Книга «Les Diners de Gala, Dali»
-
Книги
- Художественная литература
- Нехудожественная литература
- Детская литература
- Литература на иностранных языках
- Путешествия. Хобби. Досуг
- Книги по искусству
-
Биографии.
- Комиксы. Манга. Графические романы
- Журналы
- Печать по требованию
- Книги с автографом
- Книги в подарок
- «Москва» рекомендует
-
Авторы • Серии • Издательства • Жанр
-
Электронные книги
- Русская классика
- Детективы
- Экономика
- Журналы
- Пособия
- История
- Политика
- Биографии и мемуары
- Публицистика
-
Aудиокниги
- Электронные аудиокниги
- CD – диски
-
Коллекционные издания
- Зарубежная проза и поэзия
- Русская проза и поэзия
- Детская литература
- История
- Искусство
- Энциклопедии
- Кулинария. Виноделие
- Религия, теология
- Все тематики
-
Антикварные книги
- Детская литература
- Собрания сочинений
- Искусство
- История России до 1917 года
- Художественная литература. Зарубежная
- Художественная литература. Русская
- Все тематики
- Предварительный заказ
- Прием книг на комиссию
-
Подарки
- Книги в подарок
- Авторские работы
- Бизнес-подарки
- Литературные подарки
- Миниатюрные издания
- Подарки детям
- Подарочные ручки
- Открытки
- Календари
- Все тематики подарков
- Подарочные сертификаты
- Подарочные наборы
- Идеи подарков
-
Канцтовары
- Аксессуары делового человека
- Необычная канцелярия
- Бумажно-беловые принадлежности
- Письменные принадлежности
- Мелкоофисный товар
- Для художников
-
Услуги
- Бонусная программа
- Подарочные сертификаты
- Доставка по всему миру
- Корпоративное обслуживание
- Vip-обслуживание
- Услуги антикварно-букинистического отдела
- Подбор и оформление подарков
- Изготовление эксклюзивных изданий
- Формирование семейной библиотеки
Расширенный поиск
- Издательство:
- Год издания:
- 2016
- Язык текста:
- английский
- Язык оригинала:
- французский
- Перевод:
- Moore P.
- Тип обложки:
- Твердый переплет+суперобложка
- Формат:
- 220х310 мм
- Размеры в мм (ДхШхВ):
- 310×220
- Вес:
- 1980 гр.
- Страниц:
- 322
- Код товара:
- 876851
- Артикул:
- 12955588
- ISBN:
- 978-3-8365-0876-6
- В продаже с:
- 09. 02.2017
Дополнительная информация
Аннотация к книге «Les Diners de Gala, Dali»:
Food and surrealism make perfect bedfellows: Sex and lobsters, collage and cannibalism, the meeting of a swan and a toothbrush on a pastry case. The opulent dinner parties thrown by Salvador Dali (1904–1989) and his wife and muse, Gala (1894–1982) were the stuff of legend. Luckily for us, Dali published a cookbook in 1973, Les diners de Gala, which reveals some of the sensual, imaginative, and exotic elements that made up their notorious gatherings.
This reprint features all 136 recipes over 12 chapters, specially illustrated by Dali, and organized by meal courses, includingaphrodisiacs. The illustrations and recipes are accompanied by Dali’s extravagant musings on subjects such as dinner conversation: «The jaw is our best tool to grasp philosophical knowledge. «
All these rich recipes can be cooked at home, although some will require practiced skill and a well-stocked pantry. This is cuisine of the old school, with meals by leading French chefs from such stellar Paris restaurants asLasserre, La Tour d’Argent, Maxim’s, and Le Train Bleu. Good taste, however voluptuous, never goes out of fashion. In making this exceptionally rare book available to a wide audience, TASCHEN brings an artwork, a practical cookbook, and a multisensory adventure to today’s kitchens.
Читать дальше…
Жанр/Категория Искусство XX века
Рекомендуем посмотреть
Черчилль У. С.
Живопись как отдохновение
585 ₽
650 ₽ в магазине
Купить
Andrew Wyeth: People and Places
1 992 ₽
2 400 ₽ в магазине
Купить
Gerhard Richter
1 751 ₽
2 110 ₽ в магазине
Купить
Сомов К. А.
Дневник. 1928-1929
1 461 ₽
1 760 ₽ в магазине
Купить
Walther Ingo F.
Chagall
1 610 ₽
1 940 ₽ в магазине
Купить
David Hockney. A Chronology. 40th Anniversary Edition
2 872 ₽
3 460 ₽ в магазине
Купить
Верижникова Т. Ф.
Иван Билибин
1 942 ₽
2 340 ₽ в магазине
Купить
Репродукция картины Ю. Пименова «Новая Москва». 1937 год
50 ₽
60 ₽ в магазине
Купить
HR Giger. 40th Anniversary Edition
2 722 ₽
3 280 ₽ в магазине
Купить
Lucian Freud
13 650 ₽
15 850 ₽ в магазине
Купить
Гомперц У.
Непонятное искусство. От Моне до Бэнкси
589 ₽
710 ₽ в магазине
Купить
Gustav Klimt: Complete Paintings
2 125 ₽
2 560 ₽ в магазине
Купить
Egon Schiele. The Complete Paintings 1909-1918-40 Anniversary Ed
2 722 ₽
3 280 ₽ в магазине
Купить
Плунгян Н.
Рождение советской женщины. Работница, крестьянка, летчица, «бывшая» и другие в искусстве 1917-1939 годов
930 ₽
1 120 ₽ в магазине
Купить
Гейфорд М.
Модернисты и бунтари. Бэкон, Фрейд, Хокни и Лондонская школа
880 ₽
1 060 ₽ в магазине
Купить
Gustav Klimt: Complete Paintings
6 947 ₽
8 370 ₽ в магазине
Купить
Круглов В. Ф.
Игорь Грабарь
4 009 ₽
4 830 ₽ в магазине
Купить
Норштейн Ю. Б.
Снег на траве. В 2 томах. Книга с автографом автора
7 395 ₽
8 910 ₽ в магазине
Купить
Гуггенхайм П.
На пике века. Исповедь одержимой искусством
672 ₽
810 ₽ в магазине
Купить
Модерн: Климт, Гауди, Муха
614 ₽
740 ₽ в магазине
Купить
Загрузить еще
«Dali+Gala.
Love&Sex» открывается в пространстве «Романов Двор»«Победоносная богиня», «Елена Троянская», «Галатея безмятежная»… Всё это — слова Сальвадора Дали о главной женщине в своей судьбе, единственной любви и вечном источнике вдохновения Елене Дьяконовой, известной всему миру как Гала. Он писал десятки её портретов, изображая возлюбленную то в образе Мадонны, то в духе античных красавиц, и признавался: «Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег». Зримо или незримо, она всегда присутствовала едва ли не во всех работах — как героиня и как муза.
Сальвадор Дали. Атавизм (серия «Ужины Гала») © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, UPRAVIS, 2020
Мастер парадоксов и загадок, в трактовке любви Дали оставался верен себе: художник неоднократно говорил о том, что его цель — запечатлеть конкретные образы Иррационального. Именно такую метафизическую, не поддающуюся определению любовь Дали воплощал в своих работах.
«Любовь — это нечто неведомое, входящее через глаз и утекающее с кончика полового члена в виде капелек, срывающихся с него более или менее обильно. Любовь — это самая оглупляющая сила из всех, что только существуют в жизни человеческих существ. Оглупляющая до такой степени, что влюбленный впадает в трясучку и начинает пускать слюни. Пускать слюни, словно кретин», – так сам Дали «объяснял» необъяснимое — любовь, вожделение, целый комплекс переполнявших его чувств к Гале.
На выставке «Dali+Gala. Love&Sex» Altmans Gallery покажет историю любви — возвышенной и плотской — одной из самых знаменитых пар ХХ века.
Галерея представит графические работы из разных серий — все они в той или иной форме воплощают трактовку любви, как понимал её эксцентричный Сальвадор Дали. В каждой из работ — Гала, будь то её образ, её влияние или хотя бы её имя, но везде — Она, «грандиозное начало, благодаря которому исцеляются все безумия души». Помимо оригинальных литографий экспозиция будут дополнена скульптурами — узнаваемыми образами, которые как нельзя лучше воплощают авторский стиль Дали.
Одной из центральных серий экспозиции станет «поварская» книга художника «Ужины Гала»: литографии-посвящения жене — любительнице роскошных праздненств и пышных столов. Дали и Гала обожали устраивать яркие вечеринки, куда созывали весь цвет города, а удивляли публику — сюрреалистичными блюдами, приготовить которые едва ли решился бы кто-то, кроме эпатажных хозяев. «Полуночные страсти», «Маленькие грешные удовольствия», «Кокетливо-царственные капризы» – игривые названия рецептов «кулинарных» работ Дали снова напоминают о причудах мастера и его супруги. Добавляет «перчика», то что все работы, представленные на выставке, подписаны и пронумерованы самим автором.
Сальвадор Дали. Осужденные любовники (серия «Тристан и Изольда) © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, UPRAVIS, 2020
Сальвадор Дали. Долина земных властителей (серия «Божественная комедия») © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, UPRAVIS, 2020
Сальвадор Дали. Первая сфера (серия «Божественная комедия») © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, UPRAVIS, 2020
Сальвадор Дали. Беатриче во всей своей красоте (серия «Божественная комедия») © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, UPRAVIS, 2020
На выставке «Dali+Gala. Love&Sex» также будут представлены редкие работы из серии цветных литографий «Знаки Зодиака», созданных художником в 1967 году. Сюита вышла ограниченным тиражом: 250 экземпляров, на каждом из которых есть личная подпись Сальвадора Дали. Особое место на выставке займет «Дева» – рожденная 26 августа (7 сентября по новому стилю) возлюбленная мастера Гала была Девой по гороскопу.
Галерея покажет собрание работ из серии «Божественная комедия», которую посетители могли видеть на выставке «Сальвадор Дали. Магическое искусство» в Манеже, однако всё, представленное в Altmans Gallery в «Романовом Дворе», будет доступно для приобретения. Иллюстрации Дали к «Божественной комедии» признаны вершиной мастерства художника в области книжной графики. В 1951 году Сальвадор Дали получил заказ итальянского правительства на создание серии иллюстраций к знаменитому произведению Данте Алигьери и изготовление на их основе гравюр. За несколько лет художник нарисовал 100 акварелей, по одной к каждой из 100 песен «Комедии», по-своему интерпретируя сюжеты.
Гравюры создавались в технике ксилографии: для этого было вырезано 3500 деревянных блоков-носителей изображения. Трудоемкая работа по выполнению гравюр заняла более 4 лет. Сам Дали признавался, что считает этот проект одним из самых важных в своей карьере.
На выставке «Dali+Gala. Love&Sex» также будут представлены редкие подписные офорты из серии «Тристан и Изольда», выпущенной ограниченным тиражом, иллюстрации к роману Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот» и сюрреалистические пейзажи, выполненные в технике цветной акватинты, «Neuf Paysages».
Заглянуть в подсознание безумного гения Дали позволит «Антропоморфный кабинет» – бронзовая скульптура, изображающая человека с ящиками, сделанная художником в 1973 году. Она полностью повторяет картину Дали 1936 года, которая впервые экспонировалась в Лефеврской галерее в Лондоне в год своего создания.
Сальвадор Дали. Новое сомнение Данте (серия «Божественная комедия») © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, UPRAVIS, 2020
Дали был страстным поклонником Зигмунда Фрейда, вот почему в картине, а затем и в скульптуре он делает отсылки к психоаналитической теории великого венского профессора. «Уникальная разница между бессмертной Грецией и современной эпохой — это Зигмунд Фрейд, который обнаружил, что человеческое тело, которое во времена греков было чисто неоплатоническим, сегодня полно тайных ящиков, которые способен открыть только психоанализ», — объяснял Дали.
Ещё одна скульптура — «Триумфальный слон» – образ, воплощавший, по мнению художника, будущее. Животное с неестественно длинными и хрупкими ногами впервые появилось в творчестве Дали в картине «Искушение святого Антония» в 1946 году и призвано было напомнить о скоротечности жизни, её непредсказуемости и условности. ..
Altmans Gallery сосредоточит внимание зрителей на той стороне творчества Сальвадора Дали, которая реже представляется широкой публике, — на графическом наследии и скульптуре, созданных знаменитым испанским сюрреалистом. Таким образом, галерея покажет новые работы, не представлявшиеся ранее, а также продемонстрирует узнаваемые образы, созданные Сальвадором Дали в его собственной, уникальной манере.
Все работы, представленные на выставке, будут доступны для покупки.
Оригинальность произведений подтверждена сертификатом подлинности.
Работы Сальвадора Дали, представленные в Altmans Gallery, смогут стать не только грамотной инвестицией и достойным украшением интерьера, но и идеальным подарком дорогому человеку, бизнес-партнеру, руководителю или важному клиенту.
«В начале ХХ века, после того, как школа Фрейда открыла психоанализ, многие художники, которые потом стали называться сюрреалистами, следовали в своём творчестве именно этой научной теории. Один из ярчайших примеров — Сальвадор Дали: во всех его работах звучит тема сновидений, отношений в семье, сексуального опыта. Интересно, что вся история взаимоотношений Дали с женой больше похожа на взаимоотношения мамы и ребенка — и дело не только в разнице в возрасте, но в первую очередь в особенности его восприятия Галы. Тема секса и любви в творчестве Дали проявляется очень активно, пересекаясь с этим «родительским» моментом. Мне кажется, это то, чего хотят все люди без исключения — любви и секса. Пара Дали-Гала прельщает всех именно этим сексуальным подтекстом, особой энергетикой, своеобразным взглядом на то, как должны выглядеть счастливые, состоявшиеся люди. В этой паре рамок и табу не было — как у детей, только у них нет никаких ограничений. Вся жизнь Дали и его жены — сплошной эпатаж, а это, по сути, ребяческое поведение — попытка привлечь внимание других. Думаю, не ошибусь, если скажу, что Дали и Гала входят в пятерку самых известных пар в мире — трудно найти человека, который не знал бы об этом неординарном союзе. А пара — это всегда про любовь и про секс, без этих двух составляющих пара как таковая просто невозможна», – рассказывает основатель Altmans Gallery Егор Альтман.
Выставка «Dali+Gala. Love&Sex» пройдёт с 4 сентября по 15 ноября 2020 года в галерее бизнес-пространстве «РОМАНОВ ДВОР» (Москва, Романов пер., д. 4. Нулевой этаж, рядом с рестораном Correa’s). Организатор — Altmans Gallery.
Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
editor
Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments).
С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.
Демоническая госпожа позади Сальвадора Дали
Есть те, кто считает, что внешнее безумие Сальвадора Дали было своего рода сфабрикованной живой демонстрацией — эти люди явно мало знают о жизни самого Дали. Телефоны-лобстеры и домашние антилопы — всего лишь бежевые брюки в странном гардеробе его жизни. Хотя мы, возможно, никогда по-настоящему не узнаем загадочного художника, возможно, его жена Гала Дали доказывает величайшую парадигму безумия, скрывающегося за безумием.
Первая особенность этого вздорного бракосочетания состоит в том, может ли Гала вообще считаться его женой. В конце концов, брак должен быть заключен, и, несмотря на бесконечные сексуальные вечеринки, некоторые ученые считают, что Сальвадор, возможно, умер девственником. Покойный английский искусствовед Брайан Сьюэлл, как известно, описал, как Дали «вовлекал других в оргии раскованной сексуальной тусовки, гетеросексуальной, гомосексуальной и того и другого вместе, в то время как он был полностью одетым, наблюдая, как вуайерист возится в его брюках». На самом деле, эта возня, по-видимому, граничила с зависимостью, но неизвестно, ограничивалась ли она просто личным брючным актом, или он когда-либо выходил за рамки бдительности.
Тем не менее, независимо от того, было ли это завершено или нет, Гала и Сальвадор поженились в письменной форме и впоследствии стали, возможно, одной из самых странных пар в мире природы. Дали встретил Галу после того, как покинул Мадрид в водовороте неразрешенных эмоций к своему другу и, возможно, чисто платоническому любовному увлечению, поэту Федерико Гарсиа Лорке, который был убит в возрасте 38 лет националистами во время гражданской войны в Испании.
Он покинул город в полной суматохе и направился в чарующую атмосферу кафе в Париже. Таким образом, он начал утверждать свое имя как артистическое зажигательное присутствие, похожее на прото-панк. В этот период отец также изгнал его из семьи. Его отцу не понравилось изображение Иисуса Христа, сделанное сыном под названием 9.0019 Иногда я с удовольствием плюю на портрет моей матери .
Затем, в разгар психического эпизода, когда он часами просто истерически смеялся, он вернулся в свое любимое детство Кадакес. Именно здесь он встретил Галу, и не для того, чтобы очернить женщину, но трудно понять, почему ее так привлек хихикающий маньяк. Для начала она была замужем, хотя это, казалось, не имело большого значения ни для нее, ни для ее мужа, поэта-сюрреалиста Поля Элюара. Ей тоже было 34 года, а Сальвадор был нежным 24-летним девственником.
Увы, связь со смеющимся художником, который однажды в детстве откусил голову летучей мыши, становится ясной, если учесть описательную диатрибу, которую арт-дилер Джон Ричардсон однажды использовал, чтобы нарисовать картину Галы; он сказал, что она «древняя харридан», «подлинно садейское чудовище», «демоническая госпожа», «алая женщина» и, наконец, сказал, что у нее «аппетитное тельце и либидо электрического угря».
Гала родилась Елена Дьяконова. Она выросла в нуклеарной семье интеллектуалов в Казани, Россия. В 17 лет ее отправили в санаторий в Швейцарию лечиться от туберкулеза. Именно здесь она встретила Элюара и влюбилась в него. Два влюбленных подростка завязали цветущие отношения и сблизились благодаря своей любви к незнакомой стороне искусства.
Однако после лечения Гала вскоре вернулась в Россию, где устроилась преподавать в Москве. Но в 1916 году, во время тягот войны, она отважилась отправиться из России в Париж, чтобы еще раз встретиться с Элюаром. Вскоре они поженились, и у них родился ребенок, но Гала ненавидела тяготы материнства и пренебрегала дочерью. На первый план выходили первые черты странной жестокости и склонности Гала к садистскому индивидуализму.
Это сделало ее подходящей музой Сальвадора, и, несмотря на его боязнь женских гениталий, он также был ей под стать. Термин Ричардсон «демоническая владычица», возможно, ближе всего подходит к заключению остальной части ее биографического репортажа в одном куплете. Ее преступления включают в себя помещение живого домашнего кролика в духовку, гашение сигарет руками сообщников, когда она устала слушать их разговоры, и участие в заговорах по подделке документов, заставив своего Сальвадора подписать несколько чистых холстов, поскольку его работа замедлилась в старости и фальсификаторы заполняют остальные. Но помимо этих почти авангардных зверств, ее отношения с мужем вызывают, пожалуй, самое большое противоречие в жизни, которая была столь же дихотомичной, как и сбивающие с толку произведения искусства, которые она произвела.
Нет никаких сомнений в том, что Сальвадор был без ума от Галы, доказательством этому является тот факт, что он построил для нее замок и потерял волю к жизни, когда она скончалась в 1982 году. Но также верно и то, что он не мог посещать ее замок без ее предварительного письменного разрешения. Она также содержала гарем вращающихся молодых любовников далеко за восемьдесят, часто устраивала сексуальные вечеринки с множеством 20–30-летних мужчин в ее распоряжении. Хотя Сальвадор, казалось, никогда не заботился обо всем этом, возможно, потому, что он достигал своего собственного сексуального удовлетворения через пристрастие к мастурбации перед зеркалом, одержимость Адольфом Гитлером или ненасытные попытки накопить самое щедрое состояние, на которое он был способен.
Где-то в этом сгустившемся кудахтанье хаоса и безумия были отношения, которые каким-то образом выжали из Сальвадора лучшее и позволили ему распространять искусство и личность, если уж на то пошло, которая безвозвратно изменила культурный ландшафт навсегда. В конце концов, он с энтузиазмом сказал своей возлюбленной: «В основном твоей кровью, Гала, я пишу свои картины». Если когда-либо можно сказать, что два человека были созданы друг для друга, то Сальвадор и Гала, безусловно, представляют собой самую сложную в мире головоломку из двух частей, которая каким-то образом идеально сочетается после небольшой космической головоломки.
Она могла бы даже накачать своего покойного мужа успокаивающей смесью, но, как пишет Сальвадор в Hidden Faces : «Я посвящаю этот роман Гале, которая постоянно была рядом со мной, пока я писал его, которая была доброй феей моего равновесия, изгнавшего саламандр моих сомнений и укрепившего львов уверенности…» {#название}}
{{title}}
{{/title}} {{/articles}}
{{/.}}Между Богиней и Монстром – alexanderadamsart
[Изображение: Эрик Шаал, Сальвадор Дали и Гала работа над павильоном «Сон Венеры», 1939 . © Fundació Gala-Salvador Dalí, Фигерас, 2018 г. Права на изображение Gala et Salvador Dalí защищены. Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018.]
I. Жизнь Гала
Гала Дали вызвал неоднозначную реакцию публики. Ее считали музой, загадкой, чуткой культиваторшей творчества и развратной сердцеедкой. Она — одна из самых противоречивых фигур среди историков сюрреализма. Ее тень вырисовывается большой, простираясь на манер Далиана через пейзаж сюрреализма. Она была поражена рядом крупных творческих людей — среди прочих, у нее были отношения с Дали, Элюаром, Эрнстом и де Кирико, — но многие, кто встречался с ней, описывали ее как трудную и требовательную, вызывающую у знакомых больше уважения, чем привязанности. Прежде всего, она осталась в памяти и воображении миллионов людей как центральный повторяющийся предмет искусства ее мужа Сальвадора Дали, который был так предан ей, что обычно подписывался «Гала Сальвадор Дали».
В англоязычном переводе каталога недавней выставки в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне (5 июля — 14 октября 2018 г. ) рассказывается о жизни Гала Дали, демонстрируются потрясающие фотографии и личные документы. Это обзор каталога.
[Изображение: Неизвестный автор, Портрет Гала «Тет в замке» . © Fundació Gala-Salvador Dalí, Фигерас, 2018. Права на изображение Gala et Salvador Dalí защищены. Fundació Gala-Salvador Dalí, Фигерас, 2018.]
Елена «Гала» Ивановна Дьяконова Элюар Дали родился в Казани, Россия, 7 сентября 1894 года. Гала, страдавшая в раннем возрасте от туберкулеза, была отправлена семьей среднего класса в горный санаторий в Швейцарии. По прибытии в 1912 году она познакомилась с подающим надежды поэтом Полем Элюаром (1895–1952). У них завязался роман, который в 1916 году привел к свадьбе. Он часто писал о ней, ее красоте и гипнотическом взгляде, который вдохновлял многих художников, фотографов и писателей, связанных с движениями Дада и Сюрреализма.
Она была сложным персонажем, но это часто упускалось из виду из-за того, насколько сдержанной она была в некоторых отношениях. Распространенное обвинение в том, что Гала была охотницей за деньгами – в отношении отношений – несправедливо. Когда она ушла от Элюара к молодому и бедному Дали в 1929 году, она пошла на риск, и это кажется искренним эмоциональным обязательством с обеих сторон. Ее влечение к мужчинам никогда не кажется материалистичным, хотя она и была материалисткой. Гала была одновременно освобождена своим блуждающим взглядом и в то же время поймана в ловушку своим либидо. По мере того, как она использовала свою свободу, она становилась все более зависимой от своего эротического влечения и романтических отношений. Утверждение ее независимости в сексуальных вопросах заперло ее в образе жизни, который привел к тому, что ее публично считали музой и любовницей. Хотя Эстрелла де Диего, автор каталога, справедливо отмечает, что взгляды русских женщин и испанок были связаны с влиянием ориентализма (выдвинутого Эдвардом Саидом), этот момент подвергается критике. Все культуры развивают нарративы, включающие взгляды на себя и чужие культуры, которые утверждают и повторяют стереотипные черты своих и чужих групп. Это явление не уникально для Западной Европы, а повторяющееся универсальное явление.
Хотя образ таинственной богини-пожирательницы — той, что очаровывает и отталкивает, соблазняет, а затем избавляется от любовников — является клише, он также точно описывает роль, которую Гала исполняла в кругу сюрреалистов. Она действительно была плодовитой любовницей, уверенной и напористой, пугающе резкой, вдохновляющей, но в то же время глубоко личной, не в последнюю очередь о своем русском прошлом и своих сокровенных чувствах. Хотя это клише не является полной правдой, оно хорошо описывает роль Галы как музы сюрреалистов, игнорируя при этом правду (насколько это вообще возможно) о ее внутренней жизни.
В 1929 году Гала и Элюар отправились на лето в Кадакес в дом Дали. (См. мой обзор Магритта и Дали здесь.) Гала закрутила роман с Дали, который привел к браку и продлился до ее смерти. В первые годы они постоянно были вместе, посещая светские мероприятия, сюрреалистические балы и богемные собрания, где участвовали в сеансах и отвечали на вопросы анкеты. Они были эффектной парой, оба очень привлекательные и стильно одетые. Когда они проводили время в Нью-Йорке в 1930-х годов они сразу же стали хитом среди коллекционеров произведений искусства и прессы. Дали стал считаться безумным сюрреалистом по преимуществу, а таинственная Гала — его отчужденной и гламурной музой. Они провели 1940-е годы в Америке, братаясь с Уолтом Диснеем и Альфредом Хичкоком, а Дали зарабатывал на жизнь рисованием сюрреалистических портретов миллионеров. Когда они вернулись в Испанию в 1949 году, Дали считался продажным и предателем за поддержку генерала Франко. Когда Дали объявил, что будет писать религиозные картины, прославляющие божественное величие католической веры, с Галой в качестве модели, сюрреалисты и последователи модернистского искусства отвергли его как бессовестного искателя рекламы. В 1960-х Дали многие считали неуместным клоуном. Он нашел новую волну сторонников среди хиппи и поклонниц, которые приехали в дом Дали в Порт-Льигате. Его сказочные образы были идеальным сопровождением для ЛСД-трипов. Сексуальной распущенности Дали предавались андрогинные молодые люди на уединенном пляже, в то время как Дали вершил суд на каменном троне. (Он предпочитал смотреть, а не участвовать.)
Гала закрутила романы с молодыми мужчинами. Ее потребность в уединении — она презирала сексуальные выходки поклонниц на пляже — привела к покупке башни в Пуболе в 1919 году.69. Эта башня недалеко от их дома в Порт-Льигате будет ее частной собственностью, и Дали не будет разрешено посещать ее без письменного приглашения от нее. (Это было проявлением его глубокого мазохизма, заявил он.) Вместе пара руководила ремонтом и проектировала украшения, некоторые из которых Дали нарисовал. Другие кажутся работой его помощников в студии. Образцы далийского вдохновения можно увидеть в иллюзионистских фресках, чучелах животных и сюрреалистических ансамблях. В этом каталоге представлено множество фотографий башни во времена Галы и ее нынешнее состояние, которое в основном такое же, как и было. В 1971 В Vogue были представлены фотографии пары в башне и новые произведения декоративно-прикладного искусства. Однако Гала была фанатично скрытной и отказывалась пускать посетителей, пока ее не было, максимально ограничивая доступ к своей башне. Историки часто упускают из виду Пуболя, который, как правило, бегло пропускает последние годы жизни художника. Это был совместный проект, хотя неясно — судя по приведенным здесь свидетельствам — кто за какие части отвечал. С 1990-х годов башня доступна для посетителей.
Гала умерла в 1982 году и была похоронена в подвале башни Пуболь. Дали, уже страдающий от симптомов болезни Паркинсона и неспособный ходить, отказался от еды, и впоследствии его кормили через носовую трубку. Он был неспособен рисовать из-за тремора и глубокой депрессии. Дали намеревались похоронить в башне рядом с Галой. Он спроектировал гробницы-близнецы так, чтобы их духи могли держаться за руки. После смерти Дали в 1989 году мэр Фигераса ошеломил людей, объявив, что в последние дни своей жизни Дали поделился с ним своим желанием быть преданным земле в Театро-музее в Фигерасе, сделав публичное заявление, которое застало всех врасплох. Никто из тех, кто знал Дали, не верил, что Дали хочет расстаться с Галой. Мэр совершил циничный переворот, сохранив тело художника из соображений гражданской гордости. Прежде чем кто-либо успел выступить с серьезным протестом, в Фигерасе состоялись похороны. Сегодня посетители музея бродят по его надгробию, не замечая его.
Дали следует перезахоронить в башне Пуболь рядом с Гала.
II. Выставка
Выставка в Барселоне была посвящена жизни Галы, подчеркивая ее роль музы и соавтора. Описание Галы как создателя спорно. (Это будет обсуждаться в части III.) На выставке используются фотографии, произведения искусства и имущество из ее башни в Пуболе в качестве точки фокусировки, которая олицетворяет взаимодействие между ней и Дали. Дали был лишь одним из художников в ее жизни, хотя, по общему признанию, самым важным для нее. Башня рассматривается куратором как коллаборация, отражающая не только характер Галы, но и как проявление ее творчества как сотворца.
В каталоге воспроизведены некоторые из ее вещей, включая книги, зеркала и иконы. С поэтессой Анастасией Цветаевой она была знакома с детства, и в коллекции хранится копия одной из ее книг с надписью Гале от автора, датируемая 1974 годом. Многие ее книги русскоязычные, в основном классика в твердом переплете. Это и несколько сентиментальных примет из России напоминают нам о невидимой стороне Галы как русского эмигранта. Есть примеры платьев и жакетов, которые Гала носила в 1940-х годов и сохранены. Гала оставалась стройной, поэтому платья подходили ей даже спустя десятилетия после того, как она их приобрела. Есть фотографии из ее детства вплоть до 1970-х годов. В самые последние годы Гала не любила фотографироваться. Есть и другие фотографии (далеко не все поздние), где Гала соскребла лицо, недовольная своей внешностью – признак ее тщеславия и неуверенности. Некоторые из самых интригующих фотографий — Гала в молодости с Элюаром в санатории: она стоит в ослепительном снегу, сидит внутри с другими пациентами с легкими, играет в шахматы или читает книгу. Поразительная пара фотографий показывает, что Гала и Элюар одеты как Пьеро. Одна из фотографий принадлежала Андре Бретону
Фотографии молодой пары в 1930-х годах показывают сильную привязанность, которую они испытывали, их физическую близость и удовольствие от общества друг друга. Обнимающаяся пара в фотобудке — один из самых трогательных примеров их личной химии. Мы видим молодых влюбленных, живущих в домашних условиях, общающихся с другими сюрреалистами в галереях и на пляже в Испании. Есть фотографии Ман Рэя, которые укрепили ее репутацию главной музы сюрреализма. Есть знаменитый снимок лица Галы, демонстрирующий «взгляд, пронзающий стены», как выразился Элюар. Есть фотографии красивой пары, сделанные Битоном и Хорстом. Близкая дружба поэта Рене Кревеля с Галой проявляется в их фотографиях и письмах. Самоубийство Кревеля в 1935 сильно прочувствовали и Гала, и Дали. Такая дружба делает Гала более симпатичной, чем в биографиях Дали.
На многих фотографиях Гала изображена как муза модельеров. С ее хорошим костяком и стройным, но женственным телосложением, не говоря уже о ее известности в социальных кругах, ей часто давали наряды для публичных мероприятий. Есть фотография, на которой она изображена в знаменитой шляпе на высоком каблуке Скиапарелли — концепция, которую Дали и Гала придумали для сюрреалистического бала и которая была разработана кутюрье с их разрешения.
[Изображение: Андре Кайе. Гала со шляпкой Эльзы Скиапарелли вдохновлен дизайном Сальвадора Дали (1938) Андре Кайе. Париж. Права на изображение Гала и Сальвадора Дали защищены.
Fundació Gala-Salvador Dalí, Figueres, 2018.]
Иллюстрации включают исходные фотографии Галы, позировавшей для Leda Atomica (1947), Galarina (1945) и других картин. (Гала не стеснялась позировать обнаженной.) Есть фотография профиля 1933 года, которая использовалась для Портрет Галы с лобстером (1933). На выставке было представлено множество картин, рисунков и гравюр Дали. Это показывает, как часто Гала появлялась в творчестве Дали, часто как центральный мотив. Гала стала целым миром, который населяет и оживляет воображение Дали. Она — Мадонна, которая безупречно плывет ( Мадонна Порт-Льигата ), воплощение классической грации ( Леда Атомика ), вечная женщина, распыленная ( Плоть декольте моей жены, одетая, опережающая свет на полной скорости ), таинственное параноидальное видение ( Моя жена, Обнаженная, Созерцание собственной плоти, ставшей лестницей, Три позвонка колонны, Небо и архитектура ), приснившаяся женщина-ребенок ( Раскаяние ), непознаваемая фигура из картина старых мастеров ( Сахарный Сфинкс ) и уверенная в себе сексуальная современная женщина ( Галарина ).
Многие работы Дали с изображением Гала были выставлены на выставке в Барселоне и проиллюстрированы в каталоге. Ассортимент был хорошим, работая в каждом периоде. Несколько слабых поздних работ показывают усталость Дали в XIX веке.60-х и 1970-х годов. Есть несколько рисунков на кальке, показывающие Дали, обведенные фотографиями во время подготовки картин. Гелиогравюры — метод светочувствительного переноса рисунка на пластину для травления — показывают, как Дали использует технические средства для воспроизведения искусства. Хотя это допустимый способ создания отпечатков, его использование препятствует художнику изучать технику гравюры и развивать способности в гравюре. Уже к началу 1930-х годов Дали использовал ярлыки для создания искусства. Растущее коммерческое и общественное давление на создание произведений искусства привело к тому, что Дали стал работать с меньшим участием, включая использование помощников, фоторепрографию и, в конечном итоге, лицензирование других для производства материалов, которые он одобрял.
[Изображение: Сальвадор Дали, Память о женщине-ребенке. Императорский памятник женщине-ребенку (1929 г.), Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofía, Мадрид. Завещание Дали. © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Барселона, 2018.]
К счастью, большая часть искусства здесь сделана хорошо, с оригинальностью и искренним чувством. Он включает кредиты из Театро-музея и известных музейных и частных коллекций. Для поклонников Дали здесь есть чем насладиться, не в последнюю очередь исходными фотографиями Галы, которые использовал Дали. Любители Дали будут очарованы сочетанием искусства и источников. Было включено несколько произведений искусства, созданных не Дали, но с участием Гала.
Есть несколько трупов экскизов , в которых Гала участвовала в показе. Игра состоит из сложенного листа бумаги, который передается по кругу, и игроки рисуют часть изображения, не зная остальной его части. Также есть версия со словами. Журнальная иллюстрация документирует ныне утерянную сюрреалистическую сборку, сделанную Галой. Такие объекты обычно изготавливались художниками и нехудожниками из группы сюрреалистов, настолько, что примерно в 1930–1932 годах это считалось манией. Документальные фотографии Гала, Дали и группы производителей, создающих Dream of Venus (вклад Дали на Всемирную выставку в Нью-Йорке 1939 года) показывают вклад Гала в творческий процесс. Павильон был отчасти сюрреалистической средой, отчасти аттракционом тематического парка, отчасти витриной магазина; его разобрали, когда ярмарка закрылась.
Были выставлены некоторые личные открытки и письма к Гале и от нее. К ним относится черновик письма ее отцу в Россию, написанный в 1945 году. Гала поддерживала связи со своими братьями, сестрами и родителями, несмотря на географическое разделение. Единственным величайшим вкладом этой выставки было раскрытие аспектов Галы, отсутствующих в искусстве других, а именно ее личного чтения и ее русского происхождения.
III. Каталог
Этот каталог представляет Галу как активную участницу искусства, вдохновленного ею, а также предполагает, что она была чувствительным писателем, на основании ее писем и незаконченного фрагмента воспоминаний. Рукопись была найдена совсем недавно и опубликована в 2011 году. Судя по приведенным здесь кратким цитатам, это определенно информативный и интересный документ. Гала была переводчиком Дали в первые годы их жизни в США. Она управляла его карьерой и использовала обаяние и упорство для продвижения его искусства. Однако здесь не следует переоценивать ее влияние. Дали уже добился значительных успехов в Испании до того, как встретил Гала, и нет никаких оснований думать, что его уникальное видение, эксцентричность и стремление к славе (все это установлено к 1929) не добился бы большого успеха без Галы. Де Диего обсуждает возможность того, что Гала приложила руку к опубликованным произведениям Дали, но помимо доказательств того, что Гала исправляла французский язык Тайная жизнь Сальвадора Дали , она представляет не более чем предположение. Несомненно, некоторые произведения Дали восходят к разговорам с Галой, но, повторюсь, Дали уже был плодовитым писателем еще до того, как встретил Галу.
[Изображение: Сальвадор Дали, Гала Плацидия. Галатея сфер ( 1952), Гала-концертный фонд Сальвадора Дали, Фигерас. Сальвадор Дали, Fundació Gala-Salvador Dalí, VEGAP, Барселона, 2018.]
Похоже, Гала была довольна работой с другими творческими людьми и через них, вместо того, чтобы представлять себя в качестве главного творца. Она публиковалась очень мало. Де Диего отмечает предисловие Гала к раннему сборнику стихов Элюара. В конечном счете, казалось, что сотрудничество с моделью вполне удовлетворило Галу. Возможно, она не была уверена в своих способностях и в окружении известных авторов стеснялась представлять свои сочинения. Определенно кажется, что материала высокого уровня достаточно, чтобы гарантировать публикацию сборника сочинений, включая ее мемуары, случайные статьи и письма, отдельным томом.
В качестве биографического исследования (по общему признанию, не полной биографии) текст каталога Эстреллы де Диего имеет серьезные недостатки. Анна-Мария, сестра Дали, не освещена подробно, и ее важность не прояснена. Братья и сестры были очень близки, и Анна Мария является героиней многих ранних портретов. Анна-Мария и Гала невзлюбили друг друга с самого начала, и между (с одной стороны) Анной-Марией и Дали-старшим и (с другой) Дали и Галой начался взаимный раскол. Еще одно упущение — Сесиль, дочь Галы от Элюара, с которой плохо обращалась ее мать: брошенная в детстве и отвергнутая во взрослой жизни. После смерти Галы Сесиль обменяла искусство Дали, которое у нее было, на фотографии и письма, относящиеся к ее отцу, в поместье ее матери. Нелюбовь Галы к собственному материнству и ее холодность по отношению к дочери практически отсутствуют в этом рассказе. Де Диего предполагает, что полное отсутствие Сесиль в черновом тексте мемуаров Гала было тем, к чему Гала вернулась и добавила его позже. Хотя интересно.
Де Диего излагает «Гала-творца без видимой работы». Она также считает Гала соавтором искусства Дали, отчасти на основании присутствия здесь в его творчестве, подписи Дали «Гала Сальвадор Дали» и его постоянных ссылок на нее в публичных заявлениях о его идеях и искусстве. Это приводит ее к идеям делегированного авторства искусства и концепциям, предложенным постмодернистами. Эти аргументы не более и не менее понятны или убедительны, чем любые другие аргументы постмодернизма. Идея о том, что башня Пуболь похожа на концептуальное произведение искусства, может быть обоснованной. Однако другое утверждение де Диего о том, что Театро-музей не является концептуальным произведением искусства — из-за того, что он отдает приоритет постановке ранее существовавшего искусства и является общественным пространством, — необоснованно. Большая часть опыта посещения Театра-музея — это концептуальная постановка искусства, коллабораций и сборок, созданных специально для этого места. Действительно, существование музея, занимающего театр из детства Дали, переосмысленный как частично разрушенная, частично преобразованная сцена для его искусства, является концептуальным проектом.
Автор очень тонко проводит параллели между Галой и другими творцами. Из-за ограниченного общественного понимания Галы этот каталог, возможно, лучше было бы использовать для описания ее деятельности с использованием цитат из писем и ее неполных воспоминаний, включая личные фотографии Галы и фотографии Дали для картин, чтобы расширить общие знания о Гале. Существует всеобъемлющая хронология, которая будет источником для исследователей; это указание на то, каким мог бы быть этот каталог.
Возможно, одна из причин, по которой де Диего предпочитает останавливаться на спекулятивных параллелях с Клодом Кэхуном и Джорджией О’Киф, а не обсуждать жизнь Галы, — это моральная туманность. Это не ссылка на открытый брак Дали — вопрос, который пара должна обсудить наедине, — а скорее причастность Галы к неэтичному поведению. Де Диего опускает проверенные рассказы о том, как Гала заставляла Дали производить все больше и больше коммерческих работ, в большинстве из которых он мало участвовал в творчестве. Дали авторизовал скульптуры произведений мастеров, в том числе серию вариаций, изготовленных мошенническим путем в «дополнительных» изданиях. Дали подписал десятки (возможно, более сотни) тысяч чистых листов для изготовления разрешенных, пиратских и откровенно поддельных репродукций. Это нанесло огромный ущерб художественной репутации Дали. Мир искусства наводнен фальшивыми Дали, что признают даже эксперты и музеи Дали. Гала была замешана в этом мошенничестве.
У Дали была тяга унижать себя и окружающих, получая удовольствие, наблюдая, как товарищи изменяют своей морали до тех пор, пока не сломаются, поддавшись своей жадности. Тем не менее, если бы Гала проявила свою личную власть, она могла бы предотвратить или обуздать это. Гала был замешан в мошенничестве, контрабанде валюты, уклонении от уплаты налогов и подделке документов. На рейсах она возила чемоданы с незадекларированной наличностью; она поехала из Парижа в Нью-Йорк, чтобы положить чеки в свой банк, чтобы уклониться от налогов в Испании. Гала участвовала на всех уровнях в личной, художественной и юридической коррупции Дали и последующем ограблении тысяч коллекционеров Дали.
Это только один аспект Галы, но он центральный, потому что связан с ее стяжательством и эгоизмом. Эта коррупция нигде не упоминается в этой книге. Да, Гала была оклеветана, и эта книга стремилась выявить творческую сторону Галы и ее связи с художниками и писателями, но без признания темной стороны характера Галы мы получаем неузнаваемый портрет. Читатели этой книги уйдут, зная только половину Галы.
Де Диего приводит обоснованные доводы в пользу оценки Галы в более сочувственной и округленной манере. Письма, фотографии и личные вещи, которые она обнаружила в коллекции Музея Дали (и представленные на этой выставке), достаточны, чтобы свидетельствовать о сложном, культурном характере и творчестве Галы. Однако, судя по этой книге, де Диего плохой защитник. Нападки автора на Андре Бретона достигают невообразимого — они заставляют Бретона казаться сочувствующим и достойным, обрушивая на него мелочную критику. Бретон был человеком с огромными недостатками: высокомерным, авторитарным, отчужденным, агрессивным, носившим пожизненные обиды, настоящим тираном. Тем не менее, де Диего так увлечена отстаиванием Галы (и других женщин-сюрреалистов), что ее аргументы делают — посредством переноса — эти женщины кажутся слабыми и сварливыми, забитыми и раздражительными. Любой, кто изучал женщин-сюрреалистов — как я это делал для многочисленных обзоров — знает лучше. Когда ваши аргументы отпугивают естественно сочувствующих читателей, вам как защитнику необходимо проанализировать свои ошибки.
Де Диего настолько убеждена в том, что Гала — еще одна талантливая женщина, вычеркнутая шовинистами из истории, и так вдохновлена своей ролью защитника Галы, что увлекается неопубликованными произведениями Галы, видя в ней « художник без тела работы».