Символіка українського народного костюма: Украинский народный костюм — внешний вид и символика

Украинский народный костюм — внешний вид и символика

Традиционная народная одежда – это проявление приверженности собственным ценностям во всех культурах. Носится в основном по праздникам, является проявлением своей национальности и любви к Родине. Это касается и украинского народного костюма, который часто надевают во время семейных, религиозных и национальных торжеств и праздников.

Разнообразие украинского костюма

Не бывает одного универсального украинского костюма. Большой территориальный охват государства, его географическое, историческое и культурное разнообразие обусловили развитие различных разновидностей народного костюма, которые, однако, имеют много общих черт.

В настоящее время существует четыре группы украинских народных костюмов: Полесская, Ласостепская, Степная и Карпатская. Наиболее архаичной и наименее трансформированной разновидностью являются полесские костюмы, для которых характерна наименьшая цветовая вариативность и простота. С другой стороны, в карпатских костюмах присутствуют характерные для горских групп элементы, такие как «долины», т. е. постолы, бараньи сердак-кетари, головной убор с многочисленными украшениями, бусами и блестящими жабрами.

Символика традиционного украинского костюма

Украинский костюм формировался со времен прихода славян на территории, принадлежащие государству. Именно к этим временам относятся первые упоминания о вышивке, которая является наиболее характерным элементом украинского народного костюма. Вышивка преимущественно красного и черного цветов, а также с желтыми, зелеными и синими элементами — самое яркое украшение украинских рубах. Украшает кант, манжеты, верхнюю часть рукавов и отделку вокруг горловины. Преобладают геометрические и цветочные узоры. В прошлом украинская вышивка имела магическое значение и должна была гарантировать достаток и счастье. Готовящиеся к замужеству невесты кропотливо вышивали рубахи, полотенца и другие предметы одежды традиционными узорами, и собранное таким образом приданое свидетельствовало об их усердии и находчивости.

Для украинцев традиционная вышиванка-сорочка, она же вышиванка, настолько важна, что в третий четверг мая отмечается День вышиванки, во время которого любой желающий может носить этот традиционный элемент одежды. В настоящее время, в эпоху социальных сетей, в этот день популярно размещать свои фотографии на вышиванках, например, в Facebook или Instagram.

Головной убор также имеет большое значение, особенно у женщин. Эта традиция восходит к средневековью. В каждой вариации традиционного украинского костюма было легко отличить замужнюю женщину от незамужней. Венок носили незамужние и незамужние девушки с 15-16 лет. В разных регионах он варьировал по форме, от тонкой, сплетенной из цветов, до высокой, в несколько сантиметров цветочной «короны» с множеством тесемок, бантиков и безделушек. После свадьбы женщина надевала глаза, т.е. чепец, закрывающий волосы, который часто ежедневно заменяли платком.

Украинский женский костюм

Традиционный женский наряд состоял из нескольких слоев. Ее основу составляла сорочка, белая рубашка, украшенная вышивкой, т.е. традиционной украинской вышивкой. Сорочка была полутелячьей и шилась из конопляной или льняной ткани. Поверх сорочек пришивали юбку из четырех частей, три из которых гофрированные, а четвертая, спереди, гладкая. Для праздничного наряда юбку покрывают так называемым полотном, сотканным из тонкой шерсти и украшенным узором в клетку. Юбка и простыня дополнялись кретоновым фартуком, а на Рождество шелком и поясом из красной или вышитой ткани, завязывавшимся сбоку.

В праздничном женском наряде рубашка носится с керсеткой, т.е. удлиненной расклешенной майкой со смещенной застежкой, часто украшенной вышивкой. Еще одним элементом женского наряда является жупка, т.е. кафтан с рукавами, и антураж в виде суконного костюма. Это, после Сороцких, древнейший элемент украинского костюма.

Мужской традиционный украинский костюм

Мужская одежда проще женской, но также демонстрирует большие региональные различия. Чем дальше на восток, тем шире штаны. На западе Украины преобладают узкие брюки, а затем широкие брюки, относящиеся к ближневосточным костюмам. Лучше всего это видно в казачьих костюмах. Такие штаны в прошлом гораздо лучше подходили для верховой езды и боевых действий, а узкие штаны больше подходили для полевых работ. Брюки завязываются на талии длинными ремнями – завязками, которые нужно обернуть несколько раз. Их делают из шерсти или шелка. Основа мужского наряда – тоже сорочка, но с чуть более узкими плечами. Украшен в основном вышивкой с геометрической вышивкой по опушкам, горловине и обшлагам. Сверху надевается антураж из черного или серого полотна, а в карпатских костюмах неотъемлемым элементом наряда является овчина. Мужчины носят на голове шапки или шапки с мехом, в зависимости от региона. В низинах шляпы делают из соломы, а в горах часто делают из плотного полотна или войлока и дополнительно богато украшают.

Особенности украинского национального костюма

вернуться назад

Главная

Интересная информация

Особенности украинского национального костюма

  17893

Национальный  костюм украинцев – это яркий и изысканный наряд, который активно используется еще с древних времен. Он выражает уважение к истории, традициям и  прошлому многострадального народа, демонстрирует духовность своего владельца, а также мастерство женщин и умение видеть красоту вокруг себя.  

 

В зависимости от региона каждый костюм имеет свои цветовые решения, орнаменты и особенности, что делают его не похожим на другие.

 

Помимо этого национальный костюм бывает женским и мужским. Кроме этого он имеет возрастные особенности,например, наряд может быть младенческим, подростковым, детским, предсвадебным, взрослым или старческим. По степени нарядности повседневным, праздничным, нарядным или свадебным. Каждая разновидность уникальна своими орнаментами и композициями.

 

Во время изготовления традиционного костюма мастерицы всегда придерживались народной этики, которая требовала внесения четких различий одежды для взрослых по половым признакам. 

 

Мужской костюм по своей цветовой гамме и орнаментам очень похож на белорусский и русский традиционные наряды.  Он, как и другие  включает в себя вышитую сорочку из натурального материала и шерстяные штаны яркого цвета.

 

Компоненты мужского костюма декорировались гораздо скромнее женских и предусматривали изменения восприятия пропорций тела.Традиционная украинская вышиванка всегда имела особенный покрой и разрез, вокруг которого изделие расшивается узорами. Однако между собой изделияотличались воротниками или их отсутствием. Наиболее распространенной вариацией был широкий отложной воротник.

 

Украинские мужчины из различных регионов носили рубахи заправленными в штаны, именно это отличало их от россиян и белорусов, которые предпочитают их не вправлять. 

Традиционные штаны, так называемые шаровары, закреплялись на теле с помощью специального ремня или же шнурка. Крой штанин отличался большой шириной и наличием вышивки на матне. К примеру, гуцулы декорировали и нижние края штанин яркими шерстяными нитками.

 

Прекраснейшие женские наряды в зависимости от регионов имели множество вариантов. Роскошные и щедро украшенные элементы костюмаидеально подчеркивалилинию талии и округлость женских форм. Гармоничность костюма достигалась путем преобладания горизонтальных линий и использования геометрических форм в покрое (треугольник и квадрат). Это создавало ощущение массивности верхней части, которая плавно сглаживалась в области талии.

 

Что касается возрастной градации традиционного костюма, то она включала в себя целый ряд признаков, указывающих на принадлежность человека к тому или иному поколению. Зачастую эти знаки сочетались с символикой семейного и материального положения.

 

Наиболее выраженной была возрастная градация в женской одежке. Наряды для молодых девушек и женщин изготавливались из тонкого полотна и щедро украшались пышными и живописными растительными орнаментами. Утонченные и изысканные вышиванки дополнялись плотными керсетками, подчеркивающими тонкий стан своих обладательниц. Они декорировалась разнообразными нашивками, аппликациями, а широкий вырез горловины позволял их сочетать с бусами и ожерельями, благодаря чему образ становился еще красивее.

 

Со временем, после замужества, женский костюм приобретал уравновешенность, скромность и сдержанность.

Панночки среднего возраста очень часто донашивали вещи из девичьего костюма, однако их образ уже не украшали красочные ленты и венки. Для их нарядов была характерна скромность и утонченность.

 

В отличие от женских, мужские элементы народного костюма с возрастом становились более проще. Уменьшалось количество ярких цветов, аксессуаров и т.д. Кроме этого менялась прическа, форма усов и борода.

 

В современном мире люди редко придерживаются возрастных принципов в одежде, более того, даже сами мастерицы стараются создавать универсальные наряды, подходящие как молодежи, так и людям зрелого возраста. Это гораздо упрощает выбор народного костюма и помогает сохранить основные традиции и орнаменты, которые ценили и оберегали наши предки.

 

 



Читайте также

читать дальше

читать дальше

 

18. 12.2017 читать дальше

читать дальше

Читати далі 

6 видов украинского народного костюма

Всем привет,
Сегодня я расскажу о 6 основных видах украинского народного костюма. Ранее я упоминал о 5 типах, но мое недавнее исследование сообщило мне, что на самом деле их 6. Эти костюмы различаются по типу женской нижней одежды. Основой или основой одежды для всего этого является сорочка или сорочка. Первоначально он был длиной до щиколотки и обычно вышивался на плече, верхней части рукава, воротнике, манжетах и ​​часто на подоле. Традиционно подол сорочки был виден под нижней частью одежды. В последние годы появилась тенденция резать сорочку пополам и превращать нижнюю часть в отдельный предмет одежды.

1   Костюм с Плахтой


Костюм с плахтой был распространен в средней, восточной и южной Украине, примерно от Черкасс на восток. Оно имело то же происхождение, что и русская понева [панёва]. Это тканый прямоугольник ткани, обернутый вокруг бедер сзади и оставляющий зазор спереди. Оба имеют плетение в шахматном порядке. В России этот узор очень простой, обычно состоящий из белых линий на черном фоне. Вот пример из-под Тулы.

Понева дополнительно украшается пришитым к краю тканым полотном, как здесь, или пришитыми лентами и галунами, и даже полосами шитья. Вот пример из Калуги.

Украинская плахта столь же богато орнаментирована, но совсем по-другому. В отдельные квадраты или прямоугольники ткани вплетены узоры, цвета которых варьируются от одного квадрата к другому.




Верх плахты можно свернуть и сшить в трубочку с протянутой через нее кулиской, как у поневы, но часто два длинных куска сшивают рядом, как показано выше, на некоторое время. чем половина его длины. Плахта складывается поверх пояса, завязанного вокруг талии, и верхняя половина ниспадает на нижнюю. Это называется плахта с крыльями и является исходной формой.

Обратите внимание, что иногда другие виды верхней юбки ошибочно называют «плахтой», но это неверно. Это единственная одежда, которую правильно называют плахтой.

2 Костюм с Обхорткой.




Обхортку также иногда называют «горботка», «фота», «опынка» или «дерка». «Обхортка» означает «то, что обернуто». Он состоит из прямоугольника из плотной ткани, который оборачивается вокруг бедер сзади, перекрывается спереди и удерживается поясом. Встречается на Подолье, Покутье, Буковине, Бессарабии, а также в Восточной Румынии; Молдавия и Мунтения. Вот пример свадебной пары из Мушчела, уезд Арджеш, Мунтения, Румыния. Этот образ иногда представляют как украинский. Это не.

Обхортка тоже имеет тканый орнамент, но в основном тонкие линии по вертикали, а также по краям. Основной цвет чаще черный, но в восточном Покутье кирпично-красный.



На Буковине, как и в Мунтении, перекрытие может быть более явным.




Этот предмет одежды часто носят с одним или обоими углами, поднятыми и заправленными в талию. Обычно его носят без фартука, но в некоторых регионах носят фартук.

В центральной Украине в качестве рабочей одежды часто носили простую юбку с запахом под названием дерка.

3 Костюм с двойным фартуком.




Хотя технически плахта представляет собой задний фартук, она не входит в этот тип, а считается отдельным видом костюма. Хотя есть письменные упоминания о костюмах с двойным фартуком, которые носили в центральной Украине, ни одно из них не сохранилось. Гуцульщина – единственное место, где этот костюм сохранился до наших дней в Украине. Он также встречается в западной Румынии; Трансильвания, Банат и Олтения. Два фартука сотканы тонкими горизонтальными линиями и различаются по цвету от почти черного у Жабие до ярко-оранжевого у Космача.


Вы увидите украинские исполнительские коллективы, использующие двойной фартук в сценических костюмах, предназначенных для изображения центральной Украины. Мое мнение, что этому следует препятствовать. Вот выступает группа «Вишня», которая неплохо поет. Есть и другие детали костюма, которые некорректны, хотя и привлекательны и узнаваемы по-украински.

4 Костюм с юбкой



Это костюмы, которые включают настоящую юбку с поясом. Они встречаются в традиционных костюмах севера и запада. Кроме того, они начали распространяться на востоке Украины в 19 веке, заменив в некоторых местах плахту, так как были проще в изготовлении. На изображениях выше показаны примеры этого.

На следующих изображениях представлены традиционные юбки из разных регионов Украины.

Чернигов, вышитая юбка андарак.

 


 

Полесье льняная тканая юбка.



Справа мы видим домашнюю юбку из шерсти. Такой же носили и на Волыни.

Эта юбка была сшита на Полесье из покупного сукна.

Волынь.

Галичина  Это льняная юбка домашнего плетения с набивным рисунком из окрестностей Городка.

Галичина. Это шерстяная юбка домашнего плетения, называемая шортами, из района Яворив.

Галичина. Эти девушки из окрестностей Рава Русы, одетые в юбки из покупной ткани.

Опилия. Это льняная юбка домашнего плетения с набивным рисунком из окрестностей Дрогобыча.

Бойко. Это домашние тканые и вышитые юбки, которые являются частью традиционного костюма бойко.



Лемко. Это юбки из покупного сукна из разных уголков Лемковины.

Это костюм Лемки Шляхтовой. На первом изображении ошиблись, надев мужской жилет на женский манекен, но в остальном все правильно.



Закарпатье. Марморошский район



Закарпатье. район вокруг сел Черна и Новоселица.


Закарпатье. район вокруг Ужгорода.



5 Костюм с одним фартуком.

Последние два костюма имеют наименьшую площадь, в которой их можно найти. Хотя часто случалось, что женщины, работающие в поле, носили только сорочку и фартук, костюм с одним фартуком носили как парадную одежду только в центральных низменностях Закарпатья, в районах вокруг Иршавы и Хуста и на востоке до Тересвы.

Иршава


Хустский район. В этой области фартук очень широкий, охватывающий почти всю талию, и называется платом.





6. Костюм с юбкой и лифом.

В то время как 5-й костюм ограничен одной небольшой областью, этот костюм можно найти на странных островах на юге Подолья и восточном Полесье в Украине. Его называют по-разному талика, реклия или шарафан. Это лиф с пришитой юбкой. Этот тип костюма распространен в Западной Европе и Скандинавии, в Болгарии и у некоторых венгров в Мезосеге, Трансильвания. Ни один из них не является вероятным источником появления этого предмета одежды в отдельных местах Украины.

Топоровцы, Буковина.

В этой деревне эта одежда называется риклия. По-видимому, когда-то он был более распространен на Буковине, но теперь появляется только в этом селе как часть свадебного костюма. В других частях Буковины лиф исчез, а присборенная юбка сама по себе называется реклией. Это свадебная пара из Топоровцев в 1940-х годах.

Вот пара старых снимков этого предмета одежды.


Возможно, этот предмет одежды был заимствован у немецких или венгерских поселенцев в этом районе.

Каменка — Кодымский район.

Этот регион образует самую южную часть Подолья. Часть этой территории находится на севере Одесской области, а другая часть находится за границей в Приднестровье, когда-то входившем в состав Молдавии. В этом регионе одежда называется шарафан.



Житомир — Чернигов — Новгород Сивирский

Эта одежда находится в карманах через восточное Полесье. Здесь это называется талика. Опять же, это лиф с присборенной юбкой. Он не скроен, как русский сарафан.








И это завершает эту статью. Я не включил городской костюм или костюмы аристократов, каждый из которых представляет собой отдельную традицию.

Спасибо за чтение, я надеюсь, что вы нашли это интересно и информативно.

Роман К.

электронная почта: [email protected]

Украина: когда костюм рассказывает историю

  • Категория: Статьи

Украинский народный костюм

Украинский народный костюм сочетает в себе практичность и красоту. Этот традиционный костюм менялся на протяжении поколений под влиянием исторических, социальных и культурных факторов. В середине 20 века народный костюм включал в себя вышивку и шился из льна, пеньки и шерсти. Шитье одежды было в то время основным видом экономической деятельности украинцев. Каждый образец традиционной одежды указывал на этническую принадлежность, социальный статус и семейное положение человека. Сегодня мы можем найти большое количество украинской вышитой одежды, хранящейся в разных музеях Соединенных Штатов Америки и Канады в связи с массовой миграцией украинцев в 19 веке.го и начала 20 века.


Во время Второй мировой войны люди закапывали одежду в землю, чтобы сохранить бесценное национальное наследие вышивки от советских и немецких оккупантов. После окончания мировой войны традиционная вышитая одежда стала проявлением принадлежности к украинскому народу, которую носят писатели, политики, активисты, журналисты. Традиционная украинская вышивка стала источником вдохновения для многих международных брендов класса люкс, таких как: Gucci, Dolce & Gabbana, Jean-Paul Gaultier, John Galliano и многих других.


Усадьба проект
  • Одежда: Черниговская обл., Новгород-Северский р-н
    Усадьба: Черниговская обл., Новгород-Северский р-н, Мамекино с. с Национальным музеем архитектуры и народного быта Украины, г. Киев. В этом музее хранятся мебель, изделия ручной работы, одежда, обувь, прически, украшения и украшения, чтобы сохранить память об украинской культуре и ее культурном наследии. Благодаря этому сотрудничеству и обширной исследовательской работе, Homestead удалось точно подобрать архитектуру, мебель и предметы одежды для каждого крупного региона Украины и воспроизвести атмосферу, вовлекая сегодняшних жителей в качестве главных действующих лиц. С помощью серии фотографий этих реконструкций проект знакомит нас с культурным разнообразием и обычаями разных регионов Украины. На фотографиях представлена ​​традиционная украинская одежда, архитектурные стили, прически и аксессуары, характерные для конкретной территории и периода, между концом 19 в.го и начала 20 века. Homestead — уникальный проект по своей информативности. Действительно, его цель состоит в том, чтобы познакомить с культурным богатством Украины украинцев, все еще проживающих на территории, тех, кто сейчас принадлежит к диаспоре, а также гораздо более широкой общественности.

    • Одежда: Одесская область, Кодымский район – Усадьба: Одесская область, Кодымский район
    • Одежда: Винницкая область, Шаргородский район – Усадьба: Винницкая область, Могилев-Подольский район, село Ярышев

    Созданные изображения, дополненные очень подробными описаниями, являются предметом почтовых открыток, предназначенных для продажи для финансирования выставок в других странах.

    See the Homestead full presentation Download


    The World Vyshyvanka Day

    by Lesia Voroniuk

    The World Vyshyvanka Day is an international holiday dedicated to preserving an embroidered shirt know as Вышиванка , как материальное и духовное наследие украинского народа.

    Всемирный день вышиванки родился как небольшая студенческая флешмобная акция в 2006 году в Черновцах. Каждый третий четверг мая украинцы, друзья Украины из более чем 100 стран, ходят в вышиванках на работу, в университеты, школы и даже детские сады.

    В Украине этот день стал настоящим праздником национального единства, внимания к вышиванке как части культурного наследия, которое необходимо было возродить и популяризировать после многих десятилетий упадка.

    В 2015 году была основана общественная организация Всемирный день вышиванки . Деятельность организации стала неотъемлемой частью украинской культурной дипломатии. Сегодня Всемирный день Вышиванки — это постоянно действующая инициатива с проектным планированием на продвинутой стадии.

    Организация реализовала более 70 масштабных проектов в Украине и за рубежом в сфере культурного наследия. Это флешмобы, выставки, лекции, документальные фильмы, фестивали, установка памятников и названий улиц. Такое разнообразие форматов мероприятий было создано для более широкого вовлечения и повышения осведомленности граждан.

    Инициатива объединяет не только профессионалов, работающих в сфере культурного наследия, но и актуализирует внимание к нему и способствует сплочению за счет поддержки международных влиятельных организаций. В частности, Евросоюз, ОБСЕ, ПРООН, НАТО, G7.

    Украинская вышиванка – уникальное мировое высокохудожественное явление в плеяде национального костюма европейцев. В ней представлено множество техник вышивки (более 200), стилей и орнаментов. Вышиванка – не только традиционная часть украинского гардероба, но и национальный символ борьбы за независимость, символ непобедимости духа, символ надежды и любви.

    Несомненно, до создания мануфактур и фабрик многие люди украшали свою одежду вышивкой. Украинцам удалось сохранить вышиванки на протяжении веков как особую ценность и непреходящий генетический код нации.

    День вышиванки в Google…

    Украинцы носили вышиванки во все времена, даже когда у них не было своего государства, им запрещали говорить на своем языке или крепко сжимали тоталитарные советские режимы. Возможно, поэтому современные украинцы так деликатно и торжественно относятся к вышиванке.

    Вышиванка заняла особое место в одежде, сердцах и семейных традициях украинцев.

    Сегодня вышиванка – это не только символ независимости и самобытности украинцев, но и символ симпатии иностранцев к Украине. Нося его, иностранные политики, культурные деятели и другие граждане проявляют интерес к украинской культуре и, со своей стороны, подчеркивают целостность европейского прошлого, настоящего и будущего Украины.

    В исторической ретроспективе украинская традиционная вышиванка (вышиванка) 19 в.80-е и 1990-е годы, несмотря на внимание культурной элиты и диссидентов, в широком контексте переживали настоящее обесценивание: в крупных городах к ней относились как к старому хламу, а в деревнях можно было использовать как швабру, половой коврик, одеяло. для домашних животных. Старую вышиванку (вышиванку), которой около 100 лет, можно было обменять на один кусок мыла или порошка. Произошло полное обесценивание и маргинализация культурного наследия и отношение к нему как к пережитку прошлого.

    Углубился разрыв в понимании важности культурного наследия между узкими культурными элитами и широкими слоями населения. Всплеск национального возрождения произошел после Оранжевой революции 2004 года. Однако только волна общественного интереса не могла обеспечить устойчивого возрождения.

    В 2006 году Всемирный день вышиванки родился как небольшая студенческая флешмобная акция на факультете истории, политологии и международных отношений Черновицкого национального университета имени Юрия Федьковича. Автором идеи и учредителем праздника стала студентка Леся Воронюк. Толчком к реализации идеи стала вышиванка Игоря Житарюка, который регулярно носил ее в университет, как и некоторые другие студенты. Леся Воронюк предложила своим однокурсникам и другим студентам выбрать один день, когда они будут носить вышиванки.

    В 2011 году мероприятие было занесено в Книгу рекордов Украины по количеству людей, одновременно носящих вышиванки в одном месте (более 4000 на центральной площади в Черновцах). Впоследствии этот рекорд был в несколько раз выше и в других городах Украины.

    Учредители праздника (Леся Воронюк, Александр Ткачук, Михаил Павлюк, Сергей Бостан, Оксана Добрянская) ежегодно масштабировали праздник, привлекая, в первую очередь, поддержку студентов по всей стране. Именно студенты и молодежь стали движущей силой инициативы, к которой стала привлекать общественность.

    В 2015 году создана общественная организация «Всемирный день вышиванки», которая работает круглый год и реализует проекты в Украине и за рубежом.