Айседора дункан и лои фуллер отношения: кем была возлюбленная Сергея Есенина Айседора Дункан

кем была возлюбленная Сергея Есенина Айседора Дункан

08:00

14 сентября 2018

14 сентября 1927 года не стало известной в Америке и Европе танцовщицы, основоположницы революционной школы «свободного танца» Айседоры Дункан.

С самого детства Айседора не умела вписываться в общепринятые рамки, ни в танце, ни в жизни. И даже смерть ее была «нереспектабельной», совершенно не подходящей для известной артистки, имя которой было связано с именами знаменитых мужчин.

Танцы на столах

Она бросила школу, когда ей не исполнилось и тринадцати, и занялась самообразованием. Уроки классического танца ни к чему не привели. Жесткие правила, четкие движения, определенный порядок па — все это было не для нее. Так что уроки балета от знаменитой балерины мадемуазель Бонфанти быстро закончились.

Двадцатилетняя танцовщица в 1898 году уехала в Лондон. Там Айседора быстро обрела круг почитателей, шокируя чопорную столицу. Она танцевала на столах, полуобнаженная, в коротком одеянии, похожем на древнегреческий хитон. За такую диковину платили хорошо, и вскоре у Айседоры появились деньги.

Лои Фуллер — любовница или партнерша?

После Лондона был Париж, где Дункан встретила такую же авантюристку от искусства, Лои Фуллер. Об этом знакомстве до сих пор никто не может сказать ничего определенного. В отношениях Фуллер и Дункан можно увидеть и страсть, и любовь, и ненависть, и профессиональную ревность. Ведь двум амбициозным женщинами с разным видением танца приходилось уживаться на одних подмостках.

Портрет Лои Фуллер, 1902 год. Источник: Wikimedia.org, автор Frederick Glasier

Но пути женщин быстро разошлись. Айседора продолжила карьеру как самостоятельная танцовщица. С 1902 по 1904 годы она много гастролировала по Европе, основала школы танцев в Греции и Германии.

Верю — не верю

В 1905 году во время гастролей в России Айседора познакомилась с Константином Станиславским. Падкая на таланты, Дункан попыталась завоевать внимание режиссера, но тот остался холоден к эксцентричным выходкам экзотической танцовщицы.

Как-то она прямо заявила режиссеру о своем намерении немедленно иметь от него ребенка. Но Станиславский тут же среагировал на это сухим вопросом о юрисдикции будущего младенца. И, когда Айседора ответила, что ребенок останется с ней, он покинул номер танцовщицы, сказав, что это его совершенно не устраивает.

Айседора не сдавалась два года. В 1907-м, во время следующего своего приезда в Россию, после спектакля во МХАТе она появилась за кулисами и объявила режиссеру, что хочет вечером станцевать для него обнаженной. Станиславский доверительным тоном ответил, что это очень интересно и он непременно придет. Но тут же добавил: «Вместе с супругой Машенькой».

Станиславский откровенно насмехался над эксцентричной Айседорой. Фото: Wikimedia.org

Безденежье, спасшее жизнь

Карьера «божественной босоножки» шла в гору. Но все свои деньги Айседора вкладывала в открытие танцевальных школ и зачастую оставалась без гроша. Однажды безденежье ее даже спасло.

В 1915 году после гастролей в США Дункан собиралась плыть в Европу на шикарном лайнере «Лузитания». Но кредиторы устроили скандал, пытаясь вернуть свои деньги. Танцовщице пришлось отказаться от роскошной каюты и удовольствоваться койкой на гораздо более скромном судне. Ей повезло: «Лузитания» была пущена на дно немецкой подлодкой недалеко от Ирландии.

«Я атеистка! Атеистка!»

Айседора была очень эксцентричной натурой. В процессе танца могла сойти в зал или закричать. Однажды она начала кричать со сцены: «Я атеистка! Атеистка!»  В другой раз на концерте в Бостоне под завершающие аккорды, размахивала алым шарфом: «Это — красный! И я такая же!». Популярности ей это не прибавило.

Советская Россия казалась Айседоре идеальным местом для развития ее школы танца. Тем более, сам нарком просвещения Анатолий Луначарский приглашал и обещал всестороннюю финансовую помощь. На деле все оказалось не так радужно. Поддержка правительства долго не продлилась, Дункан пришлось голодать и мерзнуть в квартире, реквизированной у балерины Екатерины Гельцер.

Не привыкшая работать на энтузиазме танцовщица стала подумывать о возвращении в Европу, которую она так хаяла за ненавистную ей буржуазность и неравенство.

Златоглавая любовь

В октябре 1921 года Дункан уже была готова все бросить, но тут на вечеринке, куда ее пригласил танцевать художник Георгий Якулов, состоялось ее знакомство с Сергеем Есениным. В первый же вечер Айседора разделила с ним ложе. Влюбчивый поэт был покорен свободным нравом Айседоры и уже через несколько дней практически переехал к ней.

Есенин, Дункан и ее приемная дочь Ирма. Фото: Wikimedia.org

До весны влюбленные не расставались, хотя их отношения были весьма неоднозначными. Айседора была старше на 18 лет, и никто не понимал, зачем поэту вообще эта связь. Но страсть была так сильна, что Айседора даже изменила своему принципу никогда не выходить замуж, а Есенин был готов последовать за любимой хоть в ад, хоть под венец.

Похабники и скандалисты

Поэт был натурой неуравновешенной, Айседора и сама могла устроить скандал на людях, влепить пощечину заговорившей с Сергеем девушке, тут же упасть на колени и в рыданиях просить прощения. В мае 1922 года пара поженилась для того, чтобы Есенин мог выехать за границу — в этом Айседора видела спасение для их отношений.

Но на чужбине Есенин начал спиваться, уходил из дома, скандалил и в результате вынудил супругу вернуться в Россию. Лучше не стало, и буквально через месяц Айседора практически сбежала от буйствовавшего во хмелю поэта. Оттуда он вскоре прислал записку, в которой были всего несколько слов: «Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин.»

Записка Есенина Айседоре Дункан. Источник: кадр YouTube

До самой своей смерти в 1927 году Айседора тепло отзывалась о своем непутевом муже. Она отказалась от прав на его произведения в пользу его матери и сестер.

После разрыва с Есениным у танцовщицы было еще несколько скандальных связей, в том числе — с поэтессой Мерседес де Акоста. Айседора не афишировала этих отношений, но сохранилась переписка влюбленных дам. В одном из писем Дункан писала, что готова идти за подругой на край света.

«Просите шофера, чтоб вез вас назад…»

Последние годы жизни Дункан много пила и мало выступала. Но в свой последний день она села в автомобиль своего любовника совершенно счастливой: ее несколько раз вызывали «на бис», и она должна была ехать на встречу с новым аккомпаниатором… Автомобиль лихо рванул с места и запутавшийся в спицах колеса любимый алый шарф почти обезглавил танцовщицу. Смерть наступила мгновенно.

Анна

Русич

Танцы, смерть детей и нездоровая любовь с Есениным: трагичная история Айседоры Дункан

Ранние годы и карьера

Еще до рождения Айседоры Дункан ее отец обанкротился и оставил семью. Мать танцовщицы — учительница музыки Мария — перевезла четверых детей в Окленд и растила их самостоятельно.

В пять лет Айседору, скрыв возраст девочки, отправили в первый класс. Впоследствии, посчитав школу бесполезной, Дункан ушла из нее и занялась самообразованием — тогда ей было 13. Особое внимание она уделяла обучению музыке и танцам в студии Стеббинс. Большую роль в формировании исполнительского стиля Айседоры сыграла основательница танца модерн Лои Фуллер.

В 18 лет Дункан перебралась в Чикаго и начала выступать в ночных клубах. Она танцевала босиком в свободной тунике (хитоне) и удивляла публику своей пластикой. Вскоре вместе с семьей Айседора уплыла в Лондон на судне для перевозки скота. Чтобы заявить о себе, она начала выступать на светских мероприятиях, вечерах артистов и художников.

close

100%

Пластика Дункан состояла из мягкого бега, воздушных прыжков, ходьбы и выразительных жестов. Артистка много импровизировала и обладала искусством пантомимы. Отсутствие обуви и свободные одеяния делали танцовщицу особенно легкой. За ней закрепилось прозвище «великая босоножка».

«Дункан танцует естественно, просто, как танцевала бы на лугу, и всем своим танцем борется с обветшавшими формами старого балета, — писали о ней критики. — Эти прекрасные поднятые руки, имитирующие игру на флейте, игру на струнах. Эти всплескивающие в воздухе кисти рук, эта длинная сильная шея».

Благодаря экзотическим танцам Дункан быстро стала известной и обрела покровителей. В 1901 году она подписала контракт на участие в концертах по Европе и вступила в группу Лои Фуллер в Париже. После гастролей, закрепивших успех Айседоры, она открыла танцевальные школы в Германии и Франции. В 1903 году артистка посетила Грецию, где инициировала строительство храма для занятий танцами на холме Копанос. Там же она отобрала хор из десяти мальчиков-певцов, которые сопровождали ее танцы — в том числе во время гастролей. В 1904 году Дункан открыла танцевальную школу для девочек под Берлином.

Работа в России

Впервые Дункан посетила Россию в 1904 году и дала несколько концертов в Санкт-Петербурге и Москве. В стране у артистки было много поклонников и последователей, которые открывали студии с обучением ее стилю танца.

В России были изданы две книги Дункан — «Танец будущего» (1907) и «Моя жизнь» (1930). С помощью танца артистка пропагандировала философию новой свободной женщины, развитой интеллектуально и физически.

«Если мое искусство символично, то символ этот только один: свобода женщины и эмансипация ее от закоснелых условностей, которые лежат в основе пуританства», — написала Дункан в автобиографии.

В 1921 году нарком просвещения РСФСР Анатолий Луначарский пообещал артистке финансовую помощь для открытия ее танцевальной школы в Москве. Она с большим воодушевлением приняла предложение переехать в страну большевиков:

«Пока пароход уходил на север, я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей, я выработаю обширный план работы для этого поколения человечества. Прощай, неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира, сделавшего мою школу несбыточной».

close

100%

Осенью 1921 года газета «Рабочая Москва» сообщила об открытии «школы Айседоры Дункан для детей обоего пола в возрасте от 4 до 10 лет». Особое предпочтение при приеме артистка отдавала детям рабочих. Сначала в школе занимались более 100 детей, но позже их количество сократили до 40, потому что обещанной финансовой поддержки оказалось недостаточно. Большую часть средств на школу Дункан добывала самостоятельно — в том числе на питание воспитанников. В 1924 году она уехала из СССР и оставила руководить учреждением свою приемную дочь Ирму Дункан. Школа просуществовала до 1949 года.

Личная жизнь до Есенина

В юности Дункан собиралась выйти замуж за бедного поляка Ивана Мироски, но он уже оказался женатым. В Будапеште она познакомилась с актером Оскаром Бережи и закрутила с ним бурный роман. После отношений с театральным режиссером Гордоном Крегом 29-летняя Айседора родила от него дочь Дердри.

В 1907 году Дункан приехала с концертами в Петербург и познакомилась там с Константином Станиславским, который восхищался ее творчеством. Она симпатизировала режиссеру и однажды даже поцеловала его в губы. В своей автобиографии Айседора писала, что в тот момент у Станиславского «был страшно удивленный вид». В 1910 году Дункан родила сына Патрика от Париса Зингера — сына изобретателя швейной машинки Айзека Зингера.

«Я думала, что я очень счастлива, может быть, самая счастливая женщина в мире. Искусство, успех, богатство, любовь — и, главное, прелестные дети», — писала артистка.

Но из-за ревности возлюбленного она решила с ним расстаться. В 1913 году оба ребенка Дункан вместе с гувернанткой поехали в Версаль. По дороге мотор автомобиля заглох, и водитель вышел его проверить. Но машина внезапно завелась и скатилась в Сену. Оба ребенка погибли. От этого удара Дункан не могла оправиться всю жизнь.

В 1914 году она родила мальчика, который скончался через несколько часов после родов. Также Айседора усыновила своих шестерых учениц.

close

100%

Роман с Есениным и смерть

В 43 года Дункан начала встречаться с 27-летним Сергеем Есениным. Они познакомились осенью 1921-го на вечеринке художника Жоржа (Георгия) Якулова. Танцовщица пришла на мероприятие в красном струящемся хитоне и покорила поэта. Один из журналистов написал, что Айседора полулежала на диване, а Есенин стоял рядом на коленях. По свидетельству очевидца, артистка гладила его по волосам и приговаривала: «Золотая голова».

Она почти не говорила по-русски, а поэт не знал английского языка. Несмотря на разницу в возрасте и языковой барьер, их отношения развивались быстро. Артистка понимала, что в Советском Союзе для карьеры мало перспектив, и хотела взять молодого возлюбленного с собой на гастроли. Чтобы избежать больших проблем с получением для Есенина визы, 2 мая 1922 года они поженились. Это был первый официальный брак артистки. Оба супруга взяли двойную фамилию Есенин-Дункан. Сплетники говорили, что Есенин был влюблен не в саму Дункан, а в ее славу.

Ходили слухи, что перед бракосочетанием Айседора исправила в паспорте дату своего рождения. Она переживала, что молодому мужу не понравится большая разница в возрасте. Насколько был изменен ее возраст — неизвестно до сих пор.

Влюбленные общались жестами и с помощью переводчика. После свадьбы Есенин сопровождал Дункан в турах по Франции, Германии, Бельгии, Италии и США. Поэт не мог смириться с тем, что на гастролях его воспринимали только как спутника Дункан. Он был подвержен частой смене настроения, кричал на жену и даже иногда поднимал на нее руку. Также Есенин имел пристрастие к алкоголю, и однажды Айседора вызвала полицию, чтобы утихомирить мужа. После вспышек неадекватного поведения поэт постоянно извинялся, и жена раз за разом его прощала. Их брак продлился два года.

close

100%

Когда Дункан уехала за границу без Есенина, тот отправил ей телеграмму: «Я люблю другую. Женат. Счастлив. Есенин». Речь шла о Галине Бениславской, у которой жил поэт. В действительности Есенин на ней не женился. В конце 1925 года он покончил с собой в гостинице «Англетер» в Ленинграде. Менее чем через два года не стало и Дункан.

14 сентября 1927 года танцовщица отправилась на автомобильную прогулку в Ницце. Как всегда, она была облачена в свободное одеяние. Внезапно край длинного красного шарфа Дункан зацепился за колесо, намотался на него и выдернул артистку из автомобиля. Причиной ее смерти стал перелом шеи.

Прах Дункан хранится в колумбарии на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Американский пионер современного танца

Судя по всему, жизнь Фуллер за кулисами была такой же сложной, как и ее тщательно поставленные выступления.

Нет более очаровательной современной танцовщицы, чем Лои Фуллер. Ее преображающее волшебство на сцене ставит ее в начало того, что называют «современным танцем». Возможно, вы слышали об Айседоре Дункан, а не о Лои Фуллер, если вы не особо интересуетесь историей танцев или пионерами театрального освещения, но она интриговала меня с детства.

Когда-то она была самой известной танцовщицей в мире, разрушив стереотипы традиционной хореографии и проложив путь другим пионерам современного танца. Айседора Дункан тренировалась с Лои в начале своей карьеры в Париже, но вскоре они расстались и стали непримиримыми соперниками. Один критик сказал: «Айседора лепит. Лои Фуллер рисует. Бесполезно их сравнивать». Лои и Айседора были американками и обе добились настоящего успеха в Европе. Лои сказала: «Я родилась в Америке, но выросла в Париже»; К моему удовольствию, фильм Каннского кинофестиваля 2016 года «La Danseuse» (по-английски «Танцовщица») показывали в полете, когда я недавно впервые за шесть лет уехал за границу. Фильм воплотил в жизнь большую часть исследований, возникших в результате возрождения интереса к этому влиятельному художнику, который дал Айседоре Дункан ее европейский старт и повлиял на движения в стиле модерн, символизм, кубизм и футуризм во время Прекрасной эпохи на рубеже 19-го века.век.

Проще говоря, Лои разработала импровизационные техники свободного движения, когда она манипулировала легкой шелковой тканью в пространстве, растянутой палочками, которые она держала в руках как часть костюма, которые становились экранами для световых эффектов и проекций волшебных фонарей. Не так просто, ее творческие концепции, украденные другими в США, привели ее к путешествию в Европу в надежде и окончательном достижении — от танцев в бурлеске и водевиле до Фоли-Бержер и, наконец, в Парижской опере. Она также получила права интеллектуальной собственности на свою изобретательность. В то время электрическое освещение было довольно новым для публики и для сцены, поэтому ее инновации привели к патентам на химические соединения для создания цветных гелей, а также к использованию химических солей для люминесцентного освещения и одежды. (Помню, я узнал о «диммерах для морской воды» на курсах по освещению сцены в колледже.) Она даже была членом Французского астрономического общества.

В фильме о ее жизни, снятом Стефани де Джусто, мы видим сложное детство энергичной, театрально настроенной Марии Луизы Фуллер в пригороде Чикаго, штат Иллинойс. «Неисправность костюма», когда она была актрисой-ребенком, показана как случайное открытие использования спущенной юбки, чтобы развеваться и развить действие танцовщицы юбки в бурлеске. Вместо того, чтобы просто танцевать, размахивая юбкой, она убрала корсетный лиф, чтобы поднять линию талии, и добавила много шелковой ткани вместо многочисленных складок юбки танцовщицы.

Затем он стал проекционным экраном для освещения. В фильме Лои играет Соко, французская инди-электронная певица/автор песен и актриса, которая страстно воссоздает технику Лои Фуллер, обученную Джоди Сперлинг, которая поставила хореографию для фильма и выступала в качестве творческого консультанта. Сперлинг является примером длительного влияния на современных хореографов. Она поставила десятки произведений, вдохновленных Фуллером, расширив словарный запас и технику Фуллера в 21 веке с помощью своей труппы Time Lapse Dance из шести танцоров.

В классическом примере «друга», амбициозно пользующегося преимуществом, более красивая девушка копирует свой костюм и занимает место для представления во время краткого отсутствия Лои в театре. И, как и в большинстве таких болезненных переживаний, результаты оказываются к лучшему. Когда импресарио оправдывается, что это «просто развлечение» и она не может владеть своей творческой собственностью, она решает отправиться в Европу и (как показано в фильме) берет деньги у декадентской знакомой, бедной королевской семьи, вышедшей замуж за богатого Американская наследница.

Судя по всему, жизнь Фуллер за кулисами была такой же сложной, как и ее тщательно поставленные выступления. Она была бизнесвумен в театре, но щедро вкладывала средства в постановки и часто жила не по средствам. В фильме мы видим ее доброту и щедрость, когда он возвращается в Париж, без гроша в кармане и разведенный, и она сдает его роскошный дом для репетиций и резиденции для своей труппы. Между Америкой и собственным полным производством по Европе мы видим, как она настойчиво убеждает Фоли-Бержер взять ее на работу и инвестировать в ее дорогостоящие технические нужды. У нее были техники, которые вручную вращали диск с разноцветными гелями через вырез в зеркальном стекле под ней, а также сбоку и под другими углами. Она могла полностью исчезнуть, просто подняв руки и повернувшись.

Она была новатором в устранении сценических декораций и выступлении в полном затемнении, за исключением ее света и проекций, таких как фотографии поверхности луны. Ее змеиный танец 1891 года был замечен в Фоли-Бержер в Париже в 1892 году, что породило жанр, которому широко подражали. Среди других известных хореографий теней и силуэтов был Танец огня, который создавал иллюзию окружения пламенем. Для фильма Энн Купер Олбрайт сотрудничала с художником по свету над серией работ, вдохновленных оригинальными патентами Фуллера на дизайн освещения.

Также в фильме мы видим изнурительную физическую подготовку, ледяные ванны и боль, чтобы иметь возможность постоянно двигать жезлами, поддерживающими ярды за ярдами материала, на протяжении минут каждого танца. Это сопровождалось раздражением, покраснением и потерей зрения, вызванными жаром и яркостью света, направленного на нее с близкого расстояния. Во время танца она казалась элегантно высокой.

Будучи первопроходцем в создании танцевальных путей, Лои Фуллер поддерживала других исполнителей, таких как Айседора Дункан. В фильме искрометную Айседору играет Лили-Роуз Депп, дочь французской вокалистки Ванессы Паради и американского актера Джонни Деппа. Здесь мы видим Айседору, счастливую эмоционально манипулировать Лои, чтобы утвердиться, а затем дискредитировать ее как ненастоящую танцовщицу, зависящую от образов, а не от тела в исполнении.

Вместе с Лои и Айседорой Рут Сен-Дени дополняет триумвират пионеров современного танца начала 20-го века. Рут Сен-Дени была поклонницей Фуллера и ставила хореографию в знак уважения. Среди ее многочисленных друзей были ученые Пьер и Мария Кюри, художники Огюст Роден и Анри де Тулуз-Лотрек, поэт Стефан Малларме и королева Румынии Мария.

Она была одной из самых влиятельных женщин в Америке и время от времени возвращалась туда из Парижа, чтобы ставить спектакли своих учеников, «фуллеретов» или муз вместе с большим контингентом электриков. Она также писала пьесы, основала школу и два художественных музея, ставила хореографию и ставила бесчисленные шоу для мировых турне, совершенствовала технику сценического мастерства и вдохновляла зарождающийся стиль модерн.

Лои Фуллер скончалась в начале 1928 года, незадолго до того, как ей исполнилось 66 лет. Она оставила после себя удивительное наследие танца, театра и сценического освещения, которое вдохновляло в то время и продолжает восхищать невообразимыми и недостижимыми достижениями, которых она на самом деле достигла.

Пляска: американские иконы Прекрасной эпохи

Фильм Стефани Ди Джусто рассказывает о жизни Лои Фуллер и Айседоры Дункан, двух американских девушек, которые нашли дружбу, славу и богатство в Париже на рубеже веков.

Говорить о маловероятно. Когда жительница Среднего Запада Лои Фуллер, позже ставшая всемирно известной танцовщицей Belle Époque , впервые переехала в Париж, она и подумать не могла, что ее революционный Танец змеи с кружащимися шелковыми вуалями и разноцветными огнями произведет фурор в Les Folies Bergères.

Но, возможно, не менее важным было открытие Фуллером в 1901 году юной Айседоры Дункан из Сан-Франциско, которая быстро стала ее звездной протеже. Очарованный красотой и талантом этой юной неизвестной, которая танцевала босиком в тонком белом платье, похожем на тогу, Фуллер пригласил Айседору присоединиться к ее танцевальной труппе. Однако вскоре Дункан отодвинула на задний план своего учителя и переосмыслила концепцию современного танца.

Дружба и последующее соперничество между «Ла Лои», как обожающе называли ее парижане, и амбициозной Айседорой, является предметом биографического фильма французского писателя и режиссера Стефани Ди Джусто, La Danseuse , премьера которого состоялась в Каннах. Фестиваль  в мае прошлого года и открылся в кинотеатрах в сентябре.

Соко и Лили-Роуз Депп в роли Лои Фуллер и Айседоры Дункан. Фото: Шанна Бессон/Productions du Tresor

Фуллера играет музыкант, ставшая актрисой Соко, а 16-летняя Лили-Роуз Депп (дочь Ванессы Паради и Джонни Деппа) играет Дункана. Чтобы лучше понять характер Лои Фуллер, Гаспар Ульель ( Saint Laurent, Juste la Fin du Monde ) играет фатоватого, нюхающего эфир аристократа, графа Луи Дорсе, персонажа, основанного на различных исторических личностях.

Для Ди Джусто идея началась с черно-белой фотографии Фуллера в книге. «Я начал выяснять, кем именно она была, и был очень тронут ее жизнью, — говорит режиссер. «Лои была не только дальновидной танцовщицей, но и пионером кинопроизводства».

Действительно, вы без труда узнаете знаменитые постеры в стиле модерн Жюля Шере, изображающие Фуллер в водовороте тканей. Что, возможно, более удивительно, так это то, что Лои была полным самоучкой без формального обучения хореографии и не изучала научные аспекты сценических технологий.

Современный постер, рекламирующий шоу Лои Фуллер в Les Folies Bergères

Serpentine Dance

«Пока она росла в Америке, она стала большой поклонницей Сары Бернар и всегда хотела быть актрисой, — объясняет Ди Джусто. К 26 годам Фуллер успела даже сыграть эпизодические роли в различных (пусть и неудачных) театральных постановках в Чикаго и Нью-Йорке. Сегодня ее больше всего помнят за ее замечательный Змеиный Танец, усиленный завораживающей игрой с яркими цветными прожекторами, фосфоресцирующими газами и красителями, до такой степени, что танцовщица испортила зрение.

Но был ли это танец?

Эти новаторские эффекты были созданы головокружительной комбинацией экспериментов со светом и манипулирования объемными складками ее белого платья (которые доходили до линии рук). Результат: бешеная последовательность постоянно меняющихся форм, напоминающих цветы или растения, которые сломали шаблоны традиционного балета.

И именно эта тщательно продуманная игра со сказочными светящимися цветами, зеркалами и движением побудила критиков сравнить ее работу с другими предшественниками кино, такими как фотографы Этьен-Жюль Марей и Эдвард Мейбридж.

Лои Фуллер

Символистская эмоция

Тем временем многие видные деятели, в том числе ученые Пьер и Мария Кюри, скульптор Огюст Роден и поэт Стефан Малларме, приветствовали Фуллер как воплощение чистых символистских эмоций.

Однако, когда Малларме в конце концов лично встретил возвышенную Лои, она оказалась не той бесплотной сильфидой, которую он ожидал. Его очевидное разочарование стало ударом по звезде, которая без костюма была крепкой женщиной с некрасивым лицом.

«Это очень задело Фуллера, — говорит Ди Джусто. «В ней не было ничего царственного. Видимо, она очень нервничала и все время смеялась. И она не знала, как использовать свое обаяние, в отличие от Айседоры, которая, безусловно, умела».

Что, учитывая их происхождение, вполне объяснимо. Айседора Дункан, чей знаменитый «естественный» танец спонтанно выражался ритмами, вдохновленными морем и солнечным сплетением, не могла бы больше отличаться от своей подруги и соперницы со Среднего Запада. Однако Лои выросла без образования на ферме в Иллинойсе, тогда как нетрадиционное художественное образование Айседоры началось в раннем возрасте. Их объединяла бесстрашная воля к продвижению вперед.

Мэри Дора Грей, дочь сенатора от Калифорнии, вышла замуж за образованного (но заядлого игрока) шотландца Джозефа Чарльза Дункана, но подала на развод вскоре после рождения Айседоры, младшей из четырех детей, в 1877 году. семья уехала в Окленд, Мэри взяла на себя обязательство обучить их музыке, поэзии и танцам. К шести годам Айседора изучала классический балет; к десяти эта решительно упрямая девушка решила бросить школу, заявив, что она «абсолютно бесполезна», и занялась более серьезными занятиями импровизационным танцем. Наряду со своими сестрами и братом Раймоном, который позже открыл школу «полноценной жизни» в Париже и был известен как художник, танцор, поэт и философ, богемный образ жизни Айседоры подготовил ее к творческому взрыву европейского авангарда.

Айседора Дункан

Режиссер Стефани Ди Джусто. Фото: Шанна Бессон/Productions du Trésor

В Лондон и Париж

После дебютного выступления в Нью-Йорке (надев свою фирменную летящую прозрачную классическую греческую тунику) Айседора и ее мать отправились на короткое время в Лондон, а затем отправилась в Париж в марте 1900 года. Очарованная Лои Фуллер, которая была представлена ​​​​в театре Всемирной выставки, Айседора организовала встречу через общую американскую подругу, певицу Эмму Неваду.

В Танцовщица, Стефани Ди Джусто допускает ряд вольностей с биографическими деталями ради драмы. Хотя обстоятельства не совсем точны (в фильме Айседора нанята в качестве замены больной танцовщице в труппе), «соблазнение» Лои — один из самых сильных моментов в фильме. Дункан раздевается догола и начинает гарцевать и размахивать руками по пустым комнатам замка, запрыгивая на мебель и кружась

без музыки в такт своим внутренним ритмам.

Сильный эротический подтекст в этой сцене между Лои и Айседорой на самом деле не придуман. Фуллер, которая давно развелась со своим богатым мужем-американцем, была лесбиянкой, и, вероятно, ее привлекало обаяние Дункан. «Когда Лои встречает Айседору, она понимает, что эта девушка — это все, чем она не может быть — настоящая танцовщица, а не рабыня своего тела, — и Лои хочет владеть ею», — отмечает Соко.

Сцена из спектакля «Пляска». Фото: Shanna Besson/ Productions du Tresor

Согласно одному биографу, написавшему в каталоге музея, Айседора Дункан 1877-1927: Une Sculpture Vivante (Парижские музеи, 2009 г.

), Айседора присоединилась к труппе, но увлекла Лои кокетливым обещанием романа. Говорили, что вскоре она жестоко шантажировала Фуллера и требовала денег, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Этот момент раскрывает коварную сторону личности Дункан, которая шла рука об руку с ее непреклонным стремлением к успеху.

Выбор Соко на роль Лои, по словам Ди Джусто, был очевидным выбором. «Я знаю ее давно, но, прежде всего, она тоже художница и сильно отличается от стандартных молодых актрис, которых вы видите сегодня».

Соко в роли Лои Фуллер. Фото: Шэнна Бессон/Productions du Tresor

По словам Соко, готовясь к роли, она усиленно тренировалась по семь часов в день («Хореограф действительно привел мою попу в форму»), что заставило ее оценить напряженную физическую форму искусства Фуллера. «Лои практически теряла сознание в конце каждого выступления, и между ними ей приходилось отдыхать по три дня», — говорит актриса. «Я не знаю, как она это сделала. Через несколько дней после репетиции я был так измотан, что едва мог наклониться, чтобы надеть носки».

Найти Айседору было сложнее, признается Ди Джусто. «Я хотел 16-летнюю актрису — и список не очень длинный». Всего за два месяца до съемок режиссер прилетел в Лос-Анджелес, чтобы встретиться с Лили-Роуз Депп, и был сразу же покорен «поразительной способностью актрисы отказываться от самой себя».

Айседора Дункан в Bellevue

Продуманные танцевальные сцены

Хотя это первая полуглавная роль Лили-Роуз, актриса говорит, что прочитала о Дункане все, что могла, включая старые архивы времен Парижские газеты века. «Айседора действительно хотела, чтобы все шло от сердца; все было очень естественно», — говорит Депп. «Она действительно была первым человеком, который показал свое тело». (Некоторые из тщательно продуманных танцевальных сцен Лили-Роуз были сняты с дублером, но она говорит, что не стеснялась изображать Айседору обнаженной.) «Мне также было весело играть дьявольскую сторону Айседоры», — говорит Депп. «По сути, под маской милой молодой девушки она всегда заботилась о себе».

Фильм заканчивается как раз тогда, когда карьера Дункана начинает стремительно расти, и Фуллер (которая будет мирно жить со своим деловым партнером Габриэль до конца своих дней) постепенно смиряется с тем, что она не сможет выступать вечно. Хотя Лои в конце концов вернулась в Америку как известная артистка, ее школа танца стала для артистки способом продолжить то, что она начала: революцию в современном танце. Она умерла в возрасте 65 лет в Париже, и ее прах похоронен на Пер-Лашез.

Сегодня мы больше знакомы с захватывающими взлетами и падениями Дункан, от обожаемой богини до разочарованной женщины с долгами и проблемами с алкоголем. Трагические события, произошедшие позже в жизни Айседоры – случайное утопление ее детей, ее неудавшийся роман с Пэрис Зингер (наследницей изобретателя швейной машины), ее последующий неудачный, но недолгий брак с бесшабашным денди русским поэтом Сергеем Ессенином, совершившим самоубийство после этого — нанесло непоправимый урон ее психическому здоровью.