Сьюзен сонтаг – идея красоты и проблема нормы. Екатерина Васильева, Кандидат наук, доцент Санкт-Петербургского Государственного Университета

проблема этики и эстетики фотографии в эссе Сьюзен Зонтаг

Эссе Сьюзен Зонтаг являются не только размышлениями о внешних, формальных признаках фотографического искусства, но пытаются понять их глубинную природу, осмыслить с культурологической или даже с философской точки зрения. Неслучайно открывается книга эссе под названием «В Платоновой пещере», что отсылает к философской умозрительной притче-аллегории выдающегося древнегреческого мыслителя. В ней Платон предлагает собеседнику представить человека-заключённого, который воспринимает мир исключительно по теням, по сути – полу-иллюзиям, которые он видит на стене пещеры. В конце концов, философ отождествляет всех людей с подобными заключёнными и делает акцент на том, что для того, чтобы познать мир, недостаточно просто использовать органы чувств.

Зонтаг утверждает, что человек всё также находится в пещере, наблюдая лишь искажённую часть действительности, но замечает также, что появление фотографии, хоть и не «вывело» человечество из пещеры, но изменило свойства восприятия им информации. Не секрет, что большую её часть человек получает именно благодаря зрению и с изобретением фотографии в сферу визуального началось массовое «вторжение», масштабы которого мы до сих пор не можем оценить вполне. Автор делает ударение на том, что изображения действительности, которые мы видим, формируют в смотрящем не только эстетические, но и этические (!) категории.

Живопись была довольно ограниченной в плане буквального отображения окружающего мира, но давала неограниченную власть в руки художника, производительность которого всё равно была крайне низка. С появлением же фотографии, с помощью одного щелчка человек получил возможность запечатлеть окружающий мир, но воздействие «запечатлетеля», что на первый взгляд свелось к минимуму, на деле осталось прежним. Зонтаг утверждает, что в мире фотографии, как в случае с живописью и другими изобразительными искусствами, автор должен совершать те же «тёмные сделки между правдой и искусством». Поэтому на снимках Зонтаг обнаруживает «облака фантазии» и «гранулы информации». Фотограф, даже пытаясь максимально сосредоточиться на передаче действительности послушен внутреннему чувству вкуса, а значит – фотография, декларирующая этические постулаты, тяготеет, тем не менее, к эстетической стороне вопроса.

Одним из примеров автор выбирает серию снимков Льюиса Хайна, который фотографировал работающих на тяжёлых работах американских детей. Проблема детского труда на данный момент ушла в прошлое, что лишает снимки остросоциальной повестки, что была актуальна тогда, но не лишает эстетизма. Современный зритель, благодаря мастерству композиции и перспективы видит в них не живые «истории», а «миниатюризованные» и карамелизированные эстетикой «зрелища». Т.е. в документальной фотографии эстетизм зачастую рискует «перетянуть на себя» одеяло в извечной борьбе с этичностью.

Красота уродства, губительное равнодушие, успокаивающий вуайеризм: проблема этики и эстетики фотографии в эссе Сьюзен Зонтаг

Ребёнок на хлопковых плантациях, Льюис Хайн

По Зонтаг, документальная фотография, которой долженствует рассказывать человеку в том числе о несправедливостях, страданиях и ужасах жизни на деле оказывает диаметрально противоположное воздействие – через минимальный всплеск «ужасания» и сочувствия, в зрителе начинается процесс их принятия. Противопоставляя личный и опосредованный способ страдания, автор приходит к выводу, что, как ни парадоксально, но фотографии чужих лишений и мучений, слабо раздражая «рецепторы» совести, вызывают привыкание, превращаясь вскоре из раздражителя в анестезию, лекарство для совести. Так детей прививают настоящими, «управляемыми» болезнетворными бактериями, чтобы в будущем не вызвать неконтролируемого течения болезни. Из вышесказанного проистекает двойственность фотографии, которая одной рукой формирует этическую позицию, другой фактически сводя её на нет.

Тут же можно вспомнить историю, которую затрагивает фильм «Тысячная доля секунды», когда Кевин Картер прославился фотографией истощённой девочки, возле которой занял выжидающую позицию стервятник. Как признавались коллеги Картера, которому короткая слава счастья не принесла, многие из них делали подобные фото, в силу распространённости такого сюжета. Так почему же коллегия Пулитцеровской премии выбрала именно фото Картера? Видимо дело и тут в композиции, которую фотограф выстраивал целенаправленно. За эту холодную выверенность и осудила Картера общественность.

Выбор был сделан и предсказан Зонтаг, говорившей, что фотограф-документалист не может вмешиваться в происходящее, поскольку, вмешиваясь, попросту теряет возможность снимать. Этой нравственной проблемы были лишены художники: Верещагин, принимавший участие в вооружённых столкновениях и воссоздававший их по памяти не мог быть документалистом, но вместе с тем его творчество имело ярко выраженные этические коннотации. Фотограф же становится в некотором роде заложником своего промысла. С другой стороны – Зонтаг не снимает ответственности с фотографа, ассоциируя его также с совершающим насилие: «Фотограф заинтересован в происходящем, даже если его интерес ограничен лишь желанием событие продлить до тех пор, пока ему не удастся сделать «хороший снимок»; он заинтересован во всем, что придает снимаемому им событию «фотогеничность», включая боль или несчастье, переживаемое его моделью».

Красота уродства, губительное равнодушие, успокаивающий вуайеризм: проблема этики и эстетики фотографии в эссе Сьюзен Зонтаг  4Борющаяся за жизнь девочка, 1993, Кевин Картер

Значительное место в работе отведено и осмыслению фотографии, как функции памяти. Зонтаг сравнила процесс перманентного фотографирования с «инвентаризацией» мира. Именно созданная благодаря этому «антология изображений» по мнению автора позволяла иметь представление о мире, которое, тем не менее, оставалось весьма обманчивым. Таким образом в понимании Зонтаг фотограф в последнюю очередь осмысливает действительность и пытается её изменить, а в первую – всего-навсего «коллекционировать». Говоря о том, что каждый человек формирует свою реальность, собирая в голове «коллекцию фотографий», Зонтаг, по сути, предсказала появления ресурсов вроде Pinterest, где человек теперь может проделать подобный фокус с собиранием на абстрактной интернет-доске понравившихся изображений прилюдно.

Даже говоря о том, что индивидуальный взгляд фотографа лишает саму фотографию права являться эталоном действительности, Зонтаг признаёт за снимком право считаться её, пусть и не дословным, но отражением. По мнению автора, зритель может постичь действительность только умозрительно: с помощью вчуствования и интуиции. Таким образом, главное достоинство фотографии находится Зонтаг в том, что она даёт самое простор для размышлений, возможность к дешифровке реальности. В общем, делает то, что и любое другое искусство.

В индивидуальной, любительской фотографии, не претендующей на документальность, эстетичность и этичность, функция памяти выражена куда острее. Что есть, по сути своей, домашний фотоальбом? Законсервированные образы воспоминаний, которые подчас не может сберечь наша память. Если бы Зонтаг была жива, она могла бы проследить развитие этого феномена. В мире, где камера есть буквально в каждом телефоне, люди всё реже полагаются на память. Завтраки обеды и ужины отправляются в Instagram, а концерты смотрятся через экран телефона, дублирующий происходящее на сцене. Впрочем, прозорливая автор даже в далёкие 70-е, когда публиковались эссе, констатировала, что камера – «устройство, придающее реальность пережитому», а фотография «… превратилась в социальный ритуал, в способ избавления от тревог и… в инструмент власти».

Почему власти? Помимо создания целого мира отложенных воспоминаний, Зонтаг рассматривала подобные действия, как захватнические, насильнические по отношению к реальности. Это порождало целые цепочки, приводящие к простому выводу: «Всё, что сфотографировано – существует». Следовательно, фотограф является уже не столько документалистом, запечатлевающим действительность, но политиком, принимающим решение, о чём говорить и о чём умалчивать, становится «проводником» в «мир» истории. Если в 19 веке было достаточно напечатать в газете то, что нужно было «сделать» реальным (эта традиция до сих пор находит отголосок в политике некоторых стран, где принятие указа или закона легитимизируется пропечатыванием его в правительственной газете), то в 20 веке этого было уже недостаточно, фотография стала мерой «реальности». Именно здесь Зонтаг находит тонкую грань, где этическая функция фотографии перетекает в политическую. В другом месте автор подчёркивает, что «молодёжные неистовства, колониальные войны, спорт – всё едино, всё стрижётся камерой под одну гребёнку», закрывая уравнение.

Фотокамеру Зонтаг сравнивает с сублимированным оружием, а её эволюцию с развитием оружейного дела. Первое оружие требовало непременного присутствия солдата на поле боя, но впоследствии убийца мог отодвинуться от собственной жертвы на расстояние нескольких километров используя бомбы или оружие большой дальности вместо меча и автомата. Так и фото не требует больше того, чтобы всё запечатлеваемое замирало, позволяя выдержке сделать своё дело. Темы оружия касаются и размышления о природе фотографии, которые близки к воззрениям знаменитого философа Ролана Барта. Зонтаг представляет снимок, как этакого кота Шрёдингера, который и жив и мёртв одновременно. С одной стороны, фотофиксация – запечатление факта жизни, с другой – «умерщвление» момента, создание из него фотографического чучела. Из таких дуальных, почти диалектических оппозиций и состоит работа Зонтаг.

Невозможность вмешаться в происходящее, вечная роль наблюдателя делает фотографа в некотором роде вуайеристом, проецируя его «наклонности» на всех зрителей. А сама фотография ассоциируется автором с «телесностью», нежеланием исследовать то, «что под поверхностью». Телесность же наталкивает на размышления о скрытой эротической природе снимков. Здесь можно вспомнить ещё один пример диалектического «противостояния» – размышления о красоте.

Красота уродства, губительное равнодушие, успокаивающий вуайеризм: проблема этики и эстетики фотографии в эссе Сьюзен Зонтаг  3Девочка в плавательной шапочке, 1990, Диана Арбус

Беря за основу снимки Дианы Арбус, которая прославилась изображениями людей с нетипичной, неэстетичной и девиантной внешностью, Зонтаг размышляет о красоте фотографируемого, как критерии нормы. Арбус не столько подыскивала странных и «ненормальных» моделей, сколько старалась найти и раскрыть подобные черты в среднестатистическом гражданине. Зонтаг претит подобный выбор моделей, она невольно отождествляет уродство со злом, отпуская порой едкие реплики. «Снимая карликов, ты получаешь не красоту и величие. Ты получаешь карликов». Здесь автор апеллирует к идее, что наблюдение уродств и страданий не вызывает сочувствие, но притупляет его. Впрочем, она же и останавливается перед неразрешимой с её позиций проблемой: невозможностью определить критерии прекрасного и безобразного в фотографии. Поэтому, несмотря на скрытую полемику с Арбус, Зонтаг констатирует, что фотография размыла границы «нормального», и даже смогла поменять «красоту» и «уродство» местами.

Вообще достоинство Зонтаг заключается в том, что, несмотря на «обязательную» для философа умозрительность, она строит свои теории на конкретном иллюстративном материале. Помимо названных выше Льюиса Хайна и Дианы Арбус, упоминаются и другие разноплановые, но неизменно значимые фотографы, такие как криминальный фоторепортёр Виджи, фотограф-битник Роберт Франк, пиктореалист-эстет Алфред Стиглиц. Помимо отсылок к классической философии Платона, есть поклоны в сторону Ролана Барта, Жана Бодрийяра и даже режиссёра Жан-Люка Годара. При этом, несмотря на сложную базу и аналитический подход, эссе Сьюзен Зонтаг не следует считать научной твердокаменной глыбой – это скорее живой поток мысли, разбегающийся на ручейки-ответвления, чтобы снова собраться в полноводный поток и бурлить, бурлить, бурлить. Поэтому и вам мы не предлагаем принять всё вышесказанное, как прописную истину, а, пропустив через себя, дать начало новому ручейку, новому потоку мысли.

Смотрите также:

Список книг и других произведений Сьюзен Зонтаг (Susan Sontag) Сортировка по году написания

Сьюзен Зонтаг (в другом написании Сонтаг, англ. Susan Sontag; настоящая фамилия — Розенблатт) — американская писательница, литературный, художественный, театральный и кинокритик, лауреат национальных и международных премий.

Зонтаг родилась 16 января 1933 года в городе Нью-Йорке. Урожденная Розенблатт, она получила фамилию Зонтаг после вторичного замужества её матери. Единственными друзьями её детства были книги. В 15 лет она поступает в университет Беркли (Калифорния) (1948-1949). Оканчивает Чикагский университет со степенью бакалавра искусств в 1951 году (одним из её преподавателей был Кеннет Бёрк). Здесь же знакомится с молодым преподавателем-социологом Ф. Рифом, за которого скоро выходит замуж (1952). Риф – отец её единственного сына Давида.

Семья переезжает в Бостон, где в Гарвардском университете Зонтаг изучает английскую литературу и получает степень магистра философии в 1954 году. Именно в этот период Зонтаг изучает работы классических философов.

Обучаясь в Оксфорде в 1957 году, сталкивается с проблемой сексизма, поэтому вскоре переезжает в Париж, где сближается с американской интеллигенцией, сплочённой вокруг журнала «Парижское Обозрение» (Paris Review). Активно занимается французским кинематографом, философией и много пишет.

В возрасте 26 лет в 1958 году она возвращается в Америку, разводится и остается одна с сыном, отказываясь от финансовой помощи со стороны мужа. В конце 1950-х — начале 1960-х годов преподает философию в ряде колледжей и университетов США, в том числе и в Колумбийском университете, но в дальнейшем отказывается от академической карьеры. В начале 1960-х она приезжает в Нью-Йорк, приступая к работе редактора в журнале «Комментарий» (Commentary).

В литературе Зонтаг дебютировала романом «Благодетель» (Benefactor) в 1963 году, а также рядом статей в престижных американских журналах. Однако известность к ней пришла после публикации в журнале «Партизан Ревью» статьи «Заметки о Кэмпе» (Notes on Camp, 1964). Здесь Зонтаг вводит понятие «кэмп» — использование вульгарного и эстетически уродливого материала как выразительного средства. Последовавшие затем два сборника эссе о художественном авангарде Европы и США, этическом смысле крайностей в современной культуре — «Против интерпретации» (Against Interpretation, 1966) и «Образцы безоглядной воли» (Styles of Radical Will, 1969) — упрочили ее репутацию. Далее следует одна из ее наиболее известных книг – «О фотографии» (On Photography, 1977).

Через год Зонтаг выпускает книгу «Болезнь как метафора» (Illness As Metaphor, 1978) и сборник рассказов «Я и так далее» (I, etc.). Позже – еще один сборник, посвященный Иосифу Бродскому, «Под знаком Сатурна» (Under the Sign of Saturn, 1980), в ответ на который Бродский посвятил Зонтаг первые «Венецианские строфы». Затем вышел том ее «Избранного», и была опубликована работа «СПИД и его метафоры» (AIDS and Its Metaphor, 1989).

В 1989 году она избирается президентом Американского ПЕН-Центра.

В числе ее других работ романы «Поклонник Везувия» (The Volcano Lover, 1992, рус. пер. — 1999) и «В Америке» (In America, 1999, рус. пер. 2004, экранизир. Ежи Сколимовским, 2006), книги эссе «Куда падает ударение» (2001), «Глядя на боль других» (2003), «А в это время» (2007). Пьеса «Алиса в кровати» (Alice In Bed, 1992) была впервые поставлена только в 2000 году. Совместно с фотографом Анни Лейбовиц ею была издана книга «Женщины» (Women) (2000).

Кроме этого, Зонтаг принадлежат сценарии фильмов «Дуэт для каннибалов» (Duet For Cannibals, 1969), «Брат Карл» (Brother Carl, 1971), «Обещанные страны» (Promised Lands, 1974) и «Поездка без гида» (Unguided Tour, 1983). Несколько раз она сама появлялась в кино (Зелиг Вуди Аллена). Выступала также как кинорежиссёр и театральный постановщик: драму Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо» она летом 1993 года перенесла на сцену в осаждённом Сараево, где после её смерти её именем названа улица.

Умерла Зонтаг 29 декабря 2004 года в Нью-Йорке. Похоронена в Париже на кладбище Монпарнас.

© http://ru.wikipedia.org

Зонтаг, Сьюзен Википедия

Сьюзен Зонтаг
англ. Susan Sontag
Имя при рождении Сьюзен Розенблатт
Дата рождения 16 января 1933(1933-01-16)[1][2][…]
Место рождения
  • Нью-Йорк, Нью-Йорк[1]
Дата смерти 28 декабря 2004(2004-12-28)[4][1][…](71 год)
Место смерти
  • Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Гражданство (подданство)
  • Flag of the United States.svg США
Род деятельности писательница, философ, искусствовед, критик, сценарист.
Годы творчества с 1959
Жанр роман, эссе, рассказ, публицистика
Язык произведений английский
Дебют «Благодетель»
Награды
Командор ордена Искусств и литературы (Франция)Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция)
Стипендия Макартура, Иерусалимская премия, Премия принца Астурийского
www.susansontag.com
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Сьюзен Зонтаг Википедия

Сьюзен Зонтаг
англ. Susan Sontag
Имя при рождении Сьюзен Розенблатт
Дата рождения 16 января 1933(1933-01-16)[1][2][…]
Место рождения
  • Нью-Йорк, Нью-Йорк[1]
Дата смерти 28 декабря 2004(2004-12-28)[4][1][…](71 год)
Место смерти
  • Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Гражданство (подданство)
  • Flag of the United States.svg США
Род деятельности писательница, философ, искусствовед, критик, сценарист.
Годы творчества с 1959
Жанр роман, эссе, рассказ, публицистика
Язык произведений английский
Дебют «Благодетель»
Награды
Командор ордена Искусств и литературы (Франция)Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция)
Стипендия Макартура, Иерусалимская премия, Премия принца Астурийского
www.susansontag.com
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Не такая как все: что нужно знать о писательнице Сьюзен Зонтаг | Vogue Ukraine

16 января родилась писательница и философ Сьюзен Зонтаг, на эссе которой была основана прошлогодняя масштабная выставка «Кэмп: записки о моде» в музее Метрополитен. Vogue.ua рассказывает о ней больше.

Сьюзен Зонтаг

Писатель, профессор и активист Сьюзен Зонтаг – одна из самых провокационных интеллектуалов XX века. По ее словам, литература стала для нее паспортом, который позволил перейти границу к большей жизни – то есть зоны свободы. Она была противоречивой и славилась революционными настроениями. Она защищала права женщин и занимала активную позицию. Ее и хвалили, и критиковали одновременно за заметки об американской культуре. Многие ее политические эссе сегодня актуальны также, как и 50 лет назад. Vogue UA рассказывает что нужно знать о Сьюзан Зонтаг.

Сьюзан Зонтаг и личное

Зонтаг родилась и большую часть жизни провела в Нью-Йорке, училась в лучших вузах  страны — университете Беркли и Гарвардском университете, преподавала в Колумбийском университе. Один раз писательница была замужем, но большую часть жизнь прожила с фотографом Энни Лейбовиц — они познакомились в 1989 году на съёмках и были вместе до 2004 года, пока Зонтаг не умерла. Самые знаменитые портреты Зонтаг сделала именно Лейбовиц. О фотографии у писательницы было особое мнение.» Сфотографировать человека — значит совершить над ним некоторое насилие: увидеть его таким, каким он себя никогда не видит, узнать о нём то, чего он не знал, словом, превратить его в объект, которым можно символически владеть. Если камера — сублимация оружия, то фотографирование — сублимированное убийство», — так писала Зонтаг.

Сьюзен Зонтаг и Энни Лейбовиц

Сьюзан Зонтаг о политике

Зонтаг была человеком с четко выраженной позицией, широкими интересами и открытым взглядом на мир. С молодости она была сторонницей открытых дискуссий, позже стала антивоенным спикером. Во времена войны во Вьетнаме писательница была одной из немногих, кто отправился в Азию, чтобы лично увидеть происходящее, не доверяя американским медиа. Позже, во время войны в Югославии, Зонтаг поехала в Сараево, чтобы поставить спектакль по пьесе Беккета в разрушенном бомбардировками театре.

Сьюзен Зонтаг

Сьюзен Зонтаг о собственных страхах

Зонтаг начала писать еще подростком и уже в первых текстах затрагивала темы, которые будут волновать ее всегда. Уже в школьных эссе она говорила о последствиях Второй мировой войны, сравнивания практически нетронутые Штаты и Европу, где бомбардировки не пощадили никого. 

К теме смерти, жертв и тревоги она обращается в своих эссе «Болезнь как метафора» и «СПИД и его метафоры». В них Зонтаг излагает свои чувства по поводу длительной борьбы с раком и скорбь по ближайшим друзьям, умершим во время эпидемии СПИДа.

Сьюзен Зонтаг

Сьюзан много писала о феминизме и равных правах в обществе. Но помимо остросоциальных тем Зонтаг говорила и об искусстве 60-х. Критические статьи были ее страстью. Круг ее вопросов – фотография, мода, массовый вкус, этика. В том числе под влиянием друзей и возлюбленных появились ее тексты о кэмпе и хэппенингах, Сартре, Камю, Годаре и современном театре. 

Самые известные тексты

Сьюзен Зонтаг

Четыре художественных книги, сотни статей об искусстве, кино и обществе – творчество Зонтаг охватило 70 лет американской истории с 1933 года. Самые важные тексты — «Заметки о Кэмпе», «Против интерпретации», «Когда мы смотрим на боль других» и сборник эссе «О фотографии». 

Зонтаг сложно назвать иконой моды, но она, бесспорно, была очень стильной. Она любила мужские брюки, сорочки, водолазки, позже — обьемные вязаные кардиганы, практически не красилась и была очень фотогеничной. Лучшие ее портреты делала не только Энни Лейбовиц, но и еще один знаменитый художник — Энди Уорхол.  «У вкуса нет ни системы, ни доказательств,- Сьюзен Зонтаг в «Заметках о кэмпе». Однако существует нечто вроде логики вкуса: постоянная чувствительность, которая всегда лежит в основе, взращивая вкус. Чувствительность почти — но не абсолютно — невыразимая. Всякая чувствительность, которая может быть втиснута в жесткий шаблон системы или схвачена грубыми орудиями доказательства, перестает быть чувствительностью. Она затвердевает идеей».

Зонтаг, Сьюзен — Википедия. Что такое Зонтаг, Сьюзен

Сьюзен Зонтаг (в другом написании Сонтаг, англ. Susan Sontag; настоящая фамилия — Розенблатт; 16 января 1933, Нью-Йорк — 28 декабря 2004, Нью-Йорк) — американская писательница, литературный, художественный, театральный и кинокритик, режиссёр театра и кино, лауреат национальных и международных премий.

Биография

Зонтаг родилась 16 января 1933 года в городе Нью-Йорк. Её предки — еврейские выходцы из Польши и Литвы, приехавшие в США в XIX в. Урождённая Розенблатт, она получила фамилию Зонтаг после вторичного замужества её матери. Единственными друзьями её детства были книги. В 15 лет она поступает в университет Беркли (Калифорния) (1948—1949). Оканчивает Чикагский университет со степенью бакалавра искусств в 1951 году (одним из её преподавателей был Кеннет Бёрк). Здесь же знакомится с молодым преподавателем-социологом Ф. Рифом, за которого скоро выходит замуж (1952). Риф — отец её единственного сына Давида.

Могила Сьюзен Зонтаг на кладбище Монпарнас

Семья переезжает в Бостон, где в Гарвардском университете Зонтаг изучает английскую литературу и получает степень магистра философии в 1954 году. Именно в этот период Зонтаг изучает работы классических философов. Обучаясь в Оксфорде в 1957 году, сталкивается с проблемой сексизма, поэтому вскоре переезжает в Париж, где сближается с американской интеллигенцией, сплочённой вокруг журнала «Парижское Обозрение» (Paris Review). Активно занимается французским кинематографом, философией и много пишет.

В возрасте 26 лет в 1958 году она возвращается в Америку, разводится и остаётся одна с сыном, отказываясь от финансовой помощи со стороны мужа. В конце 1950-х — начале 1960-х годов преподаёт философию в ряде колледжей и университетов США, в том числе и в Колумбийском университете, но в дальнейшем отказывается от академической карьеры. В начале 1960-х она приезжает в Нью-Йорк, приступая к работе редактора в журнале «Комментарий» (Commentary).

Вторая половина жизни Зонтаг связана с именем Энни Лейбовиц. Они познакомились в 1989 году на съёмках, роман их прервала лишь смерть Сьюзен Зонтаг от лейкемии в 2004 году, в возрасте 71 года. Именно Лейбовиц принадлежат все последние фотографии Зонтаг, включая посмертную.

Литературные произведения

В литературе Зонтаг дебютировала романом «Благодетель» (Benefactor) в 1963 году, а также рядом статей в престижных американских журналах. Однако известность к ней пришла после публикации в журнале «Партизан Ревью» статьи «Заметки о Кэмпе» (Notes on Camp, 1964). Здесь Зонтаг вводит понятие «кэмп» — использование вульгарного и эстетически уродливого материала как выразительного средства. Последовавшие затем два сборника эссе о художественном авангарде Европы и США, этическом смысле крайностей в современной культуре — «Против интерпретации» (Against Interpretation, 1966) и «Образцы безоглядной воли» (Styles of Radical Will, 1969) — упрочили её репутацию. Далее следует одна из её наиболее известных книг — «О фотографии» (On Photography, 1977).

Через год Зонтаг выпускает книгу «Болезнь как метафора» (Illness As Metaphor, 1978) и сборник рассказов «Я и так далее» (I, etc.). Позже — ещё один сборник, посвящённый Иосифу Бродскому, «Под знаком Сатурна» (Under the Sign of Saturn, 1980), в ответ на который Бродский посвятил Зонтаг первые «Венецианские строфы». Затем вышел том её «Избранного», и была опубликована работа «СПИД и его метафоры» (AIDS and Its Metaphor, 1989).

В 1989 году она избирается президентом Американского ПЕН-Центра.

В числе её других работ романы «Поклонник Везувия» (The Volcano Lover, 1992, рус. пер. — 1999) и «В Америке» (In America, 1999, рус. пер. 2004, экранизир. Ежи Сколимовским, 2006), книги эссе «Куда падает ударение» (2001), «Глядя на боль других» (2003), «А в это время: эссе и выступления» (2007). Пьеса «Алиса в кровати» (Alice In Bed, 1992) была впервые поставлена только в 2000 году. Совместно с фотографом Анни Лейбовиц ею была издана книга «Женщины» (Women) (2000).

Кроме этого, Зонтаг принадлежат сценарии снятых ею как режиссёром фильмов «Дуэт для каннибалов» (Duet For Cannibals, 1969), «Брат Карл» (Brother Carl, 1971), «Обещанные страны» (Promised Lands, 1974) и «Поездка без гида» (Unguided Tour, 1983). Несколько раз она сама появлялась в кино (Зелиг Вуди Аллена, см. ниже). Выступала также как театральный постановщик: драму Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо» она летом 1993 года перенесла на сцену в осаждённом Сараево, где позднее, в 2010, её именем назвали площадь перед Национальным театром.

Художественная критика и О фотографии

Сьюзен Зонтаг, 1979 год

Художественная критика была центральной формой литературной деятельности Зонтаг. Ее можно назвать важнейшим представителем либеральной аналитики, которая соприкасается с пространством академического исследования, но не принадлежит ему. Промежуточное положение между формальным исследованием и литературным произведением делает тексты Зонтаг явлением, связанным с установлением формата аналитической художественной критики как таковой. К важнейшим критическим произведениям Зонтаг относятся Заметки о кэмпе (1964)[1] и Против интерпретации (1966)[2], Когда мы смотрим на боль других[3] и сборник эссе О фотографии (1977)[4]. Принципиальная характеристика ее критических работ — обращение к материалу второстепенному с точки зрения классического искусствознания[5]. Круг ее вопросов — фотография, мода, «еще не опознанные» и принципиально неопознаваемые[6] темы, массовый вкус, этика и особенности документального изображения. Одной из центральных тем в критических работах Сьюзен Зонтаг остается фигура трагического[7].

Премии и награды

Сьюзан Зонтаг — лауреат многих премий и обладатель почётных званий. За книгу «О фотографии» Зонтаг была присуждена Национальная премия кружка литературных критиков в области критики (1978). В Италии она была награждена премией Курцио Малапарте (1992). Дважды она награждалась французским Орденом искусств и литературы (1984, 1999). Избиралась в Американскую академию искусств и литературы (1993). Была удостоена Иерусалимского приза (2001) и премии мира (2003), самой престижной в Германии литературной премии — Премии мира немецких книготорговцев (Франкфурт-на-Майне, 2003), присуждаемой Биржевым союзом немецкой книготорговли за «выступление за достоинство свободной мысли».

Её карьера романиста достигла расцвета, вместе с присуждением Национальной книжной премии США историческому роману «В Америке» (1992) в 2000 году. Последней прижизненной наградой стала международная литературная премия принца Астурийского, которую она получила вместе с исламской феминисткой Фатимой Мернисси (2003). Её последней книгой было исследование «Глядя на боль других» (Regarding the Pain of Others).

Умерла Зонтаг 29 декабря 2004 года в Нью-Йорке. Похоронена в Париже на кладбище Монпарнас. В марте 2005 в Нью-Йорке прошёл концерт её памяти, на котором играли струнный квартет Брентано и британская пианистка Мицуко Утида.

Сьюзен Зонтаг на экране (избранные фильмы)

  • Galaxie (1966, Грегори Маркопулос, документальный)
  • Vive le cinéma (1972—1973, документальный телесериал)
  • Town Bloody Hall (1979, Крис Хегедюш, Д. А. Пеннебейкер, документальный)
  • Зелиг (1983, Вуди Аллен, камео)
  • Mauvaise conduite (1984, Нестор Альмендрос и Орландо Хименес Леаль, документальный)
  • Do Not Enter: The Visa War Against Ideas (1986, Роберт Рихтер и Кэтрин Уорноу, документальный)
  • Поэт вспоминает/ The Poet Remembers (1989, Ян Немец, телевизионный документальный)
  • Joseph Cornell: Worlds in a Box (1991, Марк Стоукс, телевизионный документальный)
  • Campus, le magazine de l’écrit (2001—2006, документальный телесериал, эпизод 2003)
  • Die Liebhaberin des Vulkans — Mit Susan Sonntag in New York (2003, Бригитта Асхофф, телевизионный документальный)
  • Абсолютный Уилсон/ Absolute Wilson (2006, Катарина Отто-Бернштейн, документальный)
  • Германия 09 (2009, коллективный проект, в эпизоде Неоконченное, реж. Николетт Кребиц, роль Зонтаг исполнила Ясмина Табатабай)

Интервью, дневники, записные книжки

  • Poague L.E. Conversations with Susan Sontag. Jackson: University Press of Mississippi, 1995
  • Reborn: journals and notebooks, 1947—1963/ David Rieff, ed. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2008

Библиография С. Зонтаг на русском языке

  • Зонтаг, С. Мысль как страсть: Избранные эссе 1960-70-х годов / Сост., общая редакция Б. Дубина. Пер. с англ. В. Голышева и др. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 208 с.
  • Зонтаг, С. Поклонник вулканов. — М.: Новости, 1999. — 576 с ISBN 5-7020-0995-9
  • Зонтаг, С. В Америке. — М.: Эксмо, 2004. — 448 с ISBN 5-699-06545-8
  • Зонтаг, С. «Думать наперекор себе»: Размышления о Чоране // Иностранная литература. — 1996. — № 4.
  • Зонтаг, С. Магический фашизм // Первое сентября. — 2000. — № 47.
  • Зонтаг, С. Разум в трауре. Сьюзен Зонтаг о В. Г. Зебальде и возможности «большой литературы» // Критическая Масса. — 2006. —№ 2.
  • Зонтаг, С. Когда мы смотрим на боль других (фрагмент) // Индекс/Досье на цензуру. — 2005. — № 22.
  • Зонтаг, С. Любовница вулкана . — М.: Эксмо, 2008. — 576 с ISBN 978-5-699-31852-0
  • Сонтаг, С. О фотографии/ Пер. Викт. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 272 с. ISBN 978-5-91103-136-7
  • Сонтаг, С. Заново рождённая. Дневники и записные книжки. 1947—1963/ Пер. М. Дадяна. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 344 с. ISBN 978-5-91103-142-8
  • Сонтаг, С. Смотрим на чужие страдания/ Пер. В. Голышев М.: Ад Маргинем, 2014. isbn=978-5-91103-170-1
  • Сонтаг, С. Сознание, прикованное к плоти. Дневники и записные книжки 1964—1980/ Пер. М. Дадяна и Д. Можарова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 560 с. ISBN 978-5-91103-182-4
  • Сонтаг, С. Против интерпретации и другие эссе / Под ред. Б. Дубина. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 376 с. ISBN 978-5-91103-198-5

Примечания

  1. ↑ Сонтаг С. Заметки о кэмпе // Сонтаг, С. Против интерпретации и другие эссе / Под ред. Б. Дубина. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 376 с. ISBN 978-5-91103-198-5
  2. ↑ Сонтаг С. Против Интерпретации // Сонтаг, С. Против интерпретации и другие эссе / Под ред. Б. Дубина. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 376 с. ISBN 978-5-91103-198-5
  3. ↑ Сонтаг, С. Смотрим на чужие страдания/ Пер. В. Голышев М.: Ад Маргинем, 2014. isbn 978-5-91103-170-1
  4. ↑ Сонтаг, С. О фотографии/ Пер. Викт. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 272 с. ISBN 978-5-91103-136-7
  5. ↑ Дубин Б. В. Сьюзен Зонтаг, или Истина и крайности интерпретации // Вопросы литературы. — 1996. — № 2. с. 134—148.
  6. ↑ Дубин Б. В. Там же. с. 134.
  7. ↑ Васильева Е. Фотография и феноменология трагического: идея должного и фигура ответственности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2015, вып. 1, с. 26-52.

Литература

  • Васильева Е. Сьюзен Зонтаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2014, вып. 3, с. 64 — 80.
  • Дубин Б. В. Сьюзен Зонтаг, или Истина и крайности интерпретации // Вопросы литературы. — 1996. — № 2.
  • Дубин Б. В. Страсть и меланхолия последней из разносторонних // Он же. На полях письма: Заметки о стратегиях мысли и слова в XX веке. — М.: Emergency Exit, 2005. — С.306-316, 317—323.
  • Кимбалл Р. Сьюзен Зонтаг: попытка предсказания // Русский журнал. — 30 Декабря 2004.
  • Туркина О. Вспоминая Сьюзен Зонтаг. // Критическая Масса. — 2004. — № 4.
  • Ching B.; Wagner-Lawlor J. The scandal of Susan Sontag. New York: Columbia University Press, 2009
  • Faber R. Avancierte Ästhetin und politische Moralistin: die universelle Intellektuelle Susan Sontag. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2006
  • Kennedy L. Susan Sontag: mind as passion. Manchester: Manchester UP; New York: St. Martin’s Press, 1995
  • Lopate Ph. Notes on Sontag. Princeton: Princeton UP, 2009
  • Nunez S. Sempre Susan: A Memoir of Susan Sontag. New York, 2011. — ISBN 1935633228
  • Poague L.A., Parsons K.A. Susan Sontag an annotated bibliography, 1948—1992. New York: Garland Pub., 2000 (библиография)
  • Rieff D. Swimming in a sea of death: a son’s memoir. New York: Simon & Schuster, 2008 (воспоминания сына о последнем периоде жизни писательницы)
  • Rollyson C.E., Paddock L.O. Susan Sontag: the making of an icon. New York: W.W. Norton, 2000 (биография)
  • Rollyson C.E. Reading Susan Sontag: a critical introduction to her work.Chicago: Ivan R. Dee, 2001
  • Sayres S. Susan Sontag: the elegaic [i.e. elegiac] modernist. New York: Routledge, 1990
  • Schriber D. Susan Sontag. Berlin: Aufbau, 2007
  • Seligman C. Sontag & Kael: opposites attract me. New York: Counterpoint, 2004
  • Susan Sontag/ Sharon DeLano and Annie Leibovitz, eds. New York: s.n., 2005 (альбом фотографий писательницы, выполненных мировыми мастерами)

Ссылки

Тексты

Сьюзен Сонтаг «О фотографии»

Знаменитый сборник эссе Сьюзен Сонтаг — осмысление фотографии и места, которое она занимает в современной культуре.

Впервые на русском языке

Знаменитый сборник эссе Сьюзен Сонтаг, опубликованный в США в 1977 году, по сей день остается одной из главных книг о фотографии, которые не может обойти ни один современный исследователь этого предмета.
В своей книге Сонтаг разрушает стереотипы о фотографии, сложившиеся в обыденном сознании, и определяет отношение фотографии к реальности, времени и истории. Сонтаг подчеркивает ошибочность представлений о фотографии как средстве достоверного фиксирования опыта: в работе фотографа «творятся те же, обычно темные, сделки между правдой и искусством», что в живописи или литературе. Фотография по своей природе сюрреалистична, сюрреализм заложен в самой попытке создать дубликат мира, реальности «второй степени», более узкой, но более эффектной.
Сонтаг пишет и о двойственной природе процесса фотографирования: это одновременно и хищническая попытка присвоить чужую реальность, и позиция подчеркнутого невмешательства — тот, кто документирует событие, не может повлиять на его ход, и наоборот. В результате повальной одержимости фотографией, современные люди становятся «туристами и вуайеристами» и в чужом, и в своем мире, и эта позиция имеет последствия как для частной, так и для общественной, политической жизни.
Так, сравнивая попытки «каталогизации нации» немецкого фотографа Августа Зандера в 1930-е и американца Роберта Франка в конце 1950-х, работ Дианы Арбус и фотографов, нанятых Администрацией по защите фермерских хозяйств в эпоху Великой Депрессии, Сонтаг пишет об идеологическом значении фотографии. Но нетривиальный анализ Сонтаг применим к любому современному человеку, ведь «в последнее время фотография стала почти таким же популярным развлечением, как секс или танцы, — а это значит, что, как всякой массовой формой искусства, большинство людей занимаются ею не в художественных целях. Она главным образом — социальный ритуал, защита от тревоги и инструмент самоутверждения».

Об авторе

Сьюзен Сонтаг (1933–2004) — американская писательница, литературный и художественный критик, философ культуры, политическая активистка. Мировую известность ей принесли сборники эссе «Против интерпретации» (1966), «О фотографии» (1977), «Смотрим на чужие страдания» (2004). Эти три книги, а также два тома дневников Сонтаг – «Заново рожденная» и «Сознание, прикованное к плоти» – опубликованы на русском языке в рамках совместной издательской программы Музея «Гараж» и издательства Ad Marginem.