Дали и гала: Love story in pictures: Salvador Dalí and Gala

Сальвадор Дали — посвящение одному гению

Александр Рожин

Рубрика: 

ВЫСТАВКИ

Номер журнала: 

#3 2011 (32)

Сальвадор Дали и Пабло Пикассо — два великих испанца — оставили в тени своей мировой славы многих мастеров искусства ХХ века. Ни о ком так много не писали, не говорили, не спорили, как о них; никто не может сравниться с ними по количеству книг, альбомов, брошюр, статей, опубликованных о творчестве этих двух титанов.

Казалось бы, ничто не предвещало в ранних работах молодого Сальвадора появления грандиозного таланта, затмившего своим эпатирующим, взрывным, чудодейственным искусством все, что можно было бы вообразить. Нет такой силы, которую и сейчас можно было бы противопоставить его фантасмагориям.

Первая ретроспективная выставка произведений Дали из собрания Фонда «Гала-Сальвадор Дали.

Фигерас» в Москве, в залах ГМИИ им. А.С. Пушкина впервые так масштабно представила российской публике его творчество. Она стала праздником, открытием феномена выдающегося мастера для всех поклонников, адептов и даже недавних хулителей «сюрреализма».

О нем уже так много написано, что вряд ли кто-то возьмет на себя смелость прибавить к десяткам тысяч страниц уже напечатанных текстов что-то новое, но все же творчество Дали неисчерпаемо, оно остается загадкой, таинством «одного» гения. Для чуткого сердца и пытливого ума оно неиссякаемый источник фантазии и вдохновения. Еще не раз мы будем задаваться вопросом: в чем же феномен его искусства, судьбы, личности, — и каждый из нас будет искать свой собственный ответ.

Универсальный дар Сальвадора Дали, предназначение таланта оракула и мастерства демиурга повергали в смятение, вызывали восторг и гнев, вселяли одновременно надежду и разочарование.

Позволим себе некоторую вольность в ответе на бесконечное множество вопросов, возникающих по поводу этого Дон Кихота двадцатого столетия относительно его феномена, в чем же тайна, один из секретов гения Дали.

Мне представляется, что в жизни великого каталонца самую значительную роль играла его Муза — Гала — Елена Дмитриевна Дьяконова (в девичестве). Именно ей, неординарной русской женщине он, по собственному признанию, был обязан всем, что сделало его одним единственным гением среди всех других современников. Своим появлением в жизни Дали она, Гала, как ее нарек первый супруг, поэт Поль Элюар, что в буквальном переводе с французского на русский означает «праздник», пробудила и обострила в нем сверхчувственную интуицию, помноженную на комплексы, вселила веру в его уникальную непревзойденность и мессианское предназначение. Вероятнее всего, она познакомила его с литературным наследием Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского, о последующем влиянии которых можно лишь догадываться и выдвигать самые невероятные версии. Ей суждено было стать для гения не только моделью, матерью, женой и любовницей, но и его Alter Ego, полноценным соавтором, о чем красноречиво свидетельствует двойная подпись
Гала-Дали,
появившаяся на его картинах. Елена Дьяконова развивала в нем чудодейственный дар виртуозного рисовальщика, мастера композиции и цвета; возможно, многие мотивы, сюжеты и сценарии его полотен были подсказаны ею. Но это только предположение.

В нем органично уживались религиозный дух и рассудочное, материалистическое сознание; он был уникальным импровизатором и расчетливым прагматиком. Своими инсталляциями, арт-объектами, сценическими акциями, живописными и графическими образами Дали не развлекал публику, а гипнотизировал ее. В своих произведениях он превращал ироническую фабулу в гротеск. Несравненный колорист и рисовальщик постоянно удивлял зрителей неуемной фантазией и виртуозностью осуществления, всегда интригующего замысла. Он никому не льстил, за исключением той Музы, мадонны, которую боготворил всю жизнь, хотя в его окружении были самые достойные люди целой эпохи, такие как Пабло Пикассо, Луис Бунюэль, Гарсиа Лорка, Гийом Апполинер, Рене Магритт, Андре Бретон…

В микрокосме ранних, небольших, а порой миниатюрных по формату произведений Дали содержится необъятная, вселенская бездна чувств и мыслей автора, будоражущая фантазию множеством ассоциаций. Его творения — блестящий образец интеллектуальной игры в безрассудство и, вместе с тем, глубоко продуманные вариации и формулы особого философского смысла и масштаба.

На мой взгляд, один из ярких характерных признаков непревзойденного, филигранного профессионального мастерства художника служит для нас возможность не только мысленно, но и фактически увеличивать почти до невероятных пределов как миниатюрные изображения живописца и рисовальщика, так и мельчайшие детали его фантастических композиций.

Брутальность и хрупкость, эпатаж и смиренность — это все он, человек с чувствительной и нежной душой, для которого искусство было не просто формой абсолютного самовыражения, но и средством защиты от мракобесия и ханжества, всезнающего раболепия безнравственных нравственников и непогрешимых грешников. Его видимая дерзость не знала границ, он бросал вызов всему тому, что было ему чуждо, при этом оставаясь личностью легко ранимой. Испанский темперамент помогал ему бороться как с окружающий миром, так и со своими внутренними комплексами.

Автору этих строк посчастливилось первым из российских художественных критиков написать весьма скромные монографические работы, одна из которых была опубликована в 1989-м, другая — в 1992 году. Исключительно из-за смелости, проявленной издательством «Знание» и «Республика», и благодаря огромным, массовым тиражам для публикаций об искусстве, они получили достаточно широкую огласку. Одним из радостных ее результатов стало для меня заочное знакомство с родной сестрой Гала — Лидией Дмитриевной Дьяконовой (в замужестве Яролимек). Упоминаю об этом в знак памяти и благодарности, а также в связи с тем, что она сообщала мне в письмах о своих встречах с Дали и впечатлениях о нем.

Позволю себе дословно привести одну цитату из ее маленького послания, полученного из Вены, где проживала Лидия Дмитриевна: «Теперь появляется много всяких статей и брошюр, полных неправдоподобных историй, пользуясь тем, что он был личностью необыкновенно странной и вызывающей самые разнообразные реакции». В своих воспоминаниях о Дали сестра Гала отмечала его скромность, застенчивость и удивительную отзывчивость, которую он проявлял в семейной обстановке по отношению к немногим, но самым близким его сердцу людям.

«При наших же встречах в Париже и в Италии он мог быть самым милым и простым человеком». В этих искренних словах не постороннего человека, как и в других ее высказываниях, она делилась со мной своими жизненными впечатлениями о неизвестном большинству, закрытом от любопытных глаз внутреннем мире Сальвадора Дали, что совпадало с моими домыслами о нем и его творчестве.

Содержание этого более чем скромного посвящения «одному гению» не предполагает описания графических и живописных произведений, представленных в московской экспозиции (кстати, в блестящей дизайнерской подаче Бориса Мессерера). В последнее время появилось немало переводных изданий о творческом наследии Дали, в том числе книг его ближайшего помощника, долгие годы работавшего с ним, основного биографа великого маэстро — Робера Дешарна, а также литературные труды художника в превосходных переводах Натальи Малиновской, которые в полной мере смогут удовлетворить интерес многомиллионной аудитории российских знатоков и любителей искусства.

Духовный, философский, символический смысл творчества Сальвадора Дали обладает магической притягательностью, выходит за условные границы конкретного времени не только потому, что мир созданных им образов обусловлен историческим масштабом художественного мышления, в котором пороки и достоинства человечества, добро и зло, красота и уродство сопрягаются, порождая неимоверную, всепоглащающую энергию провидения. Будучи подлинным творцом, гением, он обладал способностью предчувствовать и предвосхищать, создал свою эстетику смыслов, оживил искусство прошлых эпох и стал предтечей искусства будущего. Декларируя в этом тексте некие постулаты, не станем обольщаться в безукоризненности собственных чувств и восприятия мифа и реальности, отражающих противоречивую суть неведомого и известного.

Наследие Дали огромно, он проявил себя в разных эпостасях святости и грехопадения, в живописи, графике, скульптуре, кино и литературе, в декоративном искусстве и дизайне, стал всеобъемлющей драматической фигурой в художественной культуре ХХ века. Его творчество было, есть и будет непредсказуемым, неподвластным формальному, бесстрастному пересказу. В чем тайна феномена доктрины искусства Дали — покажет Время.

Вернуться назад

Теги:

Сальвадор Дали и Гала: невероятная история любви

«Я посвящаю эту книгу моему гению, моей победоносной Гале Градиве, моей Елене Троянской, моей святой Елене, моей блистательной, как морская гладь, Гале Галатее безмятежной», — написал Сальвадор Дали в «Дневнике одного гения».

Самый известный в мире художник и его муза (ангел-хранитель и менеджер) прожили вместе 50 лет, а их история любви могла бы стать готовым сценарием для драматического фильма. 

Первая встреча

Сальвадор Дали и Гала впервые увидели друг друга в 1929 году. Он считался в богемных кругах одаренным, но эксцентричным художником, а она была женой поэта Поля Элюара.

Русская эмигрантка Елена Дьяконова всегда знала, что ее ждет особенная судьба и нетривиальная история любви. Имя Гала (фр. «праздник») придумал для нее Поль — супруги вели богемный образ жизни, а свой брак называли открытым.

Встреча с Галой ослепила Дали. Он, будучи не слишком искушенным в любовных делах, не знал, как вести себя с этой женщиной, которая, несмотря на то, что была старше на десять лет и замужем за другим, мгновенно покорила его сердце. Со стороны его поведение казалось странным — рядом с Галой он то хохотал, то без умолку тараторил, то пускался в пляс. Впрочем, Гала сразу же поняла, что за экстравагантностью молодого художника скрывается поразительное дарование. Отныне ее интересовал только он и его талант.

Гала переехала к Сальвадору, бросив мужа и дочь, которой тогда было десять лет. О дочери она, кстати, больше никогда не вспоминала и даже на смертном одре запретила пускать Сесиль в палату, когда та хотела попрощаться с матерью.

Творец и муза

Первые месяцы совместной жизни влюбленных прошли в крайней бедности, ведь Сальвадор не умел считать деньги и думать о прибыли. Но теперь рядом с ним была Гала, которая стала не только его любовницей и музой, но и нянькой, менеджером и бухгалтером. Она взяла в свои руки все финансовые дела и вела переговоры с заказчиками, оставив Дали только радость чистого творчества.

Благодаря Гале о Дали заговорили сначала в Европе, потом в Америке. Его полотна выставлялись в галереях, их покупали состоятельные меценаты, заказы следовали один за другим. Гала и Дали давали интервью, посещали светские рауты, путешествовали, снимались для глянцевых журналов. В Sunday Times писали о ней: «Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и звезду мировой величины».

И конечно, она вдохновляла его. В каждой картине Сальвадора Дали была Гала, как средоточие его мироздания.

Они поженились в 1934 году. Правда, понятия о супружеской верности у этой пары были весьма своеобразные: Гала крутила романы с молоденькими художниками, а Дали частенько давал приватные уроки живописи восторженным поклонницам его таланта. Впрочем, измены никак не сказывались на отношениях: в 1969-м в знак вечной любви Дали подарил жене средневековый замок, который собственноручно отреставрировал и расписал внутри.

Последние годы вместе

К концу 70-х Гала и Дали все реже выходили куда-то вместе. У художника начались проблемы со здоровьем, которые сильно сказались на его работоспособности. Случались дни, когда он не мог удержать в руках кисть. Что же до Галы, она по-прежнему увлекалась юными богемными красавцами и тратила на них все больше денег. Одной из ее последних пассий стал молодой певец, которому она подарила дом, купленный на тающие финансы Сальвадора Дали.

В 1982-м 88-летняя Гала заболела тяжелой формой гриппа и умерла в одной из испанских больниц.

После смерти Галы

Дали тяжело переживал смерть жены. Несмотря на запреты, действовавшие в те годы в Испании, он выкрал тело Галы из больницы, чтобы похоронить ее в семейном склепе. У художника не хватило душевных сил присутствовать на погребении, но несколько дней спустя он появился у могилы, чтобы сказать последнее «прощай» своей музе.

«Это ведь благодаря тебе я стал художником. Без тебя я не поверил бы в свои дарования!» — обращался он к ней со страниц своей книги.

Дали пережил Галу на семь лет. С ее уходом от великого художника осталась лишь тень — сильнейшая депрессия на грани с безумием сделала его затворником. Недели напролет он сидел в гостиной своего замка, не открывая окон, безразличный ко всему, что творилось снаружи.

Когда Сальвадор Дали умер, его, согласно завещанию, не похоронили, а, забальзамировав тело, поставили в склепе рядом с надгробием жены. Так художник исполнил свою мечту: всегда быть вместе со своей любовью.

Читайте также:

  • Она круче: звездные пары, где жены гораздо успешнее мужей
  • Шикарные леди: самые красивые и элегантные звезды 70+
  • 3 фишки Мелании Трамп, которые помогли покорить миллиардера и стать примером для подражания

Дали. Гала-вина

Вино изобилия

Эпикурейский путеводитель Сальвадора Дали

По горячим следам (или клешням лобстера) самого продаваемого феномена Сальвадора Дали, Les dîners de Gala , TASCHEN представляет не менее сюрреалистическую картину художника. и продолжение чувственного виноградарства: Гала-вино . Далинский взгляд на удовольствие от винограда и желанный предмет коллекционирования , книга посвящена организации вин «в соответствии с ощущениями, которые они вызывают в самой глубине нашей души». С помощью эклектичных показателей, таких как метод производства, вес и цвет, вина мира представлены в книге в таких новаторских группах Дали, как «Вина легкомыслия», «Вина невозможного» и «Вина света».

В книге, изобилующей изображениями, более 140 иллюстраций Дали. Многие из них представляют собой присвоенных произведений искусства , в том числе различные классические изображения обнаженной натуры, все они реконструированы с подходящими сюрреалистическими, провокационными штрихами, такими как картина Жана-Франсуа Милле Ангелус , один из любимых ориентиров Дали на протяжении десятилетий. Дали также включил то, что сейчас считается одним из величайших произведений его поздней фазы «Ядерной мистики» , Таинство Тайной вечери (1955), в котором культовая библейская сцена помещается в полупрозрачном пространстве в форме додекаэдра перед Каталонский прибрежный пейзаж. К тому времени Дали был набожным католиком, одновременно увлеченным наукой, оптическими иллюзиями и атомным веком.

Первый раздел посвящен «Десяти божественным винам Дали», обзору 10 важных винодельческих регионов, а второй развивает революционную сортировку вин Дали по эмоциональному опыту , а не по географии или сорту. Это не какая-либо предписывающая классификация, а яркий, свободный манифест в пользу вкуса и чувства , столь же мультисенсорное удовольствие, как полноценный документ позднего творчества Дали , в котором художник размышляет о формирующие влияния и усовершенствовал свое собственное культурное наследие.

Победитель конкурса Gourmand World Cookbook Awards 2018

Dalí. Вина Гала

Твердый переплет

21,2

x

30,2

см

1,89 кг

296

стр.

ISBN 978-3-8365-6771-8

Издание

:

Французский

ISBN 978-3-8365-6772-5

Издание

:

Английский

ISBN 978-3-8365-7029-9

Издание

:

Немецкий

ISBN 978-3-8365-7030-5

Издание

900 06 :

Испанский

ISBN 978-3-8365- 7031-2

Издание

:

Итальянский

Сальвадор Дали. Портрет Галы. 1935

  • Не на просмотре

Середина
Масло по дереву

Размеры
12 3/4 х 10 1/2 дюйма (32,4 х 26,7 см)

Кредит
Подарок Эбби Олдрич Рокфеллер

Номер объекта
298. 1937

Авторские права
© 2023 Сальвадор Дали, Фонд Гала-Сальвадор Дали / Общество прав художников (ARS), Нью-Йорк

Отделение
Живопись и скульптура

Мы идентифицировали эти работы на следующих фотографиях из истории нашей выставки.

  • Специальная инсталляция к 30-летию — Навстречу «Новому» музею

    18–29 ноября 1959 г.

    5 других работ выявлено

  • Выбор художника: Herzog & de Meuron, Perception Restrained

    21 июня – 25 сентября 2006 г.

    12 других работ выявлено

Как мы определили эти работы

В 2018–2019 годах MoMA сотрудничал с Google Arts & Culture Lab над проектом, в котором использовалось машинное обучение для идентификации произведений искусства на фотографиях инсталляций. Этот проект завершен, и сейчас сотрудники MoMA определяют работы.

Если вы заметили ошибку, свяжитесь с нами по адресу [email protected].

Исследовательский проект происхождения

Эта работа включена в исследовательский проект «Происхождение», в рамках которого исследуется история владения произведениями из коллекции МоМА.

Galerie Pierre Colle, Париж
Юсташ де Лори, Париж
[Эбби Олдрич Рокфеллер, Нью-Йорк. К 1935]
Музей современного искусства, Нью-Йорк. Дар Эбби Олдрич Рокфеллер, 1937 г.

Исследование происхождения находится в стадии разработки и часто пополняется новой информацией. Если у вас есть какие-либо вопросы или информация о перечисленных работах, пожалуйста, напишите [email protected] или напишите по адресу:

Исследовательский проект происхождения
Музей современного искусства
11 West 53 Street
Нью-Йорк, штат Нью-Йорк 10019

Лицензирование

Если вы хотите воспроизвести изображение произведения искусства из коллекции Музея современного искусства или изображение публикации или архивных материалов Музея современного искусства (включая изображения установки, контрольные списки и пресс-релизы), обратитесь в Art Resource (публикация в Северной Америке) или Scala Archives (публикация во всех других географических точках).