Жана мишеля баския: Jean-Michel Basquiat — Biography, Artworks, Art

Содержание

Жан-Мишель Баския: поп-звезда американской арт-сцены

T

МОДА•ИКОНА СТИЛЯ

Текст: Алина Григалашвили

В 15 городах России продолжается Beat Weekend — ежегодный спутник фестиваля Beat Film, в рамках которого на большом экране вновь показывают главные хиты из основной и национальной программ. До конца этой недели в кинотеатрах можно посмотреть фильм «Баския: взрыв реальности», документалку Сары Драйвер о поп-звезде американской арт-сцены. Вспоминаем, каким был художник, что он носил и как превращал свою жизнь в настоящий перформанс.

«Как вы считаете, вы везунчик?» — спрашивает у Баския Лиза Личинтра Понти в интервью журналу Domus в 1984-м. «Еще и талантливый», — отвечает Жан-Мишель. В общении с прессой он был немногословен, но и нескромен. Баския знал себе цену еще до того, как его картины стали приносить ему большие деньги; но к середине 80-х он уже был самым востребованным художником Нью-Йорка.

«Всего за 9 лет активного творчества он оставил нам такое наследие, которого иные художники не могут создать за всю свою жизнь», — говорил арт-дилер Тони Шафрази в интервью New York Magazine после смерти Баския. Художник покрывал рисунками любой предмет, который попадался ему под руку: холодильник, бейсбольный шлем, дверцы книжного шкафа или костюмы Armani, которые появились в его гардеробе с первыми большими гонорарами. И все это становилось произведениями искусства.

Его называли Black Picasso, хотя самому Баския это определение не нравилось: «С одной стороны это, конечно, лестно, но с другой — унизительно». Он предпочитал быть собой, потому что осознавал свою уникальность: до Баския работы темнокожих художников не были представлены ни в одной галерее Манхэттена. И он боролся с этим своими методами, зачастую похожими на священные ритуалы. В один четверг 1982 года Жан-Мишель и его возлюбленная Сюзанна Маллук пошли в MoMA, где Баския достал из кармана пальто бутылку воды и начал разбрызгивать ее в каждом зале. «Я бы помочился здесь, если бы был собакой, — говорил Жан-Мишель, проходя мимо работ Поллока, Пикассо, Кляйна и Брака. — Ни одного черного художника в этом музее!»

Сюзанна Маллук и Жан-Мишель

Он ненавидел общаться с журналистами: «Они все пишут о моем гетто-детстве, — говорил Баския. — Для белых художников они почему-то детство не придумывают». На самом же деле у него не было каноничного «гетто-детства» — его отец, Джерард, довольно неплохо зарабатывал, будучи бухгалтером, а мама, Матильда, с детства водила сына по театрам и выставкам Бруклинского музея, МоМА и Met. Именно она привила Баския любовь к искусству и моде, поэтому даже в эпоху SAMO (когда Жан-Мишель рисовал граффити на улицах Нью-Йорка) он всегда был хорошо одет — в длинные шерстяные оверсайз-пальто, белые рубашки с коротким рукавом и классические брюки прямого кроя. Аксессуары он носил редко (чаще экспериментировал с прической), но, судя по ранним фотографиям Жан-Мишеля, он периодически надевал очки-вайфареры и берет Kangol.

В начале 80-х о нем заговорил Манхэттен. Баския начал набирать популярность и получать от нее удовольствие. В клубах и барах ему в объятия бросались модели. В ресторанах он заказывал только самое дорогое вино. Баския играл в богатство, и его холодильник всегда был до отказа забит профитролями, эклерами и всевозможными деликатесами. «Я не знаю, зачем он всегда покупал дорогую еду, — вспоминает в мемуарах Widow Basquiat Сюзанна, которая несколько лет жила с Баския в лофте на Crosby Street. — Наверное, думал, что так делают богачи».

«Жан-Мишель внезапно превратился в то, что сам больше всего критиковал, — в яркого представителя арт-тусовки, — говорил его близкий друг и легендарный граффити-художник Кит Харинг. — Но что его отличало — он относился к деньгам не всерьез: рисовал на дизайнерских смокингах, давал взаймы окружающим баснословные суммы и выбрасывал стодолларовые купюры из окна своего лимузина».

Баския вдохновлял даже тех, кого сам когда-то называл своим кумиром. Например, Энди Уорхола и Рэи Кавакубо. Энди в Жан-Мишеле восхищало все: его работы, стиль и даже количество половых партнеров (хотя сам секс Уорхола интересовал мало). А Рэи Кавакубо пригласила Жан-Мишеля принять участие в показе Comme des Garçons Homme Plus весна-лето 1987. За время шоу художник вышел на подиум четыре раза и был единственным из моделей, кто ни разу не улыбнулся.

 Жан-Мишель в берете Kangol

Comme des Garçons Homme Plus, весна-лето 1987

На обложке журнала New York Times он тоже не улыбается — позируя босиком и в черном костюме Armani. Смокинги этого бренда стали своего рода униформой Баския. Он ходил в них на открытия выставок и вечеринок и писал в них картины (а потом нередко их выбрасывал). «Я был счастлив, что он решил носить именно мой бренд, — вспоминал Джорджо Армани. — И еще больше я был счастлив, что он в них рисует. Я делаю одежду для того, чтобы ее носили, чтобы в ней жили, и он это почувствовал».

Энди Уорхол и Жан-Мишель

«Униформа» не убивала индивидуальность — напротив, образ босоногого художника в дорогом костюме, залитом краской, сначала стал узнаваемым, а потом и культовым. Более того, несмотря на обилие дорогих костюмов, в гардеробе художника находилось место и винтажным футболкам adidas, джинсам (также забрызганным краской), разноцветным носкам и африканской национальной одежде. «Он любил шокировать, — говорит Сюзанна. — Иногда красной мексиканской шляпой, а иногда традиционной африканской рубашкой, которой поражал всех на торжественном открытии какой-нибудь выставки, где все были в смокингах».

«Я помню, когда он встречался с блондинкой из хорошей семьи, он одевался как денди, как Кеннеди, — вспоминает Маллук, — но всего одной детали было достаточно для того, чтобы разрушить этот образ, и в случае Жан-Мишеля это были дреды. Такие дреды, которые вы больше ни у кого не увидите». Особенно в привилегированной (то есть исключительно белой) среде Нью-Йорка 80-х. «Однажды он пришел в очередной итальянский ресторан, — вспоминает Дженнифер Клемент, автор книги Widow Basquiat. — За соседним столом сидело 20 белых бизнесменов. Они пялились на него, отпускали расистские шуточки, показывали пальцем на его прическу и говорили, что он сутенер. Тогда Жан-Мишель подозвал метрдотеля и сказал ему, что закроет счет за этих бизнесменов. Он заплатил за их ужин три тысячи долларов. Так он посмеялся над ними в ответ».

Обложка The New York Times Magazine

«На итальянском», 1983

Venus, 1982

К тем, кто был готов платить за его работы, Баския тоже относился без пиетета. Не полюбившегося ему потенциального покупателя он мог выставить за дверь — или высыпать на голову гранолу из окна своего лофта. А иногда отправлял на «деловые переговоры» своих возлюбленных, а сам запирался в ванной. Как только в жизнь Жан-Мишеля пришла популярность, вместе с ней пришли и многочисленные страхи. «Особенно часто панические атаки случались у него, когда он был под наркотиками, — вспоминает Дженнифер Клемент. — Он боялся, что его слава окажется мимолетной вспышкой. Боялся, что его убьет ку-клукс-клан или ЦРУ, потому что он популярный и темнокожий. Он даже установил в своем лофте сложную систему сигнализации».

Наркотики его и сгубили. Друзья Баския вспоминали, что ситуация заметно ухудшилась после смерти Уорхола в 1987-м — ментора, лучшего друга и соавтора художника. За потерей пришла депрессия, а за ней — все большие дозировки. Тогда же Жан-Мишель встретил свою последнюю возлюбленную Келли Инман — она работала в нью-йоркском клубе Nell»s и угостила его десертом. Так завязался роман художника и официантки. Келли жила с Баския в лофте на Great Jones Street и, как вспоминают друзья пары, пыталась спасти его от зависимости. «Обычно он спал весь день, — писала Фиби Хобан в New York Times спустя неделю после смерти художника. — Келли поднялась к нему в комнату в 2:30, чтобы проверить, как он себя чувствует. Баския сопел в огромной кровати. Спустя три часа Келли снова зашла к нему в комнату, потому что ему кто-то позвонил. На этот раз он лежал на полу лицом вниз».

«Я не человек. Я легенда», — говорил о себе Жан-Мишель Баския. А когда его не стало, друг художника и арт-дилер Рене Рикард (автор статьи The Radiant Child в журнале Artforum, после которой о Баския впервые заговорили) сказал в интервью New York Times: «Жан-Мишель был благословлен самим Богом. Он был одним из черных святых. Мартин Лютер Кинг, Агарь, Мухаммед Али и он, Жан-Мишель Баския».

{«width»:1200,»column_width»:75,»columns_n»:16,»gutter»:0,»line»:40}false7671300falsetruetrue{«mode»:»page»,»transition_type»:»slide»,»transition_direction»:»horizontal»,»transition_look»:»belt»,»slides_form»:{}}{«css»:».editor {font-family: tautz; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 21px;}»}

Черепа и селфи: 5 самых дорогих картин Жана-Мишеля Баскии – DTF MAGAZINE

11 мая 2021 на аукционе Christie’s продали картину Жана-Мишеля Баскии за 93,1 миллиона долларов, что сделало ее второй самой дорогой работой художника в истории. Двумя днями позже уже на Sotheby’s купили картину Versus Medici за 50,8 миллиона долларов — теперь это четвертое по стоимости полотно американца.

Рассказываем об этих и еще трех самых дорогих работах Баскии

5. Dustheads / «Затуманенные головы» (1982)

Оценочная стоимость — 25—35 миллионов долларов
Продана — за 48,8 миллиона долларов
Год продажи — 2013

«Эмблема гнева и ужаса», как называют ее критики, отсылает к сленговому названию людей, употреблявших наркотическое вещество фенциклидин, он же «ангельская пыль». Яркие цвета, непрерывное движение и расширенные глаза отсылают к галлюцинациям, которые испытывали употреблявшие препарат.

На картине изображены сразу две главные фигуры в творчестве Баскии, которые критики называют автопортретами. Начиная с 1982 года, художник отходит от уличных пейзажей и автомобилей, наполнявших его ранние картины, и создает собственную версию человеческой фигуры. В творчестве американца выделяют два основных типа фигур — иконы и герои.

В основе “героев” — западноафриканские статуи и христианская иконография, знакомые американцу по его католическому, латиноамериканскому и африканскому наследию. Вдохновением для “икон” служат африканские маски, фигурки вуду и западные религиозные символы вроде ангелов, нимбов, дьяволов, святых и мучеников, широко используется в творчестве художника.

Dustheads объединяет обе категории: подобие маски лица на левой фигуре и золотой нимб, парящий над фигурой справа.

4. Versus Medici (1982)

Оценочная стоимость — 35—50 миллионов долларов
Продана — за 50,8 миллиона долларов
Год продажи — 2021

Эту картину критики выделяют за «выдающуюся графическую силу и сложную иконографию». Баския бросает вызов западному канону и провозглашает себя наследником мастеров итальянского Возрождения.

Versus Medici — еще одно изображение одинокой фигуры воина и пример сюжета, за который Баскию любят и критики, и публика. И вместе с тем — одна из важнейших картин главного периода в творчестве художника, который пришелся на 1981-1982 года.

3. Untitled (Devil) (1982)

Оценочная стоимость — 40 миллионов долларов
Продана — за 57,3 миллиона долларов
Год продажи — 2016

Картина, без которой не обходится ни одна подборка лучших полотен американца. Еще один автопортрет художника в образе огненно-черного дьявола среди взрыва красок, выполненного в манере Джексона Поллока.

Это полотно самое большое — 2,4 х 5 метров — в серии картин, нарисованных Баскией весной 1981 и 1982 во время творческой резиденции в итальянской Модене. Туда его пригласил арт-дилер Эмилио Маццоли, увидевший работы художника на выставке в Нью-Йорке в 1981 году.

В 1984 году ее купили за 19 тысяч долларов, с тех пор она ни разу не выставлялась публично. В 2016 году новым владельцем полотна стал японский миллиардер Юсаку Миязава.

2. In This Case (1983)

 

Переглянути цей допис в Instagram

 

Допис, поширений Christie’s (@christiesinc)

Оценочная стоимость — 50 миллионов долларов
Продана — за 93,1 миллиона долларов
Год продажи — 2021

До продажи на аукционе Christie’s полотно находилось в личной коллекции сооснователя дома моды Valentino Джанкарло Джамметти.

In This Case — картина размером 2 х 2 метра, изображающая огромный череп на алом фоне. Она посвящена гибели уличного художника Майкла Стюарта от рук полиции.

 

Переглянути цей допис в Instagram

 

Допис, поширений HIGHSNOBIETY (@highsnobiety)

1. Untitled (1982)

Оценочная стоимость — 60 миллионов долларов
Продана — за 110,5 миллиона долларов
Год продажи — 2017

Гигантский череп на голубом фоне — одна из работ, созданная на пике популярности художника. В 1984 году ее выкупили за 19 тысяч долларов, с тех пор она ни разу не выставлялась публично. Новым владельцем полотна стал японский миллиардер Юсаку Миязава, купивший годом ранее работу Untitled (Devil).

Untitled входит в десятку самых дорогих картин мира. Миязава не держит картину в офшорах и довольно часто демонстрирует ее публике. Сразу после продажи она выставлялась в музеях Нью-Йорка и Сиэттла, а в 2019 стала частью большой выставки, посвященной Баскии в центре Brant Foundation Art в Нью-Йорке. Помимо этого бизнесмен планирует открыть музей в своем родном городе Тиба и сделать Untitled частью постоянной экспозиции. “Было бы безумием держать это сокровище только для себя”, — считает Миязава.

Миллионы за компаньона: 7 самых дорогих работ KAWS

Читайте также:
  • Сплошная мыльная опера: Как традиции (и их отрицание) влияют на современное искусство
  • Послушайте треки участников первого в Украине PUMA Mirage Camp
  • Лучшее в мае: 11 сериалов и 5 фильмов для просмотра дома
  • У Києві відкриють виставку про Коломию та Мирноград. Ось що треба про неї знати


Фото и обложка: аукционные дома Christie’s и Sotheby’s.

Следите за DTF Magazine в Facebook, Instagram, Twitter и Telegram

Поместье Жана-Мишеля Баския

У вас есть вопросы относительно дополнительных ресурсов для исследований и обучения, лицензирования или аутентификации? Просмотрите ответы на распространенные вопросы ниже.

Как узнать о жизни Жана-Мишеля Баскии?

Раздел Хронология дает описание его жизни, а раздел Фильмы и Книги содержит полезные ссылки.

Я хочу, чтобы мои работы Баскии были заверены. Делает ли это имущество?

УВЕДОМЛЕНИЕ ОТ КОМИТЕТА ПО ПОДТВЕРЖДЕНИЮ

Комитет по подтверждению имени Жана-Мишеля Баския был распущен в сентябре 2012 года и больше не рассматривает заявления. Комитет по аутентификации существовал восемнадцать лет и рассмотрел более 2000 произведений искусства. Он считает, что выполнил свою задачу по предоставлению публике возможности получить мнение о подлинности произведений, якобы созданных Жаном-Мишелем Баския. Комитет хотел бы воспользоваться этой возможностью, чтобы поблагодарить всех людей, которые работали от его имени.

Дата: январь 2012 г.

Обратите внимание, что Estate не проводит оценку и не открыта для публики.

Остерегайтесь подделок!

На рынке имеется ряд поддельных работ, ложно приписываемых Жану-Мишелю Баския. Если вы собираетесь приобрести какую-либо работу, приписываемую Жану-Мишелю Баския, мы настоятельно рекомендуем вам сначала изучить ее происхождение.

Какие книги я могу прочитать о Жане-Мишеле Баския

Посетите книг и фильмов страниц для просмотра списка книг и фильмов о Жане-Мишеле Баския.

Что такое поместье Жана-Мишеля Баскии?

Поместье является наследником законных прав и интересов Жана-Мишеля Баския. Поместье работает над сохранением и выставкой его работ, а также является источником точной информации о жизни и творчестве Жана-Мишеля Баскии. Поместьем управлял Жерар Баския, отец покойного художника, до его кончины в 2013 году. В настоящее время им управляют сестры покойного художника, Жанин Эриво и Лисан Баския.

Где я могу получить информацию о конкретных работах Жана-Мишеля Баскии?

Вы можете изучить различные статьи и обзоры, перечисленные в разделе «Хронология». Дополнительные ресурсы см. ниже.

Где я могу купить или продать оригинальное произведение Баския?

Посетите наши страницы ссылок, чтобы увидеть список нескольких аукционных домов и галерей , которые активно участвуют в рынке оригинальных произведений искусства.

Где я могу увидеть работы Жана-Мишеля Баскии?

В разделе «События » перечислены текущие выставки и постоянные инсталляции по всему миру.

Просмотреть список из коллекций по всему миру.

С кем я могу связаться по поводу прав и репродукций произведений искусства Жана-Мишеля Баския?

Поместье Жана-Мишеля Баския© владеет международными авторскими правами на все произведения искусства, созданные Жаном-Мишелем Баския, независимо от того, кому принадлежат конкретные произведения искусства.

Любой, кто хочет воспроизвести произведение искусства Баския в редакционных, рекламных или других коммерческих целях, таких как лицензионные товары, должен связаться с Дэвидом Старком в Artestar, эксклюзивном лицензионном агентстве Estate, по телефону: (212) 627-7242, факсу: (212) 627. -9872, электронная почта: [email protected]

Жан-Мишель Баския: King Pleasure ©

King PleasureKing Pleasure logo

Открыто

Фотография © Lee Jaffe 1983

Подарена семьей
Жана-Мишеля Баския Proud

3 спонсор

3

King PleasureKing Pleasure logo

Подарено семьей


Жана-Мишеля Баскии

Вклад Жана-Мишеля Баскии в историю искусства и его исследования многогранных культурных явлений, включая музыку, опыт чернокожих, поп-культуру, спортивные деятели чернокожих американцев, литературу и другие источники, будут демонстрироваться в иммерсивных средах, обеспечивающих уникальные взгляд на творческую жизнь покойного художника и его неповторимый голос, который стал движущей силой социального и культурного повествования, которое продолжается и по сей день.

Организованная и курируемая семьей Жана-Мишеля Баския, эта выставка из более чем 200 ранее не публиковавшихся и редко показываемых картин, рисунков, мультимедийных презентаций, однодневок и артефактов рассказывает историю Жана-Мишеля с интимной точки зрения, переплетение его художественных усилий с его личной жизнью, влияниями и временем, в которое он жил.

Открыто

до 1 января 2023 г.

Более 200 ранее не публиковавшихся
и редко показываемые работы

Жан-Мишель Баския: Король удовольствий
© The Estate of Jean-Michel Basquiat

Король удовольствий — название картины, созданной Жаном-Мишелем в 1987 году, и имя любящего бибоп бармена, ставшего джазовым вокалистом, чей первый хит вышел в 1952 году. , «Moody’s Mood For Love» катапультировал его к славе. Песня была любимой ди-джеем WBLS Фрэнки Крокером, который ставил ее каждый вечер в конце своего шоу в 1970-х. Жерар Баския, отец Жана-Мишеля, тоже любил эту мелодию.

Спланируйте визит

Билеты раскупаются быстро. Открыт до 1 января 2023 г.

Понедельник, среда, четверг
Взрослый — 32 долл. США
Пенсионеры, студенты, военные — 30 долл. США
Дети (3–13 лет) — 25 долл. США
Пропустить очередь* — 65 долл. США
 
Закрыто По вторникам
 
*Владельцы билетов без очереди получают быстрый вход на выставку.

Пятница, суббота, воскресенье
Взрослый — 40 долларов
Пенсионеры, студенты, военные — 35 долларов
Дети (от 3 до 13 лет) — 25 долларов США
Пропустить очередь* — 65 долларов США
 
С 15 сентября по 15 октября часть всех продаж билетов пойдет на пользу Plenitud PR в ответ на воздействие урагана Фиона на Пуэрто-Рико. Щелкните здесь, чтобы узнать больше и сделать пожертвование Plenitud PR .

Детям до 3 лет билет не требуется.

Часы работы

 
Понедельник, среда, четверг
Первый билет: 11:00
Последний билет: 19:00
 
Пятница, суббота, воскресенье
Первый билет: 10:00
Последний билет: 19:00
 
Закрыто по вторникам

Жан-Мишель Баския, Jailbirds, 1983.

© Поместье Жана-Мишеля Баския

Событие

 

Иконки уличной еды

 

15 ноября, 19:00


 
Билеты уже в продаже

Челси


Нью-Йорк

Открыть карту

Смелое и культовое здание Starrett-Lehigh Building — одно из крупнейших и первоклассных зданий на Манхэттене, история которого привлекала творческие компании мирового уровня и элитные бренды. Его современный и обтекаемый дизайн побудил его включить в «Современную архитектуру: Международная выставка в Музее современного искусства» в 1932 году.

Обратите внимание, что обычный вход в здание Starrett Lehigh Building находится на 26-й улице. Это не вход на выставку. Пожалуйста, воспользуйтесь входом с 27-й улицы, недалеко от угла 27-й улицы и 11-й авеню.

Сэр Дэвид Аджайе ОБЕ возглавит дизайн выставки для Жана-Мишеля Баския: Король удовольствий©. Компания Adjaye Associates, известная проектированием многих известных зданий по всему миру, в том числе Национального музея истории и культуры афроамериканцев, преобразит первый этаж знаменитого здания Starrett-Lehigh Building, рассказав замечательную историю Жана-Мишеля через призму его семьи.

.

Старретт


Лихай

601 West 26th Street,
Нью-Йорк, NY 10001

Образование

Образовательные визиты

 
Если вы являетесь преподавателем и хотели бы пригласить группу студентов на выставку, пожалуйста, заполните форму ниже.
 
King Pleasure© Образовательная форма визита
 

День семьи

 
Присоединяйтесь к нам на наш следующий День семьи! В пятницу, 11 ноября, билеты для детей до 13 лет стоят всего 15 долларов. Запланируйте свой визит сегодня .
 

Семейный справочник

 
Загрузить Жан-Мишель Баския: Король удовольствий© Семейный справочник .
 

Учебное пособие

 
Загрузить Жан-Мишель Баския: King Pleasure© Учебное пособие для 6–12 классов .
 

Художественная деятельность

 
Загрузить Художественная деятельность для Жан-Мишель Баския: Королевское удовольствие© .