Транс это мужчина или женщина: как корректно говорить и писать о трансгендерных людях

парадоксы, проблемы, перспективы – Транс*Коалиция

Авторка: Александра ЯСЕНЕВА

О вопросы сексуальной ориентации трансгендеров сломано немало копий. От устаревших концептов о жёстко предопределённой ориентированности (трансженщин – на мужчин, и трансмужчин – на женщин, соответственно), мы пришли к более менее общепринятому в сообществе консенсусу о том, что ориентация может быть любая, однако это ничуть не проясняет самого предмета, являющегося камнем преткновений.

После того, как мы приняли возможность вариабельности ориентации транслюдей, перед нами встаёт ряд вопросов: как трансчеловеку определять свою сексуальную ориентацию – относительно “биологического” пола или относительно гендерной идентичности? Что ж, с этим довольно быстро разобрались и мэйнстримная точка зрения однозначно гласит – относительно гендерной идентичности. Это означает, что если, скажем, трансгендерную женщину привлекают только другие женщины, то она считается гомосексуальной. Несмотря на это медикализирующий дискурс, идущий ещё от Гарри Бенджамина, долгие годы пользовался прямо противоположным определением (т.е. относительно “биологического” пола), что вносит неразбериху по сию пору. Однако, в рамках этих подходов невозможно, например, определить сексуальную ориентацию интерсекс человека с бигендерной идентичностью, которого привлекают исключительно мужчины.

В качестве одной из попыток преодолеть сложившийся терминологический конфуз в двухтысячных годах была предложена альтернативная терминология, основывающаяся на том, на кого направлено влечение – на женщин, мужчин или обоих, и в таком случае индивид характеризовалась как гине(ко)фильная, андрофильная или амбифильная, соответственно. Однако, эта концепция также не способна поставить точку в данном вопросе, поскольку неспособна нам ничего ответить на вопрос о транс-/цис- статусе партнёр_ки транс*человека. В итоге мы наступаем на те же грабли – как определять того, на кого направлено влечение: по “биологическому” полу или по гендерной идентичности? А, может, по гендерному выражению? И что делать, если взаимоотношения между этими характеристиками имеют более запутанный характер, чем в цис-случае? Конечно, всегда можно придумать какие-то ad-hoc решения, которые будут сводить концы с концами, однако, по моему скромному мнению, теория сексуальной ориентации обросла уже достаточным количеством защитных поясов, и, возможно, мы стоим на пороге новой парадигмы. Хорошо это или плохо – другой вопрос.

Есть и другой проблемный аспект, проистекающий от столкновения транс* и ЛГБ повестки. Так, например, нередко приходится слышать мнение, что бисексуал никогда не будет встречаться с трансгендером, потому что он бисексуал, а не пансексуал. Но значит ли это, что весь традиционный бинарный набор сексуальных идентичностей – гей, лесбиянка, бисексуалка и бисексуал – трансэксклюзивен? И вопрос не только в том, могут ли, например, лесбиянку привлекать трансженщины или трансмужчины и не только в том, может ли транспарень быть геем, но ещё и в том, что вообще остаётся от этих понятий, этих идентичностей, когда мы вводим их в контексты трансгендерности и, особенно, небинарных гендерных идентичностей.

Ни для кого не секрет, что трансчеловеку в среднем сложнее найти партнёра. В одном из диалогов, касающихся сексуальной ориентации транслюдей я слышала следующую фразу: “В нашем деле – пан или пропал!” Но действительно ли трансгендеры “обречены” на пансексуальность? И, в особенности, их партнёры? Действительно ли любой выход за пределы циснормативной идентичности и влечения приводит нас к необходимости столь радикального пересмотра привычных категорий?

Итак, я подошла к одной из главных мыслей – циснормативности концепта сексуальной ориентации. Действительно, на мой взгляд современным спорам по этим вопросам не хватает историчности. Предлагаются всевозможные схемы, словари и классификации, претендующие на отражение надысторической истины, совершенно забывая о том, насколько социокультурный контекст влияет на формирование сексуальности той или иной эпохи. Однако, как только мы расположим наши понятия на временной шкале, нам сразу становятся очевидны причины накопившихся противоречий. Само понятие сексуальной ориентации появилось задолго до того, как вопросы трансгендерной повестки вышли на злобу дня. Соответственно, и описывало оно социальную реальность времени зарождения соответствующей терминологии – либо в рамках медикализирующего, либо в рамках освободительного и активистского дискурсов.

Поскольку вопросы сексуальной ориентации ставились на повестку движениями преимущественно цис-геев и цис-лесбиянок (и даже если это было не так, их медийный образ был таков), современный дискурс сексуальности формировался в обстановке неявных цис-допущений. И сегодня, когда транс*сообщество начинает подавать голос в этих вопросах, возникают проблемы такого рода, о которых я говорила ранее.

Сегодня, если мы попытаемся разобраться, что составляет собой нашу эпистемологическую единицу или сексуальный субъект, то нам необходимо принимать во внимание различные гендерные компоненты субъекта – от гендеризованных биологических характеристик и гендерной идентичности до гендерного выражения и собственно гендера. Это довольно сложная многомерная модель, в которой индивид может быть представлен точкой в этом многомерном пространстве, которая как-то соотносится с другими классами подобных точек, потенциальных партнёров. Однако, если мы примем во внимание флюидность гендерной идентичности и то, что некоторые люди осуществляют трансгендерный переход, то окажется, что наша точка-индивид вовсе не неподвижна, а описывает в течение жизни некоторую траекторию, и при этом также подвижны классы точек, с которыми она потенциально может вступать в сексуальные, романтические или какие-либо иные отношения в рамках спектра интимности. Если же принять во внимание флюидность сексуальности, различие романтического и сексуального влечений, а также моно/поли-амурность, то окажется, что и набор отношений, связывающих между собой эти точки, меняется во времени. Наконец, если мы учтём историческую релевантность тех или иных характеристик, использующихся для описания индивида, то мы поймём, что само пространство гендера-сексуальности, в котором происходит движение, меняет свою размерность, двигаясь от эпохи к эпохе и от культуры к культуре. Таким образом любые культурно и исторически локальные классификации будут не более чем срезом, редукционистской моделью, адекватной лишь для определённых условий. Такой вот квир.

Казалось бы всё замечательно, многогранно и инклюзивно. Но находясь сугубо в рамках аналитического подхода, т.е. сводя всё к вопросу о гендерных компонентах и компонентах сексуальности индивида, мы рискуем за деревьями не увидеть леса, а именно какие сексуальные и гендерные идентичности (т.е. относительно устойчивые структуры в описанном выше гендерно-сексуальном процессе) являются действующими категориями актуальной технологии сексуальности, и что является движущими силами при изменении гендерно-сексуального пространства. Я убеждена, что если мы хотим сформулировать политическую стратегию, которая поможет изменить существующие отношения в сфере гендера и сексуальности и разрешить, накопившиеся противоречия и проблемы, нам необходимо понять механизмы исторической эволюции гендера и сексуальности. Нам необходимо отыскать те формы общности, которые позволят нам органично организовать борьбу различных угнетённых гендерных и сексуальных групп против гнёта патриархальной системы. И не менее важно – нам необходимо сформировать язык, с помощью которого мы доносим свою повестку, таким образом, чтобы минимизировать возможные парадоксы, недопонимания и ложные дихотомии. Потому что язык, терминологический и категориальный аппарат, должен служить инструментом – как для организации актуальных знаний нашего проблемного поля, так и для формулирования нашей повестки. И если мы не будем формировать свой дискурс исходя из своих потребностей, то за нас это сделает кто-то другой.

С этой точки зрения перед нами как транс*сообществом стоит следующая развилка: либо мы будем пытаться интегрироваться в старые модели сексуальности, подстраивая себя тем или иным образом под их стандарты, либо мы предложим новую и более сложную модель, которая будет адекватна в пределах релевантного нашему движению исторического периода, либо же мы внесём свою лепту в деконструкцию нормативности, предполагаемой любой моделью сексуальности (и тогда вопрос – а что взамен?). Для меня это вопрос открытый и обращённый ко всему нашему сообществу.

Метки: гендерная идентичностьсексуальная ориентациястатьитранс* женщинытранс* мужчины

«Была Карина, стал Карим». Как живет трансгендер в самарской деревне

Кариму 38 лет. Он – трансгендерный мужчина, который совершил переход из женщины в мужчину около двух лет назад.

Он вспоминает, что ощутил себя мальчиком, а не девочкой очень рано: «Заставить меня быть снежинкой или принцессой было нереально», –говорит Карим.

«Я просто понял, что мне комфортней в мужском образе, с мужской внешностью и эстетически, и физически. А кто я, мужчина или женщина – я стопроцентно даже не скажу. Я 37 лет был женщиной и выглядел как женщина. Может быть, я себя не так вел, как все женщины себя ведут, но я никогда об этом не задумывался, – поясняет он. – Я был настолько против этого гендерного поведения! Меня раздражает, что мужчины хотят казаться мачо-мужчинами, и то же самое с женщиной, которая пытается изобразить какую-то экстремальную феминность».

После гендерного перехода, по словам Карима, он стал гораздо комфортнее ощущать себя в своем теле, и у него появилось желание его улучшать. Для этого Карим стал регулярно тренироваться под руководством знакомого тренера, тоже трансгендера.

«Если я принимаю какое-то решение, то я это делаю до конца, потому что я всё делаю достаточно осознанно», – рассказывает о себе Карим.

С документами, по его словам, проблем у него не возникло:

«Судья была очень адекватная и толерантная, имела дело уже с трансгендерами и всем помогла, – делится Карим. – Но я знаю, что судья в другом районе этого же города делает все строго наоборот. То есть не пропускает, не дает разрешения. Трансфобия у нее или что, я не знаю».

Карим с рождения живет в селе. Признается, что после школы нигде не учился – не было особых возможностей. С 16 лет вместе с младшим братом они начали заниматься бизнесом – открыли собственный магазин. Со временем это оказалось нерентабельным, но Карим нашел дело своей жизни: уже восемь лет он занимается лошадьми.

«Лошади – самоокупаемые животинки в моём случае. Я навоз складываю, готовлю его специально, весной я его фасую в мешки и продаю. У меня уже постоянные клиенты. В итоге собираю деньги на сено и покупаю сено за счёт навоза», – рассказывает он.

Живет Карим в доме с мамой, младшим братом, его женой и дочерью. Он говорит, что семья спокойно отнеслась к тому, что он стал мужчиной.

«Все использовали одну фразу: мы так и думали, что рано или поздно это случится, никто не удивился, – поясняет он. – Единственное, что сложно было, – это местоимения правильно использовать. Прошло два года, но они до сих пор оговариваются, приходится постоянно поправлять. Но они так или иначе будут оговариваться, потому что мы 37 лет обращались в одном режиме, а теперь вдруг нужно вдруг в другом режиме обращаться».

Брат Карима смеется: «Вот этот вот человек учил меня в детстве лазить по заборам, ездить на велике и прочее. Так что по сути, даже когда он в юбке был, он был братом старшим. И сейчас он такой».

«Я его знаю только с положительной стороны. Да, сначала Карина была, а сейчас стала парнем, а как это всё – мы не знаем, – говорит женщина-продавец в сельском магазине. – Но никто на это никак не реагирует, все привыкли, как будто все так и было всегда».

«Люди разные. И я понимаю, что мне просто повезло, наверное, – размышляет Карим. – Но я так отношусь к людям, что им достаточно сложно на меня злиться, потому что я в общем-то очень дружелюбный. Когда ты общаешься с человеком по-доброму, приветливо, никогда не грубишь ему и так далее, человеку очень сложно негативно на тебя реагировать. Поэтому я практически со всеми общаюсь на уважительном уровне, приветливом. И, соответственно, я не наблюдаю негатива в свой адрес – ни до перехода, ни после».

Является ли трансгендерная женщина генетически мужчиной после операции по смене пола?

Какой наводящий на размышления вопрос! Во-первых, важно понимать, что биологический пол и гендерная идентичность — это не одно и то же.

Биологический пол относится к физическим характеристикам человеческого тела (или анатомии).

Гендерная идентичность относится к внутреннему ощущению бытия. Это может больше соответствовать тому, чтобы быть мужчиной, женщиной или кем-то посередине. Некоторые люди, идентифицирующие себя как небинарные, могут вообще не иметь внутреннего ощущения себя мужчиной или женщиной!

Операция по смене пола включает в себя изменение анатомии человека. После операции не должно меняться то, идентифицирует ли человек себя как мужчину или женщину. И это не меняет их генетику!

Давайте углубимся.

Каждый человек рождается с набором генетических инструкций, упакованных в пакеты, называемые хромосомами. Инструкции могут помочь определить такие вещи, как цвет волос или цвет глаз.

Существуют также генетические инструкции, которые могут привести к половым признакам. Половые хромосомы, в частности, определяют, будут ли у человека женские или мужские части тела.

Как вы можете видеть на изображении ниже, это хромосомы обычного человека. У каждого из нас по 23 пары. Последняя пара известна как половые хромосомы. Обычно у человека будет пара половых хромосом XX или XY.

Категория: 

Спросите генетика

Изображение К. Фрайера.

Как правило, у людей с двумя Х-хромосомами части тела женские. У человека с одной X и одной Y половыми хромосомами обычно будут мужские части тела. Именно наличие этой Y-хромосомы определяет биологический пол человека.

Какой бы набор хромосом ни был у человека при рождении, его нельзя изменить. Это потому, что хромосомы есть во всех клетках, из которых состоит наше тело.

Изменить хромосомы человека — значит изменить триллионы клеток! Не существует (и, вероятно, не будет в будущем) технологий, способных изменить хромосому во всех клетках человека.

Иногда люди не идентифицируют себя с биологическим полом, присвоенным им при рождении. Короче говоря, вот что значит быть трансгендером. Например, у кого-то может быть XX хромосом, но он не идентифицирует себя как женщина. Или они могут иметь хромосомы XY и не идентифицировать себя как мужчины.

Существуют также некоторые заболевания, из-за которых не так просто идентифицировать себя как мужчину или женщину. Например, у некоторых людей с хромосомами XY может быть состояние, при котором их организм не может реагировать на мужские гормоны. В свою очередь, они выглядят, ведут себя и чувствуют себя женщинами. Примером такого состояния является синдром нечувствительности к андрогенам. 1  

В других случаях люди с XX хромосомами могут иметь состояние, при котором они подвергались воздействию высоких уровней мужских гормонов до рождения, что давало им мужские части тела. Пример такого состояния называется врожденной гиперплазией надпочечников. 2 Это может привести к тому, что люди будут выглядеть и чувствовать себя как мужчины.

Некоторые люди могут родиться с дополнительной Х-хромосомой, например, при синдроме Клайнфельтера 3 , или с дополнительной Y-хромосомой, как при синдроме 47,XYY. 4

Важно знать, что наличие одного из этих состояний не означает, что кто-то является трансгендером или с большей вероятностью будет трансгендером. Это всего лишь примеры того, что гендер — это больше, чем просто X и Y!

Какой бы пол человек ни идентифицировал (или нет), он основывается на его внутреннем ощущении бытия, а не на хромосомах. Хромосомы могут сказать только то, с чем человек родился, а не то, как он себя видит.

Большинству людей при рождении присваивается биологический пол на основе частей тела, а не хромосом. Но опять же, только потому, что кто-то рождается с мужскими частями тела, не означает, что он идентифицирует себя как мужчину.

Некоторые трансгендеры решаются на операцию по смене пола, чтобы лучше соответствовать своему полу. Однако некоторые этого не делают. Независимо от того, решит человек пройти операцию по смене пола или нет, важно с уважением относиться к тому, как люди могут или не могут идентифицировать себя!

В целом, если трансгендерная женщина родилась с набором половых хромосом XY, у нее все еще будут хромосомы XY после операции по смене пола. Наличие хромосом XY не означает, что человек мужчина. Это просто означает, что у них, скорее всего, были мужские части тела при рождении.

Руководство по пониманию ваших пациентов-трансгендеров

Самость

• существительное
  1. человек, к которому относится полная индивидуальность: собственное я.
  2. природа человека, характер и т. д.: Ваше «я» — это то, кто вы есть, как вы воспринимаете и выражаете качества и характеристики, которые делают вас уникальной личностью. Это относится ко всем аспектам вашей личности, включая ваш пол.

На протяжении всей жизни вы заполняли формы, подобные этой. Вы можете подумать, что гендер (мужчина, женщина, гендер-квир и т. д.) и назначенный пол при рождении (мужской, женский, интерсекс) — одно и то же, но это не так.

Какова ваша гендерная идентичность?

Ваша гендерная идентичность — это то, как вы воспринимаете себя — ваше собственное понимание своего пола. Вы можете подумать, что пол — это либо мужчина, либо женщина, но это континуум. И это может соответствовать или не соответствовать назначенному вам полу.

Цисгендерный : Если вы идентифицируете себя с полом, который вам был присвоен при рождении.

Трансгендер : Если ваша гендерная идентичность отличается от пола, назначенного вам при рождении.

Примеры: Человек, которому при рождении был назначен мужчина, но который идентифицирует себя как женщина, является транс-женщиной. Тот, кому при рождении была назначена женщина, но идентифицирующий себя как мужчина, является транс-мужчиной.

Как вы выражаете свой пол?

То есть, как вы представляете свой пол миру через свой стиль, одежду и поведение?

Пол отражает культурные классификации поведения, опыта и личности, которые обычно называют мужскими или женскими.

Но гендерное самовыражение также находится в континууме, и во всех промежуточных точках есть люди.

Ваша сексуальная ориентация?

Кого ты влечешь? И цисгендерные, и трансгендерные люди могут быть привлечены романтически или сексуально к мужчинам, женщинам, трансгендерным или цисгендерным людям или к любой комбинации. Еще раз, это континуум.

 

Понимание того, что эти аспекты пола находятся в континууме, может привести к тому, что вы не будете знать, как вести себя с трансгендерными пациентами.

Будьте открыты. Уважительный. Добрый.

Обращайтесь со всеми пациентами так, как они хотят, чтобы обращались с ними.

Что тебе сказать? Что вы должны сделать?

Относитесь к

трансгендерным пациентам так, как они хотят, чтобы относились к ним.

Спрашивайте у пациентов их имена, а затем используйте их! Использование имени, данного при рождении (иногда называемого «мертвым именем»), может вызвать эмоциональный стресс. Кроме того, спросите, какие местоимения вы должны использовать.

Например, транс-мужчина может использовать «он» или даже «они». Избегайте использования терминов «предпочтительное имя» или «предпочтительные местоимения», когда спрашиваете, потому что это подразумевает, что опыт является выбором и делает пациента недействительным.

Не всем пациентам-трансгендерам нужны медицинские процедуры для подтверждения пола, такие как прием гормонов. Итак, спросите своих пациентов-трансгендеров, какая помощь им может быть интересна, чтобы подтвердить свой пол, если таковой имеется.

Если Эмили, трансгендерная женщина, является вашим пациентом, называйте ее трансгендером или трансгендерной женщиной. Это прилагательное, которое описывает ее, а не существительное, определяющее ее, поэтому она не «трансгендер». Она также не «трансгендерная».

Использование правильных терминов показывает, что вы уважаете своего пациента.

Избегайте оскорбительных терминов, таких как она-мужчина, он-она, оно, транссексуал, гермафродит, транссексуал или трансвестит.