Собачий остров уэс андерсон – Собаки научат нас человечности. На торжественном открытии Берлинале показали фильм «Остров собак» Уэса Андерсона

Содержание

Остров собак (мультфильм) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Остров собак» (англ. Isle of Dogs) — американский анимационный фильм режиссёра Уэса Андерсона. Премьера в США состоялась 15 февраля 2018 года[2]. Занимает 13-е место в списке самых кассовых кукольных мультфильмов. За работу над лентой Андерсон был удостоен приза «Серебряный медведь» за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале.

Действие происходит в будущем в Японии, где собак помещают в карантин на отдаленном острове из-за «собачьего гриппа». Герои — пять местных собак Шеф, Рекс, Босс, Дюк («Герцог») и Кинг («Король»). Им осточертело замкнутое существование, мальчик Атари Кобаяси отправляется на остров в поисках своей собаки Спотса («Пятнашка»). Они вызываются помочь Атари и защитить его от японских властей, которые приходят следом в целях поимки мальчика.

Анонс[править | править код]

В октябре 2015 года Андерсон объявил, что он намерен возвратиться к производству анимации и снять фильм про собак

[5] при участии Эдварда Нортона, Брайана Крэнстона и Боба Балабана[6][7].

Съёмки фильма[править | править код]

Производство началось в октябре 2016 года в Англии[8][9].

Режиссёр также объявил о сотрудничестве с организацией The Film Foundation, занимающейся восстановлением и сохранением мирового кинонаследия[10].

Релиз[править | править код]

23 декабря 2016 года Fox Searchlight Pictures приобрела права на распространение фильма во всём мире, объявив его выход на экраны в 2018 году[11][12][13].

4 декабря 2017 года оргкомитет 68-ого Берлинского кинофестиваля объявил, что «Собачий остров» откроет основную конкурсную программу смотра. Сообщается, что это первый в истории фестиваля мультфильм, который был выбран в качестве фильма открытия Берлинале[14].

1.«Shinto Shrine»1:56
2. «Taiko Drumming» (written and performed by Kaoru Watanabe)0:50
3.«The Municipal Dome»2:29
4.«Six Months Later + Dog Fight»2:05
5.«The Hero Pack»1:08
6.«First Crash-Landing»0:56
7.«Kanbei & Katsushiro – Kikuchiyo’s Mambo» (from Seven Samurai) (written by Fumio Hayasaka, performed by Toho Symphony Orchestra)0:52
8.«Second Crash-Landing + Bath House + Beach Attack»4:07
9.«Nutmeg»0:48
10.«Kosame No Oka» (from Drunken Angel) (written by Hachirō Satō and Ryōichi Hattori, performed by David Mansfield)1:06
11.«I Won’t Hurt You» (written by Michael Lloyd, Shaun Harris and Bob Markley, performed by The West Coast Pop Art Experimental Band)
2:23
12.«Toshiro»1:07
13.«Jupiter and Oracle + Aboriginal Dogs»2:05
14.«Sushi Scene»1:41
15.«Midnight Sleighride» (from Lieutenant Kijé Suite) (written by Sergei Prokofiev, performed by Sauter-Finegan Orchestra)3:01
16.«Pagoda Slide»1:08
17.«First Bath of a Stray Dog»0:26
18.«TV Drumming» (written and performed by Watanabe)0:31
19.«Kobayashi Canine-Testing Laboratory»1:57
20.«Tokyo Shoe Shine Boy» (written by Seiichi Ida and Tasuku Sano, performed by Teruko Akatsuki)
3:02
21.«Re-Election Night, Parts 1-3»5:00
22.«End Titles»4:51
  1. ↑ Isle of Dogs (2018) (неопр.). Box Office Mojo. Дата обращения 3 июня 2018.
  2. ↑ Isle of Dogs (2018) (неопр.). Дата обращения 6 июля 2017.
  3. ↑ WesVideo121916 on Vimeo (неопр.). Дата обращения 21 декабря 2016.
  4. ↑ Isle of Dogs (2018) (англ.), BFI. Дата обращения 15 мая 2018.
  5. ↑ Wes Anderson to Direct Stop-Motion Animated Film About Dogs (неопр.) (October 12, 2015). Дата обращения 21 декабря 2016.
  6. ↑ EXCLUSIVE: JEFF GOLDBLUM, BRYAN CRANSTON, AND MORE TO STAR IN WES ANDERSON’S STOP-MOTION ANIMATED DOG MOVIE (неопр.) (недоступная ссылка). Nerdist. Дата обращения 21 декабря 2016. Архивировано 13 октября 2015 года.
  7. ↑ Wes Anderson’s Next Movie Is A Stop-Motion Animated Film About Dogs; May Also Do An Anthology Movie (неопр.) (недоступная ссылка). The Playlist. Дата обращения 21 декабря 2016. Архивировано 11 октября 2015 года.
  8. Cabin, Chris Wes Anderson Confirms His Stop-Motion Animated Dog Movie Is In Production (неопр.). Collider.com (October 27, 2016). Дата обращения 21 декабря 2016.
  9. Hayes, Britt Wes Anderson Is Currently Filming His New Stop-Motion Animated Movie About Dogs (неопр.). Screen Crush (October 27, 2016). Дата обращения 27 октября 2016.
  10. ↑ Уэс Андерсон анонсировал фильм про Собачий Остров
  11. Tartaglione, Nancy Fox Searchlight Takes World Rights On Wes Anderson’s ‘Isle Of Dogs’ (неопр.). Deadline.com (December 22, 2016). Дата обращения 22 декабря 2016.
  12. Grater, Tom Fox Searchlight takes world rights to Wes Anderson’s ‘Isle Of Dogs’ (неопр.). Screen International (December 22, 2016). Дата обращения 22 декабря 2016.
  13. ↑ Wes Anderson’s ‘Isle of Dogs’ Bought by Fox Searchlight for 2018 Release
  14. ↑ | Berlinale | Press | Press Releases | Competition — Wes Anderson’s Isle of Dogs to Open the 68th Berlinale (неопр.). www.berlinale.de. Дата обращения 5 января 2018.
  15. ↑ Competition: Competition And Berlinale Special Are Complete, Berlin International Film Festival (February 6, 2018). Архивировано 3 сентября 2018 года. Дата обращения 24 февраля 2018.
  16. Martin, Michelle. ‘Touch Me Not’ wins Golden Bear top prize at Berlin film festival, Berlin: Reuters. Thomson Reuters (February 25, 2018). Архивировано 19 июня 2018 года. Дата обращения 25 февраля 2018.
  17. ↑ Nominees For 19th Annual Golden Trailer Awards Recognize And Celebrate The Best In Motion Picture Trailers And Television Marketing (неопр.). Beverly Hills, Calif.: Golden Trailer Awards (May 9, 2018). Дата обращения 9 мая 2018. Архивировано 11 мая 2018 года.
  18. McNary, Dave ‘Black Panther’ Wins Top Prize at Golden Trailer Awards (неопр.). Variety. Penske Media Corporation (May 31, 2018). Дата обращения 31 мая 2018. Архивировано 1 июня 2018 года.
  19. Aziz, Neha 2018 SXSW Film Festival Announces Audience Award Winners (неопр.). South by Southwest (March 18, 2018). Дата обращения 11 апреля 2018. Архивировано 3 сентября 2018 года.
  20. ↑ Film Composer of the Year (англ.). World Soundtrack Awards. Дата обращения 28 января 2019.
  21. ↑ 2019 Film Animated Film | BAFTA Awards (неопр.). awards.bafta.org.
    Дата обращения 30 марта 2019.
  22. ↑ 2019 Film Original Music | BAFTA Awards (неопр.). awards.bafta.org. Дата обращения 30 марта 2019.

Японский пес тебе товарищ — Новости на КиноПоиске

«Остров собак», премьера которого состоялась 15 февраля на открытии 68-го Берлинского кинофестиваля, начинается с небольшого экскурса в историю выдуманной династии японских правителей Кобаяши. Закадровый голос сообщает, что несколько веков тому назад злые Кобаяши, любители котов, хотели изничтожить собак, но благодаря молодому храброму воину это не произошло. И вот в недалеком будущем, примерно в 2038 году, ситуация повторяется: мэр Мегасаки Кобаяши под предлогом защиты жителей от собачьего гриппа предлагает выслать всех без исключения песиков на остров-свалку. Собаки и правда хворают: интеллигентно чихают, температурят, теряют вес. В качестве подтверждения своих благих намерений первым Кобаяши высылает Спотса — умного и верного телохранителя семьи Кобаяши, ставшего другом 12-летнему мальчику Атари. Атари — сирота, потерявший родителей в страшной аварии, а мэр города — его дядя.

Уэс Андерсон

Спустя полгода истосковавшийся по Спотсу Атари угоняет маленький самолет и приземляется на покрытом слоями мусора острове как какой-то герой Экзюпери, чтобы вызволить из карантинного плена того, кого приручил. Однако Спотса нигде нет, и местная банда разношерстных псов, возглавляемая лохматым дворнягой Шефом, о нем ничего не слышала. Мультфильм Андерсона, выполненный, как и его же «Бесподобный мистер Фокс» в раритетной технике стоп-моушен-анимации, идет всего-то час сорок, а событий — как будто в обстоятельном сериале из 20 эпизодов. Там находится место и для теорий заговора, и для митингов прособачьих активистов, и для настоящей спецоперации, в которой объединятся собаки и люди.

Отдельная линия — водораздел между домашними питомцами и бродячими собаками, которые не привыкли называть кого-то хозяином. Привыкшие к комфорту, регулярному питанию и ласке людей, домашние с трудом адаптируются к новой жизни. Наконец, в очередной раз Андерсон поднимает тему семьи. Таковой становятся друг для друга члены банды Шефа, семью обретает Атари в лице (или, правильнее сказать, морде) Спотса. Приобретенная семья оказывается прочнее, чем родственные узы, и сильнее ненависти власть предержащих.

«Остров собак»

Идея «Острова собак», как признается сам Андерсон, возникла сначала как визуальный образ: режиссеру захотелось снять фильм про собак на острове-свалке. Сюжет пришел уже потом, в процессе обсуждения сценария с Джейсоном Шварцманом, Романом Копполой и японским актером и сценаристом Кунити Номурой, с которым Андерсона связывает давняя дружба. «Мы сразу поняли, что для города Мегасаки нам надо придумать политическое устройство. У нас уже был мэр в качестве героя, и мы знали, что-то должно происходить в политической жизни города, что будет двигать сюжет. Конечно, это наша фантазия о том, каким может быть устройство этого выдуманного японского города. Со временем мы осознали, что наш сюжет смотрится актуально, и даже стали черпать вдохновение из реальных событий. Но все равно для нас „Остров собак“ остается историей, которая могла бы произойти в любом месте и в любое время».

Мусорный остров с его высушенными пейзажами, жесткой борьбой за ресурсы и отсутствием комфортных условий для жизни напоминает гетто, будь то современные районы для нелегальных мигрантов или концентрационные лагеря времен Второй мировой, а образ мэра Кобаяши — с усатым парадным портретом на кроваво-красном фоне, подлой борьбой с политическими оппонентами в лице ученых, создавших лекарство против «собачьего гриппа», и мечтой уничтожить ненавистных ему собак, всех до единой — и вовсе не вызывает сомнений в реальных исторических прототипах. Впрочем, Андерсон даст даже такому извергу шанс на искупление.

«Остров собак»

Режиссер говорит, что очень хотел передать в мультфильме свое очарование Японией. В дело пошло все: и гравюры, и хокку, и традиционная музыка с использованием барабанов тайко. Несмотря на то, что влияние фильмов Акиры Куросавы и анимации Хаяо Миядзаки нельзя не заметить, это, однако, все равно очень андерсоновский фильм, в котором затейливость картинки, трогательность персонажей и абсурдная вежливость диалогов между животными выходят на первый план.

В определенные моменты уровень умиления буквально зашкаливает, но за щенков, совят и прочие запрещенные приемы ругать Андерсона не только не хочется — не успеваешь. В вихре событий американская школьница, приехавшая в Мегасаки по программе обмена и пишущая для газеты репортажи о происходящем на острове, уже трясет ассистентку ученого Йоко Оно (озвучивает ее, понятное дело, Йоко Оно), чтобы поднять девушку на борьбу против коварного мэра. Тот — и это вызовет особую улыбку у российских зрителей — фактически назовет веснушчатую школьницу-правдоруба провокаторшей из США, подосланной для расшатывания обстановки в городе. Андерсон, конечно, не обходится и без романтических линий — и между собаками, и между людьми, — но они не перетягивают внимание на себя, а скорее служат передышкой для зрителя и очередным источником вздохов умиления.

«Остров собак»

Собак и людей озвучивает, как положено, целая орда голливудских звезд — от Лива Шрайбера в роли рассудительного Спотса и Брайана Крэнстона в образе резкого Шефа до Греты Гервиг в роли школьницы Трейси Уокер, Фрэнсис МакДорманд в образе переводчицы и Скарлетт Йоханссон, чьим голосом говорит выставочная красавица Мускат. Есть несколько реплик и у Билла Мюррея, Тильды Суинтон, Эдварда Нортона и Джеффа Голдблюма. «С анимацией вот ведь какая история: ты не можешь сказать, что ты в это время занят, сослаться на график. Мы ведь можем записать голос когда угодно и где угодно, хоть домой к актеру приехать. Поэтому никто не мог отказаться», — улыбается Андерсон.

«Ему по-прежнему 11 лет» — Статьи на КиноПоиске

Брайан Крэнстон, Билл Мюррей, Боб Бэлабан, Джефф Голдблюм и Лив Шрайбер рассказали о работе в «Острове собак».

3 мая в прокат выходит «Остров собак» Уэса Андерсона — история о деспотичном мэре Кобаяши, который ненавидит собак и отправляет их на мусорный остров. Премьера состоялась на Берлинале, став первым в истории фестиваля мультфильмом открытия, который к тому же получил награду за лучшую режиссуру. Впрочем, талант Андерсона уже вряд ли нуждается в подтверждении наградами. Каждый его фильм становится событием и собирает лучших актеров Голливуда. Спотса, любимого пса племянника мэра Атари, озвучил Лив Шрайбер, для которого участие в «Острове собак» стало первым опытом работы с режиссером. Шефа — сурового уличного дворнягу, предводителя небольшой стаи разношерстных псов — сыграл Брайан Крэнстон, тоже «новичок». А вот Джеффа Голдблюма (Дюк), Билла Мюррея (Босс) и Боба Бэлабана (Кинг) с Андерсоном связывает долгая и плодотворная дружба.

КиноПоиск встретился с актерами «Острова собак», чтобы выяснить, как устроен мир Андерсона, чем пес Спотс похож на Рэя Донована и как политическая ситуация в мире неожиданно нашла отражение в мультфильме.

Собаки и режиссер

— Билл, существует легенда, что у вас нет ни агента, ни даже мобильного телефона. У Уэса Андерсона был какой-то свой способ достучаться до вас, кроме знаменитого автоответчика, чтобы предложить очередную роль?

Билл Мюррей: Ну, я просто столкнулся пару раз с нашими общими знакомыми. Знаете, возникло такое ощущение, как будто давление в барометре упало. Я чувствую, что могу это предугадать. Просто появляется внутри ощущение: вот, прошло достаточно времени, наверное, сейчас что-то должно произойти.

— Никогда не жалели, что с вами не смогли связаться по поводу какого-нибудь интересного проекта?

Билл Мюррей: Было как-то раз. Не помню даже, что именно это был за проект. Просто помню, что подумал: вот оно. Тот самый раз. Но я тут же подумал: зато сколько бессмысленного беспокойства и назойливых предложений я избежал!

Джефф Голдблюм, Билл Мюррей, Лив Шрайбер, Боб Бэлабан, Джейсон Шварцман, Уэс Андерсон, Роман Коппола, Брайан Крэнстон, Мари Нацуки, Тильда Суинтон, Акира Такаяма, Кунити Номура, Грета Гервиг, Ёдзиро Нода и Кою Ранкин / Фото: Charlie Gray

— Что вас привлекло в «Острове собак»?

Брайан Крэнстон: Два слова — Уэс Андерсон. Неважно даже, что там за сюжет. Если тебе позвонил Уэс Андерсон и сказал, что хочет с тобой работать, ты даже не спрашиваешь ничего, сразу восклицаешь: «Да!» Все из-за его фильмов, его удивительной способности создавать миры и рассказывать истории так, как никто другой. Он из США, но при этом говорит на космополитичном, всеохватывающем языке. Знаете, чему я научился у Уэса? Когда я пишу, я всегда остаюсь на знакомой мне территории. На всех занятиях по драматургии и сценарному мастерству тебя учат: пиши о том, о чем знаешь, в чем чувствуешь себя экспертом. Но что делает Уэс? Он выходит за пределы этого круга, знакомится с другими культурами, языками, способами мышления, он учится им. Это невероятно смело, ведь он оказывается в незнакомом для себя мире. Это потрясающе!

Лив Шрайбер: Я долго искал роль в проекте, который смогли бы посмотреть мои дети. Так вышло, я все время играл в фильмах, которые им показывать еще нельзя. Когда Уэс мне позвонил, я был очень рад. К тому же дома я только этим и занимаюсь: говорю за различные предметы и животных, озвучиваю их для своих детей. Правда, после разговора с Уэсом я запаниковал. Ему ведь явно нужно что-то совсем другое. Я Уэса воспринимаю как куратора от режиссуры. Он, видимо, увидел что-то такое во мне, что ему было нужно. А это самый жуткий ночной кошмар для любого артиста — когда от тебя требуют быть самим собой.

— Что вы имеете в виду, когда говорите «куратор»?

Лив Шрайбер: «Остров собак» — это выдающийся пример кураторского проекта, в котором выверено все: кино, музыка, искусство, стиль, мода, литература. А над всем этим еще и буйная фантазия ребенка. Все, что делает Уэс, очень необычно для взрослого.

«Остров собак»

— Билл, вы знаете Уэса Андерсона дольше всех. Как он изменился со времен «Академии Рашмор»?

Билл Мюррей: Ему по-прежнему 11 лет, но у него при этом его опыт сорокалетнего человека. Что не отменяет возможности чувствовать и быть одиннадцатилетним. Но теперь вокруг него все больше взрослых людей, он очень внимательно их слушает, запоминает определенные фразы, использует этот опыт при написании персонажей. У него вообще уши как у слона.

— В чем, на ваш взгляд, главный секрет Уэса Андерсона?

Крэнстон: Вы же видели фильм? Ты смотришь и не перестаешь вздыхать: «Вау! О! Надо же!» Именно таким и должно быть искусство. Оно необязательно должно быть знакомым и узнаваемым, наоборот, тебя приглашают посетить неведомый мир. Как зритель, я хочу увидеть что-то новое, чему-то научиться, удивиться. Это не всегда прямой путь. Уэс — очень приятный парень, а что самое интересное, он не напористый. Он знает, что ему нужно, но не всегда уверен, как этого добиться, и легко в этом признается. Знаете, нет ничего более привлекательного или впечатляющего, чем взрослый человек, который открыто признается в своих сомнениях, не стесняется быть уязвимым, неуверенным. В результате актеры очень проникаются, они готовы помочь найти лучшее решение. Мы пробуем, импровизируем, и в какой-то момент Уэс понимает, что нужно.

Уэс Андерсон / Фото: Getty Images

Боб Бэлабан: Мне кажется, одним из признаков хорошего режиссера — есть, конечно, исключения, но все же — является то, что они снимают кино так же, как живут сами. Нет большой разницы между их фильмами и их собственным образом жизни. Для Уэса это характерно даже больше, чем для кого-либо из других режиссеров, кого я знаю. Он настолько силен, и это при удивительной мягкости, которую он буквально источает. Эта сила в сочетании с мягкостью — его отличительная черта. Он настоящий творец, который создал все то, о чем мы говорим. От сценария до сервировки ланча и пути на съемочную площадку он не пассивно-агрессивен, а агрессивно-агрессивен в самом любящем и приятном смысле. Это потрясающе! Мне кажется, в этом его секрет: чтобы быть сильным, необязательно таковым выглядеть и казаться.

Билл Мюррей: Да, он довольно настойчив, его не свернешь с выбранного им пути. Если уж он решил, что он собирается уехать на девятичасовом поезде, а в восемь отобедать сосисками карривурст и рислингом в кафе при вокзале, будьте уверены, все так и будет. Если уж он придумал, что на одну из ролей в его фильме лучше всего подходит Йоко Оно, так тому и быть. Никаких «а что если», только «сказал — сделал». Йоко Оно великолепна в этой сцене «Острова собак», от ее голоса по телу бегут мурашки. Думаю, его мозг так системно устроен, что идеально выставленные в гардеробе ботинки просто позволяют перейти к другим задачам. Если вы окажетесь у него дома, то сразу заметите: все на своих местах. У него есть план, он ему следует, выполняет пункт за пунктом — вот и весь секрет.

Джефф Голдблюм: Уэсу удается сочетать дотошную подготовку со свободой. Помню, на съемках того же «Отеля „Гранд Будапешт“» он мог сказать после 20 дублей: «Так, вот это было отлично. Именно так, как я хотел. А теперь давайте еще один раз — просто ради удовольствия». И, вы знаете, он серьезно, он на площадке ради удовольствия.

Собаки и политика

— А что есть взрослого в его фильмах?

Лив Шрайбер: Он ко многому относится с определенной долей ностальгии. Не секрет, что во всех его фильмах есть мрачные нотки. Когда спрашивают «Как вы оцениваете мрачный политический подтекст его нового фильма?», я думаю: у Уэса в творчестве всегда было это подводное течение. Он умеет сочетать игровой подход пятилетки с серьезностью взрослого — это удивительный талант.

«Остров собак»

Джефф Голдблюм: «Отель „Гранд Будапешт“» тоже был о политике, хотя и сквозь призму фантазии о событиях прошлого века, событиях, отголоски которых слышны и сегодня. Сейчас, конечно, кажется, будто «Остров собак» писали с газетных заголовков, а четыре года назад такого ощущения не было. У нас с Уэсом схожее политическое мировоззрение. Он страстно защищает такие ценности, как уважение, сострадание, толерантность, миротворчество и так далее.

Лив Шрайбер: Уэс находится в уникальном положении: его фильмы пользуются успехом на протяжении стольких лет, что у него право самому принимать решения, что хорошо, а что нет. Проблема современного мейнстрима в том, что зрителям все время пытаются впихнуть то, что продается. Кто вообще мог бы подумать, что на стоп-моушен-мультфильм про собак на острове-свалке кто-то захочет пойти в кино? Благодаря непредсказуемости Уэса, этой его детской вере в то, что все возможно, и существует «Остров собак». Хорошо бы нам всем об этом помнить. Мы слишком быстро привыкаем к рутине, делаем только то, что точно работает. Это печальная сторона взросления. В любой профессии, в актерской тоже. О, у меня хорошо получается Рэй Донован (персонаж одноименного сериала, который занимается нелегальным решением различных проблем. — Прим. ред.)! Отлично, пятилетний контракт с Showtime, мои дети смогут учиться в частной школе. Проблема в том, что ты очень быстро привыкаешь: людям нравится вот это, значит, буду делать так и дальше.

— Лив, а у Рэя Донована есть что-то общее с вашим героем из «Острова собак», Спотсом?

Лив Шрайбер: Преданность. Рэй Донован — ужасный человек, но он предан семье, детям. Эта его черта доминирует над остальными. Собаки — удивительно преданные существа. Я вот тут прохлаждаюсь на Берлинале, пью с вами капучино, а что моя собака? Сидит дома и ждет меня.

«Остров собак»

— Как производство «Острова собак» отличалось от других фильмов, на которых вы работали? Скучали по съемочной площадке, записывая реплики в студии?

Билл Мюррей: В этот раз, конечно, все было немного по-другому. Мы не выезжали на съемочную площадку где-то в красивой местности, не тусовались там пару месяцев…

Боб Бэлабан: Короче говоря, не тратили время попусту!

Лив Шрайбер: Вообще это был довольно интимный процесс. Надо отдать должное Уэсу: он порой делал очень непростой, даже опасный выбор. Там, где можно было свернуть в комедию, подыграть зрителю, он выбирал путь чистых эмоций, когда все всерьез. Например, есть сцена, в которой собака слышит своего хозяина через наушник. Можно было бы решить эту сцену в комедийном ключе, можно было бы навертеть научной фантастики, но Уэс выбрал простую и сильную эмоцию: в глазах пса появляются слезы, когда он слышит голос хозяина. Это очень рискованно!

Главным вдохновением для Уэса были, кажется, Куросава и Миядзаки, но вот эта сцена в зале, где на сцене выступает мэр Кобаяши — она же прямиком из Уэллса, это «Гражданин Кейн». Знаете, в «Острове собак» действительно есть все эти темы: тоталитаризм, иммиграция, изоляция, беженцы — все это крайне актуальные и важные вопросы. Но для меня самой сильной нотой фильма все равно остается глубина отношений между людьми и собаками, их способность сопереживать, любить, терпеть, их бесконечное желание быть с нами. Они умеют это делать без инструментов вроде языка и культуры. Если у них это получается, почему же у нас — мы вроде все одного биологического вида — это не выходит по отношению друг к другу?

— Вы записывали свои реплики в студии два с половиной года назад, однако именно сейчас — с учетом резкого роста националистических настроений, заявлений Дональда Трампа и других событий — фильм смотрится невероятно актуально. Вы думали об этом тогда, читая сценарий?

Брайан Крэнстон: «Остров собак» позволяет самым разным обществам посмотреть на себя со стороны и взять те моменты — политические, социальные, — которые им наиболее актуальны. Запугивание, жадность, ксенофобия, сегрегация, иммиграционные вопросы — все это есть в фильме Андерсона. Политический месседж «Острова собак» невероятно актуален. Особенно в моей стране, которая сейчас переживает смутные времена. Если честно, уровень тревоги в обществе настолько высок, что я не уверен, что испытывал что-то подобное в своей жизни раньше как гражданин. Но мы оправимся, я уверен. Нам нужно быть стойкими, следить, чтобы во главе были здравый смысл, добропорядочность, цивилизованность.

«Остров собак»

Билл Мюррей: Это действительно чудесное совпадение. У Уэса не было намерения привязать кино к повестке дня, да и кто мог подумать, что всего через два года политическая ситуация в мире будет так резонировать с сюжетом «Острова собак»? Кто мог представить, что жестокость Кобаяши, его стремление избавить город от собак станут аллегорией того, что происходит в самых разных странах? Это фантастическое совпадение, которое свойственно большим художникам: они предчувствуют то, что произойдет.

Собаки и семья

— Для фильмов Уэса Андерсона очень важен мотив обретения семьи. Банда Шефа — тоже семья. Брайан, в вашей биографии был удивительно похожий на сюжеты фильмов Андерсона эпизод: уже будучи взрослым, вы отправились на поиски своего отца. Как это произошло?

Брайан Крэнстон: Я был обычным ребенком, рос как все, хотя детство мое было странным. Первые девять лет все шло своим чередом. У меня были очень спортивные родители, оба тренеры. Мама шила нам на Хеллоуин костюмы, а папа приносил всякий забавный реквизит с работы в киноиндустрии. Они были очень активные, всегда вместе. Потом их отношения стали портиться, а когда мне было двенадцать, отец ушел, и я не видел его следующие 10 лет. Для меня это был критический момент в жизни: в 11 лет я только стал понимать, что к чему, как устроены отношения мамы с папой, и вдруг — хоп! — этих отношений больше нет. Меня это просто сломало, я стал другим человеком — замкнутым в себе, стеснительным, закрытым, — ведь я уже не знал, кому можно доверять. Мне понадобилось много лет, вплоть до окончания колледжа, чтобы открыться заново, распахнуть эту раковину.

«Остров собак»

— И вы просто взяли своего брата и отправились на поиски?

Брайан Крэнстон: Сумасшествие, да? Такая вот жизнь. Да, я просто поехал к нему. Думаю, он бы не стал нас искать сам: его переполнял стыд. Один из главных инструментов в арсенале актера — личный опыт. Я этим уже так давно занимаюсь, что для меня это как кладовка с самыми разными эмоциями. Что нужно? Горе? Пожалуйста. Ярость? Есть такое! Просто берешь это все из собственной жизни. Для меня это имеет терапевтический эффект, я испытываю что-то вроде катарсиса. Вот стою я каждый вечер на сцене Национального театра и играю Ховарда Била в «Телесети». У него есть монолог, в котором он буквально срывается. Бывает, что монолог выходит действительно болезненным и эмоциональным, а бывает, что он скорее злой, и мой герой держит все под контролем. Ты просто отдаешься этому потоку. Но что касается конкретных эмоций, то их я могу вытаскивать практически в любое время.

— Что вы привнесли в Шефа?

Брайан Крэнстон: Я относился к нему не как к собаке. Шеф — бездомное существо. Жизнь бездомных я знаю не понаслышке. Когда я был ребенком, нас лишили дома, я был вынужден ночевать на диване в доме бабушки и дедушки. Это было временно, но все равно дало пищу для наблюдений. Я стал размышлять, какие черты характера вырабатываются у бездомных. Стремление защититься, настороженность, возможно, агрессия, а еще тревожность, обидчивость. Это все и есть ответ на вопрос, какой он.

Собаки и хозяева

— Джефф, а ваш герой — мастер посплетничать. Как вы сами относитесь к сплетням?

Джефф Голдблюм: А вы слышали, как однажды в Новой Зеландии какое-то издание сообщило, что я умер? В интернете кто-то просто пошутил: «О, Джефф Голдблюм умер, вы знали?» Шутку воспринял всерьез ведущий новостей в Австралии — и пошло-поехало! Мне позвонил мой пресс-агент в тот день с вопросом: «Эй, с тобой все в порядке? Ты там как? Сидишь? Тут такая история в Новой Зеландии…» Мне тогда и мама звонила, и многие друзья. Было не очень приятно, признаться, так что распространять фальшивые слухи — это плохо. В очередной раз заставляет задуматься о том, как легко по миру разносится информация, у которой нет никакой фактической основы. А ведь такие новости могут сеять панику, быть вредными и вводить нас в заблуждение. Нужно всегда помнить об этом и быть бдительными. Сам я, признаться, должен себя иногда одергивать. Всегда же приятно знать что-то, чего не знают остальные, и хочется щегольнуть этим перед другими, почувствовать свое превосходство. Но я сдерживаюсь.

— Умирать в интернете — это не то, что на экране?

Джефф Голдблюм: В интернете люди действительно решили, что это был я. На экране умирать легко — можно это сделать красиво! В обоих случаях, кстати, «смерть» заставляет тебя задуматься о том, что все мы там будем рано или поздно, и сложно предсказать, когда и как это случится. В этом загадка и волшебство жизни. Это может произойти буквально в следующую секунду, и это мое интервью вам будет последним в моей жизни. Знаете, мудрые люди говорят, что только тогда ты правильно и счастливо живешь, если постоянно помнишь о смерти и готов к ней. Как мой пес Вуди: он недавно сломал лапу, но его это совершенно не беспокоило. Психологически его это никак не изменило. Он не мог бегать два месяца, но ничуть не переживал. Про себя я точно знаю, что я слишком много внимания уделяю вещам преходящим — моей жизни, моему телу, карьере, имуществу. Все ведь рано или поздно исчезнет. Нужно уметь эту потерю принять, и экранная смерть, как и сетевая, — это своего рода репетиция, повод на эту тему поразмыслить.

«Остров собак»

— А у кого еще из вас есть собаки?

Лив Шрайбер: У меня их две. Я принимал участие в ток-шоу и встретил там человека из организации HomeFree. Они спасают животных из приютов, если те оказываются под угрозой из-за каких-либо чрезвычайных ситуаций. Вуди и Уиллоу он тогда взял с собой на ток-шоу, где мы и познакомились. Я понял, что хочу их забрать. Вуди я оставил себе, а Уиллоу забрала Наоми (Наоми Уоттс, бывшая супруга Шрайбера; пара развелась осенью 2016 года. — Прим. ред.). Они оба метисы, терьер с кем-то еще. Я очень по ним скучаю, особенно сейчас, когда еще раз посмотрел фильм. Вообще, когда понимаешь, насколько ты привязан к существу, которое даже не способно говорить, начинаешь спрашивать себя: как это возможно? В чем тогда проблема с нами, с людьми?

Боб Бэлабан: А у меня есть серия довольно популярных детских книжек о желании завести собаку. Идея пришла очень просто. Я с детства хотел собаку, и мои родители однажды сдались под напором, но из этого не вышло ничего путного. Когда моя дочь научилась говорить, она тоже стала требовать песика всеми возможными способами. Тогда я написал о том, какими должны быть идеальные условия для появления в доме собаки. Папа из

«Остров собак» Уэса Андерсона: мультфильм для тех, кому надоел Голливуд | Кино

В японском мегаполисе Мегасаки разразилась эпидемия собачьего гриппа. Жестокий мэр Кобаяши решает не лечить собак, а сослать их всех в карантин на необитаемый остров. Вместе с прочими туда попадает и пёс воспитанника мэра, мальчика Атари. Чтобы вернуть любимца, юноша угоняет самолёт и отправляется в опасное путешествие по Острову cобак.

Главное, что надо знать об «Острове собак»: это мультфильм не для детей, а для взрослых киноманов.

The Isle of Dogs

Жанр: анимационная комедия
Режиссёр: Уэс Андерсон
Роли озвучивали: Брайан Крэнстон, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Джефф Голдблюм
Премьера в России: 3 мая 2018
Возрастной рейтинг: 16+
Похоже на: «Бесподобный мистер Фокс» (2009)
«Кубо. Легенда о самурае» (2016)

Чтобы понять, чего ждать от этого кино, достаточно имени режиссёра. Если вы знаете, в каком стиле работает Уэс Андерсон, вы даже по отдельным картинкам без труда представите большую часть фильма. Тщательно выстроенная симметрия кадра, неожиданные ракурсы, нарочито искусственные, но детальные декорации, мягкие тёплые тона, «натюрморты» с крупными планами предметов, поясняющие титры прямо на экране — всё это было в прошлых его работах, всё это есть и здесь. Порой даже кажется, что Уэс немного иронизирует над собственными клише и над киноманами, которые только их от него и ждут.

На иронии тут вообще построено многое. «Остров собак» вовсе не сказка о любви к животным, а в первую очередь комедия абсурда. Только юмор тут очень своеобразный — обычных шуток в картине мало. Юмор Андерсона тонкий, ироничный и временами довольно чёрный (рейтинг «16+» мультику присвоили абсолютно за дело). И рождается он в контексте — из абсурдных ситуаций и их неожиданной подачи.

Черновик 345

Действие происходит в условном будущем, так что в антураже «Острова собак» понамешано многое: и ретрофутуризм, и постапокалипсис, и даже чуть-чуть стимпанка

Поэтому так нелепы претензии западных критиков, углядевших в «Острове собак» опошление японской культуры, насаждение стереотипов об азиатах и штамп о «белом спасителе» с Запада. Вообще-то Уэс и над всем этим очевидно иронизирует. Обижаться на его визуальные шутки про суши и пародийные хайку так же глупо, как на стёбную «клюкву» про Россию в Red Alert.

А главное, Япония выбрана местом действия не просто потому, что режиссёру так захотелось. Для этого сценария требовалась культура, которая для западного зрителя будет чуждой. И единственную американскую девочку в сюжет явно ввели не чтобы принизить японцев, а просто чтобы было кому говорить по-английски.

Всё дело в том, что происходящее мы воспринимаем с точки зрения собак, которые не понимают человеческий язык. Поэтому персонажи-люди говорят на японском даже без субтитров — лишь изредка их речь кто-нибудь переводит прямо в мире фильма. Собаки же между собой общаются на чистейшем английском. И не просто общаются — философствуют, используют термины, подражают героям старого кино. Собаки тут человечнее людей. Люди — забавные карикатуры на клишированных злодеев и героев. Собаки — яркие личности со своими характерами, хоть с виду и похожи на потрёпанные мягкие игрушки.

«Остров собак» Уэса Андерсона: мультфильм для тех, кому надоел Голливуд 3

Атари Кобаяши хоть и человек, но в первую очередь всё-таки мальчик. Взрослым и более умным собакам приходится его опекать

Именно из контраста картинки и текста у Андерсона получаются лучшие шутки. Как вам понравится собачья стая, которая дипломатично обсуждает, начать ли драку с другой сворой, и голосует по любому поводу? Или верный пёс, который общается с хозяином высокопарно и официально, как рыцарь с сюзереном? При этом для человека, похоже, торжественный собачий монолог звучит как обычный лай. А поскольку собаки не забывают вести себя как собаки, философская речь может быть прервана, например, почёсыванием за ухом.

Скупая анимация делает контраст звука и изображения ещё более абсурдным. Анимация, надо заметить, главная слабость фильма. Фигурки статичны и двигаются рывками, лица людей напоминают восковые маски. Вода похожа на целлофан, а взрывы — на смешные облачка ваты. По красоте и реализму «Острову собак» далеко до кукольных шедевров студии Laika.

Но тут дело не в бюджете и не в таланте: Андерсон нарочно делал свой мирок условным. Он ставит не на красоту, а на оригинальность и единство стиля, — и это работает. Просто красивые мультфильмы снимают часто. Такие оригинальные, как «Остров собак», — даже не каждый год.

И да, всё это снималось вживую, никакой графики

Итог: отдушина для всех, кто ценит необычность, чёрный юмор, иронию и абсурд. Если вам нужен глоток бодрой безуминки в мире стандартных голливудских приёмов — значит, вам нужен «Остров собак».

Наша премия: мультфильм года

Лучшие мультфильмы 2018 года (и аниме тоже есть!) 7