Сан франциско или лос анджелес – Авиабилеты, железнодорожные билеты. Заказ, бронирование продажа билетов. Купить ЖД билеты и авиабилеты онлайн.

Содержание

Лос-Анджелес — Сан-Франциско: тихоокеанское шоссе №1 — красивая дорога в Калифорнии | Pacific Coast Highway

Поездка на машине из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско — это один из лучших маршрутов по Калифорнии и, пожалуй, самая красивая дорога в штате Калифорния. Тихоокеанское шоссе № 1, которое проходит вдоль западного побережья США, называется Пасифик Коаст Хайвей (Pacific Coast Highway) и богато на самые разные достопримечательности. По всей его длине примерно в 500 миль попадаются живописные городки и природные красоты, а полное расстояние между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско составляет 750 км по первой трассе. Мы не капли не сомневались, что проедем по этой дороге во время нашего путешествия по США. Поэтому всем советуем обязательно насладиться калифорнийской природой и проехать от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско на машине. А о том, что посмотреть на шоссе №1 в Калифорнии, какие обязательные остановки сделать и сколько времени нужно запланировать на такую поездку я сейчас подробно расскажу.

Тихоокеанское шоссе в Калифорнии: описание, секреты и маршрут

Тихоокеанское шоссе (CA 1) — это дорога в штате Калифорния США, ведущая из города Лос-Анджелес в Сан-Франциско. Несмотря на то, что это региональная дорога, она получила статус всеамериканской из-за большой популярности среди туристов. Другое название этой дороги — шоссе Кабрильо (Cabrillo Highway), названное в честь первого европейца Жуана Кабрильо, который в XVI веке проплыл на корабле вдоль побережья Калифорнии и исследовал его.

Длина дороги Pacific Coast Highway составляет 1055 км. Она начинается она у Дейна-пойнт в Ориндж Каунти, а заканчивается в городке Леггет в северной Калифорнии. Но туристы обычно выбирают путь именно из ЛА в СФ, длина которого составляет 800 км. По пути из окна машины можно наблюдать красивейшие виды на океан, высокие мысы и смотровые площадки.

Города на тихоокеанском шоссе от Лос-Анджелеса до Сан-Франциско

Пасифик Коаст Хайвей — это не только дорога по Калифорнии, но и множество живописных бухт вдоль побережья Тихого океана, удивительная природа и красивые города. Кроме того, поскольку Тихий океан омывает весь американский континент, поэтому PCH на самом деле начинается на южной оконечности Нижней Калифорнии (Баха Калифорния) в Мексике, а заканчивается северной оконечностью полуострова Олимпик (где расположен национальный парк Олимпик) на мысе Флаттери в штате Вашингтон.

Куда приведет дорога №1 в Калифорнии?

Так что дорога №1 в Калифорнии — это лишь часть Пасифик Коаст Хайвей. И потому называется этим именем тоже. И еще, трасса №1 — одна из самых популярных в Америке среди туристов, путешествующих по США на авто. Больше славы досталось только известному на весь мир шоссе 66, соединяющему два побережья Штатов.

Так что шоссе №1 Калифорнии, Пасифик Коаст Хайвей (Калифорния), Кабрильо Хайвей, Тихоокеанское шоссе и даже просто дорога №1 — все это названия для одной трассы, по которой туристы катаются на машинах из Лос-Анджелеса до Сан-Франциско и обратно.

Что ж, с определением, что такое Пасифик Коаст хайвей мы успешно разобрались, и теперь давайте поговорим об особенностях путешествия в Калифорнии на автомобиле по трассе №1.

Официальный знак дороги Пасифик Коаст Хайвей

  • Совет №1. Надо сказать сразу, что на самом деле удобнее всего ехать по Пасифик Коаст Хайвей не с юга на север, а наоборот — из Сан-Франциско в Лос-Анджелес. Так как большинство смотровых площадок и парковок для авто на первой трассе находятся со стороны океана, и там удобнее останавливаться (не придется постоянно думать, где развернуться). Однако у русских туристов уже сложилась традиция ехать вдоль океана именно из ЛА в СФ, а обратно возвращаться по самым интересным национальным паркам США (Секвойя, Йосемити, Долина смерти и др.), так как большая часть путешественников прилетает в Город Ангелов и сразу хочет увидеть океан.
    Мы тоже прилетели в Лос-Анджелес, взяли напрокат машину прямо в аэропорту (забронировали заранее по выгодной цене на сайте Rentalcars.com) и оттуда сразу отправились на север по Тихоокеанскому шоссе в сторону Сан-Франциско. Читайте нашу подробную инструкцию — как взять напрокат авто в аэропорту Лос-Анджелеса.
    И несмотря на то, что это путешествие нам очень понравилось, мы все равно надеемся в один из следующих визитов в США проехать по шоссе №1 с севера на юг. Если вы тоже прибываете в США через аэропорт Лос-Анджелеса, то можно после осмотра Города Ангелов отправиться в Сан-Франциско (на самолете или автобусе), и уже там взять машину в аренду, чтобы проехать Pacific Coast Highway именно с севера на юг:
    • Добраться из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско можно на автобусе компании Грейхаунд — это достаточно комфортно и быстро (от 8 до 12 часов в пути) и даже не очень дорого, особенно если заранее купить билет за 5-10 долларов (затем цены повышаются до 40-60 долларов).
    • Прилететь из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско на самолете можно всего за полтора часа — это самый простой способ добраться туда, ведь рейсов из ЛА в СФ огромное количество каждый день (билеты обойдутся в 80-100 долларов). Да и авто в аренду гораздо проще брать именно в аэропорту. Хотя можно сначала посмотреть Сан-Франциско, а уже затем взять машину, чтобы не мучиться каждый раз с поиском парковки.
    • Еще есть вариант доехать из ЛА в СФ на поезде компании Amtrak (San Joaquin Train), который ходит ежедневно утром. Время в пути составляет около 12 часов, а стоимость билетов — 60-100 долларов. Однако стоит иметь в виду, что поезда не заезжают в сам город Сан-Франциско, а останавливаются в Эмервилле или Окленде. Там нужно сесть на специальный автобусом Amtrak Thruway который довезет вас до Сан-Франциско всего за 10 минут.

Тихоокеанское шоссе в Калифорнии порой построено прямо по кромке берега

  • Совет №2. Ехать на машине по дороге из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско стоит осторожно, так как она горная и петляет вдоль побережья, где нередко бывают туманы, а полотно построено именно с учетом извилистой береговой линии. Периодически после сильных дожей на трассе бывают небольшие обвалы, и тогда трассу вообще закрывают.
  • Совет №3. Если 1-я трасса Калифорнии закрыта, то часть пути придется преодолевать по альтернативным дорогам. К примеру, можно воспользоваться скоростным шоссе №5, которое намного удобнее, и по нему можно домчать из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско гораздо быстрее, чем по неспешной первой трассе. Но не удивляйтесь при этом, что выехав на интерстейт I-5 вы довольно быстро можете заскучать, ведь окрестности этой дороги не такие живописные, как вдоль побережья. А дорога №1 периодически совпадает с интерстейтом 101. Два шоссе пересекаются в таких городах, как Санта-Барбара, Писмо-Бич, Сан-Луис-Обиспо, Салинас (рядом с Монтереем) и, наконец, в Сан-Франциско.

Как узнать заранее, закрыта дорога Калифорнии №1 или по ней можно свободно ехать? Сделать это очень просто. Попробуйте заранее построить маршрут на гугл-карте, и если гугл строит дорогу в объезд и не хочет передвигать маршрут ни при каких обстоятельствах — это верный знак, что движение по первой трассе Калифорнии закрыто. После этого уже стоит уточнять, на каких именно участках нельзя проехать. Мы, кстати, именно по этой причине отменили маршрут по Тихоокеанскому шоссе в один из своих визитов в США, так как дорога была частично перекрыта из-за оползней в районе парка Джулии Пфайффер. А поскольку мы туда очень хотели снова попасть, но возникла такая проблема, то решили сразу перекроить свой маршрут по Калифорнии и поехать через национальные парки в этом штате.

Pacific Coast Highway — достопримечательности  Калифорнии по дороге из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско

Что же посмотреть самостоятельному путешественнику на Тихоокеанском побережье США? На одном из самых популярных туристических маршрутов Америки столько всего интересного, что понадобится не один день, чтобы все увидеть своими глазами.

Посмотрите вот это видео, дающее хорошее представление о Пасифик Коаст Хайвей:

Вот список основных достопримечательностей Pacific Coast Highway (или Route 1), которые встретятся путешественникам в Калифорнии по дороге №1 из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско:

1.Лос-Анджелес (Голливуд, пляжи)8.Биг Сюр (Парк Джулии Пфайффер, мост Биксби, мост Роки Крик)
2.Малибу9.Кармел
3.Санта-Барбара10.17-мильная дорога (17 Mile Drive)
4.Писмо Бич11.Монтерей
5.Сан-Луис Обиспо12.Санта-Круз
6.Морро Бей13.Сан-Франциско
7.Сан-Симеон и замок Херст14.Мост Золотые ворота

Схемы достопримечательностей вдоль Тихоокеанского шоссе по пути из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско:

На этой схеме видны почти все достопримечательности, которые я описываю в нашем маршруте, а также дорога №1, 101 шоссе и скоростное шоссе 5.

Подробную карту достопримечательностей по пути из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско с интересными местами, транспортом и отелями смотрите в конце статьи

Жилье на Пасифик Коаст Хайвей

Отлей на Pacific Coast Highway не много, в основном их можно встретить в городах, и они отнюдь не дешевые. Выбор кемпингов тоже довольно ограниченный. Тем не менее, разумно ехать в путешествие по Пасифик Коаст Хайвей минимум на два или даже три дня. Поверьте, мы проехали за два и очень жалеем, ведь пришлось торопиться и смотреть некоторые красоты очень быстро. В следующий раз будем ехать три дня, а жилье бронировать на Booking.com.

Удобно распределить время с учетом особенностей выбора жилья на Пасифик Коаст Хайвей вот так:

Или в обратном порядке, если ехать от Сан-Франциско в Лос-Анджелес.

А можете переночевать в еще одном красивом городе Санта-Барбара, забронировав там хороший отель. Заодно и знаменитые арки посмотрите, которые известны нам по сериалу.

Лос-Анджелес — Сан-Франциско: наш маршрут по достопримечательностям

Теперь подробно расскажу, как мы с Димой сами ехали по первой трассе Калифорнии из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско на машине и что посмотрели по пути, а также поделюсь нашими фото с Pacific Coast Highway. Закладываем на путешествие три дня, чтобы насладиться поездкой и прочувствовать все разнообразие побережья Тихого океана.

Читайте также:

Как путешествовать по США на автомобиле

День 1. Лос-Анджелес — Сан-Луис-Обиспо

  • Расстояние: 200 миль
  • Маршрут: Санта-Моника — Малибу — Пойнт Дюм — Пойнт Мугу — Санта-Барбара — Санта-Инес-Валли — Солванг — Писмо-Бич — Сан-Луис-Обиспо

Итак, просыпаемся рано утром в хорошем отеле в Санта-Монике (рекомендую DoubleTree Suites by Hilton) и выезжаем из Лос-Анджелеса пораньше. Мы уже успели посмотреть ранее достопримечательности Лос-Анджелеса и теперь рвемся в путь. Чтобы избежать пробок, лучше уехать за пределы Города Ангелов в семь часов утра.

1. Выезжаем на Бич-роуд и движемся вдоль побережья с многочисленными пляжами Лос-Анджелеса. Довольно скоро попадаем в Малибу, но не спешим останавливаться где попало, а едем вдоль прекрасных пляжей и смотрим их из окна. Мы знаем отличное место, секрет калифорнийцев, а потому после Escondido Beach высматриваем поворот на Point Dume (вы его вряд ли пропустите, он находится прямо перед Zuma Beach). Небольшая прогулка на холм, и вот он — Пойнт Дюм! С этого мыса открывается прекраснейший вид на Тихий океан, Малибу и дома звезд, а также на прекрасный пляж Зума, где снимали сериал «Спасатели Малибу». Эти виды стоят остановки, поверьте!

С утра стоит смог над Лос-Анджелесом. Мы путешествовали в США ранней осенью, и было очень тепло

А вот и виды на Тихий океан с Пойнт Дюм. Правда ведь, Малибу — прекрасное место?

Мы долго наслаждались видами Тихого океана со смотровой площадки Пойнт Дюм

А еще с вершины Пойнт Дюм видно пляж Зума

2. Затем по дороге встречается парк штата Пойнт Мугу (Point Mugu), где стоит остановиться, особенно если поездка проходит весной, чтобы понаблюдать за цветением. Но мы ехали осенью, и цветов уже никаких не было. А потом по маршруту — интересная скала Мугу Рок. Это место любопытно тем, что здесь при строительстве дороги №1 в Калифорнии прорубили скалу. Рядом есть парковка, можно выйти и посмотреть.

Скала Мугу приглашает путешественников в поездку по Калифорнии

3. Едем дальше, и попадаем в знаменитый по всей России город Санта-Барбара, где все всех знают. Санта-Барбара — это классическая колониальная испанская архитектура и шик Ривьеры, аккуратно вписанные в ландшафт небольшой долины между Тихим океаном и горами Санта-Инес. Мы поспешили к старинной Миссии 1782 года, чтобы выяснить, откуда родом знаменитые арки из заставки сериала Санта-Барбара.

Аккуратная архитектура Санта-Барбары встретилась нам в самом центре города

А вот знаменитые арки Санта-Барбары смотрите в красивейшей Миссии святой Варвары в пригороде

4. Кто любит вино и виноградники, обязательно загляните в Санта-Инес-Валли. Можно заказать тур по виноградникам и пойти на дегустацию калифорнийского вина или самостоятельно погулять вдоль дорог и границ виноградников. Дима однако был за рулем, так что мы пропустили этот живописный уголок. Но кто захочет тут остановиться, то лучше будет здесь же и переночевать (отели в Santa Ynez).

5. Не пропустите совсем рядом живописный Солванг — это небольшой датский городок в горах Санта-Инес. Чтобы попасть в город Солванг, нам пришлось ненадолго оставить побережье, и по 101 трассе проехать вглубь континента. А там нас встретил типичный европейский пейзаж, со сказочными магазинчиками, где продают крендельки и претцели. Кто в детстве читал сказки Андерсена — просто пожалеете, если не заедете в Солванг.

Все, кто любит дух Скандинавии, приезжайте в Солванг!

6. Вновь вернувшись на трассу 1 Пасифик Коаст Хайвей, мы доехали до Писмо-Бич, где надо обязательно посмотреть высокие дюны на берегу океана и прогуляться по променаду.

И вот уже первый день и подошел к концу. Проехали мы немало, а видели еще больше. Ночевать мы отправились в Сан-Луис-Обиспо (рекомендуем отель с высоким рейтингом — Quality Suites).

День 2. Сан-Луис-Обиспо — Кармел

  • Расстояние: 170 миль
  • Маршрут: Сан-Луис-Обиспо — Морро Рок — Биг Сюр (Сан-Симеон — Водопад Маквей и парк Джулии Прайфер — Мост Бискби) — Кармел

После вчерашних гонок вдоль побережья Калифорнии понимаем, как надо много много успеть посмотреть по дороге вдоль Тихого океана, так что выезжаем как можно раньше. На Сан-Лус-Обиспо даже времени нет.

1. Все еще в утреннем тумане подъезжаем к городку Морро Бей, где расположен парк штата Морро Рок. Скала Морро Рок нависает над городом и выглядит поэтически призрачно. И мы понимаем, что с погодой нам повезло, хотя сначала казалось, будто нет. Усеянное кипарисами побережье — очень атмосферное. Видим, что народ катается на каяках, но у нас на это, к сожалению, нет времени. Спешим дальше.

Высокая скала торчит в океане у берега городка Морро Бей. Такие образования больше характерны для Северной Калифорнии, а особенно для Орегона и Вашингтона. Кстати, на самом деле, к скале Морро Рок ведет тропинка и фактически — это полуостров.

2. И вот мы уже выезжаем на знаменитый Биг Сюр — самый живописный участок дороги вдоль побережья Тихого океана, являющийся неотъемлемой частью Пасифик Коаст Хайвей, вдоль которого расположено несколько интересных достопримечательностей. Первая для нас — это смотровая площадка Elephant Seal Vista Point рядом с городком Сан-Симеон, откуда мы наблюдаем за утренними игрищами морских котиков. Тут мы задерживаемся надолго, даже накрапывающего дождика не замечаем. Еще в горах есть замок Херст, но мы из-за погоды решили туда не ехать.

Утро в Калифорнии выдалось вновь пасмурное, но в и такой погоде на побережье Тихого океана есть свое очарование. Хмурая красота

А вот морским котикам на пляже Сан Симеон любая погода нипочем. Они всегда жизнерадостны

3. Дальше мы приехали на водопад Маквей — это истинная жемчужина побережья Калифорнии. Такой элегантный, с небольшим заливом красивейшего бирюзового цвета — мне он запомнился надолго. Это один из немногих водопадов, которые падают прямо на пляж Тихого океана. Он так знаменит, что пропустить его было бы ужасным недоразумением!

МакВей — один из самых красивых и миниатюрных водопадов в живописной бухте, который я когда-либо видела

4. И вот, во время небольшой остановки у живописного места, где речка Литтл Сюр впадает в Тихий океан, вдруг вышло долгожданное солнце! Как же мы обрадовались, особенно учитывая, что подъехали к одному из канонических мест Тихоокеанской дороги! Не пропускайте эту смотровую площадку — это один из лучших видов на Пасифик Коаст Хайвей.

Обязательно уточните координаты этой бухточки. Здесь просто шикарно красиво!

5. А потом мы подъехали к еще одному легендарному месту, одному из самых фотографируемых — мосту Биксби! Мест для парковки там не очень много, но нам повезло, и мы сразу поставили свою машину. Погуляли немного пешком, размяли ноги и осмотрели Bixby Bridge со всех сторон. До чего же он симпатичный! А виды кругом просто потрясают!

Мост Биксби. Мы отошли чуть дальше от парковки, чтобы посмотреть мост со всех сторон

И, надо сказать, Bixby Bridge всегда смотрится безупречно!

А какие виды! Видите тонкую полоску дороги — Пасифик Коаст Хайвей?

6. Наконец, после таких великолепных видов и незабываемых эмоций, заруливаем в городок Кармел и едем в наш отель. Пора отдохнуть и набраться сил перед завтрашний поездкой в Сан-Франциско. Но, конечно, не стоит пропускать закат на пляже Кармела. Вечер проводим в домашнем отельчике Normandy Inn.

День 3. Кармел — Сан-Франциско

  • Расстояние: 130 миль
  • Маршрут: Кармел — 17-мильная дорога — Монтерей — Санта-Круз — Сан-Франциско

Кармел — городок такой уютный, что хочется тут задержаться подольше. Улочки тут ровные и словно из сказки, пляж живописный и история города богата. Усилием воли мы после посещения Миссии Кармела сворачиваем к одному и въездов на 17-мильную дорогу.

1. Как следует из названия, 17-мильная дорога — это живописная дорога между Кармелом и пригородом Монтерея, Пасифик Гроув длиною в 17 миль. Въезд на нее платный, стоит 10 долларов (оплата принимается только наличными). Дорога 17 Mile Drive петляет Вдоль береговой линии между кипарисовыми рощами, полями для гольфа и ужасно дорогих особняками. Мы просто обалдели от ее красоты. Снова стоял туман. А туман и кипарисы — это самое атмосферное сочетание, которое подчеркивает викторианский стиль архитектуры. И, конечно, заехали посмотреть на одинокий кипарис — символ Калифорнии, ведь это обязательная смотровая площадка для всех путешественников.

Одинокий кипарис — один из символов Калифорнии

Съехав с Pacific Highway на 17 Mile Drive, мы отлично покатались по кипарисовым рощам

А Тихий океан все-таки бурный, и погода с утра опять суровая

Мы проехали еще немного по Pacific Coast Highway, и вышло солнце, как всегда все преобразив своим светом

2. Вот и настала очередь города Монтерей, бывшей столицы Калифорнии. Исторический квартал погружает в романы Стейнбека. Кто путешествует с детьми — посетите Аквариум Монтерея, не пожалеете. Мы же гуляем по улицам и по пляжу. Но честно, пригород Пасифик Гроув понравился нам больше: мы долго наблюдали там за морскими птицами и белками, которые запросто бегали по променаду.

Хорошие отели в Монтерее (в районе Пасифик Гроув):

Статья по теме:

Отели в Монтерее — где переночевать по дороге из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско

На пляже Монтерея есть хорошее место, где можно укрыться от солнца

3. Продолжаем ехать по шоссе №1 в Калифорнии на север. И вот он, небольшой, но симпатичный город серферов Санта-Круз. Чем он знаменит? Стоит обязательно погулять по пляжному променаду и у верфи, а еще попасть к парку штата Начурал Бриджес. Можно тут и встретить закат.

4. А уже в темноте ехать до Сан-Франциско. Или же оставить закат для Моста Золотые Ворота. Мы проезжаем по мосту из города, то есть с юга на север совершенно бесплатно, а вот обратно уже надо оплатить пошлину. Сразу за мостом — самая лучшая смотровая площадка Виста Пойнт, откуда видно и мост, и одинокий остров с тюрьмой Алькатрас, и сам город Сан-Франциско. Если остается время, то стоит проехать чуть дальше Моста Голден Гейт и заехать в городок Мьюр Бич, где полюбоваться береговой линией Калифорнии практически с высоты птичьего полета.

  • Хороший отель 4* в Чайнатаун рядом с метро и с парковкой – Orchard Garden Hotel >>

Статья по теме:

Какой отель в Сан-Франциско лучше выбрать

Вот он, один и самых узнаваемых мостов в США — Мост Золотые Ворота в Сан-Франциско

С Виста Пойнт Сан-Франциско выглядит призрачным особенно ранним утром. В Сан-Франциско, кстати, редко можно застать солнечную погоду. Ведь прозвище — город туманов — ему дали неспроста! Если вы застанете солнечный Сан-Франциско — поздравляем!

А мы продолжаем наше путешествие по Америке на машине. Читайте о всех красотах, что мы увидели в США на страницах нашего блога!

* * *

Наш маршрут по живописному шоссе №1 из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско завершен. Вдоль Пасифик Коаст Хайвей нам удалось увидеть очень много красивых мест Калифорнии. Но это было только начало нашего путешествия по Америке. Мы продолжили свой путь дальше по Тихоокеанскому шоссе по Северной Калифорнии (там можно увидеть Стеклянный пляж в Форт Брэгг, а также прогуляться по шикарным лесам из редвуда) и затем отравились в штаты Орегон и Вашингтон. А когда мы снова побывали в этих местах, то уехали в сторону озера Тахо, чтобы продолжить поездку по Калифорнии.

Читайте подробнее:

Маршрут по Калифорнии

Лос-Анджелес — Сан-Франциско на карте

А вот карта со всеми основными достопримечательностями дороги Pacific Coast Highway в Калифорнии по пути из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско:

Открыть на большой карте Гугл →

Условные обозначения на карте:

  • Бордовые маркеры — транспорт в Лос-Анджелесе и Сан-Франциско: аэропорты, автостанции и вокзалы
  • Красные — стартовые точки (по дням) маршрута в Калифорнии и по шоссе №1
  • Бирюзовые — хорошие отели по маршруту
  • Голубые — достопримечательности по дороге из Лос-Анджелеса в Сан-Франциско
Читайте также:

Гудение большого города

Еще не так давно Лос-Анджелес и Сан-Франциско, две крупные городские агломерации на территории американского штата Калифорния, находились примерно на одном уровне экономического и социального развития. Но прошло около полувека, и Сан-Франциско значительно обогнал своего соседа почти по всем показателям. Как произошло, что в соперничестве двух очень качественных моделей городского развития одна смогла совершить рывок, а вторая — нет? Разобраться в этом нам поможет Фонд Егора Гайдара, партнер N + 1 по проекту «Великое расхождение».

Начиная со времен Джейн Джекобс и ее классической работы «Смерть и жизнь больших американских городов», никто лучше американцев, кажется, уже и не знает, как спроектировать кварталы и проложить тротуары так, чтобы город стал приятным, комфортным и безопасным местом для жизни. Сами же большие американские города давно стали источником вдохновения для урбанистов по всему миру. Среди них, разумеется, — Лос-Анджелес и Сан-Франциско. Города в равной степени приятные, комфортные и безопасные. Вот только за последние сорок лет практически незаметно, но радикально разошедшиеся в своем развитии и уровне жизни. В 1970 году Лос-Анджелес занимал четвертое место в рейтинге американских городов по уровню дохода на душу населения, опережая Сан-Франциско на одну позицию, а в 2010 году — опустился до 25 места, потеряв до трети от уровня дохода своего более успешного соседа. И на возникающие по этому поводу вопросы к городскому развитию американские урбанисты пока лишь озадаченно ищут сколько-нибудь убедительные ответы.

Города в поисках роста

Начиная разговор о Лос-Анджелесе и Сан-Франциско, прежде всего нужно понимать, что речь не идет о городах как таковых. Лос-Анджелес для урбанистов — это чаще всего так называемый Большой Лос-Анджелес, включающий пять округов: непосредственно Лос-Анджелес и Ориндж, а также расположенные вокруг них округа Вентура, Сан-Бернардино и Риверсайд. Имидж Лос-Анджелеса во многом определяется Голливудом с его киноиндустрией, районом Беверли Хиллз и бесконечными пляжами Малибу. Сан-Франциско, в свою очередь, тоже включает в себя как непосредственно город, так и ареал из десяти округов, сформировавшийся вокруг одноименного залива. При этом на данный момент город Сан-Франциско не самый большой в области залива — население Сан-Хосе превышает его больше чем на 150 тысяч человек и достигает почти миллиона жителей. Чтобы представить, что такое область залива Сан-Франциско, достаточно вспомнить висячий мост Золотые ворота и Кремниевую долину.

И Лос-Анджелес, и Сан-Франциско находятся в штате Калифорния, и нет никаких сомнений в том, что это великие и успешные города, которые давно переросли статус мегаполиса. Если первый еще можно назвать агломерацией, то есть скоплением множества населенных пунктов вокруг одного крупного города, то для второго принято использовать более редкий термин — конурбация, то есть агломерация полицентрического типа, с несколькими равно крупными городами в составе. На фоне продолжающейся в мировом масштабе урбанизации — а ежегодно число городских жителей увеличивается на несколько десятков миллионов человек и значительный рост приходится на развивающиеся страны — можно сказать, что чем дальше, тем больше появление таких агломераций и конурбаций будет обыденной практикой.

Неудивительно и то, что именно городами растут все современные экономики. Глядя на график роста ВВП какого-либо государства, нужно понимать, что до 70–80 процентов этого ВВП генерируется в крупнейших агломерациях. Американские города в этом отношении также не стали исключением — до 90 процентов ВВП начиная с 1978 года вырабатывается в 254 больших городах и до 50 процентов ВВП — всего лишь в 30 агломерациях.

Агломерации служат точкой притяжения не только инвестиций и наиболее квалифицированных и целеустремленных специалистов, но и особого типа социальных отношений. Одним из косвенных, но важных социальных последствий урбанизации стал рост плотности горизонтальных связей между людьми и скорости обмена идеями, трансформация замкнутых сообществ «общинного» типа в разомкнутые социальные сети. Процесс информатизации и цифровизации, стремительно разворачивающийся в последние несколько десятилетий, еще больше увеличивает этот эффект городской концентрации: мегаполисы становятся глобальными городами уже не на уровне отдельной страны, а на уровне всего мира, и порождаемый ими экономический рост все меньше связан с крупными промышленными гигантами и все больше — с интеллектуальными продуктами и высокими технологиями. А это два совсем не похожих друг на друга типа экономического роста.

Детройт — один из крупнейших, а когда-то и богатейших городов США — пожалуй, как никакой другой понимает эту разницу. Расцвет Мичиганской жемчужины произошел благодаря буму популярности личных автомобилей в США после Второй мировой войны. Тройка автомобильных гигантов — Ford, General Motors, Chrysler — сосредоточив производства в Детройте, продавала свои машины по всему североамериканскому континенту. Город изменился под нужды этих компаний: создал специальную налоговую систему, нарастил дорожную сеть и автомагистрали в ущерб линиям общественного транспорта, рекламировал себя как райское место для «синих воротничков». Ослепленные собственной славой, автогиганты упустили момент трансформации рынка и потребительского спроса: послевоенное восстановление Европы и «японское чудо» сделало их продукцию гораздо менее конкурентоспособной даже внутри США, а нефтяной кризис 1973-1974 годов превратил пользование их мощными «понтиаками» и «шевроле» в непозволительную роскошь, по сочетанию цена-качество проигрывающую малолитражным зарубежным моделям. Но измениться второй раз Детройт не в состоянии уже несколько десятилетий. Автомобильные производства были перенесены в другие штаты, а потом и страны, уровень жизни по-прежнему деградирует, люди покидают город в поисках новой американской мечты.

Детройт и его компании не просто проиграли конкуренцию соседям за океаном — выбранная ими модель экономического роста в любом случае достигла бы потолка. Экономисты называют такой тип роста «смитианским» — компания, город или государство стремятся побыстрее захватить наибольшую долю рынка, не думая, как тот может измениться уже через пять-десять лет. Такой тип роста с успехом существует на новых рынках для удовлетворения нового спроса, но самостоятельно новый спрос не порождает. Наиболее предусмотрительные и продвинутые экономики в момент достижения рынками точки насыщения выигрывают конкуренцию не за счет снижения цены и повышения качества продукции, а за счет принципиального изменения технологий, так называемых «разрушительных» инноваций. В этом состоит суть «шумпетерианского» экономического роста: инвестируйте в то, что находится на технологическом фронтире в вашей отрасли — в новые рынки, новые модели, новые знания, новые экономики, а не цепляйтесь за старое. Детройт этого сделать не смог — в 2013 году власти официально объявили о банкротстве города.

 

«Бум» Сан-Франциско

О том, что Лос-Анджелес рискует в не столь отдаленном будущем повторить судьбу Детройта, впервые всерьез заговорил экономгеограф из Лос-Анджелеса Майкл Сторпер. Отправной точкой для его исследования «великого расхождения» между Лос-Анджелесом и его соседом Сан-Франциско послужил график с динамикой изменения среднего подушевого дохода жителей двух мегаполисов начиная с 1970 года. На графике видно, что все это время Лос-Анджелес продолжал расти, но значительно медленнее Сан-Франциско, и по своей траектории становился все ближе к Детройту, уже тогда находившемуся в упадке.

Динамика изменения среднего подушевого дохода ($) Лос-Анджелеса, Сан-Франциско и Детройта начиная с 1970 года. На графике видно, что Сан-Франциско по этому показателю значительно обогнал два других города, тогда как Лос-Анджелес никак не может значительно «оторваться» от Детройта.

Storper M.

Все это удивительно не только потому, что две агломерации отделяют друг от друга всего 500 километров, но и из-за их фактически зеркального сходства по всем ключевым параметрам. К 1970-м оба города развивались благодаря умелому сочетанию ресурсной обеспеченности Калифорнии и большого притока образованных мигрантов, буквально собирая сливки с соседних городов, штатов и стран Западного мира. И Сан-Франциско, и Лос-Анджелес в каком-то смысле выиграли от Второй мировой войны — через них шел ленд-лиз, и именно их фирмы получали значимую часть федеральных заказов на военную технику, а по окончании войны успешно произвели конверсию производств. Правда, в Лос-Анджелесе аэрокосмическая промышленность до сих пор имеет большую долю в городской экономике, чем в Сан-Франциско, но наука и ставка на технологическое лидерство продвигались в обеих агломерациях — исследовательские консорциумы базировались в шести крупнейших университетах, входящих в топ-20 мирового рейтинга. Сопоставимо все было и в политической плоскости: городские администрации обладали большой автономией и от штатов, и от федерального правительства, сменяемость, транспарентность и подконтрольность власти — едва ли не образцовые для американской демократии на местном уровне.

Казалось бы, сверхконцентрация высококачественного человеческого капитала, умноженная на доступность финансовых потоков (например, в виде венчурных инвестиций), все возрастающую плотность социальных связей и взаимный обмен идеями, знаниями и опытом, способна превратить любой глобальный город в конвейер инноваций. Но Кремниевые долины появляются далеко не во всех даже американских мегаполисах, несмотря на то, что США — безусловный лидер по числу регистрируемых ежегодно патентов на новые изобретения. Сегодня у Сан-Франциско, даже без учета Кремниевой долины, их количество почти на треть больше, чем у соседнего Лос-Анджелеса. На эти же 30 процентов средний доход жителя Сан-Франциско превышает доход жителя «города Голливуда», хотя еще 45 лет назад эти агломерации были в экономическом и социальном плане неотличимы.

На графике изменения среднего подушевого дохода также видны два резких взлета Сан-Франциско, когда агломерация буквально «уходила в отрыв». Они совпадают по времени с бумом доткомов с 1995 по 2000 год и взрывным ростом популярности социальных сетей в 2003-2007 годах. Основные инвестиции и рост капитализации бизнесов в эти периоды действительно больше получала область залива Сан-Франциско, однако здесь есть два важных замечания. Во-первых, после каждого из «бумов» следовал откат — достаточно вспомнить обвальное падение индекса американской биржи высокотехнологичных и интернет-компаний NASDAQ в 2000 году, а затем и начало крупнейшего финансового кризиса 2007-2008 годов. После каждого обвала экономика Сан-Франциско хоть и страдала значимее всех соседних, но и восстанавливалась быстрее остальных. Во-вторых, необъяснимым остается факт «бумов» именно в агломерации Сан-Франциско — почему компании, находящиеся на технологическом фронтире, выбирали именно область залива, а не соседний Лос-Анджелес.

Да, у последнего были некоторые проблемы. Аэрокосмическая промышленность — под давлением все той же глобализации и обостряющейся конкуренции, усиленной сворачиванием гособоронзаказа в период разрядки и претензиями федерального правительства по поводу «растраты» бюджетных средств на не оправдавшие себя поиски инноваций — постепенно становилась менее эффективной. В Лос-Анджелесе также чуть хуже обстояла ситуация с инфраструктурой и уровнем комфорта жизни: здесь выше плотность населения и выше безработица, приоритет в перемещениях по городу отдан личным автомобилям, что сказалось на качестве общественного транспорта. Тем временем Сан-Франциско первым, а часто и единственным из американских мегаполисов входит в топ-5 городов мира по комфортности жизни.

Однако Майкл Сторпер и его соавторы не спешат соглашаться с тезисами коллег-экономистов — Эдварда Глейзера и Ричарда Флориды, утверждающих, что удобство жизни для представителей интеллектуального и «креативного класса» и дешевая недвижимость — это главные инструменты роста современной городской экономики. Сторпер пишет буквально: «Все намного сложнее», — закономерности возникновения инноваций базируются на удачной сопряженности промышленной специализации города, открытости локальных взаимодействий между фирмами, научными институтами и людьми, а также городской политике, если не способствующей возникновению инновационных сетей, то хотя бы не препятствующей им.

Мнение эксперта
Представленную Майклом Сторпером позицию по новой городской экономике пока что нельзя назвать полновесной теорией. Скорее, это некий новый подход, особенно интересный на фоне других, уже более известных — например, теории Эдварда Глейзера. В списке обычно учитываемых факторов роста городской экономики — человеческий капитал, институты, комфортная среда, городская специализация — Сторпер как экономгеограф считает главным последний, связанный с существующей структурой рабочих мест. Люди переезжают в мегаполисы в первую очередь для того, чтобы заниматься делом, работать, а прочие компоненты — уже производные.

На примере изначально похожих Сан-Франциско и Лос-Анджелеса Сторпер пытается объяснить, как эти специализации формируются и изменяются с течением времени. Когда старые специализации мегаполисов, связанные, прежде всего, с ВПК и технологической промышленностью, начали утрачивать экономический потенциал, Сан-Франциско смог запустить процесс создания высококвалифицированных рабочих мест и войти в новую экономику, а Лос-Анджелес пробовал удержать позиции в старых секторах, снижая издержки на факторы производства и создавая больше рабочих мест с меньшей квалификацией, и в итоге отстал.

Одним из факторов, благодаря которому Сан-Франциско успешен в новой экономике, — это особый тип социального капитала, более плотное взаимодействие между различными сетями социальных и бизнес-групп. В отличие от Лос-Анджелеса, где доминировали крупные компании с классическими, иерархизированными управленческими практиками, в Сан-Франциско было больше мелких и средних групп, выходцев из научной среды, которые и стали создавать здесь первые инновационные компании на основе горизонтальных связей. Во-первых, такие компании были изначально более открытыми и кооперативными по отношению друг к другу, а во-вторых, то ли из-за более мощных и разнообразных общественных движений, то ли из-за большего доверия между людьми стали эффективнее работать посредники между наукой и бизнесом.

Поскольку наука и бизнес — изначально отделенные друг от друга сети, для обеспечения инновационного сотрудничества между ними их нужно «сшивать» с помощью каких-то посредников. Таких медиаторов в Сан-Франциско почему-то было больше, и сотрудничество сетей инноваторов между собой было плотнее. Об этом говорит, например, тот факт, что в Сан-Франциско новые регистрируемые патенты намного чаще отсылают к предыдущим патентам, зарегистрированным здесь же. В Лос-Анджелесе же крупные компании из-за своей вертикальной структуры и мировоззрения менеджмента с трудом формировали вокруг себя стартапы, а инновационный кластер был замкнут на себя и слабо сотрудничал с другими бизнесами.

Леонид Лимонов
Доктор экономических наук, профессор, академический руководитель магистерской программы «Городское развитие и управление» НИУ ВШЭ-СПб, генеральный директор АНО МЦСЭИ «Леонтьевский центр»

 

Ключи от города

Попытки докопаться до первопричины расхождения в развитии Лос-Анджелеса и Сан-Франциско в некотором смысле похожи на решение извечной проблемы курицы и яйца. С начала 2000-х урбанисты все чаще были склонны считать таким яйцом креативность. Практически одновременно появились работы британского урбаниста Чарльза Лэндри, который еще с 1980-х годов разрабатывал концепцию «креативного города», и американского экономиста Ричарда Флориды, который в 2002 году опубликовал книгу «Креативный класс. Люди, которые создают будущее».

Лэндри высказал идею, что перед лицом глобальных перемен едва ли имеет смысл мыслить и развивать города прежними способами — пора вырабатывать новую логику и начинать применять новаторские решения, подходить творчески к развитию каждого города, формируя его собственное лицо, и самим делать его комфортным для жизни. Несмотря на то, что практически все работы про креативность больше похожи на вдохновляющие мантры, чем на методологически корректные исследования, Лэндри высказывает и конкретное предложение по развитию — привлекать в города людей с ярко выраженными лидерскими качествами, способных заряжать своей энергией других. Ставку на человеческий капитал и его креативные способности сделал и Ричард Флорида.

Однако, в отличие от Лэндри, Флорида решил переставить местами людей и городскую среду: если в первом случае именно люди должны изменить город, то во втором случае создание динамичной и комфортной среды должно привлечь тот самый «креативный класс», который даст городу импульс для последующего развития. Креативность понимается Флоридой довольно широко — это не только связь непосредственно с областью искусства, но и в целом способность генерировать идеи. Новая модель экономического развития таких городов базируется на трех «Т» — технологиях, таланте и толерантности. И, по мнению Флориды, Сан-Франциско безусловный лидер среди американских городов в креативности. Статистика в целом подтверждает его мнение — в 2008 году Сан-Франциско занимал второе место среди 50 американских городов по количеству компаний и людей, занятых в сфере искусства. Однако в связи с «великим расхождением» возникает вопрос: что же за проблемы с «креативностью» возникли у Лос-Анджелеса с его-то Голливудом?

В свете такого подхода стало казаться, что причина все-таки в привлекательности города для креативных идей. Однако после публикации работ упомянутого Майкла Сторпера стало понятно, что креативность не есть главная причина успешного развития города. По мнению Сторпера, отрыв Сан-Франциско объясняется прежде всего тем, что там сформировались специфические сети инноваторов. Помимо непосредственно креативных генераторов новых идей, которых так ценит Флорида, в составе участников «полного инновационного цикла» оказались также люди науки, способные дать экспертную оценку идее, предприниматели, фирмы-партнеры, инвесторы и конечные потребители продукта. Довольно длинная цепочка — и важнее всего в ней возможность ежедневных личных контактов и высокий уровень доверия между всеми участниками процесса.

Не отрицая необходимости наличия креативных людей для успешного развития города, подтверждает Сторпер и то, что город должен быть для этого определенным образом организован. Успешную агломерацию нужно разбить на несколько самодостаточных кластеров, каждый из которых должен обладать своей специализацией, способной стать фоном для смежных проектов — именно так полицентрично организована конурбация Сан-Франциско. При этом нужно помнить об эффективной транспортной инфраструктуре, позволяющей добраться из одного кластера в любой другой не более чем за час. Также между кластерами должна происходить прямая коммуникация, не требующая посредников. Кроме того, Сторпер считает, что нужно стимулировать сети инноваторов не замыкаться в рамках одного кластера. Их матрица коммуникаций должна проходить поверх границ кластеров, чтобы ни в коем случае не возникала «диаспорность». Более того, между этими сетями надо поощрять как кооперацию, так и конкуренцию. Эксперты, стартаперы, инвесторы, благотворительные фонды, общественные движения и местные политики должны кооперироваться между собой, но конкурировать за открытия, финансовые потоки и внимание медиа с другими такими же «переплетенными» сообществами.

Подобная «кооперативная конкуренция» между сетями инноваторов наряду с описанными выше семью «ключами от города» способна породить то самое важное качество для развития города, которое Сторпер называет «гудением». Именно оно и становится плодородной почвой для инноваций, а те, в свою очередь, открывают возможности для «шумпетерианского» экономического роста.

И действительно, области залива Сан-Франциско удалось выйти за пределы непосредственно города и сформировать особый региональный дух. Муниципалитеты и районы Сан-Франциско, а также находящиеся в них бизнесы, научные кружки и НКО успешно договариваются между собой, реализуя межмуниципальные проекты и решая общие проблемы. В Большом Лос-Анджелесе выстроить такую горизонтальную структуру не получилось — сам город доминирует над остальными муниципалитетами, конкурирующими друг с другом за внимание «большого соседа». Отдельные инновационные кластеры чаще всего замкнуты в своей отрасли и не демонстрируют описанной Сторпером «связанности».

Точка расхождения
Отчетливо выраженная в графике изменения среднего подушевого дохода, точка расхождения в развитии Лос-Анджелеса и Сан-Франциско, тем не менее, гораздо менее выражена в конкретных решениях. Скорее, речь идет о наличии нескольких имеющих значение факторов: длинные горизонтальные сети с участием генераторов идеи, экспертов, представителей науки и бизнеса; предпочтение мелким и средним бизнесам перед крупными; меньшая иерархизированность, а следовательно, возможности для более динамичной коммуникации и большая способность к кооперации. Но что стало несомненно важным элементом этого ползучего «расхождения» — выбранная властями Лос-Анджелеса экономическая политика в момент, когда традиционные городские отрасли стали испытывать первые кризисные явления.

Руководство Лос-Анджелеса, очевидно, в новых экономических условиях решило действовать прежними средствами — выиграть конкуренцию у развивающихся стран и американских мегаполисов центральных штатов путем улучшения бизнес-климата, снижения стоимости аренды земли, налогов и создания новых рабочих мест. Но изначально принадлежащий к «высшей лиге» американских городов Лос-Анджелес, обладая одновременно и высокими затратами на основные факторы производства, и высокими заработками, не мог быть реально конкурентоспособен в массовом производстве и опустить стоимость труда ниже, чем в условных Колорадо или Висконсине, а тем более Мексике или Китае. Ставка на количество, а не на новое качество бизнесов и рабочих мест привела к уменьшению квалифицированных кадров и инновационного потенциала в Лос-Анджелесе, и эти проблемы город пытается решить и сегодня.

При этом нельзя сказать, что власти Сан-Франциско обладали особой прозорливостью в отношении новой экономики и осознанно делали ставку на инновационный «шумпетерианский» рост. Но, по крайней мере, они не мешали самостоятельно разворачивающемуся процессу, не пытались снизить арендные ставки на недвижимость или искусственно перераспределять доходы в пользу менее квалифицированной рабочей силы.

 

Испытание реальностью

В начале 2013 года Ричард Флорида сделал смелое признание. Автор концепции развития городов через креативный класс сообщил, что заблуждался в своих убеждениях. Реальность показала, что приток в город представителей креативного класса способствует лишь росту их собственного благосостояния, но не росту благосостояния города, а главное — усугубляет неравенство. Идея креативного класса оказалась работающей на более образованных представителей творческих профессий, но против менее квалифицированного рабочего класса. По подсчетам специалиста в вопросах демографии Уэнделла Кокса, с 2000 по 2010 год центры 51 крупного американского города суммарно увеличились на 206 тысяч жителей, и зачастую это резко подняло цены на недвижимость, в результате чего прилегающие территории потеряли 272 тысячи жителей, а на окраинах поселилось 15 миллионов человек.

Признание Ричарда Флориды особенно впечатляет на фоне того, что все 2000-е годы американские города, в том числе сдающие позиции индустриальные центры, пытались реанимировать городское развитие именно с помощью его идей. Так, с момента возникновения концепции креативного класса Флорида успел не только прославиться как перспективный урбанист, но и развернуть бурную консультационную деятельность. Его услугами как консультанта по развитию городов воспользовались штат Нью-Йорк, а также такие города, как Кливленд, Сиэтл и тот же Детройт. Многие попытались полученные советы применить на практике — например, губернатор штата Мичиган всерьез взялся развивать креативный класс в Детройте через субсидии в области культуры.

Несмотря на то, что Лос-Анджелес, очевидно, понимает свое положение, едва ли идеи Майкла Сторпера ожидает та же непосредственная проверка реальностью. В 2015 году калифорнийское объединение некоммерческих организаций Community Partners взялось помочь Лос-Анджелесу с формированием концепции нового развития, которая должна помочь ему вернуть себе лидирующие позиции. Но при этом ключевыми словами в этой концепции стали прежние идеи гражданского лидерства. Если Чарльз Лэндри и Ричард Флорида наделяли свои концепции смелой рецептурной функцией, то «ключи к городу» Майкла Сторпера куда более взвешены и научно обоснованы. Однако парадокс в том, что ретроспективно неочевидно, нашелся ли бы для них подходящий замок. То, что в новой экономике окажутся востребованными именно такие широкие горизонтальные сети и открытые бизнес-процессы, как не было осознанным выбором Сан-Франциско, так и вряд ли могло с высокой вероятностью кем-то специально ожидаться.

Татьяна Трофимова, Михаил Комин

Литература
The Diverging Economies of L.A. and San Francisco. A conversation between Richard Florida and Michael Storper // CitiLab, 26.04.2016.

Florida R. The Rise of the creative class. And how it’s transforming work, leisure and everyday life. — Basic Books, 2002.

Florida R. Who is your city? — Basic Books, 2002.  

Glaeser E. Triumph of the city: How our greatest invention makes us richer, smarter, greener, healthier, and happier. — Penguin, 2011.  

Hausmann R. et al. The atlas of economic complexity: Mapping paths to prosperity. — MIT Press, 2014.  

Kotkin J. Richard Florida concedes the limits of the creative class // DailyBeast, 20.03.2013.  

Laundry C. The Creative City. — Earthscan Publications Ltd, 2000.

Schwarzer M. San Francisco by Numbers: Planning after the 2000 census // SF Planning and Urban Research Association. — 2001.  

Scott A. J., Storper M. The nature of cities: the scope and limits of urban theory // International Journal of Urban and Regional Research. — 2015.  

Storper M. Keys to the city: how economics, institutions, social interaction, and politics shape development. — Princeton University Press, 2013.  

Storper M. et al. The rise and fall of urban economies: Lessons from San Francisco and Los Angeles. — Stanford University Press, 2015.


Маршрут мечты! Путешествие по Калифорнии, Неваде и Аризоне на машине

Сан-Франциско. Мост Золотые ворота.Сан-Франциско. Мост Золотые ворота.Сан-Франциско. Мост Золотые ворота.

США одна из лучших в мире стран для путешествий. В своих предыдущих статьях мы рассказывали о путешествии в Нью-Йорк и о том, как на автобусах проехать из Нью-Йорка до Чикаго с посещением Филадельфии и Вашингтона. В этот раз мы хотим рассказать об одном из самых интересных и популярных автомобильных маршрутов в мире.

Три штата и 3500 километров дорог. Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Лас-Вегас и много мелких городков. Дамба Гувера и Гранд Каньон. Тихий океан, горы Калифорнии и пустыня Долины Смерти. На весь маршрут понадобится 12-16 дней. Чем меньше дней будет заложено на поездку, тем меньше времени будет для посещения каждого крупного города.

План поездки

  1. Лос-Анджелес (2-3 дня)
  2. Дорога до Сан-Франциско:
    • Санта-Барбара
    • Солванг
    • Кэмбриа (ночевка)
    • Мак-Уэй Фолс
    • Биксби Бридж
    • 17-ти мильная дорога
  3. Сан-Франциско (2-3 дня)
  1. Дорога до Лас-Вегаса:
    • Бейкерсфилд (ночевка)
    • Долина Смерти
  2. Лас-Вегас (2-3 дня)
  3. Гранд Каньон
  4. Дорога до Лос-Анджелеса:
    • Кингсмен (ночевка)
  5. Лос-Анджелес

Наш Шеви Малибу для поездки до Сан-ФранцискоНаш Шеви Малибу для поездки до Сан-ФранцискоНаш Шеви Малибу для поездки до Сан-Франциско

Аренда автомобиля в США

Как становится понятно из названия статьи, для поездки по данному маршруту необходим автомобиль. С этим всё просто, так как аренда авто в США развита очень сильно. На территории страны работает больше десятка крупных сетевых прокатных фирм и сотни локальных. Есть несколько вариантов как взять машину на прокат:

  • Взять машину на прокат можно на месте, отправившись из аэропорта в одну из фирм. Как правило, у выхода из аэропорта есть остановки на которых останавливаются бесплатные автобусы, которые везут до прокатчиков. Этот вариант включает небольшой риск, так как приехав на стоянку, может оказаться, что в данный момент нет автомобилей подходящего для вас класса.
  • Другой вариант — забронировать автомобиль заранее. Собственно именно так поступили мы. Для аренды авто я могу порекомендовать два сайта: Economybookings и Auto Europe. Второй несмотря на название, так же предлагает автомобили и в США. Предлагаю сравнить цены у обоих и выбрать наиболее интересный для себя вариант.

Совет! Если решите арендовать машину заранее (или на месте) через предложенные сайты, то перед этим не забудьте поискать в интернете скидочные промокоды (вообще это относится ко всему: аренда жилья, экскурсии и т.п.). Таким образом можно сэкономить на каждом бронирование порядка 10%.

Для аренды автомобиля в Америке вам понадобится только обычное российское водительское удостоверение. Так же в ходе оформления договора вам предложат оформить страховки, стоят они не очень дорого и есть смысл их приобрести. Одна страховка защищает ваш автомобиль, а другая чужой и его пассажиров. Так же есть смысл озаботиться о личной медицинской страховке, так как в случае какого либо происшествия, лечение в США может выйти дороже чем вся поездка. Вот тут я написал как быстро и не дорого оформить страховку для путешествий.

Дорога № 1Дорога № 1Дорога № 1

Дальше мы расскажем подробнее о том, как мы преодолели весь маршрут, с некоторыми советами и замечаниями. Сразу отметим, что из Лос-Анджелеса до Сан-Франциско можно доехать на машине всего за один день. Можно проехать по интерстейту № 5 (скоростное шоссе), по нему расстояние между городами около 630 километров. Конечно, намного интересней и увлекательней проехать по побережью Тихого океана по трассе № 1, собственно именно ради этой дороги люди и едут на машине. Расстояние по такому маршруту составит около 730 километров, что тоже вполне реально проехать за один день, но мы не советуем этого делать. На самом деле, дорога настолько красивая и интересная, что по ней хочется ехать минимум 3-4 дня. Мы этого не знали и отвели под неё два дня. В целом это нормально, но это должно быть минимумом.

Для информации. На протяжении всей трассы № 1 вдоль дороги имеются «карманы» для остановки. Они могут быть как по той стороне где вы едете сейчас, так и со стороны встречной полосы движения. Разметка как на фото выше — двойная сплошная запрещает только обгон автомобилей, но разрешает повернуть через неё в «карман» на противоположной стороне пересекая встречную полосу, точно так же потом можно выехать с «кармана» сразу на свою полосу. Это же касается и города. Такую разметку можно пересечь для поворота во двор или на парковку магазина и т.д.

Мы выбрали местом ночевки Кэмбрию из-за того, что она находится ровно посередине между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско. Это удобно, так как в оба дня нужно будет проехать одинаковое расстояние (примерно 370 км) и посетить много интересных мест. А теперь обо всём по порядку.

Ссылки курсивом будут переводить на гугл-карты, на соответствующее место.

Лос-Анджелес — Санта-Барбара — Солванг — Кэмбриа

Лос-Анджелес

О том, что посмотреть в Лос-Анджелесе, как найти недорогое жильё, как и на чем лучше перемещаться по городу можно почитать в нашей статье — Путешествие по Калифорнии. Лос-Анджелес.

Поскольку в первый день нужно будет проехать всего лишь 370 километров и сделать всего пару остановок для прогулки, то из Лос-Анджелеса нет особого смысла выезжать очень рано. Мы жили рядом с даунтаунтом и выехали примерно в девять утра, построив маршрут так, чтобы выехать на Pacific Coast highway и ехать всё время вдоль Тихого океана мимо пляжей Санта-Моники, Малибу и многих-многих других.

Санта-МоникаСанта-МоникаСанта-Моника

Санта-Барбара

Первая остановка будет уже примерно через 150 километров, тут зависит от того, откуда вы выезжаете из Лос-Анджелеса. Санта-Барбара очень милый и спокойный курортный городок с испанской колониальной архитектурой. Мы советуем заехать сюда хотя бы на час-два. Прогуляться по причалу, пройтись по Стейт-стрит и конечно же проехать до старинной испанской миссии с её известными арками. Машину можно припарковать бесплатно на 90 минут на пирсе (мы не смогли, все места были заняты), либо поставить бесплатно на бульваре Карбильо (улица вдоль океана).

Солванг

Городок Солванг находится всего в 60-ти километрах от Санта-Барбары и привлекает туристов своей необычной для этих мест архитектурой. Всего каких-то 200 километров от Лос-Анджелеса и ты попадаешь в Европу. Солванг был основан выходцами из Дании и большая часть зданий (вся центральная часть) построена в датском стиле. Так что мы советуем ненадолго отъехать от океана по трассе № 154 до этого городка, погулять здесь час или два, а потом снова вернуться на трассу № 1. В самом центре города есть бесплатная парковка.

Кэмбриа

От Солвана до Кэмбрии ехать примерно 160 километров. Поскольку городок находится ровно по середине пути до Сан-Франциско, то было решено, что тут удобнее всего сделать ночевку. Получается, что за день проезжаешь всего около 370 километров и при этом посещаешь много интересных мест. Так же это место удобно тем, что здесь очень большой выбор жилья, поскольку почти все городки на побережье курортные, то цены на жильё здесь довольно высокие (на порядок выше чем в Лос-Анджелесе).

В Кэмбрии есть смысл пополнить запасы бензина, так как здесь топливо будет стоить примерно в районе 4,50-4,60 долларов за галлон. Следующая заправка будет через 120 километров уже в Биг-Суре и там бензин стоит около 7,30 долларов за галлон. Если топлива в баке еще много то можно будет доехать до Кармела (240 км от Кэмбрии) и там заправиться по 4$ за галлон.

Для поиска жилья мы рекомендуем пользоваться сайтами Hotellook и Airbnb (по ссылке статья о нём, советую почитать если вы о нём раньше не слышали). Первый ищет отели по всем известным сайтам бронирования, а второй для поиска жилья у частников. В путешествии по США Airbnb очень удобен (особенно в крупных городах). Кстати, при переходе на сайт по этой ссылке будет скидка 10% на первое бронирование.

Ссылка на весь маршрут первого дня поездки на гугл-картах.

КэмбриаКэмбриаКэмбриа

Кэмбриа — Мак-Уэй Фолс — Биксби Бридж — 17-ти мильная дорога — Сан-Франциско

Второй день пути не менее интересный чем первый и вот тут начинаешь понимать, что двух дней для такой дороги не так уж и много. Ведь помимо вышеперечисленного есть еще городки Биг-Сур, Кармел и Монтерей, по которым мы просто проехали, но не успели нормально погулять (нужно было сдать авто в Сан-Франциско до 6 вечера, потом объясним почему).

Мы перечислили самые интересные точки маршрута, где сами останавливались, на самом деле остановок было намного больше, из-за того, что дорога второго дня на всём своём протяжении нереально красивая.

Трасса № 1. КалифорнияТрасса № 1. КалифорнияТрасса № 1. Калифорния

Мак-Уэй Фолс

Первая достопримечательность находится всего в полутора часах езды от места ночевки. Водопад McWay в бухте на берегу океана однозначно стоит посетить. Вдоль дороги много мест для парковки, но почти все они будут заняты, так что возможно придётся подождать, пока кто-то не уедет. Здесь очень много туристов. Короткая пятнадцатиминутная остановка и воспоминания на всю жизнь.

Биксби Бридж

Дальше, после водопада, проехав около сорока километров, мы доехали до следующей достопримечательности — моста Биксби. Сразу после моста будут места для парковки машины. Машин и здесь тоже будет много, но припарковаться проще. Как видно по фотографиям погода менялась очень часто. Около водопада палило солнце и было ясное и чистое небо, а через 40 километров небо уже было затянуто тучами и срывался дождь.

17-ти мильная дорога (17-Mile Drive)

Живописная 17-ти мильная дорога находится в 30-ти километрах от моста Биксби. По пути будет еще курортный городок Кармел-бай—Си, на который у нас к сожалению не было времени. За все наши 3500 километров которые мы проехали эта был единственный участок дороги за проезд по которому нужно было заплатить. Плата составляет всего 10,25$, но объясняется это тем, что это всё частная территория и сама дорога находится в стороне от основной трассы. Сюда стоит заехать, что бы увидеть потрясающие пейзажи и прогуляться по уютным пляжам Тихого океана.

К огромному сожалению времени до сдачи машины оставалось совсем немного и поэтому дальше нам пришлось ехать до Сан-Франциско без остановок и мы не заехали в городок Монтерей, хотя там есть где погулять и что посмотреть. В общем есть повод вернуться.

Сан-Франциско

Во второй день пути в 17:45 мы сдали машину на станции проката. Это было не очень просто, так как на одной из развязок я проехал мимо нужного съезда, собрал все светофоры и казалось что уже точно не успеем приехать до закрытия. Обошлось.

В Сан-Франциско мы решили сдать машину по нескольким причинам:

  • Без машины намного легче найти жильё. Жильё здесь в принципе самое дорогое из всех городов где мы были (включая восточную часть США). Найти жильё с паркингом можно, но существенно сужается круг выбора и увеличивается ценник.
  • Город сам по себе не очень большой и здесь нормально работает общественный транспорт (в отличии от Лос-Анджелеса). К тому же почти все парковки в центре города платные. Поэтому на автобусах и метро здесь перемещаться удобней чем на машине, да и дешевле.

Поэтому было решено, что лучше сдать машину и таким образом увеличить себе выбор арендного жилья и в тоже время сэкономить на аренде машины, которая всё равно просто стояла бы те четыре дня, на которые мы тут остановились.

Ссылка на весь маршрут второго дня поездки на гугл-картах.

Викторианские дома. Сан-ФранцискоВикторианские дома. Сан-ФранцискоВикторианские дома. Сан-Франциско

Дорога из Сан-Франциско до Лас-Вегаса

Есть несколько вариантов как доехать на машине из Сан-Франциско в Лас-Вегас. Можно вернуться в Лос-Анджелес и поехать до Лас-Вегаса из него. Можно проехать с посещением национальных заповедников, в том числе Секвойя и Йосемети. Изначально у нас была идея выбрать второй вариант, но такая дорога заняла бы дня три-четыре, к тому же мы ездили в апреле, а в парках в это время достаточно холодно и они могут быть закрыты из-за снега.

Мы построили себе маршрут так, что бы в середине пути остановиться на ночёвку, а на следующий день перед Лас-Вегасом проехать по Долине Смерти. Протяженность такого пути примерно 1100 километров. Это расстояние можно легко проехать и за один день, но мы разбили дорогу на два дня, так как брали машину на прокат в день отъезда, поэтому из Сан-Франциско выехали только часов около 11-ти дня, да и в целом не хотелось торопиться, понимая, что в Долине Смерти будет много остановок.

Из Сан-Франциско мы поехали по мосту Золотые Ворота, затем по 580-му шоссе доехали до трассы № 99 (можно было и до шоссе № 5) и поехали до городка Бейкерсфилда, где остановились на ночевку. В первый день мы проехали почти половину пути — чуть больше 500 километров. Но и-за позднего выезда и загруженной дороги к мотелю приехали около 7-ми вечера.

В Бейкерсфилде топливо стоит примерно по 4,40$ за галлон. Дальше топливо будет чуть дешевле, в городках около озера Изабелла топливо стоит 3,95-4$.

Ссылка на весь маршрут первого дня поездки на гугл-картах.

Викторианские дома. Сан-ФранцискоВикторианские дома. Сан-Франциско

Долина Смерти

Дорога от Бейкерсфилда до Лас-Вегаса довольно интересная. Часть маршрута проходит по горам с довольно крутым серпантином, по пути будут встречаться горные реки о озёра. Большая же часть пути будет проходить через пустыню, в том числе через национальный парк Долина Смерти.

В двадцатых числах апреля в пустыне температура держалась на уровне +43 +45 градусов. Палящее солнце, сухой обжигающий воздух и ни одного деревца на километры вокруг. В общем, всё как положено.

Почти в самом начале Долины смерти будет природная смотровая площадка Father Crowley Overlook. Советуем сделать здесь короткую остановку.

Риолит

Примерно через 15 километров после пересечения границы штата Невада находится еще одно интересное место — заброшенный городок Риолит. Этот город был основан в начале 1900-х годов кладоискателями. К 1908-му году население города достигало восьми (по другим источникам около пяти) тысяч человек, но из-за быстрого истощения запасов золота жители начали покидать город и уже к 1920-му году там никого не осталось.

Сейчас это бесплатный музей под открытым небом. Здесь остались руины нескольких зданий, в том числе банка и неплохо сохранившейся железнодорожной станции. Кусочек Дикого Запада, где стоит сделать короткую остановку.

Лас-Вегас

За второй день пути мы проехали около 580-ти километров. На самом деле это были пятьсот восемьдесят очень интересных километров. Это классно, когда ты оказываешься в таких местах, которые совершенно необычны для тех регионов, откуда ты сам. Собственно, именно ради этого мы все и путешествуем.

И так, Лас-Вегас. Третья большая остановка в нашем огромном маршруте. Позади уже почти 1800 километров, а впереди три дня отдыха. Отдельно стоит заметить, что бассейн в мотеле оказался очень к месту.

Здесь машину мы не стали сдавать, так как в один из дней ездили к Плотине Гувера.

Ссылка на весь маршрут второго дня поездки на гугл-картах.

Ночной Лас-ВегасНочной Лас-ВегасНочной Лас-Вегас

Гранд-Каньон, или Туда и обратно

Давно известно, что время наш самый ценный ресурс. Его всегда не хватает, а в отпуске особенно. Потому, мы не могли надолго задержаться в Гранд-Каньоне и съездили к нему лишь на пару часов, но они того стоили!

Ближайший доступный для посещения участок Большого-Каньона находится в 450-ти километрах от Лас-Вегаса. Данная туристическая зона называется South Rim Trail. Въезд на территория заповедника стоит 35$ с машины, за эти деньги здесь можно находиться до семи дней.

Также в эту часть каньона можно попасть с экскурсией из Лас-Вегаса. Посмотреть план тура, актуальную цену и забронировать место можно по ссылке на сайт Musement.

Кингман

Поскольку уже через день нам нужно было улетать в Москву из Лос-Анджелеса, то погуляв пару часов по каньону мы поехали обратно. В начале одиннадцатого вечера мы доехали до городка Кингман, который уже проезжали утром, когда ехали к каньону. Здесь мы и остановились на ночь в одном из многочисленных мотелей.

Городок примечателен тем, что через него проходит знаменитая американская трасса Routh 66, а еще тем, что топливо здесь стоит в районе 3 — 3,30$ за галлон.

Всего за день мы проехали чуть больше 620-ти километров. Много времени провели за рулём, но поездка в Гранд-Каньон того стоила, к тому же дорога не очень тяжелая. Ссылочка на весь маршрут тут.

KingmanKingman

Возвращение в Лос-Анджелес

На следующий день оставался один большой заезд до Лос-Анджелеса. Между ним и Кингманом примерно 520 километров. Мы же решили сделать небольшой крюк и проехать лишние 70 километров, что бы заехать в интересное для себя место. Да, являясь давними поклонниками творчества Квентина Тарантино, мы не могли проехать мимо церкви, в которой снимались некоторые сцены в фильмах Убить Билла, тем более, что она была почти по пути.

The Kill Bill ChurchThe Kill Bill ChurchThe Kill Bill Church

Снова Лос-Анджелес

Спустя десять дней и почти три с половиной тысячи километров мы вернулись в Лос-Анджелес. Это была славная поездка. Путешествие которое запомнишь на всю жизнь и которое хочется повторить. Да, оно было и весьма дорогое, но оно стоило каждого потраченного цента.

Еще такие путешествия позволяют понять, что нет ничего невозможного. И повышают планку. В планах (возможно и обозримых) объехать на машине Европу, а когда-нибудь и пересечь Америку от Атлантического океана до Тихого.

Конец Трассы 66Конец Трассы 66Конец Трассы 66

Заканчивается трасса 66 в Санта-Монике. Как и этот рассказ.

Читайте по теме:

Поездка в Нью-Йорк самостоятельно.
Планирование путешествий.
Лучшие сайты и приложения для путешествий.
По США на автобусе. От Нью-Йорка до Чикаго.
Автобусы в США.

Путь из Сан-Франциско в Лос-Анджелес

Вспомнив, что мой приятель Илья сейчас путешествует по Америке, а когда-то он «сподобил» меня написать о Сан-Франциско, я решил ещё раз вспомнить тот далекий вояж по Западному побережью США в 2009 году. Итак, после Сан – Франциско мы с братом двинулись вниз на юг в сторону Лос Анджелеса. По дороге ещё планировали сделать остановку в древней столице Калифорнии – городе Монтеррей.

1.

В пути нужно было остановиться поесть и я помню, что мне очень запомнился тихий милый афганский ресторанчик в пригороде Сан-Франциско Сан-Карлосе, куда мы заехали, чтобы пообедать.

2.

Ресторанчик очень классный, а афганская кухня бесподобна, вообще посетить страну Афганистан – давно является моей заветной мечтой, несмотря на то, что страх тоже присутствует. Ещё раз сразу, приношу извинения за огромное количество «луков» на фотографиях, в то время других у меня попросту не было, а написать про США хотелось.

Ресторан мне очень понравился, а я даже не удосужился сделать несколько кадров его антуража, остается довольствоваться лишь «луком» брата и вывеской с надписью «Kabul».

3.

Ну а потом трехчасовая дорога до Монтеррея. В историческом парке города (Monterrey State Historic Park), нам повезло, и мы застали выставку старинных американских автомобилей, которые в движении увидеть можно, разве что в столь любимой мной Кубе.

4.

5.

6.

Мне очень нравятся смешные маечки, я даже иногда, покупаю их для коллекции. В Монтеррее была информативная маечка, которая нашла целых 24 причины, почему шоколад лучше чем секс. По мне так такие «т-шорты» гораздо круче, чем какая-нибудь банальщина с лейблом «Boss» или «Lacoste» в правом верхнем углу.

7.

В Монтеррее мы остановились на ночлег в прекрасном мотельчике Deer Heaven Inn, с большими номерами, завтраком и даже ДВД плеером в номере. Он находился в уютном тихом месте — Пасифик Грув – это этакий пригород Монтеррея на океанском побережье.

На утро, проснувшись очень рано я направился купаться в океане, я стараюсь всегда купаться в океанской воде, какая бы ни была погода. Не так давно проделывал это в Новой Зеландии, ну и калифорнийский Монтеррей не стал исключением.

Дорога к пляжу в Пасифик Грув.

8.

Водичка более чем прохладная, но зато сильно бодрит и ты возвращаешься в отель уже безо всяких остатков сна.

9.

К сожалению более или менее купальных фоток не получилось, лишь одна шевелёнка и технический брак, поэтому приходится выкладывать такие.

10.

На пляже ещё валялись водоросли совершенно огромных размеров.

11.

Если крутить их как лассо и попасть в человека, должно быть довольно больно, но попробовать не получилось, так как мой брат увернулся))).

12.

13.

Водичка бодрила настолько сильно, что пришлось поправлять здоровье французским коньячком у камина, который тоже предусмотрительно был в номере, столь полюбившегося мне отеля.

14.

Вот такой вот классный отель в Монтеррее, прямо на пляже с камином и интернетом. Тогда был ещё жив мой маленький ноутбук Сони, который на момент его покупки в 2007 году был чуть ли не единственным маленьким лаптопом, и только потом валом стали появляться так называемые «нетбуки».

15.

Когда едешь на машине по Западному побережью США можно останавливаться в маленьких прибрежных тихих городках и наслаждаться тишиной. Все они по-своему прекрасны. Вот ещё один мелкий городишка Carmel – by – sea.

16.

Cама по себе дорога Сabrillo highway изобилует очень красивыми пейзажами.

17.

18.

Здесь же находится одно из самых красивых мест на западном побережье США — Биг Сюр.

19.

В Биг Сюре есть парк и можно увидеть очень красивые американские деревья. Дорога в этом месте по побережью идёт через леса и здесь расположено много интересных отелей – лоджей.

20.

21.

22.

Когда едешь в сторону Лос-Анжелеса дорога почти все время идёт вдоль побережья.

23.

Дальше по пути плановая остановка в San Simeon State park и здесь на Vista Point можно увидеть огромное лежбище морских котиков, которых нельзя ни трогать ни кормить.

24.

25.

26.

27.

28.

Ну и уже почти на подъезде к Лос Анжелесу интересно будет посмотреть «маленькую Данию» в Америке. Сольванг — небольшой городок где всё: пекарни, рестораны, магазины предлагают туристам почувствовать вкус Дании в Калифорнии.
Много домов здесь выстроено чисто в датском стиле.

29.

Есть здесь бюст знаменитого датского писателя Ганса Кристиана Андрерсена, если я не ошибаюсь, то такой же бюст расположен и в Копенгагене, в котором у меня все никак не получается побывать.

30.

31.

Перед прибытием в огромный конгломерат Лос Анжелес мы с братом ещё заехали в знаменитую Санта Барбару, когда-то все бабушки в нашей стране с упоением смотрели одноименный блевотный сериал, а поскольку фотографировал я тогда «знатно», кроме нескольких «бракованных» фотографий я этот город так и не запечатлел.

32.

33.

На этом я наверное завершу свой рассказ о переезде из Сан Франциско в Лос Анджелес, следующие несколько дней я провёл именно в этом городе, правда жил я не в самом, а в его пригороде Оранж Каунти…..

Другие отчеты из путешествия по Западному побережью США

1). Сан-Франциско

To be continued…