10 имен, которые стоит знать
Cегодня я хочу рассказать вам о десяти мастерах, чьи работы уже стали желанными объектами коллекционеров не только в России, но и всего мира. Кто они? Если вы затрудняетесь с ответом, то эта статья именно для вас.
Ilgiz Fazulyanov
Ильгиз Фазулзянов — художник и ювелир, которого в профессиональных кругах называют «королем эмали». Более 20 лет назад он освоил технику работы с этим ювелирным материалом, и с тех пор эмаль стала неотъемлемой частью его драгоценных произведений. Изделия, выходящие под брендом Ilgiz F., необыкновенно выразительные, яркие и неповторимые, а полную палитру красок, которые может воссоздать Ильгиз, не может повторить на данный момент ни один мастер в мире!
Ichien Ballaga
Ичиен Баллага, основатель и идейный вдохновитель ювелирного бренда Ichien, каждое свое украшение создает трижды: сначала — в воображении, затем – на бумаге в виде эскиза, лишь потом – в драгоценных материалах. Только постепенно, аккуратно делая шаг за шагом, мастеру удается сплести воедино многогранный дизайн и глубокую философию бытия. Возьмите любое его изделие – штучное или коллекционное – оно обязательно будет объемным и многомерным, как и сама жизнь.
Chamovskikh
Российский ювелирный дом Chamovskikh создает по-современному технологичные и зачастую трансформируемые украшения, которые с первого взгляда пленяют взгляды публики роскошью и блеском уникальных камней. И лишь позже они раскрываются перед глазами восхищенной публики в прямом и переносном смыслах. В них есть объем, легкость, привлекательное сочетание оттенков жемчуга, самоцветов и золота… и ничего лишнего.
Liza Borzaya
Лиза Борзая – автор и смелый дизайнер уникальных и очень современных драгоценностей. Первым украшением, снискавшим внимание широкой публики и послужившим началом бренда Liza Borzaya, стал эксклюзивный трансформируемый браслет на внешнюю сторону ладони. Самым неожиданным образом в ее работах актуальность дизайна переплетается с высокими стандартами качества ювелирного искусства, технологичность – с удобством, а юмор и очарование – с оригинальностью и дерзостью!
Vladimir Markin
Владимир Маркин знает все о своих украшениях буквально до последнего винтика. «Золото высокой пробы может позволить себе провокацию, а настоящие бриллианты – легкомыслие», — гласит один из постулатов Markin Fine Jewellery. Стиль Владимира легко узнаваем и оригинален, ведь он неразрывно связан с совершенными механизмами из драгоценных деталей. Зачастую это совершенство не статично, а динамично: прикоснись к нему – и откроются новые грани, скрытые ранее.
Ekaterina Kostrigina
«Петербургская классика» — так многие характеризуют изделия ювелирного дизайнера из России Екатерины Костригиной. Такое описание, пожалуй, самое точное. Гармоничное сочетание традиций и техник прошлого с идеями современности стало визитной карточкой Екатерины. Ювелир из Петербурга работает со всеми привычными драгоценными материалами и особенно любит использовать в дизайне своих украшений черненое золото.
Podnebesnaya and Podnebesny
Уникальные драгоценные камни или лучшие экземпляры жемчуга? Если вам хоть раз пришлось встать перед таким выбором, то вы оцените то, что в ювелирной компании «Podnebesnaya and Podnebesny. Pearls and gems» этого делать не придется. Ксения Поднебесная создает драгоценности с морским минералом, разбавляя их нежную палитру оттенков всевозможными самоцветами пастельных и ярких тонов. Ксения активно пропагандирует культуру ношения жемчуга, ласково называя его «зернами совершенства», а выбор ее брата и соавтора Ильи — природные необлагороженные цветные камни и бриллианты высоких характеристик.
Yaroslav Argentov
Ярослав Аргентов и его ювелирный дом ARGENTOV более 20 лет предлагает своим клиентам драгоценности различных направлений и стилистических решений. Основная задача, проходящая красной нитью через процесс производства любого украшения этого бренда, — максимально раскрыть красоту драгоценного камня через мастерство, профессиональные навыки и стремление к духовному познанию мира. Для достижения этой цели ювелиры компании наравне с современными технологиями используют ручное производство, а также поддерживают и восстанавливают утраченное мастерство искусства реверсной инталии – уникальной технологии резьбы по камню.
Ilya Klyuev
Илья Клюев, основатель и вдохновитель ювелирного бренда CLUEV, ставит перед собой масштабные цели: возрождение отношения к ювелирным украшениям и традиции дарения, создавать новое и разгадывать неизведанное. Каким образом? Создавая уникальные драгоценности с невероятными драгоценными камнями, которые он собственноручно отбирает для своих изделий. Его украшения зачастую невозможно повторить даже при очень большом желании, потому что найти два идентичных минерала такого уровня просто невозможно!
Vlad Glynin
Влад Глынин, частный ювелир и дизайнер, работы которого разлетаются не только в частные, но и музейные коллекции по всему миру. В чем их уникальность и успех? В полете фантазии мастера! Неожиданный и мощный дизайн его украшений создает иллюзию динамичной феерии, которая к тому же никогда не повторится – каждое изделие мастера уникально.
По художественному размаху таланты ювелиров и дизайнеров Россия ничуть не уступают мастерам Европы. Расширьте в поисках «своего» украшения географические границы, и вы будете приятно удивлены!
5 самых известных ювелиров и их достижения | Фото | Общество
Бриллианты, кулоны и ожерелья на протяжении всей истории остаются символами богатства и власти, они служили иллюстрацией утончённого стиля и высоких амбиций. Однако зачастую авторы этих произведений ювелирного искусства оставались за кадром. АиФ.ru вспоминает пятерых самых известных создателей драгоценных украшений и их творения.
Золотых дел мастера. Ювелиры в известных произведениях искусства. Читайте в статье>>




















Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро, бесплатно и без рекламы |
Придворные ювелиры Российской империи и их произведения.
Витиеватая скань, радужная эмаль, мерцание драгоценных камней и блеск благородных металлов. При Петре I в Россию приехало множество ювелиров из Европы, а ХIX век стал эпохой расцвета русского ювелирного искусства. Самые искусные мастера становились поставщиками царского двора. Вместе с Натальей Летниковой вспоминаем придворных ювелиров Российской империи.
Иероним Позье

Букет цветов. Золото, серебро, драгоценные и поделочные камни, хрусталь. Гранение, полировка. 1740-е. Фотография: foto-basa.com

Большая императорская корона. 1762. Фотография: gold.ru

Букет цветов. Золото, серебро, драгоценные и поделочные камни, стекло, ткань. Гранение, полировка. 1740-е. Фотография: foto-basa.com
Иероним Позье был ювелиром трех императриц — Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны и Екатерины Великой. Он вместе с отцом пришел в Россию пешком из Швейцарии в 1729 году. Здесь Позье выучился в мастерской французского гравировщика Бенуа Граверо и в 1740 году открыл мастерскую. Ему покровительствовала Анна Иоанновна.
В своих работах придворный ювелир особую роль отводил камням. Главным его творением стала Большая императорская корона для коронации Екатерины Великой. Мастер оправил в золото и серебро жемчужины, индийские бриллианты, рубины. Над короной весом в 2,34 килограмма он работал всего два месяца. Спустя год после коронации Екатерины Великой знаменитый ювелир покинул Россию. А короной Позье еще несколько веков короновали всех императоров России.
Династия Оловянишниковых

Колокола для Болгарии. 1877. Фотография: wikimedia.org

Чаша для хранения просфор. XIX в. Фотография: modusvivendi.ru

Церковная утварь. XIX в. Фотография: wikimedia.org
На протяжении двух столетий ювелирная династия Оловянишниковых отливала целые «колокольные семьи» и ценную церковную утварь. Первые колокола представители творческой династии отлили в первой половине XVIII века. Три брата — Федор, Порфирий и Климент Оловянишниковы — стали купцами третьей гильдии и вели общее дело. Для отливки колоколов они пригласили лучшего акустика своего времени, изобретателя колокольного камертона Аристарха Израилева. «Русский стиль» церковной утвари Оловянишниковых — заслуга художника Сергея Вашникова, любимого ученика Виктора Васнецова. Колокола, ларцы, митры Оловянишниковых «гастролировали» по всему миру. Они выставлялись в Париже, Новом Орлеане, Чикаго. Ценили мастеров и на родине: «В знак признания исключительных заслуг перед Россией» завод получил право изображать на своих изделиях императорский герб.
Павел Сазиков

Самовар в стиле неорококо. Российская империя, Москва. 1839. Фотография: lermontovgallery.ru

Ваза для вина. Российская империя, Санкт-Петербург. 1880. Фотография: lermontovgallery.ru

Кружка в стиле историзм. Российская империя, Москва. 1873. Фотография: lermontovgallery.ru
Одну из старейших ювелирных фирм России в 1793 году основал в Москве купец третьей гильдии Павел Сазиков. За два десятилетия небольшая мастерская выросла до фабрики серебряных изделий. В середине XIX века ее изделия произвели настоящий фурор на Всемирной выставке в Лондоне. Московские ювелиры представили там предметы из серебра — коллекцию по мотивам крестьянской жизни. Впервые элитарное ювелирное искусство «приблизилось к земле»: медведь-плясун, казачка с бандурой, охотник с зайцем удивили гостей выставки и необычными сюжетами, и искусной работой.
За высокое качество чеканных изделий Игнатия Сазикова называли русским Бенвенуто Челлини — в честь известного итальянского ювелира. Даже обычным чернильным приборам мастер придавал национальный колорит: например, создавал деревенскую избу в окружении предметов крестьянского быта — от колодца до домашней птицы. Сазиков привез из Франции в Россию один из первых гильоширных станков — устройство для нанесения узоров. При его фабрике впервые открылось отделение для обучения серебряных и золотых дел мастеров.
Карл Болин и Готтлиб Ян

Ковш. Серебро, эмаль. 1908–1917. Фотография: qna.center

Икорница. Серебро, хрусталь. Литье, чеканка, гравировка, золочение, алмазная грань. 1908–1917. Фотография: qna.center

Шкатулка в форме бабочки. Серебро, алмазы, жемчужина, эмаль. 1898–1908. Фотография: qna.center
Петербургская фирма «Болин и Ян» изготавливала драгоценные украшения и подарки для царской семьи и придворных. Фирму основали Карл Болин и Готтлиб Ян — два зятя-ювелира известного саксонского мастера Андреаса Ремплера, который служил при дворе Павла I.
Фирма «Болин и Ян» работала при шести российских монархах и выполняла заказы из императорского дворца более века. В «Обозрении Лондонской всемирной выставки» 1851 года говорилось, что работы Болина «решительно превосходили совершенством оправы все, что было на выставке, не исключая даже диадемы испанской королевы работы знаменитого парижского ювелира Лемонье». В 1912 году Николай II пожаловал семье потомственное дворянство. Сегодня работы ювелиров хранятся в Алмазном фонде и имеют статус коронных ценностей.
Павел Овчинников

Солонка с эмалью. Российская империя, Москва. 1899–1908. Фотография: lermontovgallery.ru

Пивная кружка «Крестьяне возвращаются с сенокоса». Российская империя, Москва. 1873. Фотография: lermontovgallery.ru

Ковш. Российская империя, Москва. 1899–1908. Фотография: lermontovgallery.ru
Известный фабрикант и золотых дел мастер был крепостным князя Дмитрия Волконского. Он увлекался рисованием, и талантливого мальчика отправили в Москву — развивать способности. В 1850 году Павел Овчинников получил вольную, женился и на приданое супруги открыл собственное дело.
Ему понадобилось десять лет, чтобы отыскать свой стиль. Ювелир применял технику чеканки, литья, резьбы, использовал более сотни оттенков эмали. С ним работали известные художники и скульпторы — Евгений Лансере, Артемий Обер, Александр Опекушин. Для храма Христа Спасителя они изготовили Евангелие по рисункам Льва Даля. Ювелиры работали в старинной технике перегородчатой эмали, которая пришла на Русь из Византии и была забыта в годы татаро-монгольского нашествия. Павел Овчинников писал в своей книге: «Русская промышленность серебряных изделий на последних всемирных выставках заняла не только почетное место, но и успела сбросить ярмо, давление иностранное». Многие современники признавали Евангелие самым ценным церковным предметом в храме Христа Спасителя — с художественной точки зрения.
Иван Хлебников

Золотой чайник. Позолота, эмаль. Русский стиль. Фотография: lermontovgallery.ru

Подстаканник. Серебро. Российская империя, Москва. 1893. Фотография: lermontovgallery.ru

Чаша. Позолота, перегородчатая эмаль. Русский стиль. Фотография: lermontovgallery.ru
Разнообразием стилей в царской России были известны изделия Ивана Хлебникова: новорусский, необарокко, неорококо, неоклассицизм, модерн. Ювелир основал фабрику в Москве в 1871 году. Уже спустя два года на Всемирную выставку в Вене Хлебников отвез массивную чашу-братину в духе времен царя Алексея Михайловича и кружку с рельефным изображением Дмитрия Донского. «Предметы, от которых так и веяло стариной» — так описывали их известные ювелиры. Любимыми сюжетами Ивана Хлебникова стали исторические и литературные персонажи. Он изготавливал драгоценные пластины с изображением сцен из жизни Ивана Грозного и пира из поэмы Михаила Лермонтова «Песнь о купце Калашникове».
Хлебников вместе с ведущими русскими ювелирами участвовал в украшении храма Христа Спасителя. Он создал более полусотни лампад, дарохранительниц, кувшинов для святой воды. Для Благовещенского собора Кремля на его фабрике был изготовлен золоченый с эмалью иконостас.
Карл Фаберже

Яйцо Фаберже «Корзинка цветов». 1901. Фотография: happymodern.ru

Золотая корзинка с ландышами. 1901. Фотография: lermontovgallery.ru

Яйцо Фаберже «Лавровое дерево». 1911. Фотография: happymodern.ru
Потомственный ювелир Карл Фаберже был воспитан в классических традициях. Он сочетал в своих драгоценных изделиях элементы скульптуры, живописи и графики, а также старался оживить в них эмоции и воспоминания венценосных заказчиков. Пример такого синтеза — пасхальные яйца. Их создавал огромный творческий коллектив из 600 мастеров со всего света. Традиция дарить друг другу драгоценные подарки на Пасху появилась в императорской семье во второй половине XIX века. Первое яйцо Александр III заказал для императрицы Марии Федоровны, Николай II каждую весну дарил драгоценные подарки и матушке, и супруге Александре Федоровне. После одной из выставок Карла Фаберже Александр III заметил, что его работы должны храниться в Эрмитаже как пример мастерства русских ювелиров.
Братья Грачевы

Чайный сервиз. Российская империя, Санкт-Петербург. 1886. Фотография: lermontovgallery.ru

Графин. Российская империя, Санкт-Петербург. 1888–1890-е. Фотография: lermontovgallery.ru

Солонка с эмалью. Российская империя, Санкт-Петербург. 1899–1908. Фотография: lermontovgallery.ru
Ювелирный дом братьев Грачевых славился на весь Петербург своими изделиями в стиле модерн и русском стиле. Мастера зачастую делали реплики старинных шедевров. Они использовали и традиционную технику эмали по скани и резьбе, и новаторскую в те годы витражную эмаль. Витиеватые орнаменты, портреты и пейзажи на золоте и серебре покрывал тончайший полупрозрачный эмалевый слой.
Во главе ювелирного дома стоял Гавриил Грачев, его дело унаследовали восемь сыновей. Небольшая мастерская к 1895 году стала фабрикой, одного из братьев — Михаила Грачева — назначили штатным оценщиком императорского Кабинета. Ювелирный дом Грачевых был поставщиком Высочайшего двора до 1917 года. После революции фабрика перестала выпускать драгоценные оклады икон и изысканные интерьерные вещицы, ассортимент сузился до простого столового серебра. В 1918 году ювелирный дом закрылся.
Иван Губкин

Лопатка для рыбы. Серебро, гравировка. 1861. Фотография: lermontovgallery.ru

Соусник. Серебро, позолота. Литье, резьба. 1855. Фотография: lermontovgallery.ru

Братина. Серебро орнаментального озолочения. Чеканка. 1859. Фотография: lermontovgallery.ru
Московская фабрика серебряных изделий Ивана Губкина получила известность благодаря сотрудничеству со знатоком орнамента Иваном Бортниковым. На протяжении десяти лет Губкин работал над традиционными русскими узорами в золоте и серебре. Ювелир создавал изысканные предметы с резными листьями и плодами, тщательно проработанным мехом животных и орнаментами древнерусских рукописей.
Вскоре появилась мода на фактурный металл. Ювелиры Москвы вслед за Губкиным начали имитировать в металле бересту и лыко, создавать серебряные пни, вышивку и срубы. В Государственном историческом музее хранятся ковш и кружка с нанесенными на металл гравюрами Москвы и Петербурга. А после сахарницы — плетеной корзинки, накрытой салфеткой с мухой, — в Москве появилась посуда с драгоценными «салфетками».
Фаберже | Российский ювелир. Самый знаменитый ювелир всех времён. Основатель семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства. Является создателем всемирно известных яиц Фаберже, которые высоко ценятся у коллекционеров всего мира. (фамилия) 7 букв |
Беркгем | (Беркхем) голландский ювелир 7 букв |
Фаберже | Русский ювелир с яйцами 7 букв |
Челлини | Итальянский ювелир, скульптор и медальер 16 в 7 букв |
Гиберти | Итальянский скульптор и ювелир эпохи Возрождения 7 букв |
Гиберти | Лоренцо (около 1381—1455) итальянский скульптор и ювелир 7 букв |
Челлини | Выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса. (фамилия) 7 букв |
Гиберти | Итальянский художник-ювелир, скульптор XIV—XV вв., автор бронзовых рельефов северной и восточной дверей баптистерии во Флоренции 7 букв |
Гиберти | Итальянский скульптор, ювелир, историк искусства. Представитель Раннего Возрождения. Один из величайших мастеров рельефа. Жил во Флоренции. Ученик своего отчима 7 букв |
Фаберже | Русский ювелир и отец знаменитого Петра Карла Фаберже, создателя яиц Фаберже. (фамилия) 7 букв |
Беркгем | (Беркхем) голландский ювелир 7 букв |
Бриллиантщик | (брильянтщик) устаревшее то же, что: ювелир 12 букв |
Фаберже | Русский ювелир с яйцами 7 букв |
Челлини | Итальянский ювелир, скульптор и медальер 16 в 7 букв |
Проба | Ювелир ставит, а повар снимает 5 букв |
Кулон | Ювелир. изделие; ед. электрич. заряда 5 букв |
Гиберти | Итальянский скульптор и ювелир эпохи Возрождения 7 букв |
Тантал | Химический элемент, в ювелир. деле исп. вместо платины 6 букв |
Гиберти | Лоренцо (около 1381—1455) итальянский скульптор и ювелир 7 букв |
Верроккио | Итальянский скульптор, живописец, ювелир (1435 или 1436-1488) 9 букв |
Карл Фаберже — знаменитый российский ювелир — Общенет
Карл Фаберже прославился изготовлением ювелирных изделий высочайшего качества.
карл Фаберже занимался в основном изготовлением ювелирных яиц удивительно тонкой и филигранной работы.
Стоит произнести «яйца Фаберже», как в памяти возникают восхитительные произведения искусства из драгоценных металлов и камней, которыми гордилась августейшая семья.
Именно Карл Фаберже, стоявший во главе немецкой общины в Санкт-Петербурге, заложил русскую ювелирную школу, главным принципом которой стало высочайшее и безупречное качество.
Время от времени изделия ювелирного дома Фаберже появляются на мировых аукционах и уходят к покупателям за миллионы долларов.
Из биографии Карла Фаберже:
Петер Карл Фаберже – русский ювелир с европейскими корнями. В жилах искусного мастера текла немецкая и франко-датская кровь с примесью эстонской, но Фаберже является великим российским ювелиром.
Родился будущий ювелир 30 мая 1846 года в Санкт-Петербурге.
Мама знаменитого мастера – датчанка Шарлотта Юнгштедт, дочь художника. Отец его — Густав Фаберже был родом из города Пярну (Эстония) и происходил из немецкой семьи. Он был потомком онемечившихся французов-гугенотов, перебравшихся в Пруссию после отмены Нантского эдикта.
В 1841 году Фаберже-старший получил титул «Ювелирных дел мастера» и в 1842 году основал ювелирную фирму в Санкт-Петербурге на Большой Морской улице в доме №12, но спустя 20 лет перебрался в Дрезден.
Художественные способности у Карла обнаружились в детстве. Сын живо интересовался ювелирным делом, и отец дал ему отменное образование. Сначала в Санкт-Петербурге мальчика отдали в частную гимназию. Затем юноша учился коммерческому делу в Дрездене.
После длительного путешествия по городам Европы Карл учился ювелирному делу во Франкфурте у мастера Джозефа Фридмана.
Обогатившись техническими познаниями, Фаберже изучил менеджмент предприятия и в 1864 году вернулся в Санкт-Петербург. В отцовской мастерской и в Эрмитаже молодой ювелир реставрировал старинные драгоценности.
Ювелирная мастерская Фаберже
В 1870 году Густав Фаберже, живший в Дрездене, передал 24-летнему сыну полномочия и сделал главой петербургской фирмы. Поначалу в ее штате числилось 100 рабочих: многих искусных мастеров Карл присмотрел, когда путешествовал по Европе.
Скоро фирма Карла Фаберже стала известным Торговым домом. Он выпускал как ювелирные изделия баснословной цены, так и продукцию массового производства. В 1914-м году в продажу поступила серия чарок из меди, портсигаров. Но наибольшую славу дому Фаберже, конечно, принесли ювелирные пасхальные яйца: для царской семьи в мастерской создали 54 экземпляра.
Карл Фаберже женился лишь раз: его супругой в 1872 году стала девушка по имени Огюста Джулия Джейкобс. В 1874-м году Огюста родила мужу первенца, которого назвали Евгением. Он пошел по стопам отца, выучился ювелирному делу, работал в родительской мастерской, а вначале 1920-х годов иммигрировал во Францию.
В 1876-м году родился второй сын – Агафон Фаберже. Весной 1895-го года он вступил в семейный бизнес, а в конце 1890-х годов стал оценщиком императорского двора.
Отношения Агафона Карловича с отцом разладились после обвинения в краже (позже в воровстве признался друг семьи). В 1920-х годах сын знаменитого ювелира трудился уполномоченным Гохрана. В 1927-м году сбежал в Финляндию, где жил в бедности.
Третий сын царского ювелира – Александр – родился в 1877 году. Он иммигрировал в Париж и вместе с братом Евгением основал фирму «Фаберже и К».
Четвертый, младший, сын Карла – Николай – родился в 1884 году. Он стал ювелирным дизайнером. С 1906-го года работал в филиале фирмы Фаберже в столице Британии.
В 56 лет глава ювелирного дома влюбился в 21-летнюю певицу кафешантана Амалию Крибель, чешку. Разводиться с супругой уважаемый ювелир семьи Романовых не собирался, но и страсть к юной Амалии победить не смог. Каждый год Карл Фаберже отправлялся на 3 месяца в Европу, прихватив певицу.
В 1912 году Крибель вышла замуж за князя старинного грузинского рода и взяла фамилию Цицианова. Мужа оставила сразу же, а связь с Карлом не порвала. Амалию называют второй Мата Хари. Цицианову завербовали немцы и австрийцы. Попасть ей в Россию во время войны помог Фаберже. Весной 1916 года Амалию арестовали и сослали в Сибирь. С Карлом Фаберже последняя возлюбленная больше не встретилась, а у ювелира из-за связи с австрийской шпионкой возникли трудности.
Ювелирная фабрика Фаберже
После Октябрьской революции фабрики и магазины императорского ювелира национализировали. В Петрограде большевики экспроприировали готовые изделия и запасы драгоценных камней и металлов, не заплатив ни копейки компенсации. Немного изделий удалось увезти в Финляндию сыновьям Карла Фаберже.
Конфискованные шедевры власть продавала, наполняя казну молодого государства. Шесть пасхальных яиц приобрел в петроградском магазине Фаберже представитель британского торгового дома Wartski Эммануил Сноумэн.
Осенью 1918-го Карл Фаберже тайно сбежал в Ригу: царский ювелир боялся ареста и расстрела. После вторжения большевиков в Латвию мастер уехал в Германию. Когда Берлин охватила Ноябрьская революция, Фаберже перебрался во Франкфурт-на-Майне, где тоже не задержался.
Последние годы жизни Фаберже провел в Висбадене. После революционных потрясений и конфискации имущества знаменитый мастер упал духом и повторял, что «жизни больше нет».
Медики предписали 74-летнему ювелиру спокойную и размеренную жизнь, строго-настрого запретив курить: у Фаберже было больное сердце. Родные перевезли главу семейства на берег Женевского озера, который славился климатом. Ограбленный большевиками предприниматель, потерявший дело всей жизни и – по разным оценкам – $ 500 миллионов, не считая недвижимости, так и не оправился от удара.
24 сентября 1920 года Карл Фаберже, невзирая на запреты врачей, раскурил крепкую сигару. Насладиться до конца не успел: умер, докурив только до половины. Похоронили Фаберже на кладбище Гран-Жас в Каннах.
Ювелирное искусство и бизнес Фаберже:
В 1870 году Густав Фаберже, живший в Дрездене, передал 24-летнему Карлу полномочия и поставил главой петербургской фирмы. Талант молодого человека был столь ярок и незауряден, что уже в 24 года он смог взять фирму отца в свои руки.
Спустя 10 лет изделия дома Фаберже попали на московскую художественно-промышленную выставку, где их заметил и оценил царь Александр III. С этого момента биография ювелира неразрывно связана с императорской семьей, которая покровительствует Карлу Фаберже и популяризирует его изделия в Европе. Романовы заказывают ювелиру украшения, которые дарят родственникам в Дании, Британии, Греции.
В 1900-м году русского мастера удостоили титула «мастер Парижской гильдии ювелиров» и вручили учрежденный Наполеоном орден Почетного легиона. На Большой Морской улице в городе на Неве появилось главное здание фирмы: дом спроектировал родственник семьи – Карл Шмидт. На первом этаже расположились мастерские и открылся магазин, три остальные этажа заняло семейство.
Первое ювелирное яйцо работы Фаберже появилось в 1885 году. Заказал изделие император для супруги Марии Федоровны как подарок на Пасху. Яйцо называют «Курочка» или «Куриное». В сравнении с остальными изделие выглядит просто: сверху белая эмаль, внутри – в золотом «желтке» – курочка из цветного золота, в которой пряталась рубиновая корона.
Идея яйца, в котором прятался сюрприз, принадлежит не Карлу Фаберже: первые экземпляры яиц появились в XVIII столетии. Подобные изделия хранились в сокровищнице короля Дании, отца супруги Александра III, урожденной Марии Софии Фредерики Дагмар. Российский царь пожелал сделать жене подарок, который напоминал бы о родине.
Императрице пасхальный сюрприз так понравился, что Карл Фаберже стал придворным ювелиром и получил заказ: каждый год радовать августейшую семью новым драгоценным яичком с секретом.
Николай II унаследовал традицию и удвоил заказ: Карл Фаберже ежегодно к Пасхе изготовлял 2 яйца – матери царя и супруге.
Эскиз яйца утверждался главой торгового дома, после чего за работу брались лучшие мастера. История сохранила имена Михаила Перхина (карельского самородка), Августа Хольстрома, Эрика Коллина. При Романовых торговый дом Фаберже вырос до 500 служащих.
«Мода» на дарение пасхальных яиц Фаберже, которую ввели Романовы, распространилась по Европе: российскому ювелирному дому поступали заказы из-за рубежа. Известно о 15 изделиях, 7 из которых Карл Фаберже создал по заказу золотопромышленника Александра Кельха. Остальные 8 яиц мастер и его ученики сделали для Феликса Юсупова, герцогини Мальборо, Ротшильдов.
Изделия русского ювелира поражали неожиданными решениями. Карл Фаберже смело экспериментировал: основой броши мог сделать карельскую березу, оправив кусочек дерева в бриллианты. Он часто работал с полудрагоценными камнями и материалами, считавшимися «не ювелирными». Но работа была настолько филигранной, что поражала самых требовательных заказчиков.
Мастерская Фаберже славилась уникальной эмалью: сотни цветовых оттенков и техника гильоширования (узорные насечки на основном фоне, покрытые слоями лака) превращали изделие в шедевр. Эмалированные портсигары, часы, шкатулки, табакерки и сервизы словно светились изнутри и казались многослойными.
Торговый дом Фаберже выпускал и ювелирные изделия запредельной цены, и продукцию массового производства. Например, в 1914-м году в продаже находилась серия чарок из меди, портсигаров. Но высочайшую славу дому Фаберже принесли 54 экземпляра ювелирных пасхальных яиц для царской семьи.
45 интересных фактов о драгоценных изделиях и пасхальных яйцах ювелирного дома Фаберже:
1.Фаберже является и сегодня, пожалуй, одним из самых известных ювелирных брендов. А всё благодаря драгоценным пасхальным яйцам, которые выпускались этим ювелирным домом для российской императорской семьи.
2.Карлу Фаберже была предоставлена полная свобода творчества, драгоценные яйца он мог создавать на любую тематику. Но одно правило всё же было: каждое яйцо должно быть с сюрпризом.
3. Фаберже всегда следовал этому правилу. В каждом его драгоценном яйце было спрятано миниатюрное чудо: крошечная алмазная копия королевской короны или рубиновая подвеска, механический лебедь, слон, золотая миниатюра дворца, 11 крошечных портретов на мольберте, модель корабля, точная рабочая копия королевской кареты и многое другое.
4. Британская коллекция изделий Фаберже является одной из самых больших в мире. Кроме легендарных яиц, в ней есть несколько сотен ювелирных шедевров: шкатулки, рамки, фигурки животных и личные украшения членов Императорских домов России, Великобритании и Дании.
5.Несмотря на размер британской коллекции, это лишь малая часть из 200 000 ювелирных изделий, выпущенных ювелирным домом Фаберже.
6. Королева Елизавета II владеет тремя императорскими яйцами Фаберже. В её коллекции находятся пасхальных яйца Фаберже: «Колоннада», «Корзина цветов» и «Мозаика». Особое внимание привлекает «Цветочная корзина», цветы в которой выглядят свежими и удивительно реалистичными.
7. Прообразом первой работы Фаберже стало яйцо из датской королевской сокровищницы. В ХVIII веке в Дании изготавливали ювелирные пасхальные яйца с курочкой-сюрпризом внутри. По принципу матрешки в курочке хранилась корона. Император Александр III подарил супруге Марии Федоровне, бывшей датской принцессе Дагмар, аналог — работы Карла Фаберже. Этот подарок и послужил основой целой коллекции.
8. Карл Фаберже — ювелир потомственный и над царскими подарками трудился целый концерн. В числе мастеров — самый известный Михаил Перхин и единственная дама-художник Алма Пихл, которая придумала изморозь на хрустале — «Зимнее яйцо». На каждую работу бригада ювелиров тратила год — как раз до новой Пасхи.
9. В 1882 году в Москве проходила Всероссийская художественно-промышленная выставка. Там-то и заметил работы Петера Карла Фаберже император Александр III и его жена Мария Федоровна. Так Фаберже получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».
10.У Фаберже имелась не только свобода творчества, но и три условия придворного ювелира: принимаясь за работу, Карл Фаберже должен был придерживаться формы яйца. Содержимое связывать с жизнью царской семьи и не допускать само повторов. Император всегда в нетерпении интересовался сюжетом новой работы, на что ювелир отвечал: «Ваше Величество будет довольно».
11. В 1885 году царь Александр III, решив удивить свою супругу, императрицу Марию Федоровну, сделал ей особый подарок – яйцо с секретом. Это было драгоценной яйцо, покрытое белой эмалью, поперёк которого шла золотая полоса. Оно открывалось, а внутри находился золотой «желток». В нём в свою очередь сидела золотая курочка, внутри которой были рубиновые корона и подвеска. Императрица от такого подарка пришла в восторг, а Александр III на каждую Пасху преподносил своей супруге новое драгоценное яйцо.
12.Продолжил эту традицию сын Александра III, Николай II, который к пасхальным праздникам дарил драгоценные яйца своей матери и супруге.
13.Благодаря мгновенному успеху первого изделия, Фаберже получил постоянный заказ императорского двора на пасхальные яйца.
14.Сначала он создал 10 штук подряд для царя Александра III, которые тот каждый год вплоть до смерти в 1894 году дарил своей жене Марии Федоровне.
15.Затем он выполнил еще 44 яйца – в период между 1895 и 1917 годом – по заказу царя Николая II в качестве подарков для его матери, тогда уже вдовствующей императрицы, и для жены, Александры Федоровны. В общей сложности по императорскому заказу им было создано 54 пасхальных яйца.
16. Можно также предположить, что несколько яиц были подарены в свое время и другим членам императорской семьи.
17. До нашего времени сохранились 45 пасхальных яиц, сделанных по царскому заказу, фотография еще одного, и еще пять яиц известны по описаниям.
18.Сохранилось также одно из двух незавершенных пасхальных яиц, работа над которыми велась в 1917 году.
19.Изделия Фаберже славились и в Европе. Многочисленные королевские и княжеские родственники Российской императорской семьи в Великобритании, Дании, Греции, Болгарии получали ювелирные изделия в подарок, очень дорожили ими и передавали по наследству.
20. Революция 1917 года заставила Фаберже закрыть фирму. Большевики, пытаясь пополнить казну «первого в мире коммунистического государства» распродавали российские художественные сокровища. Они разграбили церкви, продали полотна старых мастеров из музея «Эрмитаж» и взялись за короны, диадемы, ожерелья и яйца Фаберже, принадлежавшие семье Императора.
Клеймо Дома Фаберже
21.В 1925 году каталог ценностей императорского двора (короны, венчальные венцы, скипетр, держава, диадемы, ожерелья и другие драгоценности, в том числе знаменитые яйца Фаберже) разослали всем иностранным представителям в СССР.
22.Часть Алмазного фонда была продана английскому антиквару Hорману Вейсу.
23. В 1928 году из Алмазного фонда были изъяты семь «малоценных» яиц Фаберже и еще 45 предметов.
24.Впрочем, именно благодаря этому, яйца Фаберже были спасены от переплавки. Так сохранилось одно из самых невероятных творений Фаберже — яйцо «Павлин». Внутри шедевра из хрусталя и золота находился эмалированный павлин. Причем эта птичка была механической — когда ее снимали с золотой ветви, то павлин поднимал свой хвост подобно настоящей птице и даже мог ходить.
25.В ювелирной работе использовали не только благородные металлы. В предреволюционные годы многие мастера фирмы Фаберже отправились на фронт, и в тяжелые для страны времена Александра Федоровна получила в подарок яйцо «Военное стальное».
26.В 1917-м гду для Марии Федоровны было изготовлено яйцо из карельской березы.
27.Лишь один подарок — «георгиевское» яйцо — Мария Федоровна смогла вывезти в 1918 году, уезжая из России в Данию.
28. Судьба семи Фаберже сегодня неизвестна, скорее всего, они находятся в частных коллекциях.
29. Тайной овеяна и судьба яйца-несессер, созданного в мастерской Фаберже в 1889 году. В последний раз это яйцо якобы видели в одном из лондонских магазинов в 1949 году. По слухам оно было продано неизвестному за $1250.
30. Одно из утерянных императорских пасхальных яиц было найдено совершенно удивительным образом. Американец купил золотое яйцо, усыпанное драгоценными камнями, за $ 14 000 на слом и хотел его перепродать по более выгодной цене. Но когда покупателей не нашлось, он решил поискать диковинный сувенир в Интернете и с удивлением обнаружил, что это работа Фаберже. После экспертизы было подтверждено, что это одно из давно утерянных императорских пасхальных яиц. Вместо $ 500 прибыли дилер получил около $ 33 миллиона, продав яйцо частному коллекционеру.
31. Знак двуглавого орла — клеймо Фаберже — придает ювелирным яйцам художественную ценность и добавляет к рыночной стоимости дополнительные нули. Работать «под Фаберже» пытались многие, и в конце ХХ века в Нью-Йорке даже состоялась выставка подделок.
32.Подлинные работы есть в коллекциях пяти стран — России, США, Великобритании, Монако, Швейцарии.
33.Яйца Фаберже и криминальный интерес к ним — излюбленная тема для кинематографистов. Советские — «Следствие ведут знатоки» и западные — одна из серий бондианы, картины с Миком Джаггером, Одри Хепбёрн, Мартином Лоуренсом. А для фильма «12 друзей Оушена» сделали металлическую копию яйца Фаберже. Работа обошлась в четыре тысячи долларов.
34. Когда чета Кельхов развелась, бывшая жена предпринимателя взяла свою коллекцию Фаберже с собой в Париж. Шесть яиц в конечном итоге оказались в Соединенных Штатах. Изначально яйца ошибочно принимали за предметы из императорской коллекции, и только в 1979 году было установлено, что все семь яиц относятся к коллекции Кельха.
35.После революции бренд Фаберже перепродавался несколько раз. К сожалению, громкое имя использовалось компанией по производству средств чистки туалета, шампуня и одеколона.
36.Последняя компания, которая приобрела бренд, Pallinghurst Resources, в 2007 году решила вернуть ему былую славу, возобновив выпуск ювелирных изделий.
37. Два года спустя, стараниями внучек Петера Фаберже Сары и Татьяны, мир впервые с 1917 года увидел новые украшения Фаберже. Этим изделиям явно далеко до тех, что изготавливали в начале 20-го века, но, тем не менее, сегодня можно купить украшения от Фаберже по цене $ 8000 — $ 600 000.
38.Ювелирные фантазии на пасхальную тему не дают покоя модельерам. По мотивам работ императорского ювелира создают целые модные коллекции.
39.Коллекция Валентина Юдашкина с платьями в форме яиц в стиле Фаберже — произвела фурор на показе в Париже. Первым с успехом поздравил молодого коллегу Пьер Карден.
40. Сейчас самая большая в мире коллекция яиц находится в Санкт-Петербурге, в Музее Фаберже.
41. Вторая по размерам — в Оружейной палате. Еще по одному — в экспозиции Эрмитажа и Минералогического музея.
42.Фаберже оправдывал высокий статус придворного ювелира, сохраняя интригу. Сделано 71 яйцо, 54 — императорские. И каждый сюрприз — чудо в миниатюре.
43.Самый знаменитый — точная копия кареты коронации Николая II, самые неожиданные — маникюрный набор и карта империи с Транссибирской магистралью. 44.Сегодня эти произведения искусства являются огромной редкостью, овеяны тайнами, а их стоимость доходит до $ 30 миллионов.
45.В 2004 году российский предприниматель и миллиардер Виктор Вексельберг за $ 100 миллионов выкупил у Малкольма Форбса 9 яиц (в их числе первое – «Курочка») и вернул в Россию. Благодаря бизнесмену в Санкт-Петербурге появился музей Фаберже.
Память о знаменитом ювелире:
*В Одессе на здании гостиницы Пассаж, где в фешенебельных торговых рядах до большевистской революции располагался ювелирный салон Карла Фаберже, установлена мемориальная доска.
*19 ноября 2013 года в Санкт-Петербурге в Дворце Нарышкиных-Шуваловых был открыт Музей Фаберже.
*В Санкт-Петербурге есть Площадь Карла Фаберже.
*В Москве есть колледж декоративно-прикладного искусства имени Карла Фаберже.
*В Киеве есть мемориальная доска в честь известного ювелира.
*В Баден-Бадене есть музей Фаберже — первый в мире, полностью посвященный работам фирмы знаменитого ювелира.
Музей Фаберже в Баден-Бадене
фото из интернета
Фаберже | Российский ювелир. Самый знаменитый ювелир всех времён. Основатель семейной фирмы и династии мастеров ювелирного искусства. Является создателем всемирно известных яиц Фаберже, которые высоко ценятся у коллекционеров всего мира. (фамилия) 7 букв |
Беркгем | (Беркхем) голландский ювелир 7 букв |
Фаберже | Русский ювелир с яйцами 7 букв |
Челлини | Итальянский ювелир, скульптор и медальер 16 в 7 букв |
Гиберти | Итальянский скульптор и ювелир эпохи Возрождения 7 букв |
Гиберти | Лоренцо (около 1381—1455) итальянский скульптор и ювелир 7 букв |
Челлини | Выдающийся итальянский скульптор, ювелир, живописец, воин и музыкант эпохи Ренессанса. (фамилия) 7 букв |
Гиберти | Итальянский художник-ювелир, скульптор XIV—XV вв., автор бронзовых рельефов северной и восточной дверей баптистерии во Флоренции 7 букв |
Гиберти | Итальянский скульптор, ювелир, историк искусства. Представитель Раннего Возрождения. Один из величайших мастеров рельефа. Жил во Флоренции. Ученик своего отчима 7 букв |
Фаберже | Русский ювелир и отец знаменитого Петра Карла Фаберже, создателя яиц Фаберже. (фамилия) 7 букв |