Украшение на шею гривна – Кулон на гривне «Квадратный шик», цвет черный в серебре, 30см (910385) — Купить по цене от 140.00 руб.

Шейная гривна — Википедия

Гри́вна — серебряное или золотое изделие (украшение, знак отличия или различия) в виде обруча, носившееся на шее, в том числе в Киевской Руси.

Встречаются также варианты из бронзы и железа, витые и гладкие версии. Шейные гривны изготавливались из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами. Гривны редко застёгивались, чаще они были сжаты так, что их концы заходили далеко друг за друга. Носились на шее по одной и по две, иногда вместе с ожерельями. Украшались орнаментом или насечками. Конструкция гривны менялась с течением времени. Неизменной оставалась жёсткость конструкции, дошедшая и до наших дней.

В старославянском языке слово гривна означало ожерелье или браслет[1], отсюда произошло второе значение слова — «денежная единица»

[2].

У других народов и народностей имела иное название.

Украшение известно с бронзового века. У некоторых народов гривны носили преимущественно мужчины, у других — женщины. У мидян и персов её носили знатные мужчины и женщины. У галлов она была сначала только женским украшением, затем знаком достоинства мужчин-вождей. У римлян гривна называлась torques и служила наградой за боевые отличия. Гривна также входила в наряд знатных мужчин и женщин у скифов и сарматов, у тиссагетов на Каме, у согдийцев в Средней Азии.

В средние века она сохраняла то же значение у западных и восточных славян, скандинавов и многих волжских, камских, окских, балтийских племён. В то время на Руси гривна носилась как знак отличия (различия) и одновременно украшение. Русские дружинники в X—XI веках получали шейную гривну в качестве награды. В XII—XIV веках шейная гривна постепенно превратилась в исключительно женское украшение в зажиточных семьях. В XII—XIV веках гривна была на Руси женским украшением как у феодалов, так и у крестьян. В XVI веке в Руси она составляла часть свадебного наряда как жениха, так и невесты.

Торквес[править | править код]

Торквес (торк) — кельтская разновидность шейной гривны: культовое ожерелье из бронзы, золота, драгоценных металлов, которое носили вокруг шеи, талии, поперек груди, как браслеты.

Большая часть их была открытой спереди, но, несмотря на это, многие из них были сделаны практически для постоянного ношения, и их было сложно снять, несмотря на то, что золото — мягкий металл. Слово происходит от лат. torquere или torques, от torqueo «скручивать», «поворачивать» (PIE лемма *terk?-).

Начиная со статуи хиршланденского бойца (VI в. до н. э., гальштаттская культура) в живописи и скульптуре торк является идентификатором «кельтского мира»[3]. Тем не менее шейные гривны были известны также скифам, иллирийцам[4], фракийцам и другим народам европейского железного века c VIII века до нашей эры до III века нашей эры. Высоким уровнем мастерства отличаются скифские гривны из кургана Толстая Могила, перещепинского клада и других.

Торквесы были явно ценными, так как часто встречаются разделанными на куски, а это значит, что они использовались как средства сбережения. Отмечено, что иберийские золотые торквесы делались с определёнными весами, кратными финикийскому шекелю.[5]

Самые ранние кельтские торквесы чаще всего похоронены с женщинами. Как полагают некоторые авторы, торквес был украшением для женщин до конца III века до нашей эры, после чего стал атрибутом воинов.[6] В железном веке золотой торквес для кельтов был ключевым элементом, идентифицирующим владельца как человека высокого ранга, и многие из лучших произведений древнего кельтского искусства являются торквесами. Кельтский торквес исчезает в период великого переселения народов, но в эпоху викингов торквес возвращается в моду, в основном в виде серебряного украшения.

[7]

Первое появление торквесов в сицилийском искусстве относится к началу железного века, около 500 года до нашей эры. Тит Манлий получил прозвище «Торкват» от торквеса, снятого с убитого галла; в римской истории прославлены многие его потомки, носившие это имя.

Является орнаментом государственного символа национальных республик России.

  • Торквес из музея в Реймсе.

  • Снеттишемский клад.

  • Северная Испания, IV—II века до нашей эры.

  • Бронзовый гальский торквес (современная репродукция).

  • Ахеменидский торквес из Персии, 350 год до нашей эры. Из захоронения в Сузах.

  • Торквес из северной Галлии.

  • Торквес из Галисии.

  • Простой торквес. Музей паломничества, Рио-де-Жанейро.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap

История создания гривны и серёжек в этно-стиле. Хочу сразу предупредить, что в моем мастер-классе вы не увидите фото, отражающего технику расплющивания детали молотком на наковальне. Так же я намеренно опустила процесс патинирования и шлифовки, в силу того, что Ярмарка Мастеров изобилует подобными мастер-классами. В представленном мастер-классе освещены самые интересные и сложные моменты, на мой субъективный взгляд.
Ну что ж, приступим? 😉

КОЛЬЕ

Материал:

  1. Медная проволока с сечениями: 0.3 ; 0.7 ; 1.2 ; 2 мм.
  2. Размеры и количество камней указаны на фото.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 1

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 2

Все внутренние, декоративные детали гнём из проволоки 1.2 мм по эскизу.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 3

Для выравнивания одинаковых деталей воспользуемся вспомогательной проволокой. Делаем это, как показано на фото.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 4

Основы колье гнём из проволоки 2 мм. Сравниваем с эскизом.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 5

Скань крутим из проволоки сечением 0.7 мм. Прокладываем её между двумя нижними основами колье и делаем плетение, как на фото.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 6

Дойдя до завитков, откусываем (кусачками) скань и делаем шесть закрепляющих витков, проволочку крепим, как на фото, и откусываем. Но если проволочка с сечением 0.3 мм у вас осталась длинная, её можно не откусывать, а использовать в плетении сетки (речь о ней пойдёт ниже).

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 7

Верхнюю основу колье, состоящую из двух проволок сечением 2 мм, переплетаем, как на фото. Делаем временное крепление (показано на фото в верхнем левом углу) вспомогательной проволокой или бумажным скотчем.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 8

Плетём сетку. По ходу работы сравниваем с эскизом.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 9

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 10

Переплетаем детали, как показано на схеме (сечение проволоки 3.0 мм) или любым удобным для вас способом. Оставшуюся проволоку не откусываем, мы ей воспользуемся при креплении детали к сетке.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 11

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 12

Выкладываем основу колье на эскиз и примеряем детали. Крепим их к сетке при помощи оставленных проволочек (пришиваем к сетке).

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 13

Удаляем временное крепление на концах колье. Проволокой сечением 0.7 мм делаем крепление (как указано под стрелкой).

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 14

Теперь начинаем крепить детали из проволоки и камни к сетке. Точную инструкцию на этом этапе дать не могу, так как у меня это всегда импровизация (я сделала таких четыре колье под заказ и они все были украшены по-разному). Импровизируйте, главное чтоб все детали были закреплены не только надёжно, но и красиво.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 15

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 16

Так же для украшения колье используем скань, скрученную из проволоки 0.3 мм.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 17

Делаем детали перехода от колье к цепочке. Для этого берём прямоугольные плоские камни с двумя дырочками. Делаем сначала петельки, которые будут крепиться к колье (проволока сечением 1.2 мм), а затем гнём фигурные завитки, как на фото.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 18

Заплетаем, как показано на схеме.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 19

В завершение крепим камушек (красный). Делаем еще маленькое простое звено из камушка (бирюза) и проволоки сечением 1.2 мм.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 20

Наносим зубной щеткой серную мазь на колье и оставляем часа на 3-4. Серную мазь можно приобрести в любой аптеке.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 21

Смываем мазь тёплой мыльной водой (без отбеливателя). Сушим, местами шлифуем и покрываем лаком.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 22

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 23

СЕРЬГИ

Материал:

  1. Бирюза (имитация) 4 штуки по 6 мм.
  2. Малахит (имитация) 3 штуки по 4 мм.
  3. Коралл (имитация) 2 штуки по 4 мм.
  4. Медь 1.2 мм; 0.7 мм; 0.3 мм.

Скань крутим из проволоки 0.3 мм.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 24

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 25

Основы гнём из проволоки 1.2 мм по эскизу. Скрепляем между собой вспомогательной проволокой.

Переплетаем, как на фото.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 28

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 29

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 30

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 31

Плетём сетку.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 32

Гнём декоративный элемент для середины серёжки (проволока сечением 1.2 мм).

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 33

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 34

Закрепляем её проволокой сечением 0.7 мм, как показано на фото.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 35

Продолжаем закреплять проволокой 0.7 мм. При помощи скани крепим камни и украшаем серьги.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 36

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 37

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 38

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 39

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 40

Для швенз берём проволоку сечением 1 мм. Отступаем от края 3 см и делаем петельку.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 41

Гнём швензы, как показано на фото.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 42

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 43

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 44

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 45

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 46

Когда серьги готовы, черним их, затем шлифуем и покрываем лаком.

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 47

Надеюсь, мой мастер-класс получился интересным и полезным. Удачи! 🙂

Создаём гривну и колье в этно-стиле. Работаем в технике wire wrap, фото № 48

Гривна (украшение) Википедия

Гри́вна — серебряное или золотое изделие (украшение, знак отличия или различия) в виде обруча, носившееся на шее, в том числе в Киевской Руси.

Встречаются также варианты из бронзы и железа, витые и гладкие версии. Шейные гривны изготавливались из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами. Гривны редко застёгивались, чаще они были сжаты так, что их концы заходили далеко друг за друга. Носились на шее по одной и по две, иногда вместе с ожерельями. Украшались орнаментом или насечками. Конструкция гривны менялась с течением времени. Неизменной оставалась жёсткость конструкции, дошедшая и до наших дней.

В старославянском языке слово гривна означало ожерелье или браслет[1], отсюда произошло второе значение слова — «денежная единица»[2].

У других народов и народностей имела иное название.

История[ | ]

Украшение известно с бронзового века. У некоторых народов гривны носили преимущественно мужчины, у других — женщины. У мидян и персов её носили знатные мужчины и женщины. У галлов она была сначала только женским украшением, затем знаком достоинства мужчин-вождей. У римлян гривна называлась torques и служила наградой за боевые отличия. Гривна также входила в наряд знатных мужчин и женщин у скифов и сарматов, у тиссагетов на Каме, у согдийцев в Средней Азии.

В средние века она сохраняла то же значение у западных и восточных славян, скандинавов и многих волжских, камских, окских, балтийских племён. В то время на Руси гривна носилась как знак отличия (различия) и одновременно украшение. Русские дружинники в X—XI веках получали шейную гривну в качестве награды. В XII—XIV веках шейная гривна постепенно превратилась в исключительно женское украшение в зажиточных семьях. В XII—XIV веках гривна была на Руси женским украшением как у феодалов, так и у крестьян. В XVI веке в Руси она составляла часть свадебного наряда как жениха, так и невесты.

Торквес[ | ]

Торквес (торк) — кельтская разновидность шейной гривны: культовое ожерелье из бронзы, золота, драгоценных металлов, которое носили вокруг шеи, талии, поперек груди, как браслеты.

Большая часть их была открытой спереди, но, несмотря на это, многие из них были сделаны практически для постоянного ношения, и их было сложно снять, несмотря на то, что золото — мягкий металл. Слово происходит от лат. torquere или torques, от torqueo «скручивать», «поворачивать» (PIE лемма *terk?-).

Начиная со статуи хиршланденского бойца (VI в. до н. э., гальштаттская культура) в живописи и скульптуре торк является идентификатором «кельтского мира»[3]. Тем не менее шейные гривны были известны также скифам, иллирийцам[4], фракийцам и другим народам европейского

Гривна (украшение) Википедия

Гри́вна — серебряное или золотое изделие (украшение, знак отличия или различия) в виде обруча, носившееся на шее, в том числе в Киевской Руси.

Встречаются также варианты из бронзы и железа, витые и гладкие версии. Шейные гривны изготавливались из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами. Гривны редко застёгивались, чаще они были сжаты так, что их концы заходили далеко друг за друга. Носились на шее по одной и по две, иногда вместе с ожерельями. Украшались орнаментом или насечками. Конструкция гривны менялась с течением времени. Неизменной оставалась жёсткость конструкции, дошедшая и до наших дней.

В старославянском языке слово гривна означало ожерелье или браслет[1], отсюда произошло второе значение слова — «денежная единица»[2].

У других народов и народностей имела иное название.

История

Украшение известно с бронзового века. У некоторых народов гривны носили преимущественно мужчины, у других — женщины. У мидян и персов её носили знатные мужчины и женщины. У галлов она была сначала только женским украшением, затем знаком достоинства мужчин-вождей. У римлян гривна называлась torques и служила наградой за боевые отличия. Гривна также входила в наряд знатных мужчин и женщин у скифов и сарматов, у тиссагетов на Каме, у согдийцев в Средней Азии.

В средние века она сохраняла то же значение у западных и восточных славян, скандинавов и многих волжских, камских, окских, балтийских племён. В то время на Руси гривна носилась как знак отличия (различия) и одновременно украшение. Русские дружинники в X—XI веках получали шейную гривну в качестве награды. В XII—XIV веках шейная гривна постепенно превратилась в исключительно женское украшение в зажиточных семьях. В XII—XIV веках гривна была на Руси женским украшением как у феодалов, так и у крестьян. В XVI веке в Руси она составляла часть свадебного наряда как жениха, так и невесты.

Торквес

Торквес (торк) — кельтская разновидность шейной гривны: культовое ожерелье из бронзы, золота, драгоценных металлов, которое носили вокруг шеи, талии, поперек груди, как браслеты.

Большая часть их была открытой спереди, но, несмотря на это, многие из них были сделаны практически для постоянного ношения, и их было сложно снять, несмотря на то, что золото — мягкий металл. Слово происходит от лат. torquere или torques, от torqueo «скручивать», «поворачивать» (PIE лемма *terk?-).

Начиная со статуи хиршланденского бойца (VI в. до н. э., гальштаттская культура) в живописи и скульптуре торк является идентификатором «кельтского мира»[3]. Тем не менее шейные гривны были известны также скифам, иллирийцам[4], фракийцам и другим народам европейского железного века c VIII века до нашей эры до III века нашей эры. Высоким уровнем мастерства отличаются скифские гривны из кургана Толстая Могила, перещепинского клада и других.

Торквесы были явно ценными, так как часто встречаются разделанными на куски, а это значит, что они использовались как средства сбережения. Отмечено, что иберийские золотые торквесы делались с определёнными весами, кратными финикийскому шекелю.[5]

Самые ранние кельтские торквесы чаще всего похоронены с женщинами. Как полагают некоторые авторы, торквес был украшением для женщин до конца III века до нашей эры, после чего стал атрибутом воинов.[6] В железном веке золотой торквес для кельтов был ключевым элементом, идентифицирующим владельца как человека высокого ранга, и многие из лучших произведений древнего кельтского искусства являются торквесами. Кельтский торквес исчезает в период великого переселения народов, но в эпоху викингов торквес возвращается в моду, в основном в виде серебряного украшения.[7]

Первое появление торквесов в сицилийском искусстве относится к началу железного века, около 500 года до нашей эры. Тит Манлий получил прозвище «Торкват» от торквеса, снятого с убитого галла; в римской истории прославлены многие его потомки, носившие это имя.

В символах

Является орнаментом государственного символа национальных республик России.

Галерея

  • Торквес из музея в Реймсе.

  • Снеттишемский клад.

  • Северная Испания, IV—II века до нашей эры.

  • Бронзовый гальский торквес (современная репродукция).

  • Ахеменидский торквес из Персии, 350 год до нашей эры. Из захоронения в Сузах.

  • Торквес из северной Галлии.

  • Торквес из Галисии.

  • Простой торквес. Музей паломничества, Рио-де-Жанейро.

См. также

Примечания

Ссылки

Украшения на шею. Часть I. Немного истории

Когда речь заходит об украшениях на шею, довольно сложно бывает определить, что есть колье, а что бусы или ожерелье?

Попробуем немного разобраться в терминологии.

Слово ожерелье происходит от старославянского «жерло», т.е. «горло». Значит, по правилам словообразования, ожерелье – это что-то, оборачиваемое вокруг горла. В русском языке слово встречается с начала XI в. Изначально на Руси ожерельем называли ошейник и воротник кольчуги, и только значительно позже это слово стало применяться для обозначения украшений. Также, нередко, ожерельем назывался нарядный воротник из расшитого жемчугом или камнями атласа, бархата или тафты. Считалось, что ожерелье обладает сакральными свойствами: похожее на кольцо или замкнутый круг, оно служило знаком единства, бесконечности и совершенства. «Колье» — слово французское, происходит от «collier», что в переводе значит «ошейник» или «надетый на шею». Получается, по сути, оба — и колье, и ожерелье — одно и то же, синонимы.

В настоящее время существует несколько классификаций шейных украшений. Мне интересно было начать с истории. Практически все словари, как современные, так и словарь Владимира Даля, дают такое определение слову «ожерелье»:

Ожерелье — общее название украшений, носимых вокруг шеи.

В целом же, это слово применялось для обозначения того, что окружает, опоясывает тесным кольцом или расположено цепочкой. И даже в наши дни оно употребляется в образных выражениях, например — зелёное ожерелье кустарников, город в ожерелье огней.

Ожерелья являются одними из древнейших видов украшений, известных людям. В настоящее время они носятся преимущественно женщинами, однако исторически во многих культурах шейные украшения носили и мужчины.

Виды ожерелий:

  • Бусы – ожерелье, образованное бусинами, нанизанными на основу в виде нити. Бусы известны с древнейших времен. В памятниках палеолита археологи находят просверленные кости, зубы, раковины, семена растений, глиняные шарики и другие вещи, служившие для изготовления ожерелий у первобытного человека.

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 1

Позже появляются различного рода камешки с правильно округлённым отверстием — алебастр, янтарь, жемчуг и пр. Изначально бусы не имели большого выбора цветов, но как только мастера научились окрашивать стекло, все изменилось.

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 2

На Руси слово «бусы» было общим названием «пронизей», т.е. бусин разного вида и цвета. Это слово пришло в русский язык из арабского и им называли стеклянные шарики, из которых делалось ожерелье. Буса — одно «зерно» бус.

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 3

Александра Осиповна Смирнова, фрейлина русского императорского двора, в бусах из граната, первая половина XIX века:

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 4

  • Пектораль – историческое нагрудное украшение, вероятно, произошедшее из защитной амуниции воина в древности. Изготавливалось, как правило, из металла, и скреплялось сзади на шее. Наиболее известна золотая скифская пектораль со скульптурными изображениями сцен борьбы животных и сюжетов из жизни скифов (найдена в Украине):

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 5

Напоминающие пекторали ожерелья-оплечья были характерны для культуры Древнего Египта:

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 6

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 7

  • Шейная гривна – историческое украшение в виде золотого, серебряного или медного обруча, носимое на шее. Появилось в бронзовом веке. Известно у многих народов, в том числе в Древней Руси, где гривна носилась как знак отличия (у мужчин) и как украшение. Их носили по одной и по две, иногда вместе с ожерельями. Часто гривны урашались орнаментом или насечками. В XII—XIV веках гривна была женским украшением как у феодалов, так и у крестьян. В XVI веке на Руси она составляла часть свадебного наряда и жениха, и невесты. Гривны чаще всего имели вид обруча или серпа:

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 8

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 9

Гривны редко застёгивались, чаще они были сжаты так, что их концы смыкались или заходили друг за друга. Кельтский аналог гривны называется торквес (torques) или торк. У кельтов, первоначально, богато украшенные гривны из золота входили в облачение знати, затем более скромные гривны получили распространение у воинов. При раскопках их часто встречают разделанными на куски, т.е. они использовались в том числе как средства сбережения. Конструкция гривны менялась с течением времени, неизменной оставалась лишь жёсткость конструкции, дошедшая и до наших дней. Гривна снова вошла в моду в начале 1950-х годов.

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 10

  • Монисто – объемное ожерелье из нескольких рядов с подвесками из различных материалов, расположенных на груди. С древности были известны у многих народов, в том числе славян. Оно состояло из медных, серебряных или золотых монет, дорогих самоцветов или скромных камней, на цепочке из благородного металла или на простой верёвочке. Элементы, используемые в монисто, — это показатель статуса и уровня благосостояния его владельца.

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 11

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 12

Монисто часто сочетали с другими видами ожерелий:

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 13

  • Чокер, или ошейник (англ. choker – букв. «душитель») – ожерелье, плотно охватывающее шею. Украшения такого типа были известны ещё до нашей эры. Самая древняя находка этого вида ожерелья датирована II веком до н.э. и относится к цивилизации майя. Эти украшения характерны для коренных народов Америки — индейцев, а также некоторых народов Африки и Азии.

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 14

В Европе мода на чокеры появилась в эпоху Позднего Средневековья. Украшение должно было сидеть на шее плотно, без провисания. Это означало, что ожерелье делали на заказ для клиента, который придет для его примерки, как к портнихе. К концу 1910-х годов увлечение ошейниками стало проходить.

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 15

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 17

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 18

Одним из любимых комплектов драгоценностей принцессы Дианы был комплект с бирманскими сапфирами и бриллиантами, производства дома Asprey. Этот подарок преподнес принц Саудовской Аравии. В набор входил кулон, серьги, часы, кольцо и браслет. По указанию принцессы Дианы набор был немного переделан, и принцесса носила его на шее в виде чокера на бархатной ленте:

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 19

  • Бархатка (или бархотка) – вид ожерелья-чокера, представляющий собой ленту ткани (чаще всего, бархата) или кружева; приобрели популярность в европейской моде XVIII века и оставались в моде до первых десятилетий XX века. Зачастую к бархатке крепились дополнительные ювелирные украшения в виде бляшек или подвесок:

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 20

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 21

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 22

Бархатка в сочетании с драгоценной брошью, часто в виде банта, именовалась склаваж. Одно из таких украшений — весьма увесистый бант-склаваж — можно увидеть в Алмазном фонде Московского Кремля. Он был создан в Санкт-Петербурге из золота и серебра и инкрустирован шпинелью и бриллиантами:

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 23

Часто бархатка крепилась не с помощью застёжки, а имела ленточки-завязки. Сзади получался нежный, кокетливый бантик:

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 24

  • Колье (фр. collier, букв. – ошейник) – ожерелье с застежкой, более свободное, чем чокер, и прилегающее к шее. В России мода на всё французское распространяется с первой трети XVIII века и достигает своего апогея при Екатерине II. Французский стал языком общения в высших слоях общества. Однако, слово «колье» прочно вошло в русский язык только во второй половине XIX в. Называли им преимущественно украшения, изготовленные из драгоценных материалов: золота, бриллиантов, жемчуга, драгоценных камней.

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 25

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 26

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 27

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 28

На полотне художника И.Н.Крамского императрица Мария Фёдоровна изображена в трёх роскошных украшениях с жемчугом — чокере и двух колье, надетых вместе:

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 29

  • Жазеран (от фр. jaseran – кольчуга) – это название ювелирного украшения, которое носили женщины, чаще всего вместе с воротником «стойкой». Оно имело вид золотой цепи или жемчужных бус со вставками из драгоценных камней. Появилось это украшение в XVI веке во Франции и носилось в один или два ряда под воротником, остальная часть украшения укладывалась на груди разнообразными способами.

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 30

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 31

  • Коллар (от англ. collar – ошейник) – историческое мужское ожерелье, известное в Европе со времен Средневековья. Символизировало власть и статус владельца, например, его титул и звание, а также обязательства, которые взял на себя представитель власти перед общественностью. Чаще всего коллары можно было увидеть у мэров городов, судей конституционного суда и у глав семей с фамильными гербами. Как правило, состоял из цепи с массивными звеньями и одной (основной) подвески с символичным изображением. Часто коллар использовался для ношения или преподнесения какого-либо ордена, т.е. по назначению коллар ближе всего к современной медали.

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 32

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 33

  • Фермуар (фр. fermoir, от fermer – запирать) – ожерелье с драгоценной застежкой, а также сама эта застежка, выступающая в качестве отдельного украшения. Зачастую застёжка-фермуар стоила дороже основной части ожерелья, и дамы носили свои ожерелья… задом наперед, чтобы именно драгоценная застежка была на виду.

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 34

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 35

Ожерелья-фермуары были очень популярны в России в XVIII веке. Императрица Александра Федоровна на картине работы Франца Крюгера (около 1830 г) изображена в ожерелье с крупной рубиновой застежкой-фермуаром:

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 36

Семейная реликвия, доставшаяся Камилле Паркер-Боулз от матери — жемчужный чокер с фермуаром из крупного квадратного аквамарина в золотой оправе:

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 37

  • Карканет (фр. carcan – хомут) – модная в XVI веке форма ожерелья, которое лежало на плечах.

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 38

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 39

  • Ривьера (фр. riviere – река) – разновидность колье, оно появилось приблизительно в начале XVІІІ века. Современные варианты ривьер практически не отличаются от тех, что женщины носили раньше. Они также состояли из драгоценных камней, места стыка между которыми были надежно спаяны и незаметны, что и создавало целостный образ всего украшения.

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 40

  • Пластрон (от фр. plastron – нагрудник) – это красивое и массивное украшение, которое закрывало не только шею, но и часть груди или другой части тела. Появилось оно в Европе в XIX веке и представляло собой драгоценную ленту, которая декорировалась различными вставками. Это украшение носилось как колье, либо крепилось по очертанию контура вечерних нарядов. Также, этим словом называли не только украшение, но и любой аксессуар, закрывающий шею и грудь. Сейчас пластрон — это мужской шейный платок.

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 41

  • Кулон (от фр. la coulant – плавный, текучий) – ожерелье, состоящее из подвески или медальона на нити или цепочке. Подвески известны с эпохи палеолита и, вероятно, изначально имели функцию амулета. С развитием культуры и технологии обработки металлов кулоны становились все изящнее и изысканнее, их стали изготовлять мастера-ювелиры из драгоценных металлов (серебро, золото), а техника обработки камней позволяла оформлять украшения разнообразными по цвету вставками.

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 42

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 43

На портрете Марии Стюарт, выполненном придворным художником, в руке у королевы Шотландии можно заметить кулон с рубином под названием «Великий Гарри». Он достался ей от короля Англии Генриха VII:

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 44

  • Сотуар (от фр. «porter en sautoire» – «носить через плечо».) – украшение, состоящее из очень длинных ниток ожерелья или цепочек, либо замкнутых, либо с дополнительными украшениями на концах. Сотуар стал весьма популярен в эпоху стиля ар-деко, но если обратиться к истории, то подобные украшения можно найти значительно раньше, например, в XVI веке:

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 45

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 46

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова в жемчужном сотуаре, увенчанном знаменитой жемчужиной «Пелегрина» (La Pellegrina), 1902 г.:

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 47

Королева Соединённого королевства Великобритании и Ирландии Виктория в жемчужном сотуаре на картине Генриха фон Ангели, 1899 год:

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 48

Возрождению сотуара в современном виде способствовала мода 20-х годов прошлого века, когда во власть вступила эпоха ар-деко. Вместо колье, буквально «обнимавших» шею, появились украшения на длинной цепочке с крупным камнем внизу, который подчеркивал заниженную талию. Роль подвесок в сотуаре могли выполнять крупные бусины или же дорогие драгоценные камни. Большой поклонницей сотуара была Коко Шанель, а ее длинная нить искусственного жемчуга стала узнаваемой чертой ее стиля и культовым аксессуаром. С началом Первой, а затем и Второй Мировой войны, мода на сотуары прошла из-за их непрактичности, уступив место простым украшениям. В настоящее время популярность этих украшений снова высока.

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 49

Украшения на шею. Часть I. Немного истории, фото № 50

В современном мире названия некоторых шейных украшений вышли из общего употребления и остались в истории, другие же претерпели явные изменения.

Более подробно о современных украшениях я расскажу в следующей публикации.

Наталия.

Украшение гривна — РосКошка

Гривна — украшение на шею, которое изготавливается из различных металлов, имеющее форму обруча. Оно может быть изготовлено из золота или серебра. Также встречаются изделия из железа и бронзы. В основном — это обруч из свитых между собой тонких прутов. Концы обруча загнуты и имеют вид петель. Обычно такие изделия не застегивались, а просто сжимались.

Носили украшение гривну не по одному, а по несколько обручей. С каждым годом конструкция изделия менялась. Единственное, что осталось неизменным — это жесткость шейной гривны. Интересно, что в переводе со старославянского данный термин переводится как «браслет», «ожерелье», и отсюда пошло название денежной единицы.

Ранее украшения носили не только женщины, но и мужское население. Например, среди персов обручи на шее носили очень знатные мужчины. В Риме гривну вручали военным, которые отличились в боях.

На Руси гривна носилась и как простое украшение и как знак почета. С 16 века гривна была обязательным атрибутом в свадебных нарядах как у женихов, так и у невест.

 С помощью археологов, при раскопках найдено большое количество разнообразных украшений. Известно, что дружинники на Руси с почетом получали гривну в качестве награды за определенные заслуги. Постепенно данный вид ожерелья превращался в исключительно женское украшение, которое носили женщины из знатных и обеспеченных семей. Немного позже украшение стало доступно всем, носили его и феодалы и крестьяне.

Шейная гривна — это… Что такое Шейная гривна?

Гривны — шейные обручи. Русь, 12 — начало 13 вв. Серебро, медь, плетение, кожа.

Гри́вна — серебряное или золотое украшение в виде обруча, носившееся на шее в том числе в Древней Руси. Встречаются также варианты из бронзы и железа, витые и гладкие версии. Шейные гривны изготавливались из толстой проволоки (дрота), иногда перекрученной, с петлеобразно загнутыми концами. Гривны редко застёгивались, чаще они были сжаты так, что их концы заходили далеко друг за друга. Носились на шее по одной и по две, иногда вместе с ожерельями. Украшались орнаментом или насечками. Конструкция гривны менялась с течением времени. Неизменной оставалась жёсткость конструкции, дошедшая и до наших дней. Гривна снова вошла в моду в начале 1950-х годов.

В старославянском языке слово гривна означало ожерелье или браслет[1], отсюда произошло второе значение слова — «денежная единица»[2].

История

Украшение известно с бронзового века. У некоторых народов гривны носили преимущественно мужчины, у других — женщины. У мидян и персов её носили знатные мужчины и женщины. У галлов она была сначала только женским украшением, затем знаком достоинства мужчин-вождей. У римлян гривна называлась torques и служила наградой за боевые отличия. Гривна также входила в наряд знатных мужчин и женщин у скифов и сарматов, у тиссагетов на Каме, у согдийцев в Средней Азии.

В средние века она сохраняла то же значение у западных и восточных славян, скандинавов и многих волжских, камских, окских, балтийских племён. В то время на Руси гривна носилась как знак отличия и одновременно украшение. Русские дружинники в X—XI вв. получали шейную гривну в качестве награды. В XII—XIV вв. шейная гривна постепенно превратилась в исключительно женское украшение в зажиточных семьях. В XII—XIV вв. гривна была на Руси женским украшением как у феодалов, так и у крестьян. В XVI веке в Московской Руси она составляла часть свадебного наряда как жениха, так и невесты.

См. также

Примечания

Ссылки