Современные библиотеки какие они – Интересные факты о библиотеках – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)

Содержание

Что такое современная библиотека в России? — Gidbook

Столичные библиотеки преображаются на глазах. Теперь в них есть кафе и зоны бесплатного Wi-Fi, компьютерные классы и площадки для коворкинга. Таковы первые итоги краудсорсинг-проекта «Моя библиотека», призванного превратить скучные книгохранилища в современные центры притяжения москвичей всех возрастов.

Первое, с чего мы начали, — изменили часы работы

Проект «Моя библиотека» стартовал в Москве в 2016 году. «Первое, с чего мы начали, — изменили часы работы, — рассказывает гендиректор «Центральной библиотечной системы» ЦАО Марианна Левитова. — Теперь двери взрослых библиотек открыты для посетителей каждый день до 22.00, детских — до 21.00. В воскресенье «короткий» день — до 20.00, единственный выходной в понедельник».

И сегодня в любой городской читальне можно встречаться с друзьями, проводить переговоры и одновременно работать в интернете и печатать документы. «Горожане быстро поняли, что это удобно, и теперь активно пользуются всеми услугами», — добавляет Левитова.

Это подтверждают и цифры — посещаемость читален выросла на 20%. Ежемесячно обычную районную библиотеку посещают в среднем около 5 тысяч человек. А в некоторых количество посетителей доходит и до 15 тысяч. Но особенно библиотекари гордятся тем, что каждый день к ним впервые приходят записываться 10-15 человек. Большинство из них — молодые люди.

«Мы открыли фонды. Это раньше был абонемент, по которому читатели брали книги на дом, и читальные залы, откуда литературу выносить запрещено. Сегодня взять домой можно 90% книг, мы не выдаем только очень редкие и особо ценные издания», — рассказывает директор библиотеки N 8 имени А.П. Чехова Елена Пахомова.

Библиотекарей теперь специально учат общаться с посетителями. Это колоссальный труд!

 

Библиотекарей теперь специально учат общаться с посетителями. «Вас должны встречать так, чтобы вам обязательно захотелось вернуться, — объясняет Марианна Левитова. — А пользователи бывают разные. Некоторые приходят, чтобы вылить свой негатив, и библиотекарь как губка должна все это впитать и с улыбкой помочь человеку. Это колоссальный труд».

Современные библиотеки сделали ставку на интеллектуальный досуг. Театральные кружки и курсы робототехники, лекции ведущих ученых и бизнес-тренинги, концерты и встречи с писателями — все это теперь можно найти в ближайшей к дому читальне.

Школьники в буквальном смысле ходят «потусить» в библиотеку

В мультикультурные центры превращаются не только взрослые, но и детские библиотеки. Школьники в буквальном смысле ходят «потусить» в читальню — на квестах и мастер-классах всегда аншлаги. А самых маленьких посетителей, которым едва исполнился год, библиотекари готовы занять на час, чтобы мама могла поработать или просто отдохнуть с книжкой в руках. Большой популярностью у москвичей пользуются детские центры развития, которые открываются при библиотеках.

В мультикультурные центры, где можно и поработать, и весело отдохнуть, превращаются не только взрослые, но и детские библиотеки. Фото: Александр Корольков

Среди старшего поколения лидируют курсы английского языка и компьютерной грамотности. 120 столичных библиотек уже обучили около 1,5 тысячи человек в рамках проекта «Московское долголетие».

А к концу 2018 года, обещают столичные власти, в городе будет 54 тематические библиотеки. Например, в детской библиотеке N 211 «Пионер» откроется первый в столице комикс-центр, а библиотека N 223 в Солнцево превратится в этнографический центр. «Библиотека имени Жуковского, где собран уникальный театральный фонд, уже превратилась в репетиционную площадку для начинающих театральных коллективов, — продолжает открывать новые стороны библиотечной жизни Марианна Левитова. — Теперь библиотечные работники рассказывают коллегам со всей страны, как создать в читальне театр».

Главный вопрос, который сейчас интересует москвичей, — когда же заработает единый электронный читательский билет. Уж слишком привлекательной кажется возможность записаться в библиотеку онлайн, выбрать, сидя на диване, нужную книгу, получить ее рядом с домом, а потом сдать в любой библиотеке города. Точной даты специалисты назвать не готовы, но уверяют, что ждать осталось недолго — два-три года.

В мультикультурные центры, где можно и поработать, и весело отдохнуть, превращаются не только взрослые, но и детские библиотеки. Фото: Александр КорольковТак выглядит современный читательский билет — удобная стильная карта

За это время в Москве будет завершен процесс ретроконверсии фонда — всю библиотечную информацию, хранящуюся сейчас на бумажных носителях, переведут в электронный вид с созданием базы данных, наклеят на каждое издание штрихкод и объединят все городские 440 библиотек в единый электронный каталог. Это колоссальная работа, потому что только, например, в ЦАО более 2 миллионов единиц хранения. Также предстоит создать электронную базу всех читателей. И самая сложная задача — отработать систему логистики, позволяющую читателям получать и сдавать книги там, где им удобно.

А вот проблему невостребованных и старых книг столичные библиотекари уже решили. Этим летом в Москве пройдет уже третья акция «Списанные книги». Если вы хотите пополнить свою домашнюю библиотеку, организаторы советуют внимательнее следить за объявлениями, потому что все книги разбирают за пару недель.

Когда в Москве появится единый читательский билет, с каждым читателем будет заключен договор, в котором прописано, какими услугами он сможет пользоваться. Получить книгу на дом смогут лишь те, у кого есть московская прописка, и студенты с временной регистрацией. Остальные смогут пользоваться читальным залом, получить доступ к Национальной электронной библиотеке или сервису «Библиотека ЛитРес» и читать книги онлайн. Концерты и мастер-классы, лекции и встречи с писателями будут открыты для всех.

Источник: rg.ru

Какой должна быть современная библиотека? — лекции на ПостНауке

Библиотеки больше не являются тем культурным институтом, которым были до недавнего времени. Требует переосмысления пространство библиотек, изменилась культура чтения, трансформировался и сам город вместе с читателями. Общество сегодня ставит перед библиотеками множество вопросов по реорганизации их деятельности. Однако библиотеки несут на себе важную функцию по передаче знания и помощи в ориентации в огромном информационном поле. Мы попросили экспертов рассказать, какой должна быть современная библиотека, чтобы удовлетворить запросы своего читателя.
Как культура чтения изменила библиотеки?

Библиотеки оказались в довольно сложной ситуации. Во многом они одними из последних вступили в процесс модернизации, радикальной и кардинальной перестройки всей сути своей деятельности.

karpova
Ольга Карпова

MsC in Cultural Management (Абердинский университет), декан факультета Управление социокультурными проектами МВШСЭН, руководитель специализаций Городское и региональное развитие и Менеджмент этнокультурных проектов

Временная эпоха заставляет пересмотреть социальные и культурные функции, которые сегодня реализует библиотека. Возникает очень много вопросов, связанных с тем, в чем существенное отличие библиотеки от других культурных институций.

К сожалению, процессы модернизации, которые сегодня идут в культурной сфере, приводят к размыванию специфических профессиональных стандартов, связанных с давно сформировавшимися отраслями, такими как музейное дело, библиотечное дело, клубное дело и так далее.

Сегодня все эти организации в своих современных стратегиях развития принимают на себя функции своих собратьев по культурному цеху. И есть очень большой риск потерять собственную идентичность. Когда мы можем говорить, что библиотека остается библиотекой или она полностью трансформируется в некий информационный центр, предоставляющий услуги современному пользователю?

Важно помнить, что библиотека связана с книгами и знанием. Важна передача информации и оказание специфических услуг людям, которые еще не так хорошо ориентируются в информационном море и не умеют правильно искать ту информацию, которая нужна, наиболее быстро и оперативно.

Надо понять, что еще должна делать библиотека, в чем ее главная функция. Если мы говорим о книге, то работа библиотеки связана с культурой чтения. Книга переходит в цифровой формат, и однозначного ответа на то, как изменилась культура чтения, у нас нет. Разные библиотеки двигаются собственным путем.

Одной из основных стратегических линий сегодня является переосмысливание библиотеки как публичного пространства.

Это подход очень интересен тем, что библиотека начинает ориентироваться на своих пользователей, понимая, что они очень разнообразны и у них разные культурные запросы. Выход на современные городские и не только культурные сообщества является ключевым моментом, который библиотеки должны использовать в своем будущем развитии.

Как городское пространство меняет библиотеки?

Сегодня как никогда актуальны гуманитарные исследования, особенно когда мы говорим о традиционных учреждениях культуры, таких как библиотеки.

zelentsova
Елена Зеленцова

кандидат культурологии, доцент кафедры управления проектами МВШСЭН, первый заместитель руководителя Департамента культуры города Москвы

Библиотеки, с одной стороны, являются абсолютно понятными и известными людям культурными институциями. Это большая сеть, которая есть в каждом городе страны. И вроде бы каждый понимает, зачем человек приходит в библиотеку и что он там делает. Человек приходит в библиотеку, берет книгу у библиотекаря и погружается в чтение.

Но, с другой стороны, сегодняшняя ситуация говорит нам, что нужно гораздо больше знать о том, как функционирует современная библиотека, и одновременно понимать то, какой библиотека должна быть в будущем. Например, когда мы составляем карту библиотечных точек в Москве, мы осознаем, что есть очень много вещей, которые остаются terra incognita и ждут своего внимательного исследования.

Если раньше библиотеки в центре находились в густонаселенных жилых районах, то сегодня густонаселенные районы переместились на окраины, а в центре люди ищут, возможно, чего-то другого. Экспериментальные библиотеки и медиацентры, которые мы открыли, говорят о том, что нужно глубже погружаться в социологию города и в социологию чтения, искать, каким образом люди сегодня ищут и находят в библиотеке то, что им нужно. И находят ли они в библиотеке то, что им нужно.

Потому что современная библиотека — это совсем не тот институт, который был раньше. Наверное, это делает исследования в области библиотечного дела очень актуальными. Начиная с вопроса, должны ли быть в библиотеках книги, или, может быть, исключительно диски, видео, или доступ в интернет. И заканчивая тем, сколько библиотек нам нужно в городе и какими должны быть пространства этих библиотек.

Как вернуть в библиотеки читателя?

Основная проблема, с которой сталкивается современный менеджер библиотек, — это проблема реорганизации пространства.

pryanishnikov
Николай Прянишников

преподаватель МВШСЭН, руководитель отдела Зрелищные здания Экспериментально-проектного института (ЭНПИ), председатель Совета Партнерства Ассоциации менеджеров культуры

Читатель больше не хочет приходить в пыльные интерьеры 1960-х годов, в которых поразительно другой формат взаимодействия библиотекаря и читателя.

Читатель постепенно уходит, а современные библиотеки и их новые пространства предназначены для игры. В каком-то смысле они приближаются к клубу, в котором происходит много событий. Главное, там можно читать не только сидя за столом, но и лежа. Пространство в данном случае становится главной интригой, которая организует структуру взаимодействия знаний.

Мы живем в мире информации, и навигация в мире знаний чрезвычайно важна. Как определить, что читать, какой выбор сделать? Могу сказать одно: без читающего общества у нас нет будущего. В ходе исследований библиотек и в Англии, и в Германии было выявлено, что в них проходит очень много разнообразных занятий, в том числе обучение тому, как взаимодействовать папам и мамам с младенцами после их рождения, как работать с пожилыми людьми и т. д. Очень интересны и формы социальной организации, поиск новых видов занятости. Библиотека и ее деятельность оказывается тесно сплетенной с жизнью местного сообщества и, по сути дела, начинает выступать как центр развития местного сообщества.

Исходя из этой функции, мы будем делать проекты и думать над тем, как модернизировать библиотеки Москвы и других регионов.

В российско-британскую магистратуру Шанинки до 25 августа 2014 года идет набор по 9 направлениям: право, социология, Public History, международная политика, медиаменеджмент, Urban Studies, управление социокультурными проектами, практическая психология и менеджмент в сфере образования.

13 причин, почему современные библиотеки далеко не бесполезны

«Если бы я стала мэром города (или министром культуры), то в первую очередь… открыла бы много новых библиотек». Заведующая лабораторией социокультурных образовательных практик ИСП МГПУ Асонова Катерина выступает в защиту библиотек и рассказывает, что нужно сделать, чтобы современным горожанам хотелось туда приходить.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Библиотека как место, где можно читать

Это очень странно, но у людей с незапамятных времён есть такая потребность — читать. Молча или вслух складывать буквы, иероглифы (знаки, символы), изображения в высказывания и тексты. Кто-то думает, что таким образом узнает что-то про других людей (про автора написанного, например), большинство трезво понимает, что всё прочитанное — это текст о самом читающем. Главное в этом процессе — возможность побыть с самим собой. Кто-то практикует медитацию, кому-то нужнее чтение.

Что же такое можно читать в библиотеке, чего нельзя прочесть дома или уж тем более найти в интернете?

Периодику — её вообще трудно встретить где-то, кроме библиотеки. Даже в условиях, когда как будто бы абсолютно все издания имеют свои сайты, бумажные газеты и журналы — это востребованная практика чтения. Она привычна на людей старшего поколения, она доступна детям и младшим подросткам (они довольно редко читают сетевую периодику).

Журналы в библиотеке — это вообще очень важная для нашей культуры штука: только библиотечная подписка может эффективно поддержать издание толстых журналов, тематических изданий, детских и подростковых. Спрос читателей в библиотеке — естественный регулятор подписки, сама подписка — естественный и продуктивный способ государства поддерживать читательские потребности своих граждан.

Литературные новинки. Сразу скажу, что покупка новинок ведущих издательств в муниципальные библиотеки тоже является одним из наиболее эффективных способов государственной поддержки книжного рынка и читательского интереса граждан. Москва вполне может себе позволить такую роскошь. Не погибнет ли тогда покупательский интерес к книгам, спросите вы. Не погибнет. Проверено: понравившуюся книгу хочется иметь дома, подарить кому-то, рассказать о ней. Последнее — самое важное для развития читательской покупательной способности.

Диски с музыкой и фильмами, ноты, диафильмы и многое другое. Эти неочевидные библиотечные ресурсы могут оказаться для многих неожиданностью, а казалось бы, это такой же источник информации, как и книга, фильм, ноты, музыкальная запись могут быть нужны на время — время знакомства, работы, исследования. И мне кажется, это хорошая история — взять в библиотеке проектор и диафильмы и устроить с ребёнком вечер в тёмной комнате, познакомить его с досуговыми технологиями своего детства.

Справочники. У любой справочной системы, будь то советская энциклопедия, словарь Брокгауза и Ефрона или новейшая цифровая поисковая система, есть одна особенность: она не нужна для постоянного использования. И есть ещё одна особенность — не всегда человек может разобраться в том, как и для чего её можно использовать, поэтому библиотека — это место, куда логично идти с вопросом и рассчитывать, что её сотрудники смогут помочь найти на него ответ. Найдут его или подскажут, где и как искать.

К этой теме примыкает ещё одна — поиск информации о том, что происходит в городе.

Библиотека как информационный ресурс

Любая библиотека сохраняет и собирает архивы. Районная библиотека практически создаёт историю района. Это удивительная, не очень востребованная, но уникальная функция муниципальной библиотеки. Краеведческая тема, тема истории (пусть и новейшей) района воплощается в подшивке районной газеты, коллекции фотографий, планов района, на которых отражается динамика его изменений и роста. Всё это мало кому и редко бывает нужно. Но без этого как-то уж очень трудно жить: любой локус — это прежде всего история, которая может быть мозаичной, неполной, наполненной мифами и легендами. Но для библиотечного краеведения её народность и некоторая ненаучность — это возможность вовлечь в её сохранение и создание всех жителей. Понимаю, что этот раздел звучит пафосно, но без этого не получается говорить о том, что жизнь любого района по-своему ценна.

Библиотека как ресурсный центр

Не совсем про чтение. Специально пишу об этой функции библиотеки отдельно и особо. Знаете ли вы, что в простой городской библиотеке можно снять копию документа, получить услугу по заполнению анкет в разные инстанции? Знаете ли вы, что в библиотеке можно не только воспользоваться бесплатным выходом в интернет с библиотечного компьютера, но и научиться им пользоваться?

Конечно, об этом не знают те, кто и так при себе имеет мобильное устройство и свой мобильный интернет. Но это очень актуально для тех, на кого электронная запись ко врачу стала неожиданностью.

Библиотека как место для общения

У любой уважающей себя библиотеки теперь есть афиша. Что в ней? В первую очередь это встречи с интересными людьми (писатели, переводчики, издатели, политики, психологи, просветители), не последнее место занимает просветительская деятельность сотрудников библиотеки: от библиотечных занятий до литературных квестов, от экскурсий по окрестностям до экологических акций и праздников, но могут в афише быть и выставки, и концерты, и лекции, и собрания. Пространство удобное, доступное и располагающее к общению.


Утопия, скажете вы, прочтя этот материал. Кто-то усомнится в том, что такая библиотека кому-то нужна, кто-то не поверит, что такое возможно. Однако библиотеки такие есть и именно такие они и нужны. Есть только маленькое но. Они как бы есть, но их как бы нет. Их катастрофически мало, чтобы стать тем, о чём я написала выше.

В районе Москвы, где я живу, такого нет совсем. Потому что наличие библиотеки с похожим функционалом в трёх кварталах от моего дома не считается. Почему? Потому что в каждом квартале спального района нужна библиотека, которая расположена на первом этаже жилого дома и объединяет в себе привычные для горожан функции, например, здесь можно почитать свежую прессу или новинку в толстом литературном журнале. Или есть интересные книги, журналы по рукоделию, диски с фильмами и музыкой, настольные игры — всё то, что люди берут на время.

13 преимуществ библиотеки

  1. здесь можно провести досуг с ребёнком, когда на улице дождь;
  2. здесь подросток может дождаться родителей, если забыл дома ключи;
  3. здесь можно снять копию документа или попросить помощи в его заполнении;
  4. здесь встречаются соседки, чтобы договориться о чем-то или сделать что-то вместе;
  5. здесь есть информационный стенд микрорайона;
  6. сюда можно обратиться с просьбой распространить информацию или получить информацию;
  7. здесь проходят встречи с муниципальными властями и собрания жильцов;
  8. сюда приносят потерянные вещи;
  9. тут есть стеллаж буккроссинга: жильцы района меняются книгами;
  10. тут проходят выставки местных умельцев и коллекционеров;
  11. здесь рады помочь в организации детского праздника или дня рождения;
  12. здесь есть теннисный стол/шахматы/настольные игры для желающих;
  13. это пространство поддерживают жильцы этого района.

Да, и это пространство не может не зарабатывать: прейскурант на оказание услуг, абонемент, кстати, может быть платным! А вот привязывать библиотечную услугу к прописке не стоит. Не очень хорошая история, если в библиотеке будут вестись платные занятия, так как это ограничит доступ в неё для тех, кому она нужна по указанным выше. А возможность жильцов развивать это пространство должна быть открытой и разнообразной.

Материал создан на основе исследований лаборатории социокультурных образовательных практик Московского городского педагогического университета.

Фото: iStockphoto (ipekata)


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Как выглядит самая красивая школьная библиотека России

100 лучших новых книг для детей и подростков

Почему мы стали копить книги вместо того, чтобы их читать

Как выглядит современная библиотека | ФОТО НОВОСТИ

В ночь на воскресенье во всех регионах России прошла традиционная Ночь музеев, во время которой свои двери распахнули не только фонды и хранилища, но и театры, библиотеки и даже парки.

По случаю такого события, отправляемся на экскурсию в современную библиотеку. Культурный шок. Иначе и не описать состояние после посещения этой библиотеки. Здесь нет мутных окон, пыльных полок и вредной старухи с картотекой, ворчащей на единственного за день посетителя-школьника. Вайфай и радиочастотные метки в книгах, компьютеры с доступом к базам данных и оцифрованные редкие издания, туалет для инвалидов и даже шоу-кар в фойе. И всё это принципиально бесплатно для посетителей.

Фотографии и текст Сергея Мухамедова

Еще четыре года назад эта библиотека была похожа на сотни районных собратьев, пока ей не занялись не просто «крепкие хозяйственники», а команда людей, которые неспокойны. И даже бюджет остался прежним, не большим, чем у других, просто здесь его расходуют по назначению.

— За четыре с половиной года, что ведется работа по переходу на «иные рельсы», нами был сделан не только и не столько ремонт, а полная реструктуризация фонда, внедрение электронных технологий обслуживания по всей библиотеке. Но самое главное — была изменена сама концепция того, как наша библиотека должна работать, — Антон Пурник, начальник отдела управления проектами Российской государственной библиотеки для молодежи, с горящими глазами водит меня по залам.

— В принципе, наш бюджет пропорционален численности и площади. Но если стоит вопрос о том, почему у одних крупных библиотек так, а у нас иначе, вроде как богато, то во многом это вопрос управления этим бюджетом, то есть того, на что они считают необходимым направить деньги. Мы очень многое решаем сами, без аутсорсинга: сайты, подбор и настройка оборудования, проектирование, дизайн… Но на все, что делаем, мы стараемся смотреть глазами не библиотекаря, а читателя.


«Я видел массу библиотечных проектов реформирования, создания новых услуг, но сказать что это ужас — мало»

— Люди зачастую не могут объяснить, что именно они хотят сделать, а главное — зачем. Это отсутствие профессионализма. Да, все в неравных условиях — кто-то умеет, а кто-то нет. Безусловно, есть и отличные проекты, действительно прорывные, нужные и читателю, и библиотекам. Но таких, к сожалению, меньшинство.

«У нас нет никаких особых лоббистских возможностей, если ты способен обосновать проект, то деньги в федеральном бюджете, отпущенном на культуру, под него найти могут»

«У нас нет никаких особых лоббистских возможностей, если ты способен обосновать проект, то деньги в федеральном бюджете, отпущенном на культуру, под него найти могут»

«Самое банальное и неинтересное — сдавать площади и делать копирование документов»

— А интересно — получать заказные работы на проведение исследований, организовывать совместные мероприятия, семинары, выставки и так далее. Здесь проходит как профессиональное библиотечное общение, так и неформальное — например, завтра сюда придет режиссер и будет показывать в нашем зале свой фильм.

— На платных услугах много не заработаешь. Библиотека и не должна быть самоокупаемой, ее цель — оказание бесплатных услуг населению, которое «тратится» на нее, выплачивая налоги, и так делается во всем мире. В Америке сильно развито понятие попечителей библиотеки, а в Европе — спонсорство по отдельным проектам, но в любом случае помимо этого всегда есть централизованная поддержка.

— Реальная потребность в крупных городах сейчас не в небольших муниципальных библиотеках, а в мощных, крупных, обладающих и печатными, и электронными ресурсами площадках, предоставляющих самые разные возможности для интеллектуального досуга.

«Чем больше развивается электронное чтение, тем меньше потребность в библиотеках, чьи фонды фактически все доступны в сети»

— Средним, не национальным, библиотекам необходимо меняться, библиотека не должна быть местом, предоставляющей доступ только к книгам, так как человеку в большинстве ситуаций банально проще пойти в магазин и купить те, которые интересуют, либо скачать.

— Смысла гнаться за университетскими библиотеками, укомплектованными по конкретной тематике нет, они все равно лучше будут наполнены. И двигаться в направлении «больше книг» тоже смысла нет никакого. Поэтому в современном мире библиотека становится интегратором предоставляемых услуг, где можно получить книги, видео, аудио, площадку для просмотра, прослушивания, неформальных клубов, чтения периодики и так далее, где это можно сделать хорошо, удобно, приятно и дешевле либо бесплатно по сравнению с другими местами.

«Книга как таковая, как «кирпич», как материальный объект из бумаги будет занимать в обществе все меньшее значение, именно поэтому мы стараемся работать с другими направлениями»

— Библиотека это уже не место, где только дают книги, это дом культуры в старом понимании, только дом культуры, я бы сказал, интеллектуальный. Это место, где человек с мозгами может провести время. За компьютером посидеть или со своим ноутбуком и нашим Wi-Fi, книжки-газеты почитать, с друзьями встретиться. Да и просто забежать от дождя и выпить чашечку кофе.

— В библиотеках всегда считалось, что книга это основное, все вокруг нее крутится и ее надо охранять как зеницу ока. Поэтому все, что было доступно человеку в открытом доступе на полках, всегда оказывалось самым старым и фиговым. А нужное, ценное, новое — в подвалах и «мы по запросу вам ее поднимем». Мы же, наоборот, самое востребованное подняли наверх, а самое новое поставили на отдельные вертушки, чтобы человек мог быстро выбрать и взять это домой. По нынешним временам понятие читального зала — смешное, сидеть за столом с книгой большинство не хочет и не будет.

«Мы, безусловно, хотим, чтобы как можно больше времени люди проводили в наших стенах, но заниматься они при этом могут чем угодно: писать конспекты, делать домашнее задание, да хоть зависать в блогах, опять же есть бесплатный вайфай, либо тупо дремать на пуфах где-нибудь в углу»

— Трудно объяснить людям, что они могут сесть на пол, на пуфы. Многие до сих пор не рискуют в библиотеке расслабиться, почувствовать себя, как дома. В западных же библиотеках это абсолютно нормально и естественно.

«Библиотеки под завязку укомплектованы стандартным набором классики. Очередной Пушкин, приносимый людьми, освобождающими свои квартиры от книжных излишков, с точки зрения библиотеки не величина мирового значения, а вполне конкретное место на нашей полке, которого не всегда хватает для новинок»

— В стране 9 федеральных библиотек, находящихся в подчинении Министерства культуры. Наша — бывшая Государственная республиканская юношеская библиотека. Перед нами же, помимо того, что мы функционируем в городе как общедоступная публичная библиотека, стоит задача методической поддержки всех библиотек страны, работающих с молодежью. То, что мы начали внедрять, надеемся, впоследствии будет использоваться библиотеками в субъектах Федерации.


— Сейчас наше здание делится на 2 половины. Для ума и души — деловое чтение (естественно-научные, технические, общественные, гуманитарные науки, иностранные языки), а другая половина — компьютерная библиотека, зал с комиксами и периодикой для легкого чтения, зал редкой книги. Также отдельный зал художественной литературы и искусству со специализированным фондом по визуальным искусствам (в том числе дизайну, цифровому фото). Закупаются западные издания. Также базы данных, не доступные из дома, например, библиотека диссертаций РГБ, базы по периодике, законодательству. Приходишь и работаешь. Ко всем базам, которые есть у нас, доступ бесплатный. Это на самом деле наша принципиальная позиция: все ресурсы, неважно — печатные или электронные, должны быть бесплатны для наших читателей.

— Не секрет, что многим не нравится, когда к ним в магазине подбегают продавцы и начинают допрашивать в стиле «что бы вы хотели посмотреть». Та же самая ситуация и в библиотеках: большинство не в восторге от того, что им приходится взаимодействовать с библиотекарями, что им задают вопросы, пытаются воспитывать. Мы стараемся максимально убирать такого рода ощущения от посещения библиотеки.

«У нас уже есть оборудование, дающее читателям возможность самостоятельно работать с библиотечным фондом: это и копировальные аппараты, и станции круглосуточного возврата, и, самое главное, станции самообслуживания, работающие на основе RFID технологий, на которых человек может самостоятельно зарегистрировать за собой литературу и взять ее домой»

— Система работает так, что человек, в принципе, может пройти в библиотеку, взять книгу домой и уйти, не общаясь ни с кем из персонала.

— Иногда какие-то идеи появляются просто из-за того что, кто-то пытался «настучать нам по голове». Например, по санитарным нормам мы должны обеспечить постоянный доступ к питьевой воде детям и подросткам. Иметь на балансе кулер со сменными баллонами довольно дорого, но, посмотрев по рынку, поняли, что можно поставить специальный кулер с фильтрами и запитать его напрямую от водопровода. Понятное дело — себестоимость такого решения намного ниже. По итогу и проверяющие довольны, и нам самим лишний бонус.

«Мы не дрожим над каждой отдельной книгой, так как понимаем, что, как и в армии, необходимо заранее закладываться на то, что часть будет неминуемо разворована»

— Наша задача, разумеется, состоит в том, чтобы это минимизировать. Например, мы с помощью наклеенных на всех книгах RFID-меток в режиме онлайн видим, какие именно книги в данный момент проносятся через ворота. Если происходит срабатывание по несанкционированному выносу, сразу знаем, какую конкретно книгу пытались вынести.

«Захотели сделать у себя эдакий шоу-стоппер. Что-то, на что все бы обращали внимание, что могло бы нас однозначно идентифицировать при рассказах «очевидцев». Приглянулась идея: «А, это та библиотека с автомобилем в холле!»

— Подходящий автомобиль получили по бартеру за право на проведение съемок на нашей территории. Единственно, что нам подходило по размерам — «моргуновка» — инвалидка из «Операции Ы». Ее нам привезли в кузове «газели» из Владимирской области. Разумеется, пришлось машину ремонтировать, делать броской. Теперь стоит, сияет.

— Было у нас четкое желание сделать библиотеку максимально доступной для всех категорий читателей. К сожалению, не секрет, что для инвалидов доступ во многие учреждения культуры ограничен, т.к. они банально не могут туда заехать. У нас же был неплохой козырь — вся библиотека на первом этаже, оставалось дело за малым: расширить проходы, организовать пандусы, раздвинуть стеллажи, чтобы умещалась коляска. Самым трудным было то, что на первом этаже не было отдельного туалета, а спуск по лестнице, как бы не корячились, организовать у нас невозможно. Поэтому приняли решение о надстройке отдельного помещения со всей необходимой инфраструктурой, причем не только для инвалидов, но и для молодых матерей с младенцами. Доступ в него, пришлось ограничить, но соответствующие категории читателей могут попасть внутрь, просто приложив к замку свой читательский.

— Есть небольшой фонд, порядка 3 тысяч, редких изданий. Самая старая книга в нем датируется XVI веком. Сейчас запущена программа по оцифровке этого фонда и выкладыванию в открытый доступ на сайте.

— Одно из основных направлений — предоставление площадок для самых разных выставок, представлений, мероприятий, семинаров. При этом в большинстве это были партнерские проекты, без оплаты со стороны организаторов.

«Хотелось бы, чтобы общество избавилось от такого слезливо-сопливого отношения по поводу библиотек. Дескать, ах, храм науки, ах, книга — средоточие знаний»

— Мы осознаем, что помимо нас на рынке полно охотников за досуговым временем, поэтому делаем все, чтобы не выглядеть бледно на фоне других поставщиков аналогичных услуг: книжных магазинов, кафе, кинотеатров, клубов и т.д. Но, когда ты выкладываешься по полной, делаешь всё, чтобы на твоей площадке было предоставлено максимум возможностей для раскрытия творческого, интеллектуального — какого угодно потенциала, а люди приходят и восклицают «ах, где же, где же этот запах книг», «ах бедные, бедные библиотекари, лучше бы вам зарплату подняли на эти деньги». Не хочется, чтобы отношение было как к светлым идиотикам-энтузиастам. Да и запах книг (если по-честному, когда их много, они старые, невостребованные и необеспыленные) весьма неприятен. А книжная «вековая пыль» — источник постоянной угрозы здоровью тех, кто с этим фондом работает.

«К счастью, большинство тех, кто к нам сейчас приходит, сами, без лишних подсказок и тыканий пальцем с нашей стороны, понимают, что то, что сделано — это не банальное хранилище книг, а нечто большее. А значит — все не зря.»

Какой должна быть современная библиотека?: pyrtikov — LiveJournal

Современная библиотека — это то, что вы можете увидеть в новом корпусе библиотеки им. Горького в Рязани. Старые стереотипы о библиотеках разрушены. Такое даже президенту не стыдно показать.

Собственно это и есть новый корпус библиотеки.

Похож на здание школы.

Теперь о том, что внутри. В гардеробе (как и положено) висит большое зеркало. Это плюс.

Но самое удивительное (и несвойственное для библиотек) здесь есть кафе.

Как пишут olli_day и sweet_son в кафе уютно, вкусно и недорого. Кстати, это можно использовать для привлечения посетителей в саму библиотеку.

Сдача будет всегда, как в маршрутке.

Побывали и в тренажерном зале. Но залом его назвать сложно, потому что это маленькая душная комнатка с двумя тренажерами и веселым мячиком.

olli_day меня засняла пока я фотографировал тренажер.

Обстановка рабочая, люди увлечены своим делом. 168 миллионов потрачены не зря.

Но некоторые интерьеры скучные и обыденные, поэтому их активно заставляют растениями. Такой прием оживить пространство.

А вон там слева на стене огромная трещина. И всем как-то все-равно, проходят мимо.

Некоторым интерьерам позавидовал бы и клуб JOY.

Полезная книга.

Вот она современная библиотека. Просторная, светлая, без штор на окнах, без ковров на полах и без пыльных люстр на потолках.

Подготовка к ночи в библиотеке.

Блогеры за работой.

Где еще в Рязани можно вот так посмотреть дореволюционные книги? И даже потрогать, прикоснуться к истории, к старине.

Книга 1899 года издания.

В книгохранилище обнаружился не модернизированный стол.

Книгохранилище — это сплошные полки с книгами.

И системой пожаротушения.

А теперь машина времени. Старый корпус — это типичная российская библиотека.

Но ради этой книги можно и заглянуть в старый корпус.

Про новый корпус скажу следующее:

— таких библиотек нужно больше, в каждый район города, я уверен, все клубы вокруг закроются, молодежь будет в библиотеке, вырастет новое поколение грамотных россиян. Здесь самые лучшие условия в городе для получения знаний, здесь даже свидание можно устроить. Новый формат библиотеки как общественного места, а не склада книг с недовольными работниками — это круто.

Современная библиотека: что это, какая и зачем?

В древние времена доступ в библиотеки имели лишь привилегированные касты населения, а некоторая литература ценилась на вес золота. Посещение этих культурных мест всегда давали толчок к новым идеям и интеллектуальному росту.

Сегодня они сохранили важную просветительскую миссию, однако условия развития современного мира требуют переосмысления функций этих общественных мест. Современные библиотеки – это синергия знаний, современных технологий, эстетического дизайна и коммуникации между людьми. По сути, библиотеки современного мира – это комфортные высокотехнологичные общественные пространства с функциями коворкинга, ориентированные на личность и меняющиеся под ее потребности.

С каждым годом в мире появляется все больше впечатляющих библиотек, которые часто превращаются в центры сосредоточения общественной жизни не то что района, но и отдельного города в целом. В Украине тоже идет переосмысление функций и роли этих культурных институтов, однако данный процесс во многом тормозится пережитками советского образа библиотеки, где можно разговаривать только шепотом, ходить на цыпочках, сидеть за неудобными столами, конспектируя от руки, и, не дай Бог даже помыслить о том, чтобы выпить воды или кофе рядом с книгой.

БИБЛИОТЕКА, В КОТОРУЮ ХОЧЕТСЯ ХОДИТЬ

Однако общественные потребности не застыли на месте, и функции современных библиотек давно перешли на новый, востребованный уровень. Ярким примером является городская библиотека Штутгарта, которую многие эксперты называют лучшей в Германии. И это не удивительно, потому что туда действительно хочется ходить. Впечатляющая современная архитектура от корейского архитектора Ын Ён И, как магнитом притягивает не только горожан, но и туристов. В библиотеке постоянно проходят рекламные съемки и модные фотосессии, флэш-мобы, даже свадьбы.

Внутренний интерьер настолько комфортен и притягателен, что посетители с радостью проводят там целый рабочий день с 9 утра до 9 вечера. Читальные залы не имеют ничего общего со штамповым представлением библиотеки – посетители с комфортом могут разместится на теплом полу, в удобных креслах, лежанках, подоконниках окон – да где угодно! Кроме того, в библиотеке Штутгарта есть все атрибуты современного коворкинга: и свободный доступ к интернету, и комфортные места для работы, и дополнительное техническое оборудование…

Не удивительно, что после «осовременивания» этой библиотеки уже за год ее работы в новом режиме число посетителей выросло в полтора раза, а количество выдач увеличилось на треть. Ведь городская библиотека Штутгарта – место, куда искренне хочется ходить.

В отделе детской книги библиотеки ШтутгартаВ отделе детской книги библиотеки Штутгарта В отделе детской книги библиотеки Штутгарта

В этом материале «Рубрика» собрала примеры современных библиотек, которые перечеркивают устаревшие стандарты.

БИБЛИОТЕКА BOOK MOUNTAIN AND LIBRARY QUARTER (НИДЕРЛАНДЫ)

Book Mountain and Library Quarter в голландском городе Спейкениссе перешагнула границы обычного понимания библиотек в плане концепции и функционала. По сути – это целый комплекс сооружений, связанных между собой, где можно найти конференц-залы, аудитории, офисы, образовательный центр на экологическую тематику, заведения питания, торговые пространства, отель и даже социальное жилье в 42 квартиры!

Название Book Mountain отвечает концепции ее дизайна – в центре огромного читательского зала расположена гора из книг, разделенных на несколько секций для удобного поиска. Благодаря прозрачной поверхности площадью 9300 кв. метров в дневное время практически нет необходимости в использовании искусственного освещения.

Сегодня Book Mountain and Library Quarter — это новый культурный центр города, где жители и гости городка могут продуктивно и приятно провести свое время.

БИБЛИОТЕКА ВЕННЕСЛА, НОРВЕГИЯ

Библиотека в норвежском городке Веннесла также отличается значительной многофункциональностью. Здание библиотеки включает несколько конференц-залов, учебный центр и кафе.

Как полноценное общественное пространство, библиотека является открытой для любого желающего и удобно расположена (недалеко от центральной площади города).

Особой эстетикой отличается и сама конструкция здания от архитекторов Helen & Hard. Его характерной изюминкой являются 27 деревянных ребер, обшитых фанерой и плавно переходящих из крыши здания к основанию. Остекленная поверхность накрыта широким свесом кровли, плоскость которой дважды изогнута так, чтобы существующее здание выходило на площадь одним этажом, а новая библиотека – двумя.

Стоит отметить, что кроме книг, в данном культурном центре были собраны в единое пространство основные государственные архивы.

БИБЛИОТЕКА COOROY (КВИНСЛЕНД, АВСТРАЛИЯ)

Впечатляющее здание библиотеки Cooroy в Саншайн-Кост (Квинсленд) было разработано архитектурной студией Brewster Hjorth Architects как масштабный информационный центр. Площадь библиотеки охватывает 1650 кв. метров, а расположение выбрано максимально удобно для посетителей – между центральной улицей города и популярной галереей Butter factory Art.

В отделе детской книги библиотеки Штутгарта В отделе детской книги библиотеки Штутгарта

Библиотека ориентирована преимущественно для детей и молодежи. Это отражается в ярком дизайне интерьера, необычности форм, большом количестве оригинальных вывесок и плакатов, создающих идеальную атмосферу для общения и отдыха.

Здание состоит из двух павильонов, которое включает в себя новую большую библиотеку для местной общины и библиотеку incudes-технологий с помещениями профессиональной подготовки, общественными комнатами, гостиной и кафе, из которого можно выйти в местный парк культуры и отдыха.

НАЦИОНАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ГОРОДА СЕДЖОН (КОРЕЯ)

Библиотека в корейском городе Сечжон была открыта в 2013 году и сразу впечатлила посетителей своей масштабностью! Более 21000 кв. метров здания за счет парящей крыши приняли форму изогнутого листа книги, отражая основное назначение здания. Таким образом архитекторы решили привлечь больше посетителей и показать, что библиотека является не только местом для исследований специалистов и ученых, но несет в себе функции обычной публичной библиотеки для местных жителей.

Эта библиотека имеет все функции коворкинга: доступ к интернету, комфортные условия для работы, конференц-залы и помещения для семинаров… Книги тут представлены и в печатном, и в цифровом форматах, что обеспечивает быстрый и удобный доступ к нужной информации. И, конечно, тут есть фуд-корт, расположенный на самых верхних уровнях библиотеки, где посетители могут подкрепиться или полюбоваться окрестностями и близлежащими озерами на открытой террасе, расположенной на крыше.

Библиотека в корейском городе СечжонБиблиотека в корейском городе Сечжон

БИБЛИОТЕКА В БИРМИНГЕМЕ (АНГЛИЯ)

Сегодня бирмингемская библиотека является самой крупной библиотекой Великобритании и одним из самых известных культурных центров Европы и мира.

Величественное здание с переплетенными металлическими кольцами разных диаметров включает современный интерьер и высокотехнологичное оборудование, а сама библиотека содержит крупнейшие коллекции архивов британской и международной литературы.

В библиотеке регулярно проходят разнообразные представления, мастер-классы, фотосессии и другие ивенты. Тут часто устанавливают впечатляющие инсталляции, привлекающие посетителей для всех возрастов и интересов.

По сути библиотека Бирмингема стала своеобразной культурной Меккой, магнитом притягивающей творческих людей со всего мира.

библиотека Бирмингемабиблиотека Бирмингема

Украинские библиотеки тоже стремятся совершенствоваться и адаптироваться под потребности современного мира. И хотя пока настолько масштабных как предыдущие мировые примеры в нашей стране нет, однако процесс переосмысления функционала и обновления библиотек Украины уже запущен. И нижеприведенные примеры являются ярким доказательством успешности этого процесса.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. Т.Г. ШЕВЧЕНКО ДЛЯ ДЕТЕЙ, КИЕВ, УКРАИНА

5 апреля 2018 года состоялось открытие обновленного помещения Центральной библиотеки им. Т. Г. Шевченко для детей в Киеве. В библиотеке заменили фасадные стеклопакеты, перестроили вход, обновили интерьер, адаптировали для людей с инвалидностью. Кроме того, в библиотеке обустроили мультимедийный зал и ввели автоматизированную книговыдачу и учет.

Теперь из обычной библиотеки она превратилась в современное общественное пространство – библиохаб, где можно в комфортных условиях наслаждаться чтением, общением или работать как в обычном коворкинге.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РАЙОННАЯ БИБЛИОТЕКА ИМ. П. ТЫЧИНЫ, КИЕВ, УКРАИНА

Еще одна столичная библиотека преобразилась после реконструкции – это Центральная районная библиотека им. П. Тычины, которую открыли для посетителей 13 апреля.

Библиотека обновила интерьер, техническое оборудование и мебель, в результате чего получилось многофункциональное библиотечное пространство со всеми атрибутами современного коворкинга.

Результат изменений – создание комфортного места для проведения мероприятий, работы и отдыха.

Центральная районная библиотека им. П. ТычиныЦентральная районная библиотека им. П. Тычины

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Какой стала современная библиотека и ее читатель

С развитием интернета стали популярны электронные книги, но это не значит, что бумажные теряют свою ценность. Корреспондент Города+ поговорил с директором Центральной городской публичной библиотеки имени Маяковского Зоей Чаловой и выяснил, каким стал современный читатель, как изменилась библиотечная работа за последние годы, и какая литература сегодня пользуется популярностью.


— Скажите, какая аудитория сегодня посещает библиотеки?

— Это люди разного возраста. Примерно 38% из них — это те, кто уже работает, на втором месте студенты вузов – их 33%, на третьем пенсионеры — 10%. В целом, половина наших посетителей имеют высшее образование. Появилась и новая категория читателей – дети младше 14 лет. Группа небольшая, но тенденция к росту есть. Раньше их было мало, они в основном числились в детских учреждениях, но сейчас уровень современных подростков не сравнить с тем, что было раньше, и они обращаются к нам.

— Что больше всего интересует современного читателя: какие книги, темы?

— Поскольку у нас универсальный фонд, а это почти 2 млн изданий, то наши посетители ищут самое разное: от руководства по консервации овощей до новейших астрофизических разработок. Тем не менее чаще всего людей привлекает художественная литература. Она составляет 40% из того, что мы выдаем. Все же больше всего посетителей интересует именно книжные новинки. Раз в месяц мы устраиваем выставку-просмотр, где представляем только что поступившие книги. Там всегда аншлаг – люди хотят видеть поступившую литературу в библиотеке, потому что в магазинах книги стали безумно дорогие, а при нынешней экономической ситуации, возможность спокойно их покупать сократилась.

В приоритете у читателей победители и лауреаты всяких литературных премий. Из российских авторов на первом месте стоит Людмила Улицкая, дальше Борис Акунин, Евгений Водолазкин, Гузель Яхина, Дина Рубина, Дмитрий Быков, Алексей Иванов и так далее. Из зарубежных – Айн Рэнд «Атлант расправил плечи», Дэниел Киз «Цветы для Элджернона», Энтони Бёрджесс «Заводной апельсин», Питер Хег «Смилла и ее чувство снега», Роберт Гэлбрейт «Шелкопряд», «Зов кукушки», «На службе зла», Кларисса Пинкола Эстес «Бегущая с волками», Робертс Грегори Дэвид «Шантарам», Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей», очень читают Несбё «Снеговик», Джоджо Мойес «До встречи с тобой», Дэн Браун, Мартин «Игра престолов», все книги Донны Тартт и еще ряд других. Из нехудожественной литературы читают книги по саморазвитию и экономике, часто спрашивают издания по искусству, философские книги.

— Из-за повсеместной цифровизации посетителей стало меньше?

— За последние 10 лет их число уменьшилось на 50%, но ровно на столько же возросло количество виртуальных посещений. Мы ведем работу в социальных сетях, на нашем сайте, в электронной библиотеке и виртуальном читальном зале. Также есть огромный портал, посвященный изучению города на Неве, «Мир Петербурга». Всего у нас 90 тысяч читателей и реальных, и виртуальных. Это хороший показатель.

— Что изменилась в вашей работе с развитием виртуального пространства?

— Читатель получил возможность удаленно пользоваться библиотечными ресурсами. Приведу пример: есть электронная библиотека «ЛитРес». По сути дела, вы должны за нее платить, но если человек зарегистрирован у нас, ему дается пароль, чтобы он мог спокойно, сидя у себя дома на диване, скачать нужную книгу абсолютно бесплатно. Кроме этого, у нас можно получать электронные копии документов и пользоваться электронными базами данных, которые мы пополняем ежегодно. Например, это медицинская база Medline, есть базы по искусству, экономике, база вузовских учебников всей России, российской периодической печати. Также есть своя электронная библиотека, где оцифрованы уникальные и редкие издания. Например, там можно найти ноты или книги о Петербурге, начиная с 1780 года, блокадные книги, прижизненные издания Маяковского. 

— А есть книги, которые можно получить только в «живом» виде, но никак не в электронном варианте?

— Да, и такие издания мы выдаем. Поскольку это крупное городское учреждение, то здесь хранятся очень старые фонды. Есть книги 1946 года, которые можно найти разве что только в национальной библиотеке, но там их на руки не выдают, а в нашей библиотеке такая возможность есть.

— Как сейчас привлекают новых читателей?

— Наши сотрудники очень внимательно следят за тем, что нужно читателям. Сегодня библиотечное пространство – не только место, где хранят и выдают книги, здесь должно быть уютно и комфортно, это территория притяжения людей. У нас ежегодно проводится около 400 крупных мероприятий образовательного и развлекательного характера: литературные диспуты, конференции, кружки по изучению языка и многое другое. Жизнь кипит, в связи с этим мы очень активно реорганизуем свои пространства, делаем их модными, привлекательными, чтобы молодежи нравилось ходить сюда, открываем новые площадки. Например, создали отделение библиотеки в ТЦ «Охта Молл». Также в городе появилось новое пространство на Московском, 86. Туда приходят не только брать книги, но и отдыхать, встречаться с друзьями, удовлетворять свой «культурный голод». Все это можно получить в библиотеках бесплатно.

Еще среди наших читателей есть категория людей, которые не могут приходить к нам в силу своего физического здоровья, и мы им возим книги. Для этого существует межбиблиотечный абонемент.

— Много ли сейчас книжных должников и как ведется борьба с ними?

— Около 10% от общего числа наших читателей являются недобросовестными. Задерживается или вовсе не возвращается около 10 тысяч книг. У нас действует система пени, когда должник платит 2 рубля за один день невозврата. Так может набежать очень приличная сумма, которую человек не может вернуть. На этот случай существует прощеный день, мы проводим его два раза в год, чтобы посетитель мог вернуть книги бесплатно. Есть и альтернатива: когда человек пропустил эту дату, а заплатить не может, ему предлагается оказать помощь трудом, например, расставить книги или обеззаразить их. Отмечу, что если долг не погашен, то посетитель не может воспользоваться никакой другой библиотекой, так как система у нас единая, но как только он исправился, то его имя из черного списка вычеркивается.

— Если сравнить библиотеку сегодня и 10 лет назад, насколько сильно она изменилась?

— Очень сильно. Сегодня она в корне отличается своей миссией. Если раньше мы только хранили и выдавали, то теперь у нас много других функций: информационных, образовательных, культурных. Изменилась сама модель библиотеки. Мы должны быть местом притяжения, куда хочется идти, где хочется проводить время. Но самое главное, что все это бесплатно.

 
 
Текст: Город+
Фото: пресс-служба ЦГПБ им. В.В. Маяковского