Salvador Dali (Сальвадор Дали): фото, биография
Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадо́р Фели́пе Хаси́нто Дали́ и Доме́неч маркиз де Пуболь, исп. Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Púbol; 11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма. Маркиз де Дали де Пуболь (1982). Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый».
Биография
Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 г. в г. Фигерас, провинция Жерона, в семье зажиточного нотариуса. Имел старшего брата (род. 12 октября 1901), который умер от гастроэнтерита 1 августа 1903. Позднее в возрасте 5 лет, на его могиле, он сказал родителям, что является его реинкарнацией. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 г. воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был футболист ФК Барселона Хосеп Самитьер.
Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу́ (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара.
Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.
В 1934 г. неофициально вступает в брак с Гало́й (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жерона). В том же году впервые посещает США.
После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».
С началом второй мировой войны Дали вместе с Гало́й уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.
Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в стене в музее Дали в г. Фигерас. Художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле не могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.
Некоторые произведения
Автопортрет с рафаэлевской шеей (1920—1921)
Это одна из первых работ Дали. Выполнена в импрессионистском стиле.
Портрет Луиса Буньюэля (1924)
Как и «Натюрморт» (1924) или «Пуристический натюрморт» (1924), данная картина создана во время поиска Дали своей манеры и стиля исполнения, по атмосфере же напоминает полотна Де Кирико.
Плоть на камнях (1926)
Дали называл Пикассо своим вторым отцом. Данное полотно выполнено в несвойственной Сальвадору кубистической манере, как и ранее написанный «Кубистический автопортрет» (1923). Кроме того, Дали были написаны и несколько портретов Пикассо.
Приспособление и рука (1927)
Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода, а также некоторым другим художникам (в частности, Иву Танги).
Незримый человек (1929)
Также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Дали нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи. Это касается ряда более поздних картин, таких как, к примеру, «Лебеди, отражающиеся в слонах» (1937) и «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).
Просвещённые удовольствия (1929)
Вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Дали. Также использует образы, позаимствованные из своих же «Портрета Поля Элюара» (1929), «Загадки желания: «Мою мать, Мою мать, Мою мать» (1929) и некоторых других.
Великий мастурбатор (1929)
Картина, подобно «Просвещённым удовольствиям», является полем изучения личности художника.
Постоянство памяти (1931)
Одно из самых известных произведений Сальвадора Дали. Как и многие другие, оно использует идеи из прежних работ. В частности, это автопортрет и муравьи, мягкие часы и берег Кадакеса, родины Дали.
Параноические превращения лица Гала (1932)
Как бы картина-инструкция параноико-критического метода Дали.
Ретроспективный бюст женщины (1933)
Сюрреалистический предмет. Несмотря на огромный хлеб и початки — символы плодородия, Дали как бы подчёркивает цену, которой всё это даётся: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.
Загадка Вильгельма Телля (1933)
Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Дали пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».
Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934—1935)
Работа была реализована как на бумаге, так и в виде реальной комнаты с мебелью в виде губ-дивана и прочего.
Женщина с головой из роз (1935)
Голова из роз — это скорее дань Арчимбольдо, художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда как такового писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное). Он (как и Босх) был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма.
Податливое сооружение с варёными бобами: предчувствие гражданской войны
(1936)Как и написанный в том же году «Осенний каннибализм», это картина — ужас испанца, понимающего, что происходит с его страной и куда она движется. Это полотно сродни «Гернике» испанца Пабло Пикассо.
Венера Милосская с ящиками (1936)
Наиболее известный далианский предмет. Идея ящиков присутствует и в его живописи. Подтверждением тому могут служить «Жираф в огне» (1936—1937), «Антропоморфный шкафчик» (1936) и другие картины.
Телефон — омар (1936)
Так называемый, сюрреаллистический предмет — предмет, потерявший свою сущность и традиционную функцию. Чаще всего призван был вызывать резонанс и новые ассоциации. Дали и Джакометти были первыми, кто создал то, что сам Сальвадор называл «предметами с символической функцией».
Солнечный столик (1936) и Поэзия Америки (1943)
Когда реклама плотно вошла в жизнь всех и каждого, Дали прибегает к ней для создания специального эффекта, этакого ненавязчивого культурного шока.
Метаморфозы Нарцисса (1936—1937)
Или «Превращение Нарцисса». Глубоко психологичная работа.
Загадка Гитлера (1937)
Сам Дали о Гитлере отзывался по-разному. Он писал, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особых восторгов среди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Дали впоследствии говорил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной лишь целью — её проиграть. По словам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест — «полную противоположность ломаной фашистской свастике».
Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938)
Одна из наиболее известных «оптических» картин Дали, в которых он умело играет с цветовыми ассоциациями и углом зрения. Другой крайне известной работой подобного рода является «Гала́, глядящая на средиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна» (1976).
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения (1944)
Этой яркой картине присуще ощущение лёгкости и неустойчивости происходящего. На заднем плане — длинноногий слон. Это персонаж есть и в других работах, вроде «Искушение святого Антония» (1946).
Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала́ (1950)
Одна из многих картин, относящихся к периоду увлечения Дали физикой. Он разбивает образы, предметы и лица на шаровидные корпускулы или некие подобия носорожьих рогов (ещё одна навязчивая идея, продемонстрированная в дневниковых записях). И если примером первого приёма служит «Галатея со сферами» (1952) или данная картина, то на втором построен «Взрыв головы Рафаэля» (1951).
Распятие или Гиперкубическое тело (1954)
Corpus hypercubus — полотно, изображающее распятие Христа. Дали обращается к религии (а также мифологии, примером чему служит «Колосс Родосский» (1954)) и пишет библейские сюжеты по-своему, привнося в картины немалую долю мистики. Непременным персонажем теперь и «религиозных» картин становится жена Гала́. Тем не менее, Дали не ограничивает себя и позволяет писать довольно провокационные вещи. Такие, как «Содомское удовлетворение невинной девы» (1954).
Тайная вечеря (1955)
Известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сих пор спорят о ценности так называемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958—1959) и «Вселенский собор» (1960) (на которой Дали запечатлел и себя самого) — яркие представители полотен того времени.
На полотне представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом.
Библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Святого Иоанна Креста», 1951).
Интересные факты
Дизайн Чупа-Чупса (1961)
Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у неё было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. В 1961 году Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки
В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.
В 2003 году компанией «Уолт Дисней» был выпущен мультипликационный фильм «Destino». Разработка фильма началась с сотрудничества Дали с американским мультипликатором Уолтом Диснеем ещё в 1945 году, но была отложена вследствие финансовых проблем компании.
Сальвадор Дали — Биография и интересные факты из жизни Художника.
Биография и интересные факты.
Сальвадор Дали
Биография в формате фильма «Биография Сальвадора Дали»
11 мая 1904 года в семье дона Сальвадора Дали-и-Куси и доньи Фелипы Доменеч в небольшом испанском городке Фигерасе (Figueras) на северо-востоке Испании, неподалёку от Барселоны (см. карту Испании) родился мальчик, которому было суждено стать в будущем одним из величайших гениев эпохи сюрреализма. Звали его Сальвадор Дали.
Дали, несомненно, был умным юношей, хотя он любил утверждать обратное. Он обладал природным талантом в рисовании, что отразилось в рисунках на полях его учебников и карикатурах, которые он рисовал, чтобы позабавить свою сестру. Его талант развивал Рамон Пихо, местный художник импрессионист-пуантилист и друг семьи Дали.
Большая часть юности Дали прошла в семейном домике возле моря в Кадакесе. Здесь
мальчик с богатым воображением общался с местными рыбаками и рабочими, вбирая в себя мифологию низших слоев общества и изучая суеверия своего народа. Возможно, это повлияло на его талант и стало предпосылкой вплетения мистических тем в его искусство. Как утверждала Анна-Мария, их дом был такой же, как и все остальные. Жизнь казалась счастливой, хотя смерть матери от рака в 1921 году явилась огромным эмоциональным потрясением и тяжелым ударом для семьи.
Когда Дали исполнилось семнадцать, он уже начал завоевывать признание в художественных кругах Фигераса. Он покинул дом, уговорив отца помочь основать свою художественную студию в Мадриде при Академии изящных искусств Сан-Фернандо, одним из самых известных директоров которой был Франсиско Гойя. Сальвадор Дали отправился в Мадрид в 1922 году. Он был полон самоуверенности молодого человека, ищущего приключений, но знающего, что дома его ждет тихая пристань. Однако впоследствии это убеждение было сильно поколеблено.
В 1921 году в возрасте 17 лет становится студентом Академии изобразительных, искусств в Мадриде.
Примерно в 1923 году Дали начал свои эксперименты с кубизмом, часто даже запираясь в своей комнате, чтобы рисовать. В то время большинство его коллег пробовали свои художественные способности и силы в импрессионизме, которым Дали увлекался за несколько лет до этого. Когда товарищи Дали увидели его за работой над кубистическими картинами, то его авторитет сразу поднялся, и он стал не просто участником, а одним из лидеров влиятельной группы молодых испанских интеллектуалов, среди которых были будущий кинорежисер Луис Бюнюэль и поэт Федерико Гарсия Лорка. Знакомство с ними оказало большое влияние на жизнь Дали. В 1925 году Дали написал еще одну картину в стиле Пикассо: «Венера и моряк». Она вошла в число семнадцати картин, экспонировавшихся на первой персональной выставке Дали.
Вторая выставка работ Дали, состоявшаяся в Барселоне в галерее Делмо в конце 1926 года, была встречена с еще большим энтузиазмом, чем первая. Возможно, благодаря этому отец Дали несколько смирился с шокирующим исключением своего сына из Академии после которого исчезла любая возможность сделать официальную карьеру.
Дали с удовольствием вернулся к восхищению мастерами Ренессанса и на время забыл о Париже. Но в 1929 г. пришло приглашение от друга Бюнюэля, которое художник не мог не принять. Его пригласили в Париж для работы над сюрреалистическим фильмом с использованием образов, выловленных из подсознания человека. Фильм назывался «Андалузский пес«.
Теперь этот фильм является классикой сюрреализма. Это был короткий фильм, созданный для того, чтобы шокировать и задеть за живое буржуазию и высмеять крайности авангарда. Среди самых шокирующих кадров есть и по сей день знаменитая сцена, которую, как известно, придумал Дали, где глаз человека разрезается пополам при помощи лезвия. Разлагающиеся ослы, которые мелькали в других сценах, тоже являлись частью вклада Дали в работу по созданию фильма.
После первой публичной демонстрации фильма в октябре 1929 года в Театр дез Урсулин в Париже, Бюнюэль и Дали сразу же стали известными и прославленными. Два года спустя после «Андалузского пса» вышел «Золотой век». Критики приняли новый фильм с восторгом. Но потом он стал яблоком раздора между Бюнюэлем и Дали: каждый утверждал, что он сделал для фильма больше, чем другой. Однако несмотря на споры, их сотрудничество оставило глубокий след в жизни обоих художников и направило Дали на путь сюрреализма.
В 1930 году картины Дали начали приносить ему известность. На творчество его повлияли работы Фрейда. В своих картинах он отражал сексуальные переживания человек, а так же разрушение, смерть. Созданы такие его шедевры как «Мягкие часы» и «Постоянство памяти». Так же Дали создает многочисленные макеты из различных предметов.
В 1932 году проходит премьера второго фильма по сценарию Дали «Золотой век» в Лондоне.
В Гала разводится с мужем в 1934 году и выходит замуж за Дали. Это женщина была на протяжении всей жизни Дали его музой, божеством.
Между 1936 и 1937 годом Дали работает над одной из самых знаменитых своих картин «Метамарфозы Нарцисса», тут же появляется одноименная книга.
В 1939г Дали серьезно ссориться с отцом. Отец был недоволен связью сына с Галой и запретил Дали появляться в доме.
После оккупации в 1940 году из Франции Дали переезжает в США в Калифорнию. Там он открывает свою мастерскую. Там же пишет свою саму знаменитую книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали». После женитьбы с Галой Дали уходит из группы сюрреалистов, т.к. взгляды его и группы начинают расходиться. «Мне совершенно наплевать на сплетни, которые может распускать на мой счет Андре Бретон, он просто не хочет простить мне того, что я остаюсь последним и единственным сюрреалистом, но надо же все-таки, чтобы в один прекрасный день весь мир, прочитав эти строки, узнал, как все происходила на самом деле. » («Дневник одного гения»).
В 1948 году Дали возвращается на родину. Начинает увлекаться религиозно-фантастической тематикой.
В 1953 году в Риме проходи большая по своим размахам выставка. Он выставляет 24 картины, 27 рисунков, 102 акварели.
В 1956 году у Дали начался период, когда вдохновителями в его вторчесвте была идея Ангела. Бог для него есть понятие неуловимое и не поддающееся никакой конкретизации. Бог для него не является и понятием космическим, ведь это накладывало бы на него определенные ограничения. Дали видит Бога в совокупности противоречивых мыслей, которые невозможно свести ни к какой структурированной идее. Но Дали действительно верил в существование ангелов. Об этом он говорил так: «Какие бы ни выпадали на мою долю грезы, они способны доставить мне удовольствие лишь в том случае, если обладают полной достоверность. Следовательно, если уж я испытываю такое наслаждение при приближении ангельских образов, то у меня есть все основания верить, что ангелы существуют на самом деле. «
Тем временем, в 1959 году , посокльку отец больше не хотел пускать Дали,он с Галой устроились жить в Порт-Льигате. Картины Дали уже пользовались огромной популярностью, продавались за большие деньги, а сам он был знаменит. Он часто общается с Вльгельмом Теллем. Под впечатлениями он создает такие работы как «Загадка Вильгельма Телля» и «Вильгельм Телль».
В основном Дали работал по нескольким тематикам: параноидально-критический метод, фрейдистско-сексуальная тема, теория современно физики и иногда религиознае мотивы.
В 60х годах отношения между Галой и Дали дали трещину. Гала попросила купить другой дом, дабы съехать. После этого их отношения уже были лишь остатками прошлой яркой жизни, но образ Галы никогда не покидал Дали и продолжал оставаться вдохновитетем.
В 1973 году В Фигуэрасе открывается «Музей Дали» невероятный по своему содержанию. До сих пор он поражается зрителей своим сюрреалистичным видом.
В 1980 году у Дали начались проблемы со здоровьем. Смерть Франко, главы государства Испании, потрясла и испугала Дали. Врачи подозревают у него болезнь Паркинсона. Отец Дали умер от этой болезни.
В 1982 году 10 июня умерла Гала. Для Дали это был страшнейший удар.В похоронах он не участвовал. Говорят, Дали вошел в склеп только через несколько часов. «Посмотри, я не плачу», — все что он сказал . Смерть Галы для Дали стала огромным ударом в его жизни. То что потерял художник с уходом Галы, было известно только ему. Он ходил в одиночестве по комнатам их дома, говорил что-то о счастье и о красоте Галы. Он перестал рисовать, часами сидел в столовой, где были закрыты все ставни.
Последняя работа «Ласточкин хвост» была закончена в 1983 году.
В 1983 году самочувствие Дали вроде как поднялось, он стал выходить прогуливаться. Но эти изменения были недолгими.
30 августа 1984г случился в доме Дали пожар. Ожоги на его теле охватили 18% поверхности кожи.
К февралю 1985 года самочувствие Дали снова пошло на поправку и он даже давал интервью в газету.
Но в ноябре 1988 года Дали положили в больницу. Диагноз – сердечная недостаточность.
Сальвадор Дали, Маркиз Пубол, yмер 23 января 1989 года, спустя шесть лет после завершения своей последней работы «Ласточкин хвост», простой каллиграфической композиции на белом листе. Простота картины напоминает работы Поля Кли и трогательна, как музыка скрипки.
Был ли это настоящий Дали? Скрывался ли под усами-антеннами, которые один журналист из французского журнала однажды попросил сбрить, чтобы увидеть настоящего Дали, простой деревенский философ с инстинктивной мудростью? Многие так считают и сожалеют о появлении сексуального смокинга, омаров, символизирующих половую зрелость, содомируемых роялей и системы «Kara n mehra» («Гадь и ешь»), при помощи которых он постоянно привлекал к себе внимание.
Работая над своей последней картиной, Дали однажды признался редкому гостю, что собирается написать серию картин, основанную не на чистом воображении, настроении или снах, а на реальности его болезни, существования и важных воспоминаниях. При этом нельзя иногда не подумать, что Дали представлял свою жизнь как какую-то катастрофу. Благословленный титанической энергией и живым творческим умом, он был одновременно проклят естественным талантом заводилы и балагура, который бросал тень на его репутацию художника. Как большинство художников, включая таких современных мастеров, как Поль Сезанн и Клод Моне, Дали скорее всего чувствовал, что не выразил всего виденного, что жгло его душу. Но его бесспорное мастерство, которое он развил, и сила его самых выразительных образов затронули струны души многих людей, принадлежащих к самым разнообразным культурным слоям. Его запоминающиеся образы находятся среди символов духовного пантеона искусства и скорее всего останутся стойкими вехами искусства двадцатого века.
Сальвадор Дали, со свойственной ему при жизни странностью, лежит непохороненный, как он и завещал, в склепе в своем Театре-музее Дали в Фигерасе. Он оставил свое состояние и свои работы Испании.
Краткая биография
Краткая биографическая справка
1904 11- го мая в Фигуэресе, Каталония, Испания родился Сальвадор Дали (Salvador Dali Domanech).
1910 Дали начинает посещать начальную школу «Непорочного Зачатия» Христианских Братьев.
1916 Летний отпуск с семейством Пичот. Дали впервые сталкивается с современной живописью.
1917 Испанский художник Нуньес обучает Дали методам оригинальной гравюры.
1919 Первая выставка в групповом показе в муниципальном театре в Фигуэресе. Дали — 15 лет.
1921 Смерть матери.
1922 Дали сдает приемный экзамен в Академию де Сан Фернандо в Мадриде.
1923 Временное исключение из Академии.
1925 Первая профессиональная сольная выставка в галерее Dalmau в Барселоне.
1929 Сотрудничество с Луи Бунюэлем в постановке фильма «Андалузский пес». Встреча с Гала Элюар. Первая выставка в Париже.
1930 Дали проживает с Гала в Порт — Лигат, Испания.
1931 Картина «Постоянство Памяти».
1934 Картина «Загадка Вильгельма Телля» ссорит Дали с группой сюрреалистов. Гражданский брак с Гала. Поездка в Нью-Йорк. Альберт Скира публикует 42 оригинальные гравюры Дали.
1936 Выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картины «Осень каннибализма», «Мягкие часы», «Предостережение гражданской войны».
1938 Беседа с больным Зигмундом Фрейдом в Лондоне. Дали принимает участие в международной выставке сюрреалистов в Париже.
1939 Окончательное исключенное из группы сюрреалистов в связи с нежеланием Дали поддерживать их политические мотивы.
1940 Дали и Гала эмигрируют в Америку где проживают в течение восьми лет, сначала в Вирджинии, затем в Калифорнии и Нью -Йорке.
1941 Ретроспективная выставка совместно с Миро в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
1942 Публикация автобиографии «Тайная Жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».
1946 Участие в проекте фильма «Destino» Уолта Диснея. Участие в проекте фильмов Альфреда Хичкока. Картина «Искушение святого Антония».
1949 Картины «Leda Atomica» и Мадонна Порт — Лигат» (версия 1). Возвращение в Европу.
1957 Публикация двенадцати оригинальных литографий Дали, названных, «Страницы исканий Дон-Кихота из Ламанчи».
1958 Венчание Гала и Дали в Жироне, Испании.
1959 Картина «Открытие Америки Колумбом».
1962 Дали заключает десятилетнее соглашение с издателем Пьером Аргилле о публикации иллюстраций.
1965 Дали заключает контракт с издательством Сиднея Лукаса (Sidney Lucas), Нью — Йорк.
1967 Приобретение замка Пубол(Pubol) в Жироне и его перестройка.
1969 Торжественное вселение в замок Pubol.
1971 Открытие Музея Сальвадора Дали в Кливленде, Огайо.
1974 Дали начинают беспокоить проблемы с здоровьем.
1982 Открытие Музея Дали в Санкт-Петербурге, Флорида. Смерть Гала в замке Pubol.
1983 Грандиозное экспонирование работ Дали в Испании, в Мадриде и Барселоне. Завершение занятий живописью. Последняя картина «Хвост Ласточки».
1989 23 января Дали скончался от паралича сердца. Он похоронен в склепе Музея Татро, в Фигуэресе, Испании.
Цитаты Дали — О себе и о жизни:
- В шесть лет я хотел стать поваром, в семь — Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли.
- Жизнь сурова…, но зато ее озаряет свет вечности.
- Я до неприличия люблю жизнь.
- Я благодарен судьбе за две вещи: за то, что я испанец и за то, что я — Сальвадор Дали.
- Особенность моей гениальности состоит в том, что она проистекает от ума. Именно от ума.
- Я относительно умен. Весьма относительно.
- Дали — наркотик, без которого уже нельзя обходиться.
- Миру придется немного потесниться, и еще вопрос, вместит ли он гения!
- Думаю, мне ничем не легче было родиться, чем Творцу — создать Вселенную. По крайней мере, он потом отдыхал, а на меня обрушились все краски мира
- Со всей ответственностью заявляю: я никогда не шутил, не шучу и шутить не собираюсь.
- Я всегда говорил, что мёд слаще крови. А не наоборот!
- Всю жизнь моей навязчивой идеей была боль, которую я писал бессчетно.
- Страдая, я развлекаюсь. Это мой давний обычай.
- Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий день и час.
- У меня был девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец пусть говорят хорошо.
- Каков я на самом деле, знают считанные единицы.
- Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не понимает моей живописи, тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах — они ведь показывают точное время.
- Великие психологи и те не могли понять, где кончается гениальность и начинается безумие.
- Разница между мной и сумасшедшим в том, что я не сумасшедший.
- Еще в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!
- Раз я не обладаю той или иной добродетелью, мне причитается компенсация.
- Я высокомерен и многообразно порочен. Я — пособник анархии. Если уж я беру, то всегда перебираю. Все у меня переменчиво и все неизменно.
- Когда меня обуревают чувства, я превращаюсь в форменного идиота.
- Меня зовут Сальвадором — Спасителем — в знак того, что во времена угрожающей техники и процветания посредственности, которые нам выпала честь претерпевать, я призван спасти искусство от пустоты.
- С годами я хорошею.
- Дон Кихот был сумасшедший идеалист. Я тоже безумец, но при том каталонец, и мое безумие не без коммерческой жилки.
- Я христианин и католик, но чтобы быть художником, ни того, ни другого не требуется.
- Я — живое воплощение поднадзорного бреда. Это я сам держу его под надзором. Я брежу, следовательно, я существую. И более того: я существую, потому что брежу.
- Великие гении всегда производят на свет посредственных детей, и я не хочу быть подтверждением этого правила. Я хочу оставить в наследство лишь самого себя.
- Когда все гении перемрут, я останусь в гордом одиночестве.
- Чувство банально по своей природе. Это низший природный элемент, пошлый атрибут обыденности.
- Безумие для меня весьма питательно, а произрастает оно из шутовства. Я никогда не мог разрешить роковой вопрос: где у меня кончается притворство и начинается искренность.
- Какую бы чушь ты не нес, в ней всегда есть крупица правды. Горькой правды.
- Будучи посредственностью, незачем лезть из кожи вон, доказывая, что ты посредственность. Это и так заметно.
- Только идиоты полагают, что я следую советам, которые даю другим. С какой стати? Я ведь совершенно не похож на других.
- Механизм изначально был моим личным врагом, а что до часов, то они были обречены растечься или вовсе не существовать.
- Меня совершенно не трогает, что пишут критики. Я — то знаю, что в глубине души они любят мои работы, но признаться боятся.
- Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятиия.
- Люблю журналистов! Они также способствуют кретинизации населения. И прекрасно с этим справляются.
- Несчастны нищие духом, ибо благие порывы связывают их по рукам и ногам.
- Люди так не волновались бы, если бы я был посредственным художником. Всех великих художников подделывали.
- Ну выйдет человечество в космос — и что? На что ему космос, когда не дано вечности?
- Дуракам угодно, чтобы я следовал тем советам, которые даю другим. Но это невозможно, ведь я же совсем другой.
- Я всегда видел то, чего другие не видели; а того, что видели другие, я не видел.
- Герой, если он настоящий герой, всегда сам по себе. Одно дело герой, другое — слуга.
- Согласно закону возмещения, постулату о неустойчивости равновесия и принципу разнородности недостаток чего-либо дает в конечном итоге новую систему отношений.
- Какую бы чушь ты не нес, в ней всегда есть крупица правды. Горькой правды.
- Обычно думают, что дурной вкус не может породить ничего стоящего. Напрасно.
- Ошибка — от бога. Поэтому не старайтесь исправить ошибку. Напротив, попробуйте понять ее, проникнуться ее смыслом, притерпеться к ней. И наступит освобождение.
- Человека надо принимать как он есть: вместе со всем его дерьмом, вместе со смертью.
- Подчинись тому, чему не обязан подчиниться.
- Если все время думать: «Я — гений», в конце концов станешь гением.
Цитаты Дали — Об усах:
- Мои усы радостны и полны оптимизма. Они сродни усам Веласкеса и являют собой полную противоположность усам Ницше.
- Усы мои всё растут — как и сила моего воображения.
- Форма усов исторически обусловлена. У Гитлера не могло быть никаких других усов — только эта свастика под носом.
- Пока все разглядывают мои усы, я, укрывшись за ними, делаю свое дело.
Цитаты Дали — Об искусстве:
- Искусство — ужасная болезнь, но жить без неё пока нельзя.
- Искусством я выправляю себя и заражаю нормальных людей.
- Художник не тот, кто вдохновляется, а тот, кто вдохновляет.
- Живопись и Дали не одно и то же, я как художник не переоцениваю себя. Просто другие так плохи, что я оказался лучше.
- Увидел — и запало в душу, и через кисть пролилось на холст. Это живопись. И то же самое — любовь.
- Для художника каждое прикосновение кисти к холсту — целая жизненная драма.
- Моя живопись — это жизнь и пища, плоть и кровь. Не ищите в ней ни ума, ни чувства.
- Через века мы с Леонардо да Винчи протягиваем друг другу руки.
- Думаю, что сейчас у нас средневековье, но когда-нибудь настанет Возрождение.
- Я — декадент. В искусстве я нечто вроде сыра камамбер: чуть переберёшь, и всё. Я — последний отголосок античности — стою на самой грани.
- Произведение искусства не пробуждает во мне никаких чувств. Глядя на шедевр, я прихожу в экстаз от того, чему могу научиться. Мне и в голову не приходит растекаться в умилении.
- Пейзаж — это состояние души.
- Живопись — это сделанная рукой цветная фотография всех возможных, сверхизысканных, необычных, сверхэстетических образцов конкретной иррациональности.
- Художник думает рисунком.
- Бесплоден именно хороший вкус — для художника нет ничего вреднее хорошего вкуса. Возьмите французов — из-за хорошего вкуса они совершенно разленились.
- Не старайтесь прикрыть нарочито небрежной живописью свою посредственность — она обнаружит себя в первом же мазке.
- Для начала научитесь рисовать и писать как старые мастера, а уж потом действуйте по своему усмотрению — и вас будут уважать.
Цитаты Дали — О Веласкесе:
- Когда меня спрашивают: «Что нового?», я отвечаю: «Веласкес! И ныне и присно».
- От Веласкеса я узнал о свете, лучах, бликах и зеркалах куда больше, чем мог бы узнать из сотен увесистых научных книг. Его полотна — это золотая россыпь точных, выверенных решений.
- Без Веласкеса не было бы французского импрессионизма, без Пикассо и Гриса не кубизма, без Миро и Дали нет ни сюрреализма, ни всего, что из него проистекло.
- Когда меня спрашивают, какая разница между полотном Веласкеса и хорошей фотографией, я отвечаю: «Семь миллионов долларов».
Цитаты Дали — О сюрреализме:
- Сюрреализм — не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью. Сюрреализм — полная свобода человеческого существа и право его грезить. Я не сюрреалист, я — сюрреализм.
- Я — высшее воплощение сюрреализма — следую традиции испанских мистиков.
- Разница между сюрреалистами и мной заключается в том, что сюрреалист — это я.
- Я не сюрреалист, я — сюрреализм.
Цитаты Дали — О политике:
- Коммунизм неуклонно деградирует. Судите сами: Маркс был необыкновенно волосат, Ленин носил бороду и усы (хотя не столь пышные), Сталин только усы, а у Хрущева и того не было.
- Я не коммунист, но не имею ничего против коммунизма. Я уважаю любые убеждения и, прежде всего те, которые несовместимы с моими.
- Я монархист — и причиной тому Веласкес, а также корона, символ четырех наиглавнейших добродетелей: честности, справедливости, силы и великодушия.
- Анархия при монархии — вот наилучшее государственное устройство. Монарх должен быть гарантом анархии.
- Бежать впереди Истории гораздо интереснее, чем описывать её.
- Политика, как рак, разъедает поэзию.
- Трудно агитировать короля за монархию.
- Стоит заговорить со мной о Французской революции, как я делаюсь болен.
- Если в стране нет по меньшей мере пятидесяти сортов сыра и хорошего вина, значит, страна дошла до ручки.
- Рядом с историей политика — не более, чем анекдот.
Цитаты Дали — О Гала:
- Гала — единственная моя муза, мой гений и моя жизнь, без Гала я никто.
Цитаты Дали — О деньгах:
- Я понятия не имею, беден я или богат. Всем распоряжается жена. А для меня деньги — мистика.
- По мне богатеть не унизительно, унизительно умереть под забором.
- Простейший способ освободиться от власти золота — это иметь его в избытке.
- Мне лучше спится после получения чеков на большие суммы.
Цитаты Дали — О врагах:
- Обожаю умных врагов.
- Не будь у меня врагов, я не стал бы тем, кем стал. Но, слава богу, врагов хватало.
- Врагов я забрасываю цветами — в гробу.
Цитаты Дали — О женщинах:
- Я никогда не встречал женщины одновременно красивой и элегантной — это взаимоисключающие характеристики.
Цитаты Дали — О смерти:
- Смерть завораживает меня вечностью.
- Я столько умею, что не могу допустить даже мысли о собственной смерти. Это было бы слишком нелепо. Нельзя разбазаривать богатство.
На фото: Вспоминая Сальвадора Дали | Искусство и дизайн
В 20-ю годовщину смерти великого сюрреалиста мы оглядываемся назад на карьеру, связанную с некоторыми из величайших художников, кинематографистов, мыслителей и писателей 20-го века, от Диснея до Бунюэля, Оливье и Лорки
- Диван Mae West Lips, спроектированный Дали в 1937 году, на выставке сюрреализма и дизайна в музее Бойманс в Роттердаме в 2007 году
Фото: Роберт Вос/EPA
- Дали с Федерико Гарсиа Лоркой. Эта фотография была сделана в 1927, когда они вместе учились в Мадриде
Фото: EFE/Corbis
- Кадр из первого фильма Дали с Луисом Бунюэлем «Андалузский человек». Короткометражка 1929 года возникла в результате разговора двух художников о своих мечтах: Бунюэль видел, как облако разрезало луну надвое, «как лезвие бритвы, разрезающее глаз»; Во сне Дали была рука, по которой ползают муравьи
Фотография: Архив Рональда Гранта
- Картина Дали 1928 года «Купальщицы» (Baigneuses), выставленная в галерее Hayward в 2006 году
Фото: Бен Стэнсолл/AFP/Getty Images
- Молодой Дали и Поль Элюар смотрят, как Андре Бретон (крайний слева), основатель сюрреализма и автор Манифеста сюрреализма, дебатирует с Рене Кревелем (второй справа), которого Дали назвал «единственным серьезным коммунистом среди сюрреалистов». »
Фото: Стефано Бьянкетти/Corbis
- Коллекция акварелей Дали на выставке в Сантьяго, Чили, 2005 г.
Фото: Santiago LLanquin/AP
- Дали демонстрирует свои фирменные усы
Фотография: Hulton Archive/Getty Images
- Скульптура «Мадонна из Порт-Льигата» носит такое же название, что и три картины Дали
Фото: Рафаэль Диас/EPA
- Телефон-лобстер, также известный как Телефон-афродизиак, был создан Дали и Эдвардом Джеймсом в 1936 году. Существует четыре копии, а также шесть полностью белых версий
Фотография: Крис Янг/AFP/Getty Images
- Портрет Лоуренса Оливье в роли Ричарда III, сделанный Дали в 1955 году, изображал актера в профиль и в лоб, запечатлевая двойственность в сердце злодейского монарха Шекспира
Фотография: PA
- Реставратор Полли Смит работает над картиной Сальвадора Дали 1951 года «Христос Святого Иоанна Креста», основанной на эскизе испанского монаха XVI века. Работа, признанная самой любимой картиной Шотландии в 2006 году, висит в художественной галерее Kelvingrove Art Gallery в Глазго
. Фото: Murdo Macleod/Guardian 9.0003
- Лего-модель Сальвадора Дали и его телефона-лобстера от The Little Artists
Фото: Юи Мок/PA
- Дали в Париже в 1980 году. Он умер в 1989 году, через семь лет после своей жены и музы Галы. Он похоронен в склепе Театра-музея Дали в своем родном городе Фигерас
Фото: Ласло Верес/Corbis
Темы
фотографий Сальвадора Дали: 10 сюрреалистичных портретов художника
, около 1950 года: испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали (1904–1989) демонстрирует свои знаменитые усы. (Фото Weegee(Arthur Fellig)/Международный центр фотографии/Getty Images)
Weegee(Arthur Fellig)/Международный центр фотографии—Getty Images)
1 из 10 Предыдущий СледующийСальвадор Дали с черепом животного вместо шляпы. 1950.
Архив Халтона — Getty Images
2 из 10 Предыдущий СледующийСальвадор Дали в Лондоне с одной из своих картин под названием «Мадонна из Порт-Льигата», декабрь 1951 года.
Джордж Кониг—Keystone Features/Getty Images
3 из 10 Предыдущий СледующийСальвадор Дали с женой Галой в саду своего дома в Кадакесе на испанском побережье Коста Брава. 1955.
Чарльз Хьюитт—Getty Images
4 из 10 Предыдущий СледующийСальвадор Дали смотрит в камеру через увеличительное стекло в своем доме в Кадакесе на испанском побережье Коста-Брава. 1955.
Чарльз Хьюитт—Getty Images
5 из 10 Предыдущий СледующийСальвадор Дали в позе многократной экспозиции в своем доме в Кадакесе на испанском побережье Коста-Брава. 1955.
Чарльз Хьюитт—Getty Images
6 из 10 Предыдущий СледующийСальвадор Дали сжимает богато украшенные часы в своем доме в Кадакесе на побережье Коста-Брава, Испания, 8 января 1955 года.
Чарльз Хьюитт — Picture Post/Hulton Archive/Getty Images
7 из 10 Предыдущий СледующийСальвадор Дали, в блейзере из шантунга и шелковом галстуке, с тростью в руке, с маленькой игрушечной гондолой вместо усов, Венеция 1961.
Archivio Cameraphoto Epoche—Getty Images
8 из 10 Предыдущий СледующийСальвадор Дали в Барселоне, Испания, 24 мая 1966 года.
Джек Митчелл — Getty Images
9 из 10 Предыдущий СледующийСальвадор Дали в шлеме во время презентации своей первой цилиндрической хроноголограммы во время пресс-конференции в своей испанской квартире, 21 мая 1973 года.
Keystone-France/Gamma-Keystone—Getty Images
10 из 10 Предыдущий Следующий
По Лили Ротман а также Лиз Ронк
11 мая 2016 г. 8:30 утра по восточному поясному времени
Первое появление Сальвадора Дали на страницах TIME состоялось в 1934 году с заявлением о том, что «бледные молодые люди, которые пьют херес за маленькими столиками и решают, какие последние веяния в искусстве закончились с сюрреализмом много лет назад». Это слово было придумано десятилетием ранее, и движение, с которым больше всего ассоциировался Дали, некоторые считали устаревшим. И все же здесь появился испанский художник, прибывший через Париж в Нью-Йорк «с грузом искусно написанных полотен, которые сбивают с толку логику».
Сразу стало ясно, объяснил журнал, что Дали был здесь, чтобы оставить след:
Репортеры были проведены в его гостиничный номер, который был подготовлен как наглядный урок.