4. Светская жизнь лишает свободы и преданных ей держит в тяжком рабстве. Лицемерие и эгоизм как постоянные качества светской жизни, Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться
святитель Феофан Затворник
Что есть духовная жизнь и как на неё настроиться
Глава 3Глава 5
Скачатьepub fb2 pdf Оригинал: pdf15Мб
Прошлый раз не о всем я поговорил, чего касались вы в своем письме. Шлю дополнение. Вы говорите: «Еще вот что я вижу: что все впопыхах спешат, гонятся за чем-то, чтоб уловить, и никто ничего не успевает поймать. Случилось мне пройти людной улицей или местом – какая там суматоха и суета! Но смотрю потом: и в домах то же, то же, вероятно, и в душах у них. И ума не приложу: ужели так можно жить? И вот что еще вижу: что тут друг друга теснят, вяжут и тиранят, никто своей воли и свободы не имеет. Одеться не смей как хочешь, ступать не смей как хочешь, говорить тоже – и ничего не смей как хочешь. Все у них подчинено какому-то закону, который не знают, кем написан; всех он теснит, но никто сломать его не смеет. Зато и сами делаются тиранами друг для друга. Посмей не послушать кого – горе. Я, например, пою, когда хочется петь. Ведь это рай: и самой приятно, и слушающим. А тут хочешь не хочешь – пой. Предлагается это очень вежливо, но отказаться-то считается делом противозаконным. И поешь. Самой тягота невыносима – чуть грудь не треснет, а надуваешься – показать, что поешь от души. Я замечала это и у других. Вот вам и свобода! А ведь снаружи посмотреть – все вольница. Вольница, спутанная по рукам и по ногам! По этому поводу стала я присматриваться: да от души ли они делают и все прочее. И что же? Может быть, я ошибаюсь, но не увидела ничего, что было бы от души. Ласки напускные, готовность к услугам – тоже, взаимоуважение – тоже. Все напускное. За видимостью, гладкой и изящной, прячется совсем другая душа, которую, если б ее вытащить наружу, никто не нашел бы не только изящной, но и сносной.
Совершенно верно. К вашему описанию нечего и прибавлять. Все это давно уже замечено и указано в предосторожность. Еще Макарий Великий вот как изображал увиденную вами сумятицу и гоньбу за чем-то: «Чада века сего уподобляются пшенице, всыпанной в решето земли сей, и просеваются среди непостоянных помыслов мира сего, при непрестанном волнении земных дел, пожеланий и многосплетенных вещественных понятий. Сатана сотрясает души и решетом, то есть земными делами, просевает весь грешный род человеческий. Со времени падения, как преступил Адам заповедь и подчинился лукавому князю, взявшему над ним власть, непрестанными обольстительными и мятущимися помыслами всех сынов века сего просевает и приводит он в столкновение в решете земли. Как пшеница в решете у просевающего бьется и, взбрасываемая непрестанно, в нем переворачивается, так князь лукавства земными делами занимает всех людей, колеблет, приводит в смятение и тревогу, заставляет приражаться к суетным помыслам, нечистым пожеланиям, земным и мирским связям, непрестанно пленяя весь грешный род Адамов.
Вот вам в придаток к вашему наблюдению! Вы заметили, что есть и бывает. А святой Макарий указал и причину того, и первое исходище. Этот взгляд на дело в том круге, о коем речь, не принимается, и речи о том заводить нельзя. Вас же прошу усвоить этот взгляд и всегда держать его в мысли. Он выражает суть дела и, будучи вами принят с убеждением, будет служить для вас ограждением от обаяний светской жизни. Чтоб больше об этом подумать и более сродниться с таким образом мыслей, потрудитесь прочитать всю эту пятую беседу святого Макария. Книгу эту я давал вашей матушке, и она хотела ее приобресть.
Со своей стороны прибавлю, что эта гоньба за чем-то и неудовлетворенность ничем зависят от того же, о чем я писал прошлый раз: именно от того, что таким образом жизни не все естество человеческое питается и не все потребности его удовлетворяются. Неудовлетворенная сторона, как голодная, требует пищи во утоление своей алчбы и жажды и гонит человека искать ее. Человек и бежит искать, но как он вращается все в том же круге, не удовлетворяющем голодающей стороны, то удовлетворения не бывает, голод и жажда не пресекаются, не прекращается и требование пищи, не прекращается и гоньба. И никогда она не прекратится в живущих по духу мира. Враг же держит их в ослеплении, по коему они не замечают ошибки, что не той дорогой бегут и не туда стремятся, и в этом мраке томит и душит эти души – бедные. И так их отуманил враг, что и говорить им об их ошибочности не смей никто. Так и зарычат, как лютые звери. Не рыкание ли это того льва, который всюду рыщет, «иский кого поглотити» (1Пет. 5, 8)!
Что касается до других замеченных вами сторон светской (мирской) жизни, скажу только, что иначе сему и быть нельзя. Ибо такая жизнь есть жизнь падшего человечества, которого исходная черта есть самолюбие, или эгоизм, себя ставящий целью, а все и всех – средством. Тут причина того, что всякий хочет навязать свои желания другому или связать его ими, что назвали вы очень метко тиранством. Уж как не скрашивает кто своих желаний, позади всего стоит эгоизм, желающий повернуть вас по-своему или сделать вас средством. Тут причина и лицедейства, суть которого есть напряженное ухищрение всячески прятать свои дурные стороны, не исправляя их, иначе пресечется влияние на других и, следовательно, пользование ими как средствами.
Правда, вы, верно, встречаете несколько лиц с симпатичным строем сердца: так и льнут и берут прямо за сердце. Такое расположение есть остаток родственного чувства, с каким создан человек в отношении к другим, но оно тут состоит в услугах у эгоизма, который пользуется им как лучшим средством к устроению своих дел. Я знаю одно такое лицо. Лучше прямой эгоист или эгоистка, чем такие симпатисты или симпатистки. В тех хотя заметить можно, куда ведут дело, а здесь редко кому удается этого достигнуть.
Правда, вы непрестанно почти встречаете услуги, но они делаются затем, чтоб потом за одну запрячь вас на десять дел в свою пользу. Скажете: «Да как же это? Тут все бьют на честность, и в чем-либо показать нечестность значит сгубить себя». Правда, что так есть, но эта честность есть маска эгоизма; все дело тут – не ударить себя в грязь лицом, для чего нередко допускаются самые бесчестные поступки, коль скоро можно утаить их от других.
Вы даже услышите или уже услышали приговоры: это эгоист, это эгоистка! Не подумайте, что говорящие это сами чужды эгоизма. Нет, этот приговор относится к тем, которые не позволяют повертывать собою или употреблять себя в средство для эгоистических целей тех, которые так о них судят. И следовательно, прямо обличает в сих последних эгоистов и эгоисток. Я слышал, что такие особы даже монахов укоряют в эгоизме: что-де для себя одних живут. Бедные монахи! Ни поесть, ни попить, ни поспать, день и ночь на ногах, в послушаниях, не имея своей воли и своих желаний, – и попали в эгоисты! По этому одному можете судить, какого достоинства суть и вообще обличения в эгоизме, какие встречаете или встретите среди светских. Они значат: нашла коса на камень.Пересмотрев написанное, вижу, что это я очень грубый произнес суд над светской жизнью, но не беру слова назад. Может быть, я и не написал бы того, что написалось, но как вы сами заметили довольно темненькие пятна в свете, то я и разохотился запеть в ту же ноту, и не думаю, чтоб это сколько-нибудь вас покоробило после того, что сами вы сказали.
Утомил я вас многописанием, но вы же меня понудили. Прошу не пропустить без внимания написанного, особенно последних строк.
Глава 3Глава 5
Источник: Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? : письма / свт. Феофан Затворник. — Москва : Отчий дом, 2012. — 301 с. ISBN 5-87301-120-6
Влад Канопка: «Светская жизнь — это часть работы» — Звезды
Интервью
Звезда сериала «Молодежка» рассказал WomanHit.ru, можно ли его встретить на модных вечеринках
Виталий Бродзкий13 мая 2023 15:09
Влад Канопка в «Молодежке»
Кадр из сериала
Актер сыграл в сериале «Молодежка» привлекательного хоккеиста Андрея Кисляка и после этого стал предметом обожания тысяч девушек со всей страны. Правда, сегодня звезда говорит, что после окончания «Молодежки» так и не получил нужной ему планки востребованности. Некоторые его коллеги считают, что для этого необходимо вести светскую жизнь, которой Влад Канопка сторонится. Мы встретили актера на одном таком мероприятии и задали вопрос: нужно ли артисту посещать светские мероприятия или это пустое времяпрепровождение?
— Я думаю, что светская жизнь — это часть работы. И полезная, и как хобби даже у кого-то. Но лично я редко бываю на таких мероприятиях. Хожу к друзьям, для которых проходящее, это важное событие! Люблю поддержать приятелей. Вот, ходил на выставку картин и столярных работ Данилы Якушева.
— Вы тоже, помимо съемок в кино, чем-то подобным увлекаетесь?
— Нет. Только кино смотрю, анализирую. И сам сейчас снимаю как продюсер короткий метр, рекламу и пытаюсь запустить сериал. Не рисую, не получатся, со школы даже не пробовал. Забросил. Нет даже желания. Видимо, это все-таки не мое.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен
эксклюзивное интервью, светская жизнь, молодежка, Влад Канопка
Хейтеры осудили фигуру Ольги Орловой: «Вам надо пресс качать»
Певица, которая сейчас отдыхает на Мальдивах, не стесняется своих неидеальных форм
Как самостоятельно снять свадебный фильм
Полезные лайфхаки от режиссера Оксаны Нечаевой
Я боюсь говорить с начальником: как справиться с тревогой и волнением перед серьезным разговором
Как настроиться перед важной встречей рассказывает тренер по дизайну голоса, речи и публичным выступлениям Седа Каспарова
Один дома: как побороть страх одиночества и обрести себя
Психолог-консультант рассказала, откуда берется этот страх и как с ним справиться
Не забудьте в городе: список неочевидных вещей, которые точно потребуются на дачных выходных
Начался дачный сезон, а значит, пора хорошенько подумать над тем, что стоит взять с собой за город на выходные, а что можно оставить дома
Эдгард Запашный: «Без ссор у нас с Аскольдом никогда не получалось»
Знаменитый дрессировщик рассказал Womanhit. ru об отношениях с родственниками, воспитании детей и о тостах за зверушек
Александр Устюгов: «Видимо, меня знакомили с Виктором Цоем, но мне это было неинтересно»
Популярный актер эксклюзивном интервью Womanhit.ru рассказал о своих многочисленных увлечениях и давних посиделках с лидером группы «Кино»
Яна Троянова в спешке покинула Россию: актриса рассказала, где сейчас живет
Артистка рада, что ей удалось получить визу
В Израиле отменили концерты Ольги Бузовой
Выступления должны были пройти в июне
Волочкова оголилась перед публикой
Свои интимные места балерина прикрыла животным
Кадры недели: заболевшая Хилькевич вывела в свет бородатого мужа, сын Стаса Михайлова раскрыл пол ребенка
Самые интересные события из мира шоу-бизнеса за неделю — в новом эксклюзивном видеообзоре Womanhit.ru
На какой размер алиментов может рассчитывать женщина, если отец ребенка скрывает свой доход
Адвокат Екатерина Лазаревич объясняет, как получать достойную сумму алиментов
Ирина Салтыкова объяснила, почему решила отказаться от секса
Исполнительнице тяжело найти достойного мужчину
Любовный гороскоп на июнь: Овны встанут во весь рост, а у Весов наступает время взлета
Таролог Алисия Артемьева специально для WomanHit. ru составила прогноз на первый месяц лета
Константин Крюков: «Сергей Бондарчук для меня был именно дедом»
В эксклюзивном интервью Womanhit.ru актер рассказал о клане Бондарчуков, вирусе актерства и новых работах
5 небанальных способов провести майские праздники с семьей
Полезные советы от нашего звездного автора, певца Алекса Анохина
Бангладеш — в тесноте, но не в обиде
Рассказываем, что смотреть и куда ехать в этой азиатской стране
Светская жизнь: новые ответы на старые вопросы — Цукерман, Фил: 9781594205088
ФИЛ ЦУКЕРМАН — профессор социологии и светских исследований в Питцер-колледже в Клермонте, Калифорния. Он является автором последних книг Faith No More и Society Without God , а также блогов Psychology Today и Huffington Post . В 2011 году Цукерман основал междисциплинарный факультет светских исследований в Питцер-колледже, первый в стране.
ВведениеИ вот оно снова: все понятие «ничего». Оно пришло ко мне дважды на одной неделе и от двух разных людей.
В первый раз это случилось с Джилл. Мы стояли и разговаривали на обочине возле студии, где ее сын и мой сын берут уроки игры на виолончели. Джилл чуть за сорок, она из Сан-Франциско, и недавно она продала свой магазин современной мебели, чтобы проводить больше времени дома со своими детьми. Мы часто болтаем, когда уроки игры на виолончели закончились, а наши сыновья заняты игрой в ближайших кустах.
На днях, пока мы разговаривали, возникла тема религии. Именно тогда Джилл выразила то, что я уже много раз слышала: «Я просто не хочу, чтобы мои дети были «никем».
Джилл — одна из десятков миллионов нерелигиозных американцев. Ее мама была буддисткой, а отец католиком, и она выросла в достаточной мере в обеих традициях. Но к тому времени, как она поступила в колледж, она знала, что не верит в Бога. Конечно, может быть, есть что-то еще — кто может сказать? Но религия была не для нее. То же самое чувствовал ее муж. И все было хорошо несколько лет.
Но в последнее время, когда ее детям исполнилось три и шесть лет, все стало как-то по-другому. Джилл немного волнуется. Она сказала мне, что подумывает отправить своих детей в какую-нибудь церковь, возможно, в местную католическую церковь. Но я мог сказать, что она была в противоречии. Когда я спросил ее, почему она подумывает отправить своих детей в церковь, если она не чувствует этого на 100 процентов, она сказала: «Я хочу, чтобы они усвоили мораль. Я думаю, это важно».
«Но ваши дети могут развить здоровую, прочную мораль без религии», — ответил я.
«Да, наверное, ты прав. Но все равно . . ».
Будучи светским родителем и изучив холмы и долины светской культуры в течение некоторого времени, я знаю, что гложет Джилл. Мне хорошо знакома тревога, которую испытывают многие такие светские американцы: чувство, что, возможно, кто-то совершает ошибку, воспитывая своих детей без религии. Несмотря на то, что Джилл живет осмысленной, вдумчивой и этичной жизнью без религиозной веры или принадлежности, она, тем не менее, чувствует, что если она не привьет своим детям какую-то религиозную идентичность — если они не будут вовлечены в религию, — тогда они будут… . . ничего.
Да, и аморально вдобавок.
Несколько дней спустя передо мной снова встал вопрос «ни о чем». На этот раз оно исходило от религиозной женщины. Ее зовут Беверли. Ей далеко за шестьдесят. Она описывает себя как «просто христианку». Мы познакомились на пикнике, устроенном общими друзьями в парке недалеко от Пасадены. Она спросила меня, чем я зарабатываю на жизнь. Я сказал, что был профессором небольшого гуманитарного колледжа. Затем она рассказала мне, что была программным директором религиозного центра крупного университета, места, где студенты всех вероисповеданий могут находить общину, посещать службы, встречаться со священнослужителями и так далее. Беверли любит свою работу. Она помогает организовывать религиозные мероприятия, координирует панели и дискуссии, среди прочего организует волонтерскую и благотворительную деятельность.
Когда Беверли спросила меня, что я изучаю, я ответил: «Светские люди».
Пауза.
— Вы знаете, — продолжал я, — люди, которые живут без религии. . . ».
И тогда она спокойно ответила: «Ну, без религии у тебя ничего нет».
Заметьте, в ее комментарии не было ни намека на язвительность или уничижительное отношение. Это было сказано любезно и открыто, подлинное выражение жизненного опыта, внутренней веры и личной ориентации этой женщины. Для Беверли жизнь без религиозной веры и участия была бы пустой, бессистемной.
Эта ассоциация секулярности с небытием имеет глубокие корни. Многие люди полагают, что жизнь без религии не только несколько пуста, но и по сути проблематична. В конце концов, как относиться к смерти без религии? Как человек справляется с жизненными неурядицами? Развивать мораль и этику? Найти сообщество? Испытывать чувство трансцендентности? Это очень справедливые вопросы. И все же идея о том, что религия является лучшим и/или единственным вариантом решения таких вопросов, просто несостоятельна. Вопиющая истина заключается в том, что миллионы людей живут без религии, и у них это неплохо получается. Они не живут бесцельно, дрейфуя в вакууме нигилистического небытия.
Джилл может этого не знать, или она может не воспринимать это с точки зрения четко сформулированных заповедей, но ее светский образ жизни на самом деле очень нравственный и глубоко основан на этическом поведении. То, как она ежедневно взаимодействует с окружающими, выбор, который она делает как мать, жена, соседка, деловая женщина и гражданин, и то, как она реагирует на окружающий мир и ценит его, — все это связано с развитием и выражать чуткий дух, заботиться о других и о мире в целом, быть ответственным и честным. И они очень связаны со светской чувствительностью. Ибо, как проиллюстрируют истории многих нерелигиозных мужчин и женщин, представленные в этой книге, на самом деле существуют определенные ключевые добродетели светской жизни и выдающиеся столпы светской культуры, которые укрепляют нравственную порядочность и способствуют человеческому благопристойности.
Что касается Беверли, хотя я и не хотел вдаваться в подробности на пикнике, я хотел бы, чтобы она знала, что религия определенно не единственный путь к хорошей, осмысленной или вдохновленной жизни людей. Есть и другие, светские варианты.
Жизнь без религии — это не «ничто». Есть общие атрибуты, характеристики, черты и ценности, которые можно найти среди нерелигиозных людей и в светской культуре, которые напрямую повышают способность людей справляться с жизненными неурядицами, позволяют испытывать моменты удовлетворения и экзистенциального трепета и даже повышают социальное благополучие. .
Действительно, основополагающие компоненты светской ориентации многочисленны и достойны похвалы: от поощрения прагматичного, разумного решения проблем до защиты себя от группового мышления и стадного мышления, от углубления нашей привязанности к людям и вещам этого мира до пробуждения душевного признательность за величие природы, от поощрения научных исследований до проявления гуманного сочувствия, от воспитания зрелой морали до порождения безмятежного принятия смертности, секулярность предлагает людям богатый, гордый источник как мудрости, так и удивления. И, как подтвердят многие мужчины и женщины, которых вы встретите на следующих страницах, быть светским — это утверждающее мировоззрение и позитивная, целеустремленная жизненная позиция.
То, что значит быть светским, и основные достоинства светской жизни, таким образом, являются очень важными вопросами, которые необходимо признать и понять, и их важность тем более актуальна, учитывая, что число нерелигиозных американцев стремительно растет. Действительно, недавний всплеск светскости был поистине замечательным явлением, беспрецедентным в истории нашей страны.
—
В 1950-х годах менее 5 процентов американцев были нерелигиозными. К 1990-м годам эта цифра достигла 8 процентов. Затем она подскочила до 14 процентов в 2001 году, 16 процентов в 2010 году, 19процентов в 2013 году, а по данным последних национальных опросов, сегодня она достигает 30 процентов. Это означает, что число нерелигиозных американцев увеличилось более чем на 200 процентов за последние двадцать пять лет, что делает их самой быстрорастущей «религиозной» ориентацией в стране.
Более трети американцев в возрасте от восемнадцати до двадцати девяти лет заявляют, что они нерелигиозны. В начале 1970-х только 9% американцев заявили, что никогда не посещали религиозные службы; сегодня так говорят почти 25 процентов. И в настоящее время в этой стране больше людей, выросших в светских семьях — без какой-либо религии, — чем афроамериканцев. Такой всплеск людей, избегающих религии, действительно примечателен и помогает объяснить, почему журнал Time недавно назвал резкое увеличение числа американцев, утверждающих, что их религия «никто не является», одной из десяти наиболее значительных тенденций, меняющих американское общество.
Я очарован этой тенденцией. И в своей работе в качестве социолога и профессора светских исследований я стремился тщательно изучить подходы светских людей к жизни, исследовать разветвления их мировоззрений и точек зрения и пролить свет на их опыт, радости и проблемы. Я сделал все это, чтобы связать такую информацию с более широкой социальной сценой, как здесь, в Америке, так и во всем мире.
Мой основной метод исследования заключался в проведении подробных интервью с нерелигиозными людьми со всей страны и из всех слоев общества, представляющими самые разные расы, этнические группы, возрасты, занятия, сексуальность и классовое происхождение. И я специально искал людей, демонстрирующих широкий спектр светских ориентаций, от твердо убежденных до слегка сбитых с толку, от стойких атеистов до безмятежно равнодушных. Я брал интервью у людей, посвятивших свою жизнь секуляризму, а также у людей, которые почти не задумывались об этом до нашего обсуждения, и у многих других, находящихся между такими крайностями.
Я находил своих собеседников всеми мыслимыми способами: просматривая светские веб-сайты в поисках потенциальных информаторов, посещая гуманистические собрания различных форм и размеров и знакомясь с вовлеченными людьми, преследуя людей, с которыми я вступал в контакт. на различных конференциях, выслеживая людей по статьям, которые я читал в газетах, и следуя всем без исключения зацепкам, которые приходят мне на ум через профессиональные и личные контакты и сети. Такое качественное исследование, особенно когда оно подтверждается соответствующей статистикой и подкрепляется количественными данными, открывает наилучшее возможное окно в жизнь и мировоззрение людей, позволяя проявиться их контурным историям и личным размышлениям — историям и размышлениям, которые уникальны для каждого мужчины и женщины. и в то же время актуально для бесчисленного множества других.
То, что я узнал и что будет проиллюстрировано в последующих главах, состоит в том, что, хотя светские американцы могут не иметь ничего общего с религией, это не означает, что они погрязают в отчаянии или блуждают в беспомощном забвении. Наоборот, они живут цивилизованной, разумно рациональной и удивительно осмысленной жизнью, основанной на прочных этических основаниях.
Светские американцы, несомненно, удивительно разнообразны, демонстрируя широкий спектр идентичностей, верований, склонностей и наклонностей. Но, насколько мне удалось выяснить в ходе моего исследования, большинство из них действительно разделяют некоторые ключевые черты и ценности, такие как уверенность в себе, свобода мысли, интеллектуальное исследование, взращивание автономии у детей, стремление к истине, основанная на эмпатической взаимности мораль. в Золотом правиле, принимая неизбежность нашей возможной смерти, ориентируясь по жизни с трезвым прагматизмом, основанным на этом мире (а не на следующем), и все еще наслаждаясь чувством глубокой трансцендентности время от времени посреди необъяснимой, непостижимой глубины бытия.
Для большинства нерелигиозных мужчин и женщин быть светским в конечном итоге означает жить здесь и сейчас — с изобилием, удовольствием, страстью и упорством, — потому что это единственное существование, которое у нас когда-либо будет. Это также означает стремление сделать мир лучше, потому что этот мир — это все, что у нас есть. Быть светским означает любить семью и друзей, а не божество или спасителя. Быть светским означает стремиться делать добро и правильно относиться к другим просто потому, что такое поведение делает мир лучше для всех. Быть светским означает находить радость, великолепие и удовлетворение в новорожденных младенцах и грозах, персиках и слезах, гармонии и внутренних бедрах, алгебре и прощении, кальмарах и иронии, не прикрепляя к таким необъяснимым чудесам жизни какую-либо сверхъестественную или божественную маскировку.
И в соответствии с тем, что подчеркивал в своих многочисленных книгах, эссе и выступлениях один из корифеев американского светского гуманизма Пол Курц, большинство светских людей глубоко верят в то, что образование и научные открытия могут улучшить жизнь, что демократия и уважение прав человека являются неотъемлемыми элементами хорошего общества, что справедливость и честность являются идеалами, достойными воплощения в жизнь, что землю нужно ценить и защищать, что честность, порядочность, терпимость, порядочность, любовь, альтруизм и личная ответственность являются качества, которые необходимо развивать, что творческое и художественное выражение жизненно важны для человеческого опыта, и что жизнь, хотя временами охваченная ужасом и отчаянием, по своей сути прекрасна, чудесна, возвышенна.
Без сомнения, большинство религиозных людей могут полностью согласиться с вышеизложенным мнением. Но многие из них — возможно, такие люди, как Беверли, — не знают, что светские люди активно отстаивают и воплощают такие принципы и убеждения. И многие другие — возможно, такие люди, как Джилл, — не совсем понимают, что именно в светскости укрепляет и ободряет эти принципы и убеждения.
—
СУЩЕСТВОВАЛО бесчисленное множество книг, превозносящих философскую строгость атеизма или полемически нападающих, высмеивающих и/или осуждающих тот или иной аспект религиозной жизни. Но то, что я предлагаю здесь, совсем другое: позитивный взгляд и ободряющее видение настоящей светскости, которая развивается «на земле», в обычной жизни, обычными людьми и среди них. Я буду исследовать, как живут светские американцы и как они выживают, как они противостоят смерти без обещания вечной жизни, как они сталкиваются с трагедиями и сталкиваются с жизненными трудностями без утешения религиозной веры, как они находят общность за стенами церкви, синагоге, храме или мечети, как они воспитывают своих детей — в общем, как светские люди ведут свою жизнь.
Конечно, многие светские американцы отвергли религию по очень конкретным и веским причинам; они идеологически, философски или политически мотивированы принять светскую жизнь и знают ее ценность и перспективы. Однако многие другие нерелигиозные люди более пассивно светские, с менее острыми намерениями или саморефлексивным сознанием. Такие люди, как Джилл. Таким образом, я надеюсь, что для тех, кто менее осознанно секулярен, или недавно секулярен, или неохотно секуляризируется, эта книга предлагает какое-то руководство — своего рода дорожную карту — которая в идеале может помочь таким людям ориентироваться в жизни без Бога или собрания. Для тех американцев, которые живут светской жизнью, но не совсем уверены, что это вообще означает или в конечном итоге влечет за собой, следующие страницы могут быть полезны как в экзистенциальных, так и в практических вопросах.
Но я также надеюсь, что эта книга прольет свет на большинство американцев, счастливо верующих, таких как Беверли. Я надеюсь, что истории и опыт людей, описанных на последующих страницах, а также сопутствующий анализ положительно повлияют на то, как они осмысливают и понимают своих соседей, коллег и родственников, которые по тем или иным причинам не или не могут разделить свою религиозную веру и участие. И в этом ключе я также надеюсь, что информация, данные и обсуждение, которые следуют, послужат противодействием некоторым из их негативных стереотипов и встряхнут некоторые из многих неправильных представлений об атеистах, агностиках, гуманистах, скептиках и других подобных вольнодумцы.
Например, многие религиозные американцы не любят и не доверяют людям, которые не верят в Бога, потому что считают, что атеизм — это то же самое, что отсутствие морали. Это предположение настолько широко распространено, что в ма…
‘Жить светской жизнью’ Фила Цукермана
Книжное обозрение|’Жить светской жизнью’ Фила Цукермана
https://www.nytimes.com/ 21.12.2014/books/review/living-the-secular-life-by-phil-zuckerman.Реклама
Продолжить чтение основной историиСьюзан Джейкоби
Когда вы покупаете на нашем сайте книгу, прошедшую независимое рецензирование, мы получаем партнерскую комиссию.
Много лет назад, когда я был невинным ягненком и впервые появился на ток-шоу правого радио, ведущий спросил: «Если вы не верите в Бога, что помешает вам совершить убийство?» Я выпалил: «На самом деле мне никогда не приходило в голову никого убивать».
Нерелигиозных американцев обычно заставляют объяснять, как они контролируют свои злые порывы, более нейтральным, хотя и не менее оскорбительным: «Как может быть мораль без религии?» Фил Цукерман, профессор социологии и светских исследований Питцер-колледжа в Калифорнии, пытается ответить на этот вопрос в книге «Жить светской жизнью». Он предлагает проницательную смесь научных исследований об изменении американских религиозных взглядов, своего собственного родительского опыта и интервью с другими людьми, сталкивающимися с моральными кризисами без Бога — от женщины, преодолевающей наркозависимость, до пережившей Холокост, которая ощетинивается при мысли о том, что Бог смотрел для всех, когда нацисты убивали евреев.
Взрослые, не принадлежащие к какой-либо религии, в настоящее время составляют почти пятую часть населения Америки, но только около 30 процентов этой группы решили назвать себя атеистами или агностиками в исследовании, проведенном в 2012 году исследовательским центром Pew Research Center. Остальные описали себя как «ничего особенного», из-за чего в СМИ появился ярлык «Ничего».
В то время как немногим более половины американцев говорят, что они с меньшей вероятностью проголосуют за атеиста на посту президента, сопоставимая цифра в 2007 году была ближе к двум третям. Не исключено, что негативное отношение американцев к атеистам начинает меняться таким образом, что в один прекрасный день это может напомнить резкое изменение мнения о правах геев.
Однако на данный момент многие атеисты считают невозможным избежать слегка оборонительного тона, настроенного на то, чтобы показать, что они так же добродетельны, как и все остальные. Цукерман, чьи предыдущие работы включают «Общество без Бога: что наименее религиозные народы могут рассказать нам о довольстве» (2008), не является исключением. Он превозносит светскую мораль, основанную на «чуткой взаимности, заложенной в Золотом правиле, принимая неизбежность нашей возможной смерти, ориентируясь по жизни с трезвым прагматизмом, основанным на этом мире».
Золотое правило (кто, кроме психопата, может с ним не согласиться?) является пробным камнем для атеистов, если они чувствуют себя обязанными доказать, что следуют моральному кодексу, признанному их религиозными соотечественниками. Но эта универсальная этическая предпосылка не мешает религиозным американцам (особенно правым) приставать к атеистам по поводу добра без Бога — даже несмотря на то, что атеисту правильно было бы считать грубым спрашивать своих религиозных соседей, как они могут быть хорошими с Богом. .
Интервью Цукермана — особенно с нерелигиозными родителями, пытающимися вырастить детей в высокорелигиозных регионах страны — дают достаточное объяснение нежеланию атеистов и агностиков выйти из укрытия.
Тоня Хинкль (псевдоним) — мать троих детей, которая живет в маленьком городке в штате Миссисипи, потому что там работает ее муж. Ее дети подвергались преследованиям в школе после того, как стало известно, что Хинклы не принадлежат к церкви. Когда близнецы-первоклассницы Тони в слезах вышли из школьного автобуса, она узнала, что «одна девочка встала в автобусе и закричала — прямо им в лицо — что они попадут в АД. Что они будут гореть вечно, потому что не ходили в церковь».
Такой опыт ясно показывает, что быть светским родителем в Южной Калифорнии или Нью-Йорке очень отличается от создания семьи в районах, где первый вопрос, который задают новоприбывшему, часто звучит так: «В какую церковь вы ходите?»
Цукерман — деликатный интервьюер, который позволяет людям говорить за себя без посторонних комментариев. 87-летняя атеистка вспоминает свою реакцию, когда ее второй ребенок умер от лейкемии в возрасте 4 лет. «Помню, сразу после смерти Билли первый человек сказал мне что-то вроде: «Знаешь, Господь призвал Билли дома — это было просто время Билли». Я сказал ему: «Нет, не говорите мне, что это было «время Билли». Я не буду этого слышать».
Многие предполагают, что неверующим должно быть труднее справиться с трагедией, но подобные интервью показывают, что в сфере горя атеисты благодарны за то, что им не приходится сталкиваться с проблемой теодицеи с ее неразрешимым вопросом о том, как предположительно любящий Бог может допустить зло и страдание.
О более приземленных заботах светской жизни, таких как отношения с религиозными родственниками, наблюдения Цукермана честны и полезны. Со временем он и его жена Стейси перестали пытаться «защитить» своих детей от верований ее набожных, рожденных свыше родителей-христиан. «Они имеют право знать, во что верят их дедушки и бабушки, знать, кто они такие», — говорит Стейси.
Однако вызывает некоторое удивление тот факт, что сам автор, когда кто-то «спрашивает, кто я такой», возражает против использования слова «атеист», потому что «по сути это термин отрицания». Этимологически это верно, но атеизм легко сочетается с гуманизмом, поскольку Эразма называют христианским гуманистом.