Святая бренд: Женская и мужская одежда СВЯТАЯ – Модная и Святая. Как построить бренд одежды с нуля и без вложений

Содержание

Бренд «Святая» обвиняют в разжигании розни — Реальное время

Владельцы казанского бренда одежды продолжают провоцировать покупателей — дело дошло до прокуратуры

«Марҗа» и «Марҗа түгел» — надписи на новых футболках от популярного бренда никого не оставили равнодушными и вызвали очередной скандал вокруг известного казанского продавца одежды «Святая». Многие высказались, что своим продуктом компания провоцирует межнациональную рознь. Дело в том, что в татарском языке в ряде случаев слово «марҗа» несет в себе пренебрежительное отношение к русской женщине, часто используется как оскорбление. В продаже новые модели уже не найти, по телефону горячей линии утверждают, что все раскупили. Между тем нашумевшей продукцией заинтересовалась прокуратура РТ, специалисты изучают уместность написания этих слов на одежде. Подробности — в материале «Реального времени».

Русская или не русская?

Казанский производитель одежды «Святая» получил свою дозу хайпа на волне языковой политики — компания выпустила серию футболок с надписями «маржа» и «маржа тугел». Слова сопровождали флаги России и Татарстана. В татарско-русских словарях это слово обозначено как разговорное, переводится как «русская женщина», хотя в большинстве случаев передает пренебрежительное отношение и используется как оскорбление. Впрочем, как объяснили лингвисты, все зависит от контекста. Однако в Казани отношение к слову исключительно отрицательное. Одним из первых на сомнительные футболки обратил внимание телеграм-канал «Бабай позвонит». Новость об использовании слов «маржа» и «маржа тугел» не обошла и федеральные СМИ.

— В интернете появились изображения белых футболок от бренда «Святая», на груди которых изображены маленькие флаги России или Татарстана и такая же маленькая подпись «Маржа» или «Маржа тугел», что в переводе означает оскорбительное обращение к русской женщине — в первом случае, и отрицание того, что надевшая эту футболку «маржа», — во втором. Этот хайп совершенно смело можно отнести к разжиганию межнациональной розни с далеко идущими последствиями, поэтому мы бы рекомендовали магазину снять футболки с продажи, а в следующий раз 10 раз подумать, прежде чем выводить на рынок спорные решения, — советуют авторы канала.

Сейчас ни в одной из групп бренда нет ни одного упоминания об этих футболках, которые поступили в продажу меньше недели назад. Не найти их и на официальном сайте компании «Святая». Фото svyataya.com

В ответ на поднявшийся скандал представители бренда в соцсетях пояснили, что надписи всего лишь означают «русский» и «не русский». Правда, сейчас ни в одной из групп бренда нет ни одного упоминания об этих футболках, которые поступили в продажу меньше недели назад. Не найти их и на официальном сайте компании «Святая».

— Все футболки уже раскупили. Компанией было принято решение, что их не будут больше шить. Я дизайнерский принт не компетентен комментировать. Сейчас мы делаем акцент на другие модели, предлагаем обратить внимание на них, — ответили корреспонденту по многоканальному телефону «Святой».

От официальных комментариев в компании отказались: «К сожалению, на данный момент нашим руководством было принято решение не давать интервью никаким изданиям. Спасибо за понимание», — ответила «Реальному времени» Кристина Ревина, занимающаяся SMM-продвижением марки «Святая».

Основатели бренда Регина Сафина и Рустем Гарипов на момент подготовки материала не предоставили комментариев, хотя сообщения прочитали. Стоит отметить, что в одном из интервью еще три года назад основатели признались, что и само название бренда — «Святая» — это провокация, и не отрицали, что рассчитывали в своей маркетинговой политике именно на такой эффект.

Еще три года назад основатели бренда признались, что и само название «Святая» — это провокация, и не отрицали, что рассчитывали в своей маркетинговой политике именно на такой эффект. Фото fashiontime.ru

Проверка прокуратуры РТ

Однако многие татарстанцы не оценили пиар-ход производителя. В большинстве своем пользователи высказывались о новинке негативно. В свою очередь, «Святая» в мае запускала конкурс на новый стикер для «Телеграм». Судя по всему, стикер «маржа тугел» на тот момент уже был задействован. Под этим постом пользователи высказывались отрицательно:

«Не забывайте, что свою продукцию вы продаете на российский рынок. И что же вы свой бренд назвали русским словом?»; «Маржой» татары называют русских в оскорбительной форме, как бы превознося свою нацию над русскими»; «Я не понимаю, как бренд может себе позволять такое. Недавно только приобретала там вещи, сейчас все желание отбили»; «Такое ощущение, что в этой компании работают только лишь татары. Что за националистические наклонности?»; «Дичь какая-то. Выпустите футболки с надписью «чаплашка» и «не чаплашка». Слабо?» — недоумевали покупатели.

Появлением футболок с провокационными надписями заинтересовались и в республиканской прокуратуре:

— Заявлений по данному факту пока не поступало. Надзорное ведомство обратило внимание на этот случай в ходе мониторинга СМИ. Проводится проверка. При наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования, — сообщили «Реальному времени» в пресс-службе прокуратуры РТ.

«Все зависит от региона»

Похоже, что татарстанцы с жалобами на производителя футболок в надзорные службы не обращались. Так, в Союзе потребителей РТ заметили, что у них не было обращений по поводу унижающих надписей:

— К нам никто не обращался. Закон о защите прав потребителей вообще никак не регулирует этот вопрос. Еще нужно доказать, что слово является ругательным, все зависит от контекста, — считает председатель совета Союза потребителей РТ Марс Исмагилов.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры татарской литературы КФУ Милеуша Хабутдинова тоже признается, что нужно обращать внимание на контекст, но в Казани использование этого слова точно недопустимо.

— Все зависит от региона. Вообще, «маржа» — это слово, обозначающее русскую женщину, так же, как «урыс» — русского мужчину. В Казани это негативная коннотация. Мои языковые наблюдения: в интернациональной деревне, где я жила, было обращение «маржа», и никто даже не мог подумать, что это оскорбительное обращение. Когда я в 90-е приехала учиться в Казань, то оказалось, что здесь значение слова совсем другое. Его использование сейчас — желание молодежи самовыразиться, но для этого нет площадки. Здесь тонкая тема национальности, к тому же обидные эмоции выстреливают у тех, у кого есть обида. Я здесь не вижу оскорбительного контекста. В Кукморском районе, например, на эту футболку совершенно бы спокойно отреагировали, в Казани в 90-е — оскорбились бы, но это получается деление на свое/чужое. Вряд ли создатели футболок выступают прямо против русских, скорее это такая подростковость в поведении. Они хотят выразиться, обозначить национальность, но не умеют — это проблема роста, это такой уровень культуры. Нужно помочь, это ляп из-за незнания языка, — считает Милеуша Хабутдинова.

Она подчеркивает, что в Казани действительно такая контекстная ситуация, что «маржа» носит негативный смысл. «Попахивает расизмом», — рассуждает доцент. Но и ношение даже нейтральной футболки с определенным флагом она не считает пропагандой культуры.

— Это не говорит о готовности пропагандировать культуру. Об этом можно говорить только по поступкам, только о тех людях, кто сделал вклад в культуру. Мне кажется, что тот, кто наденет подобную футболку с флагом, закомплексован, — рассуждает Хабутдинова.

В индустрии моды к поступку бренда тоже отнеслись очень настороженно: «В настоящее время идет расцвет предпринимательской деятельности, каждый день просыпается новый бизнесмен, вдохновленный тренингами и блогами о красивой жизни. Бренд «Святая» с самого названия выбрал сложную, но «хайповую» тактику маркетинга — обнаженное тело, провокационные надписи. Что касается данной ситуации — наглядный пример черного пиара, но направленного на свою же компанию, и если это действительно тактика искажения собственной репутации, то можно только безмолвно кивнуть в знак уважения, но если надпись — случайность, то… В любом случае бренд выбрал очень тонкую грань, где все должно быть стратегически продумано на два шага вперед», — поделилась мнением с «Реальным временем» управляющая брендом Ricoco Гульнур Гизатуллина.

Юлия Косолапкина

Общество Татарстан

9 брендов одежды из Казани, известных за ее пределами

Необычные украшения CheTa, которые носят даже в Америке, платья от бренда Baby-Doll Shop, о которых пишет Vogue, бренды «Чукча» и Together Wear, которые выходят на мировой рынок и многое другое.

Непромышленные татарстанские бренды начали появляться относительно недавно. Ещё пять лет назад не особо заинтересованные вряд ли могли назвать что-то, помимо пары имён. Но, на сегодняшний день, дизайнеры из Казани начинают заявлять о себе на всю Россию, а некоторые и на весь мир. Enter рассказывает о брендах, созданных в Казани, которые развиваются успешно и с каждым днем становятся все популярнее.

Деревянные украшения CheTa

Украшения CheTa создала дизайнер из Казани – Татьяна Черногузова. CheTa – это минималистичные украшения из натурального дерева. В этих украшениях нет ничего сложного, только простые формы и экологичные материалы, а также любовь дизайнера к своей работе. Наверно, благодаря этим составляющим, украшения от Татьяны пользуются успехом, их носят не только в России, но и в Америке. Бывает так, что украшения снимают с самого дизайнера, так они нравятся людям (конечно, с разрешения Татьяны). Эти деревянные украшения сочетаются как с белой футболкой и джинсами, так и с образом на выход. Бренд CheTa можно найти на казанских выставках (Open Space Market), а также в социальных сетях.

Для кого: барышень, которые любят минимализм, дерево и простые формы
Смотреть

Ювелирных украшений T.Tomato

T.Tomato – это казанский ювелирный бренд авторских эксклюзивных украшений из серебра 925 пробы, которые делаются вручную и дополняются натуральными камнями и материалами. Каждое изделие бренда уникально, можно сказать, что у каждого кольца есть свой характер и настроение. На просьбу повторить то или иное кольцо своего же изготовления Татьяна Сибирцева и Михаил Хузахметов, основатели бренда, отвечают, что украшение, несмотря на похожесть, будет иметь неповторимые черты. Но авторские работы как никакие могут отличаться безупречным дизайном, как например T.Tomato, которые делают невероятные вещи из этого металла.

Для кого: для всех, кто не признает золото и в люблен в необычные формы
Смотреть

Кожаные изделия ручной работы Gali

Gali – это надежные изделия из кожи, которые сделаны в нашем городе талантливыми молодыми людьми. Основатель бренда Рустем Галимов начал заниматься изделиями из кожи ручной работы в 2013 году. Так появился бренд под названием Gali, изделия этого бренда созданы для любителей минимализма и качества. На сегодняшний день в лавке можно найти вещи не только из кожи, но и из ткани, дерева.

Для кого: для модников и любителей качества, хороший подарок
Смотреть

Головных уборы Sorokina

Этот бренд существует уже более пяти лет и основала его дизайнер из Казани Анастасия Сорокина. Уникальность этого бренда в том, что они используют только натуральные ткани: трикотаж, хлопок, шерсть, шелк, кашемир. Большинство изделий изготавливаются в количестве не более пяти штук. Всевозможные дизайнерские тюрбаны, пилотки, кепки и шляпы отправляются по всей России и за границу.

Для кого: для любителей головных уборов и модных девушек
Смотреть

Бренд одежды Baby-Doll Shop

Бренд Baby-Doll Shop делают дизайнерскую одежду, украшения и аксессуары. Бренд был основан в 2010 году дизайнером – Alena Dovgaya. Все изделия изготавливаются индивидуально для каждого покупателя, одежда шьется по персональным меркам и расшивается вручную, так же как украшения и аксессуары – все ручная работа. Платья от Baby-Doll Shop это не только свадебные наряды, но и образы для вечерних выходов, а также есть некоторые позиции для повседневной носки. Заказы отправляют по всей России и за ее пределы.

Для кого: девочки, девушки, женщины, которые решили отказаться от типичных платьев – тортиков на свадьбу, в пользу оригинальных образов

Смотреть

Одежда «Святая» и «Святой»

Бренд «Святая» представляет собой современную дизайнерскую одежду. Главными принципами создателей одежды «Святая» являются: качество, удобство, сексуальность и чуткое отношение к деталям. «Святая» был основан в 2013 году Рустемом Гариповым и Региной Сафиной. На сегодняшний день у бренда есть не только женская, но и мужская линия, которая также отличается простотой и лаконичностью. Одежду казанских дизайнеров покупают не только в Казани, но и по всей России.

Для кого: модниц и модников, которые не терпят яркие принты
Смотреть

«Чукча» и Together Wear

О создании брендов «Чукча» и Together Wear мы недавно писали в интервью с Артемом Глебовым. Что касается самих брендов то, «Чукча» – это функциональная одежда для активных людей. В частности, это мужские, женские и детские худи, свитшоты и брюки. Бренд рожден из стремления к яркости в окружающем мире, к удобству одежды, к точности покроя и к четкости каждой детали. А бренд Together Wear – это парные толстовки с карманами на спине, сейчас Артем Глебов с командой продвигают этот бренд на Kickstarter. Вся одежда брендов производится в России, в небольшом цеху, где качество находится под четким контролем. На сегодняшний день, одежду двух брендов отправляют по всей России, а в конце прошлого лета начали поставки и за границу: в Европу, Америку, Азию, Австралию и Новою Зеландию.

Для кого: для любителей зимних видов спорта и обнимашек (как еще объяснить карманы на спине?)
Смотреть

Бренд Giko Skateboards

Бренд Giko Skateboards открылся в 2012 году и специализируется на streetwear одежде и скейтбордах. Этим летом бренд открыл offline магазин в центре города, на улице Пушкина. Здесь можно найти не только хорошие деки для скейта, но и утепленные анораки, всевозможные футболки и свитшоты, брюки, шапки, кепки и панамы. Кроме этого в магазине вы можете приобрести не только одежду и скейтборды, но и поесть фалафель и выпить вкусный кофе. Ребята отправляют свою продукцию по всей стране, бренд Giko можно найти в Санкт-Петербурге, Москве и других городах России.

Для кого: скейтбордистов и любителей качественного стритвира
Смотреть

Футболки и толстовки «1994»

Эта марка одежды связана со «стритстайлом и скейтерами». Небольшое собрание довольно хороших футболок с интересными принтами, кепок можно приобрести под именем этого бренда (есть даже балаклава для сноубордистов) Еще один плюс, довольно приемлемые цены, хорошее качество и доставка по всей России бесплатная.

Для кого: парней и, возможно, девушек, которые любят качественные и незамысловатые вещи, ну или, которые родились в 94-ом году
Смотреть

Текст: Айгуль Юнусова

Бренды

Бренд: «Святой источник»

Слоганы: Святой источник. Ключ к процветанию, Доверяй своей природе.

Отрасль: пищевая промышленность

Продукция

: питьевая вода

Компания-владелец: IDS Borjomi (Альфа-Групп)

Год основания: 1994

Штаб-квартира: Россия. 

Финансовые показатели

 В 2017 году продажи компании IDS Borjomi International составили около 1,5 млрд л. В том же году Forbes оценивали 100% IDS Borjomi примерно в $500 млн.

Специалисты Nielsen подсчитали, что за период с сентября 2017 года по август 2018-го продажи «Святого источника» выросли на 35% в объемном и на 36% в денежном выражении, чему способствовала более привлекательная цена, чем у конкурентов.

Владелец IDS Borjomi International «Альфа-Групп» не имеет единого юридического оформления. Оборот в 2010 году стоставил $11,9 млрд, а чистая прибыль $2,8 млрд. Альфа-банк через несколько компаний контролируется ABH Holdings S.A., зарегистрированной в Люксембурге. 

Читать дальше

Финансовые показатели ABH Holdings S.A

 

Годовая прибыль

Полный комплексный доход за год

Сумма активов

Капитал

 

Profit for the year

Total comprehensive income for the year

Assets

Equity

 

US Доллары, млн

US Доллары, млн

US Доллары, млн

US Доллары, млн

2017

798

898

44 728

6 382

2018

1 321

697

47 199

7 198

 

История компании

 Минеральную воду под брендом «Святой источник» начали продавать в 1994 году. Это был один из первых и самых успешных российских производителей бутилированной воды — сравнительного нового для России рынка. «Святой источник» разливали в Костроме из трех скважин на окраине города. Особенностью маркетинговой стратегии бренда было то, что товар был одобрен Русской православной церковью, о чем покупателей извещала надпись на бутылке — «Бутилирована по благословению Святейшего Патриарха».

Читать дальше

 В 2002 году компания, которая занималась производством «Святого источника» и доставкой питьевой воды, была куплена корпорацией Nestle за $50 млн. Специалисты швейцарской компании решили видоизменить бренд: поменяли дизайн бутылки, убрали «благословляющую» надпись. Изменения на пользу не пошли.

Как свидетельствали данные «Комкона», с 2002 года бренд «Святой источник» терял свою популярность, пишет «Коммерсант».. Так, в 2002 году марку знали 47% всех потребителей минеральной воды, в 2008-м — только 37%. Лояльными потребителями «Святого источника» (чаще всего пьют именно эту марку) семь лет назад себя называли 10,5% респондентов, сейчас — только 5,9%. При этом число потребителей конкурирующих брендов — Aqua Minerale, BonAqua, «Ессентуки» — все эти годы, наоборот, росло. По объемам производства «Святой источник» в 2008 году занимал всего 2% рынка (оценка ACNielsen).

 

В 2009 году IDS Group (владелец IDS Borjomi) приобретет у Nestle Waters 100 процентов акций костромского ООО «Аква Стар», производителя «Святого источника».

 

В 2013 году «Альфа-групп», купила контрольную долю в одном из крупнейших производителей воды IDS Borjomi у фонда Бориса Березовского и наследников Бадри Патаркацишвили.

 

Первый завод компании — «Аква Стар» — был впервые сертифицирован SGS (группа SGS является мировым лидером на рынке контроля, экспертизы, испытаний и сертификации) на соответствие стандарту ISO 22000 в 2009 году.

 

Липецкий завод «Эдельвейс Л» впервые получил сертификат SGS в 2016 году. С тех пор эксперты SGS на ежегодной основе проводят аудиты предприятий. Можно уверенно говорить, что соответствие международным стандартам и подтверждение этого соответствия наиболее авторитетным органом по сертификации — одна из составляющих успеха нашей компании на рынке.

IDS Borjomi International — международная компания с офисами в 5 странах мира, экспортирующая свою продукцию в более чем 40 стран. Сегодня компания объединяет: грузинскую IDS Borjomi Georgia, украинскую IDS Borjomi Ukraine, российскую IDS Borjomi Russia, белорусскую IDS Borjomi Belarus, а также представительский офис IDS Borjomi Europe (г. Вильнюс, Литва). Компании принадлежит 8 разливочных заводов в РФ, Украине и Грузии. В компании работают около 7 тыс. cотрудников. 

История бренда

 В 2004 году в производство была выпущена новая бутылка с обновленным дизайном.

В 2016 году бренд «Святой Источник» кардинально обновил дизайн всей линейки и второй год подряд становится лидером в категории бутилированных вод на российском рынке.

 

Сотрудничество IDS Borjomi Russia и компании Disney в России началось в апреле 2017 года с выпуска бутылочек с героями фильма «Холодное сердце», персонажами легендарной саги Звёздные Войны и супергероями MARVEL. Кроме того, «Святой Источник» выпускает бутылочки воды с персонажами фильмов «Тачки», «Последний богатырь», «Винни и его друзья» и Принцессами Disney на этикетке. 

 

Читать дальше

 В 2019 году «Святой Источник» отмечает 25-летний юбилей и представляет редизайн бренда. Бренд следует мировым трендам — на новой упаковке название будет на кириллице — «Святой Источник», а также на латинице — «Saint Spring».

Дизайн-концепция включает в себя минимум элементов, каждый из которых самодостаточен и выразителен. «Призывая потребителя меняться к лучшему, меняется и сам бренд. Как лидер рынка мы не просто стараемся быть актуальными, но и формируем тренды, как формируем привычку регулярно пить воду», — поделилась Татьяна Сырцева, директор по маркетингу IDS Borjomi Russia.

 

В феврале 2019 года IDS Borjomi Russia запустил новый digital-спецпроект про важность соблюдения питьевого режима с участием Сергея Шнурова.

 

На видео: Сергей Шнуров в рекламе Святой Источник — 3 по 0,5

 

 

Диджитал-кампания состоит из нескольких ключевых элементов: видеоролика, транслируемого в YouTube и ВКонтакте, и диджитал-активаций, включающих интерактивный тест и челлендж в сети Instagram. Так, вместе с ярким видеороликом, в социальных сетях будет запущен брендированный тест «Шнурометр», для прохождения которого пользователи должны будут ответить на вопросы о своем образе жизни. В зависимости от ответов участнику теста присваивается один из образов Сергея Шнурова, характерных для него в конкретный период жизни и пользователь получит рекомендации, как с помощью простых шагов «всего 3 по 0.5 каждый̆ день» подняться по шкале вверх.

Источники

 Состав, сайт компании, сайт IDS Borjomi, Википедия, Ведомости 

Казанский бренд «Святая» разработал футболки, намекающие на распущенность русских женщин. [ФОТО] / news2.ru

В Казани разгорелся скандал вокруг новых футболок известного городского бренда «Святая». Дело в том, что на груди белых футболок дизайнеры разметили маленькие флаги России или Татарстана и маленькие подписи «Маржа» или «Маржа тугел». Первое в переводе считается оскорблением для русской женщины. А второе — «не маржа».

— Этот хайп совершенно смело можно отнести к разжиганию межнациональной розни с далеко идущими последствиями, поэтому мы бы рекомендовали магазину убрать футболки с продажи, а в следующий раз 10 раз подумать прежде чем выводить на рынок спорные решения. Не разобравшись дизайнеры выпустили футболки, оскорбляющие русских женщин на территории Татарстана, что само по себе не есть хорошо, — появился в одном из Телеграм-каналов.

В соцсетях казанского бренда пользователи также возмутились выпуском футболок с такими надписями.

— Про «маржу» это просто п…! Не забывайте, что свою продукцию вы продаёте на Российский рынок! И что ж вы свой бренд назвали русским словом?

— Я не понимаю, как бренд может себе позволять такое. Недавно только там приобретала вещи, сейчас все желание отбило.

— Вот и я о том же. Такое ощущение, что в этой компании работают лишь одни татары. Что за националистические наклонности? Ещё бы свастику изобразили на стикере! – сошлись в одном мнении пользователи соцсетей.

Сами же представители компании утверждают, что надписи переводятся «русская» и «не русская».

Футболки уже удалены с сайта,

svyataya.com/catalog/women-s/holy-premium/futbolka_marzha/

svyataya.com/catalog/women-s/holy-premium/futbolka_marzha_tugel/

Но через Гугл-кэш можно получить ссылки на фотографии, всё ещё хранящиеся на сервере компании:

источник: svyataya.com

источник: svyataya.com

«Святые» бренды — кощунство или благо?

Современный рынок переполнен разного рода марками продуктов и товаров. Особую нишу занимают так называемые «конфессиональные» или «религиозные» бренды, которые завлекают потребителя  какими-либо церковно-историческими наименованиями, стилизацией оформления под старину или определенную церковную традицию. Чаще всего такие названия используются для продвижения пищевых продуктов традиционного стола: пельменей, масла, хлеба, сыра, кваса, минеральной воды, алкогольных напитков. Нередко подобные бренды находятся на грани кощунства и богохульства.

В последние годы производители стараются выпускать серии продуктов, специально предназначенных для употребления в дни православных постов. Можно сказать, что появился особый сегмент продовольственного рынка — постные продукты, многие из которых имеют надпись или наклейку «Постный», «В дни поста».

В магазинах сегодня можно встретить не менее десятка видов постного майонезаВ магазинах сегодня можно встретить не менее десятка видов постного майонеза

Если в советские времена постящимся приходилось выбирать между вареной картошкой и макаронами, сегодня в любом супермаркете широкий выбор на все вкусы. Разумеется, есть продукты и для представителей других религий, именующих как «кошерные», или «халяльные».

Поскольку под постом большинство россиян подразумевают не столько обуздание страстей и преумножение любви, сколько разгрузочный период в еде, производители замороженных продуктов из овощей и даров моря потирают руки в предвкушении прибыли. Правилом хорошего тона во время Великого поста стало создание постных стендов в супермаркетах и постных меню в ресторанах.

 

«Святой источник»

Первые бренды с церковными и околоцерковными названиями появились в первой половине 90-х годов. Самой известной маркой того времени стоит назвать воду «Святой источник». Непосредственная идея производить экологически чистую воду для продажи принадлежала служащему ныне в Манчестере (США) протоиерею Александру Андросову, руководившему в начале 1990-х Костромским духовным училищем. 

Указание на благословение патриарха вновь появилось на бутылках воды «Святой источник»

Завод по производству этой бутилированной воды был основан 30 августа 1993 года Костромской Епархией и американской компанией «Saint Springs Ltd», а уже в 1994 году широкомасштабное производство этой воды получило благословение патриарха Алексия II. Интересно, что, помимо церковного «дизайна», каждая бутылка подписывалась соответствующей надписью «Произведено по благословению…» с копией личной подписи Костромского архиерея РПЦ МП.

«Святой источник» быстро завоевал рынок бутилированной воды. Бутылочки в виде колоколенок появились не только в российских магазинах, но и на столах правительства РФ, в залах Государственной думы и в кабинетах администрации президента. Редкий телевизионный репортаж с заседания правительства в 90-е годы обходился без легко узнаваемых бутылочек на столах чиновников. Среди клиентов компании была также и сама Московская Патриархия, и Аэрофлот.

В 2002 году компания, которая занималась производством «Святого источника» и доставкой питьевой воды, была приобретена корпорацией Nestle за 50 млн. долларов. Маркетологи Nestle посчитали «церковную нагрузку» для бутилированной воды излишней. Изменился дизайн бутылки, с этикетки исчезла благословляющая надпись. Бренд приобрел более светский, даже спортивный вид.

Однако практичные швейцарцы просчитались. После исчезновения благословляющей подписи и смены имиджа, вода «потерялась» на рынке. Если в 2003 году доля «Святого источника» на рынке Москвы в денежном выражении составляла 14,6 %, то к 2009 году по оценке ACNielsen она сократилась до 2%. Nestle вынуждена была продать теряющий былую популярность бизнес русско-украинской компании «IDS Borjomi International».

Новые владельцы пока еще размышляют, как вернуть марке былую известность, однако на официальных интернет-ресурсах компании уже объявлено о возобновлении ежегодного освящения костромских скважин. Возрождена и старая концепция бренда, призывающая обновиться за счет употребления воды из освященного источника, утверждая, что дизайн «гармонично сочетает исконно-русские ценности православия и современную динамику, духовность и открытость, возврат к истокам и ощущение обновления».

Указание на благословение патриарха вновь появилось на бутылках воды «Святой источник»

Помимо торговой марки «Святой источник» существуют и более мелкие бренды этого типа. Некоторые епархии, монастыри, крупные приходы дали свое согласие на производство той или иной продукции (в основном, пищевых продуктов) под церковными наименованиями в обмен на отчисление определенного процента от прибыли на церковные нужды, а иногда и вовсе бесплатно.

Так, рядом с Оптиной пустынью производится минеральная вода, «освященная именем преподобного Амвросия Оптинского». В Тверской области и за её пределами большую популярность получила минеральная вода «Анна Кашинская», разливаемая компанией «Вереск» в г. Кашин. 

Генеральный директор компании «Вереск» Владимир Перин:

При создании новой торговой марки компания «Вереск» обратилась к истории края: святая благоверная княгиня Анна Кашинская — покровительница этих мест. В названии минеральной воды удачно сочетаются указания на место нахождения источника — Кашин (нельзя пренебрегать исторической памятью полутора веков) и на целительные качества воды (княгиня Анна)

Разными заводами и фабриками выпускается масса церковных вин, монастырских квасов, существуют кондитерские, хлебобулочные и молочные изделия, в названиях которых, иногда и без всякого согласования с религиозными объединениями, используются конфессиональные термины и церковные выражения.

Термоэтикетки с изображением христианских ликов

Часто перед Пасхой Христовой магазины и церковные лавки пестрят так называемыми термоэтикетками для пасхальных яиц. Достаточно обернуть в такую термоэтикетку яйцо и затем опустить в кипящую воду, как оно становится словно расписным.

Пасхальные яйца с термоэтикетками

Однако когда дело доходит до вкушения пасхального яичка, такую этикетку сложно снять, разбить в ней яйцо тоже сложно, а уж вынимать содержимое тем более. Термоэтикетки чаще всего бывают с изображением Христа, Богородицы или святых, а бывает даже евангельских сюжетов! После вкушения праздничного яйца люди, не задумываясь, выкидывают этикетку вместе со скорлупой в нечистое место. Мало кому приходит в голову мысль сжечь или закопать такую обертку. Выкинутая термоэтикетка с изображением ликов святых часто бывает кем-то попираема. И это, конечно, недопустимо для православного христианина. Впрочем, есть более безобидные и натуральные средства окраски яиц, будь то кипячение в луковой шелухе, в куркуме, варка в кофе и т.д.

Большую популярность приобрели изготовленные из дерева и расписанные яйца. На них опять-таки изображаются лики Христа, Богородицы и святых.

Деревянные яйца с изображением ликов Христа, Богородицы и святых

Часто их можно увидеть на различных православных ярмарках. Хоть и мала вероятность того, что они будут попраны, но все же это непривычная для христианина форма изображения святых.

«Борода монаха» и «Монастырский чай»

Кроме готовой для употребления еды и напитков церковные наименования имеются и на семенах растений. Ранней весной, когда оживляется дачная жизнь, в цветочных магазинах  и  ларьках появляются упаковки семян с необычными названиями… Вот перед вами лежит «Борода монаха», а это не что иное, как всеми употребляемый укроп!

Не имеющие никакого отношения к Церкви производители рекламируют «Монастырский чай» и «Монастырский кофе», говоря о целительных свойствах таких напитков.

Укроп «Борода монаха»Монастырский чай

«Монастырский чай вылечит любую болезнь, избавит от никотиновой зависимости, подарит отличное самочувствие» — почти рекламный лист чудо-целителя. Однако это в большинстве случаев всего лишь красивая пиар-компания производителя. Если чай в действительности может содержать полезные и лечебные травы, то про кофе такого точно не скажешь.

Четверговая соль — очередной церковный брендЭта этикетка предположительно является фотомонтажом, однако её распространение в сети характеризует, мягко говоря, легкомысленное отношение рекламщиков и дизайнеров к религиозным символам

Различные законсервированные продукты, будь то мясо, рыба, овощи, фрукты эксплуатируют религиозные символы в самом широком смысле слова.

Непонятно, на что рассчитывают производители таких брендов. Ведь если это относительно безобидный «Монастырский чай» — это одно, и он, возможно, привлечет внимание и покупателя-христианина и не вызовет гнева, а вот с консервами все обстоит иначе. Этикетки на консервных банках с изображением дорогих для христианина символов не могут вызвать ничего, кроме возмущения.

«Пятерочка» не пропускает ни одного церковного праздника

Известный супермаркет «Пятерочка» готовит журналы со скидками и информацией о выгодном товаре регулярно, а вернее к каждому как и гражданскому, так и религиозному празднику. Реклама товара по дешевой акционной цене широко используется «Пятерочкой». Представление продуктов, средств личной гигиены, быта проходит под эгидой Рождества, Светлой Пасхи, Спаса и других праздников.

Вот и к Медовому Спасу журнал с рекламой средств гигиеныНапитки к Медовому Спасу в «Пятерочке»

Аналогичные рекламные журналы к церковным праздникам выпускает и магазин «Перекресток». Покупатели, просмотрев такие журналы, скорее выбросят их, а  не сожгут или закопают в нехожем месте.

Три Спаса от «Перекрестка»Чистый четверг от «Пятерочки»

Фрески из Равенны на платье

Среди неординарных принтов в коллекциях одежды осень-зима 2013-2014 преобладает церковная тематика. Это коллекции  Dolce&Gabbana, Alexander McQueen, Naeem Khan, Kenzo, Eupun Choi и Givenchy by Riccardo Tisci. Итальянские модельеры воплотили в своих нарядах церковную тему в византийском стиле. Наряды с различными мозаичными принтами, манускриптами, вышивками, изображением святых, крестами из церквей Равенны.

Чистый четверг от «Пятерочки»

Показ новой коллекции вызвал волну негодования среди верующих. Тему церковных принтов активно обсуждали на различных форумах, в социальных сетях, газетных публикациях, телевидении.

Чистый четверг от «Пятерочки»

Дизайнеры вовсю экспериментируют с религиозной тематикой. Одежду с крестами можно встретить во многих российских бутиках. Символ креста изображается на всем — от брюк до вечерних платьев.

Брюки с изображением крестовПлатье с крестами

Модельеры дошли даже до одеяний священнослужителей: они придумали женские «наряды», своим видом напоминающие одежду служителей различных культов. 

Платья, напоминающие одежду священнослужителей на показе Valentino Ready-To-Wear — Осень-зима 2013/14

Кресты в ушах

В настоящее время популярность набирают и украшения с изображением религиозных символов. Это колье, серьги, кольца, браслеты в форме крестов.

Колье с крестами

Серьги в форме крестаКольцо в форме креста

Все это вызывает недоумение. Невольно задаешься вопросом: неужели у дизайнеров так мало фантазии, чтобы придумать то, что не будет касаться святых символов? Или, может, они не понимают весь ужас того, что производят.
 

Этика наименования

Безусловно, церковные и церковно-исторические наименования торговых марок привлекают потребителей. Они как бы символизируют некую историческую преемственность, культурно-исторические традиции, также человек, приобретающий такой товар, надеется, что часть его стоимости пойдет на благотворительные нужды.

Однако, как выясняется, такие наименования нередко даются не только без всякого разрешения и благословения, но и смущают чувства верующих.

Кольцо в форме крестаОпределенный резонанс в среде старообрядцев вызывает работа санкт-петербургской сети салонов меховых изделий «Боярыня Морозова». Рекламные проспекты салона утверждают, что «ассортимент магазинов «Боярыня Морозова» — это новейшие коллекции шуб и мехов ведущих фирм. Стиль меховых изделий, представленных в магазинах сети, можно охарактеризовать, как средиземноморская легкость и американский масштаб».

А вот среди отзывов потребителей есть и немало отрицательных. Совершенно очевидно, что ценой и уровнем качества не каждый покупатель будет доволен. Тем не менее, никакого разрешения на использование имени святой преподобномученицы эта компания не получала. Вопрос об отношении к его использованию остается открытым.

В начале 2000-х на ликеро-водочном заводе ОАО «Глазовский» была разработана и запущена в производство алкогольная  настойка под названием «Боярыня Морозова». Помимо прочего, на бутылке был дан фрагмент знаменитой картины В. Сурикова, посвященный старообрядческой исповеднице. Завод получил награды за этот продукт  в 2000 и 2001 годах, о чем свидетельствует информация на официальном сайте ОАО «Глазовский». Тем не менее, производство алкогольного напитка и разных хмельных коктейлей с таким названием вызвало волну возмущения среди части старообрядцев. Борьбу за прекращение этого безобразия возглавила прихожанка РПСЦ, юрист Елена Антошина.

Автографы священнослужителей, указание монастырей  и храмов часто встречаются на церковных винахВ частном порядке ими были посланы обращения к руководству завода, а также в федеральную антимонопольную службу, администрацию президента и правительства Удмуртской Республики с требованием запретить ликеро-водочному заводу производить и рекламировать настойку с таким названием. Авторы писем утверждали, что реклама этого товара является недобросовестной, поскольку затрагивает чувства верующих, кроме того, неподобающим образом использовано произведение В. Сурикова — объект культурного наследия.

Более двух лет длилась эта история. В конечно итоге глазовский завод снял с производства данную настойку, хотя его руководство и выражало мнение, что в рекламе этой настойки «не содержится бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, используемых в отношении образа святой мученицы — боярыни Морозовой».

Тем не менее, этот случай показал наглядно, что необдуманное коммерческое использование конфессиональных символов может быть воспринято как кощунство и оскорбление чувств верующих.

Встречаются и другие наименования брендов и торговых марок, вызывающие, мягко говоря, недоумение у части российских потребителей. Среди них вина «Молоко Мадонны», «Шепот монаха», «Исповедь грешницы», «Монастырская изба»..

Автографы священнослужителей, указание монастырей  и храмов часто встречаются на церковных винах

Вина «Монастырская изба», «Монастырский домик»

Привычным для Европы, но необычным для России является т. н. «Монастырское», и даже «Церковное пиво».

«Монастырское» пиво

 

Алтайские бальзамы  с громким названием

Однако есть старообрядческие предприниматели, которые сами не прочь использовать конфессиональные и околоцерковные термины. Хорошо известны торговые марки «Алтай-Старовер» и «Старовер», которые были зарегистрированы в 1995 году. Под этим брендом старообрядческий предприниматель А. Холмогоров организовал выпуск разного рода медов, бальзамов, сборов лекарственных растений.

«Монастырское» пиво

Сегодня компания выпускает более 300 наименований товаров. За 18 лет компания завоевала, участвуя на всероссийских и международных выставках и ярмарках, множество наград и медалей.  Говоря о своей концепции, производитель заявляет, что в своей работе он опирается в первую очередь на такие качества, как традиции русского купечества и русской старины, старинные рецепты староверов, опыт русских целительских традиций лечебной практики.

Кстати, апифитобальзамы, выпускаемые «Старовером», являются безалкогольными, в них использованы многие старые домашние рецепты, основу которых составляли мед, травы, кедровый орех и прополис.

Также стоит обратить внимание на  еще один, пожалуй, положительный для Церкви и для любого человека конфессиональный бренд — это старообрядческие ярмарки, которые частенько организовываются общинами Русской Православной Старообрядческой Церкви. В духовном центре РПСЦ, что на Рогожском кладбище г. Москвы, такие ярмарки устраиваются два раза в год: в день Жен-Мироносиц и на Покров.

«Монастырское» пиво

Подобная ярмарка пару лет назад состоялась в Томске. Она была приурочена к торжествам в честь столетнего юбилея томского старообрядческого храма Успения Пресвятыя Богородицы.

«Монастырское» пиво

Посетителям ярмарки представляются товары, производимые древлеправославными христианами  самых разных регионов России. Среди них: сельскохозяйственная продукция, фрукты, овощи, рыба, мед, традиционная одежда (пояса, сарафаны, платки, валенки), изделия народных промыслов, церковная утварь, книги, иконы, восковые свечи и многое другое.

«Монастырское» пиво

Конечно же, конфессиональные, церковные бренды играют важную роль — как для Церкви, так и для бизнеса и общества. Возможно, посетив старообрядческую ярмарку, человек может заинтересоваться, задуматься и, может быть, в дальнейшем даже обратиться к вере своих отцов. Да и некоторые марки продуктов, как, например, «Старообрядческий хлеб» или «Старообрядческий лук», будучи надлежащего качества, никак не повредят имиджу Веры или Церкви.

«Монастырское» пиво

Однако в целом ряде случаев использование церковных наименований и имен святых в торговых целях может стать сомнительным. Думается, что производители должны тщательно обдумывать, взвешивать все «за» и «против», прежде чем брать такую торговую марку. В любом случае надо понимать, что не только некачественный, но просто непонравившийся потребителю товар может отбросить тень на исторический образ или почитающийся верующими символ.

Мнение блоггера Миноровского (Алексей Устинов) на тему «святых брендов»:

Алексей Устинов

Вот сидит такой маркетолог, трясет своей маркетинговой головой, ибо озабочен падением спроса, которым его начальство уже полгода пугает. А у него задача — связать привычное сознание обывателя с его потребительским поведением. Гармонизировать и показать ему обыкновенный образ, чтобы он в товаре узнал себя, свои привычки и смело купил то, что ему вроде бы как и не очень надо, но поскольку оно отвечает (с точки зрения маркетолога) его представлениям о том, что надо купить «по случаю». Смотрит маркетолог своими глазами телевизор, читает ими же газеты, слушает, что люди кругом говорят. И по всему получается, что люди эти в своем повседневном поведении сильно мигрируют в сторону религиозности. И маркетолога не интересует, каков характер этой религиозности, насколько вообще уместно соединять сакральные объекты и стратегии продаж. Он просто берет и лепит своей белой маркетологической ручкой то, что у него как у представителя общества под рукой: берет и сооружает из «народного православия» то, что проще и удобнее сварганить «по случаю».

И получается то, что получается, то, что мы видим и от чего лично у меня шевеление власов высшей категории происходит и изжога.

Редактор сайта «Самарское староверие» Ирина Будкина (о брендах, связанных с боярыней Морозовой):

Повторяю, я ни в коем случае не защищаю производителей такого рода продукции. Но вопрос о святости инокини Феодоры Морозовой — вопрос веры, вопрос совести. Для старовера святость ее очевидна. Для большинства наших современников боярыня Морозова — фольклорный персонаж, странная фанатка с картины Сурикова, этакий узнаваемый бренд, как шишкинские медведи или березки Левитана. Броское название менеджеры завода сочли, очевидно, прекрасной рекламной находкой. Но насколько по-христиански писать на них жалобы в административные и правоохранительные органы? Я могу понять, когда христианин, чувства которого оскорблены кощунственным использованием святого имени, обратится к обидчикам с проповедью: расскажет, кем в действительности была инокиня Феодора, почему нельзя использовать ее имя для рекламы алкоголя. Рассказать, объяснить, вразумить — понимаю. Но обращаться к государству с требованием в принудительном порядке повлиять на ситуацию… Эти методы использовали представители господствующей церкви: не получилось убедить — зовем полицейского урядника. Обращения и жалобы старообрядцев к властям с требованием пресечь, наказать, повлиять мне лично видеть странно. «Еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся», сказано в Св.Писании. Даже и еретика отвращаться, а не бежать к правителям и требовать наказания. Что же говорить о далеких от веры людях? По моему глубокому убеждению, не дело суда или прокурора защищать православных святых. Бог поругаем не бывает, как и святые Его.

Послесловие

Вот еще пример использования в качестве бренда исторической личности: рок-музыкант использует имя протопопа Аввакума Петрова.

Рок-певец Аввакум Петров

Из биографии рок-музыканта Аввакума Петрова

Будущий поэт родился на острове в Белом море и жил в монашеской келье в Соловецком монастыре. Знаменитая Соловецкая обитель связана с узловыми событиями русской истории. В 17 веке Соловецкий монастырь стал оплотом старообрядчества и в течение долгого времени выдерживал осаду правительственных войск. Неистовый противник церковных нововведений протопоп Аввакум с глубоким сочувствием писал о своих единомышленниках: «В осаде сидят седмь годов милые, наги и босы, терпят всякую нужду ради веры православный». Восстание закончилось трагически — всех ожидала лютая смерть.

Страница Аввакума Петрова на сайте PROMO DJ. На заглавном фото — Соловецкий монастырьОбаяние сильной личности с несгибаемым характером и большим литературным дарованием через три сотни веков после гибели протопопа стало поводом для появления ещё одного Аввакума.

На Соловках снег не по-городскому бел и с моря заглядывает в окна зарево закатов. Здесь младенца Аввакума возили по сугробам в коляске с прикреплёнными к ней лыжами. В два года, в седле на раме отцовского велосипеда, он совершил своё первое путешествие по острову, скрывающему братские могилы, оставленные ГУЛАГом, к мысу Ребалда. На Ребалде, где свежие ветра шелестят развешенными для просушки водорослями, в бараках без электричества так живо ощущается оторванность от цивилизации. Его неприхотливые обитатели готовят обеды в печурках, устроенных прямо на свежем воздухе, а дети, покрытые коростой от комариных укусов, рассматривают морские звёзды на дне холодного, прозрачного моря.

Путешествующие родители, уставшие от промышленных пейзажей, возили сына с собой по захолустьям Русского Севера. В нетронутых войной, невыжженных огнём маленьких северных городках, населённых выходцами окрестных умирающих деревень, ещё живут остатки народной души, из которой рождается поэзия.

В трёхлетнем возрасте будущего поэта привезли на Вологодчину, в Кирилло-Белозерский монастырь, выполняющий функции музея. Сюда из северных заброшенных деревень, из выморочных домов, из древних сундуков стекались вещественные доказательства русского духа. Черноглиняные кувшины, вымытые от навоза, кружевные скатерти, связанные на коклюшках, потемневшие иконы, деревенские расписные сани и прялки, выдолбленные из дерева черпаки, церковная утварь, вышитые крестиком праздничные белые мужские рубахи. И о каждой в картотеке написано: найдено в выморочном доме. Или — подарено вдовой солдата. И дальше — такой-то, погиб в сорок первом, или сорок втором, или сорок третьем.

Будущий поэт бывал у родителей в музее в сводчатых кельях, выбеленных извёсткой, где были прислонены к древнему кованому сундуку старые ружейные приклады, и чей-то голос с характерным вологодским оканьем говорил, какой ужасный ребёнок этот Аввакум. Дома, взобравшись на тёплую русскую печь, будущий поэт рисовал конных рыцарей, превосходно повторяя силуэты тонконогих породистых скакунов с открыток, иллюстрирующих русские былины. В избе не было телевизора и вечером после садика, слепив рыцарский замок из пластилина, мальчик до полночи мог слушать сказки и легенды, которые рассказывал ему отец.

С печки хорошо просматривалась маленькая кухня. За столом в ней в сильные морозы, сковывающие движение автобусов, сидел странный гость, приведённый отцом: молодой звонарь из соседнего захолустья в обличье странника — в больших валенках, в скуфейке, в чужом подаренном старом пальто, не дождавшемся солдата, не вернувшегося с войны. Звонарь чистил клюквенным соком небольшой церковный колокол, в преддверии новых времён выкопанный из земли на скотном дворе.

Суров и недоверчив вологодский народ. Это о нём в 30-е годы сложилась на этапе дурная слава: «Вологодский конвой не говорит дважды». Сурово живёт вологодское захолустье. Зимой в деревянной избе от мороза, рисующего узоры на окнах, позвенькивают брёвна. В окна тоскливо заглядывают изуродованные главки разорённой церкви, превращённой в автопарк. Невдалеке чернеет лес, в лесу воют волки. Женщины здесь полощут бельё в полыньях, а там, где не поставлено колонок, воду берут на ближнем озере прямо из проруби. И все ждут прихода весны.

Из этого сплава невзгод, преданий, былин, судьбы и нерастраченного духа русской старины и рождаются поэты.

Крылатый лев Святого Марка

Апостол от семидесяти Марк — автор одного из канонических евангелий. Его жизнеописание Христа традиционно называется книгой, написанной специально для язычников. В этом евангелии меньше отсылок на Ветхий завет, чем у Матвея и Луки, и больше замечаний, предназначенных для новообращенных. Также Марк — первый епископ Александрии. Александрийские же язычники, недовольные христианской проповедью, убили апостола в 68 г. н. э.

Венецианская традиция утверждает, что северо-восток современной Италии (земли венетов) был обращен в христианство также Марком, сделавшим первым епископом Аквилеи своего ученика Гермагора. В эпоху Римской империи Аквилея являлась крупнейшим городом на прибрежье Триестского залива, а после ее разрушения варварами часть жителей города основала Венецию. Покинув побережье, они осели на находившихся в лагуне островах, на которых и выросла будущая столица средневековой республики. Географическая изолированность от остальной Италии позволила будущей «Королеве морей» благополучно пережить потрясения Темных веков.

Святой Марк. Святой Марк. Источник: wikimedia.org

Согласно преданию, однажды корабль святого Марка, возвращаясь из Аквилеи в Рим, угодил в лагуне в шторм, а явившийся ему ангел возвестил, что тело евангелиста в будущем будет покоиться именно в этих местах. Эта легенда очень пригодилась венецианским дожам в IX веке, когда город обрел фактическую независимость. Случилось это после войны с Франкской империей. В 809 году сын Карла Великого и король Италии Пипин попытался осадить Венецию, но потерпел поражение и вынужден был отступить. Город остался вне зоны влияния франков и будущей Священной Римской империи. По договору между империей франков и Византией Венеция признавалась частью Византии, но фактически оказалась независимой. Дальнейшие связи с Константинополем только пошли республике на пользу, так как она обзавелась множеством торговых привилегий, которых были лишены другие западные купцы.

Осада Венеции Пипином. Осада Венеции Пипином. Источник: wikipedia.org

Итак, IX век — начало славной истории Венеции, когда с ней стали считаться короли и императоры. Закрепить статус важного политического центра Европы кроме выигранной войны и прибыльной торговли можно было с помощью заметного религиозного и символического жеста. Он был сделан в 828 году — в период правления дожа Джустиниано Партечипацио, сына Аньелло Партечипацио, возглавившего сопротивление венецианцев Пипину Итальянскому. Город тогда овладел священной христианской реликвией — мощами евангелиста Марка.

На самом деле мощи были попросту украдены. Два венецианских купца Буоно и Рустико прибыли в мусульманскую Александрию, заручились поддержкой местных греческих монахов и погрузили останки на свой корабль. Когда в бухту с обыском прибыли сарацины, добычу прикрыли свиными тушами. Набожные мусульмане не посмели прикоснуться к мясу нечистого животного и поспешили убраться с корабля. Хитрость сработала, и судно благополучно покинуло гавань. Более того, считается, что во время плавания дух святого Марка разбудил уснувшего капитана, посоветовал тому спустить парус и не позволил кораблю разбиться об риф.

Возможно, экспедиция была организована по личному распоряжению дожа. Но даже если мощи оказались в Венеции по инициативе чрезмерно ретивых купцов, появление реликвии в городе все равно стало поворотным событием в его истории. Джустиниано Партечипацио распорядился построить церковь святого Марка, куда и перенесли мощи. Эта первая базилика простояла до 976 года. Ее повредил пожар, начавшийся во время дворцового переворота. В XI веке венецианцы построили новую церковь, которая стоит на площади Сан-Марко по сей день. Ее освятили в 1094 году.

Когда сгорел первый храм, мощи святого Марка бесследно пропали. С появлением новой базилики в городе объявили трехдневный пост. О возвращении мощей молились все венецианцы от простых жителей до дожа и вельмож. На третий день во время мессы у храма обвалилась часть каменной кладки, а в образовавшемся отверстии очевидцы с радостью увидели потерянные мощи. Реликвию торжественно перезахоронили. Сам храм стал символом венецианского могущества. Роскошное строение как нельзя нагляднее демонстрировало богатство торговой империи. Дож Доменико Сельво даже повелел каждому венецианскому купцу, торговавшему на Востоке, привозить для стройки века резные украшения и мрамор. Собор был выполнен в византийском стиле. Его великолепные мозаики рассказывают и о похищении мощей из Александрии.

Похищение мощей. Похищение мощей. Источник: wikipedia.org

Если святой Марк считается покровителем Венеции, то ее символом стал крылатый лев. Образ этого зверя уходят корнями в Ветхий Завет. В книге пророка Иезекииля появляется тетраморф — существо с четырьмя лицами: человека, льва, быка и орла. В Апокалипсисе Иоанна они же выступают в качестве апокалиптических существ. Позднее христианские богословы связали четыре крылатых образа с евангелистами. Матвей — ангел, Марк — лев, Лука — телец, Иоанн — орел. Марку в пару подобрали льва, так как в начале евангелия он описывает пустыню.

Венецианцы изображали крылатого льва на своих знаменах, вырезали на бастионах и кораблях. Лев держит книгу, на которой написано: «Pax tibi, Marce, evangelista meus». Именно с этими словами («Мир тебе, Марк, евангелист мой») обратился к евангелисту ангел в видении во время бури на месте, где позже будет основана Венеция.

Крылатый лев. Крылатый лев. Источник: wikipedia.org

Верующие республики первым поминали Марка в своих молитвах. Его имя выкрикивали, вступая в бой, солдаты и матросы. В период расцвета средневекового государства под крылом апостольского льва находились Кипр и Крит.

В 1797 году Венецию впервые за всю ее тысячелетнюю историю заняли иностранные войска. Это была французская армия — накануне Наполеон объявил республике войну. Сокровищницу святого Марка по частям отправили в Париж, а большую часть каменных крылатых львов, тут и там встречавшихся на улицах города, уничтожили. Вместе с фантастическим зверем сгинула и независимость — вскоре Венеция была присоединена к Австрии.

Церковь Святого Марка (Белград) — Википедия

Церковь Святого Марка на Ташмайдане строили с 1931 по 1940 год в непосредственной близости от старой церкви 1835 года по планам архитекторов Петра и Бранка Крстичей. Храм оформлен в сербско-византийском стиле. В отношении общего строительного решения, архитектурных форм и полихромии фасадов этот храм проектировали по великому образцу — церкви монастыря Грачаница.

Церковь Святого апостола и евангелиста Марка в Белграде находится на плато, примыкающем к северо-западному краю парка Ташмайдан (старый карьер). Существующая сегодня церковь была построена в непосредственной близости бывшей небольшой кладбищенской часовни Святого Марка времен Милоша Обреновича, построенной в 1835 году на фундаментах ещё более старой палилулской цркви, перед которой был прочитан Хатт-и Шариф турецкого султана от 1830 года о независимости и устройстве Княжества Сербии.

Возведение церкви Святого Марка началось во время правления Александра I Карагеоргиевича, строительство продолжалось долго и с задержками в период 1931—39 годы. Работы по внутреннему убранству, начавшиеся в 1940 году, были приостановлены в начале Второй мировой войны.

Церковь оформляли в сербско-византийском стиле, основываясь на традиции, согласно которой возводили все церкви в современную эпоху в Сербии, с сохранением всех характеристик церковной средневековой архитектуры. Церковь Святого Марка, имеющая в плане двойной крест, заметный в сводах, имеет притвор с галереей и высотной колокольней, пятигранную алтарную апсиду и пять куполов. Она стала «первым сакральным сооружением, построенным по образцу византийской архитектуры, выполненный с применением железобетонного каркаса», с центральным отоплением и электрическими колоколами -настоящее сочетание сербско-византийского наследия и современных технических достижений.[1] Фасады оживлены применением трех видов камня: светлого беловодского песчаника (Беле-воде, г. Крушевац) и красного грзанского камня (Грзе, г. Парачин). Размеры храма 65×42 м, высота 60 м, диаметр главного купола 10 м.

Архитекторы братья Крстичи вдохновились Грачаницей, однако воплотили её в грандиозных масштабах и пропорциях, следуя идее о назначении этого храма, который был призван служить новым собором города Белграда — столицы Королевства Югославии, и в котором могло бы разместиться больше количество людей по случаю больших государственных праздников Церковь Святого Марка, после храма Святого Саввы, является наиболее монументальным и последним удавшимся сооружением позднего периода национального стиля в сербской архитектуре.[2] Внутри храма, перед алтарем, с южной стороны установлены кафедры для патриарха и короля. Мозаика, изображающая покровителя церкви Святого апостола Марка над главным входом выполнил живописец Велько Станоевич в 1962 г., а мраморный иконостас проектировал архитектор Зоран Петрович в 1991/92 гг., на котором спустя четыре года были установлены мозаичные иконы, произведение живописца Джуро Радуловича.

Ввиду особых архитектурных и градостроительных качеств, по Решению Института по охране памятников культуры города Белграда за № 1509/1 от 20.10.1975 года, церковь Святого Марка в Белграде была объявлена памятником культуры города Белграда.[3]

В южной части наоса находится саркофаг с костями царя Душана, перенесенными туда в 1927 г., благодаря теологу и историку Радославу Груичу, из царской задужбины — монастыря Святых Архангелов под г. Призрен, сначала Патриархию, потом в 1968 г. в церковь Святого Марка.[4] На северной стороне расположена гробница из белого мрамора, в которой покоятся земные останки патриарха Германа Джорича. Последний король династии Обреновичей, король Александр Обренович и его жена Драга Машин похоронены в склепе церкви, в котором, кроме них, покоятся ещё несколько епископов и членов династии Обреновичей[5]: епископ нишский Виктор, шабацский Гаврило, тимокский Мойсей и митрополит Феодосий, а также первый ктитор малой церкви, купец Лазар Панча. Кроме королевской четы, в склепе расположены также гробницы князя Милана М. Обреновича, Анны Й. Обренович и княжича Сергия М. Обреновича.

В церкви хранится одна из самых богатых коллекций сербских икон 18 и 19 веков.

В непосредственной близости нынешней церкви святого Марка в Ташмайдане, в 1830 году, был прочитан Хатт-и Шариф султана о признании автономии Сербии внутри Османской империи. Рядом с нынешней большой церковью стояла старая церковь, возведенная князем Милошем, который таким образом отметил данное место. Старая церковь была разрушена в время бомбардировок Белграда 1941 года, остатки церкви увезли в 1942 году.

  • Вход в церковь

  1. ↑ М. Ђурђевић, Архитекти Петар и Бранко Крстић, изд. Музеј науке и технике и Републички завод за заштиту споменика културе, Београд 1996.
  2. ↑ А. Кадијевић, Један век тражења националног стила у српској архитектури, Грађевинска књига, Београд 2007.
  3. ↑ Х. Туцић, Црква Светог Марка, Завод за заштиту споменика културе града Београда 2015.
  4. ↑ Страх од Душана силног («Вечерње новости», 22. фебруар 2013), Приступљено 30. 4. 2013.
  5. ↑ Духовна ризница историје («Политика», 21. јун 2011), Приступљено 30. 4. 2013.