Танцевально-двигательная терапия для пожилых людей //Психологическая газета
В октябре 2015 года состоялась защита дипломных проектов выпускников программы дополнительного профессионального образования «Танцевально-двигательная терапия: теория и практика» в Институте практической психологии «Иматон».
Руководитель программы, кандидат психол. наук Наталия Юрьевна Оганесян поделилась своими размышлениями по поводу подготовки специалистов и обозначила круг наиболее актуальных тем, затронутых в дипломных проектах выпускников.
Предлагаем Вашему вниманию краткое изложение дипломного проекта «Исследование влияния танцевально-двигательной терапии на психомоторную сферу пожилых людей на отделении реабилитации в Государственном центре социального обслуживания населения». Проект выполнила Наталья Юрьевна Вахина (Нижний Новгород) под руководством Борисовой Д.Ю. — психолога, танцевального терапевта Городской психиатрической больницы №1 им. П.П. Кащенко.
Научные медико-социальные исследования показывают в целом неудовлетворительное положение пожилых граждан России по социально — медицинским, демографическим и экономическим показателям. Положение усугубляется малообеспеченностью, одиночеством и достаточно низким уровнем медико-социальной помощи .
Одной из важнейших форм социальной защиты пожилых людей и инвалидов является социальное обслуживание, которое представляет собой деятельность специальных служб по оказанию социальных услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации пожилых граждан.
Начало системе социального обслуживания людей пожилого возраста и инвалидов положили стационарные учреждения социального обслуживания населения. В последнее десятилетие получили развитие такие новые типы стационарных учреждений социального обслуживания, как геронтологические центры и дома милосердия. Расширение спектра услуг, оказываемых пожилым людям в стационарных учреждениях, имеет в основном медицинскую, оздоровительную, реабилитационную и психологическую направленность.
Очень мало наработок, методик и механизмов осуществления мероприятий по медико-социальной реабилитации людей пожилого возраста. Наиболее эффективно это направление работы присутствует в геронтологических центрах, но в стационарных учреждениях индивидуальные программы медико-социальной реабилитации пожилых практически отсутствует. Следовательно, проблема состояния здоровья, медико-социальной реабилитации пожилых людей с разработкой индивидуальной программы реабилитации в стационарных учреждениях в настоящее время актуальна. И поэтому есть необходимость в специальной организации и специальных реабилитационных мероприятиях помощи пожилому человеку. Этим как раз занимаются центры социальной помощи населению. И для того, чтобы поддержать психическое и физическое здоровье пожилого человека, на это и была направлена моя работа на отделении реабилитации в Государственном центре социального обслуживания населения.
Вышесказанное и обусловливает актуальность выбранной темы дипломной работы.
Цель исследования: изучение влияния танцевально-двигательной терапии на психомоторную сферу людей пожилого возраста.
В качестве объекта изучения была выбрана психомоторная сфера пожилых людей.
Предметом изучения является влияние танцевально-двигательной терапии на психомоторную сферу пожилых людей на отделении реабилитации в Нижегородском Государственном центре социального обслуживания населения.
Гипотеза работы заключается в следующем: Танцевально-двигательная терапия положительно влияет на психомоторную сферу пожилых людей.
Настоящее исследование было проведено на базе Нижегородского государственного центра социального обслуживания населения. В нём приняло участие 26 человек, 3 мужчин и 23 женщин в возрасте от 60 до 90 лет. Но в процессе работы было обследовано 7 человек, так как остальные участники непостоянно посещали занятия. В связи со спецификой состояния здоровья большинства участников были сформированы 2 группы танцевально-двигательной терапии.
В связи с неразглашением персональных данных, фамилии и имена участников танцевально-двигательной терапии были изменены.
Танцевально-двигательная терапия проводилась в течении 1,5 месяцев, два раза в неделю, длительностью 1 час.
Для получения достоверных результатов были выбраны следующие методики: тест для определения самочувствия, активности, настроения «САН»; «Телесный анализ» Н.Ю.Оганесян; Метод включённого наблюдения.
В основе проведённой программы ТДТ для пожилых людей с целью коррекции психомоторных и эмоциональных нарушений лежат разработки Н.Ю. Оганесян, Д.Ю. Толошиновой, А.Гиршона, Шкурко, Веремеенко и других. Занятия проводились в групповой форме, закрытой, гетерогенной по полу и возрасту группе. Зал специально оборудован: стулья по количеству респондентов, музыкальный центр, диваны для релаксации, мячи, шарфы. Длительность занятия 60 минут.
Разработка программы танцевально-двигательной терапии по коррекции психомоторных нарушений у людей пожилого возраста. Цель программы: коррекция моторных и эмоциональных нарушений у людей пожилого возраста посредством танцевально-двигательной терапии.
Задачи программы:
- развитие психомоторной активности;
- расширение диапазона и потенциала движений;
- развитие психомоторных способностей;
- снижение уровня личностной тревожности ;
- формирование положительного образа физического Я;
- улучшение психологического самочувствия во время взаимодействия с другими людьми;
- использование основных упражнений, которые в дальнейшем могут быть использованы пожилыми людьми самостоятельно.
Принципы, лежащие в основе проведения программы:
- Принцип не нанесения ущерба.
- Принцип доброжелательности, внимательности.
-
Принцип развития через конкретную деятельность и упражнения (танцевально-двигательная терапия).
- Принцип систематичности.
- Принцип возникновения личной заинтересованности человека.
Организационные аспекты реализации программы: программа, направленная на коррекцию эмоциональных и моторных нарушений у людей пожилого возраста посредством танцевально-двигательной терапии, рассчитана на 10 занятий по 60 мин, 2 раза в неделю. Представляем тематический план разработанный для группы ветеранов ВОВ
1 группа. Ветераны ВОВ.
Тема занятий |
Форма проведения |
Время |
Знакомство, установление эмоционально-положительного контакта |
Беседа, заполнение тестов, разминка. |
60 мин |
Расслабление, снятие мышечных зажимов Цель: обеспечить физическую активизацию перед началом цикла занятий, научить чувствовать свое тело |
Разминка Индивидуальный танец своего имени, обсуждение опыта. Упражнение на ритм. Общая импровизация |
60 мин |
Расширение диапазона и потенциала движений Цель: формировать навык осознавания тела в движении, навык установления контакта с другими в танце |
Разминка Танец частей тела, работа на координацию, «Зеркало» с танцтерапевтом. Общий танец«Сиртаки»обсуждение опыта |
60 мин |
Развитие ощущения пространства и работа с образным мышлением Цель: снятие мышечных зажимов, снижение физического и эмоционального напряжения, работа с образом |
Разминка, работа с образом, Зеркало с терапевтом. |
60 мин |
Работа с мышечной памятью и воображением Цель: снятие мышечных напряжений, тренировка мышечной памяти |
Разминка «мы в лесу», Придумывание общего танца. Индивидуальная импровизация с тканью обсуждение опыта |
60 мин |
Развитие чувства ритма, ощущение пространства Цель: развитие умения чувствовать свое тело, и ритм |
Разминка, упражнения на ритм, импровизация с тканью индивидуальная, общий танец «Калинка», обсуждение опыта |
60 мин |
Расширение диапазона движений Цель: развитие умения расслабляться, взаимодействовать в телесном контакте с другим, расширение диапазона движений |
Разминка, упражнение на типы движений, повторение общего танца, работа с тканью в паре, групповая импровизация |
60 мин |
Развитие пространственного воображения Цель: снятие физического и эмоционального напряжения, развитие способности получать удовольствие от своего тела, от движений, танца |
Разминка работа в парах с тканью, общий танец«Калинка-малинка»,Релаксация на диванах, обсуждение |
60 мин |
Развитие мышечного тонуса и поднятие эмоционального тонуса Цель: снятие мышечных зажимов, развитие чувства ритма и умения получать удовольствие от танца |
Ритмическая разминка, работа на координацию,Индивидуальная импровизация «Калинка –малинка» обсуждение опыта |
60 мин |
Завершающее занятие. Подведение итогов. |
Беседа,Индивидуальная импровизация танецстканью,общийтанец«Белоруссия»ритуал прощания |
60 мин |
Приводим структуру 4 занятия
Цель: снятие мышечных зажимов, снижение физического и эмоционального напряжения.
Исполнение: индивидуальное. Продолжительность: 10-15 минут. Еще 15 минут занятия выделяется для обсуждения полученного опыта, их впечатлений, эмоций.
Музыкальное сопровождение: шлягеры тех лет. Исполнение: индивидуально и с танцевальным терапевтом. Ход занятия: Танцевальный терапевт предлагает каждому поочерёдно протанцевать с ним в паре, сначала терапевт показывает движения с разной амплитудой, динамикой, работая в пространстве, клиент повторяет, далее терапевт повторяет движения за клиентом. Обсуждение.
Длительность занятия увеличивалась постоянно, ориентируясь на самочувствие участников группы.
Оценка результатов исследования.
В результате полученных данных по методике САН можно сделать следующие выводы, в начале курса танцевально-двигательной терапии показатели по самочувствию активности и настроению были достаточно низкими, по сравнению с результатами в конце курса занятий. Особенно хочется заметить, что показатели в графе самочувствия и настроения после курса ТДТ располагаются в диапазоне выше 5 баллов, что свидетельствует о благоприятном состоянии испытуемого. Можно сделать вывод, что занятия танцевально-двигательной терапией оказали благотворное влияние на субъективное психоэмоциональное и физическое состояние организма пожилых людей. У всех респондентов показатели самочувствия и настроения выросли заметно, что не сказать про показатель активность, у троих испытуемых (Глушенкова, Харковенко, Морозова) этот показатель снизился, что говорит, об усталости и простых физических недомоганиях в этом возрасте. У остальных участников этот показатель вырос после танцевально-двигательной терапии.
Результаты исследования отражены в диаграмме ниже.
Ниже приведены результаты по методике «Телесный анализ» Оганесян Н.Ю., полученные по одному участнику танцевально терапевтической группы. Также были проанализированы все испытуемые в отдельности.
1 участник программы.
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ |
До ТДТ |
После ТДТ |
Активные движения |
3 |
5 |
Неактивные движения |
2 |
4 |
Танцует на полупальцах |
0 |
0 |
Танцует на полной стопе |
2 |
4 |
Фронтально-латеральные движения (в стороны) |
2 |
5 |
Сагиттальные движения (вперед-назад) |
2 |
5 |
Вокруг себя |
2 |
3 |
Подпрыгивания |
0 |
3 |
Амплитуда движения |
2 |
5 |
Объединение тела и движений |
2 |
5 |
Раздражение и разорванность тела |
0 |
0 |
Сильные |
2 |
5 |
Слабые |
2 |
2 |
Быстрые и резкие |
2 |
5 |
Медленные и плавные |
2 |
2 |
Вариативность |
2 |
5 |
Повторение за партнером (в отзеркаливании) |
2 |
5 |
Стереотипии |
2 |
0 |
Собственное построение движений |
2 |
5 |
Руки |
2 |
5 |
Ноги |
2 |
5 |
Голова |
0 |
2 |
Корпус |
2 |
3 |
Использует все пространство |
3 |
5 |
Только середину |
2 |
3 |
Половину зала |
2 |
3 |
Стоит на одном месте |
0 |
0 |
Вперед |
2 |
4 |
Назад |
2 |
4 |
По кругу |
2 |
4 |
Верхний (прыжки, направление вверх) |
2 |
4 |
Средний |
2 |
5 |
Партер (пол) |
0 |
0 |
Не может пойти за ритмом |
2 |
2 |
Двигается в собственном ритме |
2 |
3 |
Ритмичен |
3 |
5 |
Отгораживается от музыки |
0 |
0 |
Креативное отношение к музыке |
3 |
5 |
Исходя из данной таблицы, мы можем видеть что, после танцевально-двигательной терапии увеличились активные движения, увеличилась амплитуда движений, тело и движения стали объединёнными, не разорванными, движения стали резче и быстрее, увеличилась вариативность, собственное построение движений, повысилась ритмичность, танцующий начал использовать всё пространство зала, появилось креативное отношение к музыке. До ТДТ эти показатели были низкими, участник плохо чувствовал своё тело, движения были не так активны, они были слабыми, после занятий участник стал идти за ритмом, увеличилась вариативность и разнообразие движений. Также были проанализированы все участники исследования индивидуально.
В результате обобщения полученных данных по всем испытуемым можно сказать, что после прохождения курса ТДТ у большинства участников отмечается положительная динамика двигательной активности. В процессе занятий движения большинства участников становятся сильными, совершаются в разных плоскостях. Повышение активности и силы движений является признаком улучшения моторной активации.
До ТДТ в движениях всех участников преобладали стереотипные паттерны: движения во время ТДТ были скованные, малой амплитуды, руки в основном прижаты к телу, корпус малоподвижен, После прохождения курса танцевально-двигательной терапии у большинства участников терапии изменился характер движений, они стали более открытыми, появились новые элементы в индивидуальных импровизациях, участники стали использовать больше пространства. Также улучшились межличностные взаимодействия в группе. Наглядно результаты работы видно в представленной диаграмме ниже.
Для составления диаграммы выбраны наиболее выраженные параметры в группе, такие как двигательные функции, отношение к пространству, использование музыки и ритма. По результатам, представленным на диаграмме, можно сказать, что показатель динамики психомоторного состояния вырос во всех 4 параметрах.
В заключение отмечаем, что коррекция психомоторных нарушений у людей пожилого возраста является центральным звеном в системе психологической работы. В практической части данного исследования разработана программа по коррекции эмоциональных и моторных нарушений у людей пожилого возраста посредством танцевально-двигательной терапии. В программе предложены различные танцевальные упражнения, адаптированные для пожилого возраста. Используются как индивидуальный и парный танец, так и коллективное взаимодействие.
Основной задачей танцевального терапевта в данном процессе является поддержка пожилых людей в их активности, спонтанности, творчестве с той целью, чтобы они научились замечать свое тело, ощущения, научились чувствовать свой мышечный тонус, вернуть интерес к танцам, помочь найти ресурсные состояния, что является важным для снятия психоэмоционального напряжения.
Гипотеза данного исследования подтверждается ,ТДТ оказывает положительное влияние на психомоторную сферу пожилых людей.
Разработанная программа показала свою эффективность и возможность использования в соответствующих организациях.
В дальнейшем хотелось бы продолжить исследования влияния ТДТ на психомоторную сферу пожилых людей, увеличить число испытуемых и количество диагностических методик для получения более объективных результатов.
Познакомиться с темами других дипломных проектов
Читать интервью с Н.Ю. Оганесян
Танцевально-двигательная терапия для детей и взрослых — упражнения, программа
Пожаловаться
Шпак Юлия
, автор статей | Обновлено
Содержание:
Какие задачи решает ТДТ
Виды ТДТ
Упражнения ТДТ
Боди-джаз
5 ритмов
Программы ТДТ
Детская ТДТ
Видео
Потребность в танце заложена на генетическом уровне. Танец помогает выплеснуть накопленные переживания, а танцевально-двигательная терапия (ТДТ) позволяет сделать это осознанно и целенаправленно.
Какие задачи решает ТДТ
Танцедвигательная терапия помогает:
- расслабиться;
- проработать страхи и другие негативные эмоциональные состояния;
- осознать собственное Я и свои ресурсы через язык тела;
- выразить эмоции;
- развить эмпатию;
- улучшить межличностные отношения.
Эмпатия – это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание.
Виды ТДТ
В танце важно всё, даже сопротивление. В зависимости от потребностей ТДТ бывает индивидуальной и групповой.
- Индивидуальная дает возможность побыть одновременно участником процесса и наблюдателем за собственными ощущениями и переживаниями, выразить через движение образы и слова.
- В групповой терапии участники получают обратную связь друг от друга, что помогает построить связи между ощущениями и движением.
Упражнения ТДТ
В зависимости от целей проработки, терапевты используют разные упражнения.
Боди-джаз
Разминочное упражнение, которое снимает мышечное напряжение, знакомит участников со своим телом. Сам танец выражается через привычное действие – походку. Команды телу отдают разные его части – «центры движения».
Всего 7 центров:
- голова-шея;
- плечи;
- локти;
- кисти;
- бедра;
- колени;
- ступни.
Участники поочередно использую разные центры. Затем объединяют все части тела в завершающем танце.
5 ритмов
Упражнение для проработки блоков через ощущение музыкального ритма.
- Текучесть.
Раскрывает женское начало. Музыка плавная, движения перетекают друг в друга.
- Прерывистость. Проявляет мужское начало. Импульсивная музыка, резкие, четкие, рубящие движения.
- Хаос. Готовность к изменениям. Хаотичный набор звуков, незаконченные, постоянно меняющиеся движения.
- Лиричность. Мечты и фантазии. Изящная мелодия и легкие, как полет бабочки, движения.
- Неподвижность. Медитация, погружение в себя. Тихая музыка с замедлением. Первичные импульсы движений – пульсирующая статуя.
Терапевты используют для лечения и более сложные упражнения. Все зависит от решаемой задачи.
Программы ТДТ
В зависимости от проблем, которые решает ТДТ, составляются разные программы, которые можно объединить в три группы.
1. Клиническая ТДТ. Она подразделяется на:
- помогающую терапию для людей, страдающих психическими расстройствами личности, например, шизофренией;
- реабилитацию пациентов с проблемами опорно-двигательного аппарата, зрения и т.
д.
2. Танцевальная психотерапия для решения психологических проблем.
3. Танцевальная терапия для развития.
Детская ТДТ
Через музыкальный ритм ребенок входит в мир своего тела и чувств. Это естественный процесс самопознания.
Танец способствует:
- восстановлению нормального кровообращения;
- снятию накопленной усталости;
- укреплению мышечного корсета;
- развитию координации;
- осознанию и контролю своего тела;
- развитию общения:
- эмоциональному комфорту.
ТДТ с детьми напоминает игру. Например, базовое упражнение, которое знакомо многим из нас с детских лет: «Море волнуется раз». Дети двигаются под разные мелодии, а потом застывают в позе морских фигур. Чтобы усилить коммуникативный эффект упражнения, детей просят создать групповую фигуру – попарно, втроем или с большим количеством участников. Это же упражнение используют и в семейных, и во взрослых группах, когда нужно проработать межличностные отношения
Отдельное направление ТДТ – занятия родителей совместно с детьми. Такие упражнения прорабатывают конфликты в семье, помогают понять своего ребенка лучше и стать ему ближе.
Путь к себе и пониманию своего Я может быть длинным и трудным. ТДТ сокращает этот путь через естественное движение тела и души – танец. Позволяет создать свой неповторимый танец жизни.
Видео
Список литературы
- Основные направления танцедвигательной терапии, сайт.
- Ионина О.С. Приемы танцевально-двигательной терапии в коррекции негативных проявлений личности. \\ Вестник №2, 2016. С. 107-113.
- Танцевально-двигательная терапия как средство профилактики и сохранения здоровья ребенка, сайт.
Фото: © Depositphotos
РубрикаПсихология
Как полюбить свое тело
Физиогномика: как «считать» человека по лицу
Новости СМИ2
Комментарии
‘ + ‘
‘ + tooltips[tooltip][0] + ‘
‘ + » + tooltips[tooltip][1] + » + ‘
‘ + ‘Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру — это кладезь полезной информации
«Мужские» профессии: женщине сюда нельзя?Как часто вы ходите в кино с детьми?Новые законы – в помощь родителямКак сэкономить силы и время молодой мамеКак грамотно подружить ребёнка с ИнтернетомСаморазвитие в декрете не мифОсобенные дети в семье?Узнай, как справиться с чувством виныПобеди тревогу здесьКакая у тебя суперспособность?Узнай, далеко ли ты от депрессииУстала быть хорошей мамой?
Танцевальная терапия— Блог клиники Honey Lake
Из-за хорошо известных преимуществ физического движения в укреплении и поддержке интеллектуальных, эмоциональных и двигательных функций тела Танцевально-двигательная терапия (ДМТ) стала популярным и успешным терапевтическим подходом.
В клинике Honey Lake танцевально-двигательная терапия используется в сочетании с другими формами лечения и обучения, предлагая вам более глубокое осознание себя и идеальную среду для изучения ваших чувств, поведения и взаимодействия с другими.
По определению, танцевально-двигательная терапия (ДМТ) — это психотерапевтическое использование движения и танца как части лечебных и восстановительных программ. Лицензированный практик ДМТ проводит сеансы в терапевтической обстановке, используя движения, чтобы помочь вам достичь эмоциональной, когнитивной, физической и социальной интеграции.
Танцевальная терапия и льготы
Танцевальные терапевты могут использовать ряд различных танцевальных и двигательных упражнений и техник для удовлетворения ваших потребностей. Лицензированные и опытные специалисты могут включать множество разнообразных элементов. Некоторые примеры включают—
Путешествие — Участникам предлагается перемещаться по комнате любым способом, который они выберут в соответствии с подсказкой лидера. Лидер может сказать: «Двигайтесь по комнате так, как если бы вы внутренне чувствовали себя хорошо». В следующем раунде ведущий может изменить инструкцию: «Двигайтесь по комнате, как если бы вы чувствовали себя хорошо физически». Другой раунд может исследовать движение «как будто вы счастливы», или «как будто вы только что получили плохие новости», или «как будто вы чувствуете, что сделали что-то не так», или «как будто вы только что получили награду». ”
Зеркало – Подобно путешествию, это занятие дает участникам возможность наблюдать за своими движениями в зеркалах в полный рост. Поскольку ведущий подсказывает движения, вы можете наблюдать за реакцией своего тела.
Отражение — Сопоставление и повторение движений может показать эмпатию и подтвердить чувства. Терапевт может отражать ваши движения или попросить участников отражать друг друга, позволяя каждому человеку увидеть свое отражение.
Жизненное путешествие — Лидер может попросить вас изобразить путь вашей жизни, от рождения до того места, где вы хотите быть в будущем, в виде серии движений. Вас попросят физически продемонстрировать свое развитие на этапах жизни. Твое детство — каким оно было? Подростковый возраст? Молодая взрослая жизнь? Сегодня? Завтра?
Саймон Сэйс – Саймон Сэйс, вероятно, основанная на движениях игра, в которую вы много раз играли в детстве, позволяет клиенту сосредоточиться и следовать простым инструкциям – даже имитировать движения лидера – в соответствии со словами «Саймон говорит» или воздержитесь от движения, когда эти слова приглашения опущены.
Метафоры движения – Использование метафоры движения или реквизита может помочь вам физически и выразительно продемонстрировать терапевтическую задачу или достижение. Ваш терапевт может предложить вам метафоры или реквизиты, которые вы сможете включить в движение.
Важные навыки можно приобрести в процессе танцевально-двигательной терапии. Вот краткий список некоторых из этих навыков:
- Научиться развивать и доверять своей способности проявлять сочувствие.
- Способность отвечать искренне и правдиво.
- Научитесь преобразовывать невербальные движения в идеи, которые можно использовать для выздоровления.
Чувства и жизненный опыт живут внутри вашего тела и могут застрять там. Тело может быть ключом к раскрытию глубоких уровней исцеления. ДМТ — это терапевтическое воздействие, которое можно использовать в сочетании с другими методами лечения, чтобы помочь получить доступ к подлинным, долговременным изменениям.
Танцевально-двигательная терапия — еще один пример уникальных вариантов лечения, доступных в клинике Honey Lake, которые позволяют нам помочь вам улучшить их здоровье во всех трех сферах — духе, разуме и теле — предлагая вам огромный потенциал для целостности и преобразующего роста. .
В Honey Lake мы стремимся предоставить вам сострадательный уход и практическое оборудование, необходимое для значительного улучшения состояния, которое привело вас в нашу программу. Надежная модель, опытный персонал, лицензированные профессиональные сиделки, индивидуальное лечение — все это в красивом и спокойном месте на берегу озера площадью 1300 акров — мы здесь для вас.
Позвоните нам сегодня. Клиника Honey Lake (888) 837-6577, электронная почта info@honeylake.clinic или посетите сайт www.honeylake.clinic
танцевальная терапия, ДМТ, двигательная терапия, восстановление, лечение
Последние сообщения:
Похожие сообщения:
Виды танцевальной терапии
Что происходит во время сеанса танцевальной терапии?
Может ли кто-нибудь получить пользу от танцевальной терапии?
Что такое танцевально-двигательная терапия?
Какие существуют техники танцевально-двигательной терапии?
Упражнения танцевальной терапии, часть 2
Джиневры Валентины Яшетты.
#dancetherapy#dance#bodymotion#trust
1–120 СреднийСледующие действия являются частью методов танцевальной терапии. Они позволяют группе чувствовать связь и исследовать движения тела самостоятельно и в паре.
Цель
Цели: эмоциональная осведомленность, эмпатия, сотрудничество, навыки презентации, воображение, креативность
Материалы
Инструкции
Изучение движений тела
1. Ходить по комнате (закрывать промежутки, использовать пространство, менять скорость, менять способы передвижения)
2. Как это заставляет вас двигаться : Участники рассредоточены по комнате. Фасилитатор просит их начать свободно двигаться и танцевать, как они хотят. Пока все двигаются, фасилитатор осторожно предлагает участникам начать двигаться так, как они бы двигались, если бы предполагалось, что они будут испытывать какое-то чувство или ситуацию. Например: «представьте, что вы сейчас очень злитесь» или «представьте, что вы ссоритесь со своей мамой из-за того, что она не позволяет вам пойти сегодня вечером с друзьями» или «вы только что встретили человека, которого вы почувствовали влюблен в» и т. д. Ведущий может дать одно предложение и позволить участникам начать двигаться и исследовать свое предложение. Пока все танцуют, ведущий может затем поручить участникам выбрать одно из движений, которые они делали, и начать повторять это движение так, как они хотят, с определенным ритмом. Они могут делать это медленно, быстро, двигаясь, стоя, сидя и т. д. После достаточного изучения одного сценария они теперь могут исследовать другой сценарий. Исследуя 2-3 эмоциональных состояния, постепенно приведите участников к спокойствию и положению стоя. Дайте всем пару секунд, чтобы перестроиться.
Укрепление доверия в паре
3. Отражение: Участники идут парами. Партнер А начинает двигаться, а Партнер Б действует как их зеркало, повторяя их движения максимально похоже и синхронно. Изучите идею в течение нескольких минут, а затем поменяйтесь ролями. Участники могут видеть себя в теле другого человека. Затем игра превращается в отражение танца. Партнер А начинает двигаться под проигрываемую музыку, а Партнер Б следует за Партнером А, повторяя их движения. (поменяться ролями).
4. Настроенное хождение пар. Партнер А закрыл глаза, а партнер Б ведет (остановись и иди, смена скорости, посадка и стояние. Стремись наблюдать и слушать, двигайся как единое целое).
Контактная импровизация в паре
а. Ощупать гной h (3 уровня: руки, толчок, добавить еще и вытягивание, затем толчок другими частями тела за руками) Участники идут в партнеры. Партнер А стоит неподвижно, с закрытыми глазами, слегка согнутыми коленями и напряженным корпусом, чтобы быть более устойчивым. Партнер Б начинает толкать руками разные места тела Партнера А. Партнер А остается сосредоточенным и чувствует прикосновение. Партнер А оказывает сопротивление там, где, по его мнению, его толкают. Партнер Б постепенно начинает использовать другие части тела, кроме рук. Через некоторое время ведущий предлагает им поменяться ролями. Упражнение повторяется еще раз с вариацией. Партнер Б пытается найти способы поддержать другого человека. Партнеры А передадут свой вес Партнерам Б, а Партнеры Б станут их поддержкой.