Современный арт – Словарь современного искусства. 10 слов, которые нужно знать, чтобы не…

Содержание

Современное искусство — Википедия


Современное искусство (англ. contemporary art; в 1990-х годах в ходу был перевод «актуальное искусство») — совокупность художественных практик, сложившихся во второй половине XX века. Обычно под современным искусством понимают искусство, восходящее к модернизму, или находящееся в противоречии с этим явлением. Не случайно, что существуют Museum of Modern Art и Museum of Contemporary Art, в коллекциях, которых часто можно обнаружить работы одних и тех же авторов.

Это термин исторически укорененный — им обозначается передовое искусство со времени окончания Второй мировой войны до настоящего. Оно генетически связано с искусством авангарда или — шире — модернизма, но представляет собой новый виток изобразительных языков, с акцентом на собственно языковые модели (что свойственно и всем прочим видам культуры и формам знания в этот период). Оно включает в себя все больший спектр техник, обусловленный как развитием технологий, так и познанием человеком собственного тела и своего места в мире. Тематический спектр современного искусства безгранично широк, оно реагирует на любые проявления человеческой деятельности (а в последние десятилетия к ним добавляются и деятельность других биологических организмов, а также роботов), а вовсе не только на эпатажные и провокационные

[1].

Впервые слово contemporary / «современное» по отношению к искусству употребила Розалинда Краусс (вероятно, самая влиятельная из ныне живущих искусствоведов в области современного искусства, ученица Клемента Гринберга) в своей диссертации о работах Дэвида Смита, тем самым бросив вызов нескольким посылам истории искусств. В лекции «Что такое современное искусство?» профессор Университета Южной Калифорнии Ричард Мейерс отмечает, что термин «современное искусство» был применен к искусству Дэвида Смита, что было связано более с отчётами аукционных лейблов, чем с временем его создания

[2].

Companion (Passing Through), KAWS, Музей современного искусства в Форт-Уорте

Современное искусство в нынешнем своем виде сформировалось на рубеже 1960-70-х годов. Художественные искания того времени можно охарактеризовать как поиск альтернатив модернизму (зачастую это выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов). Это выразилось в поиске новых образов, новых средств и материалов выражения, вплоть до дематериализации объекта (перформансы и хеппенинги). Главной целью было искажение понятия духовности. Многие художники последовали за французскими философами, предложившими термин «постмодернизм». Можно сказать, что произошел сдвиг от самого объекта к процессу.

Самыми заметными явлениями рубежа 1960-х и 1970-х годов можно назвать развитие концептуального искусства и минимализма. В 1970-х заметно усилилась социальная направленность арт-процесса как с точки зрения содержания (тем, поднимаемых в творчестве художниками), так и состава: самым заметным явлением середины 1970-х годов стал феминизм в искусстве.

Конец 1970-х и 1980-е годы охарактеризовались «усталостью» от концептуального искусства и минимализма и возвратом интереса к изобразительности, цвету и фигуративности (расцвет таких движений как «Новые дикие»). На середину 1980-х приходится время подъёма движений, активно использующих образы массовой культуры — кэмпизм, искусство ист-виллиджа, набирает силы нео-поп. К этому же времени относится расцвет фотографии в искусстве — всё больше художников начинают обращаться к ней как к средству художественного выражения.

На арт-процесс большое влияние оказало развитие технологий: в 1960-х годах — видео и аудио, затем — компьютеры[3] и в 1990-х годах — Интернет[4]

.

Начало 2000-х годов отмечено разочарованием в возможностях технических средств для художественных практик. Разрушительные концепции сделали своё пагубное дело. При этом конструктивных философских оправданий современному искусству XXI века пока не появилось. Некоторые художники 2000-х годов полагают, что «современное искусство» становится инструментом власти «постдемократического (англ.)»[5] общества[6]. Этот процесс вызывает энтузиазм у представителей арт-системы и пессимизм у художников, профессионалов.

Ряд художников 2000-х годов возвращается к товарному объекту, отказываясь от процесса, и предлагают коммерчески-выгодную попытку модернизма XXI века.

В России 90-х использовался также термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). Актуальное искусство быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Участники художественного процесса в России наделяли определение «актуальное искусство» смыслом, которое в своё время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов).

Зрители в музее современного искусства в Денвере.

Современное искусство экспонируется галереями современного искусства, частными коллекционерами, коммерческими корпорациями, государственными художественными организациями, музеями современного искусства, арт-студиями или самими художниками в artist-run space. Современные художники получают финансовую поддержку за счёт грантов, наград и премий, а также получают средства от продаж своих работ. Российская практика несколько отличается в этом смысле от западной.

Существует тесная связь между государственными учреждениями, занимающимися современным искусством и коммерческим сектором. Например, в Великобритании большинство работ ключевых современных художников, выставленных в государственных музеях, приобретены у нескольких влиятельных арт-дилеров

[7].

Музеи, Биеннале, фестивали и ярмарки современного искусства постепенно становятся инструментами привлечения капитала, инвестиций в туристический бизнес или частью государственной политики (см., например, Пермский музей современного искусства).

Частные коллекционеры оказывают большое влияние на всю систему современного искусства. Например, на рынке современного искусства Великобритании с 1980-х годов доминирует Чарльз Саатчи, с именем которого иногда связывают целое десятилетие в британском современном искусстве[8].

Попытки непосредственно интегрироваться в систему современного искусства предпринимают коммерческие корпорации: проводят выставки современного искусства на своей территории, организуют и спонсируют премии в области современного искусства и приобретают работы художников, формируют большие коллекции

[9].

Институции современного искусства нередко выступают объектом критики со стороны художников и независимых арт-критиков. Такой вид деятельности называется институциональная критика.

Течения и направления в современном искусстве[править | править код]

Список направлений в современном искусстве по десятилетиям:

10 самых необычных форм современного искусства

© www.goodmood-gm.com

Искусство существует почти так же долго, как и люди. Но древние художники, занимающиеся наскальной живописью, вряд ли могли себе представить, какие странные формы может принимать искусство современное.

1. Анаморфоз

Анаморфоз — это техника создания изображений, полностью увидеть и понять которые можно только взглянув на них под определённым углом, или с определённого места. В некоторых случаях правильное изображение можно увидеть только если смотреть на зеркальное отражение картины. Один из самых ранних примеров анаморфоза продемонстрировал Леонардо да Винчи в 15 веке. Другие исторические примеры этого вида искусства появились в эпоху Возрождения.

На протяжении веков эта техника развивалась. Началось всё с трёхмерных изображений, получаемых на обычной бумаге, и постепенно дошло до уличного искусства, когда художники имитируют различные отверстия в стенах, или трещины в земле.

А самый интересный современный пример — анаморфная печать. Однажды студенты Джозеф Иган и Хантер Томпсон, изучающие графический дизайн, нанесли на стены в коридорах своего колледжа искажённые тексты, прочитать которые можно было, только если посмотреть на них с определённой точки.

© blog.thomasjquinn.com© blog.thomasjquinn.com© www.rebloggy.com© www.rebloggy.com© www.josephegan.co.uk© www.josephegan.co.uk

2. Фотореализм

© Richard Estes

Начиная с 60-х годов движение фотореалистов стремилось создать предельно реалистичные изображения, которые были почти неотличимы от реальных фотографий. Копируя мельчайшие детали, фиксируемые камерой, художники-фотореалисты стремились создать «картину картины жизни».

© Richard Estes

Ещё одно движение, известное как супер-реализм (или гипер-реализм), охватывает не только живопись, но и скульптуру. Также это движение находится под сильным влиянием современной поп-арт культуры. Но в то время как в поп-арте повседневные образы стараются из контекста убрать, фотореализм напротив, концентрируется на образах обычной, повседневной жизни, воссоздаваемых с максимально возможной точностью.

© Richard Estes

К наиболее знаменитым художникам-фотореалистам относятся Ричард Эстес, Одри Флэк, Чак Клоуз и скульптор Дуэй Хэнсон. Движение очень неоднозначно воспринимается критиками, которые считают, что в нём механическое мастерство явно превалирует над стелем и идеями.

© Audrey Flack© Audrey Flack© Chuck Close© Chuck Close© Duane Hanson© Duane Hanson© Duane Hanson

3. Рисование на грязных машинах

Скотт Уэйд / © www.pixelsmithstudios.com

Рисование на грязи, скопившейся на давно не мытой машине, тоже считается искусством, лучшие представители которого стремятся изобразить несколько больше банальных надписей вида «помой меня».

© CNW Group/CARSTAR Collision & Glass Centres

52-летний графический дизайнер по имени Скотт Уэйд стал очень известен из-за своих удивительных рисунков, которые он создавал, используя грязь на стёклах машин.

© www.n4gm.com

А начал художник с того, что использовал в качестве холста толстый слой пыли на дорогах Техаса, на дорогах он рисовал различные карикатуры, а создавал он их с помощью собственных пальцев, ногтей и небольших сучьев.

© www.dirtycarart.com

В настоящее время для рисования он использует специальные щётки, с помощью которых создаёт удивительно зрелищные и сложные картины. Постепенно Уэйда стали показывать на различных художественных выставках, также его стали нанимать рекламодатели для того, чтобы он продемонстрировал своё мастерство на их мероприятиях.

4. Использование жидкостей организма в искусстве

© Hermann Nitsch

Это может показаться странным, но существует много художников, использующих в своих работах жидкости организма. Возможно, вы уже где-то читали об этом, но скорее всего, это была лишь верхушка этого отвратительного айсберга.

Херманн Нич / © maldoror-is-dead.blogspot.com

К примеру, художник из Австрии Херманн Нич использует в своей работе собственную мочу и большое количество крови животных. Подобные пристрастия возникли у него ещё в детстве, которое пришлось на Вторую мировую войну, и эти пристрастия на протяжении многих лет вызывали споры, было даже несколько судебных разбирательств.

© Vinicius Quesada

Другой художник из Бразилии по имени Винициус Кесада работает с собственной кровью, и не использует кровь животных. Его картины, с болезненными оттенками красного, жёлтого и зелёного, передают очень мрачную, сюрреалистическую атмосферу.

© Vinicius Quesada

5. Рисование частями собственного тела

Не только художники, использующие телесные жидкости, находятся сейчас на подъёме. Также набирает популярность использование частей собственного тела в качестве кистей. Взять хотя бы Тима Патча. Он больше известен под псевдонимом «Прикассо», который он взял в честь великого испанского художника Пабло Пикассо. А ещё он известен тем, что использует собственный пенис в качестве кисти. Этот 65-летний австралиец вообще не любит себя ни в чём ограничивать, так что помимо пениса он также использует для рисования ягодицы и мошонку. Этим необычным делом Патч занимается уже более 10 лет. И его популярность растёт год от года.

Тим Патч / © www.nydailynews.com

А Кира Айн Варседжи использует собственную грудь для того, чтобы рисовать абстрактные портреты. Хотя её часто критикуют, она, тем не менее, остаётся полноценным художником, который работает ежедневно (картины она также пишет и без использования груди).

Кира Айн Варседжи / © en.geourdu.co

К другим художникам в этой странной области искусства относится Ани К, рисующий языком, и Стивен Мармер, школьный учитель, рисующий собственными ягодицами.

Ани К / © www.tu-tu-tu.comСтивен Мармер / © www.styleweekly.com

6. Реверс трёхмерных изображений

© Alexa Meade

В то время как анаморфоз старается сделать двумерные объекты похожими на трёхмерные, реверс трёхмерных изображений пытается сделать так, чтобы трёхмерный объект стал похож на двумерный рисунок.

© Alexa Meade

Наиболее заметным художником в этой области является Алекса Мид из Лос-Анджелеса. В своей работе Мид использует нетоксичную акриловую краску, с помощью которой она заставляет своих ассистентов стать похожими на неодушевлённые двумерные картины.

© Alexa Meade

Эту технику Мид начала разрабатывать ещё в 2008-м году, а публике она была представлена в 2009-м году.

© Alexa Meade

Работы Мид, это, как правило, человек, сидящий у стены, и окрашенный таким образом, чтобы у зрителя возникла иллюзия того, что перед ним — обычный холст с обычным портретом. Чтобы создать такое произведение, может потребоваться несколько часов.

© Alexa Meade

Другой значимой фигурой в этой области является Синтия Грейг, художник и фотограф из Детройта. В отличие от Мид, Грейг использует в работе не людей, а обычные бытовые предметы. Она покрывает их углём и белой краской для того, чтобы они со стороны выглядели плоскими.

© Cynthia Greig© Cynthia Greig© Cynthia Greig

7. Тени в искусстве

© Kumi Yamashita

Тени по своей природе мимолётны, так что трудно сказать, когда люди впервые начали использовать их для создания произведений искусства. Но современные «теневые художники» достигли невиданных высот в использовании теней. Художники используют тщательное позиционирование различных объектов для того, чтобы создавать красивые теневые образы людей, предметов или слов.

© Kumi Yamashita

Наиболее заметные художники в этой области — Куми Ямашита и Фред Ердекенс.

© Fred Eerdekens© Fred Eerdekens© Fred Eerdekens© Fred Eerdekens

Конечно, у теней несколько жутковатая репутация, и многие «теневые художники» используют в своих работах тематику ужасов, разрухи и городского упадка. Этим славятся Тим Нобл и Сью Вебстер. Самое известное их произведение называется «Грязный белый мусор», в котором мусорная куча бросает тень на двух людей, которые пьют и курят. В другой работе видна тень птицы, возможно, тень ворона, который клюёт пару отрубленных голов, насаженных на колья.

© Tim Noble & Sue Webster© Tim Noble & Sue Webster

8. «Обратное граффити»

© Paul «Moose» Curtis

Как и рисование на грязных машинах, «обратное граффити» предполагает создание картины с помощью удаления лишней грязи, а не с помощью добавления краски. Художники часто используют мощные моечные установки, позволяющие удалить грязь со стен, и в процессе создать прекрасные образы. Началось всё это с художника Пола «Муза» Кертиса, который нарисовал свою первую картину на чёрной от никотина стене ресторана, в котором он мыл посуду.

© Paul «Moose» Curtis

Другой заметный художник — Бен Лонг из Великобритании, он практикует несколько упрощённую версию «обратного граффити», используя собственный палец для удаления грязи со стен, скопившейся там из-за выхлопов машин. Его рисунки держатся на удивление долго, до шести месяцев, при условии, что их не смоет дождь или не уничтожат вандалы.

Ben Long / © mediacentre.kallaway.co.uk

Следует отметить, что «обратное граффити» — искусство достаточно спорное. У того же Кертиса, например, уже было несколько стычек с полицией, которые он сравнивает с «арестом человека, ковыряющегося палкой в песке».

9. Боди-арт иллюзии

© www.ignant.de

Рисованием не теле в течение многих веков занимались буквально все. Даже древние египтяне и майя пробовали в этом свои силы. Однако боди-арт иллюзии поднимают эту древнюю практику на совершенно новый уровень. Как следует из названия, боди-арт иллюзия подразумевает использование человеческого тела в качестве холста, но на холсте этом создаётся нечто, способное обмануть наблюдателя. Иллюзии на теле могут варьироваться от людей, раскрашенных как животные или машины, до образов дыр или ран, зияющих в теле.

© www.telegraph.co.uk

Наиболее ярким представителем этого вида искусства считается художник из Японии Хикару Чо который известен своими необычными, «мультяшными» иллюзиями.

© www.lostateminor.com© www.telegraph.co.uk© www.huffpost.com© www.lostateminor.com

10. Рисование светом

© www.lightpaintingphotography.com

Как ни странно, самые первые практики световой живописи не воспринимали её как искусство. Фрэнк и Лилиан Гилбрет занимались проблемой повышения эффективности промышленных рабочих. В 1914-м году пара начала использовать свет и камеру для того, чтобы записать некоторые движения людей. Изучив полученные световые образы, они надеялись найти способы сделать работу персонала легче и проще.

© www.tutophoto.com

А в искусстве этот метод начал использоваться в 1935-м году, когда художник-сюрреалист Ман Рэй использовал фотокамеру с отрытым затвором для того, чтобы снять самого себя, стоящего в потоках света. Очень долго никто не догадывался о том, что это за световые завитки изображены на фото. И только в 2009-м году стало ясно, что это не набор случайных световых завитков, а зеркальное отображение подписи художника.

Современное искусство / 21 век — Арт

? LiveJournal
  • Find more
    • YOUR 2019 IN LJ
    • Communities
    • RSS Reader
  • Shop
  • YOUR 2019 IN LJ
  • Help
Login
  • Login
  • CREATE BLOG Join
  • English (en)
    • English (en)
    • Русский (ru)
    • Українська (uk)
    • Français (fr)
    • Português (pt)
    • español (es)
    • Deutsch (de)
    • Italiano (it)
    • Беларуская (be)

Современное искусство. Мы собрали лучшее.

все

Центр современного искусства ВИНЗАВОД.

Мультимедиа Арт Музей

Центр современного искусства «Винзавод»

Центр фотографии им. братьев Люмьер

Artplay

Культурный центр «Вдохновение»

Галерея Файн Арт

ГМИИ им. А.С. Пушкина

Галерея Гари Татинцяна

Музей русского импрессионизма

Московский музей современного искусства

Институт русского реалистического искусства

Парк Музеон

Высшая школа «Среда обучения»

ВДНХ

Aglomerat

Центральная городская молодежная библиотека Светлова

Галерея Веры Погодиной «VP Studio»

Школа дизайна РАНХиГС

Клуб Gipsy

Российская государственная библиотека

Государственная галерея на Солянке

VS unio

Галерея «Квартира S»

Галерее «Нагорная» Объединения «Выставочные залы Москвы»

Культурный фонд «КУКЛЫ МИРА»

ФОНД КУЛЬТУРЫ “ЕКАТЕРИНА”

NIKOLSKAYA GALLERY

L’accent Russe

Творческий квартал Vernissage

Галерея «Нагорная» Объединения «Выставочные залы Москвы»

Государственный музей А.С. Пушкина

Галерея Перелётного кабака

Ценрт современного искусства МАРС

Еврейский музей и центр толерантности

Галерея Дарьи Никулиной

Галерея Maxim Boxer

CUBE Moscow

Галерея «Культ Проект»

Антикварный центр на Садовом

Московский Дом Книги

Фотоцентр

Галерея XXI века

Государственный институт искусствознания

Государственный музейно-выставочный центр РОСФОТО

Дом-музей Пабло Пикассо

ARTIS gallery

Галерея «Выхино» Объединения «Выставочные залы Москвы»

Галерея ГУМ-Red-line на Красной площади

Центр творческих индустрий Фабрика

Orekhov Gallery

Виды современного искусства

21 июня 2018

Виды современного искусства

Художники прошлых времен, вряд ли могли себе представить какие странные формы примет современное искусство.

А таковое приняло следующие формы: 

1. Анаморфоз. Этот вид современного искусства подразумевает технику изображения, которую можно полностью понять, взглянув на нее только с определенного места или под определенным углом. Некоторые картины можно увидеть только глядя на них в зеркало. Этот вид искусства появился во времена Леонардо да Винчи (15 век). 
На протяжении веков анаморфоз развивался и в современном виде выглядит как уличное искусство. При этом виде рисунков художники реально имитируют трещины в земле, либо отверстия в стенах. 

Виды современного искусства

Работа Иштвана Ороса

2. Фотореализм. Этот вид искусства зародился в 60-х годах прошлого столетия, и художники пытались воспроизвести настолько реалистические изображения, которые не отличались бы от фотографии. Фиксируемые фотокамерой мельчайшие детали создавали «картину картины жизни». Критики неоднозначно относятся к фотореализму, некоторые из них считают, что механическое производство предметов искусства довольно сильно превалирует над идеями и стилем.

Виды современного искусства

«Rich Art», Одри Флэк, 1973 год

3. Рисунки на грязных автомобилях. Профессионалы этого вида искусства не стремятся изобразить на грязной машине банальную надпись «помой меня». Специалисты используют для своей работы специальные щетки и кисти. В этой области ведущим мастером считается 52-ий Скотт Уэйд (графический дизайнер). Он создал множество оригинальных и удивительных рисунков, используя всего лишь грязь на стеклах автомобилей. Кстати, начинал он с того, что в качестве холста применял слой пыли на Техасских дорогах. Там он рисовал карикатуры, используя небольшие сучья и собственные пальцы.
Сегодня Уэйда приглашают рекламировать свою продукцию большие корпорации и художественные выставки.

Виды современного искусства

Работа Скотта Уэйда


4. Применение жидкостей организма для производства произведений искусств. Это естественно странно, но многие художники используют в своих работах жидкости своего организма. Любой образованный человек об этом слышал, но на 100% то, о чем он слышал – это лишь «верхушка неприятного айсберга».
Например, Херманн Нич, австрийский художник, использует для работ свою мочу, либо кровь крупного рогатого скота. Эти пристрастия появились у него во время Второй Мировой войны, когда он был ребенком. А в настоящее время из-за его пристрастия к необычному виду искусства его несколько раз привлекали к судебной ответственности. 
Бразильский художник Винициус Кесада в работах использует только свою кровь, не прибегая к крови животных. Его картины имеют болезненный оттенок зеленого, желтого и красного и выражены очень мрачной сюрреалистической атмосферой.

Виды современного искусства

Херманн Нич и его работы

5. Картины собственным телом. В современном искусстве не только художники, которые применяют для производства картин жидкости собственного тела, имеют популярность. Довольно известны и затребованы мастера, которые пишут работы своим телом. 
Кира Айн Варседжи создает абстрактные портреты, используя свою грудь. За это ее довольно сильно критикуют. Тем не менее, эта женщина является полноценным художником, который работает по классический схеме, с применением красок и кистей.
Есть еще странные художники, которые вместо кисти для написания картин применяют совершенно не предназначенные для этого части тела. Например, Ани К. – рисует языком и Стивен Мармер (школьный учитель) – рисует ягодицами. 

Виды современного искусства

«Ани К за работой»

6. Трехмерное изображение. Самым знаменитым художником в этой области есть Лос-Анджелеский мастер Мид Алекса. В его работах применяется не токсичная акриловая краска, тем самым, ассистенты становятся похожими на неодушевленные двухмерные картины. Свою технику Мид предоставил публике в 2009 году. Другая значительная фигура в этой области Детройтская художник и фотограф Синтия Грейг. В своих произведениях искусства она использует обычные и практичные предметы бытового обихода, а не людей. Их она покрывает белой краской, либо углем. От этого вещи со стороны выглядят плоскими и двухмерными.

Виды современного искусства

Одна из работ Алексы Мид

7. Искусство и тени. Досконально неизвестно когда человечество стало применять тень для произведений искусства. Но, не смотря ни на что, современные художники достигли невиданных высот. Мастера используют тени для позиционирования разнообразных объектов и даже для того, что бы создать теневые образы слов, предметов и людей.
У теневого искусства немного жутковатая репутация, однако, это не мешает «теневым художникам» использовать этот стиль в разработке тематик разрухи, упадка, ужасов.

Виды современного искусства

 Работа художника Теодосио Ауреа

8. «Обратное граффити». Этот вид искусства подразумевает создание картин при помощи удаления грязи, но без добавления краски. Очень часто художники применяют моечные машины, удаляя грязь с фасадов домов, при этом создают прекрасные произведения искусства. Данный вид искусства со стороны общественности считается довольно спорным, именно поэтому у людей, которые занимаются «обратным граффити» практически постоянно случаются стычки с полицией.

Виды современного искусства

 Работа художника Moose


9. Иллюзии боди-арт. Рисованием на теле человечество занималось буквально со своего возникновения. И майя, и древние египтяне практиковали боди-арт. Этот вид искусства подразумевает использовать человеческое тело в виде холста, на котором будет создано произведение искусства, способное с разного ракурса обмануть наблюдателя. Иллюзии на теле могут иметь вид раны, автомобиля либо животного. Японский мастер Хикару Чо стал известен тем, что рисует на человеческом теле мультяшных героев.

Виды современного искусства

Работа Хикару Чо

10. Рисование светом. Рисование светом начало использоваться в 1914 году, в практических целях – на производстве начальство записывало передвижение рабочих. После проработки данных работники либо увольнялись, либо искались методы найти более простой способ работы для персонала.

В 1935 году художник-сюрреалист Ман Рэй применил фотоаппарат с открытым затвором для снятия самого себя, стоящего в потоках света. Довольно долго никто не мог догадаться, что за световые завитки отобразились на фото. Только в 2009 году, благодаря техническому прогрессу стало понятно, что это не случайные завитки, а зеркальное отображение подписи самого художника.

Виды современного искусства

Теги

Леонардо да Винчи, Анаморфоз, Фотореализм, Одри Флэк, Скотт Уэйд, Винициус Кесада, Херманн Нич, абстрактные портреты, грудь, Трехмерное изображение, Синтия Грейг, Искусство и тени, Обратное граффити, боди-арт.


Рекомендуем почитать

10 потрясающих арт-проектов на стыке искусства и науки

© www.maxisciences.com

Некоторые современные арт-объекты вызывают у зрителя желание поскорее уйти подальше, чтобы не видеть этого «шедеврального произведения актуального искусства», а то и уничтожить его вместе с художником, по воле которого это «нечто» появилось на свет. К счастью, есть среди современных творцов и те, кто действительно создаёт настоящие шедевры, в том числе — с использованием новейших научных достижений и невероятных технических ухищрений. Вашему вниманию — инсталляции и перформансы, стирающие грань между наукой и искусством.

1. Бумажные скульптуры Ли Хунбо

Ли Хунбо / © www.ria.ru

Как известно, скульпторы предпочитают работать с материалами, которые хорошо держат форму, например, с камнем, металлом или глиной. Китаец Ли Хунбо решил пойти своим путём — он создаёт скульптуры из… бумаги. На первый взгляд творения Хунбо практически не отличаются от глиняных или каменных изваяний, однако у них есть уникальное свойство, которым не могут похвастаться обычные статуи — эластичность. Скульптуры Хунбо можно гнуть, растягивать и скручивать как угодно — они всегда восстанавливают свою форму.

Удивительная эластичность достигается за счёт особой технологии изготовления скульптур — они состоят из тысяч листов бумаги, соединённых между собой клейким веществом. Хунбо создал несколько десятков изваяний, в числе которых — бюст античной богини Афины и копия головы знаменитого «Давида» Микеланджело. Некоторые работы китайского скульптора можно увидеть в нью-йоркской «Klein Sun Gallery».

2. «Пляжные звери» Тео Янсена

Тео Янсен / © www.artfutura.org

Человечество давно научилось использовать ветер в своих целях — например, ветряные электростанции, которых с каждым годом в мире появляется всё больше, позволяют вырабатывать дешёвую электроэнергию, при этом они просты в обслуживании, а неполадки в их работе гораздо безопаснее для окружающей среды, чем скажем, аварии на АЭС.

© www.thisiscolossal.com

Для голландца Тео Янсена ветер служит источником вдохновения при создании необычных кинетических скульптур, которые он сам называет «Strandbeest» (в пер. с гол. — «Пляжные звери»). Его творения способны передвигаться без участия человека, используя лишь силу ветра. Для создания своих произведений инженерно-скульптурного искусства Тео использует дешёвые материалы, которые можно найти в любом мусорном баке.

В основе созданных Янсеном «Зверей» — сложные конструкции из пластиковых труб, бутылок и своеобразных парусов. Когда ветер надувает паруса, они приводят в движение специальные насосы, заполняющие бутылки сжатым воздухом. Переполняясь, бутылки стравливают излишки воздуха, заставляя всю скульптуру двигаться — при этом создаётся впечатление, что «Пляжный зверь» оживает.

3. Погребальные грибницы Чжэ Рим Ли

Чжэ Рим Ли / © www.ted.com

Многие полагают, что после смерти человека его тело становится отличным «строительным материалом» для образования почвы. К сожалению, это не совсем так — разлагаясь, труп «обогащает» почву различными токсичными веществами, накопленными организмом при жизни, так что закапывание тел в землю — не самая лучшая погребальная традиция с точки зрения экологов. Художница Чжэ Рим Ли нашла неожиданное решение этой проблемы — в рамках своего «Infinity Burial Project» она разработала специальный погребальный костюм, ускоряющий разложение тела и заметно снижающий количество токсинов, попадающих в почву.

Экспериментальный прототип своеобразного саванна, который Ли в шутку называет «пижамой ниндзя», покрыт грибными спорами — по сути, это огромная грибница, опутывающая костюм сверху донизу. Чтобы «активировать» одежду, необходимо нанести на поверхность тела специальный «крем», состоящий из растёртых высушенных грибных спор и минеральных веществ. Художница уверяет, что после захоронения покойника в изобретённом ею костюме грибы начинают расти и быстро разлагают труп.

Своим ноу-хау Ли хочет не только улучшить экологическую обстановку на планете, но и напомнить всем, что смерть — это только начало воздействия человека на окружающую среду.

4. Лунный дом Микаэля Генберга

Микаэль Генберг / © www.vastmanlandsteater.se

Суть арт-проекта шведа Микаэля Генберга заключается в том, чтобы отправить на спутник Земли красный дом, выстроенный в традиционном шведском стиле — по мнению художника, это должно «вдохнуть жизнь» в пустынный лунный пейзаж. На необычный проект его вдохновила Шведская космическая корпорация (Swedish Space Corporation — SSC) — Генберг загорелся идеей после того, как услышал, что SSC собирается отправить на лунную орбиту собственный спутник.

© www.tytuurzadzisz.pl

Приблизительная стоимость транспортировки дома на Луну — около $15 млн, которые художник надеется собрать с помощью благотворительных пожертвований со всего мира. Микаэль уверяет, что его проект станет первой в истории космической миссией, профинансированной обычными людьми, а не правительствами разных стран, причём имена тех, кто пожертвует $50 и больше, предполагается выгравировать внутри «Лунного дома». «Почему планируется отправить именно шведский дом?» — спросите вы. Дело в том, что одним из организаторов проекта выступает «Falu Rodfarg» — производитель так называемой фалунской красной краски, которой в Швеции традиционно окрашивают деревянные дома.

5. Философский камень найден!

© www.msu.edu

Превращением различных металлов в золото алхимики бредили ещё сотни лет назад, однако ни одному из них так и не удалось воплотить эту идею в жизнь. Ближе других к получению золота практически «из ничего» подошли Адам Браун и Казем Кашефи, двое сотрудников Университета штата Мичиган — они разработали технологию выделения драгоценного металла из тетрахлороаурата (III) водорода, который также известен, как золотохлористоводородная кислота.

Большая часть золота, существующего на нашей планете, миллионами лет формировалась под воздействием давления и высоких температур, однако есть и более быстрые способы производства этого металла. В ходе своих исследований Браун и Кашефи обнаружили, что бактерии вида Cupriavidus metallidurans способны размножаться и расти в концентрированном растворе хлорида золота — жидком токсичном соединении, которое часто встречается в природе. Образующиеся при этом отходы жизнедеятельности бактерий — ни что иное, как твёрдое 24-каратное золото! Таким образом, Cupriavidus metallidurans можно считать своеобразным «философским камнем», над поиском которого учёные бились не один век. Создав специальный биореактор с этими бактериями, исследователи через некоторое время получили первые самородки золота высочайшей пробы.

© www.msu.edu

Свой биореактор учёные использовали при создании инсталляции под названием «Великая работа любителя металла». Браун и Кашефи предлагают всем желающим полюбоваться алхимическим процессом производства золота в режиме реального времени.

6. «Самый лучший жир для мыла — человеческий»

© www.nerdreactor.com

Вероятно, многие из вас помнят знаменитое произведение Чака Паланика «Бойцовский клуб», по мотивам которого Дэвидом Финчером был снят одноимённый фильм. Помимо всего прочего, главный герой книги занимался производством мыла из человеческого жира, похищенного им со свалок липосакционных клиник.

Наверняка именно «Бойцовский клуб» натолкнул Оресту-де ла Паса, художника из Майами на создание мыла из собственного жира. Некоторое время назад художник прошёл через процедуру липосакции и у него возникла идея задействовать откачанный жир в одном из арт-проектов и он придумал (а скорее подсмотрел у Паланика) способ увековечить, выражаясь словами Тайлера Дёрдена, «свою жирную задницу». Ореста-де ла Пас изготовил несколько кусков мыла, запечатлев весь технологический процесс на видеокамеру. В настоящее время его работы выставлены в майамском «Frost Museum», причём среди посетителей находится немало желающих вымыть руки необычными арт-объектами.

7. «Дождливая комната»

© www.josephholmes.io

Представьте — вы идёте по улице под проливным дождём, но остаётесь совершенно сухим, так как ни одна капля на вас не падает. Примерно такие ощущения испытывают посетители инсталляции «Rain Room», расположенной в одной из художественных галерей Лондона — где же ещё размещать «Дождливую комнату», как не в городе, известном своей «чудесной» погодой?! Площадь инсталляции, созданной специалистами компании «Random International», составляет 100 м² и на каждом квадратном сантиметре здесь идёт настоящий ливень, однако когда в «Комнату» входит человек, строго над ним образуется небольшая область, где дождя нет. Гость может свободно перемещаться по комнате, при этом сухое «пятно» всюду следует за ним, создавая иллюзию «управления погодой».

Чудо-эффект достигается сочетанием искусства и современных технологий — в «Дождливой комнате» имеется несколько камер, отслеживающих перемещения посетителей и с помощью специальной технологии отправляющих зафиксированные передвижения на устройства, создающие «дождь», а те отключают подачу воды именно там, где в данный момент находится посетитель.

8. «Предательство неприкосновенности»

© Jason Henry

Художественная ценность многих произведений искусства не очевидна и зависит большей частью, от воображения зрителя. К примеру, одни видят в «Чёрном квадрате» Малевича гениальное полотно, а другие считают великого авангардиста мошенником, который сумел убедить людей в том, что его примитивная мазня — новое слово в живописи.

Как бы то ни было, существуют арт-объекты, художественные достоинства которых не стоит подвергать сомнению — на них интересно смотреть даже простым обывателям, не слишком искушённым в современном искусстве. В их число входит инсталляция «The Treachery of Sanctuary» (можно перевести как «Предательство неприкосновенности»). Произведение интерактивного искусства представляет собой три вертикальных панели, размером три на три метра каждая, на которые выводится обработанный и искажённый силуэт зрителя, стоящего перед арт-объектом — что-то вроде кривого зеркала, только гораздо сложнее и изощрённее.

Инсталляция захватывает движения с помощью камер с технологией Kinect, специальное программное обеспечение создаёт модель силуэта и добавляет к нему эффектные детали, затем результат выводится на панель. На первом экране тень человека распадается на множество птиц, что символизирует появление на свет, на втором птицы атакуют тень и разрывают её на куски, олицетворяя собой жестокость, а третья часть инсталляции показывает, как у человека «вырастают» крылья — так Крис Милк, автор инсталляции, изобразил смерть. По словам художника, его «Предательство» рассказывает людям историю рождения, смерти и преображения с помощью их собственных теней.

9. Автоматическая клоака Вима Дельвуа

© blogontoast.wordpress.com

Бельгиец Вим Дельвуа — один из самых скандальных художников современности, так как во всех своих работах он стремится сочетать красоту с чем-нибудь отвратительным и отталкивающим. Шедевр с говорящим названием «Клоака» («Cloaca») входит в число наиболее известных его работ и представляет собой ничто иное, как аппарат по производству фекалий. Невероятно сложную по конструкции машину можно назвать действующей моделью пищеварительного тракта — загруженная в неё пища посредством множества химических и физических процессов превращается в сами-знаете-что. «Клоака» состоит из различных компонентов, среди которых резервуары с кислотой и бактериями, насосы, реактор с компьютерным управлением и целый ворох других хитроумных приспособлений — всё вместе это позволяет сымитировать работу пищеварительной системы человека.

Арт-объект установлен в «Музее современного искусства» в Нью-Йорке, причём художник регулярно устраивает публичные демонстрации его возможностей. Дельвуа мелко нарезает различные продукты питания и отправляет пищу в «рот» машины, затем заливает туда же какой-либо напиток (скажем, бельгийское пиво), а далее остаётся только ждать, пока пища «переварится» — этот процесс занимает около 22 часов. Финальный аккорд технологического процесса — дефекация, причём выделенные «Клоакой» экскременты ничем не отличаются от полученных более «традиционным способом» человеческих фекалий ни по цвету, ни по форме, ни по запаху.

10. Роботворчество

© www.flickr.com

Когда речь заходит об искусстве, всегда имеется ввиду нечто, созданное человеком, ведь согласно нашим представлениям, творчество присуще только представителям вида homo sapiens. Группа исследователей из Атланты задались целью опровергнуть утверждение об исключительности права человечества на создание объектов искусства и разработали «» — киборга, способного творить. Его имя является аббревиатурой выражения «Multi-Electrode Array Art», что можно перевести, как «Мультиэлектродный Художественный Массив».

«MEART» состоит из «тела» и управляющего им «мозга», удалённых друг от друга. «Голова» системы находится в Атланте и включает в себя несколько тысяч нервных клеток, взятых у подопытных крыс. «Тело» киборга расположено на другом конце планеты, в австралийском городе Перт, оно представляет собой манипуляторы, с которыми «мозг» взаимодействует через сеть интернет в режиме реального времени. Художник-киборг проявляет свои творческие способности, рисуя на бумаге и контролируя этот процесс с помощью «глаз», то есть видеокамеры. Работам «MEART», конечно, далеко до «Джоконды» да Винчи, однако впечатляет тот факт, что всё это создано нечеловеческим разумом.

Современное искусство 21 века: описание

Современным искусством принято называть всевозможные художественные течения, сложившиеся в конце XX века. В послевоенный период оно являлось своеобразной отдушиной, вновь научившей людей мечтать и изобретать новые жизненные реалии.

Устав от оков суровых правил прошлого, молодые художники решили разорвать прежние художественные нормы. Они стремились к созданию новых, до этих неизвестных практик. Противопоставляя себя модернизму, они обратились к новым способам раскрытия своих сюжетов. Художник и концепция, стоящая за его творением, стали гораздо важнее самого итога творческой деятельности. Желание отойти от воздвигнутых рамок привело к возникновению новых жанров.

Среди художников начали возникать споры о смысле искусства и способах его выражения. Что такое искусство? Какими средствами можно добиться неподдельного искусства? Концептуалисты и минималисты нашли ответ для себя во фразе: «Если искусство может быть всем, то может быть и ничем». Для них уход от привычных изобразительных средств вылился в проведение различных акций, хеппененгов и перформансов. В чем же особенность современного искусства в 21 веке? Об этом мы и поведем речь в статье.

современное искусство 21 века

Трехмерная графика в искусстве XXI века

Славится искусство 21 века необычными картинами в 3D графике. С развитием компьютерных технологий художники получили доступ к новым средствам создания своего искусства. Суть трехмерной графики состоит в создании изображений при помощи моделирования объектов в трехмерном пространстве. Если рассмотреть большинство форм современного искусства в 21 веке, создание трехмерных изображений окажется наиболее традиционным. 3D графика имеет множество сторон, в прямом смысле этого слова. Ее используют при создании программ, игр, изображений и видео на компьютере. Но ее также можно заметить прямо под ногами – на асфальте.

Трехмерная графика перебралась на улицы несколько десятилетий назад и с этого времени остается одной из важнейших форм уличного искусства. Многие художники рисуют на своих «картинах» объемные изображения, способные поразить своей реалистичностью. Эдгар Мюллер, Эдуардо Ролеро, Курт Уеннер и многие другие современные художники сегодня создают искусство, способное удивить любого.

необычные картины в 3d графике искусство 21 века

Уличное искусство 21 века

Раньше занятие искусством было уделом состоятельных людей. Оно веками было укрыто стенами специальных заведений, куда был закрыт доступ непосвященным. Очевидно, что его грандиозная сила не могла вечно томиться внутри душных зданий. Именно тогда оно выбралось наружу — на серые мрачные улицы. Выбралось, чтобы изменить свою историю навсегда. Хотя поначалу все не было так просто.

Его рождению были рады не все. Многие считали его следствием неудачного опыта. Некоторые и вовсе отказывались обращать внимание на его существование. Между тем детище продолжало расти и развиваться.

Уличных художников ждали трудности на своем пути. При всем своем многообразии форм, уличное искусство порой было сложно отличить от вандализма.

Началось все в 70-х годах прошлого века в Нью-Йорке. В это время уличное искусство находилось в зачаточном состоянии. А поддерживали его жизнь Julio 204 и Taki 183. Они оставляли надписи в разных местах своего района, после расширяя территорию распространения. Соперничать с ними решили другие ребята. Тут-то и началось самое интересное. Задор и желание показать себя вылилось в битву креативности. Каждый стремился открыть для себя и других более оригинальный способ оставить свой след.

В 1981 году уличному искусству получилось преодолеть океан. В этом ему помог уличный художник из Франции BlekleRat. Он считается одним из первых художников граффити в Париже. Его также называют отцом трафаретного граффити. Его фирменным штрихом являются рисунки крыс, что отсылает к имени их создателя. Автор заметил, что после перестановки букв в слове rat (крыса) получается art (искусство). Blek однажды отметил: «Крыса является единственным свободным животным в Париже, которое распространяется повсюду, прямо как уличное искусство».

Самым знаменитым уличным художником является Бэнкси, который называет BlekleRat своим главным учителем. Злободневные работы этого талантливого британца способны заставить замолчать каждого. В своих рисунках, созданных с использованием трафаретов, он обличает современное общество с его пороками. Бэнкси свойственен традиционный британский юмор, позволяющий оставить еще большее впечатление на аудиторию. Интересным является тот факт, что до сих пор личность Бэнкси окутана тайной. Никому еще не удалось раскрыть загадку личности художника.

Тем временем искусство улиц стремительно набирает обороты. Когда-то отброшенный к маргинальным течениям, стрит-арт взошел на подмостки аукционов. Работы художников продаются за баснословные суммы теми, кто когда-то отказывался о нем говорить. Что это, живительная сила искусства или веяния мейнстрима?

уличное искусство 21 века

Формы

На сегодняшний день выделяют несколько довольно интересных проявлений современного искусства. Обзор самых необычных форм современного искусства будет представлен вашему вниманию далее.

Реди-мейд

Термин реди-мейд происходит от английского, что означает «готовый». По сути, целью данного направления не является создание чего-либо материального. Основной идеей здесь служит то, что в зависимости от окружения того или иного предмета меняется восприятие человеком и самого предмета. Родоначальником течения является Марсель Дюшан. Наиболее знаменитой его работой является «Фонтан», представляющий собой писсуар с автографом и датой.

Анаморфозы

Анаморфозами называют технику создания изображений таким образом, что полностью разглядеть их возможно лишь под определенным углом. Одним из ярких представителей этого течения является француз Бернард Прас. Он создает инсталляции с использованием того, что попадется под руку. Благодаря своему мастерству ему удается создавать удивительные произведения, увидеть которые, однако, можно лишь под определенным углом.

обзор самых необычных форм современного искусства

Биологические жидкости в искусстве

Одним из самых спорных течений в современном искусстве 21 века является рисунок, написанный человеческими жидкостями. Часто последователи данной формы современного искусства используют кровь и мочу. Цвет картин в этом случае часто приобретает мрачный, пугающий вид. Герман Нич, к примеру, использует кровь животных и мочу. Автор объясняет использование столь неожиданных материалов трудным детством, которое пришло на время Второй мировой войны.

Живопись XX-XXI века

Краткая история живописи содержит сведения, что конец XX века стал отправной точкой для многих культовых художников современности. В тяжелые послевоенные годы сфера художественного искусства пережила свое перерождение. Художники стремились открыть новые грани своих возможностей.

Супрематизм

Создателем супрематизма принято считать Казимира Малевича. Будучи главным теоретиком, он провозгласил супрематизм способом очищения искусства от всего лишнего. Отказавшись от привычных способов передачи изображения, художники стремились освободить искусство от внехудожественного. Важнейшей работой в данном жанре служит знаменитый «Черный квадрат» Малевича.

живопись xx xxi века

Поп-арт

Поп-арт берет свои истоки в США. В послевоенные годы общество пережило глобальные изменения. Люди теперь могли себе позволить больше. Потребление стало важнейшей частью жизни. Людей начали возводить в культ, а продукты потребления – в символы. Джаспер Джонс, Энди Уорхолл и другие последователи течения стремились использовать эти символы в своих картинах.

Футуризм

Футуризм был открыт в 1910 году. Основной идеей этого течения служило стремление к новому, разрушение рамок прошлого. Это стремление художники изображали при помощи особой техники. Резкие штрихи, наплывы, соединения и пересечения – признаки футуризма. Наиболее известными представителями футуризма являются Маринетти, Северини, Карра.

Современное искусство в России XXI века

Современное искусство в России (21 век) плавно перетекло из подпольного, «неофициального» искусства СССР. Молодые художники 90-х искали новые способы реализации своих художественных амбиций в новой стране. В это время зародился московский акционизм. Его последователи бросали вызов прошлому и его идеологии. Разрушение границ (в прямом и переносном смысле слова) позволило изобразить отношение молодого поколения к ситуации в стране. Современное искусство 21 века стало экспрессивным, пугающим, шокирующим. Таким, от которого так долго закрывалось общество. Акции Анатолия Осмоловского («Маяковский — Осмоловский», «Против всех», «Баррикада на Большой Никитской»), движения «ЭТИ» («ЭТИ-текст»), Олега Кулика («Пятачок раздает подарки», «Бешенный Пес или Последнее табу, охраняемое одиноким Цербером»), Авдея Тер-Оганьяна(«Поп-арт») навсегда изменили историю современного искусства.

современное искусство в россии 21 век

Новое поколение

Слава ПТРК – современный художник из Екатеринбурга. Кому-то его работы могут напомнить творчество Бэнкси. Однако работы Славы несут в себе идеи и чувства, знакомые только российскому гражданину. Одним из наиболее заметных его работ является акция «Страна возможностей». Художник создал надпись из костылей на здании заброшенной больницы Екатеринбурга. Костыли Слава скупал у жителей города, которые однажды ими пользовались. Об акции художник сообщил на странице в социальной сети, дополнив обращением к согражданам.

музей современного искусства 21 века

Музеи современного искусства

Возможно, когда-то современное изобразительно искусство 21 века казалось средой маргинальной, но сегодня все больше людей стремятся приобщиться к новой сфере искусства. Все больше музеев открывают свои двери для новых средств выражения. Нью-Йорк является рекордсменом в области современного искусства. Здесь же находятся два музея, являющиеся одними из лучших в мире.

Первый – MoMA, являющийся хранилищем полотен Матисса, Дали, Уорхола. Второй – музей Соломона Гуггенхайма. Необычная архитектура здания соседствует с творениями Пикассо, Марка Шагала, Кандинского и многих других.

Европа также знаменита своими великолепными музеями современного искусства 21 века. Музей KIASMA в Хельсинки позволяет трогать предметы выставки. Центр Жоржа Помпиду в столице Франции поражает необычной архитектурой и работами художников современности. Стеделейкмюсеум в Амстердаме хранит в своих стенах крупнейшее собрание картин Малевича. Тейт Модерн в столице Великобритании обладает огромным количеством арт-объектов современности. Венский музей современного искусства обладает работами Энди Уорхолла и прочих талантливых творцов современности.

Современное искусство 21 века (живопись) — загадочное, непонятное, завораживающее, навсегда изменило вектор развития не только отдельной сферы, но и всей жизни человечества. Оно отражает и создает современность в одно и то же время. Постоянно изменяясь, искусство современности позволяет на мгновение остановиться постоянно спешащему человеку. Остановиться, чтобы вспомнить о чувствах, кроющихся глубоко внутри. Остановиться, чтобы вновь набрать темп и спешить в вихрь событий и дел.