Дизайнерское наследие Сони Делоне — YOURFOREST
«For me there is no gap between my painting and my so-called ‘decorative’ work. I never considered the ‘minor arts’ to be artistically frustrating; on the contrary, it was an extension of my art»
«Для меня нет разделения между моей живописью и, так называемой, декораторской работой. Я никогда не считала «прикладные искусства» чем-то, что тормозит развитие художника; напротив, это было продолжением моего искусства».
Творчество французской художницы и дизайнера украинского происхождения Сони Делоне (Sonia Delaunay) – огромный вдохновляющий мир цвета. Делоне была выдающейся представительницей арт деко, авангарда и вместе с мужем Робером Делоне создала новое направление в живописи — симультанизм (еще одно название – орфизм). Изображение движения цвета в свете – так определяла художница свои работы.
Впервые форма не главенствует, а подчиняется цвету; впервые форма строится не с помощью светотени, а с помощью глубины самого цвета. Цвета, словно живые организмы, воздействуют друг на друга, создают иллюзию движения и ритма. Такой подход был совершенно уникальным в живописи. В работах Сони Делоне теория цвета получила должное признание и широкое утилитарное применение. Ее творчество расширило понимание того, как цвет воздействует на человеческое восприятие, а сама психология цвета стала одним из самых важных инструментов современного дизайна.
Идеи симультанизма Делоне развивала не только на полотнах, но и в практической сфере: она создавала дизайн одежды и обуви, театральные костюмы, дизайн тканей и ковров для французских фабрик, иллюстрировала книги, занималась керамикой и витражами и даже оформляла автомобили.
История Сони
Будущая французская художница – урожденная Сара Ильинична (Элиевна) Штерн родилась в 1885 году в городе Градижск в Полтавской губернии (по данным других исследователей – в Одессе) . В возрасте 5 лет из-за смерти отца Сару взяла на воспитание родной дядя — Генрих Терк, успешный петербургский адвокат. Генрих и его супруга искренне полюбили девочку и стали ее опекунами. С этого момента она стала Соней Терк. Высокообразованная семья Терков жила искусством и много путешествовала по Европе. По совету гимназических учителей, распознавших талант Сони, она отправляется профессионально учиться живописи в Германию, в Художественную академию Карлсруэ. В 1905 году Соня под впечатлением книги «Мане и его круг» Юлиуса Мейера – Грефа решается отправиться в Париж, который назван автором книги центром истинного искусства. Здесь она поступает в академию «Ля Палетт», добивается в ней немалых успехов, входит в круг художественной богемы и знакомиться со своим первым супругом – критиком и галеристом Вильгельмом Уде. Хотя их брак был недолгим, но дружбу они сохранили до конца дней, Уде нередко поддерживал Соню и ее семью и покупал их картины.
Живопись
В 1908 году Соня Терк влюбляется и выходит замуж за молодого и талантливого абстракциониста Робера Делоне. Отныне она — Соня Делоне-Терк. Их союз, основанный на любви и творчестве, стал очень плодотворным. Вместе они изучают теорию цвета Эжена Шеврейля , экспериментируют с цветом. Робер создал оригинальный метод построения цветовых конструкций из окружностей и арок. «Ничего горизонтального или вертикального – свет все деформирует, ломает» — писал Делоне. В рамках этой теории появляются и первые работы Сони Делоне в жанре симультанизма – Электрические призмы, Рынок в Миньо и другие.
Рынок в Миньо
Интересна история возникновения картины Электрические призмы/Prismes électriques. Однажды, прогуливаясь вечером по бульвару Saint-Michel в Париже, Соня Делоне и Роберт обратили внимание на недавно установленные электрические фонари и цветные отблески, которые они оставляли на тротуаре. Оба художника пытались воссоздать впечатляющий отблеск этих новых для того времени изобретений в своих работах.
Электрические призмы/Prismes électriques
Эта и многие другие работы Сони вдохновили нас на создание модели деревянных панелей Prism – ссылка на модель на сайте. В поисках новых идей для панелей, мы, как и многие дизайнеры, собираем референсы, подглядываем за великими, учимся у лучших в нашей отрасли или в других отраслях. Недостаток такого метода — риск оказаться в плену чистой, уже созданной кем-то идеи и лишь подражать ей, не создав ничего нового. Но в случае с изучением работ Делоне произошла настоящая химия. В коллаборации с дизайнером Juanny Barcelò Borges мы создали Prism — уникальную по форме, ни на что не похожую модель деревянных панелей. Сложная, объемная, ритмичная, оптическая, построенная на контрасте, Prism –упорядоченный хаос всевозможных оттенков дерева.
Дом самой влиятельной пары парижского авангарда также постепенно превращается в арт-объект: Соня Делоне своими руками создает для него мебель, текстиль, светильники и многое другое. В своих изделиях она использовала разноцветные куски ткани, смешивая их как профессиональный колорист и дизайнер. Используя эту технику, она сшила для своего сына лоскутное одеяло. Именно это одеяло, которое теперь хранится в Музее современного искусства в Париже, положило, по мнению исследователей, начало ее особому стилю.
The quilt Sonia Delaunay made for her baby in 1911, now part of the collection at the National Museum of Modern Art in Paris, France
Мода
Увлекшись модой и текстилем, Соня Делоне создает наряды для себя и друзей. 1920-е годы стали по истине революционным для моды: во многом не только благодаря тому, что ее создавали не только кутюрье, но и некоторые передовые художники. В их числе была и Соня Делоне. В 1918 году в Мадриде Соня открыла Casa Sonia, модный и интерьерный магазин, где продавались аксессуары, мебель и ткани. Магазин имел большой успех, особенно у городской аристократии, и у него появились филиалы в Бильбао, Сан-Себастьяне и Барселоне.
Ее друг Сергей Дягилев, импресарио «Русского балета», помогал Соне организовать магазин, а затем поручил ей разработать костюмы для его постановки «Клеопатры» в The London Coliseum.
Спрос на ткани Сони был очень велик. По возвращению в Париж она наняла команду русских женщин для изготовления, вязания и вышивания своей продукции. В 1925 году Делоне основала свой собственный дом моды и зарегистрировала Simultané в качестве торговой марки как во Франции, так и в Соединенных Штатах. Ее студия занималась созданием текстиля и одежды, а модный дом, названный просто «Sonia», производил эксклюзивную одежду для таких именитых клиентов, как голливудская актриса Глория Свансон, писательница Nancy Cunard, архитектор Ernö Goldfinger и других.
Пальто для Глории Свансон
Наряды отличались контрастными геометрическими формами, выразительными цветами в стиле симультанизма и имели большой успех. В 1925 году симультанное платье Делоне украсило обложку журнала Vogue.
В течение четырех десятилетий Делоне проектировала ткани для амстердамского Luxury магазина Metz and Co, а затем и для магазина Liberty London, который существует и сегодня.
«Ткани Сони Делоне принадлежат будущему, потому что они соответствуют современной живописи, архитектуре, корпусам машин, красивым и оригинальным формам аэропланов, одним словом, дыханию этой активной современной эпохи, которая создала стиль, близко связанный с интенсивной, все убыстряющейся жизнью» — писал Робер Делоне
Progetto per tessuto
Этот эскиз ткани стал прообразом для еще одной нашей панели – Matrix. Глядя на эскиз создается ощущение, что Соня Делоне придумала QR код задолго до появления известной разработки японской компании Denso-Wave. В этой работе прослеживает очень сильная параллель с нашей цифровой эрой пикселей и кодов. В Matrix вместе с дизайнером Juanny Barcelò Borges мы придумали свою собственную систему кодирования — она состоит из 3-х квадратных элементов разного объема. Они, словно единицы информации, формируют матрицу с уникальным рисунком.
Интерьерные проекты
После Второй мировой войны Делоне присоединился к коллективу художников и архитекторов Groupe Espace, который стремился интегрировать искусство в каждый элемент повседневной жизни. Одним из наиболее важных проектов, над которыми она работала в это время, был дизайн мебели для студентов Cité Internationale Universitaire в Париже.
Ее дизайн представлял собой идеальное сочетание функциональности и эстетики, изюминкой которого стал книжный шкаф с цветными блоками, который выглядит уместно в современном домашнем офисе или гостиной.
Charlotte Perriand, Ateliers Jean Prouvé, Nancy, France with Sonia Delaunay-Terk,
Nicolas Schöffer Maison de la Tunisie Bench-Bookshelf
Мебель дизайна Сони Делоне в Музее декоративно-прикладного искусства в Париже
Признание
Sonia Delaunay стала первой в истории женщиной-художницей, которая была удостоена при жизни ретроспективы в Лувре. Ретроспектива состоялась в 1964 году и включила 117 работ художницы, которые она лично отобрала и передала в дар музею. Соня Делоне направила живопись в прикладное русло, заложила основы массового производства одежды и осмысленного производства тканей. Она сыграла ключевую роль в том, чтобы сделать модную и практичную одежду более доступной. Даже с ростом коммерциализации ее идей и замыслов она оставалась верной своим художественным принципам.
Ее проекты по-прежнему актуальны, они копируются и воспроизводятся в наши дни, а также служат источником вдохновения и чистых идей для современных дизайнеров.
Соня Делоне | ArtPark
Сара Ильинична (Элиевна) Штерн, вошедшая в мировую культуру под именем Сони Делоне, родилась в Одессе 14 ноября 1885 года в еврейской семье. Ее родителями были уволенный в запас Элиас Штерн, работавший управляющим на гвоздильном заводе, и Хана, в девичестве Терк.
Соня Делоне-Терк
Скорее всего, смерть первого и рождение второго брата — вкупе с финансовыми трудностями в семье родителей оказали решающее влияние на судьбу будущей художницы. Хана Штерн соглашается отдать Сару на воспитание своему преуспевающему, обеспеченному брату и его жене, которая после перенесенной операции не могла иметь детей. Соня стала для Генриха Терка и Анны (в девичестве Зак) практически родной дочерью. Хотя согласия на удочерение, которого они добивались, Хана Штерн так и не дала. Так что фамилия Терк, которую девушка (после переезда в Петербург она из Сары стала Софи, а позже Соней) носила долгие годы, была фактически псевдонимом. Имея адвокатскую практику в Санкт-Петербурге, Генрих Терк смог дать Саре прекрасное образование и воспитание, и позже поддерживал ее финансово до самой революции.
В Париже она поначалу занималась в академии “Ла Палетт”, однако была недовольна академической манерой преподавания. Зато много времени проводила в художественных галереях, студиях, вошла в круг радикальной французской молодежи, завела знакомства с коллекционерами. В то время начинающая художница находилась под влиянием Ван Гога, Гогена, Руссо, фовистов.
В 1908 году Соня Терк вышла замуж за немецкого искусствоведа и галериста Вильгельма Уде. Вероятно, брак был по расчету, причем, с обеих сторон. Начинающей художнице выгодно близкое знакомство с владельцем галереи, да к тому же приемные родители настойчиво звали Соню вернуться в Петербург и заняться «устройством личной жизни», что ее отнюдь не привлекало. Уде, в свою очередь, с помощью этого брака на время развеял слухи о своем гомосексуализме. Пышная свадьба состоялась в Лондоне, но буквально через год Сара оставляет Вильгельма, чтобы связать жизнь с молодым талантливым абстракционистом Робером Делоне, с которым познакомилась в доме мужа.Соня и Робер Делоне
В 1910 году Соня развелась с первым мужем и вышла замуж за Делоне, от которого уже была беременна сыном, которого назвали Шарль (в будущем выдающийся историк джаза), но добрые отношения с бывшим супругом сохранялись на протяжении всей жизни.
Некоторые исследователи считают, что «Робер сделал Соню» как художника, однако Соня сама очень точно определила роли каждого: «Он дал мне форму, а я дала ему цвет».
Так родился симультанизм (simul — вместе, одновременно). Родоначальники этого направления — Соня и Робер — заявляли, что это — изображение движения цвета в свете.
Они рисовали концентрические «солнечные круги», наполненные светом, создающие ощущение динамики. Цветовые соотношения, казалось, пульсировали и звучали на их полотнах. Публике симультанистские картины впервые были представлены на Салоне независимых в 1913 году, а в дальнейшем выставляться на многих выставках в Париже, Праге, Берлине, Будапеште, Варшаве, Америке.
Первая Мировая война заставила супругов переселиться из Парижа в Испанию, а позже в Португалию. За время пребывания там (1914-1920) супруги подружились с местными художниками. В Испании Соня Делоне познакомилась с И.Ф. Стравинским, С.П. Дягилевым, В.Ф. Нижинским. Для антрепризы Дягилева создала эскизы костюмов и декораций к балету “Клеопатра” на музыку А.С. Аренского (Мадрид, Барселона, 1918). Оформила открытие казино в Мадриде (1919). В Мадриде же не без покровительства Дягилева открылся ее первый собственный Дом моды Casa Sonia.
Имя Сони Делоне неразрывно связано с модой. Началось всё с одеяльца для маленького Шарля в стиле пэчворк, сшитого художницей в 1911 году. Оно и сейчас хранится в парижском Музее современного искусства. А в 1913 году мадам Делоне явилась на богемную вечеринку в собственноручно скроенном платье в «симультном» стиле и произвела фурор. Она же ввела в моду такое явление как «платье-поэма»: на платье помещалось целое стихотворение, причем слова соседствовали с симультанными образами. Поэтические строки, которые художница воспроизвела на модных нарядах, написал знаменитый дадаист Тристан Тцара.
Ее ноу-хау вошли в моду, и в 1924 году на Елисейских полях вместе Ж. Хеймом она открыла «Симультанистский бутик» (вошедший в состав Международной выставки декоративных искусств в Париже). Там демонстрировались модели деловых, вечерних и спортивных платьев из тканей подобного авангардного типа – с крупными и броскими цветовыми узорами, рассчитанными на сочетание с аналогичными декоративными ритмами модных интерьеров. Таким образом она воплотила свою мечту об «изменяющемся и движущемся произведении искусства». Даже на пляже она и ее клиентки носили лишь «искусство». Соня Делоне-Терк.
Платье в стиле “симультанизм”,
1913 г.
Сама художница говорила: «Для меня же самой мои ткани были не чем иным, как упражнением в цвете».
В 1923 году вместе с В.С. Бартом и Х. Грановским Соня Делоне осуществила постановку пьесы Тристана Тцара “Воздушное сердце”, организованную литературно-художественной группой “Через” в помощь русским художникам за рубежом.
В 1925 году участвовала в Международной выставке декоративного искусства вместе с Александрой Экстер, Натаном Альтманом, Давидом Штеренбергом. Художница представила широчайший ассортимент изделий — начиная от бивших все рекорды популярности «симультанистских» шарфов и заканчивая коврами и машинами. Ее провозгласили ведущей представительницей ар-деко, соединявшего модерн и авангард. «Равновесие объема и цвета и великолепное чувство ритма», — так по завершении выставки охарактеризовал работы мадам Делоне парижский модный журнал L’Art vivant. А всемирно известный Vogue поместил на обложку ее «оптическое» платье. Намного позже, в январском номере за 1966 год выйдет интервью с художницей, в котором она, вспоминая прошлое, скажет: «Я думаю, что новая живопись началась с нами: наш цвет сделал ее более свободной».
В 1939 году она основала салон под названием Realites Nouvelles («Новые реальности»), существующий и поныне.
Робер Делоне умер от рака в 1941 году. Несмотря на это, Соня с удвоенной энергией продолжает работать над совместными проектами, стремится увековечить память мужа, публикуя его теоретические труды. Она пишет воспоминания о Робере и своих друзьях – Г. Аполлинере, П. Пикассо, М. Жакобе, Ф. Леже, Ж. Браке, А. Экстер (близкой подруге), В. Кандинском, Н. Альтмане, А. Архипенко и других. Почти на всех выставках абстрактного искусства, буквально заполонивших Европу после войны, Делоне экспонирует свои и мужнины работы.
В 1963 году Соня дарит Франции 117 своих и Робера работ. Через год в Лувре проходит пышная презентация дара, и Соня Делоне становится первой художницей, чья персональная выставка состоялась в этом знаменитейшем музее. Заслуги художницы обретают признание – она становится Кавалером искусств и литературы, а в 1975 году – обладателем высшей награды Франции, ордена Почетного Легиона.
Соня Делоне умерла в Париже 5 декабря 1979 года. Ей было девяносто четыре года.
В 1985 году в Музее современного искусства в Париже состоялась выставка, посвященная 100-летию со дня рождения Сони Делоне. Работы художницы очень высоко оцениваются любителями живописи и коллекционерами – в 2002 году полотно Сони Делоне-Терк “Рынок в Миньо” было продано за 4,5 млн. евро, более чем в пять раз выше каталожной оценки. Картина была куплена русским коллекционером.
Произведения Делоне находятся во многих мировых музейных собраниях, в том числе в Музее современного искусства в Париже, ГМИИ им. А.С. Пушкина и других.
Читайте также:
Евгений Деменок «Делоне, Штерн, Одесса»
В Одессе открылась документальная выставка «Соня Делоне: в поиске идентичности»
Соня Делоне — 384 произведения искусства, биографии и выставки на Artsy
3,3 тыс. подписчиков
биография
Новаторские исследования цвета и формы Сони Делоне были неотъемлемой частью развития абстрактного искусства в начале 20-го века. Первоначально вдохновленный образцами стеганых одеял, Делоне в конечном итоге включил стилистические аспекты кубизма, фовизма, …0003
Избранные работы
Название художника
Имя
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Название выставки и еще 10
Групповая выставка в крупном учреждении
Museum of Sample Art (Example) и еще 33
Собраны крупным учреждением
Пример, и еще 5
достижения
Активный вторичный рынок
Недавние результаты аукциона в базе данных Artsy Price
Высокий аукционный рекорд
US 85,0 млн. , Phillip
Получите выгодные предложения от ведущих мировых аукционных домов и галерей, чтобы получить ваши работы на продажу. Это просто и бесплатно.
Отправить сейчас
Iconic Collections
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works on Paper
From $500
Works на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
Работы на бумаге
От $500
10003
Из 500 долл. США
Works On Paper
из 500 долл. США
Works On Paper
из 500 долл. США
Работа для продажи
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название произведения
Партнер
Имя художника
Название искусства
Партнер
Название художника
Имя художника
Название работы
Партнер
артист.
Статьи
Какой-то художник
Местоположение
Некоторый художник
Местоположение
Некоторые художники
Расположение
. Исполнитель
Местоположение
Некоторый исполнитель
Местоположение
Похожие исполнители
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Имя исполнителя
Национальность, р. 9999
Sonia Delaunay Photos and Premium High Res Pictures
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEO
- All
- Sports
- Entertainment
- News
- Archival
Best match
Newest
Самый старый
Самый популярный
Любая датаПоследние 24 часаПоследние 48 часовПоследние 72 часаПоследние 7 днейПоследние 30 днейПоследние 12 месяцевПользовательский диапазон дат
Просмотрите 155
sonia delaunay доступных стоковых фотографий и изображений или начните новый поиск, чтобы просмотреть больше стоковых фотографий и изображений.Показаны редакционные результаты для sonia delaunay. Вместо этого искать в Креативе?
Художник и дизайнер Соня Делоне. Фотография. Франция. 1957. [Die Malerin und Designerin Соня Делоне. Фотография. Франкрейх. 1957.] Портрет французской художницы украинского происхождения Сони ДЕЛОНЭ в ее мастерской в 1965 году. Эта художница-кубист также создала многочисленные ткани и… Французско-еврейская художница Соня Делоне, Париж, Франция, 1967.Художница русского происхождения, 1967.Соня Делоне в своей мастерской, около 1924. Частная коллекция. Анонимный художник. Две женщины в купальниках от Сони Делоне. Справа: светло-голубой шелк, расшитый красными, белыми и зелеными цветами. Соня Делоне в квартире Делоне, бульвар Малешерб, Париж, 1924. Частная коллекция. Соня Делоне, французская художница-абстракционист русского происхождения, жена Роберта Делоне. .Соня Делоне, около 1912 года. Частная коллекция. Анонимный художник Соня Делоне в 19 лет76 — Французская художница. Портрет французской художницы украинского происхождения Сони ДЕЛОНЭ в ее парижской мастерской.