Скандинавская звезда: Новогодний декор» Скандинавская звезда» 20х20см, дрифтвуд – купить на Ярмарке Мастеров – S9NSORU

Энциклопедия кораблей/Гибель кораблей/Скандинавская звезда

Скандинавы умеют не только хорошо работать, но и красиво отдыхать. Не стал исключением и вечер в пятницу 6 апреля 1990 года, когда сотни норвежцев решили из Осло отправиться в Данию, чтобы провести там пасхальные праздники. На судне находились 395 пассажиров и 100 членов экипажа. Среди пассажиров было много детей и людей пожилого возраста. Взрослые были не прочь провести уик-энд на борту парома, подышать морским воздухом, испытать счастье в казино и — что греха таить — вкусить дешевой круизной выпивки в барах «Скандинавиан стар» (Scandinavian Star). Все шло по заведенному распорядку.

Когда на корабле воцарилась ночная тишина, 7 апреле 1990 г., внезапно вспыхнул пожар. Возник один очаг, затем второй, третий… «Скандинавиан стар», совершавший рейс между норвежской столицей и датским городом Фредериксхавн, находился в это время в проливе Скагеррак. Клубы дыма окутали лайнер. Удушливые газы проникли во внутренние помещения, угрожая жизни людей.

Пламя пытались сбить, но оно быстро распространилось, и в 2 часа 27 минут капитан радировал по обычному (!) каналу, что пассажиры переходят в шлюпки. Сигнал SOS Сигнал бедствия на аварийных частотах передан не был, а координаты корабля были сообщены ошибочные. Поэтому паром, находившийся уже в норвежских водах пролива Скагеррак, начали искать не вертолеты береговой охраны Швеции, а торпедный катер ВМС Военно-морские силы Норвегии. Впрочем, просчет был «пустяковым» — благоприятная погода, отлаженные контакты спасателей и интенсивное судоходство в этих водах позволили быстро развернуть десятки судов и вертолетов для помощи «Скандинавиан стар».

Первым на место бедствия прибыло норвежское судно «Стена сага». К тому времени сотни людей уже покинули паром и находились на спасательных плотах и шлюпках. Затем подошли и другие суда. Благодаря оперативно оказанной помощи уже в течение первого часа удалось эвакуировать более 300 человек. В эвакуации людей принимал участие и советский теплоход «Фрицис Розинь». Пострадавшие были доставлены в больницы и гостиницы Дании и Швеции.

Днем скорби для многих семей в Скандинавии стало воскресенье 8 апреля. Пожар, продолжавший бушевать на борту датского парома «Скандинавиан стар», который накануне был отбуксирован в шведский порт Люсечиль, лишил последней надежды обнаружить в живых кого-либо из десятков пассажиров, оказавшихся блокированными на нижних палубах судна. Лишь к вечеру, когда аварийным службам наконец удалось справиться с огнем, спасательные отряды смогли проникнуть в недосягаемые до этого отсеки парома.

«Мы обнаружили погибших в коридорах и каютах, даже в машинах автомобильной палубы», — сказал руководитель подразделения пожарных Конни Энглунд. По словам одного из участников спасательной операции — пожарного с десятилетним стажем, увиденное на борту парома явилось самым тяжелым потрясением в жизни.

Из отбуксированного в шведский порт Люсечиль на западном побережье Швеции догоравшего парома извлекли около сотни трупов. Некоторых пассажиров просто не удалось опознать — они сгорели почти дотла. Сразу точная цифра погибших не была названа, так как на паромном терминале в Осло и в конторе судовладельцев списка пассажиров не нашли — почему-то отказал компьютер…

Ранее в Люсечиль были доставлены 52 человека, спасенных советским теплоходом «Фрицис Розинь», который немедленно направился в район катастрофы, приняв сигнал бедствия. Всего в ходе спасательных операций, в которых участвовали также корабли и вертолеты Дании, Норвегии и Швеции, спасен 321 человек из находившихся на борту парома 372 пассажиров и 94 членов команды.

Спасатели обнаружили тела 110 погибших. Неизвестной оставалось судьба 35 человек, которые оказались блокированными в каютах, расположенных под автомобильной палубой.

По мере поступления дополнительных данных о масштабах катастрофы — одной из крупнейших в этих водах за многие десятилетия — очевидными, по мнению специалистов, стали серьезные нарушения правил безопасности на потерпевшем бедствие судне. «Скандинавиан стар» был построен во Франции в 1971 году и долгое время обслуживал рейсы между Флоридой и Багамскими островами. Судно, зафрахтованное датской компанией «Денолайнс», лишь недавно было переведено на линию Осло — Фредериксхавн. Это был его шестой рейс по данному маршруту.

Оказалось, что он, приступив за 4 дня до этого к работе на линии Осло — Фредериксхавн, не прошел контроля ни норвежской, ни датской морской инспекции. Основанием для допуска к пассажирским перевозкам послужило заключение властей Багамских островов, где был приписан «для удобства» корабль. Еще за несколько дней до катастрофы им владела другая фирма, а до нее он успел сменить название и побывать объектом еще множества сделок. «Удобный флаг» позволял избегать контроля налоговых, морских, профсоюзных и иных организаций в тех странах Америки и Европы, где курсировал построенный во Франции паром.

Последствия хитроумных махинаций не заставили себя ждать: команда оказалась не в состоянии не только остановить огонь, но и включить систему пожарного оповещения пассажиров. Удивляться не приходится: спешно набранный гонконгским посредником плавсостав (в основном португальцы и филиппинцы) за несколько дней нахождения на борту не успел толком сработаться и ознакомиться с гигантским судном, не провел ни одной учебной тревоги.

Хотя большинство пассажиров были норвежцами, на родном для них языке из обслуживающего персонала (не считая капитана и нескольких офицеров) говорил только вьетнамец, руководивший официантами. «Новобранцы» не знали точно, кто их работодатель, а о коллективных договорах речь вообще не шла. Судовладельцы даже не знали точную численность своих работников — 91 или 94?

Некоторые из норвежских туристов спали прямо в своих машинах на автомобильной палубе, откуда быстрая эвакуация затруднена. По свидетельству очевидцев, пожарная сигнализация в некоторых отсеках судна не сработала. Масштабы трагедии предопределило, как считают, и то обстоятельство, что «языковой барьер» лишил команду, состоявшую в основном из португальцев и филиппинцев, возможности дать необходимые инструкции пассажирам в момент бедствия. Неисправными оказались и некоторые спасательные шлюпки.

Возможной причиной случившегося пожара, по мнению капитана «Скандинавиан стар», был поджог, поскольку два очага пожара возникли на палубе с интервалом в 15 минут. Полиция тут же приступила к розыску возможного злоумышленника.

Премьер-министр Швеции Ингвар Карлссон в телеграммах, направленных главам правительств Дании и Норвегии, выразил соболезнование родственникам погибших. Пожар на борту «Скандинавиан стар» — трагедия, глубоко потрясшая граждан Европы, говорится в послании.

В связи с гибелью людей в Норвегии был объявлен двухдневный траур.

Название:Пожар на борту «Скандинавская звезда».
Раздел:Секунды до катастрофы
Время:0:47:13
Разрешение:640×432

Декоративная облицовка переборок на пароме по степени горючести была равна бензину

Эта морская катастрофа уникальна по многим причинам. Конструкция теплохода, порядки, царившие на пароме, наконец, вывод комиссии о поджоге делает этот пожар знаковой катастрофой конца ХХ века. Тем более, что произошла она в скандинавских странах, славящихся высоким профессионализмом своих моряков. В этой статье мы расскажем о пожаре, произошедшем в 1990 году на борту парома M/S «Scandinavian Star», который привёл к гибели 158 человек.

Морской паром «Scandinavian Star»

Этот паром под названием MS «Massalia» был построен во Франции, в Нормандии, в 1971 году. Первоначально, паром работал на линии Марсель – Малага – Касабланка. Кроме этого, он совершал круизы по Средиземному морю. Паром носил и другие названия – «Stena Baltica» , «Island Fiesta» Длительное время он обслуживал линию между портами Флориды и Багамскими островами. Потом некоторое время работал как плавучее казино в Майями.. В 1990 году его купила скандинавская компания для работы на линии Осло – Фредериксхафен. Теплоход переименовали в «Скандинавскую звезду» и спешно перевели на новое место службы. К последствиям этой спешки мы ещё вернемся.

Паром был длиной 142 метра и имел водоизмещение 12 500 тонн. После работы в качестве казино, он был реконструирован. Впрочем, реконструкция была скорее обновлением, так как теплоход изначально был паромом. Уже впоследствии выяснились удивительные вещи. Все морские (как, впрочем, и речные) суда, особенно, перевозящие пассажиров, в обязательном порядке перед началом эксплуатации проходят через массу проверок, которые должны обеспечить безаварийную эксплуатацию. Как выяснило следствие, никаких проверок не было. Автомобильно-пассажирский паром «Скандинавская звезда» имел девять палуб. Больше всего пассажирских кают было на палубе 5. На палубе 6 располагались рестораны, кафе, дискотека и магазины. На палубе 8 находился ходовой мостик.

Паром зафрахтовала датская судоходная компания «Денолайнс». 3 апреля 1990 года паром «Скандинавская звезда» был поставлен на маршрут Осло – Фредериксхафен. Паром совершил пять рейсов. Шестой стал для него роковым.

Начало

После пожара Паром Candi в Саутгемптоне (фото: Wikimedia Commons/Murgatroyd49)

Скандинавы любят путешествовать на паромах, тем более, что приближалась Пасха. Норвежцы и датчане отправлялись в пасхальные путешествия друг к другу. На пароме было много детей и людей пожилого возраста. Как водится, взрослые начинали свой отдых прямо на борту парома. Бары и казино – отличное начало путешествия. Всё было как обычно.

6 апреля паром вышел в рейс. На борту находились автомобили, 395 пассажиров и 94 члена экипажа. Из порта Осло «Скандинавская звезда» вышла в 21-45 по местному времени, с опозданием в 2 часа 15 минут. Паромом командовал капитан Хокун Ларсен, у которого был двадцатилетний стаж работы капитаном. Погода была благоприятная, ветра и волнения не было, паром шел со своей обычной скоростью. Переход должен был продлиться 13 часов, поэтому многие пассажиры в каютах легли спать.

Пожар

По теме

1560

В Саратове мужчину признали виновным по факту гибели двух детей при пожаре

Житель Саратова был признан виновным по факту гибели по неосторожности двух его несовершеннолетних родственниц, которые умерли при пожаре, а также по факту уничтожения не принадлежавшего ему имущества.

Паром уже находился в пути 4 часа 15 минут. В 02-00 по местному времени, в коридоре палубы 3 начался пожар. Точное место возгорания впоследствии определит комиссия. На этой палубе не было пассажирских кают, поэтому огонь заметили не сразу. Он распространялся стремительно, по корабельным трапам переходя с палубы на палубу. Что интересно, распространялся он и вверх, с выходом на верхнюю палубу, и вниз до автомобильной палубы парома. На пассажирской палубе пожар приобрел форму огненного шара, который быстро захватывал коридор за коридором. В 02-11 три молодых человека, которые еще не спали, заметили на палубе 5 плотную стену дыма, и сообщили о пожаре дежурному администратору парома. Та, в свою очередь, в 02-15 позвонила на мостик и сообщила о пожаре капитану парома. Проснувшиеся от запаха дыма пассажиры так же стали нажимать кнопки пожарной тревоги. Капитан с мостика стал дистанционно закрывать противопожарные двери в тех местах, откуда приходили сигналы о пожаре. Но, из-за того, что противопожарная система была построена так, что была возможность открыть такую дверь не только с мостика, но и с пульта рядом с дверью, эффект изоляции пожара не был достигнут.

Капитан также включил противопожарную звуковую систему и отключил принудительную вентиляцию на пароме. Почему это не помогла, мы расскажем чуть ниже. Поняв, что пожар не остановить, капитан Ларсен послал сигнал SOS и остановил машины, чтобы спустить шлюпки.

Спасательная операция

Первым к горящему парому подошел паром другой скандинавской паромной компании «Stena Line» – «Stena Saga». К моменту его подхода часть шлюпок с «Скандинавской звезды» были уже спущены на воду. Пожар продолжал бушевать, языки пламени поднимались до 15 метров. Огнем была охвачена корма парома. В 03-20 огонь стал приближаться к ходовому мостику «Скандинавской звезды». Капитан Ларсен принял решение – покинуть паром. Предварительно, он в разговоре с капитаном парома «Стена Сага» сказал, что на борту пассажиров не осталось, и он покидает паром. На самом деле, на корме, в каютах и коридорах, находились пассажиры – более 30 человек. В 05-30 на борт «Скандинавской звезды» спустились первые спасатели, которых доставили на вертолетах. Они добрались до кормы на 5-ой палубе, и нашли 76 погибших пассажиров. Спасателями было принято решение отбуксировать горящий паром в шведский порт Люсечиль (паром дрейфовал в 30 км от этого порта), и уже там, в порту, продолжить тушение пожара. Во время буксировки спасательные корабли тушили пожар, а спасатели на борту продолжали искать выживших. Забегая вперед, скажем, что когда в порту пожар был потушен, определили окончательное количество погибших – 158 человек. В спасении людей принимал участие и советский теплоход «Фрицис Розинь». Экипаж советского судна спас 52 человека.

Расследование

После пожара Паром Candi в Саутгемптоне (фото: Wikimedia Commons/Murgatroyd49)

Расследованием произошедшего занялась шведская комиссия. Она пришли к удивительным выводам.

1. Эксперты нашли источник пожара. Им оказалась куча грязного постельного белья на палубе 3. Эксперты прошли обратный путь огня, и определили место, где пожар начался. Они нашли остатки льна, из которого было сшито постельное белье в каютах. Возник вопрос, как и почему пожар распространялся так быстро. Переборки на пароме были стальные, покрытые для противопожарной безопасности слоем асбеста. Комиссия построила точную копию коридора на третьей палубе из тех материалов, которые использовались на пароме. После эксперимента эксперты сделали невероятный вывод. Дело в том, что в коридорах парома поверх слоя асбеста, были установлены листы декоративного белого покрытия толщиной 1,6 мм. Выяснилось, что квадратный метр такого покрытия горит так же, как литр бензина. Как такой материал могли применить для отделки всех помещениях парома, осталось загадкой.

По теме

2632

Меркель указала на наличие разногласий с США по «Северному потоку – 2»

В 2019 году со стороны Соединённых Штатов было объявлено о введении санкций в отношении проекта «Северный поток – 2», на фоне чего работы по укладке газопроводы были приостановлены.

2. Эксперты пытались понять, почему пожар распространялся с такой большой скоростью. Он проходил коридор за коридором, по трапам поднимался и спускался на другие палубы, дошёл даже до автомобильной палубы, где он не должен был быть по определению, так как двери на автомобильную палубу после загрузки парома закрыты в течение всего рейса. Одной из причин стало запоздалое выключение корабельной вентиляции. Её выключили, когда пожар уже бушевал вовсю. То есть получилось, что в начале пожара огонь поддерживался потоком воздуха. Было выяснено, как огонь проник на автомобильную палубу. По трапам огонь спустился вниз, а по виду обгорания двери и машин, которые находились около этой двери на автомобильной палубе, эксперты установили, что дверь на автомобильную палубу была наполовину открыта. Образовавшаяся тяга воздуха тянула огонь вниз, в том числе и на автомобильную палубу.

3. Было определено, почему так много пассажиров погибло на палубе 5 в кормовой части парома. Капитан включил систему громкого оповещения о пожаре, но датчики этой системы в кормовой части палубы 5 располагались так не удачно, что в некоторых каютах сигнал тревоги просто не услышали – люди ведь уже спали.

Но кроме этого, был сделан ещё один шокирующий вывод. Часть пассажиров услышали сигнал тревоги, но всё равно погибли. Почему? Оказалось, что декоративная обшивка на пароме не просто великолепно горела, и при этом выделяла … синильную кислоту. Пассажиры были мгновенно убиты.

4. Экипаж судна практически не оказывал пассажирам никакой помощи. Оказалось, что предыдущий экипаж (тогда ещё плавучего казино в Майями) был уволен. Был набран новый экипаж из граждан Португалии и Филиппин. За 10 дней подготовки они не провели ни одной пожарной тревоги, и просто не знали, что нужно делать каждому при пожаре на судне. Кроме этого, многие не знали не только норвежского, шведского и датского языков, но и английского языка! Излишне говорить, что такой экипаж стоил судовладельцам значительно дешевле. За 10 дней интерьеры парома слегка обновили, но при этом обучение и тренировки новой команды не проводилось. Более того, судно не проверялось ни датской, ни норвежской морской инспекциями. Формальным основанием для допуска работы стало заключение с Багамских островов, где была приписана «Скандинавская звезда».

Экипаж для парома, который должен работать на линии Норвегия – Дания набирала крюинговая фирма из Гонконга! Из экипажа скандинавскими языками, кроме капитана и офицеров парома владел только один человек – вьетнамец, который руководил официантами в ресторане. После катастрофы, компания «Денолайнс» некоторое время не могла точно назвать количество членов экипажа – 91 или 94?

5. Комиссия установила, что пожар, погубивший «Скандинавскую звезду», в ту ночь был не первым! Один из членов экипажа рассказал, что проснулся от дыма, вышел в коридор и увидел горящую кучу постельного белья. Он потушил её. Но это было не то место, которое эксперты определили, как источник пожара. Официально был сделан вывод о поджоге. Личность поджигателя не установили, но сообщалось, что среди погибших пассажиров был датчанин, который ранее привлекался к ответственности за поджоги. Одной из версий о поджоге была версия с мошенничеством при страховке парома.

Об аналогичном случае смотри статью в бумажной версии газеты «Тайна гибели «Моро Кастл».

Заключение

Памятник погибшим на Скандинавской звезде (фото: Wikimedia Commons/ Tristan Schmurr)

Главный менеджер судоходной компании и капитан парома Ларсен были признаны виновными в халатности, приведшей к гибели 158 человек. Оба приговорены к шести месяцам тюремного заключения. Семьям погибших выплачены компенсации.

Эта катастрофа потрясла Скандинавию. На паромах и круизных лайнерах во всем мире были введены очень жёсткие меры безопасности, касающиеся конструкции пассажирских судов и подготовки их экипажей. Пожароопасные материалы были исключены при постройке судов. Пожарные извещатели и детекторы дыма стали устанавливать во всех помещения судна, а не только в коридорах. Обязательным стало подготовка экипажей к действиям в нештатных ситуациях и регулярная проверка полученных навыков.

После длительного ремонта паром восстановили, переименовали в «Regal Voyager». Сначала место работы парома стало Средиземное море, потом Карибское море. Паром был сдан на слом в 2004 году.

Scandinavian Star (TV Series 2020)

Episode guide
  • Cast & crew
  • User reviews

IMDbPro

  • TV Series
  • 20202020
  • 58m

IMDb RATING

7.8/10

407

ВАША ОЦЕНКА

Документальный фильм

История трагедии на борту «Скандинавской звезды» в 1990 году до сих пор остается самой большой нераскрытой тайной убийства в Скандинавии за последнее время. Спустя 30 лет после катастрофы новая датская документальная… Читать всеИстория трагедии на борту «Скандинавской звезды» в 1990 до сих пор остается самой большой нераскрытой тайной убийства в Скандинавии за последнее время. Спустя 30 лет после катастрофы новый датский документальный сериал рассказывает всю историю. История трагедии на борту Scandinavian Star в 1990 году до сих пор остается самой большой нераскрытой тайной убийства в Скандинавии за последнее время. Спустя 30 лет после катастрофы новый датский документальный сериал рассказывает всю историю.

РЕЙТИНГ IMDb

7.8/10

407

ВАШ РЕЙТИНГ

  • См. производство, кассовые сборы и информацию о компании
  • См. Подробнее на IMDBPRO
    • Награды
      • 1 номинация

    Эпизоды6

    Episodes

    Photostop

    1,0009

    2020999

    Photoning9

    505050505050505051. endrer alt

    Gåten Orderud

    Hvem drepte Birgitte?

    Førstegangstjenesten

    Эстония

    UXA — Thomas Seltzers Америка

    22. 9 июля0009

    Мистер Гуд: полицейский или мошенник?

    Nordic Noir

    HVITE Gutter

    Rådebank

    Nobel

    Сюжетная линия

    Отзывы пользователей1

    Обзор

    . Показанный обзор

    10/

    Aftuded.

    Один из лучших документальных фильмов, которые я когда-либо видел. Такое ощущение, что я был на Скандинавской звезде в ночь пожара. Этот сериал настолько крут, насколько и должен быть. Это душераздирающе. Это одно из тех «Я смею вас смотреть без слез».

    Я рад, что этот документальный фильм о том, что произошло той ночью, снят так хорошо, потому что эта трагедия заслуживает чего-то, что действительно рассказывает историю того, что произошло. От семей, которые когда-то потеряли своих близких, до того, как пожар распространился и начался, до людей, которым принадлежал корабль и кто отвечал за безопасность. И потом, конечно, кто в мире убил всех этих людей.

    Выжившие, рассказывающие эту историю, так хорошо рассказывают о том, что произошло, что можно подумать, что с тех пор они больше ничего не делали. И это тоже может быть. Как зритель, вы постоянно чувствуете себя настолько благодарным, что они выжили, чтобы рассказать, что произошло. Редактирование переключения между личными историями и фактами о корабле и путешествии сделано очень хорошо.

    Для меня это обязательные часы. Я считаю, что это важно для истории, а также для того, как что-то столь же абсурдное, как самовозгорание, может произойти даже в море.

    Спасибо команде, выжившим и людям, стоящим за этим, как ничего себе. Просто вау.

    helpful•19

    1

    • hanna-410-658236
    • Apr 5, 2020

    Details

    • Release date
      • March 8, 2020 (Norway)
      • Denmark
      • Norway
      • Sweden
      • LevelK (Denmark)
      • Danish
      • Norwegian
      • Swedish
      • English
    • Production companies
      • Danish Documentary Production
      • Nordisk Film Production
      • Det Danske Filminstitut
    • Подробнее о компании на IMDbPro

    Технические характеристики

    • 58 минут

      • Stereo

    Связанные новости

    Внесем свой вклад в эту страницу

    Предложите редактирование или добавление отсутствующего контента

    Top Gap

    . Каким названием была скандинавианская звезда (2020). ?

    Ответить

    Еще для изучения

    Недавно просмотренные

    У вас нет недавно просмотренных страниц

    Новое расследование 1990 Scandinavian Star Ferry Fire

    Дэвид Никель

    Главная » Новости из Норвегии » Новое расследование пожара на пароме Scandinavian Star в 1990 году

    Правительство Дании согласилось начать новое расследование трагедии, унесшей 159 жизней в океане между Данией и Норвегией.

    Ночью 6 апреля 1990 года пассажирский паром MS Scandinavian Star загорелся на полпути во время ночного рейса между Норвегией и Данией.

    MS Scandinavian Star после пожара. Фото: Терье Фред / Sjöhistoriska museet.

    Из 395 пассажиров и 97 членов экипажа, находившихся на борту в ту ночь, 158 погибли в результате пожара. Из них 136 были гражданами Норвегии. Через несколько недель от травм, полученных во время пожара, погиб еще один пассажир.

    Продолжались расследования по изменению бортовых правил противопожарной защиты и правил эвакуации по всему миру. Однако окончательная причина возгорания остается несколько окутанной тайной.

    Новое расследование

    Министр юстиции Дании Ник Хеккеруп договорился с несколькими парламентскими партиями о создании независимой рабочей группы для повторного рассмотрения дела.

    Подробнее : Аварийные службы в Норвегии

    Оперативная группа повторно изучит информацию о судовладельцах и условиях страхования по делу с целью прояснения фактов. Если оперативная группа обнаружит новую информацию, это может привести к возобновлению уголовного расследования.

    Парламент Дании в Копенгагене.

    «Я рад, что теперь подавляющее большинство согласилось на расследование обстоятельств трагического пожара на «Скандинавской звезде». Мы обязаны этим не только жертвам, но и скорбящим, у которых и по сей день остаются вопросы без ответов», — сказал Хеккеруп.

    Мэдс Андерсен из Консервативной народной партии сказал: «Авария со скандинавской звездой — трагическая часть нашей истории, и мы готовы к тщательному расследованию этого вопроса».

    Предыдущие расследования

    После трагедии 1990 года был проведен ряд расследований с различными теориями относительно причины.

    Подробнее : Планирование действий на случай стихийных бедствий в Норвегии

    Сначала полиция Осло заподозрила датского водителя грузовика, ранее судимого за поджог, который погиб в результате стихийного бедствия. Тем не менее, 2009 г.Следствие установило, что ночью возникло несколько отдельных пожаров.

    В неофициальном отчете за 2013 год говорится, что водитель грузовика погиб в одном из предыдущих пожаров до того, как вспыхнули более поздние пожары. В отчете говорится, что девять членов экипажа несут ответственность за разжигание пожаров и саботаж усилий по тушению пожаров.