Фаина Раневская — Вспомнить, подумать… — LiveJournal
Фаина Раневская – не только актриса
От Глеба Скороходова .
Я уже говорил, что Раневская – соавтор почти каждой своей роли.
А порой – единственный автор. Иногда, правда, ее соавторство минимально.
С точки зрения вмешательства в авторский текст. Минимум, вероятно, в «Золушке»
Е. Л. Шварца. Ф. Г. очень любила этого «современного сказочника», а роль Мачехи
относила к числу тех, что принесли настоящую радость.
В одной из своих реплик возмущенная Мачеха говорит о «сказочном свинстве». Его
Раневская успешно воплотила в своей роли. В ее Мачехе зрители узнавали, несмотря
на пышные «средневековые» одежды, сегодняшнюю соседку-склочницу, сослуживицу,
просто знакомую, установившую в семье режим своей диктатуры. Это бытовой план роли,
достаточно злой и выразительный.
Но в Мачехе есть и социальный подтекст. Сила ее, безнаказанность, самоуверенность
кроются в огромных связях, в столь обширной сети «нужных людей», что ей «сам король
позавидует». Причем у Шварца король не завидует Мачехе, но боится ее (это король-то!)
именно из-за этих связей.
– У нее такие связи – лучше ее не трогать, – говорит он.
Мачеха-Раневская прекрасно ориентируется в сказочном государстве, она отлично
знает, какие пружины и в какой момент нужно нажать, чтобы достичь цели.
Проба на роль мачехи к кинофильму «Золушка». 1947 г.
Пусть сказочно нелепа задача, которую она себе поставила, – ее и ее уродливых дочек
должны внести в Книгу первых красавиц королевства, – но средства, которыми она
пытается добиться своего, вполне реальны. Мачеха знает: нужны прежде всего факты
(«Факты решают все!» – лозунг!), нужны подтверждения собственного очарования и
неотразимости, а также аналогичных качеств ее дочерей. И начинается увлекательная
охота за знаками внимания короля и принца: сколько раз король взглянул на них,
сколько раз сказал им хотя бы одно слово, сколько раз улыбнулся «в их сторону».
Учету «знаков внимания высочайших особ» Мачеха и ее дочки посвящают
весь сказочный королевский бал.
Это одна из замечательных сцен фильма. В ней все смешно: и то, чем занимается милое
семейство, и то, как оно это делает. Раневская здесь, повторим, минимальный соавтор
Шварца-сценариста, но полная хозяйка роли. По сценарию дочки сообщают матери о знаках
внимания, и та, зная силу документа, немедленно фиксирует в блокноте каждый факт.
Ф. Г. ничего не добавила в текст. Она только повторила в несколько усеченном виде
реплики дочерей.
Анна — Елена Юнгер, Мачеха — Фаина Раневская, Марьяна — Тамара Сезеневская.
На экране сцена выглядела так:
Анна. Запиши, мамочка, принц взглянул в мою сторону три раза…
Мачеха. Взглянул – три раза.
Анна. Улыбнулся один раз…
Мачеха. Улыбнулся – один.
Анна. Вздохнул один, итого – пять.
Марианна. А мне король сказал: «Очень рад вас видеть» – один раз.
Мачеха. Видеть – один раз.
Марианна. «Ха-ха-ха» – один раз.
Мачеха. «Ха-ха-ха» – один раз.
Марианна. И «Проходите, проходите, здесь дует» – один раз.
Мачеха. Проходите – один раз.
Марианна. Итого три раза.
Кадр из фильма «Золушка»
Свои реплики Раневская произносила меланхолически-деловито, как бы повторяя слова
дочерей для себя. Притом она с легкой небрежностью вела запись в блокноте – точно
так, как это делают современные официанты. Закончив запись, Мачеха, не моргнув
глазом, подытожила ее тоже не менее «современно»:
– Итак, пять и три – девять знаков внимания со стороны высочайших особ!
Реплика неизменно вызывала смех. Находка Раневской вскрывает немудреный подтекст роли.
В пору, когда любая критика чуть «выше управдома» находилась под запретом, подобные
намеки находили у зрителя радостное понимание.
Евгений Шварц (1896-1958) — прозаик, драматург, сценарист.
Я поинтересовался, как Евгений Львович относился к таким «вольностям» актрисы?
– О, он был очень доволен, – сказала Ф. Г., – хотя, как никто другой,
бережно, даже болезненно бережно относился к каждой фразе, каждому слову в сценарии.
Очевидно потому, что работал над своими вещами необычайно тщательно. Меня Шварц
любил и позволил несколько отсебятин – правда, согласованных с ним.
Мачеха—Фаина Раневская и Золушка-Янина Жеймо
Там была еще такая сцена. Я готовлюсь к балу, примеряю разные перья – это я сама
придумала: мне показалось очень характерным для Мачехи жаловаться на судьбу и тут
же смотреть в зеркало, прикладывая к голове различные перья и любоваться собой.
Но для действия мне не хватало текста. Евгений Львович посмотрел, что я насочиняла,
хохотнул и поцеловал руку: «С Богом!».
Теперь эпизод стал таким.
Мачеха, всхлипывая, садится к зеркалу, а Золушка подает ей диковинные перья.
– Я работаю, как лошадь. Бегаю (перо), хлопочу (перо), требую (перо), добываю
и добиваюсь (перо), очаровываю (тощее павлинье перо).
Съемочная группа фильма «Золушка»
Кстати, хотя все это и вошло с разрешения Евгения Львовича в фильм, но, издавая
сценарий, Шварц остался верен первоначальному варианту своего текста и вымарал
все мои «добавки», все эти «добываю и добиваюсь» – еще одно свидетельство, как
относился он к написанному
Мачеха – одна из лучших комедийных ролей Раневской. Но вот загадочная метаморфоза:
злая Мачеха – объект ненависти читателей «Золушки» Перро – в фильме вызывает
восхищение и восторг. Даже юные зрители, которые часто острее взрослых воспринимают
зло, встречают ее появление на экране с радостным оживлением. И по окончании фильма
говорят о ней не с возмущением, а с любовью.
И при этом Мачеха ни на секунду не перестает быть «отрицательной». Ее чванство,
хамство, тирания обрисованы и сыграны выпукло, четко, без полутонов. Даже покидая
поле битвы, она не желает признавать поражения. «А еще корону надел!» – успевает
она бросить королю.
Фаина Раневская в фильме «Золушка», 1947 г.
Мачеха Раневской глупа и мелочно коварна. Она, конечно, никогда не признается в этом,
ибо считает себя талантливым стратегом и женщиной, умеющей жить. Как она хочет
пробиться в высший круг – в королевское семейство! Для этого все средства хороши.
«Капрал! Зовите короля! Туфелька как раз по ноге одной из моих дочек,
– стремительно приказывает она, не собираясь примерять хрустальный башмачок.
И тут же добавляет весьма многозначительно:
– Я вам буду очень благодарна. Вы понимаете меня? Очень! (Тихо.) Озолочу!»
А как деловито-озабоченно осведомляется она, когда башмачок пришлось все же примерить
и он оказался мал для ее дочерей:
«Других размеров нету?»
И все это Раневская делает открыто, напоказ. Ее коварство – демонстративное, хитрость
– обнаженная, глупость – откровенная. Раневская играет свою Мачеху так, что
заставляет зрителя насквозь видеть ее.
С Эрастом Гариным в сказке «Золушка»
Демонстративное коварство Мачехи – не страшно, оно – смешно. Раневская сама смеется
над ним и приглашает к смеху зрителя. Она убеждает – можно заставить зрителей
ненавидеть героя и при этом им восхищаться. Восхищение – от мастерства актрисы.
И при этом актриса, безусловно, любит своих героинь, как это ни парадоксально звучит.
Рабочий момент съемок
«Золушка» – минимальный вариант вмешательства Ф. Г. в текст роли, прямого соавторства.
Но кто установит ее многочисленные дописки текста в других фильмах?
– Как рождаются эти фразы, трудно сказать, – говорила Ф. Г. – Часто путем долгих
поисков, когда мучаешься над текстом и не можешь понять, чего же не хватает.
Иногда как бы само собой. Но без этого я не смогла бы играть.
Вот в «Мечте», помните, я обнаруживаю пропажу денег, кидаюсь к прислуге,
выхватываю у нее из-за пазухи пачку купюр и кричу:
Ф. Раневская. Кадр из фильма «Мечта»
– Смотрите, панове, у меня в доме воровка. Она обокрала меня, сломала комод и
вытащила деньги. Это же мои деньги – они еще пахнут нафталином!
Последняя фраза про нафталин родилась на съемках – я нюхала деньги и
громогласно объявляла результат.
Без него вся сцена мне показалась малоубедительной:
ведь запах нафталина здесь единственное доказательство, что к прислуге попали
деньги именно из комода. И притом обнюхать собственные деньги, согласитесь, что
для Розы Скороход – это точная, характерная деталь.
Источник: lib.vkarp.com
8 интересных фактов о фильме «Золушка»
Почти сразу после Дня Победы на полуразрушенном «Ленфильме» задумались о съёмках какой-нибудь красивой сказки. Послевоенная атмосфера не располагала к мыслям о дворцах, балах и принцах, но людям была очень нужна вера в чудо и жизнеутверждающий сюжет… Художник-постановщик киностудии Николай Акимов предложил экранизировать знаменитую сказку «Золушка», а режиссёром стала его бывшая жена Надежда Кошеверова.
«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро
Надежда Кошеверова познакомилась с актрисой Яниной Жеймо ещё во время войны и сразу сказала, что с такой фактурой она должна играть Золушку: актриса была ростом 147 см и носила обувь 31-го размера. Поэтому когда заговорили про экранизацию — режиссёр сразу же предложила её кандидатуру. О том, что Золушку будет играть Жеймо, она рассказала и сценаристу Евгению Шварцу, который писал сценарий сразу под эту актрису.
«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро
Худсовет сначала кандидатуру Жеймо отклонил. Актрисе было 37 лет, и для сказочной героини она считалась слишком взрослой. Режиссёру предложили взять молодую балерину Марию Мазун, но у девушки не было опыта и на пробах она смотрелась бледно по сравнению с Жеймо. Вопрос с Золушкой был решен… Чтобы выглядеть моложе, Янина Жеймо старалась высыпаться и снималась только вечером, потому что утром, по её словам, лицо было «не то».
Под Золушку начали искать и более взрослого принца — им стал 35-летний Алексей Консовский, которого после премьеры засыпали романтичные письма от школьниц. Отца Золушки сыграл Василий Меркурьев, который был всего на пять лет старше «дочери».
«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро
На роль мачехи одной из первых пробовалась Фаина Раневская, но актриса не восприняла предложение всерьёз и отыграла томную светскую львицу, которой сама потом была недовольна. Не понравилась она и драматургу Евгению Шварцу, который хотел видеть в этой роли свою любимую актрису Надежду Нурм. На пробах Нурм смотрелась прекрасно, но героиня получалась слишком прямолинейной… Пробовали ещё оперную певицу Софью Голембу, но её мачеха казалась милой и слегка слащавой. Тогда вернулись к Раневской, которая после утверждения взялась за роль и доработала её до своего идеала.
«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро
Для создания образа мачехи пригласили основателя цеха пластического грима. С лица Фаины Раневской сняли слепок и сделали накладки на нос и щёки. В ходе работы оказалось, что такой грим отнимает слишком много времени и при этом выглядит ненатурально.
«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро
На роль Феи-крёстной претендовала Любовь Орлова, но её голливудский типаж не вписался в атмосферу сказки. Феей стала Варвара Мясникова, которую зрители знали по роли Анки-пулемётчицы в фильме «Чапаев». Очень долго не могли найти актёра на роль мальчика-пажа — режиссёр отсмотрела тысячи фотографий, но никто ей не нравился. Нужный типаж встретился в библиотеке одного из Дворцов пионеров — именно там помощник режиссёра нашла 13-летнего Игоря Клименкова. После «Золушки» он снялся ещё в одном фильме, потом провалил несколько проб и, разочаровавшись в кино, плотно занялся музыкой. В последствии Игорь Клименков прославился как выдающийся гитарист.
«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро
Роскошные декорации к фильму собирали с миру по нитке. Мебель приносили из домов, массовка на балу была одета в конфискованные из берлинского театра костюмы, часть нарядов сшили из бархатных штор, а для платьев Золушки и Феи-крёстной Фаина Раневская принесла из дома кусок привезённого из заграницы шифона. Пригодилось и настенное бра из запасов актрисы — оно было соткано из кристалликов, которые пошли на украшения. Знаменитые туфельки Золушки были сделаны из оргстекла, ходить в них было невозможно, поэтому Янина Жеймо появляется в туфлях всего на несколько секунд.
«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро
Во многих источниках можно встретить информацию, что королевский дворец снимали в усадьбе барона фон Дервиза, которая находится в селе Кирицы. На самом деле уличные сцены снимали в Риге, а сам дворец был всего лишь декорацией, построенной в павильонах «Ленфильма».
«Золушка», к/с «Ленфильм», 1947, реж. Н. Кошеверова, М. Шапиро
Идина Мензель рассказывает о роли злой мачехи в «Золушке» с Камилой Кабелло: «Это захватывающе!» (Эксклюзив)
Логотип ET OnlineПоиск
09:30
Idina Menzel разговоры, играя в злом мачехе в «Золушке» с…
02:36
Почему Камила Кабелло бросила онлайн -знакомства после 24 часов
02:41
‘: Гвен Стефани задается вопросом, почему она не может сидеть рядом с мужем…
03:10
Уильям Дэниелс о том, почему он отказался от легендарной «Мальчик встречает мир» R…
01:26
Генри Кавилл поделился списком желаний для «Возвращения Супермена» 2 0 2 0 9 0 ‘B 8 9 0 15
Милли Бобби Браун на свидании с Джейком Бонгиови и «Странно…
06:00
Милли Бобби Браун реагирует на вирусную теору« Незнакомец ». ‘ Коронация: что это значит для Royal Rift и H…
03:00
«Хэллоуин заканчивается»: Кайл Ричардс на «Материнской» дружбе с JA…
10:09
.
:39Чип и Джоанна Гейнс о возможности завести еще детей и…
02:23
Иоланда Хадид рассказывает, как «RHOBH» повлиял на ее психическое здоровье… 30 9008 100023
«Призраки»: друзья Джея могут быть членами секты (эксклюзив)
03:03
Как сделать Mini, загруженный дважды запечатанный картофель
02:35
Карли Пирс о том, как она и Kelsea Balleerini поддерживали каждый othe…
02:49
Клуни и Джулия Робертс о воссоединении в пятый раз Onscr…
01:06
«Наблюдатель»: Наоми Уоттс и Бобби Каннавале о воссоздании…
00:51
как человек в первом сообщении…
Клуни и Джулия Робертс о воссоединении в пятый раз Onscr…
01:06
«Наблюдатель»: Наоми Уоттс и Бобби Каннавале о воссоздании…
00:51
как человек в первом сообщении…
Клуни и Джулия Робертс о воссоединении в пятый раз Onscr…
01:06
«Наблюдатель»: Наоми Уоттс и Бобби Каннавале о воссоздании…
00:51
как человек в первом сообщении…
Клуни и Джулия Робертс о воссоединении в пятый раз Onscr…
01:06
«Наблюдатель»: Наоми Уоттс и Бобби Каннавале о воссоздании…
00:51
как человек в первом сообщении…
Клуни и Джулия Робертс о воссоединении в пятый раз Onscr…
01:06
«Наблюдатель»: Наоми Уоттс и Бобби Каннавале о воссоздании…
00:51
как человек в первом сообщении…02:18
У детей принца Уильяма и принца Гарри не так много…
Идина Мензел переходит от озвучивания Снежной Королевы к роли ледяной мачехи, и она не может быть больше взволнованный.
Актриса и певица прошла по красной дорожке на премьере своего нового фильма Disney Frozen 2 в театре Dolby в Голливуде в четверг, и она поговорила с Келти Найт из ET о своей предстоящей роли в экранизации Sony. из Золушка .
Исполнительница, обладательница «Тони» и «Грэмми», присоединится к Камиле Кабелло, которая возглавляет проект в качестве одноименной героини, а также к Билли Портеру, и Менцель рассказала, что привлекло ее в этой роли.
«Я просто стараюсь окружить себя хорошими проектами, если могу», — сказала Мензель с улыбкой, добавив, что фильм ее также привлек его режиссер, номинированный на премию «Эмми» сценарист, продюсер и актриса Кей Кэннон.
Мензел говорит, что исполнение этой роли также является «чем-то вроде воплощения всех различных граней того, кем я являюсь как исполнитель».
«Это просто захватывающе», — добавила она с улыбкой.
Мензель также с нетерпением ждет выхода своего долгожданного анимационного продолжения, Frozen 2, , которое выходит через шесть лет после выхода оригинала. Однако она признала, что, наконец, завершение проекта после многих лет разработки немного «горько-сладко».
«Мы действительно очень любим друг друга, вся команда. Мы гордимся этими фильмами и тем, как они находят отклик у людей», — сказал Менцель. «Я взволнован тем, что мир увидит это».
Frozen 2 катится в кинотеатры 22 ноября. Новый взгляд Камилы Кабелло на «Золушку» выйдет в феврале 2021 года
Идина Мензел и Энтони Рэпп дразнят воссоединение бродвейских актеров во время «Rent: Live»
Билли Портер рассказал, что сыграет главную роль в экранизации «Золушки»
Идина Мензель чувствует себя «плохой мамой» после того, как зубная фея провалилась
Связанная галерея
Кристин Барански в роли мачехи Золушки (в центре) с коллегами по фильму Люси Панч и Тэмми Бланшар
Когда зрители увидят Кристин Барански в роли Мачехи Золушки в В лесу в день Рождества большинство ее поклонников могут не узнать ее из-за кудахтанья и слоев кружева.
Вместо серьезного адвоката Дианы, одетой в строгие костюмы из «Хорошая жена» , Барански увенчан кондитерским светлым париком, затянутым в платье с корсетом и усыпан бантами. А вот комедийная часть идеально подходит для актрисы, которая десятилетиями обожала гей-зрителей за ее едкое остроумие и точное время, а также удивляла людей своими многочисленными ролями на сцене и на экране.«Мачеха — второстепенный персонаж», — признает Барански. «Но, честно говоря, эти маленькие музыкальные выходы очень сложны. Вот как ее представили: она спускается по лестнице, и вы должны попасть в цель. Я часто говорю, что играть маленькие роли сложнее, чем большие роли, потому что у вас очень мало времени. , особенно на экране, чтобы сказать: «Это , именно , кто этот персонаж, поэтому его нужно вырезать и вырезать. Если есть смех, забавный момент, вы должны его оценить».
Хотя мы могли бы представить Барански как феноменальную ведьму, выкрикивающую большие числа (извини, Мерил), и на самом деле она давно связана с творчеством Сондхейма, Барански говорит, что была рада любой роли в
Это оказалось трудным из-за ее телевизионного графика, и Барански не смогла участвовать в большей части репетиций в Лондоне, в отличие от остальных актеров. Но ей удалось найти способ. «Я никогда не спрашивал Good Wife для чего-то важного, — объясняет она. — Но они изменили график, чтобы я могла летать туда и обратно в Лондон. К счастью, я был достаточно частью этого, чтобы почувствовать, насколько все были фантастическими.