Мода на велосипед и её влияние на развитие женского спортивного костюма в конце XIX — начале XX в.
Библиографическое описание:Капустина, Д. М. Мода на велосипед и её влияние на развитие женского спортивного костюма в конце XIX — начале XX в. / Д. М. Капустина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 7 (54). — С. 459-462. — URL: https://moluch.ru/archive/54/7418/ (дата обращения: 19.03.2023).
История велосипеда — процесс превращения игрушки в индивидуальное средство передвижения. Интерес общества к нему пульсировал от всеобщего увлечения, граничащего с манией до полного забвения, и наоборот, а велосипед, в свою очередь, столь же неоднократно менял моду и был решающим импульсом к созданию новых форм общественного поведения, повлекших за собой коренные реформы костюма.
На протяжении многих веков существования человечества, основным видом транспорта неизменно оставались повозки и кареты, запряжённые лошадьми.
Возникновение первых конструкций, впоследствии преобразовавшихся в современный велосипед, относится ещё к XV в. Его появление было связано с мечтами о создании транспортного средства, приводимого в движение силой человека. Однако, научные достижения в этой области были не более, чем разрозненными и лишёнными системы опытами, по продуктивности своих достижений сравнимые с поисками алхимиками философского камня.
Первым настоящим прародителем велосипеда можно назвать дрезину — изобретенное в 1815 г. приспособление для езды состояло из двух тележных колес одинакового размера и перекладины с примитивным сиденьем и рулём. Её создателем был менгейский лесничий барона К. Драйза, по имени которого и было названо изобретение. Езда на таком несовершенном механизме была крайне трудоёмкой и неудобной — ездоку приходилось попросту отталкиваться ногами от земли. По своему существу, все виды так называемых «дрезин» были самокатами.
После первой волны увлечения велосипедом как игрушкой, начиная с 20–х гг.
XIX в. отмечается спад интереса и практическое исчезновение какого–либо рода упоминаний о нём вплоть до 70–х гг. Второе «рождение» велосипеда было связано с сконструированным энтузиастами в середине 60–х гг. педальным приводом. Изобретение сразу привело к изменению облика всего механизма — переднее колесо, на оси которого были установлены педали, начало неудержимо расти и к 1870–м гг. достигло своего максимального размера. Появились знаменитые велосипеды–пауки (рис.1)Рис. 1.
Окончательный облик велосипеда в его современном виде сложился в период между 1870–90–ми гг. Вместе с этим были заложены и основные направления применения: исключительно транспортное, досуговое и спортивное.
В 1890–х гг. мир вошёл под «знаком велосипеда». Вчерашние «костотрясы» стали удобной, относительно безопасной и массовой машиной. Отсутствие конкуренции со стороны ещё редких тогда автомобилей, не всегда достаточно удобные для длительных пеших прогулок дороги и, одновременно с этим, признание медиками прекрасного профилактического воздействия на организм и даже лечебных свойств езды, вывели велосипед в первые ряды технических новинок.
После своего триумфального возвращения в 1870–х гг, велосипед некоторое время всё ещё был роскошью и катание на нём рассматривалось практически исключительно, как увеселение, нежели, как спорт. Многим казалось, что сам процесс езды на велосипеде безнравственен и не эстетичен. Однако, время шло, общественные взгляды, пускай и медленно, но все же претерпевали изменения. Постепенно велосипед сделался «средством сообщения» и вполне разумно, что женщины наравне с мужчинами прибегли к этому способу передвижения и, соответственно, были вынуждены перейти к более подходящей одежде.
Женщина, не прибегающая к помощи велосипеда, не могла понять этого; она насмехалась и издевалась; но неумолимый прогресс был глух к любого рода насмешкам и женский велосипедный костюм пробил себе дорогу. И только когда женщины низших и средних слоев усвоили себе этот новый костюм для велосипедного спорта — тогда к нему пришли и дамы высших слоев.По меткому выражению Э. Гиль «Женщина въехала в ХХ в. на велосипеде», а к 1910-м гг. никто уже не мог сказать, чем езда на велосипеде менее прилична и менее подходит женщине, чем езда верхом. В 1911 г. в популярном «Руководстве кройки и шитья» в разделе «Как одеваться со вкусом» писали: «Юбки, за исключением юбок для амазонок, делаются короче обыкновенных, так как они не должны мешать свободе движения при ходьбе, катании на коньках или езде на велосипеде» [13, с. 322].
Образ жизни женщины становился все более связан с приобщением к спортивным занятиям: плавание, фехтование, теннис и, конечно, езда на велосипеде. Такие увлечения требовали создания совершенно новых, специальных костюмов, так как прежде не существовало необходимости в удобной и практичной одежде. Если в теннис ещё играли в платьях, то для езды на велосипеде, где конная амазонка была уже не пригодна, предлагался совершенно революционный подход в одежде. Неожиданно, этот вид транспорта и возникшие вместе с его развитием, потребности, стали прямым и весьма действенным орудием женской эмансипации в конце XIX — начале XX в. Почти все историки моды сходятся во мнении, что ничто так не преобразило женский костюм, как велосипед. С 1892 г. модные журналы начинают рекламировать «велосипедные костюмы», а уже рубеж веков становится временем его полноценного развития.
В то время существовало несколько типов женского костюма для велосипедной езды. Более консервативным и приемлемым типом одежды считалась так называемая «велосипедная юбка». Она представляла собой в некотором роде панталоны, закрытые складками (рис. 2).
Рис 2.
Однако своей революционностью и широким резонансом в обществе женский наряд для велосипедной езды обязан был вовсе не юбке, а совершенно новому конструктивному и функциональному элементу костюма — шароварам–блумерсам.
Образ разделённой на две штанины юбки проник в Европу из передовой Америки — первые путешествия на Запад продемонстрировали необходимость преобразования женского костюма, который был бы приемлем для трудностей путешествий в колясках. Около 1850–х гг. американка Амелия Блумер из Огайо предложила костюм с мешковатыми шароварами до щиколотки и свободной туникой до колен, одетой поверх них (рис. 3).
Рис. 3
Консервативное общество резко критически отозвалось на предложение мисс Блумер — костюм высмеивался в газетах и в песенках, обращённых к немногочисленным либерально настроенным леди, носившим брюки.
В 1860–х гг. другая американка, Мэри Джонс, снова предложила шаровары с блузкой «а ля Гарибальди», но костюм вызвал такую же бурную реакцию и Джонс была вынуждена пойти на попятную, посоветовав надевать поверх шаровар кринолин, что, в сущности, свело всю уникальность и функциональную практичность наряда на «нет».Попытка ввести шаровары в повседневный женский костюм была встречена твердым неприятием. Даже в связи с приобретающим широкое распространение активным образом жизни и модой на спорт, женщины не торопились отказываться от затрудняющих движения длинных юбок. Тем не менее, уже к началу столетия костюм, предназначавшийся исключительно для велосипеда, сформировался вполне в целостном виде и состоял из короткого жакета, надетого поверх рубашки мужского покроя, широких шаровар–блумеров (рис. 4).
Joupe-culotte (или дамские шаровары) встретили открытую вражду с первого дня своего существования. Такие костюмы для езды на велосипеде первоначально привлекали к себе внимание остроумных карикатуристов и возмущение критиков. Осмеяние этой моды приводило даже к публичным сборищам, а театральная дирекция была вынуждена запрещать модницам, носившим брюки, входить в зрительный зал, т. к. такая дама отвлекала своим видом все внимание зрителей от сцены.
Не только законы, правила, но даже сословные предубеждения и другие мелкие понятия о сословных атрибутах проходят через тысячелетия от одного поколения к другому. Предубеждение против носящих брюки или шаровары женщин, как прежде, так и в начале ХХ в. было достаточно сильно. В нём частично сказывалось представление о том, что шаровары являлись атрибутом господствующего мужского пола. При этом, можно смело утверждать, что такими понятиями руководствовались в своих предубеждениях не только мужчины, но и большинство женщин.
Однако, постепенное, но настойчивое проникновение брюк и шаровар в женский костюм вызывало разные реакции у современников. Современник этого процесса Евгений Исолани в своей книге «Дама в шароварах» пишет: «Сами по себе шаровары являются вполне применимым для женского пола платьем; [. ..] очень легко доказать это положение тем простым фактом, что уже несколько столетий женщины цивилизованных стран пользуются шароварами, в качестве нижнего белья» [6, с. 162]. А благодаря моде на велосипед возникла целая индустрия, способная удовлетворить и даже предвосхитить желания потребителей.
Таким образом можно заключить, что появление моды на велосипеды способствовало кардинальным изменениям в области не только активного отдыха, но и костюма.
Рубеж веков был временем, когда в сознание людей постепенно проникла и стала закрепляться мысль, что и верхние женские шаровары не должны казаться антиженственными. Следует отметить, что симптомы движения за укоренение и, в конечном счете, признание правомерности положения штанов в женском гардеробе уже ясно читаются к концу первого десятилетия ХХ в. Уже тогда люди понимали, что движение прогресса остановить невозможно и как упорны не были бы попытки «законсервировать» костюм, в конечном счёте новые, подчас, революционные формы постепенно войдут в обиход, станут привычными, а затем сменятся ещё более модернистскими, тем самым продолжая бесконечный цикл развития моды.
Литература:
1. Антонов Р. «Велосипед ещё изобретается» // Декоративное искусство СССР. — 1981, № 4 — С. 23–26
2. Дамская мода, 1863–1884: [альбом / ред.-сост.: А. Пантелеева; авт. Текста Н.Зубов]. — М.: Белый город, 2012. — 119 с.
3. Два века британской моды. Из собрания Музея Виктории и Альберта, Лондон: [каталог выставки, Москва, Музей Московского Кремля, 3 сент.-16 нояб. 2008 г.] — М.: Музей Московского Кремля, 2008. — 216 с.
4. Дзеконьска-Козловска А. Женская мода ХХ в. — М., 1977. — 262 с.
5. Императорские велосипеды: [книга-альбом] / [авт. Текста Н. В. Вернова]. — СПб: Абрис, 2005. — 32 с.
6. Исолани Евгений. Дама в штанах. Очерки по истории эволюции женского платья. Пер. с нем. с предисловием В. Мюрида, под ред. В.Серова. Киев: Южно-Русское Книгоиздательство «Ф. А. Иогансон». 1912–175 с.
7. История моды с XVII по XX века [Текст]: коллекция Института музей Киото: [в 2 т. ] / [авт. текста Акико Фукай и др.]. — М.: Арт-Родник, 2008 (в пер.). Т. 1: XVIII и XIX века. — 2008. — С. 720
8. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. — Прага: Артия, 1987. — 608 с.
9. Мерцалова М. Н. Костюм разных времён и народов. В 4 т. / М. Н. Мерцалова. Т. 3 и 4. — М.: Академия Моды, 2001. — 576 с.
10. Мода XVIII-XX вв. [Текст] / Киотский ин-т костюма; [пер. с англ. Е. Е. Сырневой]. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 190 c.
11. Новое время. 1901. № 1 (январь).
12. От конки до трамвая: Из истории петербургского транспорта. — СПб.; М., 1993. — с.
13. Ошин Ю. Э. Руководство кройки и шитья. Для заочного обучения и как настольная книга для каждой семьи. Репринтное издание. Доп. тираж. Том 1. — М.: Лаватера, 2009. — 200 с.
14. Ошин Ю. Э. Руководство кройки и шитья. Для заочного обучения и как настольная книга для каждой семьи. Репринтное издание. Доп. тираж. Том 2. — М.: Лаватера, 2009. — 200 с.
15. Романовская М. Б. История костюма и гендерные сюжеты моды [Текст]: [история костюма со времён Французской революции до нащих дней] / М. Б. Романовская. — СПб.: Алетейя, 2010. — 442 с.
16. Санкт-Петербург около 1903 года. Грани столетий. Альбом. / Автор-сост. Н.С, Воинова. Г. Ю. Ершов. — СПб., 2000. (выпущен к одноименной выставке в Невской куртине Петропавловской крепости ГМИСПб).
17. Шишмарёва В. В., Штейн К. Ф. Альбом чертежей к курсу кройки. Составлен по французскому покрою В. В. Шишмарёвой 1895, 1904 г.г.; Полное руководство кройки дамских платьев по универсальной методике К. Ф. Штейна, 1896 г. Репринтное издание. — М.: Лаватера, 2011. — 182 с.
Основные термины (генерируются автоматически): велосипед, шаровары, женский костюм, костюм, быль, велосипедная езда, время, езда, конечный счет, рубеж веков.
Успешные люди Минска: велосипед – не мода, а необходимость
Современный руководитель совмещает дорогу на работу со спортивной тренировкой, готов отказаться от автомобиля и готов поощрять сотрудников, выбирающих «зеленый» транспорт. А еще – поможет коллегам выбрать велосипед и, при необходимости, отремонтировать…
«Не катаюсь, а езжу…»
Георгий Заборский, директор архитектурной студии «ITDB-алмег»:
– Катаюсь я один раз в пару месяцев, а вот езжу – каждый день! От дома до студии получается километров пять всего, если нужен выезд на объект, тогда за один день получается километров 20–30. Зимой тоже езжу, но на длинные дистанции реже. Велосипед – это средство, заставляющее быть ближе к городу и социализироваться активнее, быть постоянно включенным в реальность, а не огороженным от нее кузовом авто или стенами офиса. Это не намного сложнее автомобиля или общественного транспорта, зато у меня, моих друзей и коллег каждый день наполнен контактом с реальностью, который другие получают только в двухнедельном отпуске.
И никаких пробок!
Михаил Дёмин, учредитель ООО «Экспертная служба «Гарант»:
– Я сделал выбор в пользу велосипеда, когда мне надоело торчать в пробках. Основной плюс велосипеда – гарантированное время доставки меня от дома до офиса… На моей предыдущей работе я был единственным велосипедистом. Коллеги постоянно советовались по покупке себе такого транспорта и по его обслуживанию. Велосипед нынче тренд.
Автомобиль – дань 90-м…
Дмитрий Кучук, директор мусоросортировочной стации «Западная»:
– Я часто путешествую по Евросоюзу и вижу, как деловые люди, руководители компаний и политики, совершенно свободно перемещаются на велосипедах по городу вместо автомобилей. Мне это было странно, и я решил попробовать. И затянуло.
Поездки на велосипеде делают меня бодрым и позволяют держать тело в тонусе. На велосипеде удобнее, чем на машине перемещаться на небольшие расстояния – километров на пять—семь. Значит, я экономлю и время, и деньги, и топливо.
Бывает, приезжаешь на переговоры на велосипеде – на тебя смотрят косо. Мне кажется, это пережиток прошлого: в начале 90-х автомобиль показывал статус человека. Все очень изменилось сейчас – Европа тому пример…
Найбольш экалагічна!
Зміцер Вішнёў, дырэктар выдавецтва «Галіяфы»:
– Колькі памятаю сябе, меў ровар. Заўжды ездзіў шмат, сёння, на жаль, значна менш. На працу дабіраюся на метро, бо зручней. На ровары часцей езджу ў майстэрню, дзе пішу карціны.
Увогуле я як сябра партыі зялёных лічу, што гэта самы экалагічны від транспарту і за ім будучыня. Безумоўна, ровар значны лепшы за машыну варыянт. Мне падаецца, між іншым, што беларусы яшчэ не гатовыя ездзіць на дзелавыя сустрэчы на ровары…
На колесах – весело!
Павел Свердлов, редактор журнала «Таймер»:
– Один мой знакомый ездил на велосипеде, и я купил тоже по его примеру пять лет назад. Через три года начал ездить на велосипеде на работу, и это было прикольно: живу в Малиновке, работаю в центре, то есть получается 10–11 километров в одну сторону. Добираюсь за 40–45 минут.
Бывали и курьезные случаи. Один раз я остановился возле пешеходного перехода и ждал, пока проедут машины. Но они приостановились и пропустили меня. Съехал с тротуара на переход, махнул рукой в знак благодарности водителям и упал прямо перед ними на переход. Поднимая глаза, увидел улыбающихся водителей – было смешно и мне, и им. Благодарить надо, главное – не отрывать руку от руля.
«Заразное» удовольствие
Евгений Лобанов, директор Центра экологических решений:
– В летне-осенний период, велосипед для меня основной транспорт, который позволяет добираться на работу и совершать небольшие поездки по делам днем. Это большое удовольствие – проехаться на велосипеде, ты успеваешь проветриться между встречами и немножко расслабиться. В нашей организации все больше сотрудников ездят на велосипедах на работу. Думаю, это влияние наших друзей из Минского велосипедного общества.
А где взять грузовой?
Ирина Сухий, член совета общественного объединения «Экодом»:
– На велосипеде езжу на работу, в гости, на отдых. Я бы ездила и в магазин, если бы можно было купить велосипед с тележкой. Только что была в Голландии, где друзья обо мне позаботились – подготовили для меня такой велосипед, багаж положили в тележку. И в этом случае не нужен был ни автобус, ни такси, ни машина. А ещё в этих креслах возят детей. Естественно, при наличии нормальной велоинфраструктуры, потому что с этой тележкой по нашим бордюрам вряд ли получиться…
Другую замечательную вещь я подсмотрела в Варшаве: выходишь из метро и тебе нужно проехать километр. По карточке берёшь велосипед, едешь, сколько нужно, и на следующей такой же парковке оставляешь.
Теплые воспоминания и приключения
Вера Антипова, соучредитель антикафе «Дом Фишера»:
– В одиночку я использую велосипед только как личный транспорт, а как средство времяпрепровождения – в основном в компании друзей. Отсюда куча ярких моментов, теплых воспоминаний и приключений: пикники, рассветы, природные пейзажи. Чтобы велосипед стал для человека удобным транспортом для деловых поездок, нужно изменить что-то, в первую очередь, в человеке, а не в велосипеде. Осталось вспомнить, сколько веселья доставляло нам катание на велике в детстве, и восхититься тем, что теперь не нужно отпрашиваться у мамы. Можно каждый день брать и катить на работу!
Транспорт для сознательных
Василий Пронь, директор тренингового центра «Квадратный апельсин»:
– На велосипеде езжу несколько раз в неделю: иногда на работу, иногда погулять. На работу получается ездить тогда, когда нет необходимости в деловом костюме. На переговорах важно соблюдать дресс-код.
Велосипед – транспорт для сознательных граждан, которые хотят жить в чистом городе и дышать чистым воздухом, заботятся о природе и о своём физическом здоровье, для тех, кому дорого время.
Если нет маленьких детей, большого количества командировок, то автомобиль не нужен. Люди часто говорят: «Без машины я быстро не доеду». Вопрос парковки часто сводит на нет все выигрыши в скорости. Лучше ездить на велосипеде, когда возможно, когда нет – на общественном транспорте.
Фото из личных архивов
Если вам нравится то, что мы делаем, поддержите нас!
Led Fashion — Etsy Turkey
Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность данных пользователей. Пожалуйста, обновите до последней версии.
Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.
Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.
( 1000+ релевантных результатов, с рекламой Продавцы, желающие расширить свой бизнес и привлечь больше заинтересованных покупателей, могут использовать рекламную платформу Etsy для продвижения своих товаров. Вы увидите результаты объявлений, основанные на таких факторах, как релевантность и сумма, которую продавцы платят за клик. Узнать больше. )
Lumen Couture – Одежда FashionTech – платья со светодиодной подсветкой
Первая в мире готовая вечерняя одежда FashionTech.
КУПИТЬ
прет-а-порте fashiontech
КУПИТЬ
Будущее выглядит потрясающе! Lumen Couture, дизайнер высококачественной одежды в стиле fashiontech, предлагает платья в стиле fashion для повседневной носки, особых мероприятий и выступлений. Наша светящаяся одежда включает в себя встроенную светодиодную технологию для модного свечения, которое меняется день ото дня к ночи.
Каждое изделие разработано опытным дизайнером FashionTech Челси Клукас, которая является соучредителем всемирно известной организации по производству модных технологий MakeFashion. Вместе с MakeFashion Клукас провел 6 лет показов мод по всему миру и выпустил более 100 предметов одежды fashiontech. MakeFashion также способствует знакомству молодых девушек с STEM посредством практического обучения созданию носимой технологичной моды.
Колье со светодиодной матрицей
65 долл. США 9 долл. США0003
Комбинезон Stardust
200 долларов США
Эфирная юбка из тюля
150 долларов США
ПОКУПАТЬ ВСЕ ПРОДУКТЫ
УСТОЙЧИВОСТЬ
Индивидуальная мода для экологичности.
Lumen Couture стремится бороться с расточительством и «быстрой модой» с помощью одежды, функциональность, цвет и рисунок которой настраиваются с помощью светодиодного освещения.
INSPIRED
От подиума до
Ready-to-Wear
Являясь ответвлением всемирно известной серии показов MakeFashion, Lumen Couture вдохновлен более чем 100 концептуальными предметами одежды FashionTech и показами подиумов: привнося уникальный опыт в инновации в области долговечности и безопасности. , и возможность стирки.
КОЛЛЕКЦИЯ LUMIÈRE ATELIER С БЛЕСТКАМИ
Заявите о себе на своем особом мероприятии с помощью наших единственных в своем роде платьев с подсветкой. Возможна продажа или аренда.
КОЛЛЕКЦИЯ LUMIÈRE ATELIER С БЛЕСТКАМИ
Заявите о себе на своем особом мероприятии с помощью наших единственных в своем роде платьев с подсветкой. Возможна продажа или аренда.
ПОКУПКА ИЛИ АРЕНДА
Мероприятия и показыHeadlining Tech Fashion Tour 5.0 в Мумбаи
http://www.lumencouture.com/wp-content/uploads/2020/03/4J8A0082.jpg 900 600 люмьерателье_rniy45 http://www.lumiereatelier.com/wp-content/uploads/2018/07/siteogo-300×138.png lumiereatelier_rniy452020-03-09 22:13:482020-03-09 22:38:56Headlining Tech Fashion Tour 5.0 в МумбаиLED Fashion на выставке TrapxArt 2019 в Сиэтле
http://www.lumencouture.com/wp-content/uploads/2019/12/7777285E-8208-4DE3-8DD1-75A3621EAE53.jpg 1611 1074 люмьерателье_rniy45 http://www.lumiereatelier.com/wp-content/uploads/2018/07/siteogo-300×138. png lumiereatelier_rniy452019-12-17 23:10:232019-12-18 00:21:08LED Fashion на выставке TrapxArt 2019 в СиэтлеФотоколлаборация с Дарой Бриз в Сиэтле
http://www.lumencouture.com/wp-content/uploads/2019/11/light_up_led_fashion_jumpsuit_lumen_couture5.jpg 1500 1000 люмьерателье_rniy45 http://www.lumiereatelier.com/wp-content/uploads/2018/07/siteogo-300×138.png lumiereatelier_rniy452019-11-11 18:16:512019-11-11 18:36:55Совместная фотосъемка с Дарой Бриз в СиэтлеFASHIONTECH
АРЕНДА
Заявите о себе на специальном мероприятии
, взяв напрокат иллюминацию.
RENT LUMEN COUTURE
Lumen Couture — стартап, основанный женщинами, дизайн и одежда которого производятся в Сиэтле, штат Вашингтон. Возможна аренда и индивидуальные заказы для особых мероприятий, свадеб и исполнителей.
Новости и вдохновение