Зонтаг сьюзен – идея красоты и проблема нормы. Екатерина Васильева, Кандидат наук, доцент Санкт-Петербургского Государственного Университета

Содержание

Зонтаг, Сьюзен — Википедия

Сьюзен Зонтаг
англ. Susan Sontag
Имя при рождении Сьюзен Розенблатт
Дата рождения 16 января 1933(1933-01-16)[1][2][…]
Место рождения
Дата смерти 28 декабря 2004(2004-12-28)[4][1][…](71 год)
Место смерти
Гражданство (подданство)
Род деятельности
Годы творчества с 1959
Жанр роман, эссе, рассказ, публицистика
Язык произведений английский
Дебют «Благодетель»
Награды
Командор ордена Искусств и литературы (Франция)
Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция)
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Сьюзен Зонтаг (в другом написании Сонтаг, англ. Susan Sontag, настоящая фамилия — Розенблатт; 16 января 1933, Нью-Йорк — 28 декабря 2004, Нью-Йорк) — американская писательница, литературный, художественный, театральный и кинокритик, режиссёр театра и кино, лауреат национальных и международных премий.

Зонтаг родилась 16 января 1933 года в городе Нью-Йорк. Её предки — еврейские выходцы из Польши и Литвы, приехавшие в США в XIX веке. Урождённая Розенблатт, она получила фамилию Зонтаг после вторичного замужества её матери. Единственными друзьями её детства были книги. В 15 лет она поступает в университет Беркли (Калифорния) (1948—1949). Оканчивает Чикагский университет со степенью бакалавра искусств в 1951 году (одним из её преподавателей был Кеннет Бёрк). Здесь же знакомится с молодым преподавателем-социологом Ф. Рифом, за которого скоро выходит замуж (1952). Риф — отец её единственного сына Давида.

Могила Сьюзен Зонтаг на кладбище Монпарнас

Семья переезжает в Бостон, где в Гарвардском университете Зонтаг изучает английскую литературу и получает степень магистра философии в 1954 году. Именно в этот период Зонтаг изучает работы классических философов. Обучаясь в Оксфорде в 1957 году, сталкивается с проблемой сексизма, поэтому вскоре переезжает в Париж, где сближается с американской интеллигенцией, сплочённой вокруг журнала «Парижское Обозрение» (

Paris Review). Активно занимается французским кинематографом, философией и много пишет.

В возрасте 26 лет в 1958 году она возвращается в Америку, разводится и остаётся одна с сыном, отказываясь от финансовой помощи со стороны мужа. В конце 1950-х — начале 1960-х годов преподаёт философию в ряде колледжей и университетов США, в том числе и в Колумбийском университете, но в дальнейшем отказывается от академической карьеры. В начале 1960-х она приезжает в Нью-Йорк, приступая к работе редактора в журнале «Комментарий» (Commentary).

Вторая половина жизни Зонтаг связана с именем Энни Лейбовиц. Они познакомились в 1989 году на съёмках, роман их прервала лишь смерть Сьюзен Зонтаг от лейкемии в 2004 году, в возрасте 71 года. Именно Лейбовиц принадлежат все последние фотографии Зонтаг, включая посмертную.

В литературе Зонтаг дебютировала романом «Благодетель» (Benefactor

) в 1963 году, а также рядом статей в престижных американских журналах. Однако известность к ней пришла после публикации в журнале «Партизан Ревью» статьи «Заметки о Кэмпе» (Notes on Camp, 1964). Здесь Зонтаг вводит понятие «кэмп» — использование вульгарного и эстетически уродливого материала как выразительного средства. Последовавшие затем два сборника эссе о художественном авангарде Европы и США, этическом смысле крайностей в современной культуре — «Против интерпретации» (Against Interpretation, 1966) и «Образцы безоглядной воли» (Styles of Radical Will, 1969) — упрочили её репутацию. Далее следует одна из её наиболее известных книг — «О фотографии» (On Photography, 1977).

Через год Зонтаг выпускает книгу «Болезнь как метафора» (Illness As Metaphor, 1978) и сборник рассказов «Я и так далее» (I, etc.). Позже — ещё один сборник, посвящённый Иосифу Бродскому, «Под знаком Сатурна» (Under the Sign of Saturn, 1980), в ответ на который Бродский посвятил Зонтаг первые «Венецианские строфы». Затем вышел том её «Избранного», и была опубликована работа «СПИД и его метафоры» (

AIDS and Its Metaphor, 1989).

В 1989 году она избирается президентом Американского ПЕН-Центра.

В числе её других работ романы «Поклонник Везувия» (The Volcano Lover, 1992, рус. пер. — 1999) и «В Америке» (In America, 1999, рус. пер. 2004, экранизир. Ежи Сколимовским, 2006), книги эссе «Куда падает ударение» (2001), «Глядя на боль других» (2003), «А в это время: эссе и выступления» (2007). Пьеса «Алиса в кровати» (Alice In Bed, 1992) была впервые поставлена только в 2000 году. Совместно с фотографом Анни Лейбовиц ею была издана книга «Женщины» (Women) (2000).

Кроме этого, Зонтаг принадлежат сценарии снятых ею как режиссёром фильмов «Дуэт для каннибалов» (Duet For Cannibals, 1969), «Брат Карл» (Brother Carl, 1971), «Обещанные страны» (Promised Lands, 1974) и «Поездка без гида» (

Unguided Tour, 1983). Несколько раз она сама появлялась в кино (Зелиг Вуди Аллена, см. ниже). Выступала также как театральный постановщик: драму Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо» она летом 1993 года перенесла на сцену в осаждённом Сараево, где позднее, в 2010, её именем назвали площадь перед Национальным театром.

Сьюзен Зонтаг, 1979 год

Художественная критика была центральной формой литературной деятельности Зонтаг. Ее можно назвать важнейшим представителем либеральной аналитики, которая соприкасается с пространством академического исследования, но не принадлежит ему. Промежуточное положение между формальным исследованием и литературным произведением делает тексты Зонтаг явлением, связанным с установлением формата аналитической художественной критики как таковой. К важнейшим критическим произведениям Зонтаг относятся Заметки о кэмпе (1964)[5] и Против интерпретации (1966)[6], Когда мы смотрим на боль других

[7] и сборник эссе О фотографии (1977)[8]. Принципиальная характеристика ее критических работ — обращение к материалу второстепенному с точки зрения классического искусствознания[9]. Круг ее вопросов — фотография, мода, «еще не опознанные» и принципиально неопознаваемые[10] темы, массовый вкус, этика и особенности документального изображения. Одной из центральных тем в критических работах Сьюзен Зонтаг остается фигура трагического[11].

Сьюзан Зонтаг — лауреат многих премий и обладатель почётных званий. За книгу «О фотографии» Зонтаг была присуждена Национальная премия кружка литературных критиков в области критики (1978). В Италии она была награждена премией Курцио Малапарте (1992). Дважды она награждалась французским Орденом искусств и литературы (1984, 1999). Избиралась в Американскую академию искусств и литературы (1993). Была удостоена Иерусалимского приза (2001) и премии мира (2003), самой престижной в Германии литературной премии — Премии мира немецких книготорговцев (Франкфурт-на-Майне, 2003), присуждаемой Биржевым союзом немецкой книготорговли за «

выступление за достоинство свободной мысли».

Её карьера романиста достигла расцвета, вместе с присуждением Национальной книжной премии США историческому роману «В Америке» (1992) в 2000 году. Последней прижизненной наградой стала международная литературная премия принца Астурийского, которую она получила вместе с исламской феминисткой Фатимой Мернисси (2003). Её последней книгой было исследование «Глядя на боль других» (Regarding the Pain of Others).

Умерла Зонтаг 29 декабря 2004 года в Нью-Йорке. Похоронена в Париже на кладбище Монпарнас. В марте 2005 в Нью-Йорке прошёл концерт её памяти, на котором играли струнный квартет Брентано и британская пианистка Мицуко Утида.

Сьюзен Зонтаг на экране (избранные фильмы)[править | править код]

  • Galaxie (1966, Грегори Маркопулос, документальный)
  • Vive le cinéma (1972—1973, документальный телесериал)
  • Town Bloody Hall (1979, Крис Хегедюш, Д. А. Пеннебейкер, документальный)
  • Зелиг (1983, Вуди Аллен, камео)
  • Mauvaise conduite (1984, Нестор Альмендрос и Орландо Хименес Леаль, документальный)
  • Do Not Enter: The Visa War Against Ideas (1986, Роберт Рихтер и Кэтрин Уорноу, документальный)
  • Поэт вспоминает/ The Poet Remembers (1989, Ян Немец, телевизионный документальный)
  • Joseph Cornell: Worlds in a Box (1991, Марк Стоукс, телевизионный документальный)
  • Campus, le magazine de l’écrit (2001—2006, документальный телесериал, эпизод 2003)
  • Die Liebhaberin des Vulkans — Mit Susan Sonntag in New York (2003, Бригитта Асхофф, телевизионный документальный)
  • Абсолютный Уилсон/ Absolute Wilson (2006, Катарина Отто-Бернштейн, документальный)
  • Германия 09 (2009, коллективный проект, в эпизоде Неоконченное, реж. Николетт Кребиц, роль Зонтаг исполнила Ясмина Табатабай)
  • Poague L.E. Conversations with Susan Sontag. Jackson: University Press of Mississippi, 1995
  • Reborn: journals and notebooks, 1947—1963/ David Rieff, ed. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2008

Библиография С. Зонтаг на русском языке[править | править код]

  • Зонтаг, С. Мысль как страсть: Избранные эссе 1960-70-х годов / Сост., общая редакция Б. Дубина. Пер. с англ. В. Голышева и др. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 208 с.
  • Зонтаг, С. Поклонник вулканов. — М.: Новости, 1999. — 576 с ISBN 5-7020-0995-9
  • Зонтаг, С. В Америке. — М.: Эксмо, 2004. — 448 с ISBN 5-699-06545-8
  • Зонтаг, С. «Думать наперекор себе»: Размышления о Чоране // Иностранная литература. — 1996. — № 4.
  • Зонтаг, С. Магический фашизм // Первое сентября. — 2000. — № 47.
  • Зонтаг, С. Разум в трауре. Сьюзен Зонтаг о В. Г. Зебальде и возможности «большой литературы» // Критическая Масса. — 2006. —№ 2.
  • Зонтаг, С. Когда мы смотрим на боль других (фрагмент) // Индекс/Досье на цензуру. — 2005. — № 22.
  • Зонтаг, С. Любовница вулкана . — М.: Эксмо, 2008. — 576 с ISBN 978-5-699-31852-0
  • Сонтаг, С. О фотографии/ Пер. Викт. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 272 с. ISBN 978-5-91103-136-7
  • Сонтаг, С. Заново рождённая. Дневники и записные книжки. 1947—1963/ Пер. М. Дадяна. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 344 с. ISBN 978-5-91103-142-8
  • Сонтаг, С. Смотрим на чужие страдания/ Пер. В. Голышев М.: Ад Маргинем, 2014. isbn=978-5-91103-170-1
  • Сонтаг, С. Сознание, прикованное к плоти. Дневники и записные книжки 1964—1980/ Пер. М. Дадяна и Д. Можарова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 560 с. ISBN 978-5-91103-182-4
  • Сонтаг, С. Против интерпретации и другие эссе / Под ред. Б. Дубина. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 376 с. ISBN 978-5-91103-198-5
  1. 1 2 3 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118751506 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  3. ↑ RKDartists
  4. ↑ Author Susan Sontag Dies // Los Angeles Times — LA: 2004. — ISSN 0458-3035
  5. ↑ Сонтаг С. Заметки о кэмпе // Сонтаг, С. Против интерпретации и другие эссе / Под ред. Б. Дубина. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 376 с. ISBN 978-5-91103-198-5
  6. ↑ Сонтаг С. Против Интерпретации // Сонтаг, С. Против интерпретации и другие эссе / Под ред. Б. Дубина. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 376 с. ISBN 978-5-91103-198-5
  7. ↑ Сонтаг, С. Смотрим на чужие страдания/ Пер. В. Голышев М.: Ад Маргинем, 2014. isbn 978-5-91103-170-1
  8. ↑ Сонтаг, С. О фотографии/ Пер. Викт. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 272 с. ISBN 978-5-91103-136-7
  9. ↑ Дубин Б. В. Сьюзен Зонтаг, или Истина и крайности интерпретации // Вопросы литературы. — 1996. — № 2. с. 134—148.
  10. ↑ Дубин Б. В. Там же. с. 134.
  11. ↑ Васильева Е. Фотография и феноменология трагического: идея должного и фигура ответственности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2015, вып. 1, с. 26-52.
  • Васильева Е. Сьюзен Зонтаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2014, вып. 3, с. 64 — 80.
  • Дубин Б. В. Сьюзен Зонтаг, или Истина и крайности интерпретации // Вопросы литературы. — 1996. — № 2.
  • Дубин Б. В. Страсть и меланхолия последней из разносторонних // Он же. На полях письма: Заметки о стратегиях мысли и слова в XX веке. — М.: Emergency Exit, 2005. — С.306-316, 317—323.
  • Кимбалл Р. Сьюзен Зонтаг: попытка предсказания // Русский журнал. — 30 Декабря 2004.
  • Туркина О. Вспоминая Сьюзен Зонтаг. // Критическая Масса. — 2004. — № 4.
  • Ching B.; Wagner-Lawlor J. The scandal of Susan Sontag. New York: Columbia University Press, 2009
  • Faber R. Avancierte Ästhetin und politische Moralistin: die universelle Intellektuelle Susan Sontag. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2006
  • Kennedy L. Susan Sontag: mind as passion. Manchester: Manchester UP; New York: St. Martin’s Press, 1995
  • Lopate Ph. Notes on Sontag. Princeton: Princeton UP, 2009
  • Nunez S. Sempre Susan: A Memoir of Susan Sontag. New York, 2011. — ISBN 1935633228
  • Poague L.A., Parsons K.A. Susan Sontag an annotated bibliography, 1948—1992. New York: Garland Pub., 2000 (библиография)
  • Rieff D. Swimming in a sea of death: a son’s memoir. New York: Simon & Schuster, 2008 (воспоминания сына о последнем периоде жизни писательницы)
  • Rollyson C.E., Paddock L.O. Susan Sontag: the making of an icon. New York: W.W. Norton, 2000 (биография)
  • Rollyson C.E. Reading Susan Sontag: a critical introduction to her work.Chicago: Ivan R. Dee, 2001
  • Sayres S. Susan Sontag: the elegaic [i.e. elegiac] modernist. New York: Routledge, 1990
  • Schriber D. Susan Sontag. Berlin: Aufbau, 2007
  • Seligman C. Sontag & Kael: opposites attract me. New York: Counterpoint, 2004
  • Susan Sontag/ Sharon DeLano and Annie Leibovitz, eds. New York: s.n., 2005 (альбом фотографий писательницы, выполненных мировыми мастерами)

Тексты[править | править код]

Больше чем писатель, мыслитель и символ — Wonderzine

Сонтаг прожила долгую и неспокойную жизнь — один брак, один ребёнок, четыре художественных книги, сотни статей об искусстве, кино и обществе, несколько городов, три смертельных заболевания, девять долгих романов. Не говоря открыто о своей сексуальности и романтических отношениях, она без метаний приняла свою бисексуальность и всю жизнь училась принимать собственное тело. Она влюблялась часто, сильно и всегда только в тех, кто открывал ей новый мир и другую среду, на которую Сонтаг обращала свои писательские амбиции. Муж Филип, преподаватель старше неё, актриса Харриет, драматург Ирэн, аристократка Карлотта, учёный Эва, художник Джаспер, а затем художник Пол, поэт Иосиф, актриса Николь, балерина Люсинда, фотограф Энни — в каждого из этих людей Сонтаг прорастала, погружаясь в дело их жизни.

Из новых отношений Сьюзен выносила размышления о таланте, природе искусства, свободе и одержимости — и превращала их в эссе. Сонтаг никогда не прекращала делить свою жизнь с бесчисленным количеством людей: общаться и переписываться, поддерживать большую сеть знакомых, приятелей и друзей, следить за их открытиями и интересами было для неё естественно. В том числе под влиянием друзей, возлюбленных и совместных открытий появились её тексты о кэмпе и хэппенингах, Сартре, Камю, Годаре и современном театре. В книге Энни Лейбовиц «A Photographer’s Life» были документированы последние 15 лет жизни Сьюзен Сонтаг и отношения двух зрелых, состоявшихся и очень разных женщин, которые Лейбовиц после смерти Сонтаг долго колебалась назвать любовью.

Жизнь Сонтаг охватила 70 лет американской истории с 1933 года, но её образ не исчез из культуры после её смерти, а получил новое измерение. Разбирая записи, тетрадки и бесчисленные блокноты Сонтаг, её сын Дэвид Рифф принимает решение опубликовать небольшую часть того, что было написано матерью в дневниках только для себя: заметки на полях, список книг к прочтению, случайно брошенные фразы друзей и многие страницы самоанализа, критики и самых личных откровений. Так публичная фигура одной из главных женщин XX века приобрела ту прозрачность, беззащитность и многомерность, на которую намекало, но не выразило целиком её творчество. Невероятная Сонтаг из энциклопедии стала после публикации дневников осязаемой, мятущейся, человечной и такой знакомой каждому думающему человеку в своих стремлениях, страхах и тревоге.

Зонтаг, Сьюзен — Википедия

Сьюзен Зонтаг
англ. Susan Sontag
Имя при рождении Сьюзен Розенблатт
Дата рождения 16 января 1933(1933-01-16)[1][2][…]
Место рождения
Дата смерти 28 декабря 2004(2004-12-28)[4][1][…](71 год)
Место смерти
Гражданство (подданство)
Род деятельности
Годы творчества с 1959
Жанр роман, эссе, рассказ, публицистика
Язык произведений английский
Дебют «Благодетель»
Награды
 Медиафайлы на Викискладе

Сьюзен Зонтаг (в другом написании Сонтаг, англ. Susan Sontag, настоящая фамилия — Розенблатт; 16 января 1933, Нью-Йорк — 28 декабря 2004, Нью-Йорк) — американская писательница, литературный, художественный, театральный и кинокритик, режиссёр театра и кино, лауреат национальных и международных премий.

Биография

Зонтаг родилась 16 января 1933 года в городе Нью-Йорк. Её предки — еврейские выходцы из Польши и Литвы, приехавшие в США в XIX веке. Урождённая Розенблатт, она получила фамилию Зонтаг после вторичного замужества её матери. Единственными друзьями её детства были книги. В 15 лет она поступает в университет Беркли (Калифорния) (1948—1949). Оканчивает Чикагский университет со степенью бакалавра искусств в 1951 году (одним из её преподавателей был Кеннет Бёрк). Здесь же знакомится с молодым преподавателем-социологом Ф. Рифом, за которого скоро выходит замуж (1952). Риф — отец её единственного сына Давида.

Могила Сьюзен Зонтаг на кладбище Монпарнас

Семья переезжает в Бостон, где в Гарвардском университете Зонтаг изучает английскую литературу и получает степень магистра философии в 1954 году. Именно в этот период Зонтаг изучает работы классических философов. Обучаясь в Оксфорде в 1957 году, сталкивается с проблемой сексизма, поэтому вскоре переезжает в Париж, где сближается с американской интеллигенцией, сплочённой вокруг журнала «Парижское Обозрение» (Paris Review). Активно занимается французским кинематографом, философией и много пишет.

В возрасте 26 лет в 1958 году она возвращается в Америку, разводится и остаётся одна с сыном, отказываясь от финансовой помощи со стороны мужа. В конце 1950-х — начале 1960-х годов преподаёт философию в ряде колледжей и университетов США, в том числе и в Колумбийском университете, но в дальнейшем отказывается от академической карьеры. В начале 1960-х она приезжает в Нью-Йорк, приступая к работе редактора в журнале «Комментарий» (Commentary).

Вторая половина жизни Зонтаг связана с именем Энни Лейбовиц. Они познакомились в 1989 году на съёмках, роман их прервала лишь смерть Сьюзен Зонтаг от лейкемии в 2004 году, в возрасте 71 года. Именно Лейбовиц принадлежат все последние фотографии Зонтаг, включая посмертную.

Литературные произведения

В литературе Зонтаг дебютировала романом «Благодетель» (Benefactor) в 1963 году, а также рядом статей в престижных американских журналах. Однако известность к ней пришла после публикации в журнале «Партизан Ревью» статьи «Заметки о Кэмпе» (Notes on Camp, 1964). Здесь Зонтаг вводит понятие «кэмп» — использование вульгарного и эстетически уродливого материала как выразительного средства. Последовавшие затем два сборника эссе о художественном авангарде Европы и США, этическом смысле крайностей в современной культуре — «Против интерпретации» (Against Interpretation, 1966) и «Образцы безоглядной воли» (Styles of Radical Will, 1969) — упрочили её репутацию. Далее следует одна из её наиболее известных книг — «О фотографии» (On Photography, 1977).

Через год Зонтаг выпускает книгу «Болезнь как метафора» (Illness As Metaphor, 1978) и сборник рассказов «Я и так далее» (I, etc.). Позже — ещё один сборник, посвящённый Иосифу Бродскому, «Под знаком Сатурна» (Under the Sign of Saturn, 1980), в ответ на который Бродский посвятил Зонтаг первые «Венецианские строфы». Затем вышел том её «Избранного», и была опубликована работа «СПИД и его метафоры» (AIDS and Its Metaphor, 1989).

В 1989 году она избирается президентом Американского ПЕН-Центра.

В числе её других работ романы «Поклонник Везувия» (The Volcano Lover, 1992, рус. пер. — 1999) и «В Америке» (In America, 1999, рус. пер. 2004, экранизир. Ежи Сколимовским, 2006), книги эссе «Куда падает ударение» (2001), «Глядя на боль других» (2003), «А в это время: эссе и выступления» (2007). Пьеса «Алиса в кровати» (Alice In Bed, 1992) была впервые поставлена только в 2000 году. Совместно с фотографом Анни Лейбовиц ею была издана книга «Женщины» (Women) (2000).

Кроме этого, Зонтаг принадлежат сценарии снятых ею как режиссёром фильмов «Дуэт для каннибалов» (Duet For Cannibals, 1969), «Брат Карл» (Brother Carl, 1971), «Обещанные страны» (Promised Lands, 1974) и «Поездка без гида» (Unguided Tour, 1983). Несколько раз она сама появлялась в кино (Зелиг Вуди Аллена, см. ниже). Выступала также как театральный постановщик: драму Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо» она летом 1993 года перенесла на сцену в осаждённом Сараево, где позднее, в 2010, её именем назвали площадь перед Национальным театром.

Художественная критика и О фотографии

Сьюзен Зонтаг, 1979 год

Художественная критика была центральной формой литературной деятельности Зонтаг. Ее можно назвать важнейшим представителем либеральной аналитики, которая соприкасается с пространством академического исследования, но не принадлежит ему. Промежуточное положение между формальным исследованием и литературным произведением делает тексты Зонтаг явлением, связанным с установлением формата аналитической художественной критики как таковой. К важнейшим критическим произведениям Зонтаг относятся Заметки о кэмпе (1964)[5] и Против интерпретации (1966)[6], Когда мы смотрим на боль других[7] и сборник эссе О фотографии (1977)[8]. Принципиальная характеристика ее критических работ — обращение к материалу второстепенному с точки зрения классического искусствознания[9]. Круг ее вопросов — фотография, мода, «еще не опознанные» и принципиально неопознаваемые[10] темы, массовый вкус, этика и особенности документального изображения. Одной из центральных тем в критических работах Сьюзен Зонтаг остается фигура трагического[11].

Премии и награды

Сьюзан Зонтаг — лауреат многих премий и обладатель почётных званий. За книгу «О фотографии» Зонтаг была присуждена Национальная премия кружка литературных критиков в области критики (1978). В Италии она была награждена премией Курцио Малапарте (1992). Дважды она награждалась французским Орденом искусств и литературы (1984, 1999). Избиралась в Американскую академию искусств и литературы (1993). Была удостоена Иерусалимского приза (2001) и премии мира (2003), самой престижной в Германии литературной премии — Премии мира немецких книготорговцев (Франкфурт-на-Майне, 2003), присуждаемой Биржевым союзом немецкой книготорговли за «выступление за достоинство свободной мысли».

Её карьера романиста достигла расцвета, вместе с присуждением Национальной книжной премии США историческому роману «В Америке» (1992) в 2000 году. Последней прижизненной наградой стала международная литературная премия принца Астурийского, которую она получила вместе с исламской феминисткой Фатимой Мернисси (2003). Её последней книгой было исследование «Глядя на боль других» (Regarding the Pain of Others).

Умерла Зонтаг 29 декабря 2004 года в Нью-Йорке. Похоронена в Париже на кладбище Монпарнас. В марте 2005 в Нью-Йорке прошёл концерт её памяти, на котором играли струнный квартет Брентано и британская пианистка Мицуко Утида.

Сьюзен Зонтаг на экране (избранные фильмы)

  • Galaxie (1966, Грегори Маркопулос, документальный)
  • Vive le cinéma (1972—1973, документальный телесериал)
  • Town Bloody Hall (1979, Крис Хегедюш, Д. А. Пеннебейкер, документальный)
  • Зелиг (1983, Вуди Аллен, камео)
  • Mauvaise conduite (1984, Нестор Альмендрос и Орландо Хименес Леаль, документальный)
  • Do Not Enter: The Visa War Against Ideas (1986, Роберт Рихтер и Кэтрин Уорноу, документальный)
  • Поэт вспоминает/ The Poet Remembers (1989, Ян Немец, телевизионный документальный)
  • Joseph Cornell: Worlds in a Box (1991, Марк Стоукс, телевизионный документальный)
  • Campus, le magazine de l’écrit (2001—2006, документальный телесериал, эпизод 2003)
  • Die Liebhaberin des Vulkans — Mit Susan Sonntag in New York (2003, Бригитта Асхофф, телевизионный документальный)
  • Абсолютный Уилсон/ Absolute Wilson (2006, Катарина Отто-Бернштейн, документальный)
  • Германия 09 (2009, коллективный проект, в эпизоде Неоконченное, реж. Николетт Кребиц, роль Зонтаг исполнила Ясмина Табатабай)

Интервью, дневники, записные книжки

  • Poague L.E. Conversations with Susan Sontag. Jackson: University Press of Mississippi, 1995
  • Reborn: journals and notebooks, 1947—1963/ David Rieff, ed. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2008

Библиография С. Зонтаг на русском языке

  • Зонтаг, С. Мысль как страсть: Избранные эссе 1960-70-х годов / Сост., общая редакция Б. Дубина. Пер. с англ. В. Голышева и др. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 208 с.
  • Зонтаг, С. Поклонник вулканов. — М.: Новости, 1999. — 576 с ISBN 5-7020-0995-9
  • Зонтаг, С. В Америке. — М.: Эксмо, 2004. — 448 с ISBN 5-699-06545-8
  • Зонтаг, С. «Думать наперекор себе»: Размышления о Чоране // Иностранная литература. — 1996. — № 4.
  • Зонтаг, С. Магический фашизм // Первое сентября. — 2000. — № 47.
  • Зонтаг, С. Разум в трауре. Сьюзен Зонтаг о В. Г. Зебальде и возможности «большой литературы» // Критическая Масса. — 2006. —№ 2.
  • Зонтаг, С. Когда мы смотрим на боль других (фрагмент) // Индекс/Досье на цензуру. — 2005. — № 22.
  • Зонтаг, С. Любовница вулкана . — М.: Эксмо, 2008. — 576 с ISBN 978-5-699-31852-0
  • Сонтаг, С. О фотографии/ Пер. Викт. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 272 с. ISBN 978-5-91103-136-7
  • Сонтаг, С. Заново рождённая. Дневники и записные книжки. 1947—1963/ Пер. М. Дадяна. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 344 с. ISBN 978-5-91103-142-8
  • Сонтаг, С. Смотрим на чужие страдания/ Пер. В. Голышев М.: Ад Маргинем, 2014. isbn=978-5-91103-170-1
  • Сонтаг, С. Сознание, прикованное к плоти. Дневники и записные книжки 1964—1980/ Пер. М. Дадяна и Д. Можарова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 560 с. ISBN 978-5-91103-182-4
  • Сонтаг, С. Против интерпретации и другие эссе / Под ред. Б. Дубина. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 376 с. ISBN 978-5-91103-198-5

Примечания

  1. 1 2 3 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #118751506 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. 1 2 идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  3. ↑ RKDartists
  4. ↑ Author Susan Sontag Dies // Los Angeles Times — LA: 2004. — ISSN 0458-3035
  5. ↑ Сонтаг С. Заметки о кэмпе // Сонтаг, С. Против интерпретации и другие эссе / Под ред. Б. Дубина. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 376 с. ISBN 978-5-91103-198-5
  6. ↑ Сонтаг С. Против Интерпретации // Сонтаг, С. Против интерпретации и другие эссе / Под ред. Б. Дубина. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 376 с. ISBN 978-5-91103-198-5
  7. ↑ Сонтаг, С. Смотрим на чужие страдания/ Пер. В. Голышев М.: Ад Маргинем, 2014. isbn 978-5-91103-170-1
  8. ↑ Сонтаг, С. О фотографии/ Пер. Викт. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 272 с. ISBN 978-5-91103-136-7
  9. ↑ Дубин Б. В. Сьюзен Зонтаг, или Истина и крайности интерпретации // Вопросы литературы. — 1996. — № 2. с. 134—148.
  10. ↑ Дубин Б. В. Там же. с. 134.
  11. ↑ Васильева Е. Фотография и феноменология трагического: идея должного и фигура ответственности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2015, вып. 1, с. 26-52.

Литература

  • Васильева Е. Сьюзен Зонтаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2014, вып. 3, с. 64 — 80.
  • Дубин Б. В. Сьюзен Зонтаг, или Истина и крайности интерпретации // Вопросы литературы. — 1996. — № 2.
  • Дубин Б. В. Страсть и меланхолия последней из разносторонних // Он же. На полях письма: Заметки о стратегиях мысли и слова в XX веке. — М.: Emergency Exit, 2005. — С.306-316, 317—323.
  • Кимбалл Р. Сьюзен Зонтаг: попытка предсказания // Русский журнал. — 30 Декабря 2004.
  • Туркина О. Вспоминая Сьюзен Зонтаг. // Критическая Масса. — 2004. — № 4.
  • Ching B.; Wagner-Lawlor J. The scandal of Susan Sontag. New York: Columbia University Press, 2009
  • Faber R. Avancierte Ästhetin und politische Moralistin: die universelle Intellektuelle Susan Sontag. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2006
  • Kennedy L. Susan Sontag: mind as passion. Manchester: Manchester UP; New York: St. Martin’s Press, 1995
  • Lopate Ph. Notes on Sontag. Princeton: Princeton UP, 2009
  • Nunez S. Sempre Susan: A Memoir of Susan Sontag. New York, 2011. — ISBN 1935633228
  • Poague L.A., Parsons K.A. Susan Sontag an annotated bibliography, 1948—1992. New York: Garland Pub., 2000 (библиография)
  • Rieff D. Swimming in a sea of death: a son’s memoir. New York: Simon & Schuster, 2008 (воспоминания сына о последнем периоде жизни писательницы)
  • Rollyson C.E., Paddock L.O. Susan Sontag: the making of an icon. New York: W.W. Norton, 2000 (биография)
  • Rollyson C.E. Reading Susan Sontag: a critical introduction to her work.Chicago: Ivan R. Dee, 2001
  • Sayres S. Susan Sontag: the elegaic [i.e. elegiac] modernist. New York: Routledge, 1990
  • Schriber D. Susan Sontag. Berlin: Aufbau, 2007
  • Seligman C. Sontag & Kael: opposites attract me. New York: Counterpoint, 2004
  • Susan Sontag/ Sharon DeLano and Annie Leibovitz, eds. New York: s.n., 2005 (альбом фотографий писательницы, выполненных мировыми мастерами)

Ссылки

Тексты

Зонтаг, Сьюзен — Википедия

Сьюзен Зонтаг (в другом написании Сонтаг, англ. Susan Sontag; настоящая фамилия — Розенблатт; 16 января 1933, Нью-Йорк — 28 декабря 2004, Нью-Йорк) — американская писательница, литературный, художественный, театральный и кинокритик, режиссёр театра и кино, лауреат национальных и международных премий.

Биография

Зонтаг родилась 16 января 1933 года в городе Нью-Йорк. Её предки — еврейские выходцы из Польши и Литвы, приехавшие в США в XIX в. Урождённая Розенблатт, она получила фамилию Зонтаг после вторичного замужества её матери. Единственными друзьями её детства были книги. В 15 лет она поступает в университет Беркли (Калифорния) (1948—1949). Оканчивает Чикагский университет со степенью бакалавра искусств в 1951 году (одним из её преподавателей был Кеннет Бёрк). Здесь же знакомится с молодым преподавателем-социологом Ф. Рифом, за которого скоро выходит замуж (1952). Риф — отец её единственного сына Давида.

Могила Сьюзен Зонтаг на кладбище Монпарнас

Семья переезжает в Бостон, где в Гарвардском университете Зонтаг изучает английскую литературу и получает степень магистра философии в 1954 году. Именно в этот период Зонтаг изучает работы классических философов. Обучаясь в Оксфорде в 1957 году, сталкивается с проблемой сексизма, поэтому вскоре переезжает в Париж, где сближается с американской интеллигенцией, сплочённой вокруг журнала «Парижское Обозрение» (Paris Review). Активно занимается французским кинематографом, философией и много пишет.

В возрасте 26 лет в 1958 году она возвращается в Америку, разводится и остаётся одна с сыном, отказываясь от финансовой помощи со стороны мужа. В конце 1950-х — начале 1960-х годов преподаёт философию в ряде колледжей и университетов США, в том числе и в Колумбийском университете, но в дальнейшем отказывается от академической карьеры. В начале 1960-х она приезжает в Нью-Йорк, приступая к работе редактора в журнале «Комментарий» (Commentary).

Вторая половина жизни Зонтаг связана с именем Энни Лейбовиц. Они познакомились в 1989 году на съёмках, роман их прервала лишь смерть Сьюзен Зонтаг от лейкемии в 2004 году, в возрасте 71 года. Именно Лейбовиц принадлежат все последние фотографии Зонтаг, включая посмертную.

Литературные произведения

В литературе Зонтаг дебютировала романом «Благодетель» (Benefactor) в 1963 году, а также рядом статей в престижных американских журналах. Однако известность к ней пришла после публикации в журнале «Партизан Ревью» статьи «Заметки о Кэмпе» (Notes on Camp, 1964). Здесь Зонтаг вводит понятие «кэмп» — использование вульгарного и эстетически уродливого материала как выразительного средства. Последовавшие затем два сборника эссе о художественном авангарде Европы и США, этическом смысле крайностей в современной культуре — «Против интерпретации» (Against Interpretation, 1966) и «Образцы безоглядной воли» (Styles of Radical Will, 1969) — упрочили её репутацию. Далее следует одна из её наиболее известных книг — «О фотографии» (On Photography, 1977).

Через год Зонтаг выпускает книгу «Болезнь как метафора» (Illness As Metaphor, 1978) и сборник рассказов «Я и так далее» (I, etc.). Позже — ещё один сборник, посвящённый Иосифу Бродскому, «Под знаком Сатурна» (Under the Sign of Saturn, 1980), в ответ на который Бродский посвятил Зонтаг первые «Венецианские строфы». Затем вышел том её «Избранного», и была опубликована работа «СПИД и его метафоры» (AIDS and Its Metaphor, 1989).

В 1989 году она избирается президентом Американского ПЕН-Центра.

В числе её других работ романы «Поклонник Везувия» (The Volcano Lover, 1992, рус. пер. — 1999) и «В Америке» (In America, 1999, рус. пер. 2004, экранизир. Ежи Сколимовским, 2006), книги эссе «Куда падает ударение» (2001), «Глядя на боль других» (2003), «А в это время: эссе и выступления» (2007). Пьеса «Алиса в кровати» (Alice In Bed, 1992) была впервые поставлена только в 2000 году. Совместно с фотографом Анни Лейбовиц ею была издана книга «Женщины» (Women) (2000).

Кроме этого, Зонтаг принадлежат сценарии снятых ею как режиссёром фильмов «Дуэт для каннибалов» (Duet For Cannibals, 1969), «Брат Карл» (Brother Carl, 1971), «Обещанные страны» (Promised Lands, 1974) и «Поездка без гида» (Unguided Tour, 1983). Несколько раз она сама появлялась в кино (Зелиг Вуди Аллена, см. ниже). Выступала также как театральный постановщик: драму Сэмюэла Беккета «В ожидании Годо» она летом 1993 года перенесла на сцену в осаждённом Сараево, где позднее, в 2010, её именем назвали площадь перед Национальным театром.

Художественная критика и О фотографии

Сьюзен Зонтаг, 1979 год

Художественная критика была центральной формой литературной деятельности Зонтаг. Ее можно назвать важнейшим представителем либеральной аналитики, которая соприкасается с пространством академического исследования, но не принадлежит ему. Промежуточное положение между формальным исследованием и литературным произведением делает тексты Зонтаг явлением, связанным с установлением формата аналитической художественной критики как таковой. К важнейшим критическим произведениям Зонтаг относятся Заметки о кэмпе (1964)[1] и Против интерпретации (1966)[2], Когда мы смотрим на боль других[3] и сборник эссе О фотографии (1977)[4]. Принципиальная характеристика ее критических работ — обращение к материалу второстепенному с точки зрения классического искусствознания[5]. Круг ее вопросов — фотография, мода, «еще не опознанные» и принципиально неопознаваемые[6] темы, массовый вкус, этика и особенности документального изображения. Одной из центральных тем в критических работах Сьюзен Зонтаг остается фигура трагического[7].

Премии и награды

Сьюзан Зонтаг — лауреат многих премий и обладатель почётных званий. За книгу «О фотографии» Зонтаг была присуждена Национальная премия кружка литературных критиков в области критики (1978). В Италии она была награждена премией Курцио Малапарте (1992). Дважды она награждалась французским Орденом искусств и литературы (1984, 1999). Избиралась в Американскую академию искусств и литературы (1993). Была удостоена Иерусалимского приза (2001) и премии мира (2003), самой престижной в Германии литературной премии — Премии мира немецких книготорговцев (Франкфурт-на-Майне, 2003), присуждаемой Биржевым союзом немецкой книготорговли за «выступление за достоинство свободной мысли».

Её карьера романиста достигла расцвета, вместе с присуждением Национальной книжной премии США историческому роману «В Америке» (1992) в 2000 году. Последней прижизненной наградой стала международная литературная премия принца Астурийского, которую она получила вместе с исламской феминисткой Фатимой Мернисси (2003). Её последней книгой было исследование «Глядя на боль других» (Regarding the Pain of Others).

Умерла Зонтаг 29 декабря 2004 года в Нью-Йорке. Похоронена в Париже на кладбище Монпарнас. В марте 2005 в Нью-Йорке прошёл концерт её памяти, на котором играли струнный квартет Брентано и британская пианистка Мицуко Утида.

Сьюзен Зонтаг на экране (избранные фильмы)

  • Galaxie (1966, Грегори Маркопулос, документальный)
  • Vive le cinéma (1972—1973, документальный телесериал)
  • Town Bloody Hall (1979, Крис Хегедюш, Д. А. Пеннебейкер, документальный)
  • Зелиг (1983, Вуди Аллен, камео)
  • Mauvaise conduite (1984, Нестор Альмендрос и Орландо Хименес Леаль, документальный)
  • Do Not Enter: The Visa War Against Ideas (1986, Роберт Рихтер и Кэтрин Уорноу, документальный)
  • Поэт вспоминает/ The Poet Remembers (1989, Ян Немец, телевизионный документальный)
  • Joseph Cornell: Worlds in a Box (1991, Марк Стоукс, телевизионный документальный)
  • Campus, le magazine de l’écrit (2001—2006, документальный телесериал, эпизод 2003)
  • Die Liebhaberin des Vulkans — Mit Susan Sonntag in New York (2003, Бригитта Асхофф, телевизионный документальный)
  • Абсолютный Уилсон/ Absolute Wilson (2006, Катарина Отто-Бернштейн, документальный)
  • Германия 09 (2009, коллективный проект, в эпизоде Неоконченное, реж. Николетт Кребиц, роль Зонтаг исполнила Ясмина Табатабай)

Интервью, дневники, записные книжки

  • Poague L.E. Conversations with Susan Sontag. Jackson: University Press of Mississippi, 1995
  • Reborn: journals and notebooks, 1947—1963/ David Rieff, ed. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2008

Библиография С. Зонтаг на русском языке

  • Зонтаг, С. Мысль как страсть: Избранные эссе 1960-70-х годов / Сост., общая редакция Б. Дубина. Пер. с англ. В. Голышева и др. — М.: Русское феноменологическое общество, 1997. — 208 с.
  • Зонтаг, С. Поклонник вулканов. — М.: Новости, 1999. — 576 с ISBN 5-7020-0995-9
  • Зонтаг, С. В Америке. — М.: Эксмо, 2004. — 448 с ISBN 5-699-06545-8
  • Зонтаг, С. «Думать наперекор себе»: Размышления о Чоране // Иностранная литература. — 1996. — № 4.
  • Зонтаг, С. Магический фашизм // Первое сентября. — 2000. — № 47.
  • Зонтаг, С. Разум в трауре. Сьюзен Зонтаг о В. Г. Зебальде и возможности «большой литературы» // Критическая Масса. — 2006. —№ 2.
  • Зонтаг, С. Когда мы смотрим на боль других (фрагмент) // Индекс/Досье на цензуру. — 2005. — № 22.
  • Зонтаг, С. Любовница вулкана . — М.: Эксмо, 2008. — 576 с ISBN 978-5-699-31852-0
  • Сонтаг, С. О фотографии/ Пер. Викт. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 272 с. ISBN 978-5-91103-136-7
  • Сонтаг, С. Заново рождённая. Дневники и записные книжки. 1947—1963/ Пер. М. Дадяна. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 344 с. ISBN 978-5-91103-142-8
  • Сонтаг, С. Смотрим на чужие страдания/ Пер. В. Голышев М.: Ад Маргинем, 2014. isbn=978-5-91103-170-1
  • Сонтаг, С. Сознание, прикованное к плоти. Дневники и записные книжки 1964—1980/ Пер. М. Дадяна и Д. Можарова. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 560 с. ISBN 978-5-91103-182-4
  • Сонтаг, С. Против интерпретации и другие эссе / Под ред. Б. Дубина. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 376 с. ISBN 978-5-91103-198-5

Примечания

  1. ↑ Сонтаг С. Заметки о кэмпе // Сонтаг, С. Против интерпретации и другие эссе / Под ред. Б. Дубина. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 376 с. ISBN 978-5-91103-198-5
  2. ↑ Сонтаг С. Против Интерпретации // Сонтаг, С. Против интерпретации и другие эссе / Под ред. Б. Дубина. — Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. — 376 с. ISBN 978-5-91103-198-5
  3. ↑ Сонтаг, С. Смотрим на чужие страдания/ Пер. В. Голышев М.: Ад Маргинем, 2014. isbn 978-5-91103-170-1
  4. ↑ Сонтаг, С. О фотографии/ Пер. Викт. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. — 272 с. ISBN 978-5-91103-136-7
  5. ↑ Дубин Б. В. Сьюзен Зонтаг, или Истина и крайности интерпретации // Вопросы литературы. — 1996. — № 2. с. 134—148.
  6. ↑ Дубин Б. В. Там же. с. 134.
  7. ↑ Васильева Е. Фотография и феноменология трагического: идея должного и фигура ответственности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2015, вып. 1, с. 26-52.

Литература

  • Васильева Е. Сьюзен Зонтаг о фотографии: идея красоты и проблема нормы // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 15., 2014, вып. 3, с. 64 — 80.
  • Дубин Б. В. Сьюзен Зонтаг, или Истина и крайности интерпретации // Вопросы литературы. — 1996. — № 2.
  • Дубин Б. В. Страсть и меланхолия последней из разносторонних // Он же. На полях письма: Заметки о стратегиях мысли и слова в XX веке. — М.: Emergency Exit, 2005. — С.306-316, 317—323.
  • Кимбалл Р. Сьюзен Зонтаг: попытка предсказания // Русский журнал. — 30 Декабря 2004.
  • Туркина О. Вспоминая Сьюзен Зонтаг. // Критическая Масса. — 2004. — № 4.
  • Ching B.; Wagner-Lawlor J. The scandal of Susan Sontag. New York: Columbia University Press, 2009
  • Faber R. Avancierte Ästhetin und politische Moralistin: die universelle Intellektuelle Susan Sontag. Würzburg: Königshausen & Neumann, 2006
  • Kennedy L. Susan Sontag: mind as passion. Manchester: Manchester UP; New York: St. Martin’s Press, 1995
  • Lopate Ph. Notes on Sontag. Princeton: Princeton UP, 2009
  • Nunez S. Sempre Susan: A Memoir of Susan Sontag. New York, 2011. — ISBN 1935633228
  • Poague L.A., Parsons K.A. Susan Sontag an annotated bibliography, 1948—1992. New York: Garland Pub., 2000 (библиография)
  • Rieff D. Swimming in a sea of death: a son’s memoir. New York: Simon & Schuster, 2008 (воспоминания сына о последнем периоде жизни писательницы)
  • Rollyson C.E., Paddock L.O. Susan Sontag: the making of an icon. New York: W.W. Norton, 2000 (биография)
  • Rollyson C.E. Reading Susan Sontag: a critical introduction to her work.Chicago: Ivan R. Dee, 2001
  • Sayres S. Susan Sontag: the elegaic [i.e. elegiac] modernist. New York: Routledge, 1990
  • Schriber D. Susan Sontag. Berlin: Aufbau, 2007
  • Seligman C. Sontag & Kael: opposites attract me. New York: Counterpoint, 2004
  • Susan Sontag/ Sharon DeLano and Annie Leibovitz, eds. New York: s.n., 2005 (альбом фотографий писательницы, выполненных мировыми мастерами)

Ссылки

Тексты

ключевая фигура социокультурной литературы и легендарный фотокритик

В историю фотографии вписаны не только мастера, создававшие всем известные снимки, но и люди, казалось бы, из совершенно других сфер. Яркий тому пример — американская писательница Сьюзен Зонтаг (Susan Sontag), оказавшая влияние на всю визуальную культуру ХХ века. Казалось бы, что общего у литераторов и фотографов? Конечно, они используют все тот же творческий «инструментарий» — воображение и способность увидеть то, чего не видят другие. Но в реальности не каждый писатель может похвастаться местом в пантеоне деятелей кино, театра и фотографии. Сьюзен Зонтаг — исключение.

Сьюзен Зонтаг фотокритик

Центральной формой самовыражения писательницы была художественная критика. Известнейший и влиятельнейший автор, она написала в середине 1960-х ряд ключевых для эпохи эссе, после публикации которых искусство перестало быть прежним. Ее книга «О фотографии», сборник статей разных лет, вышедший в 1977 году, считают фундаментальным теоретическим трудом по фотодокументалистике. Еще одна работа — «Против интерпретации» — стала манифестом против потребления, в том числе культурного. Как зрителю взаимодействовать с художественными произведениями в эпоху переизбытка контента? Как воспринимать и интерпретировать message автора и стоит ли это делать?

Сьюзен Зонтаг фотокритик

Зонтанг утверждала, что умение чувствовать — главное в отношениях между автором художественного произведения и зрителем. Объяснение той же фотографии «одомашнивает» искусство, делает его ручным, но оно, как и сами люди, — какое угодно, но не одинаковое для всех. Ее точку зрения разделяли многие великие фотографы, писатели и кинодеятели — ее связывали тесные отношения с Энни Лейбовиц (они были близки и дружили до смерти Сьюзен от лейкемии), она была знакома с Энди Уорхолом и Иосифом Бродским, о котором написала еще одно легендарное эссе. Ее снимал в кино Вуди Аллен и она сама была автором нескольких сценариев к фильмам. Однако, в историю Зонтаг вошла, прежде всего, как художественный, социо-культурный и фотокритик.

Сьюзен Зонтаг фотокритик

Философия, этика и конфликты фотоискусства

Одна из самых известных работ автора — «О фотографии», сборник эссе, последовательно раскрывающих темы феномена документальной фотографии. Сьюзен подняла тему этики снимка, в особенности трагического. Обнажая проблему, фотография с ее правильной композицией и эстетикой странным образом уменьшает значимость человеческих горестей, превращая их в зрелище. Она считала, что снимок, показывая страшные вещи, примиряет нас с ними, а об этом нельзя забывать. Иллюстрацией к постулату Сьюзен стало ее противостояние с Дианой Арбус — один из наиболее глубоких художественных конфликтов ХХ века, затронувший основы восприятия негатива и чужой боли.

Диана, работавшая в жанре странного и порой устрашающего макабра — маргинальное и деструктивное начало, столкнувшееся с чистым аналитическим взглядом писательницы. Зонтаг скорее не принимала снимки Арбус, нарушающие все каноны и протестующие против социальных табу. В то же время она признавала их важность. Автор беспощадно относилась к ханжеству и нарушениям человеческих прав, будь то табуирование людей с физическими недостатками, больных раком и СПИД, война во Вьетнаме или югославский конфликт, который она наблюдала своими глазами.

Сьюзен Зонтаг фотокритик

Именно Сьюзен впервые четко сформулировала тему общественной функции «человека с камерой». «Замораживая» время, фотограф сохраняет память — не только личную, семейную, но и коллективную, социальную. Зонтаг даже называла снимки «коротким убийством», подчеркивая, что через него зритель становится участником сцены, попавшей в кадр. Однако, фотография — не только хладнокровная фиксация событий.

Снимок позволяет обрести собственную идентичность, понять себя и, что немаловажно, презентовать обществу. В книгах, известных всем профессиональным фотографам, Зонтаг поднимает темы поистине философские — возможно ли интерпретировать искусство до конца (по ее мнению — нет), всегда ли оно обладает содержанием и как важно разрабатывать язык чувственных образов для его описания.

Сьюзен Зонтаг фотокритик

Жизнь, рефлексия и выражение их через творчество

Публичный, открытый, интеллектуальный автор, Сьюзен Зонтаг была сторонницей непосредственного опыта. Противопоставляя его интерпретациям, она была человеком с открытым взглядом на экспериментальное искусство, которое, впрочем, нещадно критиковала. Ее всегда считали «белой вороной» — еще с детства, когда кроме книг, у Сьюзен Розенблатт (это ее настоящая фамилия) друзей не было.

Родилась Сьюзен 16.01.1933 года в семье нью-йоркских евреев. Поступила в университет Беркли в 15-летнем возрасте. Переведясь оттуда в Чикагский университет, Сьюзен окончила учебу в 1951 году и вышла замуж за Филипа Рифа. У них родился сын Дэвид — единственный ребенок писательницы.

Еще в университете девушка начала писать культурологические эссе, а впоследствии стала преподавать в университете. Получив степень магистра философии в Гарварде, она на время отказалась от академической карьеры и уехала в Париж из-за проблем сексизма. Во Франции Зонтаг активно писала, занималась кинематографом, изучала фотографию и зарождающийся язык нового бунтарского искусства. Вернувшись в Америку в 1958 году, она развелась с мужем и посвятила себя писательству и художественной критике.

На протяжении нескольких десятилетий, публикуя исследования выразительных средств обновляющейся культуры, Зонтаг поистине расставила ее основные вехи. Вульгарная эстетика как выразительный инструмент, болезни как метафора, авангардизм и этика крайности — она не боялась поднимать эти и другие неоднозначные темы. Даже заболев раком, она не перестала работать до смерти в Нью-Йорке в 2004 году.

Сьюзен Зонтаг фотокритик

Энни Лейбовиц, снимавшая Сьюзен последние 15 лет ее жизни, выпустила в соавторстве с писательницей книгу «Женщины» (2000 год). Последняя работа Зонтаг — «Глядя на боль других» — продолжала темы, которые автор поднимала всю жизнь. Ее творческое наследие — новая эстетика, моральность и принятие фотографии как могущественной силы, способной влиять на судьбу нашего сложного общества.

Зонтаг, Сьюзен — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Зонтаг и Розенблатт.
Сьюзен Зонтаг
англ. Susan Sontag
Имя при рождении Сьюзен Розенблатт
Дата рождения 16 января 1933(1933-01-16)
Место рождения Нью-Йорк, США
Дата смерти 28 декабря 2004(2004-12-28) (71 год)
Место смерти Нью-Йорк, США
Гражданство (подданство)
  • Flag of the United States.svg США
Род деятельности писательница, философ, искусствовед, критик, сценарист.
Жанр роман, эссе, рассказ, публицистика
Язык произведений английский
Дебют «Благодетель»
Награды
Командор ордена Искусств и литературы (Франция)Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция)
Стипендия Макартура, Иерусалимская премия, Премия принца Астурийского
www.susansontag.com
Commons-logo.svg Файлы на Викискладе

Сьюзен Зонтаг (в другом написании Сонтаг, англ. Susan Sontag; настоящая фамилия — Розенблатт; 16 января 1933, Нью-Йорк — 28 декабря 2004, Нью-Йорк) — американская писательница, литературный, художественный, театральный и кинокритик, режиссёр театра и кино, лауреат национальных и международных премий.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Литературные произведения
  • 3 Художественная критика и О фотографии

Зонтаг Сьюзен Википедия

Сьюзен Зонтаг
англ. Susan Sontag
Имя при рождении Сьюзен Розенблатт
Дата рождения 16 января 1933(1933-01-16)[1][2][…]
Место рождения
  • Нью-Йорк, Нью-Йорк[1]
Дата смерти 28 декабря 2004(2004-12-28)[4][1][…](71 год)
Место смерти
  • Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Гражданство (подданство)
  • Flag of the United States.svg США
Род деятельности писательница, философ, искусствовед, критик, сценарист.
Годы творчества с 1959
Жанр роман, эссе, рассказ, публицистика
Язык произведений английский
Дебют «Благодетель»
Награды
Командор ордена Искусств и литературы (Франция)Кавалер ордена Искусств и литературы (Франция)
Стипендия Макартура, Иерусалимская премия, Премия принца Астурийского
www.susansontag.com
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе