Паронимы 10 класс онлайн-подготовка на Ростелеком Лицей
Тема 2: Грамматические, синтаксические, речевые нормы
- Видео
- Тренажер
- Теория
Заметили ошибку?
Паронимы
На сегодняшнем уроке мы познакомимся с заданием 5 и изучим тему «Паронимы».
Чтобы справиться с этим заданием вам необходимо:
- Знать, что такое паронимы;
- Уметь находить предложение с лексической ошибкой в употреблении паронима;
- Уметь подбирать верную и подходящую для контекста паронимическую пару к слову, чтобы исправить ошибку.
Паронимы – это слова, которые очень похожи по звучанию, но при этом абсолютно различающиеся по смыслу. Например, эффектный – эффективный, болотный -болотистый и так далее. Так как паронимы сходны по звучанию, их часто неправильно употребляют в речи. Условие задания и требует найти эти ошибки.
Сотрудники ФИПИ разработали словарь конкретных слов-паронимов, которые будут использоваться в заданиях 5. Конечно, это облегчает подготовку. Но не нужно ограничивать себя лишь этим словариком, так как правильное употребление слов-паронимов поможет при написании сочинения части 2, в повседневной речи.
Для успешного выполнения задания 5 необходимо заучивать наизусть не только пары паронимов из словаря паронимов, разработанного ФИПИ, но и их значения, именно поэтому для вашего удобства мы включили в словарь паронимов ФИПИ лексическое значение каждого слова.
Сегодня мы посмотрим на различие самых сложных слов из списка паронимов, поэтому приготовьтесь! Мы начинаем!
Выплатить — выдать плату |
Заплатить — отдать плату за что-либо |
Оплатить — отдать плату за что-либо. |
Отплатить — сделать что-либо в ответ |
Уплатить — внести плату за что-либо |
выплатить жалованье/ проценты по долгу |
заплатить за билет (всегда с предлогом ЗА) |
оплатить счет (без предлога) |
отплатить за гостеприимство |
|
Гуманистический – от слова гуманизм |
Гуманитарный — относящийся к общественным наукам; к правам и интересам человека |
Гуманный — человечный, человеколюбивый |
гуманистические идеи |
гуманитарная помощь гуманитарные факультеты |
гуманное отношение |
Болотистый — изобилующий болотами |
Болотный – то, что на болоте |
болотистая местность |
болотные травы |
Демократичный — свойственный широким слоям народа, для народа |
Демократический — на принципах демократии |
демократичное решение, демократичный руководитель |
демократическая партия |
Артистический — предназначенный для артистов, свойственный артисту |
Артистичный — отличающийся артистизмом |
артистическая среда, карьера |
артистичный человек |
Давайте попробуем потренироваться.
Выращивание – овощей, плодов =/= наращивание – волос, ресниц =/= отращивание – волос.
Абонемент – документ на пользование чем-либо =/= абонент — владелец абонемента.
Костный — прилагательное к существительному кость. Добываемый из костей =/= костяной — сделанный из кости.
Ритмический — относящийся к ритмике, подчинённый ей =/= ритмичный — повторяющийся через равные промежутки чего-либо.
Годовой – относящийся к целому году, получающийся в конце года (годовой доход, годовая оценка) =/= годичный – продолжающийся в течение года (годичные издержки).
Проведем смысловой анализ предложений и выясним, где пароним употреблен неверно:
- НАРАЩИВАНИЕ огурцов. Пароним употреблен явно с ошибкой. Это и будет верный ответ. Проверим оставшиеся варианты для тренировки.
-
Из-за отъезда я не успел использовать и половину АБОНЕМЕНТА. Заменим синонимом: из-за отъезда я не успел использовать и половину документа, предоставляющего право на какое-либо обслуживание.
Пароним употреблен верно.
-
КОСТНЫЙ мозг.
Пароним употреблен верно.
-
РИТМИЧНЫЕ шаги.
Пароним употреблен верно, так как шаги повторяются.
- У нас уже ГОДОВОЙ опыт работы. Все правильно – это опыт, который набрался после года работы, получившийся в конце года.
Ответ: ВЫРАЩИВАНИЕМ
Заметили ошибку?
Расскажите нам об ошибке, и мы ее исправим.Речевые ошибки в ЕГЭ
Ошибки в сочетании и употреблении слов
Тавтология – повтор однокоренных слов.
Лексический повтор (необоснованный).
Плеоназмы – лексическая избыточность №6. Табу:
В своём тексте автор…
Нарушение лексической сочетаемости:
ужасно понравилось
Нарушения в использовании фразеологизмов.
№6
Нарушение стилевого единства.
Ошибки в использовании паронимов.
Схожие слова
Паронимы – похожие слова одной части речи. №5
Омонимы – слова одной части речи, одинаковые по написанию и произношению, но с разным лексическим значением.
Омографы – слова, одинаково пишущиеся, но отличающиеся произношением.
Омофоны – одинаково слышащиеся, но по-разному пишущиеся слова.
Омоформы – разные части речи, совпадающие в определённых формах.
Словарь паронимов
Абонемент – абонент
Артистический – артистичный
Бедный – бедственный
Безответный – безответственный
Болотистый – болотный
Благодарный – благодарственный
Благотворительный – благотворный
Бывший – былой
Вдох – вздох
Вековой – вечный
Великий – величественный
Восполнить – дополнить – заполнить – наполнить – переполнить – пополнить; заполнен – наполнен – переполнен
Враждебный – вражеский
Выбирать – избирать; выбирая – избирая
Выгода – выгодность
Выдача – отдача – передача – раздача
Выплата – оплата – плата – уплата
Выплатить – заплатить – оплатить – отплатить – уплатить
Вырастить – нарастить – отрастить
Выращивание – наращивание – отращивание
Высокий – высотный
Гарантийный – гарантированный
Гармонический – гармоничный
Глинистый – глиняный
Годичный – годовалый – годовой
Гордость – гордыня
Гуманизм – гуманность
Гуманистический – гуманитарный – гуманный
Двоичный – двойной – двойственный – двоякий – сдвоенный – удвоенный
Действенный – действительный – действующий
Деловитый – деловой – дельный – деляческий
Демократичный – демократический
Диктант – диктат
Дипломант – дипломат
Дипломатический – дипломатичный
Длинный – длительный
Добротный – добрый
Доверительный – доверчивый
Дождевой – дождливый
Драматический – драматичный
Дружеский – дружественный – дружный
Единичный – единственный
Желанный – желательный
Жестокий – жёсткий
Жизненный – житейский
Жилищный – жилой
Загородить – огородить – оградить – отгородить – перегородить
Занизить – понизить – снизить
Зачинатель – зачинщик
Звериный – зверский
Звуковой – звучный
Зрительный – зрительский
Изобретательный – изобретательский
Информативный – информационный
Информация – информированность
Иронический – ироничный
Искусный – искусственный
Исполнительный – исполнительский
Исходный – исходящий
Каменистый – каменный
Комфортабельный – комфортный
Конный – конский
Коренастый – коренной – корневой
Костный – костяной
Красочный – красящий – крашеный
Лакированный – лаковый
Ледовый – ледяной
Лесистый – лесной
Личностный – личный
Микроскопический – микроскопичный
Мороженый – морозильный – морозный
Надеть – одеть
Наличие – наличность
Напоминание – упоминание
Невежа – невежда
Нестерпимый – нетерпеливый – нетерпимый
Неудачный – неудачливый
Обвинённый – обвинительный
Обрывок – отрывок
Обхватить – охватить
Ограничить – отграничить – разграничить
Оклик – отклик
Органический – органичный
Отборный – отборочный
Отклонение – уклонение
Отклониться – уклониться
Отличать(–ся) – различать(–ся)
Отличие – различие
Памятливый – памятный
Перетерпеть – претерпеть
Покупательный – покупательский – покупной
Популистский – популярный
Почтенный – почтительный – почётный
Практический – практичный
Предоставить – представить
Представительный – представительский
Признанный – признательный
Продуктивный – продуктовый
Производительность – производство
Производительный – производственный
Просветительский – просвещённый
Публицистический – публицистичный
Пугливый – пуганый
Раздражение – раздражительность
Ритмический – ритмичный
Романтический – романтичный
Скрытный – скрытый
Словарный – словесный
Сопротивление – сопротивляемость
Соседний – соседский
Сравнимый – сравнительный
Сценический – сценичный
Технический – техничный
Удачливый – удачный
Униженный – унизительный –
Фактический – фактичный
Хищнический – хищный
Царский – царственный – царствующий
Целый – цельный – целостный
Экономический – экономичный – экономный
Эстетический – эстетичный
Этический–этичный
Эффективный – эффектный
Эффективность – эффектность
8-3 Рост, рост, рост — концепции и пояснения
Экспоненциальный рост
Экспоненциальный характер изменений часто можно распознать в словесном описании ситуации или в характере изменений в таблице ( x, y ) значений.
Экспоненциальный рост вознаграждений за дни хорошей работы в примере можно представить в виде графика. Увеличение скорости роста отражено в восходящей кривой нанесенных точек.
Пример
Предположим, что за дни хорошей работы предлагается вознаграждение. В начале 1 цент помещается в партийный фонд. В первый рабочий день прибавляется 2.; на второй рабочий день прибавляется 4.; и за каждый последующий день хорошей работы вознаграждение удваивается. Сколько денег добавляется на восьмой рабочий день?
День доброй работы | Вознаграждение (центы) |
---|---|
0 (начало) | 1 |
1 | 2 |
2 | 4 |
3 | 8 |
4 | 16 |
5 | 32 |
6 | 64 |
7 | 128 |
8 |
Коэффициент роста
Постоянный коэффициент можно получить, разделив каждое последующее значение y на предыдущее значение y. Это соотношение называется коэффициентом роста паттерна.
Пример
За каждый день хорошей работы вознаграждение удваивается. Вы умножаете предыдущую награду на 2, чтобы получить новую награду. Этот постоянный коэффициент также можно получить путем деления последовательных значений y: 2 / 1 = 2, 4 / 2 = 2 и т. д. можно выразить уравнением.
Модель экспоненциального роста y = a ( b ) x может сначала увеличиваться медленно, но растет с возрастающей скоростью, потому что его рост является мультипликативным. Фактор роста б.
Пример
День | Расчет | Вознаграждение (центы) |
---|---|---|
0 | 1 | 1 |
1 | 1 х 2 = 2 1 | 2 |
2 | 1 х 2 х 2 = 2 2 | 4 |
3 | 1 х 2 х 2 х 2 = 2 3 | 8 |
: | : | : |
6 | 1 х 2 х 2 х 2 х 2 х 2 х 2 = 2 6 | 64 |
: | : | : |
нет | 1 x 2 x 2 x .![]() | 2 нет |
На n-й день награда R составит R = 1 x 2 n . Поскольку независимая переменная в этой модели выступает как показатель степени, модель роста называется экспоненциальной. Фактор роста — это основание 2. Показатель степени n показывает, сколько раз 2 является множителем.
Экспоненциальное затухание
Экспоненциальные модели описывают модели, в которых значение уменьшается. Факторы затухания приводят к ухудшению соотношения, поскольку они меньше 1.
Пример
Правила возведения в степень
Учащиеся начинают понимать правила возведения в степень, исследуя образцы в таблице степеней для первых 10 целых чисел.
Пример
Изучая мультипликативную структуру оснований:
8 2 = (2 x 2 x 2) 2 = (2 3 ) 2 8 = общая схема: (b m ) n = b mn
9 x 27 = 243 или 3 2 x 3 3 = 3 5 ; В общем, (B M ) (B N ) = B M+N
4 x 25 = 2 2 x 5 2 = (2 x 5) 2 = 10 2 = 100; в общем, ( a m b m ) = ( ab ) m
Подобные исследования приводят к правилу a m 0006 а н = а м-н .
Введение в алгебру: рост, рост, рост
В этом документе дается обзор раздела и содержится информация о том, как родители и опекуны могут помочь своему ученику дома.
В этом документе освещаются все основные понятия, которые учащиеся изучают в этом разделе. Это отличный инструмент для изучения!
GG прогрев 1 GG прогрев 2 GG прогрев 3 GG прогрев 4
Прогрев ГГ 5 Прогрев ГГ 6 Прогрев ГГ 7 Прогрев ГГ 8
Прогрев ГГ 9 Прогрев ГГ 10 Прогрев ГГ 11 Прогрев ГГ 12
Прогрев ГГ 13 Прогрев ГГ 14 Прогрев ГГ 15 ГГ разминка 16
GG разминка 17
Задача 1.1 Примечания: Знакомство с экспоненциальными функциями
Задача 1.2 Примечания: Представление экспоненциальных функций Задача 1.2 Лабораторная работаЗадача 1.3 Примечания: Факторы роста Задача 1.3 Лабораторная работа с экспонентами
Примечания: Задача кроме 1
Задача 2.2 Примечания: Интерпретация уравнений экспоненциальных функций
Задача 2. 3 Примечания: Интерпретация графиков экспоненциальных функций
Задача 3.1 Примечания: Факторы роста нецелых чисел Задача 3.1 Лабораторная работа
Задача 3.2 Примечания: Задача о темпах роста 3.2 Лабораторная работа
Задача
3.3 Примечания: Задача о скорости роста и факторе роста 3.2 Лабораторная работа
Задача 4.1 Примечания: Задача об экспоненциальном затухании 4.1 Лабораторная таблица
Задача 4.2 Примечания: Представление задачи об экспоненциальном затухании 4.2 Лабораторная таблица
Задача 5.1 Примечания: Задача об отрицательных показателях 5.1 Лабораторная таблица
Задача 5.2 Примечания: Правила экспоненты Лабораторный лист
Примечания к банковскому счету Фрая Лабораторный лист по трем актам для банковского счета Фрая
Примечания к задаче 5.4: операции с экспоненциальной записью
Примечания к задаче 5.5: сравнение графиков экспоненциальных функций
(см. инструкции по доступу к учебнику в Интернете)
0Объем конусов, цилиндров и сфер WS
Линейный и обратный обзор WS
GG ACE 1 Pack
GG ACE 2 Pack
GG Inv 1 and 2 Review WS GG Inv 1 и 2 Review KEY
GG Inv 2 Extra Practice WS
GG ACE 3, 4 и 0 Pack 07 07 9004 GG 9004 9004 Обзор модульного теста GG Обзор модульного теста KEY
GG Задача 2.