Вышиванки слобожанские – Женская вышиванка борщевская идиллия — украинская вышитая рубашка – заказать на Ярмарке Мастеров – BU0EVRU

Содержание

Слобожанская вышиванка

Пробиваясь сквозь тернии

Современные Харьковская, Сумская, Луганская и кусочек Донецкой областей еще несколько веков назад имели общее название – Слободская Украина или Слобожанщина. Эти территории, заселенные племенем северян во времена Киевской Руси, получили свое название в XVII веке, когда сюда пришли вольные казаки и начали строить собственные жилища – слободы. Конечно, Россия сделала все возможное для отодвигания границ Слобожанщины максимально на запад (части современных Воронежской, Белгородской и Курской областей – это тоже территории, которые когда-то находились в Слободской Украине), но зато нашему восточному «брату» не удалось забрать с собой элементы народной культуры этого этнографического региона. Ощутимое влияние Гетманщины на западе и казацкого Запорожья на юге не только помогло Слобожанщине, но и стимулировало развитие самобытных особенностей в культуре последней.

Промышленность и капиталистические отношения края стремительно набирали обороты, что привело к ликвидации домашнего производства сырья и одежды. Конечно, в селах продолжали ткать самостоятельно, но и охотно пользовались фабричными тканями, которые гармонично сочетались в повседневных нарядах. Конечно, на Слобожанщине нет таких мощных традиций вышивки как, скажем, в западных областях страны, но и здесь есть определенные интересные особенности, а главное: на Востоке уважают и надевают вышиванки по сей день. Не верите? Тогда почитайте.

На вопрос, что именно характерно для слободской вышивки, дает ответ 75-летний житель Полтавщины, заслуженный мастер народного творчества Украины Григорий Грынь: «Это вышивка в технике» белым по белому «, палевые оттенки цвета, без контрастных черного и красного, растительный и растительно-геометрический орнамент, это искусство так называемого выбивания по ткани». Здесь приведен далеко не полный перечень характерных черт, большая часть из которых перекликается с традициями вышивки Приднепровья, а особенно самой Полтавщины, которая развивалась более медленными, нежели Слобожанщина, темпами и оставляла определенное место «классичности».

Свастика как орнамент

Основой любого наряда была (и остается) рубашка. На праздники надевали яркую длинную сорочку с орнаментом, а в повседневной жизни не чурались «подточеных» (качественное полотно сверху и грубый низ) сорочек. Сначала вышивали только белым по белому (символ связи с предками, белый – цвет траура по умершим), а уже потом появились интересные комбинации, в частности, до сих популярностью пользуется сочетание красного с синим. «В комплекте» с вышивкой шла мережка – ажурная техника, добавляющая одежке изысканности и элегантности. Характерной особенностью восточных областей Украины были кружевные подолы, которые должны были виднеться из-под поясной одежды – плахты.

Что касается орнамента, то он мог быть достаточно разнообразным и нес в себе определенную закодированную информацию, начиная от символа плодородия – древа, где корни – знак предков, ствол – современность, верх – высший, духовный мир, и заканчивая образом свободы – птицой. Еще одним символом, который достаточно часто можно увидеть на вышиванках Слобожанщины и Среднего Приднепровья, являются треугольники, которые прикасаясь вершинами друг к другу, символизируют Мир и Антимир. Кое-где между треугольниками есть линия, т.н. «Кольцо Великого Свечения», символизируещее отражение двух миров.

Нельзя не сказать о таком элементе слободской сорочки как… свастика. Да-да, сейчас наше воображение готово проводить только ярко негативные ассоциации, но в древности предки определяли свастику как-то очень светлое, солнечное. «Свастика применялась еще в практике древних шаманов для освещения мира от темных духов, то есть, изображая такие узоры на одежде, предполагалось, что в мир приносится свет. Когда женщина шла замуж, на рукавах вышивались свастики, направленные к ней», – говорит украинский ученый в области искусствоведения и непосредственная владелица вышиванки со свастикой Вера Осадчая. Созданные техникой вырезания, эти знаки могут быть лево- (загиб креста влево) и правосторонние. Повернутая против часовой стрелки, свастика символизировала духовное пламя, по часовой стрелке – знак семейного очага.

Слобожанская вышиванка: творение уникальности

К концу XIX века на Слобожанщине существовали сорочки полтавского типа. Женские характеризовались наличием двух, соединенных на плечах, ветвей – передней и задней. Под рукавами, заканчивающимися чехлами, вшивались квадратные ластовицы. Станок с пришитыми к нему вставками собирался на нить у горловины и вшивался в ворот – обычно узкий и небольшой по размерам. Кое-где воротник заменяла тропа с узором – обшивка. Вышитые по большей части льняными нитками, сорочки обильно орнаментировались.

Мужские сорочки региона отмечались большей вариативностью. Древнейшей была туникообразная модель со стоячим воротником, разрезом посередине или сбоку от пазухи и вышитой грудью. Сорочка с уставкой характеризовалась следующими чертами: стоящий или выложистий воротник с обильным собранием у него и прямым разрезом пазухи. В стрелочных сорочках функцию вставок выполнял треугольный клин, его расширяли до воротника и покрывали вышивкой.

В конце XIX века слобожанские сорочки становятся все более уникальными и приобретают четко очерченные, присущие только им, черты. Этот процесс характеризуется появлением на Харьковщине и Луганщине сорочки с высокими стоячими воротниками, а позже – сорочки на кокетке, с большим вырезом горловины и рукавами, пришитыми непосредственно к кокетке. На женских сорочках иногда делались красные ленты и различного рода вставки, на подобии российских образцов. Парни в качестве аккомпанемента к своим сорочкам носили на шее цветные платочки (слои).

Итак, Слобожанщина, как регион, и сама по себе слобожанская вышивка прошли сложный путь к сотворению самобытности, неповторимости собственной культуры. Впереди – не менее легкий путь пропаганды национальных этнических элементов и повышения среднего уровня осведомленности в истории странцы, но уже сейчас необходимо признать: традиции вышивки на Востоке Украины – были, есть и будут!

Автор: Максим Тимченко.

Платье-вышиванка, вышиванка для мужчин, вечерние платья в украинском стиле – это только маленький перечень товаров, купить которые можно купить в ЭТНОХАТЕ.

особенности слобожанской вышивки и харьковские гуляния

Каждый третий четверг мая украинцы празднуют День национального костюма. Этому празднику уже 13 лет. В этом году День вышиванки выпал на 16 мая. Многие харьковчане тоже выйдут на улицы, чтобы отдать дань уважения украинскому национальному костюму и принять участие в «вишиванковій ході». 

История украинского костюма. Особенности вышивки для Слобожанщины

Существует распространенное заблуждение, что вышивка крестиком при помощи черных и красных нитей — это типичная украинская традиция. На самом деле, вышивка крестиком пришла в Украину из Западной Европы только в 19 веке. А до этого много веков здесь были распространены вышивка гладью и ажурные техники — вырезание, мережки.

Рассказывает Наталья Нечепуренко, один из организаторов праздника День вышиванки в Харькове:

“В традиции, которая была в Харьковской, Сумской, Полтавской области присутствует вышивка белым по белому, которая включала в себя более 150 швов. Крестик тоже присутствовал, скорее, как связывающий элемент, а не как доминирующий. А доминирующими швами это всё-таки были мережки, гладь, так называемая “лиштва”, всевозможные вирізування, виколювання”.

В нашей традиции сорочка длинная, показывались только рукава и низ, расшитые очень красивыми мережками. Всё остальное закрывалось плахтой (поясная одежда, юбка) и корсеткой”.

 

Также для каждого региона Украины характерен свой узор и цвет вышивки. Орнаменты наносились не только для красоты, а еще как оберег.

Еще одна традиция вышивки — орнамент «Дерево життя», которое помогало записать и запомнить всех родственников в роду. И тех, которые уже покинули этот мир — ваза в которой цветы с опущенными головками, листьями, и живых. Нераскрывшиеся бутоны символизировали новое поколение.

В зависимости от достатка и трудолюбия, каждая девушка еще в подростковом возрасте вышивала себе от 10 до 30 вышиванок. Очень важно было заготовить ткань и одежду на много лет вперед. Считалось, что потом у нее будет семья и дети, а вот времени не будет. Если парубку одинаково нравились две девушки, то выбирал он ту, вышиванка которой была аккуратнее и красивее. Это означало, что и хозяйкой она будет хорошей.

Наш земляк, известный художник Илья Репин (родился в Чугуеве в 1844 году) делился со своими петербургскими приятелями:

“Вы не поверите, как обворожительно одеваются дивчата, парубки тоже ловко: … это действительно народный, удобный и грациозный костюм, несмотря на огромные сапожищи. А какие дукаты, монисты!! Головные повязки, цветы!! А какие лица!!! А какая речь!!! Просто прелесть, прелесть и прелесть!!!”

 

Кстати, в Харьковском художественном музее много работ с изображением украинцев в национальной одежде. Большинство художников рисовало с натуры. Мне до сих пор не дает покоя вопрос, неужели крестьяне работали в полях в расшитых сорочках? Или это так красиво выглядели будейки, повседневная одежда? За ответом придется идти в Харьковский исторический музей, в отдел “Слобожанські мотиви. Етнографія краю”.

Как будут праздновать День вышиванки в Харькове

Организаторы разделили мероприятие на три этапа. Это дает возможность выбрать наиболее удобное время и место, чтобы присоединиться к празднованию. И не забудьте надеть свою любимую вышиванку.

1. «Вишиванкова Хода»от площади Конституции до Оперного театра.
Начало в 16.00 от площади Конституции.

2. Праздничный концерт возле Оперного театра.
Пространство перед Харьковским театром оперы и балета четвертый год подряд станет площадкой для праздника. Там есть большая крыша, чтобы укрыться от дождя, что было довольно актуально в предыдущие годы. Но в этом году синоптики наконец-то обещают теплую и солнечную погоду. Больше никаких курток и зонтов, скрывающих красоту нашего национального костюма.

3. «Вишиванкова Хода» от Оперного театра до площади Свободы.
Начало в 17.30 от Оперного театра.

Но народные гуляния — они на то и гуляния, чтобы не ограничиваться во времени. Просто приезжайте вечером 16 мая в центр, на людей в вышиванках посмотреть и свою показать.

Наталья Нечепуренко, соорганизатор праздника День вышиванки в Харькове:

“Мне кажется, что пренебрежение, которое было раньше к народной одежде, вызвано необразованностью. Люди видели только концертные костюмы, сшитые на скорую руку. Пришили две атласные ленты к юбке — и это считалось украинской одеждой, которая на самом деле не имеет к этому никакого отношения. И, конечно, это вызывало неприятие. А если увидеть настоящую плахту, вышитую орнаментами, которые передавались из поколения в поколение, то это совсем другие ощущения и другие впечатления у людей. Знакомство с традициями вызывает какие-то изменения в обществе. Это мы почувствовали по прошлым годам. После нашего Дня вышиванки образовалось несколько групп женщин, которые начали изучать вышивку. И своими руками вышили себе вышиванки, рушники”.

Вышиванка в современном мире

Коллекция 2015 Valentino


Модные дома с мировым именем уже который год используют украинские мотивы в своих коллекциях: Жан-Поль Готье, Гальяно, Gucci, Valentino, Dolce & Gabbana. В 2015 американский модный журнал Vogue, а в 2016 The New York Times назвали украинскую вышиванку трендом сезона. Вышиванки давно с удовольствием носят знаменитости: Кейт Мосс, Холли Берри, Мадонна, Келли Озборн, Сальма Хайек, Гвинет Пэлтроу. Конкурс «Евровидение», который прошел на днях в Киеве, тоже добавил новых поклонников украинской национальной одежде.


16 мая во всех социальных сетях появятся тысячи фотографий людей в вышиванках. Во многих организациях будет объявлен национальный дресс-код.

Помнить и сохранять свои традиции, корни — эта святая обязанность каждого народа. Тем более, что в Украине это так красиво.

Татьяна Леонова

Если вы нашли опечатку на сайте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Слобожанская вышивка — Зелені хутори Таврії


Древнейшее искусство вышивки насчитывает более чем трехтысячелетнюю историю лишь на территории Украины. Тем не менее, каждый регион нашей страны имеет собственные традиции этого древнего ремесла, собственную технику и колорит.


Слобожанщина — это историческая область восточной Украины, включающая в себя современную Харьковскую область. Традиции вышивки Слобожанщины не столь древни, как, скажем, традиции Гуцульской или Полтавской вышивки, так как эти территории были обжиты людьми лишь в семнадцатом веке. Но поскольку туда переселялись люди из разных областей Украины, то вышивка Слобожанщины впитала в себя все традиции и особенности вышивок страны, что сделало ее неповторимой, уникальной, красочной и интересной. Однако сейчас, традиционная Слобожанская вышивка может исчезнуть навсегда. Современные мастерицы предпочитают вышивать иные узоры, используя незамысловатую технику «крестик», оставляя без должного внимания традиционные цвета и орнаменты Слобожанщины.


Рис. 1 Образец Слобожанской вышивки


Слобожанщину, в основном, заселили украинские крестьяне, которые вынуждены были бежать от поляков во время войны, а также казаки, поэтому нет ничего удивительного в том, что в традиционной Слобожанской вышивке присутствует много элементов, позаимствованных из западноукраинских земель. И все же, главной особенностью вышивки Слобожанщины является «Древо жизни», которое являлось летописью семьи. Каждая ветка «Древа жизни» символизировала собой члена семьи. Как правило, под «Древом жизни» всегда вышивалась полоска — это грань, которая отделяла живых от мира мертвых. Также часто в вышивке Слободской Украины встречается геометризованный образ богини Берегини с поднятыми вверх руками, которая защищала и берегла от беды. В осенней одежде Берегиня уже вышивалась с опущенными руками, она, словно бы говорила, что урожай созрел, и ей, богине Плодородия, пора отдохнуть до следующей весны.


Рис. 2 Женская Слобожанская вышиванка


Женщины Слобожанщины носили длинные вышиванки, традиционными цветами которой являлись синий, зеленый, красный и черный. Иногда мастерицы использовали для работы и белые нити.


Рис. 3 Мужская Слобожанская вышиванка


Традиционным цветом для мужских вышиванок Слобожанщины являлся синий, а для молодых парней и совсем юных, незамужних девушек — голубой.

 

 

Слобожанская вышивка может исчезнуть | Вечерний Харьков

Украинцы надевают национальную одежду несколько раз в году, в том числе и на День соборности, который страна отметила на днях.

Насмотревшись самых разнообразных вышитых орнаментов, корреспондент «Вечернего Харькова» решила погрузиться в историю слобожанской вышивки.

Слобожанщина позаимствовала традиции у Полтавы


Каждый регион может щегольнуть собственным колоритом вышиванок, техникой вышивки, богатством орнамента и неповторимостью цветов, и у изысканной слобожанской вышивки есть своя история.

– Слобожанщина заселялась в XVII веке, поэтому коренных традиций вышивания у нас не было: люди эмигрировали сюда со всех концов Украины, – рассказывает заведующая отделом народного искусства Слобожанщины Харьковского художественного музея Ольга Евсеева. – Самое большое влияние на вышивку Слобожанщины оказала соседняя Полтавщина, для которой характерны рушниковые швы: растительный орнамент с его основным символом – деревом жизни и геометрический орнамент с глубокой земледельческой символикой. Считается, что орнамент – закодированная история жизни, закодированные тексты.

Предки обращались к высшим силам с помощью символов


Геометрические элементы на рушниках были обращением к высшим силам природы, с вышитыми рушниками трижды обходили поле: весной – с просьбой послать благоприятные погодные условия, а осенью – собрать обильный урожай. Активной помощницей в сборе урожая была и берегиня – символ земли. У весенней берегини обычно изображают цветы в руках, причем ее руки направлены вверх с просьбой о благоприятной для урожая погоде. У осенней берегини руки опущены вниз: она показывает, что урожай уже созрел, и просит дать возможность его собрать.

Одна из особенностей слобожанской вышивки – дерево жизни на рушниках: своеобразная летопись рода, история семьи вышивальщика. Под деревом на рушниках вышивают полосу – она символизирует потусторонний мир. В основе дерева – вазон или стилизованные корни. Как правило, нижние ветки дерева жизни со стилизованными плодами или цветами опущены вниз – к потустороннему миру. По мере приближения к верхушке ветви на дереве жизни приподнимаются, на самой верхушке направлены вверх к небу, что символизирует вечность жизни. На среднем и верхнем ярусе ветвей располагали птичек – посланцев неба. Слобожанская вышивка отличается не только символикой, но и сдержанным цветовым решением: шитье красным по белому, черным по белому, белым по красному и пастельные оттенки цветов.

Слобожанской вышивкой владеют единицы


Как рассказал глава Харьковского областного отделения Национального союза народного творчества Украины заслуженный мастер народного творчества Александр Вакуленко, на Харьковщине немало вышивальщиц. Однако большинство используют в своих работах нетипичные для Слобожанщины яркие цвета, предпочитают вышивать крестиком, а кроме того, тяготеют не к традиционным для нашего региона геометрическим символам, а к цветочным картинкам.

– У нас в районах области больше увлекаются нехарактерной для Слобожанщины вышивкой крестиком, но эта техника не из самых сложных и уже несколько заезжена, — считает Александр Вакуленко.

Вышивка крестиком появилась в Украине только в ХIХ веке – пришла из Китая. Свою лепту в распространение внес предприимчивый купец, работавший на фирму «Броккар и Ко». Он продавал мыло, на упаковках которого для дам были нанесены схемы для вышивания крестиком – в основном миленькие розочки-цветочки. Растительная вышивка родом из Китая распространялась, орнаменты начали печатать в журналах дамского рукоделия, популярна она и до сих пор.

– Привнеся только внешние красивости, купец своими схемами для вышивания цветочков крестиком упростил, девальвировал слобожанскую вышивку. Мастерицы стали вышивать не стилизованно, а натуралистично. Так называемая броккаровская техника широко распространена до сих пор. Даже киевские мастера, оценивающие на выставках работы наших вышивальщиц, говорят: «Такие работы не только нам, но наверняка и вам самим уже надоели». Однако переубедить мастериц вспомнить о традициях очень сложно: они привыкли вышивать именно так и не хотят работать иначе, – сетует Александр Вакуленко. – Некоторые из них пытаются доказать, что вышивают традиционно, но я называю такие работы «пособием по растениеводству». А вышивка – это не фотография, рушник – всегда символ: в нем должно быть все лаконично и символично, как в закодированных письменах майя.

Визитная карточка слобожанской выставки


Национальный союз мастеров народного искусства Украины, по словам Ольги Евсеевой, старается возродить слобожанские традиции, делая акцент на вышивании дерева жизни. Но техникой слобожанской классической вышивки владеют лишь единицы.

– Увы, уходят из жизни вышивальщицы, а вместе с ними и слобожанское мастерство, а молодежь не склонна заниматься сложной, кропотливой работой, сокрушается Ольга Евсеева.

Сейчас возрождением традиций на Слобожанщине упорно занимается чуть ли не единственная мастерица – заслуженный мастер народного творчества Украины Раиса Кушнаренко. Она в числе немногих, кто в 80-х годах создавал визитную карточку Харькова – вышивку белым по белому, иногда – с вкраплением серо-голубого, серо-зеленого, коричневатых оттенков. Ольга Евсеева считает мастерицу патриархом этого вида творчества.

– Раиса Захаровна – уникальная мастерица, – восхищается Ольга Евсеева. – Ей 87 лет, но она продолжает работать.

украинская вышиванка СЛОБАЖАНИН – заказать на Ярмарке Мастеров – RVFQRU

Верхняя одежда, топы, юбки, брюки (обхват указан в см)

1 — обхват груди

2 — обхват талии

3 — обхват бедер

ГрудьТалияБедраRUSSizeEUUKUSA
76588238XXS3240
80628640XS3462
84659242S3684
88689644M38106
927410046M40128
967810448L421410
1008210850L441612
1048511252XL461814
1088811654XXL482016
1129212056XXL502218
11697124583XL522420
120101128604XL542622
124106132624XL562824
128110136644XL583026
132114140665XL603228
136118144685XL623430
140122148705XL643632

Бюстгальтер

Обхват под грудью
Обхват, см63-6768-7273-7778-8283-8788-9293-9798-102
RUS65707580859095100
SizeXSSMLXLXXL3XL3XL
IT12345678
FR80859095100105110115
Обхват груди по выступающей части (объем чашки)
A77-7982-8487-8992-9497-99102-104107-109112-114
B81-8384-8689-9194-9699-101104-106109-111114-116
C83-8586-8891-9396-98101-103106-108111-113116-118
D88-9093-9598-100103-105108-110113-115118-120
E90-9295-97100-102105-107110-112115-117120-122
F97-99102-104107-109112-114117-119122-124
G99-101104-106109-111114-116119-121124-126

Трусики (обхват указан в см)

ТалияБедраRUSSizeITFR
659242XS138
689644S240
7410046M342
7810448L444
8210850XL546
8511252XXL648
88116543XL750

1 — обхват груди

2 — обхват талии

Верхняя одежда, футболки, свитеры (обхват указан в см)

ГрудьТалияRUSSizeEUUKUSA
887044XS383234
927646S403436
968248M423638
1008850L443840
1049452L464042
10810054XL484244
11210656XXL504446
11611258XXL524648
120118603XL544850
124120623XL565052
128124644XL585254
132128664XL605460
136132685XL626062
140136705XL646264

Джинсы и брюки (обхват указан в см)

1 — обхват талии

2 — обхват бедер

ТалияБедраW (дюйм)RUSSizeEUUKUSA
70922844XXS38322-4
70-7692-962944-46XXS/XS38-4032-344
76963046XS40346
76-8296-1003146-48XS/S40-4234-366-8
821003248S42368
82-88100-1043348-50S/M42-4436-388-10
881043450M443810
88-94104-1083550-52M/L44-4638-4010-12
941083652L464012
94-100108-1123852-54L/XL46-4840-4212-14
1001124054XL484214
1061164156XXL504416
106-112116-1204256-58XXL/3XL50-5244-4616-18
11212044583XL524618
11812446603XL544820
12012848623XL565022

Обхват измеряется по линии, повторяющей касание шеи застегнутого отложного воротничка

Рубашки, сорочки (S — обхват шеи)

S (см)S (дюйм)RUSSizeEUUSA
361444XS3614
3714,546S3714,5
381546-48S/M3815
3915,548M3915,5
4015,548-50M/L4015,5
411650L4116
4216,552L4216,5
431754XL4317
4417,556XXL4417,5
451856-58XXL4518
461858XXL4618

Волынская вышиванка

Ой, чи так кросно, в якій країні,
Як тут, на нашій рідній Волині!
Леся Українка

Волынь – древнерусская историческая область в бассейне южных притоков Припяти и верховьях Западного Буга на северо-западе современной Украины. Расположена между Подольем на юге и Полесьем на севере, Западным Бугом на западе и верхним Тетеревом и верхушками Ужа на востоке.

Волынь охватывает современные Волынскую и Ровенскую области, западную часть Житомирской и северные части Тернопольской и Хмельницкой областей. В несколько более широкой трактовке к Волыни можно отнести южную часть Брестской области Беларуси и восточную часть Люблинского воеводства Польши.

Поэтика древнего искусства

Кажется, что время остановилось чтобы насладиться многовековым величием этих мест. Столетние леса, голубоглазые озера и сочные луга вдохновляли не одно поколение украинских творцов. Волынь стала настоящей колыбелью западно-украинской культуры, целой сокровищницей обычаев, традиций, ремесел и тому подобного. На этих землях черпала вдохновение целая плеяда известных украинцев, среди которых Леся Украинка, Улас Самчук, Николай Костомаров и другие.

На территории современной Волынской области изначально жили племена дулебов, волынян, бужан, лучан и берестян. С их цивилизации остались на память непревзойденный фольклор, архитектурные достижения и некоторые произведения ручной работы.

Одними из самых интересных археологических находок на Волыни и Полесье можно считать резные деревянные орнаменты, которые относятся к эпохе неолита (5000-1800 гг. до н.э.). Кусочки керамики, найденные в этих краях также щедро украшены весьма характерными орнаментами. И все это эхо древних культур нашло весьма широкое отражение в уже более современных находках – полуистлевших кусочках полотен одежды. Поэтому древними посланиями потомкам стали такие узоры, как «елочка», «ромбы», «треугольники», «крестики».

«Вышиванковая» речь

Это все не могло не отразиться в костюмах украинской послерусской добы. Итак, характерными орнаментами украшали себя волыняне и во времена литовского княжества, и под польской шляхтой, и даже под московитами. Наш народ смог сохранить эти древние аутентичные знаки и всегда понимал их значения. Так, еще несколько веков назад, одежда с легкостью заменял паспорт украинцу. Характер одежды и орнаменты на сорочке безошибочно указывали на социальное и имущественное состояние человека, его узкорегиональную принадлежность. Более того, говорят, что за узором на вышиванке можно было легко понять в браке ли женщина, сколько у нее детей, хороший ли у нее муж, и большое ли хозяйство. Часто женщины нарочно немного подбирали подол плахты, чтобы было видно орнаменты по низу сорочки. Во-первых, так можно было охарактеризовать себя как хорошую мастерицу, если ну очень красиво вышиванка расшита, во-вторых – дать возможность окружающим прочитать то невероятный шифр, который был заложен в узор.

Веками народные умельцы создавали наш генетический код и удачно пользовались своеобразным языком знаков. Все виды орнаментов имели собственную технику исполнения. Для разработки и выполнения этих техник нужно уметь применить узор относительно ткани, ее плотности, размера полотна и тому подобное. Также целым искусством можно назвать выбор ритмики орнамента, частоты чередования полос и соотношение орнаментов между собой и по отношению к фону изделия.

Основное место в орнаментальном искусстве Волыни занимают символы воды, земли и солнца, которые образуют жизненную троицу. Также традиционными считаются образы Берегини – покровительницы жизни; дерево жизни, на ветвях которого симметрично расположены птицы – символы души человека; растительные мотивы.

Красота и символичность волынских вышиванок вдохновляла выдающуюся писательницу Лесю Украинку. Малоизвестным остается тот факт, что в шесть лет, тогда еще будущая поэтесса, научилась шитью и вышиванию, и начала создавать сорочку любимому папе. Проводя свое детство в Колодяжном на Волыни, Леся Украинка любила носить народный строй, различные вышиванки. Ее любовь к вышивке разделяла и мать поэтессы Олена Пчилка. Именно она впервые в Украине издала сборник орнаментов вышивок Полесья, которую увидел свет в 1877 году.

Мужской и женский наряды

Стоит немного подробнее остановиться на общем образе тогдашних украинцев, чтобы нарисовать в сознании полную картинку.

Волынские мужчины носили сермяги коричневых цветов и подвязывались красными поясами. Сермяга – это простая крестьянская одежда, вроде кафтана, сделанная из грубого небеленого сукна из овечьей шерсти. Эти полушубки обшивали по вороту и на карманах красными шнурами. Таким же украшением отделывали суконные или бараньи шапки. Сермяги также были оснащены каптурем – предком современного капюшона – для ношения в дождливую погоду. Обувались волынские мужчины в сапоге.

Рубашку волыняне носили льняную или конопляную и полотняные штаны. Брюки выделял интересный крой и плетеный очкур, протянутый в поясе. Несколько позже его заменили на цветную крайку.

Верхней одеждой для волынян служил сиряк – такая свита из белой овечьей шерсти, – задняя часть которого была фалдованной. Воротник, манжеты, пояс и карманы такого наряда были вышиты черными шерстяными нитками, со временем и цветными, застегивались серяки на самодельные деревянные пуговицы.

Мужские кожухи шились так же, как серяки, только их полы были отрезными в поясе, а не цельнокроеными. Они были белого или коричневого цвета с большими кучерявыми черными шерстяными воротниками. Кожухи также украшали вышивкой на воротнике, манжетах, карманах, за пазухой и на поясе. Очкурики часто украшали цветными помпонами. Сиряки обычно шили портные, а кожухи из шкур выправленных набело – скорняки. Вышиванки и штаны справлялись в домашних условиях.

Женская сорочка по крою была такая же, как и мужская, но длиннее, до лодыжек. Женскую вышиванку украшала «заволоч», которую шили с лицевой или изнаночной стороны. Вышивкой обязательно украшали вставки и рукава, а иногда, и воротник, и пазуху. Вышиванки у воротника и на рукавах вышивали белыми, голубыми или красными цветами. В праздничные дни сверху на привычный строй надевали еще и суконную бекешу.

В волынской части Украины женские вышиванки плотно присобирали вокруг шеи, украшая традиционными украшениями – кораллами, бусами, дукачами, гривнами и герданами.

В качестве верхней одежды женщины тоже носили свиты и кожухи такого же кроя как и мужчины. Вставки, рукава, а порой, и воротник, и пазуха были вышиты. Юбки были домоткаными – их ткали из сукна одного или двух-трех цветов. Такие юбки назывались «летник». Они были в клеточку зеленых, желтых или красных цветов. Зачастую вместо целой юбки носили две плахты: одну сзади и одну спереди. Фартуки к таким юбкам были полотняными, перетканные по низу красными нитками.

Девушки ходили с украшенными цветами головами, а замужние женщины носили красочный платок (чепец) или намитку, украшенную на концах. Позже носили квадратные платки, которые вышивали также на кончиках, к платкам пришивали так называемые бубляхи (похожи на пуговицы). Впоследствии сверху на домотканые платки носили шерстяные «терновые», которые скручивали и нашивали на них друг возле друга бубляхи, что в целом выглядело на голове как веночек. Что касается обуви, то волынские женщины носили сапоги или сапьянцы на высоких каблуках красного или желтого цвета.

Детали кроя и мережанья вышиванок

Волынская вышивка, как мы уже говорили, испокон веков славилась своей оригинальностью, лаконичностью и сдержанностью. Подавляющее большинство вышитых сорочек раскраивались ножом. Крой женских и мужских вышиванок был почти одинаковым.

Вышитая сорочка состояла из таких частей: стан, рукава, вставки, цвикли (клинки под рукавами), воротник, чехлы. Длина стана – 85 см, длина рукавов – 57 см, ширина – 32 см, воротник – 38 см, длина вставки – 24 см, ширина – 12 см, ширина чехлов – 4 см. Воротник в сорочках застегивался на самодельную пуговку из олова со стеклышком на «жичку» – шнурок из цветной шерсти или на пуговицу из сырой пряжи. У мужчин вышиванки были мережаные на воротнике, пазухе, на чехлах. Крой женской вышиванки отличался от мужских только длиной – до косточек. Вставки, рукава, а порой, и воротник, и пазуха были вышитыми.

Для волынского региона в целом характерно ритмичное чередование геометрических фигур: звезд, ромбов, ломаных линий. Маленькие детали, вписанные друг в друга, переплетаясь, образуют цельный орнамент. Самой распространенной техникой стоит назвать занизывание – очень древнее вышивания, которое имитирует челночное ткачество, создавая плотные, лаконичные и в то же время изысканные композиции. Таким образом возникает рисунок, который напоминает живописные волынские рельефы.

Что касается колористики сорочек, то в узорах преобладал красный цвет, также вышивали еще и синими, и черными нитками. Очень хорошим получается изделие, если вышивать белым по белому шелковыми нитями. Правда, это сложно, ведь, говорят мастерицы, шелковые нити очень режут руки.

В южных регионах Волыни преобладали в орнаментации растительные мотивы. Сорочки у воротника и рукавов вышивались исключительно светлыми нитками. А вот откровенно западноволынской фишкой стало размещение узкой полоски вышитого орнамента на манжете.

Названия волынских узоров: цветки, хлопья хмель, хмель, хмелик, виноград, ягодный хмель, хмель-ягодки, кресты гречкой, кресты, безконечник, купчаты, кукурузка, огурчики на две половинки, звезды, корзиночки, кошичаста рожа, вилка, бараньи рога, таргачики, дымянка, бархатцы, глазки, ягодки, цимбалы, кудри, рожа полная, рожа клинообразная, рожа барвинковая, рожа шуляковая полная, рожа шуляковая, топорики, копыта, копытца, разбитые кресты, кресты, дубовые листья, полоничник на две половинки, сливочками, полоничник крестообразный, полоничник.

Современные волынские вышиванки

Первая мировая война, к сожалению, существенно повлияла и на культуру. Поэтому народный волынский строй, который берегли веками, не выдержал нашествия европейской культуры, которая стала постепенно вытеснять традиции. Древняя заволоч сменилась баварским крестиком, мадьярской гладью и парижской техникой ришелье. Геометрические орнаменты изменились растительными, а иногда начали вышивать птиц. Колористика вышивки также претерпела изменения – традиционный красный цвет изменился черным. Поверх вышиванок стали одеваться в примитивные жилеты и кожухи без всяких украшений. Юбки и фартуки стали делать из купленной ткани и вообще очень упростили внешний вид национального костюма. Как говорят некоторые этнографы, европейцы испортили вкус волынян.

Сегодня, бесспорно очень трудно найти настоящую волынскую вышиванку, однако наша культура, как птица феникс возрождается из пепла и поэтому многие украинские мастерицы воспроизводят непревзойденные техники отделки сорочек из бабушкиных сундуков. Не становятся исключением и волынские мотивы. Современное переосмысление традиций в сочетании с древними орнаментами рождает новые вещи, которые легко монтируются в темп ХХІ века.

Современную интерпретацию вышиванки – платье в украинском стиле – купить можно в ЭТНОХАТЕ. Так же, как и множество другой одежды и аксессуаров. 

Купить вышиванку Киев, платья купить Украина, мужские вышиванки Киев – все эти поиски увенчаются успехом именно в ЭТНОХАТЕ =)

Слобожанская мастерица Любовь Бугар примет участие в Параде вышиванок в Киеве


2Харьковскую область на Параде вышиванок ко Дню Независимости в Киеве будет представлять мастерица Любовь Бугар. Она повезет в украинскую столицу свою работу — расшитое женское платье в стиле модерн, она его наденет и продефилирует.

На День Независимости 24 августа 2012 года в Киеве состоится Всеукраинский Парад вышиванок. Представители каждого региона Украины приедут в Киев, чтобы пройти по Крещатику. Колонны участников будут сопровождать духовые оркестры. По главной улице страны провезут огромные писанки. Обереги разместятся на старинных повозках. После парада на Певческом поле пройдет развлекательная и конкурсная программы.

Представители каждого областного центра Украины продемонстрируют орнаменты вышивок, присущие именно их местности. Слобожанские узоры будет представлять Любовь Бугар из поселка Красное Первомайского района Харьковской области. Она будет одета в костюм собственной работы: платье, вышитое на сиреневом льняном холсте (вышивка крестом фиолетового цвета по всей длине), с разрезом по заднему шву, а также в льняной пиджачок, рукава которого расшиты по низу.

Дизайн платья она придумала сама, сама и сшила, и вышила. Мастерская вышивка способна превратить даже обычное платье в шедевр. Настоящая ручная вышивка всегда — настоящее произведение искусства, выполненное в единственном экземпляре, и несет в себе частичку души и таланта мастера.

Справка. Любовь Николаевна Бугар — член Национального союза мастеров народного искусства Украины. Она родилась 4 июня 1960 г. В 1984 г. окончила Харьковский государственный университет по специальности — филолог, преподаватель украинского языка и литературы. 25 лет посвятила педагогической деятельности, она — отличник образования Украины. Все свободное время отдает увлечению — вышивке. Первая крупная работа — рушник на собственную свадьбу. Обладает различными техниками художественной вышивки: гладь, крестик, сетка, зерновой вывод, штаповка, стеблевой шов, счетная гладь, набирування, выкалывание, ретязь. Участница всеукраинских, региональных, областных выставок, этнографически-художественных праздников, всеукраинских и международных ярмарок, персональных и совместных творческих проектов. Ее творчеством любовались жители Торонто, Москвы, Ганновера, Варшавы.

e-max.it: your social media marketing partner