Выставка посвященная любимову – «10 дней, которые потрясли мир». Новая версия знаменитого спектакля в пространстве выставки «Любимов и время» / Новости культуры / Tvkultura.ru

Любимов и время. 1917 — 2017. 100 лет истории страны и человека / Музей Москвы

30 августа в Музее Москвы в рамках программы «Век Юрия Любимова» открывается для посетителей выставка «Любимов и время. 1917-2017. 100 лет истории страны и человека». Выставку подготовил Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю.П. Любимова совместно с Музеем Москвы при поддержке Департамента культуры города Москвы. Генеральный спонсор выставки — Сбербанк России. Выставка продлится до 26 октября.

«Творчество Любимова нельзя извлечь из контекста истории. Это единственный способ показать его время и человека в нем. Человека, который во всех своих ипостасях старался быть полезным стране, в которой родился», — подчеркивает Каталин Любимова, вдова режиссера.

В 2017 году мировое культурное сообщество отмечает 100-летний юбилей Юрия Любимова — русского театрального и оперного режиссера, реформатора театра, актера, педагога и создателя Московского Театра на Таганке.

«Юбилею Юрия Любимова посвящается масштабная выставка «Любимов и время» в Музее Москвы — с неё и начинается основная программа празднования события в столице, в других городах России и за рубежом, — говорит директор Музея Москвы Алина Сапрыкина. — Проект разместится в зале площадью более 2 000 м2 . Это будет очень современная выставка, в пространстве которой пройдут перформансы, спектакли, встречи, мастер-классы».

В пространстве «зеркального коридора», в который преобразится зал Музея Москвы, посетители смогут почувствовать себя участниками знаменитых постановок Юрия Любимова и стать свидетелями основных вех творческого пути Мастера, показанных на фоне событий истории страны, в которой он жил и работал. Экспозиция будет выстроена по проекту театрального художника Алексея Трегубова, с использованием современных мультимедийных технологий и по принципу революционной сценографии, свойственной постановкам Юрия Любимова. В экспозиции будут использованы фото, видеозаписи репетиций, афиши, декорации к спектаклям, фрагменты сценографий, предметы искусства из коллекции Музея Москвы, театров, из личного архива семьи Любимовых и других частных архивов.

В рамках выставки будет представлена обширная программа событий: перформансы, выступления артистов, показы студенческих спектаклей, а также творческие встречи с художниками, композиторами, музыкантами, режиссерами, артистами, коллегами и друзьями Юрия Любимова под названием «Беседы о Любимове» в Центре Документального Кино в Музее Москвы. Ознакомиться с программой фестиваля перфомансов «Посвящение Любимову» вы можете по ссылке.

Центральным событием станет спектакль Максима Диденко и артистов Мастерской Брусникина, созданный по мотивам знаменитого спектакля Юрия Любимова «Десять дней, которые потрясли мир». Спектакль-шествие будет идти каждый вечер 10 дней подряд с 29 сентября по 8 октября во всем пространстве выставки, артисты вместе со зрителями совершат путешествие через все главные творческие этапы и постановки Мастера. Спектакль состоится при поддержке театра «Практика». Купить билеты на спектакль вы можете по ссылке.

Подробную информацию о программе и графике работы выставки можно узнать на сайте Музея Москвы; сайте Благотворительного фонда развития театрального искусства Ю.П. Любимова или по телефону Музея Москвы: +7 (495) 739-00-08.

Купить билеты на выставку вы можете по ссылке.

пять экспонатов выставки, посвященной режиссеру Юрию Любимову / Новости города / Сайт Москвы

30 августа в Музее Москвы открылась выставка «Любимов и время. 1917–2017. 100 лет страны и человека», приуроченная к столетию со дня рождения советского и российского актера, театрального режиссера и педагога Юрия Любимова.

Экспозиция поделена на три части. В самой большой, центральной, разместились инсталляции, посвященные деятельности Любимова, связанной с Театром на Таганке. Театральный художник Алексей Трегубов воссоздал атмосферу спектаклей «Добрый человек из Сезуана» (1964), «10 дней, которые потрясли мир» (1965), «Жизнь Галилея» (1966), «Гамлет» (1971), «А зори здесь тихие» (1971) и «Борис Годунов», который был поставлен в 1982 году, но публика его увидела лишь в 1988-м.

В «коридорах» по обе стороны от центральной части расположились личные вещи режиссера и хроника, вписывающая его жизнь в историю страны.

Отдельное пространство посвящено прощанию с Владимиром Высоцким — одним из ведущих актеров театра и другом Юрия Любимова.

Карманный фонарик

Маленький трехцветный фонарик, который Любимов привез с войны, был хорошо знаком всем актерам Театра на Таганке. Во время спектаклей, находясь в зале, режиссер подавал с его помощью настоящие боевые сигналы. Они были незаметны для зрителей, но со сцены их было хорошо видно. Существовала нехитрая система обозначений. Красная лампочка, вдруг загоревшаяся в глубине темного зала, как бы говорила актеру: «Глаза бы мои не видели, ухожу вон из театра!» Зеленый свет одобрял: «Ничего, прилично», а белый призывал собраться: «Нет должного ритма, темпа, живости. Подтянитесь!»

Любимов отказался от системы Станиславского, предполагавшей активное участие актера в работе над постановкой. Еще до начала работы над спектаклем он представлял его себе в деталях и требовал от актеров подчиняться его видению. У такого подхода находились критики — в советские времена Любимова обвиняли в режиссерской диктатуре.

Впрочем, как рассказывает заведующая проектной лабораторией по изучению творчества Любимова при ГТУ ВШЭ Евгения Абелюк, Театр на Таганке давал возможность высказаться всем. На выходе из зала зрителей ждали два ящика, в которые предлагалось бросить свой билет в соответствии с отношением к спектаклю: понравилось — в красный, не понравилось — в черный. Однажды в «Комсомольской правде» появилась статья, в которой Юрия Петровича обвиняли в неподобающем отношении к актерам и зрителям. Авторы статьи сетовали, что не могут положить свой билет ни в черный, ни в красный ящик. В тот же день в театре появился третий ящик — желтый. На нем красовалась надпись: «Для воздержавшихся».

Письмо маме

Родители Юрия Любимова — Анна Александровна и Петр Захарович — переехали в Москву в 1922 году. В годы нэпа семья была довольно зажиточной — отец будущего режиссера держал магазин в Охотном Ряду. Любимовы старались привить своим детям любовь к литературе и искусству. Знакомство с театром тоже произошло благодаря родителям: ребенком Любимов часто бывал во МХАТе, где смотрел легендарную «Синюю птицу» с музыкой Ильи Саца, а позже видел самого Константина Станиславского в роли Фамусова в спектакле «Горе от ума».

К письму, в котором Юрий Любимов поздравляет маму с 35-летием совместной жизни с отцом, приложена фотокарточка. На ней поздравитель запечатлен в образе Гамлета на сцене Театра имени Вахтангова.

Барабаны

В 1963 году Юрий Любимов поставил спектакль по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сезуана» со студентками Щукинского училища. С этой постановки, в которой впервые на профессиональную сцену вышли Алла Демидова, Борис Хмельницкий и Анатолий Васильев, начался Театр на Таганке. В 1964 году актерский состав студенческого спектакля образовал ядро его труппы. Спектакль до сих пор остается визитной карточкой театра.

Для 1960-х спектакль был откровенно дерзким. Многие брехтовские песни-зонги, звучавшие на сцене в исполнении актеров Театра на Таганке, вызывали вопросы у Министерства культуры, и «Доброго человека из Сезуана» едва не сняли с репертуара. Помогли умение Любимова настоять на своем и пресса, отозвавшаяся на спектакль шквалом восхищенных рецензий.

В пространстве, посвященном «Доброму человеку из Сезуана», художник Алексей Трегубов поместил три барабана — этот образ пришел из ключевого зонга о баранах. На поверхность инструментов проецируются сцены из спектакля — под каждым из них установлены маленькие проекторы.

Плетеный занавес

В пространство, посвященное еще одному легендарному спектаклю Театра на Таганке — «Гамлету», лучше входить по одному. Стена из движущегося плетеного занавеса просто прижмет толпу к противоположной стороне. Заглядывать в могилу, вырытую в центре этого тесного пространства, и слушать монолог Гамлета тоже лучше в одиночестве.

Обязательно стоит присмотреться к занавесу — он в точности воспроизводит легендарное полотнище, созданное для любимовского «Гамлета» художником Давидом Боровским. Этот занавес и сегодня входит в учебники по сценографии. «Тогда, в 1971 году, Боровский создавал инсталляцию на сцене Театра на Таганке — занавес в “Гамлете” двигался в разные стороны, актеры с ним взаимодействовали. То, как расположена копия занавеса на нашей выставке, то, как она движется, как действует на зрителя вкупе с тем, что он слышит, — наше сочинение на тему сценографии этого спектакля», — говорит Алексей Трегубов.

Рамка

В 1980 году распоряжением Министерства культуры СССР был запрещен спектакль Любимова «Владимир Высоцкий», в 1982-м — «Борис Годунов», годом позже остановлены репетиции спектакля по «Театральному роману» Михаила Булгакова. А в 1984 году Любимова, находившегося в командировке в Лондоне и давшего неосторожное интервью газете Times, заочно лишили гражданства.

С этого момента началась его жизнь в эмиграции — пять лет Любимов жил и работал в США, Италии, Франции, Германии, Англии, Израиле, странах Скандинавии. Его драматическим и оперным спектаклям устраивали овации в Ковент-Гардене, Ла Скала, Гранд-опера. А в 1989 году Любимов вернулся в СССР. Как говорит его вдова Каталин Любимова, не только потому, что позвали, а потому, что не мог жить без Родины.

Этот момент биографии Любимова проиллюстрирован простой и ясной метафорой. Между стилизованными декорациями к «Борису Годунову» и деревянным иконостасом из 24 афиш к спектаклям, которые Любимов поставил за границей, стоит рамка, похожая на те, через которые мы проходим в аэропорту. «Я хотел сделать этот момент понятным для современного зрителя и искал простой символ перехода в сегодняшнем дне», — рассказывает Алексей Трегубов.

Выставка продлится до 26 октября. В течение этого времени в ее рамках пройдут творческие встречи, показы студенческих спектаклей, перформансы и выступления артистов. Центральным событием станет спектакль режиссера Максима Диденко и актеров Мастерской Дмитрия Брусникина, созданный по мотивам спектакля Любимова «Десять дней, которые потрясли мир». Следить за событиями можно на сайте музея. 

ВЫСТАВКА «ЛЮБИМОВ И ВРЕМЯ, 1917-2017. 100 ЛЕТ ИСТОРИИ СТРАНЫ И ЧЕЛОВЕКА»

30 августа в Музее Москвы в рамках программы «Век Юрия Любимова» для посетителей открылась выставка «Любимов и время. 1917-2017. 100 лет истории страны и человека». Выставку подготовил Благотворительный фонд развития театрального искусства Ю.П. Любимова совместно с Музеем Москвы при поддержке Департамента культуры города Москвы. Генеральный спонсор выставки — Сбербанк России. Выставка продлится до 26 октября.

В 2017 году мировое культурное сообщество отмечает 100-летний юбилей Юрия Любимова — русского театрального и оперного режиссера, реформатора театра, актера, педагога и создателя Московского Театра на Таганке. «Творчество Любимова нельзя извлечь из контекста истории. Это единственный способ показать его время и человека в нем. Человека, который во всех своих ипостасях старался быть полезным стране, в которой родился» — подчеркивает Каталин Любимова, вдова режиссера.

«Юбилею Юрия Любимова посвящается масштабная выставка «Любимов и время» в Музее Москвы — с неё и начинается основная программа празднования события в столице, в других городах России и за рубежом, — говорит директор Музея Москвы Алина Сапрыкина, — Проект разместится в зале площадью более 2 000 кв.м. Это будет очень современная выставка, в пространстве которой пройдут перформансы, спектакли, встречи и мастер-классы».

В пространстве «зеркального коридора», в который преобразится зал Музея Москвы, посетители смогут почувствовать себя участниками знаменитых постановок Юрия Любимова и стать свидетелями основных вех творческого пути Мастера, показанных на фоне событий истории страны, в которой он жил и работал. Экспозиция будет выстроена по проекту театрального художника Алексея Трегубова, с использованием современных мультимедийных технологий и по принципу революционной сценографии, свойственной постановкам Юрия Любимова. В экспозиции будут использованы фото, видеозаписи репетиций, афиши, декорации к спектаклям, фрагменты сценографий, предметы искусства из коллекции Музея Москвы, из личного архива семьи Любимовых, театров и других частных архивов.

В рамках выставки будет представлена обширная программа событий: перформансы, выступления артистов, показы студенческих спектаклей, а также творческие встречи с художниками, композиторами, музыкантами, режиссерами, артистами, коллегами и друзьями Юрия Любимова под названием «Беседы о Любимове» в Центре Документального Кино в Музее Москвы.

Центральным событием станет спектакль Максима Диденко и артистов Мастерской Брусникина, созданный по мотивам знаменитого спектакля Юрия Любимова «Десять дней, которые потрясли мир». Спектакль-шествие будет идти каждый вечер 10 дней подряд с 29 сентября по 8 октября во всем пространстве выставки, артисты вместе со зрителями совершат путешествие через все главные творческие этапы и постановки Мастера. Спектакль состоится при поддержке театра «Практика».

Генеральный партнер выставки — ПАО «Сбербанк России».

Подробную информацию о программе и графике работы выставки можно узнать на сайте Благотворительного фонда развития театрального искусства Ю.П. Любимова и сайте Музея Москвы.

Программа фестиваля перформансов «Посвящение Любимову»

С полной программой фестиваля вы можете ознакомиться на этой странице.

В Музее Москвы открылась масштабная экспозиция, посвященная Юрию Любимову

Она приурочена к юбилею легендарного режиссера. Творческий путь мастера показан на фоне событий истории страны. Посетители могут почувствовать себя участниками его знаменитых постановок и даже пообщаться с Любимовым.

Бубны, балалайки, матросы и революционерки. Гостей выставки к столетию Юрия Любимова встречают так, как 30 лет назад зрителей Таганки на премьере спектакля «10 дней, которые потрясли мир». Режиссер, рожденный в 17-м году, совершил революцию в театре, взбудоражил умы и тронул сердца нескольких поколений.

«Он был человеком поиска и поступка, что главное, и в искусстве, и в жизни. Это настолько уникально», — говорит художественный руководитель театра сатиры, народный артист РСФСР Александр Ширвиндт.

В подтверждение вся жизнь мастера — почти век. Самая противоречивая эпоха в истории страны, трагедии и надежды которой, он проживал лично, а потом переосмысливал это на сцене. Его безмолвный помощник — знаменитый фонарик, которым режиссер из темноты зрительного зала, словно дирижер палочкой, управлял игрой актеров.

Маг света и тени, темпа и движения. Любимов первым окрасил ими эмоции на сцене, сделав излишними грим и пышные декорации. С помощью новейших мультимедийных технологий, зрителей на выставке погружают атмосферу его лучших спектаклей.

«Человек может подойти — и у нас срабатывает целая история с частушками, с растяжками, а из спектакля «10 дней, которые потрясли мир» зритель может померить маску», — рассказывает художник Алексей Трегубов.

Или послушать фрагменты оперы. Любимов шутя называл себя оперуполномоченным: 35 постановок в лучших театрах мира.

В каждой комнате — своя загадка. Телефон мастера в рабочем состоянии, стоит снять трубку — и слышишь голос самого режиссера. Пообщаться с мастером выстроилась очередь.

И даже за неприметными дверями — открытие: свет софитов и театральная сцена, чтобы каждый зритель почувствовал себя участником это увлекательного зрелища или частью эксперимента. Вязаный занавес из «Гамлета» только на первый взгляд мягкий и безобидный.

«Гамлет» Любимова вошел в мировую историю театра. Советские критики ругали Любимова: нельзя сделать датским принцем «обормота» Высоцкого. А он сыграл его 317 раз и каждый — как в последний. А когда актера не стало, режиссер закрыл и спектакль.

«Любил он Высоцкого не только за талант, потому что он сразу понял, что он не только актер, более того, он поэт, который чувствует силу слова», — рассказывает куратор выставки, вдова Ю. Любимова Каталин Любимова.

Поэтому, несмотря на запрет властей, Любимов открыл двери театра в день похорон Высоцкого, чтобы люди простились с ним по-человечески. В память о той несанкционированной любви один зал выставки перегородили металлическими ограждениями. Дорога к театру и для самого Любимова была непростой.

«Как он выжил? Это уму непостижимо! И прожил такую жизнь, он прошел две войны: Финскую и Великую Отечественную. Как он выжил, откуда это? Потом вечная травля», — говорит народный художник РФ Борис Мессерер.

«Его зритель, я думаю, был его наградой всего того, что он пережил. В 11-м году, когда Юрий Петрович ушел из театра, он решил попрощаться со своим зрителем, который почти пять десятилетий был ему верен, это было очень трогательно», — сказала Каталин Любимова.

В легендарном театре на Таганке существовала традиция: друзья и поклонники Юрия Любимова со всего света после спектакля оставляли надписи на стенах его рабочего кабинета. Эту традицию решили возродить на выставке, где каждый может написать несколько слов о великом мастере.

Выставка о Юрии Любимове откроет фестиваль в Музее Москвы в честь 100-летия режиссера — Культура

МОСКВА, 10 августа. /ТАСС/. Выставка «Любимов и время. 1917-2017. 100 лет истории страны и человека» откроется 30 августа в Музее Москвы в рамках программы «Век Юрия Любимова». О выставки экспозиции рассказала в четверг журналистам президент Благотворительного фонда по развитию театрального искусства Юрия Любимова, вдова режиссера Каталин Любимова.

«С выставки «Любимов и время» начнется основная программа празднования событий не только в российских городах, но и за рубежом, где работал в вынужденной эмиграции Юрий Петрович», — сказала Любимова. Она отметила, что это не научная выставка, а «диалог истории с человеком, который также был причастен к истории всей страны».

«Я прожила с Юрием Петровичем 38 лет. Это был самый прекрасный и красивый период в моей жизни, на который выпало также и много тяжелых испытаний. В этой выставке я старалась не переборщить с материалом, чтобы не утомить посетителей, выбирая самые важные моменты из личной и театральной жизни Юрия Любимова. Надеюсь, что это мне удалось», — сказала вдова режиссера.

Зеркальная выставка

Проект «Любимов и время» разместится в зале Провиантских складов Музея Москвы площадью 2000 квадратных метров. Театральный художник Алексей Трегубов решил разграничить пространство зеркальными коридорами. Попадая в них, зрители смогут почувствовать себя участниками знаменитых постановок Юрия Любимова, а преодолев весь маршрут, посетители окажутся на сцене. Спустившись с нее, они попадут в воссозданный кабинет Юрия Петровича в Театре на Таганке.

В экспозиции также будут использованы фото и видеозаписи репетиций, афиши, декорации к спектаклям, предметы искусства из личного архива семьи Любимовых.

Как сообщила директор Музея Москвы Алина Сапрыкина, выставка будет работать по специальному графику, за которым можно следить на сайте музея.

«Мы также предусмотрели льготное посещение для наших зрителей. В частности, в день юбилея Юрия Любимова, а также каждое третье воскресенье месяца экспозицию можно посетить совершенно бесплатно», — подчеркнула Сапрыкина.

Спектакль-шествие

В рамках выставки в Музее Москвы пройдут выступления артистов, показы студенческих спектаклей, творческие встречи с художниками, композиторами, коллегами и друзьями под общим названием «Беседы о Любимове». Центральным событием станет спектакль-шествие режиссера Максима Диденко и артистов Мастерской Брусникина, созданный по мотивам знаменитого спектакля Юрия Любимова «Десять дней, которые потрясли мир».

«Идея постановки в том, что посетители, свободно перемещаясь по выставке, будут погружаться в действие нашего спектакля. Одновременно в нескольких пространствах одновременно будут происходить события, отражающие ход революции 1917 года», — объяснил режиссер спектакля «Десять дней, которые потрясли мир» Максим Диденко.

Постановка будет идти 10 дней подряд с 29 сентября по 8 октября в Музее Москвы. Выставка «Любимов и время» завершится 26 октября.

«Век Юрия Любимова»

Программа, приуроченная к 100-летию Любимова, отмечается в течение всего 2017 года.

В рамках юбилейной программы проходит ряд мероприятий в Москве, Санкт-Петербурге, на родине режиссера в Ярославле, а также в других городах России и за рубежом. Среди них выставка «Любимов и время. 1917-2017. Сто лет истории страны и человека» в Музее Москвы, концерт «Посвящение Любимову» и вручение Общественной премии Юрия Любимова в Государственном академическом Большом театре России, сольный фортепианный концерт сэра Андраша Шиффа «In Memoriam Юрия Любимова» в Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского.

О режиссере

Юрий Любимов родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. По его собственным подсчетам, проработал 84 года, из которых 80 лет — на театральном поприще.

Народный артист РФ, лауреат Государственной премии России и реформатор российского театра, Любимов поставил в Театре на Таганке более 100 спектаклей. Под его руководством «Таганка» стала самым авангардным театром СССР. Среди лучших спектаклей Любимова — «Добрый человек из Сезуана», «Гамлет», «Тартюф», «Борис Годунов», «Самоубийца».

Параллельно с работой в театре Юрий Любимов снимался в кино. В его фильмографии около 18 картин, в том числе «Цветные киноновеллы» (1941), «Дни и ночи» (1945), «Беспокойное хозяйство» (1946), «Робинзон Крузо» (1947), «Кубанские казаки» (1950), «Егор Булычев и другие» (1953), «Несколько слов в честь господина де Мольера» (1975).

Любимов прошел две войны, блокаду в Ленинграде, в начале 1980-х был вынужден эмигрировать. Работая по всему миру, всегда опирался на русскую классику. Вернулся в СССР в 1988 году.

Из-за конфликта с собственной труппой во время гастролей в Чехии в 2011 году ушел из созданного им Театра на Таганке, после чего поставил несколько спектаклей в других театрах Москвы.

Скончался 5 октября 2014 года в Москве в возрасте 97 лет.

Памяти Юрия Любимова в Музее Москвы открывается масштабная экспозиция «Любимов и время»

Юрий Любимов — человек сложной судьбы и невероятного таланта, реформатор, педагог и символ эпохи. В этом году — 100 лет со дня рождения легендарного режиссера, который прославил Театр на Таганке. Выставка разместилась на площади более двух тысяч квадратных метров. Гостей ждет настоящее путешествие в мир постановок Юрия Петровича.

Бубны, балалайки, матросы и революционерки. Гостей выставки к 100-летию Юрия Любимова встречают так, как 30 лет назад зрителей Таганки на премьере спектакля «10 дней, которые потрясли мир». Режиссер, рожденный в 1917 году, перевернул представления о театре, взбудоражил умы и тронул сердца нескольких поколений.

«Если человек очень хочет быть полезным своей стране, в которой он родился, он может добиться этого даже вопреки», — говорит куратор выставки, вдова Юрия Любимова Каталин Любимова.

В подтверждение — вся жизнь мастера — почти век. Самая противоречивая эпоха в истории страны, трагедии и надежды которой, он проживал лично, а потом переосмысливал это на сцене. Его безмолвные помощники — любимая чайная чашка и знаменитый фонарик, которым режиссер из темноты зрительного зала, словно дирижер палочкой, управлял игрой актеров — тоже представлены на выставке. Но погрузиться в мир Любимова кураторы предлагают через его спектакли.

«Человек может подойти — и у нас срабатывает целая история с частушками, с растяжками, а из спектакля «10 дней, которые потрясли мир», зритель может померить маску», — рассказывает художник Алексей Трегубов.

Маг света и тени, темпа и движения. Любимов первым окрасил ими эмоции на сцене, сделав излишними грим и пышные декорации. Вместо них — лаконичные, но емкие метафоры. Сценографию лучших спектаклей воссоздали на выставке. И в каждой комнате — своя загадка.

Телефон мастера в рабочем состоянии, стоит снять трубку — и слышишь голос самого режиссера. И даже за неприметными дверями — открытие: свет софитов и театральная сцена, чтобы каждый зритель почувствовал себя участником это увлекательного зрелища или частью эксперимента. Вязаный занавес из «Гамлета» только на первый взгляд мягкий и безобидный.

«Здесь мне важно было передать ощущение давления на зрителя, чтобы он почувствовал, как занавес толкает к могиле Ерика», — рассказывает Алексей Трегубов.

«Гамлет» Любимова вошел в мировую историю театра. Советские критики ругали Любимова: нельзя сделать датским принцем «оборванца» Высоцкого. А он сыграл его 317 раз и каждый — как в последний. А когда актера не стало, режиссер закрыл и спектакль.

«Любил он Высоцкого не только за талант, потому что он сразу понял, что он не только актер, более того, он поэт, который чувствует силу слова, но он был прекрасным человеком», — рассказывает Каталин Любимова.

Поэтому, несмотря на запрет властей, Любимов открыл двери театра в день похорон Высоцкого, чтобы люди простились с ним по-человечески, за что потом поплатился изгнанием из страны. Этой несанкционированной народной любви посвятили на выставке отдельный зал, чтобы каждый прошел этот путь через заграждения в двери театра.

«Он был человеком поиска и поступка, что главное, и в искусстве, и в жизни, это настолько уникально», — отмечает Александр Ширвиндт.

Зрителям этой выставки после встречи с гением Любимова, предлагают тоже оставить послание. По примеру тех, что заполнили стены его кабинета в театре на Таганке — от известных людей со всего мира, но прежде всего друзей. Некоторые уже оставили свои пожелания. Каталин Любимова сделала это первой — напутствие деда Юрию Петровичу, которому режиссер следовал конца жизни.

 «Ты делай свое дело, а там — будь, что будет! То есть делай свое дело честно, с полной отдачей и совестно, тогда все будет хорошо», — объясняет вдова режиссера.

В Музее Москвы открылась масштабная выставка памяти Юрия Любимова

Не просто выставка — захватывающее путешествие в мир Юрия Любимова. В Музее Москвы открылась масштабная экспозиция, посвященная легендарному режиссеру. В этом году исполняется 100 лет со дня его рождения.

Зрителей ждет полное погружение в творчество великого мастера, прошлое оживает в мельчайших деталях. Организаторы сделали ставку на интерактив, так что театральная магия в музейных стенах — завораживает.

Бубны, балалайки, матросы и революционерки. Гостей выставки к 100-летию Юрия Любимова встречают так, как 30 лет назад зрителей Таганки на премьере спектакля «10 дней, которые потрясли мир». Режиссер, рожденный в 1917 году, перевернул представления о театре, взбудоражил умы и тронул сердца нескольких поколений.

«Если человек очень хочет быть полезным своей стране, в которой он родился, он может добиться этого даже вопреки», — говорит куратор выставки, вдова Юрия Любимова Каталин Любимова.

В подтверждение — вся жизнь мастера — почти век. Самая противоречивая эпоха в истории страны, трагедии и надежды которой, он проживал лично, а потом переосмысливал это на сцене. Его безмолвные помощники — любимая чайная чашка и знаменитый фонарик, которым режиссер из темноты зрительного зала, словно дирижер палочкой, управлял игрой актеров — тоже представлены на выставке. Но погрузиться в мир Любимова кураторы предлагают через его спектакли.

«Человек может подойти — и у нас срабатывает целая история с частушками, с растяжками, а из спектакля «10 дней, которые потрясли мир», зритель может померить маску», — рассказывает художник Алексей Трегубов.

Маг света и тени, темпа и движения. Любимов первым окрасил ими эмоции на сцене, сделав излишними грим и пышные декорации. Вместо них — лаконичные, но емкие метафоры. Сценографию лучших спектаклей воссоздали на выставке. И в каждой комнате — своя загадка.

Телефон мастера в рабочем состоянии, стоит снять трубку — и слышишь голос самого режиссера. И даже за неприметными дверями — открытие: свет софитов и театральная сцена, чтобы каждый зритель почувствовал себя участником это увлекательного зрелища или частью эксперимента. Вязаный занавес из «Гамлета» только на первый взгляд мягкий и безобидный.

«Здесь мне важно было передать ощущение давления на зрителя, чтобы он почувствовал, как занавес толкает к могиле Ерика», — рассказывает Алексей Трегубов.

«Гамлет» Любимова вошел в мировую историю театра. Советские критики ругали Любимова: нельзя сделать датским принцем «оборванца» Высоцкого. А он сыграл его 317 раз и каждый — как в последний. А когда актера не стало, режиссер закрыл и спектакль.

«Любил он Высоцкого не только за талант, потому что он сразу понял, что он не только актер, более того, он поэт, который чувствует силу слова, но он был прекрасным человеком», — рассказывает Каталин Любимова.

Поэтому, несмотря на запрет властей, Любимов открыл двери театра в день похорон Высоцкого, чтобы люди простились с ним по-человечески, за что потом поплатился изгнанием из страны. Этой несанкционированной народной любви посвятили на выставке отдельный зал, чтобы каждый прошел этот путь через заграждения в двери театра.

«Он был человеком поиска и поступка, что главное, и в искусстве, и в жизни, это настолько уникально», — отмечает Александр Ширвиндт.

Зрителям этой выставки после встречи с гением Любимова, предлагают тоже оставить послание. По примеру тех, что заполнили стены его кабинета в театре на Таганке — от известных людей со всего мира, но прежде всего друзей. Некоторые уже оставили свои пожелания. Каталин Любимова сделала это первой — напутствие деда Юрию Петровичу, которому режиссер следовал конца жизни.

«Ты делай свое дело, а там — будь, что будет! То есть делай свое дело честно, с полной отдачей и совестно, тогда все будет хорошо», — объясняет вдова режиссера.