Все ленты ксавье долана – Золотой мальчик авторского кино Ксавье Долан об «Это всего лишь конец света»: Кино: Культура: Lenta.ru

Содержание

Долан, Ксавье — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Долан.

Ксавье́ Дола́н-Та́дрос (фр. Xavier Dolan-Tadros; род. 20 марта 1989, Монреаль, Квебек, Канада) — канадский кинорежиссёр, актёр, сценарист, монтажёр, художник по костюмам, клипмейкер и продюсер. Получил международную известность после своего режиссёрского дебюта в фильме «Я убил свою маму» (2009), премьера которого состоялась на Каннском кинофестивале в 2009 году[1]. Трёхкратный лауреат премии «Сезар» в номинациях «Лучший фильм на иностранном языке» (Мамочка), «Лучшая режиссура» (Это всего лишь конец света) и «Лучший монтаж» (Это всего лишь конец света). Обладатель восьми наград Каннского кинофестиваля.

Ранние годы[править | править код]

Ксавье Долан-Тадрос родился 20 марта 1989 года в Монреале, крупнейшем городе франкоязычной провинции Квебек, Канада. Его родители — отец Мануэль Тадрос, актёр египетского происхождения, и мать — Женевьев Долан, руководитель приёмной комиссии колледжа, расстались, когда ему было два года

[2]. В дальнейшем мальчика воспитывала мать.

Карьера[править | править код]

В четырёхлетнем возрасте Ксавье по инициативе отца оказался на съёмочной площадке в качестве модели в рекламных роликах квебекской аптечной сети «Жан Кутю» (Jean Coutu)[3][4]. В пять лет он дебютировал на канадском телевидении, сыграв в телефильме Miséricorde (1994). Затем последовали несколько небольших ролей в фильмах и сериалах[3], а также работа по озвучиванию англоязычного кино (его голосом, в частности, в канадском прокате говорит Рон Уизли из «Гарри Поттера»)[2].

Как заметил один из критиков журнала Cinema Scope, Ксавье «рос буквально на глазах канадских зрителей»[4]. В 2007 году в короткометражной ленте Этьена Дерозье «В зеркале лета» он сыграл подростка, который сталкивается с вопросом собственной сексуальности. Эта тема, имевшая для актёра личное измерение, впоследствии получила развитие в его самостоятельном режиссёрском творчестве

[5].

Самым заметным появлением юного Долана на экране стала эпизодическая роль в хоррор-фильме Паскаля Ложье «Мученицы» (2008), пользовавшимся успехом в национальном прокате[3][4]. В титрах фильмов с его ранними актёрскими работами, как правило, указана его двойная фамилия — Долан-Тадрос[3].

Неусидчивый характер и стремительное развитие карьеры не позволили Ксавье Долану вписаться в школьные рамки, и в шестнадцать лет он бросил учёбу, оставшись без аттестата о полном среднем образовании (BAC). В графе «Образование» своего резюме он указывает два пункта: семинар сценарного мастерства Роберта Макки и курс английского языка по методике «Берлиц»[2]. Период, последовавший за расставанием со школой, Долан определил для себя как «небытие»[6]: к нему не поступало предложений новых ролей, его творческая энергия не находила выхода.

Этот «простой» он решил использовать с пользой для себя и выразил свою неудовлетворённость в наброске фильма, «в котором он мог бы исполнить главную роль, и который стал бы сенсацией в Каннах»

[2]. Сценарий был готов, когда Долану исполнилось семнадцать[4]; тогда же он решил, что должен самостоятельно его поставить. Задуманное удалось осуществить через два года, и в 2008 году начинающий кинорежиссёр приступил к съёмке дебютного фильма «Я убил свою маму»[2][4].

Фильм «Я убил свою маму» сам Ксавье Долан описывает как автобиографический. В главных ролях вместе с Доланом в фильме снялись франко-канадская актриса Анн Дорваль (в роли матери героя Долана) и молодой талантливый франко-канадский актёр — звезда сериала «Борджиа» — Франсуа Арно (в роли любовника героя Долана). Фильм участвовал в программе «Двухнедельник режиссёров» Каннского кинофестиваля в 2009 году и завоевал три награды[7], а также был выдвинут Канадой на премию «Оскар», однако не попал в число финалистов

[8].

В 2009 году Долан снимает фильм «Воображаемая любовь», который выиграл «Prix Regard Jeune» программы «Особый взгляд» Каннского кинофестиваля и награду Сиднейского кинофестиваля.

Любимые фильмы Ксавье Долана

Третий фильм Долана — «И всё же Лоранс», — о трансгендерах[10]. Съёмки прошли летом 2011 года[11]. Его премьера состоялась 18 мая 2012 года на Каннском кинофестивале.

В 2009 году Долан участвовал в дублировании на французский язык мультсериала «Южный Парк», в котором озвучил роль Стэна[12].

В мае 2012 года Долан объявил о намерении снять свой четвёртый фильм по пьесе канадского драматурга Мишеля Бушара «Том на ферме» (Tom à la Ferme)[13]. Производство картины «Том на ферме» было завершено в 2013 году, и она вошла в основную конкурсную программу 70-го Венецианского кинофестиваля

[14].

В 2014 году на экраны вышла пятая полнометражная работа Ксавье Долана «Мамочка», тематически близкая его дебютной картине «Я убил свою маму». В центре фильма вновь оказались отношения матери-одиночки и её проблемного сына. Роль последнего исполнил канадский актёр Антуан-Оливье Пилон, а в образе матери вновь предстала Энн Дорваль.

Премьера «Мамочки» состоялась в основном конкурсе Каннского кинофестиваля, по итогам которого Долан был удостоен Приза жюри (причём эту награду он разделил с Годаром, отмеченным за 3D-ленту «Прощай, речь»). В феврале 2015 «Мамочка» получила высшую французскую кинопремию «Сезар» как лучший иностранный фильм.

В 2015 году Долан был отобран для участия в жюри основного конкурса Каннского кинофестиваля 2015 года[15][16]. В том же году он снял клип на песню «Hello», для альбома британской певицы и автора песен Адели, «25»[17]. Видео побило рекорд музыкального сайта «Vevo», для большинства просмотров за 24 часа, более 27,7 миллиона просмотров

[18]. Клип также был с самым примечательным показом кадров, снятых в IMAX[19]. Долан получил премию «Джуно», за режиссуру этого клипа[20].

Следующим фильмом Долана стала экранизация пьесы Жана-Люка Лагарса «Juste la fin du monde», под названием «Это всего лишь конец света». В фильме снялись Марион Котийяр, Гаспар Ульель, Венсан Кассель, Леа Сейду и Натали Бэй. Съёмки начались в конце мая 2015 года[21]. Фильм был официально отобран на Каннском кинофестивале 2016 года, в конкурсе за «Золотую пальмовую ветвь», хотя не попал в число номинантов[22].

Премьера фильма вызвала поляризованную реакцию аудитории и критиков, а в журнале Vanity Fair назвали его «самым разочаровывающим фильмом в Каннах»[23][24][25]. Критики из The Hollywood Reporter назвали этот фильм «холодным и глубоко неудовлетворительным»

[26], а в Variety ассоциировали его с «часто мучительным, драматическим опытом»[27]. Во время фестиваля Долан выступил против негативной критики в СМИ[28][29]. Фильм также получил положительные отзывы от критиков, в том числе от журнала The Guardian, в котором его назвали «блестящим, стилизованным и галлюцинаторным вызовом семейной дисфункции»[30].

Фильм получил «Гран-при» и «Приз экуменического жюри»[31][32]. За работу над этим фильмом Долан получил две премии «Сезар», за «Лучшую режиссуру» и «Лучший монтаж»[33]. А также Ксавье Долан получил три премии «Canadian Screen Awards», за «Лучший фильм», «Лучшую режиссуру» и «Лучший адаптированный сценарий»[34].

10 сентября 2018 года, на международном кинофестивале в Торонто, состоялась премьера седьмого фильма Долана, «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована», который стал его англоязычным дебютом[35]

. В главных ролях снялись Кит Харингтон, Натали Портман, Джейкоб Трамбле, Кэти Бэйтс, Сьюзан Сарандон и Тэнди Ньютон. В российский прокат «Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» выйдет 15 августа 2019 года[36].

После премьеры фильм получил повсеместно негативные отзывы от критиков. Критики из журнала IndieWire (англ.)русск., назвали фильм Долана «худшим в его карьере»[37]. Критики из журнала The Guardian, дали фильму одну из пяти звезд, посчитав его «сомнительным беспорядком»[38]. В журнале Now (англ.)русск., кинокартину посчитали «посредственной в лучшем случае»[39]. В The Hollywood Reporter, назвали актёрский состав «впечатляющим», но фильм по их мнению стал «наполовину испорченной, громоздкой, чрезмерно длинной психодрамой»[40]. В более положительном отзыве от Screen International (англ.)русск. написали, что фильм «может посетить много незнакомой территории для Долана, в этой форме хорошо приветствовать его дома»

[41].

Ксавье Долан сказал, что на него не особо влияют какие-либо конкретные режиссёры, хотя в 2009 году Долан определил Михаэля Ханеке, как одного из своих любимых режиссёров, за его точную работу с камерой и сильные сценарии, ссылаясь на «Забавные игры» (1997) и «Пианистку» (2001), как на своих фаворитов[42].

В 2014 году на Каннском кинофестивале, Долан сказал, что фильм «Пианино» (1993), Джейн Кэмпион, был для него главным вдохновением. Он также отметил, что фильм «Титаник» (1997), оказал раннее влияние на его решение войти в киноиндустрию[43]. Ксавье Долан отдал дань уважения кинокартине «Мой личный штат Айдахо» (1991), которая повлияла на его дебютный фильм «Я убил свою маму» (2009)[44], и добавил что он был под влиянием сцены падающих с неба лягушек в фильме «Магнолия» (1999), но сказал в 2013 году:

«Я пытаюсь сказать, что режиссёры на меня не влияют… Я читал в основном каждый отзыв о моих фильмах, потому что я сумасшедший, и я сосредоточен на том, что отрицательно, и я хочу знать, что люди думают и почему они думают так, или иначе. Так много раз мне надоедали люди с вопросами об «отсылках к фильмам и влиянии», которые никогда не были моими зрителями, которые проецировали свои мнения, ассоциации и предположения на меня… Но давайте начистоту, идеи путешествуют, и всё уже сделано, теперь всё дело в интерпретации вещей»

[45].

Оригинальный текст (англ.)

What I’m trying to say is that I’m not that influenced by directors…. I’ve read basically every review of my films because I’m crazy and I focus on what’s negative and I want to know what people think—and why they think it. So many times I’ve been bullied into references and influences that were never mine by viewers that would project their opinions and associations and assumptions on me…. But let’s get real: ideas travel and everything’s been done, it’s all a matter of interpreting things again now.

Долан — открытый гей[46]. Он описал фильм «Я убил свою маму» как полу-автобиографичный[47].

Режиссёр, сценарист, продюсер[править | править код]

Актёр[править | править код]

Художник по костюмам[править | править код]

Монтажёр[править | править код]

Музыкальные клипы[править | править код]

Xavier Dolan Cannes 2015 3.jpg
Победы44
Номинации32

Ниже представлен список наград и номинаций канадского кинорежиссёра Ксавье Долана. Он был награждён как лучший режиссёр, сценарист, актёр, продюсер и художник по костюмам в своих фильмах. Долан является обладателем наград Каннского кинофестиваля, девяти премий «Canadian Screen Awards (англ.)русск.», трёх премий «Сезар» и др[48]. Полный список наград и номинаций на сайте IMDb.com[49].

Канадский комитет по отбору заявок на премию «Оскар» за «Лучший фильм на иностранном языке», выбрал фильм Долана «Я убил свою маму», для номинации на 82-й церемонии вручения премии «Оскар», фильм «Мамочка», для 87-й церемонии вручения премии «Оскар» и «Это всего лишь конец света», для 89-й церемонии вручения премии «Оскар», но ни один из них не был номинирован[50][51][52].

Каннский кинофестиваль[править | править код]

Сезар[править | править код]

Canadian Screen Awards[править | править код]

Премия «Джини» ранее была высшей канадской кинопремией, но в 2012 году она вместе с премией «Джемини» была объединена в одну — «Canadian Screen Awards»[62].

ГодКатегорияРаботаРезультат
2010Claude Jutra AwardsЯ убил свою мамуПобеда[63]
2013Лучшая режиссураИ всё же ЛорансНоминация[64][65]
Лучший оригинальный сценарийНоминация
Лучший дизайн костюмовПобеда
2014Лучшая режиссураТом на фермеНоминация[66][67]
Лучший фильмНоминация
Лучший адаптированный сценарийНоминация
2015Лучшая режиссураМамочкаПобеда[68]
Лучший фильмПобеда
Лучший дизайн костюмовНоминация
Лучший монтажПобеда
Лучший оригинальный сценарийПобеда
2017Лучшая режиссураЭто всего лишь конец светаПобеда[69]
Лучший фильмПобеда
Лучший адаптированный сценарийПобеда

Prix Iris[править | править код]

Кинопремия Квебека ранее была известна как «Jutra Awards», название «Prix Iris (англ.)русск.» было объявлено в октябре 2016 года[70].

ГодКатегорияРаботаРезультат
2010Лучший фильмЯ убил свою мамуПобеда[71][72]
Лучший режиссёрНоминация
Лучший сценарийПобеда
Лучший актёрНоминация
Самый успешный фильм за пределами КвебекаПобеда
2013Лучший режиссёрИ всё же ЛорансНоминация[73]
Лучший сценарийНоминация
Лучший международный фильмНоминация
2014Самый успешный фильм за пределами КвебекаТом на фермеНоминация[74]
2015Лучший фильмНоминация[75][76]
Лучший режиссёрНоминация
Лучший сценарийНоминация
Лучший фильмМамочкаПобеда[77]
Лучший режиссёрПобеда
Лучший сценарийПобеда
Лучший дизайн костюмаНоминация
Лучший монтажПобеда
2017Лучший фильмЭто всего лишь конец светаПобеда[78][79]
Лучший режиссёрПобеда
Лучший кастингПобеда
Public PrixНоминация
Самый Успешный Фильм За Пределами КвебекаПобеда

Другие награды[править | править код]

Источники[править | править код]

  1. ↑ Xavier Dolan’s long road to instant success (англ.). The Globe and Mail. Дата обращения 1 июня 2016.
  2. 1 2 3 4 5 André Ducharme. L’étrange histoire de Xavier Dolan (фр.). L’actualité (10 juillet 2010). Дата обращения 30 июля 2013. Архивировано 24 августа 2013 года.
  3. 1 2 3 4 Steve Gravestock. Xavier Dolan (англ.). Canadian Film Encyclopedia. Toronto International Film Festival. Дата обращения 30 июля 2013. Архивировано 24 августа 2013 года.
  4. 1 2 3 4 5 Jason Anderson. Spotlight. Les amours imaginaires (Xavier Dolan, Canada) (англ.). Cinema Scope, Issue 43 (Summer 2010). Дата обращения 30 июля 2013. Архивировано 24 августа 2013 года.
  5. David Parkinson. Parky at the Pictures (DVD 12/7/2012) (англ.). The Oxford Times (12 July 2012). Дата обращения 30 июля 2013. Архивировано 24 августа 2013 года.
  6. Eftihia Chatzistefanidi. Portrait: Xavier Dolan (англ.). NisiMazine Cannes, № 8 (22 May 2009). Дата обращения 30 июля 2013. Архивировано 24 августа 2013 года.
  7. ↑ «Québécois filmmaker electrifies Cannes». The Globe and Mail, May 25, 2009.
  8. ↑ Pas d’Oscar (неопр.) (20 января 2010). Архивировано 23 мая 2013 года. (фр.)
  9. ↑ Xavier Dolan’s Top 10 — Explore — The Criterion Collection (англ.).
  10. Bélanger, Cédric. Xavier Dolan gagne trois prix a Cannes (фр.), Canoe (22 мая 2009). Архивировано 7 июня 2011 года. Дата обращения 25 мая 2009.
  11. Laurence Anyways (2012) — IMDb (англ.) на сайте Internet Movie Database
  12. ↑ South Park to air in French this fall, CBC News (14 августа 2009). Архивировано 16 августа 2009 года. Дата обращения 15 августа 2009.
  13. ↑ «Xavier Dolan Announces Fourth Film, Will Direct Adaptation of Michel Marc Bouchard’s Play ‘Tom à la Ferme'», Charlie Schmidlin (7 мая 2012). Архивировано 13 мая 2013 года. Дата обращения 16 марта 2013.
  14. ↑ Venice film festival 2013: the full line-up (англ.). guardian.co.uk (25 July 2013). Дата обращения 25 июля 2013. Архивировано 20 августа 2013 года.
  15. ↑ The Jury of the 68th Cannes Film Festival (англ.). Cannes Film Festival. Дата обращения 21 апреля 2015.

фильмография, фото, биография. Актер, Режиссер, Продюсер, Сценарист, Художник, Монтаж.

Краткая биография

Ксавье родился 20 марта 1989 года во втором по величине городе Канады Монреале. Мать мальчика, Женевьев Долан, работала преподавателем в колледже. В ее обязанности также входило руководство приемной комиссией для абитуриентов. Отцом Ксавье был актер Мануэль Тадрос. Благодаря последнему сын унаследовал египетские корни. Также именно отец был инициатором привлечения мальчика на съемочную площадку. Дебют Долана перед камерой состоялся, когда ребенку едва исполнилось четыре года. Его первой работой стали съемки в рекламной кампании для сети местных аптек «Жан Кутю». К этому времени семья Ксавье уже распалась. Родители развелись, когда сыну было два. Однако мать не возражала против постоянного участия отца в воспитании ребенка. Кинематографический дебют состоялся в пятилетнем возрасте. Первой стала роль Филса в канадском телесериале Жана Боудена «Misericorde». В 1997 году Ксавье появился в образе Эдуарда в полнометражной комедии Клода Фурнье «Орел или решка», главные роли в которой сыграли такие актеры, как Рой Дюпри и Шарлотта Лорье. Спустя четыре года он принял участие в съемках приключенческой комедии о детских играх Роджера Кантина «Тайная крепость», а в 2007 году актер получил свою первую главную роль в короткометражной драме Этьена Дерозье «Зеркальное лето». Героем Долана стал меланхоличный подросток по имени Жюльен. Главной темой картины стало изучение вопроса сексуальной идентификации, происходящей в голове юноши. Спустя год на экраны вышла новая актерская работа Ксавье в фильме ужасов Паскаля Ложье «Мученицы», рассказывающем странную историю о пропавшей девочке. В 2009 году ему досталась роль в драме Мишлен Ланкто «Сьюзи». Одновременно с этим шла усиленная работа над другим более важным проектом. Ксавье готовился к созданию собственного фильма, биографической драмы «Я убил свою маму», сценарий для которой он начал писать двумя годами ранее. Сюжет картины рассказывал полуавтобиографическую историю самого Долана. Главным героем фильма стал юный шестнадцатилетний Юбер, а в центре событий оказались его сложные, подчас болезненные отношения с матерью, на фоне которых разворачивается повседневность юноши. Как позднее признался режиссер, он лично написал сценарий для ленты, стал ее режиссером, исполнителем главной роли, специалистом по подбору костюмов, музыки, актеров. Он также лично вложил все свои средства в производство фильма, что лишило его средств к существованию на целый год вперед. Усилия и затраты не прошли даром. Фильм принял участие в Каннском кинофестивале и был удостоен трех престижных наград. Год спустя в следующую программу кинофестиваля был включен второй режиссерский проект Ксавье, мелодрама «Воображаемая любовь». Помимо этого, картина стала обладательницей главного приза Сиднейского кинофестиваля и собрала массу положительных отзывов. В 2012 году Долан представил на суд кинематографического сообщества свою третью работу — драму о любви между мужчиной и женщиной, в которую вмешались вопросы транссексуальности. Премьера картины состоялась на очередном Каннском кинофестивале в рамках программы «Особый взгляд». Четвертой режиссерской работой Ксавье стала драма «Том на ферме». В центре сюжета оказались похороны Гийома, на которые, помимо членов его семьи, приехал также его молодой любовник Том. Лента была удостоена приза ФИПРЕССИ на Международном венецианском кинофестивале.

Все фильмы Ксавье Долана от худшего к лучшему — Wonderzine

Лучший на сегодня фильм Долана, впрочем, тот, что в его фильмографии кажется промежуточным — транзитом между пубертатным буйством первых двух фильмов и угнетенной сексуальностью «Тома» и «Мамочки». «И всё же Лоранс», трехчасовая почти опера о пути монреальца Лоранса Алия к трансгендерной трансформации, удивительным образом практически лишена предкоитального надрыва будущих фильмов Долана — для кино о телесности оно парадоксально бестелесно.

Компенсирует этот странный диссонанс Долан вновь чрезмерностью стиля — каждая вторая сцена снята здесь в по-карваевски утопленных в цвете коридорах; все остальные пускаются в визуальный разгул, больше напоминающий клипы Groove Armada или Basement Jaxx, чем традиционный каннский репертуар. Тем поразительнее, что именно эти анахроничные упражнения в банальности работают здесь лучше всего.

Парадокс Долана заключается в том, что он регулярно пользуется приемами, давно растасканными масс-культом, но при этом, хоть и не очень умело, снимает мощные, так или иначе завораживающие фильмы. Кажется, что дело здесь в том, что как режиссер он больше всего напоминает больного синдромом Туретта. Заговорив, он не может остановиться, пока не выплеснет из себя еще и все проклятия мира, попутно вдруг заявляя те жизненно важные максимы, которые адекватные, разумные люди произнести бы никогда не решились элементарно из правил хорошего тона.

В его кино невероятно много лишнего (здесь если целуются, то показывая всему кинозалу языки, если тащат в кадр блестящее, то до ослепления) — и да, за цитатами из «новой волны» и романтическими цветофильтрами у него часто скрывается пустота. Но профессия кинорежиссера, впрочем, и не подразумевает обязательности высказывания — кому-то хватает чувствительности и восприимчивости для того, чтобы служить ретранслятором менее явных и хуже вербализуемых материй. Когда Долан повторяет увиденное у Годара и других классиков, он может быть невыносим. Но, когда он позволяет себе уходить на территорию образов, менее осознанных (как в «Лорансе», в котором вдруг проявляется пошлейшая — и упоительная — дискотека 90-х), его фильмы начинают сквозить энергией, не виданной со времен Пазолини. По меркам последнего, Долан, конечно, катастрофически травояден — но тут уж какое время, такой и Пазолини.

Как мир полюбил Ксавье Долана — Статьи на КиноПоиске

Ксавье Долан стал звездой, сняв дебютный фильм в 19. Спустя всего 6 лет его пятая картина «Мамочка» берет приз жюри в Канне и, как и первый фильм, отправляется на «Оскар» от Канады. КиноПоиск вспоминает пока еще короткую, но уже очень яркую фильмографию молодого режиссера.

В российский прокат выходит «Мамочка» Ксавье Долана — молодого канадского режиссера, которого признали вундеркиндом пять лет назад после дебютной картины «Я убил свою маму». Первый фильм Долан снял всего в 19, и его картина была выбрана Канадой в качестве национального претендента на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», но в список номинантов на премию не вошла. «Мамочка», уже получившая приз жюри на Каннском кинофестивале (Долан поделил его с Жан-Люком Годаром), вновь будет бороться за оскаровскую номинацию.

Амбициозный 25-летний режиссер уверен, что сейчас у него куда больше шансов. «Со времен „Я убил свою маму“ много чего произошло. Я побывал на множестве фестивалей, завел связи. Все эти контакты могут внести свой вклад в успех оскаровской кампании. В 2009 году я был новичком во многих отношениях. С тех пор я многому научился», — говорит Долан в интервью «Монреальской газете». И добавляет, что всегда мечтал о многом и ни разу не жалел о своих чаяниях. Сейчас же Долан, выпускавший по фильму в год, берет небольшой перерыв, чтобы посвятить себя учебе. Но вряд ли его отсутствие будет долгим. У Ксавье уже готов сценарий на английском языке, и можно не сомневаться, что голливудские звезды выстроятся в очередь. Джессика Честейн практически договорилась об участии в его будущих проектах путем нежнейшей твиттер-переписки с канадцем.

КиноПоиск вспоминает фильмы Ксавье Долана и его путь от талантливого новичка до каннского лауреата.

История Юбера (сам Ксавье Долан, чья актерская карьера началась в 4 года), 16-летнего юноши из Монреаля, и его непростых отношений с матерью (Энни Дорвал). Ситуация осложняется, когда мать Юбера узнает о его гомосексуальности и знакомится с бойфрендом сына. Убийство — только на бумаге, а на экране — живые и конфликтующие персонажи, отсылки к классике мирового кино и поражающая воображение любовная сцена в брызгах краски а-ля Джексон Поллок. Частично автобиографичный сценарий Долан, открытый гей, написал, когда ему самому было 16, а к съемкам приступил в 19 лет, вложив собственные средства.

Старт в рамках программы «Двухнедельник режиссеров» Каннского кинофестиваля сразу приковал к Долану внимание мировой прессы, восхищенной талантом и дерзостью канадца, бросившего школу и ставшего режиссером в столь юном возрасте. «Золотая камера» за лучший дебют ему не досталась, однако три чуть менее престижные награды в Канне и ворох призов на международных фестивалях среднего калибра, а также признание критиков на родине — это не так уж и мало для 20-летнего режиссера.

В манерной и нарочито эстетской картине о любовном треугольнике Долан снова сам играет главную роль, не забыв пригласить свой талисман в лице актрисы Энни Дорвал (мама из дебютного фильма) на небольшую роль. Мелькнула в финальных кадрах и звезда «Мечтателей» Луи Гаррель. Второму фильму канадского вундеркинда уже удается пробраться в «Особый взгляд», вторую по значимости (после основного конкурса) программу Каннского кинофестиваля, и вызвать стоячую овацию. Впрочем, серьезные награды картине не достались. «Воображаемая любовь» получила в основном позитивные оценки критиков, хотя без едких рецензий не обошлось. Долан признался, что читает отзывы на свои фильмы, и те его задевают. Впрочем, критика точно не была способна сбить его с пути, ведь канадец уже готовил новую работу.

Вновь премьера в каннском «Особом взгляде». На этот раз Ксавье ждут восторженные отзывы прессы, а актрису Сюзанн Клеман — премия за лучшую женскую роль. ЛГБТ-сообщество вручает ему собственную награду. И есть за что: Долан разбирает в своем третьем фильме актуальнейшую, но нечасто встречающуюся на экране тему трансгендеров. Главную роль Ксавье на этот раз не забрал себе, а отдал Мельвилю Пупо. Его герой — успешный писатель и преподаватель литературы Лоранс, который признается своей девушке Фредерик (Сюзанн Клеман), что всегда ощущал себя женщиной в мужском теле. Хотя это не отменяет его любви к Фредерик, их отношения уже не могут быть прежними.

С «Томом» канадец изменил Каннскому кинофестивалю, променяв набережную Круазетт на место в основном конкурсе Венецианского смотра. А вот гомоэротическая составляющая никуда не делась, хотя историю странных отношений копирайтера Тома (ставший блондином Долан) и брата его погибшего любовника Гийома, Франсиса (Пьер-Ив Кардинал), Долан подал под соусом почти хичкоковского триллера. Режиссера хвалят за смену жанра и упрекают в нарциссизме: камера буквально влюблена в его лицо, впрочем, надо признать, там есть во что влюбиться. За «Тома» в этот раз уже болела вся фестивальная пресса, но Долан вновь остался без признания жюри, получив лишь награду ФИПРЕССИ.

Долан вновь выходит из кадра. На этот раз чтобы отдать квадратное пространство экрана двум любимым актрисам, Сюзанн Клеман и Энни Дорвал, а также новичку Антуану Оливье Пилону. Ксавье Долан вновь заставил Канн аплодировать стоя, на этот раз наконец-то попав в основной конкурс. «Ну, тут-то уж точно будет „пальма“!» — перешептывались в надежде журналисты. За пять лет юноша буквально на их глазах превратился из талантливого новичка в одного из самых любопытных режиссеров и стал практически родным. Шутка ли, ежегодно встречать одного и того же режиссера на главных международных фестивалях и при этом каждый раз удивляться его картинам, среди которых ни одну не назовешь провалом. Но Долану досталась лишь бронза, приз жюри, да и тот напополам с Годаром. Впрочем, впереди англоязычный дебют и многолетняя карьера, а воплощать свои мечты, как мы знаем, канадец умеет.

Ксавье Долан: Молод и прекрасен

Я стараюсь делать честные, свободные фильмы. Делать то, что хочу и когда хочу.

В мире кино его называют не иначе как вундеркиндом. Серьезные фильмы он начал смотреть в 16 – 17, а в 19 уже снял собственный серьезный фильм. В историю кинематографа Долан вошел дерзко и стремительно, без многолетнего пути к успеху, мучительного непризнания и разгромных рецензий кинокритиков. Сегодня на счету 27-летнего режиссера, сценариста, актера, продюсера, монтажера и художника по костюмам пять кинокартин, одаренных наградами международных фестивалей. В общем, с законом Мерфи, о котором в шутку упоминает главный герой в «И все же Лоранс», Долан вряд ли знаком – они для простых смертных, он же, кажется, живет по индивидуальным законам благоволящей ему Вселенной, ибо Долан не только умен и талантлив, но и чертовски красив (да как так можно вообще). Он словно скроен по какой-то другой, неземной формуле, предполагающей вечную гармонию формы и содержания, внешнего и внутреннего. Таковы и его работы – яркие и незабываемые, сложные и проникновенные, наполненные бесконечной красотой и вместе с тем глубоким смыслом.


«Я создаю то, что меня волнует, что я понимаю и к чему я имею отношение. Затем я выпускаю все это и приступаю к следующей работе». Что же волнует Ксавье Долана? Конечно, любовь – любовь сложная, мучительная, любовь невозможная. Первые три фильма – о невозможной любви, имеющей разные воплощения в зависимости от возраста и жизненного этапа их создателя.

Сценарий дебютной полуавтобиографической драмы «Я убил свою маму» (2009) Ксавье написал в 16 лет. Душераздирающая история любви и ненависти матери (Энн Дорваль) и сына (сам Долан) начинается с черно-белого видеодневника главного героя: «Я люблю ее, могу смотреть на нее, здороваться с ней, быть рядом. Но я не могу быть ее сыном». 16-летний подросток-бунтарь Убер любит свою маму потому, что это его мама – и ненавидит за все остальное: вздорность, забывчивость, посредственность, неопрятность, старомодную одежду, тигровый абажур, цветастую посуду и бабочки на стенах. Они орут друг на друга так, что лопаются перепонки, а затем так же бурно и неистово признаются друг другу в любви. Убийство, конечно, виртуальное – подобно герою «400 ударов» Франсуа Трюффо Убер врет преподавателю, что его мать умерла. Именно учительница, скромная рассудительная Жюли Клотье (Сюзанн Клеман), помогает подростку в минуты отчаяния, цитируя Кокто («Мать никогда не станет другом своему сыну») и Мюссе («Мама, я признаюсь, что в этом обманчивом мире моя хрупкая лодка уплыла в никуда, и всем своим счастьем я обязан твоей материнской нежности»), предоставляя свой дом как мирную гавань после шторма, ибо мать и сын, кажется, борются не на жизнь, а на смерть.


Классический поколенческий конфликт усиливается не только из-за интеллектуальных и эстетических предпочтений (Убер рисует, готовит пасту с песто и любит Ривера Феникса, Шанталь смотрит дурацкие телешоу, ненавидит готовить и любит дикие расцветки и «животные мотивы»), но и из-за предпочтений любовных – сын скрывает от матери свою гомосексуальность, о которой она узнает из случайного разговора. И все же Шанталь беспокоит не столько ориентация сына, сколько отсутствие доверия – все самое важное, сокровенное, то, чем живет ее ребенок, остается сокрытым от нее.

Несмотря на дичайшие разногласия и бурные ссоры эти двое любят друг друга разрушительной, странной и страшной любовью. «Я готов убить любого, кто сделает ей больно. Любого», — говорит Убер, морально убивающий маму каждый день. А после очередной жестокой тирады и брошенной в конце фразы «Что ты будешь делать, если я умру сегодня», мать отвечает: «Умру завтра».


Возможно, картина шестнадцатилетне-бунтарски утрирована – Долан словно намеренно увеличил резкость, заострил углы. Тем не менее, именно после просмотра такого опустошающего, противоречивого и вместе с тем прекрасного (аудиально, визуально и содержательно) фильма хочется позвонить своей маме – фальшивые оптимистичные ноты, напротив, напрочь убили бы это желание.

Невозможная любовь юности – тема следующей ленты Долана, «Воображаемой любви» (2010), рассказывающей о близких друзьях, Франсис (Долан) и Мари (Монья Шокри), испытывающих чувства к одному парню (Нильс Шнайдер). И если «Я убил свою маму» выполнена в основном в темных тонах (за исключением сцен осенних и «красочной»), «Воображаемая любовь» изобилует теплыми, насыщенными цветами, поражает своей нарочитой яркостью, броскостью и мишурностью. Главные герои, кажется, только и делают, что прогуливаются в ослепительных нарядах, курят и упиваются страданиями по ангелоподобному кудрявому Николя под чарующую композицию Далиды Bang Bang. По словам Долана, он намеренно сделал акцент на формальной стороне – здесь она отражает и содержательную, говорит о поверхностности, мнимости любви Франсиса и Мари: «Герои скорее влюблены в саму идею любви, прекрасную, величественную, ослепляющую идею любви, чем в реального человека».


Полюбившаяся по дебютной работе Долана Энн Дорваль появляется и здесь – словно извиняясь за свою старомодную героиню из «Я убил свою маму», которая никак не может найти общий язык с ребенком, она беззаботно танцует с сыном Николя в ярко-синем парике на его вечеринке, и мы видим – вот эти двое точно на одной волне.


При визуальном наполнении картины Долан, кажется, вдохновлялся работами Грега Аракки (дождь из маршмэллоу – цитата «Загадочной кожи»), Вонг Кар-Вая (любовь к слоу моушн и винтажу намекают на «Любовное настроение») и, конечно, Жан-Люка Годара (цветовые решения отсылают к «Безумному Пьеро»), хотя он неоднократно подчеркивал, что при создании фильма у него нет намерения заимствовать те или иные приемы великих режиссеров или повторять чей-то стиль – скорее, это получается неосознанно, он лишь старается рассказать историю так, как он ее видит и чувствует.


«И все же Лоранс» (2012) – кино о взрослых, но эти долановские взрослые такие же бунтари и свободолюбцы, и любят они по-юношески безрассудно и самозабвенно. 35-летний преподаватель литературы Лоранс Алия (Мельвиль Пупо) понимает, что хочет стать женщиной, и просит свою возлюбленную Фред (Сюзанна Клеман) остаться с ним несмотря ни на что. Они – одно целое, они созданы друг для друга, разве может она не принять эту его часть? 

— Все, что я люблю в тебе, ты в себе ненавидишь? Ты это хочешь сказать?
— Это все, что ты любишь во мне?
— Это значит, все, что мы пережили, не существует. Все нужно переосмыслить.

Долан намеренно переносит действие драмы в 90-е, когда, по его словам, стали развеиваться предрассудки о сексуальных меньшинствах, а падение Берлинской стены ознаменовало начало новой эпохи – Лоранс чувствует, что он готов явить миру нового себя, Фред решает поддержать его: «Он нужен мне. Мне нужно просыпаться рядом с ним». Но готов ли мир принять его?


Тема трансгендерности занимает важнейшее место в фильме, и все же это история не о трансформации Лоранса, а о трансформации отношений Лоранса и Фред. Вдохновленные атмосферой свободы и возможностями, открывающимися на пороге нового миллениума, они начинают новую жизнь, однако со временем Фред понимает, что, подобно Лорансу, жившему в обмане до своего перевоплощения, теперь она живет не по-настоящему, жертвуя всем ради него: «Мы это сделали, мы попробовали. Но ты не можешь получить все сразу».

Фильм охватывает десятилетний период из жизни героев. За это время они неоднократно предпринимали попытки разорвать невидимую болезненную связь, но не могли друг без друга, каждый раз меняя глупое обывательское счастье на сумасшедшую, всепоглощающую, агоническую любовь.


И прежде уделявший огромное внимание оформлению истории Долан превзошел свои ранние работы. «И все же Лоранс» – мощное аудиально-визуальное высказывание, красочный трехчасовой клип, словно показывающий другую планету, где взрослые выводят баллончиком на стене слово «Свобода», отказываются есть черный шоколад, потому что он «лишает удовольствия», и вообще ведут себя как дети. 

— Вернись на землю.
— Мне плевать на землю! Я не хочу на нее возвращаться, черт возьми… После того, как я поднялась так высоко!
— Так и торчи наверху, Лоранс.



«Том на ферме» (2013) возвращает на землю – главный герой (и вновь Долан) едет из Монреаля в провинцию на похороны своего возлюбленного Гийома, где знакомится с матерью и братом покойного (Пьер-Ив Кардиналь). И если мать не догадывается о том, кем приходился гость погибшему сыну, то брат Франсис, брутальный фермер с садистскими наклонностями, напротив, не только знает, но и затевает с ним опасную игру.  


Здесь у Долана многое впервые. Впервые он экранизовал не собственный сценарий, а пьесу канадского драматурга Мишеля Марка Бушара. Впервые он снял психологический триллер, который сравнивали с фильмами Хичкока, хотя постановщик сразу признался, что посмотрел работы мастера саспенса уже после того, как снял своего «Тома». Впервые его фильм не о любви – он о странных отношениях главного героя и брата покойного, который с нескрываемым наслаждением физически и морально истязает свою жертву. «Это фильм о нетерпимости и насилии», — говорит Долан. Но опять, как ни крути, получилось эстетски – мрачные деревенские пейзажи, бескрайнее кукурузное поле («В октябре листья острые, как бритва»), танго в амбаре, полупустой бар с неоновой вывеской, и даже Том, сменивший модную косуху на теплый свитер, треники и резиновые сапоги, с подтеками и синяками (его неустанно преследует брат-садист), пьющий пиво или принимающий роды у коровы – и он, истязаемый, прекрасен в этом своем горе. После выхода фильма Долана обвиняли в нарциссизме, на что он посоветовал одному из авторов публикации в The Hollywood Reporter «поцеловать его нарциссистскую задницу»  – конечно, большую часть экранного времени мы видим лицо Тома, но что поделать, говорит Долан, если фильм называется «Том на ферме», а он играет Тома. К тому же смотреть на Ксавье одно удовольствие.


Спустя годы повзрослевший и набравшийся опыта Долан переосмысливает тему отношений матери и сына и выпускает «Мамочку» (2014) – историю эксцентричной вдовы Дианы (Энн Дорваль), пытающейся сладить с неуравновешенным сыном-подростком (пугающе правдивый Антуан Оливье-Пилон), на помощь которой приходит скромная соседка Кайла (Сюзанн Клеман), в прошлом пережившая трагедию. И вновь музы Долана Энн Дорваль и Сюзанн Клеман появляются в роли матери героя и поддерживающей его наставницы, однако на этот раз в центре повествования не подросток-бунтарь, а его мама, страдающая от невозможности сделать себя и ребенка счастливыми. И если в «Я убил свою маму» Шанталь и Убер хоть иногда стеснялись в выражениях, в «Мамочке» Дай и Стив, отличающиеся особой импульсивностью (у Стива диагностирован СДВГ, у Дай просто крутой нрав), ведут себя еще агрессивнее и орут друг на друга матом, устраивая зрителю изощренную психологическую пытку. И все же это опять о любви – несовершенной, мучительной, но настоящей.


— Мы все еще любим друг друга, да?
— В этом мы лучше всех, малыш.

Долан загнал изображение в квадратный формат, расширяя границы в особые моменты – например, когда счастливый Стив несется на скейтборде или швыряется фруктами в настигающие его машины под оазисовскую Wonderwall, а за ним, на велосипедах – смеющиеся Дай и Кайла.


«Мамочка» попала в основной конкурс Каннского кинофестиваля (до этого работы Долана рассматривались в «Особом взгляде» или Regards Jeuns) и, хотя главный приз Долан не получил, Канн встретил его оглушительной 9-минутной овацией и наградил Призом жюри, который он разделил с самим Жан-Люком Годаром.

Теперь молодому режиссеру доверили крупный проект с мировыми звездами –  в «Смерти и жизни Джона Ф. Донована», дебютной англоязычной картине Долана, появятся Джессика Честейн (актриса написала в Твиттере, что впечатлена «Мамочкой», после чего между ними завязалась переписка), Натали Портман, Николас Холт и Тейлор Китч, которым Долан восхищается. Параллельно он трудится над франкоязычной драмой «Это всего лишь конец света» с Марион Котийяр, Венсаном Касселем и Леа Сейду. Когда-то Ксавье признался, что всегда сомневается во время работы – по поводу своих идей, поведения, решений. «И я надеюсь, что так будет всегда. Я думаю, если я буду слишком уверенным, то начну снимать дерьмовые фильмы». Хочется верить, что и на этом новом этапе карьеры он сбережет свои сомнения.

Кристина Леонтьева

Недодисс на Ксавье Долана

Уроженца Квебека Ксавье Долана не раз называли вундеркиндом современного авторского кинематографа. Молодой, обаятельный, дерзкий и очень искренний, он быстро ворвался в истеблишмент фестивальных постановщиков, чей медианный возраст перевалил за пятый десяток, став голосом поколения для российских «винишко-тян» и их иностранных коллег по generation Z. Если говорить о России, в посвящённой режиссёру группе в VK состоит более двадцати пяти тысяч человек, редакция издания Cinemaholics несколько раз проводила киномарафоны в честь его дня рождения, а последняя лента автора вышла в российский прокат ста сорока восемью копиями, то есть была показана в каждом десятом кинозале страны — это впечатляющий результат для фестивального кино. Такие свидетельства популярности легко экстраполировать: на Instagram-аккаунт Долана подписаны шестьсот сорок тысяч пользователей, и именно на этом ресурсе он объявляет новости о своих будущих проектах, выражает политическую позицию, пиарит друзей и жалуется на жизнь. В современной культурной парадигме он уже не просто автор, а контентмейкер и блогер, что способствует быстрому распространению информации о нём, а значит, и быстрому росту популярности.


Публикация в Instagram Ксавье от 27 апреля 2018 года Бесспорный «народный» успех Долана омрачается не самыми лестными отзывами кинокритиков. Когда дебют «Я убил свою маму» приковал внимание прессы к личности девятнадцатилетнего режиссёра, ему простили некоторые творческие огрехи и клише в силу отсутствия опыта — сложно поставить в укор феномену одну из причин феноменальности. Первые фильмы Ксавье так безотказно действовали на зрителей от пятнадцати до двадцати пяти, потому что до этого на арене киноискусства не существовало столь молодых авторов, способных транслировать мысли о становлении сексуальности, проблемах с родителями и подростковой эмоциональности не в ретроспективе, а с позиции такого же эмоционального подростка. Однако со временем требования возросли: мужчину, который уже десять лет числится в звёздном эшелоне, нельзя оценивать по критериям юношеской лиги. То, что подкупало искренностью, когда Долану было около двадцати, стало казаться нарциссизмом и глупостью, когда ему стукнуло почти тридцать.

Поэтому не столь удивителен тот факт, что каннская премьера последней на данный момент ленты Ксавье «Это всего лишь конец света» обернулась для канадца маленьким апокалипсисом. Ему со скрипом дали «Гран-при» и освистали работу за то, что отметили как безусловные достоинства в «Я убил твою маму»: за истерическую мелодраматичность вкупе с тривиальным содержанием, претендующим прослыть современной трагедией. Антон Долин назвал его «унылой и ординарной мелодрамой», американский топ-критик Джон Фрош (The Hollywood Reporter) — «разочарованием даже для преданных поклонников». На ресурсах, аккумулирующих профессиональные рецензии, рейтинг картины сейчас варьируется от сорока четырёх до сорока восьми из ста, говоря о весьма посредственной оценке «нового шедевра» автора, чьё имя так часто сопровождает ореол гениальности.


Долан на закрытии Каннского фестиваля в 2016 году Долан болезненно воспринял критические уколы в свой адрес, невзирая на то, что его популярность продолжила набирать обороты, не подчиняясь мнению экспертов. Он объявил, что не привезёт новый, ныне ожидаемый, фильм «Жизнь и смерть Джона Ф. Донована» в Канны, хотя и не признал, что причиной этому стал холодный приём предыдущего детища. Однако конфликтная ситуация вокруг ленты лишь обнажила процесс, медленно развивавшийся на протяжении карьеры режиссёра. На заре популярности юноше дали много авансов, предрекая ему славу, сравнимую со славой Франсуа Трюффо и Жан-Люка Годара, а молодой автор, получив признание и найдя преданную аудиторию, решил, что его любят именно за юношеский максимализм, и, вместо того, чтобы повзрослеть, начал позиционировать его как собственное ноу-хау. Таким образом, изменился не продукт, но контекст, и кино, которое казалось авторским, стало обрастать жанровыми клише.

То, что подкупало искренностью, когда Долану было около двадцати, стало казаться нарциссизмом и глупостью, когда ему стукнуло почти тридцать.

Даже если принять за истину тезис о том, что искусство Долана — это новый язык попкорновых мелодрам, а не артхауса, его грамматика всё равно достойна подробного рассмотрения как минимум в попытке найти секретный элемент, заставляющий широкий пласт зрителей возводить квебекца в статус кумира. Главная тема его фильмов — тема «невозможной любви», что он неоднократно подчёркивал в интервью. Посыл постановщика в этом вопросе можно описать эпиграфом ко второй его ленте, цитатой поэта Альфреда ди Мюссе: «Il n’y a vrai au monde que de déraisonner d’amour». Преградами для чувства у Долана выступают различные факторы, от слепоты героев по отношению к предмету страсти («Воображаемая любовь»), порождающей обыкновенную невзаимность, и фундаментального непонимания между героем-подростком и его родителем-неудачником («Я убил свою маму» и «Мамочка») до более изощрённых конфликтов: кризиса самоидентификации на фоне любви к постоянному партнёру («И всё же Лоранс») или неудачной попытки гиперкомпенсации чувств к умершему при помощи оказавшегося под рукой «похожего» человека («Том на ферме»). Так как Ксавье Долан — открытый гей, темы секса и гендера являются наиболее расхожей вариацией «невозможной любви», сравнимой по частоте использования разве что с конфликтом матери и сына, который он также называет одной из личных травм и источником вдохновения.


Кадр из фильма «Я убил свою маму». Юбер (Ксавье Долан) и Антонен (Франсуа Арно) Героям Долана необходимо испытывать любовь, даже если они осознают непреодолимость препятствий на пути к ней. Не секрет, что как минимум первый его фильм автобиографичен, хотя и в более поздних лентах («Воображаемая любовь» и «Том на ферме») он, подобно раннему Вуди Аллену, не доверял роли героев-идеологов приглашённым артистам: уж если персонаж говорит то, что хочет сказать режиссёр, последний предпочитает открывать рот самостоятельно. Столь крепкий сплав сценарной, актёрской и режиссёрской ролей создают впечатление, что автор выливает на зрителя собственные переживания, а между творцом и творением нет зазора. Герои Долана — это его почти документальные воплощения. Оттого аудитория особенно остро реагирует на их эмоциональную наготу: в некоторых мастерски сочинённых и сыгранных сценах зритель легко узнаёт тайную и ранимую сторону себя, убеждаясь в том, что канадец не выдумал деталь, взгляд или жест, а без стыда обнажил душу перед камерой. Так, уже культовым стал эпизод из «Воображаемой любви», где герой в исполнении Долана, надолго оставшись один в комнате возлюбленного, вдыхает запах его несвежей футболки, готовясь к мастурбации.


Кадр из фильма «Воображаемая любовь». Фрэнсис (Ксавье Долан) Вмешательство в самые далёкие закоулки душ персонажей совершается и через визуализацию их мечт в метафорических сценах. В «И всё же Лоранс» это бегство героев от себя и от ответственности под градом из одежды, напоминающим взрыв в финале «Забриски Пойнт» Микеланджело Антониони и эпизод из «Великого Гэтсби», когда миллиардер пускает в полёт по комнате шёлковые рубашки разных цветов. Кульминация «Мамочки» реализуется в сцене расфокусированных грёз главной героини о непретворимом светлом будущем её сына. В «Воображаемой любви» холодный красавец Николя видится страдающим по нему героям под дождём из маршмеллоу.


Кадр из фильма «Воображаемая любовь». Николя (Нильс Шнайдер) Одна из сильнейших сторон режиссуры Долана — внимание к элементам дизайна. Это касается не только декора и костюмов, но также промо-материалов и даже звука. Известно следующее высказывание режиссёра: «Если ты художник, и ты рисуешь картину, ты же не нанимаешь отдел кисточек из двадцати пяти человек, а потом отдел масляных красок, чтобы они тебе что-то разрисовали?» Предпочитая принимать даже мелкие стилистические решения самостоятельно, канадец демонстрирует незаурядное чувство стиля: он оденет героя «Мамочки» практически в лохмотья, но этот лук будет балансировать на грани китча и высокой моды. Режиссёр щедро делится чувством вкуса и с избранными героями: визуальная антитеза предпочтений в одежде оттеняет дружбу заглавных героев «Воображаемой любви», меж тем подчёркивая их фундаментальное единство — рафинированное чувство стиля как таковое. Та же тенденция проявляется и в музыкальном сопровождении: Долан умело смешивает попсовые хиты с ультрасовременной электроникой и экспериментальным вокалом, а порой идёт на откровенные провокации.

В его картинах невероятно эстетичны не только костюмы и музыка, но и сами герои, причём их внешность совсем не является зеркалом внутреннего мира. Долан транслирует плотскую красоту как платоновскую идею: в его картинах она ничего не показывает и за исключительно красивым лицом может скрываться конченый мерзавец, как это работает с антагонистами в «Томе на Ферме» и «Воображаемой любви». Небесная красота последнего сравнивается с лучшей статуей Микеланджело, но на деле сердце героя уподобляется высеченному из камня так же, как и линии его благородного профиля. Персонажи Долана красивы лишь потому, что это кинематографично. Как сигаретный дым в чёрно-белых фильмах не был задуман для пропаганды курения, так и в картинах молодого канадца повсеместная эстетичность ни в коем случае не популяризирует скрытые идеи, но лишь отвечает его пониманию искусства.

Персонажи Долана красивы лишь потому, что это кинематографично.

Аккумулируя внутри фильмов такое количество элементов визуальной роскоши, режиссёр отдаёт предпочтение крупным и детальным планам. Фабула ленты «Это всего лишь конец света» почти целиком состоит из четырёх диалогов, и, наблюдая за развитием каждого из них, зритель по большей мере лицезреет фрагменты портретов прославленных французских актёров Марийон Котийяр и Венсана Касселя. Иногда для того, чтобы зритель глубже проникся эмоцией момента, автор прибегает к умеренному использованию слоу-мо, точно дополненному фоновой музыкой. Коронным можно приём, наиболее известный благодаря прологу ленты «И всё же Лоранс»: длинный план со спины заканчивается крупным кадром лица героя. Так, режиссёр сперва скрывает его эмоции от зрителей и выдерживает паузу, но, когда аудитория уже успела нафантазировать тему его ощущений, постановщик открывает их и позволяет самым смелым (но, впрочем, закономерным) догадкам оказаться правдивыми. Лицо Лоранса, к примеру, оказывается мужским, несмотря на его наряд и походку. Благодаря этому создаётся прочная связь между зрителем и героем, ведь смотрящий учится угадывать внутренний мир персонажа, руководствуясь лишь намёками.


Кадр из фильма «И всё же Лоранс». Лоранс (Мельвиль Пупо) Акцент на чувственность сплавлен в лентах Долана с тотальным отсутствием интереса к политике. В отличие от большинства авторов — начиная Стивеном Спилбергом и заканчивая Джафаром Панахи — гео-социальный дискурс его не заботит, и даже упомянутый выше мотив ненормативности не представлен в его картинах как общественная проблема. Работы режиссёра сфокусированы исключительно на внутреннем мире героев, их личном выборе: идти ли против устоявшихся норм, бороться или отказываться от борьбы. Социум в картинах Долана — не инструмент угнетения, герои и сами прекрасно справляются с этой функцией. Окружение лишь резонирует их страхи и сомнения, оно аморфно, однородно и крайне невыразительно.

Итак, киноязык Ксавье Долана весьма уникален и убедителен — разве нельзя однозначно назвать его современным гением? Экранизируемые им сюжеты напрямую связаны с личными переживаниями, а значит, зритель наблюдает за тем, что волнует не Юбера, не Фрэнсиса и Мари, не Тома и всех остальных, а квебекского самоучку во время создания каждой из картин. Легко простить Лермонтову самолюбование в ранней поэзии, ведь он писал её в семнадцать, и в «Герое нашего времени», ведь это его лебединая песнь. Но когда из проекта в проект взрослеющий мужчина не меняет оптику и объект анализа, его рефлексия каждый последующий раз выглядит всё менее убедительной и всё более банальной. Подобная претензия была адресована Мирону Фёдорову в небезызвестном баттле: риторика Долана так же всё больше напоминает «Twitter районной давалки».


Каст актёров на постере к фильму «Жизнь и смерть Джона Ф. Донована» «Мамочка» была воспринята многими как прорыв, так как режиссёр переосмыслил проблематику «Я убил свою маму», придав истории универсальность и дистанцировав сюжет от собственного опыта. По той же причине «И всё же Лоранс» — наименее типичная для Долана работа — оценивается критиками как сильнейшая. Но в «Это всего лишь конец света» всё вернулось на круги своя: главный герой, молодой и талантливый писатель-гомосексуал, страдает от дрязг с семьёй и очень боится умереть нелюбимым и непонятым. Режиссёр сакрализует его (то есть свою) фигуру, выбрасывая из пьесы-первоисточника коннотации «Откровения» Иоанна Богослова, и фокусируется на том, что ближе ему — на глубокой печали и жалости к себе. На данный момент его фильмография составляет шесть картин, а на его полке с наградами покоятся каннские «Приз жюри» и «Гран-при», главный трофей секции «Особый взгляд», «Квир-ветвь», венецианский «Приз независимой прессы» и высочайшая премия французской киноакадемии «Сезар» в секции «Лучший иностранный фильм». Это свидетельства его таланта, которые не сможет оспорить ни один критический текст. Но сюжет и проблематика грядущих «Жизни и смерти Джона Ф. Донована» должны дать ответ, куда решил двигаться этот автор: по пути одного из любопытнейших режиссёров современности или по скользкой дорожке пусть и талантливого, но весьма предсказуемого нарцисса.

Как снимает Ксавье Долан — один из самых многообещающих молодых режиссёров

Впервые Ксавье Долан попал на съёмочную площадку в четыре года — отец привёл его сниматься в рекламе. В пять лет он уже сыграл эпизодическую роль в телефильме и с этого момента буквально каждый год стал появляться в кино и сериалах.

Но ранняя популярность помешала социальной жизни Долана — он даже не смог окончить школу. И тогда, ещё в возрасте 16 лет, он решил, что хочет сам писать сценарии и снимать кино. И вскоре юный канадец стал одним из самых перспективных молодых режиссёров.

Я убил свою маму

J’ai tué ma mère

  • Канада, 2009 год.
  • Драма.
  • Длительность: 96 минут.
  • IMDb: 7,5.

16-летний Юбер взрослеет и пытается доказать своей матери-одиночке, что уже не нуждается в постоянной опеке. Его раздражает стиль жизни и поведение матери, замученной работой и домашними делами. Она же так и не научилась показывать сыну свою любовь и никак не может смириться с его взрослением. Поэтому все важные события своей жизни Юбер скрывает от матери.

Долан закончил сценарий фильма ещё в 2006 году (ему тогда было 17), но взяться за режиссуру смог только спустя два года. Он решил, что сам поставит картину и сам же сыграет главную роль. Молодому режиссёру даже пришлось частично финансировать съёмки.

По словам Ксавье Долана, это полуавтобиографическая история, ведь он точно так же рос без отца и многое узнавал в жизни самостоятельно. Откровенную и искреннюю картину с восторгом приняли на Каннском фестивале, что проложило для режиссёра путь к дальнейшему творчеству.

Воображаемая любовь

Les amours imaginaires

  • Канада, 2010 год.
  • Мелодрама.
  • Длительность: 95 минут.
  • IMDb: 7,2.

Молодой гей Франсис и девушка Мари дружат уже очень давно. Но однажды они встречают красавца Николя, недавно приехавшего в город, и оба влюбляются в него. Франсис и Мари фантазируют о новом приятеле, и это грозит разрушить их дружбу.

После успешного дебюта Долан продолжил снимать в собственном стиле и на близкие ему темы. Неоднозначный любовный треугольник, где никто не получает взаимности, в его картине выглядит особенно трогательно.

Ведь режиссёр, как и его персонаж, не скрывает своей гомосексуальности, но и не делает её центром повествования или самоцелью. Он искренне и трогательно рассказывает о переживаниях каждого из персонажей.

При этом Ксавье Долан при съёмках нередко ссылается на классику кинематографа. В его картинах можно найти отсылки к творчеству Луиса Бунюэля, Франсуа Трюффо, Франсуа Озона и многих других признанных гениев кинематографа.

И всё же Лоранс

Laurence Anyways

  • Канада, Франция, 2012 год.
  • Драма.
  • Длительность: 159 минут.
  • IMDb: 7,7.

Преподаватель колледжа Лоранс работает над своей первой книгой стихов. У него всё хорошо и в творчестве, и в личной жизни с подругой Фред. Их отношения кажутся гармоничными, но внезапно Лоранс объявляет, что уже долгие годы чувствует себя женщиной и хочет сменить пол.

К третьей картине Долан решил немного отойти от направления, заданного в предыдущих работах. Он впервые решил не играть главную роль сам, а пригласил актёра Луи Гарреля, известного по «Мечтателям» Бернардо Бертолуччи. Однако вскоре тот покинул проект, и его заменил не менее опытный Мельвиль Пупо.

Хронометраж фильма вырос почти в два раза. За это время Долан, используя свои любимые приёмы (продолжительные паузы, замедленные съёмки, интересную работу с цветом), сумел полностью раскрыть очередную спорную тему. В его картине акцент сделан не только на осуждении общества, но и на сомнениях самого Лоранса. Ведь он не хочет терять Фред и чувствует себя эгоистом, поскольку не заботится о её чувствах.

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

Том на ферме

Tom à la ferme

  • Канада, 2013 год.
  • Драма, триллер.
  • Длительность: 102 минуты.
  • IMDb: 7,0.

Молодой копирайтер Том приезжает в деревню на похороны своего любовника Гийома. Как выясняется, мать усопшего не подозревала о гомосексуальности сына и думала, что он скоро женится на благопристойной девушке. Франсис, брат Гийома, просит Тома не разрушать идиллической образ и поддержать обман.

Реакция на «Тома на ферме» оказалась более спокойной, чем на предыдущие фильмы. Вполне возможно, потому, что Ксавье Долан перерос подростковые темы и стал снимать откровенные истории более тонко и аккуратно.

К тому же режиссёр впервые взял за основу уже готовую пьесу, но лично переработал её в сценарий фильма.  В этой картине меньше эротизма и провокаций, всё подаётся скорее намёками, концентрируясь больше на переживаниях героев.

Мамочка

Mommy

  • Канада, 2014 год.
  • Драма.
  • Длительность: 138 минут.
  • IMDb: 8,1.

Эмоциональная мать-одиночка Диана забирает сына Стива из интерната и решает начать новую жизнь. При этом парень склонен к вспышкам агрессии, и мать иногда даже вынуждена прятаться от него в шкафу. Помощь приходит неожиданно от соседки, которая страдает проблемами с речью. Она начинает общаться со Стивом, и отношения в семье временно налаживаются.

Этот фильм многие посчитали возвратом режиссёра к истокам своего творчества. Он снова взял на одну из главных ролей Энн Дорваль и обратился к теме взаимоотношений матери и трудного подростка.

Также Ксавье Долан необычно подошёл к визуальному ряду: большая часть фильма снята в формате 1 : 1, то есть экран представляет собой квадрат. Но ближе к финалу становится понятно, что это сделано не просто ради нестандартной подачи — так отражается восприятие мира героями.

Фильм стал одним из триумфаторов Каннского фестиваля и получил «Приз жюри». А Канадская киноакадемия в 2015 году номинировала «Мамочку» в 14 категориях и отдала ей девять премий, в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру.

Это всего лишь конец света

Juste la fin du monde

  • Канада, Франция, 2016 год.
  • Драма.
  • Длительность: 99 минут.
  • IMDb: 6,9.

Успешный писатель Луи возвращается в родной дом после 12 лет отсутствия. Но приехал он не просто ради встречи с роднёй. Луи должен сообщить им, что смертельно болен. Однако оказывается, что каждому из близких тоже есть что рассказать, и для трагедии писателя просто не остаётся времени.

«Это всего лишь конец света» — самая камерная история Долана. Он снова снимал на основе пьесы, и это добавило в картинку некоторой театральности. Почти всё действие происходит в одном доме, а камера снимает исключительно крупные планы. И при этом режиссёру удаётся рассказать не только о настоящем, но и о прошлом героев, которое привело к взаимным обидам.

В фильме собрался потрясающий актёрский состав. Четверо исполнителей главных ролей — обладатели престижной французской кинопремии «Сезар». В результате фильм получил гран-при Каннского фестиваля — вторую по значимости награду после «Золотой пальмовой ветви».

Смотреть в iTunes →

Смерть и жизнь Джона Ф. Донована

The Death and Life of John F. Donovan

  • Канада, 2018 год.
  • Драма.
  • Длительность: 127 минут.
  • IMDb: 6,3.

Популярный американский актёр Джон Донован начинает переписку с 11-летним мальчиком из Англии, который живёт со своей мамой. Об их общении узнают окружающие, и вскоре это приводит к непоправимым последствиям в жизни обоих героев.

«Смерть и жизнь Джона Ф. Донована» — первый фильм Долана на английском языке, до этого он всегда снимал на родном французском. Главную роль в картине сыграл Кит Харингтон, которого все знают по «Игре престолов». Но многие посчитали попытку выйти из фестивального кино в массовый кинематограф не совсем удачной. К тому же из-за хронометража из фильма вырезали некоторые сюжетные линии.

В результате картину встретили более прохладно, чем предыдущие работы режиссёра. Но всё же поклонники творчества Долана найдут там неоднозначные темы и отличную актёрскую игру.

Читайте также 🧐