Виды удовольствия: Б. ТИПЫ УДОВОЛЬСТВИЯ. Человек для себя

Содержание

Б. ТИПЫ УДОВОЛЬСТВИЯ. Человек для себя

Б. ТИПЫ УДОВОЛЬСТВИЯ

Анализ качественного различия между теми или иными видами удовольствия, как уже отмечалось, дает ключ к проблеме связи удовольствия с этическими ценностями.[117]

Первый тип удовольствия, какое Фрейд и другие ученые считали основой всякого удовольствия, составляет чувство, сопровождающее избавление от болезненного напряжения. Голод, жажда, потребность в сексуальном удовлетворении, сне и физическом движении имеет своим источником органические химические процессы. Объективная физиологическая потребность в удовлетворении этих нужд ощущается субъективно как желание, и если какое-то время они остаются неудовлетворенными, человек чувствует болезненное напряжение. Когда напряжение спадает, освобождение от него воспринимается, как удовольствие, или как я предлагаю это называть, — удовлетворение (satisfaction). Этот термин, происходящий от латинского satis-facere, что значит удовлетворять, кажется наиболее подходящим для этого вида удовольствия.

Сама природа всех таких физиологических потребностей состоит в том, что их удовлетворение избавляет от напряжения благодаря физиологическим изменениям, происходящим в организме. Когда мы, проголодавшись, едим, наш организм (и мы) насыщается до некоей определенной степени, а если продолжать есть, то это уже будет болезненно. Удовлетворение избавлением от болезненного напряжения дает удовольствие самое обычное и самое легко достижимое в психологическом плане; оно также может быть одним из самых сильных удовольствий, если напряжение длилось довольно долго и само стало поэтому достаточно сильным. Значение этого типа удовольствия несомненно; несомненно и то, что в жизни многих людей оно составляет едва ли не единственную форму удовольствия, какое им удалось испытать.

Следующий вид удовольствия, вызываемого освобождением от напряжения, но качественно отличающегося от уже описанного, имеет своим источником психическое напряжение. Человеку может казаться, что некое желание вызвано телесными нуждами, в то время как в действительности оно обусловлено иррациональными психическими потребностями.

Человек может испытывать сильный голод, вызванный не нормальной физиологической потребностью организма, а психической потребностью заглушить тревогу или депрессию (хотя этим потребностям могут сопутствовать неправильные физико-химические процессы). Хорошо известно, что потребность в питье часто бывает вызвана не жаждой, а состоянием психики.

Сильное сексуальное желание также может быть обусловлено не физиологическими, а психическими потребностями. Неуверенный в себе человек, обладающий настойчивой потребностью уверить самого себя в собственной ценности, показать другим, какой он неотразимый, или подчинить себе других людей, «завоевывая» их сексуально, легко будет испытывать сильные сексуальные желания и болезненное напряжение в случае их неудовлетворения. Он будет склонен считать, что силой своих желаний обязан потребностям своего тела, тогда как на самом деле эти потребности являются проявлением его психических потребностей. Невротическая сонливость представляет собой другой пример желания, которое кажется вызванным телесными причинами вроде нормальной усталости, а на самом деле бывает вызвано такими психическими причинами, как подавленная тревожность, страх или раздражение.

Эти желания похожи на нормальные физиологические потребности, поскольку и те, и другие берут начало в некоей нехватке или дефиците. В первом случае в основе дефицита лежат нормальные химические процессы внутри организма; во втором случае желания являются результатом психической дисфункции. В обоих случаях дефицит является причиной напряжения, а избавление от напряжения является причиной удовольствия. Все прочие иррациональные желания, такие, как жажда славы, власти, подчинения или зависть и ревность, не принимающие форму телесных потребностей, также коренятся в складе характера человека и порождены каким-нибудь искажением или деформацией личности. Удовольствие, испытываемое от удовлетворения этих страстей, также порождено избавлением от психического напряжения, как и в случае невротических физических желаний.

Хотя освобождение от напряжения доставляет удовольствие как в случае удовлетворения подлинных физиологических, так и в случае удовлетворения иррациональных психических потребностей, по качеству эти удовольствия существенно различны. Физиологические желания, такие как голод, жажда и тому подобное, удовлетворяются устранением физиологического напряжения и возникают вновь только тогда, когда опять возникает физиологическая потребность; они ритмичны по природе своей. А вот иррациональные желания ненасытимы. Желания завистника, собственника, садиста не исчезают с их удовлетворением, разве что на какой-то момент. По самой своей природе эти иррациональные желания не могут быть «удовлетворены». Они вызваны внутренней неудовлетворенностью человека. Отсутствие плодотворности и порожденное им бессилие и страх — вот источник этих страстных влечений и иррациональных желаний. Даже если б человек мог удовлетворить все свои желания власти и разрушения, это не избавило бы его от страха и одиночества, а, значит, и от напряжения. Благо воображения оборачивается бедствием; будучи не в состоянии освободиться от своих страхов, человек рисует в своем воображении все больше удовольствий, какие удовлетворят его алчность и восстановят его внутреннее равновесие.

Но алчность — бездонная пропасть, а идея освобождения от алчности путем ее удовлетворения — мираж. Источник алчности — конечно же не животная природа человека, как часто считают, этот источник — его ум и воображение.

Мы убедились, что удовольствия, получаемые от удовлетворения физиологических потребностей и невротических желаний, являются результатом устранения болезненного напряжения. Но если удовольствия первого типа действительно удовлетворимы, нормальны и являются условием счастья, то удовольствия второго типа в лучшем случае приносят временное избавление от потребности и свидетельствуют о патологическом нарушении и глубинной несчастности. Я предлагаю удовольствие, получаемое от исполнения иррациональных желаний, называть «иррациональным удовольствием» в противоположность «удовлетворению», представляющему собой исполнение нормальных физиологических желаний.

Для проблем этики различие между иррациональным удовольствием и счастьем намного важнее различия между иррациональным удовольствием и удовлетворением.

Для лучшего понимания этого разграничения полезно будет ввести понятия психологического дефицита и психологического избытка.

Неудовлетворенные физические потребности порождают напряжение, устранение которого приносит удовлетворение. Основу для удовлетворения дает само его отсутствие. Иррациональное желание также проистекает из дефицита, но из дефицита другого рода: из неуверенности и тревоги, которые заставляют человека ненавидеть, завидовать или покорствовать; удовольствия, получаемые от исполнения этих страстных желаний, берут свое начало в исходном отсутствии плодотворности. И физиологические, и иррациональные психические потребности входят в систему дефицита. Но кроме сферы дефицита существует еще сфера избытка. Хотя даже у животных наличествует излишек энергии и выражается он в игре, сфера избытка — это по существу человеческий феномен.[118] Это сфера плодотворности, внутренней деятельности. Она возможна лишь там, где человеку не приходится трудиться только ради добывания средств к существованию и истощать таким образом большую часть своей энергии.

Для эволюции человеческого рода характерно расширение сферы избытка, излишка энергии, расходуемой на достижение чего-то большего, чем простое выживание. Все специфически человеческие достижения имеют своим источником избыток.

Во всех сферах жизнедеятельности существует различие между дефицитом и избытком, а, значит, и между удовлетворением и счастьем, и это относится к таким элементарным функциям, как голод и секс. Насыщение, когда человек очень голоден, приятно, потому что оно устраняет физиологическое напряжение. От удовлетворения голода отличается удовольствие, получаемое от удовлетворения аппетита. Аппетит — это предчувствие приятного вкусового ощущения, и в отличие от голода аппетит не создает напряжения. Вкус — это продукт культурного развития и утонченности, подобно музыкальному и художественному вкусу, и он может развиваться только в ситуации избытка, как в культурном, так и в психологическом значении этого слова. Голод — феномен дефицита; его удовлетворение — необходимость.

Аппетит — феномен избытка; его удовлетворение — не необходимость, а проявление свободы и плодотворности. Сопутствующее ему наслаждение можно назвать радостью.[119]

Относительно секса можно провести такое же разграничение, какое было сделано относительно голода и аппетита. В концепции Фрейда секс — это потребность, вызванная исключительно физиологическим напряжением, устраняемым, как и голод, в результате удовлетворения. Но Фрейд не обратил внимания на сексуальное желание и удовольствие, которое, как и аппетит, может существовать только в сфере избытка и является исключительно человеческим феноменом. Сексуально «голодный» человек обретает удовлетворение, когда избавляется от физиологического или психического напряжения, и это избавление доставляет ему удовольствие.[120] Но сексуальное удовольствие, какое мы называем радостью, обретается в избытке и свободе и служит выражением чувственной и эмоциональной плодотворности.

Широко распространено убеждение, что радость и счастье идентичны счастью в любви. Более того, многим людям любовь представляется единственным источником счастья. Однако в любви, как и во всех других сферах человеческой жизнедеятельности, мы можем различать плодотворную и неплодотворную формы. Неплодотворная, или иррациональная, любовь может быть, как я уже указывал, тем или иным видом мазохистского или садистского симбиоза, где отношения основаны не на взаимном уважении и единении, а на зависимости двух людей друг от друга, потому что они неспособны зависеть от самих себя. Такая любовь, подобно всем прочим иррациональным влечениям, основывается на дефиците, на отсутствии плодотворности и внутренней уверенности. Плодотворная любовь, форма глубочайшего родства между двумя людьми при сохранении цельности каждого из них, является феноменом избытка, а способность к такой любви служит свидетельством человеческой зрелости. Радость и счастье — спутники плодотворной любви.

Во всех сферах жизнедеятельности качество испытываемого удовольствия определяется различием между дефицитом и избытком. Каждый человек испытывает удовлетворение, иррациональное удовольствие и радость. Что отличает одного человека от другого, так это удельный вес каждого из таких удовольствий в их жизни. Удовлетворение и иррациональное удовольствие требуют не эмоциональных усилий, а всего лишь способности производить действия, устраняющие напряжение. Радость же — это достижение; она предполагает внутреннее усилие, усилие плодотворной активности.

Счастье — не какой-то божий дар, а достижение, какого человек добивается своей внутренней плодотворностью. Счастье и радость — не в удовлетворении потребности, возникающей в результате физиологического или психологического дефицита; они являются не освобождением от напряжения, а спутниками всякой плодотворной активности — в мысли, чувстве, поступке. Радость и счастье — это не различные по качеству состояния; они различаются только в том смысле, что радость соответствует единичному акту, а счастье — это, можно сказать, непрерывное и полное переживание радости; мы можем говорить о «радостях» — во множественном числе, а о «счастье» — лишь в единственном.

Счастье — показатель того, что человек нашел ответ на проблему человеческого существования, а, значит, и единства с миром, и цельности своего Я.

Счастье — это критерий совершенства в искусстве жить, добродетели в том ее значении, какое она имеет в гуманистической этике. Счастье часто считают прямой противоположностью горя или страдания. Физические и душевные страдания — часть человеческого существования, и их неизбежно приходится испытывать. Уберечь себя от горя во что бы то ни стало можно только ценой полной отчужденности, исключающей возможность испытывать счастье. Таким образом, противоположностью счастья является не горе и страдание, а подавленность, возникающая в результате внутренней бесплодности и неплодотворности.

До сих пор мы имели дело с типами удовольствий, наиболее значимыми для этической теории: удовлетворением, иррациональным удовольствием, радостью и счастьем. Остается кратко рассмотреть два других, менее сложных, типа удовольствий. Один из них — это удовольствие, сопутствующее разрешению любой встающей перед человеком проблемы. Я предлагаю называть этот вид удовольствия «наслаждением». Достижение чего бы то ни было из того, чего человек хотел достичь, воспринимается как наслаждение, притом, что активность совсем не обязательно бывает плодотворной; но оно служит доказательством силы человека и способности успешно контактировать с внешним миром. Наслаждение не очень сильно зависит от той или иной формы деятельности; человек может наслаждаться как игрой в теннис, так и успешным предпринимательством; дело лишь в том, чтобы наличествовала некая трудность разрешения предстоящей проблемы, и результат приносил удовлетворение.

Следующий тип удовольствия, какой нам осталось рассмотреть, это удовольствие, основанное не на усилии, а наоборот, на расслаблении; оно сопутствует не требующим напряжения, но приятным действиям. Важной биологической функцией расслабления является функция регуляции ритмов организма, не способного постоянно пребывать в активном состоянии. Слово «удовольствие», если не вдаваться в подробности, кажется самым подходящим для определения приятного ощущения, возникающего в результате расслабления.

Мы начали с рассмотрения проблематичного характера гедонистической этики, утверждающей, что цель жизни — удовольствие, и потому удовольствие само по себе есть благо. В результате нашего анализа различных видов удовольствия мы получили возможность сформулировать нашу точку зрения на этическую значимость удовольствия. Удовлетворение, как устранение физиологического напряжения, ни хорошо, ни плохо; что касается этической оценки, то оно так же этически нейтрально, как наслаждение и удовольствие от расслабления. Иррациональное же удовольствие и счастье (радость) являются переживаниями, обладающими этической значимостью. Иррациональное удовольствие — это показатель алчности, неспособности решить проблему человеческого существования. А счастье (радость) — это, напротив, доказательство частичного или полного успеха в «искусстве жизни». Счастье — величайшее достижение человека, отклик всей его личности на плодотворную ориентацию по отношению к самому себе и к внешнему миру.

Гедонистическая этика не сумела достаточно полно проанализировать природу удовольствия; она представила дело так, как если бы самое легкое в жизни — испытать какое-нибудь удовольствие, — было в то же время и самым ценным. Но ничто ценное не дается легко; потому гедонистическое заблуждение облегчило задачу тем, кто выступал против свободы и счастья и утверждал, что уже сам отказ от удовольствия служит доказательством добродетели. Гуманистическая этика очень хорошо может обосновать ценность счастья и радости, как своих главных добродетелей, но при этом она знает, что требует от человека решения не самой легкой, а самой трудной задачи: полного развития его плодотворности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

3. УДОВОЛЬСТВИЯ В БРАКЕ

3. УДОВОЛЬСТВИЯ В БРАКЕ Представление о браке как о единственном типе связи, допускающем aphrodisia, порождает (или должно порождать) ряд вопросов, касающихся места, роли, формы, предназначения половых актов в игре любовных или уставных отношений между мужчиной и женщиной.

Принцип удовольствия и производительная сила

Принцип удовольствия и производительная сила И наоборот, мельчайший из объектов, инвестированный имплицитно в модель женского тела-объекта, фетишизируется таким же образом, в результате осуществляется пропитывание всей области «потребления» эротикой. Здесь

84. Принцип удовольствия

84. Принцип удовольствия Так бывает — годами вы ждете прорыва в карьере, и тут вдруг у вас появляется сразу два варианта одновременно. Пенни, наконец, предложили две посольские должности, обе в небольших государствах островов Южного моря, с похожим размером, ландшафтом и

ЧУВСТВЕННЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ

ЧУВСТВЕННЫЕ УДОВОЛЬСТВИЯ Дионисийские оргии часто ассоциировались не только с пьянством, но и с чувственными удовольствиями. Молодой царь Пен-фей у Еврипида рассказывает: Да говорят, какой-то чародей Пожаловал из Лидии к нам в Фивы… Вся в золотистых кудрях голова И

Принцип удовольствия и страдания

Принцип удовольствия и страдания Базовое Я стремится к удовольствиям и избегает страданий. Воля к переменам вырабатывается путем:Знания тех объемов энергии, которые нам необходимы.Осознания силы естественного сопротивления Базового Я.Преодоления этого

Подсчет удовольствия

Подсчет удовольствия Движущая сила всякой фурьеристской конструкции (и всякой комбинации) — не справедливость, равенство, свобода и т. д., но удовольствие. Фурьеризм есть радикальный эвдемонизм. Фурьеристское удовольствие (называемое позитивным удовольствием) очень

Понятие удовольствия

Понятие удовольствия Удовольствие (или наслаждение) — это чувство и переживание, сопровождающее удовлетворение потребности или интереса. С биологической точки зрения, роль удовольствий и страданий определяется тем, что они выполняют адаптивную функцию: удовольствие

Этика удовольствия

Этика удовольствия Субъективно удовольствие приятно и потому желанно. Как таковое удовольствие может представлять для индивида ценность саму по себе и определяющим образом влиять на мотивы его действий. В анализе гедонического опыта следует различать психологический

б. Типы удовольствия

б. Типы удовольствия Анализ качественной разницы между разными типами удовольствия является, как уже говорилось, ключом к проблеме соотношения удовольствия с этическими ценностями[121].Один из типов, который Фрейд и другие считали сущностью всех удовольствий, составляет

6.2. Правила сохранения и развития удовольствия[187]

6. 2. Правила сохранения и развития удовольствия[187] 6.2.1.Осмотрительность в удовольствии Удовольствие представляет собой момент возвышенный и прекрасный, но необходимо уметь его переживать и координировать, так как для большинства людей в нем кроется возможность

1. ЦЕННОСТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ И СЧАСТЬЯ

1. ЦЕННОСТЬ УДОВОЛЬСТВИЯ И СЧАСТЬЯ Многие поступки совершаются Человеком, по–видимому, вполне бескорыстно, без всякого мотива личного интереса, личной пользы или выгоды. Во многих поступках трудно найти какое?либо эгоистическое или даже вообще эгоцентрическое

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ

ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ Нем.: Lustprinzip. – Франц.: principe de plaisir. – Англ.: pleasure principle. – Исп.: principio de placer. – Итал.: principle di piacere. – Португ.: principle de prazer.• Один из двух принципов, управляющих, по Фрейду, функционированием психики. Цель психической деятельности в целом – избежать

Подход к понятиям «удовольствия» и «боли» с позиций ИИ

Подход к понятиям «удовольствия» и «боли» с позиций ИИ Согласно одному из распространенных убеждений, ИИ может указать нам путь к своего рода пониманию таких категорий восприятия, как счастье, боль, голод. Возьмем, к примеру, черепашку Грэя Уолтера. Когда ее батареи

Принцип Удовольствия (Plaisir, Principe De -)

Принцип Удовольствия (Plaisir, Principe De -) В приближенном виде его сформулировал Аристотель: «Удовольствия люди избирают, а страданий избегают» («Никомахова этика», книга Х, 1).Ему вторит Эпикур: «Ведь ради этого мы все делаем – именно чтобы не иметь ни страданий, ни тревог. […]

Мой список удовольствий | PSYCHOLOGIES

59 867

Познать себя

Назвать список своих простых радостей — такое упражнение может показаться простейшим. А начав его выполнять, можно обнаружить, что на свете очень много вещей и занятий, способных подарить нам наслаждение. Составлять свой список лучше всего в три этапа. Сначала записать то, что первым придет в голову. Потом, подумав, оставить то, чем вы часто занимаетесь в повседневной жизни. И наконец, сравнить получившийся результат со списком другого человека, получив дополнительное удовольствие от сходства или различия с ним. Если вы все это проделаете, то наверняка убедитесь: это очень полезное упражнение.

Во-первых, оно пробуждает приятные ощущения: одно лишь воспоминание о том, что доставляет нам удовольствие, вызывает положительные эмоции и повышает нашу способность наслаждаться жизнью. Во-вторых, оно помогает обратить внимание на, казалось бы, незначительные вещи, которые при этом способны принести нам большую радость. «Цель упражнения не просто в том, чтобы узнать, что какое-либо действие доставляет удовольствие, — объясняет когнитивный психолог Сергей Харитонов. — Важно понять, что выбор именно этих занятий может нам многое рассказать о нас самих». Это упражнение стоит повторять регулярно: меняются наши вкусы, появляется новый жизненный опыт, и, соответственно, появляются новые удовольствия.

Люди, которые рассказали нам о своих маленьких радостях, любят домашние цветы и танец фламенко, физический труд и запах мокрого камня… Общее у них — способность наслаждаться разными проявлениями жизни и умение с наслаждением об этом рассказать: читая их слова, хочется испытать те же ощущения и задуматься о том, что нравится делать нам самим. Да, пожалуй, пора составлять собственный список.

Анатолий Лейрих, бизнесмен

Кандидат экономических наук, предприниматель, член Генсовета «Деловой России». Написал детскую сказку «Два мальчика» (Арт Лаборатория, 2006).

Создавать что-то своими руками. Рисовать, лепить, делать что-то из металла… Кстати, так я познакомился со своей женой: ей понравился человечек, которого я вырезал из дерева.

Завтракать, глядя на улицу. Я живу за городом и очень люблю утро и завтрак. Всегда сажусь так, чтобы смотреть в сад.

Работать физически. Лучше всего я себя ощущаю, когда занимаюсь физическим трудом. Когда-то я работал по 16 часов в сутки — в Нижневартовске на нефтепромыслах — и вернулся оттуда просто Геркулесом!

Вставать рано утром. Когда встаешь часов в пять, организм еще как ребенок: не успел испугаться того, что проснулся, и еще не понимает, что ему предстоит. Это дает мне верный настрой.

Смотреть на огонь в камине. Время будто останавливается, нет начала и конца у этого процесса. Конечно, костер гаснет, но в момент горения он вечен — и это гипнотизирует.

Виктория Мусвик, культуролог, арт-критик

Ведет авторский курс по развитию креативности в Европейском гуманитарном университете (Вильнюс) и пишет статьи.

Ухаживать за моими цветами. Пересаживать, опрыскивать, поливать, осматривать листья, проращивать семена, а потом сидеть на балконе в кресле летним вечером с бокалом вина в руках, любуясь цветником.

Участвовать в семейных посиделках и праздниках. Мне нравится видеть, как мои черты отражаются в окружающих людях, и слушать рассказы старших о прошлом.

Разговаривать с лучшей подругой. Когда меня понимают и принимают такой, какая я есть, я начинаю лучше понимать, какая я, собственно, есть.

Общаться с интересным мужчиной. Меня волнуют легкая неопределенность и взаимная симпатия.

Стирать небольшие вещи вручную. Теплая вода успокаивает. Это что-то сродни медитации.

Анастасия Тихонова, фотохудожник

Закончила Текстильный университет и разрабатывала ткани для бронежилетов. Потом занялась фотографией. Ее фотоработы оформили обложку книги Анны Ривелотэ «Письма моих друзей» и обложку дебютного альбома группы Wild Bird.

Слушать музыку, обрабатывая фотографии. Джаз дает моим фотографиям покой и умиротворение. Иногда хочется особой остроты — тогда я включаю что-нибудь пронзительное, например, произведения Пьяццолы. Часто я и фотографию называю в честь песни, которую слушала в момент обработки.

Гулять по городу. Прогулка дает мне бодрость и умиротворение.

Общаться с клиентами. Из разговора о том, что человек хочет получить в результате, о его отношении к фотографии и к себе на фото получается откровенная беседа. Наверное, в чем-то это похоже на психотерапию: то, что получается на снимке, что-то меняет в человеке.

Пить кофе. Меня согревает его вкус, он дает мне ощущение уюта и тепла.

Танцевать. Я очень люблю фламенко, латино и старый рок-н-ролл. Танцуя, чувствуешь себя здоровым и красивым человеком.

Михаил Литинский, медик

Разработал заживляющее покрытие из пенополиуретана для ран. Занимается привлечением инвестиций и внедрением новых препаратов в медицину.

Гулять по лесу. Я люблю полностью сменить обстановку, слиться с природой. Чаще всего уезжаю в Псковскую губернию, охочусь или просто гуляю.

Ездить верхом. Когда большое, сильное животное доверяет тебе, появляется и гордость за себя, и ответственность за него.

Чувствовать высоту и ветер. Можно просто стоять на вершине горы, над обрывом, когда сильный ветер бьет в лицо, — и это непередаваемое ощущение.

Прикасаться к женщине. Особое удовольствие мне доставляет прикосновение губами к нежной женской коже. К шее, запястьям, локтям. Это рождает блаженное чувство единения. Да и просто вид красивого женского тела рождает подобные ощущения, это одно из самых сильных наслаждений.

Смотреть на картины Дали. На них можно смотреть бесконечно: чем больше смотришь, тем сильнее это чувство холодка и щекотки, рождающееся у шейного позвонка и пробегающее вниз.

Георгий Долмазян, режиссер

Родился в Армении, учился на геолога. Режиссер-постановщик, музыкальный руководитель театра «МОСТ».

Просыпаясь, смотреть на люстру. Я люблю утром открывать глаза и смотреть на люстру, ожидая, что загорится свет. Я знаю, что включу его сам, но быть в бездействии и ожидать — фантастическое ощущение.

Готовить еду. Я на ходу придумываю рецепт будущего блюда и никогда не смогу повторить то, что уже раз приготовил.

Слушать воду. Тонкая струйка из крана, мощный напор из душа, горный ручеек или целое море. Это, пожалуй, самый красивый звук из всех, что звучат на земле.

Читать старые книги. Через прижизненные издания Достоевского, Чехова, Бердяева я как будто могу общаться с ними. Такие книги для меня — как портал в то время, когда они были созданы.

Запоминать запахи. Могу по запаху отличить все города, где жил хотя бы два дня. Однажды во французском городе Шербур меня застал ливень. Запах мокрого от дождя камня… Я подходил к домам (они там почти все каменные) и нюхал их.

Галина Черных, учитель

Преподает русский язык в московском лицее № 1535. В школьных спектаклях сыграла Кабаниху из Островского, готовится к дебюту в роли дамы приятной из «Мертвых душ» Гоголя.

Держать в руках изящные вещи. Помню, у меня был компактный mp3-плеер — с гладкой и одновременно бархатистой поверхностью. Уже одно ощущение его в руке доставляло мне удовольствие.

Танцевать восточные танцы. Это дает мне возможность раскрыть свою женскую сущность.

Наносить макияж. Я продумываю все до мелочей: макияж диктует мне роль на этот день, помогает правильно настроиться.

Петь. Это помогает думать и успокаивает.

Писать фиолетовыми чернилами. Когда у меня ручка с фиолетовыми чернилами, я замечаю, что почерк становится спокойнее и ровнее: этот цвет меня успокаивает. Заметила, что к фиолетовым ручкам я и отношусь бережнее, и теряю их реже.

Текст:Ксения АнтоноваИсточник фотографий:МИХАИЛ ПОДГОРНЫЙ, Getty Images

Новое на сайте

«Без похвалы и одобрения чувствую себя никчемной»

«Как называется мужчина с половиной мозга? Одаренный»: сексистский юмор — кого смешат такие шутки

«Выплесните чувства»: как пережить расставание — 5 полезных советов

Как записать мужа в телефоне?

«Сосуды оздоравливаются»: 3 правила полезной каши для сердечников — советы кардиолога

«Сын дерется с сестрой, а недавно побил одноклассницу. Что делать?»

4 кризиса брака: когда ждать и как преодолеть — мнение психолога

Мать всех страхов: как избавиться от танатофобии — и надо ли?

14 удовольствий Бентама

 

Объяснения > Эмоции > Счастье >

14 удовольствий Бентама

Разум | Богатство | Навык | дружба | Доброе имя | мощность | Благочестие | Доброжелательность | Злоба | Память | Воображение | Ожидание | Ассоциация | Рельеф

 

Джереми Бентам был основателем Утилитаризм, где фундаментальная аксиома состоит в том, что это величайшее счастье величайшего количество людей, которое должно быть основой для всех решений.

Он определил четырнадцать удовольствий, которые мы все ищем и которые вызывают счастье.

1. Чувственные удовольствия

Стимулирование чувств разными способами вызывает возбуждение, которое часто может быть приятный.

Бентам описывает их как:

  1. Вкусовые удовольствия; включая все что угодно удовольствие испытывается при утолении голода и жажды.

  2. Удовольствие от опьянения.

  3. Удовольствия органа обоняния.

  4. Удовольствие от прикосновения.

  5. Простые удовольствия для слуха; независим от ассоциация.

  6. Простые удовольствия для глаз; независим от ассоциация.

  7. Половое удовольствие.

  8. Удовольствие от здоровья: или внутреннее удовольствие чувство или прилив духов (как его называют), которое сопровождает состояние полное здоровье и бодрость; особенно при умеренных физических нагрузках.

  9. Удовольствия новизны: или удовольствия, получаемые от удовлетворение аппетита любопытства путем применения новых объектов для любого из органов чувств.

2.

Удовольствия богатства

С деньгами у вас есть контроль и статус, который, как базовые потребности, может привести к большему счастью.

Бентам описывает удовольствия богатства как те, которые:

…человек способен исходить из сознания обладающий какой-либо статьей или статьями, которые стоят в списке инструментов пользование или безопасность, и, в частности, во время его первого приобретения их; в это время удовольствие может быть названо удовольствием выгоды или удовольствием приобретения: в других случаях удовольствие обладания.

3. Удовольствия мастерства

Радость просто в том, что ты можешь что-то сделать, будь то интеллектуальные упражнения или физические действия. Когда мы достигаем наших целей, мы чувствуем достижений и надежное знание того, что мы находимся под контролем.

По этому поводу Бентам сказал:

Удовольствие от мастерства, полученное на определенных объекты, это те, которые сопровождают применение таких конкретных инструменты наслаждения для их использования, поскольку они не могут быть применены без большую или меньшую долю трудностей или усилий.

4. Удовольствия дружбы

Дружба — это классический путь к счастью, и те, у кого есть хорошие друзья (и которые являются хорошими друзьями) могут рассчитывать на более долгую и полноценную жизнь.

Бентам описал это следующим образом:

Удовольствие от дружбы или саморекомендации удовольствия, которые могут сопровождать убеждение человека в приобретении или обладание доброй волей такого или такого переуступаемого лица или лиц в частности: или, как говорится, быть в хороших отношениях с ним или с ними: и в результате того, что он может пользоваться их спонтанные и безвозмездные услуги.

5. Удовольствия доброго имени

Имя одного свой бренд. То, кем вы являетесь в обществе, во многом является тем, кто вы есть на самом деле. Если у вас есть хороший репутация человека, то вы фактически имеете значительный кредит социальный капитал, который, в свою очередь, позволяет вам спрашивать других и ожидать люди, чтобы помочь вам без подсказки.

Бентам описал удовольствия доброго имени как то, что:

…сопровождать убеждение в том, что мужчина находится в приобретение или обладание благосклонностью мира к нему; то есть, о тех членах общества, с которыми он, вероятно, будет иметь дело; и как средство из него либо их любовь, либо их уважение, либо и то, и другое; и как плод этого, его мешают воспользоваться их спонтанным и беспричинным услуги. Их также можно назвать удовольствиями доброй славы, удовольствия чести или удовольствия моральной санкции.

6. Удовольствия власти

Сила дает возможность влиять других и является ключевым фактором, влияющим на чувство контроль.

Бентам отметил аспект боли-удовольствия власти, описывая удовольствия как те, что сопровождают:

убеждение человека в том, что он в состоянии распоряжаться люди, посредством своих надежд и опасений, чтобы дать ему пользу их услуги: то есть надеждой на какую-нибудь услугу или страхом перед какой-либо медвежью услугу, чтобы помешать оказать им

7.

Радости благочестия

Почти в противоположность силе благочестие заключается в том, чтобы быть почтительным и послушным, в том числе к семье, государству и церкви. Социальное ценности описывают, что такое «хорошо», и соблюдение этих правил может сделать вас чувствуют себя хорошо, особенно в отличие от тех злых людей, которые не следуют правила, как и вы.

Бентам сказал:

Удовольствия благочестия – это удовольствия, сопровождающие вера человека в приобретение или обладание доброй волей или благосклонность Высшего Существа: и как плод этого, его бытие в некотором роде наслаждаясь удовольствиями, которые должны быть получены по особому назначению Бога, либо в этом жизни или в жизни грядущей. Их также можно назвать удовольствиями религии, удовольствия религиозного настроения или удовольствия религиозного санкция.

8. Удовольствия доброжелательности

Когда у вас есть сила в виде ресурсы, которые вы можете использовать для любой цели, вы можете найти счастье в служение другим, помогая тем, кто менее способен помочь себе сам.

Бентам описал их как:

…удовольствия от просмотра любых удовольствий предполагается, что им обладают существа, которые могут быть объектами благотворительности; к остроумие, чувствительные существа, с которыми мы знакомы; под которым обычно включено, 1. Высшее Существо. 2. Люди. 3. Другие животные. Это может также можно назвать удовольствиями доброй воли, удовольствиями симпатии или удовольствия доброжелательных или социальных привязанностей.

9. Злобные удовольствия

В отличие от доброжелательности, сила может быть использована во вред другим, и это печальный приговор человеческому положению, что мы можем найти удовольствие в дискомфорт других (то, что немцы называют «злорадством»). Если мы честны, большинство из нас желали зла другим, а также причиняли им боль.

Бентам сказал, что удовольствия злобы исходят от:

…взгляд на любую боль, которую, как предполагается, испытывает существа, которые могут стать объектами недоброжелательности: а именно, 1. Люди. 2. Другие животные. Их также можно назвать удовольствиями недоброжелательности, удовольствиями вспыльчивого аппетита, удовольствия антипатии или удовольствия злобные или диссоциальные привязанности

10. Радости памяти

Иметь хорошую память можно быть благословением по многим причинам. По крайней мере, есть польза в возможности запоминать изученное. Кроме того, можно вспомнить прошлые удовольствия и способен предаваться ностальгическому наслаждению.

Бентам описал их как:

…удовольствия, которые, испытав то-то и то-то удовольствий, а в некоторых случаях даже после того, как человек испытал такие-то и такие-то боли, будет время от времени испытывать, вспоминая их в точном порядке и в обстоятельства, в которых они действительно наслаждались или страдали. Эти Производные удовольствия, конечно, можно разделить на столько видов, сколько существуют оригинальные восприятия, откуда они могут быть скопированы. Они также могут можно назвать удовольствиями простого воспоминания.

11. Удовольствия воображения

Человеческое воображение замечательно своей способностью создавать виртуальные реальность, которая, в крайнем случае, более реальна, чем реальный мир. По крайней мере воображение позволяет предаваться фантазиям. Это также может помочь вам мечтать о будущем которые вы можете практически реализовать.

Бентам описал удовольствия воображения как:

…удовольствия, которые можно получить от созерцания любых таких удовольствий, которые могут быть вызваны памятью, но в разного порядка и сопровождаются разными группами обстоятельств. Это может соответственно относиться к любому из трех основных моментов времени, настоящее, прошлое или будущее. Очевидно, что они могут допускать столько же различий, как у представителей предыдущего класса.

12. Удовольствия ожидания

Воображение помогает вам думать о будущем и создавать ожидания для грядущие удовольствия. Это ожидаемое удовольствие может быть столь же хорошим, если не лучше, чем удовольствие от происходящего.

Бентам описал их как:

…удовольствия от созерцания любого своего рода удовольствие, относящееся к будущему времени и сопровождаемое чувством вера. Они также могут допускать такие же различия

13. Удовольствия, зависящие от ассоциации

Человеческий мозг работает, связывая нейроны в мысли и сны, которые могут привести к приятным мечтам. В мечтах, например, мы задаемся вопросом о том, что может быть и может придумывать связанные идеи, которые приносят нам дополнительную пользу.

Бентам объясняет:

…удовольствия от общения – это удовольствия, которые объекты или события могут оказаться не сами по себе, а просто в в силу какой-то ассоциации, возникшей у них в уме с определенными объектами или инциденты, которые сами по себе приятны. Так обстоит дело, для например, с удовольствием умения, когда предоставляется такой набор инцидентов как составить партию в шахматы. Это вытекает из его приятного качества связь частично с удовольствиями от мастерства, как это осуществляется в производстве происшествий, доставляющих удовольствие сами по себе: отчасти из-за связи с радости власти. Так обстоит дело и с радостью удачи, когда вызванные такими инцидентами, которые составляют азартную игру или любую другую игру шанс, когда играли впустую. Это вытекает из приятного качества его связь с одним из удовольствий богатства; а именно, с удовольствием приобрести его

14. Удовольствия облегчения

Рельеф – форма закрытия где ожидаемое неприятное событие не происходит. В таких случаях отсутствие неприятность переживается как приятность сама по себе.

Комментарий Бентама по этому поводу:

В каталог удовольствий соответственно можно добавить удовольствия облегчения: или удовольствия, которые испытывает человек, когда после того, как он переносит какую-либо боль в течение определенного времени, она прекращается или утихать. Конечно, их можно разделить на столько видов, сколько существует боли: и может породить столько удовольствий памяти, воображения и ожидания.

Бентам был очень проницательным философом, составившим интересный список удовольствия, которые вы можете учитывать при попытке убедить. Если вы можете предложить увеличить удовольствие (или угрожать его уменьшением), то этого может быть достаточно для вам добиться согласия.

См. также

Утилитаризм

 

Джереми Бентам, Введение в принципы морали и Законодательство (1789; 2-е изд., 1823)

 

Какие бывают виды удовольствия? Как мы можем достичь более высокого и большего удовольствия? — Архив вопросов

Истинное определение наслаждения – это ощущение того, что соответствует и гармонирует со своей сущностью и истинной природой, то есть подобные ощущения приносят радость, блаженство и покой. И наоборот, вещи, противоречащие изначальному поведению и сущности человека, приносят только боль и тревогу.

Таким образом, каждый человек неизбежно радуется чему-то и в то же время возмущается чем-то другим, но то, что он радует и возмущается, зависит от его этической позиции. Человек – это существо, которое ищет удовольствия и делает все, чтобы получить только удовольствие. Некоторые понимают, что удовольствие ограничивается чувственными и плотскими удовольствиями, которые, если бы они должны были ограничить и лишить себя и выйти из харам (запрещенных) их ради довольства Аллаха, им пришлось бы пройти через большое давление и трудности; эти люди думают, что послушные рабы Божии никогда ничем не наслаждаются и поэтому мир не в их пользу. Но дело обстоит как раз наоборот; ибо удовольствие не ограничивается чувственными удовольствиями, и есть много удовольствий более высоких и больших, чем чувственные и плотские удовольствия.

Удовольствие можно разделить по нескольким различным показателям, но в конкретном подразделении мы можем разделить удовольствие на следующие типы:

1. Чувственные удовольствия: удовольствия, воспринимаемые нашими пятью чувствами.

2. Иллюзорные удовольствия: удовольствия, переживаемые посредством воображения, такие как удовольствие от наших снов, удовольствие от воображения того, что мы находимся в красивой и спокойной обстановке, удовольствие, которое мы испытываем, вспоминая хорошее воспоминание, и т. д.

3. Aqli (интеллектуальный) Удовольствие: Удовольствие, являющееся результатом понимания реальностей, относящихся к интеллекту; например, удовольствие, которое мы испытываем, когда решаем математическое уравнение или трудный вопрос в физике, и вообще удовольствие от понимания рациональных реалий.

4. Мистическое и (духовное) удовольствие: Подобно наслаждению, которое вызывает послушание и служение Богу. Хотя истинный слуга не должен преследовать никакой другой цели, поклоняясь Богу, потому что поклонение должно совершаться исключительно для Бога, каждый человек испытывает определенный вид удовольствия в поклонении Богу, которое не ниже чувственного удовольствия, а в некоторых случаях намного выше и больше. чем это.

Аллама Джафари разделил различные виды удовольствия и боли на две группы: физическое (материалистическое) удовольствие и боль и духовное (мистическое) удовольствие и боль. Основные материальные удовольствия состоят из непосредственных удовольствий, таких как удовольствие от еды, питья, одежды, и косвенных удовольствий, таких как талант, привлечение любви и внимания, господство над другими, удовольствие от спокойствия и свободы. К основным духовным удовольствиям относятся служение святому долгу и близость к Богу. [1]

Однако то, какое удовольствие выше, зависит от точки зрения и мировоззрения. С точки зрения мумина (верующего), наивысшим удовольствием для человека Божьего является получение абсолютного удовлетворения Бога, поэтому все, что помогает ему достичь удовлетворения Бога, также считается высшим удовольствием.

Мумин (верующий) неизменно ищет способ совершить добрые дела; не получать чувственных удовольствий и добиваться мирских интересов. Хотя иногда это благо может быть горьким и твердым; Это означает, что когда оно оценивается чувственными и материалистическими мерками, оно не является ни приятным, ни полезным, но по иронии судьбы оно признается хорошим aql (интеллект). Вдобавок ко всему есть вещи, которые не только кажутся не имеющими материальной пользы, но и ум о них молчит; тем не менее вахи (откровение), которое выше интеллекта и считается его учителем, помогающим раскрывать и раскрывать его сокровища, диктует, что оно хорошо, и впоследствии интеллект соглашается и требует, чтобы тело придерживалось его.

В Священном Коране сказано, что критерием для совершения чего бы то ни было является то, чтобы это было хорошо, а не то, что влечет за собой материальные удовольствия, и единственное, что может сказать нам, что хорошо, а что нет, — это откровение: «Это может быть, вы не любите что-то, хотя оно для вас хорошо, и может быть, вы любите что-то, когда это для вас зло, и Аллах знает, а вы не знаете». [2]

Этот аят говорит нам, что наша истинная сущность – это наша фетра (врожденная склонность к добру) и поэтому наше тело – это просто инструмент, и то, что должно иметь для нас значение и быть хорошим, это то, что приносит пользу душе и нашей сущности, а не материальным тело, которое является лишь инструментом.

Путь к большему удовольствию:

По этому поводу аятолла Джавади говорит: «Те, кто обладают интеллектом, благочестивы, мистики и поклонники Бога, которые испытали вкус лидерства, различают и определяют положение лидера и последователя; Это означает, что они назначают душу лидером, а тело — ведомым, что очень приятно.