Кино про балет: Лучшие фильмы и сериалы про балет и балерин

11 фильмов про балет для тех, кому не хватает вдохновения

25 июля 2021 Ликбез Кино

«Суспирия», «Нуреев: Белый ворон», великие «Красные башмачки» и не только.

11. Нуреев. Белый ворон

The White Crow

  • Великобритания, Франция, Сербия, 2018 год.
  • Драма, биография.
  • Длительность: 127 минут.
  • IMDb: 6,6.
Кадр из фильма «Нуреев. Белый ворон»

В 1961 году Рудольф Нуреев отправляется на заграничные гастроли с труппой ленинградского Кировского театра. В Париже он знакомится с местной богемой, что очень не нравится сопровождающим артистов агентам КГБ. Тогда Нуреев решает бежать. Параллельно рассказывают о детских годах и становлении великого танцора.

Фильм, основанный на биографической книге Джули Каваны, снял известный актёр Рэйф Файнс. Он сам же появился в картине в образе педагога, Александра Пушкина. А главная роль досталась танцовщику Татарского театра оперы и балета имени Мусы Джалиля Олегу Ивенко. Из‑за этого основные персонажи иногда кажутся слишком гротескными: один говорит с акцентом, другой переигрывает. Хотя в целом картина довольно близко передаёт историю жизни Рудольфа Нуреева.

Смотреть в Google Play →

10. Фуэте

  • СССР, 1986 год.
  • Драма.
  • Длительность: 100 минут.
  • IMDb: 6,7.

Знаменитая и талантливая Елена Князева готовится к постановке балета «Мастер и Маргарита». Но героине уже скоро 50 лет, поэтому руководитель отдаёт роль молодой танцовщице, с которой у него начался роман. Теперь Елене придётся самой обучать конкурентку.

Советский фильм Бориса Ермолаева и хореографа Владимира Васильева очень тонко совмещает две сложные темы. С одной стороны, «Фуэте» почти документально рассказывает о непростых буднях артистов балета. С другой — фильм посвящён размышлениям о неизбежности перемен и уходящем времени. Дополняют меланхоличную атмосферу стихи Валентина Гафта.

9. Балерина

Polina, danser sa vie

  • Франция, 2016 год.
  • Драма.
  • Длительность: 108 минут.
  • IMDb: 6,7.

Полина с детства проявляла невероятный талант к балету. Она поступила в специализированную школу, а потом попала в Большой театр в Москве. Но, увидев современные танцы, она решает бросить классическое искусство и отправиться во Францию заниматься чем‑то новым.

Фильм основан на французском графическом романе «Полина» Бастьена Вивеса. Что интересно, автор экранизации Валери Мюллер до этого снимала документальные картины о творчестве хореографа Анжелена Прельжокажа. А потом именно он помог режиссёру поставить «Балерину».

Смотреть в Google Play →

8. Поворотный пункт

The Turning Point

  • США, 1977 год.
  • Драма, мелодрама.
  • Длительность: 119 минут.
  • IMDb: 6,9.
Кадр из фильма «Поворотный пункт»

Когда‑то балерина Диди Рождерс вышла замуж за танцора, родила от него детей и посвятила жизнь семье и преподаванию. А её подруга Эмма осталась с труппой и выросла в приму. Спустя годы они встречаются вновь и выясняется, что дочь Диди Эмилия уже начинает карьеру в балете. Желание помочь девочке меняет жизни старых подруг.

Режиссёр Герберт Росс взял за основу сюжета взаимоотношения своей жены, балерины Норы Кэй, и её подруги Изабель Мирроу Браун. А ещё интереснее, что Эмилию сыграла дочь последней, Лесли Браун. То есть она воплотила на экране образ, который списан с неё самой. Также в «Поворотном пункте» свою первую драматическую роль исполнил Михаил Барышников.

7. Анна Павлова

  • СССР, Великобритания, Германия, Куба, Франция, 1983 год.
  • Драма, биография.
  • Длительность: 146 минут.
  • IMDb: 7,0.

Ещё в детстве, наблюдая из окна за танцорами, Анна решает, что станет лучшей балериной. Так начинается её путь к славе. В становлении на сцене девушке помогает великий Мариус Петипа, а на подмостках Мариинского театра Анна репетирует знаменитого «Умирающего лебедя». Параллельно с рассказом о карьере балерины раскрывают и её личные трагедии.

Изначально картину выпустили в прокат в виде двухсерийного фильма. И только в 1986 году появилась полная версия, состоящая из пяти эпизодов, которая длится больше четырёх часов. Разумеется, лучше смотреть именно этот вариант.

6. Последний танцор Мао

Mao’s Last Dancer

  • Австралия, 2009 год.
  • Драма, мелодрама, биография.
  • Длительность: 117 минут.
  • IMDb: 7,3.

11‑летнего китайского мальчика Ли Цуньсиня забирают из родной провинции и отправляют учиться балету в Пекин. Он выдерживает изнурительные тренировки и однажды получает возможность поехать в США в качестве студента по обмену. В Америке Ли влюбляется в балерину Элизабет Мак‑Кей и решает остаться с ней. Но парня всё равно тянет на родину.

Картина австралийца Брюса Бересфорда основана на автобиографии реального танцовщика Ли Цуньсиня, который перебрался из Китая в США, а потом обосновался в Мельбурне и стал биржевым маклером. Авторы делают больший акцент на личных переживаниях Ли и его отношениях с окружающими. Это отчасти спровоцировало недовольство критиков, назвавших «Последнего танцора Мао» слишком сентиментальным.

5. Суспирия

Suspiria

  • Италия, 1977 год.
  • Ужасы, драма.
  • Длительность: 98 минут.
  • IMDb: 7,4.
Кадр из фильма «Суспирия»

Американская балерина Сюзи приезжает в Германию обучаться в престижной школе танца. В первую же ночь она становится свидетельницей очень странной сцены: из заведения убегает девушка, которую потом находят мёртвой. Сюзи занимается балетом, но постепенно понимает, что в школе творятся мистические ужасы.

Тревожная картина Дарио Ардженто стала одной из лучших работ режиссёра и ярким представителем жанра джалло, сочетающего ужасы, триллер и эротику. Режиссёр сумел создать мрачную атмосферу, благодаря совмещению необычной хореографии, музыки группы Goblin и ярких цветов. А в 2018 году Лука Гуаданьино снял одноимённый ремейк фильма.

4. Билли Эллиот

Billy Elliot

  • Великобритания, Франция, 2000 год.
  • Драма.
  • Длительность: 110 минут.
  • IMDb: 7,7.

Юный Билли Эллиот из маленького шахтёрского города не пошёл по стопам сверстников: вместо традиционных занятий боксом он увлёкся балетом. Даже его отец и старший брат считают такое занятие недостойным настоящего мужчины. Однако упорство и талант Билли постепенно заставляют всех поверить в будущий успех мальчика.

Для юного Джейми Белла роль Билли Эллиота стала дебютом в большом кино. Но ему помогала мама‑хореограф, поэтому актёр сумел обойти около двух тысяч конкурентов на кастинге. А сама картина, вдохновлённая реальной историей балетного танцора Филиппа Мосли, номинировалась на множество престижных кинонаград.

3. Чёрный лебедь

Black Swan

  • США, 2010 год.
  • Драма, триллер.
  • Длительность: 103 минуты.
  • IMDb: 8,0.

Талантливая, но замкнутая Нина Сейерс становится новой примой балетного театра. Вскоре ей предстоит играть в «Лебедином озере», но хореограф сомневается, что артистка сможет воплотить две главные партии. В то же время в труппе появляется новая девушка, которая может отобрать у Нины её роль.

Разумеется, в фильме Даррена Аронофски балет лишь одна из художественных составляющих сюжета. Картина скорее посвящена двойственности и играм разума. Но сцена, где главная героиня покрывается перьями прямо во время выступления, впечатлит и поклонников классического «Лебединого озера».

Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →

2. Огни рампы

Limelight

  • США, 1952 год.
  • Драма, музыкальный, мелодрама.
  • Длительность: 137 минут.
  • IMDb: 8,1.

Немолодой клоун Калверо спасает от самоубийства балерину. Та решила покончить с собой из‑за болезни, лишившей её возможности танцевать. Он ухаживает за девушкой, помогая ей снова вернуться на сцену. А вот у самого Калверо карьера непоправимо рушится.

Для Чарли Чаплина этот фильм оказался во многом автобиографичным. Отношения главного героя с танцовщицей напоминают роман автора с Уной О’Нил. А после нескольких провалов он и вовсе считал, что снимает свою последнюю картину.

1. Красные башмачки

The Red Shoes

  • Великобритания, 1948 год.
  • Драма, мелодрама, музыкальный.
  • Длительность: 135 минут.
  • IMDb: 8,1.
Кадр из фильма «Красные башмачки»

Борис Лермонтов мечтает найти лучшую балерину, которая готова полностью посвятить себя сцене и отказаться ради этого от личной жизни. Он встречает талантливую Викторию, и она кажется ему идеальным кандидатом. Но вскоре девушка влюбляется в композитора Джулиана.

Сюжет картины во многом основан на истории отношений Сергея Дягилева и Дианы Гулд. И уже в него вплетена необычная версия балета по сказке Андерсена «Красные башмачки». Поскольку немалая доля хронометража приходится на сценическую часть, на главные роли авторы пригласили настоящих танцоров из разных стран: шотландку Мойру Ширер,  Леонида Мясина и Людмилу Черину с русскими корнями, австралийца Роберта Хелпмана и многих других.

А какие фильмы про балет нравятся вам? Предпочитаете биографические драмы или триллеры, в которых танцы лишь фон?

Читайте также 💃♟🏀

  • 14 фильмов про баскетбол, которые увлекут не только любителей спорта
  • 10 необычайно красивых фильмов о цирке
  • 10 фильмов про шахматы, после которых вы полюбите эту игру
  • 10 фильмов про успех, после которых захочется свернуть горы
  • 21 лучший фильм про спорт

До «Большого»: 10 лучших фильмов о балете

Впечатления

© Kinopoisk

Автор Геннадий Устиян

12 мая 2017

Хороших фильмов о классическом балете на удивление мало. Во многом из-за специфики искусства — играющих танцовщиков (танцующих актеров) найти нелегко. Что по этой теме было до драмы «Большой» Валерия Тодоровского (в кино с 11 мая), вспомнил «РБК Стиль».

«Красные башмачки» (1948)

Первый фильм в этом списке и, наверное, лучший в смысле показа балета как божества, пожирающего своих жрецов. Руководитель труппы Лермонтов решает поставить для своей примы Виктории балет по Андерсону о танцовщице, которая дотанцевалась до смерти. Прима погибает, разрываясь между сценой и личной жизнью, потому что начальство ревниво не позволяет романов — никаких, ни в рабочее время, ни вне его. Фильм Майкла Пауэлла и Эмерика Прессбургера, сделавших образцовую драму об искусстве как об уничтожающем своих детей монстре, с длинными вставными танцевальными номерами и участием Леонида Мясина для достоверности, остается образцовой картиной, на которую равняются все постановщики кино о балете.

© Kinopoisk

Реклама на РБК www.adv.rbc.ru

«Поворотный пункт» (1977)

Ширли Маклейн играет бывшую балерину, которая променяла работу на семью и из-за своей тоже пошедшей в балет дочери снова начинает общаться с давней подругой в исполнении Энн Бэнкрофт, в отличие от нее выбравшей карьеру. Как это обычно и бывает, приятельницы друг другу завидуют — одна семейному счастью, вторая — профессиональному успеху, и сожалеют каждая о своем. Фильм снят Гербертом Россом, едва ли не главным голливудским специалистом по мелодрамам (

«Стальные магнолии») и балету («Нижинский» и «Танцоры»). За танцы тут отвечает Михаил Барышников, который неоднократно работал с Россом, и его присутствие придает исключительную достоверность картине — «Поворотный момент» номинировался на 11 «Оскаров», но не получил ни одного, став таким образом одним из самых знаменитых неудачников в истории кино.

© Kinopoisk

«Нижинский» (1980)

Также снятый Россом байопик об отношениях Вацлава Нижинского с Сергеем Дягилевым, основанный на дневнике знаменитого танцовщика, не имел успеха (на агрегаторе киномнений Rotten Tomatoes у картины всего 27% положительных зрительских отзывов). Слишком высокопарная даже для фильма о балете, эта «кинопоэма», как ее называли создатели, сейчас смотрится как кэмповый курьез — Джереми Айронс играет хореографа Михаила Фокина, также здесь снялись знаменитый танцовщик Антон Долин и жена Питера О’Тула Сиан Филлипс.

© Kinopoisk

«Белые ночи» (1985)

Типичный фильм эпохи «холодной войны», в котором в роли Ленинграда выступил Хельсинки. Михаил Барышников играет практически себя, сбежавшего на Запад советского танцовщика Николая Родченко, которого КГБ обманом пытается заставить вернуться на родину. Он же был кем-то вроде языкового консультанта — следил за тем, чтобы русский звучал на экране не стыдно, а не как обычно в голливудских фильмах. Режиссер Тейлор Хэкфорд, который позже снял «Адвоката дьявола» и «Рэя», собрал завидную команду — Джеральдин Пэйдж, Изабеллу Росселлини, Грегори Хайнса и вспомнившую своего эмигрировавшего из Смоленска отца Хелен Миррен — с ней ему так понравилось работать, что он даже на ней женился. Трудности из-за невозможности снимать в СССР были не единственной проблемой Хэкфорда — ему пришлось вырезать сцену секса чернокожего Грегори Хайнса с Изабеллой Росселлини (это был ее дебют в Голливуде) из-за плохих тестовых просмотров на традиционно расистском юге США.

И это в 1985-м году!

© Kinopoisk

«Авансцена» (2000)

Местами притворяющаяся реалити-шоу-проектом драма известного британского театрального режиссера Николаса Хитнера о 12 студентах академии Американского балета в чем-то превосходит в аутентичности «Большой» Тодоровского. Жизнь главных героинь — трех девушек с очень разным и приводящим к конфликтам и недопониманию бэкграундом — показана не только как вечные упражнения у станка, а как приключение, которым и может быть для студентки учеба в Нью-Йорке. И, в отличие от «Большого», показывающего секс мимоходом, Хитнер, наоборот, демонстрирует, как он важен для 18-летних подростков, которые только и занимаются тем, что трогают друг друга.

© Kinopoisk

«Билли Эллиот» (2000)

Дебют в полнометражном кино Стивена Долдри, сделавший звездой Джейми Белла и снятый в русле британских комедий-перевертышей, в которых британские рабочие шли танцевать стриптиз, а пенсионерки позировали для календарей обнаженными. Мальчик Билли не хочет заниматься боксом — он хочет танцевать на сцене в облегающих белых трико, что повергает в понятный ужас отца, простого провинциального работягу и вдовца. Собрав в мировом прокате больше $100 млн при бюджете всего $5 млн, «Билли Эллиот» сослужил британскому кино не лучшую службу — оно долго еще ассоциировалось исключительно с жизнеутверждающими мелодрамами об исполненных мечтах трудовых англичан, которые рвали с традицией и иногда — даже со здравым смыслом.

© Kinopoisk

«За мной последний танец» (2001)

Эту мелодраму, звезда которой Джулия Стайлз сама танцует и классический балет, и хип-хоп, легко назвать миксом современных

«Ромео и Джульетты» и «Грязных танцев», если бы не один хороший сюжетный ход — после смерти матери скованная белая девушка вынуждена попрощаться с карьерой балерины и начать жить «в реальном мире», в данном случае в черном квартале Чикаго. Обучение хип-хопу здесь подано как познание современной жизни, но, как доказывает Стайлз, хорошая классическая школа дает фору в этой нелегкой учебе.

© Kinopoisk

«Труппа» (2003)

Предпоследний фильм классика американского кино Роберта Олтмена, умершего через три года, на первый взгляд кажется очередным заходом режиссера в смежные профессии (после «Прет-а-порте» и «Винсента и Тео», например). Но, в отличие от предыдущих фильмов Олтмена, в «Труппе», снятой при участии чикагской Joffrey Ballet

, есть ощущение почти документального любопытства. Олтмен как будто отстраненно следит за отношениями танцовщиков и их работой, а главную роль исполнила Нив Кэмпбелл, в свое время начинавшая карьеру балерины и только позже перешедшая в кино.

© Kinopoisk

«Черный лебедь» (2010)

Триллер Даррена Аронофски, за исполнение главной роли в котором Натали Портман получила «Оскар», принято ругать за демонизацию балета и художественную драматизацию. Знатоки балета фильм высмеяли, что совершенно не означает, что у режиссера он не получился. Наоборот, Аронофски последовательно и даже маниакально показывает жертву, на которую приходится идти любому художнику, если он хочет перепрыгнуть через себя и стать лучшим в профессии. Если при этом приходится придумать растущие из спины, как в фильме ужасов, перья — почему нет? В конце концов, это только метафора.

© Kinopoisk

«Первая позиция» (2011)

В последнее время смотреть документальные фильмы о балете интереснее, чем игровые — интриги в них не меньше, а правда жизни оказывается куда драматичнее, чем любая придуманная история, которая к тому же в этом виде искусства почти всегда одна. «Первая позиция» Бесс Каргман рассказывает о шести юных танцовщиках обоих полов в возрасте от 11 до 17 лет как историю о потерянном детстве, а «Большой Вавилон», снятый два года назад Ником Ридом и Марком Франкетти в Большом театре, ценнее, чем «Большой» Тодоровского в смысле фактуры и погружения в материал — если вас интересует мир балета, всегда лучше получать информацию из первых рук.

© Kinopoisk

 

Теги: кино , Большой театр , документальные фильмы , балет

10 отличных фильмов-балетов | BFI

Creature (2022)

Издание The Ballet Annual за 1948 год включает произведение критика А. Х. Фрэнкса, в котором он описывает постановку Международного балета «Спящая принцесса» в государственном кинотеатре Gaumont в Килберне, Лондон. Фрэнкса сбивает с толку представление балета в кинотеатре, и он смущенно цитирует старушку, сидевшую позади него: «Разве это не мило, дорогая? Но как жаль, что мы не сидим немного ближе к сцене. Я не слышал ни единого слова об этом!

Режиссер Асиф Кападиа рассматривает свой последний спектакль «Существо» с участием Английского национального балета в постановке Акрама Хана как упражнение в «чистом кино». То есть возврат к безмолвному способу повествования, рассказанного посредством телесного выражения. Отношения между балетом, как показывает анекдот Фрэнкса, были напряженными. Критик Джордж Бородин писал в 1946 году, что было бы «кощунственным писать о [кино и балете] в одном предложении и классифицировать их вместе».

Два года спустя импресарио Борис Лермонтов в «Красных туфлях» Пауэлла и Прессбургера (1948), возражает против танца на вечеринке, потому что балет для него — религия, которую не следует практиковать «в такой атмосфере». Кападия не видит такой границы между искусствами, и в «Существе» он сочетает кинематографические приемы с хореографией Хана в уникальном полнометражном балетном фильме, в отличие от фронтальных балетов, регулярно транслируемых в кинотеатрах. В этом списке представлены 10 примеров из истории балета в кино за последнее столетие, которые процветали вместе, несмотря на определенный снобизм.



Умирающий лебедь (1925)

Умирающий лебедь (1925)

Французский режиссер Алиса Ги-Блаше сняла одни из первых танцевальных фильмов, в том числе несколько «Змеиных танцев» в исполнении его создателя Лои Фуллер, чтобы прославить способность кино улавливать движение и свет. По мере развития сюжета американские режиссеры Лоис Вебер и Филлипс Смолли поставили самую известную прима-балерину в мире Анну Павлову в «Немой девушке из Портичи» в 1916 году. В немой оперной адаптации фильма на удивление мало балета.

Хотя Павлова не снялась в другом полнометражном фильме, она была снята в 1925 году, когда танцевала свою фирменную пьесу «Умирающий лебедь». Животные и был вдохновлен как привязанностью Павловой к лебедям в ленинградском общественном парке, так и стихотворением Теннисона, в честь которого он назван. Она исполнила танец почти 4000 раз и, как сообщается, воскликнула на смертном одре: «Приготовьте мой костюм лебедя!» Этот фильм сделал красоту Павловой бессмертной.

Этюд хореографии для камеры (1945)

Режиссер: Майя Дерен

Этюд хореографии для камеры (1945)

При съемках балета до Второй мировой войны в основном использовалось статическое кадрирование, при этом действие происходило исключительно внутри самой хореографии. В «Этюде хореографии для камеры» американский режиссер-экспериментатор Майя Дерен создала танец не только с помощью движений, но и с помощью процесса монтажа. Дерен поделилась увлечением гаитянскими ритуалами с хореографом Кэтрин Данхэм, которая познакомила ее с одной из своих учениц, афроамериканским хореографом Тэлли Битти. Известный своим слиянием джаза и балета, их сотрудничество было направлено на использование кино как средства изучения танца в разных культурах и художественных формах.

Перемещаясь между пейзажами и континентами, Дерен нашел способ высвободить тело Битти из любого единственного времени или места в пространство самого фильма. Короткометражка продемонстрировала потенциал линии непрерывного движения, которую можно провести через поперечные разрезы, сделав саму камеру частью танца, показанного на экране.

Красные туфли (1948)

Режиссеры: Майкл Пауэлл и Эмерик Прессбургер

«Красные башмаки» (1948)

В мемуарах Майкла Пауэлла он отразил, что во время Второй мировой войны британцам было сказано умереть за свободу и демократию, а «Красные башмаки» сказали им «идти и умереть за искусство». Пауэлл назвал уникальное слияние музыки, танца и изображения в фильме «сочиненным кино», идеалом, который привел его к дальнейшим попыткам Gesamtkunstwerk, или «тотального искусства», включая «Сказки Гофмана» (19).51) и О… Розалинда!! (1955).

Успех фильма в отображении балета на экране был достигнут благодаря игнорированию снобизма балетоманов и привлечению на главные роли настоящих танцоров и хореографов, особенно Мойры Ширер, Людмилы Черины, Роберта Хелпманна и Леонида Мясина. Они вращаются вокруг похожего на Свенгали импресарио Лермонтова, восхитительно сыгранного Антоном Уолбруком, который заменяет Пауэлла, доводя искусство балета до крайностей воображения. Не в последнюю очередь благодаря эффектной 17-минутной центральной части каждый фильм с балетом с тех пор в долгу перед «Красными туфлями».

Однажды Пина спросила… (1983)

Режиссер: Шанталь Акерман

Однажды Пина спросила… (1983)

В 2011 году немецкий режиссер Вим Вендерс снял документальный фильм в формате 3D о хореографии Пины Бауш, погибшей во время постановки. Фильм был завершен как ретроспективная дань уважения, в основном танцорам труппы Бауш, Tanztheater Wuppertal, с отрывками из ее хореографий «Весна священная», «Кафе Мюллер», «Контактхоф» и «Фоллмонд».

Для более личного взгляда на методы и карьеру Бауш можно посмотреть фильм Шанталь Акерман «Один день, когда Пина спросила…» — прекрасный сопутствующий фильм. Акерман задает острые вопросы Бауш и ее танцорам и фиксирует детали творческого процесса своего коллеги-гения. В наиболее трогательной сцене танцор исполняет перед камерой песню Гершвина «Человек, которого я люблю» на языке жестов, которая позже исполняется на сцене перед смеющейся публикой. Это острый момент о различных интерпретациях публики и о том, как балет может вызывать самые разные эмоциональные реакции.

Балет (1995)

Режиссер: Фредерик Уайзман

Балет (1995)

Американский документалист Фредерик Уайзман создал уникальный стиль кинопроизводства со времен «Безумства Титиката» 1967 года, представляя острые портреты учреждений от больниц и школ до художественных галерей и публичных библиотек. Он снял два документальных фильма о балете, первый об Американском театре балета в 1995 году, а второй о балете Парижской оперы в 2009 году. Оба больше интересуются механизмами театров, чем самими танцами.

Чтобы достичь такого более широкого видения танцевальной индустрии, «Балет 1995» показывает не только репетиции, но и деловые сделки и заседания совета директоров, невидимые покровителям театра. Фильм длится 170 минут, и каждый сегмент дает пространство для дыхания без экспозиции или повествования, что дает полное представление о том, как балет работает в течение обычного сезона. Источником очарования являются махинации танцевального мира за сценой.

Билли Эллиот (2000)

Режиссер: Стивен Долдри

Билли Эллиот (2000)

Балет, как и любое живое искусство, может быть недоступен для широких масс из-за цен на билеты и местоположения. Специально для представителей рабочего класса балет ассоциируется с ярлыками «элитизма» и жесткими формами гендерных стереотипов. Вместе с Билли Эллиотом сценарист Ли Холл и режиссер Стивен Долдри решительно взялись за эти представления о балете, сняв действие фильма в графстве Дарем во время забастовки шахтеров 1984–1985 годов. Фильм многое сделал для того, чтобы бросить вызов табу балета, «не предназначенного» для определенных людей, и, с его последующей музыкальной адаптацией Элтоном Джоном, вдохновил больше мальчиков тренироваться как танцоры.

В финале фильма взрослый Билли Эллиот танцует роль главного лебедя в новаторской постановке Мэтью Борна 1998 года «Лебединое озеро». Борн поставил и совершил ряд радикальных постановок, направленных на то, чтобы донести балет до более широкой аудитории, в том числе несколько экранизаций фильмов, в том числе «Красные туфли».

Компания (2003)

Режиссер: Роберт Альтман

The Company (2003)

Хотя у «Красных башмаков» было несколько преемников, которые изображают внутреннюю работу балета, в том числе 19 Герберта Росса77 фильм «Поворотный момент» Роберта Альтмана «Компания» — самый острый. Действие фильма происходит в балете Джоффри, американской труппе и учебном заведении, базирующемся в Чикаго и основанном в 1956 году Робертом Джоффри и Джеральдом Арпино. Благодаря их работе балет стал доступен широкой публике, а их имена стали первыми в классическом балете, включая выступление в Белом доме, появление на американском телевидении, использование мультимедиа, постановку постановок под рок-музыку и появление на обложке журнала TIME.

Сценарий фильма был составлен Барбарой Тернер из реальных историй, рассказанных танцорами, хореографами и персоналом балета Джоффри, с вымышленной версией Арпино, которую сыграл Малкольм Макдауэлл. В результате получается нелинейная структура, похожая на один из документальных фильмов Уайзмана, включающая отрывки из небольшого количества современных танцевальных произведений.

Балетки (2007 г.)

Режиссер: Сандра Гольдбахер

Балетные туфельки (2007)

Детский роман «Балетные туфельки: история трех детей на сцене» Ноэля Стритфилда имел огромный успех, когда он был опубликован в 1936, вдохновляя поколения молодых девушек на любовь к танцу. История Стритфилд рассказывает о трех приемных сестрах Полине, Петровой и Пози Фоссил, которые проходят первые этапы обучения балету. Книга была адаптирована BBC дважды, сначала в 1975 году, а затем как фильм, адаптированный Хайди Томас и снятый Сандрой Гольдбахер в 2007 году.

Этот фильм ознаменовал собой отход Эммы Уотсон от франшизы о Гарри Поттере, в котором снимались вместе с Ясмин Пейдж и Люси Бойнтон, и послужил повторному представлению прекрасных книг Стритфилд новому поколению 21-го века. В фильме представлены несколько балетов, в том числе адаптация «Приключений Алисы в стране чудес», в которой подчеркивается неудобная конкуренция, которую балет часто создает между молодыми танцорами. Тем не менее, это более розовое видение балета, чем многие другие фильмы здесь.

Черный лебедь (2010)

Режиссер: Даррен Аронофски

Черный лебедь (2010)

Сочетание балета и ужаса восходит к «Красным туфлям» и использованию танца как средства проникновения в беспокойный разум Виктории Пейдж. В кинематографии Джека Кардиффа использовались кадры с вращающейся точки зрения, чтобы совместить камеру с перспективой танцора, в отличие от традиционного вида авансцены. Один и тот же прием можно увидеть в обеих версиях «Суспирии» (1977 и 2018 гг.), и его очень эффективно использовал Даррен Аронофски в «Черном лебеде».

В главной роли Натали Портман в роли балерины Нины, которая исполняет роль Одетты/Одиллии в постановке «Лебединое озеро» в New York City Ballet, фильм берет физическое и умственное стремление балета к совершенству и превращает его в жестокую демонстрацию саморазрушения. Финальные сцены с искаженной адаптацией музыки Чайковского Клинтом Мэнселлом сочетают в себе кинематографию Мэтью Либатика с интенсивным освещением и компьютерной графикой, чтобы создать еще более кошмарное театральное видение, чем Пауэлл и Прессбургер смогли исследовать шесть десятилетий назад.

Дети Айседоры (2019)

Режиссер: Дэмиен Манивель

Дети Айседоры (2019)

Там, где балет сочетается с фильмом, он часто оформляется в рамках повествования, чтобы привлечь внимание широкой киноаудитории. Возможно, лучшие фильмы о балете — это те, которые выходят за рамки этого ограничения, представляют балет без слов и побуждают зрителей заниматься танцем исключительно ради него самого. Документальные фильмы о хореографах Мерсе Каннингеме (2019 г.) и Элвине Эйли (2021 г.) содержат расширенные эпизоды, которые позволяют их танцам стоять самостоятельно.

Лучшее в этом жанре — «Дети Айседоры» Дэмиена Манивеля, в котором танцовщица и хореограф Айседора Дункан исследуются исключительно через современное исполнение. В фильме воспроизводится ее танец «Мать», вдохновленный гибелью двух ее детей в автокатастрофе в 1913 году, в трех совершенно разных условиях, что отражает значение балета для разных женщин сегодня. Это яркое свидетельство способности танца выражать через движения то, что нельзя выразить словами.

10 лучших фильмов о балете и балеринах

Фильмы о балете и балеринах бывает сложно снять; не многие актеры балерины, и не все балерины актеры. Однако, когда успешное выступление может быть достигнуто на физическом и эмоциональном уровне, эти фильмы могут быть довольно красивыми для просмотра.

СВЯЗАННЫЕ С: 10 отличных фильмов о балете, которые стоит посмотреть, если вам понравились Tiny Pretty Things от Netflix

Общие темы, рассматриваемые в фильмах о балете, как правило, включают ревность, поскольку танцоры соперничают за главные роли; саморазрушение, поскольку одержимость танцоров достижением величия и совершенства приводит их к ощущению, что они никогда не будут соответствовать стандартам, которые они для себя установили; часто исследование страсти, необходимое для того, чтобы сделать карьеру в танце. Следующие фильмы рассказывают истории на эти темы с точки зрения молодых девушек и парней, студентов и опытных профессионалов.

Неоконченный танец (1937)

Неоконченный танец — ремейк французского фильма 1937 года Балерина . У молодой девушки по имени Мэг есть страсть к балету, которая угрожает ей сосредоточиться на учебе и ее успехах в школе. Она смотрит на главу своей танцевальной школы, женщину по имени Ариана, чьему статусу лучшей танцовщицы угрожает новое прибытие. Мэг доводит дело до крайности, пытаясь подорвать каждое выступление соперницы своего кумира, и узнает, что талант и характер не всегда совпадают.

Танцуй, девочка, танцуй (1940)

Танцуй, девочка, танцуй, с иконой комедии Люсиль Болл в главной роли (наиболее известной благодаря ее новаторскому ситкому Я люблю Люси найти успех и любовь. При первом выпуске он был несколько недооценен, но с тех пор в последние годы получил некоторую критическую оценку из-за того, что в нем говорится о феминизме и искусстве.

Девушка (2018)

9«Девушка 0101 » (доступна на Netflix) вдохновлена ​​реальной балериной, с которой режиссер познакомился и с которой дебютировал в качестве режиссера. Вдохновительница фильма, Нора Монсекур, высоко оценила фильм и описание ее опыта трансгендерной балерины.

Главная героиня, Лара, посещает балетную школу, принимая блокаторы полового созревания и борясь с ощущением, что ее внешность не соответствует ее гендерной идентичности. Она также жонглирует драмой в своей семье, поскольку ее младший брат, о котором она часто заботится, изо всех сил пытается приспособиться к своей школе. В фильме есть изображения членовредительства, поэтому смотрите с осторожностью.

Слава (1980)

Слава рассказывает о студентах театральной школы в Нью-Йорке. За прошедшие годы Fame стал чем-то вроде классики, синонимом поп-культуры 1980-х годов.

СВЯЗАННЫЕ С: 10 самых пересматриваемых фильмов 1980-х годов

Фильм рассказывает о трех главных героях, которые они проводят в течение четырех лет в университете, показывая их цели, успехи и неудачи. Существует множество музыкальных и танцевальных номеров, в которых используются техники вне балета, а также некоторые классические балетные тренировки. Фильм о молодых художниках, которые ищут свой путь и приходят к согласию с тем, кто они есть.

Полина (2016)

Полина — французский фильм, основанный на одноименном графическом романе. В нем рассказывается о талантливой молодой балерине Полине (Анастасия Шевцова), которая учится в балетной школе. После выпуска ее приняли в престижную балетную труппу, но она ушла, чтобы заняться современным танцем. Личные и профессиональные трудности в труппе современного танца привели к тому, что она ушла и изо всех сил пытается прокормить себя и восстановить свою страсть к танцам. Это о том, как страсть может измениться, потеряться и снова обрести.

Летняя интерлюдия (1951)

Культовый шведский режиссер Ингмар Бергман снял и стал соавтором этого фильма о балерине, размышляющей о потерянной любви. Мари, балерина и главная героиня фильма, вспоминает мужчину, которого она когда-то любила, который умер в молодости, и то, как другие воспользовались ею после этого травматического опыта. Эмоциональные трудности, которые у нее были после этого опыта, мешают как ее личным отношениям, так и профессиональной работе, поэтому она должна смириться со своим горем и отпустить его, чтобы снова заниматься любимым делом.

Suspiria (1977)

Хотя людям нравится интерпретация Лукой Гуаданьино этого классического фильма ужасов 70-х, это не совсем фильм-балет или фильм о балерине. Suspiria 2018 года включает в себя больше современных танцев, чем традиционный балет, что является одним из многих отличий фильма от своего предшественника, оригинального Suspiria Дарио Ардженто. Сьюзи — американская балерина, которая переезжает в Германию, чтобы поступить в престижную танцевальную академию. Череда тревожных происшествий приводит к тому, что Сьюзи подозревает, что за кулисами происходит что-то зловещее.

Билли Эллиот (2000)

В Билли Эллиот молодой Джейми Белл играет английского мальчика Билли, который обнаруживает в себе любовь к балету, что его семья не одобряет. Это воодушевляющая история о маленьком мальчике, который отказывается отказываться от того, что он любит, и который обнаруживает, что для него страсть и талант совпадают. Билли Эллиот побеждает скептиков и превращает их в сторонников своей самоотверженностью и мастерством, и в конечном итоге его сообщество сплачивается вокруг него в поддержку его мечты. Это милая история успеха, которую зрители пережили на протяжении долгого времени.

«Черный лебедь» (2010)

«Черный лебедь» 2010 года, пожалуй, одно из лучших достижений Даррена Аронофски, а Натали Портман получила награду Академии за лучшую женскую роль в главной роли за роль Нины, балерины, чья одержимость совершенством привела ее к некоторые темные места. Нина вела защищенную жизнь и живет со своей матерью.

Когда она получает главную роль в грядущей постановке Лебединое озеро , ей угрожает ее дублер, сексуально властный директор компании. В ее психике начинают проявляться трещины, когда она доводит себя до крайностей, чтобы достичь совершенства.

Красные туфли (1948)

Красные туфли — культовая классическая разноцветная модель, вдохновленная волшебной сказкой; речь идет о впадении танцора в одержимость. Эта общая тема в фильмах о балете, возможно, обязана своей популярностью успеху этого фильма.

Обнаружена балерина по имени Вики, которая быстро поднимается по служебной лестнице в своей труппе, и в конечном итоге получает главную роль в постановке Красные туфли .