Ультрамарин синий цвет фото: Цвет дня: Ультрамарин

Содержание

Пигменты. Ультрамарин. — chemicalbrosers — LiveJournal

Как мне кажется, в постновогодние дни самый актуальный цвет – синий. Поэтому сегодня рассказ про один из классических пигментов синего цвета – ультрамарин.

По своему химическому составу он представляет алюмосиликат натрия (одна из разновидностей глин) с присутствием сульфида натрия. Часть атомов кремния замещена на анионы сульфидной серы (чем больше анионов серы, тем гуще синий цвет), чем обуславливается своеобразная кристаллическая структура. Для любителей «страшных» формул, усреднённую формулу его можно записать как Na8Al6Si6S4O24.
Природный ультрамарин
Первоначально, в качестве пигмента, использовался мелко размолотый природный полудрагоценный минерал лазурит (ляпис-лазурь) – непрозрачный минерал от синего до голубовато-серого или зеленовато-серого цвета. Лучшими считались камни сочно синие или сине-фиолетовые, а также насыщенно голубые. А древнейшее и крупное (до сих пор разрабатываемое) месторождение этого минерала находится в Афганистане.
Синтетический ультрамарин
И только в 1828 году был открыт способ синтетического его получения, а уже в 1830 годах в Германии и Франции заработали фабрики по его получению. Способ получения оказался достаточно прост, хотя и энерго- и трудозатратен.
Первоначальный метод получения, т.н. «сульфатный» заключался в обжиге смеси (именуемой в подобных производствах шихтой), состоящей из каолина, сульфата натрия и угля (выполняющего роль восстановителя) при температуре около 900 град. во вращающейся печи, в атмосфере с недостатком окислителя. При этом получался зеленый ультрамарин, который на второй стадии смешивался с дополнительным количеством серы и повторно подвергался обжигу во второй печи уже в окислительной атмосфере.
Второй способ, т.н. «содово-серный» заключается в обжиге шихты, состоящей из каолина, соды, серы и угля (выполняющего роль восстановителя или любого другого высокоуглеродистого отхода от нефтепереработки). Обжиг производили или в тиглях или в муфельных печах (дальше уже «тонкости технологий»). Далее, получаемый спек размалывали на мельницах, отмывали от водорастворимых примесей, сушили и упаковывали.

Кстати, в отличие от прочих описанных мной пигментов, ультрамарин – не считается ядовитым. Более того, в силу особенностей человеческого зрения чисто белый предмет кажется нам «слегка желтоватым», с другой стороны предмет «слегка синий» кажется нам «белоснежно белым». Именно на легком «подсинивании» удается получать белоснежно-белые покрытия, будь то краски, кафельная плитка, бумага или простыни. По моим неподтвержденным данным, именно ультрамарин использовался в СССР в 1960-70-е года с целью отбеливания белья. Если вдруг (в гараже или на даче), у кого-то остались запасы «синьки» примерно с тех лет, то определить, минеральный ультрамарин или какой-нибудь органический краситель очень просто – капните на горку синего порошка несколько капель уксусной эссенции и, если завоняет сероводородом (запах тухлых яиц), то это он.

Источники:
Беленький Е.Ф., Рискин И.В. Химия и технология пигментов.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона,
А в Википедии меньше написано…

P.S. Вообще-то я в своих «научно-популярных» текстах стараюсь не касаться политики, но википедия «подсказала», что рукоятка Президентской печати Украины украшена шаром из лазурита…

Ультрамарин* — это… Что такое Ультрамарин*?

— Под названием У. в настоящее время известна целая серия минеральных красящих веществ: зеленого, синего, фиолетового, красного, а в последнее время также белого и желтого цветов, из которых синие и фиолетовые приготовляются в весьма значительных количествах. Прежде был известен только синий У., встречающийся в природе и приготовляемый измельчением ляпис-лазури или лазуревого камня, главные месторождения которого находятся в Сибири, Тибете, Китае, Чили и др. местах. Обыкновенная натуральная ляпис-лазурь (уд. в. 2,38 — 2,42, твердость 5,5) состоит из двух различных веществ: окрашенного и бесцветного. Ввиду этого, для получения из нее У., в особенности У. возможно яркого оттенка, является существенно необходимым, кроме измельчения природного камня, произвести также и разделение этих веществ. Гёдике и Бланкур указывают следующий прием работы, который до открытия фабрикации искусственного У. пользовался значительным распространением. Прежде всего, разбивают ляпис-лазурь на куски величиною в орех, промывают их теплой водой и помещают в тигле, который накаливается в отражательной печи. Прокаленные куски камня вбрасываются в холодную, слегка подкисленную уксусной кислотой воду, причем эту операцию прокаливания и промывки повторяют 6 — 7 раз. Промытый и высушенный камень измельчается в медной ступке, и полученный порошок просеивается. Иногда для более совершенного измельчения приготовленный таким образом порошок смешивается с какою-нибудь густою жидкостью, напр. раствором меда в воде или глицерином и вторично измалывается под бегунами, и затем краска отделяется отмучиванием. Ввиду высокой стоимости лазуревого камня и приготовленная из него краска, У.
, ценилась очень высоко (лучшие сорта — в 2 1/2 раза дороже золота). В настоящее время ляпис-лазурь, как краска, не имеет никакого значения, так как в огромных количествах приготовляется искусственный У., заслуга открытия способа приготовления которого единовременно и не зависимо друг от друга принадлежит французу Гиме и немцу Гмелину в 1828 г. По данным Гейнтца, впрочем, заслуга открытия способа приготовления У. в Германия принадлежит собственно Кёттигу, директору лаборатории корол. фарфорового завода к Мейссене. Весьма правдоподобно, что исходным пунктом для этого синтеза послужил замеченный на многих содовых заводах факт образования на стенках содовых и сульфатных печей синего красящего вещества, по свойствам приближающегося к У. Несмотря на множество произведенных исследований, точный химический состав его все еще представляет вопрос спорный. Эта краска приготовляется таких разнообразных оттенков, она обладает такою различною красящею способностью, взаимные отношения глинозема и кремнезема подвергаются таким колебаниям, что довольно правдоподобным является предположение, что У.
не представляет химического соединения в собственном смысле этого слова, а скорее частью химическое соединение, частью механическую смесь. Нередко два образца краски одного и того же оттенка довольно существенно отличаются по составу, и в заводской практике доказано многочисленными наблюдениями, что при работе в совершенно тождественных условиях и с одними и теми же сырыми материалами нередко получается краска различного достоинства.

У. приготовляется или по старому, так наз. «сульфатному», или по новому, «непосредственному», или «содовому», способу. При сульфатном способе берется смесь возможно чистого каолина, сульфата и угля в следующих пропорциях: каолина — 100, безводного сульфата — 83 — 100, угля — 47. Смесь этих веществ, по возможности чистых, не содержащих железа, тщательно измельченных и перемешанных, помещается в тигли или непосредственно в специально конструированные печи и прокаливается в течение 6 — 9 час. при красном калении без доступа воздуха. После прокаливания замазывают печь и дают ей остыть.

По охлаждении вынимают из тиглей спекшуюся массу серо-зеленого цвета, обливают ее водой, измельчают в присутствии этой последней и полученный порошок сперва тщательно промывают водой, а затем высушивают. Он представляет так наз. зеленый У., который как самостоятельная краска почти не имеет значения и потому подвергается дальнейшей обработке, имеющей целью превратить его в синий У. Это достигается обжиганием зеленого У. с серой в присутствии воздуха при низкой темп. Обжигание производится или в небольших отражательных печах, или в небольших горизонтальных цилиндрах, снабженных мешалкою (фиг. 1) и отверстиями как для загрузки зеленого У. и серы, так и для притока необходимого для правильного течения реакции воздуха и удаления образующейся сернистой кислоты.

Фиг. 1.

В такой цилиндр помещается не более 1 пуда зеленого У., после чего его закрывают и нагревают до температуры воспламенения серы. Как скоро это будет достигнуто, в цилиндр мало-помалу вносят серу, причем загруженный в него материал все время старательно перемешивается до тех пор, пока он не приобретет интенсивно синего цвета. На превращение зеленого У. в синий расходуется 8 — 10% серы. Этот способ дает У., содержащий сравнительно мало кремнекислоты, довольно чистого приятного оттенка, но со сравнительно небольшою красящею способностью. Вместе с тем, хотя сырые материалы и дешевы, а потеря при прокаливании не очень значительна, У. по этому способу обходится сравнительно дорого, так как при этом затрачивается много работы. Ввиду этого, в последнее время большим распространением пользуется «содовый», или «непосредственный», способ получения У. — Материалы, употребляемые при этом приеме работы, те же, что и при приготовлении сульфатного У., за исключением только того, что вместо сульфата употребляется сода. Впрочем, иногда наряду с содой употребляется и сульфат. Что касается до относительных количеств употребляемых материалов, то рецептура смесей чрезвычайно разнообразна. Как пример, приводим следующие три состава употребляемых смесей:

1.

2.

3. Каолин (прок.)

100

100

100 Сульфат (прок. )


41

— Сода (прок.)

100

41

90 Уголь

12

17

4 Сера

60

13

100 Канифоль



6

С другой стороны, состав смеси изменяется в зависимости от того, желательно ли приготовить У., содержащий мало кремнекислоты, или так назыв. кремнистый У., содержащий много кремнекислоты. Для приготовления кремнистого У., кроме указанных материалов, в смесь прибавляется еще 10 ч. кремнекислоты или инфузорной земли. На некоторых заводах, очевидно, работающих не вполне удовлетворительно, количество серы доходит до 110 ч. на каждые 100 ч. каолина. Кремнистый У. обладает синим цветом с явственно выраженным красноватым оттенком и сравнительно меньше изменяется под влиянием водного раствора квасцов. Каолин должен быть по возможности чист, не содержать железа, быть тщательно измельченным и подсушенным. Сода тоже употребляется прокаленная, по возможности чистая, чаще других, высшие сорта Леблановской соды.

Для более совершенного перемешивания материалы перед плавкой нередко перетираются под бегунами. Самая плавка ведется как в тигельных, так и в муфельных печах (фиг. 2), нередко очень значительных размеров (до 2000 кг заряда).

Фиг. 2.

Если плавка ведется в тиглях, что представляет более старый прием работы, то тигли употребляются сравнительно небольших размеров и в печь зараз помещается их нередко до 100 штук и более. Температура внутри печи медленно подымается до светло-красного каления. Продолжительность плавки изменяется в широких пределах, в зависимости от состава употребляемых материалов и типа печи. Как скоро плавка оканчивается, печь замазывается, чтобы предупредить окислительное действие воздуха во время охлаждения плава. Остывший сырой У. подвергается тщательной сортировке, причем отделяются все куски, обладающие зеленым цветом, которые затем подвергаются вторичной плавке. Куски чисто синего цвета вывариваются в воде для удаления содержащегося в них в количестве до 15% серно-кислого натра, измельчаются, отмучиваются, высушиваются, вновь измельчаются и просеиваются через шелковые сита. В настоящее время большим распространением пользуются несколько измененные муфельные печи. Роль муфеля играет под печи, устраиваемый на топочном своде. С задней стороны печи на этом поде устанавливается порог. Сырье загружается внутрь печи непосредственно на под, сперва в самую заднюю часть ее к порогу. Когда вся внутренность печи вдоль всего пода будет равномерно загружена до высоты порога, то поверхность загруженного сырья разравнивается и покрывается огнеупорными плитками, причем швы между ними замазываются смесью песка и глины. После этого выводится разборная передняя стенка печи, в которой оставляются два отверстия: вверху, так наз. «глазок», чтобы можно было наблюдать за температурой задней стенки и свода печи, и в середине — второе отверстие, служащее для того, чтобы брать пробы массы во время плавки. Температура при переработке больших количеств для равномерного обогревания всей массы подымается, по возможности, медленно; как скоро она достигнет светло-красного каления, тотчас замечается обильное выделение сернистой кислоты через щели между огнеупорными плитками, покрывающими перерабатываемую массу, которое все увеличивается по мере течения реакции.

Указанная температура поддерживается до тех пор (обыкновенно, в течение 12 — 18 час.), пока вынутая проба не покажет, что реакция образования У. уже окончилась. Течение реакции наблюдается по цвету плава, который изменяется сперва от желто-серого до интенсивно бурого, зеленого и, наконец, синего. Как и при работе в тиглях, по окончании реакции печь тотчас же возможно тщательнее замазывается и ей дают медленно охладиться, на что требуется иногда 7 — 10 дней. Из взятых 100 ч. сырых материалов получается около 66 ч. сырого У. Как уже было упомянуто, измалывание сырого У. ведется в присутствии воды; для этой цели часто употребляется серии из 4 террасообразно расположенных бегунов из твердого камня, вращающихся со скоростью 200 фт. в минуту (фиг. 3).

Фиг. 3

Измалываемый материал вместе с водой направляется в вышерасположенный прибор и оттуда последовательно направляется через остальные три. Перед измалыванием краски трущиеся поверхности бегунов полируются растиранием каолина. При истирании краска настолько разогревается, что по выходе из четвертого аппарата она дымит. Измельченный материал подвергается декантации, причем в первых порциях осадка выделяются более грубые частицы и посторонние примеси. Наиболее тонко измельченный У. требует для своего осаждения нередко очень продолжительного времени. Именно декантацией производится рассортировывание краски по силе ее кроющей способности, оттенку цвета и т. п.; наиболее тонко измельченные сорта чисто синего оттенка считаются лучшими.

Химический состав У. изменяется в таких довольно значительных пределах [Рассматривая У. под микроскопом при увеличении в 300, замечаются: 1) кусочки светло-синей стеклообразной сплавленной массы; 2) окрашенные в интенсивно синий цвет зерна с внутренним белым ядром; 3) неизмененный каолин и мутная, непрозрачная стеклообразная масса. При большем увеличении (866) Гофманн и Фишер наблюдали шестисторонние кристаллы от 0,001 до 0,003 мм, интенсивно синего цвета, которые под влиянием соляной кислоты обесцвечивались и превращались в совершенно аморфную массу. ]:

Обыкновенный У.

Кремнистый У. Натрия

16,6 — 17,3%

15,9 — 17,4% Алюминия

15,8 — 16,5%

12,5 — 13,0% Кремния

17,7 — 18,3%

19,0 — 19,3% Серы

7,7 — 8,4%

13,6 — 14,2%

Зеленый У., который может быть рассматриваем как переходная ступень при получении синего, резко отличается от него меньшим содержанием серы и большим содержанием глинозема и окиси натрия, как это видно из след. сопоставления:

Синий

Зеленый Кремнекислоты

40,9

38,5 Глинозема

24,1

29,0 Серы

14,0

8,5 Серной кислоты

3,0

— Окиси натрия

15,5

23,7 Воды

2,5


Вопрос о химическом строении У. до настоящего времени не может считаться вполне решенным. Собственно исходным веществом всех ультрамариновых пигментов является белый У., который приготовляется прокаливанием смеси, служащей для приготовления сульфатного У. при совершенном отсутствии воздуха. Состав этого белого У., по данным Эндемана, отвечает формуле: AlNa4O3S3, а по данным Геймана — формуле: 2(Na2O.Al2O3.2SiO2) + Na2S. При действии на белый У. сернистой кислоты, а также хлористого водорода происходит отщепление окиси натрия и образуется зеленый У., которому Эндеман дает формулу: Al2Na6O3S4, a Гейман: (Na2O.Al2O3.2SiO2) + Na2S, a при дальнейшем воздействии — синий У.: 2(Na2O.Al2O3.2SiO3) + Na2S2. Кроме синего, зеленого и белого У., известны также желтый и красный У., которые, однако, не имеют технического значения. Фиолетовый и красный У. приготовляются из синего пропусканием через него хлористо-водородного газа при 150°С в присутствии воздуха. Вначале синий цвет изменяется в фиолетовый, который при дальнейшем воздействии превращается в интенсивный розово-красный. При этом сколько-нибудь заметного выделения сернистого водорода не замечается. Промывая полученный красный У. водой, в растворе находят некоторое количество поваренной соли и хлористоводородного алюминия. Желтый У. приготовляется окислением синего. По данным Грюнцвейга, отличие элементарного состава желтого У., по сравнению с синим, заключается в том, что в нем содержится на 1/4 серы меньше и на равное всему содержанию серы количество кислорода больше. Наиболее правдоподобно рассматривать У. как двойное кремнекислое соединение алюминия и натрия, химически соединенное с сернистым натрием, или как сульфосиликат названных металлов [Отвечающий по составу формуле Na2SiO2S, т. е. кремнекислому натрию, в котором часть кислорода замещена серой, а часть натрия алюминием. Последнюю гипотезу Рикман основывает на следующем опыте: если осторожно прокалить смесь Na2S и Na2SiO3 и нагревать продукт реакции в струе соляной кислоты, то получается продукт, по свойствам аналогичный У. Пределы температуры, между которыми образуется это соединение, однако, очень узки, так как, если температура недостаточно высока, то соединение не образуется, а если масса перегреется, то оно разрешается.]. Кнапп высказал взгляд, что цвет У. обуславливается образованием особого аллотропического видоизменения серы, подобного той черной сере, которая образуется при нагревании серы с маслами. При многих обстоятельствах это аллотропическое видоизменение серы приобретает синий цвет, в особенности, когда оно распределено на очень большую поверхность. Подобную поверхность, так сказать, окрашенную серой, и представляет У. по мнению Кнаппа. При действии на него кислотой сера превращается в обыкновенную модификацию. Эта гипотеза, плохо обоснованная с экспериментальной точки зрения, находится также в противоречии со многими химическими фактами. Хотя действительно У. одного и того же, или по крайней мере очень близкого оттенка цвета, приготовленные на различных заводах, нередко довольно существенно отличаются по своему химическому составу (так, в литературе имеются указания, что содержание кремнекислоты колеблется в пределах от 38,9 до 42,7%, глинозема от 23,9 до 29,5%, серы от 10,8 до 13,1% и окиси натрия от 19,1 до 21,0%), тем не менее все же гораздо правдоподобнее, что У. представляют химическое соединение, отвечающее определенному типу. Такое воззрение подтверждается и позднейшими работами, из которых наибольший теоретический интерес представляет получение «серебряного» У., или соединения, отвечающего обыкновенному У., но в котором натрий замещен серебром. Серебряный У. представляет темно-желтый аморфный порошок и приготовляется нагреванием синего У. в запаянной трубке с азотно-кислым серебром при 120° в течение 15 час. В этом соединении 2/3 всего серебра находятся в виде сложного серебряно-глиноземного силиката и 1/3 в виде сернистого серебра. Что это соединение действительно отвечает У., доказывается тем, что при сплавлении его с йодистым калием образуется йодистое серебро и вновь регенерируется синий У. Были получены и другие У., напр. бариевый У. — желтовато-бурого цвета, цинковый — фиолетового и марганцевый — серого. Нагреванием йодистых спиртовых радикалов с У. образуются У., в состав которых входят сложные органические группы; таким образом, были получены бензил-, амил- и этил-У. Последний представляет серовато-желтый порошок. Как уже было указано выше, У. легко разлагается под влиянием минеральных и сильных органических кислот, с выделением серы частью in corpore, частью в виде сернистого водорода. Растворы едких щелочей не изменяют ни синего, ни зеленого У., но изменяют оттенок цвета фиолетового У. в синий. Под влиянием хлора при слабо-красном калении зеленый У. приобретает сине-фиолетовый, фиолетовый — розовый и синий — фиолетовый оттенки цвета. Разбавленная азотная кислота превращает фиолетовый У. в красный. Только синий, фиолетовый и зеленый У. имеют, хотя и не одинаковое, техническое значение. Желтый, белый и красный У. не представляют заводского продукта. Однако, получение красного У. приятного оттенка и с большою красящею способностью могло бы иметь большое практическое значение и потому в этом направлении сделано было много, хотя и безрезультатных, попыток.

У. расходуется в промышленности в очень значительных количествах. Он употребляется в ситцепечатании и в обойном производстве, для приготовления синей типографской краски, для окрашивания бумаги в синий цвет, а также в значительном количестве и в мыловаренном производстве. С последней четверти прошлого столетия он вошел в большое употребление в повседневной жизни для подсинивания белья, а также и как подцветка для маскирования присущего сахару-рафинаду и отбеленным льняным и хлопчатобумажным тканям желтоватого оттенка цвета. Первый завод для приготовления У. был выстроен Гиме в 1828 г. С тех пор это производство быстро развивалось, и в настоящее время в Европе насчитывается более 30 ультрамариновых заводов. Первоначальная цена У. с 16 шиллингов за фунт в 1828 г. упала в настоящее время до 30 шиллингов за центнер. Наибольшее число ультрамариновых заводов сосредоточено в Германии. В 1872 г. там было 23 завода со 150 рабочими и годовым производством в 6579308 кг готового продукта, причем половина этого количества вывозилась в другие страны. Поступающий в продажу У. разделяется: 1) по оттенку цвета на: а) У. с чисто-синим оттенком цвета, b) с красновато-синим оттенком и с) с зеленовато-синим оттенком; 2) в зависимости от содержания кремнекислоты на: а) У., содержащий сравнительно мало кремнекислоты, и b) У. , содержащий много кремнекислоты, с красноватым оттенком цвета и не разлагаемый раствором квасцов. Ввиду высокой стоимости У. нередко разбавляется, фальсифицируется другими веществами, напр. тяжелым шпатом, гипсом, крахмалом и т. п. Так как вопрос о химической природе У. нельзя считать вполне решенным, то неудивительно, что в этом производстве еще очень большую роль играет практическая опытность. Потери при фабрикации до сих пор весьма значительны. Уже только при обжиге в печах потеря достигает 40%, так что из 100 частей загружаемого материала получается 60, самое большое 65% сырого У., который, в свою очередь, при промывке, измельчении и отмучивании теряет еще до 30%, главным образом, в виде растворимых в воде содей. Таким образом, выход готового продукта обыкновенно не превышает 48 — 50% от веса взятых в работу сырых материалов. Не подлежит, однако, никакому сомнению, что значительная часть этих потерь может быть устранена.

Исследование У. сводится к определению его красящей способности, степени измельчения, содержания свободной серы и определению отношения У. к раствору квасцов. Для определения красящей способности смешивают 0,1 г исследуемого У. в агатовой ступке с 1 г мелко просеянной обожженной глины или какого-нибудь другого белого порошка. Эту смесь разравнивают шпателем на бумаге и сравнивают оттенок цвета с нормальною смесью или смесью, приготовленною точно таким же образом с У. заведомо хорошего качества, принимаемым за тип. Для того, чтобы можно было легче ориентироваться в определении даже незначительных уклонений в оттенках цвета, полезно заготовить несколько образцов (штандартов) со все понижающимся содержанием краски. Для этой цели заготовляют сперва смесь из 10 г какого-нибудь белого порошка и 1 г типичной краски, и эту смесь обозначают как 50%. Затем приготовляют целую серию таких же смесей, содержащих на 0,5 г белого порошка больше или меньше, и обозначают эти смеси как 51, 52, 53% и 49, 48, 47% и т. д. С этими типичными смесями и сравнивается затем смесь, приготовленная с исследуемой краской. Хотя У. с большою красящею способностью представляет вместе с тем и весьма тщательно измельченный У. , но наиболее совершенно измельченный У. не всегда представляет краску, обладающую наибольшею красящею способностью. Степень измельчения проверяется или протиранием через шелковое сито (№ 17), или же взбалтыванием 1 г краски с 200 куб. см воды. Чем тоньше измельчен У., тем дольше краска остается во взвешенном состоянии в воде. Для определения содержания свободной серы или прибегают к пробе возгонкой, или же исследуют отношение испытуемой краски к медной пластинке. В первом случае в небольшую тонкую пробирку на 3 — 4 куб. см, длиною около 5 см, помещают 1 г исследуемого У. и осторожно нагревают. Если краска содержит свободную серу, образуется более или менее значительный возгон на холодных стенках трубочки. Во втором случае смешивают У. с водой в однородное тесто и намазывают эту смесь на медную пластинку. Если краска содержит серу, то образуется налет сернистой меди. Для исследования отношения У. к раствору квасцов приготовляют раствор 100 г сернокислого глинозема в литре воды, 0,1 г исследуемого У. часто и сильно взбалтывают в пробирке с 10 куб. см этого раствора и наблюдают ход разложения. Чем дольше У. не подвергается разложению, тем он считается лучше. Для определения достоинства У. в ситцепечатании обыкновенно делается пробная окраска, причем У. смешивается с альбуминным раствором (80%), в количестве 10 г на 100. Вместе с тем проверяется отношение краски к альбумину при хранении, так как некоторые сорта У. обуславливают скорое загнивание альбуминных растворов. При химическом анализе У. определяется в нем содержание кремнекислоты, глинозема, всей серы и окиси натрия.

А. П. Лидов

. Δ .

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Как «попасть точно в цвет» при печати

Эта тема, наверное, настолько важна, что ради того, чтобы между всеми сторонами —  типографиями, дизайнерами и заказчиками восторжествовал мир, открыли целую компанию, которая создает цвета по номерам. Выбирайте и пользуйтесь, но гармонии по-прежнему нет, потому что не Пантоном единым можно и нужно печатать. А сколько иллюстраций изначально создается в RGB, и потом все думают, как с этим бороться, как перевести грамотно в CMYK и желательно в один клик. В этой статье вы не найдете однозначное решение всех проблем с цветом, но будете знать направление, а истинный путь для каждого макета все же свой.

Главное правильно начать.

Это значит, что не зависимо от того, в каком редакторе вы работаете, для печати создавайте макеты изначально в CMYK с разрешением 300 dpi. Суммарное количество краски не должно превышать 300%, иначе «слипнется». Черный не станет чернее, если везде выставить 100% и общее количество краски будет 400%.

Все иллюстрации обрабатывайте перед тем, как вставить в макет. Многим нужна цветокоррекция, а не просто перевод с RGB в CMYK.

Для выбора цвета лучше использовать панель Color вместо простого Color Picker, потому что в CMYK важно процентное соотношение цветов, а не то, что вы выбрали на мониторе. Для получения красивой картинки подойдут любые инструменты, но, если нужен определенный цвет, важно соотношение основных 4-х красок.

Самый сочный цвет получается, если одной из красок 100%. Используя несколько красок, можно добиться необычных цветов, в чистом виде краски используют редко. Излишки черной краски делают светлые оттенки грязными, как будто «серая пелена». Циан делает все темнее. Для получения красивого цвета достаточно и трех красок (черный добавляйте по необходимости).

Примеры цветов и соотношения красок:

Все уже знают, что текст должен быть в 1 краску — C0% M0% Y0% K100%, но для плашки с глубоким черным нужно другое соотношение: от C40% M40% Y40% K100% до C70% M60% Y60% K100%, главное, чтобы черный всегда оставался 100%. Для разных типографий соотношение может немного отличаться. Например, у нас принято так — C60% M60% Y40% K100% (проверено много раз).

C0% M100% Y100% K0% — в такой пропорции получается самый яркий

C0% M90% Y100% K0% — алый

C30% M100% Y100% K30% — бордовый

Это не мешает вам смешивать по-другому.

  • Оранжевый – сложный для CMYK, так как невозможно получить достаточно сочный цвет. Чтобы не уйти в другой цвет, желтый всегда должен оставаться 100%.

C0% M60% Y100% K0% — оранжевый классический

C0% M40% Y100% K0% — желто-оранжевый

C0% M40% Y30% K0% — коралловый (пожалуй Pantone лучше, но на вкус и цвет…)

  • Зеленый – истинный зеленый это C100% M0% Y100% K0%.

C50% M0% Y100% K0%  — салатовый (поменяйте 50 и 100 местами и зеленый будет с синим оттенком)

C60% M50% Y100% K0%  — оливковый

C100% M30% Y100% K30% — благородный темно-зеленый

  • Синий – пожалуй самый капризный цвет.

Думаю, заказчики всегда хотят такой C100% M50% Y0% K0% — стандартный синий, но получают такой —  C100% M100% Y0% K0% — фиолетовый (на мониторе он похож на глубокий синий).

Есть еще темно-синий — C100% M60% Y0% K30%. А бирюзовый выглядит так – C70% M0% Y25% K0%. Создайте свой оттенок.

Истинный фиолетовый, он же пурпурный C50% M100% Y0% K0%, сиреневый (лавандовый) C50% M50% Y0% K0% (немного менее насыщенный, чем фиолетовый с примера двойника синего).

Не знаете, как выглядит золотой в CMYK? А вот так – C30% M30% Y100% K5%, пожалуй, Pantone будет больше похожим на золото.

Как вы поняли, подбирать краски для печати – это не только творческий, но и логический процесс, и только с опытом можно прочувствовать всю суть и с легкостью создавать нужные оттенки. 

Сделали все по правилам, но все еще не уверены, что на печати будет хорошо?

Заказывайте цветопробу, если действительно цвет критично важен.

Но и здесь не так все просто. Существует несколько видов цветопроб с разной степенью доверия и ценой. Типографии используют, как правило, один наиболее удобный и проверенный опытом способ, а не все сразу на выбор.

Цветопроба – это допечатный образец цвета, который используют при тиражировании продукции. Ее применяют в основном для офсетной печати, для цифровой – можно настроить принтер и добиться нужного цвета на месте.

Виды цветопроб:

  • Офсетная – изготавливается на пробопечатном станке с использованием форм, красок и бумаги основного тиража. Но даже этот метод не точный, потому что не учитывает температуру, влажность в разных типографиях. Очень дорогой способ к тому же, его используют только для больших тиражей.
  • Аналоговая – осуществляется на специальном оборудовании с помощью цветоделения растровых фотоформ. Данный метод не показывает настроек определенной печатной машины, а также очень дорогой, требует времени, но считается одним из самых достоверных.
  • Цифровая – выводится с помощью специального оборудования, или струйного принтера. Суть в том, что с помощью программы выстраивается печатный профиль офсетной машины и производится печать с данными настройками. Наиболее часто используемый вид цветопробы. Недостатком может быть сам принтер, на котором печатают цветопробу: если струйный, то не сможет отобразить высокую четкость изображения, если сублимационный – нельзя использовать обычную бумагу, если лазерный – недостаточное качество передачи истинного цвета.
  • Экранная – макет смотрят на специальном откалиброванном мониторе. Недостаток – психологическое восприятие цвета на мониторе и при печати.

Важно помнить, что срок годности цветопробы около месяца при правильном хранении, так как со временем цвета могут искажаться. Цветопроба это не стопроцентная гарантия, не копия печатного оттиска, а всего лишь имитация.

Существует эффект метамеризма для аналоговых и цифровых цветопроб. Его суть в том, что при нормированном освещении цветопроба может соответствовать тиражу, но при искусственном свете – может искажаться.

Цветопроба изготавливается от А5 до А1 формата, но чаще всего это А4 или А3 формат. На цветопробу вы можете поместить все важные элементы, логотип, цвет обложки и т.д.

Печатать можно и по образцу оригинал-макета, который вас устраивает, но закрепить можно цветопробой. А если вы совсем уж переживаете даже после всего этого, то приезжайте на производство, и вы станете свидетелем первых приладочных оттисков вашей продукции. На месте можно будет осуществить дополнительные настройки, если все еще не тот цвет.

Если с CMYK все сложно, то можно для уверенности добавить Pantone для плашечного или корпоративного цвета, но это подразумевает дополнительные формы и специальную краску под ваш тираж, что дороже. Нельзя сказать, что Pantone всегда дорого, потому что, если печатать в два цвета, например, черный и цвет Pantone, то получается даже дешевле. Однозначно металлизированные цвета, люминесцентные и другие нестандартные нужно печатать Пантоном, но без Цмика все равно не обойтись.

Узнать подробнее об условиях печати пробной брошюры…

Итоги и рекомендации:

  1. 100% гарантии не даст ни цветопроба, ни даже Pantone, потому что его можно нанести толстым слоем и получить другой оттенок. Печать — это опыт и квалифицированные кадры. Найдите свою типографию. Цветопроба все-таки полезная штука, делайте по необходимости, позволит сократить риски.
  2. Чем плотнее бумага, тем насыщеннее цвет, лучше цветопередача. Глянцевая бумага усиливает яркость, поэтому можно напечатать на глянцевой бумаге и покрыть матовым защитным лаком для получения необходимого эффекта. Матовая ламинация приглушает цвет, поэтому учитывайте еще и покрытия, которые вы планируете наносить после печати.
  3. Перевод RGB в CMYK искажает цвета, делайте изначально правильно.
  4. Купите цветовые вееры Pantone – там есть соответствующие соотношения красок в CMYK. Металлизированные, люминесцентные, а также иногда цвета плашек – выбирайте в Pantone.
  5. Не выставляйте непонятные профили в графическом редакторе (типа японского профиля для газетной бумаги и т.п.), работайте просто в CMYK.
  6. В CMYK нет «ядреных» цветов – это достаточно спокойная палитра.
  7. Осторожно подходите к печати макета синего цвета, чтобы он не ушел в фиолетовый.
  8. Если вы не заказывали Pantone, то его не должно быть в макете. При печати такие элементы могут исчезнуть или отобразиться другим цветом. Не все типографии могут вас предупредить.
  9. Делайте макеты на откалиброванных профессиональных компьютерах. Помните, что в CMYK важную роль играет соотношение красок, а не то как вы видите на мониторе.

Желаем вам удачи в поисках своей типографии, дизайнера и маркетолога. Все эти люди однозначно влияют на конечный результат.

Другие виды полиграфической продукции от компании PRINTLAND:

Что в цвете? Вот как мы пришли к Hyper Blue

Сначала Эммет подумал, что гипер-синий может быть чрезвычайно упрощенной смесью: «Знаете, это интересный цвет. Гипер-синий — необычный цвет. Вероятно, он [имеет] только один пигмент. . . просто желто-синий и белый, и именно этот белый делает его ярче ». Но затем он просмотрел старые веерные колоды и нашел цвет под названием RAL 5002 или Ultramarine Blue, который почти точно соответствует тому, что мы называем гипер-синим: мега-насыщенный, переходящий в пурпурный, глубокий и одновременно потрясающий.Это смесь трех пигментов: фтало-синего, сине-фиолетового и белого. С одной стороны, это ничего не значит — то, что ваш тест 23andMe возвращается с определенными процентами, не означает, что вы лучше или хуже, очевидно, — но с другой стороны, мы не можем не чувствовать себя ближе к нашему любимому цвету, зная, что внутри.

Пигмент — не единственный фактор, влияющий на цвет. Подумайте о ткани, окрашенной краской. Красители отличаются от пигментов тем, что они растворимы, поэтому они просачиваются и прилипают практически ко всему, в то время как краска, сделанная из нерастворимых пигментов, взвешенных в другом материале, наносится на новый верхний слой.Все, от того, как долго ткань пропитана краской, до природы самого материала, концентрации смеси, температуры и pH воды, а также от положения солнца в небе, может повлиять на результат окрашивания. Это знает каждый, кто хоть раз пытался покрасить одежду.

Рабочий сальвадорской фермы собирает пасту индиго во время обработки.

Фото: Ян Сочор / Getty Images

Краска завершает работу примерно так же: «У нас есть цвет под названием Rembrandt Red, один из наших больших, горячих цветов дверей, который люди обычно используют для глянцевого покрытия.[Затем они] нанесут матовую краску для стен или краску для плоских стен и скажут, что она не совпадает », — объясняет Эммет. «Это называется метамеризмом. Это такой же цвет. . . но в матовом цвете он не может обладать той ясностью и «сверхвысоким» качеством, как высокий глянец ». Мы это чувствуем. Гипер-синий сам по себе наиболее глянцевый, что выглядит влажным, как винил на этом диване, или когда он выполнен из стекла или акрила — есть определенная вариация, когда тот же «цвет» реализуется в хлопковой или матовой краске.

Создание имени

Второй акт в жизни цвета происходит, когда он выходит в мир, чтобы люди могли его увидеть.Им хорошо от этого? Они думают, что это хорошо выглядит? Начнёт ли она тогда тенденцию и приобретать большее значение в культурный момент? «Это забавно, потому что синий цвет традиционно считался успокаивающим и заслуживающим доверия, потому что, когда смотришь на пейзаж, чем дальше становятся объекты, тем они становятся голубее», — объясняет Кассия Сен-Клер, автор бестселлера 2017 года, The Тайная жизнь цвета . «Если вы видите большой насыщенный холст Yves Klein Blue, он как бы притягивает вас. В этом есть глубина «. Гипер-синий имеет такой эффект, без вопросов; мы хотим окунуться в эти насыщенные цветами коврики и низкие столики, а также в прилавки в этой синей квартире и поплавать в поисках заклинания. Но происходит нечто большее, чем просто глубина.

Первый синий пигмент, обнаруженный за 200 лет, наконец-то коммерчески доступен. Вот почему у него уже есть лояльные последователи

YInMn Blue, блестящий пигмент, обнаруженный в 2009 году в лаборатории Университета штата Орегон, наконец-то попадает в студии художников.

Пигмент — первый новый синий цвет, обнаруженный за 200 лет — был наконец одобрен Агентством по охране окружающей среды для использования в материалах художников в мае прошлого года. Химик Мас Субраманиан и его команда случайно натолкнулись на это, проводя эксперименты с редкоземельными элементами в рамках своей работы с полупроводниками.

Субраманиан с тех пор сосредоточил свое внимание исключительно на пигментах, экспериментируя с элементами методом проб и ошибок, который, как он надеется, когда-нибудь даст новый красный пигмент.

Но ничто из того, что он встречал, не было настолько ошеломляющим, как YInMn Blue.(Пигмент получил свое название от элементов Иттрий, Индий и Марганец.)

Дополнительные цвета серии YInMn Blue, изобретенные Мас Субраманианом в Университете штата Орегон. Предоставлено Мас Субраманианом.

Некоторые мастера рано узнали об этой находке. Kremer Pigmente в Айхштеттене, Германия, и Golden Artist Colors в Нью-Берлине, Нью-Йорк, которые теперь предлагают свои собственные художественные принадлежности YInMn Blue, ждали годы, чтобы получить в свои руки хотя бы крошечное количество пигмента.

«Нам пришлось сказать многим художникам, что мы не можем продавать им материал и сообщим им, как только сможем», — сказала Artnet News Джоди Л. О’Делл, глава отдела по связям с общественностью Golden.

Вещи начали расширяться после того, как компания Shepherd Color из Огайо приобрела лицензию на коммерческую продажу пигмента в 2016 году. В то время как лаборатория штата Орегон могла производить только несколько граммов YInMn Blue за раз, производственные мощности компании были способны производить сотни килограммов.

Вскоре после этого общественный интерес резко возрос, и в 2017 году этот пигмент даже вдохновил на создание нового оттенка мелка Crayola, Bluetiful.

Генеральный директор и президент Crayola Смит Холланд и старший вице-президент по маркетингу Мелани Боулден объявляют Bluetiful, победителя в названии своего нового синего карандаша, основанного на недавно обнаруженном YInMn Blue. Предоставлено Bennett Raglin / Getty Images для Crayola.

«Чистота YInMn Blue действительно идеальна» Привлекательность

YInMn Blue отчасти объясняется его высокой непрозрачностью, а это означает, что вам не нужно наносить много его, чтобы получить хорошее покрытие. (Ультрамарин для сравнения довольно прозрачен.) Он также имеет необычные гиперспектральные свойства, отражая большую часть инфракрасного излучения, что сохраняет пигмент прохладным.

Это делает его особенно подходящим для энергосберегающих применений на фасадах зданий — что было частью того, что привлекло компанию Shepherd Color, продающую пигменты для промышленного использования.

«Мир искусства любит это из-за цвета. Промышленному миру это нравится из-за того, что он может делать с точки зрения экологических норм для строительных продуктов », — сказал Artnet News менеджер по маркетингу Shepherd Color Марк Райан.

Пигмент также может многое предложить тем, кто больше внимания уделяет внешнему виду.

«Он очень яркий по сравнению с кобальтовым синим или берлинской лазурью, и он обладает некоторыми дополнительными преимуществами с точки зрения стойкости и стабильности пигмента», — сказал Субраманиан Artnet News.

Описанный как нечто среднее между синим ультрамарином и синим кобальтом, YInMn Blue заполняет «пробел в цветовой гамме», — сказал Георг Кремер, основатель и президент Kremer. «Нашим клиентам он понравился с первого взгляда.”

YInMn Синий пигмент. Фото любезно предоставлено Университетом штата Орегон.

Этот пигмент также является долгожданным дополнением для всех, кто когда-либо был разочарован тусклым мутным пурпурным цветом, созданным путем сочетания синей и красной красок.

«Традиционно, чтобы смешать чистый зеленый цвет, вам нужно взять что-то вроде лазурного или фтало-синего, т.е. один смещен в сторону желтого. Однако для получения чистого пурпурного цвета нужно смешать очень красный синий, как искусственный ультрамарин », — сказал Artnet Стивен Паттерсон, генеральный директор австралийского производителя предметов искусства Derivan, назвавшего пигмент Oregon Blue в своей линейке акриловых красок Matisse. Новости.

Ужасный мутный фиолетовый, например, «из-за избытка третьего основного желтого — это просто основная теория цвета».

«Чистота YInMn Blue действительно идеальна, — сказал Кремер.

Но нужно было устранить некоторые препятствия, прежде чем пигмент стал доступен широкой публике.

«После открытия нового пигмента его необходимо довести до полезных количеств и получить разрешения регулирующих органов для коммерческого использования», — пояснил менеджер по исследованиям и разработкам Shepherd Color Джеффри Пик. «Эти шаги требуют другого уровня химии и инженерии, чтобы добиться успеха».

И хотя YInMn Blue был одобрен для использования в США в промышленных покрытиях и пластмассах с сентября 2017 года, национальным поставщикам произведений искусства пришлось проявить немного больше терпения.

«Для промышленного использования это проще — когда дело доходит до потребительского использования, требуется гораздо более тщательное тестирование», — пояснил Субраманиан. «Трудно убедить EPA».

Хотя YInMn Blue наконец-то соответствует требованиям испытаний Закона США о контроле за токсичными веществами, он разрешен к продаже только как готовая краска, а не как сухой пигментный порошок.

Фрезерование синей краски YInMn. Фото любезно предоставлено Дериван Матисс.

Черный рынок в синей краске

Не каждый художник был готов ждать. Субраманян сказал Artnet News, что он отслеживает продажи YInMn синих на Etsy, где, похоже, есть что-то вроде черного рынка для пигмента.

Художник из Коннектикута Майкл Ротман получил в руки синий пигмент Kremer YInMn в 2019 году и создал свою собственную краску, «вручную размолв сухой материал в акриловой эмульсии», — сказал он.

Художник, специализирующийся на научных иллюстрациях, использовал свой незаконный YInMn Blue, чтобы представить птицу возрастом 47 миллионов лет, которая считается самой старой птицей с синим оперением.

Майкл Ротман, Реконструкция Eocoracis brachyptera + Staphylea germanica , окрашенная с использованием YInMn Blue. Фото любезно предоставлено художником.

Несмотря на множество преимуществ, YInMn Blue остается чрезвычайно дорогим и относительно редким.

Гейл Фишбек из Italian Art Store в штате Мэн, единственный розничный торговец в США, продающий краску YInMn Blue от Derivan, сказала, что даже ее нишевая аудитория не покупает краску в больших количествах, поскольку она примерно в шесть раз дороже, чем самый дорогой тюбик акриловой краски в ее магазине.

«Насколько я могу судить, большинство клиентов покупают его из любопытства и для того, чтобы похвастаться», — сказала она.

В магазине продается краска по цене 179,40 долларов всего за 40 мл. Для сравнения, другие структурные акрилы, которые он предлагает, начиная с размеров не менее 75 мл, доступны всего по цене от 8,70 долларов США.

И этот шок от наклеек вряд ли исчезнет в ближайшее время.

Вот почему несколько компаний, таких как Turner Color Works Ltd., Holbein и Kusakabe, все в Японии, решили не добавлять YInMn Blue в свою линейку продуктов после тестирования пигмента.В заявлении Gamblin Artists Colors говорится, что «стоимость этого пигмента по сравнению с его пользой для художников слишком высока». Даже Golden решила продавать пигмент исключительно через свою лабораторию Custom Lab, предлагая его более широко.

В этот #TechTuesday мы приглашаем вас за кулисы нашей пользовательской лаборатории, когда мы делаем первую партию Heavy Body YInMn Blue. Мы очень рады работать с первым новым неорганическим синим цветом за 200 лет. См. Ссылку для получения дополнительной информации: https: // okt.к / 2Рчья #goldenpaints

Размещено Golden Artist Colors во вторник, 28 мая 2019 г.

Но компании, которые сделали рывок к производству, продолжают его.

«Спрос на этот продукт неуклонно растет, — сказал О’Делл.

Субраманиан не удивлен. «Для меня химия увлекательнее, чем искусство. Но если бы я был художником, я бы хотел попробовать что-то новое », — сказал он. «Приятно использовать совершенно новый цвет.”


Следите за новостями Artnet в Facebook:

Хотите опережать мир искусства? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости, откровенные интервью и острые критические замечания, которые продвигают разговор.

Gamblin Artist’s Color Dry Pigment, 4 унции, Ультрамариновый синий

Gamblin Artist’s Color Dry Pigment, 4 унции, Ультрамариновый синий — RISD Store Ответ на COVID-19 — Вы все еще можете делать покупки в магазине у нас, но безопасность является приоритетом.
Логин

Авторизуйтесь, если у вас есть аккаунт

Регистр

Наличие учетной записи у нас позволит вам быстрее расплачиваться в будущем, хранить несколько адресов, просматривать и отслеживать свои заказы в вашей учетной записи и многое другое.

Завести аккаунт

Gamblin Artists Colors предлагает ряд сухих пигментов для художников, которые хотят создавать свои собственные масляные краски; этот сухой пигмент — тот же пигмент, который использовался для создания масляных красок Gamblin Artist; нет примесей.

Gamblin Artists Colors предлагает ряд сухих пигментов для художников, которые хотят создавать свои собственные масляные краски. Этот сухой пигмент — тот же пигмент, который используется для создания масляных красок Gamblin Artistâ € ™ s. Каждый цвет сохраняет уникальные характеристики пигмента, включая силу тонирования, оттенок и текстуру.Чтобы создать масляный цвет художника, смешайте эти чистые сухие пигменты с рафинированным или холодным отжимом льняным маслом, чтобы получить густую пасту.

© Copyright 2021 Магазин РИСД

`) } })

Ультрамариновый синий цветной блок Архив


Если вы хотите добавить цвет, чтобы растопить и налить мыло, существует множество вариантов.Вы можете использовать слюду, жидкие красители (например, LabColors), натуральные красители и многое другое (нажмите здесь, чтобы проверить их!). Один из моих любимых способов раскрашивать проекты «таяние и заливки» — это цветные блоки. Цветные блоки — это небольшие кусочки высококонцентрированного мыла с расплавом и заливкой. Они смешаны с различными оксидами, пигментами и слюдой. Их легко использовать; просто добавьте небольшое количество Color Block в растопленное мыло и перемешайте. Тепло расплавляет стружку Color Block, которая окрашивает мыло. Color Blocks отлично подходят для предотвращения образования комков и пятен, а также легко встраиваются в основы для плавления и заливки.

Цветные блоки

считаются красителями типа «то, что видишь, то и получаешь». Это означает, что цвет, который вы видите в расплавленной основе, будет того же цвета, когда мыло затвердеет. Самый простой способ получить желаемый краситель при использовании Color Blocks — это добавлять небольшое количество, пока не достигнете желаемого оттенка. Посмотрите видео Soap Queen TV ниже, чтобы узнать, как использовать Color Blocks.