Как феминизм меняет отношение к телесности и стандартам красоты
Недавно президент поручил рассмотреть создание в России реестра «токсичного» интернет-контента. Идея принадлежит члену СПЧ Игорю Ашманову — он настаивает, что россияне нуждаются в государственной защите от «токсичной» информации, вредящей нашему обществу. В списке тем, обозначенных Ашмановым как «вредоносные и деструктивные», среди прочего удивительным образом оказались радикальный феминизм, «идеология бездетности» (чайлдфри), аборты и ЛГБТ+.
Возникает вопрос, а что действительно токсично: не рожать детей, когда нет искреннего желания стать родителем, защищать право на доступные и безопасные аборты, выступать против сексизма и гомофобии или все-таки токсично как раз желание ограничить людей в их праве делать все вышеперечисленное? Не токсично ли ставить в один ряд в злополучном реестре пропаганду насилия и феминизм, как будто это явления одного порядка? Не токсично ли сравнивать осознанный отказ от того, чтобы заводить детей, с ненавистью к детям? В конце концов, быть членом Совета по правам человека и продвигать позицию, абсолютно не соответствующую основам этих прав, — не запредельная ли это токсичность, вредоносность и деструктив?
Некоторые ошибочно считают, что феминизм в России и мире давным-давно победил. Но ситуация с реестром — одно из множества доказательств, что, несмотря на все достижения эмансипации и более чем сотню лет феминистского активизма, женщинам, представителям ЛГБТ+ и всем, кто не вписывается в картину мира патриархально настроенных консерваторов, приходится снова и снова отстаивать свои границы. Защищать право распоряжаться своей жизнью, своим телом, бороться за право открыто говорить о своем опыте и идентичности.
Завоевания каких-либо прав и свобод в прошлом все чаще становятся позицией, которую требуется удерживать и оборонять — ведь регулярно появляется кто-то, кто хочет откатить историю назад. Феминистский активизм сегодня продолжает быть непрекращающимся сопротивлением против несправедливости и отношений власти/подчинения, в которых субъектность наших тел до сих пор не перестала быть поводом для споров и посягательств.
Слева направо. На Инаре: бра Giuseppe di Morabito; юбка Nanushka; босоножки Gia Couture. На Кате: шерстяной топ Iris Apfel × H&M; юбка Samchuk; босоножки Gia Couture. На Маше: шелковый топ Sashaverse; шелковая юбка Samchuk
Популярное
Лозунг «Мое тело — мое дело» (My body — my choice), используемый активистками феминистского и бодипозитивного движения, не теряет своей актуальности, хотя звучит в самых разных частях мира c конца 1960‑х годов. В этой фразе соединились все грани борьбы за автономию тела: против насилия и домогательств, за право на сексуальную свободу и независимость, за доступную контрацепцию, за легальные и безопасные аборты, за право не рожать детей, если не хочется, и рожать, если хочется, за право не сталкиваться с бодишеймингом, буллингом и давлением стандартов красоты и здоровья.
Пионерами бодипозитивного активизма 1960‑1970‑х годов в США были темнокожие феминистки и квир-женщины. Они поднимали проблему дискриминации толстых людей (слово «толстый» используется русскоязычными бодипозитивными активистками без негативной коннотации и считается нейтральным способом описания свойств тела. — Прим. авт.) и всех, чье тело не вписывается в конвенциональные нормы, включая людей с инвалидностью, хроническими заболеваниями и особенностями здоровья. Говорили о системной дискриминации, на которую общество предпочитало закрывать глаза: например, на предвзятое и поверхностное отношение врачей к здоровью толстых людей, приводящее к запоздалой диагностике опасных заболеваний и плохому качеству лечения. Или на то, как людям с инвалидностью систематически отказывают в трудоустройстве, даже если состояние их здоровья не мешает им выполнять работу.
На Софье: платье Givenchy
Активистки того времени обращали особое внимание, что на степень предвзятости и несправедливости окружающих по отношению к нам и нашим телам влияет совокупность наших индивидуальных особенностей: цвета кожи, гендерной идентичности, сексуальной ориентации, размера, формы и возможностей тела и прочее. Чем больше ты отличаешься от «нормы», тем в большей уязвимости находишься, тем чаще и серьезнее твои права нарушаются. В 1972 году американская феминистка, активистка Джонни Тиллмон говорила: «Я — черная женщина. Я — бедная женщина. Я — толстая женщина. Я — женщина средних лет. И я на пособии. В этой стране, если вы принадлежите к одной из этих категорий, с вами меньше считаются. Если вы принадлежите ко всем этим категориям, то вас не считают за человека вообще». В 1989 году активистка и исследовательница Кимберли Креншоу введет термин «интерсекциональность» для описания теории пересечения разных видов дискриминаций.
Популярное
Сегодня перед феминистками стоят те же проблемы. Ведь несмотря на весь активистский труд и правозащитные достижения, до мира равных возможностей и инклюзии обществу еще далеко. Подъем консервативных настроений и правых движений, который наблюдается по всему миру, становится препятствием для всех, кто продвигает идеи социальной справедливости.
Интернет и соцсети дали феминистскому движению новый инструмент для поддержки женщин и освещения проблемы гендерного неравенства. Но будет ли доступен этот инструмент, если такие проекты, как «реестр токсичного контента», воплотятся в жизнь? И можно ли говорить, что этот инструмент еще доступен нам сейчас?
Слева направо. На Галине: жакет и брюки Givenchy; босоножки Stuart Weitzman; очки Thierry Lasry. На Виктории: жакет и брюки Max Mara; бра Giuseppe di Morabito
Даже вполне повседневные публичные высказывания на тему телесности и феминизма и без реестров становятся причиной для преследования. Художнице, феминистке и активистке из Комсомольска-на‑Амуре Юлии Цветковой грозит шесть лет тюремного заключения за то, что она вела небольшой паблик «ВКонтакте», посвященный искусству на тему женской телесности, публиковала подборки работ самых разных художниц, в том числе свои.
Несмотря на весь активистский труд и правозащитные достижения, до мира равных возможностей и инклюзии обществу еще далеко
Одна из серий называлась «Женщина не кукла», в нее вошли бодипозитивные иллюстрации «У живых женщин есть волосы на теле, и это нормально», «У живых женщин появляются морщины и седина, и это нормально», «У живых женщин есть менструация, и это нормально», «У живых женщин не идеальная кожа, и это нормально». За ведение этого паблика Юлю обвиняют в распространении порнографии, и уже три года она не может покидать свой город, вынуждена ходить на бесконечные закрытые судебные заседания и пытаться доказать, что она не преступница, а искусство и художественные рисунки женского тела — не порнография.
Помимо дела Юли, новостная лента за последний год — цепочка примеров того, как государство не защищает женщин в ситуациях, в которых обязано их защищать, и не считается с их правами там, где обязано считаться. Дело не только в бесчисленных случаях домашнего насилия, для неспешного реагирования на которые у полиции всегда находятся причины. И не только в бесконечном потоке массовых угроз, что валятся на фемактивисток в соцсетях. Дело в том, что женщины в России превращаются в собственность, которой государство считает возможным распоряжаться.
Популярное
Еще недавно все следили за возмутительным арестом Заремы Мусаевой, матери одного из российских правозащитников, которую буквально похитили сотрудники силовых структур, чтобы надавить на ее семью. В начале прошлого лета молодая девушка Халимат Тарамова бежала в дагестанский кризисный центр для пострадавших от насилия, но вскоре была против своей воли вывезена прямо из шелтера и передана полицией мужу в Чечне. Во всех этих историях прослеживается чудовищное, дегуманизирующее отношение к женщинам как к вещам, не имеющим ни голоса, ни права на защиту.
В современной России тема защиты прав, безопасности и телесной автономии женщин — поле серьезного риска. Феминистские проекты и НКО, на плечах которых много лет лежит нагрузка по защите прав женщин, ЛГБТК+ и других уязвимых групп, получают статусы иноагентов или нежелательных организаций. Активистки и художницы, участвующие в феминистских акциях, и правозащитницы, помогающие пострадавшим от домашнего насилия, сталкиваются с незаконными задержаниями, штрафами, судами, преследованиями и угрозами в соцсетях. Многие вынужденно уезжают из страны.
В этих обстоятельствах очень важно, чтобы как можно больше женщин в России выступали в защиту активисток и друг друга. Высказывались за принятие закона о домашнем насилии. Поддерживали правозащитные инициативы и выражали несогласие с теми проектами и персонами, которые хотят силой отодвинуть наши границы и пошатнуть наши права. Сегодня, чтобы добиться изменений, которые касаются безопасности и благополучия каждой из нас, нам нужно очень много солидарности, взаимопомощи и поддержки.
На Кате: платье Khaite; очки Burberry
Фото: Nikita Dragunov. Стиль: Olga Gvozdeva. Прически и макияж: Olga Savelyeva. Модели: Inaara/Vmodels, Marina Kasi, Katrin Zakharova/Open Up, Galina Smirnskaya/Vproject, Victoria Alekseeva/Oldushka, Sonya Melnikova/System, Maria Ves/Lumpen. Ассистент фотографа: Sergey Konkov. Ассистенты стилиста: Alina Falileeva, Pavel Turchin. Ассистент визажиста: Yulia Kolokoltseva. Кастинг-директор: Ilia Vershinin/Iddentikit. Продюсер: Danil Belobraga. Ассистенты продюсера: Anastasia Pevunova, Anna Kormyshenkova
феминизмобществободипозитив
Читайте такжеРусский Vogue «развернут в сторону российского рынка»
Conde Nast Россия. Виктория Давыдова.
Главным редактором журнала Vogue назначена Виктория Давыдова, на этом посту она сменила основателя русской версии журнала Алену Долецкую, сообщил издательский дом Conde Nast. На прежнюю должность Давыдовой — пост главного редактора журнала Tatler — назначена Ксения Соловьева.
Президент «Conde Nast Россия» Карина Добротворская сообщила «Ведомостям», что издательский дом предполагает сотрудничать с Долецкой и в дальнейшем, но «она не будет вовлечена в непосредственный процесс создания журнала». По словам Добротворской, в ближайшее время Vogue изменится. «Мы хотим больше развернуть его в сторону русского рынка, больше учитывать интересы русских читательниц, сделать Vogue более молодым, более живым, более ярким, более острым», — сказала она.
«Кризис так или иначе затронул все глянцевые издания на рынке, в том числе и Vogue», – признается Добротворская. Однако сейчас, на ее взгляд, наблюдается позитивный тренд. «Рекламные объемы растут, и мы с оптимизмом смотрим в следующий год. Что касается тиражей, то они в кризис даже подросли. Мы уверены, что и рекламные объемы, и тиражи Vogue будут продолжать увеличиваться», – говорит президент Conde Nast Россия.
Эксперты рынка отмечают, что за период с начала текущего года в категории «женские журналы» Vogue потерял долю на рынке, в то время как Elle ее сохранил, а Cosmo – увеличил. По данным последнего (2010 г.) мониторинга TNS, российский Vogue по читательской аудитории в России в категории «женские и fashion-издания» занимал 18-е место (аудитория одного номера – 696 600 человек).
Аналитик АЦВИ Александр Ефремов считает, что потери рекламных доходов российских женских журналов за время кризиса были на уровне всего рынка СМИ — доходы женского глянца в 2009 г. уменьшились на 39% при общем проседании рынка СМИ на 42%. Однако, за первые пять месяцев 2010 г. женские журналы продолжили терять выручку — на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в то время как ежедневные газеты смогли нарастить доходы на 10%, еженедельные журналы — на 11%, а еженедельные газеты — на 22%.
Новый главный редактор Vogue Виктория Давыдова родилась в 1968 г. в Москве, окончила экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, впоследствии защитила кандидатскую диссертацию по экономике индустрии красоты. До прихода в Condе Nast работала в рекламном агентстве McCann Erikson. Пришла в Conde Nast в 1998 г. и в качестве редактора отдела красоты участвовала в запуске русского Vogue. Вскоре после запуска была назначена директором отдела красоты и проработала на этой должности пять лет. В 2004 г. стала главным редактором русского Glamour, который под ее руководством был запущен на русский рынок и уже через полгода достиг тиража 800 000, сообщают представители Condе Nast. В 2008 г. Давыдовой был поручен запуск русского Tatler.
Новости СМИ2
Хотите скрыть рекламу? Оформите подписку и читайте, не отвлекаясьVogue Russia закрывается, так как Condé Nast прекращает издаваться после «усиления цензуры» | Vogue
Condé Nast объявил о закрытии всей своей российской франшизы из-за войны на Украине и новых законов о цензуре в России.
Семь российских изданий журнала – Vogue, GQ, GQ Style, Tatler, Glamour, Glamour Style Book и Architectural Digest – , как ожидается, будут закрыты с немедленным вступлением в силу.
В служебной записке, отправленной по электронной почте сотрудникам Condé Nast во вторник, главный исполнительный директор компании Роджер Линч написал: «Обострение суровости законов о цензуре, которые значительно ограничивают свободу слова и наказывают репортеров просто за то, что они выполняют свою работу. , сделало нашу работу в России несостоятельной.
«Хотя мы вели успешный бизнес в России более 20 лет, продолжающиеся зверства, вызванные этой ничем не спровоцированной войной, и связанные с ней законы о цензуре сделали невозможным продолжение нашей деятельности там».
Выпуски Condé Nast на русском языке изначально были приостановлены 8 марта. Когда Vogue Russia объявил о приостановке «до дальнейшего уведомления» своим 1 миллиону подписчиков в Instagram, он добавил: «Мы считаем, что это не прощальное письмо, а лишь короткая пауза, после которой мы вернемся к вам. Мы надеемся, что в скором времени мы сможем продолжить нашу работу». С тех пор он не публиковался в социальных сетях.
Vogue был выпущен в 1998 году как 10-й международный номер и флагман российского подразделения Condé Nast. На обложке появились такие модели, как Клаудия Шиффер, Кейт Мосс, Белла Хадид и Кендалл Дженнер.
Фиона Маккензи Джонстон, британский журналист, регулярно работавшая в российском Vogue, сказала, что команда Vogue Russia была «очень сторонником мира» и использовала платформу журнала для продвижения антивоенных идей.
В начале марта российский Vogue поделился в своей ленте в Instagram серией голубей, вдохновленных Пикассо, нарисованных российскими художниками. «Vogue призывает к миру» было постоянным припевом», — сказала Маккензи Джонстон.
На своем веб-сайте Condé Nast сообщает, что Vogue Russia имеет более 800 000 читателей и является самым читаемым журналом о моде высокого класса в стране. Компания утверждает, что совокупный охват ее российских изданий составил более 21 миллиона человек.
Линч объяснил сотрудникам, что около 10% сотрудников в России останутся «для выполнения определенных невыполненных обязательств».
«Наш абсолютный приоритет — делать все возможное и поддерживать всех пострадавших, включая предоставление увеличенных выходных пособий и пособий, программы помощи сотрудникам и аутплейсмента, а также рекомендации специальной группы по работе с персоналом при подаче заявок на открытые вакансии на других рынках».
Первоначальная приостановка работы Condé Nast Russia последовала за объявлениями многочисленных модельеров и компаний, производящих предметы роскоши, включая Hermès, LVMH, Richemont и Kering, о том, что они приостанавливают торговлю в России.
9 марта Hearst Magazines — издатель Elle, Esquire, Harper’s Bazaar и Cosmopolitan — объявил о расторжении лицензионных соглашений для своих российских изданий.
Артур Эльгорт | Лопаткина, российская VOGUE (1999) | В наличии для продажи
Артур Эльгорт: Большая картина — Галерея Стейли-Уайз На прошлой выставке
Средний
Состояние
Подпись
Сертификат подлинности
Диапазоны цен на репродукции Пабло Пикассо
Просмотр работ в этой категории
Пожалуй, самый влиятельный художник 20-го века, Пабло Пикассо, возможно, наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двухмерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства.
Вдохновленный африканским и иберийским искусством, он также способствовал возникновению сюрреализма и экспрессионизма. Значительное творчество Пикассо выросло до более чем 20 000 картин, гравюр, рисунков, скульптур, керамики, театральных декораций и эскизов костюмов. Он написал свою самую известную работу «Герника» (1937) в ответ на гражданскую войну в Испании; тотемическое полотно гризайль остается определяющим произведением антивоенного искусства. На аукционе несколько картин Пикассо были проданы более чем за 100 миллионов долларов. Неутомимый художник был героем выставок в самых престижных учреждениях мира, от Музея современного искусства и Центра Помпиду до Stedelijk Museum и Tate Modern. Произведение искусстваЧасть
14 × 11 дюймов | 35,6 × 27,9 см
14 × 11 дюймов
35,6 × 27,9 см
Свяжитесь по цене
20 × 16 дюймов | 50,8 × 40,6 см
20 × 16 дюймов
50,8 × 40,6 см
Узнать цену по телефону
24 × 20 дюймов | 61 × 50,8 см
24 × 20 дюймов
61 × 50,8 см
Цена по запросу
40 × 30 дюймов | 101,6 × 76,2 см
40 × 30 дюймов
101,6 × 76,2 см
Цена по запросу
Нью-Йорк
Получать уведомления о похожих работах
Хотите продать работу этого художника? Продажа с искусством
Средний
Состояние
Подпись
Сертификат подлинности
Ценовой диапазон малых гравюр Пабло Пикассо
Просмотр работ в этой категории
Возможно, самый влиятельный художник ХХ века Пабло Пикассо может быть наиболее известен новаторским кубизмом и разрушением двумерной плоскости изображения для передачи трехмерного пространства.