Украинский национальный костюм — Википедия
Украинский национальный костюм (укр. україньске національне вбрання) — костюм украинцев, используется с древних времён и до наших дней. Имеет заметные особенности в зависимости от конкретного региона, особенно в Карпатах. Подразделяется в зависимости от пола (мужской и женский), возраста (младенческий, детский, подростковый, предсвадебного периода, взрослый и старческий) и нарядности (повседневный, нарядный, для больших праздников и свадебный).
Народный украинский костюм, как мужской, так и женский, отличается большим разнообразием. Общими характерными его чертами являются простота форм, стройность силуэта, богатство отделки, насыщенный колорит[1].
Только малороссиянки да парижанки умеют одеваться со вкусом! Вы не поверите, как обворожительно одеваются дивчата, парубки тоже ловко: … это действительно народный, удобный и грациозный костюм, несмотря на огромные сапожищи. А какие дукаты, монисты!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А какая речь!!! Просто прелесть, прелесть и прелесть!!!
— Илья Репин[2]
Традиционный мужской костюм украинцев имеет большое сходство с другими восточнославянскими — русским и белорусским. Основу мужской одежды составляют рубаха, шитая из конопляного или льняного полотна и суконные (шерстяные) штаны. Рубаха, надеваемая на тело, часто служит и верхней одеждой.
Отличительной особенностью мужской украинской рубахи является разрез спереди (пазушка), украшенный вышивкой. По конструкции ворота рубахи различаются — со стоячим, отложным воротником или без воротника. Вариант рубахи в этом случае собирают в сборку, её обшивают тесьмой или узкой полоской материи, таким образом получается низкий стоячий воротник, который украинцы пришивают к вороту рубахи не сверху, а снизу. Известен украинцам и широкий отложной воротник. Рубаху застегивают или завязывают у ворота с помощью пуговиц или тесёмок.
Украинские мужчины в большинстве регионов носят рубаху, заправляя подол её в штаны; в этом также просматривается отличие от способа ношения рубахи поверх штанов у русских и белорусов, что объясняется заимствованиями украинцев от восточных кочевых народов. В покрое рубахи у всех восточнославянских народов были известны вставки под мышками из трех- четырёхугольных кусков ткани. Однако донские казаки считали отсутствие ластовиц признаком отличия от «мужиков», то есть от крестьян, которым казаки всегда противопоставляли себя. На плечах украинские рубахи имели нашивки, напоминающие погоны или вышитые вставки — «уставки».
Штаны (укр. штани, гачi, споднi, шаровари, холошi, ногавки, портки, убрання, портяницi) украинцы закрепляли на теле с помощью шнурка или ремня (укр. очкур, гачник), — его украинцы носили с пряжкой. Украинские штаны, особенно штаны казаков, отличались очень большой шириной. Между штанинками (холоша, ногавиця) вшивалась матня. Она изготовлялась из прямоугольных кусков материи с подшитым внизу параллелограммом, таким образом образовывалось подобие мешка. Штаны шились из холста или сукна. Украинские гуцулы украшали с изнанки вышивкой нижний край красных суконных штанов; вышивали светло-жёлтыми и зелёными шерстяными нитками, вышитые концы штанин всегда отгибали наверх.
Женский традиционный костюм украинцев имеет множество локальных вариантов. Этнографические особенности историко-культурных районов Украины в одежде проявились в силуэте, крое, отдельных частях одежды, способах её ношения, цветовом декоре, украшениях. Архаичные элементы одежды более всего сохранялись в Полесье; классической украинской считается одежда Среднего Приднепровья; в южных регионах Украины наблюдалось взаимовлияние традиционной одежды различных народов; в костюме населения Подолья заметно этнокультурное взаимодействие украинцев с молдаванами, а в северо-западных — с поляками; своими особенностями характеризовалась и одежда украинских горцев. Женщины носят длинные юбки, рубахи и венки.
Вместе с тем, традиционная одежда украинцев обладает своей этничностью, сложившейся на общеславянской основе в XVI—XVIII вв. Наиболее типичный комплекс традиционного украинского костюма бытовал в Среднем Поднепровье, частично захватывая районы Полесья, Слобожанщины и Подолья. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. Одно из этнографических описаний останавливается на их характеристике:
верхним платьем как для мужчин, так и для женщин служили узкие, совершенно прямые, уродливо обтягивавшие тело, кожухи и свиты, с очень узкими стоячими воротниками, не закрывавшими даже шеи. Свита делалась из самого толстого, самодельного сукна: у женщин — всегда белого, у мужчин — серого, чёрного цвета, а кожухи — из недублёных овчин. Кожухи и свиты, смотря по надобности, делались разной длины, и самые длинные из них были несколько ниже колен. К дорожным свитам, надевавшимся на кожухи, назади пришивались мешки, служившие во время холода или непогоды вместо башлыков.
Основу украинского женского костюма составляет рубашка — кошуля, сорочка. Она длиннее мужской и состоит из двух частей — нижняя часть (укр. підтичка) шьётся из более грубой материи. Рубахи украинских горцев-бойков и лемков кроились из двух частей и надевались отдельно. Встречаются у украинцев и цельные рубахи (укр. додільнi) — именно они считаются у женщин нарядными и праздничными.
- Агафонова Т. А. Одежда украинского населения Юго-Западной Украины XIX — начала XX вв. // Записки історичного факультету Одеського державного університету ім. І. І. Мечникова. — Одеса, 1997. — Вип. 5. — С. 44-49.
- Воропай О. Звичаї нашого народу: Етнографічний нарис. — Харків: Фоліо, 2004. — 508 с.
- Маслова Г. С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX — начало XX вв. — М.: Наука, 1984. — 216 с.
- Ніколаєва Т. Історія українського костюма. — К.: Либідь, 1996. — 176 с.
- Шмелева М. Н. Типы женской народной одежды украинского населения Закарпатской области // Советская этнография. — 1948. — № 2. — С. 130—146.
Украинский народный костюм, материалы изготовления, фасон и украшения
Украинская национальная одежда у многих людей ассоциируется с вышитой рубашкой, широкими казацкими шароварами, красными сапожками, женскими венками из ярких цветов и разноцветных лент. Хотя все эти элементы действительно характерны для традиционной одежды и присутствуют в ней, украинский народный костюм намного сложнее и многограннее. Он сочетает самобытность славянской культуры, экзотичность образов Востока, изысканную элегантность, присущую одежде европейцев. Основные детали национального наряда были изобретены еще до образования Киевской Руси, с течением времени он видоизменялся, а закончил свое формирование к XVII-XVIII веку.
Характерные особенности
Несмотря на то что основные элементы национальной одежды по всей Украине одинаковы, отличия присущи почти для каждого региона. Влияние на костюм оказывали климатические, этнические особенности местности, из-за чего имеются нюансы в силуэте, крое, цветовом оформлении, способе ношения.
Одеяние центральных областей, юго-восточных, северных и западных заметно отличается. Ему присущи некоторые черты нарядов соседних стран – России, Беларуси, Польши, Молдовы. Несмотря на это, классическим костюмом украинского народа принято считать тот, что носили в Среднем Приднепровье – историческом, культурном центре Украины. Основные черты украинского национального костюма можно описать так:
- силуэт с плавными линиями;
- контрастные сочетания цветов, их символичность;
- вышивка с оригинальными узорами или орнаментом;
- яркая обувь, аксессуары.
Главными элементами украинского мужского костюма были и остаются: рубашка (сорочка), штаны (шаровары), пояс (кушак), легкая верхняя одежда (свитка или жупан), смушковая шапка со шлыком, красные кожаные сапоги (чоботы). Женский костюм состоит из сорочки, юбки, пояса, вышитого жакета, цветочного венка с лентами для девушек и намитки для женщин, красных сапог.
Разновидности нарядов
Одежда украинцев, несмотря на определенную сложность, практична и удобна. Она состоит из простых, но самобытно украшенных деталей. Именно из-за ярких расцветок тканей, узоров, аксессуаров предметы гардероба выглядят нарядно.
Женский
Раньше незамужние девушки носили вышитую сорочку с юбкой, подвязанной длинным широким поясом. Голову украшали красной лентой, которую вплетали в косу. Украинские женские рубашки были длиннее мужских, всегда декорировались вышивкой по горловине, переду, рукавам, подолу. Часто их шили из двух частей, нижняя была из более плотной ткани. В холодное время надевали жакет или свитку, сапоги. Одежда замужних женщин была более разнообразна. Сорочку носили с юбкой, которая могла быть трех видов:
- дерга – вариант для работы, ее делали из темной грубой ткани, без украшений;
- запаска – повседневная одежда из однотонной ткани, состоящая из двух частей;
- плахта – праздничное изделие из тонкой шерсти, с вышитым клетчатым рисунком (в старые времена шилось из шелка или парчи).
На сорочку сверху надевали вышитый жакет, голова женщин должна была быть покрыта. Головной убор украинок – платок или длинная полоска ткани, завязанная определенным образом.
Мужской
Интересно, что мужской костюм почти в точности копировал одежду запорожских казаков. Это становится понятным, если учесть, что история Украины последних веков неразрывно связана с ними. Наряд состоял из рубашки, шаровар красного или синего цвета, длинного широкого пояса, кожаных сапог. Внешне он не сильно отличался от восточнославянского русского или белорусского, имел черты восточной, азиатской одежды. Ведь исторически сложилось так, что на культуру Украины оказывали влияние тюркские народы.
Ворот, перед, манжеты мужской украинской рубахи также украшали вышивкой. Оформление верха этого изделия отличалось. В южных областях горловину обшивали тесьмой. В центральных регионах у рубах был узкий воротник-стойка, в западных – отложной.
Рубаху никогда не носили навыпуск, а заправляли в шаровары, которые подвязывали поясом. Эта деталь одежды имела не только практическое значение, но и символическое – пояс считался оберегом, он защищал тело от физических, магических повреждений. Его оборачивали вокруг талии несколькими слоями, а концы, украшенные кисточками, опускали вниз.
Детский
Национальная украинская одежда для детей ничем не отличалась от взрослой. Однако она не так красочна, сделана немного проще. Костюм для девочки состоял из:
- Белой сорочки с несложной, но обязательной вышивкой. Она была с застежкой или завязывалась на горловине на тесемку.
- Юбки, которую часто делали короче и пышнее, чем во взрослом наряде. Выполнялась в разных расцветках, но орнаменты на ткани присутствовали.
- Фартука, который был того же цвета, что юбка, либо другого.
- Аксессуаров – традиционного веночка и бус.
- Аккуратных нарядных туфель.
Украинский костюм для мальчика состоял из рубашки с длинными рукавами, вышитыми манжетами и воротом, темных широких штанов, пояса насыщенного красного цвета. Обувь была обычной, подходящей к случаю.
Расцветка и декор
Основные цвета украинского народного костюма – белый (рубашка), красный или синий (штаны), красный, черный, коричневый (юбки). Кроме них, использовались оттенки этих же цветов, а также зеленый, серый, голубой, реже желтый. Различие в цвете особенно заметно в вышивке.
В каждом регионе было предпочтение определенных тонов, стилей и техник вышивания. Например, в Полтавской, Черниговской областях вышивка одноцветная (белыми нитками по светлой ткани), в центральной Украине – двуцветная (преимущественно красно-черная). В западных, южных областях использовалось многоцветное декорирование (в основном сочетание красного, зеленого, желтого оттенков).
В старину вышивка нередко выполняла не только декоративную, но и социальную роль – по ней можно было определить статус человека в обществе, его семейное положение. А для тех, кто верил в магические силы, вышиванка служила еще оберегом, призванным защитить владельца от влияния недобрых людей. Для национального костюма характерны растительные и геометрические узоры. Из них получались разнообразные орнаменты, также специфичные для каждого украинского региона.
Материалы
Раньше для изготовления национальной одежды использовали натуральные ткани: льняную, конопляную, шерстяную. Из такого недорогого, часто домотканого материала шили вещи для повседневной жизни. Богатые и знатные люди носили наряды из китайского шелка, атласа, бархата, парчи, украшенных золотыми и серебряными нитками.
Сейчас костюмы шьют не только из натуральных материалов, но и из синтетических. А вышивка получается даже пышнее и замысловатее, чем на классических вариантах наряда.
Выглядят современные традиционные украинские костюмы не менее роскошно, чем те, что носили в прошлые столетия. Что касается аксессуаров, то тут разнообразие поражает: украшения делают не только из полудрагоценных камней, стекла, дерева, как это было раньше, но и из современных материалов. Главное, чтобы они максимально напоминали этнические и подходили по стилю к костюму.
Обувь и аксессуары
Раньше одним из вариантов обуви были постолы. Это что-то вроде невысоких сапог из куска кожи. Их, в отличие от обычных, не сшивали, а оборачивали вокруг ноги определенным образом, затем завязывали для прочности веревкой. В северных, северо-восточных областях носили лапти, которые тоже привязывали крест-накрест к ноге.
Популярной обувью были сапоги из сыромятной кожи, хотя они считались предметом роскоши. Их изготавливали с каблуками или без. Женщины летом носили легкие ботинки (черевички).
Национальные украинские женские украшения известны не менее, чем вышиванка. Это венок из натуральных, а чаще искусственных цветов (мака, пиона, васильков, розы, лилии, мальвы, ромашки, калины), разноцветные ленты. У каждого цветка или ленты имелось свое значение.
Украинский женский костюм не был полным без бус – очень популярного украшения. Они преимущественно были объемными, в несколько рядов.
Раньше дорогим подарком для девушки считались бусы из кораллов, сегодня именно аксессуары красного цвета женщины надевают чаще всего. Впрочем, кроме кораллов, широко использовались любые камни, монеты. Мужской костюм ничем, кроме вышивки и пояса, не украшался.
Украинский костюм – яркое, самобытное одеяние, которое воплощает характер и талант народа, его интересную богатую историю. Поэтому относятся к нему в стране по-особенному. Все больше людей сегодня выражают желание одеваться на праздники в национальную одежду, очень многие имеют если не целый костюм, то хотя бы вышиванку.
Видео
Какой символизм несет украинский национальный костюм
29.04.2019
Традиционные украинские мужские костюмы обладают немалым сходством с иной восточнославянской одеждой. В их основу входят рубахи, сшитые из конопляных либо льняных полотен, а также шерстяные или суконные штаны. Рубахи, надеваемые на тело, нередко служили в качестве верхней одежды. Отличительными особенностями мужских украинских рубах является наличие переднего разреза (пазушки), украшенного вышивкой.
Конструкционно вороты рубах могут быть стоячими, с отложными воротниками либо без воротников. Рубахи в таких случаях собираются в сборках, обшиваются с помощью тесьмы или узких полосок материи. Таким образом получаются низкие стоячие воротники, которые пришиваются к воротам рубах снизу. Были у украинской мужской одежды и широкие отложные воротники.
Рубахи застегиваются или завязываются у ворот пуговицами или тесемками. Мужчины носят рубахи, заправленные в штаны. В покроях рубах все восточнославянские народы делали вставки в области подмышек трех- четырехугольными кусками материи. Плечи украинских рубах украшали нашивками типа погон или вышитых вставок – «уставок».
Украинский народный костюм
Штаны закреплялись на теле при помощи шнурков или ремней, которые носились с пряжками. Казацкие штаны были очень широкими. Между штанинами вшивали прямоугольные куски ткани с пришитым снизу ромбоидом, они были так широки, что получалось сходство с формой мешка. Материалом для штанов служил холст или сукно.
У украинок женский народный костюм обладал множеством местных вариантов. Особенности этнографии в исторических, культурных районах Украины, отражались в одежде, крое, некоторых элементах традиционной одежды, способах ее ношения, расцветке, декоре, а также украшениях.
Распределение традиционных нарядов по регионам Украины
Основными отличиями традиционных нарядов, которые представлены в Украине, можно считать:
- Архаичность элементов одежды больше всего сохранялась в районах Полесья;
- Классическую украинскую одежду можно было найти в Среднем Приднепровье;
- На юге встречалось влияние традиционных костюмов разных народов;
- В Подолье отмечались этнокультурные связи украинцев и молдаван;
- На северо-западе отмечалась связь с Польшей;
- Особенную и колоритную одежду носили украинские горцы.
Как бы то ни было, но традиционную одежду украинцев, как полностью сложившуюся, этнографы относят к XVI-XVIII векам.
Наиболее распространенны традиционные украинские костюмы были в районе Среднего Поднепровья, а также немного в Полесье, Слобожанщине и Подолье. Верхняя одежда мужчин и женщин была сходна по покрою. В основе украинских женских костюмов были рубашки — кошули, сорочки. Они были длиннее мужских рубах и включали в себя две части, причем нижнюю шили из более грубых тканей.
У горцев, бойков и лемков рубахи также были из двух частей, каждая из которых надевалась раздельно. Встречались и цельные рубахи, собственно они и были для женщин в качестве нарядных и праздничных. Исходя из покроя, рубахи были туникообразными, поликовыми, а также на кокетке.
Рубахи могли шиться с воротами, а также без них. Такие типы рубах считались более древними. Их вороты обыкновенно собирались в мелкие сборки, а порой обшивались сверху. Рубахи с воротниками назывались польскими. По территории Украины была проведена так называемая условная черта между двумя видами рубах. Так, в восточных районах они были без воротников, а в западных — с воротниками, чаще — отложными.
Отличительной особенностью украинских женских рубах было украшение подола, каймы рубашек вышивками, видневшимися под верхней одеждой. Кроме того, украшения были и на рукавах рубах, в особенности там, где рукав соединялся с плечом. У широких рукавов рубашек окончания были в виде манжет на запястьях.
Особенности поясной одежды
Согласно древним обычаям у восточнославянских девушек до пятнадцати лет или до свадьбы должны были быть подпоясанные рубашки. Ритуал надевания поясных одежд (понев) связывали с замужеством, после чего девушки становились женщинами. Поневы были общеславянскими элементами в традиционных одеждах, которые прикрывали тело сзади и закреплялись в районе талий.
Украинцы располагали тремя разновидностями такой одежды:
- Повседневные без рисунков — запаски;
- Дерги;
- Праздничные наряды с крупными клетками — плахты.
Дерги — это три сшитые длинные полотнища, образующие собой полосу трехметровой ткани в ширину и до трех четвертей в длину. Они охватывали корпусы женщин сзади и подвязывались поясом. Так как дерги считались повседневной одеждой, их шили из черных или неокрашенных тканей, без украшений.
Запаски отличались от дерг тем, что у их верхних углов были тесемки, завязывающиеся на талии. Обыкновенно носились две запаски, чаще разных цветов. Одной прикрывалось тело сзади, другой, надеваемой спереди, пользовались в качестве передника. Запаски производили из качественных и тонких шерстяных и однотонных тканей. Они были синими, зелеными, а также красными.
Плахты в качестве праздничной одежды изготовливались из тканей с клетчатым орнаментом. Они вышивались вручную. Известны шерстяные или шелковые плахты. В ранние периоды плахты шились из золотых и серебряных видов парчи.
Дальнейшим эволюционированием понев считаются юбки. Так в районе Полесья широко распространенными были такие шерстяные юбки с полосатыми орнаментами — андараки,. В дополнение к женским костюмам шли нагрудные украшения. Материалом для них могли служить драгоценные камни, стекло, бусы, а также монеты типа «мониста» или «дукачей».
Верхняя одежда украинцев
В верхней одежде украинцев царило разнообразие, связанное с покроем и названиями.
История моды выделяет четыре вида такой одежды:
- Прямоспинную типа плащей, рубах или халатов. Плащами были чуги, чугаи, чугани, которые были распространены у западников. Чуги едва набрасывались на плечи и не надевались в рукава. Сами рукава порой зашивались внизу. Таким образом, их использовали в качестве карманов или сумок;
- Формы плащей мант или гуглей у гуцулов походили на большие мешки, открытые с одной длинной стороны. Капюшоном было днище мешка, который закреплялся на плечах при помощи специальных шнурков. В начале XX века манты служили только как обрядовая одежда для невест при венчании;
- К халатообразной одежде относились кобеняки, киреи, сиряки. Носили свиты с кобеняками. Стовбоватые свиты надевали сверху шуб, и шили из сукна главным образом серых цветов. Пришитые к ним капюшоны видлогы, кобки, каптуры, бородицы, шаньки, богородицы обладали формой мешков с закругленным днищем и отверстиями для глаз;
- Широко распространенными покроями верхней одежды у украинцев были клинообразные силуэты. Так, клинья вшивали позади с боков ниже талии. Острые концы клиньев доходили до пояса, а основания оказывались в районе подола. По таким же образцам шили свиты, сираки, куцинки и гуни;
- Отрезанную по талии верхнюю одежду. При этом нижние части собирались в крупные складки, либо в мелкие сборки, после чего пришивались к верхним частям. Так шились свиты, кожушины (шубы), кирсетки — женские жакеты без рукавов.
В последнем случае сборки делали по всей талии. Такими видами одежды были чемеры, чемерки, чамарки.
Одним из обязательных атрибутов в одежде украинского народа считался пояс. Согласно восточнославянской мифологии пояса выступали в качестве оберегов, он защищали тело. Талию обматывали трех-, четырехметровыми поясами несколько раз, а концы, заканчивающиеся кистями, отпускали ниже колен. Одно время популярными были персидские пояса из шелка, а невесты подпоясывались вышитыми полотенцами — рушниками.
Головные уборы украинцев
Головные уборы украинских мужчин были самыми разнообразными. Это отражалось в формах, материалах и названиях. Популярными формами были конусы, цилиндры, а также полукруг. Встречались меховые, шерстяные, а также головные уборы из сукна. Например, были высокие барашковые шапки (кучмы), зимние шапки с вытянутыми наушниками (треухи, малахаи), войлочные и соломенные шляпы (брыли). В конце XIX столетия начали носить получившие широкое распространение картузы с кепками.
В женских головных уборах также присутствовало большое разнообразие, в том числе и по их предназначению. Один из самых популярных головных уборов, которым пользовались замужние женщины, — четырехугольный платок. Историческое начало он берет от головных покрывал — длинных полотен, которые завязывались сзади, выпуская края по спине. Подобные головные уборы сохранились на западе Украины. Головные уборы типа кибалок, хомевок, хомлей в своих простейших формах обладали видом обручей или дуг, обращенных назад. На них женщины закручивали волосы. Кибалки служили каркасом для верхних головных уборов.
Упрощенными вариантами головных уборов украинок были мягкие легкие шапочки (очипки, чепцы, чепчики), которые завязывались шнурками, продернутыми через подшивки. Шились чепцы из кусков тонкой ткани разных цветов с поперечным подрезом на лбу. Подрезы делались так, чтобы надо лбом образовывалось что-то типа мелких сборок, при этом материал на лбу оставался гладким. На затылках закладывались рубцы, сквозь которые продевались шнурки. Праздничные чепцы шились из парчи золотого или серебряного цветов.
Всемирно известные во все времена девичьи венки из искусственных и живых цветов с лентами, были весьма популярными в Украине. К таким девичьим головным уборам не предъявлялись требования о закрытии головы и косы. Кстати, косы были основными прическами украинских девушек. Девушки плели волосы в одну-две косы, обвивали вокруг головы и повязывали пестрыми повязками, украшенными бисером.
Обувь украинского народа
Обувь украинского народа для обоих полов делали из кожи. Ее сначала не сшивали, а складывали, пытались морщить, после чего привязывали к ногам длинными веревками. Отсюда их название — морщуны, морщенцы, постолы, ходаки. В кожаной обуви с высокими голенищ отсутствовали каблуки. Порой каблуки заменялись небольшими железными подковками на пятках.
С середины XIX столетия преобладали особые сапоги, так называемая выворотная обувь. Подметки пришивались к сапогам изнутри, а сапоги целиком смачивались водой и выворачивались.
Символика украинских народных костюмов
В любой обрядовой символике костюмов отражались духовные традиции народа, а также его мировоззрение и обрядовые нормы. К таким обрядовым символам относились некоторые элементы одежды. Это могли быть платки или полотенца в процессе сватовства, белые или черные платки и пр. Им отводилась роль защитников людей от темных сил и способ привлечения благополучия, здоровья и любви.
Особыми магическими силами, как было принято считать, владели предметы, собственноручно сделанные к тем или иным обрядам. Так, например, девушки обязательно должны были шить своим женихам вышитые сорочки. Символической значимостью обладали и непременные дары, например, сапоги, изготовленные зятем для тещи.
Обрядовые функции, кроме стиля в одежде, проявлялась в некой специфичности. Например, в некоторых ритуалах одежда носилась наизнанку, что в быту считалось как плохая примета. В некоторых обрядах случались переодевания в одежды противоположных полов.
Обрядовые символы нередко можно обнаружить в цветовой гамме нарядов. В свадебных нарядах исстари доминировали красные цвета. Тогда как похоронную одежду отличали черные цвета, которые являлись одним из символов печали в большинстве областей конца XIX, начала — XX веков, заменив собой белые, а местами и синие.
Традиционные вышивки украинского народа
Одним из предметов гордости в народном искусстве считается украинская вышивка. Ее часто использовали как в народных костюмах, так и в повседневной жизни. Вышивка в украинских нарядах отличалась богатством и разнообразием. Ею украшались мужские и женские рубахи, верхняя одежда, а также головные уборы.
Орнаменты, композиционные мотивы, расцветки, традиции передавались по наследству. В орнаментах преобладали геометрические фигуры типа ромбов, розеток, звезд, а также растения. Технологий по вышиванию вместе с их разновидностями имелось много. Древнейших видов в народной вышивке было также немало. Одной из вариаций в таких техниках является довольно популярная в тогдашней Украине вышивка гладью.
Цветовая гамма вышивки украинских сорочек относились к исполненным в одном цвете, двухцветным, а также к полихромным. Первые такие сорочки были характерны для поляков, а также населения Черниговского и Полтавского регионов. Двухцветными главным образом пользовались жители Киевского региона и в Подолье. Полихромными пользовались украинцы в Западном Подолье, а также в Карпатах.
В вышивках северных регионов Украины наблюдалось преобладание красного цвета. В центральных регионах Украины, кроме красного цвета, можно было встретить черные расцветки. Южные регионы к этим повсеместно популярным цветам добавляли еще и желтые. В вышивках Подолья нередко встречались красно-черные комбинации. В регионах, которые граничили с Бессарабией и Буковиной, можно было повстречать вышивку, обогащенную бисером с металлическими украшениями, что сближало ее с молдавскими и южнославянскими.
Украинское художественное ткачество занималось широким развитием растительной орнаментики. Причем самыми излюбленными мотивами были ткани, украшенные узорами, на которых были изображены ветвистые цветки или деревья. Такие мотивы были характерны как в рушниках из домотканого белого материала, так и в ковроткачестве, которое было широко распространено во многих районах Украины, но больше всего в центральных и восточных регионах.
В конце XIX — начале XX столетий украинских народ предпочел переход на городскую одежду. Вследствие «окультуривания» и всеобщего перехода к «цивилизованным» костюмам множество особенностей национальных традиционных нарядов было утрачено.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Автор статьи:
Богуславский СергейЯ бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.
Свежие публикации автора:
С друзьями поделились:
Вышиванка — Википедия
Мужская вышиванка. Женская вышиванка.Вышива́нка (укр. вишиванка, белор. вышыванка) — современное разговорное название восточнославянской традиционной вышитой рубахи.
Обычно вышиванку изготовляли из самодельного полотна, которое ткали на станке. В орнаменте рубашки находили отображение местные особенности.
На протяжении исторического и культурного развития сложились наиболее уместные, с точки зрения практических и эстетических требований формы одежды, её крой, разнообразные методы и способы декоративного оформления. Среди них ведущее место занимает вышиванка. Она широко использовалась в народном костюме и в быту. Вышивка славянского костюма богата и разнообразна. Ею украшали женские и мужские рубахи, верхнюю одежду, головные уборы. Мотивы орнаментов, композиции, цвета передавались из поколения в поколение, становясь традиционными.
В современной украинской терминологии вышиванками принято называть не только рубахи с традиционными народными вышивками, но и другие фасоны украинской народной одежды. К числу таковых относятся блузы с вышивкой, платья-вышиванки, пояса-вышиванки и т. д. Именно в украинской моде данный наряд получил наибольшее распространение и популярность как современный вариант одеяния.
Украинская вышиванкаИскусство вышивки у славян своими корнями уходит в дохристианский период, как и все направление — имеет многовековую историю. Это подтверждают и результаты археологических раскопок, и свидетельства путешественников. В целом возникновение вышивания относится к эпохе первобытной культуры. Связано это с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных. За все время существования материалом для вышивки служили жилы животных, нити льна, конопли, хлопка, шёлка… Часто с целью обогащения одежды умельцы использовали жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.
По свидетельствам Геродота, скифы имели одежду с вышитыми узорами. Общение с представителями других народов имело некое влияние на технику художественной вышивки мастеров Киевской Руси, но в своей основе она оставалась самобытной.
Знаменитый итальянский путешественник Жильбер де Ланнуа, дважды побывавший на территории тогдашнего Венгерского королевства — в 1412 и 1421 годах, — вспоминал, что рукавицы и шапки русинов были украшены вышивкой. С течением времени мастерство вышивания эволюционировало, приобретая новые черты. Народный опыт сохранил наиболее типичные и целесообразные, отмеченные высоким художественным вкусом образцы орнамента, их красочность, вышивальные техники.
На рубеже XIX и XX веков вышитая украинская мужская рубашка отрывается от традиционного костюма, и начинает носиться в сочетании с европейской одеждой. Ведущую роль в учреждении моды надевания вышиванки под пиджак часто приписывают Ивану Франко, который «отличался от общественности своим костюмом — вышитой рубашкой среди пышных воротничков и галстуков»[1][2][3].
Пик моды на вышитые и народные рубашки в советских республиках пришёлся на 1920-е и начало 1930-х годов[4]. В УССР вышиванки, как торжественную одежду, надевали и партийные руководители, и простые люди[5][6].
Вторая волна популярности народных рубах (в том числе и вышиванок), пришлась на вторую половину 1950-х и начало 1960-х годов. Многие это связывают с пребыванием во главе СССР Никиты Хрущёва (1953—1964), который любил именно украинские вышитые сорочки и сам часто появлялся на публике одетым в них. Ему следовали и другие должностные лица — вышивка приобрела черты деловой одежды[7][8][9].
С уходом с должности Никиты Хрущёва наступил закат популярности ношения вышиванок, который длился до начала эпохи независимости Украины[10]. В период советского застоя вышиванка стала решительно диссидентской и патриотически-украинской одеждой или просто элементом национального русско-украинского сценического наряда.
В конце 1980-х годов на Украине начала вновь возрождаться мода на вышиванку. Как мужские, так и женские вариации на тему традиционных вышиванок сейчас распространены на митингах, торжественных и молодёжных мероприятиях, заняли своё место в свадебной моде. Наибольшую известность за годы независимости вышиванка получила после Оранжевой революции[11][12] и Евромайдана[13]. Украинцы все чаще надевают национальную одежду в праздничные дни — государственные и религиозные: День Независимости, День Конституции, День флага, Пасха, Рождество[13]. С 2006 года на Украине в третий четверг мая проводится ежегодный всемирный день вышиванки[13][14].
Согласно мнению украинских мастеров, вышиванка обязательно должна быть изготовлена вручную[источник не указан 385 дней]. Современные способы производства, конечно же, позволяют создать качественную вышивку в машинном исполнении, но наибольшую ценность имеют именно вышиванки ручной работы.
В 2005 году французский дизайнер Жан-Поль Готье после визита в Украину представил свою «украинскую коллекцию». Показы подчеркивали украинскую тематику коллекции. К примеру, сектора, на которые поделили зал, имели названия украинских городов: Житомир, Львов, Харьков, Ялта и другие. А Киевом Ж.-П. Готье назвал сам подиум. Даже модели платьев имели названия украинских регионов: «Буковина», «Крым» и другие[15].
В 2008 году арт-директор Dior Джон Гальяно представил коллекцию, в основу которой тоже легли украинские этномотивы. В коллекции доминировали темные цвета, а рукава блузок и подолы юбок модельер украсил вышивкой[15].
В 2015 году дом моды Valentino представил коллекцию, во время которой модели вышли на подиум в рубашках, платьях и костюмах, украшенных вышитым орнаментом. В коллекции присутствовали также традиционные украинские безрукавки из овчины. Модели также были одеты в верхнюю одежду, которую украинцы называют «жупанами»[15].
О международной популярности вышиванки свидетельствует также творчество украинского дизайнера Виты Кин. Ее вышитые платья можно увидеть на многих голливудских звёздах. В 2015 году американский журнал The Wall Street Journal назвал ее платья самыми популярными летними платьями года[15].
В период проведения чемпионата Европы по футболу в 2012 году на Украине купила себе украинскую вышиванку американская певица Мадонна. Также любят носить вышиванки Мила Кунис, Дита фон Тиз, Сандра Буллок[13][неавторитетный источник?].
В опубликованной в феврале 2017 года статье Лианы Затенштайн в международном журнале мод Vogue впервые в значении «вышиванки» было использовано не словосочетание «embroidered shirt» (дословный перевод вышитая рубашка), а транслитерированное украинское слово «the vyshyvanka». Таким образом, слово «вышиванка» пополнило лексикон английского языка[16].
Украинские вышивальщицыС давних времен[каких?] основными темами вышивки были символики разных древних культур. На протяжении многих столетий конкретный смысл символов на вышивках терялся, но традиции их изображения не изменились. Темы орнаментов делятся на три основных группы: абстрактный рисунок, растения и животные.
Геометрические орнаменты вышивки происходят из славянской мифологии: «В некоторых видах декоративно-прикладного искусства (вышивка, керамика, резьба по дереву), имевших давнее историческое прошлое, до наших дней дошли орнаментальные мотивы глубокой древности, которые отразили истоки сложного содержания символических узоров. Простейшие из них (в виде перекрещенного креста, квадрата, ромба, круга, наподобие пиктографического рисунка) являлись условными знаками, символами солнца и считались священными изображениями. Наряду с геометрическим орнаментом сохранялись традиционные для древнеславянской языческой мифологии сюжеты»[17].
В основе орнамента с растениями лежит желание внести в вышивку красоту природы. В украинской вышивке используются такие темы, как «виноград», «хмель», «дубовые листы» и др. Некоторые из них несут в себе отображение древних символических представлений народа. Так, например, узор «яблоко», разделенное на четыре сектора, с вышиванием противоположных частей в одном цвете — символ любви. В современной вышивке встречается и древний символ «дерево жизни», изображаемый преимущественно в форме листьев и ветвей.
В вышивках животных орнаментов изображаются: конь, заяц, рыба, лягушка; из птиц — петух, сова, голубь, кукушка; из насекомых — муха, бабочка, паук, летучие жуки. Во многих случаях орнаменты с животными своеобразны, они свойственны каждой вышивальщице, изображениями олицетворяют её индивидуальное виденье узора. В подобных орнаментах выступают в разнообразных, часто изобретательных сплетениях (однако с сохранением традиционных требований к композиции) заячьи и волчьи зубы, чешуя карпа, бараньи рога и др. Солярные знаки: звезды, солнце, снежинки, круги, свастика.
Техники и географические особенности[править | править код]
Белорусские народные костюмы.Отдельные вышивальные швы характерны для тех или других этнографических районов Украины, а некоторые встречаются также в белорусской и русской вышивках.
Рубашки на Полтавщине вышиваются главным образом белыми нитями, очень редко красными или серыми. Манишки белых рубашек в старых образцах украшались белым узором, выполненным гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Техника вышивания — шов «вперед иголкой» «крестик», шов «за иголкой».
Техника вышивания Харьковской области имеет очень много общего с формами вышивки, которые установились в центральных областях Украины, но ей свойственны и совсем своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой нитью в результате чего узоры создают впечатления рельефных.
Вышивки Полесья — простые и четкие по композиции. Ромбовидная линия геометрического узора повторяется несколько раз. Вышивка красной нитью по белому-серому фону льняной холстины — графически четкая.
Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Узоры геометрические, четкие и простые по композиции. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-серой холстине. В южных районах области преобладают растительные мотивы.
Для Черниговской области характерны белые вышивки. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитями или же с вкрапливанием красного и чёрного. Выполняется очень мелкими стежками, что напоминает бисерные вышивки, характерные для черниговских рубашек.
Вышивкам Киевщины свойственный растительно-геометрический орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля или восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета вышивок Киевщины — белый, кораллово-красный, оттеняющий чёрный.
В южных областях Украины техника вышивки имеет много общего с устоявшимися правилами центральных районов, однако ей свойственны и полностью своеобразные полихромные орнаменты, выполняемые полукрестиком или крестиком.
Для подольских рубашек характерны красочность и разнообразие швов. Типичным является стежок «паучком», которым обозначают вставки на рукава, клинья. Используется и цветная строчка — «шабак». В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет — чёрный с большим или более малым вкрапливанием красного, синего жёлтого или зелёного. Наиболее распространены одноцветные (красные и черные) вышивки, реже — двух — и трехцветные.
На юге Тернопольской области типичной является вышивка хлопковыми нитями с сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитями, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки к краю рукава.
Большое богатство техник вышивания характерно для Винницкой области: низь, крестик, вышивка росписью, настилка, верхошов, зерновой вывод, вырезание; разнообразные виды черных, белых и цветных стежков. Рядом с основными швами применяются и вспомогательные — вышивка росписью шов «вперед иголкой», контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции.
Характерной чертой этнографического района Карпат и Прикарпатья является большое количество отдельных частей региона со своим колоритом. Каждое село отличается от других своеобразием вышивки, богатством орнамента и неповторимостью цветов.
В народной вышивке Львовской области используются разнообразные типы узоров. В южных районах орнамент вышивок геометрический, белый фон не заполняется, что добавляет узорам прозрачность и легкость.
На Буковине, кроме растительных и геометрических мотивов, пользуются популярностью и изображения животных, вышитых гладью (белой), мелким крестиком, штаповкой, крученным швом. Вышивальный материал — бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нити, металлические блёстки.
Гуцульские вышивки характеризуются разнообразностью геометрических и растительных узоров, богатством соединений цветов, главным образом красного с жёлтым и зелёным, причем доминирует красный цвет. Два или три оттенка жёлтого цвета просветляют вышивку и добавляют ей золотистый отблеск.
Для вышивок Закарпатья характерным является мотив зигзаг («кривуля») в разных техниках выполнения. Цветовая гама вышивок достаточно широкая: красный сообщается с чёрным (при этом выделяется один цвет — чёрный или красный), применяются как белый, так и многокрасочный орнаменты.
Украинский национальный костюм
Во все времена традиционная одежда лучше всего иллюстрировала культуру, привычки и особенности народа. Украинский национальный костюм не стал исключением – каждая яркая деталь насыщенной палитры демонстрирует богатый и стойкий дух страны с долгой и непростой историей. Что носили хлопцы и дивчата?
Мужской костюм
Традиционный украинский костюм схож с одеждой других восточноевропейских народов. Основа – рубаха из конопляного или льняного полотна, которую заправляют в суконные или холщовые штаны. Верхний разрез рубахи – пазушка – непременно украшается вышивкой. Строгие геометрические орнаменты выделяются на белом полотне и символизируют мужество и смелость. Часто мужской костюм украшался вышивкой с дубовым листом – мощным оберегом рода. Воротник может быть стоячим, отложным или отсутствовать вовсе. Нижняя часть костюма – шаровары – фиксируется на поясе шнуром. Широкие штаны жгуче-красного или ярко-синего цвета внешне напоминают мешок – такой фасон удобен как для сельскохозяйственных работ, так и для исполнения залихватского гопака. Между штанинами подшивается мотня из прямоугольных кусков материи – таким образом визуальное сходство с мешком усиливается. Некоторые этнические группы декорируют нижний край шаровар – например, у гуцулов принято было украшать зелёной или жёлтой вышивкой.
Женский костюм
Женский украинский национальный костюм куда ярче и замысловатее мужского. Дівчины щеголяли в кошулях – длинных сорочках с вышивкой по краю горловины и на рукавах. Будничная рубаха шилась из грубого сукна, зато по праздникам наряды украинок отличались буйством красок на белоснежном шёлковом фоне.
Девушки носили кошули без верхней одежды, подпоясываясь лентами или кушаками. Замужние женщины обязательно дополняли наряд жупаном – жакетом без рукавов и верхней поясной одеждой, например, собирающейся сзади в крупные складки дергой. В качестве низа была понёва – длинная пёстрая юбка с расшитым передником. Праздничный вариант – плахта – шился из шёлка или парчи, дополнялся неповторимыми узорами.
Вышивка на одежде украинки – не просто демонстрация таланта мастерицы, а красивый оберег с сакральным значением. Красные элементы говорят о любви и безудержном веселье, синий цвет символизирует очищение души, зелёный – молодость и обновление, а жёлтый напоминает о богатстве украинской земли. Узоры традиционно вышиваются вручную – только в этом случае они становятся защитой от сглаза, которому так подвержены красавицы на выданье. Виноградная лоза на рубахе говорит о крепкой семье, мак – о скорби по умершему, лилия означает невинность, а калина – бессмертие рода. Ярким дополнением к женскому украинскому костюму являются украшения – бусы или подвески с монетами «монисто». Талию несколько раз оборачивают поясом, концы которого оставляют свободно свисать. Невесту подпоясывают рушником – вышитым парадным холстом. Голова покрывается платком или чепцом, но самый известный девичий убор – это, конечно, веночек с цветами и лентами.
В XX веке перемены коснулись и одежды восточно-европейских славян. Украинский национальный костюм утратил многие характерные черты, уступив дорогу более практичным городским нарядам. И всё же, пожалуй, ни одна другая страна в наше время не может похвастаться тем, что основополагающий элемент традиционной народной одежды имеется в каждой семье, более того, у каждого члена семьи. Вышиванка для украинца — больше чем предмет одежды.
Читайте также другие наши статьи по теме: «Узбекский национальный костюм», «Тюбетейка», «Японское кимоно», «Сомбреро — шляпа с историей», «Парео», «Индийская одежда».
Ресторан «Корчма» в ЭТНОМИРе
Калужская область, Боровский район, деревня Петрово
На территории этнографического парка, наряду с 12 отелями в этническом стиле, расположены более 10 ресторанов и кафе, каждый из которых выдержан в своей неповторимой концепции.
Под мягкой камышовой крышей белоснежной мазанки, в самом сердце живописного украинского хутора в этнодворе «Украина и Беларусь» расположился ресторан «Корчма».
Меню в полной мере представляет замечательное разнообразие и богатство национальной украинской кухни. Начните обед со знаменитого украинского борща, подаваемого с воздушными пампушками, отведайте вкуснейших вареников с разнообразными начинками, побалуйте себя золотистыми драниками и сочными вушками со сметаной, попробуйте нежное жаркое, запекаемое в глиняных горшочках или закажите аппетитную свиную рульку, приготовленную по семейному рецепту шеф-повара.
Украинский народный костюм – самая красочная славянская одежда
У каждого народа традиционные наряды представлены самобытными костюмами, которые наглядно демонстрируют особенности данной культуры. Костюмы народов, которые характеризуются спокойным темпераментом, во все времена отличались спокойными однотонными цветами и строгим покроем. Украинский же костюм имеет яркие расцветки и неповторимое исполнение.
Сегодня традиционная верхняя одежда украинцев и платья в украинской стилистике весьма популярны среди многих модельеров. Так, например, самым популярным элементом одежды являются вышитые сорочки. Если раньше дизайнеры просто украшали свои модели вышивкой, придавая украшенным тканям свой особый колорит, то сейчас популярны рубахи, юбки и верхняя одежда из домотканого белого либо грубого сукна.
История появления украинского традиционного костюма
Украинская традиционная одежда появилась очень давно. Как русский и белорусский народный костюм, истоки у них одни – древняя славянская одежда. После того, как славяне перестали одеваться в шкуры животных, их одежда стала приобретать те черты, которые можно даже сейчас узнать в национальных костюмах славянских народов. Изначально, стиль в одежде был практически одинаков, но со временем появились свои особенности, зависящие от особенностей местности.
Некоторые считают, что украинская одежда одинакова во всех регионах и состоит из следующих элементов:
- Женская юбка, популярная у украинок;
- Вышиванка с орнаментами;
- Мужские широкие шаровары.
На самом деле, традиционная одежда украинцев удивительно многолика, и зависит от климата, этнических и прочих особенностей конкретного региона. Например, у жителей Полесья, Карпат, Приднестровья существуют значительные различия в элементах традиционной одежды. Это связано с близким соседством родственных славянских народов, чья культура повлияла и на одежду украинцев. Наиболее распространённые вышивки – это не просто узоры, каждый завиток имеет своё значение.
Отличительные особенности украинской одежды
Особенности традиционной одежды украинцев в следующем:
- Простота и плавность линий;
- Богатство вышивки и различных украшений. Часто используется вышивка гладью или крестом, а её цвет может быть красным, красно-чёрным или чёрным. Бывает, что вышивка выполняется белыми нитками, но чаще всего вещи ярко расшиваются;
- Сочетания контрастных цветов;
- Настоящие традиционные вещи делаются только из натуральных материалов;
- Традиционная обувь и множество самобытных аксессуаров гармонично дополняют образ;
- Все узоры и орнаменты несут глубокую смысловую нагрузку, чаще всего это обережная вышивка, значение которой затеряно в веках.
Как любая древняя славянская одежда, украинский народный костюм наполнен символизмом. От одежды других славянских народов он отличается яркостью, нарядностью и праздничностью. Несмотря на обилие контрастов в цветовой гамме, одежда выглядит достаточно гармонично.
Мужской костюм настоящего украинца
Традиционная одежда украинских мужчин всегда выделялась своей красочностью и необычностью на фоне одежды других славянских народов. Мужской костюм удобен и комфортен, вместе с тем, он вызывающий. Главное отличие мужской одежды от той же русской или белорусской – это широкие шаровары, имеющие штанины в форме мешка. Такие штаны носили степные воины, так как они очень удобны при верховой езде. В некоторых старинных (как правило, польских) документах штаны украинцев именуются словом «гачи».
Так как в древности большинство украинцев были воинами, их шаровары делались из ярких цветастых тканей. Как правило, использовался синий или красный цвет материи. Штанины были настолько широкими, что были похожи на мешки, и красиво раздувались на ветру. Рабочие варианты изготавливали из простого холста или сукна, а штаны для войны или праздников могли быть изготовлены из дорогого шёлка, добытого в ратных походах.
Именно по широким штанинам можно было узнать легендарных украинских казаков-сечевиков. Настоящий запорожец должен был носить штаны красного цвета. Если нужной ткани под рукой не было, то приходилось шить этот элемент одежды из любой доступной по цвету ткани. Тем не менее после первого же удачного боя казак старался одеться, как положено.
Не мешали шаровары и во время традиционного танца гопака. Некоторые историки считают, что традиционный украинский танец гопак построен на элементах рукопашного казачьего боя, который включал в себя неожиданные прыжки и акробатические удары ногами, которым бы позавидовали японские ниндзя. Шаровары были так широки, что не мешали выполнять даже такие сложные движения.
А вот в Западной Украине шаровары были непопулярны. Местные жители, которых называли гуцулами, носили брюки с зауженными штанинами. Зато местная одежда отличалась огромным количеством вышивок, украшений и прочего декора. Жители данной области одевались в свои красочные костюмы не только в конце 19, но и до начала второй половины 20 века.
Вместе с тем, главным элементом украинского мужского костюма (как и любой традиционной одежды славянских народов) является вышитая рубаха. Она по своему крою очень напоминает русскую косоворотку, только разрез выполнен по центру. Воротник, который завязывался специальной тесёмкой, украшался красочной вышивкой. В отличие от русских, украинцы всегда заправляли рубаху в штаны.
Рубаха и шаровары обязательно подвязывались широким поясом, который тогда называли кушаком. Пояс играл роль культового обережного предмета, который должен был быть вышит рукой жены, матери или невесты. В качестве верхней одежды украинские мужчины носили свитки, жупаны и кожухи.
Что касается мужских головных уборов, то они имели разнообразную форму и шились как из меха, так и из тканей. Наиболее популярными считаются следующие модели:
- Малахай;
- Кучма;
- Кабардинка и прочие модели.
Кроме того, казаки носили головные уборы, которые захватывали в военных походах. Наиболее удачные модели копировались и производились местными ремесленниками.
Украинский женский костюм
Как и у любого народа, одежда украинских женщин была значительно более разнообразной и красочной, в отличие от мужской. Основой любого славянского женского костюма была сорочка, которая могла быть как повседневной, так и праздничной. Простые рубахи шились из полотна и имели широкие рукава, не стесняющие движений. Традиционно сорочка для работы делалась из двух половинок. Верхняя часть шилась из качественной ткани, а нижняя — из более грубой. Так же как и мужские рубахи, женские сорочки богато украшались традиционной вышивкой.
Праздничный вариант женской рубахи назывался «додильней». Эта вещь шилась всегда из одного куска белого полотна. Она была украшена не только на горловине, но и по подолу и на манжетах. Одежда незамужних девушек была более яркой, чем у замужних женщин. Кроме того, наряд молодых девушек включал в себя множество разноцветных лент.
Молодые девушки носили длинные рубахи, и подпоясывались цветными поясами или широкими лентами. В качестве верхней одежды использовались жупаны, свитки и кожушки. Замужние женщины носили юбки, прикрывающие нижнюю часть тела, которые можно разделить на следующие категории:
- Рабочая юбка, которая называлась дерга. Это самая простая и недорогая традиционная юбка. Надевалась в повседневной жизни для работы. Именно по этой причине шилась из тёмной недорогой ткани, однако имела минимальные украшения в виде пышных складок сзади. Для пошива этой юбки нужно было около трёх метров ткани;
- Запаска – повседневная юбка, в которой тоже ходили в обычной жизни. В отличие от дерги, эту юбку не надевали для выполнения тяжёлых работ по хозяйству. Эта одежда шилась из двух кусков материи. Держалась на бёдрах юбка за счёт тесёмок, которые находились по бокам;
- Плахта – самая красивая и торжественная украинская юбка. Надевалась только на праздники или торжественные случаи. Шилась из дорогой ткани. Существовали специальные модели для зимы — шерстяная плахта. Такая юбка богато украшалась узорами и орнаментами. Каждая вещь была настоящим произведением искусства и выполнялась в единственном экземпляре.
В разных областях Украины женская одежда имела свои особенности. Особенно ярко видно различие в одежде западных украинцев.
Традиционная обувь и головные уборы украинцев
Традиционная украинская обувь, особенно у простых украинцев, отличалась от обуви русских славян. Вместо лаптей, украинцы носили кожаные ботинки, хотя во времена Киевской Руси многие славяне использовали лапти.
Так же как и на Руси, самым желанным приобретением для украинской женщины были красные сапоги с высокими голенищами. Но их цена была слишком велика, поэтому носить их могли только представители богатых и знатных родов. Именно «красные черевички» фигурировали в бессмертном произведении Гоголя. Простые люди ходили в обычных «морщунах» — это простейшая обувь, сделанная из кожи, которая регулировалась по размеру на ноге системой кожаных тесёмок. Вся украинская обувь подобного типа имеет много общего с моделями, распространёнными по всей средневековой Европе.
Про мужские головные уборы мы уже упоминали, а вот женские предназначались только для замужних украинок. Девушки открыто демонстрировали свою красоту, украшая цветами или лентами волосы. Своеобразным головным убором, символизирующим молодость и красоту, можно считать и традиционные славянские девичьи венки.
Аксессуары женского костюма
Самым знаменитым женским украшением были ожерелья. Они бывали разных типов и имели свои названия:
- Корали – несколько ниток бус, связанных в одно ожерелье. Изготавливались из красных кораллов. В более поздние времена их стали делать из красного стекла;
- Гривна – древнее золотое ожерелье, популярное среди высшей знати ещё в Киевской Руси;
- Писаные пацёрки – ожерелья из стекла, расписанного вручную. Привозились из Венеции и стоили очень дорого;
- Баламуты – ожерелья из натурального жемчуга;
- Дукач – ожерелья из золотых дукатов и прочие модели.
Большой популярностью пользовались бисерные украшения, причём они носились как женщинами, так и мужчинами. Бисерные украшения изредка встречались в одном цвете, но чаще всего были контрастными.
Украинские женщины обязательно носили серьги, которые были весьма разнообразных форм, но самыми популярными являлись полумесяцы или бублики.
Символическое значение украинской вышиванки
Традиционная вышиванка – это типично славянский элемент одежды. Данная рубаха несёт в себе сакральный смысл. Славяне, независимо от места их проживания, считали, что символы и узоры, которые вышиты на рубашке, способны защитить своего владельца от нечистой силы. Эти поверья уходят своими корнями в языческое прошлое славянских народов.
В настоящее время, когда украинские традиции возрождаются, вышиванки считаются одним из источников силы и энергии. Главное, чтобы мастер понимал значение орнаментов и древних символов, которые он вышивает на воротнике и рукавах рубахи. Выбирая этот элемент одежды, нужно помнить, что мужская и женская вышивка значительно отличаются.
Для мужских рубах характерны строгие узоры геометрической формы. Цветовое сочетание данных орнаментов тоже должно соответствовать значению. Правильно подобранная вышивка символизирует мужественность, силу и смелость.
Женские узоры на вышиванках более тонкие и филигранные. Они часто имеют обрамления в природных мотивах. Как правило, женские узоры символизируют любовь, целомудрие, красоту и молодость.
В настоящее время украинские тенденции в моде невероятно популярны. Одежда в украинском стиле гарантирует своему владельцу уникальность и заметность на любом мероприятии.
Украинский национальный костюм
Любой национальный костюм развивается и формируется на протяжении столетий, и воплощает собой идею нации, ее стремления и ценности.
Когда мы слышим об украинском национальном костюме мы живо представляем себе вышитые рубашки, яркие юбки, шаровары, веночки с разноцветными ленточками, красные сапожки. На самом деле, это достаточно упрощенное представление о национальном украинском костюме. Каждому региону страны соответствует свой собственный колорит и народный костюм.
Природа, талант и особый художественный вкус украинского народа нашли воплощение в удивительном украинском народном костюме.
Женская украинская рубаха
Основой для женского украинского костюма, как и в России, была рубаха (укр. кошуля, сорочка). Она была длиннее, чем мужская и шилась из двух частей. Нижняя часть, охватывающая тело ниже пояса, шилась из более грубого материала и называлась становиной (укр. пiдтичка).
Встречаются не составные, а цельные рубахи. Такие рубахи у украинцев называются додiльнi. Именно такие рубахи считались у украинских женщин нарядными и праздничными.
Женские национальные украинские рубахи были с воротником или без воротников. У такой рубахи ворот обычно собран в мелкие сборки и обшит сверху. Рубаха без воротника называлась русской, рубаха с воротником – польской. В восточной части Украины обычно носили рубашки без воротника, в западной – с воротником. Условную географическую границу распространения этих двух типов рубах можно провести вдоль течения Днепра. Часто воротник рубахи бывал стоячим, низким. Широкий отложной воротник распространен как у украинцев, так и у белорусов (рис. 1, 2, 3).
На Украине широко распространен обычай украшать вышивкой подол рубахи, так как подол рубахи был всегда виден из-под верхней одежды.
Не менее усердно вышивают и рукава рубахи. Если у русских полики на рубашке обычно тканые, то на Украине они вышивались, причем вышивка была очень разнообразна.
Формы рукава у украинских рубах тоже были разнообразны, но преобладали рукава с манжетами (укр. Чохла) (рис. 4, 5).
Украинские запаска, дерга, плахта
По известному старинному обычаю девушки до 15 лет или даже вплоть до замужества носили только подпоясанную рубашку. Украинские девушки не были исключением. Замужние женщины носили запаску, дергу и плахту, одежду соответствующую юбке, очень похожую на русскую панёву. Плахта, так же как и панёва, прикрывает нижнюю часть тела женщины преимущественно сзади. Она закрепляется на поясе специально предназначенным для этого поясом. Шилась она из домотканой шерстяной материи. Рисунок, как и у панёвы — крупная клетка.
Плахта была более нарядной одеждой тогда, как дерга была повседневной и рабочей одеждой. Она была сплошь черная, без рисунка.
Запаска отличается от дерги тесемками, пришитыми к ее верхним углами которые завязывались вокруг талии. Дерга же подпоясывалась. Обычно носили две запаски: одна из них непосредственно запаска, прикрывающая заднюю часть тела, другая называлась попередниця. Она уже и ее часто заменяют простым передником (рис. 6, 7, 8, 9).
Мужская украинская рубаха
Покрой мужской рубахи очень схож с женским. Не раз подтверждалось, что мужская рубаха отличалась от женской рубахи только длиной. И та и другая одеваются прямо на тело и могут служить одновременно и верхней одеждой.
Украинцы отказались от обычая носить рубаху навыпуск и всегда заправляли рубаху в штаны. Все равно кое-где можно было встретить мужчин, носивших рубаху поверх штанов. Что интересно, когда украинцы в Екатеринославской губернии одевали покойника, они выпускали рубаху поверх штанов, если умерший был женат, и заправляли, если он был холост.
По крою рубахи ничем не отличаются от русских, только кое-где Донские казаки носили рубахи без обычно принятых вставок под мышками – ластовиц. Они считали такой крой их отличием от крестьян, с которыми они не хотели иметь ничего общего.
На плечах у мужских украинских рубах часто встречаются нашивки, похожие на погоны, или вышитые вставки. Рукава с манжетами на запястье (рис. 10, 11, 12).
Украинские штаны
Штаны (укр. шаровари, портки) на Украине шились примерно так же, как и в России, точнее принцип, с помощью которого штаны закреплялись на теле, был один и тот же. Верхний край штанов загибался внутрь, в образующийся рубец продевали шнурок или ремень. Шнурок завязывали узлом. Украинцы чаще всего использовали ремень. Застегнув ремень на пряжку, его еще раз оборачивали вокруг талии.
Украинские штаны отличаются от русских большей шириной. Между штанинами вшивалась так называемая матня. Она была сделана из прямоугольных кусков материи и образовывала что-то вроде мешка между двумя штанинами. Такие штаны предпочитали носить казаки.
Гоголь остроумно сравнил ширину украинских шаровар с Черным морем, а украинский поэт Шевченко описывал их так: «Матнею улицу метет». Из этого высказывания можно понять, что средняя часть штанов свешивалась до самой земли и мела улицу (рис. 13, 14).
Верхняя одежда
Верхняя одежда украинцев довольно разнообразна. Часто один и тот же вид одежды называется по-разному из-за незначительных различий в расцветке, отделке и мелких деталях.
Верхнюю одежду можно разделить на четыре типа. Они отражают эволюцию украинского костюма, от простого к сложному. Четыре типа верхней одежды украинцев различаются по крою спинки.
Изначально спинка кроилась из одного полотнища материи, без подрезов на талии, выточек и т.д. К верхней одежде с прямой спинкой можно отнести плащ, халат и рубаху.
Плащи были широко распространены в Древней Руси. Их называли: корзно, коцъ, котыга, епанча. Женская епанча – это короткая безрукавная мантилья или шубейка. На Украине ее называли опонча, она представляла собой широкий халат с рукавами и капюшоном.
В роли плаща была чуга (чугай, чуганя). Чугу обычно носят внакидку, не вдевая в рукава, и часто рукава зашивались и использовались как торбы, сумки.
Фасон наподобие рубашки имеет как мужская, так и женская рабочая одежда, обычно ее шьют их сукна. На Украине была распространена подобная форма одежды. Называлась она шушпан, сукман, сукня. Ее шили из домотканого белого или цветного сукна и украшали отделкой (рис. 15).
Фасон халата носила одежда, которая чаще всего одевалась поверх основной верхней одежды, как дорожный плащ или дождевик.
Кобеняк, свита з кобеняком, стовбовата свита на Украине одевалась поверх шубы. Шилась такая свита из сукна серого цвета, с капюшоном в форме мешка с отверстиями для глаз.
Позднее в одежду начали вшивать клинья так, что на талии появлялось сужение, при этом на спине делали подрезы. Клинья вшивались сзади по бокам, клин начинался от талии и заканчивался на уровне подола. Украинцы называли такой фасон на уси.
Именно так шьется распространенная у всех славян одежда, на Украине называющаяся свита (рис. 16, 17).
Следующая ступень развития верхней одежды: на спинке на уровне талии делают поперечный разрез, закладывают крупные складки (или собирают в мелкую сборку) и пришивают к верхней части. Так шился русский кафтан, на Украине такой вид одежды назывался юпка.
Последнему виду кроя присуще делать сборки не только сзади, но спереди, т.е. по всей окружности талии. Так шилась украинская чемера ( чемерка, чамарка).
Пояс
У восточнославянских народов обязательной частью костюма был пояс. Обычно мужчины надевали на верхнюю одежду кожаный пояс шириной 5-9 см с железной пряжкой и медными бляхами. Карпатские украинцы носили широкие кожаные пояса 20-30 см с карманами, с пятью-шестью небольшими пряжками на одном конце и с таким же количеством узких ремней — на другом. Каждый ремешок застегивался отдельно (рис. 18).
Дети и женщины подпоясывались ткаными или связанными из цветной шерсти поясами. Такие пояса достигали 3-4 метров в длину, ими два или три раза опоясывали талию и оставляли концы пояса свешиваться до колен или даже ниже.
На свадьбу украинцы подпоясывали невесту вышитым полотенцем- рушником.
Мужчины также пристегивали к поясу сумку, в которой носили огниво, а позднее стали носить деньги. Курильщики носили на поясе кисет с табаком.
Мужские головные уборы
Головные уборы мужчин на Украине очень разнообразны. Они шились из овчины, шерсти, войлока, сукна и других тканей. Они были в форме конуса, цилиндра и полушария. Форма головного убора, как правило, не зависела от ткани, из которой он был сшит. Один и тот же вид головного убора мог быть сшит из любой ткани (рис. 19).
Кучма — это высокая шапка из шкуры барашка.
Махалай – зимняя шапка с длинными наушниками.
Кабардинка – шапка в форме полушария, с узкой опушкой и плотно прилегающим к голове суконным донышком, шьется из меха.
Женские головные уборы
Женские головные уборы очень разнообразны по конструкции, но все они неизменно должны были полностью покрывать волосы замужней женщины.
Кибалка имела форму дуги обращенной своими концами назад. На такой обруч украинки накручивали свои косы. Кибалка служила каркасом для основного головного убора.
Простым головным убором считался чепчик (очипок, чепец) – мягкая легкая шапочка, которая завязывалась на шнурок.
Самым известным украинским головным убором является девичий венок. Венки делали из живых или искусственных цветов, к венку привязывали разноцветные ленты.
Также в качестве девичьего головного убора использовали ленты, платок, сложенный наподобие ленты, кусок парчи, ткань с вышивкой.
Девушки могли не закрывать волосы. Обычно украинки заплетали две косы, а не одну, как русские. Они могли обвить косы вокруг головы и завязать их яркой повязкой, вышитой бисером.
Женщины носили надевали на голову очипок, который закрывал затылок, а затем завязывали голову платком связывая концы на лбу (рис. 20, 21, 22).
Обувь
Для изготовления обуви украинцы использовали кожу. Сначала появилась обувь, которая не шилась из кожи, а как бы закладывалась складками по ноге. Кожу морщили т.е. закладывали складками и стягивали веревкой, по бокам появлялись сборки. Такая обувь привязывалась к ногам веревками и называлась морщуни, морщенцi, постоли, ходаки.
Шилась обувь и с высоким голенищем – сапоги (укр. чоботи).
1.Украинская кожаная обувь — ходаки. Галиция, Старосимбирский уезд
2. Украинская кожаная обувь — постолы
3. Прикрепление подметки к сапогу на Украине
(рис. 23)
Все перечисленные виды обуви носили и мужчины, и женщины.
Также раньше украинцы носили и лапти. Они отличались от русских лаптей не только прямоугольным плетением, но и тем, что у них был очень слабо оформлен носок и были очень низкие бока. В сущности, носок лаптя состоял только из петелек через которые потом продевалась веревка, которая потом оборачивалась вокруг голени. По сравнению с украинскими лаптями русские лапти по форме напоминают настоящий короткий башмак. (рис. 24)