Актриса в золушке мачеха: На что пошла Раневская ради роли мачехи в «Золушке»

Содержание

Фаина Раневская — Вспомнить, подумать… — LiveJournal

Фаина Раневская – не только актриса

От Глеба Скороходова .

Я уже говорил, что Раневская – соавтор почти каждой своей роли.
А порой – единственный автор. Иногда, правда, ее соавторство минимально.


С точки зрения вмешательства в авторский текст. Минимум, вероятно, в «Золушке»
Е. Л. Шварца. Ф. Г. очень любила этого «современного сказочника», а роль Мачехи
относила к числу тех, что принесли настоящую радость.
В одной из своих реплик возмущенная Мачеха говорит о «сказочном свинстве». Его
Раневская успешно воплотила в своей роли. В ее Мачехе зрители узнавали, несмотря
на пышные «средневековые» одежды, сегодняшнюю соседку-склочницу, сослуживицу,
просто знакомую, установившую в семье режим своей диктатуры. Это бытовой план роли,
достаточно злой и выразительный.

Но в Мачехе есть и социальный подтекст. Сила ее, безнаказанность, самоуверенность
кроются в огромных связях, в столь обширной сети «нужных людей», что ей «сам король
позавидует». Причем у Шварца король не завидует Мачехе, но боится ее (это король-то!)
именно из-за этих связей.
У нее такие связи – лучше ее не трогать, – говорит он.
Мачеха-Раневская прекрасно ориентируется в сказочном государстве, она отлично
знает, какие пружины и в какой момент нужно нажать, чтобы достичь цели.

Проба на роль мачехи к кинофильму «Золушка». 1947 г.

Пусть сказочно нелепа задача, которую она себе поставила, – ее и ее уродливых дочек
должны внести в Книгу первых красавиц королевства, – но средства, которыми она
пытается добиться своего, вполне реальны. Мачеха знает: нужны прежде всего факты
(«Факты решают все!» – лозунг!), нужны подтверждения собственного очарования и
неотразимости, а также аналогичных качеств ее дочерей. И начинается увлекательная
охота за знаками внимания короля и принца: сколько раз король взглянул на них,
сколько раз сказал им хотя бы одно слово, сколько раз улыбнулся «в их сторону».
Учету «знаков внимания высочайших особ» Мачеха и ее дочки посвящают
весь сказочный королевский бал.

Это одна из замечательных сцен фильма. В ней все смешно: и то, чем занимается милое
семейство, и то, как оно это делает. Раневская здесь, повторим, минимальный соавтор
Шварца-сценариста, но полная хозяйка роли. По сценарию дочки сообщают матери о знаках
внимания, и та, зная силу документа, немедленно фиксирует в блокноте каждый факт.
Ф. Г. ничего не добавила в текст. Она только повторила в несколько усеченном виде
реплики дочерей.

Анна — Елена Юнгер, Мачеха — Фаина Раневская, Марьяна — Тамара Сезеневская.

На экране сцена выглядела так:
Анна. Запиши, мамочка, принц взглянул в мою сторону три раза…
Мачеха. Взглянул – три раза.
Анна. Улыбнулся один раз…
Мачеха. Улыбнулся – один.
Анна. Вздохнул один, итого – пять.
Марианна. А мне король сказал: «Очень рад вас видеть» – один раз.
Мачеха. Видеть – один раз.
Марианна. «Ха-ха-ха» – один раз.
Мачеха. «Ха-ха-ха» – один раз.
Марианна. И «Проходите, проходите, здесь дует» – один раз.
Мачеха. Проходите – один раз.
Марианна. Итого три раза.

Кадр из фильма «Золушка»

Свои реплики Раневская произносила меланхолически-деловито, как бы повторяя слова
дочерей для себя. Притом она с легкой небрежностью вела запись в блокноте – точно
так, как это делают современные официанты. Закончив запись, Мачеха, не моргнув
глазом, подытожила ее тоже не менее «современно»:
– Итак, пять и три – девять знаков внимания со стороны высочайших особ!

Реплика неизменно вызывала смех. Находка Раневской вскрывает немудреный подтекст роли.
В пору, когда любая критика чуть «выше управдома» находилась под запретом, подобные
намеки находили у зрителя радостное понимание.

Евгений Шварц (1896-1958) — прозаик, драматург, сценарист.

Я поинтересовался, как Евгений Львович относился к таким «вольностям» актрисы?
– О, он был очень доволен, – сказала Ф. Г., – хотя, как никто другой,
бережно, даже болезненно бережно относился к каждой фразе, каждому слову в сценарии.
Очевидно потому, что работал над своими вещами необычайно тщательно. Меня Шварц
любил и позволил несколько отсебятин – правда, согласованных с ним.

Мачеха—Фаина Раневская и Золушка-Янина Жеймо

Там была еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья – это я сама
придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут
же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья и любоваться собой.
Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла,
хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!».
Теперь эпизод стал таким.
Мачеха, всхлипывая, садится к зеркалу, а Золушка подает ей диковинные перья.
– Я работаю, как лошадь. Бегаю (перо), хлопочу (перо), требую (перо), добываю
и добиваюсь (перо), очаровываю (тощее павлинье перо).

Съемочная группа фильма «Золушка»

Кстати, хотя все это и вошло с разрешения Евгения Львовича в фильм, но, издавая
сценарий, Шварц остался верен первоначальному варианту своего текста и вымарал
все мои «добавки», все эти «добываю и добиваюсь» – еще одно свидетельство, как
относился он к написанному

Мачеха – одна из лучших комедийных ролей Раневской. Но вот загадочная метаморфоза:
злая Мачеха – объект ненависти читателей «Золушки» Перро – в фильме вызывает
восхищение и восторг. Даже юные зрители, которые часто острее взрослых воспринимают
зло, встречают ее появление на экране с радостным оживлением. И по окончании фильма
говорят о ней не с возмущением, а с любовью.
И при этом Мачеха ни на секунду не перестает быть «отрицательной». Ее чванство,
хамство, тирания обрисованы и сыграны выпукло, четко, без полутонов. Даже покидая
поле битвы, она не желает признавать поражения. «А еще корону надел!» – успевает
она бросить королю.

Фаина Раневская в фильме «Золушка», 1947 г.

Мачеха Раневской глупа и мелочно коварна. Она, конечно, никогда не признается в этом,
ибо считает себя талантливым стратегом и женщиной, умеющей жить. Как она хочет
пробиться в высший круг – в королевское семейство! Для этого все средства хороши.

«Капрал! Зовите короля! Туфелька как раз по ноге одной из моих дочек,
– стремительно приказывает она, не собираясь примерять хрустальный башмачок.
И тут же добавляет весьма многозначительно:
– Я вам буду очень благодарна. Вы понимаете меня? Очень! (Тихо.) Озолочу!»

А как деловито-озабоченно осведомляется она, когда башмачок пришлось все же примерить
и он оказался мал для ее дочерей:
«Других размеров нету?»
И все это Раневская делает открыто, напоказ. Ее коварство – демонстративное, хитрость
– обнаженная, глупость – откровенная. Раневская играет свою Мачеху так, что
заставляет зрителя насквозь видеть ее.

С Эрастом Гариным в сказке «Золушка»

Демонстративное коварство Мачехи – не страшно, оно – смешно. Раневская сама смеется
над ним и приглашает к смеху зрителя. Она убеждает – можно заставить зрителей
ненавидеть героя и при этом им восхищаться. Восхищение – от мастерства актрисы.
И при этом актриса, безусловно, любит своих героинь, как это ни парадоксально звучит.

Рабочий момент съемок

«Золушка» – минимальный вариант вмешательства Ф. Г. в текст роли, прямого соавторства.
Но кто установит ее многочисленные дописки текста в других фильмах?

Как рождаются эти фразы, трудно сказать, – говорила Ф. Г. – Часто путем долгих
поисков, когда мучаешься над текстом и не можешь понять, чего же не хватает.
Иногда как бы само собой. Но без этого я не смогла бы играть.
Вот в «Мечте», помните, я обнаруживаю пропажу денег, кидаюсь к прислуге,
выхватываю у нее из-за пазухи пачку купюр и кричу:

Ф. Раневская. Кадр из фильма «Мечта»

– Смотрите, панове, у меня в доме воровка. Она обокрала меня, сломала комод и
вытащила деньги. Это же мои деньги – они еще пахнут нафталином!

Последняя фраза про нафталин родилась на съемках – я нюхала деньги и
громогласно объявляла результат.
Без него вся сцена мне показалась малоубедительной:
ведь запах нафталина здесь единственное доказательство, что к прислуге попали
деньги именно из комода. И притом обнюхать собственные деньги, согласитесь, что
для Розы Скороход – это точная, характерная деталь.

Источник: lib.vkarp.com

8 интересных фактов о фильме «Золушка»

Почти сразу после Дня Победы на полуразрушенном «Ленфильме» задумались о съёмках какой-нибудь красивой сказки. Послевоенная атмосфера не располагала к мыслям о дворцах, балах и принцах, но людям была очень нужна вера в чудо и жизнеутверждающий сюжет… Художник-постановщик киностудии Николай Акимов предложил экранизировать знаменитую сказку «Золушка», а режиссёром стала его бывшая жена Надежда Кошеверова.

«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро

Надежда Кошеверова познакомилась с актрисой Яниной Жеймо ещё во время войны и сразу сказала, что с такой фактурой она должна играть Золушку: актриса была ростом 147 см и носила обувь 31-го размера. Поэтому когда заговорили про экранизацию — режиссёр сразу же предложила её кандидатуру. О том, что Золушку будет играть Жеймо, она рассказала и сценаристу Евгению Шварцу, который писал сценарий сразу под эту актрису.

«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро

Худсовет сначала кандидатуру Жеймо отклонил. Актрисе было 37 лет, и для сказочной героини она считалась слишком взрослой. Режиссёру предложили взять молодую балерину Марию Мазун, но у девушки не было опыта и на пробах она смотрелась бледно по сравнению с Жеймо. Вопрос с Золушкой был решен… Чтобы выглядеть моложе, Янина Жеймо старалась высыпаться и снималась только вечером, потому что утром, по её словам, лицо было «не то».
Под Золушку начали искать и более взрослого принца — им стал 35-летний Алексей Консовский, которого после премьеры засыпали романтичные письма от школьниц. Отца Золушки сыграл Василий Меркурьев, который был всего на пять лет старше «дочери».

«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро

На роль мачехи одной из первых пробовалась Фаина Раневская, но актриса не восприняла предложение всерьёз и отыграла томную светскую львицу, которой сама потом была недовольна. Не понравилась она и драматургу Евгению Шварцу, который хотел видеть в этой роли свою любимую актрису Надежду Нурм. На пробах Нурм смотрелась прекрасно, но героиня получалась слишком прямолинейной… Пробовали ещё оперную певицу Софью Голембу, но её мачеха казалась милой и слегка слащавой. Тогда вернулись к Раневской, которая после утверждения взялась за роль и доработала её до своего идеала.

«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро

Для создания образа мачехи пригласили основателя цеха пластического грима. С лица Фаины Раневской сняли слепок и сделали накладки на нос и щёки. В ходе работы оказалось, что такой грим отнимает слишком много времени и при этом выглядит ненатурально.

Тогда решили обойтись простыми средствами — гримёр принес специальный каучуковый клей и с помощью проклеенного кусочка тюля подтягивал нос актрисы, чтобы он стал вздёрнутым. За щёки Раневская запихивала кусочки ваты, приговаривая, что «для актрисы не существует никаких неудобств, если это нужно для роли».

«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро

На роль Феи-крёстной претендовала Любовь Орлова, но её голливудский типаж не вписался в атмосферу сказки. Феей стала Варвара Мясникова, которую зрители знали по роли Анки-пулемётчицы в фильме «Чапаев». Очень долго не могли найти актёра на роль мальчика-пажа — режиссёр отсмотрела тысячи фотографий, но никто ей не нравился. Нужный типаж встретился в библиотеке одного из Дворцов пионеров — именно там помощник режиссёра нашла 13-летнего Игоря Клименкова. После «Золушки» он снялся ещё в одном фильме, потом провалил несколько проб и, разочаровавшись в кино, плотно занялся музыкой. В последствии Игорь Клименков прославился как выдающийся гитарист.

«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро

Роскошные декорации к фильму собирали с миру по нитке. Мебель приносили из домов, массовка на балу была одета в конфискованные из берлинского театра костюмы, часть нарядов сшили из бархатных штор, а для платьев Золушки и Феи-крёстной Фаина Раневская принесла из дома кусок привезённого из заграницы шифона. Пригодилось и настенное бра из запасов актрисы — оно было соткано из кристалликов, которые пошли на украшения. Знаменитые туфельки Золушки были сделаны из оргстекла, ходить в них было невозможно, поэтому Янина Жеймо появляется в туфлях всего на несколько секунд.

«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро

Во многих источниках можно встретить информацию, что королевский дворец снимали в усадьбе барона фон Дервиза, которая находится в селе Кирицы. На самом деле уличные сцены снимали в Риге, а сам дворец был всего лишь декорацией, построенной в павильонах «Ленфильма».

«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро

Идина Мензель рассказывает о роли злой мачехи в «Золушке» с Камилой Кабелло: «Это захватывающе!» (Эксклюзив)

Логотип ET Online

Поиск

09:30

Idina Menzel разговоры, играя в злом мачехе в «Золушке» с…

02:36

Почему Камила Кабелло бросила онлайн -знакомства после 24 часов

02:41

‘: Гвен Стефани задается вопросом, почему она не может сидеть рядом с мужем…

03:10

Уильям Дэниелс о том, почему он отказался от легендарной «Мальчик встречает мир» R…

01:26

Генри Кавилл поделился списком желаний для «Возвращения Супермена» 2 0 2 0 9 0 ‘B 8 9 0 15

Милли Бобби Браун на свидании с Джейком Бонгиови и «Странно…

06:00

Милли Бобби Браун реагирует на вирусную теору« Незнакомец ». ‘ Коронация: что это значит для Royal Rift и H…

03:00

«Хэллоуин заканчивается»: Кайл Ричардс на «Материнской» дружбе с JA…

10:09

.

:39

Чип и Джоанна Гейнс о возможности завести еще детей и…

02:23

Иоланда Хадид рассказывает, как «RHOBH» повлиял на ее психическое здоровье… 30 9008 100023

«Призраки»: друзья Джея могут быть членами секты (эксклюзив)

03:03

Как сделать Mini, загруженный дважды запечатанный картофель

02:35

Карли Пирс о том, как она и Kelsea Balleerini поддерживали каждый othe…

02:49

Клуни и Джулия Робертс о воссоединении в пятый раз Onscr…

01:06

«Наблюдатель»: Наоми Уоттс и Бобби Каннавале о воссоздании…

00:51

как человек в первом сообщении…

02:18

У детей принца Уильяма и принца Гарри не так много…

Идина Мензел переходит от озвучивания Снежной Королевы к роли ледяной мачехи, и она не может быть больше взволнованный.

Актриса и певица прошла по красной дорожке на премьере своего нового фильма Disney Frozen 2 в театре Dolby в Голливуде в четверг, и она поговорила с Келти Найт из ET о своей предстоящей роли в экранизации Sony. из Золушка .

Исполнительница, обладательница «Тони» и «Грэмми», присоединится к Камиле Кабелло, которая возглавляет проект в качестве одноименной героини, а также к Билли Портеру, и Менцель рассказала, что привлекло ее в этой роли.

«Я просто стараюсь окружить себя хорошими проектами, если могу», — сказала Мензель с улыбкой, добавив, что фильм ее также привлек его режиссер, номинированный на премию «Эмми» сценарист, продюсер и актриса Кей Кэннон.

Мензел говорит, что исполнение этой роли также является «чем-то вроде воплощения всех различных граней того, кем я являюсь как исполнитель».

«Это просто захватывающе», — добавила она с улыбкой.

Мензель также с нетерпением ждет выхода своего долгожданного анимационного продолжения, Frozen 2, , которое выходит через шесть лет после выхода оригинала. Однако она признала, что, наконец, завершение проекта после многих лет разработки немного «горько-сладко».

«Мы действительно очень любим друг друга, вся команда. Мы гордимся этими фильмами и тем, как они находят отклик у людей», — сказал Менцель. «Я взволнован тем, что мир увидит это».

Frozen 2 катится в кинотеатры 22 ноября. Новый взгляд Камилы Кабелло на «Золушку» выйдет в феврале 2021 года

Идина Мензел и Энтони Рэпп дразнят воссоединение бродвейских актеров во время «Rent: Live»

Билли Портер рассказал, что сыграет главную роль в экранизации «Золушки»

Идина Мензель чувствует себя «плохой мамой» после того, как зубная фея провалилась

Связанная галерея

 

Кристин Барански в роли мачехи Золушки (в центре) с коллегами по фильму Люси Панч и Тэмми Бланшар

Когда зрители увидят Кристин Барански в роли Мачехи Золушки в В лесу в день Рождества большинство ее поклонников могут не узнать ее из-за кудахтанья и слоев кружева.

Вместо серьезного адвоката Дианы, одетой в строгие костюмы из «Хорошая жена» , Барански увенчан кондитерским светлым париком, затянутым в платье с корсетом и усыпан бантами. А вот комедийная часть идеально подходит для актрисы, которая десятилетиями обожала гей-зрителей за ее едкое остроумие и точное время, а также удивляла людей своими многочисленными ролями на сцене и на экране.

«Мачеха — второстепенный персонаж», — признает Барански. «Но, честно говоря, эти маленькие музыкальные выходы очень сложны. Вот как ее представили: она спускается по лестнице, и вы должны попасть в цель. Я часто говорю, что играть маленькие роли сложнее, чем большие роли, потому что у вас очень мало времени. , особенно на экране, чтобы сказать: «Это , именно , кто этот персонаж, поэтому его нужно вырезать и вырезать. Если есть смех, забавный момент, вы должны его оценить».

Хотя мы могли бы представить Барански как феноменальную ведьму, выкрикивающую большие числа (извини, Мерил), и на самом деле она давно связана с творчеством Сондхейма, Барански говорит, что была рада любой роли в

В лесу , отчасти из-за ее давней дружбы с режиссером Робом Маршаллом. Впервые они встретились во время мастер-класса для театрального проекта Хэла Принса « Окаменелый принц » (Маршалл был хореографом) в начале 90-х. После того, как она решила покинуть шоу и взять на себя роль, изменившую ее карьеру, на Сибил. Но они остались на связи. Позже она работала с ним над Чикаго , и они сделали чтение пьесы Маме . «Мы с ним обожаем друг друга», — говорит она. «Он сказал мне: «Я хочу, чтобы ты был во всем, что я делаю. Ты мой талисман на удачу». И я сказал ему, что сделаю все, что угодно. Я пройду за тебя по битому стеклу. Я буду в любом проекте».

Это оказалось трудным из-за ее телевизионного графика, и Барански не смогла участвовать в большей части репетиций в Лондоне, в отличие от остальных актеров. Но ей удалось найти способ. «Я никогда не спрашивал

Good Wife для чего-то важного, — объясняет она. — Но они изменили график, чтобы я могла летать туда и обратно в Лондон. К счастью, я был достаточно частью этого, чтобы почувствовать, насколько все были фантастическими.