Хичкок келли грейс – Муза Хичкока и жена принца Монако Грейс Келли: что скрывалось за образом идеальной блондинки

Хичкоковская блондинка — Википедия

«Хичкоковская блондинка» (англ. Hitchcock blonde или Hitchcockian blonde) — высокая, красивая, утончённая, «холодная» и элегантная блондинка; характерный для фильмов Альфреда Хичкока женский типаж, окончательно сформировавшийся в 1950-х годах и ставший одним из символов как творчества самого режиссёра, так и классического голливудского кинематографа[1].

Образ «хичкоковской блондинки», пользовавшийся искренней любовью самого режиссёра, присутствует почти в половине его фильмов. В разные годы роли героинь, соответствовавших данному образу, играли Грейс Келли, Ким Новак, Эва Мари Сейнт, Типпи Хедрен, Ингрид Бергман и другие актрисы[2][3][1].

«Он [Хичкок] любил блондинок и не мог понять женщин, не отбеливающих свои волосы в обмен на честь работать с ним»

На протяжении долгих лет в Голливуде господствовала негласная традиция, в соответствии с которой героини фильмов условно делились на «светлых» и «тёмных», в зависимости от цвета их волос, — именно по этой причине подавляющее большинство американских кинозвёзд первых двух третей XX века составляли блондинки. Альфред Хичкок делил их на две категории: у одних сексуальность была «написана на лице», у других — завуалирована. Режиссёр предпочитал именно второй вариант

[5][6]. Классическая «хичкоковская блондинка» — это непременно женщина, сочетающая в себе, выражаясь словами Франсуа Трюффо, «внешнюю холодность» и «внутренний жар»[7]. В своих героинях Хичкок хотел видеть подавленное желание — именно поэтому, по его словам, он никогда не предлагал ролей Мэрилин Монро или Брижит Бардо, обычно выставлявшим свою сексуальность напоказ[8]. «Секс на экране тоже должен работать на саспенс. Если он слишком явный, очевидный, саспенса не возникает. — говорил Хичкок. — Знаете, почему я предпочитаю изысканных блондинок? Потому что истинные леди, скромные жеманницы, в спальне обычно ничем не отличаются от шлюхи»
. Режиссёр полагал, что на роли «холодных» блондинок в наибольшей степени подходили англичанки, а также скандинавки и северные немки[9]. Именно холодную сексуальность Сабрина Бартон метко назвала «функцией блондинки» в типичной ленте Хичкока[5].

Хичкоковские героини, наряду с подчёркнутой женственностью[1], часто демонстрируют такие качества, как находчивость, решительность и независимость, ничем не уступая персонажам мужского пола[3]. Зачастую в конце фильма они раскрываются с неожиданно негативной стороны, оказываясь девушками лёгкого поведения, воровками, убийцами, шпионками[2], способными пойти даже на предательство[10]. Другую особенность «хичкоковских блондинок» представляет собой их непредсказуемость. Лучше всего, по мнению российского искусствоведа и киноведа Олега Аронсона, режиссёр продемонстрировал это свойство в знаменитом фильме «Окно во двор», где героине Грейс Келли спонтанно, неожиданно для её возлюбленного Эла Би Джеффриса (Джеймс Стюарт), приходит в голову идея проникнуть в комнату предполагаемого убийцы

[9]. Во многих лентах Хичкока «холодным» блондинкам соответствуют навязчивые, одержимые паранойей, мужские герои. Представители обоих типажей находятся в разных плоскостях: они часто находятся вблизи друг друга, но всякий раз не могут встретиться — так режиссёр пытался подчеркнуть невозможность, по его мнению, союза между полами[11].

На взгляд Аронсона, «хичкоковская блондинка» — неотъемлемая часть жанра саспенс, «проводник (…) из мира человеческого в мир преступления», располагающийся на границе двух этих миров. «Она предвещает разрушительное событие, но в ней же сконцентрирована желанность этого разрушения. — пишет Аронсон. — Она вводит героя в пространство преступления, но и одалживает ему логику действий, отличную от рациональной, позволяя ему спастись, пройдя через испытание, прочтя повествования самой аффективности»

[9]. Американский кинокритик Молли Хаскелл (англ.)русск., в свою очередь, была убеждена, что в 1950-х годах тезис «блондинка — девственница, брюнетка — проститутка» устарел и потерял свою актуальность. «Значения поменялись местами, — писала Хаскелл, — так что это чувственная брюнетка — „хорошая“, а „холодная“ блондинка — „плохая“»[12].

1920-е — 1930-е[править | править код]

Как полагают некоторые исследователи творчества Хичкока, типаж «холодной» блондинки использовался им и в киноработах первой половины XX века, начиная с фильмов 1920-х годов, таких как «Жилец», «Шампанское», «Шантаж»[3]. Этот женский образ, по мнению режиссёра, удачно перекликался с тематикой преступления (в первую очередь, убийства), к которой Хичкок всегда проявлял повышенный интерес[13]. «Блондинки — самые лучшие жертвы, — считал режиссёр. — Это как чистый снег, на котором отпечатан кровавый след ноги»[14]. Одной из ранних, а по мнению некоторых

[15], и первой «хичкоковской блондинкой» стала Мэдлин Кэрролл, которую режиссёр пригласил в свои фильмы «Тридцать девять ступеней» (1935) и «Секретный агент» (1936)[16]. Появлениями представительниц характерного типажа отметились также «Человек, который слишком много знал» (1934) и «Диверсант» (1942)[3]. В отличие от своих преемниц, героини этих фильмов ещё не представляли собой объект вожделения со стороны мужчин, что в дальнейшем было свойственно большинству «хичкоковских блондинок»[10].

1940-е[править | править код]

В кинолентах Хичкока 1940—1941 годов, таких как «Ребекка», «Мистер и миссис Смит» и «Подозрение», главные роли сыграли Кэрол Ломбард и Джоан Фонтейн. Несмотря на белокурость, эти актрисы не сумели воплотить образ «хичкоковской блондинки»[15]. Вновь режиссёр использовал данный образ в фильме 1945 года «Заворожённый», главная роль в котором досталась Ингрид Бергман. В отличие от остальных актрис, связанных с этим типажом, Бергман не в полной мере соответствовала образу эталонной «хичкоковской блондинки», но пользовалась большой симпатией режиссёра и, как ему казалось, отражала главные особенности этого стереотипа. В 1946 году она снова сыграла в фильме Хичкока «Дурная слава», а в 1949 году — в «Под знаком Козерога». Постепенно, однако, между режиссёром и актрисой произошёл разрыв, причиной которого стала резкая смена имиджа Бергман, переставшей соответствовать привычному образу. Это подмечал и известный англоканадский киновед и автор монографии о Хичкоке Робин Вуд, писавший о переходе любимицы режиссёра от «хорошего» и «естественного» облика к «плохому» и «неестественному». Расставшись с Хичкоком, Ингрид Бергман ушла сниматься к Роберто Росселини, за которого вскоре вышла замуж

[17]. Впрочем, по мнению ряда киноведов, женщины, сыгранные Бергман, как и Джоан Фонтейн (фильмы «Ребекка», «Подозрение»), не принадлежали к характерному хичкоковскому типажу[5]. Помимо героинь Бергман, «хичкоковские блондинки» в исполнении других актрис появлялись в кинолентах «Дело Парадайна» (1947) и «Я исповедуюсь» (1953)
[3]
.

1950-е[править | править код]

Наиболее удачно, как принято считать, хичкоковский женский образ воплотила Грейс Келли. Молодая, но уже опытная актриса, известная по фильмам «Ровно в полдень» (1952) и «Могамбо» (1953), она быстро нашла общий язык с режиссёром и со временем стала, как принято считать, его любимой актрисой[18] — Хичкок сравнивал её с действующим вулканом, засыпанным снегом[19], и называл «снежной королевой»[20]. Доверив Келли главную роль богатой наследницы Марго Уэндис в своём новом фильме «В случае убийства набирайте „М“», режиссёр следующим образом прокомментировал свой выбор[21]:

Джозеф Коттен

Я эксплуатировал тот факт, что ей известны плотские утехи, но не открыто, а намёками… «Идеальная» женщина-загадка — это блондинка, утончённая, нордического типа… Мне никогда не нравились женщины, которые беззастенчиво демонстрируют свои прелести.

Вслед за «В случае убийства набирайте „М“» Грейс Келли снялась в фильмах Хичкока «Окно во двор» и «Поймать вора». Героини Келли были безупречны во всём, включая внешний вид и наряды: платье, в котором актриса появилась в «В случае убийства…», было сшито специально для неё известным дизайнером одежды Мосс Мабрай (англ.)русск.. Келли отличалась фотогеничностью[22], а сыгранные ей женщины были особенно наделены остроумием, чувственностью и элегантностью[23]. В 1956 году, несмотря на успех и востребованность, Грейс Келли навсегда ушла из кинематографа и вышла замуж за монакского князя Ренье III, с которым познакомилась на съёмках фильма «Поймать вора». Хичкок, хорошо относившийся к актрисе и некогда создавший её звёздный имидж, был крайне огорчён её поступком

[24].

Режиссёр с искренней любовью относился к сформированному им образу[3]. После ухода Грейс Келли Хичкок попытался примерить образ «холодной» блондинки на Веру Майлз, замеченную им в одной из телепрограмм. В нуаровом фильме Хичкока «Не тот человек», премьера которого состоялась в 1956 году, эта актриса сыграла жену главного героя, сошедшую с ума после ареста и суда над супругом. Планируя съёмки нового фильма «Головокружение», режиссёр наметил Веру Майлз на роль Мэделин Элстер, однако актриса вышла замуж и забеременела, и Хичкоку пришлось отказаться от этой идеи. Впоследствии, в 1959 году, Майлз была приглашена на роль сестры главной героини в фильм «Психо», однако на сей раз режиссёр относился к актрисе с меньшим энтузиазмом — роль, доставшаяся ей, имела второстепенный характер[23].

Джозеф Коттен

В 1958 году Хичкок, работая над фильмом «Головокружение», пригласил на главную роль популярную актрису Ким Новак. В «Головокружении» режиссёр позволяет зрителю понять, в чём заключается выигрышность используемого им женского образа, сравнивая Мэделин Элстер и Джуди Бартон, обе из которых были сыграны Ким Новак. Влюблённый в «холодную» блондинку Мэделин, после её смерти герой Джеймса Стюарта, бывший детектив Джон «Скотти» Фергюсон, встречает внешне похожую на неё шатенку Джуди. Близко познакомившись с девушкой, Фергюсон уговаривает её изменить имидж и внешность на присущие когда-то Мэделин. В конечном счёте оказывается, что Джуди Бартон и изображала ту «Мэделин», которую когда-то полюбил бывший детектив, — гибель женщины была мнимой, а Фергюсон питал чувства к одному и тому же человеку, но в разном обличии. По мнению Сабрины Бартон, в «Головокружении» хичкоковский женский образ был максимально концептуализирован, превратясь в фетиш[25], что в первую очередь прослеживается в сцене трансформации темноволосой Джуди в «платиновую» блондинку Мэделин

[5]. Сравнивая двух героинь, чьи роли исполнила одна и та же актриса, Хичкок подчёркивает больший успех у мужчин и притягательность «хичкоковских блондинок» в противовес брюнеткам[26] — на это указывала и кинокритик Молли Хаскелл[12]. Несмотря на то, что Ким Новак хорошо справлялась со своей ролью, режиссёр относился к ней пренебрежительно и насмехался над актрисой. Этому во многом поспособствовало желание Новак поменять что-нибудь в своей героине. Впрочем, все попытки актрисы обсудить «внутреннюю мотивацию» Мэделин, по словам биографа Хичкока Патрика МакГиллигана (англ.)русск., режиссёр встречал «с каменным лицом»[27]. «Мисс Новак явилась на съёмочную площадку с полным набором своих идей, чего я не выношу», — признавался он в разговоре с Франсуа Трюффо[21]. Наотрез отказываясь обсуждать с Новак характер и поведение её героини, он говорил: «Дорогая, ты у нас умная девочка, сама разберёшься». «Конечно, я не была великой актрисой, — признавала, в свою очередь, Новак, — но я могла вдохнуть жизнь в мою героиню, потому что у нас было много общего. Она была так же ранима, как и я сама в то время»[28]. Во второй половине 1950-х годов «хичкоковскими блондинками» также стали Дорис Дэй, приглашённая на роль Джо МакКенна в «Человеке, который слишком много знал» (1956), и Эва Мари Сейнт, сыгравшая двойного агента Еву Кендол в ленте «К северу через северо-запад» (1959)[3]. По мнению историка кино Стивена Кохана, героиня Эва Мари Сейнт с её нарочито невыразительным лицом и провокационной речью идеально вписалась в образ «хичкоковской блондинки», излучая ту же «холодную сексуальность», которую некогда демонстрировали персонажи Грейс Келли[29].

1960-е[править | править код]

В знаменитом триллере Хичкока «Психо» (1960) в образе «хичкоковской блондинки» Мэрион Крейн (англ.)русск. перед зрителями предстала актриса Джанет Ли[5]. На роль Мэрион рассматривались кандидатуры таких актрис, как Ширли Джонс, Лана Тёрнер и Марта Хайер, однако режиссёр отдал предпочтение именно Ли. Помня о разногласиях с Ким Новак, он заранее, после кинопробы, сказал Джанет: «Я решил выбрать вас, потому что вы настоящая актриса. Однако запомните: вы должны играть только то, что написано в сценарии, и не задавать лишних вопросов. Я не люблю, когда актёры начинают импровизировать»[30]. В отличие от гламурных, светских Евы Кендал («К северу через северо-запад»), Лизы Фремонт («Окно во двор»), Джо МакКенна («Человек, который слишком много знал»), Мэрион была во всех отношениях гораздо более проста[4]. В этой ленте жизнь главной героини заканчивается трагично: менее чем на середине фильма девушка погибает от руки маньяка во время принятия душа. На момент выхода «Психо» в свет сцена убийства Мэрион вошла в историю как самый шокирующий эпизод в кино[10].

26-летнюю нью-йоркскую модель Типпи Хедрен Хичкок впервые увидел в рекламе диетического питания на телевидении[31]. В ней режиссёра привлекли высокая причёска и широкий лоб, большие выразительные глаза с завитыми ресницами, длинные ноги и нос правильной формы. Вкупе с изысканными манерами, эти качества легли в основу образа «новой хичкоковской блондинки», несколько отличавшегося от первоначального типажа. Хедрен приняла участие в съёмках триллеров Хичкока «Птицы» (1963) и «Марни» (1964). Её героиням — не столько холодным, сколько хрупким — присуща сдержанность, некоторая отрешённость[32]. В «Птицах» Хедрен примерила на себя роль Мелани Дэниэлс, молодой обеспеченной «светской львицы», — персонажа, ранее не встречавшегося в киноработах Хичкока[33]. Примечательно, что главная роль в фильме «Марни», в итоге доставшаяся Хедрен, изначально предназначалась Грейс Келли: ещё в 1962 году Хичкок отправил в Монако сценарий фильма. Сперва княгиня дала согласие, и её супруг не возражал против съёмок, однако резкие выступления граждан Монако против возвращения жены Ренье III в кино вынудили её отказаться от предложения режиссёра[34]. Многие актрисы, впечатлённые последними успехами Хичкока, сами высказали желание сыграть роль «хичкоковской блондинки» Марни: в их числе оказались Эва Мари Сейнт, чей агент связывался с режиссёром, и Сьюзан Хэмпшир, обратившаяся к нему с личным письмом. Хичкок оставил эти поползновения без внимания[35]. До сих пор журналисты полагают, что режиссёр, называвший Хедрен своей примадонной[36], испытывал глубокую привязанность и даже влечение в отношении этой актрисы, вследствие чего пытался установить тотальный контроль над всеми аспектами её жизни[4][10][37].

«Марни» — фильм о девушке-клептоманке, испытывающей страх перед рядом вещей на почве детских страхов, — стал последним, в котором Альфред Хичкок задействовал созданный им стереотип[3]. Постепенно режиссёр стал отказываться от предложения главных ролей обладательницам «хичкоковского» типажа — Типпи Хедрен стала последней актрисой, представшей перед зрителями хичкоковского фильма в образе «холодной блондинки»[37]. Уже после смерти режиссёра актриса вспоминала, что Хичкок относился к ней собственнически, пытаясь контролировать её личную жизнь в той же степени, что и поведение на съёмочной площадке[38]. Неожиданным для публики и критиков стал выбор режиссёра на роль Сары Шерман в фильме «Разорванный занавес» актрисы Джули Эндрюс, совершенно не подходившей под типаж характерной блондинки[39]. Героини последующих, поздних фильмов Хичкока, таких как «Исступление» (1972) и «Семейный заговор» (1976), хотя и имели светлый цвет волос, «хичкоковскому» типажу не соответствовали[4][10][40].

Образ «хичкоковской блондинки» примеряли на себя многие актрисы. Шэрон Стоун вспоминала, что, согласившись на главную роль в скандальном фильме «Основной инстинкт», она внимательно прочитала сценарий и сразу приобрела костюм в стиле Грейс Келли, «потому что поняла, что тут нужна хичкоковская блондинка», а затем попросила парикмахера сделать ей причёску как у героини «Окна во двор»[41].

Современный британский драматург Терри Джонсон (англ.)русск. написал пьесу «Хичкоковская блондинка», посвящённую расхожему мифу о навязчивом влечении Хичкока к белокурым актрисам. Спектакли по пьесе с успехом проходят, в частности, в миннеаполисском театре «Jungle Theater»[42].

В 2016 году британская группа Devilment (англ.)русск. выпустила альбом «Devilment II: The Mephisto Waltzes», в трек-лист которого вошла, среди прочих, песня «Hitchcock Blonde». На песню был снят клип, выдержанный в стиле классических фильмов Хичкока.

  1. 1 2 3 Creekmur, Doty, 1995, p. 216.
  2. 1 2 Мусский, 2007, с. 142.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 McDevitt, Juan, 2009, p. 364.
  4. 1 2 3 4 Quandt, James. Icy Fire: The Hitchcock Blonde (англ.) (недоступная ссылка). tiff.net. Дата обращения 13 июля 2012. Архивировано 7 февраля 2012 года.
  5. 1 2 3 4 5 Cohan, 1997, p. 12.
  6. ↑ Singer, 2004, p. 65—66.
  7. ↑ Leitch, Poague, 2011, p. 186.
  8. ↑ Adair, 2002, p. 97.
  9. 1 2 3 Аронсон, Олег. Хичкоковский саспенс как кинематографический нарратив. Часть II (рус.) // Русский журнал. — 2007-02-02.
  10. 1 2 3 4 5 Evans, Everett. Hitchcock had obsession with blondes, on and off screen (англ.) // Houston Chronicle : newspaper. — 2006.
  11. ↑ Harper, Stone, 2007, p. 126.
  12. 1 2 Sperlich, 2010, p. 9.
  13. ↑ Rzepka, Horsley, 2010, p. 552.
  14. Душенко, Константин. Музы и грации: Афоризмы о театре, музыке, живописи, кино и прочих искусствах. — М.: Эксмо, 2005. — С. 268. — 480 с. — ISBN 5-699-12045-9.
  15. 1 2 Brunsdale, Mitzi M. Icons of Mystery and Crime Detection: From Sleuths to Superheroes. — ABC-CLIO, 2010. — P. 428—429. — 700 p. — ISBN 978-0-313-34530-2.
  16. ↑ Adair, 2002, p. 50—51.
  17. ↑ Leitch, Poague, 2011, p. 186—187.
  18. ↑ «100 человек…», 2008, с. 16.
  19. ↑ «100 человек…», 2008, с. 26.
  20. ↑ Лейси, 1997, с. 208.
  21. 1 2 Мусский, 2007, с. 141.
  22. ↑ Leitch, Poague, 2011, p. 187.
  23. 1 2 Moral, 2002, p. 14.
  24. ↑ Мусский, 2007, с. 282—283.
  25. ↑ Creekmur, Doty, 1995, p. 234.
  26. ↑ Leitch, Poague, 2011, p. 188.
  27. ↑ Leitch, Poague, 2011, p. 189.
  28. ↑ Мусский, 2008, с. 162.
  29. ↑ Cohan, 1997, p. 11—12.
  30. ↑ Мусский, 2008, с. 183.
  31. ↑ Adair, 2002, p. 128.
  32. ↑ Leitch, Poague, 2011, p. 195.
  33. Norden, Martin F. The Changing Face of Evil in Film and Television. — Rodopi Publishers (англ.)русск., 2007. — P. 59. — 244 p. — ISBN 978-90-420-2324-6.
  34. ↑ Мусский, 2007, с. 285.
  35. ↑ Moral, 2002, p. 15.
  36. ↑ «100 человек…», 2008, с. 23.
  37. 1 2 Thornton, Michael. Hitchcock the Psycho: As Birds star Tippi Hedren reveals he tried to destroy her when she spurned his advances, how all his blondes lived in fear of the sadistic director (англ.) // Daily Mail : newspaper. — 2012-03-22.
  38. ↑ Singer, 2004, p. 66.
  39. ↑ McDevitt, Juan, 2009, p. 339.
  40. McElhaney, Joe. The Death of Classical Cinema: Hitchcock, Lang, Minnelli. — SUNY Press, 2006. — P. 207—208. — 255 p. — ISBN 978-0-7914-6887-6.
  41. ↑ Мусский, 2007, с. 447.
  42. Behm, Jon. Jungle Theater’s «Hitchcock Blonde» has erotic tension and a big reveal… but it’s still tedious (англ.) // Twin Cities Daily Planet (англ.)русск.. — 2009-02-02.
  • Adair, Gene. Alfred Hitchcock: Filming Our Fears. — Oxford University Press, 2002. — 160 с. — ISBN 0-19-511967-3.
  • Cohan, Steven. Masked Men: Masculinity and the Movies in the Fifties. — Indiana University Press (англ.)русск., 1997. — 346 p. — ISBN 0-253-33297-4.
  • Creekmur, Corey K., Doty, Alexander. Out in Culture: Gay, Lesbian, and Queer Essays on Popular Culture. — Continuum International Publishing Group, 1995. — 535 p. — ISBN 0-304-33488-X.
  • Harper, Graeme; Stone, Rob. The Unsilvered Screen: Surrealism on Film. — Wallflower Press, 2007. — 179 p. — ISBN 978-1-904764-86-1.
  • Leitch, Thomas; Poague, Leland. A Companion to Alfred Hitchcock. — John Wiley & Sons, 2011. — 624 p. — ISBN 978-1-4051-8538-7.
  • McDevitt, Jim; Juan, Eric San. A Year of Hitchcock: 52 Weeks With the Master of Suspense. — Scarecrow Press (англ.)русск., 2009. — 413 с. — ISBN 978-0-8108-6388-0.
  • Moral, Tony Lee. Hitchcock and the Making of Marnie. — Manchester University Press (англ.)русск., 2002. — 215 с. — ISBN 0-7190-6482-1.
  • Rzepka, Charles J.; Horsley, Lee. A Companion to Crime Fiction. — John Wiley & Sons, 2010. — 648 с. — ISBN 978-1-4051-6765-9.
  • Singer, Irving (англ.)русск.. Three Philosophical Filmmakers: Hitchcock, Welles, Renoir. — Cambridge, Massachusetts: MIT Press, 2004. — 279 p. — ISBN 0-262-19501-1.
  • Sperlich, Uwe. The Blondes Who Knew Too Much — The Hitchcock Women During the Monroe Era. — BoD – Books on Demand, 2010. — 56 p. — ISBN 978-3-640-53685-6.
  • Альфред Хичкок // 100 человек, которые изменили ход истории : журнал. — М.: Де Агостини, 2008. — № 28. — ISSN 1996-8469.
  • Лейси, Роберт (англ.)русск.. Княгиня грёз. — Смоленск: Русич, 1997. — 624 с. — (Женщина-миф). — ISBN 5-88590-416-2.
  • Мусский, И. А. 100 великих зарубежных фильмов. — М.: Вече, 2008. — 480 с. — (100 великих). — ISBN 978-5-9533-2750-3.
  • Мусский, И. А. 100 великих кумиров XX века. — М.: Вече, 2007. — 480 с. — (100 великих). — ISBN 978-5-9533-1971-3.

Главные музы Альфреда Хичкока | Vogue Ukraine

13 августа родился легендарный Альфред Хичкок. В день рождения режиссера Vogue.ua рассказывает, как появилось выражение «хичкоковская блондинка», и кто ими был.

Грейс Келли на съемках фильма «Окно во двор»

«Хичкок любил блондинок и не мог понять женщин, не отбеливающих свои волосы в обмен на честь работать с ним», – говорил актер Джозеф Коттен. Выражение «хичкоковская блодинка» сформировалось в 1950-е годы, а чтобы понять, что оно означает, лучше всего посмотреть на фотографии Грейс Келли. Холодная, утонченная, элегантная, слегка отстраненная – так выглядела идеальная женщина в представлении режиссера Альфреда Хичкока. В разное время хичкоковскими блондинками считались Грейс Келли, Ингрид Бергман, Типпи Хедрен, Ким Новак. Всех этих актрис объединяло еще одно качество – скрытая, неочевидная сексуальность: «хичковской блондинкой», например, никогда бы не стала откровенно сексуальная Мэрилин Монро. «Блондинки — самые лучшие жертвы. Это как чистый снег, на котором отпечатан кровавый след ноги», – говорил режиссер.

Ингрид Бергман

Самой нетипичной «хичкоковской блондинкой» считается шведская актриса Ингрид Бергман. Они познакомились с Хичкоком в 1945 году, и на тот момент Ингрид, в отличие от других муз режиссера, например, той же Типпи Хедрен,  была настоящей звездой. За три года до этого вышла «Касабланка», закрепившая за шведкой статус музы романтического кино. Первой совместной работой Хичкока и Бергман стал фрейдистский детектив «Завороженный», где актриса сыграла врача психиатрической клиники Констанс, расследующую таинственное убийство. Затем были еще две ленты – «Дурная слава» и «Под знаком козерога», после которых творческие отношения режиссера и актрисы закончились со скандалом. Бергман уехала из Голливуда, вскоре у нее начался роман с Роберто Росселини, вместе они воспитывали троих детей. По слухам, после разрыва с Хичкоком Бергман не сделала карьеру в Голливуде не случайно – обладатель непростого характера, Хичкок сделал все, чтобы в Штатах актрису бойкотировали.

Грейс Келли

Самой любимой блондинкой Хичкока была Грейс Келли. Любимой настолько, что, когда Грейс Келли приняла решение уйти из кино, посвятив себе семье и новому статусу принцессы Монако, Хичкок долго искал в других актрисах ее – об этом, например, в интервью жаловалась актриса Ким Новак, у которой на этой почве были конфликты с режиссером. Они встретились на площадке, когда Грейс Келли было 24 года: Хичкок пригласил ее на главную роль в фильм «В случае убийства набирайте «М»». После съемок режиссер назовет ее идеальной женщиной: «Я эксплуатировал тот факт, что ей известны плотские утехи, но не открыто, а намеками… «Идеальная» женщина-загадка — это блондинка, утонченная, нордического типа… Мне никогда не нравились женщины, которые беззастенчиво демонстрируют свои прелести».

Вместе Грейс Келли и Альфред Хичкок создали три фильма: «В случае убийства набирайте «М»», «Поймать вора» и «Окно во двор».  Во всех трех лентах Грейс Келли выглядела идеально. Так, образы из фильма «Окно во двор» позже цитировались в различных модных съемках, а сама актриса была названа иконой стиля. Наряды для этого фильма создала художник по костюмам Эдит Хэд. По ее словам, Альфред Хичкок  трепетно относился к костюмам Келли, настаивая, что с их помощью полнее раскрывается характер героини. Также внимателен к нарядам героини режиссер был и в их последней совместной работе  «Поймать вора». В историю кино вошел образ актрисы  в платье с асимметричным лифом ледяного голубого оттенка, который, по мнению Хичкока, подчеркнул холодный образ Келли.  Для «Поймать вора» Хичкок разрешил Эдит Хэд использовать кожаные аксессуары французского Дома Hermes, одна из моделей сумок которого спустя несколько лет получит имя Грейс Келли. 

Типпи Хедрен

В историю кино Хичкок вошел не только как мастер саспенса, но и как человек с непростым характером. Биографы называют его отстраненным и жестким. Больше всего на съемках от него попадало актрисам – известно, что многих из них Хичкок доводил до слез, обманывал или ставил в непростые условия работы. В своих воспоминаниях об этом много пишет актриса Типпи Хедрен, звезда хичкоковских картин «Птицы» и «Марни», в отношениях с которой легендарный режиссер впадал в крайности – сначала признавался ей в любви, а после «Марни» не приглашал ни в свои фильмы, ни разрешал сниматься у других режиссеров. Режиссер увидел юную модель в рекламе на телевидении и пригласил на пробы. В 1963 году Типпи сыграла главную роль Мелани Дэниелз, очаровательной и легкомысленной светской львицы в триллере «Птицы» . На создание фильма режиссера вдохновила реальная жуткая история о том, как в 1961 в Калифорнии буревестники, отравленные токсичными моллюсками, нападали на прохожих. По слухам, на площадке Типпи Хедрен пришлось непросто – на нее действительно напали настоящие птицы, хотя Хичкок обещал использовать в съемке механических. Как и Грейс Келли, в «Птицах» Типпи выглядела идеально: на ней норковая шуба, нитка жемчуга, волосы собраны в высокую укладку, открывающую лоб.

В 1964 году Типпи Хедрен сыграла роль девушки-клептоманки в фильме Хичкока «Марни», который, послухам, режиссер задумал с мыслью о своей вечной музе Грейс Келли. После «Марни» Хичкок отказался от идеала блондинки, и больше не работал с Типпи Хедрен, хотя, по ее признанию, и после пытался контролировать ее жизнь и мешал дальнейшей карьере.

«Хичкоковская блондинка» / фото 2020

Высокая, красивая, утончённая, «холодная» и элегантная блондинка; характерный для фильмов Альфреда Хичкока женский типаж, окончательно сформировавшийся в 1950-х годах и ставший одним из символов как творчества самого режиссёра, так и классического голливудского кинематографа.

Образ «хичкоковской блондинки», пользовавшийся искренней любовью самого режиссёра, присутствует почти в половине его фильмов. В разные годы роли героинь, соответствовавших данному образу, играли такие актрисы как:

Грейс Келли

Ким Новак

Эва Мари Сейнт

Типпи Хедрен

Джанет Ли

Ингрид Бергман и другие актрисы

На протяжении долгих лет в Голливуде господствовала негласная традиция, в соответствии с которой героини фильмов условно делились на «светлых» и «тёмных», в зависимости от цвета их волос, — именно по этой причине подавляющее большинство американских кинозвёзд первых двух третей XX века составляли блондинки. Альфред Хичкок делил их на две категории: у одних сексуальность была «написана на лице», у других — завуалирована. Режиссёр предпочитал именно второй вариант.

Он [Хичкок] любил блондинок и не мог понять женщин, не отбеливающих свои волосы в обмен на честь работать с ним. — Джозеф Коттен

Классическая «хичкоковская блондинка» — это непременно женщина, сочетающая в себе, выражаясь словами Франсуа Трюффо, «внешнюю холодность» и «внутренний жар». В своих героинях Хичкок хотел видеть подавленное желание — именно поэтому, по его словам, он никогда не предлагал ролей Мэрилин Монро или Брижит Бардо, обычно выставлявшим свою сексуальность напоказ.

Секс на экране тоже должен работать на саспенс. Если он слишком явный, очевидный, саспенса не возникает. — говорил Хичкок. — Знаете, почему я предпочитаю изысканных блондинок? Потому что истинные леди, скромные жеманницы, в спальне обычно ничем не отличаются от шлюхи.

Режиссёр полагал, что на роли «холодных» блондинок в наибольшей степени подходили англичанки, а также скандинавки и северные немки. Именно холодную сексуальность Сабрина Бартон метко назвала «функцией блондинки» в типичной ленте Хичкока.

Хичкоковские героини, наряду с подчёркнутой женственностью, часто демонстрируют такие качества, как находчивость, решительность и независимость, ничем не уступая персонажам мужского пола. Зачастую в конце фильма они раскрываются с неожиданно негативной стороны, оказываясь девушками лёгкого поведения, воровками, убийцами, шпионками, способными пойти даже на предательство. Другую особенность «хичкоковских блондинок» представляет собой их непредсказуемость.

Образ «хичкоковской блондинки» примеряли на себя многие актрисы. Шэрон Стоун вспоминала, что, согласившись на главную роль в скандальном фильме «Основной инстинкт», она внимательно прочитала сценарий и сразу приобрела костюм в стиле Грейс Келли, «потому что поняла, что тут нужна хичкоковская блондинка», а затем попросила парикмахера сделать ей причёску как у героини «Окна во двор».

Спасибо за внимание!

P.S.: Материал взят из свободной энциклопедии — Википедия

Глава 7 ХИЧКОК И ДВА «ОСКАРА». Грейс Келли. Как стать принцессой…

Глава 7

ХИЧКОК И ДВА «ОСКАРА»

Фильм «Могамбо» подарил Грейс не только яркий роман с Кларком Гейблом, но еще и первого «Оскара»: за лучшую второстепенную роль. Да, эта номинация обычно отдавалась красивой начинающей актрисе, но Грейс действительно нравилась американской публике. Она играла девушек чистых и несколько чопорных — и от того особенно желанных. Играла не особенно выразительно, но именно эта акварельность актерского таланта Грейс Келли так выделяла ее на фоне секс-бомб той эпохи: Авы Гарднер, Риты Хэйворт, Мэрилин Монро, Ланы Тернер. В 1953 журнал «Лук» назвал Грейс лучшей актрисой США — согласно опросу, проведенному среди читателей.

Причиной, по которой Голливуд принял Грейс с распростертыми объятиями и ей наперебой принялись предлагать роли, стало то, что холодная северная красавица с высокими скулами и прозрачными светлыми глазами, выглядящая породистой, аристократичной и погруженной в себя, заменила другую такую же — Ингрид Бергман, которая царила в Голливуде в 40-х, взлетела на вершину кинематографического Олимпа после выхода «Касабланки», и была заклеймлена как развратница после того, как влюбилась в итальянского режиссера Роберто Росселлини, забеременела от него и сбежала в Европу, бросив мужа-врача и дочь. Ее поступок буквально взбесил всю американскую общественность. Актрису обличали с трибуны Сената, как «приверженицу культа свободной любви» и «апостола деградации». Возврата в Голливуд для Ингрид не было… Но ее место пустовало. И его заняла Грейс Келли. Она даже внешне чем-то напоминала Ингрид.

Афиша фильма «Могамбо». За второстепенную роль Келли получила своего первого «Оскара»

Актеры и режиссеры принялись на разные голоса восхвалять новую звезду.

«Долго нам пришлось ждать, — говорил Гэри Купер, — прежде чем у нас в кино завелась барышня, которая производит впечатление прирожденной аристократки. При всем уважении к дорогой Ингрид Бергман, я предпочитаю Грейс. Она — само спокойствие».

«Мы устали от выпендрежа, кривляния, откровенного секса, — писал в журнале «Сага» Эдвард Линн. — Грейс Келли тем более будоражит нас своей сдержанностью».

Грейс Келли появилась просто очень вовремя. Зрителям надоел типаж «девчонки из-за соседней двери», и тем более «девчонки в обтягивающем свитере». Зрителям захотелось увидеть женщину благородную и целомудренную. А Грейс, как никто другой, умела играть подобных персонажей. Она появилась всего в трех незначительных ролях, — и вот уже студии буквально дрались за нее, ей предлагали участие в престижных постановках, и она получила свой первый «Оскар».

Но главной кинематографической удачей Грейс Келли было то, что она заинтересовала гениального режиссера Альфреда Хичкока. Просто потому, что она являлась воплощением его сексуальной фантазии.

Хичкок возбуждался, представляя, как едет в такси, на заднем сидении, рядом с ослепительно-красивой, надменной и холодной блондинкой, но несколько умелых прикосновений — и из подо льда вырывается пламя, блондинка превращается в пылкую вакханку! Хруст вздымающейся атласной юбки, шелест шелкового белья, прикосновение к жаждущей ласки плоти… Почему-то Хичкок был убежден, что только надменные и холодные блондинки бывают по-настоящему страстными любовницами. Хотя скорее всего — его привлекала страсть только таких вот Снежных Королев.

На съемках фильма «Окно во двор». В кадре: Альфред Хичкок, Грейс Келли и Джеймс Стюарт

«Когда рядом с вами такая женщина, можно ожидать всего что угодно. Англичанка, немка с севера Германии или шведка — подчас они выглядят как школьные зубрилки. Но стоит их распалить, как они… Господи, они вас изумят, уверяю. Куда интереснее открывать секс в женщине, чем терпеть, когда его обрушивают на вас, хотите вы того или нет», — заявлял лысый коротышка Хичкок.

Грейс Келли была женщиной его мечты. «Заснеженный вулкан», — так охарактеризовал ее режиссер после первой же встречи. И сразу же пригласил на главную роль в триллере «В случае убийства набирайте «М»».

«Актриса, подобная ей, дает режиссеру известные преимущества, — пояснял позже Хичкок. — Он может позволить себе снять более откровенную любовную сцену, если в ней играет леди, а не потаскушка. С простой актрисой это будет сама вульгарность. Но если в тех же обстоятельствах занята леди, сцена может получиться волнующей и прекрасной».

Именно сотрудничество с Хичкоком сделало из Грейс Келли настоящую звезду. Три года она работала практически только с ним. После «В случае убийства набирайте «М»» Хичкок снял Грейс еще в двух детективных картинах: «Окно во двор» и «Поймать вора».

Фильм «Окно во двор» имел бешеный успех и собрал огромную кассу.

Дон Ричардсон смотрел на свою бывшую любовь из кинозала, наравне с другими зрителями, и не мог не восхищаться женщиной, которая разбила ему сердце: «На экране от нее словно исходило сияние. Когда она склонялась над Джеймсом Стюартом, чтобы поцеловать его, это было как во сне. Куда подевалась та робкая девчонка, которую я когда-то знал! Хичкок воплотил фантазию в жизнь, и я сидел и смотрел, как зачарованный».

Как ни странно, второго «Оскара» Грейс получила вовсе не за работу у Хичкока, а за фильм «Деревенская девушка», где она сыграла провинциалку, влюбившуюся в актера, и принесшую ему в жертву всю свою жизнь. Удивительно, как история, рассказанная в этом фильме, предвосхитила судьбу самой Грейс. Быть может, ей столь блистательно удалась роль самопожертвенной и кроткой супруги, потому что она и в реальной жизни была склонна к самопожертвованию и кротости, а семейные ценности ставила превыше всего? Несмотря на огромное количество любовников, Грейс Келли продолжала мечтать о замужестве.

Афиша фильма «Деревенская девушка»

Грейс вспоминала, как вернулась с вожделенной статуэткой в свое бунгало, поставила ее на тумбочку на фоне окна и легла в постель. Ей не спалось и она смотрела, смотрела на своего «Оскара» за главную женскую роль. На воплощение всех актерских чаяний, вершину ее успеха.

«Вот так мы и сидели вместе, только «Оскар» и я, и никого больше. Это было ужасно. Никогда в жизни я не чувствовала себя так одиноко», — вспоминала она позже.

У нее был «Оскар» — но даже в ночь после церемонии ей нужен был «кто-то еще». Она ненавидела одиночество. Она хотела душевного тепла. Любви. Она чувствовала, что уже готова соединить свою судьбу с судьбой другого человека. А еще Грейс Келли очень хотела детей. Уже давно. Ей всегда нравились маленькие дети и она с завистью смотрела на беременных женщин, на молодых матерей, толкающих перед собой коляски… Но замужество, беременность, дети — все это было несовместимо с удачной кинематографической карьерой. А теперь у Грейс Келли был «Оскар»! Награда, дающая столько возможностей, открывающая столько дверей!

Грейс Келли и Марлон Брандо на 27-й церемонии вручения премии «Оскара» награждены за роль в фильме «Деревенская девушка»

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Муза Хичкока и жена принца Монако Грейс Келли: что скрывалось за образом идеальной блондинки

Американская актриса Грейс Келли вызывала зависть у половины женского населения США – внешность знаменитой блондинки была просто идеальной, а ее роли в кино всегда имели успех. Но когда она вышла замуж за принца Монако, ей начала завидовать еще и половина женского населения Европы – роль принцессы стала лучшей и самой органичной в ее репертуаре. Фрэнк Синатра говорил, что она была настоящей принцессой с самого рождения. Почему же Грейс Келли не чувствовала себя счастливой и какая трагическая участь была ей уготована?


Грейс Келли

Грейс Келли не была Золушкой – до того, как стать принцессой, она успела самостоятельно добиться немалых успехов, причем всего за 5 лет кинокарьеры. Чего только стоит благосклонность Альфреда Хичкока, который снял актрису в трех своих фильмах и так о ней отзывался: «Идеальная женщина-загадка – это блондинка, утонченная, нордического типа. Мне никогда не нравились женщины, которые беззастенчиво демонстрируют свои прелести. Ее утонченность и внешний холод кажутся мне сексуальными». А всемирную известность ей принесла оскароносная роль в фильме «Деревенская девушка», признанном одним из лучших фильмов 1954 г.



Американская актриса, сумевшая добиться успеха в Голливуде всего за 5 лет


Оскароносная актриса Голливуда


Муза Хичкока Грейс Келли

Из киноиндустрии Грейс Келли пришлось уйти на самом пике – в 1956 г. она вышла замуж за князя Монако Ренье ІІІ, и в новом статусе актерская деятельность была ей противопоказана. Внешне семейная жизнь выглядела так же идеально, как ее лицо на киноэкране, на самом же деле Грейс Келли никогда не чувствовала себя счастливой.


Настоящая принцесса от рождения Грейс Келли


Князь Монако Ренье ІІІ с супругой

Решение выйти замуж было слишком скоропалительным, молодожены почти ничего не знали друг о друге – не удивительно, что вскоре после свадьбы оказалось, что у них совершенно разные интересы. Грейс мечтала о продолжении актерской карьеры, но этот путь был для нее закрыт. К тому же, у мужа был очень сложный, тиранический характер, он оказался вспыльчивым и раздражительным. Брак принес ей разочарование и ощущение золотой клетки. Она продолжала улыбаться на фото, но это ей стоило усилий.


Свадьба Ренье ІІІ и Грейс Келли


Князь Монако Ренье ІІІ с супругой

Альфред Хичкок предлагал ей вернуться в Америку и сыграть роль в его новом психологическом триллере. Соблазн был велик, тем более, что в Монако Грейс чувствовала себя очень неуютно – часто болела из-за неподходящего климата, плохо говорила по-французски, скучала по дому. Жители Монако относились к американке с недоверием. Впоследствии она сумела завоевать их любовь, но это еще больше отдалило ее от мужа, так как ей уделяли больше внимания, чем Ренье. И все же Грейс приняла решение остаться.


Женщина-загадка Грейс Келли


*Вулкан под снегом* Грейс Келли


Грейс Келли с семьей

Не зря Хичкок называл ее «вулканом под снегом» – свои настоящие чувства ей приходилось всю жизнь тщательно скрывать. Грейс Келии очень боялась старости и увядания, но ей была уготована другая участь – на 53-м году жизни она погибла в автокатастрофе.


Муза Альфреда Хичкока


Неувядающая Грейс Келли

До сих пор имя Грейс Келли остается синонимом элегантности, изысканности и утонченности.

via

Календарь «Сплетника»: день рождения кинодивы Грейс Келли


Жизнь американской актрисы Грейс Келли сравнивают со сказкой. По красной голливудской дорожке эта женщина грациозно вошла во дворец настоящего принца, став его супругой и принцессой Монако. Снискав славу на родине, Грейс покорила и жителей европейского княжества.

Грейс Патриция Келли родилась 12 ноября 1929 года в Филадельфии, штат Пенсильвания, в семье олимпийского золотого медалиста, чемпиона по гребле Джона Келли и Маргарет Келли. Девочка росла в богатой и знаменитой, но строгой семье, откуда втайне мечтала сбежать. Когда Грейс исполнилось 6 лет, ее отдали в религиозный колледж Рейнвенхилл, где для взрослых она была примерной тихоней. Со сверсницами Грейс вела себя совсем по-другому: курила, воровала на кухне сладости и весьма интересовалась вопросом, откуда появляются дети. Позднее Келли признавалась Хичкоку, что самые непристойные анекдоты она услышала именно в монастырской школе. Там же окончательно сложился ее самостоятельный и своевольный характер.


Грейс Келли

В шестилетнем возрасте состоялся ее театральный дебют, она впервые вышла на сцену в роли Девы Марии на театрализованном рождественском празднике. Именно тогда Грейс поняла, что ее призвание — быть актрисой.

Едва ей исполнилось 18, мечты о свободе были реализованы: Грейс ушла от родителей и поселилась в специальной гостинице на Манхэттене, как подобало девушкам из хороших семей. Она поступила в нью-йоркскую Академию драматического искусства. Там в нее влюбился Херби Миллер, и они стали встречаться. Херби подрабатывал манекенщиком и однажды взял Грейс к своему фотографу. Тот сделал несколько снимков, один из которых позже оказался на обложке журнала Redbook. Затем последовали еще обложки. Так, Келли без особых усилий нашла отличную подработку.

Вообще история жизни Грейс Келли больше напоминает любовный роман. Мужчины часто отзывались о ней, как о невероятно страстной и темпераментной женщине. Но хороша Грейс была не только в мужских объятиях.


Грейс Келли и Джеймс Стюарт в фильме «Окно во двор» 1954 года


Грейс Келли и Гэри Купер в фильме «Ровно в полдень» 1952 года

16 ноября 1949 года состоялся ее дебют на Бродвее, спустя четыре дня после ее двадцатилетия. Юная актриса полностью оправдала надежды режиссера, с убедительностью и шармом сыграв свою роль. После этого Грейс долго не могла получить роль: для того чтобы успешно конкурировать на жестоком, не знающем снисхождения бродвейском рынке, начинающей актрисе не хватало голоса и умения подать себя. Единственное, в чем ей нельзя было отказать, — это в целеустремленности. Она учила роль за ролью, обивала пороги продюсеров, но безуспешно.

В том же году у нее завязался головокружительный роман с иранским шахом Мохаммедом Реза Пехлеви, который даже сделал ей предложение, но девушка его отклонила, оставив, однако роскошные дорогие подарки шаха на память.

В 1950 году Грейс Келли пришла на киностудию 20th Century Fox, где режиссер Грегори Ратофф проводил пробы на роль героини в фильме «Такси». Роль она не получила из-за своего несоответствия вкусам студийного командования — к огорчению режиссера, который считал, что она-то подходит ему, ведь она «совсем не хорошенькая».

Зато через несколько месяцев Джон Форд, просматривавший пробы других режиссеров, увидел запись Грейс Келли. Тогда он сказал:

В этой леди видно воспитание, аристократизм, класс, естественная грация… Помяните мое слово, она еще всех нас собьет с ног.

И уже через месяц Келли умчалась в Африку с Фордом и Кларком Гейблом на съемки фильма «Могамбо», который принес молодой актрисе Golden Globe за «лучшую роль второго плана» и первую номинацию на «Оскар» в этой же категории. Так началось сотрудничество Грейс с компанией Metro Goldwyn Mayer. Она подписала контракт на семь лет с зарплатой 850 долларов в неделю. Актриса призналась:

В «Могамбо» меня привлекали три вещи: Джон Форд, Кларк Гейбл и оплаченное путешествие в Африку. Если бы этот фильм снимали в Аризоне, я бы туда не поехала.


Грейс Келли, Кларк Гейбл и Ава Гарднер

Поездка удалась: у Грэйс завязался новый роман — с актером Кларком Гейблом, который был старше на 28 лет и имел за плечами багаж из четырех браков.

Летом 1953 года Альфред Хичкок, выбрав Келли все по тем же первым пробам, пригласил ее на встречу, и она получила роли в трех его фильмах.  Картина «Окно во двор» стала первым фильмом, вошедшим в разряд классики Грейс Келли, и вызвала единогласный хор восторженных отзывов, побив все кассовые рекорды.

Следующим фильмом был «Токо-Ри», и ее партнер по съемкам Уильям Холдем в очередной раз стал ее реальным партнером в любви. И снова этот жених остался без свадьбы. Этот фильм не вызвал ажиотажа, зато «Деревенская девчонка» принесла актрисе премию «Оскар», буквально забрав его из-под носа у Джуди Гарленд.

Затем после очередной работы в тандеме с Хичкоком — фильма «Поймать вора» — Грейс утонула в одном из своих самых длительных романов. Счастливчиком стал модельер Олег Кассини. Он довольно долго добивался расположения актрисы, и, наконец, был вознагражден. Однако свадьбы, как и предыдущие кавалеры, Олег не дождался.


День Св.Патрика 1954 год

Ее последними фильмами были мюзикл «Высшее общество» и романтическая комедия «Лебедь» где она играла молодую принцессу, вышедшую замуж за принца соседнего государства. По ходу картины она произнесла знаменательную реплику, обращенную к отвергнутому любовнику: «Понимаешь, я хочу быть королевой».

А затем произошло судьбоносное знакомство с князем Монако Ренье III, ознаменовавшее окончание ее голливудской жизни и начало новой — монаршей эры. Впервые Грэйс и Ренье встретились в апреле 1955 году по деловому поводу: у них была совместная фотосессия для одного из журналов. В тот день обоим участникам встречи не везло. В гостинице Грейс отключили электричество, и актриса, лишенная возможности воспользоваться феном, собрала свои белокурые волосы в обычный узел на затылке, надела платье, не требовавшее глажки, и отправилась к князю. В свою очередь, он тоже переживал трудный день, и шел на встречу с большой неохотой. И вдруг он увидел, как светловолосая красавица грациозно репетировала реверанс. Келли завладела и его сердцем.


Грейс Келли и Ренье III после помолвки

В декабре того же года на Рождество, в особняк Келли в Филадельфии пожаловал Его Светлое Высочество Князь Ренье. Познакомился с родителями и сделал Грейс официальное предложение. На этот раз никаких возражений не было. Родители Грейс сияли от удовольствия.

4 апреля 1956 года на океанском лайнере Грейс Келли отправилась к берегам Франции со всеми своими платьями, личной парикмахершей, любимым пуделем Оливером и пятью подружками, которые должны были стать свидетелями с ее стороны на свадьбе. 18 апреля состоялась гражданская церемония, транслировавшаяся по всем телеканалам Европы. А 19 числа — венчание.

Грейс была сама элегантность под облаком фаты, оборок, складок, тафты и кружев. Ее платье, сшитое художником по костюмам МГМ Хелен Роуз, поистине является настоящим произведением искусства.

Жители княжества Монако полюбили новоиспеченную принцессу, а присутствие голливудской звезды привлекало в страну множество иностранных туристов. Грейс занялась благотворительностью и посвятила себя семье. Она подарила Ренье трех детей: дочь Каролину, наследника Альбера II и еще одну дочь — принцессу Стефанию.

Однако под актерским резюме пришлось подвести жирную линию. Новое положение не позволяло принцессе сниматься в кино. Да и супруг, не любивший светских мероприятий, не мог развеять тоску Келли по романтическим приключениям.

13 сентября 1982 году Грейс Келли погибла в автокатастрофе, оставив в памяти поколений лишь вихрь из образов, которые всегда будут вдохновлять зрителей и напоминать нам о том, что такое настоящая женщина и как она должна выглядеть.  

Грейс Келли. Как стать принцессой… (Елена Таничева, 2014)

Глава 7

ХИЧКОК И ДВА «ОСКАРА»

Фильм «Могамбо» подарил Грейс не только яркий роман с Кларком Гейблом, но еще и первого «Оскара»: за лучшую второстепенную роль. Да, эта номинация обычно отдавалась красивой начинающей актрисе, но Грейс действительно нравилась американской публике. Она играла девушек чистых и несколько чопорных – и от того особенно желанных. Играла не особенно выразительно, но именно эта акварельность актерского таланта Грейс Келли так выделяла ее на фоне секс-бомб той эпохи: Авы Гарднер, Риты Хэйворт, Мэрилин Монро, Ланы Тернер. В 1953 журнал «Лук» назвал Грейс лучшей актрисой США – согласно опросу, проведенному среди читателей.

Причиной, по которой Голливуд принял Грейс с распростертыми объятиями и ей наперебой принялись предлагать роли, стало то, что холодная северная красавица с высокими скулами и прозрачными светлыми глазами, выглядящая породистой, аристократичной и погруженной в себя, заменила другую такую же – Ингрид Бергман, которая царила в Голливуде в 40-х, взлетела на вершину кинематографического Олимпа после выхода «Касабланки», и была заклеймлена как развратница после того, как влюбилась в итальянского режиссера Роберто Росселлини, забеременела от него и сбежала в Европу, бросив мужа-врача и дочь. Ее поступок буквально взбесил всю американскую общественность. Актрису обличали с трибуны Сената, как «приверженицу культа свободной любви» и «апостола деградации». Возврата в Голливуд для Ингрид не было… Но ее место пустовало. И его заняла Грейс Келли. Она даже внешне чем-то напоминала Ингрид.

Афиша фильма «Могамбо». За второстепенную роль Келли получила своего первого «Оскара»

Актеры и режиссеры принялись на разные голоса восхвалять новую звезду.

«Долго нам пришлось ждать, – говорил Гэри Купер, – прежде чем у нас в кино завелась барышня, которая производит впечатление прирожденной аристократки. При всем уважении к дорогой Ингрид Бергман, я предпочитаю Грейс. Она – само спокойствие».

«Мы устали от выпендрежа, кривляния, откровенного секса, – писал в журнале «Сага» Эдвард Линн. – Грейс Келли тем более будоражит нас своей сдержанностью».

Грейс Келли появилась просто очень вовремя. Зрителям надоел типаж «девчонки из-за соседней двери», и тем более «девчонки в обтягивающем свитере». Зрителям захотелось увидеть женщину благородную и целомудренную. А Грейс, как никто другой, умела играть подобных персонажей. Она появилась всего в трех незначительных ролях, – и вот уже студии буквально дрались за нее, ей предлагали участие в престижных постановках, и она получила свой первый «Оскар».

Но главной кинематографической удачей Грейс Келли было то, что она заинтересовала гениального режиссера Альфреда Хичкока. Просто потому, что она являлась воплощением его сексуальной фантазии.

Хичкок возбуждался, представляя, как едет в такси, на заднем сидении, рядом с ослепительно-красивой, надменной и холодной блондинкой, но несколько умелых прикосновений – и из подо льда вырывается пламя, блондинка превращается в пылкую вакханку! Хруст вздымающейся атласной юбки, шелест шелкового белья, прикосновение к жаждущей ласки плоти… Почему-то Хичкок был убежден, что только надменные и холодные блондинки бывают по-настоящему страстными любовницами. Хотя скорее всего – его привлекала страсть только таких вот Снежных Королев.

На съемках фильма «Окно во двор». В кадре: Альфред Хичкок, Грейс Келли и Джеймс Стюарт

«Когда рядом с вами такая женщина, можно ожидать всего что угодно. Англичанка, немка с севера Германии или шведка – подчас они выглядят как школьные зубрилки. Но стоит их распалить, как они… Господи, они вас изумят, уверяю. Куда интереснее открывать секс в женщине, чем терпеть, когда его обрушивают на вас, хотите вы того или нет», – заявлял лысый коротышка Хичкок.

Грейс Келли была женщиной его мечты. «Заснеженный вулкан», – так охарактеризовал ее режиссер после первой же встречи. И сразу же пригласил на главную роль в триллере «В случае убийства набирайте «М»».

«Актриса, подобная ей, дает режиссеру известные преимущества, – пояснял позже Хичкок. – Он может позволить себе снять более откровенную любовную сцену, если в ней играет леди, а не потаскушка. С простой актрисой это будет сама вульгарность. Но если в тех же обстоятельствах занята леди, сцена может получиться волнующей и прекрасной».

Именно сотрудничество с Хичкоком сделало из Грейс Келли настоящую звезду. Три года она работала практически только с ним. После «В случае убийства набирайте «М»» Хичкок снял Грейс еще в двух детективных картинах: «Окно во двор» и «Поймать вора».

Фильм «Окно во двор» имел бешеный успех и собрал огромную кассу.

Дон Ричардсон смотрел на свою бывшую любовь из кинозала, наравне с другими зрителями, и не мог не восхищаться женщиной, которая разбила ему сердце: «На экране от нее словно исходило сияние. Когда она склонялась над Джеймсом Стюартом, чтобы поцеловать его, это было как во сне. Куда подевалась та робкая девчонка, которую я когда-то знал! Хичкок воплотил фантазию в жизнь, и я сидел и смотрел, как зачарованный».

Как ни странно, второго «Оскара» Грейс получила вовсе не за работу у Хичкока, а за фильм «Деревенская девушка», где она сыграла провинциалку, влюбившуюся в актера, и принесшую ему в жертву всю свою жизнь. Удивительно, как история, рассказанная в этом фильме, предвосхитила судьбу самой Грейс. Быть может, ей столь блистательно удалась роль самопожертвенной и кроткой супруги, потому что она и в реальной жизни была склонна к самопожертвованию и кротости, а семейные ценности ставила превыше всего? Несмотря на огромное количество любовников, Грейс Келли продолжала мечтать о замужестве.

Афиша фильма «Деревенская девушка»

Грейс вспоминала, как вернулась с вожделенной статуэткой в свое бунгало, поставила ее на тумбочку на фоне окна и легла в постель. Ей не спалось и она смотрела, смотрела на своего «Оскара» за главную женскую роль. На воплощение всех актерских чаяний, вершину ее успеха.

«Вот так мы и сидели вместе, только «Оскар» и я, и никого больше. Это было ужасно. Никогда в жизни я не чувствовала себя так одиноко», – вспоминала она позже.

У нее был «Оскар» – но даже в ночь после церемонии ей нужен был «кто-то еще». Она ненавидела одиночество. Она хотела душевного тепла. Любви. Она чувствовала, что уже готова соединить свою судьбу с судьбой другого человека. А еще Грейс Келли очень хотела детей. Уже давно. Ей всегда нравились маленькие дети и она с завистью смотрела на беременных женщин, на молодых матерей, толкающих перед собой коляски… Но замужество, беременность, дети – все это было несовместимо с удачной кинематографической карьерой. А теперь у Грейс Келли был «Оскар»! Награда, дающая столько возможностей, открывающая столько дверей!

Грейс Келли и Марлон Брандо на 27-й церемонии вручения премии «Оскара» награждены за роль в фильме «Деревенская девушка»