5 фильмов, которые стоит посмотреть – INSIDER UA
Фильмы, за которые не стыдно
Буквально 10 лет назад понятия «современного украинского кино» практически не существовало. И хотя в стране снимали фильмы, за украинские границы они выходили довольно редко и не имели существенной ценности для мирового кинематографа.
Сейчас ситуация заметно изменилась, Украина производит все больше и больше достойных картин. В основном это артхаусные ленты, основную часть из которых регулярно показывают на международных кинофестивалях.
Триггером стремительного развития кинематографа стало создание в 2011 году Государственного агентства Украины по вопросам кино, которое берет свое начало еще с 1918-го, когда к власти в новообразованном Украинском государстве пришел Павел Скоропадский. Он выдал указ про украинизацию кино и основал организацию «Украинфильм».
Главной задачей сегодняшней украинской кинооргфнизации является поддержка и помощь театру и кино, в том числе финансовая.
Одним из самых громких фильмов, снятых при поддержке агентства, стала лента Мирослава Слабошпицкого «Племя», выпущенная в 2014 году. Картина — полнометражный дебют режиссера, который не оставили без внимания за рубежом. Премьера состоялась на «Неделе критики» в рамках Каннского кинофестиваля, где работа удостоилась сразу трех наград из четырех возможных: Гран-при Nespresso, премии «Откровение» и гранта от фонда Gan.
Еще один заметный фильм, премьера которого прошла ка Каннском фестивале, — «Додму» Наримана Алиева. Ленте Валентина Васяновича «Атлантида» в 2019 году удалось получить главную награду программы «Горизонты» Венецианского фестиваля «Лучший фильм». В этой же категории, но уже на Стокгольмском международном кинофестивале, в ноябре 2021-го победил фильм «Носорог» режиссера Олега Сенцова. Свою награду получила и картина Катерины Горностай «Стоп-Земля». В прошлом году ее отметили в конкурсной программе Generation 14plus Берлинале, вручив режиссерке «Хрустального медведя».
Сегодня все эти фильмы являются стержнем «новой волны украинского кино». Мы решили рассказать о них подробнее.
«Носорог», 2021
Режиссер: Олег Сенцов
Действие фильма происходит в 1990-х годах. Это история о молодом человеке по прозвищу Носорог, который хочет «сделать себе имя» в преступной среде Украины того времени.
«”Носорог” — это фильм не только о криминале, убийствах и расстрелах. Это фильм о человеке, который пережил сложный период в Украине в 1990-е годы и теперь несет внутреннее бремя, пытаясь справиться с ним», — рассказывает Олег Сенцов.
Изначально снимать фильм планировали еще в 2014 году, но из-за ареста режиссера в оккупированном Крыму завершить производство удалось лишь в декабре 2020 года. Площадками для съемок стали Киев, Львов и Кривой Рог.
«Стоп-Земля», 2021
Режиссер: Екатерина Горностай
Подростковая драма о 16-летней интровертке Маше и ее друзьях. Фильм освещает важные темы и проблемы, с которыми приходится сталкиваться сегодня молодым людям. Это касается не только учебы и экзаменов. Первая любовь, принятие своей сексуальности, психологический стресс — это о взрослении и чувствах нового поколения украинцев.
Интересно, что сама режиссерка Екатерина Горностай выступила в роли одного из персонажей. Она берет интервью у героев фильма, которые перекликаются с эпизодами основного сюжета.
Название отсылает к одноименной деткой игре, основная суть которой стоит в том, чтобы водящий с завязанными глазами поймал и опознал других игроков.
«Домой», 2019
Режиссер: Нариман Алиев
Картина затрагивает печальную и очень важную для Украины тему конфликта с Россией, а также судьбу крымских татар в нем. «Это большая трагедия маленького народа», — говорит режиссер Нариман Алиев.
Мустафа приезжает в Киев, чтобы забрать тело своего старшего сына, погибшего на войне, и похоронить его по мусульманским традициям в родном Крыму, рядом с могилой матери. В этом ему помогает младший сын Алим, изучающий журналистику в одном из киевских университетов. Их путь отображает отстраненность, которая часто возникает в отношениях между сыном и отцом.
«Атлантида», 2019
Режиссер: Валентин Васянович
Еще один фильм, посвященный теме войны на востоке. Правда, действие в нем происходит в 2025-м, через год после ее окончания и победы Украины.
Это очень хмурая, но все же не совсем депрессивная картина. Главным проблеском надежды на земле, которая признана непригодной для жизни из-за последствий военных действий и загрязнения, являются люди, решившие остаться на Донбассе и построить здесь свою судьбу. И делать это им приходится в довольно нестандартных для современного мира условиях. Например, романтические отношения главных героев, Сергея и Кати, зарождаются в перерывах между поисками останков людей, погибших в результате обстрелов.
Роли в фильме исполнили непрофессиональные актеры. Все они имеют военный опыт на востоке Украины.
Еще одна особенность «Атлантиды», которая точно привлечет киноэстетов, — статичные кадры, имеющие примерно одинаковую продолжительность. Они показывают, что все сцены несут одинаковую значимость.
«Племя», 2014
Режиссер: Мирослав Слабошпицкий
«Дерзкий переворот в кинематографе», — именно так охарактеризовало фильм американское издание Variety. Лента снята на языке жестов, без субтитров или перевода, что является ее отличительной чертой. Таким образом, каждое действие на экране фактически становится загадкой, которую предстоит решить зрителю, не знающему жестового языка. Этот нетипичный киноприем заставляет еще глубже погрузиться в проблематику фильма, жизни героев и реалистичную эстетику, передающую тяжелый дух жизни подростков без семей. При этом главный посыл режиссера легко уловим. Эта мрачная драма повествует о довольно банальных вещах — любви и ненависти.
История разворачивается в школе-интернате для слабослышащих, которая стала настоящим центром преступности и проституции среди молодых людей, представляющими собой своеобразное «племя». Попав в интернат, главный герой по имени Сергей пытается занять свое место в иерархии учебного заведения. Он принимает участие в нескольких ограблениях, а также пробует себя в роли сутенера. Но все меняется, когда у него появляются чувства к Анне, одной из представительниц «племени». Сергей совершает неисправимые поступки ради воссоединения с возлюбленной.
5 1 голос
Article Rating
Какова ваша реакция?
Created by potrace 1.15, written by Peter Selinger 2001-2017Влюбился
0
Created by potrace 1.15, written by Peter Selinger 2001-2017Лайк
2
Created by potrace 1.15, written by Peter Selinger 2001-2017Нелайк
0
Created by potrace 1. 15, written by Peter Selinger 2001-2017Под вопросом
0
«Видение бабочки» и «Памфир» — новое украинское кино в Каннах Трагедия военного времени и энергичная драма об отце-контрабандисте — Meduza
«Памфир»
Quinzaine des réalisateurs
Кинокритик Антон Долин рассказывает о двух украинских фильмах, показанных на Каннском кинофестивале 2022 года. В программе «Двухнедельник режиссеров» прошла премьера картины «Памфир» Дмитрия Сухолиткого-Собчука — о мужчине, который хочет поставить на ноги семью, занимаясь контрабандой. В «Особом взгляде» показали «Видение бабочки» Максима Наконечного — драму об украинской наводчице, освобожденной из плена в ДНР, где ее изнасиловали и она забеременела.
Этот Каннский фестиваль, идущий в разгар войны и ознаменованный речью Владимира Зеленского на церемонии открытия, особенно важен для украинцев. На кинорынке — сразу несколько питчингов, презентаций, круглых столов. В разных программах — так или иначе связанные с Украиной фильмы, включая «Естественную историю разрушения» Сергея Лозницы и «Маруполис-2» погибшего режиссера Мантаса Кведаравичюса. Но самое пристальное внимание уделяется двум дебютным картинам, снятым молодыми режиссерами.
С определенной долей условности можно сказать, что два этих фильма демонстрируют две версии, два взгляда, два ракурса — «мужской» и «женский». «Памфир» Дмитрия Сухолиткого-Собчука (программа «Двухнедельник режиссеров») буквально лопается по швам от энергии, носителем которой оказывается его мужественный заглавный герой. Драматичное «Видение бабочки» Максима Наконечного («Особый взгляд») ставит в центр событий тяжелую травму, пережитую женщиной. Парадоксальным образом, именно второй фильм о войне, а первый нет.
«Памфир»
Quinzaine des réalisateurs
«Видение бабочки»
4FILMS
«Памфир» снят на Западной Украине и глубоко укоренен в ее фольклоре: недаром кульминация интриги приходится на традиционный деревенский карнавал, а изготовленные для него костюмы и маски работают как страшноватый антураж в остальном реалистической картины. Боевитый, задиристый дух фильма даже в чем-то напоминает «Тараса Бульбу». Памфир (усатый харизматик Александр Яценюк) возвращается с заработков из Европы, его семья переживает финансовый кризис. Несмотря на многочисленные риски, герой решает взяться за старое — заработать нужную сумму контрабандой, причем в обход местного криминального авторитета. За это Памфиру, несмотря на его силу и бесстрашие, придется поплатиться, на кону окажутся и жизни его близких — жены Алены и сына Назара.
Потрясающе снятый в интерьерах и на живописной натуре оператором Никитой Кузьменко, выстраивающим раз за разом сложные длинные планы, «Памфир» впечатляет и чуть ли не пугает неослабевающим драйвом. Его далекие от безупречности персонажи не уважают закон, но стараются жить по совести, воплощая мифологический архетип украинского героя — гордого и безрассудно отважного. Вероятно, сейчас, во время войны, в этом есть серьезная потребность.
«Памфир»
The Upcoming
«Видение бабочки» — трагедия военного времени. Наводчица Лиля, позывной «Бабочка», провела два месяца в плену у сепаратистов из ДНР. В первой же сцене ее обменивают на нескольких пленных и счастливо возвращают домой, к матери и мужу-сослуживцу. Медицинский осмотр показывает, что Лиля (сильная и сдержанная игра Маргариты Бурковской держит весь фильм) подвергалась сексуальному насилию: она не только травмирована психологически и физически, но и беременна. Ребенок насильника — известный мировой культуре мотив, но здесь он обретает особый смысл: враг или, по меньшей мере, его след остался в твоем теле, каким же образом можно его победить? Сделать аборт? Оставить ребенка и попробовать полюбить? Жуткая ситуация вырастает до глобальной этической проблемы возможности или невозможности милосердия в неподконтрольных человеку обстоятельствах.
Неброская будничная интонация «Видения бабочки» контрастно чередуется с интервенциями жанров «реального кино»: инстаграм-эфир с всплывающими комментариями, телевизионный репортаж, ютьюб-блог. Их оттеняют кошмарные сны Лили, в которых ее преследует огромная бабочка. Как при барахлящей интернет-связи, сознание и взгляд героини (а вместе с ней зрителя) иногда прерывается, будто в хорроре, экранной рябью, помехами и флешбэками, отрывочными и от этого лишь более страшными. А взгляд сверху уподобляет камеру оптическому прицелу, ищущему в общей панораме следы частной драмы.
«Видение бабочки»
4FILMS
Картину Наконечного не назовешь пацифистской, но она определенно направлена против насилия, против войны в самом себе — и этим ценна. В съемочной группе с режиссером-дебютантом работали признанные кинематографисты его поколения: сценарий написан в соавторстве с документалисткой Ириной Цилык («Земля голубая, будто апельсин»), за монтаж отвечала Алина Горлова («Этот дождь никогда не закончится»), в одной из ролей занята сценаристка и постановщица Наталия Ворожбит («Плохие дороги»).
Война в Донбассе, идущая с 2014 года, уже сформировала новую волну украинского кино. В ближайшее время она — нет сомнений — будет лишь расширяться и эволюционировать под влиянием событий, случившихся после 24 февраля. Каннский фестиваль 2022 года стал первым, показавшим этот процесс настолько отчетливо.
Антон Долин
Украинское кино в фокусе | Sight and Sound
Термин «украинское кино», возможно, не был общепринятым в кругах киноманов, по крайней мере, до недавнего времени. Но Украина сыграла значительную роль в рождении современного кино, и не только в легендарном эпизоде «Одесские ступени» Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925): новаторский документальный фильм 1929 года «Человек с киноаппаратом» пионера «киноглаза» Дзиги Вертова, в основном снимался в Киеве и Одессе. Многие ключевые имена кинематографа 20-го века были украинскими, хотя их национальная идентичность была затемнена включением их под эгиду советского кино: Александр Довженко, Сергей Бондарчук, Лариса Шепитько, Кира Муратова (не родом из Украины, хотя она провела большую часть там ее кинокарьера ).
Этот «культурный империализм», по словам режиссера Марины Эр Горбач, распространяется и на других великих украинцев, и она хочет, чтобы это прекратилось.
После февральского вторжения России на Украину есть надежда не только на то, что украинское кино выживет, но и на то, что оно продолжит процветать, учитывая, насколько здоровым было недавнее авторское кино страны. Украина этого нового кинематографического поколения — нации, которая так огорчила Владимира Путина, что он решил уничтожить ее и ее культуру, — началась в ноябре 2013 года с демонстраций «Евромайдана» за более тесные связи с Европой и против тогдашнего президента Виктора Януковича. В следующем году появились два крупных украинских фильма.
Одним из них был Майдан, в котором Сергей Лозница – активный деятель документального и художественного кино с середины 9-х гг.0s – зафиксировал события на киевском Майдане, от нападок властей на публику до закулисья революции (вплоть до приготовления бутербродов), в отстраненной, сдержанной манере, что сделало содержание фильма еще более живым.Вторым стал фильм Мирослава Слабошпицкого «Племя», получивший главный приз Каннской недели критиков. Действие фильма разворачивается в школе для глухих подростков и пробуждает замкнутый, бессловесный мир насилия и бескомпромиссной сексуальности. Это был дерзко реализованный фильм, который заставил вас испытать взаимосвязь между изображением и звуком совершенно незнакомым образом. «Племя» было блестящим дебютом, и продолжение должно было появиться уже давно, но теперь подтверждено, что Слабошпицкий снимет экологическую драму «Тигр» с Александром Скарсгардом в главной роли.
Однако в том же 2014 году Россия аннексировала Крым, и этот конфликт начался в восточном регионе Украины на Донбассе между украинскими войсками и поддерживаемыми Россией сепаратистами. Некоторые рассматривают нынешнюю войну как усиленное продолжение этого конфликта — и действительно, именно февральское заявление Путина о признании Донецкой и Луганской республик в этом регионе по существу уведомило мир о том, что его вторжение вот-вот начнется.
Среди недавних фильмов, просмотренных для этой статьи, практически все так или иначе отмечены войной на Донбассе, многие прямо к ней обращаются — в частности, «Донбасс» Лозницы (2018). Серия эпизодов, некоторые из которых выполнены в черном комическом ключе, «Донбасс» имеет феллиниевский оттенок гротеска, но вдохновлен реальными инцидентами, изображающими злоупотребление властью и властью, а также визуальными средствами массовой информации: солдаты и чиновники терроризируют приезжих журналистов и местных жителей; пленный солдат, связанный, чтобы прохожие жестоко обращались с ним, которые снимают его на свои телефоны. Шон Уокер, бывший московский корреспондент The Guardian, заявил, что эти сцены «отвратительно правдивы», как это иногда кажется кошмарно чрезмерному Донбассу.
Черный юмор пронизан и «Вулканом» (2018) режиссера Романа Бондарчука, который также является арт-директором фестиваля документального кино о правах человека DocuDays UA в Киеве. В этой мрачной, похожей на сон комедии, действие которой происходит в Херсонской области на юге, сотрудник организации наблюдателей оказывается в затруднительном положении и без гроша в далекой заводи, где местная семья помогает ему пережить различные катастрофы, в том числе случайные избиения солдатами и подростками. мальчики одинаковые. Подчеркнуто циничный юмор «Вулкана» поразительно сочетается с его мощными образами: особенно, когда главный герой Лукас (Сергей Степанский) оказывается в ловушке в яме на, казалось бы, бескрайнем поле засохших подсолнухов («Вулкан» — не единственный обсуждаемый здесь фильм, в котором горько иронически используется эта сильно романтизированное национальное растение). Каждая нация на земле снимает свои фильмы о городских пижонах из их глубин в глуши; здесь это сделано с грустным ощущением мира, едва удерживающегося на грани хаоса (в одной из сцен драка вспыхивает из ниоткуда и становится буквально взрывоопасной). Есть также приятная колкость в адрес Путина, разглагольствующего по телевизору о предложенной им конфедерации «Новороссия» (Новая Россия): «Ты невежда», — фыркает усталый матриарх.
В отличие от этого едкого тона, «Возвращение домой 2019» Наримана Алиева — более мягкая дорожная драма с акцентом на персонажей-мусульман, крымских татар — юношу и его отца, перевозящих тело старшего сына, погибшего на войне. История семейного примирения, она также о преодолении ограничений мужественности и о местной идентичности и солидарности. «Крым — наш Иерусалим», — комментирует один из персонажей. «Кому мы будем нужны, если мы не будем нужны друг другу?»
Одним из самых ярких имен нынешнего поколения является Олег Сенцов из Крыма. Он сделал себе имя в фильме «Геймер» (2011) об одержимом азартными играми подростке, прежде чем его арестовали в России по ложному обвинению в подготовке террористических актов; в заключении он объявил 145-дневную голодовку (его история рассказана в документальном фильме Аскольда Курова 2015 года «Процесс: Государство Россия против Олега Сенцова»). Находясь в тюрьме, он удаленно снял урезанную антиутопическую драму «Числа» (2020) в сотрудничестве с Ахтемом Сеитаблаевым.
Освобожденный в конце 2019 года, Сенцов с тех пор снял «Носорога» (2021), жестокую историю о прогрессе гангстера в постсоветские 90-е годы; выживание его антигероя в тяжелых испытаниях кажется чем-то вроде косвенного утверждения о его собственной несокрушимости. Ослепительный длинный кадр в начале ускоряет нас через прошедшие годы, прежде чем мы видим, как Рино пересматривает свою карьеру и бросает кислый взгляд на мир вокруг него: «Все либо мертвы, либо в тюрьме. Хитрые стали политиками. Еще вчера сжигали людей заживо, а сейчас по телевизору. Менты взялись за наше дело» — комментарий, который можно прочитать о бывшем СССР в целом и, предположительно, об Украине в предмайданные годы.
Валентин Васянович, абсолютно точно вырисовывающий свою безжалостно суровую местность. Этот бывший ученик Анджея Вайды был продюсером, оператором-постановщиком и редактором The Tribe и произвел значительный фестивальный фурор своим четвертым художественным фильмом «Атлантида» (2019). Снятый в Мариуполе и его окрестностях, включая сцены на городском сталелитейном заводе, которые так драматично фигурировали в последних новостях, начинается с подписи, сообщающей нам, что на дворе 2025 год, «год спустя после войны». История о двух мужчинах, Сергее и Иване, травмированных ветеранах войны. После того, как Иван убивает себя, прыгнув в огонь на сталелитейном заводе, где он работает, завод закрывается транснациональной компанией, которой он принадлежит. Позже Сергей (Андрей Рымарук) знакомится с Катей (Людмила Билека), волонтером организации, занимающейся извлечением тел из зоны боевых действий. это настоящая озверевшая плоть и вырезанные из металла солдаты в натуральную величину, которых Сергей и Иван стреляют для стрельбы по мишеням. Атлантида ужасно прозорлива в предсказании украинского пейзажа, опустошенного и буквально отравленного ядами войны. И все же Васянович, наконец, подчеркивает силу жизни, доводя фильм до неожиданного, но правдоподобного искупительного финала.
Его продолжение, «Отражение», представляет собой еще одно путешествие по земному аду — на этот раз действие происходит в 2014 году, в начале конфликта на Донбассе. Это следует за врачом (Роман Луцкий), который присоединяется к армии и попадает в плен к русским; сцены пыток, которые следуют, показаны в непоколебимо ярких длительных планах. Кому-то фильм «Отражение» с его сценами, снятыми в анфас, может показаться слишком расчетливо составленным упражнением в художественном кино. Но, на мой взгляд, это подтверждает Васьяновича, который также снимает и монтирует свои фильмы, как автора исключительно бескомпромиссного видения. Над «Отражением» висит холодное богословие — и в очередной раз Васянович дает надежду на спасение не только своим героям, но и своей нации.
Большинство фильмов, обсуждавшихся до сих пор, представляют собой очень мужскую картину, либо конкретно о войне, либо о социальном насилии в целом. Но среди тех, кто ориентирован на женский опыт, будь то от женщин-режиссеров или в их тематике, жестокость не менее бескомпромиссна — и, учитывая недавние сообщения о сексуальном насилии со стороны российской армии, мы только начинаем наблюдать, как исследуется эта тема. Например, «Плохие дороги» Натальи Ворожбит (2020), изначально написанная для сцены (она с успехом была сыграна в лондонском Королевском театре), представляет собой квартет эпизодов, отрывки из которых отмечены едким юмором — как в истории горожанки. столкнувшись с коварной, тревожной угрозой со стороны сельской пары, чью курицу она переехала .
Другой печальный и интимный: заботливая бабушка подростка пытается уговорить ее вернуться домой, подальше от парней-солдат-сепаратистов, с которыми встречаются местные девушки. Но третья, самая длинная история, душераздирающая и блестяще сыгранная на выдержанной подаче: Юлия (Марина Климова), пленная журналистка, попадает в плен к солдату (Юрий Кулинич), который подвергает ее ужасным издевательствам.
Точно так же фильм Максима Наконечного «Видение бабочки», премьера которого состоялась в Каннах в прошлом месяце, рассказывает о женщине, которая возвращается домой после нескольких месяцев пребывания в заключении на Донбассе и борется за преодоление травмы, полученной ею. По словам Наконечного, это было вдохновлено эпизодом, о котором он узнал, когда монтировал документальный фильм о женщинах на войне, а тот факт, что такие ужасы продолжаются, подтверждается запиской, которую Наконечный присылает мне о другой женщине, пострадавшей от нынешней войны. Юлия Паевская, она же «Тайра», привлекла внимание публики, когда опубликовала кадры войны, снятые ею на нательную камеру. Однако впоследствии она попала под опеку России. «Она сейчас в плену, — говорит Наконечный, — ее задержали в Мариуполе больше месяца назад. Она фельдшер-волонтер, на самом деле гражданское лицо, а не военная часть, поэтому они не имеют права удерживать ее, но имеют».
В этом году фильм Марины Эр Горбач «Клондайк» также затрагивает женскую психологическую травму, показанную на фестивалях «Сандэнс» и в Берлине. Действие происходит в начале войны 2014 года, на российско-украинской границе, и рассказывает о паре, которая вот-вот станет родителями: в начале ракета отрывает стену от их дома, оставляя его открытым для пейзажа (фильм блестяще раскрывает пространство, как закрытое, так и слишком широко открытое). Последняя сцена, изображающая безразличие мужского воинственного мира к женским страданиям, является сокрушительной кульминацией великолепного выступления Оксаны Черкашиной.
В центре сюжетаКлондайк также реальный эпизод — крушение малайзийского авиалайнера Mh27, следовавшего из Амстердама в Куала-Лумпур, сбитого в этом районе 17 июля 2014 года — по имеющимся данным, российским ракетным комплексом. Это стало толчком для Эра Горбача: «17 июля у меня день рождения, а я только что родила второго ребенка. На мой взгляд, санкции против России, которые происходят сейчас, должны были произойти тогда. Международное молчание вокруг этого преступления поставило передо мной огромный вопрос: где голоса местных украинцев, украинцев, живущих на границе, пока Россия завозила на эту территорию ракеты?»
Документальный фильм «» явно сыграет жизненно важную роль в войне и последующем периоде восстановления. Некоторые кинематографисты присоединились к территориальным силам обороны Украины, среди них Олег Сенцов и документалист Алиса Коваленко, а известный актер Павел Ли погиб в марте, защищая город Ирпень. Другие мобилизовались, чтобы снимать войну и ее последствия — среди них Васянович и Максим Наконечный, директор Butterfly Vision (когда я разговариваю с ним, он только что получил уведомление о призыве).
В области документального кино стоит обратить внимание на имя Алины Горловой, чей фильм «Этот дождь никогда не прекратится» (2020) представляет собой сложное лоскутное одеяло из эпизодов, снятых на международном уровне, а связующей нитью является опыт молодого добровольца Красного Креста сирийского происхождения. Эффект иногда сбивает с толку, но визуальная фактура и динамический ритм впечатляют. Якобы более традиционным, но с красиво структурированным повествовательным дрейфом, является «Земля голубая, как апельсин» (2020), портрет Ирины Цилик семьи Донбасса: несмотря на вездесущий фон бомбардировок, подросток Мирослава Трофимчук решительно преследует свою мечту стать кинематографистом. . Фильм представляет собой нежно интимный, оптимистичный групповой портрет и изображение того, как художественные мечты выживают и обретают цель среди повседневных забот. Когда я разговариваю с Цилик, она только что вернулась из Харькова в Киев с сыном, приехав через день после падения российских бомб. Что касается семьи в ее фильме, Цилык рассказала мне, что она помогла им покинуть свой родной донбасский город Красногоровку незадолго до начала полномасштабного вторжения, и теперь они благополучно находятся в Вильнюсе. «Мирослава учится, и у нее была возможность сниматься — но они не знают, есть ли им еще куда вернуться. Красногоровку постоянно обстреливают».
Трудно поверить, что нынешняя война станет чем-то иным, чем центральной темой отечественного кинематографа в ближайшие годы, хотя украинские зрители и кинематографисты, возможно, не захотят думать исключительно о конфликте. Наконечный говорит: «После первой шоковой волны 2014 года была дискуссия о том, что зрители хотят больше интересных историй. Я даже пообещал себе, что после Butterfly Vision сниму комедию. Теперь война продолжает влиять на нас, поэтому, даже если истории не связаны с войной напрямую, она будет присутствовать в будущих фильмах».
Цилык соглашается: «В прошлом году я представил новый фантастический проект, я был слишком сосредоточен на этой военной теме последние восемь лет. Но мы снова попали в ловушку этой темы, и я понимаю, что фестивали ждут от нас новых фильмов о войне. Я не очень этому рад, но трудно представить, что сейчас я буду снимать фильмы о чем-то другом». Тем временем она закончила свой новый художественный фильм «Рок». Ножницы. Граната по роману ее мужа Артема Чеха, в настоящее время активного бойца.
Есть, конечно, и другое украинское кино, и коммерческий мейнстрим — как отмечает Эр Горбач, президент страны (а в прошлом популярный комик) Владимир Зеленский был еще и успешным кинопродюсером со своей компанией «Квартал 95». Между тем, даже сектор артхауса предлагает более легкое облегчение: несмотря на угрюмое название, «Мои мысли молчат» Антонио Лукича (2019) — очень увлекательная бездельная комедия о неряшливом звукооператоре и его гламурной маме-таксистке, отправляющейся на поиски редкой украинской утки. Что поразительно, так это то, насколько ярко индивидуальны эти фильмы по своему стилю, что Эр Горбач отчасти приписывает наследию таких режиссеров, как Лариса Шепитько, и стремлению исследовать национальный художественный почерк. Горбач и Васянович учились в одной киношколе в Киеве, где, по ее словам, «наши профессора всегда говорили нам, что мы должны бороться за свою идентичность». Максим Наконечный также отмечает: «После распада Советского Союза не было государственной поддержки — и это принесло художникам ощущение свободы, [ощущение], что приоритетом должно быть выражение авторского видения».
Киносообщество Украины, по всей видимости, сплочено: Наконечный вместе с Алиной Горловой основал продюсерскую компанию «Табор»; «Видение бабочки» написано в соавторстве с Цилык, а в главной роли — сценарист и режиссер «Плохих дорог» Наталья Ворожбит; а главный исполнитель группы «Вулкан» Сергей Степанский чаще работает звукорежиссером, в его активе «Племя», фильмы Васьяновича и еще одна работа, премьера которой состоялась в Каннах, «Памфирь» Дмитрия Сухолицкого-Собчука. «С началом вторжения, — говорит Наконечный о сообществе, — наши связи стали еще теснее», отмечая создание фонда «Доку/Помощь», который помогает снабжать кинематографистов как защитным, так и съемочным оборудованием для съемок войны. «Речь идет не только о творческом сотрудничестве».
украинских кинематографиста призвали к бойкоту российского кино, в том числе фильмов противников Путина — отчасти, говорит Эр Горбач, потому что хотят видеть солидарность со стороны своих российских коллег. «Я верю в разделение ответственности за эту войну. Мы не понимаем, что людей бомбят, а вы думаете о показе своих фильмов. Мы понимаем, что вы не можете публиковать «Я ненавижу Путина» в Facebook, вас посадят в тюрьму, но есть и другие способы протеста».
Что касается будущего, устойчивость Украины продолжает вдохновлять мир; разговаривая с этими режиссерами, вы чувствуете их решимость и мужество под огнём. Говорит Эр Горбач: «Есть настоящие люди, которые сражаются и побеждают эту огромную русскую армию, и эта новая энергия и новые события принесут новые истории. Истории по-прежнему будут темными, но есть надежда, потому что украинский народ дал нам, кинематографистам, правду и надежду, которые мы будем представлять».
Шорт-лист новых украинских кинохитов
Кадр из фильма «Земля синяя, как апельсин».В начале 20 века украинский кинематограф был известен во всем мире, во многом благодаря его уважаемому режиссеру Александру Довженко. Считающийся отцом украинского кино и одной из ключевых фигур советского авангарда, Довженко снимал фильмы, которые вдохновляли поколения украинских кинематографистов на создание фильмов с великим поэтическим символизмом, совершенно отличным от советских канонов.
После аннексии Крыма в 2014 году украинские кинематографисты создали уникальную кинематографическую идентичность и отстояли культурную и территориальную независимость Украины.
Следуя традициям «поэтического кино» 1960-х годов, многие современные режиссеры наполняют свои фильмы сюрреализмом и визуальными инновациями, беззастенчиво демонтируя пережитки советского прошлого, ободренные политическими потрясениями последних лет.
Вот некоторые из последних достижений украинского кино.
ЗЕМЛЯ ГОЛУБАЯ, КАК Апельсин (2020) Ирина Цилык«Земля голубая, как апельсин» — документальный фильм, действие которого происходит в «красной зоне» Донбасса, которая линия фронта военного конфликта между Россией и Украиной с 2014 года. Война перевернула жизнь матери-одиночки Анны и ее четверых детей. Пока их родной город Красногоровка подвергается обстрелам и взрывам, семья находит утешение в искусстве, снимая фильм о своей жизни во время войны. Несмотря на травму и ненадежность жизни в зоне боевых действий, Анна и ее дети создают свой собственный мир, полный любви, творчества и надежды.
«На самом деле наш фильм не о войне — он служит лишь фоном, — комментирует свой документальный фильм режиссер Ирина Цилик. — Этот фильм о взрослении, о балансе между войной и миром, об исцелении кино. ”
Фильм можно посмотреть онлайн на Vimeo в некоторых регионах. история горя и семьи, затмеваемая тенью колониализма.
После того, как его старший сын погиб в боях на Донбассе, Мустафа решает похоронить его в родном Крыму, отправляясь в опасное путешествие по раздираемой войной Украине вместе с младшим сыном. Частично роуд-муви, частично артхаусная драма, фильм показывает безродность и межпоколенческую травму крымских татар — коренного народа полуострова, история которого отмечена преследованиями и депортациями. Премьера фильма состоялась на 72-м Каннском кинофестивале, и он вдохновлен личной историей перемещения Алиева.
Фильм можно посмотреть платно онлайн здесь.
АТЛАНТИДА (2019) Валентин ВасяновичДействие «Атлантиды» происходит в 2025 году в постапокалиптической, футуристической Украине. Война на Донбассе делает регион обезумевшим, крайне загрязненным и непригодным для проживания человека. В мрачной послевоенной реальности ветеран Сергей работает на местном металлургическом заводе, страдает от отчуждения и посттравматического стресса. Не в силах сбежать от своего прошлого, Сергей встречает бывшего фельдшера Катю, которая должна эксгумировать трупы, чтобы их можно было опознать. Встреча с Катей помогает Сергею поверить в возможность лучшего будущего.
Режиссер фильма Валентин Васянович, который был оператором еще одного украинского must-see фильма «Племя», рассказал, что его главной целью было передать эмоциональное состояние людей, переживших войну. Режиссер выбрал для своей драмы только непрофессиональных актеров, большинство из которых имели личный военный опыт. Эта политически заряженная научно-фантастическая драма получила премию «Венецианские горизонты» на Венецианском кинофестивале 2019 года.
Фильм доступен для просмотра здесь.
СТОП-ЗЕМЛЯ (2021) Катерина Горностай«Говорят, когда мурашки по коже, душа прикасается к телу».
«Стоп-Земля» — история взросления, в которой, как и в «Атлантиде», задействованы в основном непрофессиональные актеры. В фильме рассказывается о Маше, Яне и Сене, которые учатся в последнем классе старшей школы в Киеве. Тихая, впечатлительная и замкнутая, Маша находит утешение в компании своих друзей, борясь со своими чувствами к однокласснику Саше.
В своем полнометражном дебюте Катерина Горностай представляет грубый, честный и проницательный портрет украинской молодежи. Режиссер выбрала своих актеров из 250 киевских старшеклассников, из которых в итоге выбрали 25 человек. Горностай два месяца обучала своих актеров актерскому мастерству и навыкам украинского языка.
«Стоп-Земля» получил «Хрустального медведя» (Поколение 14+) на Берлинском международном кинофестивале 2021 года.
Фильм доступен для просмотра здесь.
МОИ ДУМКИ ТИХИ (2019) Антонио Лукич
«Ты дурак, Вадим. »
«Я музыкант… творец.»
Главный герой комедии Антонио Лукича – 25-летний звукорежиссер Вадим – двухметровый чудак с большими мечтами и матерью, не разделяющей его страсти. Когда ему предлагают работу, которая может стать его лотерейным билетом на переезд в Канаду, Вадим с радостью соглашается, отправляясь записывать звуки животных в Карпатах. Задача оказывается более хлопотной, чем он думал, когда традиционная мать Вадима становится его попутчиком.
Фильм Лукича, который был показан на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 2019 году, вызывает восхищение: остроумные диалоги, забавные ситуации, невозмутимый юмор и великолепная постановка.
В некоторых регионах фильм можно посмотреть онлайн здесь.
КОХАННЯ / DEEPLOVE (2019) by Никита ЛысковПсиходелическое путешествие в Днепр, Украина.