Диптих мэрилин: Diptych Marilyn, 1962, 290×205 cm by Andy Warhol: History, Analysis & Facts

Портрет Мэрилин Монро от Энди Уорхола ушел на аукционе с рекордной ценой: он представлял поп-арт и не пострадал от стрельбы

#Энди Уорхол #Мэрилин Монро

Поделиться:

официальный сайт аукционного дома Christies

Художник Энди Уорхол нарисовал портрет Мэрилин Монро в 1964 году под названием Shot Sage Blue Marilyn как один из пяти портретов серии. Спустя почти 60 лет его продажа стала рекордом торгов произведений искусства.

У Энди Уорхола рекорд среди произведений XX века, но до да Винчи далеко

🧩 В марте 2022 года Christie’s объявил, что в мае выставит портрет за $200 миллионов.

🧩 В аукционный дом его передали представители благотворительного фонда Томаса и Дорис Амманн в Цюрихе. Фонд занимается помощью детям. Все средства от продажи будут переданы в пользу фонда.

🧩 Покупателем стал арт-дилер Ларри Гагосян – это информация от Bloomberg. Для кого Гагосян покупал картину и будет ли он ее перепродавать, неизвестно. Официально имя покупателя не разглашается. Но известно, что он сделал ставку вживую, находясь на торгах.

🧩 Портрет продан по цене $195 млн. Это рекорд аукционной цены произведений искусства из XX века.

🧩 Но самой дорогой продажей на аукционе остается картина «Сальватор Мунди» Леонардо да Винчи – за $450 млн.

🧩 Ранее самой дорогой картиной Уорхола на торгах была «Серебряная автокатастрофа (Двойная авария)» – продана за $105 млн в 2013 году. 

Сколько всего портретов Монро сделал Уорхол и почему разрешил в них выстрелить

Для всех портретов Уорхол брал одну и ту же фотографию Монро от 1953 года, которая сделана для рекламы фильма «Ниагара». При этом Уорхол не просил разрешения правообладателей. Он избежал суда за нарушение авторских прав на портрет, но позднее отдельно договаривался с авторами снимка на неизвестных условиях.

Первой работой в линейке Монро стала «Мэрилин Диптих» – 50 портретов Монро в технике шелкографии (это не значит, что она сделана из шелка: просто так традиционно называется трафаретная печать). 25 из них окрашены в цветные оттенки, еще 25 – в разные тональности черно-белого. 

Нет четкой интерпретации, почему Уорхол сделал эту работу, зачем выбрал именно Монро и что именно это означает. Одна из популярных трактовок: цветовой диапазон означает разные образы Монро, которые характеризуют ее непростую личность и восприятие аудитории. А также переход сияющей звезды в состоянии смерти – диптих был закончен как раз спустя пару недель после смерти Мэрилин Монро.

Почему именно Монро? Потому что это общепринятый и понятный символ Голливуда и той образности, который он создает в массовой сознании.

Руководитель отдела Christie’s по искусству XX и XXI веков Алекс Роттер так оценил портреты Монро: «Абсолютная вершина американской поп-культуры и воплощение американской мечты, она транслирует оптимизм, уязвимость, славу и культовость одновременно».

В том же 1962 году Уорхол сделал «Золотую Мэрилин Монро» – тот же портрет Монро, нанесенный на покрашенный в золотую краску холст. Нью-йоркский Музей современного искусства так трактует значение картины:

«Золотое поле напоминает иконы истории христианского искусства – но этот резонанс также создает болезненное очарование. Используя коммерческую технику, которая придает портрету четко искусственный вид, Уорхол канонизирует Монро [в поп-культуре], но раскрывает ее публичный образ как тщательно структурированную иллюзию».

официальный сайт Музея современного искусства в Нью-Йорке

Председатель правления фонда Джордж Фрей говорил, что работы Уорхола делают сам образ Мэрилин Монро таким узнаваемым. Он сравнил ее улыбку с загадочной улыбкой Моны Лизы.

В 1964 году Уорхол выпустил Shot Marilyns – еще пять портретов Мэрилин Монро в разных цветах: голубой, красный, оранжевый, шалфейно-голубой и бирюзовый. Главное в этой работе – история названия и инцидент, из-за которого оно возникло.

Однажды подруга фотографа студии Уорхола Дороти Подбер пришла в его мастерскую, увидела стоящие стопкой друг за другом портреты и попросила в них выстрелить. Уорхол разрешил, потому что неправильно понял значение слово shoot: он думал, что она хочет щелкнуть портреты на камеру. От выстрела пострадали четыре из пяти картин – кроме той, что стояла в стопке последней.

В 2015 году была продана за $36 миллионов еще одна картина Уорхола на тему Монро как иконы поп-культуры «Четыре Мэрилин».

Сам Уорхол говорил о портретах Монро уклончиво: «Не чувствую, что представляю секс-символов нашей эпохи в своих картинах. Просто вижу Монро как другого человека. Символично ли рисовать ее в таких ярких красках – это красиво, а она прекрасна. Если что-то прекрасно, то красивы и цвета, вот и все».

НЕ ПРОПУСТИ ГОЛ

Все фото: ZUMAPRESS, Keystone Press Agency, dpa / Global Look Press

Еще картины

Криминальная история одного шедевра: «Бирюзовая Мэрилин» Энди Уорхола

Работа, созданная после самоубийства самой знаменитой актрисы всех времен Мэрилин Монро, является одной из 27 знаковых картин Энди Уорхола. А еще с ней связана криминальная история, ведь «Бирюзовая Мэрилин» чуть не попала в руки преступницы.

Ярким примером стиля поп-арт Энди Уорхола является серия работ «Застреленные Мэрилин». Это четыре однотипных картины, с одним и тем же изображением дивы, но с разными цветовыми схемами. «Застреленные Мэрилин» Уорхола олицетворяют все то, чем является поп-арт. Прежде всего, благодаря отсылке к самой диве Мэрилин Монро, которая была иконой поп-культуры. Поп-арт начал свое движение в Лондоне благодаря независимой группе художников, которых привлекла реклама, изображающая американскую массовую культуру. В связи с этим все, что касается массовой культуры, будь то музыка, реклама или танцы, стало основной темой британского поп-арта.

Энди Уорхол

Зацикленность Уорхола на актрисе как на медиа-героине привела к тому, что он создал сотни вариаций с Мэрилин. Картины отражали различные цветовые схемы на протяжении всей его карьеры. Уорхол экспериментировал с яркими оттенками, которые стали знаковыми для поп-арта. Мэрилин Монро олицетворяла две любимые темы Энди Уорхола: символ pop-art и культ знаменитости. В последующие два года Уорхол сделал тридцать шелкографических картин с Мэрилин, используя ту же обрезанную рекламную фотографию из фильма «Ниагара» 1953 года. Фотографом был Джин Корман, а снимок был сделан на открытом воздухе. Набор из девяти работ Уорхола был выпущен в 1967 году тиражом 250 экземпляров. В течение следующих двадцати лет Уорхол несколько раз пересматривал свою серию «Мэрилин», добавляя новые цветовые решения: тыквенный, черно-коричневый, синий и ярко-зеленый.

Энди Уорхол. Диптих Мэрилин, 1962г

Особенно интересна «Золотая Мэрилин», которая стала первой работой Уорхола после смерти кинозвезды. Он использовал на холсте переливающееся золото, а в центре с помощью шелкографии изобразил лицо звезды. Стиль «Золотой Мэрилин» напоминает византийские христианские иконы. «Золотая Мэрилин» Уорхола была продана архитектору Филиппу Джонсону в 1964 году за 2000 долларов. Затем он передал ее в дар Музею современного искусства в Нью-Йорке, где картина хранится по сей день.

Золотая Мэрилин

С серией работ Уорхола связана трагическая и отчасти криминальная история. Однажды, посетительница студии Уорхола выстрелила в стопку картин из револьвера, оставив нетронутой только одну. Ею была «Бирюзовая Мэрилин».

Криминальная история

В 1964 году Энди Уорхол собирался выпустить новую серию работ с Мэрилин. Это были одинаковые изображения девушки с разным цветовым фоном: красным, оранжевым, голубым, синим и бирюзовым. Художник хранил их в своей студии на 47-й Ист-стрит в Манхэттене.

Студия Уорхола

Когда Уорхол заканчивал свою новую серию работ, американская художница по имени Дороти Подбер увидела недавно завершенные картины, сложенные друг против друга в студии, и спросила у Энди, может ли она посмотреть их. Уорхол позволил посетительнице посмотреть работы. Затем Подбер вытащила револьвер из сумочки и прострелила четыре работы с Мэрилин. Идеальный выстрел пробил дыры прямо в центре лба изображенного лица Мэрилин. Уорхол был шокирован. Преступнице удалось прострелить четыре полотна, а пятое осталось невредимым (оно в это время находилось в другом месте этой студии).

Этот инцидент, конечно, подпортил работы Уорхола. Но художник не растерялся. Уорхол решил закрасить заделанные пулевые отверстия, сохранив на полотнах след от выстрела. Он сделал эту историю не только достоянием общественности, но и продал свои произведения вдвое дороже, переименовав их в «Застреленные Мерлин».

Застреленные Мэрилин

Дороти же Подбер получила известность благодаря тому, что размахивала пистолетом и пронзила лоб изображенной Мэрилин Монро на работах Энди Уорхола. До преступного инцидента Подбер была самостоятельной художницей и помогала руководить галереей Нонагон на Манхэттене, которая демонстрировала работы юной Йоко. Также она занималась организацией джазовых концертов. Есть и немало сомнительных фактов в биографии Подбер.

Например, печальную известность она получила как муза и соучастник художника Рэй Джонсона, с которым она устраивала импровизированные события на улицах Манхэттена. В одном из них она и Джонсон убеждали людей с улицы впустить их в свои квартиры, где они затем проигрывали пластинки логопедов, содержащие образцы заикания. Люди были довольно озадачены, чего и следовало ожидать. Подбер упивалась своей репутацией плохой девочки. В интервью в 2006 году она сказала: «Я всю жизнь была плохой. Моя профессия — подшучивать над людьми».

Дороти Подбер

Сегодня все портреты с «запахом пороха» находятся в руках частных коллекционеров. Грамотный маркетинговый ход Уорхола привёл к тому, что на протяжении 10 лет рекорд Уорхола принадлежал шелкографии 1964 года «Оранжевая Мэрилин», проданной на Sotheby’s в 1998 году за $17,3 миллиона. В свою очередь, «Бирюзовая Мэрилин» — единственная уцелевшая от выстрела Подбер работа, — была приобретена в 2007 году за $80 миллионов.

Тайна по имени Мэрилин Монро — Tribuna.

ee

В мае этого года шелкографический портрет кинозвезды Мэрилин Монро «Shot Sage Blue Marilyn» в исполнении Энди Уорхола продали на аукционе Christie’s за $195 млн. Это стало новым рекордом аукционной цены для американских произведений искусства.

Фото: Christie’s

 

«Диптих Мэрилин» был создан по фотографии к фильму «Ниагара» (1953 год), где Монро сыграла главную роль. Именно там актриса впервые появилась в образе сексапильной блондинки, том самом, который стал самым узнаваемым в мире, а актрисе принёс славу и миллионы поклонников. Энди Уорхол убрал с фото мелкие детали, максимально добавил контрастности и сделал портрет приближённым к комиксу. Затем с помощью трафаретной печати нанёс на огромный холст (два на три метра) пятьдесят одинаковых изображений актрисы. Правую часть он оставил чёрно-белой, с видимыми техническими огрехами. Левую раскрасил: на оранжевом фоне выделил ядовито-жёлтые волосы, лицо сделал фиолетовым, с красными губами и синими тенями на веках.

Мэрилин Монро на картине переставала быть личностью, — она превращалась в обезличенный рекламный штамп. Уорхол показывал не человека, а символ массовой культуры, подобный банкам супа «Кэмпбелл» (другая его работа).

Энди Уорхол, «Диптих Мэрилин». Фото: Pixabay

 

К Монро и Уорхолу можно относиться как угодно. Но бесспорно, что именно Уорхол в своём творчестве воплотил основную идею западной культуры, зародившуюся в шестидесятых и достигшую пика в наши дни: высокое искусство и любовь к миру товарно-денежных отношений, когда стёрта граница между коммерцией и душой. И именно Мэрилин ещё при жизни перестала восприниматься как живой человек, превратившись в воплощение «американской мечты» и икону стиля. Большинство современников оценивало личность актрисы очень поверхностно, считая её лишь олицетворением сексапильности. На самом деле она была очень сильной, гордой и проницательной женщиной, но об этом её поклонники узнали гораздо позже.

Актриса сама во многом способствовала созданию такого своего образа. Один пример: во время подготовки к изданию альбома с фотографиями Мэрилин, выполненными во время съёмок фильма «Зуд седьмого года» (1955 г. ), ей показали снимок, на котором она выглядела очень измученной долгим рабочим днём на съёмочной площадке и который хотели поместить в вышеупомянутый альбом. Однако актриса твёрдо этому воспротивилась: «Когда люди смотрят на меня, они хотят видеть звезду».

Мэрилин Монро в 1958 году. Фото: Antonio Marín Segovia / flickr.com/photos/antoniomarinsegovia

 

В дни, когда самой красивой женщине XX века могло бы исполнить 96 лет, мы предлагаем подборку высказываний людей, знавших Мэрилин-женщину, а не только Мэрилин-звезду…

«Она мне хорошо запомнилась благодаря красивым и длинным белокурым волосам… Я пыталась поговорить с этой девушкой и узнать о ней побольше, но мне это не удалось. Она была чрезвычайно замкнута в себе. Чего я не заметила в её игре, так это остроумия, шутливости и чувства юмора. Всю карьеру молва твердила об этом её чудесном комедийном даре, но мне его как-то не довелось увидеть».

Фоби Брэнд, актриса, педагог, 1947 г.

 

«…Она была очень пытливой и любознательной и очень неуверенной, а также послушной, пунктуальной и спокойной. Мэрилин хотела, чтобы люди её любили, и беседа с ней могла неожиданно обрести глубину. Она проявляла интерес к интеллектуальной тематике, что было, выражаясь как можно помягче, довольно-таки хлопотно. В её присутствии трудно было сконцентрироваться».

Джордж Сендерс, актёр, 1950 г.

Восковая фигура Мэрилин Монро в Музее мадам Тюссо (Нью-Йорк). Фото: Scarlet Sappho / flickr.com/photos/skinnylawyer

 

 

«Она знала все ловкие приёмы грима и макияжа — как подчеркнуть и выделить глаза, какие кремы и цвета применить в качестве тональной основы, как придать надлежащий цвет своим губам. Ясное дело, выглядела она фантастически, но всё это было иллюзией: в действительности без макияжа она была очень красива, но не бросалась в глаза и знала про это».

Аллан Снайдер, гримёр, 1952 г.

 

«Мэрилин была великолепной партнёршей в совместной работе, очень легко поддающейся указаниям и невероятно честолюбивой на съёмочной площадке. И притом умной, на самом деле умной. Может быть, она не была образованной, но обладала врождённым интеллектом. Всегда, однако, находились разные дураки, старавшиеся сделать из неё идиотку. Никто, пожалуй, не относился к ней по-честному. Для большинства мужчин она была особой, которой они немного стыдились, — так вёл себя даже Джо Ди Маджио».

Генри Хатауэй, режиссёр, снимавший картины разных жанров: мелодрамы, комедии, военные фильмы, детективы и вестерны, 1952 г.

 

«Её ощущение собственной ценности было слабо выраженным. Но одновременно она была женщиной очень сложной, которая при всём том точно знала, чего хочет добиться. Хотя её и переполняли опасения, она начала по-настоящему свободно интерпретировать песни, которые исполняла. Я постоянно сопутствовал ей в студии звукозаписи. В процессе монтажа записанный материал менялся совсем немного, приходилось только вносить паузы и перебивки, а необходимость в повторной постсинхронизации возникала совсем редко…»

Хол Шефер, учитель пения Мэрилин, 1954 г.

Мэрилин Монро на решётке метро на Лексингтон-авеню, Манхэттен. 1954 год. Фото: Metropolitan Transportation Authority of the State of New York / flickr.com/photos/mtaphotos

 

«У меня было такое впечатление, словно она как-то внутренне перестроилась, вроде бы что-то в ней «сработало», и вдруг — вот вам, получайте — это уже не та обычная девушка, с которой я только что прохаживалась, но «Мэрилин Монро», ослепительная дива, готовая показаться своим поклонникам. Головы тут же начали поворачиваться. Люди стали толпиться вокруг нас. А Мэрилин улыбается, будто маленький ребёнок».

Сьюзан Страсберг, американская актриса, номинировавшаяся на премии «Золотой глобус», «Тони» и BAFTA, подруга Мэрилин, 1955 г.

 

«Мэрилин — один из самых крупных талантов всех времён и наиболее способная современная актриса: симпатичная, остроумная, необычайно умная и полностью поглощённая работой. Хочу сказать, что это самая большая актриса, с какой я когда-либо работал на протяжении всей моей карьеры… Голливуд позорным образом изничтожал её, не дал девушке шанса. Она невероятно хрупка и к тому же до ужаса перепугана, боится сниматься и настолько критически настроена по отношению к себе, что это граничит с комплексом неполноценности»

Джошуа Логан, режиссёр, учившийся у К. С. Станиславского, снимал Монро в фильме «Автобусная остановка», 1956 г.

Мэрилин Монро и Дон Мюррэй («Автобусная остановка», 1956 г.). Фото: culttvgirl.blogspot.com

 

«После того, как я попрощался с ней, она вернулась к тому, чем занималась до моего прихода. Весь пол был завален фотографиями, контактными оттисками и материалом, не использованным в монтаже, а она размышляла, как со всем этим поступить. Мне виделась в ней недюжинная личность, и я пожалел, что не знаю её лучше. Это была женщина, которая делала выбор за выбором, которая задумывалась над собственной жизнью и знала, в чём разница между видимостью и реальной действительностью. Ей были присущи глубокие чувства. Разумеется, у неё была чрезвычайно сложная натура, и в ней ощущалось какое-то скрытое страдание. Но, когда она была на пике, ей не было равных. Раны, нанесённые «Фоксом», затянулись, и в последний раз, как я её видел, она напоминала молодую и красивую кинозвезду, рвавшуюся сыграть в фильме, имевшем сейчас все шансы казаться благополучно доведённым до конца»

Питер Леватес, американский кинорежиссёр и рекламист, наиболее известный по короткому управлению 20th Century Fox, 1962 г.

 

В трейлере к фильму «В джазе только девушки». Фото: Wikimedia Commons

Обычно кумиры ненадолго остаются на пьедестале славы. Мэрилин же по сей день остаётся самой красивой и знаменитой женщиной в мире.

*Подборка подготовлена по материалам книги Дональда Спото «Мэрилин Монро», Москва, «Эксмо», 2008 г.

Читайте по теме:

Воскресный антидепрессант Любиной: Труд или красивые будни — что создаёт женщину

Энди Уорхол, Мэрилин Диптих – Smarthistory

Энди Уорхол, Мэрилин Диптих , 1962, холст, акрил, 2054 x 1448 мм (Тейт) © 2022 The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. (фото: rocor, CC BY-NC 2.0)

Диптих Энди Уорхола Мэрилин состоит из двух серебряных полотен, на которых художник пятьдесят раз нанес шелкографией фотографию Мэрилин Монро. На первый взгляд, работа, в названии которой явно упоминается форма христианской живописи (см.

Диптих с Богородицей с Младенцем на троне и Распятием , 1275–80, панель, темпера, 38 x 59 см (Художественный институт Чикаго)

Но, как и все ранние картины Уорхола, это изображение также тщательно Критика как современного искусства, так и современной жизни.

Не только поп-культура

При внимательном рассмотрении работ Уорхола становится ясно, что на него повлияла не только поп-культура, но и история искусства, особенно искусство, которое тогда было популярно в Нью-Йорке. Например, в этой картине мы можем идентифицировать отличительные черты художников абстрактного экспрессионизма, таких как Джексон Поллок и Виллем де Кунинг.

Посетитель, Тейт Модерн, Лондон (фото: Барбара Пьянкастелли, CC: BY-NC-SA 2. 0) ) требует нашего внимания и объявляет о важности предмета. Кроме того, кажущееся небрежным обращение с краской и ее «всеобщая композиция» — равномерное распределение формы и цвета по всему холсту, так что взгляд зрителя блуждает, не фокусируясь на одном месте, — являются отличительными чертами абстрактного экспрессионизма, примером чего является Капельные картины Джексона Поллока. Тем не менее, Уорхол ссылается на этих художников только для того, чтобы подорвать предполагаемую выразительность их жестов: подобно Джасперу Джонсу и Роберту Раушенбергу, работами которых он восхищался, он использует фотографические образы, процесс шелкографии и повторение, чтобы создать искусство, которое не о его внутренней жизни, а скорее о культуре, в которой он жил.

Эмоциональная плоскостность

Уорхол берет в качестве предмета своей картины безличный образ. Хотя он был удостоенным наград иллюстратором, вместо того, чтобы сделать свой собственный рисунок Монро, он присваивает уже существующее изображение. Более того, это не рисунок другого художника, а фотография, сделанная для массового тиражирования. Даже если мы не узнаем источник (рекламное фото для фильма Монро 1953 года « Ниагара »), мы знаем, что это фотография не только из-за ее правдоподобия, но и из-за повышенного контраста между освещенными и затененными областями. ее лица, которое мы ассоциируем со вспышкой фотографа.

Рекламный кадр к фильму Ниагара , 1953 слева; в центре и справа, детали: Энди Уорхол, Мэрилин Диптих , 1962 г., холст, акрил, 2054 x 1448 мм (Тейт) © 2022 The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. на нас соблазнительно из-под полуопущенных глаз и приоткрытых губ; но выражение ее лица также немного загадочно, и повторение превращает ее лицо в жуткую неодушевленную маску. Использование Уорхолом техники шелкографии еще больше «уплощает» лицо звезды. Экранируя широкие плоскости немодулированного цвета, художник убирает постепенное затенение, создающее ощущение трехмерного объема, и подвешивает актрису в абстрактной пустоте. Благодаря этому выбору Уорхол превращает буквальную плоскость рекламной фотографии толщиной с бумагу в эмоциональную «плоскость», а актрису — в своего рода автомат. Таким образом, картина предполагает, что «Мэрилин Монро», сфабрикованная звезда с выдуманным именем, является просто одномерным (сексуальным) символом — возможно, не самым подходящим объектом нашего почти религиозного поклонения.

Повторы

В то время как трафаретные повторы Уорхола сглаживают личность Монро, они также усложняют его собственную личность как художника этой работы. Процесс шелкографии позволил Уорхолу (или его помощникам) воспроизводить одно и то же изображение снова и снова, используя несколько цветов. После того, как экраны изготовлены и цвета выбраны, художник просто равномерно распределяет чернила по экранам, используя широкий ракель. Хотя есть различия от одного лица к другому, они кажутся случайными побочными продуктами квазимеханического процесса, а не продуктом суждения художника. Технике механического рисования Уорхола перекликается жесткая композиция произведения – сетка лиц пять на пять, повторяющаяся на двух половинах ее поверхности.

Detail, Andy Warhol, Marilyn Diptych , 1962, холст, акрил, 2054 x 1448 мм (Тейт) © 2022 The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. (фото: rocor, CC BY-NC 2.0)

Здесь, как и во многих неодадаистских, минималистских и концептуальных работах, сетка похожа на программу, которую художник использует для «автоматизации» процесса создания произведения, вместо того чтобы полагаться на субъективные мысли или чувства при принятии решений. Другими словами, «крутая», отстраненная композиция Уорхола противоположна интимной, душевной встрече с холстом, связанной с абстрактным экспрессионизмом. Но в то время как большинство работ, в которых используются сетки, являются абстрактными, здесь сетка повторяет фотографию кинозвезды, из-за чего картина напоминает контрольный лист фотографа или серию пленок, расположенных бок о бок. Эти ссылки на механические формы воспроизведения еще раз доказывают, что для Уорхола живопись больше не является возвышенным средством, отличным от массовой культуры.

Призрачная симметрия

Помимо радикального изменения нашего представления о живописи, выбор Уорхола создает симметрию между художником и его натурой, каждый из которых кажется не совсем человеком: художник становится машиной, так же как актриса становится маской или ракушка. Другим словом, которое мы могли бы использовать для описания присутствия как художника, так и актрисы, могло бы быть призрачное , и на самом деле Уорхол начал делать свою серию картин «Мэрилин» только после того, как звезда умерла очевидным самоубийством, и в конце концов собрал их с другими тревожными картинами под названием «Смерть в Америке». Ее смерть преследует эту картину: слева ее пурпурное, кричаще накрашенное лицо напоминает забальзамированный труп, а более светлые тона некоторых лиц справа создают впечатление, что она исчезает на наших глазах.

Уорхол однажды заметил, что при многократном воздействии на изображение мы теряем к нему чувствительность. В этом случае, повторяя похожее на маску лицо Монро, он высасывает не только ее жизнь, но и нашу, притупляя нашу эмоциональную реакцию на ее смерть. С другой стороны, делая ее лицо таким странным и незнакомым, он, возможно, также пытается вернуть нам чувствительность к ее образу, чтобы мы помнили, что она не просто символ, а человек, которого мы могли бы пожалеть. С точки зрения психоаналитической теории он, возможно, даже заставляет нас заново пережить и, следовательно, проработать травматический шок ее смерти. Картина – это больше, чем просто празднование культового статуса Монро. Это приглашение задуматься о последствиях возрастающей роли образов средств массовой информации в нашей повседневной жизни.


Дополнительные ресурсы

Эта картина в Тейт

«Мэрилин Диптих Энди Уорхола, сцена трагического гламура» (Sotheby’s)

Hal Foster et al., антимодернизм : постмодернизм 40 2-е изд. (Лондон: Темза и Гудзон, 2011 г.).

Стивен Генри Мэдофф, изд., Поп-арт: критическая история (Беркли: University of California Press, 1997).

Кинастон МакШайн, изд. , Энди Уорхол: ретроспектива , экз. кошка. (Нью-Йорк: Музей современного искусства, 1989).

Аннет Майкельсон, изд., Энди Уорхол (Октябрьские файлы) (Кембридж, Массачусетс: MIT Press, 2002).

Цитируйте эту страницу как: Тина Риверс Райан, «Энди Уорхол, Мэрилин Диптих », в Smarthistory , 9 августа 2015 г., по состоянию на 9 октября 2022 г., https://smarthistory.org/warhol-marilyn-diptych /.

АНАТОМИЯ ИСКУССТВА ‘Мэрилин Диптих, 1962’ Энди Уорхола | Искусство на продажу

Вновь открывшись на этой неделе после закрытия недели из-за пандемии, галерея Тейт Модерн представит одноименную ретроспективу «Энди Уорхол», посвященную жизни и карьере несравненного поп-артиста и иконы. Популярный в народе радикальный и чрезвычайно популярный Уорхол был художником, который переосмыслил то, чем может быть искусство в эпоху огромных социальных, политических и технологических изменений.0005

В этом рассказе «Анатомия произведения искусства» — последнем в серии, в которой мы рассказываем об одном произведении искусства с крупной новой выставки — мы глубоко погрузимся в шедевр Уорхола «Мэрилин Диптих 2962» с помощью Куратор Тейт Грегор Мьюир. После прочтения загляните в нашу эксклюзивную для Artspace галерею работ этого легендарного художника, которую уже можно купить.

 

Энди Уорхол на фабрике, Нью-Йорк, из «Фабрики: Энди Уорхол» Стивена Шора

 

В своей книге эссе 1979 года «Белый альбом» писатель Джоан Дидион отметила; «Мы рассказываем себе истории, чтобы жить. Мы ищем проповедь в самоубийстве, социальный или нравственный урок в убийстве пятерых. Мы интерпретируем то, что видим, выбираем наиболее действенный из множества вариантов. Мы живем исключительно наложением повествовательной линии на разрозненные образы, «идеями», с помощью которых мы научились замораживать изменчивую фантасмагорию, являющуюся нашим действительным опытом». Абстракция является основным механизмом преодоления перемен в обществе, доверенной старой гвардии, которую осаждает обжигающее пламя перемен. Мы цепляемся за такие символы, как жестокие любовники или далекие родители, надеясь различить контуры компаса в неуступчивых негативах истины.

Вот в чем заключается хитрость обсуждения Мэрилин Монро или Энди Уорхола с любым авторитетом; это просто невозможно сделать. Оба могут похвастаться наследием, слишком емким и разбавленным для подлинного изучения, и оба создали это разбавление как неотъемлемую часть их общей, но отличной мистики.

Сверкающие по периметру детали, которые должны очеловечить этих людей: Монро была приемной девочкой из сельской местности Среднего Запада, которая превратилась в культурный апофеоз женственности, Уорхол был застенчивым, больным, веселым ребенком иммигрантов, которые в одиночку изменили определение современного искусства — кажется, только укрепляют их драматические мифологические дуги. Использование Уорхолом образа Монро увеличило ее влияние на культуру до уровня наглого ничтожества, в чем, конечно, и заключался весь смысл. Уорхол до сих пор царит как наследный принц вакансий, а Мэрилин, несмотря на все ее усилия, была ее королевой.

 

Жан Госсарт — Диптих Жана Каронделе», 1517

 

Об искусстве: история диптихов носит явно образовательный характер. Этимология термина происходит от греческого корня «dis», означающего «два», и «ptyke», означающего «складной», первоначально придуманного для описания шарнирных складных планшетов, популярных до появления печатного станка. По мере того, как христианство набирало популярность в Римской империи, переносные алтари становились все более и более популярными.0004 , помогая повысить доступность иконографии для широких слоев неграмотных граждан.

С 500 до конца 1100-х годов, до распространения готических соборов, витражей и аллегорических картин на холсте, нравоучительные сказки все еще нуждались в иллюстрациях, и эти скромные деревянные панели, часто изображающие Деву Марию и различных других служителей, появлялись на бесчисленные алтари по всей Европе, Африке и на Ближнем Востоке.

Диптихи также могут служить свидетельством индивидуального благочестия, богатства или социального положения; бледное лицо голландского священнослужителя Жана Каронделе напротив сияющей Богородицы с младенцем («Диптих Жана Каронделе», 1517 г. ) сделало имя художника Жана Госсарта нарицательным в 16 веке, а самый известный пример в западном каноне — диптих Уилтона. 1396 изображен покровитель король Ричард II, которого три святых преподносят Марии и младенцу Иисусу, каждая из которых изящно украшена аппликацией из сусального золота. Эти объекты переплели обучение с преданностью, посыпая достаточным количеством материального зрелища, чтобы привлечь внимание и удержать его в плену.

 

Диптих Уилтона 1396 года

 

Поэтому неудивительно, что современный художник, выросший в католических славянских гетто Питтсбурга, счел нужным применить эту теологическую парадигму к знаменитостям, самой модной форме веры в Америке. Энди Уорхол создал шелкографию «Мэрилин Диптих» всего через четыре месяца после передозировки барбитуратов Монро 19 августа.62, событие, которое вызвало почти 50-процентный всплеск самоубийств в районе Лос-Анджелеса в течение нескольких недель и породило больше теорий заговора, драг-выступлений, поп-песен, биографических фильмов и активных святынь, чем даже сама легенда могла поколебать плечо.

Монро было 36 лет на момент ее смерти, она давно хотела стать секс-символом и страдала от пьянящего сочетания депрессии, недомогания и зависимости, что делало ее довольно обузой на съемочных площадках. Пресса раскритиковала ее усилия в серьезной актерской игре, ее брак с драматургом «Смерть коммивояжёра» Артуром Миллером распался под давлением его фетишистской жестокости, а годы диет, вызванных камнями в желчном пузыре, и невылеченным эндометриозом привели её в больницу и из больницы на раз в два месяца. Производство было остановлено, судебные иски пошли в гору, и все стало тяжело — слишком сложно.

Кончина Монро фактически заморозила ее во времени, сохранив юношескую уязвимость и юношескую форму с глазами лани, которые одновременно почитались и ругались ее обожающей публикой. Ее личность перестала быть целиком где-то в начале 50-х, когда архетип «глупой блондинки», который она создала на экране, включил в себя настоящую, пораженную плотью борьбу, от которой она никак не могла избавиться. Съеденная заживо символическим ожиданием, Монро так и не смогла достичь даже шаткого подобия человечности.

В «Способах видеть» теоретик искусства Джон Бергер заявляет: «Мужчины смотрят на женщин. Женщины наблюдают, как на них смотрят. Это определяет не только большинство отношений между мужчинами и женщинами, но и отношение женщин к самим себе. Обследователем женщины в себе является мужчина: обследуемая женщина. Таким образом, она превращается в объект — и, в особенности, в объект видения: зрелище». Монро оказалась в ловушке во вращающейся комнате односторонних зеркал. Она так и не вышла.

 

Мэрилин Монро Скриншот из Ниагары, 19 лет53

 

Если 62-й был худшим годом для Монро, то для Уорхола это был год борьбы с бандами, который успешно ушел от прибыльной карьеры коммерческого иллюстратора (фотограф Джон Копленд настаивал на том, что «никто не рисовал обувь так, как Энди сделал… [с] своего рода хитростью, утонченностью Тулуз-Лотрека») в неоднозначного изобразительного художника  du jour . Выставка в июле 1962 года в галерее Ferus в Калифорнии познакомила разгневанных критиков с его банками из-под супа, и всплеск был достаточно большим, чтобы в ноябре он выступил сольно в нью-йоркской Stable Gallery. Там дебютировал Мэрилин Диптих, мощная, гудящая шелкография, на которой изображено 50 сеток итераций портрета Монро в прессе из Ниагары, 19-го века.Фильм «53» больше всего запомнился этим обтягивающим кислотно-розовым платьем.

«В августе 62-го я начал делать шелкографию, — сказал Уорхол, комментируя картину. — Я хотел чего-то более сильного, что давало бы больше эффекта сборочного конвейера. При трафаретной печати вы берете фотографию, взрываете ее, переносите в клей на шелк, а затем раскатываете по ней чернила так, чтобы чернила проходили через шелк, но не через клей. Таким образом, вы получите одно и то же изображение, каждый раз немного отличающееся. Все было так просто, быстро и случайно. Я был в восторге от этого. Когда в том же месяце умерла Мэрилин Монро, мне пришла в голову идея сделать экраны ее красивого лица, первых Мэрилин».

Формат диптиха Мэрилин 1962 года отражает форму христианского произведения искусства, изображающего Деву Марию с одной стороны и распятого Иисуса с другой. Сравнение отсылает к обожествлению Мэрилин Монро. Грегор Мьюир, директор отдела коллекции международного искусства Тейт и куратор новой выставки Энди Уорхола, рассказал Artspace:

: «Этот диптих был составлен не Уорхолом, а коллекционером (организатор выставки искусства и дизайна Эмили Холл Тремейн). Она купила одну картину, потом нашла другую и спросила: «Энди, могу я совместить эти две?» Он сказал: «Боже, как здорово выглядит». Так и появилась картина. «Это удивительный процесс. Справа, на серебряной стороне, вы видите подпечатки, которые Уорхол делал во многих из этих работ. Что он делал, так это накладывал ранний рисунок, который затем мог закрасить.

 Энди Уорхол — Мэрилин Диптих, 1962 

 

«То, что вы видите слева, это краска поверх этого подпринта, а затем еще один отпечаток сверху. Происходит какая-то интересная игра. Вы видите слева, что каждое лицо разное. Каждое нарисовано вручную, примерно по подпечатку. Но интересно увидеть разницу. У вас чистое лицо везде на этом [слева], а на правом вы видите затухающее эхо Мэрилин, картина, написанная Уорхолом вскоре после ее смерти.0005

«Одним из ключевых моментов этой выставки Тейт является религия и смерть в сочетании с идеей четкой идентичности, а также этой идеей истории иммигрантов и воспитания Уорхола. Хотя есть много вопросов о том, что Уорхол был человеком веры, иногда неизвестным, его отношение к вере — важный вопрос. Очень интересно посмотреть, как Уорхол мог когда-либо избежать религии, учитывая его воспитание. Его мать знала литургию наизусть, и он ходил в церковь каждый день в Питтсбурге, часто пройдя несколько миль. Этот район Уорхол называл чешским гетто. Понятно, что он жил в глубоко европейском пузыре. В некотором смысле Уорхол смотрит на религиозную иконографию, она его окружает, и он полностью осознает это. силы греко-византийской церкви. Вот Мэрилин, как сама религиозная икона».

Левая панель также является полным исследованием теории цвета; Случайное, бесплодное прикосновение Уорхола окрашивает лицо звездочки в лавандовый цвет, а волосы — в жгучий желтый цвет на обжигающе-оранжевом фоне. Правая панель, более яркая документация процедурных основ произведения, повторяет шаблон в черно-белом, смазанная, запятнанная лирика, которая вызывает в памяти те самые газеты, ускоряющие фатальное очернение Монро. Контраст столь же нагляден, сколь и навязчив, настойчив, как нервное кудахтанье в пустой комнате.

Если Лиотар упростил постмодерн как «недоверие к метанарративам», то Уорхол наэлектризовал эту концепцию визуальным языком, одновременно наказывающим и хвалебным, используя синтаксис капиталистической эксплуатации, чтобы погрузить зрителей в их собственные чуткие недостатки. Его выступления вызывают небрежный тембр насилия, отпечаток обязательно пустой одержимости. Это горячая, подлая вакансия, из тех, что в равной мере беспокоит и проникает. 60 лет спустя его динамика столь же очевидна, а его история столь же гипнотична.

Взгляните на множество работ Уорхола, выставленных на продажу на Artspace, на нашей странице художника Энди Уорхола. Купить каталог Энди Уорхола Phaidon Raisonne Volumes 1-5, созданный в сотрудничестве с Фондом Энди Уорхола; Гигантский размер, самая продаваемая визуальная биография, содержащая более 2000 фотографий и изображений, а также фотодокумент Стивена Шора «Энди Уорхол: Фабрика», охватывающий период с 1965 по 1967 год.

[Warholanatomy-module]

Энди Уорхол в Тейт Модерн продлен до 15 ноября 2020 года. Подробности о выставке здесь.

 

Художественная критика диптиха Мэрилин Энди Уорхола | Виктория Л. | Medium

Andy Warhol, Marilyn Diptych , 1962, холст, акрил, 2054 x 1448 мм (Тейт) © The Andy Warhol Foundation for the Visual Arts, Inc. 2015 который был самым популярным секс-символом Америки в 1950-х и начале 1960-х годов. Позже она стала иконой популярной культуры во всем мире и запомнилась, в частности, своими красными губами, волнистыми светлыми волосами и соблазнительной внешностью. Это произведение искусства было создано в 1962 самым культовым поп-исполнителем Америки Энди Уорхолом, и был завершен через несколько недель после загадочной смерти Монро, чтобы почтить ее память. Сегодня она хранится в галерее Тейт в Лондоне и была названа «третьим по значимости произведением современного искусства» по результатам опроса, проведенного The Guardian в 2004 году. одинаковые изображения, расположенные симметрично: двадцать пять цветных слева и двадцать пять черно-белых справа. Изображение Монро было рекламной фотографией, сделанной для массового тиражирования из фильма 9.0003 Niagara
в 1953 году. Помимо использования фотографических изображений, Уорхол полагался на технику шелкографии и повторение одного и того же изображения, чтобы создать желаемый эффект, чтобы лучше представить Монро. Используя два серебряных холста в качестве основы для этой работы, он сослался на форму симметричной христианской живописи, придавая Монро и поп-арту чувство достоинства и бессмертия.

Диптих с Богоматерью с младенцем на троне и Распятием , 1275/80, панель, темпера, 38 x 59см (Институт искусств Чикаго)

Color Games

Яркие неоновые цвета и контраст между левым и правым на первый взгляд шокируют зрителей. Однако чем дольше смотришь, тем больше чувствуешь разные эмоции, передаваемые обеими панелями, несмотря на то, что они основаны на одном и том же изображении. На более яркой панели ее полузакрытые глаза, пухлые красные губы и платиновые светлые волосы напоминают о ее уникальной красоте. Синие бирюзовые тени для век и оранжевый фон делают ее образ очень ярким. Он иллюстрирует ее жизнь в Лос-Анджелесе как одной из самых известных знаменитостей, и эти цвета могут символизировать ее счастье, ее страдания и ее успех, а также ее неудачи. С другой стороны, однако, ее улыбка выглядит жесткой, а выражение лица кажется более меланхоличным. Чем больше мы смотрим на правую сторону, тем больше ее лицо исчезает под доминирующими белыми цветами, которые позволяют проявиться только размытому наброску ее лица.

Ее лицо почти полностью покрыто черным и лишь немного остается видимым. Запомнит ли ее как одну из самых известных голливудских знаменитостей или ее слава исчезнет после ее смерти? Возможно, именно этот вопрос задавал себе Уорхол, создавая это произведение искусства. Спустя десятилетия само собой разумеется, что Монро по-прежнему считается мировой иконой. Ее наследие ощущается не только в Голливуде: ее живая, манящая улыбка увековечена в мире моды. Спустя пятьдесят один год после ее смерти, в 2013 году, Монро была названа новым лицом культового аромата Chanel №5.

Через блеклые изображения справа, резко контрастирующие с более яркой левой панелью, Уорхол передает сообщение о том, что взлеты и падения в жизни неизбежны, независимо от того, чего мы достигли или сколько славы мы имели, смерть будет ожидание. Это несколько пессимистическая и философская точка зрения; однако люди сами должны интерпретировать это произведение в зависимости от того, что оно заставляет их чувствовать. В диптихе Мэрилин «

» Уорхол объединил две повторяющиеся темы — смерть и культ знаменитости — в шедевр.

Что попсовое?

Поп-арт — это направление в искусстве, которое впервые возникло в Европе, а затем распространилось в США в середине-конце 1950-х годов. Он бросил вызов традиционному изобразительному искусству, включив в художественные представления предметы массового производства, такие как бутылки Coca-Cola, коробки из-под томатного сока и банки из-под супа. Он намеренно помещает обыденные объекты в случайный или неподходящий контекст вместе с другими несвязанными материалами. Цель состоит в том, чтобы изобразить общество потребления, критикуя элитарную культуру, а также позволяя художникам свободно выражать себя без ограничений традиционного изобразительного искусства.

Эта работа получила высокую оценку Камиллы Палья, американского академического и культурного критика, за демонстрацию « множественности средств» . Помимо того факта, что контраст цветов вызывает ассоциации с жизнью и смертью Монро, повторение изображений также делает произведение искусства «менее человечным» и более механическим, неявно отсылая к тому, как продукты питания и предметы массово производились на фабричных производственных линиях по всему миру. В выпуске Art News Уорхол заявил, что «причина, по которой я рисую таким образом, заключается в том, что я хочу быть машиной, и я чувствую, что все, что я делаю и делаю как машина, — это то, что я хочу делать». («Что такое поп-арт? Ответы восьми художников», часть 1, Г. Р. Свенсон, в Art News 62, 19 ноября.63) В

Мэрилин Диптих многократное экспонирование лица Монро снижает чувствительность публики, потому что трудно сосредоточиться на отдельных изображениях. Однако повторы также делают изображение незабываемым и воспроизводят эффекты рекламных роликов и аудиовизуальных медиа. С помощью контраста цветов Уорхол, возможно, также хотел оживить ее и вызвать реакцию людей на этот культовый статус.

Фотография сделана 15 декабря 1980 года (Getty Images/Susan Greenwood/Liaison Agency)

Прочное наследие

В сентябре 1949 года, в возрасте 21 года, Уорхол переехал в Нью-Йорк. Благодаря усердной работе и ярким идеям он вскоре стал одним из самых успешных художников города и получил множество наград, в том числе премию Клуба арт-директоров и премию журнала «Кинокультура». Уорхола восхищали богатые и знаменитые люди, и он сказал, что «в будущем каждый станет всемирно известным на пятнадцать минут». Помимо Мэрилин Монро, он также написал портреты Мика Джаггера и Элвиса Пресли, которые сделали его еще более известным.

Спустя более полувека диптих Мэрилин по-прежнему занимает уникальное место в мире искусства и считается одним из самых знаковых шедевров поп-арта. Благодаря Уорхолу юная и сексуальная внешность Мэрилин Монро была увековечена и оценена из поколения в поколение. Повторяющиеся темы массовой культуры и знаменитостей также были изображены в его искусстве.

Несмотря на то, что он был застенчивым и сдержанным, в интервью Гретхен Берг в 1966 году Уорхол сказал: «Если вы хотите узнать все об Энди Уорхоле, просто посмотрите на поверхность моих картин и фильмов и на меня, и вот я. Ничего за этим нет» . Искусство было его главным оружием, с помощью которого он пытался передать смысл через мирскую иконографию и использование повторения. Его искусство воплощает идею «видеть глубину под поверхностью, что искусство предназначено для всех и что оно может быть о популярной культуре».

«Искусство — это то, что вам сойдет с рук», — сказал он. Благодаря поп-арту Энди Уорхол осуществил свою американскую мечту и добился более чем пятнадцати минут славы: прошел путь от бедной словацкой семьи мигрантов до успешного художника, известного во всем мире. После его смерти его работы все еще выставляются на международных выставках. Его вдохновляющая биография побудила многих людей раскрыть свой талант и осуществить свои мечты. Культовые произведения искусства Уорхола, а также незабываемая улыбка Мэрилин навсегда останутся в памяти.

Ана Лейте, «Энди Уорхол: живописный социолог, массовые образы и механизмы знаменитостей», Galoá Journal . https://galoa.com.br/blog/andy-warhol-pictorial-sociologist-mass-images-and-mechanisms-celebrity.

Бергин, Пол. «Энди Уорхол: Художник как машина». Художественный журнал , том.