Шапка это верхняя одежда: Верхняя одежда — Википедия – Какую шапку носить с женским классическим пальто: как подобрать модный головной убор с мехом

Верхняя одежда — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Верхняя одежда — группа товаров, объединённых по общему признаку «предметы одежды для ношения на улице»[1]. Верхняя одежда обычно надевается поверх нательного белья («нижней одежды»), корсетных изделий и/или одежды из костюмно-платьевой группы[2]. Верхняя одежда имеет как эстетическую, так и утилитарную роль (защиту от климатических воздействий)[3].

Различия между нижней и верхней одеждой отражают разделение личного и общественного пространств[4].

На практике, верхняя одежда очень разнообразна; чёткая граница между верхней (уличной) одеждой и одеждой для дома (например, исторической «горничной одеждой» у восточных славян[5] или современной англ. loungewear в западной культуре[6]) часто отсутствует. Некоторые авторы используют термины «верхняя уличная одежда»[7], «верхняя домашняя одежда».

Понятие о том, что является верхней одеждой, варьирует с культурой. Яркие примеры — кимоно у японцев, налобная повязка (англ.)русск. у американских индейцев, саронг, африканские головные уборы

[8].

Классовые и религиозные различия[править | править код]

Жёсткие ограничения на верхнюю одежду налагает ислам: на людях должен быть прикрыт аврат; в домах жёстко выделяется пространство, где верхняя одежда не обязательна (тем самым предназначенное только для близких родственников) и более публичные части дома, где в верхней одежде можно принимать гостей[9].

(!)Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону, возможно, нарушая при этом правило о взвешенности изложения.

Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов.

В античные времена различие между нижней и верхней одеждой было слабым: гиматий, тога, стола все использовались как домашняя и уличная одежда, с дополнительными слоями или накидкой-лацерной (исп.)русск. в случае сырой или холодной погоды. Туники и набедренные повязки, которые обычно носились под другой одеждой, в определённых ситуациях мужчины могли носить сами по себе. В III—IV веках нашей эры вошло в обычай носить две туники, внутреннюю с длинными рукавами и внешнюю — с короткими

[10]. Военные имели более развитую верхнюю одежду: плащи палудаментум и сагум, накидку-пенулу [11], различные типы тёплой верхней одежды носили также жители северных провинций[11].

В Средневековье продолжилось позднеримское использование толстой туники как верхней одежды с поддетой под неё туникой из более тонкой ткани; в течение XIV века туники стали подгоняться по фигуре и перешли в дублеты[12].

Дифференциация нижней и верхней одежды ускорилась в XVIII веке, когда в культуре чётко оформилась граница между личным и общественным

[4].

  1. ↑ Группа // Сысоева Светлана Владиславовна, Бузукова Екатерина Анатольевна. Категорийный менеджмент. Курс управления ассортиментом в рознице. Издательский дом «Питер», 2015. С. 373.
  2. ↑ ГОСТ 17037-85
  3. ↑ М. С. Могильная, Е. И. Орешина, Ж. Е. Борисова. Исследование факторов, влияющих на поведение покупателей в магазинах верхней одежды // Непрерывное профессиональное образование: теория и практика. 2014.
  4. 1 2 Elizabeth Wilson. Adorned in Dreams: Fashion and Modernity. Rutgers University Press, 2003. (англ.) С. 107.
  5. ↑ [1] // Восточнославянский этнографический сборник, Изд-во Академии наук СССР, 1956. С. 695.
  6. ↑ Cora Harrington. In Intimate Detail: How to Choose, Wear, and Love Lingerie. Potter/Ten Speed/Harmony/Rodale, 2018. (англ.)
  7. ↑ Михаил Григорьевич Рабинович. Очерки материальной культуры русского феодального города. Наука, 1988. С. 192.
  8. ↑ Brian Toyne, Peter George Pakenham Walters. Global Marketing Management: A Strategic Perspective. Allyn & Bacon, 1989. (англ.) С. 175.
  9. ↑ Gary Hack. Site Planning: International Practice. MIT Press, 2018. (англ.) С. 483.
  10. ↑ Mary Harlow. A Cultural History of Dress and Fashion in Antiquity. Bloomsbury Publishing, 2018. (англ.) С. 61.
  11. 1 2 Mary Harlow. A Cultural History of Dress and Fashion in Antiquity. Bloomsbury Publishing, 2018. (англ.) С. 62.
  12. ↑ Paul B. Newman. Daily Life in the Middle Ages. McFarland, 2018. (англ.) С. 109.

Как подобрать шапку к пальто

Выбрать головной убор, который вместе с пальто создаст идеальный модный дуэт, не так просто, как кажется. Кроме личных пожеланий при подборе шапки нужно учитывать массу других факторов.

Чтобы модный образ выглядел гармонично, нужно правильно подобрать все его элементы. Важно учитывать сочетаемость обуви, верхней одежды и головного убора. Особенного внимания заслуживают шапки, поскольку многообразие их фасонов хоть и радует модниц, но отнюдь не упрощает подбор подходящего варианта под пальто.

Как выбрать шапку, которая будет сочетаться с пальто

Многие представительницы прекрасного пола выбирают головные уборы, отталкиваясь от собственных предпочтений. На самом деле, кроме личных пожеланий, покупая шапку, нужно учитывать следующее:

  • Овал лица
  • Цвет и длину волос
  • Фасон и оттенок пальто
  • Стиль создаваемого модного образа

От того какой модели пальто решено надеть, немалой мерой зависит подбор подходящего головного убора. Желательно также, чтобы изделие сочеталось с шарфом, хомутом или шейным платком, если вы носите подобные аксессуары. Раньше считалось, что шапка и перчатки или варежки обязательно должны перекликаться, сегодня дизайнеры отошли от этой тенденции, потому вполне допустимо совмещать совершенно разные вещи в одном образе.

Если основой модного лука стало классическое, строгое пальтишко, к нему стоит присмотреть шапку — берет или стильную меховую шапочку округлой или цилиндрической формы. Слишком высокие модели затейливого кроя уже не в моде, так что при выборе мехового аксессуара нужно отталкиваться от правила: «Чем проще, тем лучше».

Кэжуальное пальто — оверсайз идеально сочетается с плотно облегающей голову шапкой — чулком, а также с шапкой — ушанкой и с моделями, украшенными меховыми бомбонами. Слишком объемные головные уборы к широкой верхней одежде не подходят, так что от изделий такого плана придется отказаться.

Если верхняя одежда имеет такой удобный аксессуар, как капюшон, нужно подбирать к нему максимально простую, облегающую вязаную шапку. Крайне нежелательно, чтобы на ней был декор в виде нашивок, лейблов, вышивки или принта. Идеальным вариантом станет однотонная модель не слишком яркого тона.

Цвет шапки не обязательно должен быть из той же палитры, что и пальто. Данный элемент образа вполне может стать цветовым акцентом, своего рода «изюминкой» модного лука. Правда, чем ярче и насыщенней оттенок верхней одежды, тем «спокойней» должен быть тон шапки.

Современный ассортимент шапок необычайно велик. Это позволяет к каждой модели верхней одежды подобрать подходящий вариант.

Модные «да» и «нет»: какие головные уборы будут в тренде этой зимой

Шапки

Первое место среди самых модных и востребованных головных уборов этой зимы занимают, как ни странно, шапки. Самые обычные, средней вязки: тонкий трикотаж сейчас не так популярен, как в 90-х и в начале нулевых. Шапки крупной вязки типа «меринос» также выпали из списка трендов наступающей зимы, несмотря на популярность и широкий ассортимент, представленный в масс-маркете.

Головные уборы с помпоном, которые были в моде несколько сезонов подряд, в этом году потеряли свою актуальность — их лучше оставить для горнолыжного курорта или активного отдыха за городом. Они хорошо подойдут к вещам спортивного стиля — курткам-паркам, пуховикам, дутым коротким курткам, согревая свою владелицу и обеспечивая ей комфортное пребывание на улице.

Береты

Беретки, выполненные из различных материалов — от шерсти до кожи, — хорошая альтернатива классической шапке. В тренде кожаные береты, создающие конкуренцию традиционным вариантам из драпа. Конкретных цветовых предпочтений нет, но чрезмерного украшательства в виде россыпи страз и вязаных цветов стоит избегать. Одного логотипа или лаконичного декора будет достаточно.

Кепки

Актуальны в этом сезоне и кепки, причем совершенно разных форм. В лидерах картузы и фуражки, некоторые ретро-модели (с высокой тульей или узким козырьком «от виска до виска») и жокейские головные уборы из денима, бархата и замши. Дизайнеры советуют даже модели с широкими козырьками, закрывающими больше половины лица. Но подбирать их стоит, учитывая особенности внешности.

Для зимних образов хорошо подойдут варианты из кашемира, твида, мохера или тонкой кожи. Не обойдется сезон и без меховых кепок — в тренде головные уборы с гладким ворсом. Но не стоит носить их с шубой, здесь лучше подойдут куртки, пальто из драпа или кашемира и теплые парки.

Ушанки

Вариант для смелых модников — шапка-ушанка, максимально непохожая на классический советский головной убор. В этом сезоне актуальны модели из искусственных материалов очень ярких, почти неоновых расцветок — розовый, салатовый и далее по списку. Такие продают на Красной площади как сувениры. Головной убор можно обыграть разными способами, причем не только при помощи верхней одежды. Шапки-ушанки в сочетании с романтическим платьем и вечерним нарядом — тренд сезона осень-зима 18/19. Такую шапку нельзя носить с шубой, только с чем-то противоположным по материалу, например, с пуховиком или шерстяным пальто. Да и цвет головного убора должен контрастировать с цветом верхней одежды.

Шляпы и панамы

Поклонники элегантности и экстравагантности будут рады узнать, что в холодный сезон 18/19 многие дизайнеры отдают предпочтение именно этому головному убору. В моде шляпы в стиле вестерн. Востребованы и классические варианты, но непременно с широкими полями — головные уборы должны хорошо держать форму. Классический убор будет хорошо сочетаться даже с пуховиком, но только определённого фасона и формата. Например, с модным в этом сезоне оверсайз-пуховиком и сапогами с голенищем гармошкой на толстом каблуке. Соседство с пуховиком выдержит и панама.

Не забывайте, что при выборе шляпы необходимо помнить о росте и фигуре: невысоким девушкам (ростом до 170 см) лучше не носить шляпы с очень широкими полями. Что касается авторских головных уборов, их лучше оставить для показов и не использовать в повседневной жизни: чем сложнее шляпа, тем больше внимания она привлечет. Но, если желание «выгулять» нестандартную новинку все же очень велико, работать над целостностью и уместностью всего образа следует с особой тщательностью.

Платки

Если вам не идут шапки, вариант на все времена — платок, но обязательно с модным рисунком. Сегодня это может быть клетка или гусиная лапка. Обладательницам крупных черт лица, стремящихся отвлечь от них внимание, лучше отказаться от графического принта большого формата — чем крупнее рисунок, тем сильнее он акцентирует внимание на лице. Оптимальный вариант — абстрактный графический рисунок и простые цвета, которые выигрышно сочетаются с вашим цветотипом.

Что касается материалов, то это может быть шёлк или шерсть. Единственное, чего нужно избегать, — это использования платков из синтетических тканей — зимой волосы при взаимодействии с такими изделиями сильно электризуются.

Капюшоны и шарфы

Капюшоны тоже можно использовать как зимний головной убор. Многослойность всё ещё в моде, поэтому использовать вместо шапки капюшон от внутренней одежды — кофты или толстовки — вполне уместно.

Если говорить о шарфах, популярны достаточно объёмные варианты, такие как хомуты
или снуды. Платок, который используется вместо шарфа, тоже должен быть большим. Его
стоит носить поверх основной одежды, а не заправлять внутрь.

Текст: Полина Уханова

Материал подготовлен совместно с МОСГОРТУР

Русский национальный костюм — Википедия

Е. М. Корнеев. «Русские крестьяне», 1812 Wahlen A. Moeurs. «Русские крестьяне Тверской губернии», 1844

Русский национальный костюм — сложившийся на протяжении веков традиционный комплекс одежды, обуви и аксессуаров, который использовался русскими людьми в повседневном и праздничном обиходе. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, пола (мужской и женский), назначения (праздничный, свадебный и повседневный) и возраста (детский, девичий, замужней женщины, старухи).

При общем сходстве в покрое и в приёмах украшения русский костюм имел свои особенности. Русский народный костюм представляет два основных типа — северный и южный. На севере России крестьяне носили одежду, существенно отличную от крестьян южных районов. В центральной России носили костюм близкий по характеру к северному, однако, в некоторых отдельных местностях можно было увидеть костюм с чертами южнорусской одежды.

Отличительная особенность русского национального костюма — большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы.

Одежда знати — византийского типа. В XVII веке в одежде появились заимствования из Польши: польский кафтан, польская шуба. Для защиты национальной самобытности указом от 6 августа 1675 года стольникам, стряпчим, дворянам московским, жильцам и их слугам было запрещено носить одежду иностранного образца[1]. Костюмы знати изготавливались из дорогих тканей, с применением золота, серебра, жемчуга, дорогих пуговиц. Такая одежда передавалась по наследству.

Фасон одежды крестьян не менялся столетиями. Понятия моды не существовало.

Русский национальный костюм стал менее распространён после того, как Пётр I в 1699 году запретил ношение народного костюма для всех, кроме крестьян, монахов, священников и дьячков. Вначале было введено венгерское платье, а потом верхне-саксонское и французское, камзол и нижнее бельё — немецкие. Женщины должны были носить немецкое платье. Со всех въезжающих в город в русской одежде и с бородой брали пошлину: 40 копеек с пешего и 2 рубля с конного[2].

Рубаха-косоворотка

Основной мужской одеждой была сорочка или нижняя рубаха. У русских мужских рубах XVI—XVII веков под подмышками квадратные ластовицы, по бокам от пояса треугольные клинья. Рубахи шили из льняных и хлопчатобумажных тканей, а также из шёлка. Рукава у кисти узкие. Длина рукава, вероятно, зависела от назначения рубахи. Ворот либо отсутствовал (просто круглая горловина), либо в виде стойки, круглой или четырёхугольной («каре»), с основой в виде кожи или бересты, высотой 2,5—4 см; застегивался на пуговицу. Наличие ворота предполагало разрез посередине груди или слева (косоворотка), с пуговицами или завязками.

В народном костюме рубаха была верхней одеждой, а в костюме знати — нижней. Дома бояре носили горничную рубаху — она всегда была шелковой.

Цвета рубах разные: чаще белые, синие и красные. Носили их навыпуск и подпоясывали нешироким поясом. На спину и грудь рубахи пришивали подкладку, которая называлась подоплёка.

Заправлялись в сапоги или онучи при лаптях. В шагу ромбовидная ластовица. В верхнюю часть продевается поясок-гашник (отсюда загашник — сумочка за поясом), шнур или веревка для подвязывания.

Мужской русский народный костюм отличался меньшим разнообразием, чем женский. Он состоял в основном из рубахи, как правило, косоворотки, украшенной по вороту, подолу и концам рукавов вышивкой или ткачеством, которая надевалась поверх штанов и подпоясывалась тканым или плетёным поясом[3].

Верхняя одежда[править | править код]

Зипун. Вид спереди и сзади Порты. Вид спереди и сзади

Поверх рубашки мужчины надевали зипун из домашнего сукна. Поверх зипуна богатые люди надевали кафтан. Поверх кафтана бояре и дворяне надевали ферязь, или охабень. Летом поверх кафтана надевали однорядку. Крестьянской верхней одеждой бывал армяк.

Опашень — долгополый кафтан (из сукна, шелка и пр.) с длинными широкими рукавами, частыми пуговицами донизу и пристежным меховым воротником.

Свитка. Обычное название для верхней одежды — свитка или свита. Она может быть и распашной (кафтан), и глухой (верхняя рубаха). Материал для верхней рубахи — сукно или плотный крашеный лён. Для кафтана — сукно, вероятно, с подкладкой. Свита снабжалась цветной окантовкой по краям рукавов, обычно также по подолу, вороту. У верхней рубахи между локтем и плечом иногда помещалась ещё одна цветная полоса. По крою же в общем соответствует сорочке (нижней рубахе). По борту кафтана располагалось около 8—12 пуговиц или завязок, с разговорами.

Однорядка — широкая долгополая одежда без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками. Шили её обычно из сукна и других шерстяных тканей. Носили и в рукава, и внакидку.

На однорядку походил охабень, но он имел отложной воротник, спускавшийся на спину, а длинные рукава откидывались назад и под ними имелись прорехи для рук, как и в однорядке. Простой охабень шился из сукна, мухояра, а нарядный — из бархата, обьяри, камки, парчи, украшался нашивками и застегивался пуговицами.

Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь»), и внакидку.

Безрукавная епанча (япанча) представляла собой плащ, надевавшийся в ненастье. Дорожная епанча — из грубого сукна или верблюжьей шерсти. Нарядная — из хорошей материи, подбитой мехом.

Шубы носили все прослойки общества: крестьяне ходили в шубах из овчины, зайца, а знать — из куницы, соболя, черно-бурки. Древнерусская шуба массивная, по длине до самого пола, прямая. Рукава с лицевой стороны имели разрез до локтя, широкий отложной воротник и обшлага были декорированы мехом. Шуба шилась мехом внутрь, сверху шубу покрывали сукном. Мех всегда служил подкладкой. Сверху шуба покрывалась различными тканями: сукна, парчи и бархата. В парадных случаях шубу носили летом и в помещениях.

Русские шубы походили на охабень и однорядку, но имели широкий отложной меховой воротник, начинавшийся от груди. Русская шуба была массивной и длинной, почти до самого пола, прямой, расширяющейся книзу — в подоле до 3,5 м. Спереди она завязывалась шнурками. Шубу шили с длинными рукавами, иногда спускавшимися почти, до пола и имевшими спереди до локтя, прорезы для продевания рук. Воротник и обшлаг были меховые. Шубы застёгивались на пуговицы или кляпыши с петлями.

Головные уборы[править | править код]

На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата.

Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название.

Великороссияне разных губерний. 1862 Девичий сарафан. Курская губерния, начало XX века. «Русское посольство к императору Священной Римской империи Максимилиану II в Регенсбурге», (гравюра 1576 года). Важный источник передачи допетровского платья Старинные крестьянские одежды.

Основой женского костюма была длинная рубаха. Рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. Длина рукавов могла достигать 8—10 локтей. Их собирали в складки на руках. Рубахи подпоясывали. Носили их дома, но не при гостях. Полики на рубахе — прямоугольные или клиновидные вставки.

Женщины поверх белой или красной рубашки с пристегнутыми к рукавам вышитыми запястьями надевали длинный шелковый летник, застёгивавшийся до горла, с длинными рукавами с вошвами (золотым шитьём и жемчугом) и с пристегнутым воротом (ожерельем).

Два основных вида русского женского костюма — сарафанный (северный) и понёвный (южный) комплексы:

  • Сарафан — народная русская женская одежда в виде платья, чаще всего без рукавов. Сарафаны различались по тканям и покрою.
  • Понёва — набедренная одежда, которую получали девушки, достигшие возраста невест и прошедшие инициацию.
  • Запона — девичья холщевая одежда из прямоугольного отреза ткани, сложенного пополам и имевшего на сгибе отверстие для головы.
  • Телогрея — одежда на меху или подкладке с длинными суживающимися рукавами, застёгивающаяся спереди от верха до подола.
  • Приволока — безрукавная накидка.
  • Шушпан — холщовый кафтан, с красною оторочкой, обшивкою, иногда вышитый гарусом.
  • Летник — старинная верхняя женская одежда.

Верхняя одежда[править | править код]

Женская верхняя одежда не подпоясывалась и застегивалась сверху донизу. Верхней выходной женской одеждой был длинный суконный опашень, с частыми пуговицами, украшенный по краям шёлковым или золотым шитьем, причём длинные рукава опашня висели, а руки продевались в особые разрезы; всё это покрывалось душегреями или телогреями и шубами. Телогреи, если надевались через голову, назывались накладными.

Знатные женщины любили носить шубки — женскую разновидность шубы. Шубка была похожей на летник, но отличалась от него формой рукавов. Декоративные рукава шубки были длинными и откидными. Руки продевали в специальные прорези под рукавами. Если шубку носили в рукава, то рукава собирали в поперечные сборки. К шубке пристёгивали круглый меховой воротник.

Короткую душегрею носили все слои населения, но для крестьян она была праздничной одеждой. На душегрею был похож шугай и его разновидность без рукавов бугай.

Также женщины носили одежду, сходную с мужской: однорядку, шубу в накидку.

Во времена Ивана Грозного богатые женщины носили по три платья, надевая одно на другое. Ношение одного платья приравнивалось к непристойности и бесчестию. Одежда боярыни могла весить 15—20 килограммов.

Муфта — рукав, шитый мехом внутрь и с меховой опушкой.

Головные уборы[править | править код]

Замужние женщины должны были обязательно прикрывать свои волосы и потому дома носили на голове волосники или повойники и повязывались ещё платком, а при выезде из дома они надевали богато украшенную кику или кокошник. Девицы носили на голове широкую вышитую повязку (венчик), с широкими лентами позади. Зимой женщины при выходе из дома надевали меховые шапки или покрывали свой головной убор платком.

Другая отличительная черта русского национального костюма — большое разнообразие женских головных уборов:

  • Кичка (кика) — праздничный головной убор замужней женщины.
  • Сорока — род повязки с твёрдым околышем.
  • Кокошник — в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
  • Повойник — мягкая шапочка, которая полностью закрывала волосы, заплетенные во время свадебного обряда из одной девичьей косы в две.
  • Лапти — низкая обувь, сплетённая из древесного лыка. Для прочности подошву подплетали лозой, лыком, верёвкой или подшивали кожей. Лапоть привязывался к ноге шнурками, скрученными из того же лыка, из которого изготавливались и сами лапти.
  • Башмаки — изготовлялись из кожи и завязывались шнурками.
  • Чёботы — вид сапог с коротким голенищем. Чеботы шились из сафьяна, дорогие — из атласа и бархата. Чёботы прямые и кривые. Кривые чеботы имели загнутые вверх носки.

Голенища назывались прежники. Стельки войлочные. Поднаряд — внутренняя обшивка чебота. У холодных — из атласа, у тёплых из бобрового меха. Богатые чеботы украшались золотным и серебряным шитьём, жемчугом и драгоценными камнями. Верх голенищ обшивался золотом. Подошвы подбивались гвоздиками, каблуки серебряными или железными скобками.

  • Ичиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником.
  • Валенки — тёплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти; чаще делаются твёрдыми, но бывают и мягкими, под другую обувь.
  • Онучи — длинная, широкая (около 30 см) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги до колена (при обувании в лапти).
  • Поршни — простейшая русская кожаная обувь.

В городе носили сапоги. Примерно с начала XIV века появляется обувь на каблуках. Носки сапог обычно были тупыми, а у знати иногда загнутыми вверх.

Сапоги с короткими, ниже колен, голенищами срезанными к колену углом. Сапоги шили из цветной кожи, сафьяна, бархата, парчи, часто украшали вышивкой. Подковы и гвозди могли быть серебряными, носки и каблуки украшались жемчугом и драгоценными камнями.

В конце XVII века знать начинает носить низкие туфли.

Женщины носили сапоги и башмаки. Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками. Каблук на женской обуви мог достигать 10 см.

Основными тканями были: посконные и льняные, сукно, шёлковые и бархат. Киндяк — подкладочная ткань.

Одежда знати изготовлялась из дорогих привозных тканей: тафта, камка (куфтырь), парча (алтабас и аксамит), бархат (обычный, рытый, золотный), дороги, объярь (муар с золотым или серебряным узором), атлас, коноват, куршит, кутня (бухарская полушерстяная ткань). Хлопчатобумажные ткани (китайка, миткаль), сатынь (позже сатин), кумач. Пестрядь — ткань из разноцветных ниток (полушелковая или холстина).

Применялись ткани ярких цветов: зелёные, малиновые, лиловые, голубые, розовые и пестрые. Чаще всего: белые, синие и красные[4].

Другие цвета, встречающиеся в описях Оружейной палаты: алый, белый, белый виноградный, багровый, брусничный, васильковый, вишнёвый, гвоздичный, дымчатый, еребелевый, жаркий, жёлтый, травный, коричный, крапивный, красно-вишнёвый, кирпичный, лазоревый, лимонный, лимонный московской краски, маковый, осинный, огненный, песочный, празелен, рудо-жёлтый, сахарный, серый, соломенный, светло-зелёный, светло-кирпичный, светло-серый, серо-горячий, светло-ценинный, таусинный (тёмно-фиолетовый), тёмно-гвоздичный, тёмно-серый, червчатый, шафранный, ценниный, чубарый, тёмно-лимонный, тёмно-крапивный, тёмно-багровый.

Позже появились ткани чёрного цвета[5]. Чёрный цвет стал считаться траурным под европейским влиянием и во многих регионах утвердился лишь в конце XIX или начале XX века[6].

Покрой одежды остаётся неизменным. Одежда богатых людей отличается богатством тканей, вышивки, украшений. По краям одежды и по подолу пришивали кружево — широкую кайму из цветной ткани с вышивкой.

В качестве украшений используются: пуговицы, нашивки, съёмные воротники-«ожерелья», зарукавья, запоны. Запоны — пряжка, застёжка, кованная, с драгоценными камнями бляха. Зарукавья, запястья — накладные обшлага, род браслета.

Всё это называлось нарядом, или снарядом платья. Без украшений одежда называлась чистой.

Пуговицы[править | править код]

Пуговицы изготовлялись из разных материалов, различных форм и размеров. Деревянная (или другая) основа пуговицы обшивалась тафтой, обвивалась, покрывалась золотой канителью, пряденым золотом или серебром, обнизывалась мелким жемчугом. Во время царствования Алексея Михайловича появляются алмазные пуговицы.

Андрей Рябушкин. Семья купца в XVII веке. 1896 год.
Крупные пуговицы на женской одежде, на мужской одежде нашивки с двумя гнёздами для пуговиц. Кружево по подолу.

Металлические пуговицы украшались финифтью, драгоценными камнями, золотились. Формы металлических пуговиц: круглые, четырёх- и восьми- угольные, прорезные, половинчатые, сенчатые, витые, грушевидные, в виде шишки, головы льва, карася, и другие.

Кляпыши — разновидность пуговицы в виде бруска или палочки.

Нашивки[править | править код]

Нашивки — поперечные полоски по числу пуговиц, иногда с завязками в виде кистей. Каждая нашивка имела петлю для пуговицы, поэтому позднее нашивки стали называться петлицами. До XVII века нашивки назывались образцами.

Нашивки изготовлялись из тесьмы длиной три вершка и шириной в половину или до одного вершка. Они нашивались по обеим сторонам одежды. В богатом наряде нашивки из золотных тканей. Тесьма нашивок украшалась узорами в виде трав, цветков и так далее.

Нашивки размещались на груди до пояса. В некоторых костюмах нашивки размещались по всей длине разреза — до подола, и по прорехам — на боковых вырезах. Нашивки размещались на равных расстояниях друг от друга или группами.

Нашивки могли изготовляться в виде узлов — особое плетение шнура в виде узлов на концах.

Девушки и девочка в праздничной одежде. Воронежская губерния, 1908

В XVII веке большой популярностью пользовались нашивки кызылбашские. В Москве жили кызылбашские мастера: нашивочных дел мастер Мамадалей Анатов, шёлкового и тесмяночного дел мастер Шебан Иванов с шестью товарищами. Обучив русских мастеров, Мамадалей Анатов выехал из Москвы в мае 1662 года.

Ожерелье[править | править код]

Ожере́лье — нарядный воротник в одежде из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата, парчи, пристёгивавшийся к кафтану, шубе и т. п. Воротник стоячий или отложной.

Другие украшения[править | править код]

Височные кольца — колты. Шейная гривна.

Мужской костюм знати дополнялся рукавицами с крагами. Рукавицы могли иметь богатую вышивку. Перчатки (рукавки персчатые) появились на Руси в XVI веке. К поясу подвешивалась сумка-калита. В торжественных случаях в руке держали посох. Одежду подпоясывали широким кушаком или поясом. В XVII веке начали часто носить козырь — высокий стоячий воротник.

Фляшки (фляжки) носили на перевязи. Во фляжке могли находиться часы. Перевязь — золотая цепь, пришитая к атласной полосе.

Женщины носили ширинку — платок, отрезанный по всей ширине ткани, рукавки (муфты на меху) и большое количество ювелирных украшений.

  • Древняя одежда народов Восточной Европы. — М., 1996
  • Пушкарева Н. Л. Женщины древней Руси. — М.: Мысль, I999
  • Древняя Русь. Быт и культура. Археология. — М.: Наука, 1997
  • Кудь Л. Н. Костюмъ и украшенія древнерусской женщины. — Кіевъ, 1994
  • Брайчевская Е. А. Летописные данные о древнерусском мужском костюме X—XIII вв.// В кн. Земли Южной Руси в IX—XIV вв. — К.: Наукова думка, 1995
  • Гиляровская Н. Русский исторический костюм для сцены. — М.-Л.: Искусство,1945
  • На путях из Земли Пермской в Сибирь: очерки этнографии североуральского крестьянства XVII—XX вв. — М.: Наука, 1989. — ISBN 5020099554
  • Этнография русского крестьянства Сибири. XVII-середина XIX в. — М.: Наука, 1981.
  • Забелин И. «Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях». Издательство Транзиткнига. — М., 2005 — ISBN 5-9578-2773-8
  • Русская народная одежда в рисунках B. Гордеевой. — М., 1974
  • Траур / С. М. Толстая // Славянские древности: Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. — М. : Межд. отношения, 2012. — Т. 5: С (Сказка) — Я (Ящерица). — С. 312–317. — ISBN 978-5-7133-1380-7.

5 шапок, которые пора выбросить — Рамблер/женский

5 шапок, которые пора выбросить

Фото: Я Покупаю

Все мы падки на что-то блестящее, необычное и клевое. Вот только когда это касается самого видного аксессуара — шапки — лучше перестраховаться, чтобы не попасть впросак.

Шапка с двумя меховыми помпонами

5 шапок, которые пора выбросить

Если такая шапочка красуется на вашей маленькой дочке — все ок. Но если вы приобрели ее для себя — лучшим решением будет сдать в магазин обратно. Шапки, где есть помпоны-ушки — это мало того, что немодно, так еще и выглядит по-детски.

Альтернатива: шапка с вязаным помпоном.

Хорошей альтернативой будет обычная шапка с вязаным помпоном. Выглядит мило и забавно, при этом достаточно красиво.

Меховая шапка с ушками

5 шапок, которые пора выбросить

Пережиток далекого 2010 года. Раньше с этими шапками носились все, потому что их очень хорошо рекламировали. Вот только почему вокруг них был такой ажиотаж — неясно. Громоздкие, скрывающие пол лица, висящие до самых пят да еще и с ушами! Такие шапки только на маскарад, о какой повседневности речь?

Альтернатива: шапка-ушанка.

Не думайте, что шапки-ушанки — это старье. То есть, изъеденные молью советские — да, а аккуратные и красивые женские — самое то для наших широт. Шапки-ушанки прекрасно сочетаются с дутыми куртками и пуховиками.

Шапка с вызывающими надписями

5 шапок, которые пора выбросить

Мне очень часто доводилось видеть эти шапки на женщинах разных возрастов. Что только на них не написано на английском! Тут тебе и «день грязной головы», и «плохая девочка», и ласково мяукающая кошечка. Пожалуй, именно этот странный тип шапок не идет никому. К чему вообще эти похабные смыслы на шапках?

Альтернатива: шапка-бини.

Самая актуальная модель, которая вряд ли выйдет из моды — бини. Шапочка должна быть средней вязки, с отворотом и объемом в районе макушки. Это самая универсальная модель, которая не обтянет вашу голову и не деформирует черты лица.

Боярская шапка

5 шапок, которые пора выбросить

Такие боярские шапки очень любят носить импозантные тетеньки, сочетая с огромной норковой шубой и крохотной ручной собачкой. Никакого статуса в таком наборе и в такой шапке нет.

Альтернатива: вязаный тюрбан.

Интересная и оригинальная вязаная шапка-тюрбан скрасит абсолютно любой образ из-за своей необычности. Она идеально сочетается с пальто. Тюрбан лучше выбирать нейтральных базовых оттенков, тот, который подойдет к любой верхней одежде.

Беретик с декором

5 шапок, которые пора выбросить

Вот такие береты — визитная карточка любой бабушки. Так пусть у бабушек они и остаются, стильным и современным дамам такой аксессуар ни к чему.

Но не надо отказываться вообще от всех беретов. Сейчас актуальны однотонные строгие береты. Они отлично сочетаются с шубой, их можно носить как овальному типу лица, так и квадратному.

Видео дня. 85-летняя бабуля радикально омолодилась за два года

Читайте также