Взлёты и падения Марины Абрамович, чьё искусство выворачивает зрителей наизнанку
Марина Абрамович — одна из самых влиятельных представителей перформанса в ХХ веке. Её творчество состоит из личных переживаний, чувств и эмоций, которые буквально выворачивают душу зрителей наизнанку, заставляя не только сопереживать главной героине выступления, а и задуматься над собственной жизнью и тем, что иногда так сильно гложет и не даёт покоя.
Марина выросла в довольно странных обстоятельствах. Она родилась в Югославии – Белграде, Сербия, в 1945 году. Её родители стали видными фигурами в югославском правительстве после Второй мировой войны, их карьера, положение у власти и нестабильный брак сказались на воспитании девочки. Поэтому родительская роль легла преимущественно на плечи её бабушки, которая была невероятно одухотворённой.
Марина Абрамович с отцом. \ Фото: wordpress.com.
Несмотря на милитаристское происхождение её родителей, Марина всегда интересовалась искусством и получала поощрение от матери, которая как могла поддерживала её в этих увлечениях.
Первая попытка Марины в искусстве перформанса оказалась «Той, которой никогда не было». Идея этой работы состояла в том, что Марина должна была пригласить представителей общественности войти в галерею, снять одежду и подождать обнажёнными до тех пор, пока она постирает их одежду, а после стирки вернёт её.
Марина Абрамович. \ Фото: google.com.
Несмотря на то, что данный перфоманс не состоялся, план этого выступления ясно продемонстрировал, что даже на ранних этапах своей карьеры у Марины было желание исследовать идеи, связанные с семейной жизнью, домашним хозяйством и личными связями, а также последующими отношениями между каждой из этих концепций. К сожалению, на родине её творчество не обрело успеха и признания, поэтому в скором времени она переехала на Запад, чтобы зарекомендовать себя как авангардный художник-перформанс.
Постепенно она стала появляться со своими выступлениями в галереях и театрах, а в 1973 году на неё обратили внимание представители и организаторы Эдинбургского фестиваля Fringe, и с тех пор её слава в западном мире искусства начала процветать.
Ритм 0, 1974 год. \ Фото: tumgir.com.
Именно на фестивале Fringe началась серия выступлений Марины, известная как «Серия ритмов», в которой она играла в игру с ножом, часто известной как «pin-finger», когда нож вонзается в стол между прорезями пальцев с возрастающей скоростью. Марина играла в эту игру до тех пор, пока она не порезалась двадцать раз, а затем воспроизвела аудиозапись этой игры, чтобы в очередной раз с максимальной точностью повторить происходящее ранее. Это выступление было одним из её первых попыток, связанных с исследованием пределов (или их отсутствия) физического и психического стресса человека. Это легло в основу серии её перфоманса, где уже каждый желающий мог принять участие в этой игре.
Перфоманс. \ Фото: knife.media.
«Ритм 0», например, представлял собой игру, в которой Марина положила семьдесят два предмета на стол с инструкциями, чтобы зрители могли использовать их так, как они сами того пожелают. Посетители мазали её оливковым маслом, рвали на ней одежду и в конце концов даже направили заряженный пистолет ей в голову.
Находясь в Голландии и создавая серию ритмов, Марина начала отношения с художником Уве Лайсипеном (известным просто как Улай). В их работе рассматривались отношения между влюблёнными мужчинами и женщинами. Она исследовала сложную динамику, часто заключающуюся в этих отношениях, и они часто использовали физическую боль как метафору и проявление этого. Марина и Улай буквально выясняли отношения на сцене, то крича друг на друга по очереди, стоя в запредельной близости, то буквально сталкиваясь друг с другом лбами на полном ходу.
Абрамович и Улай идут по Великой Китайской стене, 1988 год. \ Фото: google.com.
Мощная химия, которая сделала выступления пары такими захватывающими, подошла к концу в их последнем совместном выступлении, когда они отправились с противоположных концов Великой Китайской стены, чтобы встретиться посередине. Само по себе это яркая демонстрация преданности между двумя влюблёнными. Однако их отношения резко оборвались после того, как Улай стал оказывать знаки внимания с одной из коллег, с которой они работали в течение нескольких лет в преддверии спектакля.
Творчество Марины настолько неординарно, что вызывает множество разногласий и споров. Но есть одно произведение искусства, которое вызвало гораздо больше шума, чем любое другое. Её серия «Духовная кулинария» привела к обвинениям в сатанизме и членстве в культе, от которых было особенно трудно избавиться.
Фрагмент перфоманса Духовная кухня, 1990 год. \ Фото: alt-right.com.
Обвинения проистекают из её участия в «Pizzagate», когда произошла утечка электронных писем между Абрамовичем и Тони Подестой. Всё это привело к тому, что Марину стали обвинять в причастности и соучастии в гнусных практиках, в которых обвиняли Подесту и его сообщников. Было даже высказано предположение, что Абрамович играла особую роль в качестве сатанинского духовного лидера группы.
В то время как это вызвало бурю среди многих правых фракций американской прессы, Марина сделала всё возможное, чтобы дистанцироваться от этих обвинений, заявив, что её серия работ «Духовная кулинария» заключается в исследовании концепций, связанных с ритуалом и духовностью, а это в свою очередь всегда было главной темой её творчества.
Абрамович с гостем на выставке Художник присутствует, 2010 год, МоМА. \ Фото: thro-unhindered-thingumadoodle.xyz.
В 2010 году Марину пригласили провести крупную ретроспективу её работ в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Шоу называлось «Художник присутствует», так как Марина буквально была частью выставки и принимала участие в спектакле в течение всего его времени.
Марина Абрамович, виртуальная реальность в сотрудничестве с Microsoft, 2019 год. \ Фото: ismorbo.com.
На протяжении трёх месяцев, она ежедневно проводила по семь часов, сидя в кресле и принимая посетителей со всего мира. Спектакль был задокументирован в фильме, который разделял его название.
Лица участников также были задокументированы фотографом Марко Анелли. Он сделал снимок каждого человека, который сидел с Мариной, и записал, сколько времени они просидели вместе. Подборка портретов из этой коллекции позже была представлена в фотокниге Анелли, который получил разрешение на использование данных снимков в личных целях.
Марина Абрамович и Улай. \ Фото: pinterest.com.
Марина должна была провести ещё одну ретроспективу, на этот раз в Королевской академии летом 2020 года. Однако события в мире, вызванные пандемией COVID-19, вынудили перенести выступление на 2021 год. Пока точно неизвестно, из чего будет состоять эта выставка. Но ходят слухи, будто бы работа будет представлять собой направление, связанное с изменениями в её теле с течением времени.
Перфоманс Ритм 0. \ Фото: ekhnuir.univer.kharkov.ua.
На выставке Марины Абрамович, конечно, будет представлена большая часть работ, упомянутых выше, в виде фотографий и документальных кадров. При этом она снова будет дискутировать вокруг одного из самых центральных дебатов в истории перформанса – насколько важно физическое и временное присутствие при восприятии перформанса и меняет ли технология наше взаимодействие с ним. Но как бы там ни было, и чтобы на этот раз не приготовила Марина для искушённого зрителя, шоу как всегда обещает быть эмоционально ярким и неординарным, ведь в случае с Абрамович иначе не бывает.
В продолжение темы о женских достижениях, читайте также о том, как картины, воспевающие красоту темнокожих женщин, спровоцировали скандал, вызвав всеобщее недовольство, тем самым сделав творчество Гармонии Розалес узнаваемым во всём мире.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Абрамович.
![](/800/600/http/feb26.ru/wp-content/uploads/2017/11/19f80a93098884aa524dc3e79cdb4caa-500x462.jpg)
До 26 апреля в Стамбуле проходит выставка-ретроспектива и одновременно перфоманс под названием «Akış / Flux» – крупнейший за всю историю Стамбула художественный проект, посвященный искусству перфоманса. Его идейный вдохновитель и организатор – институт «бабушки перфоманса» Марины Абрамович (MAI).
© Zdesvse.com
В качестве соорганизаторов к проекту привлечены музей Sakip Sabancı Müzesi и арт-центр Аkbank Sanat.
Пространство разделено на несколько частей. Первая посвящена фото и видеоархивам творчества Марины Абрамович, которым она занимается с 1970 года, вторая – отдана самим перфомансам 15 художников-участников проекта, третья – «Методу» Абрамович.
Путь Марины Абрамович в искусстве перфоманса
Марина Абрамович (1946 год, Белград) – сербский мастер искусства выносливости, как ее окрестили в СМИ. Свой путь в искусстве Абрамович начала в 1970 году, почти на полвека повергнув весь культурный мир в шок от тех экспериментов, которые она проводила с собой, своим телом и публикой. Последняя никогда не знает, чего ждать от Абрамович.
Пытаясь найти свой путь в искусстве и исследовании личности, Абрамович приходит к тому, что ничто не работает со зрителем мощнее, чем когда он сам становится участником перфоманса. Начав со съемки фильма о балканском народе (который вскоре был запрещен), Абрамович понимает, что найти истинный контакт с душой зрителя художник может только по-настоящему рискуя, в том числе своей жизнью.
В перфомансе «Губы Томаса» (1975 год) Абрамович вырезала на животе прямо на глазах у зрителей пятиконечную звезду. Именно это действо открыло Абрамович путь в США и подарило мировую славу как одному из самых беспринципных и ярких художников современности.
Художница несколько недель жила на глазах у публики в доме без стен, выйти из которого можно было только по лестнице из ножей (перфоманс «Дом с видом на океан», 2002), разрешала зрителям проводить эксперименты над своим телом, давая им безнаказанно пистолет, хлыст и нож и еще 68 предметов на выбор, в ходе чего чуть не была застрелена (перфоманс «Ритм 0», 1974). Привлекая внимание к жертвам войны в Югославии, Абрамович создала перфоманс «Балканское барокко», когда несколько часов в день отмывала окровавленные кости (1997), за что была удостоена премии «Золотой лев» Венецианской биеннале
В паре со своим партнером Улаем Абрамович изучала вопрос любви и отношений внутри пары, когда художники целовались на протяжении 17 минут, после чего нередко теряли сознание (перфоманс «Смерть себя», 1977), и рисковали жизнью, стоя под стрелой лука, готовой попасть в область сердца, если у партнера дрогнет рука (перфоманс «Энергия покоя», 1980).
Перформансы Абрамович проходили и в России. Одним из самых известных стал «В присутствии художника» (2010), когда в течение двух месяцев Абрамович смотрела в глаза каждому посетителю – всего через нее прошло более 1500 человек.
Когда: до 26 апреля
Где: Стамбул, Akbank Sanat
/вт – сб, с 10:30 до 19:30/
Вход свободный
Когда: до 26 апреля
Где: Sakıp Sabancı Müzesi
/вт – вс, с 12:00 до 20:00/
Билеты: здесь
Подрбности: здесь
Стать специалистом Zdesvse. com
Найти специалиста в Турции
Хотели бы что-то добавить? Или поделиться своими анонсами? Свяжитесь с нашей редакцией!
Марина Абрамович и Улай, чей разрыв навсегда изменил искусство перформанса, помирились в новом интервью
Это были тяжелые несколько лет для Марины Абрамович и Улая, бывших давних романтических и творческих партнеров. Но их бурные отношения завершились сердечным воссоединением в Музее современного искусства Луизианы недалеко от Копенгагена. Поводом послужила первая крупная европейская ретроспектива Абрамовича, и теплая встреча была еще более значимой, учитывая их недавние острые споры.
«Весь гнев и вся ненависть» теперь позади, сказал Абрамович Кристиану Лунду на канале Луизианы музея. «Я думаю об этой жизни, которая оставила эту действительно прекрасную работу, которую мы оставили, и вот что важно».
Марина Абрамович и Улай в Музее Луизианы. Предоставлено каналом Луизианы.
Лунд взял интервью у обоих артистов по отдельности для История Марины Абрамович и Улая , нового фильма, в котором прослеживается арка их истории любви. «Оглядываясь назад, можно сказать, что эти отношения были чрезвычайно важны для истории исполнительского искусства, — сказал Абрамович.
Согласно Art Newspaper , которая впервые сообщила о воссоединении, видео появилось после того, как Улай неожиданно появился на лекции Абрамовича в музее Луизианы в июне.
Марина Абрамович и Улай. Предоставлено каналом Луизианы.
Фильм, богатый личными фотографиями и архивными кадрами, включает такие яркие моменты, как отрывок из итальянского документального фильма, снятого в 1977 году, когда пара жила в минивэне Citroën. «Это были два влюбленных человека, которые делали свою работу», — сказал Абрамович.
В интервью они также вспоминают свое воссоединение — после более чем 20 лет молчания — в нью-йоркском Музее современного искусства во время перформанса Абрамовича, основанного на выносливости, Художник присутствует . Выступление Абрамовича было, по сути, сольной версией их более ранней совместной работы « Nightsea Crossing » (1981–87), в которой дуэт часами сидел лицом друг к другу.
« Пересечение Ночного Моря стало для нас началом конца», — признал Абрамович. Во время одного выступления Улай не смогла сравниться с ее способностями к выносливости. Она продолжала сидеть после того, как он сдался, лицом к пустому стулу.
Пара рассталась в 1988 году — вполне уместно, в конце спектакля, в котором они начали с противоположных концов Великой Китайской стены и встретились в середине. (Они изначально собирались пожениться там.)
«Ей было очень трудно жить одной. Для меня было фактически немыслимо идти дальше в одиночку», — вспоминал Улай, который в последующие годы ушел из мира искусства. «Если любовь разбита, она превращается в ненависть», — добавил он. «Она ненавидела меня».
Марина Абрамович и Улай, Влюбленные (1988). Работа над произведением заняла три месяца и ознаменовала распад их романтического и профессионального партнерства. Предоставлено художниками.
Эта злоба вновь всплыла в последние годы, когда Улай подал в суд на свою бывшую партнершу в 2015 году, утверждая, что она нарушила контракт, касающийся их совместной работы. В сентябре голландский суд обязал Абрамовича выплатить Улаю 250 000 евро (280 500 долларов) в качестве гонораров.
Это безобразие, похоже, теперь позади. «Мы подошли к этому моменту настоящего мира», — сказала Абрамович, добавив, что ее чувства к Улаю сильно отличаются от тех, что были всего год назад.
«Все непослушные, неприятные разногласия или что-то еще из прошлого мы отбросили», — сказал Улай. «Мы снова стали хорошими друзьями. На самом деле это красивая история».
Смотрите интервью ниже:
«Марина Абрамович: Уборщица» была создана в Moderna Museet, Exercisplan 4, 111 49, Стокгольм, и выставлена в музее Луизианы, Gl. Strandvej 13, 3050 Humlebæk, 17 июня – 22 октября 2017 г.
Следите за новостями Artnet на Facebook:
Хотите быть впереди мира искусства? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости, поучительные интервью и острые критические выводы, которые способствуют развитию беседы.
Марина Абрамович ставит культовый спектакль на благо Украины
Фото: Шон Келли
Легендарная художница-перформанс Марина Абрамович ставит свою основополагающую инсталляцию Художник присутствует . И на этот раз у людей будет возможность подать заявку и стать частью спектакля, чтобы собрать средства для Украины. Вместе с нью-йоркской галереей Шона Келли, Artsy и фотографом Марко Анелли Абрамович проводит аукцион, чтобы присоединиться к ней в этом перформансе.
Художник присутствует изначально проходил в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 2010 году во время ретроспективы карьеры Абрамовича. В течение 716 с половиной часов она сидела за столом и смотрела в глаза посетителям, которые сидели перед ней почти три месяца. Каждого человека сфотографировала Анелли, ее давний фотограф. Теперь, благодаря этому специальному аукциону, такую возможность получат три новых посетителя.
Онлайн-аукцион, который проводится на Artsy, имеет два разных опыта. Одна предназначена для фотографирования наедине с Абрамовичем, а другая — для двоих, сидящих за столом с сербским художником. И снова Анелли будет присутствовать, чтобы фотографировать каждое заседание. Победители аукциона получат копию этой фотографии в рамке, подписанную Абрамовичем и Анелли. Они также получат подписанную копию книги Анелли, Портреты в присутствии Марины Абрамович, , который содержит все 1545 портретов из перформанса MoMA.
Все средства, вырученные от аукциона, пойдут в службу экстренного реагирования Direct Relief на вторжение в Украину.
Абрамович работала в Украине в прошлом году, ее Хрустальная стена плача была установлена в Мемориальном центре Холокоста «Бабий Яр» в Киеве. Она поспешила осудить действия России в видеообращении, опубликованном вскоре после начала вторжения. «Я полностью солидарна с ними в этот невозможный день», — говорит она в видео. «Нападение на Украину — это нападение на всех нас. Это нападение на человечество, и оно должно быть остановлено».
В настоящее время Шон Келли проводит ретроспективу творчества Абрамовича. Когда двум сотрудникам галереи пришла в голову идея проведения аукциона в пользу Украины, художник был в восторге. За короткое время им удалось провести мероприятие вместе. «Мы чувствовали, что нам нужно сделать что-то быстро», — делится Келли. «Мы просто считаем, что очень важно как можно быстрее передать деньги в руки людей».
Художник присутствует: Благотворительный аукцион для Украины открыт для торгов исключительно на Artsy до 25 марта.