Девушка из Дании: как одна картина превратила мужчину в женщину
Истории
Картина датской художницы Герды Вегенер «Похищение Европы», в основу сюжета которой лег известный античный миф о похищении дочери финикийского царя Агенора Европы принявшим форму быка Зевсом, послужила началом удивительной трансформации.
Герда Вегенер. «Европа на быке» (из той же серии, что «Похищение Европы»). 1920-е гг.
- Фото
- WikiArt.org
С самого начала
Герда Вегенер (в девичестве Готлиб) родилась в 1886 году в датском прибрежном городе Грено. Несмотря на консервативное воспитание, Герда убедила отца-викария отпустить ее в подростковом возрасте в Копенгаген для учебы в женском колледже Датской королевской академии изящных искусств. Там-то она и встретила Эйнара Вегенера и вышла за него замуж. Невесте было 19 лет, жениху — 22 года.
Герда и Эйнар Вегенеры в 1924 году
- Фото
- VTR / Alamy / Legion-Media
После окончания колледжа Герда и Эйнар жили в среде артистов, актеров и танцоров в Копенгагене, а потом перебрались в Париж. В столице Франции погруженная в эстетику ар-деко Герда продолжила карьеру художницы и писала картины, которые считались радикальными из-за затрагиваемых в них тем — в своем творчестве Герда исследовала вопросы пола, идентичности и сексуальности. Эйнар специализировался на пейзажной живописи.
Чета Вегенеров так бы и оставалась творческим союзом художников, которых в начале XX века в Париже было немало, если бы однажды к Герде не смогла прийти натурщица.
Тайна «Похищения Европы»
В начале 1920-х Герда Вегенер работала над картиной «Похищение Европы», чей довольно распространенный в мировом искусстве сюжет был заимствован из древнегреческой мифологии. Европа была дочерью финикийского царя Агенора. На картине красавицу похищает царь богов Зевс, принявший вид быка. Но при чем здесь Эйнар?
Дедлайн сдачи картины заказчику горел, а к Герде, как на зло, не пришла натурщица. Художница обратилась за помощью к мужу: Эйнар обладал субтильным телосложением и идеально подошел бы для роли Европы. Не сразу, но он все-таки согласился. и всё бы ничего, но, раз примерив женский образ, Эйнар не остался к нему равнодушным.
«Я не могу отрицать, как бы странно это ни звучало, что я наслаждалась маскировкой. Мне нравилась мягкость женской одежды, с первой минуты я чувствовала, что всё так, как должно быть».
Мемуары Лили Эльбе, одной из первых трансгендерных женщин
Случайное пробуждение женственности разблокировало в Эйнаре более глубокие чувства, и он продолжил наряжаться женщиной не только для искусства, но и в жизни. Подруга семьи Анна Ларсен окрестила образ Эйнара Лили. Так родилась Лили Эльбе.
Перерождение
Герда Вегенер блистала на олимпе Монпарнаса. Кульминацией ее успеха стала Всемирная выставка 1925 года в Париже — самая важная художественная выставка той эпохи, где художница завоевала две золотые и одну бронзовую медали за свои работы. Пока Герда сияла, ее партнер боролся.
Дело в том, что шли годы, а состояние Вегенера ухудшалось, он все больше страдал от депрессии. Врачи относились к жалобам довольно пренебрежительно: некоторые диагностировали истерию, другие говорили о гомосексуальности художника как источнике проблем. «Я сказала себе, что мой случай — первый в истории медицины, такого раньше просто не существовало, не могло существовать», — писала Лили в дневниках.
Лили Эльбе в 1926 году
- Фото
- Wikimedia Commons
Еще в 1918 году германский врач Магнус Хиршфельд открыл Институт сексуальных наук в Берлине. В течение 30 лет до того он наблюдал гомосексуальных мужчин и женщин в разных странах мира и решил превратить сексологию в академическую медицинскую дисциплину. Это он придумал термин «транссексуал» — для тех, кто хотел стать человеком другого пола. Именно под наблюдением Хиршфельда прошла первая операция Лили Эльбе по смене пола в 1930 году. Эйнару-Лили были удалены яички.
По закону Герде и Лили пришлось аннулировать свой брак еще до того, как могла состояться операция по смене пола (однополые партнерства не будут законными в Дании до 1989 года), но Герда поддержала Лили и профинансировала большую часть ее операции. После своей первой операции Лили дала себе новую фамилию Эльба и начала разрывать связи со своей старой жизнью. В частности, она прекратила заниматься живописью, считая это частью своей прежней идентичности.
В течение двух лет женщина подверглась еще трем операциям. Они были выполнены уже доктором Дрезденской муниципальной женской лечебницы. Случай Эльбе стал сенсацией в датских и немецких газетах. Эльбе удалось получить паспорт на имя Лили Ильзе Эльвенес.
«Я хочу творить не мозгом, не глазами и не руками. Я хочу творить сердцем и кровью. Самое горячее желание в моей жизни как женщины — стать матерью».
Мемуары Лили Эльбе, одной из первых трансгендерных женщин
После официального расторжения брака с Гердой в сентябре 1931 года Лили Эльбе вернулась в Дрезден для заключительной операции. Но пересадка матки прошла неудачно — Эльбе умерла. Иммунодепрессант циклоспорин, препарат, препятствующий отторжению пересаженных органов, впервые был успешно использован только в 1980 году, почти через 50 лет после смерти Лили.
После смерти Эльбы в 1931 году Герда Вегенер изо всех сил пыталась выкарабкаться из нищеты и вернулась в Данию. Художница умерла 28 июля 1940 во Фредериксберге, в Дании, в возрасте 54 лет.
В 2000 году вышел Роман Дэвида Эбершоффа «Датская девушка», основанный на истории жизни Лили Эльбе и ее отношениях с Вегенер. А в 2015-м — фильм Тома Хупера «Девушка из Дании», удостоенный премии «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана.
Александра Сабынина
Теги
- история
- искусство
- живопись
Сегодня читают
Только 1 из 10 человек сможет найти на этой картинке козу среди овец
Тест: первое слово, которое вы увидите, расскажет о скрытых особенностях вашего характера
Тест: сможете узнать этот советский фильм по одной фразе?
Очень сложный тест на внимательность: попробуйте найти на этой картинке 20 предметов
Первое, что вы увидите на картинке, расскажет о том, какой отдых вы предпочитаете
Девушка из Дании реальная история Лили Эльбе
Лили Эльбе родилась Эйнаром Вегенером и всю жизнь пыталась выбрать между мужчиной, которым она родилась, и женщиной, которой она хотела стать.
Эйнар Вегенер не знал, насколько он был несчастен в своей собственной шкуре, пока не встретил Лили Эльбе.
Лили была беззаботной и дикой, «легкомысленной, взбалмошной, очень поверхностно мыслящей женщиной», которая, несмотря на свою женственность, открыла Эйнару глаза на жизнь, о которой он и не подозревал.
Эйнар встретил Лили вскоре после женитьбы на своей жене, Герде, в 1904 году. Герда Вегенер была талантливым художником и иллюстратором, она рисовала портреты женщин в стиле ар-деко, одетых в пышные платья и интересные ансамбли для модных журналов.
Смерть Эйнара Вегенера и рождение Лили Эльбе
Во время одной из сессий модель, которую она собиралась нарисовать, не пришла, и ее подруга, актриса по имени Анна Ларсен, предложила Эйнару поработать вместо нее.
Эйнар сначала отказался, но по настоянию жены, которая была не в состоянии найти модель и с удовольствием нарядила его в костюм, он согласился. Когда он сидел и позировал жене, одетый в костюм балерины из атласа и кружев, Ларсен отметил, как хорошо он выглядит.
«Мы назовем тебя Лили», — сказала она. Так родилась Лили Эльбе.
Лили ЭльбеВ течение следующих 25 лет Эйнар больше не чувствовал себя индивидуальностью, единственным человеком, а двумя людьми, запертыми в одном теле, борющимися за доминирование. Один из них — Эйнар Вегенер, художник-пейзажист и человек, преданный своей строптивой жене. Другой, Лили Эльбе, беззаботная женщина, единственным желанием которой было родить ребенка.
В конце концов, Эйнар Вегенер уступил место Лили Эльбе, женщине, которой, как он всегда чувствовал, он был предназначен, и которая стала первым человеком, прошедшим новую экспериментальную операцию по изменению пола, и проложила путь к новой эре понимания прав ЛГБТ.
В своей автобиографии «Лили: A Portrait of the First Sex Change, Эльбе описала момент, когда Эйнар надел наряд балерины, как катализатор ее трансформации.
«Я не могу отрицать, как бы странно это ни звучало, что я получала удовольствие от этого переодевания», — написала она. «Мне нравилось ощущение мягкой женской одежды. Я с первого момента почувствовала себя в ней как дома».
То ли она знала о внутренних переживаниях мужа в то время, то ли просто была очарована идеей игры воображения, но Герда поощряла Эйнара одеваться как Лили, когда они выходили в свет. Они одевались в дорогие платья и меха и посещали балы и светские мероприятия. Они говорили людям, что Лили — это сестра Эйнара, приехавшая из другого города, модель, которую Герда использовала для своих иллюстраций.
В конце концов, близкие Эльбе люди начали задаваться вопросом, была ли Лили притворством или нет, поскольку Лили Эльбе казалась гораздо более комфортной, чем Эйнар Вегенер. Вскоре Эльбе призналась жене, что ей кажется, что она всегда была Лили, а Эйнара больше нет.
Борьба за то, чтобы стать женщиной и пионером хирургии
Портрет Лили Эльбы, нарисованный Гердой.Несмотря на нетрадиционность их союза, Герда оставалась рядом с Эльбе и со временем стала ее самой большой защитницей. Пара переехала в Париж, где Эльбе могла открыто жить как женщина, не подвергаясь столь пристальному вниманию, как в Дании. Герда продолжала рисовать, используя Эльбе в качестве модели и представляя ее как свою подругу Лили, а не как своего мужа Эйнара.
Жизнь в Париже была намного лучше, чем в Дании, но вскоре Лили Эльбе обнаружила, что ее счастье кончилось. Хотя ее одежда изображала женщину, ее тело не соответствовало ей.
Без внешнего облика, который соответствовал бы внутреннему, как она могла по-настоящему жить как женщина? Обремененная чувствами, которым она не могла дать названия, Эльбе вскоре погрузилась в глубокую депрессию.
В довоенном мире, в котором жила Лили Эльбе, не существовало понятия трансгендерности. Не существовало даже понятия гомосексуализма, которое было наиболее близким к тому, что она чувствовала, но все же недостаточным.
Почти шесть лет Эльбе жила в депрессии, ища того, кто поймет ее чувства и захочет ей помочь. Она подумывала о самоубийстве и даже выбрала дату, когда она это сделает.
Затем, в начале 1920-х годов, немецкий врач по имени Магнус Хиршфельд открыл клинику, известную как Немецкий институт сексуальной науки. В своем институте он утверждал, что изучает нечто под названием «транссексуализм». Наконец-то появилось слово, понятие для того, что чувствовала Эльбе.
Герда ВегенерК своему восторгу, Магнус выдвинула гипотезу об операции, которая могла бы навсегда превратить ее тело из мужского в женское. Не раздумывая, она переехала в Дрезден, Германия, чтобы сделать операцию.
В течение последующих двух лет Лили Эльбе перенесла четыре крупные экспериментальные операции, некоторые из которых были первыми в своем роде (одна из них уже частично проводилась ранее). ССначала была проведена хирургическая кастрация, а затем трансплантация пары яичников. Вскоре после этого была проведена третья неустановленная операция, хотя ее точная цель никогда не сообщалась.
Медицинские процедуры, если они были задокументированы, сегодня остаются неизвестными в своей специфике, поскольку библиотека Института сексуальных исследований была уничтожена нацистами в 1933 году.
Операции были революционными для своего времени не только потому, что они проводились впервые, но и потому, что синтетические половые гормоны находились только на очень ранних, все еще в основном теоретических стадиях разработки.
Жизнь возрождается для Лили Эльбе
После первых трех операций Лили Эльбе смогла на законных основаниях изменить свое имя и получить паспорт, в котором ее пол был обозначен как женский. Она выбрала имя Эльба для своей новой фамилии в честь реки, протекавшей через страну ее возрождения.
Однако, поскольку теперь она была женщиной, король Дании аннулировал ее брак с Гердой. Из-за новой жизни Эльбы Герда пошла своим путем, решив позволить Эльбе жить своей жизнью самостоятельно. И действительно, она жила, не обремененная своими враждующими личностями, и в конце концов приняла предложение руки и сердца от старого друга.
Лили Эльбе и Клод, мужчина, за которого она надеялась выйти замуж.Ей нужно было сделать только одну вещь, прежде чем она сможет выйти замуж и начать свою жизнь в качестве жены: последнюю операцию.
Последняя операция Эльбы, самая экспериментальная и противоречивая из всех, заключалась в пересадке матки в ее тело вместе с созданием искусственного влагалища. Хотя теперь врачи знают, что операция никогда бы не увенчалась успехом, Эльба надеялась, что она позволит ей осуществить свою мечту стать матерью.
К сожалению, ее мечты оборвались. После операции она заболела, так как до разработки препаратов для отторжения трансплантата оставалось еще 50 лет. Несмотря на то, что она знала, что никогда не оправится от своей болезни, она писала письма членам своей семьи, описывая счастье, которое она испытала после того, как наконец стала женщиной, которой всегда хотела быть.
«То, что я, Лили, жизненно необходима и имею право на жизнь, я доказала, прожив 14 месяцев», — написала она в письме другу. «Можно сказать, что 14 месяцев — это немного, но мне они кажутся целой и счастливой человеческой жизнью».
Отрывок из книги об одной из первых трансгендерных женщин — «Девушка из Дании» — Сноб
Издательство: Popcorn Books
Жена поняла раньше него.
— Сделаешь небольшое одолжение? — крикнула Грета из спальни в тот, первый, день. — Поможешь мне кое в чем?
— Конечно, — ответил Эйнар, не отрывая глаз от холста. — Для тебя что угодно.
День был прохладный, с Балтики дул свежий ветер. Супруги находились у себя в квартире во Вдовьем доме. Эйнар, невысокий мужчина тридцати четырех лет, по памяти писал зимний пролив Каттегат: темные безжалостные воды в гребнях белой пены, ставшие могилой сотням рыбаков, что возвращались в Копенгаген со своим просоленным уловом. Сосед снизу, моряк с вытянутой, как яйцо, головой, вечно осыпал бранью жену. Выписывая серый завиток каждой волны, Эйнар представлял, как моряк тонет: рука обреченно вскинута над водой, голос, пропитанный картофельной водкой, продолжает обзывать благоверную портовой шлюхой. Это помогало Эйнару правильно смешивать краски: серый должен быть достаточно густым, чтобы поглотить такого человека, чтобы волна мощным, хлестким ударом оборвала хриплый рев утопающего.
— Буду через минуту, — сообщила Грета — младше мужа, хорошенькая, с широким гладким лицом, — и тогда начнем.
В этом они тоже отличались: Эйнар изображал сушу и море — миниатюрные прямоугольники, залитые косыми июньскими лучами или окутанные тусклым светом январского дня, — а его жена писала портреты — большие, часто в полный рост, — известных людей, красногубых, с блеском в волосах. Среди них был герр Исаак Глюкштадт — банкир, известный финансовыми вложениями в Свободный порт Копенгаген, — королевский меховщик Кристиан Дальгаард, Ивар Кнудсен из судостроительной компании «Бурмейстер и Вайн». Сегодня Грета ждала Анну Фонсмарк, меццо-сопрано Королевской датской оперы. Управляющие крупных фирм и промышленные магнаты заказывали Грете портреты, которые после висели в кабинетах над картотечными шкафами или вдоль стен в коридорах, где полы выщерблены колесами ручных тележек.
Грета появилась в дверном проеме. Волосы у нее были зачесаны назад.
— Ты точно не против прерваться и помочь мне? Я бы не отвлекала тебя, но дело важное. Анна опять не придет. Наденешь ее чулки? — попросила Грета мужа. — И туфли, ладно?
Апрельское солнце за спиной Греты просачивалось сквозь легкий шелк чулок, перекинутых через локоть. Из окна Эйнару была видна Круглая башня, похожая на огромную кирпичную трубу, а над ней — самолет немецкой компании «Ллойд-Аэро», который медленно плыл по небу, возвращаясь из ежедневного рейса в Берлин.
— Грета, ты о чем? — Капля масляной краски, сорвавшись с кисти, капнула Эйнару на ботинок. Эдвард IV залаял, крутя белой головой и переводя взгляд с хозяина на хозяйку.
— Анна снова отменила сеанс, — сообщила Грета. — У нее дополнительная репетиция «Кармен», а мне нужна пара ног, чтобы закончить ее портрет, иначе я никогда его не допишу. Я подумала, твои ноги сгодятся.
Она шагнула к Эйнару. В другой руке она держала туфли горчично-желтого цвета с оловянными пряжками. На ней был рабочий халат на пуговицах с накладными карманами, куда она прятала то, что Эйнару видеть не полагалось.
— Я не могу надеть туфли Анны, — возразил Эйнар, хотя, глядя на них, подумал, что в действительности они придутся ему как раз впору. Ступни у него были маленькие, с изящным сводом и мягкой округлой пяткой. На узких пальцах темнели редкие тонкие волоски. Эйнар мысленно представил, как собранная в гармошку ткань раскатывается на его бледной лодыжке, скользит вверх по аккуратно очерченной голени. Как щелкает клипса, с помощью которой чулок крепится к поясу. Он даже закрыл глаза.
Туфли походили на те, что они на прошлой неделе видели в витрине универмага «Фоннесбек» на манекене, одетом в платье полуночно-синего цвета. Эйнар и Грета остановились перед витриной полюбоваться гирляндой из желтых нарциссов, и Грета сказала: «Красиво, правда?» Когда он не ответил — в стекле отразилось лицо с широко распахнутыми глазами, — Грете пришлось его увести. Она потянула мужа дальше, мимо табачной лавки, и на всякий случай спросила: «Эйнар, с тобой все в порядке?»
Гостиная в их квартире выполняла роль студии. Сводчатый потолок, укрепленный узкими балками, напоминал перевернутую рыбачью плоскодонку. От морского тумана рамы мансардных окон покоробились, пол едва заметно кренился в сторону запада. Во второй половине дня, когда в стены Вдовьего дома било солнце, от них веяло рыбой. Зимой крыша протекала, на крашеных стенах пузырились капли мелкого холодного дождя. Эйнар и Грета ставили мольберты под сдвоенными слуховыми окнами, тут же, в ящиках, держали масляные краски — их заказывали в Мюнхене у герра Салатхоффа — и стойки с чистыми холстами. Когда супруги не занимались живописью, то накрывали все это зеленым брезентом, который моряк с нижнего этажа выбросил на лестничную площадку.
— Зачем мне надевать ее туфли? — спросил Эйнар.
Он сидел на стуле с веревочным сиденьем, который обнаружил в сарае на ферме у бабушки. Эдвард IV прыгнул ему на колени; от воплей соседа, доносившихся снизу, пес
дрожал.
— Для портрета Анны, — пояснила Грета и прибавила: — Если бы ты меня попросил, я бы тебе не отказала.
На кончике подбородка у нее был неглубокий шрам от ветрянки, один-единственный, и в эту минуту Грета его слегка потирала: Эйнар знал, что она трогает шрам, когда волнуется.
Она опустилась на колени и стала расшнуровывать ботинки мужа. Волосы у Греты были длинные и золотистые, более характерного «датского» оттенка, чем у него. Всякий раз, собираясь приступить к новому делу, она заправляла их за уши. Сейчас, пока она развязывала узел на шнурках, волосы падали ей на лицо. От Греты пахло маслом апельсина, которое раз в год присылала ее мать. Масло было разлито в коричневые бутылочки, уложенные в шкатулку с ярлыком «Натуральный экстракт из Пасадены». Мать думала, что Грета добавляет его в выпечку, а та наносила за уши вместо духов.
Грета взяла тазик и принялась мыть ступни Эйнара. Она действовала осторожно, но ловко, проворно водя губкой между пальцами. Эйнар засучил штанины повыше. Внезапно ему пришло в голову, что у него стройные икры. Он изящно вытянул носок, и Эдвард IV слизнул воду с его мизинца — того, что от рождения был приплюснутым и без ногтя.
— Только сохраним это в тайне, ладно, Грета? — шепнул Эйнар. — Ты ведь никому не расскажешь? — Им владела смесь страха и возбуждения, а сжавшееся, как детский кулачок, сердце трепыхалось где-то в горле.
— Да кому мне рассказывать?
— Анне.
— Анне необязательно об этом знать, — успокоила Грета.
В любом случае, подумал Эйнар, Анна — оперная певица, она привыкла видеть мужчин, переодетых в женское платье. И женщин — в мужское. «Брючные роли» — фокус, старый как мир. На оперной сцене он вообще ничего не означает. То есть ничего, кроме путаницы, которая непременно разрешится в последнем акте.
— Никто не узнает, — пообещала Грета, и Эйнар, которому казалось, будто на него направлен белый луч прожектора, понемногу расслабился и продолжил раскатывать чулок на икре.
— Ты надеваешь его задом наперед, — сказала Грета, поправляя шов. — Не тяни слишком сильно.
Второй чулок порвался.
— Есть другие? — спросил Эйнар.
Лицо Греты застыло, словно ей вдруг что-то стало понятно, а потом она подошла к шкафу из мореного ясеня. Шкаф был с антресолью, овальным зеркалом в дверце и тремя ящиками с ручками в форме латунных колец; верхний ящик Грета запирала на маленький ключик.
— Эти прочнее, — сказала она, подавая мужу вторую пару.
Аккуратно сложенные конвертиком, чулки показались Эйнару клочком плоти — кусочком кожи Греты, загорелой после летнего отдыха в Ментоне.
— Осторожнее, пожалуйста, — попросила она. — Завтра я собираюсь их надеть.
Пробор в волосах Греты открывал полоску серебристо-белой кожи, и Эйнар задался вопросом, какие мысли скрываются в этой головке. Взгляд исподлобья, губы сжаты — Грета о чем-то напряженно думала. Спросить Эйнар не мог: он чувствовал, будто связан, будто рот ему заткнули старой тряпкой для оттирания краски, — и молча мучился незнанием, к которому примешивалась толика обиды. Негодование уже понемногу проступало на лице Эйнара, бледном и гладком, точь-в-точь как кожица белого персика. «Ну разве не красавчик!» — восхитилась Грета несколько лет назад, когда они впервые остались наедине.
Должно быть, она заметила, что ему не по себе, и потому взяла его лицо в ладони со словами:
— Это совершенно ничего не значит. — И после паузы добавила: — Сколько можно переживать, что подумают другие?
Эйнар обожал, когда Грета произносила такие фразы, — ему нравилось, как она потрясает руками в воздухе и выдает свое личное мнение за истину, в которую верует все человечество. Он считал это самой американской чертой ее характера наряду с любовью к серебряным украшениям.
— Хорошо, что у тебя на ногах не много волос, — сказала Грета, словно впервые это заметила. Она смешивала масляные краски в маленьких керамических плошках фирмы «Кнабструп».
Грета уже закончила писать верхнюю половину тела Анны, которое за годы поедания лососины со сливочным маслом подзаплыло жирком. Эйнар оценил мастерство, с каким Грета изобразила руки Анны, сжимавшие букет лилейников: тщательно прорисованные пальцы, морщинки кожи на костяшках, ногти — ровные, матовые. Лилейники были лунно-белыми, в пятнышках рыжей пыльцы. В работе Грета была непоследовательна, однако Эйнар никогда ее в этом не упрекал. Наоборот, постоянно хвалил, возможно, даже чересчур. При этом он всячески помогал жене и пытался обучать ее техникам, которыми, как он полагал, она не владела, в особенности приемам передачи света и перспективы. Эйнар не сомневался: если Грета найдет свою тему, из нее выйдет прекрасная художница. Тучу над Вдовьим домом отнесло в сторону, и незаконченный портрет Анны озарили лучи солнца.
Девушка из Дании: реальная история трансгендерного фильма Тома Хупера с Эдди Редмэйном в главной роли | London Evening Standard
A
После «Короля говорит» и «Отверженных» все, что делает самый успешный британский режиссер Том Хупер, становится новостью. Возможно, еще более важная новость заключается в том, что наш самый очаровательный актер (извините, Бенедикт) Эдди Редмэйн решил сделать после своей оскароносной роли Стивена Хокинга в «Теории всего». Как выяснилось, они оба вместе работали над удивительным левым фильмом «Девушка из Дании», премьера которого состоялась в эти выходные на Венецианском кинофестивале, а премьера состоялась здесь 1 января. 0003
Это история датского художника-трансгендера Эйнара Вегенера (1882-1931), который, представившись женщиной по имени Лили Эльбе, перенес первую в истории операцию по смене пола, серию из пяти экспериментальных операций между 1930 и 1931 годами, которые привели к ее смерть вскоре после последней процедуры.
В то время не было ни доступных антибиотиков, ни понимания отторжения трансплантата органов, ни иммунодепрессантов. Операции, которые перенесла Лили, включали удаление полового члена и яичек, трансплантацию овариального материала и создание влагалища.
Доктор Курт Варнекрос, тем не менее, провел, возможно, безответственную пятую операцию, еще одну трансплантацию, матку. Лили, хотя к настоящему времени она сильно ослабла и ей почти 50, надеялась на детей. Это убило ее.
К концу жизни Лили, похоже, влюбилась в собственного доктора. Ее 19-летний брак с любящей и поддерживающей женой, Гердой Готлиб, художницей, которая много лет помогала Лили в творчестве, был расторгнут в 1930 году датским государством, поскольку она больше не считалась мужчиной.
Сама Лили перед смертью стала соавтором нашумевшей книги «Мужчина в женщину», хотя и изменила некоторые имена и факты. Совсем недавно ее история жизни была с гордостью принята всем ЛГБТ-сообществом как героическая пионерка и мученица за трансгендерных людей, включенная в месяцы истории.
В 2000 году Дэвид Эберсхофф, редактор в США, опубликовал довольно слащавый роман под названием «Девушка из Дании», в котором он придерживался основных фактов из жизни Вегенера, но менял многое другое, чтобы удовлетворить его аудиторию, в том числе сделал Герду, его жену, богатой. Американец с услужливым близнецом, который уже был женат на керамисте, умершем от туберкулеза, и который родил вместе с ним мертворожденного ребенка.
В романе также предполагается, правильно это или нет, что Вегенер всегда была интерсексуалом (с репродуктивными органами обоих полов, включая рудиментарные яичники, вызывающие у нее характерные периодические кровотечения), и на протяжении всего романа подчеркивается история любви: «Брак — это единственное, что мы все должны больше всего на это надеяться в жизни», — говорит Лили, предусмотрительно оказывая Герде большую поддержку со стороны ее близнеца и преемника мужа, которого больше не существует, в виде верного друга детства Лили Ганса.
Фильм рассказывает историю трансгендерной датской художницы, перенесшей первую в истории операцию по смене пола / ©Focus Features/ Предоставлено LMKСценаристка Люсинда Коксон написала сценарий на основе этого романа, очевидно убрав американу, но сохранив его основную дуга. В течение многих лет был большой интерес к созданию этого фильма, и звезды должны были сыграть Лили, включая Рэйчел Вайс, Марион Котийяр, Шарлиз Терон, Гвинет Пэлтроу и Уму Турман. Но продюсеры настороженно относились к привлекательности трансгендерной темы.
Затем, пять лет назад, работая над «Королем говорит», Хупер прочитал черновик сценария, и он трижды расплакался. Он сказал: «В «Речи короля» была та же тема о том, как мы преодолеваем препятствия на пути к нашему истинному «я» или нашему лучшему «я». Но в ДНК этого произведения есть что-то гораздо более экстремальное и глубокое». Его быстро достигшее кульминации коммерческое влияние положило начало проекту. Он говорит, что всегда хотел взять на роль Редмэйна и дал ему сценарий, когда работал с ним над «Отверженными» в 2012 году. 0003
Редмэйну это понравилось, и с тех пор проект набирал обороты, подхваченные «Рабочим названием», хотя в конце концов его сняли только в этом году. Алисия Викандер появилась в роли Герды, а Матиас Шонартс — в роли вечно заслуживающего доверия красавчика Ганса, а Бен Уишоу появляется в роли датского парня Лили, который не возражает против того, чтобы она тайно была мужчиной (как бы она ни старалась).
Критики спорят о том, получит ли Эдди Редмэйн второй Оскар за свою игру / ©Focus Features/ Предоставлено LMK 9Однако постановка 0004 Хупера быстро вызвала споры. Не столько за выбор мужчины на роль Эйнара/Лили, сколько за выбор цисгендерного актера, а не трансгендерного актера, с той же критикой, с которой столкнулся Джаред Лето, играя трансгендерную женщину Рэйон в Далласском клубе покупателей. Хупер предлагал различные объяснения, но не мог просто сказать, что ему нужна была звезда калибра Редмэйна. Вместо этого он сказал, что уже давно почувствовал «определенную гендерную изменчивость» в Редмейне, который с раннего возраста играл женские роли (Итон — школа для мужчин и женщин), а также Виолу в «Двенадцатой ночи» Марка Райланса.На пресс-конференции в Венеции Хупер серьезно подчеркнул, что в массовых сценах было задействовано до 50 транс-статистов, а транс-актриса (Ребекка Рут) играла медсестру в больнице Лили. Он также услужливо сказал: «Доступ к транс-актерам, женщинам и мужчинам, крайне важен, и я чувствую, что в отрасли на данный момент существует проблема. Существует огромный пул талантливых транс-актеров, а доступ к партиям ограничен. Я бы поддержал любой сдвиг, когда индустрия могла бы двигаться вперед и принимать транс-актеров в транс- и цисгендерных ролях, а также поощрять и поощрять трансгендерных кинематографистов».
Со своей стороны, Редмэйн, который почему-то производит впечатление милейшего и очаровательнейшего из студентов, а не всемирной знаменитости, подчеркивал, сколько исследований он провел в транс-сообществе («самое блестящее образование») и с какой открытостью и великодушие его принимали люди всех поколений.
Согласно журналу Out, он даже убедил или, возможно, очаровал транс-активистку Пэрис Лис, сказав ей: «Послушайте, я только что сыграл роль человека за пятьдесят с болезнью двигательных нейронов. Я играю».
Фильм полностью отражает поиски Лили своего истинного «я», своей истории любви. «Врач вмешался, но Бог сделал меня женщиной, настоящей женщиной», — говорит она. Проснувшись после последней операции (только ее вторая в фильме) и когда ее спрашивают, как она, она умудряется прошептать: «Я полностью сама». И она умирает, тихо и красиво.
Стоит отметить, однако, что Хупер выразил сомнения по поводу хирургического выбора Лили, обвиняя в прошлом примитивную двойственность в отношении сексуальности и пола: хирургический маршрут, если он или она не чувствовал себя комфортно с этим». Кейтлин Дженнер, как оказалось, сделала косметическую операцию, но у нее не было смены пола.
Хупер уверен, что время фильма пришло. Он сказал журналу Screen: «Когда я впервые влюбился в идею создания этого фильма, мне казалось, что его очень сложно финансировать. Теперь, спустя всего пять или шесть лет, люди говорят со мной так, как будто это очевидный фильм».
На гала-концерте в Венеции «Девушка из Дании» вызвала замечательные 10-минутные овации. Но пойдут ли на это в равной степени и огромные зрители, обожавшие «Король говорит» и взволнованные «Отверженными»? И будет ли транс-сообщество, все еще находящееся в процессе конструирования собственной истории, прославляющее не только своих звезд, но и своих святых и мучеников, как вы могли бы сказать, быть полностью довольным тем, что самый большой вклад в этот процесс должен был внести такой мейнстрим, а не транс источник? Я могу только сообщить, что, несмотря на всю его способность трансформироваться, столь очевидную в «Теории всего», Редмэйн никогда не убеждал меня здесь. Не помогает ни то, что Алисия Викандер в роли Герды так красива от природы, ни его сравнительный рост и костлявость рядом с ней. Он всегда казался мужчиной, красивым и особенно обаятельным мужчиной, но мужчиной, играющим женщину.
Возможно, ни один актер-мужчина не справился бы с этим лучше? Чтобы добиться успеха, «Девушка из Дании» должна быть сильной слезоточивой. Январь и сезон награждений вполне могут доказать, что я бессердечный болван. Посмотрим.
Трагическая жизнь Лили Эльбе в качестве трансгендерного пионера
от Кэти Серена
Опубликовано 16 февраля 2018
Обновлен 7 декабря 2018 г.
Лили Эльбе родился Einar Wegener, и потратил целую жизнь. между мужчиной, которым она родилась, и женщиной, которой она хотела стать.
Wikimedia CommonsЛили Эльба в конце 1920-х годов.
Эйнар Вегенер не знал, насколько несчастным он был в своей собственной шкуре, пока не встретил Лили Эльбе.
Лили была беззаботной и дикой, «легкомысленной, взбалмошной, очень поверхностно мыслящей женщиной», которая, несмотря на свою женственность, открыла разум Эйнара для жизни, о которой он никогда не подозревал.
Эйнар познакомился с Лили вскоре после женитьбы на своей жене Герде в 1904 году. Герда Вегенер была одаренной художницей и иллюстратором, которая рисовала портреты женщин в стиле ар-деко в роскошных платьях и интересных ансамблях для модных журналов.
Смерть Эйнара Вегенера и рождение Лили Эльбе
Во время одного из ее сеансов модель, которую она собиралась нарисовать, не пришла, поэтому ее подруга, актриса по имени Анна Ларсен, предложила Эйнару позировать вместо нее.
Эйнар сначала отказался, но по настоянию своей жены, которой не хватало модели и которая была рада одеть его в костюм, согласился. Когда он сидел и позировал своей жене, одетый в костюм балерины из атласа и кружев, Ларсен заметил, как хорошо он выглядит.
— Мы будем звать тебя Лили, — сказала она. И родилась Лили Эльбе.
Wikimedia CommonsЭйнар Вегенер и Лили Эльбе.
В течение следующих 25 лет Эйнар больше не будет чувствовать себя личностью, одиноким мужчиной, а будет чувствовать себя двумя людьми, запертыми в одном теле, борющимися за господство. Один из них Эйнар Вегенер, художник-пейзажист и человек, преданный своей упрямой жене. Другая, Лили Эльбе, беззаботная женщина, единственным желанием которой было родить ребенка.
В конце концов, Эйнар Вегенер уступил место Лили Эльбе, женщине, которой, как он всегда считал, он должен был быть, которая впоследствии стала первым человеком, подвергшимся новой и экспериментальной операции по смене пола и проложившей путь к новой эре понимание прав ЛГБТ.
В своей автобиографии «Лили: портрет первой смены пола» Эльба описала момент, когда Эйнар надел костюм балерины, как катализатор ее трансформации.
«Я не могу отрицать, как бы странно это ни звучало, что я наслаждалась этим переодеванием», — писала она. «Мне нравилось ощущение мягкой женской одежды. Я чувствовал себя в них как дома с первого момента».
Знала ли она о внутреннем смятении своего мужа в то время или просто была очарована идеей понарошку, Герда уговаривала Эйнара одеться Лили, когда они уходили. Они одевались в дорогие платья и меха, посещали балы и светские мероприятия. Они рассказывали людям, что Лили — сестра Эйнара, приехавшая из другого города, модель, которую Герда использовала для своих иллюстраций.
В конце концов, самые близкие к Эльбе начали задаваться вопросом, была ли Лили игрой или нет, поскольку она казалась гораздо более комфортной в роли Лили Эльбы, чем когда-либо в роли Эйнара Вегенера. Вскоре Эльба призналась жене, что чувствовала, что всегда была Лили, а Эйнара больше нет.
Борьба за то, чтобы стать женщиной и новаторская хирургия
Public DomainПортрет Лили Эльбы, нарисованный Гердой.
Несмотря на нестандартность их союза, Герда осталась на стороне Эльбы и со временем стала ее самым большим защитником. Пара переехала в Париж, где Эльба могла открыто жить как женщина с меньшим вниманием, чем в Дании. Герда продолжала рисовать, используя Эльбу в качестве модели и представляя ее как свою подругу Лили, а не как мужа Эйнара.
Жизнь в Париже была намного лучше, чем когда-либо в Дании, но вскоре Лили Эльбе обнаружила, что ее счастье закончилось. Хотя ее одежда изображала женщину, ее тело — нет.
Без внешнего вида, который соответствовал бы тому, что внутри, как она могла бы действительно жить как женщина? Отягощенная чувствами, которым она не могла дать названия, Эльба вскоре впала в глубокую депрессию.
В довоенном мире, в котором жила Лили Эльбе, не существовало понятия трансгендерности. Едва ли существовало даже понятие гомосексуализма, которое было наиболее близко к тому, что она могла придумать, к тому, что она чувствовала, но все же недостаточно.
Почти шесть лет Эльба жила в депрессии, ища кого-то, кто понял бы ее чувства и был бы готов ей помочь. Она подумывала о самоубийстве и даже выбрала дату, когда она это сделает.
Затем, в начале 1920-х годов, немецкий врач по имени Магнус Хиршфельд открыл клинику, известную как Немецкий институт сексуальных наук. В своем институте он утверждал, что изучает что-то под названием «транссексуализм». Наконец появилось слово, концепция для того, что чувствовала Эльба.
Чтобы усилить ее волнение, Магнус выдвинул гипотезу об операции, которая могла бы навсегда преобразовать ее тело из мужского в женское. Недолго думая, она переехала в Дрезден, Германия, чтобы сделать операцию.
В течение следующих двух лет Лили Эльбе перенесла четыре крупные экспериментальные операции, некоторые из которых были первыми в своем роде (одна попытка была частично предпринята ранее). Сначала была проведена хирургическая кастрация, а затем трансплантация пары яичников. Вскоре после этого была проведена третья неустановленная операция, хотя ее точная цель никогда не сообщалась.
Медицинские процедуры, если они и были задокументированы, сегодня остаются неизвестными в своей специфике, поскольку библиотека Института сексуальных исследований была уничтожена нацистами в 1933 году.
Операции были революционными для своего времени не только потому, что они проводились впервые, но и потому, что синтетические половые гормоны находились только на очень ранних, все еще в основном теоретических стадиях разработки.
Жизнь возрождается для Лили Эльбе
После первых трех операций Лили Эльбе смогла официально изменить свое имя и получить паспорт, в котором ее пол был указан как женский. Она выбрала имя Эльба для своей новой фамилии в честь реки, протекавшей через страну ее возрождения.
Однако, поскольку теперь она была женщиной, король Дании аннулировал ее брак с Гердой. Из-за новой жизни Эльбы Герда пошла своим путем, решив позволить Эльбе жить своей жизнью самостоятельно. И действительно, она жила, не обремененная своими враждующими личностями, и в конце концов приняла предложение руки и сердца от старого друга.
Wikimedia CommonsЛили Эльбе и Клод, мужчина, за которого она надеялась выйти замуж.
Ей нужно было сделать только одну вещь, прежде чем она сможет выйти замуж и начать свою жизнь как жена: последнюю операцию.
Последняя операция Эльбы, самая экспериментальная и противоречивая из всех, включала трансплантацию матки в ее тело вместе с созданием искусственного влагалища. Хотя теперь врачи знают, что операция никогда бы не увенчалась успехом, Эльба надеялась, что она позволит ей осуществить свою мечту стать матерью.
К сожалению, ее мечты оборвались. После операции она заболела, так как до разработки препаратов для отторжения трансплантата оставалось еще 50 лет. Несмотря на то, что она знала, что никогда не оправится от своей болезни, она писала письма членам своей семьи, описывая счастье, которое она испытала после того, как наконец стала женщиной, которой всегда хотела быть.
«То, что я, Лили, жизненно необходима и имею право на жизнь, я доказала, прожив 14 месяцев», — писала она в письме другу. «Можно сказать, что 14 месяцев — это немного, но мне они кажутся целой и счастливой человеческой жизнью».
Узнав о превращении Эйнара Вегенера в Лили Эльбе, прочитайте о Джозефе Меррике, Человеке-слоне. Затем прочитайте о трансгендерном мужчине, который родил здорового ребенка.
Лили Эльбе и Герда Вегенер, датские девушки | Сартл
«Лили и Герда», Герда Вегенер
Оскар не за горами, а я очень поздно посмотрел «Девушку из Дании». закончила тем, что стала пионером целого движения, просто прожив свою настоящую жизнь.
Как вы все знаете, «Девушка из Дании» основана на реальной истории Лили Эльбе, одной из первых транс-женщин, перенесших операцию по смене пола (SRS). В фильме и романе, на котором он основан, Эльба (урожденная Эйнар Вегенер) замужем за Гердой Вегенер (урожденная Готлиб) в очень гетеросексуальном сексуально-активном союзе. (Я буду называть Эйнара и Лили почти отдельными людьми, потому что именно так они трактуются в фильме, романе и дневниках Эйнара/Лили.) Оба фантастические художники: Эйнар пишет пейзажи, а Герда — портреты. Их история представлена как настоящая история любви. Герда — поддерживающая, но страдающая жена, чья любовь и верность никогда не ослабевают, поскольку ее мужа постепенно заменяет Лили. Это фантастический фильм с милыми и симпатичными персонажами, и я предполагаю, что он точно изображает смесь замешательства, поддержки, любви, печали и счастья, через которые проходит гетеросексуальная женщина, когда ее супруг раскрывает свою истинную гендерную идентичность.
Poplerne ved Hobro Эйнара Вегенера
Пейзаж Эйнара Вегенера
Эйнар и Герда оба были художниками, это правда. Эйнар писал пейзажи. Герда профессионально рисовала для модных журналов, так что, думаю, технически она писала портреты. Пробуждение Лили действительно началось, когда Герда попросила Эйнара позировать в женской одежде для одной из ее картин, и Лили стала любимым объектом Герды. Но хотя между ними была безусловная любовь, история любви, которую мы узнали, ложна.
Вот что в фильме умалчивается: Герда была лесбиянкой. Вроде… Я имею в виду, она вышла замуж за двух мужчин. Тем не менее, Герда была известна тем, что рисовала невероятно красочные сцены лесбийского секса, и когда Лили и Герда переехали в Париж в 1912 году (хронология фильма далеко), это должно было позволить Лили жить как женщина, а Герда жить как лесбиянка. . Они сказали, что их любовь была больше похожа на любовь между сестрами, а не супругами.
«Лили Эльба», Герда Вегенер
«La Belle Bas et Escarpis Rouge», Герда Вегенер
Ну, они также переехали в Париж, потому что, как только люди в Дании узнали, что поразительные портреты Герды, нарисованные молодой женщиной, на самом деле были портретами ее мужа, им пришлось бежать из Копенгагена.
В истории, которая так глубоко усложняет вопросы гендера, сексуальности и любви, кажется такой пустой тратой времени упрощать ситуацию, что, как я могу только предположить, было попыткой сделать историю более приемлемой для широкой аудитории. Возможно, это было необходимо, когда роман был выпущен, но благодаря усилиям, которые транс-сообщество и ЛГБТК-сообщество приложили и продолжают прилагать для повышения их узнаваемости, правдивая история (которая задокументирована в дневниках Лили в книге «Мужчина в женщину»). ) то, что нужно современному обществу. И, честно говоря, было бы гораздо интереснее наблюдать за нетрадиционной парой, продвигающей строгие бинарные системы, созданные нашей культурой, чем наблюдать, как человек, переходя от одного конца гендерного спектра к другому, меняет динамику относительно типичной, гетеросексуальной молодой пары.
История и борьба Герды как квир-женщины были утеряны с появлением Лили Эльбы, но часть истории Лили также была утеряна. Лили не делала операций, пока не достигла среднего возраста. Тем не менее, она прожила свою жизнь как женщина на полную ставку в течение этих двух лет в Париже, а в 20-е и 30-е годы она регулярно представляла себя женщиной. Именно в 30-е годы она начала то, что составило четыре (а не две) процедуры SRS, и они будут проходить в течение двух лет. Сначала была кастрация. Вторая операция заключалась в имплантации яичников в ее брюшную полость, и, согласно ее дневникам, врачи обнаружили уже существующие в ее теле недоразвитые яичники. Это означает, что был хороший шанс, что Лили Эльбе была интерсексуалом, добавляя еще один уровень сложности к гендерно-половой бинарности. Третьей операцией была пенэктомия, а ее последней и фатальной операцией стала неудачная трансплантация яичников.
В фильме Лили умирает совсем молодой, вероятно, в 30 лет, как незамужняя женщина, рядом с которой стоит непоколебимая Герда.