Юбер де живанши и одри хепберн: история дружбы и любви длиной в 40 лет

Содержание

Тайна любви: Юбер Живанши и Одри Хепберн

Модный стиль

Юбер де Живанши

Фото
Архивы пресс-служб

Одри Хэпберн

Фото
Архивы пресс-служб

С французским шиком

Жарким летним днем 1953 года в модном доме Givenchy на авеню Альфреда де Виньи в Париже 26-летний Юбер Живанши ждал важную гостью. Утром секретарша сообщила ему, что придет «мисс Хепберн». Юбер был счастлив: сама Кэтрин Хепберн, звезда фильма «Ребро Адама», удостоит вниманием его скромную персону! Только год назад молодой дизайнер открыл свой модный дом и клиентурой избалован не был. Однако к указанному сроку в его гостиной появилась не оскароносная американская актриса, а 24-летняя незнакомая девушка. «Меня зовут Одри, – представилась она. – Одри Хепберн».

Фильм «Римские каникулы», в котором Одри сыграла главную роль, в Париже еще не вышел, поэтому неудивительно, что Живанши ничего не слышал о юной актрисе. «Она была похожа на тростинку. Худой подросток в забавных сандалиях, белой футболке, клетчатых обтягивающих штанах и нелепой шляпе, как у гондольеров», – вспоминал потом Юбер. Одри заявила, что ищет дизайнера, который придумал бы платья для нового фильма «Сабрина». Ей хотелось, чтобы ее героиня «была одета с французским шиком». У Живанши не было времени обшивать неизвестную актрису, поэтому он предложил выбрать что-нибудь из его новой коллекции. Одри согласилась.

Фильм «Сабрина» получил только один «Оскар» – за костюмы. Правда, лавры победителя достались не Юберу, а Эдит Хэд, которая шила наряды для остальных героев фильма. Имя Живанши даже не упомянули в титрах. Одри прилетела в Париж, чтобы извиниться перед дизайнером. «Я утешал ее: «Одри, благодаря «Сабрине» у меня появилось столько клиентов, что я не успеваю их обслуживать. Я стал знаменит и не без твоей помощи», – вспоминает Живанши. Так началась их дружба.

Юбер де Живанши

Фото
Архивы пресс-служб

Юбер де Живанши и Одри Хэпберн

Фото
Архивы пресс-служб

Мне бы в небо

Его прадеды были художниками-декораторами – оформляли Елисейский дворец и Гранд-опера, но Юбер хотел стать пилотом, как отец – Люсьен Живанши, который погиб, едва сыну исполнилось три года. Когда Юберу было 10 лет, мать Беатрис взяла его в Париж на Универсальную выставку искусства и техники. Мальчик был так восхищен павильоном мод, где было представлено более 30 модных домов, что, вернувшись в родной Бове на севере Франции, начал рисовать эскизы одежды, пытаясь повторить то, что он видел на выставке. «Юбер «заболел» высокой модой. После Второй мировой войны 18-летний Живанши уехал в Париж, поступил в Школу изящных искусств, устроился работать в ателье к дизайнеру Жаку Фату.

К 24 годам Юбер успел поработать с такими французскими законодателями моды, как Кристиан Диор, Роберт Пьяже, Люсьен Лелонг и Эльза Скьяпарелли. А в 25 лет Живанши открыл собственный дом моды. Вскоре он познакомился с испанским модельером Кристианом Баленсиагой. «Это был настоящий портной, ремесленник, виртуоз, умеющий строить линию, – говорил позже Живанши. – Благодаря Баленсиаге я понял, что такое подлинное искусство конструкции». Живанши первым из дизайнеров начал создавать наряды не для подиума, а «для массового потребления». Он назвал их термином прет-а-порте («готовое платье»). «Я всегда старался делать вещи чистыми и простыми. Форма и силуэт должны подчеркивать достоинства тела», – повторял Юбер.

Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани»

Фото
Архивы пресс-служб

Одри Хепберн в рекламе духов L’Interdit

Фото
Архивы пресс-служб

Потеря ориентира

Его музой была Одри Хепберн. Для «малышки Одри», как он ласково ее называл, Живанши был готов на все. В 1957 году Хепберн заявила, что хочет духи, дизайнер пригласил знаменитого парфюмера Франсиса Фаброна, и тот создал L`Interdit («Запрет»). В этом аромате соединились ноты мандарина, персика, фиалок, земляники, жасмина и ландыша. «Даже не рассчитывай, что я поделюсь с кем-нибудь этим чудом!» – воскликнула актриса. Она не позволяла Юберу выпускать эти духи в продажу три года. Когда в 1960 году «Запрет» появился на прилавках, он имел небывалый успех – все женщины хотели «пахнуть как Одри».

В 1961 году на экраны вышел фильм «Завтрак у Тиффани». Одри сыграла главную роль в картине, Юбер сшил для ее героини маленькое черное платье. Это было платье «нового образца», отличающееся от канонов, заданных мадам Шанель. Позже Одри назовет эту роль самой успешной в карьере, а Живанши заметит, что благодаря этому платью он «стал бессмертным».

Для Одри он был не просто ее личным портным, он был ее лучшим другом, той самой жилеткой, в которую всегда можно поплакаться. Живанши помог ей пережить расставание с первой любовью – актером Уильямом Холденом, с которым она познакомилась на съемках «Сабрины». Юбер был рядом, когда Одри вышла замуж за актера Мела Феррера, хоронила первенца, который родился мертвым, и крестила сына Шона, появившегося на свет в 1960 году. Живанши сшил актрисе розовый костюм для свадьбы с психоаналитиком Андреа Дотти…

Юбер был рядом с Одри 42 года. Это был союз, основанный на преданности, понимании, терпении и огромном уважении. Она умерла 20 января 1993 года от рака. На похоронах Живанши не мог плакать – он выплакал все слезы, пока Одри болела. Через несколько месяцев он посадит на могиле подруги ее любимые ландыши…

После смерти Хепберн Живанши понял, что не может работать – в 1995 году он отошел от дел и передал свой модный дом в управление дизайнера Джона Гальяно. Сейчас Юбер живет в загородном доме недалеко от Парижа, занимается ландшафтным дизайном и редко появляется на публике. Когда его просят рассказать что-нибудь об Одри, он только загадочно улыбается: «Она была удивительной женщиной, и мне ее очень не хватает».

Анна Касьянова

givenchy parfums – история его любви. юбер де живанши и одри хепберн

Страсть Юбера к прекрасному не заставила долго ждать результат – уже в 25-летнем возрасте он сумел открыть свой собственный дом моды Givenchy. Юбер стал самым юным из всех, кто в то время возрождал моду Парижа из послевоенных руин. И это был 1952 год.

В первую очередь Юбер де Живанши был художником. Он создавал модную одежду. Первые коллекции модельера имели громкий успех и многие вещи из коллекций того времени вошли в историю. Для своей первой модели, Бетины Грациани, которая некоторое время была лицом модного дома Givenchy, Юбер создал блузку «Бетина». Скромная хлопчатобумажная блузка белого цвета, украшением которой были лишь черно-белые воланы на рукавах, со временем стала настоящей классикой.

Дела Юбера шли отлично и не только потому, что ему повезло с самого начала, а потому, что у него были великие учителя. Одним из таких учителей стал Кристобаль Баленсиага – известный испанский модельер.

Именно он посоветовал молодому коллеге не пускать журналистов на свои показы, для того чтобы они не могли повлиять на мнение покупателей. Отсутствие навязчивой рекламы было главным двигателем того времени.

Юбер де Живанши создавал не только модную одежду, но и занимался подготовкой костюмов для кинопроектов. Именно кино подарило ему главную встречу всей его жизни.

МУЗА

В 1954 году Юбер познакомился с начинающей актрисой Одри Хепберн. Эта встреча была судьбоносной для них обоих, но, в первую очередь, для начинающего кутюрье. Они познакомились на съемках фильма «Сабрина». Оскар, который получил модельер, был вручен именно за созданные к этому фильму костюмы.

Совместная работа над фильмом сделала Юбера и Одри близкими друзьями. Он всегда выбирал для нее одежду, причем не только для кино, но и для повседневной жизни. Юбер был почти что влюблен в актрису. «Эта женщина является воплощением той, для кого я создаю все свои модели», – говорил Юбер.

Влюбленный мужчина, как известно, способен на многое, влюбленный француз – на все. Свои первые духи он создал именно для нее. Назывались они L’Interdit и имели тонкий аромат цветов и пудры. Что-то более подходящее для Одри было сложно представить. У создания этих духов немного грустная история. В тот год Одри потеряла еще не родившегося ребенка и впала в депрессию. Юбер переживал за свою музу. Подавая ей первый флакон духов, созданных для нее, Юбер сказал: «Я запрещаю тебе грустить!». Собственно и название духов L’Interdit переводится как «Запрет».

Юбер угадал с духами: мода на женственность и нежность была актуальна во все времена, но в послевоенные годы – особенно. Поклонницам Хепберн хотелось выглядеть как она – тоненькая, изящная, хрупкая и загадочная. Духи пользовались ажиотажным спросом. Это было успехом, который положил начало компании Parfums Givenchy.

На все женские ароматы компании, до самого отхода Юбера от дел, влияла Одри.

Хепберн, в свою очередь, говорила: «Я нахожусь в такой же зависимости от Юбера Живанши, как американцы от своих психоаналитиков». Трудно представить более плодотворный союз, чем  актриса Одри Хепберн и кутюрье Юбер де Живанши. Одри стала символом модного дома Живанши на целых 40 лет. В таких знаменитых фильмах как «Римские каникулы», «Завтрак у Тиффани», «Как украсть миллион» и «Забавная мордашка» Одри Хепберн была одета только в то, что придумал для нее Юбер.

Творческий союз Юбера Живанши и Одри Хепберн преподнес миру множество подарков: от юбок-колокольчиков, жакетов-трапеций и леггинсов с балетками до огромных темных очков на пол-лица, ярко подведенных бровей и густых коротких челок. Все, что придумал Юбер для своей музы, до сих пор появляется в разных модных коллекциях. И конечно, духи от Givenchy. И сегодня они являются символом хорошего вкуса и самыми любимыми ароматами романтичных особ.

Были ли связаны актриса и кутюрье более близкими отношениями, чем дружба и совместное творчество? История умалчивает об этом. Но с тем, что все созданное Юбером для Одри было просто пропитано любовью, не согласиться сложно.

Когда Одри умирала от рака, рядом с ней были ее любимые мужчины: возлюбленный Роберт Уолдерс, оба ее сына и, конечно, маэстро – Юбер де Живанши.

Через 2 года после смерти Хепберн Живанши отошел от дел. Каждому художнику необходима муза, а его музы не стало.

ПОСЛЕ

Еще в 1983-м, за 10 лет до смерти Хепберн, Юбер продал Parfums Givenchy концерну Champagnes Veuve Cliguot, который позже стал частью LVMH (Louis Vuitton-Moet Hennessy). Это поспособствовало тому, что знаменитый бренд Givenchy стал еще популярнее и увеличил свои продажи.

Сейчас такие ароматы как Ysatis, Amarige Organza, Ange ou Demon известны всему миру. Помимо парфюмерии были созданы декоративная косметика, а также средства по уходу за лицом и телом.

Юбер де Живанши уже не участвует в создании новых линий одежды. На посту его сменяли Джон Гальяно и Александр Мак-Куин. Лицом бренда последние несколько лет является Лив Тайлер.

Все изменилось в доме Живанши – и главный мастер, и его главная муза. Осталось неизменным только одно – обаяние и шик Франции, и романтический образ, созданный когда-то в результате творческого союза двух великих людей.

Автор: Ирина Вигурская

Вещи-легенды: модное наследие Юбера де Живанши

Граф Юбер Таффен де Живанши тихо скончался во сне, в своем собственном замке, всего через три недели после 91-го дня рождения. Достойное завершение достойной – а вернее сказать, великолепной — жизни.

Для Юбера все сложилось именно так, как он мечтал с детства. Вообще-то ему, сыну аристократов из города Бовэ на севере Франции, прочили карьеру юриста. Но сам Живанши уже с 10 лет знал, что не хочет корпеть над бумагами в конторе: его призвание – создавать красивые вещи. Все началось с поездки с матерью в Париж в конце 30-х годов – тогда они попали на выставку в Малом Дворце. Экспозиция была посвящена моде, курировала ее сама Жанна Ланвен, а выставлялись творения Скьяпарелли, Шанель и других кутюрье.  Увиденное настолько поразило маленького Юбера, что он твердо решил связать с модным миром свою жизнь. Отец мальчика умер, когда ему было всего два года, а матери не оставалось ничего, кроме как смириться и поддержать сына. Кумиром подростка стал Кристобаль Баленсиага – с юности Юбер мечтал о встрече с ним.

Юбер де Живанши

Уже в 17 лет Живанши переехал в Париж, поступил престижную Высшую школу изящных искусств и быстро оброс нужными связями в мире моды. Он стажировался у Жака Фата и Робера Пиге, дружил с Кристианом Диором и даже одно время был арт-директором бутика Эльзы Скьяпарелли. В 1952 г., когда ему было всего 25, Юбер принял решение пуститься в свободное плавание. Его первое ателье на улице Альфреда де Виньи было таким крохотным, что платья и блузки перед первым показом приходилось гладить в ванной. Однако молодой модельер придумал грамотную стратегию – уже в дебютной коллекции он представил комплекты из взаимозаменяемых вещей, которые легко можно было сочетать друг с другом. Это было ново и коммерчески оправдано. В марте того же года о нем стали писать международные СМИ, вроде американского Life.

Статья о Живанши из журнала Post, 1955 г.

Год спустя после триумфа сбылась еще одна мечта Юбера – во время поездки в Нью-Йорк он встретился с Баленсиагой. Причем, знакомство стало судьбоносным: кутюрье, который уже тогда был в статусе легенды, поверил в талант многообещающего новичка и принял самое деятельное участие в его судьбе. Со временем испанец помог Живанши переехать в большое ателье на улице Георга V (здесь флагманский бутик Givenchy находится по сей день). Кроме того, считается, что старший друг серьезно повлиял и на эстетику бренда Givenchy – в частности, привил молодому дизайнеру любовь к округлым силуэтам и четко выверенному крою. «Я верующий, и у меня два идола – Баленсиага и Господь Бог», — позднее скажет Юбер.

Бутик Givenchy на улице Георга V в Париже

Еще одним крайне важным для Живанши человеком была Одри Хепберн. Они встретились все в том же 1953-м, когда молодая актриса пришла в бутик начинающего модельера, чтобы подобрать вещи для съемок в фильме «Сабрина». Сам Юбер был уверен, что к нему зайдет более знаменитая на тот момент однофамилица Одри – Кэтрин Хепберн. По собственному признанию, он был весьма расстроен, когда увидел, что ошибся. Однако тем же вечером они с Одри поужинали вдвоем, и еще до того как подали десерт, Живанши понял, что «сделает для этой девушки все, что угодно». Они сотрудничали и близко дружили сорок лет – до самой смерти Одри в 1993 г. Живанши создавал костюмы практически для всех героинь Хепберн.

Одри Хепберн в фильме «Забавная мордашка»

Персонажи от серьезной и вдумчивой Джо Стоктон из «Забавной мордашки» до легкомысленной Холли Голайтли из «Завтрака у Тиффани» носят в кадре наряды от Givenchy. Исключениями стали разве что «Война и мир» (там нужны были не современные, а исторические костюмы) и «Двое на дороге» — здесь Одри играла ироничную и эмансипированную женщину, и режиссер решил, что ей больше подойдут вещи от Пако Рабанна и Мэри Куонт.

Кроме Одри, в числе клиенток Живанши были и другие знаменитости, определившие эпоху: Элизабет Тэйлор, Жаклин Кеннеди, Марлен Дитрих, Грета Гарбо и принцесса Монако Грейс. Его стиль стал олицетворением «дорогой» и «породистой» элегантности. Бренд Givenchy занял свою нишу где-то на полпути от Chanel до Dior. Его вещи были не такими «дерзкими» и лаконичными, как у первой, но все же не такими сложносочиненными и нарочито женственными, как у второго. Женщина Givenchy не стремится любой ценой привлечь к себе внимание. При этом, лишь взглянув на нее, вы поймете, что ее наряд стоит несколько тысяч долларов.

Жаклин Кеннеди в платье от Givenchy на приеме у Шарля де Голля в Версале, 1961 г.

Элизабет Тейлор в фильме «Очень важные персоны», 1963 г.

В конце 80-х Юбер де Живанши продал свой бренд концерну LVMH, а в 1995 г. полностью отошел от дел, уступив место преемнику Джону Гальяно. Его на этом посту последовательно сменяли Александр Маккуин, Джулиен Макдональд, Рикардо Тиши и Клэр Уэйт Келлер. Творчество каждого из них – отдельная глава в истории модного дома. Но мы, пользуясь случаем, вспомним о том, за что мир будет помнить самого Юбера – человека, без которого вся эта история вовсе никогда бы не началась.

Юбер де Живанши за кулисами своего последнего шоу, 1995 г.

«Разбитые» комплекты

Начало 50-х, когда Живанши основал свой бренд, было не самым простым временем для европейских модельеров. Многие старые модные дома закрывались, не сумев выдержать конкуренцию с американскими марками: клиенты все чаще предпочитали одежду из-за океана – ценили ее за доступность и практичность. Именно поэтому молодой дизайнер с самого начала решил, что его вещи будут носибельными и удобными – два качества, которые далеко не все его французские конкуренты принимали в расчет.

Уже в свою первую коллекцию он включил комплекты, составляющие которых можно было покупать и носить по отдельности. Например, блузы и кардиганы, к которым подходили несколько юбок разной длины и с разным принтом. Сейчас это кажется удивительным, но в те годы такой подход считался новаторским – до Живанши комплекты и костюмы не принято было «разбивать».

Блуза «Беттина»

Еще один «гвоздь» дебютной коллекции Живанши 1952 г. Блуза, рукава которой украшены крупными фигурными оборками и контрастным черным принтом, мгновенно стала хитом продаж. Лицензию на нее тут же выкупил Нью-Йоркский магазин «Рассекс» — там стали продавать удешевленную копию вещи, — лучшее свидетельство признания и придумать трудно.

Демонстрировала блузу та, в чью честь она была названа — Беттина Грациани, модель, it-girl, муза и правая рука Живанши: несколько лет она отвечала в его модном доме за связи с общественностью. В середине 50-х Беттина оставила работу, но с модельером они продолжали близко дружить вплоть до ее смерти в 2015 г. В честь Грациани в 90-е годы был создан один из самых известных ароматов Givenchy Amarige.

Беттина Грациани в блузе «Беттина»

Беттина готовит зал к одному из первых показов Живанши

Вырез «Сабрина»

Прямоугольное декольте с завязками – сексуальное и целомудренное одновременно – так запомнилось всем, кто посмотрел «Сабрину» с Одри Хепберн, что вырез со временем назвали в честь этой героини. Это декольте, а также десятки других нарядов Одри из этой картины, оценили и члены киноакадемии – фильм получил «Оскара» за лучшие костюмы. Событие было омрачено тем, что вручили награду не Юберу, а костюмеру Эдит Хед, которая числилась в штате киностудии, а потому была указана в титрах. В своей благодарственной речи Хед ни словом не упомянула Живанши. Впрочем, Юбер, как человек благородный, ни разу по этому поводу не возмутился.

«Сабрина»

Платье-кокон

В 1957 г. Живанши создает платье, которое клиенты и критики прозвали «коконом» или «мешком». Его лаконичный овальный силуэт появился, вполне вероятно, под влиянием творчества Баленсиаги. Элегантное, при этом удобное и просторное, оно мгновенно стало популярным, а округлый контур стал ключевым для конца 50-х – начала 60-х годов с их стремлением к свободе и раскованности. Силуэт-кокон до сих пор используют дизайнеры самых разных марок – от Prada до Jacquemus.

Джоан Коллинз в платье-коконе

Модель в платье-коконе

Первый «звездный» аромат

В том же 1957, при содействии родного брата, Живанши основал косметическое подразделение Givenchy Parfums. Тогда же в продажу поступил и первый аромат марки: парфюмер Франсис Фаброн еще в 1955 году создал цветочно-альдегидные духи L’Interdit («Запрет»). Правда, поначалу они были даром Живанши Одри Хепберн и предназначались только ей. По легенде, дизайнер решил таким образом утешить актрису, которая была в депрессии из-за перенесенного выкидыша. Несколько лет аромат не выпускался в широкую продажу, а когда это все-таки случилось, его лицом стала сама Одри – до этого звезды не рекламировали духи, так что это тоже было новшеством. Что примечательно: Хепберн снималась для рекламных плакатов L’Interdit абсолютно бесплатно. (читайте: 5 легендарных ароматов, которые мы незаслуженно забыли)

Одри Хепберн в рекламе L’Interdit

Фото: Getty Images, архивы пресс-служб

Ксения Крушинская

#Юбер Живанши: Последний классик французской моды

Когда он шел по улицам Парижа прохожие невольно провожали взглядом этого статного красавца с пронзительными голубыми глазами и лицом патриция. Он шел и думал, что скоро должна зайти к нему та самая «мисс Хепберн», и что пора готовить к выходу первую коллекцию haute couture.

James de Givenchy [CC BY-SA 4.0 (https://creativecommons.org/licenses/by-sa/4.0)]

По улицам Парижа шел молодой дизайнер Юбер Живанши, ему было 25 лет, и у него все было впереди. Он еще не знал, что первый показ навсегда запишет его имя в список величайших кутюрье мира, а жены президентов и голливудские актрисы станут заказывать платья «как у Живанши». Не знал он и о престижных наградах из мира кино, и о своей будущей дружбе с самой Одри Хепберн и о предстоящем мировом признании. Тогда он хотел лишь творить для тех, кто способен оценить аристократичную простоту его нарядов и изысканность классического стиля.

Живанши был чужд авангард и безвкусная роскошь, его одежда была образцом элегантности. Одри Хепберн шутила, что зависит от нарядов Живанши, как американцы от своих психоаналитиков. А Юбер описывал суть своего уникального стиля так: «Мода — это умение одеться так, чтобы пройти по улице незамеченным».

«Мода — это умение одеться так, чтобы пройти по улице незамеченным».

У него одевались певица Мария Каллас, актрисы Марлен Дитрих и Грета Гарбо, принцесса Монако Грейс Келли, первая леди США Жаклин Кеннеди, императрица Ирана Фарах Пехлеви и баронесса Полин де Ротшильд.

Граф Юбер Джеймс Марсель Таффен де Живанши родился 21 февраля 1927 года в маленьком французском городке Бове в семье маркиза Люсьена Таффена де Живанши. Маленький Юбер мечтал стать летчиком, как его отец, и о карьере модельера не помышлял. Но склонность к изящным искусствам передалась ему по наследству – его прадеды оформляли Елисейский дворец и Гранд-Опера.

В 1930-е годы его отец умер от гриппа, и воспитанием мальчика занимались бабушка и мама. Последняя, когда мальчику исполнилось 10 лет, отвела его на парижскую выставку искусства и техники. И тогда Юбер впервые задумался о том, что он хочет создавать такие же наряды, как и на выставке. А может быть, еще лучше. Он начал рисовать свои первые эскизы одежды, стараясь превзойти именитых участников выставки.

После окончания Второй мировой войны 18-летний Живанши поступил в Школу изящных искусств в Париже. Юбер был не только одаренным, но и поразительно удачливым юношей. Он устроился в ателье к дизайнеру Жаку Фату в 1945 году, а спустя год уже работал ассистентом у Робера Пике и Люсьена Лелонга, чьи наряды считались эталоном стиля. В тот период он познакомился с молодым Диором и Бальманом, которые позже стали его друзьями. Судьба свела его с экстравагантной и властной женщиной мира моды Эльзой Скиапарелли. Молодой иприлежный ассистент так понравился дизайнеру, что Живанши вскоре начал руководить одним из ее бутиков. Он работал у нее до 1951 года.

В 1952 году Живанши понял, что пришло время действовать и самостоятельно прокладывать дорогу в модный мир. Он занял деньги у родных и открыл в феврале 1952 года на улице Альфреда де Виньи свой первый Дом моды, который вскоре переехал на улицу Георга V, где находится по сей день.

Дом Моды Живанши на улице Георга V. Париж

Его первая коллекция из-за нехватки средств была создана из бюджетного хлопка, а на сам показ пришли всего пятнадцать человек. Но тот показ произвел эффект разорвавшейся бомбы. И все благодаря белой блузке с широкими рукавами с черно-белыми воланами, названной в честь модели Беттины Грациани. За блузкой «Беттина» модницы Парижа устроили настоящую охоту, каждая мечтала заполучить ее в свой гардероб. Эта блузка вошла в историю моды и стала визитной карточкой дома Живанши. «Я всегда старался делать вещи чистыми и простыми. Форма и силуэт должны подчеркивать достоинства тела», – любил повторять дизайнер о своей первой коллекции.

Новаторство Юбера было не только в использовании доступных материалов, но и в введении термина prеt-а-porter
(«готовое платье» – фр.). Его наряды были произведением искусства, доступным массовому потребителю.

“Блузка Беттина” – визитная карточка Живанши

Если спросить, кто в большей степени повлиял на формирование коллекций и образов Юбера Живанши, то вспоминаются два человека. Хрупкая девочка Одри Хепберн и испанец Кристиан Баленсиага. Если с первой дизайнера связала нежная дружба, то модельера Баленсиагу он называл своим учителем. «Это был настоящий портной, ремесленник, виртуоз, умеющий строить линию. Благодаря ему я понял, что такое подлинное искусство конструкции». Баленсиага привнес в работы своего протеже изысканность испанского стиля и лаконичность в деталях. Кутюрье боялся, что пресса будет влиять на мнение зрителей, поэтому не допускал на свои показы журналистов, но не мог отказать в удовольствии показать разработки Живанши. А когда Баленсиага закрывал свой Модный дом, Юбер получил его лучших клиентов.

Sailko [CC BY 3.0 (https://creativecommons.org/licenses/by/3.0)]

О великой дружбе Юбера Живанши и Одри Хепберн можно говорить часами, и, кажется, что невозможно рассказать
все, что они пережили вместе. Началось все в начале 1950-х с ошибки секретаря Живанши. В то время дизайнер еще не был известен широкой публике и был крайне удивлен, когда ему сообщили о визите «мисс Хепберн». Юбер не верил своему счастью: сама «оскароносная» Кэтрин Хепберн решила почтить его визитом. Каково же было его изумление, когда на пороге показалась молоденькая нескладная девушка-подросток и представилась как Одри Хепберн. Она искала наряды для нового фильма «Сабрина», и кутюрье предложил выбрать образы из его новой коллекции. Одри отобрала несколько нарядов: среди них главным стало платье, в котором героиня Хепберн вошла в историю кино и моды – белое со шлейфом, вышитое черным шелком. Фильм получил «Оскар» за костюмы, хотя имени Живанши даже не было указано в титрах. Тем не менее, весь мир узнал, кто придумал эти платья, и устремился к дизайнеру. Все девушки мечтали выглядеть, как Одри Хепберн. Это послужило началом их дружбы, а «малышка Одри» стала на- веки его музой, вдохновляя на новые свершения.

Юбер одевает Одри для фильмов «Любовь после полудня», «Шарада», «Париж, когда там жара» и «Как украсть миллион». За алое платье для фильма «Забавная Мордашка» Живанши получил заветный «Оскар», а для фильма «Завтрак у Тиффани» он создал легендарное черное платье, которое в 2006 году было продано на аукционе за $1 млн.

Одри была для Юбера не просто хорошим другом, она умела вдохновлять мастера на создание шедевров невзначай сказанным словом. В 1955 году актриса обмолвилась, что хотела бы получить на Рождество духи. И Живанши пригласил знаменитого на весь Париж парфюмера Франсиса Фаброна, чтобы вместе создать аромат L`Interdit («Запрет»). Когда парфюм поступил в продажу, на рекламном плакате красовалась Одри Хепберн. Это был первый случай, когда актриса стала «лицом» аромата.

В 1974 году Живанши запустил мужскую линию одежды, а годом позже создал первые мужские духи Givenchy Gentleman. В тот период он выпустил молодежные коллекции в спортивном стиле, участвовал в создании костюмов для театра и балета, оформлял интерьеры знаменитых отелей Hilton и выпустил одежду для куклы Барби.

В 1995 году Живанши решил уйти из мира моды. Он провел свой последний показ в Доме моды на авеню Георга V и передал бренд молодому дизайнеру Джону Гальяно. После ухода Живанши бренд резко поменял свое направление: классическим идеям Юбера Живанши предпочли модернизм и китч.

Сам Юбер не сильно сожалел о своем уходе. «Главное – уметь вовремя остановиться», – говорил кутюрье. Он перебрался в загородный дом недалеко от Парижа и посвятил себя ландшафтному дизайну, позже организовал выставку в память Кристобаля Баленсиаги, участвовал в восстановлении садов Версаля и разрабатывал почтовые марки французской почты в честь Дня Святого Валентина.

Великий дизайнер покинул этот мир в марте 2018 года, оставшись в истории последним классиком французского мира моды.

Автор || Валерия Воробьева

*Эту статью можно прочитать в номере журнала #17, зима 2018/19

Фото обложки: Ylenia [CC BY 2.0 (https://creativecommons.org/licenses/by/2.0)]

Поделиться: