сценарист, Композитор, Монтаж.
Краткая биография
В 1971 году окончил школу и поступил Чикагский Северо-Западный университет на факультет журналистики, затем уехал в Париж, где изучал английскую литературу. Во время проживания в Париже Джим влюбился во французское кино.
Вернувшись в штаты, Джармуш перевёлся в Колумбийский университет. В 1975 году он получил степень бакалавра по английской литературе. Затем поступил в киношколу при Нью-Йоркском университете. Работал ассистентом режиссёра Николаса Рэя.
На съёмках картины Николаса Рэя и Вима Вендерса «Lightning Over Water» («Молния над водой») Джим Джармуш приобрёл первый режиссёрский опыт, поставив несколько сцен самостоятельно.
В 1980 вышла дебютная работа Джармуш «Permanent Vacation» («Отпуск без конца»), бюджет которой составил 15 тысяч долларов. Первая картина молодого режиссёра оказалась более чем удачной, заработав положительные отзывы критиков, и он продолжил свои эксперименты в области кино.
В 1982 году Джим снял короткометражку «New World» («Новый мир»), которую через два года передал в полнометражный фильм «Stranger Than Paradise» («Более странно, чем в раю»). Полнометражная картина завоевала премию «Золотая камера» на Каннском кинофестивале.
Следующей работой Джима Джармуша стала криминальная драма «Down by Law» («Вне закона»), которая была номинирована на главный приз Каннского кинофестиваля 1986 года – «Золотую пальмовую ветвь».
Через три года вышел «Таинственный поезд», который вновь принёс Джиму номинацию на «Золотую пальмовую ветвь» и «Приз за художественный вклад» того же Каннского кинофестиваля.
В 1986, в 1989 и в 1993 годах Джармуш снял три короткометражки продолжительностью 5, 6 и 11 минут – «Coffee and Cigarettes» («Кофе и сигареты») и «Coffee and Cigarettes 2» и «Coffee and Cigarettes 3». Позднее, в 2003 году, режиссёр развил идею до полнометражного фильма, состоящего из 11 новелл.
Джармуш из тех режиссёров, которые снимают редко, но метко, поэтому в девяностые из под его пера вышли всего 4 полнометражные картины: в 1991 увидел свет фильм «Night on Earth» («Ночь на Земле»), в 1995 – «Dead Man» («Мертвец»), в 1997 – «Year of the Horse» («Год лошади»), а в 1999 «Ghost Dog: The Way of the Samurai» («Пёс-призрак: Путь самурая»).
Двухтысячные стали ещё более скудными на фильмы гениального режиссёра. В 2005 вышла лента «Broken Flowers» («Сломанные цветы»), а в 2008 – «The Limits of Control» («Пределы контроля»).
Гид по творчеству Джима Джармуша: все фильмы и основные приёмы режиссёра
Джим Джармуш всегда создаёт фильмы по собственному сценарию и на своих условиях. Его картины легко узнать, ведь режиссёр снимает в особом стиле, отказываясь от динамики сюжета и ярких красок. Так он заставляет зрителя обратить внимание на мелочи: простые жизненные ситуации, музыку, пейзажи и, главное, разговоры.
За годы творчества Джармуш снял не так много полнометражных фильмов. Но каждый из них заслуживает внимания.
1. Отпуск без конца
Permanent Vacation
- США, 1980 год.
- Драма, комедия.
- Длительность: 75 минут.
- IMDb: 6,4.
Юный Олли бродит по Нью-Йорку. Он встречает странных людей, посещает душевнобольную мать и всё время мечтает стать похожим на Чарли Паркера. А потом Олли угоняет автомобиль, чтобы продать его и уплыть в поисках лучшей жизни.
Поработав ассистентом у легендарного режиссёра Николаса Рэя, Джим Джармуш решился снять свой первый фильм. Картина обошлась автору всего в 15 тысяч долларов, но критики высоко оценили стиль и нестандартный подход к работе.
Уже в «Отпуске без конца» можно заметить приёмы, которые Джармуш будет использовать в большинстве своих следующих работ: любовь к долгим пустынным пейзажам, неспешный темп повествования и заострение внимания не на глобальных событиях, а на мелочах жизни.
2. Более странно, чем в раю
Stranger Than Paradise
- США, ФРГ, 1984 год.
- Драма, комедия.
- Длительность: 89 минут.
- IMDb: 7,6.
Венгерский эмигрант Вилли уже давно освоился в Нью-Йорке. Неожиданно к нему на 10 дней приезжает погостить его кузина Ева. За это время Вилли успевает привязаться к девушке. И спустя год вместе с другом Эдди едет её навестить. Это и становится началом перемен в их жизни.
Картина зародилась из получасовой дипломной работы Джармуша «Новый мир». Он доснял несколько эпизодов и превратил её в полнометражную историю.
Как и первый фильм, «Более странно, чем в раю» определил дальнейший стиль режиссёра. Герои Джармуша всегда куда-то едут. Тема передвижения, транспорта, а также жизни в гостиницах будет мелькать в большинстве его работ.
И конечно же, нельзя не заметить, что Джармуш любит снимать чёрно-белые фильмы.
3. Вне закона
Down by Law
- США, 1986 год.
- Драма, комедия, криминал.
- Длительность: 107 минут.
- IMDb: 7,8.
Диджей Зак в очередной раз потерял работу из-за своего упрямства. Желая добыть денег, он соглашается перегнать ворованный автомобиль, но попадает в тюрьму. Там он знакомится с сутенёром Джеком и итальянцем Роберто, который знает по-английски всего несколько фраз. Вместе троица решается на побег.
Этот фильм тоже снят в чёрно-белых тонах и снова ярко отображает подход Джармуша: главное в его картинах — человеческое общение и пересечение судеб. Здесь нет излишнего драматизма, просто герои встречаются, разговаривают, а потом расстаются навсегда.
Отдельного упоминания заслуживает и актёрский состав. Ещё с первых фильмов режиссёр старался не останавливаться только на американских актёрах, рассказывая о судьбах выходцев из других стран. «Вне закона» продолжил эту традицию. В картине снялись итальянцы Роберто Бениньи и Николетта Браски.
Кроме того, одну из главных ролей сыграл музыкант Том Уэйтс. Впоследствии они с Джармушем очень подружились. Уэйтс появлялся в следующих работах режиссёра и писал саундтреки к его фильмам.
Также Том входит в шутливый клуб «Сыновья Ли Марвина», основанный Джармушем. Это люди, которые выглядят так, что могли бы быть сыновьями актёра Ли Марвина (он был высоким, с белыми волосами и очень глубоким голосом).
4. Таинственный поезд
Mystery Train
- США, Япония, 1989 год.
- Драма, криминал, комедия.
- Длительность: 110 минут.
- IMDb: 7,6.
События трёх новелл происходят в номерах отеля «Аркадия» в Мемфисе. Первая история рассказывает о молодой паре поклонников рок-н-ролла из Японии, приехавшей на родину Элвиса Пресли и Карла Перкинса. Во второй итальянка, сопровождающая гроб своего мужа, отправляется прогуляться по городу, и её обманывают на каждом углу. Блуждания приводят девушку всё в ту же «Аркадию», где она снимает номер с незнакомкой, сбежавшей от буйного парня. А третья новелла посвящена как раз этому парню, который напивается с приятелями.
Начиная с «Таинственного поезда» Джармуш регулярно делит свои фильмы на несколько частей. Фрагменты-новеллы объединяет общее место действия или какие-то мелкие отсылки, но каждая история вполне самодостаточна.
В «Таинственном поезде» снова собраны актёры из разных стран, а на роль портье режиссёр пригласил музыканта Скримин Джей Хокинса, песню которого можно услышать ещё в картине «Более странно, чем в раю». Том Уэйтс тоже поучаствовал в работе над фильмом — его голос звучит по радио.
И кстати, внимательный подбор голосов — одна из причин, почему Джармуш выступает против дубляжа своих фильмов. Он считает, что звучание в контексте диалогов актёров должно оставаться неизменным.
5. Ночь на земле
Night on Earth
- США, 1991 год.
- Драма, комедия.
- Длительность: 129 минут.
- IMDb: 7,8.
В пяти мегаполисах мира в такси происходят неожиданные встречи. В Лос-Анджелесе девушка-водитель подвозит агента по подбору актёров и получает шанс пройти пробы. В Нью-Йорке эмигрант из Германии пускает за руль клиента. В Париже таксист везёт слепую женщину на традиционную прогулку. Римский водитель решает поведать пассажиру о своём сексуальном опыте. И наконец, в Хельсинки таксист рассказывает своим пьяным друзьям об умершей дочери.
Джармуш снова поделил свой фильм на несколько частей, а Том Уэйтс написал всю музыку. По словам режиссёра, сценарий он придумал буквально за неделю, но потом производство затянулось.
Сложности вызвали съёмки в разных странах: в Италии съёмочную группу арестовали из-за отсутствия паспортов, а в Финляндии машина сломалась прямо на трамвайных путях, чуть не спровоцировав аварию.
Но самое сложное по мнению Джармуша — снимать в настоящем автомобиле.
6. Мертвец
Dead Man
- США, Германия, Япония, 1995 год.
- Драма, вестерн.
- Длительность: 121 минута.
- IMDb: 7,7.
Бухгалтер по имени Уильям Блэйк в поисках работы приезжает на Дикий Запад. После череды неудачных случайностей за его голову объявляют награду. Сам он, получив ранение, прячется в лесу, где встречает индейца по имени Никто. Тот принимает Блейка за его тёзку — известного поэта — и решает помочь беглецу.
Имя легендарного Уильяма Блэйка использовано в фильме не только для завязки сюжета. В картинах Джармуша герои часто цитируют или хотя бы читают известных поэтов.
В «Мертвеце» режиссёр вернулся к целостному повествованию, но снова отказался от цвета. К тому же добавил в сюжет неоднозначности в духе Дэвида Линча. Он считает, что зритель сам может решить, в какой момент погиб главный герой и какую часть повествования считать вымыслом.
Не менее интересно и создание саундтрека к киноленте. Композитор Нил Янг просто смотрел черновую версию фильма и играл на гитаре. Часть этих импровизаций в результате включили в картину.
7. Год Лошади
Year of the Horse: Neil Young and Crazy Horse Live
- США, 1997 год.
- Документальный, музыка.
- Длительность: 106 минут.
- IMDb: 6,6.
Документальный фильм о концертном туре Нила Янга и его группы Crazy Horse в 1996 году. Съёмки перемежаются раритетными записями из архивов группы и интервью музыкантов.
Джармуш подошёл к работе не самым стандартным образом. «Год Лошади» не похож на традиционный фильм-концерт. Записи выступлений и разговоры с музыкантами иногда прерываются клипами с абстрактным и почти психоделическим видеорядом.
8. Пёс-призрак: путь самурая
Ghost Dog: The Way of the Samurai
- США, Германия, Франция, Япония, 1999 год.
- Драма, криминал, боевик.
- Длительность: 116 минут.
- IMDb: 7,5.
Наёмный убийца по прозвищу Пёс-призрак живёт по законам чести самураев. Когда-то ему спас жизнь итальянский мафиози, и Пёс-призрак поклялся служить ему. Но после выполнения очередного задания он сам становится мишенью для мафии.
Этим фильмом Джармуш предвосхитил очередной виток моды на азиатское кино. Позже Квентин Тарантино выпустит «Убить Билла», София Коппола — «Трудности перевода», а потом и другие режиссёры обратятся к этой теме.
Однако Джим Джармуш снова отступил от традиций и сделал всё по-своему. В «Таинственном поезде» он показал азиатов поклонниками рок-н-ролла, а в «Псе-призраке» сделал самураем темнокожего актёра.
9. Кофе и сигареты
Coffee and Cigarettes
- США, Япония, Италия, 2003 год.
- Драма, комедия.
- Длительность: 95 минут.
- IMDb: 7,1.
Сборник множества сюжетно не связанных друг с другом новелл. В каждой встречаются несколько человек. Они пьют кофе, курят сигареты и просто разговаривают. Каждый раз о чём-то своём.
Над этим фильмом Джармуш начал работать ещё в 1986 году во время съёмок «Вне закона». Так появилась шестиминутная короткометражка, где главные роли сыграли Стивен Райт и Роберто Бениньи.
Потом в течение многих лет режиссёр доснимал различные эпизоды. В 1989 году появилась «Мемфисская версия» о близнецах, споривших, кто из них злой. А в 1993-м — «Где-то в Калифорнии». В этой новелле Том Уэйтс и Игги Поп обсуждают, как бросить курить.
В финальную версию картины вошло 11 таких историй. И все их объединяет несколько параметров: чёрно-белая картинка, кофе, сигареты. И главное — полное отсутствие какой-либо динамики, герои просто разговаривают.
10. Сломанные цветы
Broken Flowers
- США, Франция, 2005 год.
- Трагикомедия, роуд-муви.
- Длительность: 106 минут.
- IMDb: 7,2.
Престарелый ловелас Дон Джонстон получает письмо. Одна из бывших подруг сообщает, что 20 лет назад, сразу после расставания с ним она обнаружила, что беременна. Она ничего не просит у Дона, просто пишет, что её повзрослевший сын теперь пытается найти отца. Герой решает навестить всех своих бывших подружек, чтобы разобраться, кто же отправил письмо.
В плане построения сюжета этот фильм можно назвать самым мэйнстримовым среди работ Джармуша. Действие здесь нередко склоняется к традиционной драме или даже мелодраме.
Но всё же режиссёр не стал заканчивать картину однозначным хэппи-эндом, позволив зрителю самостоятельно обдумывать финал. А для самых внимательных добавили интересную «пасхалку»: в одной из сцен появляется реальный сын Билла Мюррея, сыгравшего главную роль.
11. Предел контроля
The Limits of Control
- США, Япония, 2009 год.
- Драма, криминал, роуд-муви.
- Длительность: 116 минут.
- IMDb: 6,3.
Одиночка без имени получает инструкции для выполнения своей миссии. Неизвестно, что он должен сделать и как это произойдёт. Но каждый встреченный человек даёт ему совет, как найти следующую подсказку. Герои общаются на разных языках и говорят общими словами. Но это ведёт одиночку к его цели.
После очень лёгкого и традиционного фильма «Сломанные цветы» Джим Джармуш выпустил самую странную свою работу. Фильм восприняли неоднозначно, ведь в нём нет какого-либо содержания. Лишь абстрактные разговоры и множество цитат из классических произведений.
Но со временем картина стала по-настоящему культовой. Она показывает торжество формы над содержанием и заставляет зрителя искать смысл даже там, где его на самом деле нет.
12. Выживут только любовники
Only Lovers Left Alive
- Великобритания, Германия, 2013 год.
- Драма, фэнтези.
- Длительность: 123 минуты.
- IMDb: 7,3.
Древние вампиры Адам и Ева живут вдали друг от друга. Он играет рок-музыку и ненавидит людей. Она любит поговорить о поэзии и следит за модой. Когда Адам впадает в депрессию, Еве приходится выбраться из дома и прилететь к нему. Но обстоятельства и не самая любимая родня лишь усложняют ситуацию.
Эту картину можно считать признанием Джармуша в любви к поэзии и музыке. С его точки зрения, даже существа, прожившие сотни лет, находят смысл существования только с помощью искусства. Картинка фильма насыщена кадрами с музыкальными инструментами, а фоном нередко звучат стихи.
Что же касается самого сюжета, то после первых пробных показов режиссёра критиковали за то, что в фильме мало действия. Тогда он перемонтировал картину, убрав почти все динамичные сцены. Так он хотел показать, что действие в ней не главное.
Смотреть в iTunes →
13. Gimme Danger. История Игги и The Stooges
Gimme Danger
- США, 2016 год.
- Документальный, музыка.
- Длительность: 108 минут.
- IMDb: 7,2.
И ещё один документальный фильм о музыкальном коллективе. На сей раз это история группы The Stooges и их лидера Игги Попа. В фильме собраны архивные кадры, интервью с музыкантами и множество отсылок ко всей поп-культуре времён расцвета группы.
Кстати, Игги Поп, по слухам, тоже входит в клуб «Сыновей Ли Марвина». Кроме того, Джармуш очень любит творчество The Stooges. По его словам, этот фильм — «Признание в любви к, возможно, лучшей группе за всю историю рок-н-ролла».
Смотреть в iTunes →
14. Патерсон
Paterson
- США, 2016 год.
- Драма, мелодрама.
- Длительность: 118 минут.
- IMDb: 7,4.
Патерсон работает водителем автобуса в городе Патерсон, штат Нью-Джерси. Вечера он проводит с любимой женой и пишет стихи, даже не планируя их когда-нибудь опубликовать. Но однажды из-за рокового стечения обстоятельств он теряет всё, что написал.
«Патерсон» ещё один гимн поэзии. Классические произведения здесь перемежаются со стихотворениями, написанными специально к фильму. А в остальном Джармуш возвращается к своему изначальному стилю.
В картине нет серьёзных конфликтов, а действие концентрируется на мелочах жизни. Операторская работа минималистична, но полностью передаёт неспешное повествование.
Главные роли сыграли актёры из разных стран. К американцу Адаму Драйверу присоединились Гольшифте Фарахани из Ирана и японец Масатоси Нагасэ.
Смотреть в iTunes →
Читайте также 🎬☝️🎞
Гид по фильмам Джима Джармуша, шамана, поэта и курильщика — Статьи на КиноПоиске
Фильмы Джармуша положили начало новейшему независимому кино в США. Его влияния не избежали ни Тарантино, ни Линклейтер. В конце ХХ века вокруг режиссера существовал уникальный культ, которого не удостоились другие авторы артхаусного кино. Особенно в России — тысячи школьников и домохозяек изучали медитативного «Мертвеца» и слушали снобскую болтовню в «Кофе и сигаретах». Парадоксально: чем более приглаженными и понятными (об обманчивости этой простоты мы еще поговорим ниже) становились работы Джармуша в веке 21-м, тем больше неприятия они вызывали у публики. И, тем не менее, каждый его фильм все еще встречают с надеждой, ведь на фоне пугающей унификации Голливуда Джармуш продолжает гнуть свою линию.
Школа
Джим Джармуш родился в Огайо, учился в Чикаго, жил в Париже и поселился в Нью-Йорке — городе, не похожем на все американские города. В 1970—1980-е в Нью-Йорке бедно и тесно. Сотни музыкантов, актеров, художников, модельеров, поэтов вращаются в одних кругах. Джармуш, насмотревшийся в парижской Синематеке фильмов французской новой волны и американской классики, учится на режиссера; один из преподавателей в киношколе — Николас Рэй, автор «Бунтаря без причины». Джармуш становится ассистентом Рэя. Одна проблема: учитель умирает от рака, его фильм «Молния над водой» — документация собственной смерти (в работе больному Рэю помогает Вендерс).
Джармуш — единственный из студентов, кого Рэй взял на работу, но он влиял на творчество ученика как бы от противного. Когда Рэй ругал Джармуша за недостаток действия в его студенческом сценарии, тот упрямо переписывал все так, чтобы действия было еще меньше.
Однако внешняя бессобытийность ранних фильмов Джармуша маскирует жесткие жанровые схемы. Старый Голливуд, нуар, фильмы Роджера Кормана так же важны для Джармуша, как и европейское кино. Когда он занялся режиссурой, в Америке фактически не было независимого маленького кино, только андерграундное. Пионером американского инди принято считать Джона Кассаветиса, который, несомненно, также повлиял на Джармуша. Их роднит эстетика самодеятельности, вытекающая из ограниченных возможностей: дешевая пленка, непрофессиональные актеры (друзья режиссера), заурядные бытовые локации — квартиры или бары, грязные улицы большого города, задворки одноэтажной Америки. Плюс недоверие к линейному монтажу и склонность к импровизации. Истории в этих фильмах загадочны, незавершенны, а поведение героев порой причудливо. Кстати, вдова Кассаветиса и звезда его фильмов Джина Роулендс сыграла у Джармуша в «Ночи на Земле».
Первый фильм, «Отпуск без конца», был снят режиссером в 1980-м и не попал в прокат. Но в нем уже проявляются важные Джармушу темы. Здесь в самом деле почти ничего не происходит. В главной роли — Крис Паркер, безвестный приятель режиссера, который наговаривает свои мысли на пленку, шатается по жуткому полузаброшенному Нью-Йорку, где половина людей ждет налета китайских бомбардировщиков, беседует со случайными прохожими и своей сумасшедшей матерью.
«Отпуск без конца»Импровизация, по словам самого Джармуша, была попыткой снять «неореализм в цвете». Послевоенное итальянское кино активно использовало несрежиссированные документальные сцены «народной жизни», но на цветную американскую пленку денег режиссеру, конечно, не хватало. Потом-то он откажется от цвета почти на 10 лет. Но и в «Отпуске» цвета холодные, приглушенные. Зато этот неприветливый город звучит: шумят заводы и машины, хрипит саксофон Джона Лури, гудит пароход. Эта музыка накладывается на мягкий ритм фильма, образованный панорамами пустых улиц, повторяющимися ситуациями, мерцанием огоньков сигарет. Ожидание, поиск, путь — все это, придающее нерв последующим фильмам режиссера, уже было здесь.
В финале герой «Отпуска» садится на корабль, идущий в Париж. Ему навстречу на нью-йоркский берег сходит француз, тот же джармушевский герой, зараженный тягой к перемене мест. Американец и француз — двойники, и эта одержимость автора двойниками также никуда не исчезнет: малоразличимые в своих шляпах Уилли и Эдди в «Более странно, чем в раю», Элвис и его двойники в «Таинственном поезде», бухгалтер Уильям Блейк — дубль английского поэта-метафизика из «Мертвеца», предполагаемые сыновья и их отец в «Сломанных цветах», преследующие героя «Патерсона» близнецы и сам город Патерсон, двойник героя. Другой вопрос: о чем сигнализирует это двойничество?
«Патерсон»Возможно, это синхрония, проявление тайной закономерности жизни, узор судьбы, такой же как черно-белая геометрия уличных теней, шахматных досок в забегаловках «Кофе и сигарет» или одежды героини «Патерсона», или проявляющиеся на пути Билла Мюррея в «Цветах» розовые предметы. Но двойник может быть и тревожным предзнаменованием, плохой приметой.
Поэзия
После смерти Рэя Вим Вендерс дарит Джармушу остаток пленки со съемок своего фильма «Положение вещей». Так молодой режиссер словно посвящается в мастера. Благодаря подарку Вендерса была снята короткометражка «Новый свет», которую Джармуш потом расширит до «Более странно, чем в раю». Здесь Вендерс еще как бы проявляется водяными знаками на даренной пленке: его фильм был о кинематографистах, снимающих постапокалипсис, лихорадочно разыскивающих деньги и ту же кинопленку, рассуждающих о природе искусства. «Все сказки только о смерти», — говорит режиссеру в «Положении вещей» жадный до денег продюсер, пока оба прячутся от мафии в колесящем по стране трейлере.
На съемках фильма «Положение вещей»Внезапные философские беседы в неподходящих местах — еще одна характерная примета фильмов Джармуша, заимствование из европейского кино, словно бы насмешка над хорошим тоном голливудской режиссуры, где всякая реплика должна быть предельно функциональной, характеризовать персонажа. И неважно, болтающие или молчаливые, герои Джармуша тоже захвачены темой смерти.
На нее довольно явно намекают уже названия первых двух фильмов: отпуск в раю без конца; в сумрачном мире Джармуша действительно странно. Едва ли теснота нью-йоркской квартирки отличается от тесноты малометражки в Кливленде или комнаты мотеля во Флориде, куда переезжают ребят из «Рая». Всюду одинаково и черно-белое солнце, бьющее в окна. Вот в снежной пурге мелькают купола православной церкви, и мы удовлетворенно узнаем русский дорожный пейзаж, где все так же длится и ничего не меняется.
В России любят Джармуша, и его местный культ в 1990-е был уникальным национальным феноменом. И главный предмет его интереса — смерть — нам также хорошо знаком. Если путешествие Паркера в «Отпуске» или внезапный отлет Уилли из «Рая» в Будапешт еще можно прочесть как просто возвращение в Старый Свет, то в случае «Мертвеца» никакой недосказанности не осталось. Каждая дорога — это дорога к концу (см. «Я тоже хочу» Балабанова). В пути не все, конечно, умрут, но все изменятся.
«Мертвец»Герои фильмов Джармуша часто оказываются пригвождены к перекресткам, древним мистическим местам силы. Как кружится голова у выбежавшего на перекресток персонажа Билла Мюррея («Сломанные цветы»), забывшего ответ на вопрос о смысле жизни! Как с облегчением и одновременно с грустью расходятся Том Уэйтс и Джон Лури («Вне закона») — сбежавшие из тюрьмы, но по-прежнему неприкаянные! Как манит чужаков перекресток в Мемфисе! Таксисты в «Ночи на Земле» вообще движутся от перекрестка к перекрестку, как от истории к истории. И на каких только перекрестках ни оказывается Одиночка из «Предела контроля», и кого он только там ни встречает!
Сама же дорога не так важна. У Джармуша, пожалуй, нет роуд-муви в традиционном смысле слова. Точка А, как мы уже отметили, неотличима от точки B. Путешествия героев часто заканчиваются в географическом смысле там же, где и начались. Не дорога, а маршрут, как у водителя автобуса Патерсона. Другое дело — внутренний путь, который отмеряют паузы, алогичные поступки, гипнотические разговоры. Медленно, но верно, как растущий ряд отметок на стене камеры во «Вне закона».
«Вне закона»Время жизни отмеряет и внутренний монолог, то и дело превращающийся в титры на экране — как выдержки из самурайского кодекса «Хагакурэ» в «Псе- призраке» или стихи Патерсона (на самом деле они принадлежат поэту Рону Пэджетту). Любовь к паузам, молчанию, неартикулированности и абсурдизму реплик парадоксальным образом роднят фильмы Джармуша с литературой. Если кино традиционно тяготеет к внятным образам, а значит, и к завершенности и моральному суждению, литература (скажем, Чехов или совсем не чуждые Джармушу Сэлинджер и Воннегут) может позволить себе дзенскую недоговоренность и безоценочность. А еще за такую напряженную бессобытийность фанатам Джармуша стоит благодарить японское классическое кино 1950—1960-х (Ясудзиро Одзу, Канэто Синдо или Кэндзи Мидзогути), глубина и драматизм которого рождаются почти в тишине, за счет соотношения мельчайших деталей в пространстве и времени.
Банда аутсайдеров
«Для экспрессии не нужны миллионные бюджеты», — любит повторять Джармуш. Да, но не помешают хорошие знакомства. Режиссер, снимавший свои первые великие работы буквально за пригрошню долларов, дружил не только с другими кинематографистами, но и со всей художественной богемой Нью-Йорка, а то и мира.
Его приятелем был афроамериканский художник-вундеркинд Баския, о котором через много лет гражданская жена Джармуша Сара Драйвер снимет документальный фильм. Джон Лури, художник и композитор-авангардист — звезда двух его знаменитых картин («Более странно, чем в раю» и «Вне закона»). Как и Том Уэйтс, также сыгравший во «Вне закона», а потом и других фильмах Джармуша. Благодаря «Раю» вновь становится популярной песня Скримина Джея Хокинса «I Put A Spell On You», а затем и самого его Джармуш выводит из забвения и дает место за стойкой мотеля в «Таинственном поезде».
«Таинственный поезд»Есть в труппе Джармуша и менее известные, но не менее интересные личности вроде Рокетса Рэдглэра, убежденного героинового наркомана, стендап-комика, личного дилера Баския и Сида Вишеса (по слухам, настоящего убийцы Нэнси Спанджен). Это Рэдглэра обыгрывает в покер Лури во «Вне закона», и в него стреляет в «Таинственном поезде» Джо Страммер, самый интеллигентный из панков.
Джармуш и сам играет в кино. Например, у Алекса Кокса в фильме «Прямо в ад», явном источнике вдохновения «Криминального чтива», и в «Ленинградских ковбоях» своего духовного брата Аки Каурисмяки. Дружит со Спайком Ли и Сэмом Фуллером. Тусовавшийся среди панков и музыкантов нью-йоркской no wave, он и сам музицирует: поет в группе Del-Byzanteens. В 1990-е и 2010-е Джармуш снимает документальные фильмы о своих друзьях Игги Попе и Ниле Янге.
«Прямо в ад»К чему все это перечисление имен? К тому, что тусовка Джармуша, его коллеги, актеры, авторы музыки к фильмам — странные люди. Между исполнителями и персонажами фильмов Джармуша нет особой разницы, и те и другие — люди субкультуры.
Или, возможно, люди Культуры, как философы-киллеры из «Пределов контроля», готовящие ликвидацию буржуя в его подземном бункере. К своим Джармуш причислил и битников, и елизаветинского поэта Кристофера Марло, и жившего в XVIII веке визионера Уильяма Блейка. Вековое братство снобов-эстетов, преступных аристократов духа, подобных вампирам из «Выживут только любовники», вечно чужих в этом мире. Взгляд Джармуша и его героев — это всегда отчуждающий взгляд иностранцев, странников. Иностранец — это тот самый stranger, который в раю.
«Выживут только любовники»Сам Джармуш имеет смешанное чешско-венгерско-ирландско-немецкое происхождение. Его пейзажи чисто американские, но снимает он их как европеец. И вот туристический пыльный Мемфис с картонным Элвисом в глазах туристов — японцев, итальянки, англичанина (Страммер) — становится волшебным местом. Подучивший английский Масатоси Нагасэ (он появлялся еще в «Таинственном поезде») вдохновляет Патерсона на новые стихи, показав ему поэму Уильяма Карлоса Уильямса, переведенную на японский. Иностранный язык чужаков, которых не понимают их американские собеседники и, предположительно, зритель, оказывается языком волшебства, языком поэзии. Это буквализировано во «Вне закона», где итальянский иммигрант, персонаж Роберто Бениньи, развлекает своих сокамерников Лури и Уэйтса стихами. Например, Уитманом в итальянском переводе. Интересно, кстати, что Пес-призрак и его приятель-франкофон имеют полное взаимопонимание, не зная языков друг друга — им уже не нужны слова, чтобы проникнуть в смысл.
Главный фильм
Таким образом, чужак, пришелец, странник — носитель поэтического взгляда, катализатор чудес и, возможно, предвестник смерти. Называя кино Джармуша поэтическим, рискуешь повториться в тысячный раз, но именно это его качество определяющее. Герои этих фильмов отчуждены от мира, в котором находятся, и вместе с ними мы чувствуем его навязчивую странность. Мы не понимаем, кто кого обманул в «Сломанных цветах», привиделся ли Мертвецу его последний путь и действительно ли узники узники из «Вне закона» покинули тюремную камеру.
«Вне закона»Поэтическое остранение в кино Джармуша достигается еще навязчивым кадрированием: камера ждет, пока персонаж войдет в кадр, что-то сделает или скажет, а затем выйдет, а мы продолжим смотреть на опустевшее пространство.
Почерк Джармуша, его выморочные пейзажи и нервически ожидающих чего-то героев еще со времен «Отпуска» сравнивали с Антониони, другим мастером кадрирования. Окончательно сравнение закрепилось после «Пределов контроля», где герой проникает сквозь стены силой воображения. Фильм был прямо уподоблен «Профессия: Репортер». Последнее родство не без гордости подтвердил и сам Джармуш.
Впрочем, удачнее всего эта отстраненность и завороженность проявились еще четверть века назад в «Мертвеце». Фильм остается главным шедевром Джармуша и, как часто бывает с шедеврами, уникальным во многих отношениях. Тут Джармуш единственный раз в своей карьере снимает костюмное кино про старые времена, еще больше экзотизируя (или поэтизируя) пространство. Единственный раз он впускает в свой фильм мистику (не считать же ей мертворожденные поздние фильмы про про зомби и вампиров). Единственный раз у режиссера играет Джонни Депп. Возможно, не лучший актер из всех, с кем Джармушу доводилось работать, однако идеальный в этой роли, безошибочно узнаваемое лицо поколения.
«Мертвец»Вероятно, благодаря этой беспрецедентости все особенности режиссерского взгляда на мир тут проявились в полную силу. Невесть как попавший в вестерн бухгалтер — тезка и метафизический двойник поэта Блейка — встречает еще одного двойника на пограничной территории, отвергнутого своими индейца. Начинается инициация. Путь в никуда сквозь кишащий чудаками, разбойниками и убийцами лес (а до этого Город Машин) оборачивается освобождением в смерти. Душа отходила положенные мытарства на земле и устремилась по реке.
И не забудем, что именно «Мертвец» стал первым по-настоящему большим фильмом Джармуша. Первые три больше походили на расширенные короткометражки, «Таинственный поезд» и «Ночь на Земле» были просто тематическими сборниками рассказов. Но оказалось, что у Джармуша вполне хватает дыхания на двухчасовую притчу в духе Акиры Куросавы, где нет лишних сцен и движений. Сказка длится, не прерываясь, два часа под столь же лаконичную, но беспокойную, будто не имеющую точек опоры музыку Нила Янга.
Мертвые не курят
После «Мертвеца» был «Пес-призрак: Путь самурая», очень похожий на ту же сказку, но в современных декорациях. Затем Джармуш собирает много лет снимавшиеся короткометражки о своих друзьях в кафе в альманах «Кофе и сигареты». Выждав, снимает «Сломанные цветы». Их легко принять за прощание — цветы на могилу. Вспомним, что и вдохновлялся Джармуш трагическим немым полотном Д. У. Гриффита «Сломанные побеги» о невозможной любви и гибели. В XXI веке Дон Жуан с разочарованным лицом Билла Мюррея оглядывается на свой эротический список и пытается сложить мозаику жизни, но тщетно. Ему остается смотреть старое кино и ждать смерти.
«Сломанные цветы»Этот фильм критик Guardian Питер Брэдшоу называет «самым искренним у Джармуша» и одновременно «отважным мейнстримовым предприятием», словно только вне авторского кино можно обрести должную степень искренности. Видимо, это предположение как раз изменило кино Джармуша: его герои вдруг завязали с кофе и сигаретами!
Патерсон в первом же стихотворении сообщает нам, что у него дома полно спичек, только вот непонятно, что он ими поджигает. Герой «Предела контроля» спичечные коробки тоже использует не по назначению, а для обмена зашифрованными посланиями с собеседниками — они сидят в кафе с чашечками эспрессо (к которому не притрагиваются) и треплются о Тарковском или молекулярной физике, но на жизнь это похоже все меньше и меньше. Декофеинизированный и безникотиновый Джармуш что-то потерял.
Круг актеров, музыкантов и художников, в котором жил Джармуш, а может, и весь его мир, остался в прошлом. Кто-то вроде Стива Бушеми незаметно выпал из обоймы большого кино. Джон Лури отошел от дел. Джонни Депп и Роберто Бениньи давно освистаны и едва ли не получили запрет на профессию (про злоключения Деппа можно прочесть тут). Из молодых лиц у Джармуша только вечно ошарашенный Адам Драйвер.
«Мертвые не умирают»С некоторым усилием загробная жизнь у Джармуша продолжается, бесконечный путь все никуда не упрется, режиссер по-прежнему копит годами на новые фильмы, просит актеров сыграть по дружбе. Как герои его свежего зомби-апокалипсиса «Мертвые не умирают» — вылезшие из могил бывшие жители маленького городка, не оставившие после смерти прежних занятий: игры в гольф, работы в кафе, музыки и — хочется добавить — съемок кино (подробнее о картине читайте тут). Джармуш говорит, что авторские симпатии в этой картине на стороне молодых героев (Селена Гомес, Остин Батлер, Джахи Диалло Уинстон, Калеб Лэндри Джонс), нового поколения, сам-то он среди старичков. Одержимость смертью взяла свое: сегодня кино Джармуша скорее мертво, чем живо, хотя еще способно укусить.
10 любимых фильмов Джима Джармуша — Статьи на КиноПоиске
«Кинооператор» (1928)
«Кинооператор» — настоящее признание в любви кинематографу. В центре сюжета — уличный фотограф Бастер, который хочет понравиться девушке и попутно становится режиссером-документалистом. Вот только получается все неправильно: то камера попадает в руки мартышке, то кадры выходят слишком причудливыми, в духе киноавангарда 1920-х.
Почему: Джим Джармуш очень любит комика Бастера Китона и ставит его даже выше Чарли Чаплина (извечное противостояние — кто из них лучше). Убедительным аргументом в пользу Китона становится то, что он был еще и выдающимся режиссером. В одном из интервью Джармуш говорил: «Он [Китон] сводил к минимуму мизансценирование, используя большей частью средний и общий планы, так что его герой казался в кадре маленьким, незащищенным, одиноким. Хрупким. Это просто замечательно — уметь самим способом съемки выразить суть персонажа».
Из всех фильмов Бастера Китона Джармуш предпочитает «Кинооператора» — ироничное и трогательное посвящение операторской профессии.
«Аталанта» (1934)
Единственный полнометражный фильм Жана Виго, рано ушедшего из жизни. «Аталанта» — это трепетная история любви капитана баржи Жана и провинциальной девушки Жюльетты, а также одна из первых и самых значимых картин движения поэтического реализма во французском кинематографе.
Почему: В детстве Джармуш любил откровенно трешовые фильмы. Все начало меняться, когда Джим переехал из Огайо в Чикаго, а затем отправился учиться во Францию. В Париже Джармуш часто посещал крупнейший европейский киноархив — Французскую синематеку. Именно фильмы Виго (а также Брессона и Руиса) так сильно впечатлили его, что он решил стать режиссером, а не журналистом, как хотел при поступлении в Чикагский университет.
«Они живут по ночам» (1948)
Дебютный полнометражный фильм Николаса Рэя, классический американский нуар. Трое преступников сбегают из тюрьмы и грабят банк. Самый сознательный из них, Артур, влюбляется в молодую девушку и собирается бежать с ней от своего сомнительного прошлого, которое все равно его настигает.
Почему: Николас Рэй был для Джармуша кумиром и учителем. Он восхищался Рэем задолго до личной встречи, а затем стал его ассистентом — это помогло начинающему режиссеру не вылететь из киношколы. Рэй был самым строгим критиком готовящегося дебюта Джармуша — картины «Отпуск без конца». Однако Джармуш вносил в сценарий правки, которые были совершенно противоположны тому, что советовал Рэй. Романтический нуар «Они живут по ночам» нашел отражение в джармушевском фильме «Вне закона». Это тоже история про трех беглых преступников, но куда более легковесная.
«Токийская повесть» (1953)
Самый известный фильм Ясудзиро Одзу. Немолодая супружеская пара приезжает в Токио навестить детей, которые выросли и уже больше не нуждаются в родителях. Внукам они тоже не нужны. Очень горькая, но вместе с тем и светлая история о смене поколений и продолжении жизни.
Почему: «В японской философии есть понятие „ма“. Это слово невозможно перевести буквально. Оно обозначает пространство между вещами. В нашем языке для этого нет эквивалента, но в Японии значимость „ма“ огромна — например, в живописи. Или в кино, особенно у Одзу и Мидзогути. Для меня тоже важно это понятие. То, что между, отражается не только в затемнениях, но и в том, как я пишу диалоги для фильма», — объяснял режиссер.
Джармуш преклоняется перед статичной камерой Одзу, потому что ему нравятся «чистые вещи без примесей». «Если вы посмотрите фильм Одзу без субтитров, то, поверьте мне, вы поймете, что чувствуют герои», — говорил Джармуш. Он даже ездил на могилу режиссера в Камакуре. Отсылки к работам Одзу есть, например, в «Более странно, чем в раю».
«Дорога грома» (1958)
Черно-белый нуар про ветерана корейской войны Лукаса Дулина, который занимается семейным бизнесом — самогоноварением. Его роль в этом нелегальном деле — перевозка товара. Все меняется с приходом жадного гангстера, который решает монополизировать бутлегерство и объявляет войну конкурентам.
Почему: Фильм Артура Рипли стал откровением для молодого Джармуша. Это был первый фильм, который произвел на него по-настоящему сильное впечатление и дал понять, на что способно кино. «Я посмотрел его, когда был на каникулах во Флориде вместе с матерью и сестрой. Мы заехали в драйв-ин — такой кинотеатр, где фильмы можно смотреть, не выходя из машины. Мне было тогда лет шесть. До этого я смотрел только диснеевские фильмы вроде „Сына Флаббера“. И вот я увидел настоящий фильм, с закрученным сюжетом, с погонями и насилием. <…> Помню, этот фильм поразил меня. До этого я и не думал, что кино может быть таким опасным и таким притягательным», — говорил Джармуш в одном из интервью.
«На последнем дыхании» (1960)
Один из первых фильмов французской новой волны. Молодой бандит Мишель Пуаккар занимается кражей автомобилей, подражая героям американских нуаров и гангстерских боевиков. Однажды он убивает полицейского и находит приют у своей американской подруги Патриции, которая как раз находится в Париже.
Почему: Именно через французскую новую волну, которая переосмысливала американский кинематограф, Джармуш узнал о режиссерах родной страны: «Я читал о Ховарде Хоуксе у Риветта, Годара, Трюффо или Ромера. Я познакомился с творчеством Годара раньше, чем посмотрел фильмы Сэма Фуллера, а о Фуллере узнал из книг и упоминаний в других фильмах и только потом увидел его в одном из фильмов Годара. Новая волна уничтожила разделение между высокой и низкой культурой», — объяснял режиссер.
Джармушу нравится, как в своих ранних работах Годар деконструирует американское жанровое кино и доводит его приемы до такой крайности, при которой жанр мутирует в нечто неожиданное и непривычное. «Годар с его злоупотреблением американским стилем в фильмах „На последнем дыхании“ и „Альфавиль“ невероятно прекрасен. Это своего рода неправильная интерпретация, благодаря которой возникает что-то новое», — рассказывал режиссер. Еще Джармуш любит «Презрение» — из-за своей подростковой одержимости Бриджит Бардо.
«В упор» (1967)
Криминальный фильм Джона Бурмена про бандитскую месть. Жестокий гангстер Уокер был предан, но решил заставить врагов платить по счетам. Уокер убивает бывшего коллегу и требует у мафиозных боссов возмещения морального и материального ущерба, нанесенная ему обида должна быть смыта кровью.
Почему: Это лучший фильм с участием любимого актера Джармуша — Ли Марвина. Он часто играл колоритных маргиналов — мелких бандитов и гангстеров. «Аутсайдеры всегда вызывали у меня повышенный интерес из-за своих твердых жизненных принципов, которым персонажи Ли Марвина оставались верны, даже впадая в некоторую психопатию…» — отмечал Джармуш.
Марвин даже стал своеобразным мемом у Джармуша и его друзей. Режиссер в шутку основал секретное общество «Сыновья Ли Марвина», в которое входят люди, внешне на него похожие. Среди участников — Том Уэйтс, Ник Кейв и Джон Лури. Почетный член общества — сам Джон Бурмен, режиссер фильма «В упор».
«Самурай» (1967)
Эстетский гангстерский фильм Жан-Пьера Мельвиля. Хладнокровный киллер с каменным лицом (Ален Делон) работает без промашек, но однажды случайно оставляет свидетеля. На профессионала объявлена охота, по его следам идут как полицейские, так и заказчики убийства.
Почему: Мельвиль добавляет к обычным мотивам гангстерского кино самурайский кодекс бусидо. Нечто похожее проделывал Джармуш в «Псе-призраке», где нравы итало-американской мафии соседствуют с самурайской моралью. «Он, безусловно, вдохновил меня. Я использовал не столько общую форму этого фильма, сколько отдельные детали из него. У Мельвиля киллеры всегда носят белые перчатки монтажера. Это шутка, понятная лишь двоим — режиссеру и монтажеру; видимо, подразумевается, что монтаж на корню убивает фильмы Мельвиля. Поэтому в „Псе-призраке“ Форест [Уитакер, исполнитель главной роли] тоже надевает белые перчатки. Но в картине есть цитаты и из других фильмов. Мои любимые самурайские фильмы всех времен и народов — это „Самурай“ и „Рожденный убивать“ Судзуки. Я несколько раз цитирую эти фильмы», — рассказывал Джармуш.
«Ночь живых мертвецов» (1968)
Барбара и Джонни приезжают на могилу отца, которая расположена на кладбище в американской глубинке. По несчастливому стечению обстоятельств мертвые возвращаются к жизни, и Барбара в компании незнакомцев оказывается забаррикадированной в доме, окруженном плотоядными чудовищами. Независимый фильм на тот момент 28-летнего режиссера Джорджа Ромеро, отца-основателя жанра зомби-хоррора.
Почему: Киносериал про мертвецов Ромеро сильно повлиял на новый фильм Джармуша «Мертвые не умирают», о чем он прямо заявляет: «Я люблю его работы и то, как он использует зомби в качестве метафоры. Мне кажется, „Ночь живых мертвецов“ даже более социально сознательна, чем предполагал Ромеро. Это шедевр в категориях уродливости и отвратительности. Он очень вдохновил меня».
«Чужеземец» (1978)
Секретный агент Макс Менас прибывает из Европы в Нью-Йорк и ждет конкретного задания. В абсурдном водовороте событий он знакомится с вереницей странных людей, попадает в нелепые ситуации и пытается узнать, в чем именно заключается его цель.
Почему: Режиссер «Чужеземца» Амос По — культовая фигура американского независимого кинематографа. Он крутился в одних с Джармушем андерграундных кругах и даже подначивал его наконец-то заняться режиссурой. «Никто из нас не мечтал работать в Голливуде; просто все понимали, что можно снимать фильмы с минимальным бюджетом, не имея при этом особого опыта. Это было важно. Мне кажется, атмосферу тех лет очень хорошо передает фильм Амоса По „Чужеземец“. Я давно его не пересматривал, не знаю даже, как он будет смотреться теперь, но, когда я впервые увидел его, кажется, в 1978-м, он произвел на меня сильное впечатление». Эта панковская беззаботность и стремление делать свои странные фильмы очень сильно повлияли на стиль Джармуша — не меньше, чем Николас Рэй и европейские режиссеры.
Джим Джармуш – биография, фото, личная жизнь, новости, фильмография 2020
Биография
Джим Джармуш – яркая звезда, представляющая независимый кинематограф Америки. Фильмы «Отпуск без конца», «Более странно, чем в раю», «Мертвец» стали классикой андеграундного кино.
Джармуш родился в январе 1953 года в штате Огайо, в городке Акрон. Отец работал в автомобильной сфере, в компании B.F. Goodrich Company по изготовлению шин. Мать мальчика получила диплом журналистки, освещала новости шоу-бизнеса и кино.
Актер Джим ДжармушЕще в школьные годы наметилась склонность юноши к гуманитарным наукам. Поэтому в 1971 году Джим поступил в Чикагский Северо-Западный университет, где выбрал журналистику. Но уже через год понял, что литература влечет его больше всего. Поэтому молодой человек меняет специализацию на углубленное изучение английской литературы и уезжает в Париж.
В Париже Джима Джармуша настигло новое увлечение: кинематограф. Отправной точкой стало посещение Французской синематики. Просмотр десятков французских фильмов оказывает сильнейшее впечатление на молодого литератора. После возвращения на родину Джим получает степень бакалавра по литературе, но кинематограф становится приоритетом.
Джим ДжармушЛюбовь к кино привела Джима Джармуша в Нью-Йоркский университет, где находится знаменитая киношкола.
Фильмы
Молодой человек устраивается ассистентом культового режиссера Николаса Рэя и работает под его началом до дня смерти мэтра в 1979 году. Первый незабываемый опыт съемки Джим Джармуш получил, внимательно наблюдая за работой Николаса Рэя и Вима Вендерса над драматической лентой «Молния над водой». Это документальная драма о последних месяцах жизни Рэя, умирающего от рака. Фильм начал сниматься двумя режиссерами, а после смерти Николаса Рэя был окончен коллегой Вимом Вендерсом.
Актер Джим ДжармушВ следующем году молодой режиссер дебютировал картиной «Отпуск без конца». Этой лентой начинается творческая биография Джима Джармуша. Первый фильм будущая американская звезда независимого кинематографа снимает за $ 15 тыс.
Тем не менее, малобюджетный проект собирает восторженные рецензии кинокритиков. В фильме практически отсутствует сюжет. Главный герой Олле бродит по заброшенным домам Нью-Йорка, а потом отправляется навестить мать, которая находится в психиатрической лечебнице. Чтобы раздобыть денег на поездку в Париж, Олле не гнушается угоном автомобиля.
Джим Джармуш в фильме «Прямо в ад»Ко второй работе Джармуш приступил только спустя 4 года. В этот период Джим снимался в кино в качестве актера, и этот опыт оказался не лишним.
В 1984-ом выходит 2-ая картина режиссера «Более странно, чем в раю». Позже критики назвали этот ранний фильм одной из важнейших и лучших картин независимого кинематографа страны. Проект приносит Джиму Джармушу первый престижный приз в Каннах – «Золотую камеру». Картина снята в неповторимой авторской манере знаменитого мастера. Обращение к черно-белому изображению придало повествованию неповторимый стиль. Кинолента даже попала в реестр Библиотеки Конгресса как фильм, имеющий художественное значение для нации.
Спустя два года последовали съемки короткометражной 6-минутной режиссерской работы «Кофе и сигареты». Комедия оказалась первым фильмом в цикле из 11 новелл, который спустя 17 лет был выпущен под аналогичным названием в виде полнометражной ленты. Каждая из частей – это забавные диалоги актеров и музыкантов за чашечкой кофе и сигаретой. Такая манера съемок из нескольких новелл, объединенных общей идеей, находит горячий отклик кинокритиков.
Окрыленный успехом, Джим снимает еще два проекта – «Вне закона» и «Таинственный поезд». Объединив эти фильмы с «Более странно, чем в раю», режиссер составляет трилогию. Два последних тоже не остаются без наград, попадая в номинации на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля.
Джим Джармуш в фильме «Хельсинки-Неаполь всю ночь напролет»В 1987 году Джармуш появляется на экране в образе жестокого босса мафии в комедийном боевике «Прямо в ад». В съемках фильма участвовали также культовые личности Джо Страммер, фронтмен The Clash, и Кортни Лав. И тут же Джим преобразился в странноватого бармена в киноленте «Хельсинки-Неаполь всю ночь напролет».
Следующий режиссерский шедевр под названием «Ночь на Земле» мэтр снимает в технике, которую выработал во время работы над «Кофе и сигаретами». Новый фильм состоит из 5-ти новелл, которые объединяет общая тема: ночь, случайные встречи, такси. Каждая из новелл рассказывает о новой стране.
1995 год ознаменовался в режиссерской карьере Джармуша самым дорогим проектом – драмой «Мертвец» о путешествии несостоявшегося бухгалтера Уильяма Блейка (Джонни Депп) в компании индейца-изгоя через всю страну на запад к Тихому океану. Американские инвесторы отказались спонсировать киноленту из-за явного антиамериканского посыла. Часть денег Джармуш вложил из собственных сбережений, часть получил от европейских меценатов. Из звезд Голливуда в фильме участвовали Роберт Митчем, Билли Боб Торнтон, а также рок-кумир Игги Поп.
В финале 1990-х Джим Джармуш дарит поклонникам картину «Пес-призрак: путь самурая». Это пародия на гангстерские фильмы, которые были так популярны в США до недавних пор. Знаменитый режиссер предвосхитил американскую моду на Японию, возникшую в XXI веке. Через десяток лет после Джармуша и его проекта «японские» работы появляются у известных коллег Джима Софии Копполы, Квентина Тарантино, Эдварда Цвика и Роба Маршалла. Но первопроходцем оказался гениальный Джармуш.
Среди «свежих» работ режиссера выделяется проект «Сломанные цветы». Главная роль в этом киношедевре досталась Биллу Мюррею, поклонником которого считает себя Джим Джармуш. Сценарий режиссер написал в течение 20 дней. Главные роли достались Джеффри Райту и Шэрон Стоун. Лента получила Гран-при в Каннах.
В 2008 году Джармуш отметился новой режиссерской работой в жанре роуд-муви «Пределы контроля», при создании которого использовался эффект импровизации. Спустя пять лет появилась фэнтезийная драма «Выживут только любовники» с Томом Хиддлстоном и Тильдой Суинтон в главных ролях. Главные герои – Адам и Ева – вампиры, которые питаются кровью, что достают через приятеля Кристофера Марло (Джон Херт). Но после череды происшествий Марло умирает, и вампирам ничего не остается, как заняться убийством людей.
У Джармуша не так уж много фильмов: не более 20. Но все они – шедевры независимого кинематографа и образцы для подражания других голливудских режиссеров, пришедших после него.
Еще одним увлечением длиною в жизнь для Джима Джармуша стала музыка. Режиссер основал рок-группу SQÜRL, которая ежегодно выпускает студийные альбомы. До этого в начале 80-х годов Джим был музыкантом коллектива The Del-Byzanteens, участвовал в проекте Dark Day. Джим Джармуш в написании композиций использует жанр минимализма.
Личная жизнь
Эта сфера жизни режиссера так же необычна, как и его работы. Мэтр «неформатного кино» и во всем остальном демонстрировал непохожесть и нетипичность. Личная жизнь Джима Джармуша – это большое количество красивых женщин, которые всегда проявляли интерес к талантливому и модному режиссеру.
Джим Джармуш и Сара ДрайверНо из всех романтических связей, пожалуй, можно выделить главную – это актриса Сара Драйвер. С ней Джармуш пребывает в гражданском браке, который можно назвать «нелинейным». Пара то жила вместе, то снова расставалась на время. Детей у мэтра нет, но, похоже, о них мастер никогда и не мечтал.
Джим Джармуш сейчас
Режиссер выбирает актеров с нетипичной внешностью, долго присматриваясь к ним на фото и на экране во время кастинга. Так были выбраны Адам Драйвер и Гольшифте Фарахани, исполнители главных ролей для последнего проекта Джима Джармуша — драмы «Патерсон» о жизни поэта, который в обычной жизни вынужден работать водителем автобуса. Премьера кинокартины состоялась на Каннском кинофестивале 2016 года, где была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь».
Сейчас Джим Джармуш планирует создание продолжения фильма «Пес-призрак: путь самурая», принесшего в конце 90-х режиссеру мировую популярность.
Фильмография (режиссер)
- 1980 – «Отпуск без конца»
- 1984 – «Более странно, чем в раю»
- 1986 – «Вне закона»
- 1989 – «Таинственный поезд»
- 1991 – «Ночь на Земле»
- 1995 – «Мертвец»
- 1999 – «Пес-призрак: путь самурая»
- 2003 – «Кофе и сигареты»
- 2005 – «Сломанные цветы»
- 2008 – «Пределы контроля»
- 2013 – «Выживут только любовники»
- 2016 – «Патерсон»
Фильмография (актер)
- 1984 – «Американский автобан»
- 1987 – «Прямо в ад»
- 1987 – «Хельсинки-Неаполь всю ночь напролет»
- 1990 – «Золотая лодка»
- 1992 – «В супе»
- 1996 – «Отточенное лезвие»
- 1996 – «Человек Канн»
- 2009 – «Смертельно скучающий»
Джим Джармуш (Jim Jarmusch): биография, фото
Американский кинорежиссер и сценарист. Один из главных представителей американского независимого кинематографа. Неоднократный призер Каннского кинофестиваля (1984, 1989, 1993, 2005).
По окончании школы в 1971 году он в течение года обучается журналистике в Чикагском Северо-Западном университете, затем меняет свою специализацию на английскую литературу и отправляется продолжать учёбу в Париж. Находясь в Париже, он активно посещает Французскую синематеку и буквально влюбляется во французское кино.
Проведя год за границей, Джармуш возвращается на родину. Он переводится в Колумбийский университет, где получает степень бакалавра по английской литературе в 1975 году. Любовь к кино, приобретённая во Франции, приводит Джармуша в киношколу Нью-Йоркского университета. В Нью-Йорке он находит работу ассистента у знаменитого режиссёра Николаса Рэя, с которым поддерживает близкие отношения до смерти Рэя от рака в 1979 году.
Свой первый кинематографический опыт Джармуш приобретает на съёмках фильма Николаса Рэя и Вима Вендерса «Молния над водой» (1980). Параллельно Джармуш начинает работу над своим полнометражным дебютом «Отпуск без конца». Снятая за 15 тысяч долларов на шестнадцатимиллиметровую плёнку, картина выходит в 1980 году и получает высокие оценки критиков.
Второй фильм Джармуша «Более странно, чем в раю» (1984) появляется после того, как он доснимает два эпизода к своей дипломной работе — тридцатиминутной короткометражке о венгерских эмигрантах «Новый мир». В схожей манере Джармуш снимает фильмы «Вне закона» (1986) и «Загадочный поезд» (1989). В результате получается своеобразная трилогия; ленты, её составляющие, дают неожиданный взгляд на Америку глазами иностранца.
В 1986 году появляется шестиминутный фильм «Кофе и сигареты», так стартует самый необычный проект Джармуша, завершившийся в 2003 году выходом полнометражной ленты «Кофе и сигареты», содержащей 11 новелл, в которых любимые актёры и музыканты режиссёра курят, пьют эспрессо и ведут забавные диалоги друг с другом. Джармуш известен любовью составлять свои картины из нескольких историй. Так, фильм 1991 года «Ночь на Земле» состоит из пяти новелл, объединённых общей темой — город, ночь, такси.
Мистический вестерн «Мертвец» (1995) был оценен критикой только через несколько лет после премьеры в Каннах. Картина «Пёс-призрак: Путь самурая» (1999) пародирует популярный в недавнем прошлом голливудский жанр гангстерского фильма. Последний фильм Джармуша «Сломанные цветы» (2005) кажется шагом режиссёра в сторону мейнстрима. За эту ленту Джармуш получает Гран-при Каннского кинофестиваля.