Наталья Ужвий (Natalia Uzhviy) , фильмография
Наталья Ужвий (Natalia Uzhviy) , фильмографияФильмография актрисы
Наталія Михайлівна Ужвій
© Афиша
1/4
Главная Фильмография
Фильмы Натальи Ужвий
Актриса
14Читайте также
Подборки «Афиши»
Две полоски: свежие фильмы про нежелательную беременность и аборт
технологий в EdTech, которые меняют образование прямо сейчас
захейченных фильмов, которые надо оценить заново
сериалов про маньяков
Мероприятия
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск,
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
НАТАЛЬЯ УЖВИЙ — Сто великих украинцев
(1898-1986 гг.
)Актер не имеет права уставать. Нужно каждый день идти вперед, обязательно что-то делать. Иначе завтра останешься во вчера. Эти слова были жизненным кредо великой актрисы Натальи Ужвий.
Родилась она в городе Любомль на Волыни 8 сентября 1898 г. в обычной сельской семье. Со временем жизненные обстоятельства заставили отца будущей актрисы искать доли на Привислинской железной дороге. До 1912 г. семья Ужвий жила в рабочем поселке Брудно неподалеку от Варшавы. Там проходили детские годы Наталки, там она получила начальное образование — сначала в железнодорожном, а потом в городском дворянском училище. Однако продолжить образование не удалось из-за материальных трудностей. Девочка устроилась на работу швеей, но не оставила самообразования и после настойчивой подготовки в 1914 г. успешно сдала экзамены на звание сельской учительницы. Годы детства прошли в бедности, юношеские годы — в учительствовании за копейки в сельских школах, но мечты об искусстве ещё с юности пленили воображение Натальи.
Быт, обычаи, культура и традиции села дали возможность талантливой девушке собрать богатейший эмоциональный опыт, впоследствии питавший её на протяжении всей творческой жизни.С 1918 г. она брала уроки драматического искусства в студии местечка Золотоноша (ныне Черкасской обл.), которую с 1922 г. переименовали в Первый театр при Наркомпросе Украинской ССР, в классе Ивана Александровича Марьяненко. Встреча с этим выдающимся актером и режиссером стала решающей для юной актрисы.
В 1922 г. Наталья попадает во второй состав Киевского украинского драматического театра им. Т. Шевченко, служит в Одесском драматическом театре, а в 1926 г. переходит в харьковский театр «Березоль», объединивший будущий цвет украинской сцены — Л. Курбаса, А. Бучму, М. Крушельницкого, О. Сердюка, И. Марьяненко и др. Это было время поисков и дерзаний, возмужания, осмысления своего призвания. «Березоль» стал своеобразной экспериментальной площадкой. Не случайно макеты этого объединения получили золотую награду на Всемирной выставке в Париже в 1925 г.
Однако в 1932 г. в газете «Комсомолец Украины» появилось письмо, решившее судьбу Леся Курбаса. Подписи 64 деятелей искусства (среди которых была и Наталья Ужвий) заверяли, что театр «Березоль» — рупор мелкобуржуазной идеологии с националистической направленностью. Курбас был арестован, сослан на Соловки, а в 1937 г. расстрелян. За ту ошибку Наталья Михайловна несла свой крест, но никогда ни перед кем не оправдывалась.
С 1926 г. началась киножизнь актрисы: на Одесской киностудии она снялась в своём первом фильме «ПКП» («Пилсудский купил Петлюру»), а всего её кинобагаж насчитывает 24 картины.
С 1936 г. творческая жизнь Н. Ужвий была связана с Академическим украинским театром им. И. Франко, где она в течении 50 лет была примой. Обращение к классическому репертуару по-новому раскрыло творческую одаренность актрисы, обогатило и расширило её.
В годы Великой Отечественной войны Н. Ужвий вместе с театром была в эвакуации, вначале в Тамбове, затем в Семипалатинске и Ташкенте. С концертными бригадами побывала на многих фронтах, выступая и на передовой, и в санчастях, и в арьергардных войсках. То было время, когда очень остро ощущалась потребность в художественном слове, чистых и светлых эмоциях и чувствах.
Важную роль в творческой биографии актрисы сыграло киноискусство. Летом 1943 г. Наталья Ужвий снялась в фильме «Радуга» режиссера Марка Донского (по одноименной повести В. Василевской), который принес ей славу и любовь миллионов зрителей. Фильм снимался в Ашхабаде, куда была эвакуирована Киевская киностудия, в довольно сложных условиях. Как вспоминала сама Ужвий, «За тысячу километров от- Украины к нам долетали страшные вести. Я почти не играла, я жила в образе». В той картине осталась частичка её сердца. Во время войны сын Н. Ужвий и вся её родня остались на оккупированной территории, поэтому в фильме она фактически отобразила свою боль,, создала образ воистину поразительной трагедийной силы. Роль простой женщины стала обобщенным выражением народной силы, великого мужества и страстной материнской любви. Возможно, именно поэтому американская киноакадемия и присудила фильму «Оскар», а в 1946 г. Наталья Ужвий получила Государственную премию СССР. Фильм вышел в 1944 г. и его посмотрели 23,7 миллиона зрителей в США, Великобритании, Италии, Франции, Швеции, Турции…
В послевоенные годы Наталья Ужвий плодотворно трудилась над образами современниц в пьесах А. Корнейчука, А. Якобсона, А. Васильева, В. Собко. «Образ может быть лишь тогда искренним и убедительным, когда актер, творец его, породнился с ним, слился, «вобрал» его в себя и всеми своими чувствами и поведением воплотился в образ», — писала Наталья Михайловна об особенностях собственной творческой лаборатории.
Умерла Н. Ужвий 22 июля 1986 г. До последней минуты она оставалась настоящей женщиной, для неё имело значение то, как она выглядит.
Характерной особенностью настоящего таланта является умение создавать атмосферу особенного силового поля, дающего возможность лучше и полнее воспринимать всё, к чему бы тот ни прикасался. Он, будто волшебный фонарик, освещает потаенные уголки души, заставляя удивляться, восхищаться, духовно обогащаться все, что попадает под его магические лучи. Н. Ужвий не только глубоко понимала свое призвание, но и со всей требовательностью и серьезностью относилась к тем возможностям, которые открывались перед ней благодаря Божьему дару. «Больше всего обижает меня, когда в письмах нахожу легкомысленные мысли об актерской профессии. Некоторым кажется, будто тому, кто каждый вечер выходит на сцену, ещё и прихорошенный, красиво одетый, в красивом парике, живет необычной жизнью, провозглашает высокие слова, а после спектакля ещё и награждается аплодисментами, — всё легко дается, все приходит само собою. Нет! Ой, как же ошибаются наивные люди! Разве могут они понять, сколько физических и моральных сил стоит каждая роль! И какая это необычная, хоть и радостная, судьба актерская! Радостная, когда видишь, что конечный результат порой изнурительной работы — твоя игра ~- дает людям эстетическое удовольствие, пробуждает мысль, трогает сердце, заставляет задуматься над своей и чужой жизнью, приносит хотя бы толику счастья. Ради этого стоит трудиться, волноваться, нервничать, дрожать за будущую судьбу и своей роли, и спектакля в целом. Вот что хочется ответить тем, кто представляет себе актерскую жизнь сплошным праздником, прогулкой не без удовольствия, как иронично сказал великий писатель…». За этими взволнованными словами мудрого, обогащенного опытом человека открывается глубокое понимание жизни, главных его ценностей, трогательное чувство преданности своему делу и настоящей ответственности за него.
В жизни Н. Ужвий, щедрой на знакомства с талантливыми людьми, которые способствовали и помогали ей в творческой самореализации, казалось, не было ничего невозможного, ведь все, что ей хотелось сказать со сцены или киноэкрана, она сказала. Сказала внушительно, страстно, памятно — об этом свидетельствуют всенародная любовь и уважение. Но была у актрисы заветная мечта, которую она трепетно вынашивала в сердце долго-долго и которую ей не довелось воплотить в жизнь по целому ряду причин. Наталья Михайловна сыграла столько женских характеров, что сложно даже представить, кого она не воплотила на сцене. Среди её героинь были королевы и партизанки, врачи и колхозницы, крепостные и ученые, народные умельцы и актрисы, пенсионерки и юные девушки, борцы и пленницы. Разные натуры, разные чувства и страсти — счастливые и несчастные, духовные и аморальные, добрые и злые, величавые и подлые, симпатичные и антипатичные, — целая плеяда образов и характеров, одухотворенных талантом актрисы. Казалось бы, можно и почивать на лаврах, но, поскольку среди этого сонма ролей не нашлось места для самой желанной, великая актриса чувствовала себя в чем-то обделенной. Роль шевченковской Катерины, как вспоминала великая мастерица, даже чудилась ей. И судьба, которая после всего сделанного Н. Ужвий не могла не быть доброй к ней, подарила уникальную возможность воплотить свою мечту и любимый образ по особенному, для всех и навсегда. Вдохновенный портрет героини великого Кобзаря вылепил скульптор М. Манизер, для которого позировала великая актриса. «…Горда тем, что являюсь не только свидетельницей, а и соучастницей события, — вспоминала Н. Ужвий. — Участие в работе по созданию памятника — важный этап моего творческого роста. Я с радостью отдала всё свое умение и мастерство на создание образа Катерины. В этом образе мне хотелось отобразить безысходную судьбу женщины крепостной Украины. Стремясь наиболее полно воплотить образ Катерины, я жила с ней. С трепетом следила за мастерской рукой профессора Манизера, под которой с каждым днем все заметнее оживала глина».
Памятник Т. Шевченко в Харькове является одним из самых интересных в творческом решении и, бесспорно, большая заслуга в этом по праву принадлежит великой актрисе. Прозрачная и глубокая символика этого застывшего момента жизни будто вырезает во времени саму её творческую фигуру.
Попередня
СторінкаНаступна
СторінкаЗміст
Цей контент створено завдяки Міністерству освіти і науки України
Ужвий Наталья Михайловна. 100 знаменитых харьковчан
Ужвий Наталья Михайловна
(род. в 1898 г. — ум. в 1986 г.)
Актриса театра «Березиль», позже прима Киевского театра им. Франко, народная артистка СССР.
Настоящим символом Харькова стал памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко, который к самому городу имеет лишь косвенное отношение. Но памятник хорош. Скульптор Матвей Манизер создал едва ли не лучший скульптурный портрет великого Кобзаря. Но вместе с ним он запечатлел для Харькова образы людей, создавших и приумноживших театральную славу города: Леся Сердюка, Амвросия Бучму, Ивана Марьяненко, Наталью Ужвий. Всю жизнь Наталья Михайловна мечтала сыграть шевченковскую Катерину, но исполнила ее роль лишь в мастерской Матвея Генриховича. На сцене же ее ждали другие роли. За свою жизнь Наталья Ужвий воплотила более двухсот женских образов, став, по мнению многих, примой украинского театра, наследницей великой Заньковецкой.
Уникальна биография людей, создававших новую украинскую культуру в 20-е годы прошлого столетия. Свежим воздухом новаторства, творческой независимости веяло от молодой советской поэзии, прозы, драмы, кино, музыки и живописи. Но не успели творцы отечественного Возрождения стать на ноги, заложить прочный фундамент для будущего развития искусств в Украине. Лесь Курбас, Мыкола Хвылевой, Гнат Хоткевич были расстреляны, их живое, европейское творчество сменили убогие идеи советской провинции, культура которой настойчиво превращалась в еще более серое зрелище, нежели русская культура. Корифеями же коленопреклоненного украинского искусства стали люди, бывшие еще недавно соратниками своих трагически погибших лидеров. Они вынуждены были сначала осуждать, а затем и забывать вместе «со всей общественностью» принципы новаторства, свободы поиска. В дисциплинированных служителей музы советской идеологии превратились бывшие авангардисты и романтики. Быть может, биография этих людей не менее трагична, чем тех, кто безвестно погиб в Карелии и Мордовии.
Наталья Михайловна Ужвий родилась на Волыни в городе Любомле 27 августа (8 сентября) 1898 года. Она была первым ребенком в семье (вслед за ней родилось еще семеро). С ранних лет девочку называли «артисткой», она любила петь, танцевать, любила наряжаться и изображать знакомых взрослых. Отец Натальи, когда ей было еще совсем немного лет, нанялся на работу на Привислянскую железную дорогу, так что семья Ужвий поселилась неподалеку от Варшавы в рабочем поселке Брудно. Здесь Наталья и получила образование — сначала в железнодорожном, а затем в городском дворянском училище. До конца жизни Ужвий не упускала случая поговорить с кем-нибудь по-польски. Учебу, впрочем, девушке закончить не удалось из-за тяжелого материального положения в семье. Она устроилась работать швеей, но продолжала заниматься самообразованием. В 1914 году ей удалось сдать учительские экзамены, некоторое время Наталья Михайловна преподавала в сельской школе в городе Клевань.
Началась Первая мировая война, оставаться практически на линии фронта было небезопасно. Поэтому семья переезжает в город Золотоноша (сейчас в Черкасской области). Здесь и определилась дальнейшая судьба Натальи Ужвий. В городе давал постоянные представления любительский театр, куда приняли и ее. Вскоре Ужвий стала ведущей актрисой Золотоношского театра. Первой ее большой ролью была София из пьесы Карпенко-Карого «Безталанна». Всего же за время работы в театре Ужвий сыграла более 70 ролей. Когда власть в регионе окончательно перешла в руки советской власти, театр приписали к Наркомату просвещения, начались гастрольные поездки с агитбригадами, в том числе и на фронт. По окончании же Гражданской войны уже твердо решившая связать свою судьбу с театром Наталья Михайловна отправилась в Киев, учиться на актрису. Рекомендацию ей составил писатель Иван Мойся (известный под псевдонимом Иван Ле).
В один прекрасный день зимой 1922 года Наталья Ужвий вошла в помещение Первого украинского драматического театра им. Т. Г. Шевченко, где прямо в фойе наткнулась на художественного руководителя — знаменитого Марьяненко. Здесь же он согласился прослушать ее и через полчаса принял молодую, красивую, а кроме того — очевидно талантливую девушку во вспомогательный состав труппы театра. Не за горами был и основной состав. За четыре года в Первом украинском театре им. Шевченко Наталья Ужвий сыграла 26 ролей. Затем один сезон работала в Одесской драме и уже оттуда в 1926 году была приглашена в знаменитый «Березиль» Курбаса, расположившийся в Харькове.
В «Березиле» Ужвий провела десять лет, став одной из ведущих актрис театра. Лесь Курбас учил своих подопечных особому, вдумчивому подходу к любой роли, умению найти тонкий психологический подтекст образа и показать его зрителю. Режиссер уделял особое внимание филигранной форме, он требовал от актера четкости, эмоциональной сдержанности (задача для темпераментной Ужвий не из простых). Каждая мизансцена подчеркивала внутреннее состояние образа, каждая интонация должна была быть гибкой и музыкальной. На всю жизнь в творческом арсенале актрисы осталась столь любимая Курбасом практика «превращений». Наталья Михайловна должна была полностью пережить, прожить жизнь своей героини, проникнуться ее мыслями и чувствами. Репетиция для нее не заканчивалась ни на работе, ни дома.
Впоследствии, когда Гнат Юра собрал в Киеве многих харьковских актеров, он во многом полагался на «фирменное» «березолевское» чутье исполнителя. Он говорил, что Наталья Ужвий принадлежит к тем актерам, которые не требуют механической правки. Им нужно только понять философское направление, основную идею роли, а дальше они сыграют сами, им можно давать зеленый свет.
В Харькове Наталья Ужвий сыграла немало ролей, завоевала любовь зрителя. Немало произошло событий и в ее личной жизни. Кроме понятной драмы с устранением самого Курбаса, были и переживания другого рода. Здесь Наталья Ужвий познакомилась с поэтом Михаилом Семенко, который стал ее первым мужем. Он также был репрессирован, а у актрисы остался от него сын [94]. Это с ним она изображена на памятнике Шевченко.
С 1936 года Наталья Михайловна снова в Киеве — в театре им. Ивана Франко. Здесь она была примой долгие годы. Среди лучших ролей, сыгранных Натальей Ужвий, Анна в «Украденном счастье», Беатриче в «Много шума из ничего», Кручинина в «Без вины виноватые», Оксана в «Гибели эскадры», Наталья Ковшик в «Калиновой роще».
Последние две пьесы принадлежат перу Александра Корнейчука — штатного украинского советского драматурга. Он не раз говорил, что Наталья Ужвий — его актриса, некоторых героинь он писал специально «для Наташи». Впрочем, именно это позволяло новому поколению театралов шестидесятников скептически относиться к творчеству Ужвий. С «корнейчуковским театром» примитивного социалистического реализма новое поколение собиралось нещадно бороться. А Наталья Ужвий боролась с борцами. Рассказывают, что в театре им. Франко в послевоенные годы «старики» довольно сильно прижимали молодежь, отстаивали свои роли до последнего. Сама Наталья Михайловна была, по выражению Леся Танюка, представителем «генералитета от театра», когда шла атака на Клуб творческой молодежи и Второй украинский драматический театр, созданный недавними выпускниками театрального института. Борьба, между тем, велась с переменным успехом. Было в свое время и достаточно нелепое постановление ЦК, согласно которому из театра были уволены старые актеры. Среди них и Наталья Ужвий. Многие из них не вернулись, но Наталья Михайловна не могла долго оставаться без театра. Возвращение признанной примы было триумфальным.
В Киеве Наталья Михайловна вышла замуж за актера Евгения Пономаренко, с которым она уже не разлучалась до конца жизни, сыграла во многих спектаклях. (Так, уже в завершении карьеры «мастодонты украинской сцены» сыграли главные роли в спектакле «Ретро», имевшем грандиозный успех.) Во время войны Наталья Ужвий играла в эвакуации — в Тамбове, Семипалатинске, Ташкенте. Естественно, участвовала во фронтовых концертах.
Особо следует сказать о съемках Натальи Ужвий в кино. Первую свою кинороль актриса сыграла еще в 1926 году в фильме «ПКП», затем были ленты «Тарас Трясило», «Прометей». В этом фильме Ужвий сыграла характерную роль хозяйки веселого дома. Она в старости сокрушалась, что больше ее так никто и не рискнул использовать на характерных ролях, а эксплуатировал только (если это слово здесь уместно) как актрису интеллектуальную, истинно драматическую. Настоящим открытием для ценителей кино всего Союза стала игра Ужвий в фильме «Выборгская сторона» (1938), где она исполнила роль солдатки Евдокии. Другим несомненным успехом стал фильм «Радуга». Его снимали во время войны в Ашхабаде. Наталья Ужвий сыграла в «Радуге» Олену Костюк. Образ матери Ужвий снова удался. Да так, что вскоре после выхода фильма на экран (было это в 1943 году) к ней полетели тысячи благодарственных писем от солдат. «Радугу» в Белом доме смотрел Президент США Рузвельт и пообещал, что американский зритель обязательно увидит эту ленту. Вскоре фильм был удостоен премии «Оскар», а Наталья Михайловна в 1944 году стала народной артисткой СССР. В 1946 году за эту же работу Наталья Ужвий получила Государственную премию СССР. Затем эта премия доставалась ей еще дважды — в 1949 и 1951 годах. Соответствующую же премию УССР прима театра Франко получила лишь однажды — в 1984 году. Кроме того, Ужвий в 1973 году стала Героем Социалистического Труда.
Если одни актеры активно не любили Наталью Ужвий, то другие вспоминают о ней с теплотой. С 1954 года Наталья Михайловна была председателем Украинского театрального общества, выбивала для ветеранов сцены жилье и пенсии, защищала, пользуясь своим авторитетом и широкими связями. В театре ее немного боялись и друзья и недруги, но все вспоминают ее потрясающую работоспособность даже в очень пожилом возрасте. Ужвий не только никогда не опаздывала на репетиции, но приходила в театр в день спектакля за полтора часа до его начала. До самой старости актриса сохраняла удивительный женский шарм, заботилась о внешности, кокетничала, конечно. Актеры вспоминают, что Наталья Ужвий была прекрасной рассказчицей, подолгу могла удерживать возле себя открывшую рот молодежь, если была «в доброму гуморi». «В буфете, под коньячок, могла вспоминать бесконечно, и не было ощущения, что она мэтресса, а мы — пацаны, все были на равных».
Говорят, что ни одну свою роль Ужвий не исполнила «на голом мастерстве», все продумывала, прорабатывала, в чем ей помогали интеллект и глубокая духовная культура. Молчание или истерика ее героини в равной степени потрясали зал. Когда Наталью Михайловну постиг страшный удар — преждевременная смерть сына, она через десять дней вышла на сцену, играла Кручинину Островского. По сценарию ее героиня сражена горем — смертью маленького сына Гриши. Играя этот эпизод, актриса с шепота перешла на крик, и зал рыдал, скорбя вместе с двумя матерями.
Наталья Михайловна умерла 22 июля 1986 года. В Харькове одна их улиц названа именем актрисы.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Наталья Гончарова
Наталья Гончарова Мнение о том, что жена Пушкина — Наталья Гончарова — была не слишком умна, распространилось довольно давно. К созданию мифа о глупости Натали «приложили руку» многие известные писатели и поэты. Но надо сказать, что, скорее всего, делали они это не
Наталья Гончарова
Наталья Гончарова Мнение о том, что жена Пушкина — Наталья Гончарова — была не слишком умна, распространилось довольно давно. К созданию мифа о глупости Натали «приложили руку» многие известные писатели и поэты. Но надо сказать, что, скорее всего, делали они это не
Наталья Гончарова
Наталья Гончарова Мнение о том, что жена Пушкина — Наталья Гончарова — была не слишком умна, распространилось довольно давно. К созданию мифа о глупости Натали «приложили руку» многие известные писатели и поэты. Но надо сказать, что, скорее всего, делали они это не
МЕДВЕДЕВА НАТАЛЬЯ
МЕДВЕДЕВА НАТАЛЬЯ НАТАЛЬЯ МЕДВЕДЕВА — певица, поэтесса, писательница, она появилась в нашем рок-сообществе в начале 90-х годов, вернувшись из эмиграции, и принесла в наш рок обновляющий поток радикальных настроений, присущий до того в большей степени не рокерам, а русским
НАТАЛЬЯ ГОРБАНЕВСКАЯ
НАТАЛЬЯ ГОРБАНЕВСКАЯ Горбаневская Наталья Евгеньевна родилась 25 мая 1936 года в Москве. Окончила заочно филологический факультет ЛГУ (1964). Работала техническим переводчиком и библиографом. С 1956 года принимала активное участие в самиздатском, а с середины 1960-х годов — в
НАТАЛЬЯ ИВАНОВА
НАТАЛЬЯ ИВАНОВА Иванова Наталья Борисовна родилась 17 мая 1945 года в Москве в семье журналиста. Окончила филологический факультет МГУ (1966) и его аспирантуру (1970). Работала младшим, затем старшим редактором редакции критики и литературоведения в издательстве «Современник»
Natalya Uzhviy (1959) Скрипт фильма
Kiev Film Studios
Natalya Ushviy
Сценарий:
Yuri Martich
Режиссер:
Sergei Parajanov
Директор Photography: V Tishkovez
Директор ATRAJANOV
: V Tishkovez
: Mantman
: V Tishkovez
: Mantman: Mantman: Mantman 9000: V Tishkovez. Салов
Ведущий: А Решетников
Этот документальный фильм был снят по заказу
Киевской студии телевидения.
Как воды Днепра нашего,
чистая и прозрачная
искусство
Наталья Ушвий.
Великая Октябрьская революция открывает,
для дочери бедного крестьянина,
двери в
прекрасный мир искусства.
Восторженное искусство
известной украинской актрисы
любима советскими зрителями
и хорошо известна
за пределами нашей земли.
То, что было
для многих из нас уже История,
было для юной Натальи Ушвий
уже жизнью.
Во время Великой гражданской войны тысяч
доблестные сыны и дочери народа
потому что создатели
новой социалистической культуры.
Из ложи Киевского театра
, посвященной Тарасу Шевченко,
страстная поэзия великой актрисы
увещевает революционеров
к новым победам.
Слушай!
А потом расскажи нашим детям
чтобы они знали
и передали своим детям,
с какой жестокостью казаки
наказали поляков,
виновен в том, что не умеет хорошо управлять.
При создании образа
героической матери
для памятника
великому поэту Харькову
скульптор
вдохновлялся чертами лица великой актрисы.
Пусть будет на Земле такой сын
и такая мать
и такие люди.
В фильме о жизни
Тараса Шевченко Наталья Ушвий сыграла
сестру поэта.
Я говорю вам, что вы должны обеспечить!
Возьми, пожалей, возьми.
У тебя есть деньги?
Ни копейки.
Клянусь именем Христа.
Прочь!
— Не губи меня. Я умоляю тебя!
— Прочь!
Молодец…
Ирина!
Ты меня не узнаешь?
Моя сестра…
Тарас!
Брат мой!
Кровоточащее сердце
простой женщины,
эксплуатируемое начальством
в мире зрелищ.
УКРАДЕННОЕ СЧАСТЬЕ
с Натальей Ушвий и Амвросием Бучмой
в главных ролях
Анна…
Анна…
Тот милиционер…
Тот Михаил…
Что тебе от него надо?
Я знаю, что в детстве ты была влюблена в него
, и ты тоже это знаешь.
Ну и что?
Ничего.
Но зачем плакать?
Зачем разбивать мне сердце?
Потому что мой разбит на куски.
Анна…
Но не надо…
Ты хоть немного меня любишь?
№
Ты меня никогда не любил?
Нет!
Не могли бы вы хотя бы
приложить усилия
жить со мной по-прежнему?
О, нет…
Я потерялся.
Господи, да будет воля Твоя.
Господи, за что ты меня так наказал.
Что я тебе сделал?
Не вини меня.
Ты знаешь, это не моя вина.
Ты прекрасно знаешь,
меня заставили выйти за тебя замуж.
Пока не применили силу…
Я была верной женой.
Даже если бы я тебя не любил.
Но теперь…
У меня нет сил.
Да, смотри, я…
Я тебя понимаю…
Я…
Несчастная судьба Анны
навеяна трагическими событиями
из жизни главной героини
фильма ЗЕМЛЯ
по рассказу Ольги Кобылянской.
Земля!
Наши люди называют это Матерью.
Но потом она стала
злой мачехой
и из-за нее многие погибли,
в поту и в крови.
За клочок земли
можно убить даже своих братьев.
Михаил!
Добрые люди!
Он мертв!
Михаил!
Встань!
Не беспокойтесь!
Вставай!
Что ты говоришь, отец,
Мария невиновна.
Разве ты не видишь,
идет ее сын.
Не смей забирать его у меня.
Кто это сказал?
Кто?
То, что брат забывает своего брата
, — самая черная ложь.
Не может быть.
Проклятая рука убила одного из них,
и теперь хочет убить другого.
ВЫБОРГСКАЯ СТОРОНА
Глубоко реалистичная игра
Натальи Ушвий
покорила сердца миллионов.
Вот она, прачка.
Дорогая Дунечка, радуйся.
Мы принимаем участие в большом мероприятии.
— Что это?
— Читать.
Пей!
Пей!
Скажи мне, что мне делать. ..
куда мне идти…
и если ты скажешь мне правду
— я пойду куда хочешь.
— Молчи!
Ваш номер 16.
Они позвонят.
Пей! Давайте выпьем за здоровье тех
, которые хотят жить как герои.
Назад!
Именем Совета, вернись!
Иуда!
Выбросить!
Нет, тебе нельзя!
Почему?
Почему?
Жене солдата
Евдокии жизнь подсказывает
ясную цель, к которой нужно стремиться.
Моя голова горит!
Люди, пожалейте.
Не обманывай меня.
Меня всю жизнь обманывали.
Ты!
Что ты сказал?
Скажи это здесь!
Скажи это при всех.
Я украл…
Я проклинал Советскую власть
но она меня простила.
Когда-нибудь…
Когда-нибудь мы такое видели
Вы ругали Ленина,
а Ленин дал мне…
дом.
Незабываемые образы
героев ВОВ…
Полина Костюк
главная героиня романа Ванды Васильской
Радуга.
Со страниц книги
она выходит на экран
и с экрана
она оживает.
Твердым шагом она пересекла
стран за странами.
Вселение мужества
и внушение ненависти
к кровожадному фашизму.
Образы Полины Костюк
стали настоящим подспорьем
героям на фронте.
Посмотрев этот фильм,
советские бойцы написали:
Я обещаю вам, что мы будем сражаться с врагом!
Чтобы ни один фашист
не ушел с нашей земли живым!
Наша Украина снова будет свободной!
Отправлены письма…
Полине Костюк
Эти трогательные письма были
очень дороги Наталье Михайловне
Часто она их получала
когда уже была на фронте.
На память о выставке Натальи Ушвий
для фронтовиков
Солдат подарил музею
эту модель.
В творчестве Натальи Ушвий
работа над глубоким откровением
изображаемого человека
привлекает внимание
к каждой художественной детали.
Исторический музей
Здесь каждый художник
слышит голос древней истории.
300 лет назад.
В «Огне гнева» играет
жену Богдана Хмельницкого
символ власти украинского гетмана.
Черные тучи сгущаются над Украиной
Булаву не брошу.
Убирайтесь, дураки!
Жена Богдана здесь.
Слушай, Украина бурлит.
Его ярость возросла.
Он никогда не сгорит!
Вот он. Священная булава.
Отнеси его
вольным казакам Запорожья
чтобы они берегли его
как зеницу ока.
Но самая большая радость для актрисы
— играть современных героинь.
КАЛИНОВАЯ РОЩА
Наталья Ковшак
ни минуты покоя не дает Романюку
играет Юрий Шумский.
Иди сюда
— Мама
— Не мешай мне!
Иди сюда,
, пока я не разозлился!
— Скажи ей!
— Почему бы и нет.
Скажи мне.
Я хочу знать прямо сейчас.
Кто такие Явдоха Мироненко
и Мария Береза?
Скажи мне!
Куда упали их мужья и где
они похоронены. И где ты был?
Спрятался в речной траве,
Пока Красная Армия сражалась!
Я здесь…
Вот карта…
Сразу
в сторону колхоза.
Тогда поговорим об этом,
спокойно.
Бюрократы!
Без меня!
Добрый день!
— Никола, ты чего такой самодовольный?
— Я нездоров.
Мама, позвольте представить
Товарищ Вербах, художник.
Приятно познакомиться.
Товарищ Вербах
останется у нас красить.
Наоборот.
Я не останусь с тобой.
Почему бы и нет? Возможно, мой дом слишком мал
или я недостаточно хорошо готовлю.
Но мне нужна тишина и покой,
не все это продолжать.
Что дальше?
Приходите, товарищ маляр,
оставайтесь с нами.
С нами все будет хорошо.
Не слушайте бюрократов…
Не слушайте…
Взрыв!
— Я забыл слово.
— Какое слово?
То, что матросы и секретари
использовали вчера на собрании.
Не помню.
Вот так…
Оппортунисты!
Оппортунисты!
Наталка, я должен привести тебя на вечеринку
, чтобы объяснить две вещи.
Не обижайся.
Мы просто сплетники.
А посплетничать любят все!
Наталья Ушвий сыграла
во всех произведениях
нашего известного украинского драматурга
Александра Корнейчука.
Героиня
многих произведений советских драматургов.
Ее глубокое знание жизни…
Любовь к героической
повседневной жизни советского человека,
позволила ей создать
наиболее убедительных и артистичных
прекрасных ролей.
Ее широкий репертуар охватывает
самых разнообразных ролей.
Она изобразила безжалостную жадность
Марины Мнишек в «Борисе Годунове».
Вставай!
А ты как думаешь, самозванец?
Уметь побеждать,
падая ниц,
ранимое сердце
милой молодой девушки?
Вы ошибаетесь!
И самое дорогое, романтическая
и героическая героиня комиссара Оксаны
из «Гибель эскадрильи».
— Я хочу спать!
— Вставай, слышишь?
Оставь меня в покое.
Я хочу спать.
Ты моряк.
Вас ждет революция.
Вставай!
Даже это, отдохнул бы немного…
если бы он был таким же уставшим, как я.
Как же…
ты отдыхаешь, революция…
если ты, его матрос спит,
и не стоит на страже.
С большим сочувствием рассказывает актриса
о судьбе Юлии…
в драме Островского
Но…
Но как…
Михеевна!
Строптивица Беатрис,
в комедии Шекспира…
Мастер
вернулся с войны?
Разделить страдания Маруси,
главный герой другой пьесы
Маленькие птички,
передай ему мои новости,
Расскажи ему о моей домашней болезни,
о моем горе.
Домашняя болезнь одолела меня,
даже до смерти.
Со своей Филоменой Мертурано,
Ушвий решительно протестует
против лицемерия
буржуазного общества.
Дети мои!
25 лет,
Я думал только о своих детях…
Я вырастил тебя…
Видел, как ты взрослеешь…
Свои глубоко трагические
тонов она придала горьковской Софии.
Боже мой!
Как ужасна жизнь,
и смерть жизни.
Почему?
Столько боли в глазах Анфисы,
персонаж с реки Угрюм.
Боже!
Глафира
Полина Иванова Кручинина
персонаж комедии Островского
Без вины виноватые
Эту классическую роль исполнили
самых известных актрис русского театра.
Кручинина олицетворяет блестящий успех
для украинской актрисы,
и постановка
была самой заметной из работ, поставленных в театре
посвященном Ивану Франко.
Другие ведущие актеры спектакля
Евгений Пономаренко и Петрония Лупенко.
— Заходи!
— Полина Ивановна!
— Почему ты уходишь?
— Вы очень любезны, Нил Платонович.
Спектакль окончен, я не могу.
Мы не можем позволить вам уйти.
Нина Павловна!
Не могли бы вы войти.
Все готово?
Полина Ивановна
Господа!
Вот тост
за здоровье актрисы
, которая окропила
жизненными силами заплесневелый застой
нашей провинциальной жизни.
Господа!
Выпьем за редкий талант…
и за прекрасную женщину
Полину Ивановну.
И выпьем за прекрасную актрису.
Господа!
Я должен разделить эту честь,
, со своими товарищами.
Я предлагаю тост.
Всем, кто работает в сфере искусства,
Всем тем, кто
работает в этой благородной сфере,
без различия
роли или таланта.
Наконец-то выпьют
даже за мое здоровье.
Сейчас…
Нил Платонович, мне пора.
Нет! Но почему?
Нет, нельзя.
Новый тост!
Я хочу, чтобы только
дал голос моему сердцу.
Сделай мне это удовольствие,
С удовольствием послушаю.
Надеюсь, как и все остальные.
Господа!
Вы позволили мне говорить,
, так что, пожалуйста, не перебивайте.
— Говори!
— Пожалуйста!
Господа!
Предлагаю тост,
матерям,
, которые отказываются от собственных детей!
Но что он говорит?
Это он…
Он…
Великая традиция
социалистического искусства,
и благородная простота,
Наталья Михайловна научилась
у великих мастеров театра.
Зеньковечая,
Саксаганский,
Станиславский,
Крапивницкий,
Щепкин.
Простая швея
становится руководителем компании.
В школе учу детей
поэзии Пушкина и Шевченко.
После первых робких шагов,
давно в городе Золотоноша,
начинает свои творческие поиски.
Давно забытый фильм
P.K.P.
Ее первое появление на экране.
Галя Домбровская, личный секретарь
и любовница начальника
2 отдела контрразведки.
Все готово, Галя.
Приготовьте розовые билеты.
Отправят на Украину за
подпольную большевистскую деятельность.
Фильм: Я ЛЮБЛЮ ТЕБЯ
Забавная фигурка Стехи
в фильме Назар Стодолия.
Теперь ты хочешь, чтобы я пошел
на кладбище один?
Я пойду даже в старый ресторан.
На что поставишь?
Мои музыканты.
А ты?
Я? Три ведра сливовицы.
Три куска бекона и лепешка.
Заслуженный деятель искусств СССР
большое внимание
уделяет самодеятельным драмкружкам.
Здесь расцветет талант
будущей Зенковской.
Этот звук!
Как мило.
Это разрывает мое сердце.
И заводит меня…
У нее прекрасные друзья,
Наталья Михайловна
Та знаменитая труженица великих
колхозных урожаев, Хопра Елена Семеньевна
приглашает на открытие
нового дома, свою любимую актрису,
много раз аплодировал.
Чтобы отметить это событие,
они сажают дерево.
Это вырастет в большое счастье!
Это будет щедро плодотворно!
А вокруг мир.
Важный этап на
творческом пути Натальи Ушвий:
уже четыре десятилетия ее страстного
и увлеченного искусства,
верного партии,
служения народу,
призывающего его к новым победам.
Вот театр
посвященный Ивану Франко
где актриса проработала
столько лет, не может вместить
многочисленных друзей актрисы.
Обращаясь с приветствием,
директор театра,
с представителями других театров,
приехавшие из Москвы, Риги,
из Грузии.
Самые сердечные слова благодарности,
адресованные актрисе
сцены и экрана.
Публично активен
в поисках мира.
Сто сыгранных ролей,
героическая и блестящая артистическая карьера.
Позвольте, дорогие друзья…
Я хочу пообещать своей стране
что даже в будущем я буду работать
как художник должен работать
на Украине,
в этой стране
огромного художественного роста.
Я никогда не устану,
и я хотел бы поблагодарить вас всех.
Чудесный момент!
Уникальный момент!
Советы открыли
дорогу к звездам
Мечтаю сыграть мать
космонавта.
Я говорю вам это от всего сердца,
от всей души.
Мир!
Мир навеки!
Мы посвящаем миру,
нашу силу и наши действия.
Конец
Субтитры: Corvusalbus
Ужвий Наталья Михайловна (1898-1986) — Памятник «Найди могилу»
Мемориал успешно обновлен.
Ага, никакой рекламы! Мемориал был успешно спонсирован.
Ваши предложения отправлены и будут рассмотрены менеджером мемориала.
Ваше редактирование не содержит изменений по сравнению с оригиналом.
Спасибо! Предложенное вами слияние отправлено на рассмотрение.
Теперь вы являетесь управляющим этого мемориала.
Спасибо за помощь в поиске могилы!
Запрос фото успешно отправлен.
Запрос на фотографию успешно удален.
Не удалось удалить запрос на фото. Попробуйте позже.
Мемориал успешно передан
Как менеджер этого мемориала вы можете добавить или обновить мемориал, используя кнопку Редактировать ниже. Узнайте больше об управлении мемориалом .
Запрос на фотографию выполнен.
Вы уверены, что хотите сообщить администраторам об этом цветке как оскорбительном или оскорбительном?
Об этом цветке было сообщено, и он не будет отображаться во время проверки.
Не удалось сообщить о цветке. Попробуйте позже.
Вы уверены, что хотите удалить этот цветок?
Не удалось удалить цветок. Попробуйте позже.
Вы уверены, что хотите удалить этот мемориал?
Не удалось удалить мемориал. Попробуйте позже.
- Проблема #index#:
- Детали:
- Сообщил:
- Сообщено:
При удалении этой проблемы произошла ошибка. Попробуйте позже.
Проблема:
Управление кладбища не имеет записей об этом человеке Управление кладбища подтвердило, что это захоронение не опознаноЯ обыскал все кладбище и не смог найти могилуЯ обыскал указанный участок или участок и не смог найти могилуЭто захоронение находится в частной собственности или иным образом недоступенДругая проблема
Выберите проблему
Детали:
Какой мемориал вы считаете дубликатом Натальи Ужвий (148636984)?
Мы рассмотрим мемориалы и решим, следует ли их объединить. Узнайте больше о слияниях .
ID мемориала
Недействительный мемориал
Пожалуйста, введите действительный ID мемориала
Вы не можете объединить мемориал сам с собой
Мемориал уже объединен
Мемориал уже удален
Вы уверены, что хотите удалить это фото?
Не удалось удалить фото. Попробуйте позже.
ЗакрыватьДобро пожаловать на страницу мемориала «Найди могилу»
Узнайте, как максимально использовать мемориал.
или больше не показывай — я хорошо разбираюсь во всем
Фотография на обложке и важная информация
Быстро узнайте, кому посвящен мемориал, когда они жили и умерли и где похоронены.
Фотографии
Для мемориалов с более чем одной фотографией дополнительные фотографии появятся здесь или на вкладке фотографий.
Вкладка «Фотографии»
Все фотографии отображаются на этой вкладке, и здесь вы можете изменить порядок сортировки фотографий на памятниках, которыми вы управляете. Чтобы просмотреть фотографию более подробно или отредактировать подписи к фотографиям, которые вы добавили, щелкните фотографию, чтобы открыть средство просмотра фотографий.
Цветы
Цветы, добавленные к мемориалу, отображаются внизу мемориала или здесь, на вкладке Цветы. Чтобы добавить цветок, нажмите кнопку Кнопка «Оставить цветок» .
Члены семьи
Члены семьи, связанные с этим человеком, появятся здесь.
Связанные поиски
Используйте ссылки под номером Подробнее… для быстрого поиска других людей с такой же фамилией на том же кладбище, в городе, округе и т. д.
Поддержите этот мемориал
Удалите рекламу с мемориала, спонсировав его всего за 5 долларов. Мемориалы, ранее спонсируемые или известные мемориалы, не будут иметь этой опции.
Поделиться
Поделитесь этим мемориалом в социальных сетях или по электронной почте.
Сохранить в
Сохранить в Древе предков, на виртуальном кладбище, в буфер обмена для вставки или печати.
Изменить или предложить изменить
Изменить мемориал, которым вы управляете, или предложить изменения менеджеру мемориала.
Есть отзыв
Спасибо за использование Find a Grave, если у вас есть какие-либо отзывы, мы будем рады услышать от вас.
Оставить отзыв
1 фото выбрано. ..
Выбрано 2 фотографии…
Превышен размер
Вы не можете больше загружать фотографии в этот мемориал
«Неподдерживаемый тип файла»
Загрузка…
Ожидание…
Успех 0 Ошибка
4
Это фото не было загружено, потому что в этом мемориале уже есть 20 фотографий
Это фото не было загружено, потому что вы уже загрузили 5 фотографий в этот мемориал
Неверный тип файла
Загрузка 1 Фото
Загружено 2 Фото
1 Фото Загружено
2 Фото Загружено
Добавил пользователь
ОТЛИЧНЫЕ НОВОСТИ! Для этого кладбища есть 1 волонтер .
Извините! На это кладбище нет волонтеров. Продолжение этого запроса добавит оповещение на страницу кладбища, и любые новые добровольцы будут иметь возможность выполнить ваш запрос.
Введите числовое значение
Введите идентификатор мемориала
Год не должен быть больше текущего года
Неверный меморандум
Дублирующаяся запись для мемориала
Вы выбрали этого человека в качестве члена своей семьи.
Сообщено!
Эта связь невозможна из-за сроков службы.
0% Завершено
Добавить заголовок Сохранено
Выберите тип фотоМогила
Лицо
Семья
Другое
СохраненоТребуется Javascript: К сожалению, Find a Grave не работает должным образом без включенного JavaScript. Вам нужно будет включить Javascript, изменив настройки браузера. Научитесь включать это.
В поисках «Украденного счастья»
«День» начинает серию публикаций, посвященных 90-летию Национального драматического театра имени Ивана Франко. За последние девять десятилетий на этой легендарной сцене было поставлено множество постановок, в которых проявился талант многих актеров, режиссеров и сценографов. Известный украинский театральный критик Валентина Заболотна предлагает вспомнить выдающийся спектакль «Украденное счастье», который не раз привлекал труппу театра. Хотя эта постановка редко ставится, она всегда была их визитной карточкой.
В январе 1920 года театру, образованному путем слияния Нового Львовского театра и различных актерских трупп Винницы, было присвоено имя Ивана Франко, так как большинство его актеров были галичанами. Но, как это ни парадоксально, этот театр за двадцать лет не поставил ни одной пьесы своего патрона.
Наступила осень 1939 года. Западная Украина присоединилась к метрополии. До Львова стало легко добраться, и на родину прибыла труппа театра имени Франко. С особым энтузиазмом это делал Амвросий Бучма, уже известный украинский театральный актер, звезда кино, преподаватель Киевского театрального института. Родился и начал свою сценическую жизнь во Львове, сыграл Первого парня в спектакле «Украденное счастье» (3 действие) театральной труппы «Русская бесида». Он обожал Василия Юрчака, первого исполнителя роли Николая Задорожного, и пожал руку самому автору пьесы.
Сын Бучной Игорь Бжеский рассказывает, что, вернувшись в Киев, актер решил лично поставить на сцене «Украденное счастье». Художественный руководитель Театра Франко Гнат Юра собирался сыграть Николая Задорожного, Наталью Ужвий – Анну, а сам Бучму – Михаила Гурмана. Пока шли репетиции, Юра увидел, что у него, невысокого и пухлого человека, нет никаких шансов завоевать любовь Анны в соперничестве с красавцем Михаилом (Бучме было 48 лет). Мудрый и хитрый театральный режиссер меняет обстановку: он берет на себя постановку, поручает Бучме сыграть Николая, а роль Михаила поручает молодому (33 года), очень высокому и чрезвычайно привлекательному Виктору Добровольскому, только что вышедшему из тюрьмы, где он был арестован за «национализм».
Тем временем, переодевшись Задорожным, Бучма вдруг стал делать вздернутый нос и мешки под глазами, сутулиться, двигаться медленно и неуклюже — словом, старил своего героя. Когда Добровольский с удивлением спросил об этом Бучму, тот ответил: «Где был бы ваш Михаил, если бы я ушел от Мыколы молодым?» Актера больше заботило общее философское содержание спектакля, чем соперничество в мелодраматическом любовном треугольнике. Именно его версия Николая Задорожного (в этой роли Бучма отнюдь не подражала Василию Юрчаку, как, впрочем, и Богдан Ступка никогда не подражал Бучме в этой роли, хотя и помнил его игру до мельчайших деталей) придала спектаклю глубокую смысл и трагическая подача, которая десятилетиями ошеломляла публику.
В «Украденном счастье» не было режиссуры как таковой. Как и в других постановках, в которых Бучма играла в постберезильское время, режиссура здесь играла второстепенную роль. Спектакль автоматически закрутился вокруг него, актера школы Курбаса, «философа и акробата». Каждый раз, когда Бучме удавалось сформировать на сцене настоящий ансамбль, его партнеры работали с ним на одной волне энергии и эстетики. Это подтвердили Наталья Ужвий и другие актеры Театра Франко. Кроме того, Бучма привнес неповторимый гуцульский говор и хорошо знакомые ему подробности быта горцев – что делали юноши и девушки на вечерницах, как крестились и танцевали (инсценировали молодежные Сретение у деревенского корчмы, Бучма посоветовала пригласить Чуперчука, глубокого знатока гуцульского фольклора, впоследствии организатора и руководителя прославленного ансамбля «Трембита». Классическим примером этого стал поставленный им «танец с арканами» — с остроумными высказываниями и переменчивым ритмом и темпом.
…Занавес поднимается под тихую гуцульскую песню. С дома Задорожных грозно свисает заснеженная крыша (художник-постановщик Уманский). Огонь горит в расписной изразцовой печи слева, создавая теплую и уютную атмосферу. Анна (Ужвий) и ее соседка Настя (Бжеска) стоят у печки. А вокруг дома молодые люди, ибо это вечерницы. Уже устали работать и танцевать, занимаются чем вздумается. Мальчики вышивают и делают что-то из кожи, девочки ткут, и все поют вполголоса. Затем хозяйки приносят блюда, полные пельменей. Молодежь буквально набрасывается на них. (Во время войны, в эвакуации, голодные актеры оставались на сцене, пока не съели весь «уходящий реквизит».) Затем веселая толпа врывается в дверь, вежливо прощаясь с хозяйкой.
Нет необходимости подробно пересказывать всю постановку, тем более, что она, к счастью, была снята в 1952 году под руководством И. Шмарука и при необходимости ее можно посмотреть. И все же фильм не передает той энергетической ауры, которую когда-то излучала живая постановка. Кроме того, Бучма был неизлечимо болен во время съемок фильма, а спектакль снимался короткими эпизодами и отдельными позициями плана.
И все же стоит остановиться на некоторых фрагментах и деталях спектакля, особенно связанных с игрой Бучмы, ведь именно его Николай стал носителем основного смыслового посыла. Сама фигура Задорожного была красноречива. Его сутулая спина означала привычную покорность, старческую усталость и мягкий характер. Мыкола Бучмы всегда съежился и уткнулся головой в плечи, как будто ему постоянно было холодно и морозно – даже в теплом доме и в середине лета. Этот внутренний холод одинокого и униженного человека – доминанта Николая, которого играет Бучма.
Естественная, правдоподобная и жизненная манера игры Бучмы, могучая правда его мастерства сделали Николая Задорожного вообще безмятежным и поэтичным образом. Он показал на сцене евангельскую правду жизни, которая не имеет ничего общего с натурализмом, но несет в себе поэтический образ действительности.
Чрезвычайного красноречия была вся психофизика Бучмы в роли Задорожного – его спина, руки и ноги. Бучминский Задорожный так и не распрямил спину, ибо на нем лежал груз тяжелого труда, горькой судьбы и непростых будней. Его плечи выглядели округлыми, потому что его тяжелые руки то и дело тянулись к рукояткам плуга, поводьям и топору. Он иногда склонял голову к чуть приподнятому правому плечу, как бы защищаясь от бед и вопросов, на которые нет ответа. Только раз и на мгновение выпрямляется бухминский Мыкола — когда он замахивается топором на жандарма, своего обидчика. Как пламя вспыхивает… и гаснет.
Ноги. Ноги у Николая тоже тяжелые и кривые. Они «выполняют свою миссию» в финальной сцене, когда жандарм снова приносит Николаю судебную повестку. Бучма бережно берет скрюченными пальцами эту нежную белую бумагу. Он смотрит на него, держит вверх ногами и даже заглядывает на обратную сторону. Затем он медленно рвет ее пополам, кладет (а не бросает или роняет) осколки на пол и неловко топчет их — без вызова и жеманства, как бы случайно, но твердо и уверенно. Он больше не боится кайзеровского суда, официального вызова и жандарма — он созрел для протеста, только тихого акта сопротивления, а не бунта. По замыслу драматурга, здесь должна быть яркая вспышка, но актер помнит, что следует более сильная сцена – убийство. Поэтому, напротив, он уравновешен и почти апатичен. Это главное, ибо сердце его изменилось и выпрямилось, вновь обретя достоинство и силу,
Что касается рук Задорожного Бучмы, то это не что иное, как красноречивая и лирическая поэма. При аресте Николай сначала протягивает одну руку и только потом другую, чтобы его заковали. И его руки всегда забывают, что они в плену. Однако в финальной сцене Задорожный протягивает умирающему Михаилу обе руки: он готов понести наказание за совершенное им убийство, но никогда не простит и не помирится. Уходит мелодрама, приходит трагедия. Руки незадачливого Мыколы Бучмы оберегали его голову от побоев старосты, от страха, который внушал Михайло, называя себя трупом; они оберегали его от бед и жандармского насилия. Когда Задорожный был в пьяном умопомешательстве, его ловкие и суетливые руки со скромным серебряным кольцом на правом указательном пальце были ни к чему: они неловко болтались возле своего хозяина — несогласованные и ненужные до жалкой тональности. Столь же ненужны они были и в минуту молитвы: могли креститься или отмахиваться от мух, но не закрывали бы даже рта своего обладателя, когда он зевнул прямо в лицо Богу.
Руки Николая говорят о его любви к Анне. Несмотря на грубость и неуклюжесть, они становятся невероятно нежными, когда касаются плеч его жены. Их ласки робки и легки – он хотел погладить лицо возлюбленной, но не решался сделать это своими грубыми и каменно-мозолистыми ладонями. Он хотел обнять Анну, но, почувствовав ее молчаливое отчуждение, отдернул руки из уважения к ее чувствам к Михаилу.
Этот неграмотный, суеверный и невежественный гуцул проявляет изысканную культуру чувств. Бучма отказывает своему Николаю в единственном поцелуе, который позволил ему совершить Франко, — когда вывозят арестованного Задорожного. Анна прячется от него за своими сумками, и поцелуй, предназначенный ей в лоб, замирает на его озлобленном лице. Только в третьем акте Мукола целует отвернувшуюся жену чуть выше локтя; он целует ее так ревностно, нежно и благоговейно, как мог бы, пожалуй, поцеловать икону в церкви. Этот поцелуй передает всю святость его любви к Анне, все уважение и жалость к ней.
Поражает чистота сердца Бучмы-Задорожного и его тактичность. Когда Мыкола вдруг вошел в дом и увидел, что его жена целуется с жандармом, лицо его нахмурилось. Его руки, державшие цеп, дрожали, и все его прямое тело, казалось, рухнуло. Он отпрянул и тихо закрыл дверь. А когда Хурман ушел, Мыкола бочком вошел в дом с опущенными глазами, как будто он был виноват в этом позоре. Ему было мучительно стыдно, потому что он увидел «то, чего язык не посмеет сказать». Он не может поднять взгляд на жену. Он ходит по комнате вверх и вниз, делая беспорядочные движения. Он забыл, зачем пришел: из цепа, видите ли, выпало звено, вот он и пришел за веревкой, чтобы починить его… Наконец он осмелился сказать слово, хотя, казалось, навсегда потерял голос.
Это заставляет его задать жене три горьких вопроса об их любви и супружеских отношениях.
И вот три горьких ответа, три последних «нет», прославивших Ужвий в роли Анны. Об этой сцене и о своем партнере Бучме актриса позже вспоминала: «Больше всего мне помогли глаза Николая – полные покорной любви и скорби, умоляющие и безнадежно обреченные, страстно негодующие и протестующие. Поэтому, когда Микола спрашивает Анну в четвертом акте, любит ли она его, была или будет ли когда-нибудь влюблена в него, она трижды отвечает «нет». Первое «нет» произносит уверенно, не глядя на Николая. Ей очень трудно сказать второе, страшное для него «нет» — она смотрит ему в глаза, но все же умудряется сказать это так тихо, как только может, как бы извиняясь за то, что не может его любить. И она говорит третье «Нет», отводя глаза от Мыколы, как и он, потому что Анна не выносит его страданий, хотя сама тоже борется за свою любовь, свое Украденное Счастье. Именно поэтому в ответ на эти три «нет» было три разных интонации, три психологических состояния. (Литературна Украина. 5, 19 апреля.51).
Тогда диалог Анны и Николая звучит как музыкальный дуэт. Крайне возбужденные, они обмениваются словесными ударами, позволяя друг другу слышать слова своего партнера каждый раз, когда они вдыхают или выдыхают. В целом актеры образовали сильный и великолепный словесно-пластический и певческий ансамбль. «Журавль, о мой журавль» — эта пьяная песня соседей Задорожного в пятом действии есть не что иное, как причитание по многочисленным случаям «Украденного счастья» — каждому свое. Пляска молодежи возле деревенской корчмы в Сретенье — очень зажигательная, целомудренная и ловкая игра, но когда к ней присоединяется пара грешных любовников Анна и Михаил, люди начинают спотыкаться, сопротивляться и не желать танцевать. . Трое соседних кумушек — Б. Бзецкая, Л. Комарецкая и В. Чайка — похожи на трех гончих, преследующих чужой грех: скрещенные на груди руки, движения мелким шажком, застегнутые губы и высокие интонации. ложного сочувствия.
Полный подробностей гуцульского быта, спектакль выглядел аутентично и правдиво, а также вызывал интерес зрителей к малоизвестному быту западных украинцев: праздничной и повседневной одежде, нарядно завязанным платкам, лаптям и грубым носкам , мужские широкие кожаные ремни с металлическими шипами, маленькие топоры, прямоугольные темно-зеленые бутылки, настоящая солома, пряжа, из которой Николай пытается сделать веревку для цепа и которой он утирает скудные слезы. Кроме того, красиво нарисованный, как бы не в театре, задник третьего акта с соснами и горами, мостик из булыжника, по которому идет Николай из тюрьмы, всю дорогу здороваясь с молодыми людьми, пришли отпраздновать праздник весны. Наконец, характерные для горцев протяжные интонации, необычные словесные ударения, нечетно звучащие слова и приветствия – все это позволило постановке вздохнуть свободно, показать убедительную правду и поэтическую глубину.
Спектакль «Украденное счастье» удостоен Сталинской премии. Среди тех, кто выступал за эту премию, был Соломон Михоэлс, выдающийся еврейский актер, член Комитета по Сталинской премии. Он не только несколько раз видел этот спектакль в Киеве, но и сыграл некоторые его фрагменты, особенно Бучму в роли Николая, на заседании комиссии, потому что никто из именитых членов жюри не был склонен ехать в какую-нибудь губернию смотреть спектакль, да и что толку от этого? провинциальное шоу, в конце концов? Талант Михоэлса убедил их в присуждении премии.
Спектакль 1940 года стал визитной карточкой театра и продержался в репертуаре театра им. Франко долгое время, почти тридцать лет. Тяжелобольная Бучма уступила место Дмитрию Милютенко, который до этого эпизодически играл эту роль. Затем эту роль отвели Николаю Шутко и другим. После Ужвия роль Анны долгое время исполняла Ольга Кузенко. Со временем на смену Кусенко пришли актрисы помоложе. После Добровольского роль Михаила исполнил Михаил Заднепровский.