кто он и почему о нем стоит посмотреть кино – Москва 24, 23.01.2019
23 января 2019, 13:11
Культура
В российском прокате до конца января можно посмотреть документальный фильм «Баския: Взрыв реальности» о начале карьеры художника, который в последние годы стал мега-звездой арт-рынка.
Кадр из фильма «Баския: Взрыв реальности». Режиссер Сара Драйвер; Продюсеры Рэйчел Денгиз, Сара Драйвер, Паулу Бранку
Полтора года назад на аукционе Sotheby’s японский коллекционер Юсаку Маэдзава купил картину Жана-Мишеля Баскии «Без названия» за $110,5 миллиона. На двухметровом полотне на ярком бирюзовом фоне то ли портрет, то ли зловещий череп, нарочито небрежно набросанный черной краской – вполне типичный для художника сюжет. Над лохматым чудищем – крестики-нолики, в которые он, кажется, играет с самой судьбой. Теперь это самая дорогая картина Баскии, проданная на открытом рынке, самая дорогая работа американского автора (он обогнал даже своего друга Уорхола) и рекорд для произведения искусства, выполненного после 1980 года.
Жизнь Жана-Мишеля, этого «enfant terrible современного искусства» (один из многих титулов, придуманных арт-критиками), была стремительной. Его отец был гаитянином, мать – пуэрториканкой, и именно она водила его по музеям, показывала картины Пикассо и всячески поддерживала интерес к искусству. С детства он говорил на трех языках – английском, испанском и французском и рано научился читать. В семь лет его сбила машина, и мать принесла в больницу классический учебник по анатомии и хирургии – «Анатомию Грея», совсем не детское чтение, которое потом проявится в картинах.
Родители развелись, мальчик остался с отцом, и все пошло наперекосяк – психическое расстройство матери, побои отца, первые наркотики и побеги из дома. В 16 лет Баския ушел насовсем, перебрался из Бруклина на Манхэттен, бродяжничал, продавал самодельные открытки и разрисованные футболки.Картина «Без названия», купленная на аукционе японским миллиардером за 110,5 миллиона долларов. Фото: ТАСС/DPA/Johannes Schmitt-Tegge
Сначала Баския играл на кларнете в группе таких же бедолаг, названной Gray под впечатлением от того учебника анатомии, прочитанного в раннем детстве. Играли что-то между хип-хопом и джазом, но, видимо, неплохо – несколько раз их показали по кабельному телевидению. А потом взял в руки баллончик с краской и вместе с приятелем стал рисовать на манхэттенских стенах. Друзья подписывались SAMO – сокращенное от «same old shit» («все то же старое дерьмо»), которое, согласно их посланиям, подменяло искусство, авангард, бога и дальше по списку. Ночующий в сквотах и парках подросток влился в богемную тусовку и стал частью нью-йоркского андеграунда.
А дальше понеслось. Один из новых друзей позвал его сняться в фильме, героем которого был молодой начинающий художник, и Жану-Мишелю купили холст и краски – до этого на такую роскошь у него не было денег. Потом его заметила главный редактор серьезного журнала «Артфорум» Ингрид Сисчи и выпустила несколько статей, которые не остались незамеченными в арт-мире. Следом его пригласили принять участие в настоящей выставке в Центре современного искусства. Выставка называлась New York/New Wave и представляла полсотни молодых художников, причем Баские выделили отдельный зал. После вернисажа он стал звездой. Еще через год – художнику исполнилось 21 – маститая галеристка Аннина Нозей устроила первую персональную выставку Баскии в своей галерее в Сохо. В первый же вечер коллекционеры раскупили все до одной картины.
Фото: ТАСС/Imago/Thomas Rohnke
Потом были путешествия и участие в престижных выставках, роман с юной Мадонной, которая как раз выпустила первый сингл Everybody (после расставания он заставил ее вернуть все подаренные картины и закрасил их черной краской) и знакомство с кумиром Энди Уорхолом. Вместе они написали больше сотни холстов. Критики громили их, а теперь музеи посвящают им специальные выставки.
Первые работы Баския писал на всем, что попадалось под руку – подобранные на помойках покрышки, старые двери. Но и когда у него появилась своя студия и холсты, он сохранил стилистику граффити, брутальный, первобытный подход к изображению, который арт-критики назовут неоэкспрессионизмом. Среди частых тем – сложная судьба темнокожих музыкантов и художников, череп как символ быстротечности жизни, корона, напоминающая терновый венец – еще одна горькая аллегория творческих метаний.
Успех принес деньги, но для Баскии это была довольно странная субстанция. Картины росли в цене, в середине 80-х они продавались по $50 тысяч, но у него не было банковского счета и он хранил пачки купюр дома среди хлама. Он покупал костюмы от Armani, во время работы заляпывал их краской и так и приходил на вернисажи. И надо ли говорить, что богемную жизнь сопровождали алкоголь и наркотики. В 27 лет он умер, перебрав одновременно с кокаином и героином.
Жан-Мишель Баския и Энди Уорхол. Фото: ТАСС/Imago/Thomas Rohnke
Фильм «Баския: Взрыв реальности», снятый женой и музой Джима Джармуша Сарой Драйвер, рассказывает начало истории – от ранних граффити до продажи первой картины. Если захочется продолжения – посмотрите двадцатилетней давности художественную картину «Баския», которая как раз рассказывает про десять следующих лет, от первого успеха до трагического финала. Байопик, как и новая документалка, снят непосредственным участником событий и другом художника Джулианом Шнабелем, который до увлечения кино тоже входил в группу неоэкспрессионистов. Баскию там сыграл Джеффри Райт, а Энди Уорхола – Дэвид Боуи. Ранняя смерть наложила романтический отпечаток на всю жизнь художника, и этот образ активно поддерживают две его сестры, основавшие фонд его имени. Они же регулярно выставляют работы на аукционы, а теперь еще и участвуют в постановке мюзикла на сюжет его жизни на Бродвее – трагические истории всегда хорошо продаются.
Расписание сеансов «Баския: Взрыв реальности»
Ирина Осипова
Осипова Ирина
культура кино weekend
Ещё больше новостей — в телеграм-канале Москва 24 Подписывайтесь!
Черепа и селфи: 5 самых дорогих картин Жана-Мишеля Баскии – DTF MAGAZINE
11 мая 2021 на аукционе Christie’s продали картину Жана-Мишеля Баскии за 93,1 миллиона долларов, что сделало ее второй самой дорогой работой художника в истории. Двумя днями позже уже на Sotheby’s купили картину Versus Medici за 50,8 миллиона долларов — теперь это четвертое по стоимости полотно американца.
Рассказываем об этих и еще трех самых дорогих работах Баскии
5. Dustheads / «Затуманенные головы» (1982)Оценочная стоимость — 25—35 миллионов долларов
Продана — за 48,8 миллиона долларов
Год продажи — 2013
«Эмблема гнева и ужаса», как называют ее критики, отсылает к сленговому названию людей, употреблявших наркотическое вещество фенциклидин, он же «ангельская пыль». Яркие цвета, непрерывное движение и расширенные глаза отсылают к галлюцинациям, которые испытывали употреблявшие препарат.
На картине изображены сразу две главные фигуры в творчестве Баскии, которые критики называют автопортретами. Начиная с 1982 года, художник отходит от уличных пейзажей и автомобилей, наполнявших его ранние картины, и создает собственную версию человеческой фигуры. В творчестве американца выделяют два основных типа фигур — иконы и герои.
В основе “героев” — западноафриканские статуи и христианская иконография, знакомые американцу по его католическому, латиноамериканскому и африканскому наследию. Вдохновением для “икон” служат африканские маски, фигурки вуду и западные религиозные символы вроде ангелов, нимбов, дьяволов, святых и мучеников, широко используется в творчестве художника.
Dustheads объединяет обе категории: подобие маски лица на левой фигуре и золотой нимб, парящий над фигурой справа.
4. Versus Medici (1982)
youtube.com/embed/tmV8QAQGKi8″ frameborder=»0″ allowfullscreen=»allowfullscreen»>Оценочная стоимость — 35—50 миллионов долларов
Продана — за 50,8 миллиона долларов
Год продажи — 2021
Эту картину критики выделяют за «выдающуюся графическую силу и сложную иконографию». Баския бросает вызов западному канону и провозглашает себя наследником мастеров итальянского Возрождения.
Versus Medici — еще одно изображение одинокой фигуры воина и пример сюжета, за который Баскию любят и критики, и публика. И вместе с тем — одна из важнейших картин главного периода в творчестве художника, который пришелся на 1981-1982 года.
3. Untitled (Devil) (1982)
Оценочная стоимость — 40 миллионов долларов
Продана — за 57,3 миллиона долларов
Год продажи — 2016
Картина, без которой не обходится ни одна подборка лучших полотен американца. Еще один автопортрет художника в образе огненно-черного дьявола среди взрыва красок, выполненного в манере Джексона Поллока.
Это полотно самое большое — 2,4 х 5 метров — в серии картин, нарисованных Баскией весной 1981 и 1982 во время творческой резиденции в итальянской Модене. Туда его пригласил арт-дилер Эмилио Маццоли, увидевший работы художника на выставке в Нью-Йорке в 1981 году.
В 1984 году ее купили за 19 тысяч долларов, с тех пор она ни разу не выставлялась публично. В 2016 году новым владельцем полотна стал японский миллиардер Юсаку Миязава.
2. In This Case (1983)
Переглянути цей допис в Instagram
Допис, поширений Christie’s (@christiesinc)
Оценочная стоимость — 50 миллионов долларов
Продана — за 93,1 миллиона долларов
Год продажи — 2021
До продажи на аукционе Christie’s полотно находилось в личной коллекции сооснователя дома моды Valentino Джанкарло Джамметти.
In This Case — картина размером 2 х 2 метра, изображающая огромный череп на алом фоне. Она посвящена гибели уличного художника Майкла Стюарта от рук полиции.
Переглянути цей допис в Instagram
Допис, поширений HIGHSNOBIETY (@highsnobiety)
1. Untitled (1982)
Оценочная стоимость — 60 миллионов долларов
Продана — за 110,5 миллиона долларов
Год продажи — 2017
Гигантский череп на голубом фоне — одна из работ, созданная на пике популярности художника. В 1984 году ее выкупили за 19 тысяч долларов, с тех пор она ни разу не выставлялась публично. Новым владельцем полотна стал японский миллиардер Юсаку Миязава, купивший годом ранее работу Untitled (Devil).
Untitled входит в десятку самых дорогих картин мира. Миязава не держит картину в офшорах и довольно часто демонстрирует ее публике. Сразу после продажи она выставлялась в музеях Нью-Йорка и Сиэттла, а в 2019 стала частью большой выставки, посвященной Баскии в центре Brant Foundation Art в Нью-Йорке. Помимо этого бизнесмен планирует открыть музей в своем родном городе Тиба и сделать Untitled частью постоянной экспозиции. “Было бы безумием держать это сокровище только для себя”, — считает Миязава.
Миллионы за компаньона: 7 самых дорогих работ KAWS
Читайте также:
- Сплошная мыльная опера: Как традиции (и их отрицание) влияют на современное искусство
- Послушайте треки участников первого в Украине PUMA Mirage Camp
- Лучшее в мае: 11 сериалов и 5 фильмов для просмотра дома
- У Києві відкриють виставку про Коломию та Мирноград. Ось що треба про неї знати
Фото и обложка: аукционные дома Christie’s и Sotheby’s.
Следите за DTF Magazine в Facebook, Instagram, Twitter и Telegram
Поместье Жана-Мишеля Баския
У вас есть вопросы относительно дополнительных ресурсов для исследований и обучения, лицензирования или аутентификации? Просмотрите ответы на распространенные вопросы ниже.
Как узнать о жизни Жана-Мишеля Баскии?
Раздел Хронология дает описание его жизни, а раздел Фильмы и Книги содержит полезные ссылки.
Я хочу, чтобы мои работы Баскии были заверены. Делает ли это имущество?
УВЕДОМЛЕНИЕ ОТ КОМИТЕТА ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ
Комитет по подтверждению имени Жана-Мишеля Баския был распущен в сентябре 2012 года и больше не рассматривает заявления. Комитет по аутентификации существовал восемнадцать лет и рассмотрел более 2000 произведений искусства. Он считает, что выполнил свою задачу по предоставлению публике возможности получить мнение о подлинности произведений, якобы созданных Жаном-Мишелем Баския. Комитет хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы поблагодарить всех людей, которые работали от его имени.
Дата: январь 2012 г.
Обратите внимание, что Estate не проводит оценку и не открыта для публики.
Остерегайтесь подделок!
На рынке имеется ряд поддельных работ, ложно приписываемых Жану-Мишелю Баския. Если вы собираетесь приобрести какую-либо работу, приписываемую Жану-Мишелю Баския, мы настоятельно рекомендуем вам сначала изучить ее происхождение.
Какие книги я могу прочитать о Жане-Мишеле Баския
Посетите книг и фильмов страниц для просмотра списка книг и фильмов о Жане-Мишеле Баския.
Что такое поместье Жана-Мишеля Баскии?
Поместье является наследником законных прав и интересов Жана-Мишеля Баскии. Поместье работает над сохранением и выставкой его работ, а также является источником точной информации о жизни и творчестве Жана-Мишеля Баскии. Поместьем управлял Жерар Баския, отец покойного художника, до его кончины в 2013 году. В настоящее время им управляют сестры покойного художника, Жанин Эриво и Лисан Баския.
Где я могу получить информацию о конкретных работах Жана-Мишеля Баскии?
Вы можете изучить различные статьи и обзоры, перечисленные в разделе «Хронология». Дополнительные ресурсы см. ниже.
Где я могу купить или продать оригинальное произведение Баскии?
Посетите наши страницы ссылок, чтобы увидеть список нескольких аукционных домов и галерей , которые активно участвуют в рынке оригинальных произведений искусства.
Где я могу увидеть работы Жана-Мишеля Баскии?
В разделе «События » перечислены текущие выставки и постоянные инсталляции по всему миру.
Просмотреть список из коллекций по всему миру.
С кем я могу связаться по поводу прав и репродукций произведений искусства Жана-Мишеля Баскии?
Поместье Жана-Мишеля Баския© владеет международными авторскими правами на все произведения искусства, созданные Жаном-Мишелем Баския, независимо от того, кому принадлежат конкретные произведения искусства.
Любой, кто хочет воспроизвести произведение искусства Баския в редакционных, рекламных или других коммерческих целях, таких как лицензионные товары, должен связаться с Дэвидом Старком в Artestar, эксклюзивном лицензионном агентстве Estate, по тел.: (212) 627-7242, факс: (212) 627. -9872, электронная почта: [email protected]
Жан-Мишель Баския | МоМА
«Я зачеркиваю слова, чтобы вы их больше видели…»
Жан-Мишель Баския
На просьбу описать свое искусство Жан-Мишель Баския ответил с обычным апломбом: «Царственность, героизм и улицы. ” Бросив школу, Баския нашел свое истинное призвание, болтаясь на улицах и влившись в шумную городскую среду, в конечном итоге став влиятельной фигурой в центре Нью-Йорка, особенно в клубной сцене Ист-Виллидж. Он был завсегдатаем группы кинематографистов, художников и музыкантов, которые сделали Mudd Club, Club 57 и CBGB своими излюбленными местами. Баския добился своего прорыва в начале 1980-х годов, развивая уникальный словарный запас, характеризующийся повторяющимися изображениями, человеческими головами с открытым ртом как бы в речи, разнообразными пометками и ксерокопированным коллажем.
В его картинах пятна интенсивного цвета, созданные акрилом, масляной палочкой и графитом, передают волнение нью-йоркской субкультуры.Слова были важны для Баския. Он использовал их по-разному, либо из-за их скрытого значения, либо для нанесения царапин на поверхность холста или бумаги. Знаки граффити появляются во всех его композициях как призывы или непостижимые музыкальные ноты. Культурные отсылки, такие как «то же самое, то же самое» или «то же самое старое дерьмо», сжаты в удобную строчку «САМО», которая была прозвищем Баския, когда он был художником-граффити в конце 19.70-х, а позже стал его визитной карточкой. Затонувшие, похожие на черепа человеческие лица с выпученными глазами, заиленными носами и видимыми зубами, а также анатомические наброски, диаграммы и медицинская терминология часто повторялись в его работах. Они вспоминают месяцы, которые художник провел, выздоравливая, в больнице после того, как его сбила машина, когда ему было восемь лет, в мае 1968 года. Авария стоила ему селезенки.
Имена известных чернокожих деятелей культуры — звезд музыки и спорта, в том числе Телониуса Монка, Чарли Паркера, Флойда Паттерсона и Кассиуса Клея (Мохаммед Али) — выгравированы на его полотнах как подтверждающие культурные символы искусства Баскии на его пути к славе. . У него была склонность вычеркивать слова или фразы, чтобы активизировать их, а не затемнять. Как он однажды объяснил другу: «Я вычеркиваю слова, чтобы вы их больше видели: тот факт, что они затемнены, заставляет вас хотеть их читать».
Период с 1981 по 1986 год был периодом творческого подъема для Баския, который стал настоящей звездой мирового искусства. Его большие холсты, вибрирующие цветом, знаками, формой и текстом, более чем компенсировали его заметную сдержанность и неловкость в центре внимания. Его анимационное искусство, харизматичная личность и преждевременная смерть от передозировки героина в возрасте 27 лет в 1988 году сделали его непреходящей знаменитостью.
Запись в ВикипедииУгочукву-Смут К. Нзеви, Стивен и Лиза Тананбаум Куратор отдела живописи и скульптуры, 2021 г.
- Введение
- Жан-Мишель Баския ( французский : [ʒɑ̃ miʃɛl baskja] ; 22 декабря 1960 г. — 12 августа 1988 г.) был американским художником, добившимся успеха в 1980-х годах как часть движения неоэкспрессионизма. Баския впервые добился известности в составе дуэта граффити SAMO вместе с Элом Диасом, сочиняя загадочные эпиграммы в культурном очаге Нижнего Ист-Сайда Манхэттена в конце 19 века.70-е годы, когда рэп, панк и уличное искусство объединились в музыкальную культуру раннего хип-хопа. К началу 1980-х его картины выставлялись в галереях и музеях по всему миру. В 21 год Баския стал самым молодым художником, когда-либо принимавшим участие в Documenta в Касселе, Германия. В 22 года он был одним из самых молодых участников биеннале Уитни в Нью-Йорке. В 1992 году Музей американского искусства Уитни провел ретроспективу его работ. Искусство Баскии сосредоточено на таких дихотомиях, как богатство и бедность, интеграция и сегрегация, внутренний и внешний опыт. Он присвоил себе поэзию, рисунок и живопись, соединил текст и изображение, абстракцию, фигурацию и историческую информацию, смешанную с современной критикой. Он использовал социальные комментарии в своих картинах как инструмент для самоанализа и идентификации со своим опытом в черном сообществе, а также для нападок на властные структуры и системы расизма. Его визуальная поэтика была остро политической и прямой в своей критике колониализма и поддержке классовой борьбы. С момента его смерти в возрасте 27 лет в 1988, работа Баскии неуклонно росла в цене. В 2017 году картина 1982 года «Без названия», на которой изображен черный череп с красными и желтыми ручейками, была продана за рекордные 110,5 миллиона долларов, став одной из самых дорогих картин, когда-либо купленных.
- Викиданные
- Q155407
Информация из Википедии, доступная под Лицензия Creative Commons Attribution-ShareAlike
Гетти запись- Введение
- Американский художник и рисовальщик быстро прославился в 1980-х годах своими граффити и более традиционными картинами на холсте и бумаге. Пока еще неизвестный, он распылял загадочные фразы на зданиях под названием «Само». Картины и рисунки Баскии находились под влиянием коммерческого искусства и популярных образов. Он часто использовал текстовые элементы в своих работах, которые давали социальные комментарии, основанные на стереотипных черных изображениях и событиях. В 1983 года он познакомился с Энди Уорхолом, с которым сотрудничал. Баския умер от передозировки наркотиков в 1988 году. Американский художник.
- Национальности
- Американец, афроамериканец, австриец
- Пол
- Мужской
- Роли
- Художник, Художник-граффити, Карикатурист, Художник-монументалист, Музыкант, Коллажист, Иллюстратор, Художник-инсталлятор, Художник, Скульптор
- Имена
- Жан-Мишель Баския, Само, Жан-Мишель Баския, Жан-Мишель Баския, САМО
- Улан
- 500093239
Информация из Списка имен исполнителей Getty’s Union List of Artist Names® (ULAN), доступная под Лицензия на авторство ODC
12 работ онлайн
Жан-Мишель Баския
Без названия
1981
Жан-Мишель Баския
Без названия
(1982)
Жан-Мишель Баския
Без названия
1983
Жан-Мишель Баския
Без названия, От Леонардо
1983
Жан-Мишель Баския
Без названия, От Леонардо
1983
Жан-Мишель Баския
Без названия, От Леонардо
1983
Жан-Мишель Баския
Без названия, От Леонардо
1983
Жан-Мишель Баския
Без названия, От Леонардо
1983
Жан-Мишель Баския
Без названия, От Леонардо
1983
Жан-Мишель Баския
Без названия
1985
202: Downtown New York
Осень 2019–Весна 2021
Галерея коллекций
MoMA
Клуб 57: Кино, перформанс и искусство в Ист-Виллидж, 1978–1983
31 октября 2017 г. – 8 апреля 2018 г.
MoMA
Страннее, чем фантастика: Искусство нашего времени
1 февраля — 5 мая 2014 г.
MoMA
Глядя на музыку: Сторона 2
10 июня — 30 ноября 2009 г.
MoMA
Глоссолалия: языки рисования
26 марта – 7 июля 2008 г.
МоМА
Рисунок модерна, 1975–2005 гг.
14 сентября 2005 г. – 9 января 2006 г.
MoMA
Музей современного искусства в Эль-Музее: искусство Латинской Америки и Карибского бассейна из коллекции Музея современного искусства
4 марта – 25 июля 2004 г.
Музей современного искусства
Около 1984 года: взгляд на искусство восьмидесятых годов
21 мая — 30 сентября 2000 г.
MoMA PS1
Посмотреть все 14 выставок
ЛицензированиеЕсли вы хотите воспроизвести изображение произведения искусства из коллекции Музея современного искусства или изображение публикации или архивных материалов Музея современного искусства (включая изображения установки, контрольные списки и пресс-релизы), обратитесь в Art Resource (публикация в Северной Америке) или Scala Archives (публикация во всех других географических точках).
MoMA лицензирует архивные аудиофайлы и выбирает из нашей коллекции видеоклипы, не защищенные авторскими правами. В настоящее время видео, созданное MoMA, не может быть лицензировано MoMA/Scala. Все запросы на лицензирование архивных аудиозаписей или видеоклипов, не защищенных авторскими правами, следует направлять в Scala Archives по адресу [email protected]. Кадры из кинофильмов не могут быть лицензированы MoMA/Scala. Чтобы получить доступ к кадрам из кинофильмов для исследовательских целей, обратитесь в Центр изучения кино по адресу [email protected].