Уэс андерсон собачий остров – Собаки научат нас человечности. На торжественном открытии Берлинале показали фильм «Остров собак» Уэса Андерсона

Как создавался «Остров собак» Уэса Андерсона

3 мая в России состоялась премьера анимационного фильма Уэса Андерсона «Остров собак». Мы уже рассказывали в нашей рецензии на ленту о том, почему она непременно заслуживает быть увиденной, а теперь в нашем обзоре речь пойдет о процессе создания картины: сколько кукол было создано для съемок фильма (и почему так много), как оживали эти «кукольные актеры», на съемки какой сцены аниматоры потратили целых 6 месяцев и другие не менее любопытные факты об этом прекрасном проекте.

Поклонники творчества сказочника Уэса Андерсона и те, кто видел хотя бы пару его фильмов, наверняка сходу смогут перечислить характерные черты его работ («Отель «Гранд Будапешт»», «Королевство полной луны», «Семейка Тененбаум»…). Кроме тяги этого американца к палитре ярких несочетаемых цветов, математически выверенным симметричным кадрам и старомодным вельветовым костюмам, киноленты Андерсона отличаются особой «ламповой» атмосферой удивительных, почти сказочных приключений с трогательными чудаковатыми героями, склонными к самоиронии.

Уэс Андерсон и «актеры» «Острова собак»

Уэс Андерсон и «актеры» «Острова собак»

К такому набору «особенностей» как нельзя лучше подходит стоп-моушн анимация, с помощью которой и были созданы два (пока два) мультфильма режиссера. Уэс Андерсон попробовал себя в ней, работая над «Бесподобным мистером Фоксом» и некоторыми сценами из «Отеля «Гранд Будапешт»». Однако «Остров собак» по сравнению со своими предшественниками побил все рекорды по масштабности кукольного представления на съемочной площадке.

Сделав ставку на стоп-моушн, Уэс Андерсон не изменил себе и выбрал самую «олдскульную» анимацию. Впервые покадровая съемка была использована еще в 1897 году в эпизоде фильма The Humpty Dumpty Circus. Нам эта в какой-то степени первая техника хорошо знакома, в частности, по «Чебурашке», «Варежке» и другим советским «кукольным» мультфильмам (которые, между прочим, были завсегдатаями международных кинофестивалей). Одни из самых известных и более-менее современных шедевров, созданных в этой технике, это проекты, созданные на британской студии Aardman (от «Уолесса и Громита» (1989) до «Диких предков» (2018)), мультфильм Тима Бертона «Труп Невесты» (2005), «Кубо. Легенда о самурае» (2016) и некоторые другие.

Съемки мультфильма «Остров собак»

Съемки мультфильма «Остров собак»

Неспроста стоп-моушн анимация до сих пор не потеряла своего антуража – ведь она напоминает сказки в исполнении самодельного кукольного театра, как в детстве. И хотя сейчас она не обходится без помощи цифровых технологий и 3D-принтеров, все же особая правдоподобность остается ее сильной стороной. Еще бы, когда каждая деталь имеет множество вариантов и функций в более чем 200 декорациях, не считая 1000 кукол! Уэс Андерсон действительно «заморочился» – даже собачий мех и дым были анимированы вручную. Ради той самой сцены с приготовлением суши команда аниматоров сначала несколько недель дотошно изучала японскую традиционную кухню, ее ингредиенты, их разновидности, все-все оттенки, консистенции и т.д., чтобы потом на протяжении целых 6 месяцев снимать те несколько минут, которые войдут в мультфильм!

«Наша работа заключается в том, чтобы сделать из кусков металла, резины и силикона – всех этих неодушевленных вещей – что-то новое, попытаться вдохнуть в них жизнь», — так описывают свою задачу аниматоры, работавшие над «Островом собак».

К съемкам мультфильма была создана настоящая мини-армия кукол, как людей, так и собак, всех размеров – от больших и средних до совсем крошечных. Все ради разнообразия декораций, кадров и углов съемки. Но если вы думаете, что после создания более чем 1000 кукол работа рукодельников команды закончилась, то вы глубоко заблуждаетесь. Ради подробной и реалистичной анимации на каждую куклу были отдельно заготовлены «сменяющиеся» части лица, имитирующие мимику. Например, художницей, которая работала над образом Трейси, было кропотливо прорисовано по 297 веснушек на 74 вариантах лица, что составило в сумме 22 000 штук.

Кадр из мультфильма«Остров собак»


Кадр из мультфильма«Остров собак»

До создания движущейся куклы для каждого героя были созданы прототипы в виде глиняных скульптур и фигурок 3D-печати, и количество только конечных вариантов для съемок составило около 1000. Где-то 500 человек и 500 собак. Даже чуть больше.

Чем же отличается новый шедевр Уэса Андерсона от его предыдущего, не менее шедеврального мультфильма «Бесподобный мистер Фокс»? Казалось бы, действительно, оба сняты с помощью одной и той же технологии, но внимательный глаз приметит приличный скачок в качестве и сложности последнего фильма. Взять хотя бы тот факт, что герои «Бесподобного мистер Фокса» были по максимуму «очеловечены», а значит, и анимация движений и мимика были приближены к привычному – человеческому. Однако в «Острове собак» режиссер решил пойти сложным путем. Его собаки – вполне разумные существа, разговаривающие и проявляющие широкий спектр эмоций, однако они остаются собаками, со своей мимикой и своей пластикой. Человеческая мимика смотрелась бы на них как минимум неправдоподобно. Поэтому аниматоры трудились над тем, чтобы мимика четвероногих героев была бы достаточно экспрессивной и понятной, но при этом оставалась бы в «собачьих» рамках. К слову, для этих целей аниматоры, у которых есть собаки, специально приводили в студию своих питомцев и наблюдали за ними, анимируя, так сказать, с натуры.

(К слову, насчет четвероногих друзей – в Эдинбурге был проведен специальный сеанс «Острова собак» для просмотра с собаками. Зрители, побывавшие на нем со своими любимцами, говорят, что собакам лента очень даже понравилась!)

Перфекционизму команды и режиссера «подверглись» также декорации и некоторые спецэффекты. Такие элементы, как дым, пар или вода – все это не компьютерное, а настоящее, шипящее или булькающее. Каждая сцена не только выверена по строгим визуально-эстетическим канонам авторского стиля Уэса Андерсона, но и продуманы таким образом, чтобы не было повторов – иначе «глаз» зрителя заскучал бы. В интервью с изданием «Газета.Ru» Андерсон даже отметил, что ради визуального разнообразия было решено разделить виды мусора на несколько видов, которые мы в итоге видим в разных местах острова-свалки.

Еще одна гордость после сцены с приготовлением суши – монолог Шефа. Этот эпизод, в котором бездомный пес размышляет «отчего собака бывает кусачей», может претендовать как минимум на звание «самой продолжительной анимации без склеек». Подобным «вишенкам на торте» Уэс Андерсон обязан мастерам-аниматорам, работавшим над «Островом собак», а особенно двоим из них – Киму Кекелайру и Джейсону Сальману. Эти двое уже принимали участие в его первом «анимационном» опыте – в «Бесподобном мистере Фоксе». Конкретно эпизод с исповедью Шефа ставил как раз Джейсон Сальман.

(В этом 3D-видео можно посмотреть, что происходит «за кадром» и как кропотливо работают аниматоры над каждым, даже самым малозаметным движением персонажей и не только.)

Аниматорам действительно стоило титанического, чтобы мы впоследствии в течении одного часа и сорока минут наслаждались яркой сказкой из фантастического будущего Японии. Однако, по признанию самих аниматоров, для них самым сложным был этап синхронизации мимики персонажей с озвучкой – нужно было снимать буквально каждый слог и каждую букву, «произнесенные» персонажами.

Съемки мультфильма «Остров собак»

Съемки мультфильма «Остров собак»

Кстати, насчет озвучки. Помимо «любимчиков» Уэса Андерсона, вроде Билла Мюррея и Эдварда Нортона, свои голоса четвероногим героям подарили Брайан Крэнстон, Джефф Голдблюм, Лив Шрайбер, Боб Балабан, Грета Гервиг, Фрэнсис Макдорманд (она озвучивала переводчицу с японского), Харви Кейтель, Тильда Суинтон и даже Скарлетт Йоханссон. А своеобразной «пасхалкой» в этом касте стала сама Йоко Оно, которая озвучила ассистентку ученого-оппозиционера. Так что совет всем, кто еще не смотрел «Остров собак» или смотрел в дубляже, – обязательно постарайтесь увидеть ленту с оригинальной озвучкой.

Качественной озвучке вторило не менее качественное музыкальное сопровождение от композитора Александра Деспла. Вдохновившись японской культурой, Деспла создал для «Острова собак», саундтрек, содержащий в себе звуки традиционных японских барабанов и музыку из театра кабуки.

Еще одно не менее важное украшение «Острова собак» – сама японская речь, которая будет звучать в ленте вне зависимости от того, в какой стране ее смотрят и на каком языке сделан дубляж. У Уэса Андерсона так принято – каждый персонаж говорит на своем языке (за исключением, пожалуй, собак – они почему-то исключительно англоговорящие): японцы на своем родном языке, ученица по обмену из штата Огайо Трейси и другие иностранцы – по-английски. И если уж Атари что-то там лопочет по-японски так, что собаки его не понимают, то и зрителям никаких подсказок в виде субтитров не полагается. Мультфильм, а правдоподобности больше, чем в серьезной драме.

Съемки мультфильма «Остров собак»

Открыв Берлинский фестиваль 2018 года (первая анимационная лента открытия в истории смотра, между прочим) и завоевав там приз за лучшую режиссуру, «Остров собак» Уэса Андерсона уже сейчас обещает не раз напомнить о себе на протяжении года на различных церемониях награждения. Надеемся, трогательная и не лишенная глубокого смысла работа этого кудесника будет справедливо оценена зрителями во всем мире и благополучно завоюет все награды, достойные невероятных объемов работы над фильмом и душевных сил, вложенных в него создателем.

Остров собак

Мэр японского города Мегасаки по фамилии Кобаяши, негодяй и коррупционер, происходит из древнего рода, все члены которого очень любили котов и ненавидели собак. И Кобаяши нашел способ разделаться с четвероногими друзьями человека: собак города специально заразили собачьим гриппом и под предлогом изоляции людей от больных животных отправили всех собак на Мусорный остров. Причем самой первой отправленной собакой стал Спотс (Лев Шрайбер) — друг и охранник подопечного мэра, двенадцатилетнего мальчика Атари.

Через некоторое время, когда все собаки Мегасаки были отправлены на Мусорный остров и стали жить там в ужасных условиях, на остров прилетел мальчик Атари на маленьком одноместном самолете. Самолет Атари потерпел крушение, но мальчик выжил и стал заниматься поиском своего друга Спотса. 

В этих поисках ему помогает пятерка сдружившихся собак: Чиф (Брайан Крэнстон), Рекс (Эдвард Нортон), Босс (Билл Мюррей), Дюк (Джефф Голдблюм) и Кинг (Боб Балабан). 

Однако зловредный Кобаяши не дремлет и строит жуткие планы по уничтожению всех собак на острове. 

***

Замечательный режиссер Уэс Андерсон уже работал в жанре анимации. В 2009 году он неожиданно для всех выпустил кукольный анимационный фильм «Бесподобный мистер Фокс», и картина получилась просто отличной (она получила две номинации на «Оскар»).

В 2018 году Уэс Андерсон снова вернулся к этому жанру — после очень успешно прокатившегося, что с его непростыми и очень оригинальными картинами бывает далеко не всегда, фильма «Отель ‘Гранд Будапешт'».  

Сценарий писал сам Уэс Андерсон вместе со своими постоянными соавторами Романом Копполой и Джейсоном Шварцманом, также с ними над сценарием работал Кунъити Номура. 

Жанр этой картины определить непросто. Это и сказка, и притча, и социальная сатира, и драма, и комедия. Если «Бесподобный мистер Фокс» — это кукольная анимация, снятая как нормальный художественный фильм, что, кстати, ломало все каноны и стереотипы, то новая лента, с одной стороны, более мультипликационная, причем нарочито мультипликационная, а, с другой стороны, Андерсон здесь добился совершенно поразительной человечности собачьих персонажей. 

Люди в картине больше похожи на рисунки — посмотрите на какое-то кривоватое и недоделанное лицо мальчика Атари, картонно-каменные физиономии Кобаяши и его мажордома, лубочную физиономию студентки-американки Трейси (Грета Гервиг), возглавившей «Ла Резистанс».  

И в противовес этому — собаки с их яркими индивидуальностями, различными характерами и очень выразительными физиономиями. (Кинокритик Валерий Кичин там почему-то никаких индивидуальностей у собак не углядел, и мы с Бубликом пытаемся понять, куда он вообще смотрел во время просмотра.) 

Фильм сделан очень необычно. В самом его начале рассказывается легенда о том, как собаки стали домашними и как клан Кобаяши с ними воевал; собаки в картине говорят на английском, а люди, как правило, на японском (кроме Трейси), причем иногда их речь транслируется на английском переводчицей Нельсон (Фрэнсис Макдорманд), а иногда и вовсе не переводится. И это тоже создает определенный эффект: собаки отлично общаются между собой, а речь людей напрямую не понимают, понимают только отдельные заученные команды.

Общение собак между собой — это отдельное удовольствие. Диалоги там совершенно замечательные, а их еще и озвучивают такие отличные актеры, как Брайан Крэнстон, Билл Мюррей (постоянный актер Андерсона, работавший с режиссером над девятью его картинами), Эдвард Нортон, Джефф Голдблюм и Боб Балабан. Самый лучший там, конечно, Чиф, которого озвучивает Брайан Крэнстон, но он и чисто сюжетно стоит во главе повествования. 

Нарисовано это все совершенно замечательно и, как обычно у Уэса Андерсона, с огромным вниманием к мельчайшим деталям. Я этот фильм обязательно буду пересматривать, чтобы как следует все рассмотреть во всех подробностях, — это все очень впечатляет.

Картина сделана как сказка, но это взрослая сказка, потому что там рассматриваются очень взрослые вопросы. И рассматриваются они глазами самых бесправных и угнетенных, то есть тех самых несчастных собак. В фильме в конце концов все заканчивается хорошо — потому что это сказка. В реальной жизни подобные истории, к сожалению, нередко никакого хеппи-энда не имеют. 

И очень прикольно читать критиков, которые в этой картине видят только, цитирую: 

Второй после «Бесподобного мистера Фокса» кукольный мультфильм мэтра эксцентричного артхауса Уэса Андерсона безо всяких экивоков противопоставляет добродетельную любовь к собакам и зловещее пристрастие к кошкам.

Вот оно что, Михалыч. Оказывается, тут не про геноцид и фашизм, а всего-то противопоставление добродетельной любви к собакам и зловещего пристрастия к кошкам. А мы-то думали…

Уэс Андерсон верен себе. Несмотря на определенные эксперименты с форматом, это тот же Уэс Андерсон, это та же совершенно завораживающая картинка со множеством деталей, это те же чудесные персонажи, говорящие языком этого режиссера. И насколько актеры озвучки интонационно шикарно коррелируют со своими героями. Чиф-Крэнстон — вообще шедевр!

У Андерсона есть настолько собственные, совершенно оригинальные способы донести до зрителей свои мысли, что там совершенно без разницы — это мультик про лиса и его семью, детский фильм, псевдодокументалка про Ива Кусто или идиотская семейка. Главные герои у него могли быть коты, хомячки или скорпионы: разницы никакой, этот режиссер смог бы рассказать то, что он хочет, в любом формате. 

Мне очень понравился этот фильм. Я старый поклонник этого режиссера, мне нравится его оригинальная и ни на что не похожая манера, однако я первый бы сказал, что он снял что-то не то. Но в данном случае Уэс Андерсон в очередной раз снял нечто если не выдающееся, то, безусловно, очень даже заслуживающее внимания для людей, которые любят нестандартный и авторский кинематограф. 

Я посмотрел с большим удовольствием и буду пересматривать. А что до критиков, которые в этом увидели угловатый детский мультик про любовь к собакам и «самый слабый фильм-открытие», — ну, тут мне нечего сказать. И если от Кичина я этого вполне ожидал, то Борис Иванов, при всем уважении, на мой взгляд, что-то очень сильно в этом фильме недопонял. 

P.  S. По поводу официальной русской озвучки. Специально послушал. Сделано неплохо: и перевод достойный, и озвучка не «тяп-ляп». Оригиналу сильно проигрывает, но ни разу не кину камень в тех, кто занимался русской локализацией, — по крайней мере сделано профессионально и, если не можете смотреть с субтитрами, вполне можно посмотреть в российском варианте. 

Рецензия на фильм Остров собак от Алисы Таёжной

На только что открывшемся Берлинском кинофестивале состоялась мировая премьера кукольного мультфильма Уэса Андерсона «Остров собак», сделанного в той же технике, что и «Бесподобный мистер Фокс». Алиса Таежная передает из Берлина: собаки спасут мир.

После того как власть в японском мегаполисе захватили кошатники, когда-то райский собачий остров превратился в свалку, где униженные и оскорбленные хвостатые отрывают друг другу уши за гнилую рыбу с личинками. Вокруг них — спресованный металлолом, будто бы собранный в ровные кубы роботом ВАЛЛ*И, и правила выживания в банде. Собак поразили бессонница, депрессия и малокровие, все они выглядят тощими и полуживыми, как новогодние елки на февральской помойке.

Династия людей-кошатников так и осталась у кормушки: высокий громогласный Кобаяси заправляет огромным городом и готовится переизбраться мэром. В его планах — полное истребление собак, замена их беспощадными металлическими роботами (как в последнем сезоне «Черного зеркала»), законодательно закрепленное превосходство кошек и упразднение научной программы по лечению и профилактике бездомных животных. Заключительная часть — концлагерь и анонимный могильник всех Рексов, Пушистиков и Шариков без лишних сантиментов при всенародной поддержке. 

Отрывок из «Острова собак»

В богатой резиденции Кобаяси при этом живет пока еще небезнадежный племянник Атари с посттравматическим расстройством: только что при столкновении поездов погибли его родители — и дядя забрал его в дом, приставив для охраны собаку-слугу Спотса. Спотс — голубоглазый терьеристый пес с розовым носом — вскоре оказывается на острове собак, куда за ним на самолетике собственного изготовления прилетает 12-летний Атари. Ходят слухи, что Спотс не пережил обезвоживания и голода (он был привезен в герметичной клетке), и за Атари решают присмотреть пятеро бравых кобелей: каждый с историей болезненного человеческого предательства, но при этом помнящий тепло человеческих рук и рецепт любимого собачьего корма. Еще сотня хвостов, в том числе собачьи оракулы, умеющие трактовать телевидение, и самая красивая выставочная собачка на свете помогут Атари в поисках Спотса, пока японский метрополис накрывает предвыборная пропаганда.

Для начала скажем главное — да, это очень смешно. Уэс Андерсон не то чтобы придумывает что-то принципиально новое: забавные титры — на месте, диалоги, куда более возможные в бруклинском парке, чем на войне кошек против собак, держат ритм и не пропускают панчлайнов, а за кукол говорят лучшие силы Голливуда: Брайан Крэнстон, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Джефф Голдблум, Скарлетт Йоханссон, Фрэнсис МакДорманд, Тильда Суинтон и даже Йоко Оно. Все потенциально картонные ситуации спасены мохнатыми куклами, гэгами и канонической андерсоновской симметрией кадра, которая может напрягать постоянством в других его фильмах, но здесь приковывает к экрану продуманностью мизерных пространств. Очевидно, съеживание окружающего мира до вымышленной косточки маленькой сшитой собаки, чьи пластиковые глаза смотрят в душу зрителя, — триумф метода позднего Андерсона, для которого не существует мелочей и вообще бесполезны все сравнения крупностей. Нет иерархии важного — и рисовое зернышко имеет какую-никакую душу и тоже заслуживает свои 15 минут славы. Вернее не славы, а внимания. И это очень по-японски.

Японская эстетика, предметная и сильно привязанная к подробному миру полутонов и микроритуалов, работает на Андерсона и не выглядит в «Острове собак» просто декорацией. Если вы знакомы с японской культурой, то знаете о миниатюрных кукольных домиках для сборки, где рыбная лавка, пивной бар или школьный кабинет ужимаются до осязаемого пространства между ладоней. И цвет этикеток рисовой бумаги размером с ноготок новорожденного, и чашечки не больше глазного зрачка будут расставлены в таких домиках с аккуратностью, которая в мире покорения космоса и человеческих миллиардов выглядит смехотворно. 

Андерсон, никогда не стыдившийся пастиша, запихивает испуганных собак в лодки канонического полотна Хокусая, ради сиюминутных сцен берет в оборот театр кабуки, сумоистов и драки из самурайских фильмов, подражает эстетике японских гравюр и акварелей. От типичного туриста, покупающего в аэропорту суши-палочки, мороженое из зеленого чая и котика с поднятой лапой, Уэс Андерсон отличается нежеланием произносить вердикты как своеобразию отдельной страны, так и глобализации. Японские острова, как яблочные деревья в «Бесподобном мистере Фоксе», или снежные горки в «Отеле «Гранд Будапешт» нужны ему, чтобы рассказать свою уже известную историю — о неистребимости террора и детском желании внутри каждого человека выступить за все хорошее и против всего плохого. И нашей общей неспособности собраться с силами и вместе выступить против тех, кто доконал.

По очевидности этой мысли Уэс Андерсон не сильно отличается от наделавшей шума на прошлогоднем Каннском фестивале «Окчи» (нетфликсовский фильм обвиняли в полном несоответствии эстетике и статусу Канн) или суперуспешной дилогии про «Паддингтона». Это детское супергеройское кино без «Марвела» и DC, спецэффектов и битвы трансформеров. Зло контейнируется в понятных пародийных образах, добро говорит голосами любимых детских писателей — вера Андерсона в возможность сказать: «Тень, знай свое место!» — реализуется в нехитрых сюжетах про теплые рукопожатия. 

Без особенных стараний можно найти политические аналогии Андерсона с современным кризисом беженцев (острова, лагеря, тонущие лодки посреди бурного моря, сегрегационные инициативы государств) и даже, если захочется, холокостом и колониализмом. Безусловно имея это в виду, Андерсон вместо проговоренного манифеста выбирает шутки, флирт и пустячки. Выставочная сучка по кличке Мускатный орешек произносит профеминистский монолог о том, что ее растили выступать на соревнованиях, особенно не спросив ее мнения. Серьезный бобик вспоминает, как от него отказались после многих лет съемок в успешной рекламной компании собачьего корма. Девочка из Цинциннати с голосом Греты Гервиг возглавляет «собачий марш» и берет защиту животных в свои руки. Все решения в мире бродяжнической анархо-демократии принимаются посредством референдума, в то время как люди ходят равнодушным строем.

Взрослые последовательно проигрывают детям (чему посвящена почти вся фильмография Андерсона), а люди — животным. Андерсоновское кино про то, что чувство справедливости — важнейший инстинкт, который у нас отнимают по мере взросления, снято без живых людей, потому что люди почти утратили здравый смысл и потеряли доверие. Идея, что 12-летние дети, которые любят своих собак, могут быть лучшими президентами, чем условный Дональд Трамп, в 2018 году уже не кажется такой бредовой. Нам нужен плюшевый мишка, обожающий мармелад, чтобы снова поверить в доброту людей, или корейская девочка, обожающая свинку, чтобы подумать о природе в опасности. Современное гуманистическое кино спокойно уходит в анимацию, комиксы и кукольный театр, потому что разговоры с серьезным тоном утомили всех.

Пока на Берлинале побеждает документальное кино об острове в центре кризиса беженцев («Море в огне» Джанфранко Рози, победитель фестиваля двухлетней давности), Андерсон выводит хвостатый несерьезный батальон, чтобы атаковать беду с другой стороны. Пластиковые домики, уши из искусственного меха, нарисованные слезы и сгенерированные домашние животные, вызывающие иррациональную любовь до разрыва сердца, — кукольное, но оружие: пластиковый меч и волшебная палочка со стразами в мире неправильных ответов и отвратительных ролевых моделей. Инклюзивность входит в наш мир через рыбку Дори, защита животных — через Окчу, глобализация — через Паддингтона, а принятие другого — через собачий остров. Пушистые миниатюры в руках кукольника, помешанного на ретромании, кажется, единственный универсальный язык для XXI века, чтобы мы не поубивали друг друга.

Максимально образно о конкретном — в инстаграме «Афиши Daily».

«Остров собак»: Собакам здесь не место

3 мая в широкий прокат выходит долгожданная новая работа Уэса Андерсона – анимационная лента «Остров собак». Это история, снятая в узнаваемой фирменной манере режиссера, пронизана японской атмосферой, любовью к собакам и здоровым гуманистическим пафосом. Поклонников режиссера этот фильм точно не разочарует.

Премьера «Острова собак» состоялась на 68-м Берлинском кинофестивале. Новый фильм Уэса Андерсона не только участвовал в конкурсной программе, но и стал первым в истории смотра анимационным фильмом открытия. Жюри по достоинству оценило ленту и присудило Андерсону «Серебряного медведя» за лучшую режиссерскую работу. И хотя в России прокат «Острова собак» стартует одновременно с самым ожидаемым супергеройским блокбастером года – лентой «Мстители: Война бесконечности», за судьбу картины Андерсона можно быть спокойным. Несмотря на статус независимого американского режиссера, фанатов у Уэса Андерсона не меньше, чем у киновселенной Marvel, а в центре его нового фильма тоже находится борьба за добро и справедливость. Правда, масштаб у этой битвы куда более скромный: герои здесь не супермены, а собаки, а действие сконцентрировано внутри всего одной страны – Японии.

Кадр из мультфильма «Остров собак»

Кадр из мультфильма «Остров собак»

В японском городе Мегасаки не все спокойно. Достаточно одного лишь взгляда на вновь избранного мэра Кобояши (Кунъити Номура поработал не только над озвучкой, но и над сценарием), чтобы понять – ничего хорошего от этого двойника Большого брата ждать не стоит. Мэр, как истинный злодей, любит кошек, и всего его приспешники – тоже. Первым же делом Кобаяши ссылает всех собак на мусорный остров под предлогом, что они якобы разносчики опасного для человека собачьего гриппа. Жители Мегасаки на удивление спокойно переносят разлуку со своими питомцами, и только племянник мэра, 12-летний Атари, отправляется на серо-коричневый остров, чтобы вызволить своего верного друга – пса Спотса (Лив Шрайбер). Однако вместо Спотса Атари находит группу альфа-самцов во главе с суровой дворнягой Шефом (Брайан Крэнстон), который, в отличие от других собак, привык жить без хозяина.Одновременно с этим американская школьница по обмену Трейси (Грета Гервиг) находит ученых, открывших сыворотку от собачьего гриппа, и начинает кампанию, разоблачающую коррумпированную верхушку власти. Зная, что Уэс Андресон всегда на стороне юных идеалистов, можно предугадать, что у Атари и Трейси все получится, ведь на их стороне правда, а правда – это сила.

Кадр из мультфильма «Остров собак»

Кадр из мультфильма «Остров собак»

Уэс Андерсон – виртуоз стилизации. Чаще всего он воссоздает в своих фильмах атмосферу и визуальную эстетику Америки 60-70-х годов, но в этот раз выбор его пал на Японию – страну, воспевающую мелочи и ритуалы. Конечно, в «Острове собак» перед нами предстает не реальная страна, а придуманная Уэсом Андерсоном. Это любовно собранный конструктор из узнаваемых примет японского быта и культуры: театр кабуки, гравюры, хокку, бэнто, самураи, сакура, отголоски фильмов Акиры Курасавы и анимации Хаяо Миядзаки. И все это стремительно проносится под запоминающуюся музыку Александра Деспла. При этом Андерсон не перебарщивает, как с ним частенько бывает, с милотой и кукольностью. Сняв фильм, действие которого происходит на родине «кавая», он показал на редкость стойкий к нему иммунитет. Да и о каком «кавае» может идти речь, когда большая часть событий разворачивается на свалке, а основная часть действующих лиц – чихающие собаки, кстати, озвученные целой плеядой голливудских звезд (Скарлетт Йоханссон, Билл Мюррей, Тильда Суинтон, Эдвард Нортон).

Кадр из мультфильма «Остров собак»

Читайте также: Магия кукольной анимации: Как создавался «Остров собак» Уэса Андерсона

Кадр из мультфильма «Остров собак»

Кадр из мультфильма «Остров собак»

Кадр из мультфильма «Остров собак»

«Остров собак» подтверждает то, что было понятно уже после «Бесподобного мистера Фокса» (первой анимационной ленты режиссера, которая была снята на той же студии, что и «Остров», – 20th Century Fox Animation) – подобный формат удивительно хорошо ложится на узнаваемый самобытный авторский стиль Уэса Андерсона. Быстрый темп, разделение на маленькие главы, обилие деталей – из этих фирменных приемов рождается еще один уникальный, сделанный вручную герметичный мир. С непривычки от такого изобилия голова может пойти кругом, но Андерсону будто бы этого мало. Он добавляет еще один ингредиент, чтобы усложнить и остранить повествование. Героев, говорящих по-японски, переводят только частично, то есть о смысле большей части произнесенных фраз стоит только догадываться. В самом начале фильма Уэс Андерсон предупреждает об этом зрителей, но все равно непонимание может сильно тормозить эмоциональное включение в историю. Потом свое дело сделают обаятельные герои, комичные и абсурдные ситуации, но все-таки юные зрители рискуют не разобраться в хитросплетениях сюжета и заскучать – это не универсальная продукция Disney и Pixar. Андерсон, которому через год будет уже 50 лет, снимает фильмы отнюдь не для реальных детей, а для взрослых, которые сохранили в себе детское восприятие мира.

Кадр из мультфильма «Остров собак»

Кадр из мультфильма «Остров собак»

В фильме отчетливо и громко звучат темы «мы в ответе за тех, кого приручили» (Атари в каком-то смысле потомок Маленького принца, только более решительный), гуманного обращения с животными, борьбы против тирании и ущемления прав любой социально незащищенной части населения (схожесть собак и беженцев видна невооруженным глазом). Хотя работа над фильмом началась еще четыре года назад, «Остров собак» можно назвать самым актуальным и злободневным фильмом Уэса Андерсона. Его твердая уверенность в том, что небольшая группка идеалистов и романтиков способна изменить мир к лучшему и навести в нем порядок, вызывает прилив оптимизма. Невольно начинаешь верить в то же самое. А эта вера – именно то, что, как нельзя сильно, сейчас всем нужно.

Собаки научат нас человечности. На торжественном открытии Берлинале показали фильм «Остров собак» Уэса Андерсона

На церемонии присутствовали министр и комиссар по культуре и СМИ Моника Грюттерс, мэр Берлина Майкл Мюллер. Директор фестиваля Дитер Косслик радушно принимал гостей и участников, прежде всего жюри во главе с немецким режиссером Томом Тыквером. Однако невидимые лучи напряжения разрезали воздух над площадью Марлен Дитрих, поскольку совсем недавно журнал Spiegel опубликовал письмо ведущих режиссеров Германии, жестко критикующих программную политику Дитера Косслика. «Время его руководства — печальная эпоха в истории фестиваля», — утверждают они.

Члены жюри 68-го Берлинале. Фото: EPA

Берлинале теряет вес по сравнению с другими фестивалями и требует срочной перезагрузки. Они предлагают правительству найти нового куратора, который вернул бы одному из главных кинофорумов мира качественный уровень.

К примеру, Берлин отказывается от выдающихся работ — как «Сын Саула» Ласло Немеша, например, — которые потом завоевывают награды Канн. Письмо подписали классики и молодые участники нынешнего смотра, Кристиан Петцольд в частности. Лишь одной известной фамилии нет во внушительном списке — председателя жюри Тома Тыквера.

Можно ожидать, что Берлинале действительно ждут перемены, тем более контракт Косслика истекает в следующем году. Вот почему для него 68-й фестиваль — праздник со слезами на глазах.

Старт продажи билетов на Берлинале. Фото: EPA

Все эти подводные течения, казалось, обтекали главный зал «Берлинале Палас»: взрослая аудитория на одном дыхании смотрела мультфильм, впервые открывавший форум. В Каннах подобное уже случалось, но свой мультфильм Берлин выбирал осмотрительнее. Чтобы отвечал социально-прогрессивной ориентированности форума. Чтобы был настоящий арт. Чтобы режиссер имел настоящее имя. Ну и актеры подходили для красной дорожки. «Есть такой фильм!» — воскликнули отборщики. И показали «Собачий остров».

Режиссер — сэр Уэсли Мортимер Уэльс, короче, Уэс Андерсон, многократный оскаровский номинант, фестивальный любимец. Режиссер, сценарист, актер, продюсер. По фестивальной дорожке под аплодисменты шла его кинематографическая команда: Билл Мюррей, Брайан Крэнстон, Грета Гервиг, Джефф Голдблюм, Тильда Суинтон, озвучившие мультгероев.

Большие фестивали вообще любят открываться нарядными, остроумными и содержательными фильмами Андерсона. «Королевство полной луны» оказалось увертюрой Канн, «Отель «Гранд Будапешт» — Берлинале.

«Остров собак» — история подростка Атари Кобаяши. Декретом мэра все собаки города Мегасаки высланы на огромную мусорную свалку под названием «Остров мусора». Потому что они — разносчики заразы и собачьего гриппа. Атари в мини-самолете отправляется в одиночку спасать «лучшего друга» Спота. Там он заручится поддержкой целой своры «друзей» и «подруг» и как самый настоящий самурай будет спасать целый мир. С театрализованного самурайского пролога начнется полный приключений и испытаний поход против неуемного жадного зла — за человечность.

Кадр из фильма «Остров собак»

Главное в картине — пространство, существующее по своим законам. Мир у Андерсона всегда немного винтажный (даже в технофэнтези про собак проберется старенький телевизор), прописанный в запоминающихся деталях. Превращающий вымысел в реальность. Как свалка, состоящая из многоэтажных мусорных брикетов, — образ современного человечества, источника жизнеопасных отходов.

Кадр из фильма «Остров собак»

У его фильмов узнаваемый почерк, немного витиеватый, составленный из тысяч точных штрихов. Все они украшают и «Остров собак». Неспешные прихотливые диалоги. Продуманный рисунок мизансцен. Надписи в кадре. Фирменная цветовая палитра, здесь — в мрачной тональности. Самоирония. Внезапные крупные планы, которые редко увидишь в анимационном кино. Лохматые собаки с выразительными лицами оборачиваются прямо в камеру и внимательно в нас всматриваются. Иногда из их глаз текут слезы. Из-за сочувствия к нам, неразумным. В истоках его стиля — Уит Стиллман, Скорсезе, Кубрик, Любич. Его излюбленная симметрия — признак не патологической аккуратности, но изощренной игры. Есть, к примеру, в фильме почти геометрический дивертисмент — разделка морепродуктов. Живые существа превращаются под лезвием в великолепные суши. Красиво. Страшно.

Кадр из фильма «Остров собак»

Незабываемый саундтрек Александра Деспла — одного из лучших композиторов в мировом кино — буквально спаян с изображением.

«Остров собак» — фэнтези и басня ХХI века. Здесь звери доходчиво излагают свои мысли. С людьми сложнее, чтобы их понять — особенно некоторых — нужен перевод. А их вовсе не переводят, кричат себе с трибун с перекошенными лицами что-то угрожающее. Зачем их переводить? В общем, все, как в жизни.

Кадр из фильма «Остров собак»

Басня нуждается в морали. Анимационная мифология Андерсона в финале ставит вопросы: кто мы? куда идем? зачем?

При всей обманчивой наивности и инфантильности Андерсона все его картины, так или иначе, затрагивают сущностные проблемы. Даже в его анимационном «Бесподобном мистере Фоксе», в котором лисы и барсуки в штанах, шляпах и платьях в горошек решали вопросы насилия, взаимоотношений между собой и с недоброжелательными фермерами. Какую бы тему ни выбрал режиссер: хронику семейства гениев, погоню океанографа за акулой или путешествие по Индии — его герои — авантюристы, обаятельные лузеры-подростки, в общем, отщепенцы, выпадающие из установленных правил, — пытаются сделать этот мир чуть приятней. Мир сопротивляется.

Героям «Королевства полной луны», как неукротимому Антари, было по 12 лет. Любимый возраст нестареющего, неунывающего, меланхолического Андерсона. Там тоже был остров, но в большей степени фильм о собачьей жизни перекликается с антиутопией Хаксли «Остров». Ближе к финалу едва ли не буквально вспоминается мысль о грешниках на вселенском корабле, который вот-вот утонет.

Андерсон признается, что в своей новой истории опирался на рождественские телевизионные спектакли. «Главным чувством, побудившим меня к созданию картины, была детская влюбленность — абсолютно всепоглощающая, какой я ее запомнил». Он и снимал свое кино про детскую способность любить беззаветно, бескорыстно, безоглядно, необдуманно. Волшебство с привкусом поэзии перед прозой реального мира.

9 солнечных фильмов Уэса Андерсона — Что посмотреть

Сложно поверить, но киноволшебник Уэс Андерсон занимается производством фильмов уже больше двадцати лет. Творческий аутсайдер, любитель симметрии и «теплой» гаммы, он медленно, но верно стал одним из самых популярных и узнаваемых режиссеров нашего времени.

Ко дню рождения бесподобного мистера Андерсона мы знакомим вас с его неповторимой фильмографией.

Остров собак

Isle of Dogs, 2018

Annapurna Pictures

Недалекое будущее, Япония. В огромном городе Мегасити чрезвычайная ситуация: недавно появившийся ужасающий собачий грипп вот-вот перейдет на людей и убьет половину населения. Чтобы предотвратить эпидемию и дать ученым время разработать лекарство, власти отправляют всех собак на «мусорный остров» — огромную плывучую свалку. Год спустя все псы мегаполиса оказываются на нем. А вместе с ними 12-летний Атари, который обманом попал на остров и не намерен возвращаться домой без своего четырехлапого друга.

Семейка Тененбаум

The Royal Tenenbaums, 2001

American Empirical Pictures

Дети из семейства Тененбаум воистину уникальны: Чес — финансовый гений, Марго — признанный драматург, а Ричи — профессиональный теннисист. Они стали успешными, даже не достигнув подросткового возраста. Единственное, с чем им не повезло — быть детьми Рояла Тененбаума — эгоистичного вора, лгуна и проходимца. И когда он возникает на пороге своего старого дома с пугающим диагнозом и намерением провести последние дни своей жизни вместе с родными, дети, естественно, сомневаются, стоит ли его вообще впускать в дом.

Бутылочная ракета

Bottle Rocket, 1995

Columbia Pictures Corporation

Когда люди знакомятся в психбольнице, это уже не сулит ничего хорошего. «Лучшие друзья» Энтони и Диган решают стать грабителями. Но не ради наживы, а чтобы уйти от скучной жизни, стать крутыми и окунуться в водоворот криминальных приключений. Всё было рассчитано, «банда» сформирована, оружие куплено. Вот только единственное, о чем ребята не задумались, так это полиция, которая не будет терпеть выходов кучки жаждущих приключений на пятую точку психбольных.

Королевство полной луны

Moonrise Kingdom, 2012

American Empirical Pictures

Когда тебе 12, ты очкарик и, вдобавок, сирота, никто тебя не слушает. «Друзья» по лагерю тебя не замечают, взрослые — игнорируют, а девочки думают, что несмотря на все твои нашивки, ты — странный чудак. И вот, когда кажется, что всё в этом мире серо и бессмысленно, у тебя на пути появляется рыжеволосая девочка, такая же странная и уникальная, как и ты. Как уж тут не собраться и не уехать от взрослых-дураков на песчаный берег? Да еще и с такой красавицей.

Отель «Гранд Будапешт»

The Grand Budapest Hotel, 2014

American Empirical Pictures

Фильм рассказывает об увлекательной молодости Зеро Мустафы — богатого предпринимателя, владельца нескольких отелей и политического деятеля, который «начинал» с обычного коридорного отеля «Гранд Будапешт». Сбежав из родной страны, Зеро устраивается в один из самых фешенебельных и популярных отелей Зубровки. Вот она, хорошая жизнь: красивая форма, плотные обеды, щедрые чаевые и импозантный наставник, Мсье Густав. Этот самый Мсье втянул Зеро в самое невероятное, опасное и увлекательное приключение в жизни юноши.

Бесподобный мистер Фокс

Fantastic Mr. Fox, 2009

20th Century Fox Animation

Первый анимационный фильм Уэса. Своеобразная экранизация обожаемой детьми книги Роальда Даля о семьянине с ипотекой, скучной работой и кризисом среднего возраста — воистину бесподобном лисе Фокси. Купив квартиру в престижном дубе, он начинает азартно обворовывать местных фермеров, владельцев самых жирных кур и индюшек (конечно же, в тайне от своей семьи). Вот только фермеров такой расклад не устраивает, и начинается настоящая охота на лис.

Академия Рашмор

Rushmore, 1998

American Empirical Pictures

Макс Фишер обладает уникальным даром, он успевает ВСЁ: ставить пьесы, фехтовать, заниматься борьбой и пчеловодством и заряжать своими безумными идеями всех вокруг. Единственное, что омрачает его жизнь — директор академии, который не замечает (или не хочет замечать) все достоинства Макса и говорит, что если этот двоечник не возьмется за ум, то он вылетит из академии в два счета. Только как сосредоточиться на учебе, если вне школы у тебя полно дел и нет времени на домашнюю работу, а в школе — обаятельная учительница, которая заполняет все твои мысли?

Водная жизнь

The Life Aquatic with Steve Zissou, 2004

American Empirical Pictures

Когда-то Стив Зусс был знаменитым океанографом, которым восхищался весь мир. Сейчас же он — мужчина в летах, не такой амбициозный и прыткий, как в былые времена. Последний фильм Зусса и его команды, мягко говоря, провалился, мало того, во время съемок этой злосчастной ленты кровожадная тигровая акула убивает лучшего друга Стива. Собрав всю силу в кулак, он собирается снять продолжение картины, в которой обязательно отомстит морскому чудовищу.

Поезд на Дарджилинг. Отчаянные путешественники

The Darjeeling Limited, 2007

American Empirical Pictures

Трое братьев, потерявших связь друг с другом после смерти отца, решают отправиться в путешествие по Индии, дабы духовно обогатиться, обсудить свои дела и, конечно же, найти себя в этом необычном путешествии. Младший, Джек, пишет грустные автобиографические книги, но врет, что все персонажи в его романах — выдуманные. Средний, Питер, готовится стать отцом, но не уверен, любит ли он свою избранницу. А старший, Фрэнсис, после неудачной попытки самоубийства решает кардинально изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Берлинале-2018: «Остров собак»

Остров собак / Isle of Dogs
Режиссер: Уэс Андерсон
В главных ролях: Брайан Крэнстон, Эдвард Нортон, Билл Мюррей, Скарлетт Йоханнсон, Лив Шрайбер, Грета Гервиг, Джозеф Голдблюм, Кен Ватанабе, Ф. Мюррей Абрахам, Тильда Суинтон, Фрэнсис МакДорманд, Харви Кейтель, Йоко Оно, Кою Ранкин и др.
Дата премьеры в РФ: 3 мая 2018

Правитель вымышленного японского города Мегасаки и представитель древнего и злобного клана кошатников мэр Кобаяши (Куничи Номура) решает избавить свой город от всех населяющих его собак. Под предлогом борьбы с «собачьим гриппом» и прочими болезнями, передающимися от домашних питомцев, он вывозит их всех — и домашних, и уличных — на так называемый Мусорный Остров, куда город в течении нескольких веков сбрасывал отходы различной степени опасности. В знак преданности делу он в первую очередь отправляет туда своего собственного пса-телохранителя по кличке Спотс (Лив Шрайбер), который в течении нескольких лет охранял племянника мэра, мальчика Атари (Кою Ранкин).

Спустя полгода после массовой собачьей депортации Атари крадет небольшой самолет и улетает на Мусорный Остров с целью найти своего друга. Там он встречает разношерстную стаю альфа-самцов с говорящими именами: Босс (Билл Мюррей), Граф (Джефф Голдблюм), Король (Боб Балабан), Рекс (Эдвард Нортон) и Шеф (Брайан Крэнстон). Вместе они отправляются на поиски Спотса, подгоняемые правительственными поисковыми группами и угрозой уничтожения всей популяции острова.

Спустя почти 10 лет после выхода «Бесподобного мистера Фокса» Уэс Андерсон вернулся к кукольной анимации, да не с пустыми руками, а прихватив с собой все технические наработки последних лет и невероятный актерский состав (в котором при этом, как ни удивительно, не нашлось места братьям Уилсонам). И если в том же «Фоксе» режиссер еще как-то сдерживал свое чувство прекрасного, или, что вероятнее, того требовал адаптируемый первоисточник, то в «Острове собак» любимец всех романтиков и математиков мира разошелся ни на шутку.

Его второй полнометражный анимационный фильм — это настоящи