Современная библиотека: здесь посетителям не «шикают»
Санкт-Петербург, 24 июня.
Библиотека 21 века из темного и пугающего царства книг с восьмидесятилетними бабушками во главе и лабиринтами из стеллажей книг превратилась в светское учреждение, стало современным миром.
На данный момент в Петербурге около сотни книжных учреждений. Устраивать себе путешествие по всем книжным заведениям города, чтобы увидеть, как сильно изменилась структура, бессмысленно. Потому что все они объединены в корпоративную сеть общедоступных библиотек.
Корреспондент НЕВСКИХ НОВОСТЕЙ отправился в библиотеку №4 Невского района, которая находится по адресу ул. Бабушкина, 135, чтобы узнать, что изменилось в книжном царстве за пару десятков лет, и какие здесь царят правила сегодня.
Развенчиваем мифы о библиотеках
Современная библиотека – место, давно переставшее быть похожим на пугающее бесконечными правилами книгохранилище, в котором нельзя говорить громче, чем 10 децибел
Библиотека стала открытым пространством. Здесь нет бесконечных стеллажей, в лабиринте которых с легкостью может заблудиться не только школьник, но и взрослый человек. Здесь посетителям не «шикают» и не указывают на место за партой, из-за которой грешно вставать. В библиотеке нового формата можно разговаривать вслух, сидеть в интернете, смотреть фильмы и устраивать турниры по настольным играм со своими друзьями.
Прим. ред.: Несмотря на то, что интернет есть в каждом заведении, в некоторых отключены социальные сети. Такие меры руководство вводит из-за федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Система компьютерной безопасности также блокирует некоторые сайты, которые считает либо вредоносными, либо содержащими аморальный контент.
В одной из новых библиотек Невского района (библиотека №7, находится на Искровском проспекте, 6), кроме компьютерной зоны и конференц-зала есть даже 3D-принтер. Таким оборудование вряд ли обладает даже крупный офис какой-нибудь частной компании. Вот до чего дошли библиотеки в своем развитии!
«Мы понимаем, что жизнь стремительно меняется. Подрастающее поколение разговаривает на совершенно незнакомом нам языке, и мы должны подстраиваться под них. Мы не можем позволить себе быть закрытыми системами, которыми были еще пару десятилетий назад, если хотим, чтобы такое явление, как библиотека, не вымерло», — комментируют потребность в развитии библиотекари.
Библиотека как место досуга
Еще один миф, который потерял свою актуальность лет 20 назад, — «в библиотеку ходят только ботаники». Сюда, вопреки расхожему мнению, ходят все – от мала до велика.
«Увеличился процент молодых мам, которые идут за печатной книгой сами и ведут своих малышей вместе с собой», — утверждают работники библиотеки. По большей части это связано с количеством разнообразных активностей, которые современная система может предложить людям.
Так, например, в библиотеке №4 Невского района есть целый список кружков и мероприятий, которые можно посещать абсолютно бесплатно. Постоянных кружков несколько:
- театральный кружок «КНИГОМУРЗИКИ»,
- «Старики-разбойники» — клуб активных пожилых людей, в рамках которого они могут реализовать свои творческие способности,
- «С компьютером на ТЫ».
Также с недавнего времени функционирует кружок «Клуб маленьких принцесс». Он рассчитан на маленьких девочек от 5 до 7 лет, которым преподают основы этикета и стилистики, актерское мастерство и занятия по хореографии.
Осенью откроется новый курс «Сам себе стилист» — гид по стилю для женщин. Преподаватель в течение месяца будет отвечать на всегда актуальные женские вопросы:
- как сочетать вещи?
- какой костюм надеть, чтобы он меня не полнил?
- какой цвет волос и форма бровей мне пойдет?
- как полюбить себя и сформировать свой вкус?
Кроме того, конференц-зал библиотеки – это открытая для творчества и лекций разных направлений площадка. Здесь уже проходили курсы, собрания клубов по интересам, мастер-классы по прикладному творчеству, поэтические баттлы современных поэтов, вечера-встречи с интересными людьми, концерты, выставки и многое другое.
Читатель и библиотека в современном обществе
«Читатель и библиотека в современном обществе»
Пережогина Наталья Валерьевна,
педагог-библиотекарь
МБОУ-школы №36 г.Орла
Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.
Рене Декарт
Мир меняется. Современные технологии наступают семимильными шагами. Новые технологии, электронные устройства, от сотовых телефонов до развлекательных центров и компьютеров, вошли к нам в дом. Встретить человека с ноутбуком теперь можно чаще, чем человека держащего книгу. Еще немного и последних не станет почти совсем. Люди стали больше читать. Согласно исследованиям Института социологии РАН в нашей стране книги читают чуть меньше 60% населения. Если задуматься – это огромная цифра.
Люди любят читать. Каждый находит причины релевантные для него. Одни говорят, что путешествуют в другие миры, далекие и прекрасные, наполненные красками жизни умелыми руками авторов. Тысячи и тысячи интересных мест, событий, людей можно найти на бумажных страницах. Там нет ограничений и пределов, и нужно лишь воображение чтобы прожить еще одну жизнь, в мире полюбившимся и зовущем. Удел мечтателей и творцов. Другие находят в книгах друга, учителя, источник мудрости и знаний. И в этом есть своя правда. Лучшие умы человечества готовы ответить на любой вопрос с бумажных страниц. Гениальные размышления, великолепные мысли или просто полезная информация – достаточно открыть нужный том. Каждый человек сможет назвать собственные причины и будет абсолютно прав.
И все — таки современная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется падением престижа чтения и библиотек в целом среди детей и подростков.
Ни для кого не секрет, что всемирная паутина отбила часть читательской аудитории у библиотек. На смену бумажным носителям пришли электронные документы, пришла эра интернета. Увы, далеко не все, что хочется и что нужно, есть в интернете. Чтобы это «нужное» появилось в интернете, нужно, чтобы кто-то его отсканировал и выложил на каком-то сайте. Конечно, в электронном ресурсе можно найти массу информации по запросу, но при этом вы потратите уйму времени на поиски нужного ответа, и будете ли уверенными в достоверности ответа? На мой взгляд, только в библиотеке можно найти достоверную информацию!
Интернет может в одно мгновение исчезнуть, если вдруг что-то произойдет типа глобальных катастроф с энергией. Где искать нужную информацию тогда? В один миг все можно потерять. А библиотеки – вот они рядом. Но и библиотека должна идти в ногу со временем, чтобы отвечать требованиям читателей и не потерять их.
Библиотека в современном обществе
Современные люди сих пор думают, что библиотеки остановились в своём развитие. Это совершенно не так. Происходящие общественные трансформации влияют на библиотеки столь решительно, что меняют не только всю систему библиотечного труда и библиотечных ресурсов, но и впервые ставят вопрос о «границах» библиотечного пространства и самих основах существования традиционных библиотек и их функций. Изменение роли, назначения библиотек отражается на взаимоотношениях библиотеки с обществом и отдельными социальными институтами, ведет к трансформации профессиональных ценностей библиотечной этики, профессионального сознания библиотечного сообщества.
Библиотека, являясь относительно устойчивой формой организации социальной жизни, обеспечивающей устойчивость связей и отношений в рамках общества, с полным основанием может быть определена как социальный институт.
Трудно представить себе какую-либо структуру общества, которая могла бы функционировать, не опираясь на библиотеку. Этим объясняется исключительно большое разнообразие видов библиотек, которые обслуживают все без исключения социально-демографические слои общества — от дошкольников до пенсионеров, представителей всех профессий и рода занятий.
По мере развития человеческого общества происходил процесс институциализации библиотеки: к середине XXI века она превратилась в интегративный социальный институт, включающий информационные и культурные компоненты. Научно-технические, экологические, культурные изменения, мировые кризисные явления привели к дальнейшей эволюции библиотеки.
Современная миссия библиотек продиктована усилением значения информации и знаний в качестве катализатора общественного развития. Она имеет несколько аспектов:
· содействие обращению и развитию накопленного человечеством знания путем обеспечения свободного доступа к нему;
· сохранение документированного знания как общественного достояния.
Социальные функции современной библиотеки обусловлены ее сущностными особенностями как культурной институции, которые проявляются в сохранении и трансляции документированного знания, обеспечивающего устойчивое общественное развитие, в том числе социальных норм и ценностей культуры, стабилизирующих общество.
В фондах многих современных библиотек помимо книг хранятся произведения искусства: картины и гравюры, плакаты и открытки, грампластинки, кассеты и диски с записями произведений литературы, музыкального и киноискусства. Редкие и ценные рукописные и печатные книги, составляющие гордость библиотечных фондов, — книжные памятники относятся к объектам культурного наследия. Уникальные фонды региональных и национальных библиотек разных стран мира также относятся к числу объектов культурного достояния.
Собирая и сохраняя документальные источники, зафиксировавшие духовные достижения человеческой цивилизации, образцы общественных практик, библиотека является воплощением «памяти человечества». Обеспечивая беспрерывное количественное накопление информации, библиотека служит гарантом появления новых качеств социальной памяти.
Современная библиотека собирает и хранит электронные документы. В ситуации неконтролируемого и неуправляемого потока несистематизированной информации, особенно электронной, она выступает как институция, обеспечивающая сохранение и обращение знания, гарантируя соблюдение долговременных стандартов электронных публикаций и поддержание стабильности электронной среды. Библиотека становится базовой структурной компонентой виртуальной среды, которая обладает устойчивостью, однозначной идентификацией, обеспечивает правовое регулирование в отношении предоставляемого доступа к информационным ресурсам.
Современная библиотека создает возможности для членов общества удовлетворять свои информационные потребности через совокупность документов, накопленных в фондах, а также использовать для этих целей информационные ресурсы других библиотек и учреждений. При этом необходимо отметить, что информационные потребности пользователей могут носить самый разнообразный характер и касаться как разных сфер профессиональной деятельности, так и повседневной жизни.
Предоставляя разнообразную информацию своим пользователям, библиотека способствует регулированию действия членов общества в рамках сложившихся социальных отношений. Содействуя разным видам человеческой деятельности, библиотека обеспечивает интеграцию человеческих стремлений, действий и интересов. Организуя доступ к документам, хранящим эталоны человеческих ценностей, обеспечивающих устойчивое развитие общества, его гуманистический характер, библиотека способствует формированию системы ценностей общества в целом и отдельной личности в частности.
Стремление современной библиотеки обеспечить равный и свободный доступ к общественно значимой информации и знаниям способствует утверждению социальной справедливости, снижению социальной напряженности в обществе.
Современная библиотека ставит своей целью удовлетворение реальных проблем и запросов своих пользователей. Современное библиотечное обслуживание ориентировано на личность, ее динамично изменяющиеся потребности, основывается на равноправном сотрудничестве библиотечного специалиста и пользователя.
Современная библиотека подчеркивает принцип равенства всех пользователей. Особенно в этом отношении важна деятельность публичных библиотек, сохраняющих и передающих культурное наследие всем, независимо от возраста, социального статуса, расы, национальности, вероисповедания, места жительства, пола, языка и других дифференцирующих признаков. Она способствует не разделению, а консолидации общества, предоставляет пользователям стартовый минимум информации, чтобы они могли ориентироваться в обществе, адаптироваться к нему. Тем самым она смягчает социальные конфликты, способствуют всестороннему развитию пользователей.
Библиотека играет важную роль общественного «места». Она не только позволяет людям вступать в неформальные контакты, обеспечивает возможность комфортного общения с другими людьми, но становится «уголком для отдыха», где можно спрятаться от давления технологического мира. В этом случае библиотека выполняет социальную функцию «третьего места», т.е. такого места, где человек чувствует себя защищенным (предполагается, что первые два таких места — дом и работа).
Современная библиотека — институт консолидации общества. Предоставляя возможности для проведения публичных собраний, организуя доступ к существующим информационным сетям, позволяющий каждому гражданину взаимодействовать со средствами массовой информации, местными и федеральными властями, социальными службами, государственными и частными предприятиями, библиотека создает условия для виртуальных и реальных коллективных коммуникаций. Библиотека становится центром общественной жизни, «содержательным элементом социально-культурной инфраструктуры».
Техническая и технологическая модернизация обеспечили укрепление информационной функции современной библиотеки. Библиотека становится полноправным субъектом информационного пространства. Она собирает и хранит документированную информацию и знание, участвует в формировании документального потока и проводит его аналитико-синтетическую обработку, систематизирует и оценивает информационно ресурсы. Осуществляя систематизацию и каталогизацию документов, справочно-библиографическое обслуживание, библиотека создает основу для многих современных информационных процессов.
Особенность информационной функции современной библиотеки в том, что она реализуется ею в тесном взаимодействии с другими субъектами информационного процесса, с использованием различных каналов распространения информации. Библиотека активно участвует в оценке, интерпретации и фильтрации информации, в установлении определенных связей между информационными массивами, чтобы обеспечить доступ пользователей к широкому спектру источников знания и социально значимой информации.
Современная библиотека разрушает свои физические границы, переходит из реального пространства в виртуальное. С одной стороны, она предлагает доступ к информационным ресурсам, принадлежащим другим субъектам информационного пространства, в том числе представленным в сети Интернет. С другой — создает электронные информационные ресурсы (базы данных, коллекции оцифрованных документов, веб-сайты и веб-порталы), доступные за ее физическими стенами. Наконец, библиотека предоставляет виртуальные услуги по поиску информации и необходимых знаний.
Сегодня в изменившихся социально-экономических условиях создается и действует огромное количество библиотечных сетей, построенных на принципах, предполагающих добровольность и активность участия, установление взаимовыгодных и партнерских отношений. Целями библиотечного взаимодействия являются создание, накопление и использование документированных знаний и общественно значимой информации.
Современная библиотека преодолевает границы информационной и коммуникационной функций и берет на себя роль другого коммуникационного института — института образования. Образовательная функция библиотеки включает совокупность видов деятельности, направленных на обеспечение духовного воспроизводства общества. Современная библиотека участвует в процессе образования как в широком (трансляция культурных норм и ценностей нынешним и будущим поколениям), так и в узком смысле (обеспечение информационной поддержки образования индивидуума). Обеспечивая единство всеобщего (общекультурного) и особенного (профессионального) образования, библиотека способствует становлению социально компетентной личности.
Библиотека обеспечивает компенсацию разрыва в знаниях людей, постоянно подпитывая их информацией о новейших достижениях науки, техники, культуры. Именно потому и принято считать библиотеки главной базой непрерывного образования и самообразования.
Современная библиотека вносит важный вклад в распространение и повышение информационной культуры, которая, наряду с компьютерной грамотностью, становится одним из важнейших условий деятельности человека как полноценного члена современного и будущего общества. Продуктивность познания во многом зависит от владения навыками предметной дифференциации и конкретизации знаний библиотечными средствами, в том числе — систематизацией. С внедрением современных информационных технологий задача обучить пользователей понимать и применять методы управления знаниями, «фильтровать» информацию, делать собственный индивидуальный критический выбор становится еще более актуальной, поскольку большинство из них не готово самостоятельно работать в электронной информационной среде.
Как мощный и вместе с тем чуткий инструмент культурно-репродуктивной деятельности людей, библиотека способствует развитию общей культуры пользователей, приобщает их к важнейшим достижениям национальной и мировой культуры, внедряет нормы, традиции, достижения культуры в их сознание, жизнь, быт.
Таким образом, библиотека в современном обществе — это мощный инструмент в работе с читателями всех поколений.
Современный читатель
Так уж сложилось, что Россия в свое время считалась самой читающей страной в мире. Наверное, так оно и было. Проверить это утверждение довольно сложно. В библиотеки люди тогда ходили потому, что купить книги в магазине было практически невозможно. Раньше книги читали чаще, чем их читают сегодня. Причины здесь очень простые. Во-первых, мода на книги прошла. Во-вторых, в те, непонятные нашим детям времена, просто не было иной альтернативы для отдыха. Это сейчас по ТВ 100 каналов! А тогда их было в лучшем случае 3. Да и то не в каждом доме. Соответственно не все, что показывали, было интересно всем. Тем, кому информация ТВ казалась скучной, ничего не оставалось иного, как пойти и почитать. Хотя, конечно же, особые любители тоже были. Но они есть и сейчас.
Что же произошло в современном обществе? Процент читающих и не читающих не изменился. Если не увеличился. Да, люди с книгами в руках встречаются все реже. В домах книг на полках поубавилось. В библиотеках нет очередей. Все это так. Но… сколько людей ежедневно скачивают книги! Сколько посетителей электронных библиотек! Просто книга перетекла из одного формата в другой. Кстати, сегодня читать приходится куда больше. Раньше читали именно художественную литературу. Теперь у людей на это нет времени. Раньше мамы и бабушки просто читали детям сказки. Теперь мамы и бабушки помимо самих сказок, ищут списки полезных и вредных книжек. Наверное, со стороны это кажется смешным. Но с другой стороны, все это говорит о том, что люди желают улучшить качество своей жизни. Они читают, как заработать денег, как дешево создать уют в доме, как приятно удивить близких, как поймать большую рыбу, как приготовить торт из хлеба… На поиски полезной информации уходит масса времени. Чтобы найти то самое, нужно столько перечитать! Объемы информации валятся на людей громадными потоками. Люди стали осваивать способы скорочтения. Если раньше скорочтение было доступно единицам, то на сегодня это уже вполне нормальное явление. Сегодня чтение художественной литературы необходимо, как прослушивание музыки. Однако притормозить скорость жизненных оборотов современного общества никто не в силах. Поскольку нравственность воспитывается в людях исключительно через эмоции, то художественная литература конечно же нужна. Вот только теперь это задача не авторов книг, а скорее кинорежиссеров и сценаристов компьютерных игр. Написал автор отличную книгу, вдохновил кинорежиссера, который сумел снять отличную кино- мульти- картину. Значит книга будет читаема. Не смог режиссер увлечь своего зрителя, провал книге обеспечен. Разумеется, исключения из правил бывают, но в основном сегодня все обстоит именно так.
В настоящее время одним из главных мотивов обращения к книге остаётся учебное задание, школьная программа. Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и компьютерные игры, а также социальные сети. Но школьники порой не интересуются даже произведениями школьной программы. А это повод для тревоги, ведь именно в школьном возрасте формируется не только любовь к книге, но и жанровые предпочтения.
Отдельно о чтении книг подростками. Современные школьники и студенты в большинстве своем не читают вообще, умудряясь удачно и без ущерба успеваемости пропускать даже издания, ознакомление с которыми предполагает учебный курс. И это сказывается не только на общей грамотности современных молодых людей, но и на их мировоззрении, ценностных ориентирах, морали. Если исключить из жизни молодых людей и девушек ТВ и компьютер (например, отключить электричество), тогда они начинают читать.
Компьютер становится значимым фактором жизни молодого поколения. Он формирует его мировоззрение. Формирующийся «компьютерный человек» моделирует игровую ситуацию снова и снова, легко разрушает и воссоздает виртуальный мир и при этом начинает переносить его принципы на реальную действительность. Ученик, желающий узнать что-то новое о предмете, прочитает, просмотрит полезные видеоматериалы. Это положительная черта Интернета – получение информации в доступной форме. Второй плюс — Интернет является источником безграничного общения с безграничным кругом людей с похожими интересами.
В 2006 году была принята национальная программа развития и поддержки культуры чтения, в качестве основного документа государственной политики в этой области до 2020 года. Цель разработки Национальной программы – это повышение интеллектуального потенциала нации. России необходимо сохранить культуру, все литературное и художественное богатство, накопленное столетиями.
Вместе с тем, библиотека уже не рассматривается как единственный (и, может быть, главный) источник необходимой информации. Сегодня читатель ориентируется, как правило, на несколько источников информации и пользуется ими одновременно. Сегодня посетитель библиотеки не только читатель, более того — он может быть и не читателем вовсе.
Читатели хотят получить в библиотеке целый ряд услуг: от ксерокопирования до социально-психологических консультаций, но находят их далеко не в каждой библиотеке.
Несколько смягчают ситуацию взаимоотношения читателей юношеских библиотек с библиотекарями. Большинство исследователей отмечают атмосферу доброжелательства в их отношениях. Хотя уровень эрудированности не всегда удовлетворяет читателя, как показывают результаты опросов, это качество юношество ставит лишь на второе-третье место, особенно высоко ценя прежде всего доброжелательность и желание помочь.
Современный читатель изменился. Как правило это человек среднего или пожилого возраста, которому чтение было привито еще во время Советского Союза (когда образование тоже не отличалось особой направленностью на развитие личности, а растило серую массу). Несмотря на то, что новый век информационных технологий дал людям безграничный доступ к лучшим библиотекам мира, возможность читать электронные книги и быть в курсе всего, чем живет современный литературный процесс, люди практически перестали читать книги.
Из всего этого можно сделать только один вывод — в современном обществе большинство читателей просто перетекло в разряд потребителей информации. Книги перетекли в понятие контента, а читатели — в его потребителей. Контент не читают, его просматривают, прослушивают, прокручивают… поверхностно знакомятся. Людям некогда смаковать детали. Жизнь ускорилась и требует иного темпа. Увы! Плохо это или хорошо задумываются читатели. Потребителям контента некогда думать о состоявшихся фактах. Им важно понять, нужно ли менять ситуацию. И если да, то как?
Из опыта работы
Работая в школьной библиотеке, я пришла к выводу, что школьники, действительно, стали меньше читать. Читающими являются только учащиеся начальной школы и некоторые учащиеся среднего звена. Старшеклассники предпочитают, даже для подготовки к урокам литературы, прочитать краткое содержание произведения в интернете или посмотреть снятый по книге фильм. А вот учащиеся средних классов с удовольствием читают. Они предпочитают приключения, фантастику, книги о сверстниках. Особенно их привлекают книги с пометкой «14+». Лидерами в списке любимых авторов стали М.Булгаков, Б.Акунин и Ф.М.Достоевский. Можно предположить, что это связано с нашумевшими экранизациями.
Мною было проведено анкетирование учащихся 6-11 классов по вопросам выбора книг, целей чтения и будущего библиотек.
Некоторые анкетируемые говорят, что на выбор книг повлияло то, о чем они говорят в кругу сверстников или что советуют родители. Часть читателей следит за новинками книг в Интернете. В качестве популярной цели чтения респонденты указали «для подготовки к урокам», второе место — «для развлечения».
А вот на вопрос «Тебе нужно написать сочинение по произведению, которое ты не читал, что ты будешь делать?» я получила следующие ответы:
» Не знаю, что буду делать. Скорее всего, воспользуюсь Интернет — источниками»;
» Найду похожее сочинение и переделаю на свой лад»;
«Прочитаю краткое содержание, найду в Интернете анализ произведения».
Интересно, что учащиеся предпочитают читать художественную литературу небольшого объема. Книги типа «Война и мир» или «Тихий дон» они, даже несмотря на необходимость, они не берут или читают только один том. По их словам, это связано с дефицитом времени на чтение такой фундаментальной литературы. Школьник не желает тратить время на прочтение, ведь под рукой есть ПК , который за минуту найдет нужную информацию. Тем самым подросток лишает себя не только приятного досуга вместе с книгой, но и развития нестандартного мышления.
Анкетирование в 5-х классах о литературных предпочтениях, знании произведений классиков показало, что уже в этом возрасте учащиеся читают, в основном, литературу по школьной программе и знают только те произведения известных поэтов и писателей, которые изучали на уроке литературы в этом году.
Возможно, школьники стали бы читать больше, если бы было больше интересных современных книг. К сожалению, школьные библиотеки не могут удовлетворить спрос своих читателей на такие книги в бумажном виде или на электронных носителях. Отсутствие финансирования и компьютерного оборудования не дают школьной библиотеке развиваться в соответствии с техническим прогрессом и совершенствованием ее роли в современном обществе.
Участники конкурса «Какой я вижу библиотеку будущего» были единодушны в своем мнении. Они видят ее такой: » Представьте себе идеальную библиотеку: вы сидите в читальном зале за компьютером. Вы можете одновременно работать с книгами в этой библиотеке и обращаться за дополнительными данными другой библиотеки по специальной межбиблиотечной сети через Интернет (Библиотеки конгресса в США, например), быстро получать эти данные, распечатывать интересующие вас фрагменты книг и делать копии» или «Что должно быть в библиотеке? Открытое хранение, удобная навигация по нему, свободный доступ к стеллажам, свободный доступ в интернет, возможность ксерокопировать и сканировать за умеренную плату без затруднений и без очереди, компьютеры, розетка на каждом рабочем месте, хорошее освещение, кондиционеры, помещение для клубных встреч и презентаций, буфет, туалет. На выходе — чип-контроль, чтоб не вынесли все. Остальное — по вкусу».
Общаясь с библиотекарями других, не только школьных библиотек, я пришла к выводу, что и в других библиотеках количество читателей уменьшилось. Это, в основном, люди пенсионного возраста, которым скучно сидеть дома и они с удовольствием посещают массовые мероприятия в библиотеке. Это учащиеся школ, которых привлекают к библиотечным мероприятиям «для массовости». Это малыши, которых привлекают красивые обложки и иллюстрации в книгах.
Возможно, люди стали бы читать больше, если бы было больше интересных современных книг. К сожалению, многие библиотеки не могут удовлетворить спрос своих читателей на такие книги в бумажном виде или на электронных носителях. Отсутствие финансирования и компьютерного оборудования не дают обычным (не фундаментальным) библиотекам соответствовать требованиям времени и повысить свою роль в современном обществе. Мы, библиотекари, пытаемся это сделать. Теперь слово за государством.
Преобразования, происходящие в библиотечной сфере, затрагивают не только технологические изменения, но и образ мышления библиотечных работников, нашедших в себе силы понять и принять настоящее время и обновиться самим. В профессиональном сознании с новой силой проявляются инициатива и творческий потенциал, способствующий укреплению имиджа библиотеки и ее репутации как важнейшего социального института. Если она будет существовать!
Вопрос о существовании и наполнении библиотек в эпоху посткнижной культуры самый живой, болезненный, но неотвратимый и ждущий ответа. Ответа, естественно, множественного, комплексного, умного, сбалансированного, учитывающего не только читательский спрос, но и, возможно, прежде всего все источники и носители литературно-художественной информации.
Свое мнение по этому вопросу высказали несколько известных ученых и литераторов.
Юрий Казарин, поэт, доктор филологических наук, заведующий отделом поэзии журнала «Урал»: «Я думаю, любая библиотека, от районной до государственной центральной, должна расширяться. Нельзя отказываться от книги – деревянной, бумажной, кожаной, органической. Если мы перестанем производить и хранить традиционную книгу, то, поверьте, рано или поздно исчезнет надобность и в книге электронной, т.к. книга бумажная есть архетип любого вида книги иной. Новая библиотека должна существовать не только на государственные средства, но и должна поддерживаться общественными фондами. Я уверен, что библиотека, как и книжные магазины, лавки, лотки и развалы – явление вечное».
Ольга Дернова, главный библиограф Российской Государственной исторической библиотеки: «А что касается вопроса о будущей судьбе библиотеки, то ответ очень прост и ясен. Библиотека не исчезнет, пока у людей в головах будут зарождаться сложные вопросы, требующие углублённого поиска. Потому что библиотека вступает там, где пасует интернет. Отнюдь не всё «можно найти в интернете». Библиотека нужна самостоятельно мыслящим людям. И просто мыслящим — тоже. Это и должно стать её главным брендом».
Наталья Антонова, учёный секретарь Псковской областной универсальной научной библиотеки; Василиса Владимирова, руководитель Псковского Регионального центра Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина; Светлана Галактионова, заведующая отделом абонемента Псковской ОУНБ: «Все библиотекари сошлись на том, что библиотека не должна совсем уйти в виртуальное пространство, она должна стать местом, где пересекаются реальный и виртуальный миры. Большая часть информации, конечно, будет в электронном виде, особенно с началом работы Национальной электронной библиотеки. И эта информация будет самой разнообразной, включая цифровые копии и старинных документов, и всех периодических изданий, и многого другого. Но есть ещё немало людей, которые предпочитают серьёзную или учебную литературу читать «с бумаги», а не с экрана, и в ближайшем будущем они не исчезнут совсем. Их запросы библиотека тоже должна быть способна обеспечить, поэтому мы считаем неправильным совсем отказаться от бумажных книг. Хотелось бы, чтобы в библиотеке люди всех возрастов и профессий в приятной и комфортной обстановке могли не только читать, но и встречаться с единомышленниками (не в баре или подъезде, а в библиотеке!), «саморазвиваться» и «самореализовываться», приобщаясь к культурным ценностям нашей страны, участвуя в просветительских и других мероприятиях. Библиотека точно не должна исчезнуть. Она должна стать главным проводником-лоцманом любого человека в сегодняшнем безбрежном море информации».
Какие шаги предпринимать библиотекарям, чтобы библиотека – традиционная или электронная – была востребована обществом, стала местом пребывания молодежи и старшего поколения, философов и культурологов, естествоиспытателей и техников. Что в библиотеке приоритетно для будущего: скорость обслуживания? полнота ресурсов? милый домашний библиотекарь? опытный интеллектуальный аналитик? красивый интерьер с возможностью раскрепощения? уютное место общения? Решить нужно сейчас «всем миром», потому что библиотека – место, формирующее потенциал нации, наше будущее, наших детей; и кто есть в библиотеке сегодня, завтра будет решать наше будущее.
Список использованной литературы
1. Акилина, М.И. Публичные библиотеки: тенденции обновления // Библиотековедение. — 2001. — № 2. — С.17
2. Андреева И.А. На пороге радикальных перемен // Библиотека.- 2004.-№1.-с.49-52
3. Гушул Ю. В., Коженкин И. А., Лаврова К. Б. Современная библиотека как проектируемое социокультурное пространство (постановка проблемы) // Вестн. Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — 2013. — № 1 (33). — С. 85
4. Еляпов Б., Соболева Е., Кожевникова Л. На пути к непрерывному образованию // Библиотека.-1999.-№5.-с.6-9.
5. Фирсов В.Р. Сущностные функции библиотечной деятельности: Культуроведческий подход // Научные и технические библиотеки. — 1985. — № 5. — С.15-20.
6. Фонотов Г. И явится всемирная библиотечная система // Библиотека.-2003.-№2.-с.9-11.
7. Царева, Р.Н. Роль и место библиотеки в системе ценностей гражданского общества // Информационный бюллетень РБА. — 2005. — № 36.- С.16-19
15 онлайн-библиотек с бесплатными книгами
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Сегодня найти определенную книгу очень просто: ее можно купить в магазине, заказать в интернете или просто скачать. Если вы давно хотите что-нибудь почитать, но не знаете, где взять нужную литературу, то наш список облегчит ваш выбор.
Мы в AdMe.ru уже скачали себе парочку книг.
Библиотека предлагает огромное количество разнообразной литературы, которую можно не только читать онлайн, но и скачивать в любом формате на любое устройство. Перед скачиванием книги пользователь сайта может ознакомиться с кратким содержанием или прочитать отрывок книги.
Сайт собрал большое количество авторских текстов и переводов. Известных книг тут мало, но каждый сможет найти для себя много полезного и интересного. Руководство просит называть сайт не электронной библиотекой, а именно архивом, так как главное отличие TarraNova в том, что все тексты размещены здесь официально и с согласия авторов.
Это магазин электронных книг, но в нем есть и бесплатный раздел, в котором представлено большое количество произведений классиков и современных авторов. Книги доступны для скачивания после авторизации на сайте.
Одна из самых первых электронных библиотек, которая была создана в 1994 году. Авторы и читатели ежедневно пополняют ее на добровольной основе. У сайта очень простой интерфейс, поэтому, когда зайдете туда, не переживайте: с вашим гаджетом все в порядке, это просто сайт такой. Сервис денег не берет, читать можно абсолютно все, но только онлайн. Скачать книгу нельзя.
Несмотря на то что это магазин электронных книг и доступ к ним платный, вы сможете найти также коллекцию бесплатной литературы: на Bookland это произведения классиков.
7 нескучных библиотек Москвы | Мел
Места, которые заставят по-новому взглянуть на читательский билет
Год за годом эстафету у обычных библиотек принимают библиотеки нового поколения: здесь можно найти больше книг, можно выпить чай или кофе, посидеть в интернете, послушать музыку и посетить интересную лекцию или мастер-класс. «Мел» публикует текст проекта«Ты свободен», который собрал список из семи современных библиотек на территории Москвы, где стоит побывать каждому любителю книжек.
Рассылка «Мела»
Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Библиотека киноискусства имени С. М. Эйзенштейна
Адрес: Каретный ряд 5/10
Первая библиотека в России, специализирующаяся на мире кино. Здесь хранятся более 100 000 книг, есть среди них очень редкие и старинные экземпляры. В библиотеке часто проводятся кинопросмотры, встречи со знаменитыми актерами и режиссерами, а также с теми, кто только начинает свой профессиональный путь и может поделиться свежими взглядами на кинематограф.
Библиотека киноискусства имени С. М. Эйзенштейна / Фото: vk.com/eisensteinlibБиблиотека современного искусства в музее «Гараж»
Адрес: парк Горького, налево от главного входа
Это место может похвастаться фондом в 15 000 экспонатов, которые собирались владельцами на протяжении двух лет. Книги, журналы, монографии, бесплатный вай-фай, принтер и сканер, и все это в невероятно светлом и уютном месте, расположенном прямо возле входа в парк Горького. Взял книгу — можно почитать на лавочке в парке!
Библиотека по современному искусству в «Гараже» / Фото: vk.com/garagemcaБиблиотека для молодежи (РГБМ)
Адрес: ул. Б. Черкизовская, 4, к. 1
Необычное оформление помещения сочетается с уникальными возможностями библиотеки: свыше 900 000 книг и журналов для посетителей, около 2 млн электронных книг, аудиокниги, фильмы и для ценителей — 70 000 грампластинок и нотных сборников. Это одновременно и библиотека, и место встреч со знаменитыми писателями и лекторами, коворкинг и уютное кафе.
Российская государственная библиотека для молодежи / Фото: vk.com/rgubruБиблиотека № 30 в Марьино
Адрес: ул. Перерва 56/2
Место разделено на несколько зон: тихая для чтения, удобная для работы, детская, в которой есть чем занять малышей. В «рабочей» зоне — компьютеры и вай-фай. Есть отдельная комната, в которой проводятся лекции и планируются просмотры фильмов. Фонд библиотеки насчитывает около 38 000 экземпляров, количество которых постоянно растет.
Библиотека № 30 в Марьино / Фото: facebook.com/BibliotekaVMarinoБиблиотека имени Ф.М. Достоевского
Адрес: Чистопрудный бульвар, 23
Это замечательный пример того, какие новые формы может принять старая библиотека. Место недавно отреставрировали приглашенные дизайнеры, и теперь оно стало похоже на уютную современную гостиную с большими окнами, в которой есть быстрый интернет, новые компьютеры, современная мебель и множество книг в открытом доступе. Чтобы посмотреть книги, вам необязательно иметь читательский — он пригодится для того, чтобы забрать книгу домой.
Библиотека имени Ф. М. Достоевского / Фото: vk.com/dostoevskylibФотобиблиотека
Адрес: Центр Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, к. 8 (2 этаж)
Специализированная библиотека для тех, кто увлекается искусством фотографии, причем делает это по обе стороны объектива. Помимо учебной литературы, здесь можно найти альбомы знаменитых фотографов, журналы и художественную литературу по теме.
Фотобиблиотека в центре Artplay / Фото: facebook.com/Fotobiblioteka.MoscowРоссийская государственная библиотека
Адрес: ул. Воздвиженка, 3/5
Легендарное место, квадратура которого равняется размерам девяти футбольных полей и вмещает в себя около 45 млн (!) книг. Ленинка гармонично сочетает в себе элементы прошлого и настоящего и постоянно развивается, совершенствуя системы поиска и улучшая условия для читателей.
Российская государственная библиотека / Фото: instagram.com/leninka_officialЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
7 самых невостребованных специальностей-2015
20 русских фильмов, рекомендованных Гарвардом
«Когда я вырасту, я хочу работать тюремщиком». Необычные профессии, о которых мечтают школьники и студенты
Креативные формы работы современной библиотеки
Уважаемые коллеги! В последние годы в работе библиотек появилось много новых нестандартных форм деятельности, призванных способствовать продвижению книги и чтения в обществе, в том числе в детской среде. Некоторые из них уже вошли в практику детских библиотек ЦБС, другие ждут своего применения. С этой целью в ваш блокнот библиотекаря предлагаем подборку форм нового формата и краткий комментарий к ним.
Дерзайте, и о вас заговорят, и в вашу библиотеку запишется еще больше читателей.
Акции
«Библионочь» — социально-культурная акция нового формата (существует с 2012 года). Акция проводится в вечернее и/или ночное время. В детских библиотеках акция проходит до 21:00-22:00 в рамках специального проекта «Библиосумерки». Ключевое направление акции — популяризации детской книги, поиск новых форм её продвижения. Это время, когда происходят чудеса, превращения и литературные таинства. Для участия в акции необходимо пригласить в партнёры книжные магазины, музеи, картинные галереи и другие учреждения культуры, а коммерческие организации — в спонсоры.
Библиотечные сумерки. Саратовская Областная библиотека для детей и юношества придумала новую форму работы. В декабре, в самый короткий зимний день для подростков проведено литературное путешествие по книгам Стивенсона, Сабатини, Сальгари, Верна. Мероприятие проходило после закрытия библиотеки в тёмном читальном зале, который освещался лишь уличными фонарями из окон и подсветкой аквариума. Ролевая словесная игра продолжалась с 19 до 21 часа.
Буккроссинг (от англ. — «перемещение книги»). Суть буккроссинга проста: человек, прочитав книгу, оставляет ее в людном месте. Эту книгу находит и читает другой человек. Прочитав, он делает то же самое. И так далее. Принцип «прочитал — отдай другому». Каждый может внести свой вклад в процесс буккроссинга — принести прочитанную книгу в Библиотеку, чтобы отсюда она начала увлекательное странствие, находя новых читателей.
Либмоб. В основе акции — блиц-опрос жителей населённого пункта про дорогу в библиотеку. Кто знает дорогу к библиотеке, получает смайлик. А кто не знает — календарик с адресом библиотеки и контактной информацией. Весёлая акция-игра несомненно повышает имидж Библиотеки.
«Подвешенная книга». Суть акции — популяризация чтения. Любой читатель может «подвесить» на неделю свою самую любимую книгу, со своей рецензией (мнением, эмоциями, ВАУ!).
Длительность акции 3 месяца. По результатам акции можно составить именные рекомендательные списки любимых книг активных участников. А также создать рейтинг самых-самых книг вашей библиотеки!
В начале акции подвесить книгу может любой читателей, в ходе же акции, будут отбираться только наиболее активные читатели.
Ведется список книг участниц акции. На саму книгу ставиться стикер-отметка «Подвешенная книга». Дополнительно фиксируется выдача акционных книг, а также очередь из желающих на ее прочтение.
Предполагаемые результаты:
1. Активизация чтения, увеличение книговыдачи абонемента.
2. Создание читательских рентингов лучших книг. (В. Иванов рекомендует…)
3. Создание рейтингов лучших читателей.
4. Проведение творческого конкурса по самой читаемой книге.
Флэшмоб (от англ. flash mob — «мгновенная толпа»). Это заранее спланированная массовая акция, в которой большая группа людей внезапно появляется в общественном месте. В течение нескольких минут они выполняют заранее оговоренные действия и так же быстро расходятся.
Мероприятие имеет эффект неожиданности и направлено на то, чтобы вызвать у случайных прохожих удивление и заинтересованность. Например: участники флэш-моба в желтых футболках и бейсболках с символикой библиотеки появляются неожиданно в определенном многолюдном месте района, одновременно открывают принесенные с собой книги и читают вслух в течение нескольких минут и так же неожиданно одновременно расходятся.
Массовые мероприятия.
Бенефис читателя. В переводе с французского «бенефис» означает спектакль в честь одного или нескольких его участников. В библиотеке это комплексное мероприятие, направленное на укрепление авторитета лучших читателей. Включает в себя знакомство с биографией читателя, его книжными пристрастиями, с выставкой книг из домашней библиотеки и т.д. Необходимо показать роль книги в его судьбе, в становлении личности, в овладении знаниями. Сопровождает бенефис книжная выставка «Мои любимые книги».
Библиокафе (или книжное кафе) — игровой вариант информационной работы со старшеклассниками. Вывеска в стиле ретро, библиотекари — метрдотель и официантка. В меню — духовная пища фактов: «Новости свежие» из газет и журналов, ассорти «Путь к успеху», десерт «Бестселлер по …» (автору). «Меню» каждая библиотека составляет в соответствии со вкусами своих читателей и периодически обновляется.
Библиомарафон — это комплекс мероприятий (акции, презентации, конкурсы и т.д.), популяризирующих фонды библиотек по определенной теме, юбилейной дате, по выявлению лучших читателей.
Может проходить в несколько этапов, в течение длительного времени. Дети могут получать библиофишки за участие в книжном марафоне.
Библиоперфоманс (от англ. performance – «представление, спектакль») — это форма современного искусства, где произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. Он объединяет возможности изобразительного искусства и театра. Например, в библиотеку для проведения мероприятия приглашаются ребята из школы-студии Дома детского творчества. Они одеты в костюмы сказочных героев: Хозяйки Медной горы, Данилы-мастера, Золушки, Белоснежки и Пьеро. И сказка оживает вместе с ожившими литературными героями, создав тем самым библиотечный перфоманс.
Маленькие читатели по описанию угадывают каждого героя, отвечая на вопросы викторины по этим литературным произведениям.
Еще пример: библиоперфоманс «Англия: туда и обратно». Мероприятие посвящено году Британской культуры в России. В ходе акции разыгрываются призы (настольные игры). В рамках мероприятия предусмотрены квесты по мотивам произведений Конан Дойла. Литературные аукционы по сюжетам произведений английских писателей-фантастов, литературная мафия по «Восточному экспрессу» Агаты Кристи. Актер кукольного театра читает стихи и рассказы английских юмористов, проводится интеллектуальный ринг для настоящих джентльменов, а также выступление волынщика, брейк-данс. Чай и овсяное печенье знатокам английского языка и многое другое.
Библиотечный бульвар — мероприятие, проводимое на улице с целью рекламы книги и чтения.
Библиотечный журфикс — это встречи с интересными людьми самых разных профессий в определенный, заранее установленный день недели, сопровождаемые широкой рекламой.
Библиофреш — (от англ. fresh — «свежий») — библиографический обзор новинок.
Дегустация литературных новинок — информирование о вновь поступившей в библиотеку литературе в кулинарном стиле.
Дискуссионные качели. В основе «дискуссионных качелей» лежит дискуссия. Суть этой формы состоит в имитации раскачивающихся качелей: чем сильнее толчок (аргумент), тем выше взлет «качелей». Это могут быть две группы учащихся, расположившихся друг против друга. После того как предложен вопрос для обсуждения, они поочередно от каждой группы высказывают суждения по предложенному вопросу — «качели» начинают свое движение.
Возможен вариант «дискуссионных качелей», при котором каждая из групп выбирает определенную роль, позицию — «за» и «против» аргумента ведущего. «Оптимисты» и «пессимисты».
Например: «Я не боюсь говорить правду, потому что…» — начинает одна сторона. «А я боюсь говорить правду, потому что…» — отвечает другая сторона.
Гурман-вечер любителей… жанра — вечер, посвящённый определённому жанру литературы, подготовленный с учётом подчеркивания лучших сторон данного жанра.
Звездопад поэтический — мероприятие, посвящённое шедеврам поэзии или популярным поэтам, требующее чтения стихов.
Квест (от англ. quest — «поиск, предмет поиска»). Это интерактивная приключенческая игра, участники которой перемещаются по пунктам, находят и выполняют задания в рамках общего сценария. Это игровой маршрут, каждый из пунктов которого таит в себе загадку или препятствие, которые маленьким игрокам необходимо решить или преодолеть. А те, кто доберется до финиша — смогут узнать главную тайну и получить за это супер-приз!
Пример библиотечного квеста см.: Пантюхова Т.В. //Здоровая нация-это мы: метод.эстафета проектов и программ. – М., 2014. – (Серия «Библиотекарь и время. XXI век». Вып. № 152). – С.54-55.
4-х уровневый игровой квест в пространстве выставки «Ступени роста — XXI век».
Книжное дефиле — торжественный проход по сцене, подиуму участников в ярких, красивых костюмах литературных героев. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением сюжетов и образов художественной литературы и отражают творчество конкретного писателя, либо конкретное литературное произведение. Возможно дефиле обложек книг.
Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость — получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.
Книжный аукцион — каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, что бы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.
Книжный дресс-код — форма массового мероприятия, на котором презентуют именно те книги, которые можно считать обязательной составляющей имиджа современного человека.
Комильфо-вечер — (вечер хороших манер) — вечер, посвящённый этикету.
Литературная печа-куча. Печа-куча (яп. ペチャクチャ, болтовня) — это методология представления кратких докладов, специально ограниченных по форме и продолжительности на неформальных конференциях.
Литературная печа-куча проходит в традиционном формате: участники готовят доклады, дополняя их красочными презентациями из 20 слайдов. Время для показа одного слайда и его комментария — всего 20 секунд, и в сумме выступление каждого оратора длится не более 6 минут 40 секунд. После каждого рассказа слушатели могут поделиться своим мнением или задать вопрос. Доклады следуют один за другим.
Литературный суд. Вид читательской конференции. Это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой.
Литературная ярмарка — комплекс небольших, но разноплановых мероприятий, которые проходят одновременно. Это могут быть викторины, конкурсы, встречи с интересными людьми, ролевые игры, номера художественной самодеятельности, розыгрыши призов.
Поэтический батл — битва, соревнование современных поэтов. Батлы активно собирают молодежь. Это не обычный литературный вечер, где в кабинетной тишине дрожит голос читающего. Здесь звучат мелодии фортепиано, громкие возгласы поддержки и аплодисменты. Это — творческий ринг для самых ярких и самых смелых поэтов.
Ток-шоу — на обсуждение выносится какой-либо вопрос. Участникам предлагается обсудить несколько жизненных ситуаций, разыгранных актерами. Библиотекарь руководит обсуждением. Цель — нравственное воспитание читателей.
Феерия — представление сказочного содержания, отличающееся пышной постановкой и сценическими эффектами. Волшебное, сказочное зрелище.
Флешбук — презентация или знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.
Наглядные и информационные формы
Библиотечный квилт — информационный стенд, состоящий из отдельных частей-лоскутов. Тематика библиотечных квилтов разнообразна: правовое информирование населения, СПИД, рукоделие, исторические события и др.
Например. «Алкоголь: иллюзия свободы». На стенде была представлена различная информация о влиянии алкоголя на организм человека. В течение месяца среди читателей библиотеки проводился опрос «Стоит ли мерить жизнь миллилитрами?» Стикеры с ответами читателей и информация, представленная библиотекарями, образовывали узор лоскутного полотна на информационном стенде.
Буктрейлер — это небольшой видео-ролик, который включает в себя самые яркие и узнаваемые моменты книги, визуализирует её содержание. Очень похож на трейлер к кинофильму. Выполняя свою основную задачу — представляя читателю книги и пропагандируя книгочтение — в мировом культурном сообществе, буктрейлеры превратились в отдельный самобытный жанр. Продолжительность буктрейлера не более 3-х минут.
Криптограмма — зашифрованное сообщение для читателей. Это может быть имя писателя, название произведения.
Филворд, или Венгерский кроссворд, представляет собой прямоугольное (но бывает и произвольной формы) поле, в котором все слова уже расставлены. При этом они идут без разрывов, но могут ломаться в произвольном направлении (исключая диагональное). Каждая буква принадлежит только одному слову. Задача отгадывающего, отгадать слово и вычеркнуть его из сетки. Часто, для еще большего упрощения задачи, количество букв в слове-ответе сообщается в скобках после определения.
Филворд для детей 8-10 лет на школьную тему, т.е. все слова из школьной жизни.
Экран прочитанных книг отслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети прикрепляют свою фотографию после ее прочтения.
Источник информации.
Библиотека им. Горького – Наш методпортфель: Формы библиотечных мероприятий: Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.gorlib.ru/
Играем-квест в библиотеке. – Методическая консультация: Электронный ресурс. – Режим доступа: http://bibliom.ru/wp-content/uploads/Играем-квест-в-библиотеке.-Методическая-консультация.doc
Инновации: Электронный ресурс. – Режим доступа: http://страна-читалия.рф/?f_n=46
Составитель: гл. библиотекарь ЦРДБ им. Кошевого — Барчева Т. Ф. 2015 г.
Новые библиотеки в Москве – Варламов.ру – ЖЖ
-=Пост подготовлен по просьбе Информационного центра правительства Москвы=-Недавно в Москве открыли после реконструкции 2 библиотки. Всего планируется реконструировать 12 районных библиотек. Теперь библиотека — это не фикусы с пыльными книгами, а открытые современные пространства. Доступ теперь свободный, в библиотеке можно работать: есть бесплатный быстрый интернет и много места. В общем, сделали все, чтобы вернуть хипстеров из модных баров в библиотеки. Посмотрим, что получится.
01. Первая — библиотека «Проспект» на Ленинском
02. Книг пока немного, пополнение фонда ждут к концу года.
03. Библиотека больше похожа на хороший современный офис
04. Наливной пол, стеклянные перегородки, рабочие места и книги.
05. Рядом с библиотекой находится больница, детская больница, медицинский институт и хосписы. Планируется, что пациентам из библиотеки будут привозить по заказу книги. Уже купили мотороллер и автомобиль — они будут белыми, с логотипом «Библиомобиль».
06. Людей пока мало: не все знают, что у них в районе открылась библиотека новая.
07. Чтобы просто смотреть книжки, записываться не нужно. Вход свободный. Если хочешь взять книги или посидеть в интернете, просят записаться (для этого нужен паспорт). Записывают всех желающих, а не только жителей района.
08.
09. Справа — зал для презентаций и собраний
10. Есть автомат для кофе, но он не работает, а также автомат с печеньем и шоколадками (примерно по 30 р.). Вместо гардероба шкаф, сам раздеваешься и вешаешь пальто на вешалку. Туалет тоже красивый и чистый 🙂
11. Сегодня утром в библиотеке было всего 4 человека. Вечером, говорят, больше.
12.
13. Есть книги для детей, художественная литература, учебники по английскому, немецкому, даже латинскому, экономике, искусству. Есть очень хорошие издания, иллюстрированные, в большом формате. А также газеты и журналы (например, «Большой город» или «Вокруг света»). В целом ассортимент, на мой взгляд, рассчитан на среднего читателя, обычный для районной библиотеки, большая часть — классическая художка, детективы или книги для детей (энциклопедии или художественные). Кое-что интересное есть, но в целом довольно стандартно, нет специфики.
14. Любые книги дают на месяц, можно продлевать, в том числе по телефону, но сейчас телефона нет. Электронного каталога все ещё нет, но обещают сделать.
15.
16. Ну и самое главное, в библиотеке есть бесплатный интернет и компьютеры! Когда я был, скорость была 10-15 мбит/сек. Но народу не было. Компьютеров всего 12 пока, так что сидеть долго не рекомендуется, хотя и каких-то ограничений нет. Распечатывать ничего нельзя, так как принтер пока только для внутреннего пользования, в будущем обещают сделать возможность распечатывать и посетителям.
17. Вторая библиотека — Библиотека имени Достоевского на Чистопрудном бульваре.
18. Время работы
19. Здесь народу уже много. Люди работают, читают, много студентов.
20. По всей библиотеке расставлены стулья, маленькие столики и прочая мебель — для тех, кто хочет уединиться, или, например, попить кофе за книжкой
21. Как и в Проспект, вход свободный. Заходи и работай — никто слова не скажет. Нет ни охраны, ни гардеробщика, никто ничего не спрашивает. Заходишь как в кафе. Все открыто и дружелюбно.
22. Запись для всех жителей Москвы и Области.
23. В ближайшее время обещают бесплатный принтер, копировальную машину и сканер.
24. Старых библиотекарей в новых библиотеках обещают научить пользоваться сайтом госуслуг, чтобы они могли помочь посетителям заплатить за квартиру или записать ребенка в детский сад.
25. Еще в библиотеке можно взять один из десяти ридеров, оставив залог. Читать можно также сидя на широких подоконниках, там накидали подушек.
26.
27. Редкие книги можно посмотреть вот так. Есть их электронные копии.
28.
29. Офис библиотекарей
30. Всего в ближайшее время планируется реконструировать 12 обычных районных библиотек.
Что думаете?
Библиотека «Проспект» работает по адресу: Ленинский просп., 127, м. «Юго-Западная», (495) 438 95 10, ежедневно с 12.00 до 22.00
Библиотека им. Достоевского работает по адресу Чистопрудный б-р, 23, 8 (495) 917 33 61, с 11.00 до 22.00, по воскресеньям до 18.00
Чтобы сделать перепост, нажмите на одну из кнопочек ниже:
—————————————-