Почему дочь Галы не общалась с матерью, и как сложилась её жизнь: «дитя сюрреализма» Сесиль Элюар
Как известно, у Сальвадора Дали не было детей. А вот у его музы и супруги Галы была дочь, появившаяся на свет в первом браке Елены Дьяконова и Поля Элюара. Сесиль Элюар прожила без малого сто лет и на протяжении всей своей жизни старательно избегала публичности.
Была ли счастливой судьба этой девочки, получившей прозвище «дитя сюрреализма», и почему она никогда не давала интервью ни о своей матери, ни о её эпатажном муже, гениальном Сальвадоре Дали?
Плод любви
Елена Дьяконова Гала и Поль Элюар. / Фото: www.mtdata.ru
Знакомство Поля Элюара и Елены Дьяконова состоялось в 1912 году в швейцарском городке Клавадель, где они оба оказались на лечении в местном санатории. Разъехавшись после окончания курса, Поль и Елена не потеряли друг друга из вида. Первое для обоих чувство было ярким, а желание прожить вместе всю жизнь казалось вполне естественным.
Елена Дьяконова. / Фото: www.sm-news.ru
Разлука лишь распалила их страсть, а Первая мировая война стала тем катализатором, который лишь ускорил их воссоединение. Гала приехала к возлюбленному в Париж, а он даже не смог встретить её на вокзале из-за службы в армии. Впрочем, в его чувствах ей сомневаться не приходилось.
Семья Поля приняла подругу сына довольно прохладно, но для влюблённых это не имело никакого значения. В мае 1918 года, спустя почти полтора года после бракосочетания Поля и Галы, на свет появилась малышка Сесиль.
Дитя сюрреализма
Сесиль Элюар на руках матери. / Фото: www.izbrannoe.com
Поль сразу же проникся нежностью к крохе, ведь он находил в ней черты любимой женщины. Но для Галы рождение дочери стало помехой к привычному и свободному образу жизни. Молодая мама не могла больше вести споры о судьбе искусства, блистать в обществе, доказывая самой себе и окружающим собственную уникальность и возвышенность.
В то время, как муж встречался с деятелями искусства, Гала вынуждена была скучать в обществе дочери. В такие дни Гала сердилась и, кажется, даже ненавидела Сесиль. Со злостью, которую молодая мать даже не пыталась скрывать, гала отправляла дочь «погулять в саду». Она винила дочь в том, что оказалась оторвана от общества. И обрекала на тоскливое одиночество собственную дочь, проводившую время где-то за границами материнской любви. Сесиль не суждено было почувствовать на себе любовь мамы.
Сесиль Элюар с родителями. / Фото: www.izbrannoe.com
Зато отец души не чаял в своей малышке. Как только она подросла, он обязательно водил её повсюду с собой и с гордостью представлял своим друзьям. Другое дело, что Сесиль повышенное внимание со стороны отцовских друзей не слишком нравилось. Ей они все казались старыми и скучными. Кроме, может быть, Пабло Пикассо, посещавшем в компании девочки боксёрские матчи и позволявшим ей без предупреждения навещать его в мастерской.
Пабло Пикассо, портрет Сесиль Элюар. / Фото: www.pinimg.com
Макс Эрнст и Пабло Пикассо рисовали Сесиль, Майн Рэй фотографировал её, малышка терпеливо позировала, но ей и в голову не приходило гордиться своим окружением. Она считала такое положение вещей вполне естественным. Впрочем, другого она и не знала. Лишь одно беспокоило Сесиль – полнейшее равнодушие к ней матери.
Вечная боль
Елена Дьяконова Гала и Поль Элюар. / Фото: www.twimg.com
Могла ли Сесиль не видеть, что происходит в жизни родителей? Сначала с ними вместе поселился Макс Эрнст, а папа на глазах дочери становился всё мрачнее. Но Поль Элюар мужественно делал лицо, пытаясь оставаться верным пропагандируемым в их кругу принципам свободной любви. Он не представлял своей жизни без Галы и готов был на всё, чтобы только удержать её.
После Поль попытался сбежать от наваждения по имени Гала в Азию, но ничего у него не вышло. Но главное испытание ждало его впереди. Когда в жизни Галы появился Сальвадор Дали, ему пришлось навсегда проститься с женой. Как и Сесиль предстояло попытаться забыть о матери.
Гала и Сальвадор Дали. / Фото: www.vecernji.hr
После того, как Гала и Сальвадор Дали стали жить вместе, мать перестала даже вспоминать о том, что дочь вообще была в её жизни. Впрочем, точно с такой же лёгкостью она вычеркнула из памяти свою первую любовь. Поль Элюар отчаянно тосковал, взывал к жалости и материнским чувствам, но всё было тщетно, Гала свой выбор уже сделала.
Позже Поль приведёт в дом свою вторую жену, которая в то время была представительницей древнейшей профессии. Ранимая и хрупкая Нуш, волею судьбы оказавшаяся на панели, постаралась стать Элюару хорошей женой и стать матерью для девочки. Сесиль тепло относилась к Нуш, но это была совсем не мама.
Сесиль Элюар с отцом. / Фото: www.liveinternet.ru
Сесиль Элюар впервые вышла замуж в 20-летнем возрасте за поэта Люка Декана, однако очень быстро с ним рассталась. В 26 лет она отправилась под венец с художником Жераром Вуллени. Позже она выходила замуж ещё два раза.
Спустя два года после второго замужества Сесиль скончалась Нуш, и любящая дочь, как могла, поддерживала отца, тяжело переживавшего утрату. Он пережил свою вторую жену всего на четыре года, правда, до того, как покинуть этот мир в 1952 году, он успел жениться на Доминик Лемор.
Гала и Сальвадор Дали. / Фото: www.pinimg.com
Гала никогда не поддерживала отношений с дочерью, и Сесиль лишь из газет узнала о тяжёлом состоянии матери. Тогда, в 1982 году дочь Галы сорвалась с места и отправилась в Порт-Льигат, надеясь на прощание увидеть женщину, вычеркнувшую её из своей жизни.
Но прислуга даже не пустила её на порог, поставив в известность: Гала не испытывает никакого желания видеть дочь. Блистательная Гала, вдохновительница и муза Дали, не позволила Сесиль обнять себя даже перед лицом смерти. А сама не вспомнила о ней, составляя завещание.
Сальвадор Дали «Портрет Поля Элюара». / Фото: www.artchive.ru
Но Сесиль проявила характер и по совету адвоката всё же заявила права на часть наследства. Спор между дочерью Галы и Испанским правительством закончился взаимовыгодно и даже без суда. Сесиль получила несколько экземпляров из коллекции своей матери, в том числе написанный Сальвадором Дали «Портрет Поля Элюара», и приличную сумму, исчисляемую миллионами долларов.
Сесиль Элюар. / Фото: www.elpuntavui.cat
После смерти матери Сесиль Элюар вовсе исчезла с поля зрения общественности. Она прожила тихую и незаметную жизнь, и всю жизнь занималась редкими и старинными книгами. Растила троих детей, позже радовалась появлению на свет внуков и правнуков. Им она и передала свою страсть к литературе и искусству.
Сесиль Элюар ушла из жизни 10 октября 2016 года и была похоронена рядом с отцом и его второй женой Нуш на кладбище Пер-Лашез.
Подпишитесь на наш канал
Её имя вошло в историю искусств благодаря Сальвадору Дали, чьей женой и музой она была на протяжении многих лет. Ей удалось стать для него одновременно матерью, любовницей и другом, абсолютно незаменимой и обожаемой. Но Дали был далеко не единственным мужчиной для нее. Гала никогда не отказывала себе в своих желаниях и заставила художника потакать всем ее прихотям.
kulturologia.r
Читать онлайн «Погружение в Театр-музей Дали. Книга-экскурсия, или Практическое пособие по выживанию», Сергей Захаров – Литрес, страница 6
Дочь Гала – Сесиль Элюар
Сесиль Элюар с Гала и Полем Элуаром
Каждый раз, без исключения, туристы просят меня рассказать о дочери – я имею в виду не дочь Сальвдора Дали, который, как известно, детьми отягощен не был, а дочь Гала. Все-таки до того, как сделаться спутницей жизни и музой каталонского художника, Гала более десяти лет прожила в замужестве с Полем Элюаром (наст. имя – Эжен Грендель), и, как известно, в браке этом родила своего единственного ребенка: дочь по имени Сесиль.
Все, что окружало эту удивительную женщину, уроженку Казани Елену Дьяконову, более известную, как Гала, вызывало и продолжает вызывать повышенный интерес у наших туристов, и Сесиль, ее родная дочь – не исключение. Однако насколько публичными персонами были Сальвадор Дали, Гала или Поль Элюар, отец Сесиль – настолько сама она всю свою жизнь всячески сторонилась известности.
Сесиль Элюар фактически не давала интервью, упоминания о ней в литературе очень немногочисленны, скупы по объему и редки. Да, пока были живы ее отец и мать, она изредка и вскользь, лишь вынужденно и очень отраженно, как далекая тень своих знаменитых родителей, возникала на общественном небосклоне, но после смерти Гала летом 1982-го года канула во тьму неизвестности окончательно.
Не сомневаюсь, в последние лет двадцать или двадцать пять все, или почти все, были абсолютно убеждены, что Сесиль Элюар тихо и мирно скончалась и давно пребывает в ином, лучшем из миров – однако на самом деле это совсем не соответствовало истине. «Пациент был скорее жив, чем мертв.» Рожденная в далеком 1918-ом, дочь Поля и Гала прожила, оказывается, очень долгую, длиною без малого в целый век, жизнь и умерла совсем недавно, 10 августа 2016 г., в Париже.
Этой статьей мы постараемся хоть немного нарушить информационный вакуум, окружавший и продолжающий окружать эту женщину – Сесиль Элюар. Итак, «дитя сюрреализма» – прозвище, данное ей, как нельзя более точно отражает атмосферу, в которой прошли детские годы Сесиль. Да, от самого рождения ее окружали выдающие художники, фотографы, писатели и поэты, чьи имена золотыми буквами будут вписаны в историю авангардного искусства 20-го столетия – что, впрочем, в силу возраста она вряд ли могла оценить по достоинству.
«Отец повсюду брал меня с собою и обожал показывать своим друзьям – что мне не очень-то нравилось. Все они казались мне слишком старыми, утомительными и скучными. Все, за исключением Пикассо. Тот водил меня на боксерские матчи, и, кроме того, я была единственной, кому разрешилось приходить к нему в мастерскую на улице Грандс Августинс в Париже – без приглашения и когда мне вздумается».
«Скучные» друзья Поля Элюара – Луис Буньюэль, Ман Рэй, Макс Эрнст, Марсель Дюшан, Луи Арагон, Рене Магритт, то есть люди, которые во многом определили развитие всего авангардного искусства 20-го века – малышку Сесиль действительно обожали. Да и как могло быть иначе?
Так сложилось, она была первым ребенком, родившимся в этом славном сюрреалистическом братстве, с поистине революционным жаром ниспровергавшем все буржуазные ценности, в том числе и классический институт семьи – однако бессильном, к счастью, вытравить из своих адептов обычные человеческие чувства: такие, например, как любовь к детям.
Ман Рэй без конца фотографировал ее, Макс Эрнст и Пикассо с тем же увлечением рисовали Сесиль – более «звездное» детство, кажется, трудно себе и представить! Впрочем, сама Сесиль относилась к этому совершенно спокойно – так уж получилось, да и выбора ей, в конце концов, никто не предоставил.
«Звездной» болезнью ни тогда, ни после Сесиль, к чести ее, совершенно не страдала. «Моя жизнь? Моя жизнь была самой что ни есть обычной. Вот только окружение обычным назвать было нельзя, уж точно,» – любила уже в преклонные годы повторять она. Гораздо больше уже в детские годы Сесиль беспокоило то, чему впоследствии суждено было превратиться в главную трагедию ее жизни – полное отсутствие материнской любви.
Элюар и Гала познакомились в санатории в швейцарском местечке Клавадель, близ Давоса, где проходили курс лечения от туберкулеза. Им было «тридцать пять на двоих», как метко выразился в свое время Борис Гребенщиков, и оба влюбились друг в друга без памяти. Да и что может быть прекраснее первой любви? Как сказано в одном романе о Барселоне:
«…Эта самая „первая“ – до бессонницы и удушья; до внутренних бессильных слез от неумения прокричать о ней так, чтобы тебя услышала та, единственная и одна; до ежесекундной, ноющей сладко боли; до безумных и бесконечных качелей над пропастью: от полного неверия к робкой надежде и обратно – словом, самая обычная первая любовь сразила, словно слепо павший из космоса метеорит, маленького Пуйджа в четырнадцать лет…» – но вернемся к Гала и Полю.
Чувства эти сохранились и после того, когда курс лечения завершился, и влюбленным пришлось расстаться: Поль Элюар вернулся в Париж, Гала – в Москву. Расстояние не охладило накал чувств, а разразившаяся вскоре Первая Мировая Война только, кажется, ускорила решение к которому неизбежно шли оба: в этой жизни им суждено быть вместе. Так Гала, проехав на поездах половину континента, оказалась в Париже – призванный на военную службу Элюар не смог даже встретить ее, да и семья его поначалу приняла «эту непонятную россиянку» холодно.
В феврале 1917-го они поженились, и беременная к тому времени Гала отправилась в Нормандию, где у родителей Элюара имелся дом – подальше от подвергавшегося регулярным бомбардировкам Парижа. Именно там, 10 мая 1918-го г., и появилась на свет крошка Сесиль Элюар.
Часть, в которой служил ее отец, была расквартирована тогда в Леоне, и горячо ждавший рождения своего ребенка Поль не смог, к своему величайшему сожалению, присутствовать при ее рождении. Однако, узнав, что роды прошли успешно, он был на седьмом небе от счастья – он страстно хотел этого ребенка, и впоследствии отца и дочь связывали самые сильные чувства.
Чего, кстати, совершенно не скажешь о маме – Гала. Очевидно, роль матери не совсем входила в ее планы – вот почему на немногочисленных фотографиях той поры Гала выглядит скорее озадаченной, удивленной и недовольной, чем счастливой.
Вскоре выяснилось, что материнский инстинкт вовсе не фигурирует в числе достоинств Гала, которая проявляла к Сесиль удивительное равнодушие. Несомненно, она видела в дочери прямую угрозу тому свободному и богемному образу жизни, который был принят в творческой среде и к которому она быстро и охотно привыкла.
Как вспоминала Сесиль, одно время они жили в небольшой деревушке Обонь, неподалеку от Парижа, и каждый раз, когда Поль Элюар уезжал на очередное собрание кружка сюрреалистов в столицу, Гала, вынужденная оставаться с дочерью дома, почти ненавидела ее за это.
«Поди погуляй в сад» – эту фразу в таких случаях Сесиль приходилось слышать от матери чаще всего. Гала была вне себя от досады – и чувства свои вымещала на дочери. Где-то там сиял тысячами огней обольстительный Париж, и утонченные интеллектуалы, одним из которых был ее муж, жарко спорили о судьбах мирового искусства – а она, Гала, привыкшая блистать и очаровывать – оказалась выброшенной на обочину этой яркой соблазнительной жизни. А все из-за нее – Сесиль!
И потому ребенок, инстинктивно тянувшийся к матери, голосом, в котором Гала даже не пыталась скрыть злобу, отправлялся в пресловутый сад – куда угодно, только бы с глаз долой! Этот «сад», где Сесиль вынужденно проводила долгие одинокие часы, она, в конце концов, просто возненавидела и запомнила на всю жизнь – он сделался для нее символом жестокой материнской нелюбви.
дочь гала сесиль элюар, экскурсии в музей дали, экскурсии по объектам дали
Кстати, именно в этом уютном домике в Обоне в течение года с четой Элюар и их дочерью проживал немецкий художник-сюрреалист Макс Эрнст, и с этим видным голубоглазым арийцем (к тому же, весьма талантливым художником) у Гала закрутился бурный, я бы сказал, испепеляющий роман – с которым Полю, дадаисту и сюрреалисту, активному стороннику свободной любви, оставалось только смириться.
«Шведская семья», «хозяйство на троих» – назвать такого рода отношения можно как угодно, но их сомнительной сути это не меняет.
Художник-гость, к которому Гала испытывала все большую страсть, расписал в доме фресками все стены и, в конце концов, выжил оттуда хозяина-поэта. В отчаянии, наевшийся сверх меры пресловутой «свободной любви» Поль пытался сбежать от жены и друга, с которым приходилось делить жену, в Азию – однако из бегства этого ничего не вышло.
К тому времени Гала сделалась его абсолютным наваждением, от которого он так и не смог избавиться до конца своих дней. Способствовали ли эти «африканские страсти» безоблачному детскому счастью Сесиль? Нет, и еще раз нет.
Впрочем, худшее еще ждало девочку впереди. В 1929-ом Гала и Дали впервые увидели друг друга – и после первой встречи уже не расставались.
До того у Сесиль все-таки была какая-никакая, пусть и не особенно любившая ее, мать. В новой жизни Гала места для Сесиль попросту не нашлось.
Конечно же, нужно принять во внимание крайне сложные финансовые обстоятельства, сопровождавшие начало совместной жизни Дали и Гала (был период, когда у них было ни гроша, равно как не имелось и крыши над головой), однако это не отменяет непреложного и жестокого факта: Гала, уйдя к новому спутнику жизни, решительно и даже, создается впечатление, с видимым облегчением навсегда вычеркнула родную дочь из жизни.
Не раз и не два я уже высказывал эту мысль, повторю ее и сейчас: очевидно, отмеренных Гала Всевышним запасов душевного тепла хватало лишь на одного человека одновременно – и таким человеком сделался для нее 25-летний каталонский художник.
Точно такая же особенность была, кстати, присуща и Сальвадору Дали, и в этом он и Гала были похожи, как самые настоящие близнецы. Что до Поля Элюара – впавший в пожизненную зависимость от Гала, он страдал безмерно, не в силах поверить, что в этот раз Гала ушла от него навсегда. Он бесконечно писал ей полные тоски и эротики письма, тщетно надеясь, что наваждение в лице Дали не продлится долго.
Хватаясь за всякий шанс вернуть Гала, он пытался взывать к ее материнским чувствам: «Пиши почаще Сесиль, которая очень по тебе скучает. Я так сильно люблю ее, ведь у нее твои брови, твои глаза, потому что она твоя – и моя – дочь.»
Однако Гала не из тех, кого можно пронять сентиментальными вздохами. Страдающий и одинокий, Элюар подбирает на панели Нуш – бывшую танцовщицу, которая оказалась не в лучшей ситуации и на тот момент времени зарабатывала на жизнь проституцией.
Такая же ранимая и хрупкая, как и сам Поль, Нуш станет ему любовницей, а затем и женой, хотя в глубине души не без печали будет осознавать, что в сердце Элюара на первом месте всегда будет Гала.
По словам самой Сесиль, они с Нуш прекрасно ладили, хотя мать ей новая избранница Поля заменить так и не смогла. Да это и невозможно в принципе, ведь мать, по словам той же Сесиль, бывает только одна. Кстати, именно в этот период отношения между Сесиль и Пикассо были отмечены особой теплотой – даже в отпуска они выбирались одной компанией.
В 1938-ом, в возрасте 20 лет, Сесиль вышла замуж в первый раз – за поэта Люка Декана, брак с которым не продлился долго. В 1946-ом она снова сочеталась узами брака: на этот раз с художником Жераром Вуллени, а после бывала замужем еще дважды.
В 1948-м умерла Нуш, вторая супруга Элюара, что стало для него тяжелейшим ударом – и Сесиль, беременная в то время дочерью Клер, постоянно была в то время рядом с отцом.
Поль Элюар, успевший еще раз жениться на Доминик Лемор, умер четырьмя годами позже, а вот Гала – мать, которой у Сесиль никогда не было – пережила первого мужа на целых 30 лет и умерла 10 июня 1982-го, в возрасте 88 лет.
Со смертью Гала, похороненной в своем замке в Пуболь, связан и еще один печальный для Сесиль эпизод. Как мы уже сказали, никаких отношений с дочерью Гала не поддерживала, и о том, что мать ее находится при смерти, Сесиль узнала из газет.
Бросив все, она помчалась в возлюбленный и воспетый Дали Порт-Льигат, на самый что ни на есть средиземноморский край света, однако увидеть мать ей так и не довелось. Дверь открыла прислуга, заявившая, что Гала не желает видеться с дочерью.
Исходило ли это указание в тот момент от самой Гала, которая в последние недели находилась в практически бессознательном состоянии, либо таковы были инструкции, полученные служанкой загодя – неизвестно, но Сесиль, готовая простить свою сбежавшую однажды и навсегда мать, простить и примириться с ней, оказалась лишена даже этой возможности.
Кроме того, Гала ни словом, ни полсловом не упомянула Сесиль в своем завещании. Через два дня после смерти была обнародована последняя воля умершей, согласно которой знаменитая коллекция Гала переходила супругу, Сальвадору Дали, а после его смерти – театру-музею Дали в Фигерасе.
От себя отмечу, что коллекция эта, которую Гала собирала на протяжении всей жизни и которая на момент смерти владелицы хранилась в Женеве, вовсе не пустячок: она включала в себя 75 замечательных работ Сальвадора Дали, среди которых стоит упомянуть такие известные вещи, как «Великий мастурбатор» и «Загадка Гитлера»!
Возмущенная до глубины души этим финальным проявлением материнского равнодушия, Сесиль, по совету своего адвоката, заявила свои права на часть наследства матери – что на наш взгляд, более, чем справедливо.
Однако спор между Сесиль и Испанским правительством, представлявшим интересы Сальвадора Дали, удалось, в конце концов, удалось уладить без судебных тяжб.
Между сторонами было достигнуто мировое соглашение, в соответствии с которым Сесиль получила две работы Де Кирико, одну гуашь Пабло Пикассо, и две картины Сальвадора Дали, одна из которых – знаменитый «Портрет Поля Элюара» (впоследствии Сесиль продала его за 22 с половиной миллиона долларов), над которым Дали работал как-раз в то для кого-то роковое, а для кого-то счастливое лето 1929-го, в Кадакесе, одновременно воруя у Элюара жену, а у Сесиль – мать. Кроме того, ей достались 2,3 миллиона долларов и 50 миллионов песет.
Но снова, заметьте, снова мы говорим о чем угодно, но только не о самой Сесиль! Вот он, парадокс «дочери сюрреализма», возраставшей в окружении звезд необычайно ярких – но прожившей жизнь самую тихую и незаметную.
Жизнь, по своему определению сторонящуюся всякого шума, вспышек софитов и суеты. Почему? Да потому что главной страстью Сесиль были книги. Увлечение старинными и редкими книгами в конце концов переросло в профессиональную деятельность, которой, вплоть до самого удаления от дел, она занималась в Канне.
Что оставила после себя эта женщина, всю жизнь ощущавшая на себе холодный и подавляющий свет ее великой и недоступной матери? Троих детей, семерых внуков, трех правнуков…
Как сказано на официальной странице «Ассоциации друзей Поля Элюара», почетным президентом которого являлась Сесиль, «всю жизнь она честно и преданно служила своему любимому делу; любовь и щедрость были ее главными качествами, и свою страсть к искуcству и литературе она передала своим детям…»
Сесиль умерла 10 августа 2016-го г. , а тремя днями позже была похоронена на кладбище Пер-Лашез, рядом с отцом и его второй женой, Нуш.
Дали – художник трамонтаны
Дали – художник трамонтаны
Машина, между тем, мчит дальше. Когда на зеленом дорожном знаке появляется слово «Emporda», я незменно сообщаю туристам:
– Вот, теперь мы в мире Дали. Надеюсь, сегодня нет трамонтаны. Хотя, исходя из темы экскурсии – лучше бы была. Ведь Дали называл себя художником трамонтаны!
– А что такое трамонтана? – обязательно спросит кто-то из туристов. Потому что словечко яркое, само по себе напоминающее бесконечный звон колокольчиков на сильном ветру, и, вроде бы, все его где-то уже слышали, вот только где и когда – вспомнить не могут.
Конечно же, я рассказываю. Об этом нельзя не знать – если хочешь понять, что же это такое – Сальвадор Дали.
Трамонтана – холодный и сухой северный ветер, зарождающийся на вершинах Пиренейскийх гор. Теплые воздушные массы с равнин поднимаются к заснеженным пикам Пиренеев, охлаждаются там и, используя спускающиеся к морю горные склоны в качестве идеальной площадки для разгона, устремляются вниз, к водам Средиземного моря, набирая пугающую скорость и мощь.
Ветер этот всегда дует с гор в направлении моря: собственно, и название его происходит от латинского «transmontanus» – «идущий сквозь горы».
Особенно злобная трамонтана задувает поздней осенью и зимой на севере Каталонии, в долине Ампурдан, из-за чего, по меткому определению каталонского поэта Жоана Марагаля, эта местность носит прозвище «Дворец Ветра».
Порывы трамонтаны достигают скорости 230 км в час, а то и более – известны случаи, когда по причине трамонтаны железнодорожные составы сходили в путей, а машины, словно игрушечные автомобильчики, сбрасывало с трасс. Но это, пожалуй, экстрим, который ни в коей мере не определяет истинной сути трамонтаны.
А суть эта в том, что, начавшись, трамонтана может дуть со средней скоростью в 90—130 км в час по 8—10 дней кряду, не стихая ни на минуту. Представьте, что ваш город поместили в аэродинамическую трубу, установили там попрочнее – и забыли на десяток дней. То, что в течение пяти минут может казаться необычным развлечением, быстро превращается в выматывающую, лишающую сил и рассудка пытку.
Трамонтана сводит с ума. Неспроста в долине Ампурдан на преступления, совершенные на почве страсти, вплоть до самых серьезных, до конца 19-го века закон смотрел сквозь пальцы – если только преступление было совершено в период, когда дула трамонтана.
Крайне разрушительное воздействие трамонтаны на психику отмечают и современные ученые. Возможно, дело в порождаемых трамонтаной звуковых волнах определенной частоты, не слышных человеческому уху, но серьезнейшим образом нарушающих психический баланс человека.
Для людей, склонных к депрессиям, этот ветер – настоящее бедствие, которое далеко не всегда удается пережить: не случайно наиболее высокий процент самоубийств в этой местности отмечается именно в периоды трамонтаны.
Впрочем, и самые психологические устойчивые жители региона страдают от трамонтаны. Помню, в беседе с нами один знакомый немец из Эмпуриа Брава – огромный, мощный седой старик, приехавший когда-то в Каталонию заниматься ресторанным делом, проживший здесь более полувека – на вопрос: «нравится ли ему здесь жить» немного подумал и ответил так: «Да, пожалуй, очень нравится. Я прожил здесь большую часть жизни. Моему сыну уже за 50. Я каждый день работал. Пять раз, правда выезжал погулять в Барселону. Все хорошо. Все замечательно. Я кое-чего добился. У меня был один ресторан – теперь два. Я всем доволен. Но эта трамонтана… К ней я привыкнуть я так и не смог.»
Можете себе представить: если даже люди-роботы – немцы боятся этого ветра, то что уж говорить о гораздо более импульсивных каталонцах…
Можете себе представить: если даже люди-роботы – немцы боятся этого ветра, то что уж говорить о гораздо более импульсивных каталонцах… Мы и сами знакомы с трамонтаной далеко не понаслышке. Ощущения, доложу я вам – непередаваемые!
Ты выезжаешь из солнечной и спокойной Барселоны, мчишься в сторону Франции, добираешься до долины Ампурдан – и начинается!
Машина в две с лишним тонны вдруг резко теряет в весе и принимается рыскать по трассе, словно слепой щенок. Добро пожаловать в трамонтану!
Меняется пейзаж, и ты замечаешь вдруг, что деревья здесь растут под углом в сорок пять градусов, в вечном поклоне по направлению к морю.
Облака сплющиваются, делаются продолговатыми и плоскими, как гигантские блюдца, а потом и вовсе исчезают.
Воздух делается чист, прозрачен и звонок – кажется, тронь его пальцем, и он запоет, как горный хрусталь. Однако не стоит и пытаться опустить в машине стекло – сразу же целая стая демонов, завывая на разные голоса, ворвется внутрь: добро пожаловать в трамонтану!
Открыть на стоянке дверь с водительской стороны зачастую просто невозможно – такова сила ветра. Но если все-таки вам удалось это сделать, будьте осторожны: устоять в трамонтану на ногах – занятие не из простых.
Сразу вспоминается комендант порта в городишке Порт-Бой на французской границе, который в дни трамонтаны выдавал местным жителям разрешение возращаться домой на четвереньках – в позе, в обычных условиях считавшейся непотребной и даже каравшейся штрафами.
Волосы, кажется, вот-вот с корнем вырвет из головы и унесет в безбрежные дали, а дышать в трамонтану тоже почти невозможно: пока вы открываете рот, чтобы набрать воздух в легкие, этот самый воздух с воем уносится прочь, и вы напоминаете беспомощную рыбу, выброшенную на песок, в чуждую ей стихию…
Но, повторюсь, хуже другое: трамонтана опустошает вас изнутри. С безжалостной и бесконечной силой она выдувает из вас все: память, разум, волю, эмоции и ощущения…
Остается пустота – всеобъемлющая и глобальная пустота и осознание полной бессмысленности бытия. Вы – перчатка, которую сняли с руки, скомкали и бросили в угол. Смятый кусок кожи, оболочка, лишенная содержимого… Чтобы вернуться в нормальное состояние, требуется немало времени.
И мы, признаемся вам честно, испытав разрушающее влияние этого ветра на себе, ни за что не хотели бы жить постоянно там, где дует трамонтана!
Кстати, Сальвадор Дали, родившийся именно во «Дворце Ветра», в долине Ампурдан, говаривал, что «огромное количество сумасшедших и гениев, которое рождает наша земля, связано прежде всего с трамонтаной».
Понятно, что себя художник причислял к гениям, причем, совершенно справедливо. Известно, что Дали обожал вести длительные беседы с местными рыбачками и рыбаками, отмечая при этом, что столь параноидального склада ума, как у местных рыбаков, не сыщешь больше ни у кого.
Да и сам Сальвадор Дали – истинный человек трамонтаны.
В краю трамонтаны он родился и рос, а дом свой выстроил в двух шагах от мыса Креус – крайней северо-восточной точки Испании, где трамонтана также бывает особенно сильной.
Скалы мыса Креус, низвергающиеся в воду, под воздействием трамонтаны принявшие самые фантастические очертания, Дали запечатлел в сотнях своих работ.
Как никто другой, Дали мог оценить удивительной прозрачности небо трамонтаны, придающее ландшафту необычайную четкость и ясность очертаний; и насыщенный, бездонно глубокиц цвет моря, которое только в трамонтану бывает таким; как никто другой, он мог до бесконечности множить самые странные образы и ассоциации, возникавшие в его сознании при созерцании космических пейзажей мыса Креус и перенесенные потом на полотна – неспроста эти места Дали называл самыми красивыми (и дикими) на всей Земле.
Для того, чтобы понять Дали, проникнуться настроением его творчества, вовсе не обязательно годами штудировать труды псхиоаналитиков, строя сомнительные, далекие от всякой реальности умозаключения – достаточно приехать в Кадакес, Порт-Льигат, на мыс Креус и побродить теми же тропками, что молодой Дали.
Мы и приезжаем, в том числе и с нашими туристами, и бродим – правда, в трамонтану людей на мыс Креус везти все-таки не рискуем: скалы там, обработанные ветром, остры, как пики, ходить там нужно с величайшей осторожностью, равновесие удержать очень сложно – особенно когда трамонтана – зверь свирепый и коварный – так и норовит свалить тебя с ног!
Друг Сальвадора Дали, каталонский поэт Карлос Фажес де Климент, написал о трамонтане следующие замечательные строки «Молитвы Христу трамонтаны»:
«Простерты руки на святом кресте.
О Господи!
Спаси наш скот и поле
И соком наши тыквы напои.
Отмерив точно силу трамонтаны,
Дай высушить ей наши травы,
Но не давай ей погубить пшеницу…»
Когда в 1968-м Карлос, бывший школьным товарищем и другом Дали, сотрудничавший совместно с Сальвадором над рядом проектов, умер, Дали посвятил ему одну из своех работ, которая так и называется: «Христос трамонтаны».
Всё так. Кагда трамонтана разгулялась, остается только молиться – так поступали здесь люди с незапамятных времен. С этим ветром люди из Верхнего Ампурдана рождаются, живут и умирают; трамонтана становится такой же неотъемлимой частью человеческого бытия, как воздух, свет, пища или вода.
Более того: от трамонтаны невозможно убежать. Люди из Ампурдана, которые давным давно перебрались жить в другие области Каталонии или Испании, а может быть, поменяли даже континент, увозят трамонтану с собой.
И каждый раз, когда здесь, в долине Ампурдана, трамонтана начинает свой сумасшедший бал, они тут ощущают ее присутствие, сколь бы далеко от Каталонии в тот момент не находились.
Не избежал страшного воздействия трамонтаны и дед Сальвадора Дали, по имени Галь, родившийся в Кадакесе и, как сам он говорил, неимоверно страдавший от этого ветра. Пытаясь укрыться от трамонтаны, Галь Дали перебрался с семьей в Барселону, однако это не помогло.
В Ампурдане в очередной раз задула трамонтана, а в Барселоне Галь Дали впал в тяжелейшее психическое расстройство со стопроцентными признаками паранойи, закончившееся самоубийством. От трамонтаны невозможно убежать.
Историю эту от Сальвадора Дали долго скрывали, но, в конце-концов узнав о ней, художник, похоже, вовсе не был удивлен. Ведь и свой собственный творческий метод Дали называл именно «параноико-критическим», а о его высказываниях относительно параноидального мышления, свойственного всем местным жителям, мы уже упоминали.
Опять же, когда говорят о Сальвадоре Дали, чаще всего звучит эпитет «сумасшедший» – но это уже от незнания, или благодаря той великолепной актерской игре, которую абсолютно нормальный Дали искусно вел на протяжении своей жизни.
Уместно вспомнить здесь и рассказ «Трамонтана» великого Габриэля Гарсиа Маркеса, который живал в наших местах и тоже на себе лично не раз испытывал разрушительное действие этого ветра.
Герой рассказа, которого в Кадакесе «сразила трамонтана» тоже сводит счеты с жизнью, не вынеся ужасающей пустоты, которую порождает в человеке этот ветер-убийца…
Впрочем, не все так мрачно в этих удивительно красивых местах.
Мне кажется, я разгадал загадку трамонтаны. Слабых она убивает, а сильных – делает сильнее. Ведь жители Ампурдана, впитывающие этот ветер с молоком матери, не исчезли за столетия с лица Земли – напротив, их сделалось даже больше, чем, скажем, в 16-м веке. А всё потому, что они – сильные люди, и во многом – благодаря трамонтане.
Ветер, безумие которого волей-неволей им приходится переживать регулярно, сделал их упрямыми, терпеливыми и стойкими.
Здесь умеют, в случае необходимости, стиснуть покрепче зубы – и делать свое дело несмотря ни на что.
Именно своей непреклонностью и упорством ампурданцы славятся далеко за пределами своих мест. Согласитесь – не самые худшие человеческие качества.
И кто знает: может, прав был Сальвадор Дали, и в свирепом вое трамонтаны, если прислушаться к нему, как следует, можно различить слабый писк рожденного только что нового гения?
Сесиль Элюар (1918-2016) — Мемориал «Найди могилу»
Мемориал успешно обновлен.
Ага, никакой рекламы! Мемориал был успешно спонсирован.
Ваши предложения отправлены и будут рассмотрены менеджером мемориала.
Ваше редактирование не содержит изменений по сравнению с оригиналом.
Спасибо! Предложенное вами слияние отправлено на рассмотрение.
Теперь вы являетесь управляющим этого мемориала.
Спасибо за помощь в поиске могилы!
Запрос фото успешно отправлен.
Запрос на фотографию успешно удален.
Не удалось удалить запрос на фото. Попробуйте позже.
Мемориал успешно перенесен
Как менеджер этого мемориала вы можете добавить или обновить мемориал, используя кнопку Редактировать ниже. Узнайте больше об управлении мемориалом .
Запрос на фотографию выполнен.
Вы уверены, что хотите сообщить администраторам об этом цветке как оскорбительном или оскорбительном?
Об этом цветке было сообщено, и он не будет отображаться во время проверки.
Не удалось сообщить о цветке. Попробуйте позже.
Вы уверены, что хотите удалить этот цветок?
Не удалось удалить цветок. Попробуйте позже.
Вы уверены, что хотите удалить этот мемориал?
Не удалось удалить мемориал. Попробуйте позже.
- Проблема #index#:
- Детали:
- Сообщил:
- Сообщено:
При удалении этой проблемы произошла ошибка. Попробуйте позже.
Проблема:
Управление кладбища не имеет записей об этом человеке Управление кладбища подтвердило, что это захоронение не опознаноЯ обыскал все кладбище и не смог найти могилуЯ обыскал указанный участок или участок и не смог найти могилуЭто захоронение находится в частной собственности или иным образом недоступенДругая проблема
Пожалуйста, выберите проблему
Детали:
Какой мемориал, по вашему мнению, является дубликатом Сесиль Элюар (180759559)?
Мы просмотрим мемориалы и решим, следует ли их объединить. Узнайте больше о слияниях .
ID мемориала
Недействительный мемориал
Пожалуйста, введите действительный ID мемориала
Мемориал уже объединен
Мемориал уже удален
Вы уверены, что хотите удалить это фото?
Не удалось удалить фото. Попробуйте позже.
ЗакрыватьДобро пожаловать на страницу мемориала «Найди могилу»
Узнайте, как максимально использовать мемориал.
или больше не показывай — я хорошо разбираюсь во всем
Фотография на обложке и важная информация
Быстро узнайте, кому посвящен мемориал, когда они жили и умерли и где похоронены.
Фотографии
Для мемориалов с более чем одной фотографией дополнительные фотографии появятся здесь или на вкладке фотографий.
Вкладка «Фотографии»
Все фотографии отображаются на этой вкладке, и здесь вы можете изменить порядок сортировки фотографий на памятниках, которыми вы управляете. Чтобы просмотреть фотографию более подробно или отредактировать подписи к фотографиям, которые вы добавили, щелкните фотографию, чтобы открыть средство просмотра фотографий.
Цветы
Цветы, добавленные к мемориалу, отображаются внизу мемориала или здесь, на вкладке Цветы. Чтобы добавить цветок, нажмите кнопку Оставить цветок .
Члены семьи
Здесь будут отображаться члены семьи, связанные с этим человеком.
Связанные поиски
Используйте ссылки под номером Подробнее… для быстрого поиска других людей с такой же фамилией на том же кладбище, в городе, округе и т. д.
Спонсор этого мемориала
Удалите рекламу с мемориала, спонсировав его всего за 5 долларов. Мемориалы, ранее спонсируемые или известные мемориалы, не будут иметь этой опции.
Поделиться
Поделитесь этим мемориалом в социальных сетях или по электронной почте.
Сохранить в
Сохранить в Древе предков, на виртуальном кладбище, в буфер обмена для вставки или печати.
Изменить или предложить изменить
Изменить мемориал, которым вы управляете, или предложить изменения менеджеру мемориала.
Есть отзыв
Спасибо за использование Find a Grave, если у вас есть какие-либо отзывы, мы будем рады услышать от вас.
Оставить отзыв
Выбрано 1 фото…
Выбрано 2 фото…
Превышен размер
Вы не можете больше загружать фотографии в этот мемориал
«Неподдерживаемый тип файла»
Загрузка…
Ожидание…
Успешно
Неудачно
Эта фотография не была загружена, т.к. в этом мемориале уже есть 20 фотографий
Эта фотография не была загружена, потому что вы уже загрузили 5 фотографий в этот мемориал
Неверный тип файла
Загрузка 1 фото
Загрузка 2 фотография
1 Фотография Загружено
2 Фотографии Загружено
Добавлены
Великие новости. ! На это кладбище есть 1 волонтер .
Извините! На это кладбище нет добровольцев. Продолжение этого запроса добавит оповещение на страницу кладбища, и любые новые добровольцы будут иметь возможность выполнить ваш запрос.
Введите числовое значение
Введите идентификатор мемориала
Год не должен быть больше текущего года
Неверный мемориал
Дублирующаяся запись для мемориала
Вы выбрали этого человека в качестве члена своей семьи.
Сообщено!
Эта связь невозможна из-за сроков службы.
0% Завершено
Добавить заголовок Сохранено
Выберите тип фотоМогила
Лицо
Семья
Другое
СохраненоТребуется Javascript: К сожалению, Find a Grave не работает должным образом без включенного JavaScript. Вам нужно будет включить Javascript, изменив настройки браузера. Научитесь включать это.
Онлайн-выставка Поля Элюара — Музей Сальвадора Дали
< Все экспонаты
3 сентября 2022 г. — 9 бессрочно0005
Поль Элюар: Поэзия, политика, любовь
«Я говорил с Элюаром. Я сразу увидел, что он был поэтом разряда Лорки, то есть одним из величайших и самых подлинных». – Сальвадор Дали
На этой выставке представлена история Поля Элюара, самого прославленного и идеалистического из всех поэтов-сюрреалистов. Известный как «Поэт свободы», Элюар помог основать сюрреализм, французское художественное движение, поэзия которого прославляла мечты, любовь и свободу. Эту выставку курирует Питер Туш, куратор отдела образования Музея Дали.
1. О Поле Элюаре Studio Harcourt, Поль Элюар , 1945 г. RMN-Grand Palais / Art Resource, NY
Родился Эжен Эмиль Поль Гриндель в Сен-Дени, Франция, в 1895 году. Он был единственным ребенком. Элюар родился в семье низшего среднего класса, учился в École Supérieure de Colbert. В 16 лет он заболел туберкулезом и был отправлен на два года в санаторий Клавадель в Швейцарии для выздоровления. Там он познакомился и полюбил Елену Ивановну Дьяконову (Гала), разделив любовь к поэзии. Они поженились в 1917 лет после того, как он поступил на военную службу во время Первой мировой войны. В 1918 году у них родилась дочь Сесиль.
В 1916 году он выбрал имя Поль Элюар, позаимствовав литературный псевдоним у своей бабушки по материнской линии. Он вступил в Первую мировую войну медиком и пехотинцем, но даже после газовой атаки предпочел работать вблизи линии фронта в военном госпитале. Он своими глазами видел опустошение и ужас, которые развязала война.
В ответ на войну в 1924 году Элюар помог основать сюрреалистическое движение вместе с поэтами Андре Бретоном, Луи Арагоном и Филиппом Супо. В то время как Гала ушла от него к Сальвадору Дали в 1929 лет, она оставалась его музой еще долго после их развода. В конце 1930-х Элюар отказался от сюрреализма, чтобы поддержать Коммунистическую партию Франции. Он стал активным участником французского сопротивления во время нацистской оккупации.
Элюар умер от сердечного приступа в 1952 году и похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже, Франция. На его похороны пришли тысячи людей, и французский поэт Робер Сабатье написал: «Весь мир оплакивал».
2. Элюар и сюрреализм Сальвадор Дали, Портрет Элюара , 1929 год, частная коллекция, © Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, (ARS), 2022 «Сюрреализм… это состояние души, которое стремится уменьшить различия между людьми. ”
– Поль Элюар, 1936 г.
После Первой мировой войны Поль Элюар обратился к революционным идеям. Его пути пересеклись с тремя молодыми французскими поэтами — Андре Бретоном, Филиппом Супо и Луи Арагоном, которые разделяли его любовь к французской модернистской поэзии и его ужас перед тем, что они видели во время войны. Все они стали ключевыми участниками авангардного парижского дадаистского движения, а затем сюрреализма в 1924, который Элюар помог найти Бретону.
Сюрреализм использовал экспериментальные художественные техники, исследовал бессознательное и сновидения Фрейда и был политически мотивирован против традиционных представлений о семье, церкви и государстве. Элюар стал одним из ближайших соратников Бретона и ключевым послом сюрреализма в Европе.
Ман Рэй, Поль Элюар и Андре Бретон , 1930, © MAN RAY 2015 TRUST / ADAGP – ARS 2022 – изображение: Telimage, ПарижНа всю жизнь он подружился с немецким художником-сюрреалистом Максом Эрнстом. Вместе они издали две совместные книги – Répétitions и Les Malheurs des immortels («Несчастья бессмертных»). Их сотрудничество помогло утвердить сюрреализм как направление словесного и визуального искусства.
В конце 1920-х Элюар помог сюрреализму найти способы взаимодействия с коммунизмом. В 1930 году он и Бретон вместе работали над ключевой сюрреалистической работой Непорочное зачатие , и он встретил Сальвадора Дали, ради которого Гала оставила его. Несмотря на это, Элюар оставался близким Гала и был большим другом Дали. Заядлый коллекционер произведений искусства и критик, он писал эссе о многих своих друзьях, в том числе об Эрнсте, Дали и Жоане Миро, и помогал организовывать важные сюрреалистические выставки.
Несмотря на то, что он был сюрреалистом, Бретон часто находил свою поэзию слишком условной. К середине 1930-х они расстались. Элюар разорвал свою связь с сюрреализмом после Международной выставки сюрреалистов 1938 года.
3. Поэт любви – Гала Неизвестный фотограф, Поль Элюар и Гала , 1917 «Элюар был легендарным. Он спокойно пил и, казалось, был полностью поглощен разглядыванием красивых женщин».
– Сальвадор Дали, первая встреча с Элюаром в 1929 году
Одним из самых важных вкладов Поля Элюара в литературу была его поэзия любви и эротики. Он был харизматичен, имел открытый брак и был предан свободной любви. Элюар отстаивал сюрреалистический идеал, согласно которому женщины были воротами к Чудесному, и видел в любви величайший человеческий триумф.
Задолго до приезда Сальвадора Дали в Париж Элюар познакомился с Еленой Ивановной Дьяконовой, когда они были подростками в швейцарском противотуберкулезном санатории. Они полюбили друг друга, поженились, и у них родилась дочь Сесиль. Элюар дал ей прозвище «Гала», и она стала его музой на всю жизнь.
В 1917 году он посвятил ей следующие строки своего стихотворения «Единое существо»:
Единое существо
Растопила чистый снег
Заставила цветы расти в траве
И солнце освободилось
У Галы были и другие любовники при поддержке Элюара, но в 1930 году она оставила его, чтобы стать музой, партнером и, в конечном итоге, женой испанского сюрреалиста Дали. Несмотря на это, Гала продолжала оставаться музой Элюара. Его постоянная одержимость Галой задокументирована в посмертной публикации 9. 0273 Письма Гале . Откровенная чувственность писем Элюара к Гале, написанных между 1924 и 1938 годами, раскрывает плотскую природу их отношений спустя годы после их разлуки.
4. Поэт любви – Нуш Эйлин Агар, Пикассо и Элюар на пляже в Жуан-ле-Пен, Франция
н.д., подарено Эйлин Агар в архив Тейт в 1989 году и перенесено с фотографии коллекция 2012 года. © Tate
Поль Элюар жил в погоне за новыми романами, и за годы, проведенные с Галой, у него было много свиданий. В 19В 30 лет, после ее отъезда, Элюар влюбился в эльзасскую акробата по имени Нуш (Мария Бенц). Они стали неразлучны и поженились в 1934 году. Ее красоту отмечали фотографы, в том числе Ман Рэй, Ли Миллер и Дора Маар. Элюар сотрудничал с Ман Рэем, чтобы опубликовать Facile , сборник эротической поэзии, сотканный из обнаженных фотографий Нуша, сделанных Ман Рэем. Стихотворение 1932 года «Новая ночь» отчасти передает дух его вдохновленного Нюшем произведения:
Женщина, с которой я жил, 9 лет. 0024 Женщина, с которой я живу,
Женщина, с которой я буду жить;
Одна и та же женщина всегда,
На тебе должен быть красный плащ,
Красные перчатки, красная маска,
И черные чулки;
Доводы, доказательства
За то, что увидели тебя совершенно нагим;
Незапятнанная нагота, о нарядное платье!
Груди, сердце мое !
Нуш стал частью сюрреалистического круга общения Элюара, сотрудничая с сюрреалистическими играми по рисованию и фотомонтажами. Она установила тесные связи с ключевыми музами сюрреализма, включая Леонору Кэррингтон, Ли Миллер и Эди Фиделин. Она часто носила одежду Эльзы Скиапарелли под влиянием сюрреализма.
В конце десятилетия Элюар подружился с Пикассо. Он призвал Нуша и Пикассо переспать вместе, чувствуя, что это самый высокий комплимент, который он мог сделать великому художнику. Пикассо отметил ее красоту серией портретов в конце 1930-х годов.
Во время Второй мировой войны Нуш и Элюар работали на французское Сопротивление. После освобождения Нуш умер от обширного инсульта в возрасте 40 лет. Опустошенный Элюар мог двигаться вперед, только сосредоточившись на Коммунистической партии.
5. Элюар и коммунизм Notes sur la poésie , 1936
Собрание Музея Дали
Библиотека и архивы
Сюрреализм и французская коммунистическая партия. Вскоре сюрреалисты отдалились от партии, но Элюар вернулся к коммунизму во время гражданской войны в Испании, чтобы осудить фашизм. Отвечая на картину Пабло Пикассо Герника , он написал поэму «La Victoire de Guernica» («Победа Герники»), и два художника стали неразлучны.
Во время нацистской оккупации Франции во время Второй мировой войны Элюар стал важным участником Сопротивления. Несколько его стихотворений — «Poésie et vérité» (1942; «Поэзия и правда»), «Au rendez-vous allemand» (1944; «На немецкое рандеву») и «Dignes de vivre» (1944; «Достойно Жить») — тайно распространялись во время войны и служили для укрепления боевого духа.
«Liberté, j’écris ton nom» («Свобода, я пишу твое имя»), написанная в 1942 году, была посланием надежды и свободы. Это одно из самых важных стихотворений в современной французской истории. После Освобождения Элюар был провозглашен одним из великих поэтов Сопротивления.
Жена Элюара, Нюш, трагически погибла вскоре после войны, и он стал безутешным. Он смог продвинуться вперед, только поставив свою работу на службу коммунизму в качестве дипломата. В 1949 году он встретил Доминик Лор на Конгрессе мира в Мексике. Они поженились, но их отношения были недолгими. В 19В возрасте 52 лет Элюар умер от сердечного приступа в возрасте 57 лет. Его похороны были организованы Коммунистической партией Франции. В нем приняли участие тысячи людей, стихийно собравшихся на улицах.
Отрывок из «Свобода, я пишу твое имя»
Перевод Джорджа Диллона и Уильяма Джея Смита
На моих школьных тетрадях
На моем столе и деревьях
На песке на снегу
Я пишу твое имя
На каждой странице прочитайте
На всех белых листах
Каменная кровавая бумага или пепел
Я пишу твое имя
На золотых изображениях
На солдатском оружии
На коронах королей
Я пишу твое имя
На бесстрастном отсутствии
На обнаженном одиночестве
На маршах смерти
Я пишу твое имя
На вновь обретенное здоровье
На минувшей опасности
На надежде без воспоминаний
Я пишу твое имя
Силой слова
Я обретаю свою жизнь
Я родился, чтобы знать тебя
И называть тебя
Свободой.
«Победа в Гернике», 1937
Перевод Ноэль Гиллмор
Прекрасный мир лачуги
Яма и поле
Лица, пригодные для огня лица, пригодные для холода
Для отрицания или для ночи для проклятий или для ударов 5
Лица, пригодные для чего угодно
За тобой наблюдает зияющая пустота
Твоя смерть послужит предупреждением
Смерть, перевернутая сердцем
За землю, небо, воду, сон
За самое горе
Твоей жизни
Они утверждали, что ищут хорошего общения
Они давали норму сильным приговоренным сумасшедшим
Раздавали милостыню, делили пенни пополам
Они душили друг друга любезностями
Они слишком настойчивы, они слишком настойчивы, они не из нашего мира
Женщины, дети та самая щедрость
Весенних зеленых листьев и чистого молока
И терпения
В чистоте их глаз
У женщин и детей та же щедрость
В их глазах
Мужчины защищают ее, как могут
У женщин и детей такие же красные розы
В их глазах
Все они показывают свою кровь
Страх и мужество жить и умереть
Смерть так тяжела и в то же время так проста
Мужчины, для которых воспета такая щедрость
Мужчины, для которых она был брошен в руины
Истинные люди, в которых отчаяние
Питает жадный огонь надежды
Вместе раскроем последний бутон будущего
Изгои де земля и подлость
Наши враги все носят банальность
Тона нашей ночи
Мы заставим их уступить дорогу
6. Поэт Элюар Непорочное зачатие (L’Immaculee Conception)
1930
Коллекция a4 Музей Дали 9002 писатель, цель Элюара состояла в том, чтобы порвать с традиционной литературой, чтобы оживить язык как подрывную силу. Он опубликовал более семидесяти сборников стихов и эссе, посвященных двум его основным темам — отказу от тирании и поиску любви. Под влиянием французских писателей-модернистов, таких как Гийом Аполлинер и Артюр Рембо, его поэзия часто избегала пунктуации, полагая, что ритм создает естественную пунктуацию. По сравнению с буйными образами его коллег его поэзия была сдержанной, будничной и лиричной. Он видел в поэзии способность пробудить осознание борьбы за политическое, социальное и сексуальное освобождение.
В течение двух недель в 1930 году Андре Бретон и Поль Элюар совместно написали одну из самых важных сюрреалистических работ, Непорочное зачатие . Его автоматический текст прослеживает жизнь человека от зачатия и внутриутробной жизни до смерти и первоначального суда. Центральная часть, «Вещи», представляет собой знаменитую серию «симуляций» психической нестабильности. Цель состояла в том, чтобы продемонстрировать тесную связь между языком безумия и поэзией. Ниже приведен отрывок из «Моделирования бреда интерпретации», который совпадает с разработкой Сальвадором Дали параноидально-критического метода. Испытуемый чувствует себя птицей и интерпретирует все в связи с этим:
«Имитация бреда интерпретации»
«Ослепительные цвета душа говорят на языке попугая. Они высиживают ветер, который выходит из его раковины с семенами в глазах. Двойное веко солнца поднимается и опускается на жизнь. Птичьи лапки на оконном стекле неба — это то, что я называл звездами».
«Перьевое лето еще не закончилось. Люки открыты, и урожай пуха просовывается внутрь. Погода портится».
«Фениксы приходят, принося мне мою порцию светлячков, и их крылья, которые они постоянно окунают в золото земли, — это море и небо, которые светятся только в ненастные дни и прячут свои головы с молниями в перьях.