Романтический стиль в ландшафтном дизайне. Романтический сад
Романтика не знает рамок и правил. Ведь в это время душа разговаривает на языке чувств. Это доказывает романтический стиль в ландшафтном дизайне. Он подходит творческим людям, романтикам и влюбленным — всем, кто открыт душой ко всему прекрасному.
Особенности романтического сада
Каждый ландшафтный стиль обладает своей спецификой. Для романтизма в садово-парковом искусстве характерно:
- присутствие старых деревьев с широкими кронами. Они поражают воображение своими размерами, заставляя задуматься о быстротечности времени. Без них невозможно создание уединенных уголков, которыми славится такой сад;
- обилие вьющихся растений с плакучей формой. Подсобные помещения, стены дома, перголы — малая часть мест, где их размещают. Разрастаясь, растения придают участку заросший вид. Создается ощущение, что вы попали в сад пушкинских времен, где витают любовь и романтика;
- использование ротонд и беседок в глубине пространства.
- единство симметрии и асимметрии. Такое возможно благодаря грамотной планировке. В противном случае, участок создает впечатление нагромождения ландшафтных элементов;
- дух старины, который прослеживается в дизайне мебели, декоративных аксессуаров, мощении и оформлении крон.
Чтобы создать проект участка в романтическом стиле, одних знаний недостаточно. Важно чувствовать настроение сада, его уникальность и характер. Это приходит с опытом, которым обладают дизайнеры нашей студии.
История появления
Зарождение этого направления относят к концу XVIII века. Именно тогда садовники стали объединять отдельные элементы регулярных и пейзажных садов. В садово-парковом искусстве стали появляться причудливые укромные уголки, искусственно созданные руины, которые напоминали развалины античных зданий.
Но что заставило садоводов того времени отказаться от четких правил? Смена общественных идеалов.До появления романтизма европейское общество жило по канонам классицизма. Для него была характерна линейность, строгость и логичность мироздания. Все вокруг делилось на черное и белое — промежуточных категорий не существовало. Но мир начал рушиться после Великой французской буржуазной революции. Старые правила уже не действовали. Люди требовали новых идеалов, способных спасти их от хаоса вокруг. Так на исторической сцене появился романтизм.
Изначально под этим словом понимали нечто странное и живописное. Никакого намека на любовь и влюбленность. Основная идея заключалась в свободомыслии, желании показать свой внутренний мир через единение с природой. Это привело к созданию садово-парковых ансамблей с поэтической душой, расслабляющих и располагающих к философским размышлениям.
Современный сад в этом направлении звучит немного иначе. Изменилось значение слова «романтизм». Оно стало олицетворением романтических чувств, любви к природе и созиданию. Это начинаешь чувствовать сразу, оказавшись в объятиях старинных деревьев с раскидистыми кронами. Их вы обязательно встретите в таком саду.
Планировка романтического сада
Романтический стиль — это слияние регулярной и свободной садовых планировок. Здесь царит особое настроение, которое создается за счет совокупности всех элементов, будь то комплекс руин, русла ручьев, беседки, гроты или цветники пастельных тонов.
Отправляясь на прогулку по участку, оформленном в этой стилистике, будьте готовы к неожиданным и удивительным открытиям. Уединенные уголки будут поджидать вас за каждым поворотом. Это и делает сад уникальным и интригующим. Но перед тем как вы приступите к разгадке тайн, созданных архитектором, перед вами откроется парадная зона. В ее оформлении участвуют пышные цветники, четкой, симметричной формы. От них в стороны расходятся извилистые дорожки, теряющиеся в глубине садового пространства.
Водоем
Забыть о бренности мира и отдаться своим мечтам, наслаждаясь свежестью воды возле пруда, — почему бы и нет, ведь стилистика предполагает создание водоемов. Если раньше для них была характерна запущенность, то в настоящее время они смотрятся более презентабельно. Но шарм и утонченность никуда не исчезли. Эти черты читаются в оформлении.
Благоустройство предполагает создание прудов разных форм. Допускается четкая геометрия и неправильные очертания береговой линии. Большой водоем устраивают в парадной части участка, меньшего размера — в глубине, недоступной для общего созерцания.
В оформлении часто используют камень. Им выкладывают стенки бассейна, куда стекает вода из фонтана. Не обходится в проектировании без каскадов и ручьев. Ведь журчащая вода — частый спутник влюбленных пар.
Вокруг водоема обустраивают низкие живые изгороди или оставляют площадку вокруг открытой. В качестве декора служат скульптуры, отправляющие нас к европейскому искусству.
Озеленение и растения
Обилие зеленых оттенков — отличительная черта романтизма с его культом природы. Стиль предполагает высадку и темно-зеленых лип, и елей с зелено-голубой хвоей, и серебристого лоха. На эту основу ландшафтные дизайнеры накладывают другие цвета, обязательно мягкие и приглушенные. Так в общей палитре появляются ирисы, белые и сиреневые крокусы, нежно-розовые тюльпаны. Особой любовью пользуются розы пастельных оттенков.
При этом во время прогулки вас не встретят цветники, засаженные растениями всех цветов радуги. Напротив, вы увидите лаконичные одноцветные клумбы, но с большим количеством раскрывшихся бутонов.
Пышные цветники будут сопровождать вас повсюду. Они обрамляют живые изгороди, водоемы, выделяются отдельными оазисами на зеленом газоне. Цветочные композиции лишены четких границ, им дозволено расти произвольно. От этого сад приобретает легкую и очаровательную небрежность.
Обязательный элемент озеленения — деревья. Иногда только их наличие и определяет поэтическую атмосферу сада, настраивая на чувственный лад. Скрыться от мира за плакучими кронами ив или берез, уединиться в тени кленов или рябин — такие укромные уголки создают дизайнеры для двух влюбленных.
Романтический сад немыслим и без кустарников. Для высадки используются сирень, снежноягодник, скумпию с четкими овальными листьями, форзицию с ярко-желтым цветом. Они завершают композицию, придавая ландшафту романтический настрой.
Мощение и дорожки
Для мощения используют гравийную отсыпку и натуральный камень. Его вид кажется неопрятным: поверхность неровная, как и края. Между плитами растет трава и мох, задавая тон стилистике. Кажется, что дорожки выложили очень давно.
На регулярных участках встречаются площадки, мощенные ровными плитами. Из них выкладывают узоры, превращая территорию вокруг в подобие французских садов.
Тропинки связывают все элементы ландшафта. Они извиваются, увлекая в глубину участка. Встречаются и прямые дорожки, опять же в планировке регулярных объектов.
В мощении нет четких границ. Вплотную к дорожкам подступает или газон, или низкие стриженые бордюры.
Газон
Открытые площадки и лужайки, залитые солнцем, засеивают травами и злаковыми. Они заполняют углубления и небольшие возвышенности, повторяя природный рельеф. Чтобы во время дождя ямки не заполнялись водой, ландшафтные архитекторы разрабатывают дренажную систему.
Рельеф можно и выровнять, создав ровную площадку для пикника. Покос газона в романтическом стиле — дело необременительное. До середины лета к нему не прикасаются, позволяя участвовать в создании уникального ландшафта и не мешая расти луковичным.
Оформление сада
Для декора приусадебного участка используют разнообразные фигуры. В них читается приверженность к античному искусству, ведь именно в нем черпали вдохновение романисты ушедших веков. Внешний вид скульптур не оставляет сомнений: перед вами древние реликвии. Трещины, сколы и мох, покрывающий отдельные участки, придают им старинный вид. Этого и требует стиль.
Идея старины повторяется и в оформлении емкостей для растений. Глиняные горшки с отбитыми краями и вазоны едва проглядывают сквозь сплетения растений, заставляя воображение окунуться в прошлое.
Утренний кофе или вечерний чай предлагаем провести на природе, где уже поставлена садовая мебель. Деревянный стол и скамьи отличаются простым дизайном. Они покрыты белой краской, на которой уже видны трещины и потертости. Такие же скамеечки ждут вас и в отдаленных частях садового пространства.
Ландшафтное проектирование включает также планировку освещения. Территорию вокруг подсвечивают садовые фонари обязательно на старинный манер. Это кованые изделия, в дизайне которых прослеживаются загнутые металлические элементы или решетки.
Другие дизайнерские решения
Малые архитектурные формы — отдельная история в создании романтического сада. Чтобы подчеркнуть настроение ландшафта устанавливают кованые арки и перголы. Их обильно увивают лианы: девичий виноград, клематисы. В оформлении используются и розы. Отдельные участки сада буквально утопают в арках. Они сопровождают влюбленных во время прогулки по дорожкам, сменяя цветовые акценты.
Через рвы и овраги прокладывают деревянные мостики, которые встречаются и возле водоемов.
Предлагаем заказать ландшафтный дизайн сада в романтическом стиле жителям Москвы и Подмосковья в студии «Агава-М». Это направление органично впишется в московский ландшафт вашего участка, создав дух романтики и любви.
- композиция
- благоустройство
- озеленение
- ландшафт
- сад >
Позвоните нам
Акции
До конца акции осталось
До конца акции осталось
Популярные услуги
- Проект озеленения и благоустройства
- Проект дренажной и ливневой систем
- Проект дендроплана
- Посадка деревьев
- Укладка газона под ключ
- Освещение участка
- Строительство прудов и водоемов
Интересное
- Блог и статьи
- Фотогалерея
- Акции и спецпредложения
- Стили ландшафтного дизайна
- Как формируется цена на услуги
- План и этапы оказания работ
- Вопросы и ответы (FAQ)
Контакты
- г. Москва, Сколковское ш., д. 31, стр. 2, офис 709
-
+7 (495) 280-39-36
E-mail: [email protected]
- ООО «Агава-М»
ИНН 7731293370
ОГРН 1157746892588
Национальный романтический стиль — HiSoUR История культуры
Национальный романтический стиль был скандинавским архитектурным стилем, который был частью Национального романтического движения в конце 19-го и начале 20-го веков. Его часто называют формой модерна.
Национальный роман — это обозначение стиля здания в Дании и Скандинавии в период ок. С 1890 по 1910 год. Стиль можно рассматривать как продолжение историзма и противодействие этому, так как его практикующие продолжали эклектичный подход, когда романтизирующие элементы эпохи скандинавского викинга были связаны с элементами стиля итальянского Возрождения и в то же время противоречащими материалу универсальность и функциональность. Материалы должны обладать чувством региона, поэтому предпочтительными материалами в Дании были кирпичи (особенно красные) для кирпича и плитки, гранита (от Борнхольма) до розеток, лестниц и скульптурных украшений и дерева для кровли.
Стиль делит наложение на дискреционный стиль, где органические элементы модерна сочетаются с национальным романсом. Экспонентами для этого направления являются Торвальд Биндесбёлл, Антон Розен и Айге Лангеланд-Матисен.
Майкл Готтлиб Биндесбёлл, Хеннинг Вольф, Йохан Даниэль Херхолт и Ханс Хольм могут рассматриваться как пасторы национального романса, хотя они принадлежат к историзму. Их работы представляют собой ранний переход от историзма к национальному романтику.
Наряду с стилем были найдены другие стили, где наиболее важными были палестин и нибарок. Преемниками национального романса были первое варварство, сколько стилей все еще существовало (например, красный кирпич, белые проросшие окна и наращивание скопления зданий), а затем все более совершенные конструкции и неоклассицизм.
история
Национальный романтический стиль распространился по всей Финляндии; скандинавские страны Дании, Норвегии и Швеции; балтийские страны Эстонии и Латвии, а также Россия (в основном Санкт-Петербург). В отличие от много ностальгической архитектуры стиля готического возрождения в других местах, национальная романтическая архитектура выражала прогрессивные социальные и политические идеалы посредством реформированной внутренней архитектуры.
Дизайнеры обратились к ранней средневековой архитектуре и даже к доисторическим прецедентам, чтобы создать стиль, соответствующий воспринимаемому характеру людей. Стиль можно рассматривать как реакцию на индустриализм и выражение того же национализма «Сон Севера», который дал импульс новому интересу к эддасам и сагам.
Примеры
Станция Берген (Bergen stasjon) (1913, Норвегия)
Копенгагенская ратуша (Копенгагенс Радхус) (1905, Дания)
Финский национальный театр (Suomen Kansallisteatteri) (1902, Финляндия)
Церковь Фрогнера (Frogner kirke) (1907, Норвегия)
Holdre Manor (Holdre mõis) (1910, Эстония)
Национальный музей Финляндии (Suomen Kansallismuseo) (1905, Финляндия)
Норвежский технологический институт (Norges tekniske høgskole) (1910, Норвегия)
Страховое здание Pohjola (1901, Финляндия)
Союз политехнических студентов или здание Сампо (1903, Финляндия)
Музей Рёсс (Röhsska konstslöjdsmuseet) (1916, Швеция)
Стокгольмская ратуша (Stockholms stadshus) (1923, Швеция)
Стокгольмский Дом Суда (Стокхолмс Радхус) (1915, Швеция)
Замок Таагепера (Taagepera mõis) (1912, Эстония)
Tarvaspää, (1913, Финляндия) дом и студия, построенные для себя финским художником Аксели Галлен-Каллелой
Дом Толстого (Толстовский дом) (1912, Россия)
Церковь Крещения Господня (Уппенбарельсикран) (1913, Швеция)
Церковь Волеренга (Vålerenga kirke) (1902, Норвегия)
О романтическом периоде
Романтический период — это термин, применяемый к литературе примерно первой трети девятнадцатого века. В это время литература начала двигаться по каналам, которые не были совершенно новыми, но резко контрастировали со стандартной литературной практикой восемнадцатого века.
Как слово романтический стало применяться к этому периоду, является чем-то вроде загадки. Первоначально это слово применялось к латинским или римским диалектам, использовавшимся в римских провинциях, особенно во Франции, и к рассказам, написанным на этих диалектах. Романтик является производным от romant, , который был заимствован из французского romaunt в шестнадцатом веке. Сначала оно означало только «как в старых романах», но постепенно оно стало нести в себе некий налет. романтик, , согласно Л. П. Смиту в его словах и идиомах , означает «ложные и вымышленные существа и чувства, не существующие ни в действительности, ни в человеческой природе»; он также предполагал «старые замки, горы и леса, пастбищные равнины, пустыни и уединенные места» и «любовь к дикой природе, к горам и болотам».
Слово перешло из Англии во Францию и Германию в конце семнадцатого века и стало критическим термином для некоторых поэтов, презиравших и отвергавших образцы прошлого; они гордились своей свободой от поэтических кодов восемнадцатого века. В частности, в Германии это слово использовалось в резкой оппозиции к термину классический.
Объединение так называемых поэтов Лейк (Вордсворт, Кольридж и Саути) со Скоттом, Байроном, Китсом и Шелли в качестве поэтов-романтиков относится к позднему викторианскому периоду, по-видимому, к середине 1880-х годов. И следует отметить, что эти поэты не признавали себя «романтиками», хотя они были знакомы с этим словом и признавали, что их практика отличается от практики восемнадцатого века.
Согласно Рене Веллеку в его эссе «Концепция романтизма» ( Comparative Literature , Volume I), широкое применение слова романтический к этим писателям, вероятно, было связано с Coleridge und die romantische Schule Алоиса Брандла в Англии. ( Кольридж и романтическая школа в Англии , переведено на английский язык в 1887 г.) и к эссе Уолтера Патера «Романтизм» в его Оценках в 1889 г.
Реакция на стандартную литературную практику и критические нормы восемнадцатого века происходила во многих областях и в разной степени. Разум уже не занимал того высокого места, которое он занимал в восемнадцатом веке; его место заняли воображение, эмоции и индивидуальная чувствительность. Эксцентричное и необычное заняло место общепринятых условностей того времени. Концентрация на индивидуальном и минутном заменила настойчивость восемнадцатого века на всеобщем и общем. Индивидуализм заменил объективный предмет; вероятно, ни в какое другое время писатель не использовал себя в качестве субъекта своих литературных произведений в такой степени, как в период романтизма. Писатели были склонны считать себя самым интересным объектом для литературного творчества; интерес к городской жизни сменился интересом к природе, особенно к дикой природе и уединению. Классическая литература быстро утратила то уважение, которое оказывали ей такие поэты, как Поуп. Писатели-романтики вернулись к своим родным традициям. Периоды Средневековья и Возрождения были разграблены в поисках новых тем и литературных жанров, вышедших из употребления. Стандартное героическое двустишие восемнадцатого века было заменено различными формами, такими как баллада, метрический роман, сонет, оттаванина, белый стих и спенсеровская строфа, все из которых были формами, которыми пренебрегали со времен Ренессанса. Писатели-романтики сильно отреагировали на влияние новых сил, особенно на Французскую революцию и ее обещания свободы, равенства и братства. Гуманитаризм, развивавшийся в восемнадцатом веке, был с энтузиазмом подхвачен писателями-романтиками. Вордсворт, великий поборник духовных и нравственных ценностей физической природы, пытался показать естественное достоинство, доброту и ценность простого человека.
Сочетание новых интересов, новых взглядов и свежих форм породило литературу, разительно отличавшуюся от литературы восемнадцатого века, но это не значит, что восемнадцатый век не оказал влияния на романтическое движение. Практически все семена нового литературного урожая были посеяны в предыдущем столетии.
Романтический период включает в себя творчество двух поколений писателей. Первое поколение родилось в течение тридцати и двадцати лет, предшествовавших 1800 году; второе поколение родилось в последнее десятилетие 1800-х годов. Главными писателями первого поколения были Вордсворт, Кольридж, Скотт, Саути, Блейк, Лэмб и Хэзлитт. Эссеист Томас Де Куинси, родившийся в 1785 году, находится между двумя поколениями.
Китс и Шелли принадлежат ко второму поколению вместе с Байроном, который был старше их на несколько лет. Все трое находились под влиянием творчества писателей первого поколения, и, по иронии судьбы, карьеры всех троих были прерваны смертью, так что писатели первого поколения все еще оставались на литературной сцене после того, как писатели второго поколения ушли из жизни. исчезнувший. Крупнейшие писатели второго романтического поколения были прежде всего поэтами; кроме писем, они писали мало прозы. Еще одно поразительное различие между двумя поколениями заключается в том, что все писатели первого поколения, за исключением Блейка, приобрели литературную репутацию еще при жизни. Из писателей второго поколения только Байрон пользовался славой при жизни, большей славой, чем любой другой писатель-романтик, возможно, за исключением Скотта, но у Китса и Шелли при жизни было относительно мало читателей. Только в викторианскую эпоху Китс и Шелли стали признанными крупными поэтами-романтиками.
Романтическая эра исследована | Музыка 101
Введение
Когда люди говорят о «классической» музыке, они обычно имеют в виду западную художественную музыку любого периода времени. Но классический период на самом деле был очень короткой эпохой, в основном второй половиной восемнадцатого века. Широко известны только два композитора классического периода: Моцарт и Гайдн.
Эпоха романтизма породила гораздо больше композиторов, чьи имена и музыка известны и популярны сегодня: Брамс, Чайковский, Шуман, Шуберт, Шопен и Вагнер, пожалуй, самые известные, но есть и множество других, которые также могут быть знакомы , включая Штрауса, Верди, Листа, Мендельсона, Пуччини и Малера. Людвига ван Бетховена, возможно, самого известного композитора из всех, определить труднее. Его ранние работы относятся к классическому периоду и явно классичны по стилю. Но его более поздняя музыка, в том числе большая часть его самых известных произведений, столь же явно романтическая.
Термин «романтик» охватывает большую часть музыки (а также искусства и литературы) западной цивилизации девятнадцатого века (1800-е годы). Но в двадцатом веке было написано много музыки в романтическом стиле (в том числе множество популярных саундтреков к фильмам), и музыка не считается романтической только потому, что она была написана в девятнадцатом веке. В начале того века было много композиторов (например, Россини), которые все еще писали музыку, звучащую в классическом стиле. А к концу века композиторы отворачивались от романтизма и искали новые идиомы, включая постромантизм, импрессионизм и ранние эксперименты в современной музыке.
Предыстория, развитие и влияние
Классические корни
Иногда возникает новый стиль музыки, когда композиторы решительно отвергают старый стиль. Композиторы раннего классицизма, например, были полны решимости уйти от того, что они считали излишествами стиля барокко. Современные композиторы тоже сознательно пытались изобрести что-то новое и совсем другое.
Но композиторы эпохи романтизма не отвергали классическую музыку. Фактически, они сознательно подражали композиторам, которых считали великими классиками: Гайдну, Моцарту и особенно Бетховену. Они продолжали писать симфонии, концерты, сонаты и оперы, формы, которые были популярны у классических композиторов. Они также сохранили основные правила для этих форм, а также правила ритма, мелодии, гармонии, гармонической прогрессии, настройки и практики исполнения, которые были установлены в классический период (или до него).
Основное различие между классической и романтической музыкой заключалось в отношении к этим «правилам». В восемнадцатом веке композиторов в первую очередь интересовали формы, мелодии и гармонии, которые обеспечивали легко слышимую структуру музыки. В первой части сонаты, например, каждый предписанный раздел, вероятно, будет там, где ему место, соответствующей длины и в правильной тональности. В девятнадцатом веке «правила», обеспечивающие эту структуру, скорее всего, рассматривались как границы и пределы, которые необходимо исследовать, проверять и даже игнорировать. Например, первая часть романтической сонаты может содержать все ожидаемые разделы по мере развития музыки, но композитор может свободно расширять или сокращать некоторые разделы или добавлять неожиданные перерывы между ними. Гармонии в движении могут уходить от тоники и возвращаться к ней, как и ожидалось, но они могут блуждать гораздо дальше, чем в классической сонате, прежде чем вернутся в последний раз.
Различные подходы к романтизму
По сути, основную часть эпохи романтизма можно разделить на две композиторские школы. Некоторые придерживались более консервативного подхода. Их музыка явно романтическая по стилю и чувству, но она также явно не хочет отклоняться слишком далеко от классических правил. Шуберт, Шуман, Мендельсон и Брамс относятся к этой категории.
Другие композиторы чувствовали себя более комфортно, раздвигая границы допустимого. Берлиоз, Штраус и Вагнер были прогрессивистами, чья музыка бросала вызов публике своего времени.
Куда пойти после романтизма?
Возможно, было неизбежно, что после десятилетий раздвигания всех границ, чтобы увидеть, что является музыкально приемлемым, эпоха романтизма оставила более поздних композиторов перед вопросом, что исследовать или бросить вызов дальше. Возможно, из-за того, что на этот вопрос не было ясного ответа (или нескольких возможных ответов), к концу эпохи романтизма в музыке происходило многое.
Период, включающий последние десятилетия девятнадцатого века и первые десятилетия двадцатого, иногда называют постромантической эрой. Это период, когда многие композиторы, такие как Жан Сибелиус, Бела Барток и Ральф Воан-Уильямс, сосредоточились на традициях своих стран, создавая ярко выраженную националистическую музыку. Другие, такие как Малер и Штраус, довели музыкальные приемы романтизма до крайних разумных пределов. Во Франции Дебюсси и Равель сочиняли произведения, которые некоторые слушатели считали музыкальным эквивалентом импрессионистических картин. Импрессионизм и некоторые другие -измы, такие как примитивизм Стравинского, все еще имели некоторую основу в тональности; но другие, такие как сериализм, полностью отвергали тональность и классико-романтическую традицию, полагая, что она произвела все, что могла. В начале двадцатого века эти модернисты в конечном итоге стали доминировать в традиции художественной музыки. Хотя звуки и идеалы романтизма продолжали вдохновлять некоторых композиторов, к началу двадцатого века романтический период практически закончился.
Историческая справка
Музыка не возникает на пустом месте. На него влияют другие вещи, происходящие в обществе; идеи, взгляды, открытия, изобретения и исторические события могут повлиять на музыку того времени.
Например, «Промышленная революция» набирала обороты на протяжении всего девятнадцатого века. Это оказало очень практическое влияние на музыку: были значительно улучшены механические клапаны и клавиши, от которых зависит большинство деревянных духовых и духовых инструментов. На новых, улучшенных инструментах можно было играть легче и надежнее, и они часто имели более объемный, полный и лучше настроенный звук. Струнные и клавишные инструменты доминируют в музыке периодов барокко и классицизма, с небольшими группами духовых, добавленными для цвета. По мере развития девятнадцатого века и совершенствования духовых инструментов в оркестр добавлялось все больше и больше духовых, а их партии становились все более сложными, интересными и важными. Усовершенствования в механике фортепиано также помогли ему узурпировать положение клавесина и стать инструментом, который для многих людей является символом романтической музыки.
Другим социальным явлением, повлиявшим на музыку, стал рост среднего класса. Композиторы-классики жили за счет покровительства аристократии; их аудитория, как правило, была небольшой, принадлежала к высшему классу и хорошо разбиралась в музыке. Композитор-романтик, с другой стороны, часто писал для публичных концертов и фестивалей с большой аудиторией платных клиентов, у которых не обязательно были уроки музыки. Фактически, в девятнадцатом веке появились первые сценические личности типа «поп-звезды». Такие исполнители, как Паганини и Лист, были Элвисами Пресли своего времени.
Романтическая музыка как идея
Но, пожалуй, самое большое влияние, которое общество может оказать на искусство, находится в сфере идей.
Музыка классического периода отражала художественные и интеллектуальные идеалы своего времени. Форма была важна, обеспечивая порядок и границы. Музыка рассматривалась как абстрактное искусство, универсальное в своей красоте и привлекательности, выше мелочности и несовершенства повседневной жизни. Он во многом отражал взгляды образованных и аристократических людей эпохи «Просвещения». Классическая музыка может звучать весело или грустно, но даже эмоции остаются в допустимых пределах.
Композиторы эпохи романтизма сохранили формы классической музыки, но композитор-романтик не чувствовал себя ограниченным формой. Преодоление границ стало теперь благородной целью, которую разделяли ученый, изобретатель и политический освободитель. Музыка больше не была универсальной; это было глубоко личным, а иногда и националистическим. Личные страдания и триумфы композитора могли отразиться в бурной музыке, в которой эмоция может быть даже выше, чем красота. Музыка была не просто счастливой или грустной; оно могло быть дико радостным, испуганным, отчаянным или наполненным глубоким желанием.
Было также более приемлемо, чтобы музыка явно исходила из определенного места. Зрители многих эпох наслаждались оперой, действие которой происходит в далекой стране, с авторской версией экзотически звучащей музыки. Но многие композиторы девятнадцатого века (включая Вебера, Вагнера, Верди, Мусоргского, Римского-Корсакова, Грига, Дворжака, Сибелиуса и Альбениса) использовали народные мелодии и другие аспекты музыкальных традиций своих стран, чтобы привлечь внимание публики. Большая часть этой националистической музыки была создана в постромантический период, в конце девятнадцатого века; на самом деле композиторы, наиболее известные своей классической музыкой, вдохновленной фолком, в Англии (Холст и Воан Уильямс) и США (Айвз, Копленд и Гершвин) были композиторами двадцатого века, которые сочиняли в романтическом, постромантическом или неоклассическом стилях. перехода к более строгим стилям модерна.
Музыка также может быть специфичной благодаря «программе». Программная музыка — это музыка, которая без слов рассказывает историю или описывает сцену. Тональные поэмы Рихарда Штрауса, пожалуй, самые известные произведения в этой категории, но программная музыка оставалась популярной у многих композиторов на протяжении всего двадцатого века. Опять же, в отличие от абстрактной, универсальной музыки композиторов-классиков, программная музыка эпохи романтизма пыталась использовать музыку для описания или вызывания определенных мест, людей и идей. И снова с программной музыкой эти классические правила стали менее важными.